Главные отличия русских школ от английских. Рано «Таргет»
Многие родители, рассматривающие возможность обучения своих детей за рубежом, задаются вопросом: какой смысл отправлять ребенка на учебу за границу, если можно получить хорошее образование в России? Стоит ли зарубежное образование затраченных усилий, как финансовых, так и моральных? Ответ на этот вопрос зависит в первую очередь от целей родителей и планов на будущее. В нашей статье мы перечислим основные отличия русских школ от английских, а также главные принципы системы британского образования. Возможно, это поможет родителям сделать правильный выбор.
В Англии обязательное обучение начинается с 5 лет, в этой стране 13-летняя система образования. До 5 лет дети могут посещать детские сады и подготовительные группы. С 5 до 11 лет (во многих частных школах до 13 лет) дети учатся в начальной школе. В конце начальной школы ученики сдают экзамены и переходят в среднюю школу. С 14 лет начинается подготовка к экзаменам GCSE, часть изучаемых предметов является обязательными, остальные можно выбирать. По окончании средней школы, английские школьники сдают государственные экзамены GCSE (аналог аттестата о среднем образовании). Далее в зависимости от результатов экзаменов и дальнейших планов британские подростки могут продолжить обучение в школе или колледже по программам A-level или International Baccalaureate (12-13 классы). В старшей школе нет обязательных предметов, старшеклассникам предлагается выбрать 3 – 4 предмета, которые они планируют изучать в дальнейшем. Таким образом, в двух последних классах английские школьники изучают только те дисциплины, которые будут им нужны для поступления в выбранные университеты. Чтобы поступить в лучшие университеты требуются отличные результаты по программе А-level или высокий балл по IB (международный бакалавриат). Процедура сдачи выпускных экзаменов и поступления в ВУЗы в Великобритании аналогична единому государственному экзамену ЕГЭ в России.
В чем же заключаются главные отличия русских школ от английских?
1) В России обучение в школе начинается с 6 -7 лет, а заканчивается в 16-17 лет. В Англии учатся с 5 до 18 лет, 2 последних года обучения в школе эквивалентны первым курсам российских университетов.
2) Обучение в России осуществляется в больших классах (25-30 человек), в результате не все школьники получают достаточно внимания со стороны учителей. В английских частных школах, как правило, маленькие классы (15 — 20 человек), что обеспечивает более индивидуальный подход.
3) В Великобритании большой выбор школ, принимающих на обучение только мальчиков или только девочек. Если родители ищут для своего ребенка школу с раздельным обучением, имеет смысл обратить внимание на английские пансионы.
4) В Англии в старшей школе (A-levels, IB) учащиеся изучают только те предметы, которые они сами выбрали. В России некоторые предметы, преподаваемые в выпускных классах, являются обязательными.
5) В английской системе образования в старших классах (A-levels, IB) школьные предметы изучаются более углубленно. Английские школьники имеют возможность выбрать интересующие их предметы уже в 14 лет, что является предпосылкой для раннего определения целей и планов на будущее. Обучение в старших классах предполагает много самостоятельной работы (поиск информации, ее анализ, собственные идеи и выводы).
6) В Великобритании взаимодействие между учителями и учениками сильно отличается от российской модели. Британские преподаватели относятся к школьникам с уважением и тактом. Процесс обучения представляет собой скорее диалог, чем просто передачу знаний и материалов.
www.esltutor.ru
Почему учителям и воспитателям следует проходить курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в учебном центре «Инфоурок» ?• Огромный каталог: 677 курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации;• Очень низкая цена, при этом доступна оплата обучения в рассрочку – первый взнос всего 10%, оставшуюся часть необходимо оплатить до конца обучения; • Курсы проходят полностью в дистанционном режиме (форма обучения в документах не указывается); • Возможность оплаты курса за счёт Вашей организации. • Дипломы и Удостоверения от проекта «Инфоурок» соответствуют всем установленным законодательству РФ требованиям. (Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года). |
infourok.ru
Образование в Британии и России: сходства и отличия
Сегодня многие задаются вопросов: есть ли смысл отправлять ребенка за границу, если можно дать хорошее образование в России? В чем заключается принципиальное отличие образования в Великобритании и России?
Британская система образования
Как известно, в Соединённом Королевстве Великобритании родители вправе выбирать, куда отдать ребенка учиться: это может быть бесплатная государственная школа, в которой на безвозмездной основе предоставляются все необходимые учебные пособия, или же частное (платное) учебное заведение. Особенно популярными считаются школы-интернаты, в которых дети проводят все время, домой они приезжают исключительно на праздники. Всего функционирует порядка 35 000 школ в Британии. Их посещает 9000000 детей.
Особенности обучения в Британии:
- Перед школой родители отдают малышей на подготовительные курсы.
- Образование считается обязательным с 5 до 16 лет.
- Все ученики носят униформу.
- В 90% английские, шотландские и уэльские школы являются смешанными: в классах мальчики обучаются вместе с девочками.
- В 16 лет школьники сдают национальный экзамен, после которого они вправе продолжить обучение или же начать работать.
- Для поступления в университет требуется прохождение курса A-levels, который длится 2 года.
- После 18-ти лет учащиеся могут получить как профессиональное образование, так и высшее.
- К 21-22 годам многие становятся аспирантами.
После получения на руки диплома каждый выпускник пытается найти работу в соответствии с собственными интересами и способностями.
Российская система образования
Эксперты отмечают, что образование в Англии и России не имеет принципиально существенных отличий.
Особенности обучения в России:
- Многие родители отдают малышей в возрасте 3-6 лет в детские ясли/сады (дошкольные учреждения).
- В школу дети идут с шести-семи лет.
- Среднее образование – обязательное (длится оно 11 лет).
- Выделяют 3 уровня обучения, которые длятся 3-4 года, 5 лет и 2 года соответственно.
- По окончанию школы ученики сдают экзамены и получают аттестаты.
- Далее они продолжают обучение как в средних специальных учебных заведениях (колледжах, техникумах, училищах и т.д.), так и в высших (институтах, университетах, академиях).
- Трудоустраиваются выпускники согласно полученной специальности.
Детально рассмотрев особенности обучения в обеих странах, можно сделать вывод: образование детей в Англии и в России действительно имеет массу сходств.
Но при этом не стоит закрывать глаза на их принципиальные отличия:
- в Великобритании ученики могут выбирать любимые предметы;
- в российских школах отсутствует обязательная униформа;
- в британских учебных заведениях дисциплина отличается строгостью и жесткостью.
Главное – и в Британии, и в России образование является ключевым фактором развития человеческого капитала.недвижимость в Бодрум
Советуем почитать
zemlanin.info
Чем британские школы отличаются от учебных заведений других стран мира
Общее впечатление о британских школах, преподносимое широкой общественности в СМИ и массовой культуре, достаточно противоречиво. С одной стороны при этом находится «Гарри Поттер» с его волшебными уроками и яркими приключениями, а с другой – «Переростки», в которых все более прозаично. Но судить об образовании в Великобритании, находясь в другой стране, достаточно сложно. Однако, говоря об отличиях английских школ от всех других, некоторые общие моменты выделить можно.
Британские школьники обычно носят униформу
Это, пожалуй, самое заметное отличие. Если в школах других стран мира учащиеся более или менее свободны в выборе одежды, то их британские «коллеги» такой возможности не имеют. Самым распространенным цветом для формы считается зеленый. В более строгих вариациях костюмов обязательным для мальчиков и девочек является наличие пиджака, галстука. Если студент преуспел в учебе или каком-то другом виде деятельности, то на галстуке он носит булавку. Если школа отличается меньшей консервативностью, то от учеников могут требовать остановить свой выбор на рубашках поло или толстовках с нейтрального цвета брюками.
Зачем форма нужна? Последователи теории заговора предполагают, что она помогает подавлять индивидуальность учеников, делая их одинаковыми и лишенными собственного мнения. В то же время сглаживание различий не всегда плохо. Оно помогает поддержать общий школьный дух.
Почти все, что нужно для школы, обеспечивается ее администрацией
В Германии школьники имеют возможность пойти в магазин канцелярских товаров и купить яркие тетради и другие принадлежности, выбрав при этом те, которые им больше пришлись по вкусу. В Великобритании же подобное не практикуется. Школьники сами приобретают одежду, сумки, некоторые письменные принадлежности, а учебники и рабочие тетради они получают от администрации учебного заведения бесплатно. Кроме того, за питание учащиеся начальной ступени также не платят.
Интересно, что в Великобритании каждая школа имеет собственную форму. Выдаваемые письменные принадлежности тоже могут внешне различаться.
Дети начинают учиться с пяти лет, а иногда и раньше
Британские школьники на первой ступени образования очень юны. Дети начинают учиться в пять лет, а иногда и раньше. Почему? Дело в том, что учебный год начинается в сентябре, и если ребенку в этом или следующем месяце исполняется 5 лет, то он начинает посещать учебное заведение еще в 4 года.
В дальнейшем возрастная градация учащихся имеет некоторые отличия в государственных и частных школах. В первых ученики поступают на начальную ступень образования в 5 лет. В 11 они переходят на следующую, среднюю. В частных заведениях первая ступень называется не начальной, а подготовительной, а завершается она по достижении студентами 13-летнего возраста.
Учебный день длится с 9.00 до 15.30
Продолжительность занятий в школе варьируется во многих странах мира. В Бразилии, к примеру, учебный день начинается в 7 утра и продолжается до полудня, а китайские школьники находятся на уроках с 7.30 до 17.00. В Великобритании занятия начинаются обычно в 9 часов и продолжаются до половины четвертого, но при этом есть пятнадцатиминутный перерыв в первой половине дня и отводится целый час на обед.
Во время большого перерыва дети могут пойти домой, чтобы поесть, отдохнуть или помочь родителям с семейным бизнесом.
Британские школьники не остаются на второй год
Если в учебных заведениях других стран подобная мера принимается, когда учащийся не успевает по большинству предметов, то в Великобритании такой практики нет. Одноклассники там всегда примерно одного возраста.
Более частым случаем является противоположный: ученик, отлично успевающий по всем предметам, пропускает один класс при переходе на следующий учебный год. И получается, что тогда он младше остальных ребят.
Отдельные школы чрезвычайно автономны
В большинстве стран мира работа учреждений образования регламентируется указаниями и документами, поступающими из министерств. Но в Великобритании все по-другому. Отдельные школы имеют право самостоятельно выбирать учебные предметы для преподавания, устанавливать форму экзаменов, нанимать педагогов и распоряжаться бюджетными средствами. Все зависит от того, какой вышестоящей организации подчиняется конкретное учебное заведение, а также от того, кто финансирует учебный процесс.
Недавно в стране были введены школы особого типа. Управление в них может быть еще более гибким.
К преподавателям относятся с уважением, но авторитета по умолчанию у них нет
Если сравнивать с другими странами мира, то в Британии отношения «учитель – ученик» могут считаться неформальными. К преподавателям не обращаются обычно по фамилии или ученой степени, ограничиваются лишь словами «сэр», «мисс» и подобными им. Кроме того, только лишь немногие педагоги просят учеников встать в знак приветствия. Если преподаватель, объясняя материал, допустит фактическую ошибку, его исправят, и урок продолжится.
У британских школьников и студентов отношения с педагогами больше напоминают аналогичные в диаде «босс – подчиненный». Это значит, что ребята, собираясь вместе, могут обсудить своего учителя, критиковать его умение вести занятия, манеру одеваться и прочее. Но указания преподавателя всегда неукоснительно соблюдаются.
Изучается меньше предметов, чем в других странах мира
На начальной ступени образования в Великобритании обязательными являются следующие предметы:
- английский язык;
- математика;
- биология;
- химия;
- физика;
- география;
- история;
- религиоведение;
- искусство;
- физическая культура.
Затем многие из этих дисциплин упраздняются, а студент может сам выбирать, какие науки он будет изучать. Делается это для того, чтобы дать молодым людям более глубокие знания в выбранной стезе, а не просто обширные.
Студентам предлагают высказаться, поделиться собственным мнением
Традиционный викторианский образ студента, смиренно сидящего за партой и записывающего каждое слово учителя, мало подходит современному британскому учащемуся. На самом деле на занятиях обычно никогда не бывает тихо. Преподаватели учат своих подопечных высказывать собственное мнение, подходить к проблеме творчески и решать ее неординарно. Именно поэтому креативность для британского педагога – важнейшая профессиональная черта.
После занятий в школе обычно ученики делают что-то еще
От современной британской школы требуется нечто большее, чем просто обучить студентов определенным дисциплинам, а затем выпустить в мир. Именно поэтому после уроков ребятам предлагают поучаствовать в репетициях школьного оркестра, посетить спортивную секцию или остаться на внеклассное занятие по любимому предмету.
Эти занятия бесплатны. Носят они творческий характер, поэтому большинство учеников с радостью их посещают. Именно поэтому школа для многих становится вторым домом, некоторым обществом, в которое приятно возвращаться.
fb.ru
Мировой опыт: чем английские школы отличаются от российских
Главным отличием английских школьных реалий от российских наша «английская» мама Людмила Селенская называет родительскую боязнь расстроить ребенка и посильное включение всех детей в жизнь школы. Но это не всё. Есть свои нюансы и в школьной программе (отгадайте, чья сложнее), и в домашних заданиях (как думаете, у кого больше?), и в учительском составе, и во многом другом. Продолжаем узнавать много нового об английских школах.
Боязнь расстроить ребенка
На самом деле, это сложный вопрос. У явления есть как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, родители с детства дают понять, что счастье и вообще эмоциональное состояние очень важно, что общечеловеческое благополучие и нормальная самооценка важнее академических, спортивных и прочих успехов. В школах нет никакого прорабатывания отстающих учеников – разве что хулиганов.
Таким образом, у учеников и у родителей складывается картина успехов, не соотвествующая действительности.
Я, например, не сразу сориентировалась и позволяла усыплять себя заверениями, типа «мальчик превосходного поведения, учится в соответствии с ожидаемыми результатами, дружит с одноклассниками, вежлив с учителями». Понадобились годы, чтобы понять: не беспокоиться могут только родители учеников лучших частных школ. Вот кто действительно не озабочен ни уроками, ни наказаниями за неуспеваемость, а только тем, как заплатить за учебный год, который дороже года в университете. Но жизнь вносит свои коррективы и, конечно же, без проблем не останется ни один родитель.
Подруга, добившаяся перевода старшего сына в частную школу, с ужасом рассказала об общешкольном родительском собрании десятиклассников. Повесткой дня были проблемы наркомании и суицида в этой школе. Родители предпочли не прятать свои проблемы от посторонних глаз, а забить тревогу.
Инклюзивность, вовлеченность всех учеников
Конечно, речь идет о тенденции, а не о достигнутой стопроцентной инклюзивности. Поясню на примерах. Несколько лет назад, во время рождественского спектакля я была поражена тем, как был организован праздник. Во-первых, внешний вид детей. В том время, как одни ребятишки были одеты в богатые костюмы ангелов, осликов и пастухов, другие детки изображали осликов с помощью картонных ушей или надетых на голову детских колготок, а пастухи просто повязывали на голову кухонное полотенце. В спектакле участвовали все дети до единого, включая девочку в инвалидной коляске и мальчика с задержками развития. Это не было шоу талантов – это был праздник всех-всех-всех. Читать текст доверялось детям и с хорошей, и с плохой дикцией, главные роли достались абсолютно разным по артистическим способностям детям. Но особенно мне запомнился танец снежинок. Дети танцевали с такой радостью, совершенно не стесняясь и не красуясь, а просто получая удовольствие от музыки, от общества друг друга, от восторженных взглядов родителей. Когда музыка смолкла, одна девочка продолжала танцевать, закрыв глаза, забыв обо всем на свете, и у всех – от директора до помощницы учителя нулевого класса – вдруг защипало в глазах. Все ждали, пока девочка заметит, что танец снежинок закончился.
В младших классах никто не чувствует себя неуклюжим, лишенным слуха или голоса. И мне показалось, что типичный второклашка не чувствует себя бедным, хотя есть много семей с уровнем дохода, не позволяющим купить красивый новогодний костюм. Учитель скорее похвалит за смекалку ученика, который изображает ослика с помошью картонных ушей или сам что-нибудь придумает для реквизита. Загонять родителей в поисках костюмов и тем более настаиватиь на том, чтобы они смастерили что-то хитроумное, здесь не принято.
Учебная программа
Должна отметить, что в основном программа государственных английских школ выглядит облегченной по сравнению с российской. Но это только до старших 12 и 13 классов – здесь четыре выбранных предмета изучаются весьма серьезно и едва ли проигрывают российской школе. В частных школах предметы изучаются на высоком уровне и в маленьких классах.
Удивительно, но в Англии нет музыкальных и спортивных школ. И музыкой, и спортом хорошо заниматься в частных школах или брать частные уроки и ходить в платные секции. При многих государственных средних школах есть оркестры и хор, но чтобы попасть в оркестр, нужно сдать экзамен за третий класс по инструменту.
Хорошая государственная школа дает возможность получить довольно качественное, но не слишком обширное образование.
Правда, из-за того, что к успеху силком никого не тянут, в реальности далеко не все ученики используют эту возможность.
Отношение к ошибкам
Ошибаться можно, и даже нужно. Ошибки – неизбежное явление в здоровом учебном процессе. Никаких черновиков, никаких проверок уроков строгими мамами – ребенок должен учиться сам, с ошибками, с помарками.
Родительские собрания
Родительские собрания существенно отличаются от российских. Общеклассные собрания бывают в начале учебного года и называются «Знакомство с учителем». По окончании школьного дня в классе собираются родители с учениками, и учительница кратко представляется мамам и папам учеников и в двух словах описывает особенности грядущего учебного года, а также озвучивает свои пожелания ученикам и родителям.
Два раза в год проводится parents evening – родительский вечер. Родителям каждого ученика выделяется десять минут на индивидуальную беседу с педагогом. Им рассказывают об успеваемости и поведении их ребенка, а также показываются его школьные тетради, которые на дом не выдают. И в помине нет публичного обсуждения действий или успеваемости учеников. Эта информация конфедициальна и касается только данного ребенка и его родителей. Все мои попытки выяснить, не хуже ли других учится чадо, сводились только к расспросу самого ребенка. Чтобы родители имели представление о местонахождении ребенка в системе образовательных координат, им выдается таблица с указанным общенациональном уровнем и оценками ребенка, и они сами видят, отстает ли ребенок или идет вперед. Здесь никогда не вызовут родителей в школу из-за недостаточно хороших оценок – это личное дело ребенка и семьи, а не повод бить тревогу. В школу вызывают только из-за плохого поведения.
Мужчины-учителя в начальной школе
Первое, что бросается в глаза в хорошей начальной школе – это относительно большой процент мужчин-педагогов. Хорошие школы привлекают молодых специалистов-мужчин не только своими условиями, но и способностью защитить кадры от клеветы со стороны учащихся. К сожалению, каждый реальный факт неподобающего поведения, а иногда и серьезной сексуальной агрессии педагога-мужчины, дает повод для необоснованных обвинений в адрес множества прекрасных учителей. Мы как-то разговаривали с заслуженным учителем музыки, и он сказал: «Учить девочек до шестнадцати лет – ни за какие коврижки! Мне тройной гонорар предлагают, а я отказываюсь. В шестьдесят лет мне, отцу семейства и деду семи внуков, даже слабая тень перспективы пойти на допрос и быть подозреваемым – не нужна!».
Мистер Пирс
Самые незабываемые, харизматичные и добрые учителя у моих старших мальчиков были мужчины. Самое яркое впечатление за всю школьную жизнь у старших детей оставил мистер Пирс. Толстый, абсолютно лысый в 33 года, слегка прихрамывающий, как доктор Хаус, внешне он не производил впечатления детского кумира. Но как бывший хулиган, двоечник и задира, он хорошо понимал двоечников, хулиганов и задир и знал, как найти к ним подход. На переменах он часто играл с мальчишками в футбол, но дешевой популярности никогда не искал и умел быть строгим. Самые младшие школьники боялись его, потому что он иногда мог не сдержаться и кричал на своих учеников на переменах, краснея до помидорного цвета. Но его искренность, подлинный интерес к детям и веселая манера покрывали его недостатки.
Мой сдержанный старший сын подарил ему в конце года открытку примерно такого содержания: «Мистеру Пирсу – лучшему учителю в мире. Спасибо, мистер Пирс, что учили меня в этом году. Я учился только ради Вас!» Вот так. Наш творческий сын, не вписывающийся в рамки, ненавидящий все формальное, пересилил себя и окончил год прекрасно. Ребенок учился, делал уроки, писал доклады не для мамы и папы, ни ради своего будущего, а ради учителя.
Потом мистер Пирс учил второго сына, а перед последним триместром вдруг получил повышение. Он стал директором частной школы для мальчиков. Во время прощального слова я отметила, что он так и не научился вести себя на людях: в правой руке он держал микрофон и что-то мямлил, а левой отчаянно чесал спину, что было у него признаком волнения. В конце неудавшейся речи его просто облепили дети, отличники и двоечники, ботаники и задиры, хрупкие принцессы и крутые пацаны, и все стали рыдать в голос.
Домашние задания
Эта тема много лет беспокоит умы родителей, учителей, директоров школ и парламентариев. То кивают на Францию, где уже давно в начальной школе нет заданий на дом, то на Китай, где дети учатся, как каторжные. Как лучше?
Как бы там ни было, отношение к домашним заданиям – одно из главных отличий российского и британского школьного образования.
Много ли, мало ли домашних заданий получают дети в британских школах, это все равно в разы меньше, чем в российских. Но с другой стороны, когда ребенок с пяти лет проводит в школе шесть часов, он вправе отдыхать дома. Как и его родители. Основная черта домашних заданий – это непривлечение родителей к их исполнению. Мам и пап могут лишь мягко попросить проверять сам факт сделанных уроков. А вот их активная помощь абсолютно не приветствуется, потому что задание, как бы коряво оно ни было выполнено – это дело Джимми или Эмили, а не их родителей.
Английские учителя просто не поверили бы, если бы я им рассказала, что мне приходилось писать сначала на черновик, а потом переписывать начисто, что папа искал мне информацию для доклада, а мама проверяла сочинения.
Интересная дисциплинарная мера присутствует во многих школах. Если не сделано домашнее задание, то никаких двоек, записей в дневнике и вызовов родителей в школу не последует. Не сдал задание по математике? Не выучил слова для словарного диктанта? На большой перемене вместо игр будешь делать уроки. Самое удивительное, что дети реально этого боятся, и даже отстающие стараются сделать уроки дома хоть на «троечку» — никому не хочется корпеть над тетрадями вместо футбола и общения с друзьями.
Пропуск занятий
Отдельная тема – пропуск школьных занятий по болезни и другим причинам. Если раньше родители несли административную ответственность за несанкционированный пропуск школы, то теперь родителей прогульщиков штрафуют, и даже могут посадить в тюрьму, как это показательно сделали в нашем городе пару лет назад. Мама старшеклассницы, которой просто не хотелось в школу, не смогла найти веских оснований для пропуска занятий и провела в тюрьме несколько дней – чтоб другим неповадно было.
Запрещено увозить детей в отпуск в учебное время (исключение составляют военные и некоторые категории служащих), нельзя отпросить ребенка на посещение семейного торжества.
Скандал в ГлазгоПроблемой прогулов занялись очень плотно, когда выяснилось, что множество детей в Великобритании вообще и в нашем графстве в частности вынуждены заботиться о неадекватных родителях. Одним приходится покрывать родительское пьянство, другим – психические заболевания, депрессию и беспорядочную жизнь родителей.
В начале двухтысячных в Глазго был скандал. 12-летний мальчик регулярно жил один несколько дней подряд, так как его мама жила в гостинице из-за неконтролируемой депрессии. Ей «нужно было побыть одной». Чтобы в школе не заподозрили неладного, он подчеркнуто аккуратно одевался, приходил вовремя на уроки и никогда не участвовал в шалостях, чтобы не было повода вызвать родителей в школу. Когда его спросили, зачем он это делал, он признался, что хотел скрыть настоящее положение дел от посторонних глаз, и чтобы его не разлучили с мамой.
Одноклассникам моего сына давали грамоты за стопроцентную посещаемость, при этом академическими успехами они не блистали и в хорошем поведении замечены не были.
Я же видела свою главную задачу в том, чтобы поощрять детскую жажду знаний и, как побочный продукт, добиваться хороших результатов в учебе. Но поскольку из-за астмы вынуждена была часто оставлять одного из сыновей дома, меня вызвал директор школы. Долго и нудно он внушал мне, что при таких значительных пропусках невозможно хорошо учиться, хотя, к своему изумлению, он отметил, что мальчик учится прекрасно. И тут его осенило, что, возможно, я считаю постоянное пребывание в школе опасным и уверил меня: «Не волнуйтесь! Если мы увидим угрозу для жизни, мы немедленно вызовем «скорую». Я растерялась. Если бы я видела такую опасность, я бы сделала что-нибудь глобальное, например, перевела бы сына на домашнее обучение.
О директорах
В Англии невозможно представить ситуацию, чтобы директор занимал свой пост по двадцать или сорок лет. Если директор не меняет рабочего места шесть-семь лет подряд, это становится подозрительным. «Прикипание» к родному коллективу не практикуется. У школ есть опекунский совет. Недавно в школе старших сыновей совет решил, что учительница английского языка, исполняющая также обязанности завуча, слишком дорого обходится школе. Ее сняли с должности завуча по экономическим соображениям, и теперь она рядовой учитель.
Учебники
В начальных классах выданный на дом учебник – редкое явление. В школе занимаются по нескольким учебникам сразу: немного отсюда, немного оттуда. В итоге дети приносят домой несколько распечаток.
Однако книги для внеклассного чтения дают каждый день, в зависимости от уровня сложности.
Отсутствие учебников меня лично напрягает. Хочется помочь ребенку и подтянуть его по математике или английскому, а учебника нет. Вот остался он дома больной. Что проходят в школе? Придет – узнает. Как черный ящик: информация на входе и на выходе. Что внутри? Узнаем на родительском собрании.
Внешний вид учеников и родителей
Аккуратность не считается необходимой добродетелью и не приносит ученику решительно никаких бонусов, а неаккураность не карается ни дисциплинарными взысканиями, ни общественным мнением. Я очень переживала за внешний вид детей поначалу, но это прошло после того, как я искала школьный свитер сына в корзине потерянных вещей. Такого я не видела никогда: свитера с оторванным рукавом, с выжженными дырами, облитые йогуртом на треть, вытертые до дыр, с обтрепанным низом и горловиной.
Почти никто не гладит форму, и никто не обращает внимания на стрелки или их отсутствие на брюках.
Мамы, забирающие детей из школы, могут прийти в деловом костюме, в спортивных штанах и тапочках на босу ногу, в футболке мужа или на каблуках, которым позавидует Виктория Бэкхем. Никто не будет пялиться на безвкусную или вызывающую вещь, на плащ не по размеру или туфли не по моде.
Система оценок
В Великобритании система оценивания знаний универсальная. В начальной школе она выражается в буквенно-цифровом эквиваленте. Например, во втором классе средний национальный балл по чтению – 2 b. Это даже не оценка, а уровень. В реальности, некоторые ученики получат 2 c, или даже 1 b, а кто-то уже выйдет на уровень 3 c.
Можно найти учеников третьего и пятого классов с одинаковым уровнем знаний: например, 3 b.
В средней школе знания оцениваются по системе, схожей с российской. Оценки варьируются от A* до G (и U – не аттестован). A*, A, B, C считаются положительными оценками. D не является аналогом российской «двойки» и дает дополнительные баллы. Все, что ниже D, по сути, является неудовлетворительной оценкой разной степени.
Из-за высокого процента неграмотности теперь нельзя окончить школу с оценкой, ниже чем «С» по английскому языку и математике. Те, кто собирается уйти из школы после 11 класса и получил D,E,F,G или даже U, обязаны оставаться в школе для повторного прохождения курса английского языка и математики.
О проблеме безграмотности британского населения и их отношении к образованию Людмила Селенская расскажет в следующей статье. Следите за обновлениями на сайте!
www.parents.ru
33 отличия американской школы от российской: imur
Давно я вынашивала этот текст, говорят, что обещанного три года ждут и вот мой сын идет уже третий раз в этом сентябре в школу и я наконец-то выполняю данное себе когда-то обещание все записать по этой теме. Три оговорки: первое — конечно же я сравниваю американскую общеобразовательную государственную школу (public schools) с той школой, в которой я училась сама и большая часть которой пришлась на восьмидесятые годы прошлого столетия и возможно, что в сегодняшних российских реалиях все по другому. Второе — в США у меня перед глазами пример организации учебы в Вирджинии, именно про этот штат я и пишу, несмотря на то, что от штата к штату есть существенные отличия в организации школьного образования, есть также и много общего. Третье — мой сын пока еще в начальной школе, в основном про нее я и пишу, среднюю школу и старшие классы упоминаю только в том теоретическом разрезе, в котором знаю, возможно, что когда столкнусь с ней непосредственно, то отличий будет еще больше. Итак, начнем.1. Первого сентября в США нет.Нет его как общенационального дня начала школьных занятий, по телевизору в этот день нет репортажей о том, как во всех школах страны прозвенел первый звонок и т.п. Каждый штат (а возможно, что и район внутри штата) устанавливает свои даты начала и окончания учебного года. Есть места, где учиться начинают в середине августа, в других идут в школу в конце августа или в начале сентября. Соответственно учебный год заканчивается тоже по разному — или в начале, или в середине или в конце июня. В нашем штате Вирджиния школы открываются на новый учебный год в первый вторник после первого понедельника сентября, в который в США отмечается День Труда (типа российского первого мая). Соответственно день начала школьных занятий всегда «плавающий» и может выпадать на любой день со 2 по 8 сентября. В этом году у нас дети идут в школу 6 сентября, к которому школьники Техаса, например, уже успеют отучиться две недели. Учебный год 2016-17 закончится у нас соответственно 23 июня. Несмотря на такие различия, а может быть именно благодаря им атмосфера (чуть было не написала «праздничная») начала учебного года поддерживается начиная чуть ли не с середины июля (т. е. только-только после окончания прошлого учебного года), но в основном розницей, где начинаются акции и распродажи с тематикой Back to school «Назад в школу».
В школах в первый учебный день в США нет никаких торжественных линеек или общешкольных построений перед началом занятий. Дети просто спокойно добираются в школу и идут на занятия. Единственно отличие от всех остальных учебных дней, пожалуй, только в том, что родители (зачастую два родителя, а также бабушки и дедушки, кому повезло и у кого они есть) стараются лично проводить детей, а не просто довериться школьному автобусу (про транспортировку детей в и из школы напишу ниже более подробно), цветы приносить тоже не принято и никому не приходит в голову. Соответственно нет и никакой «парадной» школьной формы, бантов у девочек и т. п. Но про форму одежды тоже пока не буду раскрывать все карты, напишу ниже.
2. В Америке никто не учится с первого по выпускной класс в одной школе. Ребенок с 5 до 17 лет успевает поучиться как минимум в трех школах: начальной (еlementary) — с нулевого по 6-й класс, средней (middle) — с 7-го по 8-й класс и старшей (high school). Все эти школы являются отдельными учебными заведениями, располагаются каждый в своем здании, у каждого свой директор, учителя и администрация. Кстати, где-то читала, что недавние эмигранты из постсоветского пространства, еще не выучившие всех этих отличий, зачастую делали ошибки при заполнении всяких анкет, где просили указать образование и они, думая, что пишут «высшее образование» зачастую писали «high school», что в США считается просто средней школой.
3. Школа в США начинается не с первого, а с нулевого класса, который называется kindergarten, что в переводе с немецкого означает «детский сад». Кстати, это еще одна причина для путаницы у вновь прибывших эмигрантов, т. к. обычный детский сад (а не нулевой класс школы) в Америке тоже есть, но он называется preschool, т. е. дошкола или дошкольное образование. Соответственно ребенок идет сначала в «дошколу» в возрасте 3-4 лет, а потом в «детский сад» или kindergarten в возрасте 5 лет. Но я не буду вдаваться в подробности «дошколы», т. к. они все частные и не относятся к системе государственного образования. Вернемся в нулевой класс (kindegarten). Туда берут детей 5 лет, обучение там не обязательное, но очень приветствуется. Семьям с детьми примерно за год начинают присылать информационные письма с просьбой записать ребенка в нулевой класс, устраиваются встречи с родителями и дни открытых дверей в школе, т. е. всячески побуждают доверить своего ребенка образовательной системе. Кстати, многие детские сады предлагают у себя пройти киндергартен, т. е. есть выбор между бесплатной государственной школой и частной платной. Кстати, я еще не упомянула, что государственные школы в США полностью бесплатные и финансируются за счет местного бюджета, который пополняется в основном за счет налогов на недвижимость. Никакого федерального «Министерства образования» в США нет, все на усмотрение штатов и райнов внутри штата.
4. Учеников в классах в США перемешивают каждый год. Например, у нас было 4 нулевых класса по 25 примерно человек. Потом в первом классе дети попадают в новый коллектив, где только примерно четверть учеников были с ним в одном и том же нулевом классе, а все остальные — пришли из других параллелей. Во втором опять всех перемешают и т. д. Кстати, обозначений классов как «первый A», «первый Б» и т. п. тут тоже нет, классы различаются по фамилии учителя, например, первый класс миссис Смит, первый класс мистера Брауна и т. п. Да, учителя тоже меняются каждый год, т. е. есть специализация учителей по классам, учитель например, ведет только вторые классы или только шестые и т. п. Причем «основной учитель» преподает и чтение, и письмо, и математику, и науку, и соц. предметы соответствующего класса. Специализированные учителя есть только для музыки, физкультуры и искусства. Кстати, если у вас близнецы, то скорее всего их зачислят в разные классы, чтобы они каждый сам по себе вырабатывали свою индивидуальность.
5. Качество школ влияет на цены на недвижимость. Так как школы финансируются из местного бюджета, основную часть поступлений которого составляют налоги на недвижимость, логичным будет вывод, что там, где недвижимость дороже, у школ бюджет выше и наоборот. Все это также влияет и на качество образования. Есть специальные сайты, где смотрят рейтинг школ в том или ином районе. Соответственно при выборе места жительства, при покупке дома, качество школ в данном районе напрямую влияет на цену дома в дополнение ко всем остальным факторам. В школу другого района, не «по прописке» попасть нельзя, при зачислении в школу надо принести кучу документов, подтверждающих, что семья действительно проживает именно в этом районе, приписанном к соответствующей школе.
6. Основной вид транспортировки учеников в школу — это школьные автобусы. Как многие знают, в США гораздо большая часть населения проживает в индивидуальных домах, чем например, в России. Соответственно дома стоят на большей территории, чем например, занимал бы многоквартирный дом с тем же количеством жителей. То есть семьи, приписанные к той или иной школе, живут на гораздо большей площади и расстояние от школы до дома зачастую такое, что пешком его не пройдешь за более менее разумное время. Нет, есть кончено счастливчики, живущие в пешей доступности от школы (мы одни из них), но их доля в общем количестве учеников школы ничтожно мала. И вот тут на помощь опять приходит местная власть, которая организует не только обучение в школах, но и бесплатную транспортировку учеников в нее посредством желтых школьных автобусов, так хорошо всем знакомым по американским фильмам. В начале каждого учебного года родители получают вместе с остальным талмудом материалов расписание и схему движения маршрутов школьных автобусов, которых у каждой школы может быть несколько. Каждый ученик, нуждающийся в транспортировке, приписан к конкретному автобусу. Автобусы конечно же — это очень удобно, но зачастую долго и то расстояние, которое можно на машине проехать минут за десять, занимает у них чуть ли не час, т. к. автобус едет не по прямой, а заезжает и «собирает» учеников по всей округе. Кстати, по правилам дорожного движения, все машины, едущие за школьным автобусом по всем полосам (и даже едущие навстречу), должны тоже остановиться, если автобус остановился и высаживает или принимает детей. Несоблюдение этого правила считается очень серьезным нарушением.
Многие родители (лентяи, которые на хотят вставать на час раньше) сами отвозят детей на машинах в школу. У нас это организовано таким образом, чтобы минимизировать время, проводимое такой машиной на школьной стоянке. Родитель просто подъезжает в специально отведенное место, волонтеры — помощники из числа учеников старших классов, помогают ребенку выйти из машины, смотрят, чтобы он отправился прямиком в школу, а родитель сразу же уезжает, не выходя из машины.
Кстати, за количеством пришедших в школу детей строго следят. Если ребенок отсутствует, а родитель не предупредил школу заранее или утром по спец. телефонной линии, то школа сразу же связывается с родителями, а то не дай бог, ученик потерялся где-то по дороге.
С забиранием детей после школы тоже очень строго: они или рассаживаются каждый в свой приписанный автобус под присмотром учителей, или выдаются родителям (пешеходным или на машинах) только при предъявлении соответствующего номера, напечатанного на большой яркой картонке и соответствующего номеру ребенка, висящему на его рюкзаке. Все, кто забирают детей самостоятельно, должны в начале учебного года такой номер получить. Плюс еще перед началом учебного года заполняются специальные бумажки, где указывается, кто может забирать конкретного ребенка и если номер отсутствует, то можно забрать ребенка только при предъявлении удостоверения личности и при условии, что имя этого человека есть в документах школы. В общем, все строго.
7. Школьные канцелярские принадлежности покупаются заранее по списку родителями и приносятся в школу. Список стандартный по району и отличается только для каждого класса, в него входят, например, карандаши, маркеры, ручки, ножницы, клей, фломастеры, тетрадки, ластики, папки, линейки, наушники, салфетки простые и дезинфицирующие и т. п. Это очень удобно, т. к. не надо детям туда-сюда носить ручки и карандаши с собой в рюкзаке. Кроме того, можно не бояться забыть что-то принести, например, альбом для рисования, все необходимое всегда уже есть в школе.
8. В школах нет школьной формы. Дети могут ходить в школу в любой одежде, главное, чтобы она была подходящей для физкультуры и не была очень открытой. В нашей школе есть требование к обуви — обязательны кроссовки или кеды, т. е. чтобы можно было безопасно бегать и прыгать. Для девочек есть требования к одежде: она не должна быть без бретелек, с глубокими вырезами и еще обязательны легинсы или шорты-велосипедки под юбку. Большинство детей одеты в спортивном стиле. Мне кажется, это очень удобным, т. к. не надо тратить время на переодевание на физкультуру и плюс ко всему в такой одежде удобнее бегать и на переменах. Вспоминаю с ужасом свои переодевания на физ-ру в российской школе, особенно в начальной школе, когда надо было вылезти из всех этих юбочек, колгот, бантов, туфлей и переодеться в белую футболку и какие-то уродские черные шорты с резинками на штанинах. Кстати, любовь американцев к стилю одежды кэжуал в повседневной жизни, видимо, именно отсюда и идет.
9. Учителя и руководство школы более открыты к общению и очень «близки к народу». Естественно у каждой школы есть свой сайт с контактами и основной информацией. Директор и учителя каждую неделю как минимум, а иногда и чаще, присылают по эл. почте новости школьные или классные соответственно. Наш директор плюс ко всему присылает фотки своего сына — младенца. Естественно директору и учителям можно написать по email или позвонить по телефону при возникновении любых вопросов. Директор каждое утро всех встречает на пороге школы и присутствует на всех внеклассных мероприятиях школы (про них напишу ниже). Перед праздником Дня Благодарения родители обычно приглашаются в школу на праздничный ланч и у меня в прошлом году был просто культурный шок, когда я увидела не только администратора, но и директора школы в фартуках и колпаках, помогающих раздавать еду в школьном кафетерии. Бесконечный контраст с российской директрисой с высокой прической из моей школы, которую я ну никак не могла бы представить в такой роли, а помню только по торжественно произносимым речам на школьных линейках и по страху попасть к ней в кабинет «на разборки».
10. В школе проводятся регулярные внеклассные мероприятия. В школе организована и работает PTA — Parents -Teachers Association (родительско-учительская ассоциация) — это типа родительского комитета, но не отдельно в каждом классе, а в целом по школе, у нее более формальная организационная структура, есть членские взносы, выборное руководство, отчетно-выборные собрания и кажется они подчиняются какой-то вышестоящей организации на штатном и возможно федеральном уровне. Я точно не знаю. Так вот, они проводят множество внеклассных развлекательных и обучающих мероприятий в течение всего года — книжные ярмарки, праздники Хеллоувин, научные выставки, встречи, посвященные чтению, Spelling Bee, шоу талантов и т. д., и т. п. Практически каждый месяц что-то такое происходит. В основном все эти мероприятия бесплатные или с символической платой в виде покупки на них пиццы или хотдогов, прибыль от которых идет в школьный фонд PTA.
11. Родители активно участвуют в деятельности школы. Помимо того, что самые активные родители могут быть членами вышеупомянутого PTA, все остальные также могут вливаться в жизнь школы, волонтерить или помогать материально. Время от времени, например, всем родителям приходят emails о том, что пожертвования бумажных полотенец в кафетерий приветствуются и в течение следующих нескольких дней можно видеть родителей, приносящих в школу пачки этой бумажной продукции. Учителя в начале года обычно составляют табличку дней, когда им требуется помощь родителей и можно записаться и прийти помочь. Я например, ходила помогать на урок по искусству, там надо было помогать с раздачей красок детям или уборкой после. На время поездок родителей также приглашают в помощь. Зовет школа волонтеров и для работы в школьном саду или в помощь на внеклассных мероприятиях. Родитель конечно же может и просто прийти на любой урок и посмотреть, что происходит, только надо заранее предупредить.
12. В начале года всем родителям под подпись выдают Кодекс поведения в школе. В этом документе расписаны основные правила поведения, распорядок, рекомендации по одежде, возможные дисциплинарные взыскания и т. п.
13. Если ребенку требуются какие-то медикаменты, то обязательно подписанное разрешение от родителей, иногда даже и с подписью врача. Ребенку в школе без такой бумажки не дадут даже таблетку аспирина. В школе есть медпункт, но там лечение в основном сводится к прикладыванию льда к ушибленным местам и заклеиванию лейкопластырем царапин. Все, что посерьезнее, всегда сопровождается звонком родителям. Кстати, даже про ушибы и царапины всегда сразу же сообщают родителям по телефону. Я несколько раз уже получала такие звонки, начинающиеся обычно фразой: «Хеллоу, ничего серьезного не произошло, но мы должны вас проинформировать, что ваш сын упал на физкультуре и ударил ногу. Он в школьном медицинском кабинете, мы ему приложили лед. Он чувствует себя нормально. Забирать его из школы не требуется». Кстати, если у ребенка температура или рвота, то просят родителей его сразу же забрать из школы, а также предупредить школу, если у ребенка или у кого-то из членов семьи диагностировали инфекционное заболевание. И еще, если ребенок заболел, например, банальной простудой, то дома его держат только на один день дольше после того, как температура вернулась к нормальной — никаких двух недель отсутствия в школе по болезни и никаких освобождений от физкультуры, как помню было в моем детстве.
14. Школьные обеды можно приносить из дома, а можно покупать в школьном кафетерии по безналу. Если приносить из дома, то все обычно кладется в специальный ланчбокс — специальную сумочку, индустрия производства которых развита в США невероятно. Ланчбоксы обычно хорошо сохраняют температуру, т. е. сильно не греются в жаркий день и не сильно охлаждаются в холодный. В ланчбокс обычно кладут сендвич, напиток, какие-то овощи-фрукты, небольшой десерт в виде фруктовых пастилок и т.п. Есть небольшие детские термосы, в которые можно положить что-то горячее. Кстати, в нашей школе не разрешают приносить на ланчи никакую газировку, можно только молоко, соки и воду. И еще во всех практически школах есть запрет на орехи, т. к. у многих детей аллергия на арахис.
Если обед покупать в школьном кафетерии (стоит где-то $3), то родители должны заранее положить деньги на счет ребенку (или чеком, или в интернете карточкой) и потом ребенок просто называет свой номер и «покупает» себе еду. Никаких наличных у детей нет и соответственно нет проблемы, что кто-то из хулиганов отберет деньги на обед. Работники кафетерия следят, чтобы дети обязательно брали полный набор — основное блюдо (это будет опять же или сендвич, или хотдог, или куриная грудка, или пицца), что-то овощное и напиток (сок или молоко).
15. Если класс куда-то выезжает, то обязательно письменное разрешение от родителей. Без этой бумажки ребенка не возьмут ни в какую поездку — ни в театр, ни в музей, ни на природу. Плюс родителей еще приглашают присоединиться, но желающих бывает обычно больше, чем требуемое количество помощников и среди родителей проводят лотерею, победившие в которой едут вместе с классом.
16. В школе как минимум раз во год проводят книжные ярмарки. У нас их проводят даже два раза в год — осенью и весной. Причем детей сначала приводят на предпросмотр, они составляют список книг, которые хотели бы купить, приносят его домой, а потом вместе с родителями приходят в назначенное время и делают покупки.
17. В конце года издается альбом (year book) с фотографиями всех детей. Этот талмуд не обязателен к покупке, но очень многие его приобретают. Там есть страницы для каждого класса и фотографии групповые и индивидуальные, в том числе и учителей. Фотографирование в нашей школе проходит два раза в год — осенью и весной и осуществляется оно с помощью отдельной компании, которая снимает всех детей, а потом раздает фотографии родителям. Если фотографии нравятся, то их оплачивают, если нет — то возвращают обратно или можно перефотогрфироваться.
18. В школах проводится много благотворительных мероприятий. Часть из них направлена на сбор средств для непосредственных нужд школы, а другая часть — в пользу других организаций. Например, есть сбор подержанных книжек и сбор подержанной теплой одежды в пользу нуждающихся. Приюты животных иногда просят подержанные полотенца, которые они используют как подстилки животным. Есть программа, когда можно зарегистрировать карточку лояльности супермаркета на счет школы и магазин будет отчислять какие-то центы от моей каждой покупки школе, причем мне это ничего не стоит и я не теряю никакие скидки. Многие продукты продаются со специальными купонами, которые надо вырезать и дети их потом собирают и приносят в школу, между классами идет соревнование, кто больше собрал. За каждый купон школе опять же начисляются какие-то центы.
19. В американских школах дети с любыми отклонениями в развитии (физическими или интеллектуальными) учатся вместе со всеми остальными в одной школе и часто в одном классе. В США нет никаких «спецшкол» или интернатов, которые, помню, были в моем детстве и где учились, например, слабослышащие дети или дети с другими проблемами со здоровьем. В нашей школе вижу учеников, которые не могут сами ходить и используют коляски, есть мальчик с очень плохим зрением, который ходит, помогая себе белой палочкой для слабовидящих. На продленку с моим сыном ходит мальчик с синдромом Дауна. У таких детей есть в школе обычно дополнительный помощник среди взрослых, который их встречает и помогает в течение дня при необходимости. Скорее всего, школа также предоставляет таким детям возможность адаптировать тем или иным образом учебный процесс. Во всем остальном такие дети учатся и социализируются наравне с другими учениками. В нашей школе есть несколько отдельных классов для детей с сильными интеллектуальными или физическими ограничениями, они обычно приезжают в школу чуть позже и заканчивают чуть раньше, т. е. учебный день у них несколько сокращен и предполагаю, что учат их по специальной программе, но они все равно ходят в обычную школу. Есть специальные учителя, которые работают только с такими детьми.
20. При зачислении в школу проверяют уровень английского языка и дают уроки по его улучшению тем, кому необходимо. Так как США — страна эмигрантов и степень диверсификации населения по языкам, на которых оно говорит, очень высокая, школы учитывают это в своей работе. При зачислении ребенка в школу заполняется анкета, где надо указать, говорит ли кто-нибудь в семье еще на каком-нибудь языке, кроме английского. При положительном ответе, ребенку из такой семьи обязательно проводится языковое тестирование и по его итогам ученика могут приписать к классу по совершенствованию английского. Все документы, которые школа рассылает родителям обязательно дублируются еще и на испанском как на втором по популярности. Кстати, в нашей школе дети говорят дома на 65 или около того иностранных языках. Диверсификация учеников по стране происхождения их родителей считается не недостатком, а преимуществом. Для празднования такого многообразия школа даже раз в году проводит International Day, где дети могут приходить в национальных костюмах, родители приносят национальную еду и т.п.
21. Обязательного иностранного языка для обучения в начальной школе нет. Чтобы не уходить далеко от предыдущего пункта, напишу, что иностранные языки в начальной школе, насколько мне известно, не учат. Скорее всего, в этом нет острой необходимости (см. предыдущий пункт). Знаю, что есть несколько школ в нашем школьном округе, где часть предметов преподают на нескольких иностранных языках (испанском, французском, немецком, японском — на каждый язык 2-3 специализированные школы). Доступ туда теоретически открыт всем жителям нашего школьного округа, но надо выиграть в лотерее, чтобы туда попасть.
22. В классах нет парт и доски на стене. В начальной школе в классе есть несколько учебных зон — ученики или сидят за круглыми столами на 5-6 человек, или сидят на ковре возле книжных полок, или сидят за компьютерами (несколько которых есть в классе). Обычно учитель дает задание, но все делают его в своем формате — часть класса за столами, часть — на ковре и т. п. Никто не требует от малышей сидеть со сложенными на столе перед собой руками и не двигаться. Наоборот, движение в классе приветствуется. Кстати, нет и разбивок на 45-минутные уроки. Есть определенный распорядок дня, которому все следуют, обед в середине и большая перемена.
23. Формат уроков проходит в интерактивной и игровой форме. Как мне кажется, тут нет такого, что учитель вещает какую-то тему, а потом спрашивает по списку. Знаю, что дети, например, садятся кружком на ковре и обсуждают какую-то тему, например, в начале года, обсуждают свои планы на этот год (да, даже в первом классе), учитель потом это записывает на флипчарте. Потом дети голосуют за те идеи, которые им больше всего понравились и потом самые популярные составляют что-то типа «конституции класса на данный учебный год». То есть все приняли участие и скорее всего теперь будут с большим энтузиазмом все это воплощать. В нулевом и первом классе дети много рисуют, практически, все, что они пишут, подтверждается рисунками — например, что я умею делать лучше всего — выражение словами и рисунком, как я провел выходные — и опять рисунок и описание.
24. Сначала детей учат писать, а потом исправляют ошибки в орфографии, грамматике и пунктуации. В начальной школе стимулируют писать детей как можно больше и специально говорят родителям не обращать внимание на ошибки, чтобы не отбить у детей желание к письму. Кстати, учатся писать карандашами, а не ручками. Сначала учат печатным буквам, никаких прописей и писания палочек и крючочков в первом классе. В первом классе например, каждую неделю они рисовали и писали «Как я провел выходные», потом в конце года это все отдали родителям почитать, было очень интересно и смешно, узнали много нового про свою семью.
25. Нулевой класс — это уже полноценный обучающий класс, а не игра в школу. В классе примерно по 25 человек на одного учителя и одного ассистента учителя. Дети занимаются в установленном формате чтением, письмом, наукой, в том числе и социальными навыками. Домашних заданий в нулевом классе обычно нет. В нулевом и первом классе в нашей школе есть отдельные туалеты, вход в которые прямо в классе, чтобы малыши не блуждали по школе и не потерялись. В конце нулевого класса все(!!!) дети из четырех классов участвовали в опере «Три поросенка», в процессе представления которой был и хор, и сольные номера. Маски поросят были вручную сделаны детьми заранее на уроках по искусству. Меня уровень и масштаб постановки поразил просто в самое сердце, когда я ее увидела.
26. Оценки все строго конфиденциальные. Никто не будет читать результаты теста вслух в классе. Родителям оценки за четверть присылаются в запечатанном конверте. Никто в классе не знает, кто учится хорошо, а кто еле тянет, все обсуждается учителем только с родителями в индивидуальном порядке.
27. В середине года обязательно проводится встреча учителя с родителями, так называемая parents-teachers conference. Она носит индивидуальных характер, т. е. родитель(ли) одного ученика и учитель. На ней обычно рассказывают об успехах или проблемах ученика. Нет никаких родительских собраний в школе по обсуждению успеваемости. Родители обычно приглашаются в школу несколько раз в течение года, но исключительно на информационные сессии, где им рассказывают о каких-то отдельных направлениях деятельности школы.
28. С 3-го класса можно попасть на продвинутое обучение. В нашем школьном округе есть несколько уровней продвинутого обучения для особо одаренных детей. С нулевого по второй класс с разрешения родителей (письменного!) таким детям дают более сложные задания. А если в конце второго класса ребенок квалифицировался на advanced academic programm, то он будет учиться по специальной программе, в отдельном классе, обычно или в той же школе (если в ней набралось достаточное количество таких учеников), или в специализированной школе округа.
29. Основные предметы в начальной школе — это чтение, письмо, математика, наука и социальные навыки. Это все преподает основной учитель. Кроме того, есть искусство (сюда входит и рисование, и лепка, и другие поделки), музыка и физкультура, но они уже преподаются специализированными учителями. В школе есть еще специалист по чтению, которая методически помогает в овладении этим навыком, есть психолог, есть человек, отвечающий, за «продвинутых» детей. Кстати, я удивилась, когда в первом классе мой ребенок изучал уже элементарные азы статистики (сделать опрос детей в классе на предмет любимого блюда и построить график) или теории вероятностей (если в корзинке 1 синий карандаш и 3 красных, то какой скорее всего окажется у меня в руке, если я вытащу его с закрытыми глазами?). Не помню, чтобы что-то подобное было у меня в первом классе. Намного больше, чем в моей школе (где совсем можно сказать не учили) учат тут детей социальным навыкам, например, как реагировать на то, что меня разозлило. Домашней работы в нулевом классе совсем нет, в первом она очень легкая — читать не менее 20 мин любую книгу, писать на одну тему в неделю, математика — решить примеры на паре листочков. Плюс еще каждую неделю ученики обязательно ходят в школьную библиотеку и берут там книги для чтения.
30. В школе регулярно проводятся пожарные тревоги (fire drills) и тревоги на случай др. чрезвычайных событий (lockdown drills). Учеников учат правильно себя вести в подобных ситуациях, не паниковать, пройти в отведенное место и т. п. Родителей заранее предупреждают когда и что именно из этого будет проводиться в школе.
31. В школе есть продленка, не только вечерняя, но и утренняя. У нас школа работает и соответственно дети учатся с 9:20 утра до 4 вечера. Есть утренняя и вечерняя продленка, в утреннюю можно привести детей с 7 часов, а вечерняя — с 4 до 6 вечера. Причем, продленка администрируется отдельно и к школам не относится, просто находится в том же здании. И да, продленка в отличие от школы не бесплатная, за не надо платить в зависимости от доходов родителей. Если доходы на уровне среднего класса, то за продленку берут по максимуму и это около $380 в месяц только за вечерние часы. Плюс продленка работает в те дни, когда не работает школа — это 4 дня в году, когда преподаватели проходят обучение, что-то типа повышения квалификации; перед праздниками когда у школы укороченные часы работы; а также туда можно сдать ребенка и на зимние и весенние каникулы при необходимости. Осенних каникул кроме двух дополнительных дней к выходным на День Благодарения тут обычно не бывает.
32. На лето детям выдают задания по чтению в очень увлекательной форме с призами и лотереей. Выдается список литературы для чтения летом, разбитый по уровням сложности, а также карточка, где надо отметить в квадратиках какие книги прочитаны (например, художественная литература, книга про какого-то известного человека, книга, которая учит, как что-то делать и т. п.). Чем больше квадратиков заполнено, тем больше призов, а главный приз — лаптоп будет также разыгран среди всех участников. Я бы точно поучаствовала!
33. В Америке можно совсем не ходить в школу. Вместо этого можно учиться по homeschooling, т. е. на домашнем обучении, если у родителей есть желание и необходимые ресурсы времени, знаний и методик. В последнее время все больше и больше детей учатся именно так.
imur.livejournal.com
чем отличается Российское образование от Английского?
Совершенно другая система обучения! !Наступает обучение в Российской федерации с семи лет. Завершают школу учащиеся в 16-17 лет.
Обучение в Англии наступает с пяти лет.
Дальнейшее повышение знаний в средней школе в Англии и Российской федерации во многом схожи.
Особой особенностью британской системы образования считается наличие конкретного перечня непременных предметов и вещей факультативных – на выбор учащегося.
После завершения 9 класса на выбор российскому подростку предоставляются два варианта:
— поступление в средне-специализированное учебное заведение (колледжи профессионально тех. училища и др. ) и — продолжение обучения в школе.
На данном заключительном рубеже школьного образования и ярко заметны различия отечественного и британского образования.
В РФ в последние два года в школе, изучают нескольких обязательных наук, которые после чего могут и вовсе не пригодится учащемуся.
В системе британского образования для подростков созданы наиболее комфортные обстоятельства.
Для учеников, выбравших дальнейшее образование в университетах, тех. институтах и высочайших колледжах по окончанию неотъемлемой средней школы, начинается самый ответственный рубеж в их образовании – подготовка к поступлению в университет.
В течение 2-х лет учеником кропотливо изучаются те предметы, которые важны ему для поступления.
Заканчивается это изучение сдачей экзамена на получение сертификата A-level.
Тут можно прочертить аналогию с отечественным единым казенным экзаменом, введенным в в последнее время в России.
В случае если для российских Институтов для поступления будет довольно сертификатов ЕГЭ по требуемым дисциплинам, то для британского образования неотъемлемым условием считается прохождение собеседования.
Так собственно же такого красивого в английском образовании? Это личный подход, вероятность углубленного изучения предметов, нацеленность на эффект.
otvet.mail.ru