Основные этапы и события российской истории 20 века и их отражение в литературе – План-конспект урока по литературе на тему: Русская литература 20-е г. 20 века. Лекция для ВУЗов ( филологическое отделение) для гуманитарных классов ( с углубленным изучением литературы). | скачать бесплатно

Содержание

Русская литература 20 века, период становления, основные представители

История русской литературы 20 века начинается в 1881 году. Переходный период между столетиями принято считать ее «серебряным веком» (в продолжение пушкинского «золотого века»). Реформы начала 20 столетия, столкновение разных культур и жизненных укладов не могли не отразиться на настроениях творческой интеллигенции. Многих авторов уже не устраивает описание и разбор социальных проблем, большинство писателей начинает задумываться о вечных вопросах жизни и смерти, существовании добра и зла. Значительное влияние на культуру этих времен оказала религия, религиозная тема становится одной из основополагающих тем произведений многих писателей. Русская литература 20 века развивается в новых исторических условиях, что не может не оказать на нее влияния. Творческая интеллигенция этого времени понимает, что грядущие перемены в жизни страны, а значит, и в их жизни неизбежны. Одни ждут их с радостью и надеждой, другие – с трепетом и ужасом, который передается читателю в момент прочтения их произведений.

Революция 1917 года делит всю литературу России тех лет на два лагеря: «пролетарскую» литературу и творчество русских эмигрантов. Ярким представителем последнего является Владимир Набоков, в большинстве произведений которого четко прослеживается тоска по родине.

Русская литература 20 века дала нашей стране и миру в целом большое количество гениев слова. Это касается в первую очередь поэзии. К поэтам «серебряного века» относятся: Николай Гумилев, Максимилиан Волошин, Анна Ахматова, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Александр Блок и т.д. К первым представителям советской литературы относятся Есенин и Маяковский. Основоположником так называемой антисоветской литературы считается Александр Блок, написавший в те годы поэму «Двенадцать».

Русская литература 20 века представлена тремя основными направлениями: реализм, литературный авангард и модернизм, каждое из которых подразделяется еще на несколько направлений. Так, модернизм положил начало развитию акмеизма и символизма. Яркими представителями последнего были: Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Дмитрий Мережковский, Андрей Белый, Александр Блок. Основоположниками русского литературного акмеизма считаются Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Николай Гумилев.

Одним из наиболее интересных направлений литературного искусства первых десятилетий 20 века является возрождение подзабытых романтических форм. Творчество Александра Грина поражает воображение бесконечным полетом фантазии и мечтательностью. Работы революционных рабочих поэтов пишутся в ключе особой, новой романтики пролетариата. Поэты Нечаев, Привалов, Тарасов в своих баснях, призывах и маршах поэтизируют героический подвиг, добавляя в них ярких красок описанием зарева, пожаров, заката, багровой зари.

С началом Великой Отечественной Войны множество советских писателей оказалось на полях сражений. Произведения этого периода времени были написаны искрометным языком, их основной идеей была борьба с фашизмом. Непременно стоит отметить патриотические стихи Ахматовой, Твардовского, Тихонова. В период войны писатели все чаще обращаются к самому оперативному жанру литературы: очеркам, рассказам, репортажам и памфлетам.

Русская литература второй половины 20 века представлена сразу несколькими жанрами, на становление которых огромное влияние оказали: сталинизм, «оттепель», застой, перестройка. Литература России пережила на своем пути огромное количество трудностей, временами испытывая опеку государства, временами находясь практически полностью под его запретом. Сегодня русская литература 20 века признана во всем мире, произведениями советских авторов зачитываются далеко за рубежом, по ним снимают художественные фильмы, ставят пьесы в театрах. Человек, ни разу не читавший в своей жизни произведений Солженицына, Шолохова, Булгакова, поистине потерял очень многое…

fb.ru

Урок обобщение «История и литература XX века»

План-конспект

Бинарный историко-литературный урок – обобщение

«История и литература XX века»

Цель: изучение событий истории России 20 века и освещение их в литера­туре.

Задачи. 1 .Вспомнить основные исторические события XX века и показать, как они отражены в

литературе.

2. Уметь пользоваться сопоставительным методом и видеть предмет изучения в целом.

3. Воспитывать любовь к отечеству через изучение памятных стра­ниц истории.

Раздаточный материал. Опорная схема «Лента времени»

Литература

  1. Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе. Кн. для учащихся 11 кл. средней школы: В 2 ч. / Под ред. Ф. Ф. Кузне­цова.-М.: Просвещение, 1994.

  2. Русская литература XX века. 11 класс: Поурочные разработ­ки. Методические рекомендации для учителя /В. В. Агеносов,
    Э. Л. Безносое и др. — М.: Дрофа, 2000.

  3. Серебряный век русской поэзии. Для учащихся старших классов и любителей поэзии / Сост. К. Ф. Нестерова. — М.: ИМА — Кросс, 1994.

Оформление доски

«Медленно история листается… всё стареет — Родина не старится!»

Эпиграф:

В двадцатом удивительном столетье,

Польстившись на избранничества стимул,

Россия показала всей планете,

Что гений и злодейство совместимы.

Чистый лист – историческое полотно по ходу урока заполняется пазлами.

Красный цвет (война) — 6: Русско-японская война, I русская революция, I мировая война, II русская революция (Фев­ральская буржуазно-демократическая революция и Октябрьский переворот), гражданская война, Великая Отечественная война.

Зелёный цвет (экономика) — 3: политика военного комму­низма; индустриализация, коллективизация и культурная револю­ция; нэп.

Синий (мир)

— 1: «застой».

Голубой (мир, надежда) — 2: «оттепель», «перестройка».

В Трёхцветный (мир, надежда, экономика, война) — по­следнее десятилетие XX в.

Раздаточный материал на столе у каждого ученика находит­ся опорная схема «Лента времени» с за­полненной нижней литературной частью. Во время урока ребята работают с данной схемой и заполняют верхнюю историческую часть (даты и названия событий). По усмотрению учителя и уча­щихся можно дополнить литературную часть именами писателей и названиями произведений.

Ход урока

I. Слово учителя.

Идя по улицам города, мы видим лица, дома, скверы, площади. Но город в целом мы можем увидеть, только поднявшись ввысь: на башню, гору или с самолёта…

Мы сегодня попробуем взглянуть как бы сверху на огромное историческое полотно и увидеть, куда течёт река литературы. Объектом нашего внимания будет XX век: общая характери­стика исторических и литературных событий.

II. Чтение темы и эпиграфа урока.

III. Знакомство учащихся с задачами урока.

Перед нами не просто чистый лист бумаги. Сегодня мы вместе попытаемся «соткать» историческое полотно. Для этого вы должны будете определить событие, о котором будет идти речь в стихотворениях – загадках. Это и будет «кусочек» истории на нашем полотне, заполнив которое мы сможем ответить на вопрос, какая же она, Россия 20 века? Перефразируя же М. Цветаеву, назовём литературу «очевидцем всех времён истории» и посмотрим, что же волно­вало русскую литературу в «двадцатом удивительном столетье…»? Итак, начинаем «медленно историю листать»…

Комментарий учителя.

К началу XX века определились основные силы мира — это го­сударства: Франция, Англия, Германия, Россия. Началась борьба за сферы влияния. Обнаружился духовный кризис, причинами кото­рого являлись исчерпанность прежних ценностных ориентиров (чувство России как дома, нации), отсутствие новых руководящих идей. Вл. Соловьёв так охарактеризовал ситуацию на рубеже веков: «… прежняя история взаправду кончилась. Конец истории сошёлся с её началом». А. П. Чехов об этом же: «Всё враздробь!»

«Климат» новой эпохи прояснялся в совместных прозрениях художников разной ориентации — реалистов и модернистов.

Обращение к схеме:

  • Продолжает развиваться литература критического реализма.

  • Рождается новая литература, которая развивается в направле­нии, получившем впоследствии название социалистического реа­лизма. (М. Горький.)

  • Модернистское искусство — символисты, модернисты, футуристы.

Характеристика литературы начала века: поиск новых форм, нового содержания.

1. Отгадай событие.

Мы проиграли ту войну,

Но слава русских моряков

С «Варягом» не ушла ко дну.

«Погибнуть с честью» — был девиз таков.

Русско-японская война 1904 — 7905 гг.

Как только учащиеся отгадывают событие, учитель прикрепляет соответст­вующие пазлы на «Историческое полотно»; дата и название события заносятся в «Ленту времени».

Задание: логично выстроить схему : КВЖД, столкновение интересов Японии и России на Дальнем Востоке, захват территорий, Бой у порта Чемульпо, Цусимское сражение, Портсмутский мир, поражение России, Революция 1905 г.

Комментарий учителя.

На эту войну, которая должна была быть маленькой, но побе­доносной, откликнулись передовые люди. Л. Н. Толстой опублико­вал в Англии статью «Одумайтесь!». Самым эмоциональным от­кликом на русско-японскую войну явился рассказ Леонида Андреева «Красный смех». Главная тема — безумная жестокость. Конкретное решение этой темы — экспрессивный, запоминающийся образ безумного «красного смеха»: «На месте бледного лица было что-то короткое, тупое, красное, и оттуда лилась кровь… И в этом красном, текущем продолжалась ещё улыбка, беззубый смех — красный смех». «Красный смех» — символ страха, смерти, ужаса и безумия — встречается в рассказе 16 раз, а основной лейтмотив — «ужас и безумие» — 27 раз. Красный цвет — символ войны — встре­чается 33 раза. «Странная перемена вдруг произошла — исчезнове­ние цветов; исчезли голубой, зелёный и другие привычные тихие цвета, а солнце загорелось красным». Вот как изображает войну Л. Андреев. И мы, вслед за писателем, всё, что связано с войной, окрасим в красный цвет, а мирными цветами будут у нас голубой, цвет надежды, и зелёный, обозначающий экономические преобра­зования. К сожалению, красным окрашены несколько последую­щих событий в истории нашего государства.

2. Отгадай событие.

«Кровавым воскресеньем» началась она

И слабость власти показала всем сполна.

Хоть «Манифест» дарован был народу,

Работа I Думы не продлилась года.

I русская революция, 1905-1907 гг.

Комментарий учителя.

Задание: установить последовательность событий, раскрывая их сущность «Кровавое воскресенье», восстание в Москве, восстание на броненосце «Потемкин», манифест 17 октября 1905 гг., крестьянские бунты

О I русской революции мы можем прочитать в произведениях М. Горького «Мать», «Жизнь Клима Самгина». А вот стихотворение Надежды Тэффи, которое называется «Пчёлки». Оно было написано весной 1905 года и потом перепеча­тывалось во всех антологиях политической лирики и сатиры, в том числе и в искровском сборнике революционных песен «Под красным знаменем»:

В ту ночь до рассвета мелькала иголка:

Сшивали мы полосы красного шёлка

Полотнищем длинным, прямым…

Мы сшили кровавое знамя свободы,

Мы будем хранить его долгие годы,

Но мы не расстанемся с ним!

Какой-то особый, пророческий смысл звучал в её словах…

3. Отгадай событие.

Готовились к ней долго, чтоб мир переделить,

Мечтая о колониях, готовы были кровью мир залить.

Балканы славились как «бочка пороха» всегда.

В Сараево начавшись, длилась долго та война.

I мировая война.

Комментарий учителя.

Назовите действующие силы первой мировой войны, ее характер, итоги для России.

Вот каково отношение к этой войне лирического героя поэмы С. Есенина «Анна Снегина»: «Война мне всю душу изъела. За чей-то чужой интерес стрелял я в мне близкое тело и грудью на брата лез», «Решил лишь в стихах воевать. Я бросил мою винтовку… другую явил я отвагу — был первый в стране дезертир».

4. Отгадай событие.

Всё общество на красных — белых поделив,

В надежде отстоять свою Россию — все находили сил прилив.

Сын на отца пошёл, забыв свои истоки,

Мы стержень потеряли — таковы её итоги.

Гражданская война, 1918 -1920 г.

Комментарий учителя. Обращение к схеме.

Каковы были причины Гражданской войны, какие силы в ней участвовали?

Гражданская война и литературу разделила надвое:

«Революционный героизм» «Внимая ужасам войны»
Фадеев А. «Разгром» Булгаков М. «Бег», «Дни Турбиных»
Фурманов Д. «Чапаев» Бабель И. «Конармия»
Серафимович А. «Железный поток» Бунин И. «Окаянные дни»
Островский Н. «Как закалялась сталь» Горький М. «Несвоевременные мысли»
5. Отгадай событие.

В попытках частную торговлю запретить

Про продразвёрстку власть новая заговорила.

В распределении, оплате уравниловку вменить,

Войну закончить поскорей спешила.

Политика военного коммунизма, 1918 -1921 г.

Чтоб вывести из кризиса страну,

Восстановить народное хозяйство,

Перед крестьянством чувствуя вину,

Власть через экономику боролась с разгильдяйством.

Нэп, 1921 — начало 1930-х г.

Комментарий учителя.

По очереди называть положения политики Военного коммунизма, сравнительный анализ.

Творческую жизнь начала 20-х характеризует появление мно­жества группировок и организаций. Заметным явлением был Про­леткульт. В рамках Пролеткульта действовала Российская Ассо­циация пролетарских писателей. Она боролась со всеми группировками и течениями. РАПП начала кампанию против Е. Замятина и Б. Пильняка (в 1938 г. Пильняк был расстрелян).

Широкая, полноводная река русской литературы отныне разде­лилась на две речки, которые растеклись в разные направления.

Эмигрантская

Бунин И. Куприн А. Толстой А. Гиппиус 3. Мережковский Д. Шмелёв И. Цветаева М. Бальмонт К. и мн. др.

Советская литература

Пролеткульт, РАПП, ВАПП Д. Бедный, М. Светлов и др. ЛЕФ (Маяковский В.) Имажинисты (Есенин С.) Серапионовы братья (Зощенко М.) Обэриуты (Заболоцкий П., Хармс Д., Шварц Е.)

Период нэпа в литературе отражён в рассказах М. Зощенко и в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев».

7. Отгадай событие.

Чтоб средства в город откачать,

Чтобы заводы, фабрики построить,

В деревне надо было с кулаком борьбу начать,

Крестьян всех на вступление в колхоз настроить.

Индустриализация (1929-1940) и коллективизация (1929-1932).,

Культурная революция 1917-1939

Комментарий учителя. – Что это за понятия? Их итог – анализ документа.

Актер В. Дворжецкий вспоминал о своем разговоре в одном из северных лагерей с арестованными женщинами с Украины:

Откуда ты?

Запорожье, село Романовка.

За что тебя взяли?

Молчание… пауза… Все молчат. И вдруг смех и резкий выкрик:

Чего молчишь? Ребеночка съела! Своего ребеночка!

Ой, мамочка! Врет! Врет она!

Нет, не вру! Люди видели. Все ели! И я, и я, — заревела, забилась в
истерике… — Всех унес голод! Всех!

Если бы это… то и я… А так, может быть, может, будет у меня еще
ребеночек, может будут еще детки.

Социальные преобразования конца 20-х — начала 30-х гг., поли­тика «сплошной коллективизации», «ликвидация кулачества как класса» — событийная основа произведений А. Платонова «Котло­ван» и М. Шолохова «Поднятая целина».

1931 г. — выступление Сталина положило конец форсированной культурной революции. В 1932 году генсек повелел Луначарскому «кончать модные течения». Писателей объединили в Союз. А в 1934 г. на I съезде писателей был объявлен основной и единствен­ный метод художественной литературы «социалистический реа­лизм», задачей которого была «идейная переделка и воспитание людей в духе социализма». Это было, по сути, началом складыва­ния тоталитарного государства.

Народ пел «Нас утро встречает прохладой» и не знал, что автор этой песни — тридцатилетний, талантливый поэт Борис Корнилов, один из миллионов жертв репрессий, расстрелян как враг народа.

Стреляли гордых, добрых, честных,

Чтоб захватить, упрочить власть,

В глухих подвалах повсеместно

Кровь русская лилась.

С 1934 года литература — одна «социалистическая» река, в ко­торой много невидимых подводных течений… Теперь мы «это те­чение» называем запрещённой (возвращённой) литературой. (Бабель И., Булгаков М., Мандельштам О., Клюев Н., Пильняк Б., Платонов А., Замятин Е. и мн. др.)

9. Отгадай событие.

С разгрома Польши началась она,

И имя её страшное — война.

Продлилась с точностью в 6 лет.

Японию разбив, народы мира увидали свет.

II мировая война.

Комментарий учителя. Работа с картой и датами.

Литература Великой Отечественной войны характеризуется агитацией, призывом, воспеванием «великого полководца». Отсто­ять свою Родину! — вот задача каждого советского человека. Около 10 лет военная тема будет «созревать» в умах и сердцах советских писателей (1957-1959).

10. Отгадай событие.

Смерть Сталина — и началась она,

Лирично Эренбургом названа…

Интеллигенция вся ликовала,

Секреты «белых пятен» открывала.

«Оттепель»!953-1960-е гг.

Комментарий учителя. Работа со схемой. Литературный процесс 60-х знаменовался настоящим творче­ским всплеском. Появился целый ряд новых течений в советской литературе: «военная проза», «деревенская проза», «молодёжная проза», «громкая эстрадная поэзия», «тихая лирика» и др. Возника­ли различные литературные группы, объединения, кружки: «Мы -молодые», Лианозовская поэтическая группа. Распространились такие уникальные явления, как «самиздат» и «тамиздат». Всё это свидетельствовало об оживлении литератур­ной жизни. Однако необходимо помнить, что явления «шестиде­сятничества» и «оттепели» отождествлять нельзя. Сам период «от­тепели» (назван по одноимённым произведениям: стихотворению Николая Заболоцкого и повести Ильи Эренбурга) делится на три периода (1953-1956, 1956-1959, 1959-1964). Каждый сопровож­дался «всплеском» либерализма и репрессивной реакцией на него официальных властей. Начало «оттепели» отмечено литературно-критическими выступлениями (например, Померанцева «Об ис­кренности литературы», 1953). В сентябре 1954 г. А. Твардовский отстранён от должности главного редактора «Нового мира». Далее идёт процесс реабилитации репрессированных писателей. Печата­ется роман В. Дудинцева «Не хлебом единым». Одновременно с этим резкой критике подвергся опубликованный за рубежом роман Б. Пастернака «Доктор Живаго». С одной стороны, по приказу Н. Хрущёва публикуется «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына, второе дыхание получает военная проза, обра­тившаяся к отображению «окопной правды» войны. С другой сто­роны, подвергается аресту рукопись романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба».

12. Отгадай событие.

Мы за весною лета ждали,

Но время то прошло, что «оттепелью» звали.

Был отстранён генсек Хрущёв,

Настало время заказных судов,

И за разгромом в Праге демократии весной

Период тот назвали мы … («застой»),

Комментарий учителя.

Начинается период тотального противостояния государства и свободной литературы. У поколения «шестидесятников» в момент смены периода 60-х гг. эпохой «застоя» было три пути:

  • путь конформизма, приспособления к сложившейся и засты­вающей в своих чертах системе;

  • «андеграунд», «непротивление» системе, но и нежелание с ней сотрудничать. Это был период третьего «хождения русской интеллигенции в народ»: люди творческого склада выбирали про­фессии, не требующие прохождения идеологических проверок, вступления в партию и оставляющие массу свободного времени (истопники, сторожа, лифтёры). «Поколением дворников и сторо­жей» назвал их рок-поэт Б. Гребенщиков. Мировосприятие этой группы отразилось в таких произведениях, как поэма В. Ерофеева «Москва-Петушки», роман «Андеграунд, или Герой нашего време­ни» В. Маканина, в прозе С. Довлатова и др.;

  • путь диссидентства — сознательного и открытого противо­стояния системе. Этот путь, как правило, приводил в эмиграцию или лагеря и специальные лечебницы. Впрочем, надо сказать, чёт­
    кой грани между этими путями не было. Пример тому – судьба А. Галича. Из преуспевающего советского кинорежиссёра превра­тился в диссидента и эмигранта.

Вот что мы читаем об этом времени у Михаила Веллера в про­изведении «Дети победителей»: «Заработали верховные ножницы, остригая от пространства нашей духовной жизни строчку за строчкой. Спился и замолчал Казаков. Замолчал и уехал Гладилин. Выслали Солженицына. Уехал Бродский. Пошли нескончаемой чре­дой «уезжанты» и невозвращенцы: Растропович, Барышников… Уехал Некрасов. Уехал и погиб Галич. Умер Шукшин. Агония! Точку «воткнул» восьмидесятый: лишили гражданства уехав­шего Аксёнова; смерть Высоцкого; бойкот Олимпиады. Финиш. Смерть Трифонова весной восемьдесят первого прозвучала за­вершающим аккордом, эпилогом. А как же боссы? Руководители затыкали рты, выкручивали руки, резали рукописи, смывали кар­тины…»

13. Отгадай событие.

Генсека в 85-м услыхали клич,

Чтоб развитых стран уровня достичь,

Все сферы жизни перестроить мы должны,

Реформы эти не просты, но так нужны.

«Перестройка», 1985-1991 гг.

Комментарий учителя.

Этот период связан с именем Михаила Сергеевича Горбачёва. «Ускорение», «антиалкогольная пропаганда», «демократия» — сим­волы того времени. Ощущение ломки устойчивого порядка вещей, обломки эпох, правил, «цитат» из чьих-то речей двигали вперёд литературу. Из котельной доносится голос уличного Гамлета — ку­мира молодёжи, чьи «телемиражи» и «радиомиражи» нельзя обой­ти: «Можешь ли ты изменить этот мир?…» Виктор Цой, Игорь Тальков, Борис Гребенщиков — символы новой эпохи, символы внутренней свободы.

1991 — год распада Советского Союза. Конец периода, называе­мого «перестройкой». Борис Ельцин — первый президент России.

14. Беседа с учащимися о последнем десятилетии.

Последнее десятилетие уходящего века… Пришло время окон­чательно заполнить наше «Историческое полотно».

Каким цветом окрасить нам пазл этого периода? Можно ли назвать 90-е трагическими и окрасить в красный цвет?

Да, 90-е трагические. Это время, когда «бессмертие шло кося­ком»: академик Сахаров, Игорь Тальков, Дмитрий Хо­лодов, Владислав Листьев. Мальчишки, не вернувшиеся домой и не сказавшие «Я жив, мама!». Трагические события лета 2000: взрыв на станции Пушкинская, трагедия подводной лодки «Курск». Ли­тературе этого периода характерна резкость авторской позиции. В. Распутин, Ч. Айтматов, В. Астафьев резко осуждают непригляд­ность быта и нравственную деградацию: алкоголизм, преступность, духовное обнищание, наркоманию. Основной мотив литературы — мотив тупика и катастрофы.

И всё же только ли красный цвет характерен для последнего периода?

Не только. Развивается экономика, с её взлётами и падениями. Надежда связана с новым президентом В. Путиным. «Конец исто­рии сошелся с её началом» (Вл. Соловьёв).

Я предлагаю сделать разноцветным последнее десятилетие уходящего века.

V. Итог урока.

Теперь, когда заполнено наше «Историческое полотно», давай­те сделаем вывод о том, каким же был XX век — излом тысячеле­тья?

Мы давно освоили планету,

Широко шагает этот век,

На земле уж белых пятен нету,

Чёрные сотрёшь ли, человек?

«Тело Земли — это сплошной нарыв, который вызревает, лопа­ется и, не успев залечиться, снова назревает…»

«Медленно история листается… только Родина не старится…» (Обращение к эпиграфу.) И всё же русский народ — «извечный, как земля, народ с большой судьбой, все вековые векселя оплачены тобой!» (В. Фёдоров).

refdb.ru

Русская литература XX века. Периодизация

Русская литература XX века прошла несколько периодов своего развития, каждый из которых отмечен своеобразием общественно политических условий и эстетических направлений.

В периодизации литературы XX века учитываются эстетические, внутрилитературные и общественно-идеологические факторы. Рамки нового периода развития русской литературы XX века определяются началом века до 1916 г. 1917 г. – это не только год революции, перевернувшей все сферы действительности. К  этому году дошли до своего завершения художественные процессы, начавшиеся еще на рубеже веков.

Второй период – 1917 – начало 1930-х годов характеризуется разделением русской литературы на два потока – литературу эмиграции и метрополии, развивающихся в условиях социально-политического и географического размежевания. В это время в русской литературе существовала относительная свобода, которая выразилась в многообразии течений, школ, направлений, литературных группировок. Развивались возникшие до революции течения, появлялись новые, рождённые практикой социального переустройства. Одновременно существовали критический и социалистический реализм, модернистские течения, в поэтику произведений вторгался романтизм. К концу 1920-х годов усиливается идеологический нажим на писателей, стремление унифицировать литературу, сделать её проводником идеологии пролетариата.

Третий период – 1930-е – первая половина 1950-х годов – отмечен утверждение административно-командного метода руководства в государственной жизни, а в искусстве господством социалистического реализма с его нормативными требованиями как главного метода советской литературы. Литература разделяется на официальную (в русле соцреализма) и нонконформистскую (не вписывающуюся в рамки социалистического реализма).

Вторая половина 1950-х – первая половина 1980-х годов – новый этап, связанный с начавшимся кризисом политической системы (то «оттепель», то «застой»). В это время литературная практика ломает каноны соцреализма, выходит за его рамки. Происходит поворот к новым темам и проблемам, углубление психологизма, повышение внимания к нравственному миру человека.

Новейший период литературного развития, начавшийся с 1986 г. (начало политико-государственной перестройки), принёс возвращение произведений русского зарубежья, прежде не опубликованной отечественной литературы. Раскрепощение литературы вылилось в многообразии течений, направлений, индивидуальностей. В конце XX века наблюдается некоторое типологическое сходство в развитии  литературы с концом XIX – началом XX веков.

Если в этой статье Вы не нашли ответа на интересующий  вопрос, наши онлайн репетиторы всегда к Вашим услугам. Они объяснят  непонятный материал и помогут выполнить любое задание в предельно короткие сроки.  Что нужно для того, чтобы воспользоваться помощью онлайн преподавателей? Выбирайте наиболее удобный для Вас тарифный план и подключайтесь прямо сейчас!

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru

Литература начала 20 века: особенности, течения / Общие темы

В конце 19 — начале 20 века радикально преображаются все стороны русской жизни: политика, экономика, наука, технология, культура, искусство. Возникают различные, иногда прямо противоположные, оценки социально-экономических и культурных перспектив развития страны. Общим же становится ощущение наступления новой эпохи, несущей смену политической ситуации и переоценку прежних духовных и эстетических идеалов. Литература не могла не откликнуться на коренные изменения в жизни страны. Происходит пересмотр художественных ориентиров, кардинальное обновление литературных приёмов. В это время особенно динамично развивается русская поэзия. Чуть позже этот период получит название «поэтического ренессанса» или Серебряного века русской литературы.

Реализм в начале 20 века

Реализм не исчезает, он продолжает развиваться. Ещё активно работают Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и В.Г. Короленко, уже мощно заявили о себе М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн… В рамках эстетики реализма нашли яркое проявление творческие индивидуальности писателей 19 столетия, их гражданская позиция и нравственные идеалы — в реализме в равной мере отразились взгляды авторов, разделяющих христианское, прежде всего православное, миропонимание, — от Ф.М. Достоевского до И.А. Бунина, и тех, для кого это миропонимание было чуждо, — от В.Г. Белинского до М. Горького.

Однако в начале 20 столетия многих литераторов эстетика реализма уже не удовлетворяла — начинают возникать новые эстетические школы. Писатели объединяются в различные группы, выдвигают творческие принципы, участвуют в полемиках — утверждаются литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и др.

Символизм в начале 20 века

Русский символизм, крупнейшее из модернистских течений, зарождался не только как литературное явление, но и как особое мировоззрение, соединяющее в себе художественное, философское и религиозное начала. Датой возникновение новой эстетической системы принято считать 1892 гож, когда Д.С. Мережковский сделал доклад «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». В нём были провозглашены главные принципы будущих символистов: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Центральное место в эстетике символизма было отведено символу, образу, обладающему потенциальной неисчерпаемостью смысла.

Рациональному познанию мира символисты противопоставили конструирование мира в творчестве, познание окружающего через искусство, которое В. Брюсов определил как «постижение мира иными, не рассудочными путями». В мифологии разных народов символисты находили универсальные философские модели, с помощью которых возможно постижение глубинных основ человеческой души и решение духовных проблем современности. С особым вниманием представители этого направления относились и к наследию русской классической литературы — в работах и статьях символистов нашли отражение новые интерпретации творчества Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Тютчева. Символизм дал культуре имена выдающихся писателей — Д. Мережковского, А. Блока, Андрея Белого, В. Брюсова; эстетика символизма имела огромное влияние на многих представителей других литературных течений.

Акмеизм в начале 20 века

Акмеизм родился в лоне символизма: группа молодых поэтов сначала основали литературное объединение «Цех поэтов», а затем провозгласили себя представителями нового литературного течения — акмеизма (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, вершина). Его главные представители — Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам. В отличие от символистов, стремящихся познать непознаваемое, постичь высшие сущности, акмеисты вновь обратились к ценности человеческой жизни, многообразию яркого земного мира. Главным же требованием к художественной форме произведений стала живописная чёткость образов, выверенная и точная композиция, стилистическое равновесие, отточенность деталей. Важнейшее место в эстетической системе ценностей акмеисты отводили памяти — категории, связанной с сохранением лучших отечественных традиций и мирового культурного наследия.

Футуризм в начале 20 века

Уничижительные отзывы о предшествующей и современной литературе давали представители другого модернистского течения — футуризма (от лат. futurum — будущее). Необходимым условием существования этого литературного явления его представители считали атмосферу эпатажа, вызова общественному вкусу, литературного скандала. Тяга футуристов к массовым театрализованным действиям с переодеваниями, раскрашиванием лиц и рук была вызвана представлением о том, что поэзия должна выйти из книг на площадь, зазвучать перед зрителями-слушателями. Футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Кручёных, Е. Гуро и др.) выдвинули программу преображения мира с помощью нового искусства, отказавшегося от наследия предшественников. При этом, в отличие от представителей других литературных течений, в обосновании творчества они опирались на фундаментальные науки — математику, физику, филологию. Формально-стилевыми особенностями поэзии футуризма стало обновление значения многих слов, словотворчество, отказ от знаков препинания, особое графическое оформление стихов, депоэтизация языка (введение вульгаризмов, технических терминов, уничтожение привычных границ между «высоким» и «низким»).

Вывод

Таким образом, в истории русской культуры начало 20 века отмечено появлением многообразных литературных течений, различных эстетических взглядов и школ. Однако самобытные писатели, подлинные художники слова преодолевали узкие рамки деклараций, создавали высокохудожественные произведения, пережившие свою эпоху и вошедшие в сокровищницу русской литературы.

Важнейшей особенностью начинающегося 20 века была всеобщая тяга к культуре. Не быть на премьере спектакля в театре, не присутствовать на вечере самобытного и уже нашумевшего поэта, в литературных гостиных и салонах, не читать только что вышедшей поэтической книги считалось признаком дурного вкуса, несовременным, не модным. Когда культура становится модным явлением — это хороший признак. «Мода на культуру» — не новое для России явление. Так было во времена В.А. Жуковского и А.С. Пушкина: вспомним «Зелёную лампу» и «Арзамас», «Общество любителей российской словесности» и др. В начале нового века, ровно через сто лет, ситуация практически повторилась. Серебряный век пришёл на смену веку золотому, поддерживая и сохраняя связь времён.

Источник: Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Литература, 9 класс: уч. пособие: в 2 ч. Ч.2 — М.: «ТИД «Русское слово — РС», 2011

classlit.ru

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Периодизация русской литературы 19-20 веков: таблица

Русская литература является великим достоянием всего русского народа. Без нее, начиная с 19-го века, немыслима мировая культура. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы имеют свою логику и характерные черты. Начавшись более тысячи лет назад, его феномен продолжает развиваться и во временных рамках наших дней. Именно он станет предметом описания данной статьи. Мы ответим на вопрос о том, какова периодизация русской литературы (РЛ).

Общая информация

В самом начале повествования нами обобщена и представлена периодизация русской литературы. Таблица, компактно и наглядно демонстрирующая основные этапы ее развития, иллюстрирует развитие культурного процесса в России. Далее рассмотрим информацию в подробностях.

Периодизация русской литературы выглядит следующим образом:

Подэтапы внутри периода

Литературные стили

Яркие поэты и писатели

Долитературный период

До 11-го века н. э.

Сказания, былины

Авторство утерялось

Период церковно-религиозной литературы

11-17-й века

Изобретение письменности

Каноническая школа письменности

Исторические летописи. “Слово о полку

Игореве”

Монахи Кирило и Мефодий

Монахи Антоний и Феодосий (Киево-Печерская лавра)

Монах Нестор

Период Просвещения

18-й век

Развитие поэзии и теории

стихосложения

Становление русской драматургии

Гражданская публицистика

Ломоносов, Тредиаковский, Кантемир

Фонвизин

Радищев

Нач. 19-го века – 90-е гг. 19-го века. Век Золотой русской литературы

Трехстилевое литературное творчество (до 20-х гг. 19-го века)

Сентиментализм

Классицизм

Романтизм

Карамзин

Державин

Рылеев

Пушкинский этап (20–30-е гг. 19-го века)

После смерти Пушкина, продолжили Лермонтов и Гоголь

Новый стиль – русский реализм

Русский язык адаптируется под поэзию своей ритмичностью

Роман «Евгений Онегин», «Повести Белкина»

«Герой нашего времени», «Мертвые души»

Период русских классиков 40-х гг. 19-го века

Развитие существующих стилей

Основным становится русский реализм

Толстой, Достоевский, Чехов, Тютчев, Фет, Островский, Тургенев, Некрасов, Салтыков-Щедрин

Литература 20-го века (90-е годы 19-го века – 90-е годы 20-го века)

Серебряный век (90-е годы 19-го века — 1921 год)

Всплеск поэтического творчества

Гумилев, Ахматова, Цветаева, Есенин

Период двух русских литератур: советской и эмигрантской.
1921 г. (литературные журналы стали пропартийными) — 1953 г. (смерть Сталина)

Насильственное придание социалистическому реализму статуса господствующего стиля в литературе

Первый роман социалистического реализма — «Мать» Горького

Непродолжительный период оттепели, смененный застоем

Попытки поэтов и писателей творить в отличных от соцреализма стилях

Сохранение господства соцреализма

Поэты: Евтушенко, Ахмадуллина, Рождественский, Вознесенский, Галич

Писатели: Пастернак, Рыбаков, Солженицын, Астафьев, Шукшин

Новая русская литература

90-е годы 20-го века — наше время

Развиваются такие стили: романтизм (в форме фэнтези, боевика, хоррора), реализм (блоггерство, публицистика, современный детектив), постмодерн (большинство современных романов)

Пелевин, Улицкая, Акунин, Лукьяненко, другие

Цель данной статьи — представить краткое описание этапов развития РЛ, представленных в таблице.

Русская литература в древности

  • Долитературный этап, он характеризуется отсутствием письменности и формированием устного эпоса (былин и сказаний, передаваемых устно от поколения к поколению). Закончился данный период изобретением древнерусской письменности в рамках принятия христианства (10-й век н. э.).
  • Древнерусская литература (11-17-й века). Основными жанрами были летописи, а также церковно-религиозные тексты.

Подробнее о древнерусской литературе. Заря творчества

Созданию древнерусской литературы (ДРЛ) как культурному феномену способствовало два события: изобретение письменности и перевод христианских религиозных текстов (первоначально ДРЛ имела строго канонический характер). Иными словами, периодизация русской литературы имеет на временной шкале свою отправную точку.

Письменность была создана древнегеческими монахами — братьями Кирилом и Мефодием по просьбе моравского (область нынешней Чехии) князя Ростислава и благословению сто седьмого Папы Римского Адриана II в конце IX века. Практически тогда же на новый язык были переведены Псалтырь, Евангелие. Через коммуникацию монастырей в конце IX века письменность проникла на территорию Древней Руси, где первыми писателями стали монахи: Нестор, Иларион, Поликарп и Симон, Кирилл Туровский, протопоп Аввакум и другие. Периодизация древней русской литературы может быть разделена на пять этапов:

  1. Период создания школы канонической православной ДРЛ в Киево-Печерской Лавре монахами Антонием и Феодосием. Написание монахом Нестором в XII веке “Повести Временных лет”.
  2. При монастырях (города Владимир-Залесский, Суздаль, Смоленск и др.) создаются новые центры ДРЛ. Ощутимо развитие литературного процесса.
  3. Периодизация древней русской литературы содержит период насильственной деформацией общества: этап татаро-монгольского ига. В первой половине века создаются “Житие благоверного князя Александра Невского”, “Слово о погибели Русской Земли”. На втором этапе, заканчивающемся Куликовской битвой 1380 г., летописания приобретают героико-панегирический характер.
  4. Период упадка ДРЛ, длящийся до конца XVI века. Читательский круг ограничен монастырями и немногочисленной грамотной знатью, кстати, обученной теми же монахами.
  5. Последний этап ДРЛ подготовил окончательный переход от литературы канонической к литературе авторской. Его характеизует появление новых жанров: исторического, автобиографического повествования, поэзии. Предметом ДРЛ постепенно становится бытовая сфера деятельности человека, более ощутимо личностное начало. Эпоха преобразований Петра I затрагивает и литературный процесс.

Какими же бесценными литературными произведениями характеризуется на этапе ДРЛ периодизация русской литературы? Таблица, представленная ниже, системно показывает эти сочинения.

Литература Российской империи

Позитивное влияние государства на литературный процесс демонстрирует история Российской империи. Нельзя утверждать, что писателей там пестовали. Однако в стране существовало гражданское общество. Существовал определенный плюрализм мнений. При сформированной государственности специалисты выделяют в истории литературы:

  • Период русского Просвещения. Он представляет собой принципиально важный этап, хронологически охватывающий 18-й век. В литературе основную нишу занимают классики, закладывающие фундамент дальнейшего ее развития.
  • Особый сверхпродуктивный «золотой этап», которым дополнилась периодизация русской литературы в 19 веке. Она, наконец, в полный голос заявила о себе, активно влияя на мировую литературу. Произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Достоевского, Чехова стали любимой классикой и для зарубежного читателя.

XVIII век в периодизации русской литературы

Этап русского Просвещения хронологически коррелируется с просвещением европейским, тон которому задавала Франция.

Первый российский император Петр I и императрица Екатерина II системно внедряли европейскую светскость в литературу. Будущие писатели стали получать университетское образование. Указом Петра I был открыт Академический университет и Академия художеств, указом же Екатерины II — МГУ.

Ученый, поэт и публицист Ломоносов, поэт Василий Тредиаковский, языковед и писатель Дмитрий Кантемир стали ранними русскими просветителями. Была разработана русская силаботоническая система стихосложения. Через столетие она заявила о себе в блеске и харизме творчества Пушкина и Лермонтова. Однако мы их упомянем позже, когда нами будет обсуждаться периодизация русской литературы 19 века.

Во второй половине XVIII ст. направления литературного процесса России определяли первый драматург Денис Фонвизин (трудно недооценить влияние его «Недоросля» на образованность дворянства) и первый писатель — оппонент власти, которого можно назвать совестью народной, — Александр Радищев.

Даже прозорливая Екатерина II тогда не осознала, что гений писателя и философа показал ей как подсказку болевые точки Российской империи, которые следует реформировать. Но она тогда выступила как главный апологет крепостнического строя, назвав Александра Николаевича за его идеи, изложенные в “Путешествиях из Петербурга в Москву”, “бунтовщиком похлеще Пугачева”.

К сожалению, правители часто не слышат голоса Кассандры, звучащего в произведениях классиков!

Эпоха российского Просвещения заложила хороший фундамент дальнейшего взлета творчества. Гордость за Родину, сломившую Наполеона, покорителя Европы, также послужила стимулом грядущих интеллектуальных прорывов.

Предыстория и рождение русского реализма XIX ст.

Периодизация русской литературы 19 века отражает процесс становления новой классической мировой литературы. Как трудно писать сжато о литературе этого столетия!

Первые два десятилетия золотого русского века литературы можно назвать взаимодействием и конкуренцией различных стилей.

В стиле сентиментализма творил историк и писатель Николай Карамзин. Поэт-классицист Гавриил Державин создавал величественные оды (например, “Фелица” — в честь Екатерины II), ставшие титульными имперскими произведениями.

Классицизм и прогосудаственная позиция характерны для поэта Василия Жуковского, автора первого гимна России (“Молитва русских”).

Казненный декабрист и поэт Кондратий Рылеев писал в стиле гражданского романтизма.

Второй этап, которым славна периодизация русской литературы 19 века, можно по праву назвать пушкинским. Действительно, тудно переоценить вклад в русский язык и русскую поэзию волшебника рифм Александра Сергеевича Пушкина. Его слова о себе, создавшем “памятник нерукотворный”, оказались пророческими.

Творчество гения было многогранным. Поэт начинал писать в стиле романтизма (поэмы “Цыганы”, “Бахчисарайский фонтан“). Затем, после подавления восстания декабристов, в его творчестве все мощнее стали проявляться историзм и гражданственность, свойственные классицизму (трагедия “Борис Годунов”, поэма “Полтава“).

Затем Александр Сергеевич выходит в своем творчестве на совершенно новый стиль — русский реализм. Его роман в стихах “Евгений Онегин” и сборник прозы “Повести Белкина” полны правды о социальном состоянии людей, жизненной достоверности.

Третий этап золотой русской литературы 19 века

Пушкин был той искрой, которая зажгла пламя. Это напоминает цепную реакцию. В дальнейшем русский реализм Пушкина развивают уже два классика: Лермонтов и Гоголь, но каждый по-своему. Лермонтов углубляется внутрь личности главного героя, человека, терзаемого противоречиями, конфликтующего с внешним миром и не находящего применения своим жизненным силам. Гоголь же идет “вширь”, пытаясь представить глобальную картину русской жизни.

И как результат, уже на своем третьем этапе удивляет мир небывалым творческим потенциалом периодизация русской литературы 19 века. Таблица русских классиков, творивших в период с 1840 по 1990 г., содержит известные во всем мире имена.

Федор Тютчев
Афанасий Фет
Иван Гончаров
Александр Островский
Иван Тургенев
Федор Достоевский
Лев Толстой
Михаил Салтыков-Щедрин
Николай Некрасов
Антон Чехов

1803—1873
1820—1892
1812—1891
1823—1886
1818—1883
1821—1881
1828—1910
1826—1889
1821—1877
1860—1904

Все эти светочи русской литературы осознали, какое бесценное творческое наследие они получили от своих предшественников. И они сумели им правильно воспользоваться. Согласитесь, что впечатляет украшенная именами не забытых и ныне в мире классиков, периодизация русской литературы 19 века. Таблица эта, заметим, нами искусственно ограничена десяткой наиболее ярких лиц, являющихся создателями целых творческих направлений.

XX век. Периодизация литературы

Серебряным веком русской литературы называется недолгий период: с 1892 по 1921 г. Его отличает мощный подъем поэтического творчества, настоящее созвездие творцов рифм. Посудите сами: Александр Блок, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Николай Гумилев, Владимир Маяковский, Сергей Есенин. Что породило его? Революционный утопический романтизм, которым переболела творческая элита российского общества?

Советский период русской литературы характеризуется противоборством сложившегося после 1921 года формального, канонически-«совкового» социалистического реализма и отдельных мастеров, рискнувших выйти своими произведениями за рамки. Почему-то считается, что периодизация русской литературы XX века констатирует исключительно системный упадок от повсеместного диктата идеологических штампов.

Можно лишь сожалеть, что литературные критики, проповедующие этот взгляд, отразили реальность лишь в черно-белом цвете. Так ли было на самом деле?

Антагонизм литературы и тоталитаризма

Да, в целом массовая советская литература была упаднической. Да, настоящим творчеством занимались единицы. Однако литература все же не вошла в кризис. Зомбирующему влиянию коммунистов не последовал Борис Пастернак, пойдя против течения и написав языком “дымящейся совести” правду о своем поколении, став изгоем на своей Родине. Так поступил умирающий Михаил Булгаков, когда вопреки всему он, не издаваемый по воле Сталина, писал “Мастера и Маргариту” в стол.

А иногда перо автора необъяснимо и властно вела любовь к своей малой Родине, не дававшая ни лгать, ни пресмыкаться. Так однажды случилось с коммунистом Михаилом Шолоховым, когда он писал свой “Тихий Дон”. Несмотря на нападки и “настоятельные рекомендации“, он не изменил под советский стандарт образ Григория Мелехова. Нередко в стол писали братья Стругацкие, чьи произведения также не имели с пресловутым социалистическим реализмом ничего общего.

Впрочем, следует признать, что периодизация русской литературы, в зависимости от политической заангажированности ее толкующих лиц, неоднозначно характеризует данный период.

Новая русская литература

Новая русская литература родилась в 1991 году, после краха СССР. Старт ей задали произведения обличающие, среди которых выделяется “Архипелаг Гулаг” Александра Солженицына, а также ставшие разрешенными на родине произведения эмигрантов: Владимира Набокова, Ивана Шмелева, Андрея Белого, Константина Бальмонта.

Затем, в перестроечное время, в русской литературе была инициирована новая волна писателей: Виктора Пелевина, Людмилы Улицкой, Бориса Акунина, Сергея Лукьяненко. Данных писателей-романистов характеризует композиционное мастерство классика, уникальное художественное видение проблем современности, мастерское построение сюжета, увлекательность повествования.

Очевидно, что в состоянии развития постоянно находится и историко-культурный процесс, и периодизация русской литературы. Кто знает, может мы и ныне находимся в начале временного промежутка, когда русская литература опять входит в новое качество. Одно не вызывает сомнений: новые подходы в ней, как и новые веяния, без сомнений, еще впереди.

XX век — кризис русской литературы

Периодизация русской литературы 20 века предполагает три периода:

  1. Серебряный век — непродолжительное время на изломе веков.
  2. 20-е — средина 50-х годов 20-го века.
  3. Вторая половина 50-х — 90-е годы 20-го века.

Серебряный век начался в 90-е годы 19-го века. Творчество поэтов, чей расцвет пришелся на этот период, наполнено предчувствием революционного кризиса. Полны грусти стихи Александра Блока, Николая Гумилева, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой. Мастера художественного слова сентиментальны и утонченны, как осенние цветы, предчувствующие приближение морозов…

С 1917 года, с нарастанием классовой борьбы в обществе, начинается переход к следующему этапу русской литературы 20-го века. Как отражение этого процесса следует воспринимать чеканные строки Владимира Маяковского, которы мрачно предрекают «последний час» «буржую».

В 1921 году первый этап закончился. Русская литература разделилась на две части: писатели, проживающие в советской России, и их эмигрировавшие коллеги. Первые пытались старый мир «разрушить до основания», вторые — сберечь традиции. Поводом разделения стал выход в свет пропартийных литературных журналов «Печать и революция» и «Красная новь».

В 1932 году эти журналы бодро констатировали факт создания нового стиля художественной литературы социалистического реализма. Писатели-эмигранты изначально отторгли концепцию партийного творчества, впервые прозвучавшего в романе М. Горького «Мать».

Среди поэтов второго периода выделяются М. Волошин, Н. Клюев, В. Ходасевич, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий. Среди писателей — Е. Замятин, М. Пришвин, И. Бабель, А. Грин.

Смерть И. В. Сталина (1953 г.) знаменует собой качественно новый этап в литературе. Ослаб партийный диктат. Писатели надеются на свободу творчества. Однако вместо этого Генсек Хрущев объявляет травлю лауреата Нобелевской премии Бориса Пастернака за роман «Доктор Живаго». Из СССР эмигрируют поэты, писатели (например, Иосиф Бродский). Честные произведения находят читателей через «самиздат».

Однако уже в 60-е годы знаменуют «оттепель» молодые поэты: эмоциональный Евгений Евтушенко, лиричная Белла Ахмадулина, склонный к новаторству Андрей Вознесенский, патетично-гражданственный Роберт Рождественский.

Также появляется глубокая, незаангажированная проза о современниках, об их движениях души, страданиях от таких писателей: Василия Шукшина, Юрия Казакова, Валентина Распутина. Александр Солженицын и Анатолий Рыбаков пишут романы-эпопеи о страшном времени культа личности. В драматургии появляются пьесы, освещающие внутренний мир человека (например, “Утиная охота” и «Старший сын» драматурга Александра Вампилова).

Заключение

Русская литература действительно способна всколыхнуть «чувства добрые». Ее потенциал бездонно глубок. От солнечного музыкального слога Пушкина и Бальмонта до интеллектуально-глубокого и образного представления нашего виртуального века Пелевиным. Любителям сентиментальной лирики понравится творчество Ахматовой. В нем имеется и мудрость, присущая Толстому, и филигранный психологизм Достоевского, перед которым снимал шляпу сам Фрейд. Даже среди писателей-прозаиков встречаются те, чей слог по художественной выразительности напоминает поэзию. Это Тургенев и Гоголь. Любители тонкого юмора откроют для себя Ильфа и Петрова. Желающие вкусить адреналин от сюжетов криминального мира откроют романы Фридриха Незнанского. Ценители фэнтези не разочаруются от книг Вадима Панова.

В русской литературе каждый читатель сможет найти то, что тронет его душу. Хорошие книги подобны друзьям или попутчикам. Они способны утешить, посоветовать, развлечь, поддержать.

fb.ru

Отражение истории 19 — 20 веков в литературе by Valerie Plotnikova on Prezi

Отражение истории 19 — 20 веков в литературе
Цитаты писателей этого времени
Мы были дети 1812 года. Жертвовать всем, даже жизнью, для блага отечества было влечением сердца» — эти слова декабриста М. Mypaвьeвa-Апостола отражали внутреннее напряжение российского общества в начале XIX века.
Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни — есть величайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с eгo собственными симпатиями», —

И. С. Typгeнeв.

Ecли бы нас спросили, в чем состоит отличительный xapaктер современной русской литературы, мы отвечали бы: в более и более тесном сближении с жизнью, с действительностью», —
В.Г. Белинский
Важнейшие исторические события в России в начале 20 века

Россия пережила три революции:
1905 года;
Февральскую и Октябрьскую 1917 г.,
и три войны:
Русско-японскую войну 1904-1905 гг.
Первую мировую войну 1914-1918гг.,
Гражданскую войну
Расцвет сентиментализма и романтизма, особенно в поэзии.
Повесть Пушкина «Капитанская дочка» (1836)
Крестьянская революция: проблема «насильственных переворотов», крестьянский «бунт».
Роман Шолохова «Тихий Дон»
Гражданская война на Донской земле
Оба автора показывают неприятие к насилию — любое подобное историческое действо ломает судьбы людей.

Общественно-политическая жизнь страны
В произведениях авторы пытались осмыслить и развить идею своего особого предназначения.
Поэт того времени считался пророком, проводником божественной истины
Пушкин в стихотворении «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», Лермонтов «На смерть поэта» и многие другие.

тип «маленького человека»
тип «лишнего человека»
сатирический характер
публицистичность.
Гоголь «Мертвые души», «Нос», комедия «Ревизор», Салтыков-Щедрин «История одного города», «Господа Головлевы».
особый психологизм
преобладает философская, общественно-политическая проблематика
Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо?» освещает тяжелую и беспросветную жизнь народа.

Конец века дал нам А.П. Чехова, А.Н. Островского, Н. С. Лескова, М. Горького.
Жанр реалистического романа
Основные худ. типы 19 века:

Начинала угасать реалистическая традиция, на смену которой пришла декадентская литература, с мистицизмом, религиозностью, а также предчувствием перемен в общественно-политической жизни России.

Затем все переросло в символизм. И в истории русской литературы открылась новая страница.

prezi.com

Краткая история русской литературы

У каждого народа или нации, страны или местности – своя культурная история. Большой сегмент культурных традиций и памятников составляет литература – искусство слова. Именно в ней отражается быт и жизненные особенности любого народа, по которым можно понять, чем жили эти люди в прошлые столетия и даже тысячелетия. Поэтому, наверное, ученые считают литературу важнейшим памятником истории и культуры.

Не исключение, а скорее, подтверждение вышесказанного – русский народ. История русской литературы насчитывает многовековую историю. С момента появления письменности на Руси прошло больше тысячи лет. Исследователи и ученые многих стран изучают ее, как феномен и ярчайший пример словесного творчества – народного и авторского. Некоторые иностранцы даже специально изучают русский язык, а ведь он считается не самым легким в мире!

Периодизация

Традиционно история русской литературы подразделяется на несколько основных периодов. Некоторые из них довольно протяженные по времени. Некоторые – более кратки. Давайте рассмотрим их поподробнее.

Долитературный период

До принятия христианства (Ольгой в 957, Владимиром в 988) на Руси не существовало письменности. Как правило, если было необходимо, использовалась греческая, латынь, еврейская. Точнее, своя была, даже во времена язычества, но в виде черточек или насечек на деревянных бирках или палках (называлась: черты, резы), но литературных памятников на ней не сохранилось. Произведения (сказки, песни, былины – в основном) передавались в устной форме.

Древнерусская

Этот период проходил с 11 по 17 век – довольно длительное время. История русской литературы данного периода включает религиозные и светские (исторические) тексты Киевской, а затем – Московской Руси. Яркие примеры литературного творчества: «Житие Бориса и Глеба», «Повесть временных лет» (11-12 века), «Слово о полку Игореве», «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина» — описывающие период ига, и многие другие.

18 век

Данный период историками называем – «русское просвещение». Основу классической поэзии и прозы закладывают такие великие творцы и просветители, как Ломоносов, Фонвизин, Державин и Карамзин. Как правило, их творчество многогранно, и не ограничивается одной литературой, а распространяется и на науку, и на другие виды искусства. Литературный язык этого периода немного сложен для восприятия, так как использует устарелые формы обращения. Но это не мешает воспринимать образы и мысли великих просветителей своего времени. Так Ломоносов постоянно стремился реформировать язык литературы, сделать его языком философии и науки, ратовал за сближение литературной и народной языковых форм.

История русской литературы 19 века

Данный период в литературе России – «золотой век». В это время литература, история, русский язык выходят на мировую арену. Все это произошло, благодаря реформаторскому гению Пушкина, который фактически ввел в литературный обиход тот русский язык, каким мы его привыкли воспринимать. Грибоедов и Лермонтов, Гоголь и Тургенев, Толстой и Чехов, Достоевский и многие другие писатели составили эту золотую обойму. А литературные произведения, созданные ими, навечно вошли в классику мирового искусства слова.

Серебряный век

Данный период довольно непродолжителен по времени – всего-то с 1890 по 1921 годы. Но в это бурное время войн и революций происходит мощный расцвет русской поэзии, возникают смелые эксперименты в искусстве в целом. Блок и Брюсов, Гумилев и Ахматова, Цветаева и Маяковский, Есенин и Горький, Бунин и Куприн – наиболее яркие представители.

Советская эпоха и новейшее время

Временем распада СССР, 1991-м годом датируется окончание советского периода. А с 1991 по наши дни – новейший период, который уже дал русской литературе новые интересные произведения, но об этом с большей точностью, наверное, рассудят потомки.

fb.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *