Основными функциями управления являются – Функции управления в организациях. Функциональное содержание процесса управления.

Функции управления в организациях. Функциональное содержание процесса управления.

Цель — те конечные рубежи, на достижение которых через выполнение конкретных задач, функций направлена деятельность коллектива, подразделения. В ходе выполнения целей в процессе управления производством, достигается воздействие на коллективы подразделений, отдельных работников посредством реализации функции управления.

Основными функциями управления организацией являются:

  • организация;

  • нормирование;

  • планирование;

  • координация;

  • мотивация;

  • контроль;

  • регулирование.

Организация как функция управления находит свои проявление через организационные структуры, организационные процессы (функционирования, развития), организационные законы, организационную культуру.

Организация управления— это совокупность приемов, методов, рационального сочетания методов и звеньев управленческой системы и ее взаимосвязь с управлением объектов и другими управляющими системами во времени и в пространстве.

В этом значении организация управления обеспечивает создание наиболее благоприятных условий для достижения целей (решение конкретных задач, установленных в период времени при минимальных затратах производственных ресурсов).

Функцию нормированияследует рассматривать, как процесс разработки научно обоснованных расчетных величин, устанавливающих количество и качество оценки развитых элементов, используемых в процессе производства и управления. Эта функция оказывает воздействие на поведение объекта четкими и строгими нормами, дисциплинирует разработку и реализацию производственных заданий, обеспечивая равномерный и ритмичный ход производства, его высокую эффективность. Рассчитываемые по этой функции календарно-плановые нормативы (производственные циклы, размеры партий) служат основой планирования, определяют продолжительность, порядок движения планов в процессе производства.

Функция планированиядеятельности организации занимает центральное место среди всех функций, так как призвана строго регламентировать поведение объекта в процессе реализации поставленных перед ней целей, задач. Функция планирования предусматривает определение конкретных задач каждому подразделению на различные плановые периоды и разработку производственных программ.

Функция координациидеятельности организации осуществляется в целях обеспечения согласованной и слаженной работы участвующих в процессе выполнения плановых заданий производственных и функциональных подразделений предприятия и цехов. Эта функция реализуется в форме воздействия на коллектив людей, отдельных работников, занятых в процессе производства, со стороны линейных руководителей и функциональных служб.

Функция мотивацииоказывает влияние на коллектив в форме побудительных мотивов к эффективному труду общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер.

Функция контроляпроявляется в форме воздействия на коллектив людей посредством выявления, обобщения, учета, анализа результатов производственной деятельности каждого цеха и доведения их до руководителей, подразделений и служб управления с целью подготовки управленческих решений. Эта функция реализуется на основе данных оперативного, статистического, бухгалтерского учета, выявления отклонений от установленных показателей работы и анализа причин отклонений.

Функция регулированиядеятельности организации непосредственно сочетается с функциями контроля и координации. В результате воздействия внешней и внутренней среды напроизводственный процесспроисходит отклонение от заданных параметров производственного процесса, выявленных в ходе контроля и оперативного учета, что в конечном счете требует регулирования процесса производства.

Функциональное содержание процесса управления проявляется в масштабной последовательности и предпочтительности реализации основных функций управления. Здесь можно выделить следующие формы проявления целенаправленного воздействия на коллективы людей (рис. 16):

планирование, прогнозирование — выработка и постановка целей и задач в сфере управления производством, а также определение путей и средств реализации планов для достижения поставленных целей;

^ организация — создание новых и упорядочение функционирующих организационных структур управления как элементы процесса реализации планов;

^ координация, регулирование — обеспечение необходимой согласованности действий людей как элемент процесса реализации намеченных планов;

^ стимулирование, активизация—побуждение людей к действию, предусматривающее обеспечение повышения эффективности деятельности системы управления как элемент процесса реализации планов;

^ контроль, анализ, учет — систематическое наблюдение за деятельностью людей для выявления отклонений от установленных норм, правил и требований в процессе реализации планов.

studfiles.net

Основные функции управления — Менеджмент организаций Библиотека русских учебников

Функция (лат fundio-исполнение, осуществление). Сущность любого явления выражается в его функциях, то тех задачах, для решения которых оно предназначено. Содержание каждой функции управления определяет тся спецификой задач, выполняемых в рамках данной функции. Поэтому сложность производства и его задач определяет всю сложность управления и его функциункций.

Это положение имеет важное методологическое значение для раскрытия сущности и роли отдельных функций управления,. Которые в современных условиях расширились, усложнились и дифференцировались в связи с ростом масштабов хозяйственной деятельности, диверсификации и интернационализации производств.

Функции управления деятельностью фирмы, а соответственно и методы их реализации, не являются неизменными, они постоянно модифицируются и углубляются, в связи с чем усложняется содержание работ, выполн няемых в соответствие с их требованиями. Развитие и углубление каждой функции управления происходит не только под воздействием внутренних закономерностей их совершенствования, но и под влиянием требова ный развития друга функций. Будучи частью общей системы управления, каждая из функций должна совершенствоваться в направлении, предопределяемом общими целями и задачами функционирования и развития фир мы в конкретных условиях. Это приводить к изменению содержания каждой функциции.

Впервые функции менеджмента ни были сформулированы в книге. А. Файоля»Общий и промышленный менеджмент», вышедшей в 1916 г. А. Файоль рассматривал менеджмент как последовательный ряд операций или функций, ко оторые разделены на шесть групппп:

1. Технические операции — производство, изготовление, переработка

2. Коммерческие операции — купля, продажа, обмен

3. Финансовые операции — привлечение капитала и управление им

4. Операции по охране — охрана имущества и личности

5. Учетные операции — баланс, затраты, статистика

6. Административные операции — предвидение, организация, распорядительство, согласование и контроль

Администрирование — лишь. Одна из шести операций-функций, с помощью которых управление обязано обеспечить нормальный ход производства. АФайоль считал, что администрирование. Занимает особое место в ме джментте.

Рассмотрим административные функции подробнее

Предвидение — изучение будущего, определение программы действий, оно охватывает предыдущие пять операций. А. Файоль здесь обращали внимание на то, что для разработки эффективной программы действий руково одитель должен обладать: умением управлять людьми, активностью, моральным мужеством, достаточной стойкостью, необходимой компетентностью в данной области деятельностти.

Организация — обеспечение предприятия материалами, капиталами, персоналом. Здесь выделяются два аспекта -. Материальный и социальный т е обеспеченны всеми необходимыми материальными ресурсами персонал должен в социальном плане быть способным выполнить заданиние.

распорядительство — приводить в действие персонал предприятия, после создания социального организма. Это задача распорядительство. Цель распорядительство — получить наибольшую пользу от работающих. Во все ех областях производственной деятельности распорядительство является. Важнейшим элементом работы, требующих определенных качестств.

Согласование имеет своей целью каждому элементу социального организма дать возможность выполнить свою часть работы во взаимодействии с другими элементами, то связать и. Объединить все действия и все ус силыия.

Контроль — необходимо следа,. Чтобы все происходило по установленным правилам и отданным распоряжением. Требуется отмечать недостатки и ошибки с тем,. Чтобы можно было их исправить и не допускать повторения орения в будущем. Контролер должен быть: компетентным, обладать чувством обязанности, иметь рефераты положение. Относительно контролируемого объекта, быть рассудительным и тактичныым.

Контроль должен быть действенным, то проводится своевременно и иметь практические последствия, если же на нарушения. НЕ обращается внимания, то такой контроль будет неэффективным

Таким образом, пять вышеперечисленных функций появились основой административной доктрины. А. Файоля и базой для всех последующих авторов по проблемам процесса управления. М. Мескон. Считает, что»процесс уп правления является общей суммой всех процессов»[3131].

Обзор литературы позволяет выявить следующие функции: планирование, организация, распорядительство, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров, заключение сделать.

М. Мескон выделяет четыре первичных функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции. Имеют две общие характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходи им обмен информацией, то. Эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимостьость.

Функция планирования, по. М. Мескон, предлагает решение о том, какими. Должны быть цели организации и что. Должны делать члены организации, якобы достичь. ЭТИХ целей. Функция планирования отвечает на три с следующих вопроса: где мы находимся в настоящее время? о?

Функция организации предполагает формирование структуры организации, вначале распределение и координация работ сотрудников, а затем проектирование структуры организации в целом

Функция мотивации представляет собой процесс, при помощи которого руководство побуждает сотрудников действовать так, как было запланировано и организован

Функция контроля представляет собой процесс, в котором руководство устанавливает: достигает ли организация. Своих целей, выделяет проблемы и предпринимает корректирующие меры прежде, чем будет нанесен серьезный ущерб. Контроль дает возможность руководству определять, следует ли пересматривать планы, поскольку они невыполнимы или уже выполнены. Данная связь между планированием и контролем. Завершает ц икл,. Который и делает управлению процессом взаимосвязанных функциий.

И. Н. Герчикова [14] подходит к содержанию и развитию функций управления применительно к деятельности. ТНК. Каждая из функций направлена ??на решение специфических и сложных проблем взаимодействия между отд дельнымы подразделениями фирмы, требующих осуществления большого комплекса конкретных мероприятийтий.

Каждая из функций управления обуславливается влиянием объективных требований. Будучи частью общей системы управления, каждая из функций должна совершенствоваться в направлении, предопределяемым общими целями и задачами функционирования и развития фирмы в конкретных условиях. Это приводить к изменению содержания каждой функциии.

И. Н. Герчикова выделяет три функции управления: внутрифирменное планирование, маркетинг и контроль. Интерес представляет функция маркетинга, назначение которой состоит в том,. Чтобы обеспечить деятельнос во фирмы. Исходя из всестороннего, глубокого изучения и тщательного учета рыночного спроса, потребностей и требований конкретных потребителей к продукту,. Чтобы стало реально возможным получение наивыс ших результатов: максимальной и устойчивой прибылиыли.

Для более глубокого понимания сути. Этой функции управления необходимо подчеркнуть, что. Важнейшая неотъемлемая черта маркетинга — это. Определенный образ мышления, подход к принятию конструкторских, о оизводственно-сбытовых решений с позиций наиболее полного удовлетворения требования потребителей, рыночного спроса. Отсюда маркетинг — не только принципы, функции, методы, структуры организации, но и в бязательное маркетинговое мышление. Без этого невозможно достижение высокого качества конкурентоспособности продукции, закрепления позиций на рынках. Поэтому маркетинг как теория, образ мышления, филос фия предпринимательской деятельности требует научного изучения и реалистического подхода к использованию в практике управлениния.

Внутренняя жизнь организации состоит из большого количества. РАЗЛИчНЫХ действий, процессов. В зависимости от типов организации, ее размера и вида деятельности. Отдельные процессы и действия могут занимат во в ней ведущее место, некоторые же, широко осуществляемый в других организациях, могут либо отсутствовать, либо осуществляться минимально. Однако, несмотря на огромное разнообразие действий и процесс ов, можно выделить определенное количество групп. О. С. Виханский,. А. И. Наумов [11] предполагают пять групп функциональных процессов,. Которые, по их мнениям, охватывают деятельность любой организации и кот орые являются объектом управления со стороны менеджмента данными функциями являются; производство, маркетинг, финансы, работа с кадрами, учет и анализ хозяйственной деятельностельности.

Производственная функция предполагает, что. Соответствующие службы, руководители определенного уровня осуществляют управление процессом переработки сырья, материалов и полуфабрикатов в продукт,. Который и организация предлагает внешней сред.

Функция маркетинга призвана посредством маркетинговой деятельности по реализации созданного продукта увязать в единый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение целей органы изацы.

Финансовая функция состоит в осуществлении управления процессом движения финансовых средств в организации

Функция управления персоналом связана с использованием возможностей работников для достижения целей организации

Функция учета и анализа хозяйственной деятельности предполагает управление процессом обработки и анализа информации о работе организации с целью сравнения фактической деятельности организации с ее воз зможностямы, а также с деятельностью второго организаций. Это позволяет организации вскрыть проблемы, на которые она должна. Обратить пристальное внимание, и выбрать лучшие пути осуществления ее деятельно ости.

Некоторые авторы [32] выделяют также пять общих функций менеджмента: планирование, организацию, координацию, контроль и мотивацию. Интерес здесь представляет функция организовывание, задачей которой яв вляется формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для нормальной работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др. В плане, составляя ом в организации, всегда имеется стадия организовывание, то создания реальных условий для достижения запланированных целеелей.

Вторая, не менее важная задача функции организовывание — создание условий для формирования такой культуры внутри организации, которая характеризуется высокой чувствительностью к изменениям, научно-тех хническому прогрессу, единым для всей организации ценностям. Здесь главное — это работа с персоналом, развитие стратегического и экономического мышления в сознании руководителей, поддержка работников п редпринимательского склада, склонных к творчеству, нововведениям и не боящихся рисковать и брать на себя ответственность за решение тех или. Иных проблемойм.

Центральной функцией процесса управления авторы. Считают координацию, обеспечивающую его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации — достижение согласованности в работе всех звеньев ор рганизациы путем установления рациональных связей между ними. Характер. ЭТИХ связей может быть. Самым различным, так как зависит от координируемых. Процессов.

B. Р. Веснин [9] также выделяет пять функций менеджмента — планирование, организация, координация, мотивация и контроль. Все. Перечисленные функции не просто составляют единое целое, они переплетены друг с другом, проникают друг в друга так, что порой их трудно разделитить.

C. В. Олейника др [34] выделяют 4 функции менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль

Несколько иной подход к функциям менеджмента представлен в. С. Г. Попова [40]. При выполнении любой управленческой функции осуществляется синтез (объединение) работников для выполнения поставленных задач, координация их деятельности. Вот. Этот элемент синтеза в управленческой деятельности и отличает функции управления от функций исполнительского. Функции управления производством представляют собой относи тельно самостоятельный вид синтезирующий деятельности, обусловленный наличие разделения труда в управлении производством относительности. Этой самостоятельности заключается в том, что. Любые управленче ские решения и действия подчинены конечной цели управленивления.

Функции менеджмента здесь делятся на функции общего и специализированного управления

Функции общего управления призваны обеспечить основной порядок функционирования производства, а также взаимодействие данного предприятия с внешними организациями и учреждениями. Эти функции выполняются я органами управления производством, наделеннымы правами линейного распорядительствоа.

Функции специализированного управления делятся на три группы: технологические, обеспечивающие, координирующие

Технологические функции предусматривают разработку рациональных систем производства продукции, технологии ее создания, переработки, хранения и транспортировки

обеспечивающие функции предусматривают выполнение требований технологии производства путем обеспечения его всем необходимым. Сюда относится. Инженерное, материально-техническое, культурно-бытовое и хозя яйственное обслуживанийе.

Координирующие функции обеспечивают прогнозирование развития предприятия; производственно-экономическое и оперативно-техническое планирование; организацию производственных процессов и труда людей; кон нтроль и регулирование хода производств.

Отдельно рассматривается функция маркетинга. Она включает в себя изучение конъюнктуры рынков сбыта (спроса, конкуренции, потребителей), выработку товарной, сбытовой, ценовой и коммуникационной стратеги й поведения на рынках сбыта. Маркетинг позволяет связать интересы производителей и потребителей продукции. Так как потребителями являются все, то маркетинг позволяет определиться с выпуска только же х товаров, какие необходимы обществтву.

Своеобразный подход к функциям управления производством представлен в. В. В. Глухова [17]. Он предлагает деление функций по следующим направлениям. По признаку управляемого объекта — предприятие, цех, участ ток, бригада, агрегат (рабочий) по признаку деятельности — экономическая, организационная, социальная, во признаку однородности — общие, специфические; по содержанию труда-научные исследования, подг отовка производства, оперативное управление, снабжение и сбыт, технико-экономическое планирование и анализ, бухгалтерский учет, управление кадрами, планирование и учет труда и заработной платы, планир ование и учет финансов; по характеру задач — планирование, организация, регулирование, контроль, учет и анализ, стимулированание.

Однако, автор все же выделяет четыре важных функции: планирование, организация, руководство и контроль

Изложенные функции внутрифирменного менеджмента позволяют сделать вывод о том, что отсутствует какая-либо единая схема, единое содержание функций. Однако, несмотря на это, все девять вариантов функций. Имеют много общего. Характерной особенностью всех вариантов является то, что такие функции, как планирование, организация и контроль встречаются практически везде. Функция мотивация имеет широкое распр остранение, в ряде случаев она носит несколько другое название. Особняком стоят функции, предложенные. С. Г. Поповым, хотя за специфическими названиями стоит обычное содержание [40е [40].

uchebnikirus.com

Задачи и основные функции управления

Если хочешь стать профессионалом в чем-то, то необходимо внимательно изучить объект интереса. Тем, кто думает открыть предприятие или постигает азы руководства ним, интересно, что собой представляют задачи и функции процесса управления. Мы сейчас будем искать ответ на данный вопрос.

Общая информация

Управленческая деятельность имеет свою специфику. Она выполняет задачи и функции, без которых невозможно представить работу предприятия. Какова общая структура? Функции реализовываются исключительно в рамках определенного комплекса управленческих задач. В чем их принципиальное различие? Как функцию отличают от задачи? Это очень важно понимать для избегания путаницы.

Принципиальное различие между ними заключается в том, что функции являются повторяемыми видами деятельности, тогда как задачи преследуют достижение определенных результатов за отведенное время. То есть руководитель подписывает документы – это функция. А подписывает он их, чтобы увеличить эффективность предприятия и размер выручки в два раза за год – это задача.

Кстати, поговорим о функциях. Они могут выполняться полностью одним подразделением. Одновременно другие группы отделов часто используются для предоставления дополнительных функций. Качественная настройка и определение фронта работ каждого подразделения позволяет обеспечить эффективную работу предприятия в целом. Поэтому при создании коммерческой структуры этим вопросом необходимо озаботиться сразу, ведь исправлять все будет довольно долго и затратно. Вводной информации хватит, переходим к рассмотрению конкретных моментов.

О функциях

Их состав и объем зависят от ряда условий:

  1. Структуры, уровня и масштаба осуществляемой деятельности.
  2. Размера коммерческой структуры, места в системе общественного разделения труда, самостоятельности и независимости.
  3. Связей с другими организациями.
  4. Уровня технического оснащения и доступного инструментария управления.

Что они должны делать? Функции системы управления необходимы для руководства и обслуживания хозяйственной деятельности. Каждая из них должна иметь цель, быть повторяемой, однородной и исполнимой для персонала. Они носят объективный характер. Это определено самой природой процесса управления. Ведь если допускать субъективизм, то это с высокой долей вероятности повлечет убытки.

Также функции управления предприятием являются основой для определения и формирования структуры и численности аппарата руководства. Единого подхода к их классификации не существует. На основании признаков формируются разные группы. Самое простое деление подразумевает классификацию на:

  1. Общие.
  2. Специальные.

Какие их особенности? Общие функции управления сформулировал в начале двадцатого века Файоль. Их особенностью является то, что они проявляются одинаково в любой сфере деятельности. Среди общих функций наиболее важным считается титрование. Она заключается в:

  1. Формулировании целей на предстоящий период.
  2. Разработке стратегии действий.
  3. Составлении необходимых планов и программ для реализации п. 2.

То есть идет определение того, что нужно достичь. В качестве инструментария разработки путей получения запланированного результата используется стратегическое и текущее планирование.

О реализации

Практическим воплощением занимается организаторская функция. Как она реализуется? Первоначально создается сама организация, формируются ее структуры, распределяется работа среди подразделений, сотрудников и осуществляется координация их деятельности. Говоря о функциях органов управления, нельзя обойти вниманием и мотивацию.

В данном случае определяются потребности людей, выбирается наиболее подходящий способ их удовлетворения, который позволит обеспечивать максимальную заинтересованность работников в процессе приближения к цели, что стоит перед организацией. Выявить заблаговременно надвигающиеся опасности, отклонения от принятых стандартов, а также обнаружить ошибки поможет контроль. Он создает основу для совершенствования происходящих процессов.

Ранее говорилось о специальных функциях. Они занимаются управлением определенных объектов, например:

  1. Производством.
  2. Материально-техническим снабжением.
  3. Инновациями.
  4. Кадрами.
  5. Рекламой и сбытом готовой продукции.
  6. Финансами.
  7. Учетом и анализом хозяйственных процессов.

Кто-то может сказать, что это основные функции управления. Это верно, но с небольшой оговоркой: реализация у них отличается. Именно потому, что приходится подстраиваться под каждый определенный конкретный субъект, они и называются специальными. Давайте рассмотрим их подробнее.

Что собой представляют специальные функции?

Они будут представлены в виде названия и краткого содержания:

  1. Управление производством. Это организация поставок материалов, сырья, деталей, комплектующих, информации. Определение объема для выпуска продукции и оказания услуг. Расстановка людей. Организация своевременного комплексного ремонта техники и оборудования. Оперативное устранение неполадок и сбоев в производственном процессе. Контроль качества.
  2. Управление материально-техническим снабжением. Это заключение хозяйственных договоров, организация процесса закупки, доставки и хранения материалов (сырья), деталей, комплектующих.
  3. Управление нововведениями (инновациями). Это организация научных исследований и прикладных разработок, создание опытных образцов, внедрение новинок в производство.
  4. Управление рекламой и сбытом готовой продукции. Под этим подразумевается изучение рынков, выработка ценовой политики, реклама, формирование каналов сбыта, организация отправки товаров покупателям.
  5. Управление кадрами. Под этим подразумевается подбор, обучение и повышение квалификационного уровня кадров, мотивирование на труд, создание приятного и комфортного морально-психологичного климата, а также улучшение условий работы для сотрудников.
  6. Управление финансами. Сюда относится составление бюджета, формирование и распределение денежных ресурсов, портфеля инвестиций, оценка текущего/перспективного состояния и мер, что необходимы для их укрепления.
  7. Учет и анализ хозяйственной деятельности. Сбор, обработка и изучение информации о работе организации. Сравнение с начальными и плановыми показателями, а также результатами деятельности иных коммерческих структур для своевременного выявления имеющихся проблем и вскрытия резервов.

Об основных функциях

Эта тема вскользь была затронута ранее. Но тогда имелась оговорка. Что мы получим, если ее убрать? При руководстве преследуется определенная цель. Она достигается путем выполнения конкретных задач и функций. И для этого необходимо влиять на коллектив. Здесь и проявляют себя во всей красе основные функции управления:

  1. Организация.
  2. Планирование.
  3. Нормирование.
  4. Мотивация.
  5. Координация.
  6. Контроль.
  7. Регулирование.

Все это проявляется через организационные структуры, процессы, культуру. При этом рационально соединяется целый набор методов, приемов и звеньев руководящей системы. И затем используется для установления взаимосвязи с различными объектами.

Это функция организации. Без нее сложно представить создание благоприятных условий достижения целей, когда конкретные задачи решаются в оговоренный период времени, при этом по минимуму тратятся производственные ресурсы. Но центральное место среди всех функций занимает планирование. Это связано с тем, что оно необходимо для строго регламентированного поведения объекта во время достижения поставленных перед организацией целей. Планирование предусматривает передачу конкретных задач определенным подразделениям на различные (но ограниченные) временные периоды.

Нормирование следует рассматривать как разработку научно-обоснованных расчетов, которые устанавливают качество и количество элементов, что будут использоваться в производстве и управлении. Эта функция влияет на объект с помощью четких и строгих норм, дисциплинирует процесс выполнения задач, обеспечивает ритмичный и равномерный ход деятельности и ее высокую эффективность.

Смещаемся к человеческим факторам

Следующей у нас идет функция мотивации. Она влияет на коллектив, пробуждая его для эффективного труда. Для выполнения этой задачи используется общественное воздействие, а также поощрительные меры.

Функция координации необходима для обеспечения слаженной и согласованной работы всех участников процесса. Если производственные и вспомогательные подразделения не будут эффективно взаимодействовать, то выполнение поставленных задач будет делом долгим. Координация может осуществляться по отношению как к коллективу, так и к отдельным работникам.

Следующей идет функция контроля. Она воздействует на коллектив посредством выявления, обобщения, учета и анализа результатов деятельности каждого подразделения. Собранные данные доводятся до ведома их начальников, руководителей и служб управления.

Для этой функции большую роль играет информация оперативного, бухгалтерского и статистического учетов, которые позволяют выявлять отклонения от запланированных показателей. После этого проводится анализ причин отклонения и их устранение. Но последнее уже относится к функции регулирования. Она, между прочим, непосредственно сочетается с контролем и координацией. Эта функция управления деятельностью будет выполняться только в тех случаях, когда из-за воздействия внутренней или внешней среды происходит отклонение производственного процесса от запланированных параметров. Если нет проблем, то и обращаться к ней нет причин. Вот такие функции системы управления.

О задачах

Пока что в основном говорилось о том, какие функции управления существуют. Но ведь есть и задачи. О них тоже следует замолвить несколько слов. Список основных задач довольно велик, поэтому он будет разбит на несколько подзаголовков:

  1. Определение основной цели организации, формирование стратегии поведения и действий, направленных на ее достижение. Создание концепции функционирования и развития предприятия с максимальным количеством будущих трансформаций – например, в корпорацию.
  2. Формирование корпоративной культуры. Под этим подразумевается объединение сотрудников вокруг одной общеорганизационной цели. Самое важное в данном случае – не поставить людей в одностороннюю зависимость от руководства. Такое положение дел часто заканчивается низкой инициативностью и необходимостью контролировать все в ручном режиме, что довольно проблематично.
  3. Нужно хорошо продумать и рационально организовать мотивацию и дисциплину персонала для достижения заявленной цели организации, что позволит успешно решать стоящие на пути проблемы.
  4. Сформировать в коммерческой структуре порядок во взаимоотношениях. Необходимо выстроить систему относительно долговременных и стабильных иерархических связей, норм, должностей, стандартов. Для этого можно даже документально зафиксировать структуру. Например, с помощью устава организации.

Также необходимо предусмотреть все нюансы взаимодействия между организациями, подразделениями и людьми по поводу осуществления их функций. Установленный порядок должен воплощаться в виде формальной организации, которая позволит обеспечить устойчивость и стабильность коммерческой структуры, а также результативно управлять нею.

Контролирующие задачи

Это вторая часть списка:

  1. Четко определить, как будет проводиться диагностика руководства. При этом необходимо найти самую лучшую и худшую точки управления. Это позволяет держать ситуацию под контролем. Диагностика чрезвычайно важна, ведь с ее помощью можно преодолеть возникающие противоречия между ростом, развитием и масштабами с одной стороны, и средствами, методами и целями – с другой. Это позволит отслеживать ситуацию при любых изменениях. В качестве примера риска можно привести так называемый феномен «директора цеха». Это обозначение используется для описания ситуаций, когда начальник средней руки, продвинувшись вверх по служебной лестнице, продолжал действовать так, словно он и дальше управлял не предприятием, а только его подразделением. Такой подход способствует возникновению проблем, точек неуправляемости и резкому понижению общей эффективности системы.
  2. Четко представлять, как должно быть реализовано управленческое решение. К сожалению, этот момент часто не воспринимается как самостоятельный структурный компонент. Из-за этого возникает множество проблем, которые понижают качество реализации и возможности контроля над исполнением.
  3. Разработка системы мониторинга за внедрением принятого решения. Также прорабатываются допустимые стимулы для его эффективного исполнения. Кроме этого, следует предусмотреть определенные санкции против лиц, подразделений, социальных групп или организаций, которые срывают их внедрение или недостаточно активно и целеустремленно работают для достижения целей.

Как работает государственная машина?

Разговор шел о коммерческих структурах. А задачи и функции государственного управления отличаются от него? Да, и еще как. Ведь главная цель коммерческого предприятия – получение максимально возможных прибылей, тогда как государство нацелено на обеспечение базовых потребностей граждан. Из-за этого структура функций управления имеет ряд отличий.

В целом и общем они выглядят так же, как и для коммерческих предприятий. Но в нюансах кроется «дьявол». Так, необходимо отметить сильную ориентацию на услуги: образование, медицина, правозащитные и другие. Функции государственного управления также концентрируются на обеспечении бюрократического сопровождения. Причем, если на предприятиях это больше организационные моменты, то в данном случае все значительно серьезней. Рассмотрим несколько примеров.

Взять обучение в школе и университете. Или получение паспорта. Что выдается? Определенный документ, подтверждающий что-то. В случае со школой и университетом это доказывает то, что человек образованный, умеет читать и писать, обладает определенной квалификацией. Паспорт говорит о том, гражданином какой страны он является. Кстати, если интересует перечень всех задач, которые на себя берет государство, то можно открыть Конституцию и ознакомиться с ними. Но следует понимать, что там находятся общие декларации. На практике они воплощаются посредством принятия законов, мероприятий, указов, постановлений различных уровней власти.

Заключение

Функции и задачи управления являются неотъемлемой частью деятельности любой коммерческой структуры по достижению обозначенных целей. Большое значение при их реализации имеет масштаб. Так, функция управления персоналом может быть выполнена директором, если разговор идет о небольшом предприятии. Но в случаях с крупными коммерческими структурами приходится говорить о полноценных отделах кадров.

Безусловно, основатель в роли директора, как правило, знает всю подноготную лучше и сможет обеспечить выполнение всех необходимых требований в нужном объеме. Но иногда справиться со всеми вызовами самостоятельно невозможно. И в таком случае приходится передавать часть обязанностей другим людям. Хотя добиться от них эффективности работы, как от основателя, часто не предоставляется возможным, но хороший специалист все же сможет показать работу на уровне.

А если поставлены адекватные цели, правильно сформулированы задачи и функции, настроены процессы и взаимодействие, то это значит, что существуют все условия, чтобы сотрудник раскрылся на полную. Следует помнить, что самый главный ресурс в современном мире – это люди. И ценных специалистов необходимо беречь и лелеять, попутно выращивая их для запросов предприятия. Вот мы и рассмотрели, что собой представляет этот аспект руководства, а также то, какими задачами и функциями управления являются используемые методы работы.

fb.ru

4. Основные функции управления

Рассмотрение управления как системы не может быть полным и глубоким без изучения ее функциональной со­ставляющей. Подфункцией управления следует понимать особый вид специализированной управленческой деятель­ности, выделившейся в процессе разделения управленче­ского труда, которая осуществляется специальными при­емами и средствами.В отечественной и зарубежной теории и практике управления не сложилось единого подхода к классифика­ции функций управления.Так А. Фаойль, основатель школы административного управления, выделил следующие функции: планирование, организовывание, руководство, координацию и контроль. Представитель той же школы Л. Гьюлик расширил и уточ­нил классификацию, предложив семь функций: планиро­вание, организация, работа с персоналом, оперативное руководство, координирование, контроль и отчетность, составление бюджета. Американский специалист в облас­ти управления Р. Фалмер в качестве основных функций выделяет планирование, организацию, исполнение (руко­водство) и контролирование. Г. Кунц и С. О.Доннел — планирование, организацию, комплектование штатов, ру­ководство и лидерство, контроль.Рассмотрим в качестве основных функций управления следующие: целеполагание (миссия — цель), планирова­ние, организация, мотивация, координирование, контроль и оценка.Целеполагание как важнейшая функция управления предполагает наличие хорошо сформулированной цели, которая должна быть: измерима, достижима (реальна), ориентирована на определенные интервалы времени, вза­имосвязана с главной целью организации и другими под­целями, адресна и контролируема.

Функция планирования реализуется через план, кото­рый представляет собой целенаправленный комплекс ме­роприятий, содействующих достижению поставленных це­лей в соответствии с задачами развития самой организа­ции, ее потенциалом.

Функция организации непосредственно связана с реа­лизацией разработанного плана. Она характеризуется преж­де всего распределением ответственности и полномочий между руководителями и исполнителями, а также уста­новлением взаимосвязей между различными направления­ми деятельности. Таким образом, важным моментом в орга­низации является четкость функциональных обязаннос­тей каждого исполнителя и закрепление ответственных лиц за конкретным участком работы.

Эффективность предпринимаемых действий зависит все­цело от уровня и характера мотивации к развитию со­трудниками организации, поэтому формирование позитив­ной мотивации у сотрудников, направленной на достиже­ние профессионального роста и благополучия организа­ции, является одним из важных условий.

Главная задача координирования — достижение согла­сованности в работе всех звеньев организации путем уста­новления рациональных связей, коммуникаций между ними. С помощью различных форм связей устанавливает­ся взаимодействие между всеми элементами системы уп­равления, маневрирование ресурсами, обеспечивается един­ство и согласование всех стадий процесса управления, а также действии руководителя, его управленческой коман­ды и персонала организации.

Под функцией контроля следует понимать вид управ­ленческой деятельности, благодаря которому можно удер­жать организацию на нужном пути, сравнивая показатели ее деятельности с установленными стандартами или пла­нами. Функция контроля осуществляется по двум на­правлениям:

-контроль за выполнением работ, намеченных пла­ном;

-меры по коррекции всех значительных отклонений от плана.

Главные инструменты выполнения этой функции — на­блюдение, учет и анализ. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее приня­тых планов. Эффективно поставленный контроль обяза­тельно должен быть ориентирован на результат, быть объек­тивным, своевременным, экономичным и простым.

Функция оценки в системе управления призвана обес­печить сравнение реальных результатов деятельности с поставленными целями и установление обратной связи со всеми участниками процесса (сотрудниками, группой, ру­ководителем и т. д.).Накопленный к концу двадцатого века мировой опыт в области управленческой деятельности свидетельствует о том, что в мире складывается новая культура управлен­ческой деятельности, в основе которой — использование инновационных методов в процессе достижения социаль­ного результата. Возрастает значение не только целевых ориентиров, но и используемых способов, приемов, опера­ций, процедур подготовки и принятия управленческих решений, организации контроля за их выполнением. Особую важность это имеет для России, которая сравнитель­но недавно ступила на новый для нее путь рыночных от­ношений, не пройдя длительного этапа социализации рын­ком. Процессу трансформации подверглись все сферы об­щественной жизни» в том числе и система управления, которая с вхождением в мировое управленческое поле и приобщением к мировой управленческой культуре должна преодолеть сложившиеся стереотипы в управлении, став­шие неэффективными в новых социально-экономических и политических условиях. Специфика вышеобозначенных управленческих проблем и направлений находится в ис­следовательском поле социологической науки, а психоло­гическая составляющая данной проблематики позволит получить комплексное и наиболее глубокое знание о при­роде социального управления, его закономерностях функ­ционирования и развития.

Заключение

В данном реферате были выделены основные подходы к управлению, изучили системы управления, а также модель и функции управления. Подытожим самое основное, что необходимо знать об управлении. Управление представляет собой воздействие субъекта управления на его объект. Система управления — это совокупность принципов, методов, средств форм и процессов управления. В системе управления, в свою очередь, выделяются та­кие системы (подсистемы), как:

¨   принятия решений,

¨   информационная,

¨   планирования,

¨   повышения квалификации,

¨   мотивации,

¨   учета и др.

Целостное представление о системе основывается на по­нятиях:

¨   открытой системы;

¨   взаимодействия с внешней средой;

¨   анализа характеристик, при изменении которых ме­няется взаимодействие с внешней средой.

М. Месарович, Д. Мако и И. Такахара выделяют в теории систем три основных вида иерархии: стра­тифицированные, многослойные, многоэшелонные» Эти структуры рекомендуется использовать при решении различных задач управления.В современном управлении не обойтись без образа моде­ли. Модель — это абстракция, акцентирующая с точки зрения цели анализа наиболее важные и характерные чер­ты объекта в систематическом виде. Модель — это всегда упрощение действительности, но упрощение, позволяющее исследовать проблему. Поэтому ее использование требует:

¨   правильного выбора самой модели,

¨   понимания области применения,

¨   интерпретации результатов менеджерами.

Под функцией управления следует понимать особый вид специализированной управленческой деятель­ности, выделившейся в процессе разделения управленче­ского труда, которая осуществляется специальными при­емами и средствами.Основные функции управления: целеполагание (миссия — цель), планирова­ние, организация, мотивация, координирование, контроль и оценка.

Библиографический список

1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. — М., 1997. С. 34.

2. Дракер 17. Посткапиталистическое общество // Новая пост­индустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В.Л. Ино­земцева. — М., 1999. — 292 с.

3. Гвишиани Д.Н. Предисловие к книге Кунца Г. и О’Доннела С. Управление: системный и ситуационный анализ управленче­ских функций. Т. 1. — М.: Прогресс, 1981. — 422 с.

4. Государственная служба РФ: основы управления персона­лом / Под общ.ред. В.П. Иванова. — М.: Известия, 2003. — 117 с.

5. Гулиев М. А. Социология и психология управления / М. А. Гулиев, С. Н. Епифанцев, С. И. Самыгин. – Ростов н /Д : Феникс, 2006. – 409 с.

6. Иванцевич Дж. М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. — М., 1993.

7. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. — 2-е изд., М.: ИНФРА-М, 2002.- 349 с.

8. Урбанович А. Л. Психология управления: Учебное пособие. — Мн.: Харвеет, 2005. – 329 с.

9. Шепелева Ю.Е. Муниципальное управление: организацион­но-правовой аспект. — М.: АНО РЖ «Социально-гуманитарные знания», 2006. – 353 с.

10. Фалмер Р. Энциклопедия современного управления. В 5-ти томах. Т.1. — М., 1992. — 525 с.

21

studfiles.net

2. Основными функциями управления являются:

А) планирование + организация + контроль + мотивация;

Б) планирование + распорядительство + контроль + мотивация;

В) распорядительство + согласование + контроль + мотивация;

Г) организация + распорядительство + согласование + контроль.

Тест № 9

Принципы управления — это:

А) основные, исходные положения какой – либо теории науки;

Б) конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность;

В) совокупность действий, часто повторяющихся в процессе управления, имеющих определенную направленность и характер;

Г) сформулированные утверждения относительно того, для чего и по какой причине существует организация.

Тест № 10

Принцип единоначалия и коллегиальности подразумевает…

А) рассмотрение и решение задач управления во взаимосвязи и целостности;

Б) корпоративную организацию собственности;

В) что любое управленческое действие непременно сопряжено с ориентацией на достижение поставленной цели;

Г) умелое сочетание полноты власти, необходимой для принятия решения, с коллективной работой в области выработки приемлемого управленческого решения.

Тест № 11

В своих трудах А. Файоль выделял:

А) 10 принципов управления;

Б) 12 принципов управления;

В) 14 принципов управления;

Г)16 принципов управления.

Тест № 12

Функция планирования — это:

А) согласование и установление функциональной взаимозависимости основных элементов предпринимательской структуры, процессов. Действий и средств достижения целей;

Б) совокупность определенных приемов, действий, процедур, направленных на повышение производительности труда и улучшения социально – психологического климата в коллективе;

В) наблюдение за объектом с целью проверки соответствия фактического состояния объекта запланированному или заданным значениям параметров функционирования системы ;

Г) совокупный процесс разработки, реализации, корректировки планов развития социально – экономических систем разного уровня.

Тест №13

Методы управления — это:

А) совокупность действий, часто повторяющихся в процессе управления, имеющих определенную направленность и характер;

Б) деятельность организации, направленная на разработку методик и инструкций, необходимых подчиненным для выполнения задач;

В) состав и формы взаимосвязей единиц и звеньев, выполняющих функции управления предприятием;

Г) способы и формы целенаправленного воздействия субъекта управления (менеджера) на объект управления (персонал).

Тест № 14

Социально – психологические методы управления не охватывают следующую область функционирования:

А) повышение деловой активности фирмы;

Б) повышение квалификации при росте карьеры;

В) нормативы управленческий системы;

Г) предотвращение и устранение конфликтных ситуаций.

Тест № 15

Организационно – распорядительные методы управления — это:

А) методы хозяйствования, основанные на объективных экономических законах и интересах общества;

Б) регламентируют сроки исполнения и круг лиц, ответственных за каждый участок работы, конкретные формы контроля исполнения заданий;

В) воздействуют на систему управления через разнообразные стимулы, мотивы;

Г) предполагают использование различных экономических выгод .

Тест № 16

Группа экономических методов стимулирует:

А) дисциплинарную ответственность;

Б) моральную ответственность;

В) материальную заинтересованность;

Г) организационное регулирование.

Тест № 17

Группа правовых и организационно – распорядительных методов управления использует следующий механизм воздействия на объект управления:

А) косвенный стимулирующий;

Б) прямой директивный;

В) косвенный стимулирующий;

Г) технико — экономический.

Тестовые задания к разделу 3. «Характеристика деятельности и ролей менеджера»

Тест № 18

studfiles.net

Основными функциями менеджмента являются

Де-2

Функции и методы менеджмента

1.Сущность и классификация функций менеджмента

Функция – широко распространенное понятие, применяемое в философии, биологии, математике и др. науках.

Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.

Процесс менеджмента – это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанный действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально – экономической системы.

Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.

Анри Файоль разработчик теории административного управления в начале 20 века выделил 5 исходных функций административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.

Предвидеть- изучать будущее, устанавливать программу действий.

Организовывать – строить двойной организм предприятия (материальный и социальный).

Распоряжаться – приводить в действие персонал предприятия.

Согласовывать – связывать, объединять, сочетать все действия и усилия.

Контролировать- наблюдать, что бы всё происходило по установленным правилам и отданным распоряжениям.

В течение 20 столетия содержание функций и название некоторых претерпело существенные изменения в сравнении с теми, которые приведены в работах А. Фаойля. Это обусловлено изменениями в экономике и социальной структуре общества.

Все функции менеджмента можно разделить по двум признакам: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции).

Основные функции являются основополагающими всего процесса менеджмента, а специфические функции отражают особенности конкретной управленческой деятельности работников. Они изучаются специальными дисциплинами: товароведение, организация коммерческой деятельности, бухгалтерский учет, планирование, правоведение и др.

Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции. Они являются общим условием управления социальными и социально — экономическими процессами.

^

Предвидение – прогнозирование, целеполагание, стратегическое планирование.

Прогнозирование – это предвидение результатов деятельности предприятия.

Целеполагание— это постановка и формирование целей в соответствии с потребностью общества в производимой предприятием продукции (услугах), в обеспечении ресурсообеспеченности целей и реализуемости.

Цели – это конкретные желаемые результаты, которых стремится достичь коллектив в процессе своей деятельности.

Цели могут быть различные: экономические, социальные, маркетинговые и др.

Социально-экономические и в особенности производственно-хозяйственные системы являются многоцелевыми.

Основная задача менеджеров – добиться реальных конечных результатов деятельности. Менеджеры должны правильно определить, уяснить свои цели, поставить цели персоналу с тем, чтобы определить и уточнить исходные данные, выяснить сильные и слабые стороны системы и эффективно их использовать.

Менеджер должен постоянно контролировать цели и результаты их достижения. В процессе управления осуществляется постоянный процесс согласования и определение взаимного соответствия целей и результатов.

Рис.7.1. Основные функции менеджмента

2.Планирование и прогнозирование в системе менеджмента

Планирование как функция управления состоит в выборе оптимальной альтернативы текущего или перспективного развития объекта управления. Эта альтернатива должна соответствовать интересам объекта управления, его возможностям (ресурсам) и быть рассчитана на определенный период времени, а также определять основных лиц, ответственных за выполнение плана.

Современное планирование должно быть итерационным, т.е. гибким и способным адаптироваться к постоянным изменениям самого объекта управления, изменением внешней среды. Кроме направленности на активное преобразование объекта управления с целью достижения им желаемого состояния, планирование должно содействовать предотвращению ошибочных действий и сокращению неиспользованных возможностей.

Основная задача планирования в условиях рыночной экономики может быть сформулирована так: обеспечение долгосрочной конкурентоспособности, прочности и устойчивости положения объекта управления на рынке. Другая важная задача — информационно-ориентирующая. При составлении плана информация движется «дважды вниз, один раз вверх». При этом важно предложить первоначальный вариант решения, получить корректирующую обратную связь и предложить окончательные ориентиры для менеджеров, способных обеспечить достижение намеченных результатов.

Планирование активно осуществляется в условиях рыночной экономики. Эффективная деятельность любого хозяйствующего субъекта, коммерческих и некоммерческих организаций, государства и всех его структур невозможна без разработки прогнозов и базирующихся на них бизнес-планов и программ, а на уровне государства, его субъектов и исполнительных органов — без концепции социально-экономического, научно-технического, образовательного и экологического развития, без долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов и программ. Объектом прогнозной и плановой работы могут быть любые виды деятельности, нацеленные на достижение каких-либо целей, особенно целей по обеспечению интересов и потребностей субъектов рынка и хозяйствования.

Прошедшая в начале 90-х годов XX в. в России дискуссия о том, нужна ли в условиях рынка плановая организация бизнеса, экономики региона, города, национальной экономики, отразила исторический этап становления рыночной экономики. Весь послевоенный период (период после Второй мировой войны) свидетельствует о нарастающем синтезе рыночных (стихийных) регуляторов и плановых («централизованных и директивных» регуляторов). На практике уже на уровне нормально функционирующей фирмы определяются миссия и цели, заключаются долгосрочные контракты, принимаются взаимные обязательства, а их реализация осуществляется по согласованному календарному плану. Чем стабильнее и долгосрочнее связи, тем эффективнее работают фирмы и корпорации. Фактически все наиболее успешно действующие корпорации США имеют специальные отделы и управления стратегического анализа и планирования. Практика бизнеса однозначно утверждает: противопоставление рынка и плана представляется наивным, неконструктивным, неоправданно рискованным, а главное — неэффективным с точки зрения нормального бизнеса.

Плановая деятельность представляет собой естественную функцию собственника (как частного, так и общественного), если он не перепоручает целиком другим лицам управление объектом собственности.

Особое место занимает плановая и предшествующая ей прогнозно-аналитическая функция в деятельности государства: в управлении социальной сферой, финансовыми и трудовыми ресурсами страны, в целом в управлении общественными благами. Государственные предприятия, работающие на коммерческих началах, должны действовать по законам рыночной экономики, но и не могут быть в стороне от планов государства по обеспечению реализации общенациональных интересов.

Более того, государство берет на себя целый ряд нормативно-правовых функций, устанавливающих правила взаимодействий между субъектами рынка, органами власти, гражданами. С этой точки зрения такая деятельность государства носит характер директивы со стороны общества, закрепленной правовыми актами. Директивный характер носят и задачи — цели, поставленные государством перед госпредприятиями и учреждениями, действующими в условиях конкретной рыночной среды.

Важнейшая задача государства — определение национальных и региональных приоритетов, целей социально-экономического развития, поиск и привлечение ресурсов, формирование социально-эффективных механизмов мотивации активной жизнедеятельности общества и его основных слоев. Такие задачи реализуются через прогнозно-аналитическую, планово-программную и организационную деятельность правительственных органов, как правило, с привлечением бизнеса, академической науки, общественности.

Исторически теоретические и прикладные разработки прогнозов и планов развития народного хозяйства впервые были начаты в РСФСР, а затем продолжены в СССР. Эти работы оказали существенное влияние на формирование государственного регулирования и планирования социально-экономического развития во всех странах мира.

3. Организация как функция менеджмента

Если планирование определяет, что именно будет делать организация, то при организации в менеджменте определяются структура организации и условия для обеспечения функционирования организации (обеспечение персоналом, материалами, финансовыми и другими ресурсами). Таким образом, организация как функция менеджмента включает в себя две составляющие:

♦ организационное проектирование;
♦ организация процесса работы.

Организация как функция управления состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определении порядка и условий ее функционирования. Это процесс объединения людей и средств для достижения поставленных организацией целей.

Как уже отмечалось в предыдущей теме, важная цель планирования — это разрешить неопределенность. Потребность в приспособлении к переменам — один из факторов, придающих такое важное значение планированию. Тем не менее, сколь бы важным ни было планирование, — это только начало. Организация, имеющая большое количество разных планов и не имеющая цельной схемы структуры претворения их в жизнь, обречена на неуспех. Дело в том, что функции планирования и организации тесно связаны между собой. В некотором смысле планирование и организация объединяются. Планирование готовит сцену для того, чтобы реализовать цели организации (организует структуру системы, создает аппарат, который будет «играть» на сцене), а организация как функция управления создает рабочую структуру, главным компонентом которой выступают люди. Речь идет о привнесении человеческого фактора в нечто имеющееся на бумаге (план), в нечто неодушевленное. Это значит, она должна «вдохнуть» жизнь в организацию.

Поскольку концепция организации состоит в сведении воедино всех специалистов фирмы, задача состоит в том, чтобы определить миссию, роль, ответственность, подотчетность для каждого из них. Процесс организации структурирует работу и формирует подразделения исходя из размера предприятия, ее целей, технологий и персонала.

Организационное проектирование — деление организации на блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности по реализации целей организации. Этот процесс предполагает установление полномочий различных должностей, определение должностных отношений конкретных лиц в организации.

Организация процесса работы включает в себя обеспечение нормального функционирования и взаимодействия различных подразделений предприятия для достижения запланированных целей.

Организационная структура является «продуктом» процесса организационного проектирования и представляет собой формальные правила, разрабатываемые менеджерами для эффективного разделения труда и распределения официальных обязанностей среди отдельных сотрудников и групп. Структура характеризует устойчивые связи между элементами организации, позволяет определить сферы контроля управляющих и скоординировать все функции. Организационная структура является единственным способом перехода от планов к действиям.

Структура управления организацией — упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого. В рамках структуры протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены функции и задачи управления. С этой позиции организационная структура — это форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации. Структура управления включает в себя цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию по их выполнению.

Организационное проектирование включает следующие этапы:

♦ деление организации на блоки по горизонтали;
♦ установление соотношений полномочий различных должностей;
♦ определение должностных обязанностей.

Для того чтобы раскрыть динамику развития организационных структур и сущность многочисленных проблем, стоящих на пути их совершенствования, необходимо рассмотреть методологические принципы проектирования системы организационного управления. Изучение принципов позволяет решать большой и сложный комплекс вопросов, связанных с организационным проектированием. Важность детального рассмотрения принципов управления обусловлена еще и тем, что они непосредственно влияют на структуру управления, внося в нее определенные коррективы.

Можно сформулировать следующие принципы проектирования системы организационного управления:
Развитие демократических основ управления. Большую роль при этом играет правильное соотношение централизации и децентрализации принятия решений, способствующее разделению стратегических и текущих задач в управлении. Таким образом, в соответствии с этим принципом проектирование организационной структуры управления необходимо доводить до такой степени, при которой обеспечиваются единоначалие и персональная ответственность за ведение дел в организации.

Принцип системного подхода требует формирования полной совокупности управленческих решений, реализующих все цели функционирования организации.

Принцип управляемости предполагает фиксирование соотношения руководителя и числа подчиненных ему работников. При формировании аппарата проектирования структуры управления необходимо стремиться к оптимальности такого соотношения. Важным здесь также является распределение управленческих решений по’ уровням, которое должно предусматривать рациональную степень загрузки руководителя, принимающего решение. Если загрузка руководителя намного превышает допустимые нормы, резко снижаются эффективность и оперативность управления. Осуществление на практике этого принципа значительно затруднено из-за отсутствия научно обоснованных норм управляемости.

Принцип соответствия субъекта и объекта управления — важный методологический принцип, который заключается в том, что структура управления должна формироваться прежде всего исходя из особенностей объекта управления. Состав подразделений организации, характер взаимосвязи между ними определяются спецификой функционирования как отдельных структурных звеньев, так и системы в целом.

Принцип адаптации. Он связан с требованием гибкости, адаптивности, способности быстро реагировать на изменение внешних и внутренних экономических условий. Важное значение в связи с этим приобретает совершенствование информационного аспекта с целью обеспечить проявление и развитие данного принципа.
Принцип специализации. В соответствии с этим принципом проектирование структуры управления необходимо вести таким образом, чтобы обеспечить технологическое разделение труда при формировании структурных подразделений.

Принцип централизации означает, что при проектировании структуры управления необходимо объединять управленческие работы с повторяющимся характером операций, однородностью приемов и методов их вьшолнения. Такими операциями могут быть плановые, бухгалтерские, учетные и др. Принцип централизации требует одновременно сокращения числа уровней управления.

Принцип профессиональной регламентации предполагает группировку функциональных звеньев на каждом организационном уровне таким образом, чтобы каждое звено работало на достижение конкретной совокупности целей и несло полную ответственность за качество вьшолнения своих функций Учет этого принципа означает, что проектировать структуру управления необходимо не абстрактно, а с учетом деловых качеств предполагаемых руководителей и исполнителей разных уровней.

Принцип правовой регламентации. Создание любого подразделения всегда детерменировано и, тем не менее, должно быть закреплено правом. В соответствии с принципом правовой регламентации проектировать структуру управления необходимо так, чтобы обеспечивалось соблюдение всех решений и постановлений вышестоящих организаций в части распределения обязанностей и персональной ответственности за выполнение определенных решений.

На формирование новой организационной структуры оказывают влияние факторы внешнего окружения организации, стратегия, система принятия решений, имеющаяся технология, персонал, размер организации и существующая структура

Элементами структуры являются отдельные работники, группы и другие звенья организации. Горизонтальная структура управления является следствием разделения труда менеджеров на одном уровне, и связи по горизонтали носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальная структура связывает высшие и низшие уровни структуры при наличии иерархии управления. Организационную структуру можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческого труда, в рамках которой осуществляется процесс управления.
Соподчиненностъ элементов организационной структуры представляет систему непрерывных линий власти, связывающих уровни управления. Структура соподчиненности имеет строго определенный вид (каждый работник подчинен только одному начальнику) и охватывает всех работников.

При построении организационной структуры учитывается норма управления (сфера контроля), т. е. количество людей, находящихся в непосредственном подчинении у менеджера. На величину нормы управления влияют индивидуальные способности менеджера, навыки работников, род их деятельности и виды мотивации, число иерархических уровней компании Низкая норма управления соответствует высокой структуре, а высокая норма управления — плоской структуре организации.

Формирование структурных подразделений может осуществляться по следующим принципам:

♦ в соответствии с функцией;
♦ в соответствии со специализацией;
♦ по командам;
♦ по матрицам;
♦ по сетям.

Эти принципы не являются взаимоисключающими и могут использоваться в одной организационной структуре. Взаимосвязи между подразделениями могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение информации и решений между линейными руководителями, отвечающими полностью за деятельность организации и ее подразделений. Функциональные связи отражают движение информации и управленческих решений по функциям управления.

Организационные структуры подразделяются на два типа:

♦ иерархические структуры;
♦ органические (адаптивные) структуры.

4. Мотивация деятельности в менеджменте

В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся как вне, так и внутри человека и заставляют его осознанно или не осознанно совершать определённые поступки.

Базой для многих современных теорий мотивации являются исследования американского психолога Абрахама Маслоу (1908-1970). А. Маслоу предположил, что человек мотивируется удовлетворением серии потребностей, выстроенных в иерархическую пирамиду  — пирамиду ценностей Маслоу (рис.12.1, 12.2).

Рис.12.1. Пирамида Маслоу

Рис.12.2. Пути удовлетворения потребностей по Маслоу

Теория мотивации Фредерика Герцберга появилась в связи с растущей необходимостью выяснить  влияние материальных  и  нематериальных  факторов на  мотивацию человека. Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой.

Процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином плане. В них анализируется, как человек распределяет свои усилия для достижения целей и как он выбирает свою линию поведения. Ожидания, согласно теории ожиданий Виктора Врума, можно расценивать как оценку вероятности события. При анализе мотивации рассматривается взаимосвязь трёх элементов: затраты – результаты; результаты – вознаграждение; валентность. Теория справедливости постулирует, что люди субъективно оценивают полученное вознаграждение, соотнося его с затраченными усилиями и вознаграждением других людей. Теория мотивации Л. Портера-Э. Лоулера построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами.

Теории содержания мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере фокус этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: 1) теория иерархии потребностей, разработанная Маслоу; 2) теория ERG, разработанная Альдерфером; 3) теория приобретенных потребностей МакКлелланда и 4) теория двух факторов Герцберга.

Существует целый ряд теорий, которые говорят о том, как строится процесс мотивации и как можно осуществлять мотивирование людей на достижение желаемых результатов. Теории данного типа составляют группу теорий процесса мотивации. Самая общая концепция мотивации сводится к следующим положениям. Человек, осознав задачи и возможное вознаграждение за их решение, соотносит эту информацию со своими потребностями, мотивационной структурой и возможностями, настраивает себя на определенное поведение, вырабатывает определенное расположение и осуществляет действия, приводящие к конкретному результату, характеризующемуся определенными качественными и количественными характеристиками.

^ исходит из того, что если человек в организации заинтересованно принимает участие в различной внутриорганизационной деятельности, то он тем самым получая от этого удовлетворение, работает с большей отдачей, лучше, более качественно и производительно. Первоначально распространение партисипативного управления связывалось только с улучшением мотивации работников. В последнее же время партисипативное управление все более связывается с улучшением использования всего потенциала человеческих ресурсов организации. Поэтому концепцию партисипативного управления уже нельзя связывать только с процессом мотивации, а следует рассматривать как один из общих подходов к управлению человеком в организации.

Если посмотреть, на что в деятельности человека оказывает воздействие мотивация, то выяснится, что это следующие характеристики деятельности:
– усилие;
– старание;
– настойчивость;
– добросовестность;
– направленность.

Одну и ту же работу человек может делать, затрачивая различные усилия. Он может работать в полную силу, а может работать в полсилы. Также он может стремиться брать работу полегче, а может браться за сложную и тяжелую работу, выбирать решение попроще, а может искать и браться за сложное решение. Все это отражает то, какие усилия готов затрачивать человек. И зависит это от того, насколько он смотивирован на затрату больших усилий при выполнении своей работы.

Человек может по-разному стараться, выполняя свою роль в организации. Одному может быть безразлично качество его труда, другой может стремиться делать все наилучшим образом, работать с полной отдачей, не отлынивать от работы, стремиться к повышению квалификации, совершенствованию своих способностей работать и взаимодействовать с организационным окружением.

Третья характеристика деятельности, на которую влияет мотивация, состоит в настойчивости продолжать и развивать начатое дело. Отсутствие настойчивости может привести к тому, что люди сократят усилия и станут меньше стараться, выполняя свою роль на существенно более низком уровне по сравнению с их возможностями.

Добросовестность при исполнении работы, означает ответственное осуществление работы, с учетом всех необходимых требований и регулирующих норм.

Направленность указывает на то, к чему человек стремится, осуществляя определенные действия. Для управления очень важно знать направленность действий человека.

Сказанное позволяет уточнить понятие мотивации как совокупности сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определенных усилий, на определенном уровне старания и добросовестности, с определенной степенью настойчивости, в направлении достижения определенных целей.

5. Координация и контроль в системе менеджмента

Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Одна из важнейших причин необходимости осуществления контроля состоит в том, что любая организация, безусловно, обязана обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации.

^

Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация (не создание, а именно реализация) определенных правил, процедур и линий поведения.

В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях — по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.

Человеческие ресурсы. Предварительный контроль достигается за счет тщательного анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей.

Материальные ресурсы. Контроль осуществляется путем выработки стандартов минимально допустимых уровней качества и проведения физических проверок соответствия поступающих материалов этим требованиям.

Финансовые ресурсы. Важнейшим средством предварительного контроля является бюджет. Он дает уверенность: когда организации потребуются наличные средства, эти средства у нее будут. Бюджет не позволяет организации исчерпать свои наличные средства до конца.

Текущий контроль базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы, направленной на достижение желаемых целей. Для того чтобы осуществить текущий контроль таким образом, аппарату управления необходима обратная связь.

Заключительный контроль используется после того, как работа выполнена. Он имеет две важные функции:


  1. заключительный контроль дает руководству организации информацию, необходимую для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем;

  2. способствует мотивации.

В процедуре контроля есть три четко различимых этапа:

  • выработка стандартов и критериев;

  • сопоставление реальных результатов со стандартами и критериями;

  • принятие необходимых корректирующих действий.

Все системы с обратной связью

  1. Имеют цели.

  2. Используют внешние ресурсы.

  3. Преобразуют внешние ресурсы для внутреннего использования.

  4. Следят за значительными отклонениями от намеченных целей.

  5. Корректируют эти отклонения для того, чтобы обеспечить достижение целей

www.userdocs.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *