Открытые мероприятия по литературе 7 класс – Методическая разработка по литературе (7 класс) по теме: Внеклассное мероприятие по литературе в 7 классе. Постановка пьесы А.Москвитиной «Вали кулём!» | скачать бесплатно

Внеклассное мероприятие в 7 классе на тему: «Знатоки литературы»

Школа-лицей №5 им. И.В. Панфилова

Разработка

внеклассного мероприятия «Знатоки литературы»

в 7 классе

Учитель: Избасова А.Б.

г. Кызылорда

2014 - 2015 уч. г.

Конспект внеклассного мероприятия «Знатоки литературы» (7 класс).

Цели: в игровой форме повторить и закрепить знания учащихся по произведениям художественной литературы, по биографии писателей и поэтов , по теории литературы, научить правильно пользоваться знаниями на практике, способствовать развитию интереса к изучению литературы.
Оборудование: мультипроектор, презентация.

Ход мероприятия.

1.Вступительное слово.
Здравствуйте. Как вам известно, в нашей школе проходит Неделя русского языка и литературы. Сегодня мы с вами проведем веселый конкурс на знание литературных произведений и их авторов. Вы имеете возможность проверить себя, показать свои знания и умения.

В конкурсе участвует две команды. Задания мы подготовили, на примере вашей любимой телеигры «Тамчы-шоу».Судить ответы участников будет жюри.(Представление членов жюри).
- Давайте познакомимся с командами.

2. Визитная карточка команд. Название команд, девиз и знакомство с членами команд.

3. Следующий конкурс – это блиц-опрос. На прозвучавшие вопросы команды отвечают письменно.
Вопросы.
1) В каком городе родился А.С.Пушкин? (Москва)
2) Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна)
3) Каков жанр произведения «Полтава»? (Поэма)
4) Как называется двусложный размер стиха с ударением на первом слоге? (Хорей)
5) Назовите автора и название стихотворения?
Мчатся тучи, вьются тучи
Невидимкою луна. ( А.С.Пушкина «Бесы»)
6)В каком учебном заведении учился А.С.Пушкин? (Царскосельский лицей)
7) «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила , которая бы пересилила бы русскую силу». Назовите произведение. (Повесть «Тарас Бульба»)
8. Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня. Назовите автора. (М.Ю.Лермонтов)
9) Кто автор произведения «Человек на часах? (Лесков)

10) Узнайте произведение. Назовите его жанр, автора.
Как я сяду поеду на лихом коне
За Москву –реку покататися,
Кушачком подтянуся шелковым,
Заломлю на бочок шапку бархатную,
Черным соболем отороченную. («Песня про купца Калашникова»,поэма, М.Ю.Лермонтов)
- Слово жюри.

4. Следующее задание – видеовопрос. Вы внимательно посмотрите на экран и постарайтесь узнать писателей и поэтов на портретах, записывайте их имена.
Вторая часть этого конкурса – на внимательность. Внимательно следите за картинами на экране, затем прозвучит вопрос. (На картинах иллюстрации к литературным произведениям. Одна команда должна узнать, какие из иллюстраций нарисованы к произведениям А.С.Пушкина, другая должна узнать иллюстрации к рассказам А.П.Чехова).
- Слово жюри.

5. Угадайте слово. Перед вами буквы. Постарайтесь угадать, какое слово в них спрятано. Составьте свои слова из этих букв. Буквы на слайде КОМОРЕЛУЬ (лукоморье)
- Слово жюри.

6. Конкурс капитанов. На прозвучавшие вопросы отвечают капитаны. Ответить нужно словами «да» и «нет». Никаких других слов не употребляем.

Капитан первой команды отвечает на вопросы.
1.Стихотворение «Весенние воды» написал Тютчев. Да
2.У Тараса Бульбы было двое сыновей. Да.
3.Младшего Дубровского звали Алексей. Нет.
4. Двусложный размер стиха с ударением на втором слоге называется хорей. Нет.
5. А.С.Пушкин родился в 1799 году. Да.
6.Стихотворение Н.Некрасова «Железная дорога» посвящается детям. Да.
7. Генералы из сказки Салтыкова –Щедрина жили в Москве. Нет.
8.Француза –учителя звали Дефорж. Да.
9.В «Песне про купца Калашникова» одним из героев является образ Ивана Грозного. Да.
10.Метафора – употребление слов в переносном значении . Да.

Капитан второй команды отвечает на вопросы.
1.Стихотворение «Парус» написал А.С.Пушкин. Нет.
2.Кистеневка – деревня Дубровского. Да.
3. Андрий предал Родину. Да.
4.Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» относится к пейзажной лирике. Нет.
5.В сказке Салтыкова–Щедрина два генерала прокормили одного мужика. Нет.
6.Фамилия главного героя рассказа «Человек на часах» – Постников. Да.
7. Эпитет- художественное определение, называющее не конкретный признак , а признак предмета через восприятие автора. Да.

8.Алёна Дмитриевна – героиня романа «Дубровский». Нет.
9.Действие «Песни про купца Калашникова» происходит в Москве. Нет.
10.М.Ю.Лермонтов родился в 1814 году. Да
- Слово представляется жюри.

7. Награждение победителей.

infourok.ru

Внеклассное мероприятие по литературе "Своя игра". 7-й класс

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: возрождение традиций семейного чтения через организацию совместной деятельности детей и родителей.

Задачи:

  • формировать у обучающихся читательский интерес;
  • приобщить родителей и детей к совместной деятельности через чтение литературы;
  • развитие творческих способностей у детей в практической деятельности.

Предварительная работа в течение учебного года: проведение родительского собрания “Традиции семейного чтения” (октябрь), конкурс чтецов (ноябрь), конкурс рисунков “Мое любимое произведение”, (декабрь), домашняя викторина по произведениям русских писателей XIX века (январь), домашняя олимпиада по литературе (февраль), эссе “Мой любимый герой” (март).

Заключительное мероприятие - “Своя игра” (апрель).

Участники – семейные команды.

Оборудование – презентация.

Ход игры

1. Приветствие команд.

2. Правила игры.

1. В викторине участвует три-четыре команды (ребёнок + родитель), которые самостоятельно выбирают тему вопроса и его стоимость.

2. Основная цель – отвечать на вопросы и зарабатывать как можно большее число очков. В начале игры у каждой команды на счету 0 очков.

3. Команды отвечают по очереди. На обсуждение вопроса дается 15 сек. В случае правильного ответа на счёт команды зачисляется количество баллов, соответствующее стоимости ответа. Если команда дала неправильный ответ, то с ее счета снимается количество баллов, соответствующее стоимости ответа.

4. В игре встречаются следующие подраунды:

- “Кот в мешке”. Вопросы этого подраунда должны быть переданы любой другой команде.

- “Своя игра”. Стоимость вопроса этого подраунда может быть увеличена в пределах всей суммы баллов, которой на данный момент располагает команда. Соперники могут “выкупить” право ответа на этот вопрос, поставив на кон большее количество баллов. Право ответа принадлежит той команде, которая выиграла торги. Если одна из команд идет ва-банк, то есть ставит на кон всю имеющуюся на ее счету сумму баллов, другие участники могут перекупить вопрос только своим ва-банком, если сумма баллов у них на счету больше. В случае игры ва-банк при неправильном ответе на вопрос на счету команды остается ноль баллов, при правильном ответе – сумма баллов на счету удваивается.

5. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

3. Вопросы для игры.

Рубрика “Портрет”

(определить, чей портрет)

Рубрика “Биография”

(определить, о каком писателе идет речь)

Кол-во баллов Вопрос Ответ
10 Родился в 1799 году в Москве. Отец его происходил из старинного дворянского рода. Мать была внучкой Ганнибала, “арапа Петра Великого”, ставшего впоследствии русским генералом. Отец увлекался литературой, дядя – известный поэт. В их доме бывали Н.М. Карамзин, молодой В. Жуковский. Страсть к поэзии появилась у него с детства. Восьми лет он уже сочинял стихи, в детские годы познакомился с произведениями русской и зарубежной литературы. Александр Сергеевич Пушкин
20 Родился в городе Таганроге. Его дед – крепостной, откупившийся на волю. Отец- мещанин, владевший бакалейной лавкой. Писатель “только издали видел счастливых детей, но сам никогда не переживал счастливого, беззаботного и жизнерадостного детства, о котором было бы приятно вспоминать, пересматривая прошлое. Семейный уклад для писателя сложился так неудачно, что он не имел возможности ни побегать, ни порезвиться, ни пошалить. Антон Павлович Чехов
30 Родился в 1809 году в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии. Детство провёл на Украине в селе Васильевке. В 1818 году поступил в Полтавское уездное училище, потом в Нежинскую гимназию высших наук, где проявлялся дух свободомыслия и куда проникали отголоски декабристских настроений. В нем рано пробудился интерес к литературе… В 30-е годы писатель познакомился с Пушкиным, Жуковским, читал лекции в педагогическом институте. В 1832 году его имя приобретает известность, и он целиком посвящает себя литературной деятельности. Николай Васильевич Гоголь
40 Прожил трудную жизнь. Вот что он рассказывал о себе: “Родился в 1868 году в Нижнем Новгороде, в семье красильщика Василия Васильевича Каширина, от дочери его Варвары и пермского мещанина Максима Савватиевича Пешкова… Отец умер в Астрахани, когда мне было пять лет; мать в Кунавине – слободе. По смерти матери дедушка отдал меня в магазин обуви; в ту пору имел я 9 лет от роду... Из “мальчиков” сбежал и поступил в иконописную мастерскую, потом на пароход в поварята, потом в помощники садовника. В сих занятиях прожил до пятнадцати лет, все время занимался усердным чтением. Алексей Максимович Горький
50 Родился в 1920 году. Автор романов, повестей, рассказов, главным образом о жизни деревни. Он ушел на фронт добровольцем с 3-го курса Ленинградского университета. Был тяжело ранен в бою. После войны закончил университет и аспирантуру, стал преподавателем, а затем заведующим кафедрой советской литературы. Но никогда не забывал родную деревню. Фёдор Александрович Абрамов

Рубрика “Узнай героя”

(узнать по описанию литературного героя)

Кол-во баллов Вопрос Ответ
10 Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва. Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю Н.В. Гоголь. “Тарас Бульба”. Остап и Андрий
20 Говорила она, как-то особенно напевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин на темной кож щек, все лицо казалось молодым и светлым. М. Горький. “Детство” Акулина Ивановна
30 Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы. А.П. Платонов. “Юшка”
40 Не найти, не сыскать такое красавицы:
Ходит плавно – будто лебедушка;
Смотрит сладко – как голубушка;
Молвит слово – соловей поет;
Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе Божием;
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетены,
По плечам бегут, извиваются,
С грудью белой цалуются.
М.Ю. Лермонтов. “Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Алена Дмитриевна

50

Она была тех же статей и тех же кровей, что и остальные. Из породы крупных, неказистых, но очень выносливых и неприхотливых, хорошо приспособленных к условиям Севера. Она была чистая, да к тому же сохранила свой неунывающий характер, нервность молодости. Обычно, завидев мен, спускающегося с угора, она вся подбиралась, вытягивалась в струнку, подавала свой звонкий голос. Ф.А. Абрамов.

“О чем плачут лошади”.

Рыжуха

Рубрика “Поэзия”

(ответить на вопрос)

Кол-во баллов Вопрос Ответ
10 Назовите автора стихотворения, из которого взяты строки:

Топи да болота
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Вззвенивает лес.

Сергей Александрович Есенин
20 Определите автора, название произведения

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине…

М.В. Ломоносов “Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года”
30 Определите автора, название произведения. О каком городе идёт речь?

Прошло сто лет, и юный град, 
Полнощных стран краса и диво, 
Из тьмы лесов, из топи блат 
Вознесся пышно, горделиво… 

А.С. Пушкин “Медный всадник”

Санкт-Петербург

40 Звучит отрывок из песни “Русское поле” композитора Яна Френкеля. Кто является автором слов этой песни? Инна Анатольевна Гофф
50 Назовите фамилию скульптора, который создал памятник Н. Рубцову в с. Емецк Холмогорского района Архангельской области? Николай Антонович Овчинников

Рубрика “Угадайка”

(определить, из какого произведения отрывок)

Кол-во баллов Вопрос Ответ
10 Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Н.В. Гоголь.

“Тарас Бульба”

20 Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!” И.С. Тургенев “Русский язык”
30 И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.
М. Горький

“Данко”

40 Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой костер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню. Е.И. Носов

“Живое пламя”

50 Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно. Л.Н. Толстой “Детство”

Рубрика “Иллюстрация”

(дана иллюстрация, назвать автора и произведение)

Кол-во баллов Вопрос Ответ
10 М.А. Горький “Детство”

Худ. Б. Дехтерев

20 М.Е. Салтыков-Щедрин “Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил”

Худ. Н. Муратов

30 М.Ю. Лермонтов Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”

Худ. В. Васнецов

40 А.С. Пушкин “Станционный смотритель”

Худ. Д. Шмаринов

50 Повесть о Петре и Февронии Муромских

Худ. И. Пчелко

Рубрика “Черный ящик”

(назвать автора, произведение, героя, с которым связан данный предмет)

Кол-во баллов Вопрос Ответ
10 Трубка Н.В. Гоголь.

“Тарас Бульба”

Тарас Бульба

20 Гайка А.П. Чехов “Злоумышленник”

Денис Григорьев

30 Кукла Е.И. Носов

“Кукла”

Акимыч

40

Газета “Московские ведомости”

М.Е. Салтыков-Щедрин

“Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил”

Два генерала

50

Скатерть

Л.Н. Толстой “Детство”

Наталья Савишна

4. Подведение итогов. Награждение.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Внеклассное мероприятие по литературе для 7 класса

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Г. ВЛАДИКАВКАЗ»

Провели: Бязрова Е.А.

Кантеева З.А.

То нежно – певучий.

И меткость, и ласка.

Наша сегодняшняя викторина посвящена русскому языку и литературе. Правильно говорили в древности: “Сперва аз да буки, а потом другие науки”, “Грамоте учиться, всегда пригодится”.

Здесь сегодня собрались самые умные и смелые.. Помните, как говорится: “один ум хорошо, а два лучше”. Они смогут заработать очки. А конце игры жюри подведет итоги и назовет победителя.

Итак начинаем. У нас две команды, это команда 7 А кл и команда 7 Б класса.

.1. РАЗМИНКА. Вам нужно ответить на вопросы. Вам нужно поднимать руку, какая из команд быстрее подняла, та и отвечает. Выигрывает та команда, которая ответит на большее количество вопросов. Отвечать нужно быстро, времени на раздумье нет.

2. Сейчас мы проверим как вы знаете пословицы и загадки. Я буду загадывать загадки, а вы их разгадываете.

Все ж к морю синему приходит.

Но не заблудится она. (Река)

На лапках – ласты красные. (Гуси)

--3. Говорит она беззвучно,

Станешь во сто раз умней. (Книга)

--4. Отгадайте-ка, ребятки,

Ровно на три меньше станет. (Девять)

Не воротятся назад. (Дни недели)

3. .Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится –

Ведь с ней и горе – не беда.

И наша речь красна пословицей!

Ну что ж приступим господа?

Вам даны конверты со словами. Ваша задача – составить из этих слов пословицы и расшифровать их значение.

  1. НЕ СПЕШИ ЯЗЫКОМ, ТОРОПИСЬ ДЕЛОМ

  2. ОДЕЖДА ЛУЧШЕ НОВАЯ, А ДРУЗЬЯ СТАРЫЕ

  3. ГДЕ РОДИЛСЯ ТАМ И ПРИГОДИЛСЯ

  4. ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ ВОДА НЕ ТЕЧЕТ

  5. ГЛУПА ТА ПТИЦА, КОТОРОЙ СВОЕ ГНЕЗДО НЕ МИЛО

  6. СВОЯ ЗЕМЛЯ И В ГОРСТИ МИЛА

  7. КТО ГРАМОТЕ ГОРАЗД- ТОМУ НЕ ПРОПАСТЬ

  8. ДОБРОЕ БРАТСТВО МИЛЕЕ БОГАТСТВА

  9. САМОЛЮБ НИКОМУ НЕ ЛЮБ

  10. ТЕРПЕНЬЕ И ТРУД ВСЕ

Болельщикам тоже раздаются конверты. Правильные ответы они могут подарить какой-нибудь команде.

2 тур

1. Узнай героя по описанию.

1. “...я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину — и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика”.

(Ответ. Самсон Вырин, “Станционный смотритель”.)

2. Впереди перед другими понесся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели черные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы. Понесся, как молодой борзый пес, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае.

(Ответ. Андрий, «Тарас Бульба»)

3.Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти и в характерах и в наклонностях. В некоторых отношениях и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели, у обоих оставалось по ребенку.

(Ответ. Дубровский и Троекуров . «Дубровски.»)

4.Поедем, мочи нет, есть хочется, да и жара. На мне рубаху хоть выжми. — А ОН — мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет. Хотел он подняться, а уж на нем два татарина вонючие сидят, крутят ему назад руки. Рванулся он, скинул с себя татар, — да еще соскакали с коней трое на него, начали бить прикладами по голове. Помутилось у него в глазах и зашатался. Схватили его татары, сняли с седел подпруги запасные, закрутили ему руки за спину, завязали татарским узлом, поволокли к седлу. Шапку с него сбили, сапоги стащили, всё обшарили, деньги, часы вынули, платье всё изорвали.

5. Утром я со страхом смотрел на себя в зеркало: нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина. Как идти в школу в таком виде, я не представлял, но как-то идти надо было, пропускать по какой бы то ни было причине уроки я не решался. Допустим, носы у людей и от природы случаются почище моего, и если бы не привычное место, ни за что не догадаешься, что это нос, но ссадину и синяк ничем оправдать нельзя: сразу видно, что они красуются тут не по моей доброй воле. «Уроки французского» Распутин)

6.Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Он вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились……(Тонкий, «Толстый и тонкий» Чехов

2. А теперь вы будете должны узнать героев без нашей помощи. Команды подготовили небольшие инсценированные эпизоды из художественных произведений. Вы должны назвать произведение и автора. А жюри оценит артистизм наших участников.

3. Галерея

На экране портреты знакомых писателей. Ваша задача узнать писателя и назвать произведения, которые он написал.

3 тур

Поймал как-то тигр лису, она хитрая, повертела пушистым хвостом, морду кверху подняла:

- Не посмеешь меня съесть! Я послана сюда быть властелином леса.

Тигр поглядел на лису и не поверил.

- Не веришь мне? Так пойдем со мною в лес. Посмотришь, как звери меня боятся.

Согласился тигр. Лиса важно шагала впереди, а тигр следом. Что тут поднялось! Все звери и птицы, увидев тигра, бросились в чащу, поглубже забрались в нору.

- Ну, теперь ты убедился? Кто меня не боится?

- Да, ты действительно могущественна, - ответил тигр.

Эта сказка была сложена две с лишним тысячи лет назад. Но и сейчас существует фразеологизм “хитер как лиса”. Фразеологизмы, а ими очень богат русский язык, делают нашу речь более яркой, образной и выразительной. Слышим мы их всюду: и дома, и на улице, и в школе на уроках…А знаете ли вы фразеологизмы? Сейчас проверим. Я раздам вам листочки с фразеологизмами,

1. Вам нужно пантомимой показать их.

  1. -- Как кошка с собакой.

  2. -- Набрать в рот воды.

  3. -- Водить за нос.

  4. -- Брать себя в руки

  5. --Пальцы в рот не клади

  6. --Язык чешется

2.Кто больше? А сейчас мы проверим , какая команда знает больше стихотворений. В течение 5 мин вы вспоминаете все стих-я, из которых вы можете прочитать нам по 4 строчки. Чтобы не было путаницы, предлагаю вам записать на листочках первые строчки и распределить, кто какое стих-е будет читать. Та команда , которая остановится первой , проигрывает.

2.Угадайте крылатые слова из произведений Крылова. Я говорю начало, а вы заканчиваете.

  1. А вы, друзья, как не садитесь…(все в музыканты не годитесь).

  2. Ты все пела? Это дело… (так поди же попляши).

  3. Кукушка хвалит петуха…(за то, что хвалит он кукушку).

  4. Кто виноват, кто прав судить не нам, а только воз…(и ныне там).

  5. А ларчик…(просто открывался).

  6. Ворона каркнула…( во все воронье горло)

  7. Да только воз…(и ныне там)

  8. По мне уж лучше пей, да …(дело разумей)

3. Библиотека .Перед вами книжная полка. Вы должны достать книгу и назвать ее автора ( на полке книги, на обложках которых только название: 1.Алые паруса (Грин), 2.В дурном обществе (Владимир Короленко) 3.Алиса в стране чудес (Кэррол Л), 4.Чучело(Владимир Железников) 5.Гарри Потер (Джоан Роулинг) 6.Не позволяй душе лениться (Заболоцкий) 7. Борис Годунов (Пушкин)8. Кавказский пленник (Л.Толстой, Пушкин, Лермонтов)), 9. Детство (Горький, Л.Толстой). 10. Записки охотника (Тургенев)11.Чудесный доктор (Александр Куприн) 12.Гиперболоид инженера Гарина (А.Толстой), 13.Приключения Тома Сойера (М.Твен)14. Муха (Дмитриев)15. Пересолил (Чехов). 16.Маттео Фальконе(Мериме)

4 тур

  1. Черный ящик

Черный ящик

У меня корзина есть,

В ней вещей не перечесть.

Тяжела и велика, вес ее полпуда,

Угадай поскорей, что в ней и откуда?

  1. За ними ходил Геракл в сады Гесперид Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет?(яблоко)

  2. Он бывает насущный, а бывает чужой, иногда перебиваются с него на квас;, а дружит он с солью .Что это?(хлеб)

  3. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает – преткновения. плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти. (камень)

  4. Она очень маленькая, но с ее помощью можно прервать жизнь одного влиятельного ,очень худого господина. Глупый человек будет искать ее среди скошенной травы, а тот кто очень волнуется, будет на них сидеть. что это за предмет? (иголка)

  5. ее нужно съесть 16 кг, чтобы узнать человека получше. Давным –давно она была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в явства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет- то и вообще не клали. Что же это за съедобный продукт? (соль)

  6. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвовал в краже. ее можно снимать, ломать, хватать в охапку. Ими можно даже закидать. Без нее никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. а у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (шапка)

Самую длинную фамилию в мире носит житель Стамбула. В ней 43 буквы, а в конце прошлого столетия в американском штате Висконсин умер вождь одного из индейских племен. Ни один мастер не смог уместить его имени на надгробном камне. Оно было длиной в 122 буквы. А самая короткая фамилия на земле, если верить ученым, состоит из 1 буквы – это французская фамилия О. Там же, во Франции, самое короткое географическое название – там есть село, которое называется И. Все это я к чему? Не бойтесь, я не заставлю вас вспоминать эти слова. Мы просто поиграем в игры со словами.

2.Конкурс БУРИМЕ. Б – это стихотворение на заранее заданные , необычные рифмы. Форма буриме возникла в первой половине 17 века во Франции. Поводом послужил следующий случай. Некий поэт Дюло заявил, что потерял руковпись с 300 сонетами. такое количество произведений вызвало у публики сомнение. Тогда Дюло признался, что написал не 300 сонетов, а лишь заготовил для них рифмы. Тогда его друзья решили ему помочь написать сонеты на готовые рифмы. Так возникла форма буриме как стихотворной игры. Попробуем и мы поиграть в буриме.

Команда 1. Пели - смотрели, кружок - пирожок, капустный - вкусный, другой - курагой

Команда 2. Ушли - легли, без огня - у меня, с травой – живой, в прятки - лошадки.

2.Вам всем на дом было дано задание придумать сказку, начинающуюся такими словами: “В некотором царстве, в некотором государстве жили-были дед со старухой и была у них внучка-ученица…”

Подводятся итоги. Объявляется команда победитель. Заключительное слово.

infourok.ru

Внеклассное мероприятие по литературе «Литературная шкатулка». /для учащихся 7-8 классов/

Данные об авторе

Автор(ы): 

Брувер М.М.

Место работы, должность: 

МБОУ СОШ № 31 учитель русского языка и литературы

Регион: 

Ростовская область Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

основное общее образование

Целевая аудитория: 

Классный руководитель

Целевая аудитория: 

Учитель (преподаватель)

Класс(ы): 

7 класс

Предмет(ы): 

Внеклассная работа

Предмет(ы): 

Литература

Цель урока: 

Привитие любви к чтению и литературе

Краткое описание: 

Литературная игра для учащихся 7-8 классов.

 

Внеклассное мероприятие по литературе «Литературная шкатулка».

 

/для учащихся 7-8 классов/

 

Участие принимают две команды. Игра проводится в несколько туров. Команды получают игровые поля с темами и ценой вопроса. Задания выбирают по очереди, выполняют обе команды одновременно, но первой отвечает та, что делала выбор. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

I тур.

№п»п

Категории

Стоимость ответов

1

Литературные игры

10

5

20

15

2

Всякая всячина

5

20

15

10

3

Таверна приключений и фантастики

20

15

10

5

Литературные игры.

1. На карточках ФИО писателей, на других - названия произведений. Карточки перемешиваются. Выбрав карточку с именем писателя, собрать все его произведения.

2. «Счастливый билет». На трех карточках задания, а четвертый - «счастливый билет».

Всякая всячина.

1. В известной сказке «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что» царь послал стрелка Андрея за тридевять земель. Тридевять - это сколько? (27, так как в Древней Руси считали девятками. 3*9=27).

2. Как звали трех девиц в «Сказке о царе Салтане»? (нет имен).

3. Книжку, ребята, в руках я держу,

А как называется, вам не скажу…

Автор этого произведения - известный русский писатель, родившийся на Украине. В своих произведениях он высмеивал все дурное, что наблюдал в жизни. А само произведение рассказывает о том, как два друга превратились из-за пустяка в злейших врагов. (Н. В.Гоголь «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).

4. «Счастливый билет»

Таверна приключений и фантастики.

1. Назовите произведение, в котором рассказывается о том, как ради покорения возлюбленной жених на самом необычном виде транспорта побывал в Петербурге на приеме у императрицы и раздобыл подарок невесте. (Н. В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»).

2. Назовите имя героини, которая была сиротой, жила одна на вилле и предпочитала при болях в животе жевать горячую тряпку. (Пеппи Длинный Чулок).

3. Назовите поэму А. С.Пушкина, прочитав которую В. А.Жуковский, признанный в то время первым поэтом в России, подарил автору свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя» («Руслан и Людмила»).

4. Назовите сказку, где все герои фрукты и овощи, и в ней описываются их бесстрашные приключения. (Дж. Родари «Приключения Чипполино»).

II Тур.

№п»п

Категории

Стоимость ответов

1

Сказочный ералаш

10

20

15

5

2

Семь бед - один ответ

5

10

20

15

3

Стихов любимейшие строчки

5

10

15

20

Сказочный ералаш.

1. К семейству каких домашних птиц принадлжеит героиня русской народной сказки, которая несла хозяевам изделия из драгоценных металлов? Как ее звали? (Курочка Ряба)

2. Назовите героя известной сказки русского поэта. Герой получил черепно-мозговую травму, потерял дар речи, сошел с ума. (Поп. «Сказка о попе и работнике его Балде»).

3. В какой сказке решается проблема жилья или, говоря взрослым языком, ЖКХ? (Теремок).

4. В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на 7 несовершеннолетних душ, но было разоблачено и наказано. (Волк «Волк и семеро козлят»).

Семь бед – один ответ.

1. Называются имена писателей, а команды называют по 7 произведений.

1) А. С.Пушкин 3) Н. В.Гоголь

2) А. П.Чехов 4) М. Ю. Лермонтов

Стихов любимейшие строчки.

1. Восстановите стихотворение по последним словам-рифмам: крое, крутя, завоет, дитя. (А. С.Пушкин «Зимний вечер»).

2. Из какого стихотворения эти строки?

Вижу я в котомке книжку.

Так учиться ты идешь…

Знаю: батька на сынишку издержал последний грош.

(Н. А.Некрасов «Школьник»)

3. Восстановите стихотворение по последним словам-рифмам: сырой, молодой, крылом, под окном (А. С.Пушкин «Узник»).

4. О каком стихотворении идет речь?

Поэта ссылали на Кавказ. Друзья решили проститься с ним. Он был тронут заботой близких людей. Стоя у окна, поэт написал это произведение и в тот же вечер по просьбе друзей прочитал его. Когда он закончил, глаза его были влажны от слез? (М. Ю.Лермонтов «Тучи»).

III Тур.

№п»п

Категории

Стоимость ответов

1

Музыка и книга

10

15

5

20

2

Корзина с потерянными вещами

5

10

15

20

3

Актерское мастерство

20

     

Музыка и книга.

1. Вспомните автора и название произведения, в котором рассказывается, что звери решили сыграть на музыкальных инструментах, но у них ничего не получилось? (И. А. Крылов «Квартет»).

2. В какой сказке говорится о художественном уровне вокально-инструментальных ансамблей «Гримм «Бременские музыканты»).

3. Какой герой любил сочинять песенки на все случаи жизни: сопелки, кричалки, ворчалки, считалки и т. д. (Винни - Пух).

4. Писатель Э. Успенский придумал Крокодила Гену, а кто из музыкантов научил этого персонажа петь? (В. Шаинский).

Корзина с потерянными вещами.

У меня корзина есть.

В ней вещей не перечесть.

Тяжела и велика, вес ее полпуда.

Угадайте поскорей. Что в ней и откуда?

1. В сказке Г. Х.Андерсена лапландка использовала вместо нее вяленую треску. (Бумага).

2. Расколешь лед – возьмешь серебро.

Разрежешь серебро –возьмешь золото. (Яйцо).

3. Этот вкусный предмет уложил в гроб даже царевну (Яблоко).

4. Это богатырский предмет. Сейчас его можно встретить или в музее, или на страницах книг (Меч).

Актерское мастерство.

Команды показывают инсценированные отрывки из художественных произведений.

IY тур.

1 комплект:

- произведение устного народного творчества в прозе или в стихах

- речь идет в нем о вымышленных, иногда фантастических событиях.

- эти произведения бывают о богатырях, бытовые, о животных, волшебные.

- Иван-крестьянский сын и чудо-юдо. (Сказки)

2 комплект:

- литературный жанр, чаще всего стихотворный рассказ.

- в этих произведениях имеется иносказательный смысл (аллегория)

- действующими лицами являются как люди, так и животные, птицы, растения, даже неодушевленные предметы.

- произведение состоит из основной части и морали.

- И. А.Крылов прославился в этом жанре.

3 комплект:

- это стихотворение известного русского поэта написано в 1937 году.

- автор стихотворения родился в 1814 году и погиб в молодом возрасте.

- стихотворение посвящено 25-летней годовщине знаменитого сражения.

- рассказчик – простой солдат, рядовой участник сражения.

- «Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри, не вы.

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля.

Когда б на то не Божья воля,

Не отдали б Москвы! («Бородино»)

4 комплект:

- автор этого произведения- известная зарубежная писательница

- она родилась в тихой скандинавской стране Швеции.

- главная героиня произведения – девочка с рыжими косичками, огненными веснушками на лице и смеющимися глазами.

- она может побороть гимнаста-силача, пронести на руках лошадь, наказать воров, спасти детей от пожара.

- героиня не имеет ни отца, ни матери и живет одна на вилле «Курица» (Пеппи Длинный Чулок).

5 комплект:

- он известен не только как поэт. Но и как писатель.

- родился в Москве, сочинять стихи начал с раннего детства

- в Москве есть памятник этому поэту

- он учился в известном лицее недалеко от Петербурга

- а втор стихотворения «Узник». (А. С.Пушкин)

Y тур. Блиц.

За 1 минуту победившая команда отвечает на 10 вопросов.

1. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)

2. Кто из сказочных героев любил поговорку: «Одна голова хорошо, а две лучше»? (Змей Горыныч)

3. Назовите героя французской сказки, который получил свое прозвище благодаря головному убору? (Красная Шапочка)

4. Какой герой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали? (Кот в сапогах)

5. Какой сказочный герой посадил деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай. (Буратино)

6. Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки и убиралась в доме. Как ее за это прозвали? (Золушка)

7. Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? (Волк)

8. Какое слово нужно было сложить Каю в сказке «Снежная королева» (Вечность)

9. Сколько произведений входит в «Повести Белкина» (Пять)

10. Кто автор рассказа «Муму»? (И. С.Тургенев)

 

Прикрепленный файлSize
Внеклассное мероприятие по литературе 7-8 класс.docx22.36 KB

www.openclass.ru

Внеклассное мероприятие по Литературе "СИЛЬНОЕ ЗВЕНО" 5-7 класс

МОУ Красноборская средняя общеобразовательная школа

Викторина

«СИЛЬНОЕ ЗВЕНО»

ПРОВЕЛА: учитель

русского языка и литературы

Дорожкина О.В.

Красный Бор, 2012 г.

Цель:

1.Обобщить знания учащихся по русскому языку и литературе, выявить их грамотность.

2.Развить навыки логического мышления.

Оборудование: карточки с заданием «Умная ромашка», плакаты с высказываниями великих писателей о русском языке и литературе, чистые листы и ручки, «умы» для награждения участников, мультимедийный проектор, компьютер.

План:

  1. Тур: «Умная ромашка»

  2. Тур: «МИЛЛИОН ВОПРОСОВ»

  3. Тур: Загадки, пословицы и ребусы.

  4. Тур: « А знаете ли Вы..?»

  5. Тур Игры со словами.

Ход мероприятия:

Вступительное слово.

Однажды В.И. Даль и сын Мельникова – Печерского в знойный летний день прогуливались. После прогулки Владимир Иванович угостил его чудным домашним квасом и спросил:

- «Что хорош квас?».

- Хорош, - сказал тот.

- А чем хорош?

- Вкусный, холодный, с эрфиксом.

- С чем? – насторожился Даль.

- С эрфиксом, - повторил тот, уж несколько смущенный строгим выражением лица собирателя «живого великого языка»?

- Да ты что, иностранец, что ли или русский? Как по-русски надо сказать. Тот молчал, не зная, как перевести «эрфикс» на русский язык.

- Ах ты, француз, француз! Ступай к отцу да спроси.

- Игристый! – выпалил юноша, после того как пошел и спросил у отца.

- Ан, врешь! – поправил Даль. Ядреный квас (свежий, бодрящий, крепкий).

Любите ли вы русский язык, как любил его Даль?

Знаете ли вы русский язык, как знал его Даль? Сегодня мы это выясним.

«Человек более всего отличается от других животных словом или языком; следовательно, наука языка есть истинно человеческая и важнейшая», - говорил Н.М.Карамзин.

«Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком.

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком!» -

писал якутский поэт С. Данилов.

Наша сегодняшняя викторина «Слабое звено» посвящена знанию русского языка и литературы. Правильно говорили в древности: «Сперва аз да буки, а потом другие науки», «Грамоте учиться всегда пригодиться».

Здесь сегодня собрались самые смелые и они смогут заработать деньги своим собственным умом. Только деньги у нас особенные. Это «умы». Помните, как говорится: «один ум хорошо, а два лучше». В течение игры вы сможете увеличить свое умственное состояние.

Итак, начинаем I тур.

Задание этого тура называется «Умная ромашка». Каждый из участников получает лепесток от ромашки, на обороте которого написаны два слова. Ваша задача – вспомнить правила, характеризующие данные слова, то есть дать им определение.

(Учащиеся отвечают по очереди)

II. Тур: «Миллион вопросов»

Ответить на вопросы. Вопросы я буду задавать каждому участнику в отдельности. Остальные участники не имеют права отвечать не на свой вопрос. Если учащийся не отвечает на вопрос, право ответить получает тот игрок, который первый поднял руку. Отвечать нужно быстро, времени на раздумье не дается.

  1. Кто написал стихотворение «Бородино»? (Лермонтов)

  2. Что стоит в слове перед корнем? (приставка).

  3. Как называется сооружение для переправы через реку? (мост).

  4. Какой писатель родился 31 февраля 1940г? (никакой)

  5. В каком произведении Пушкина 14 раз повторяется слово «там»? (Руслан и Людмила)

  6. Какой литературный герой в половодье спасал зайцев? (дед Мазай)

  7. Сколько букв в русском алфавите? (33)

  8. Являются ли слова «подводный» и «водитель» однокоренными? (нет)

  9. Кто был третьим от кого ушел колобок? (заяц)

  10. Сколько падежей в русском языке? (6)

  11. На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (кого?, чего?)

  12. Напиток белого цвета, полезный и детям и взрослым? (молоко)

  13. Назовите главного героя сказки «по щучьему велению»? (Емеля).

  14. Сколько спряжений у глагола? (2)

  15. Сколько лет рыбачил старик со старухой у синего моря? (33)

  16. Назовите окончание существительных 1 го склонения? (ж. и м.р.- IаI, - IяI)

  17. К какому жанру относится «Медной горы хозяйка»? (сказ)

  18. Как называется отдельная комната монаха в монастыре? (келья)

  19. Что, по мнению Достоевского, спасет мир? (красота)

  20. Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком)

  21. В какой сказке девочку уводят в лес, а возвращается она богатой невестой? («Морозко»)

  22. Как называются главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)

  23. Кто напечатал 1-ю книгу на Руси ? (И. Федоров)

  24. кто изобрел русский алфавит? (Кирилл, Мефодий)

  25. Не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно или раздельно? (раздельно)

  26. Герой какого произведения считал, что дверь – это прилагательное, потому что она приложена к своему месту? «Недоросль», «Ревизор» или «Горе от ума»

  27. Какой прием используют писатели в названии произведения «Отцы и дети», «Война и мир? (Антитеза)

  28. Продолжите крылатую фразу: «А Васька слушает …» ( да ест)

  29. Как называются в русском языке такие слова как: большой, огромный, гигантский? (синонимы)

  30. На какие вопросы отвечают слова в Предл. падеже? (о ком?, о чем?)

  31. Назовите местоимения второго лица? (ты, вы)

  32. Назовите три рода литературы? (эпос, лирика, драма)

  33. Как называется сильный ветер со снегом? (метель, вьюга, буран)

  34. Как называется особый материал для письма, который изготавливали из тростника в древнем Египте? (папирус)

  35. С каким врагом сражается Илья Муромец? с Чингисханом, со Змеем Горынычем, Соловьём- Разбойником.

  36. Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли )

  37. Каким ключом невозможно открыть замок? (скрипичным)

  38. Из какого произведения строки: «одеяло убежало, улетела простыня»? («Мойдодыр» Чуковский )

  39. Что означает устаревшее слово «цирюльник»? (парикмахер)

  40. Какой литературный прием использован Пушкиным в строках «то как зверь она завоет, то заплачет как дитя»?( сравнение)

  41. Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)

  42. Завершите пословицу: «За двумя зайцами погонишься …. ? ( ни одного не поймаешь)

  43. Печь – это глагол или существительное? (и то и другое)

  44. От какого суффикса зависит написание корней – - лаг-, -лож- мир - - мер-, -тир- -тер-, -бир- -бер-? (-â-)

  45. Что означает выражение: «бить баклуши» и «считать ворон»? (бездельничать)

  46. Сколько –н- пишется в слове серебряный? ( одно)

  47. Закончите пословицу: «терпение и труд … ? ( все перетрут)

  48. Кто из героев народных сказок похож на мяч? ( колобок)

  49. К какому роду относятся слова: пальто, бюро, лото? (средний род)

  50. Какой овощ смогли вытянуть только 6 персонажей сказки? (репка)

  51. Можно ли у существительных неряха, соня, плакса, грязнуля определить род? (общий род)

  52. Поставьте ударение: договор или договор?

  53. Обладателя этой вещи все с первого взгляда принимают за отличника? (очки)

  54. Что указала путь не только Ивану – Царевичу, но и Тесею в лабиринте?(клубок)

  55. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня? С помощью каких наречий ( позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

III. тур: Загадки, пословицы и ребусы.

«Карл V, римский император говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российском языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что и со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». Так говорил Ломоносов. С ним трудно не согласиться. Особенно ярко эти качества проявились в произведениях У.Н.Т. Сейчас мы проверим как вы знаете пословицы и загадки и ребусы.

1-е задание.

Я буду загадывать загадки, а вы их разгадываете. Отвечает тот, кто первый поднял руку.

Загадки

Как не петляет, где ни бродит –

Все ж к морю синему приходит .

Пускай дорога далека,

Но не заблудится она. (река)

Бредут вразвалку по тропинке

К воде подушки и перинки.

Они пловцы прекрасные,

На лапках – ласты красные. (гуси)

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно,

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь во 100 раз умней. (книга)

Вспушит она свои бока,

Свои четыре уголка,

И тебя как ночь настанет,

Все равно к себе притянет. (подушка)

Пять ступенек – лесенка,

На ступеньках – песенка. (ноты)

Отгадайте-ка, ребятки,

Что за цифра – акробатка?

Если на голову станет

Ровно на три меньше станет. (девять)

Я сильней десяти коней.

Где в полях пройду весной,

Летом станет хлеб стеной. (трактор)

Тридцать три родных сестрицы –

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся! ( буквы)

Вид ее - как запятая,

Хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев,

А ее лентяи – нет. (двойка)

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка – только раз,

Та что выше, - каждый час (стрелки часов)

Годовой кусточек

Каждый день роняет листочек,

Год пройдет

Весь лист опадет. (календарь)

Что за птица пролетает?

По семерке в каждой стае

Вереницею летят,

Не воротятся назад. (дни недели)

Дом не велик, а дверь большая

В нее не входят, а въезжают. (гараж )

Шагаешь – впереди лежит

Оглянешься – домой бежит. ( дорога)

Что за зверь: зимой ест, летом спит, тело теплое, а крови нет.

Сесть на нее сядешь, а с места не свезет. (печь)

На дворе горой,

А в избе водой. (снег)

Я травянистое растение

С цветком сиренево цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету. (ирис)

Всех кормит, а сама не ест. (ложка)

Кто носит шляпу на ноге ?(гриб)

Ушком не слышит, носиком не дышит,

Где побывает – хвост потеряет (иголка с ниткой)

2- е задание этого тура - продолжите пословицы и объясните их смысл.

- Не спеши языком,… (торопись делом).

- Одежда лучше новая, …(а друзья старые).

- Когда друг просит, …(не существует завтра).

- Руки поборют одного,… (знания – тысячу).

- Под лежачий камень… (вода не течет).

3-е задание этого тура – отгадайте ребусы

См. презентацию к мероприятию.

IV тур: «А знаете ли Вы..?»

Поймал как – то тигр лису, она хитрая, повертела пушистым хвостом, морду кверху подняла: - Не посмеешь меня сесть! Я послана сюда быть властелином леса. Тигр поглядел на лису и не поверил.

- Не веришь мне? Так пойдем со мною в лес. Посмотришь, как звери меня боятся. Согласился тигр. Леса важно шагала впереди, а тигр следом. Что тут поднялось! Все звери и птицы, увидев тигра, бросились в чащу, поглубже забрались в норы. – Ну, теперь ты убедился? Кто меня не боится? – Да, ты действительно могущественна, - ответил тигр. Эта сказка была сложена две с лишним тысячи лет назад. Но и сейчас существует фразеологизм «хитер как лиса».

1-е задание этого тура: А знаете ли вы фразеологизмы? Сейчас проверим. На экране вы увидите фразеологизмы, ваша задача отгадать и объяснить их значение. Называет тот, кто первым поднял руку.

- Сесть в калошу.

- Вставлять палки в колеса.

- Водить за нос.

- На воре и шапка горит.

- Съесть вместе пуд соли.

- Крокодильи слезы.

- Знать на зубок.

2-е задание этого тура – угадать крылатые слава из произведений Крылова. Я называю начало, а вы заканчиваете.

- Чем кумушек считать трудиться ….( не лучше ль на себя кума оборотиться)

- А вы, друзья, как не садитесь ….(все в музыканты не годитесь)

- Ты все пела? Это дело …. (так поди же попляши)

- Наделала синица славы, ….(а моря не зажгла)

- Кукушка хвалит петуха … (за то, что хвалит он кукушку)

- Ты виноват уж тем, …. (что хочется мне кушать)

- Кто виноват, кто прав судить не нам, а только воз …. (и ныне там)

- А ларчик ….(просто открывался)

V тур: Игры со словами.

Самую длинную фамилию в мире носит житель Стамбула. В ней 43 буквы а в конце прошлого столетия в американском штате Висконсин умер вождь одного из индейских племен. Ни один мастер не смог уместить его имени на надгробном камне. Оно было длиной в 122 буквы. А самая короткая фамилия на земле, если верить ученым, состоит из 1 буквы – это французская фамилия О. Там же во Франции самое короткое географическое название – там есть село, которое называется И. Все это я к чему? Не бойтесь, я не заставлю вас вспоминать эти слова. Мы просто поиграем в игры со словами.

1 игра: на экране написано слово «республика». Вам нужно составить наибольшее количество слов из этих букв. Каждую букву можно использовать только 1 раз.

2-я игра. Ваша задача придумать наибольшее количество слов в рифму: гараж, багаж.

(Багаж, блиндаж, пейзаж, экипаж, мираж, тираж, страж, массаж, шантаж, монтаж, абордаж, такелаж, персонаж, арбитраж, дренаж…).

3-ье задание. Говорят, что нельзя сделать из мухи слона. А вот языковедам это сделать удалось. Посмотрите на плакат (плакат прилагается). Эту игру изобрел Льюис Кэрролл. На листе бумаги пишется слово. Пониже пишется другое слово с таким же количеством букв. Нужно попытаться шаг за шагом превратить верхнее слово в нижнее. При каждой попытке менять можно только одну букву. Ваша задача превратить слово «поэт» в слово «луна». Чтобы это сделать вам нужно угадать три промежуточных слова.

поэт

порт

луза

луна.

Подведение итогов игры.

Персидский ученый визирь Сахиб (X в.) страстно любил книги. Он имел у себя библиотеку, насчитывавшую около 117 тыс. книг. Он всегда брал с собой в походы библиотеку. На перевозке книг было занято 400 верблюдов. Верблюды всегда шли в азбучном порядке, так что караванщики легко находили любую книгу, которая понадобилась визирю Сахибу.

Если бы вы любили читать, вы не стали бы слабым звеном. А теперь нужно узнать, кто же сегодня стал сильным звеном.

(ПОЗДРАВЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ ИГРЫ)

Заключительное слово.

Талантливый педагог В. А. Сухомлинский писал: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, … сотворить улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие».

Действительно, слово – это великая сила. Учитесь, каждый день правильно обращаться со словом, если не хотите остаться слабым звеном в цепи великих государственных свершений.

doc4web.ru

Конспект внеклассного мероприятия «Знатоки литературы» (7 класс). « Центр дистанционного творчества "Индиго"

Конспект внеклассного мероприятия «Знатоки литературы» (7 класс).

Автор: Фахрутдинова Зульфия Сунгатовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Ашитбашская СОШ имени Г.Тукая» Арского района Республики Татарстан.

О себе: стаж работы — 24 года, имею 1 квалификационную категорию. Мое жизненное кредо: «Добро — это то, что придает твоему сердцу твердость и спокойствие, а зло — это то, что повергает тебя в сомнение, хотя бы в такое время, когда другие люди оправдывают тебя».

Цели: в игровой форме повторить и закрепить знания учащихся по произведениям художественной литературы, по биографии писателей и поэтов , по теории литературы, научить правильно пользоваться знаниями на практике, способствовать развитию интереса к изучению литературы.
Оборудование: мультипроектор, презентация.

Ход мероприятия.

1.Вступительное слово.
Здравствуйте. Как вам известно, в нашей школе проходит Неделя русского языка и литературы. Сегодня мы с вами проведем веселый конкурс на знание литературных произведений и их авторов. Вы имеете возможность проверить себя, показать свои знания и умения.
В конкурсе участвует две команды. Задания мы подготовили, на примере вашей любимой телеигры «Тамчы-шоу».Судить ответы участников будет жюри.(Представление членов жюри).
— Давайте познакомимся с командами.

2. Визитная карточка команд. Название команд, девиз и знакомство с членами команд.

3. Следующий конкурс – это блиц-опрос. На прозвучавшие вопросы команды отвечают письменно.
Вопросы.
1) В каком городе родился А.С.Пушкин? (Москва)
2) Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна)
3) Каков жанр произведения «Полтава»? (Поэма)
4) Как называется двусложный размер стиха с ударением на первом слоге? (Хорей)
5) Назовите автора и название стихотворения?
Мчатся тучи, вьются тучи
Невидимкою луна. ( А.С.Пушкина «Бесы»)
6)В каком учебном заведении учился А.С.Пушкин? (Царскосельский лицей)
7) «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила , которая бы пересилила бы русскую силу». Назовите произведение. (Повесть «Тарас Бульба»)
8. Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня. Назовите автора. (М.Ю.Лермонтов)
9) Кто автор произведения «Человек на часах? (Лесков)
10) Узнайте произведение , назовите его жанр, автора.
Как я сяду поеду на лихом коне
За Москву –реку покататися,
Кушачком подтянуся шелковым,
Заломлю на бочок шапку бархатную,
Черным соболем отороченную. («Песня про купца Калашникова»,поэма, М.Ю.Лермонтов)
— Слово жюри.

4. Следующее задание – видеовопрос. Вы внимательно посмотрите на экран и постарайтесь узнать писателей и поэтов на портретах, записывайте их имена.
Вторая часть этого конкурса – на внимательность. Внимательно следите за картинами на экране, затем прозвучит вопрос. (На картинах иллюстрации к литературным произведениям. Одна команда должна узнать, какие из иллюстраций нарисованы к произведениям А.С.Пушкина, другая должна узнать иллюстрации к рассказам А.П.Чехова).
— Слово жюри.

5. Угадайте слово. Перед вами буквы. Постарайтесь угадать, какое слово в них спрятано. Составьте свои слова из этих букв. Буквы на слайде КОМОРЕЛУЬ (лукоморье)
— Слово жюри.

6. Конкурс капитанов. На прозвучавшие вопросы отвечают капитаны. Ответить нужно словами «да» и «нет». Никаких других слов не употребляем.
Капитан первой команды отвечает на вопросы.
1.Стихотворение «Весенние воды» написал Тютчев. Да
2.У Тараса Бульбы было двое сыновей. Да.
3.Младшего Дубровского звали Алексей. Нет.
4. Двусложный размер стиха с ударением на втором слоге называется хорей. Нет.
5. А.С.Пушкин родился в 1799 году. Да.
6.Стихотворение Н.Некрасова «Железная дорога» посвящается детям. Да.
7. Генералы из сказки Салтыкова –Щедрина жили в Москве. Нет.
8.Француза –учителя звали Дефорж. Да.
9.В «Песне про купца Калашникова» одним из героев является образ Ивана Грозного. Да.
10.Метафора — употребление слов в переносном значении . Да.

Капитан второй команды отвечает на вопросы.
1.Стихотворение «Парус» написал А.С.Пушкин. Нет.
2.Кистеневка – деревня Дубровского. Да.
3. Андрий предал Родину. Да.
4.Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» относится к пейзажной лирике. Нет.
5.В сказке Салтыкова–Щедрина два генерала прокормили одного мужика. Нет.
6.Фамилия главного героя рассказа «Человек на часах» — Постников. Да.
7. Эпитет- художественное определение, называющее не конкретный признак , а признак предмета через восприятие автора. Да.
8.Алёна Дмитриевна – героиня романа «Дубровский». Нет.
9.Действие «Песни про купца Калашникова» происходит в Москве. Нет.
10.М.Ю.Лермонтов родился в 1814 году. Да
— Слово представляется жюри.

7. Награждение победителей.

indigo-mir.ru

Внеклассное мероприятие по литературе для 7 класса "Литературный калейдоскоп" - Русский язык и литература - В помощь учителю - Наша библиотека

Цели и задачи: 1. проверить качество полученных знаний и кругозор учащихся по предмету;
2. способствовать развитию интереса к получению новых знаний;
3. помочь становлению нравственной культуры, а также самовыражению личности
учащихся; способствовать сплочению коллектива, научить ребят работать в ко-
манде, нести ответственность перед всеми членами коллектива.
Оборудование: 2 ватмана с изображением деревьев и листочки-вопросы для конкурса «Дерево
мудрости»; карточки для капитанов; плакаты с высказываниями о литературе,
о книгах, о чтении; музыкальное сопровождение классической музыки.
Класс делится на две команды, каждая выбирает себе название и капитана. В конкурсах вопросы вытягивают сами игроки по очереди. Если участник отвечает сам, получает 2 очка; если помогает команда – 1 очко. Если ребята затрудняются ответить, вопрос передаётся другой команде. После чего вторая команда отвечает на свой вопрос. Жюри подсчитывает набранные очки и после каждого конкурса объявляет результаты.

Ход мероприятия.

I. «Перевёртыши».
Задание: отгадать название и автора произведения.

1. «Каин и Авель» ----------------------------- «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина.
2. «Дуэт» ---------------------------------------- «Квартет» И.А. Крылова.
3. «Казахские мужчины» -------------------- «Русские женщины Н.А. Некрасова».
4. «Сказка о том, как 2 министра ---------- «Повесть о том, как 1 мужик 2 генералов
1 чиновника заморили» прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина.
5. «Большой король» ------------------------- «Маленький принц» А. де Сент- Экзюпери.
6. «День после Наурыза» -------------------- «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя.
7. «Чёрный самокат» -------------------------«Белый пароход» Ч. Айтматова.
8. «Старость» -----------------------------------«Детство Л.Н. Толстого».
9. «Смерть инопланетянина» ----------------«Судьба человека» М.А. Шолохова.
10. «Скандалы и посиделки» -----------------«Война и мир» Л.Н. Толстого.
11. «Оловянный пешеход» --------------------«Медный всадник» А.С. Пушкина.
12. «Гав-гав» ------------------------------------«Муму» И.С. Тургенева.

II. «Идентификация».
Задание: прочитав имя героя, назвать произведение и его автора.

1. Кочубей ----------------------------------- «Полтава» А.С. Пушкина.
2. Степан Парамонович ------------------- «Песня про царя...» М.Ю. Лермонтова.
3. Андрий ------------------------------------ «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь.
4. Карл XII ----------------------------------- «Полтава» А.С. Пушкина.
5. Бомарше ----------------------------------- «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина.
6. Пётр I – градостроитель ---------------- «Медный всадник» А.С. Пушкина.
7. Андрей Соколов -------------------------- «Судьба человека» М.А. Шолохова.
8. Самсон Вырин ---------------------------- «Станционный смотритель».
9. Купава -------------------------------------- «Снегурочка» А.Н. Островского.
10. Алёна Дмитриевна -----------------------«Песня про царя....» М.Ю. Лермонтова.
III. «Угадай-ка» (конкурс капитанов).
Задание: капитанам задаётся 1 вопрос: «Какой русский поэт говорил: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»?» Кто отвечает первым (А.С. Пушкин), тот и выбирает задание.

С помощью пантомимы изобразить:
☺ следующие жанры: детектив, трагедию, комедию, сказку.
☺ профессию: художник, писатель, критик, композитор.

Пока капитаны готовятся, проводится следующий конкурс.

IV. «Они говорят...»
Задание: узнать по фразе произведение и автора.

1. «Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звёзды блещут» («Полтава», А.С. Пушкин).
2. «На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн...» («Медный всадник», А.С. Пушкин).
3. «Над Москвой великой, златоглавою...» («Песня о царе...», А.С. Пушкин).
4. «Музыку я разъял, как труп..» («Моцарт и Сальери», А.С. Пушкин).
5. «Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!» («Песня о царе...», А.С. Пушкин).
6. «Люблю тебя, Петра творенье...» («Медный всадник», А.С. Пушкин).
7. «... гений и злодейство – две вещи несовместные» («Моцарт и Сальери», А.С. Пушкин).
8. «Мы в ответе за тех, кого приручили» («Маленький принц», А. де Сент-Экзюпери).
9. «Я тебя породил – я тебя и убью» («Тарас Бульба», Н.В. Гоголь).
10. «Сам верёвочку свил и дал себя связать» («Повесть о том, как 1 мужик...» М.Е. С.-Щедрин).

V. «Дерево мудрости».
Задание: взять игроку со стола листок с вопросом. Если отвечает верно, то прикрепляет лист на дерево. Правильный ответ – 1 балл.
Список вопросов.

1. Кто подписывался псевдонимом «Антоша Чехонте»? (А.П. Чехов).
2. Как звали бабушку М.Горького? (Акулина Ивановна).
3. Кто автор поэмы «Полтава»? (А.С. Пушкин).
4. Назовите сына-предателя Тараса Бульбы (Андрий).
5. Настоящая фамилия М. Горького? (Пешков).
6. Какой рассказ Тургенев назвал кличкой собаки? («Муму»).
7. С кем воевали русские в Полтавском сражении? (Со шведами).
8. Какими строками начинается поэма Пушкина «Руслан и Людмила»? («У лукоморья дуб зелёный...»).
9. Кто спас генералов, которые оказались на необитаемом острове? (Мужик).
10. Местность на реке Днепр, куда Т. Бульба решил отправиться со своими сыновьями? (Запорожье).
11. Фамилия Хамелеона? (Очумелов).
12. Из чего сделал мужик силки, чтобы накормить генералов? (Из волос).
13. Герои рассказа Тургенева «Бежин луг»? (Мальчики-пастухи).
14. Автор «Песни о купце Калашникова»? (М.Ю. Лермонтов).
15. Что выдернул Андрий из-под головы спящего брата? (Мешок).
16. Какой жанр народного творчества широко использовал Салтыков-Щедрин? (Сказку).
17. Кто возглавил русские полки во время Полтавского сражения? (Пётр I).
18. Какими строками начинается стихотворение Лермонтова «Бородино»? («Скажи-ка, дядя...»).
19. На чём генералы вернулись домой? (На корабле).
20. Название духовного училища, где учились сыновья Т. Бульбы? (Бурса).
21. Кого укусила собака в рассказе Чехова «Хамелеон»? (Хрюкина).
22. Как генералы отблагодарили мужика? (Рюмкой водки да пятаком серебром).
23. Какие элементы сюжетной композиции вы знаете? (Завязка, развитие действия, кульминация, развязка; могут быть пролог и эпилог).
24. Как первоначально хотел назвать А.С. Пушкин поэму «Полтава»? (Мазепа).
25. Что скрыл Кирибеевич от царя на пиру? (Алёна Дмитриевна – замужняя женщина).
26. Виды художественного мира? (Жизнеподобный, исторический, комический, трагический, фантастический, сказочный и трагикомический).
27. О какой библейской притче упоминается в повести Пушкина «Станционный смотритель»? (Притче о блудном сыне).
28. Какие черновые названия трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» вы знаете? («Зависть», «Сальери»).
29. Какие 3 легенды использовал Пушкин в трагедии «Моцарт и Сальери»? (Сальери отравил Моцарта, Бомарше отравил 2 своих жён, Микеланджело убил натурщика).
30. В каких ролях Пётр I выступает в поэмах «Полтава» и «Медный всадник»? (1 – полководца, 2 – строителя).
VI. «Подведение итогов, награждение».

collegy.ucoz.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *