Ослабление государственных начал смутное время – Вопрос: «Смутное время»: ослабление государственных начал в России. Роль ополчения К. Минина и Д. Пожарского в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. Земский собор 1613 г

ослабление государственных начал, попытки возрождения традиционных («домонгольских») норм отношений между властью и обществом.

СМУТА (СМУТНОЕ ВРЕМЯ) – глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце 16– начале 17 в. Совпал с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть, поставившей страну на грань катастрофы. Основными признаками смуты считают бесцарствие (безвластие), самозванство, гражданскую войну и интервенцию. По мнению ряда историков, Смутное время можно считать первой гражданской войной в истории России.Предпосылками Смуты стали следствия опричнины и Ливонской войны 1558–1583: разорение экономики, рост социального напряжения.

Причины Смуты как эпохи безвластия, согласно историографии 19 – начала 20 в., коренятся в пресечении династии Рюриковичей и вмешательстве сопредельных государств в дела Московского царства. 1. этап Смутного времени начался династическим кризисом, вызванным убийством царем Иваном IV Грозным своего старшего сына Ивана. 2.этап Смуты связан с расколом страны 1609: в Московии образовалось два царя, две Боярские думы, два патриарха (Гермоген в Москве и Филарет в Тушине), территории, признающие власть Лжедмитрия II, и территории, сохраняющие верность Шуйскому. 3.этап Смуты связан со стремлением преодолеть соглашательскую позицию Семибоярщины, не имевшей реальной власти и не сумевшей заставить Владислава(сын Сигизмундa) выполнять условия договора, принимать православие. Совокупность этих событий привела к появлению на русском престоле авантюристов и самозванцев, притязаний на трон с казаков, беглых крестьян и холопов (что проявилось в крестьянской войне Болотникова). Следствием Смутного времени стали изменения в системе управления страной. Ослабление боярства, возвышение дворянства, получившего поместья и возможности законодательного закрепления за ними крестьян имели следствием постепенную эволюцию России к абсолютизму. Переоценка идеалов предыдущей эпохи, ставшие очевидными негативные последствия боярского участия в управлении страной, жесткая поляризация общества привели к нарастанию идеократических тенденций. Они выразились в том числе в стремлении обосновать незыблемость православной веры и недопустимость отступлений от ценностей национальной религии и идеологии.

Заключение

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Россия вышла из «Смуты» крайне истощенной, с огромными территориальными и людскими потерями. По некоторым данным погибло до трети населения.

Преодоление хозяйственной разрухи окажется возможным лишь на путях укрепления крепостничества.

Резко ухудшилось международное положение страны. Россия оказалась в политической изоляции, ослаб ее военный потенциал, долгое время практически беззащитными оставались южные рубежи.

В стране усилились антизападнические настроения, что усугубило ее культурную, а, в итоге, и цивилизационную замкнутость.

Народ сумел отстоять независимость, но в результате его победы в России возродилось самодержавие и крепостное право. Однако, вероятнее всего, иного пути спасения и сохранения российской цивилизации в тех экстремальных условиях и не существовало.

studfiles.net

Смутное время»: ослабление государственных начал.

СМУ́ТНОЕ ВРЕ́МЯ (Смута), термин, обозначающий события начала 17 века в России. Под Смутой понимают кризис государственности в России, который сопровождался народными выступлениями и мятежами; правлениями самозванцев (Лжедмитрий I, Лжедмитрий II), польской и шведской интервенциями, разорением страны. Смута тесно связана с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть.

Предпосылками Смуты считают следствия опричнины и Ливонской войны (1558—1583) — разорение экономики, рост социального напряжения. Дореволюционные историки напрямую связывали Смуту с пресечением династии Рюриковичей и вмешательством сопредельных государств, особенно Речи Посполитой во внутренние дела России. Историографы, близкие к православной церкви, связывали Смуту с духовным кризисом общества, изменой нравственным и моральным ценностям.

Относительно времени начала Смуты у историков нет единого мнения. Иногда таковым считают смерть царя Ивана IV Грозного (1584), иногда гибель в Угличе его сына Дмитрия Ивановича (1591). Важной вехой стало пресечение династии Рюриковичей и воцарение Бориса Годунова (1598). Но вплоть до первых лет 17 века социально-политическое обстановка в России была спокойной, власть царя Бориса — прочной. Лишь беспрецедентные неурожаи 1601—1602 годов и последовавший за ними голод стали причиной первого социального взрыва — восстания Хлопка (1603). В народе начали распространяться слухи о том, что несчастья ниспосланы на Россию по воле Божьей в наказание за грехи неправедного царя Бориса. В этих условиях в Речи Посполитой объявился «чудом спасшийся» царевич Дмитрий Иванович. Польский король Сигизмунд III Ваза оказал ему поддержку в притязаниях на русский престол.

В конце 1604 года, приняв католичество, Лжедмитрий I с небольшим отрядом вступил на территорию Россию. Его призывы подняться на «незаконного» царя Бориса имела успех, на сторону самозванца перешли многие приграничные города юго-запада России, слободские казаки, служилые люди, крестьяне. В апреле 1605 года, после внезапной смерти Бориса Годунова, на сторону Лжедмитрия I перешло московское боярство. В июне 1605 года самозванец пришел к власти. Однако его политика не пришлась по вкусу боярской верхушке. Восстание москвичей 17 мая 1606 года свергло Лжедмитрия I с трона. Два дня спустя царем был «выкрикнут» боярин Василий Иванович Шуйский, давший крестоцеловальную запись править с Боярской думой, не налагать опал и не казнить без суда.

Летом 1606 года распространились слухи о новом чудесном спасении царевича Дмитрия. На волне этих слухов Иван Болотников в Путивле поднял новое восстание. Повстанческое войско дошло до Москвы, но потерпело поражение. Болотников летом 1607 года был схвачен и там убит. Новый самозванец Лжедмитрий II объединил вокруг себя уцелевших участников восстания Болотникова, отряды казаков во главе с Иваном Заруцким, польско-литовские отряды. В июне 1608 года он обосновался в подмосковном селе Тушино — отсюда его прозвище «Тушинский вор».

С этого времени Русское государство было фактически расколото надвое — часть земель была под контролем Лжедмитрия II, часть признавала власть Василия Шуйского. У каждого царя были собственные Боярские думы, патриархи (Гермоген в Москве и Филарет в Тушине), армии. В целом тушинцы ориентировались на поддержку Речи Посполитой. Успехи тушинцев заставили Шуйского в феврале 1609 года заключить договор с враждебной Польше Швецией. Отдав шведам русскую крепость Корела, он получил военную помощь, и русско-шведская армия освободила ряд городов на севере страны. Вступление шведских войск на территорию России дало Сигизмунду III повод к интервенции: осенью 1609 года польско-литовские войска осадили Смоленск, заняри ряд русских городов, осадили Троице-Сергиев монастыря. После бегства Лжедмитрия II из Тушина под натиском войска Михаила Скопина-Шуйского, часть тушинцев заключили в начале 1610 года договор с Сигизмундом III об избрании на русский престол его сына Владислава.

В июле 1610 года Василий Шуйский был свергнут с престола боярами и насильно пострижен в монахи. Власть перешла к правительству Семибоярщины, которое подписало в августе 1610 года договор с Сигизмундом III об избрании Владислава царем при условии, что тот примет православие. После этого в Москву вступили польско-литовские войска. Соглашательская позиция Семибоярщины вызывала возмущение во многих слоях русского общества. Семибоярщина не имела реальной власти и не смогла заставить Владислава принять православие. С 1611 года в России нарастали патриотические настроения, с призывом прекратить раздоры, восстановить единство страны выступал патриарх Гермоген. В сформированном против поляков Первом ополчении объединились отряды бывших тушинцев во главе с князем Д.Т. Трубецким, дворянские отряды П. Ляпунова, казаки И. Заруцкого. Вожди ополчения создали временное правительство — «Совет всея земли». Однако им не удалось прогнать поляков из Москвы и летом 1611 года Первое ополчение распалось. В это время полякам удалось после двухлетней осады овладеть Смоленском, шведы оккупировали Новгород, а в Пскове объявился новый самозванец Лжедмитрий III, который 4 декабря 1611 года был там «оглашен» царем.

Осенью 1611 года по инициативе Кузьмы Минина в Нижнем Новгороде во главе с князем Дмитрием Пожарским началось формирование Второго ополчения. В августе 1612 года оно подошло к Москве и 26 октября освободило ее. В 1613 году Земский собор избрал царем шестнадцатилетнего Михаила Романова. Еще несколько лет продолжались безуспешные попытки Речи Посполитой установить в той или иной степени свой контроль над русскими землями. Постепенно новому русскому правительству удалось восстановить порядок и функционирование государственного аппарата в Русском государстве. напозднее в Россию вернулся из плена его отец, патриарх Филарет, с именем которого народ связывал надежды на искоренение разбоя и грабежей. В 1617 году был подписан Столбовский мир со Швецией, которая получила крепость Корелу и побережье Финского залива. В 1618 году было заключено Деулинское перемирие с Речью Посполитой: Россия уступила ей смоленские и черниговские земли. В 1619 году в Россию из польского плена вернулся патриарх Филарет — отец царя Михаила Федоровича. В этим событием обычно связывают окончание Смутного времени.

Экономические последствия Смуты — разорение и запустение огромной территории, особенно на западе и юго-западе России, гибель значительной части населения страны сказывались в течение многих лет. Следствием Смутного времени стало ослабление боярских родов и укрепление позиций дворянства, ставшего опорой новой династии. Дворяне получили возможность законодательного закрепления за ними поместных земель и живших на них крестьян. В новых условиях ярче проявилась тенденция эволюции сословно-представительской монархии к абсолютизму. В ходе Смуте выявились негативные стороны боярского участия в управлении страной, идеалы предыдущей эпохи были переоценены. В частности, обосновывалась незыблемость православной веры и недопустимость отступления от ценностей национальной религии и идеологии. Борьба с католической Польшей и протестантской Швецией усилила антизападнические настроения, что усугубило культурную и цивилизационную замкнутость России.

 


Похожие статьи:

poznayka.org

Ответы на вопрос «11. «Смутное время»: ослабление государственных начал. Кризис …»

     В 1584 г. в возрасте 54 лет умер Иван Грозный. Царь умирал в тяжелейших физических муках, но сильнее физических были муки душевные: 7 раз он женился, но достойного преемника у него не было, государство передать было некому.

     Правление Федора Иоанновича (1584-1598 гг.). После Ивана Грозного русский престол занял его сын Федор (1584-1598 гг.). Царь Федор был физически нездоровым человеком и все время проводил в чтении церковных книг, молитвах и поездках по монастырям. Управление страной он доверил брату своей жены Борису Годунову. Б. Годунов проводил осторожную и разумную политику: возрождал экономику страны, укреплял границы.
     Б. Годунов отвоевал у Швеции устье Невы, утерянное после Ливонской войны, в 1592 г. отразил последний набег крымского хана Казы-Гирея на Москву.
     Но самым главным его достижением в этот период было следующее: в 1589 г., применив все свои дипломатические способности, Б. Годунов организовал возведение московского митрополита Иова в сан патриарха (патриарх — родоначальник, высший духовный сан в Православной Церкви). Со времен принятия православия в 988 г. Русская Православная Церковь была митрополией (отделением) Вселенской Константинопольской патриархии. После падения Константинополя в 1453 г., т.е. уже полтора века, Русская Церковь была фактически самоуправляемой. Возведение русского митрополита в сан патриарха повышало престиж Русской Церкви во всем православном мире.
     С возведением московского митрополита в сан патриарха Москва — столица самого крупного православного государства — становилась одним из столпов православия в мире.
     Заслуга Бориса Годунова в этом неоценима.
     Но во времена всесилия Б. Годунова при Федоре Иоанновиче произошла трагедия, которая в дальнейшем отразилась на политической судьбе Б. Годунова: в 1591 г. в г. Угличе при невыясненных обстоятельствах погиб последний сын Грозного — девятилетний царевич Дмитрий.
     После того, как в 1598 г. Б. Годунов стал царем, современники именно его стали обвинять в гибели малолетнего царевича. 
     В 1598 г. бездетный царь Федор Иоаннович умер. Наследников у Ивана Грозного больше не было. Династия Рюриковичей, правившая Русью с 862 г., прервалась.
     Возник династический кризис. 
     После этого в России последовали драматические события, которые продолжались 15 лет (1598-1613 гг.) и получили название «смута», «смутное время».
     Точки зрения ученых на причины Смуты различны. Одна из них: русское общество утратило одну из своих несущих конструкций — законную монархию.
     После этого русское общество стало предпринимать различные попытки для преодоления Смуты. 
     1. Правление Бориса Годунова (1598-1605 гг.). Патриарх Иов предложил избрать новым царем Б. Годунова, как человека, который уже положительно зарекомендовал себя в качестве государственного деятеля. Годунов наотрез отказался. Тогда был собран Земский собор. Царем был избран Б. Годунов. Годунов упорствовал и отказывался от высшей власти в России. Тогда патриарх организовал крестный ход с иконами Владимирской и Донской Богоматери и пригрозил отлучить Годунова от церкви. Б. Годунов сдался. 
     Так Б. Годунов стал первым царем, избранным Земским собором. 
     Годуновы происходили из незнатных костромских бояр, которые всегда находились в услужении у бояр московских. Среди московского боярства находилось немало родов, которые были в очень тесном родстве с Рюриковичами. Они считали, что у них больше прав на русский престол, чем у выскочки Годунова. Поэтому за новым царем сразу закрепилось название«безродного» царя, и он получил оппозицию в лице мощного московского боярства. Положение Годунова на престоле было очень непрочным.
     Но новый царь оказался талантливым политиком. Править он начал осторожно: избегал войн с соседями, продолжалось расширение территории России на востоке. Отличительной чертой его правления было широкое церковное и крепостное строительство. При нем крупные пограничные города были превращены в крепости: Воронеж, Курск, Белгород, Смоленск и др.
     Б. Годунов пытался быть хорошим царем для всех сословий:

  • в интересах дворян-помещиков издал указы о прикреплении крестьян к земле. В 1592 г. было закончено составление писцовых книг, куда вносились имена крестьян, горожан. В 1597 г. Б. Годунов ввел пятилетний срок сыска беглых крестьян;
  • для помещичьих крестьян были определены нормы податей и повинностей;
  • жители наиболее бедных областей были освобождены от повинностей.

Это были благие намерения царя. Но они не встретили понимания в народе. Распространялись слухи: «Что-то добр царь Борис, наверное, в чем-то виноват. Быть беде». Желание царя улучшить жизнь народа было воспринято как попытки обмана и угнетения. Целые деревни снимались с мест и бежали в Поволжье, Сибирь.
     Кроме того, на правление Бориса Годунова пришлись невиданные стихийные бедствия: в 1601 г. три месяца весной шли проливные дожди, потом ударили морозы. Все посевы погибли. В 1603 г. в стране возникла угроза голода. Б. Годунов быстро предпринял самые энергичные меры: были установлены твердые цены на хлеб, в Москве была организована бесплатная раздача хлеба.
     Но опять благие намерения царя были неудачны. Прослышав, что в Москве бесплатно дают хлеб, работу, деньги, целые деревни снимались с мест и бежали в Москву. В Москве чиновники шли на различные махинации. Так, они заранее посылали в дома, назначенные для раздачи хлеба, своих родственников, и весь хлеб отдавали им. Но чтобы не вызвать ненависть со стороны московского боярства, Б. Годунов не шел на репрессии в отношении бояр-мошенников. Бесплатная раздача хлеба только усилила бедствия в Москве.
     В результате в стране разразился голод, достигший чудовищных размеров. По некоторым данным, в России вымерла 1/3 населения.
     Народ быстро нашел объяснение стихийным бедствиям: гнев Божий. Сомнений в народе не оставалось: Борис Годунов совершил какие-то страшные преступления. Народная молва приписала ему убийство царевича Дмитрия, раннюю смерть Федора Иоанновича и многое другое. Царь, желавший блага своему народу, стал вызывать ненависть.
     А в это время в Польше объявился человек, который стал выдавать себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия. Историки до сих пор точно не установили, кем же на самом деле был этот человек, но наиболее убедительной является точка зрения, что первым самозванцем был монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Он вошел в историю как Лжедмитрий I. Самозванца поддержала польская шляхта (дворянство) и польская католическая церковь. Шляхта хотела вернуть земли, которые до этого 100 лет входили в состав Польши и которые Россия смогла вернуть к этому времени. Целью католической церкви было распространение католичества в России.
     Королем Польши в это время был Сигизмунд III Ваза (1587-1632 гг.) Он был ярым поборником католичества. Одной из главных идей всей его жизни было страстное желание распространить католичество в России.
     Сигизмунд III и стал главным режиссером русской Смуты.
     В 1604 г., снаряженный на польские деньги, самозванец двинулся к Москве. Следует сказать, что на всем пути следования все слои населения встречали его хлебом-солью. Народ считал, что с воцарением на престоле сына Ивана Грозного прекратится гнев Божий на Россию.
     А царь Борис к этому времени сильно переменился. Обычно активный, он отошел от дел, стал мнительным, окружил себя колдунами. В апреле 1605 г. внезапно умер.
     Судьба Бориса Годунова на русском престоле сложилась трагично. Вся его семья заплатила самую высокую цену за высшую власть в стране — он сам, его жена, сын и дочь погибли в период Смутного времени. И, тем не менее, его заслуги перед русской историей очень высоки: ведь именно он организовал возведение московского митрополита в сан патриарха. Вся семья Годунова была похоронена на территории самого святого места в России — в Троице-Сергиевой лавре.
     Итак, первая попытка русского общества преодолеть Смуту закончилась неудачей. Б. Годунов стал жертвой того, что был первым выбранным царем. Народ не смог смириться с мыслью о выбранном царе. Ни народ, ни сам Б. Годунов не верили в его богоизбранность, т.е. в то, что сам Господь Бог вручил Годунову Русскую землю в управление. 
     2. Правление Лжедмитрия I (1605-1606 гг.). Через несколько месяцев после кончины Б. Годунова самозванец торжественно въехал в Москву. Москва колокольным звоном встречала, как она считала, сына Ивана Грозного — царевича Димитрия. Димитрий был венчан на престол и стал новым царем.
     Новый царь сразу же принялся за дела правления. И такого царя Москва еще не знала. Под страхом смертной казни он запретил чиновникам брать взятки, повысил должностные оклады. Два раза в неделю — в среду и субботу — сам лично принимал челобитные, и все желающие могли встретиться с ним. Царь каждый день участвовал в заседаниях Боярской думы, вникал во все дела, быстро схватывал суть вопроса и тут же принимал разумные решения.
     Но с первых же недель Москва стала разочаровываться в молодом правителе: он не вписывался в представления москвичей о православном государе. Православный государь был величав, ходил степенно, важно, обязательно в сопровождении бояр. А Димитрий вел себя просто. Он не ходил, а буквально бегал по Москве, причем без бояр. Оказывается, сын Ивана Грозного не знал московских обычаев. В послеобеденное время с незапамятных времен Москва погружалась в сон. А молодой царь в это время принимался бегать по городу. Он заходил в лавки купцов, беседовал с ними, уговаривал бояр путешествовать по Европе, отправлять детей учиться за границу.
     И ореол богоизбранности вокруг «царя Димитрия» постепенно исчезал, простые манеры выдавали в «сыне Ивана Грозного» обыкновенного человека.
     Одной из главных ошибок царя было то, что он привез с собой из Польши католических священников. Царь любил устраивать прилюдные споры католических и православных священников на тему, чья же вера лучше. Кроме того, царь отверг русскую царевну Ксению, дочь Годунова, и сделал ее лишь наложницей. Борис Годунов был ненавистен всем, но вины Ксении перед народом не было ни в чем. К царю приехала невеста — дочь польского дворянина Марина Мнишек. Она сразу же стала демонстрировать пренебрежение ко всему русскому. Это больно ударило по самолюбию русских.
     Иерархи Церкви потребовали, чтобы «Маринка» приняла православие. Невеста русского царя переходить в православие не захотела. Но она была венчана на русский престол и стала русской царицей. После этого состоялось бракосочетание Димитрия и Марины.
     Создалась неслыханная ситуация на русском престоле. Русские были очень щепетильны в вопросах престолонаследия и вероисповедания своих государей. А теперь на престоле оказались две царствующие особы — самозванец, в этом уже никто не сомневался, и иностранка-католичка. Сын католички мог стать русским царем. Этого терпеть бояре не захотели.
     В 1606 г. в разгар свадебных торжеств Лжедмитрий I был убит.
     Вторая попытка преодолеть Смуту также закончилась неудачей. Лжедмитрий I не вписывался в традиционные представления русских о богоизбранном государе, не нашел опоры и понимания в русском обществе. 
     3. Правление Василия Шуйского (1606-1610 гг.). Во время народного возмущения против Лжедмитрия I с Лобного места на Красной площади царем был «выкликнут» Василий Шуйский, стоявший во главе боярского заговора против самозванца. Василий Шуйский был представителем самой знатной и родовитой боярской фамилии, находившейся в очень тесном родстве с Рюриковичами.
     1 июня 1606 г. В. Шуйский торжественно венчался на царство. Шуйский пришел к власти при помощи бояр. Поэтому он поклялся, что будет править при помощи бояр и в интересах бояр. Это сразу вызвало раскол в обществе. Дело в том, что к этому времени в обществе уже значительным и влиятельным был новый слой феодалов — дворянство. Новым царем были недовольны и другие слои общества. Недовольство стало всеобщим и вылилось в первую крестьянскую войну под предводительством И.И. Болотникова (1606-1607 гг.). В восстании приняли участие дворяне, посадские люди, крестьяне. Страна раскололась на два лагеря. Восстание охватило центр, юг страны. Москва оказалась в осаде. Но в решающий момент дворяне пошли на сговор с В. Шуйским. У села Коломенское И.И. Болотников потерпел поражение, снял осаду и ушел к Калуге, затем к Туле. В 1607 г. восстание было разгромлено войсками Василия Шуйского.
     А в это время в Польше объявился новый самозванец, который также выдавал себя за сына Ивана Грозного. Он вошел в русскую историю под именем Лжедмитрий II. Его войска у границы перехватили Марину Мнишек, высланную в Польшу после гибели Лжедмитрия I. Марина Мнишек «признала» в новом самозванце своего мужа. После этого ее стали звать «женой всех самозванцев». Снаряженный опять на польские деньги, новый самозванец в 1608 г. начал поход на Москву. Жители русских городов и его встречали хлебом-солью. Лжедмитрий II подошел к Москве, но взять ее не смог и стал лагерем в 17 км от Москвы у села Тушино.
     В Тушине он стал создавать свои органы государственной власти: Боярскую думу, приказы, назначил своего патриарха Филарета, в провинцию стал назначать воевод. Он раздавал поместья, жалованье тем, кто переходил к нему в Тушино. Бояре и дворяне толпами переходили к нему на службу.
     Лжедмитрий II стал одной из самых разрушительных фигур русской истории. Он расколол страну на две части. За год существования Тушинского лагеря в стране возникли две власти: правительство царя В. Шуйского в Москве и правительство Лжедмитрия II в Тушине. Государственность «перетекала» из Кремля в Тушино. Самозванец как бы «воровал» власть у Шуйского. Зa это его прозвали тушинским вором.
     Возникла пpямая угроза правительству Василия Шуйского в Москве. Тогда Шуйский обратился за военной помощью к Швеции. В 1609 г. русские войска под руководством племянника царя молодого воеводы М.В. Скопина-Шуйского вместе со шведами разбили войска тушинского вора. Дальше шведы отказались воевать, так как им не выплатили денег.
     Польский король стремился превратить Россию в сферу интересов Польши и не хотел распространения шведского влияния в России. В 1609 г. Польша начала открытую интервенцию в Россию. Польские войска возглавил сам король Сигизмунд III. Поляки во главе с королем осадили форпост России на Западе г. Смоленск. Но еще Борис Годунов превратил этот город в неприступную крепость, и поляки не смогли взять его. Тогда по приказу короля отряд поляков двинулся к Москве. Поляки подошли к Тушинскому лагерю. Лжедмитрий II бежал в Калугу, где был убит.
     Василий Шуйский был низложен и пострижен в монахи. В Москве было образовано правительство из семи бояр во главе с князем Ф.И. Мстиславским — семибоярщина.
     Третья попытка преодолеть Смуту также не удалась. Разрушение русского общества зашло слишком далеко. Остановить разрушение могли только кардинальные меры. Василий Шуйский, как и Борис Годунов, не верил в свою богоизбранность и на применение кардинальных мер в обществе не пошел.

     4. Семибоярщина (1610-1613 гг.). В России началось боярское правление — семибоярщина. А страна переживала наивысший момент разрушения. Предательство государственных интересов России боярами превзошло все мыслимые пределы. Поляки подошли к самой Москве, шведы грабили северо-западные русские земли. Не прекращались народные выступления. По стране свободно рыскали шайки своих и иностранных разбойников и грабили местное население. Россию охватила всеобщая война: все воевали против всех.
     В этих условиях московское правительство решило обратиться к польскому королю с просьбой: отпустить на русский престол его сына — королевича Владислава. На тот момент Речь Посполитая была в Европе могущественным государством и представляла для России большую опасность. Казалось, избрание польского королевича русским царем удобно для России: сама собой кончится война с Польшей.
     Москва присягнула на верность Владиславу. Московские бояре совершили национальное предательство: тайно, ночью они впустили поляков в «святая святых» русской земли — Кремль. Возникла прямая угроза потери независимости страны. 
     В Польшу было собрано посольство, чтобы обговорить условия избрания на престол Владислава. Главой посольства был назначен митрополит Филарет, в миру Федор Романов. В то время ни одно важное дело не начиналось без согласия главы Русской Церкви. Митрополит Филарет должен был получить благословление патриарха Гермогена. Гермоген стал патриархом в 1606 г. Он был в преклонном возрасте, но отличался твердостью духа и неуступчивостью характера. Твердость духа и неуступчивость патриарха и спасли государственность России в Смутное время.
     Патриарх взял с митрополита слово, что менять условия договора можно, но непременным условием восшествия польского королевича на русский престол должно быть принятие Владиславом православия. Филарет поклялся патриарху, что этот пункт договора он будет отстаивать ценой собственной жизни.
     Переговоры начались в Смоленске. Польский король отверг требование русской стороны о принятии его сыном православия. Филарет же клятвы, данной патриарху, не нарушил, договор не подписал. За это русское посольство было заключено под стражу. Митрополит Филарет пробыл в польском плену до 1619 г.
     Между тем, в Москве было получено сообщение, что тушинский вор, из-за которого приглашали на русский престол польского королевича, убит. Необходимость в приглашении Владислава на русский престол отпала.
     А поляки в Кремле вели себя надменно. Москвичи слышали, как целыми днями из Кремля доносилась польская музыка. Поляки с пренебрежением относились к русским религиозным святыням: били старинные иконы, сдирали с них золото, серебро, жемчуг, разворовывали драгоценную церковную утварь. 
     Патриарх Гермоген занял самую непримиримую позицию к полякам и католичеству. Поляки заключили патриарха в темницу. Но патриарх нашел способ и стал рассылать из заключения грамоты в монастыри, города с призывом подняться ради спасения родины и православия от иноверцев и идти к Москве. Тогда поляки ужесточили содержание патриарха и бросили его в каменный подвал Чудова монастыря. Там патриарх был уморен голодом.
     Перед смертью патриарх узнал, что услышали его люди русские: на очищение Москвы от поляков идут полки из Нижнего Новгорода под управлением Д.М. Пожарского и К.М. Минина. Перед кончиной из темницы своим любимым образом Богородицы Казанской, который он всегда носил с собой на груди, патриарх благословил русские войска на борьбу с поляками.
     Мученическая кончина патриарха за православную веру всколыхнула русское общество. Патриарх успел сформировать общественное мнение в пользу восстания против поляков. Смерть главы Русской Церкви дала толчок национальному самосознанию. Национальное самосознание народа «проснулось». Общество стало восстанавливаться. Спасение России пришло из провинции.
     Первое земское ополчение было создано в Рязани дворянином П. Ляпуновым. Основой ополчения стали дворяне. Кроме того, в него вошли ополчения дворян и горожан Нижнего Новгорода, Владимира, Мурома, Суздаля, Вологды, Ярославля, Костромы и других городов. Влились в ополчение казаки-тушинцы во главе с Иваном Заруцким. Весной 1611 г., когда ополчение подступило к Москве, в городе вспыхнуло восстание против поляков.
     Но вскоре между руководителями ополчения начались разногласия. Руководители казацких отрядов противились попыткам П. Ляпунова наладить военную организацию ополчения. П. Ляпунов был разрублен казаками, и дворянские отряды ушли из-под Москвы. Первое земское ополчение распалось.
     Между тем грамота патриарха Гермогена была получена в Нижнем Новгороде. Земский староста Козьма Минин зачитал ее после богослужения в одном из храмов. Тут же было принято решение: на организацию ополчения собрать со всех нижегородцев и жителей окрестных деревнь 1/3 имущества. Сборщиком средств был назначен К.М. Минин. Воеводой был выбран князь Д.М. Пожарский как человек с незапятнанной репутацией: он не был замечен в сговоре ни с поляками, ни со шведами. Современники говорили о нем, что он «муж честен и знал ратное дело и не был в измене».
     Патриотическое движение, которое началось в Нижнем Новгороде, было поддержано другими городами. Стараниями К.М. Минина и Д.М. Пожарского численность ополчения, состоявшего сначала из 2-3 тыс. человек, начала быстро увеличиваться. В марте 1612 г. ополчение выступило вверх по Волге к Костроме и Ярославлю. В Ярославле был создан «Совет всея земли» — временное правительство из представителей духовенства и Боярской думы, выборных дворян и посадских людей. Во главе его встали Д.М. Пожарский и К.М. Минин. Начали действовать и приказы. К этому времени численность ополчения составила уже 10 тыс. человек.
     В августе 1612 г. основные силы второго ополчения подошли к Москве. Д.М. Пожарский разбил свой лагерь у Яузы и окружил укреплениями Кремль, в котором засели польско-литовские интервенты. В октябре ополченцы с боем взяли Китай-город, и 22 октября на день обретения иконы Казанской Богоматери 1612 г. Москва была освобождена от поляков. 
     Князь Д.М. Пожарский на свои средства в память обо всех погибших в период Смутного времени, а также в честь иконы Казанской, принесшей ему победу и славу, на Красной площади выстроил Собор Казанской Божьей Матери. В 30-е гг. при советской власти собор был разрушен, а в 90-е гг. ХХ в. воссоздан по старым чертежам.
     5. Избрание на престол в 1613 г. Михаила Романова. После изгнания поляков из Москвы русским обществом была предпринята еще одна попытка преодолеть Смуту.
     В начале 1613 г. в Москве был созван Земский собор для избрания главы государства — царя. По словам русского историка В.О. Ключевского, «бесспорно, всесословный Земский собор с участием посадских и даже сельских обывателей». Вокруг кандидатуры будущего царя разгорелась острая борьба. Образовались группы депутатов, своего рода фракции, каждая из которых предлагала своего кандидата в цари. Раздоры, взаимные обвинения, угрозы, подкуп, различные ухищрения сопровождали борьбу за «превысочайший престол». Так, бояре предлагали польского королевича Владислава. Руководители казаков выдвигали сына Лжедмитрия II и Марины Мнишек, прозванного в народе «воренком». Отдельные боярские группировки предлагали кандидатуры из старых княжеско-боярских родов — Мстиславских и Голицыных.

  • В конце концов, к новому царю были предъявлены три требования:
    • он должен быть русским;
    • иметь кровную связь с предыдущей династией Рюриковичей;
    • поддерживаться всеми сословиями.

После долгих обсуждений Земский собор остановил свой выбор на кандидатуре 16-летнего Михаила из старинного боярского рода Романовых, сыне митрополита Филарета, в миру боярина Федора Никитича, который в это время находился в польском плену. Михаил Романов и стал новым русским царем.
     Выбор Земского собора оказался исключительно удачным. Михаил Романов отвечал всем предъявленным требованиям. Избрание царем представителя русской боярской фамилии, находившейся в родстве по женской линии с Иваном Грозным, имело тогда большое национальное значение. Представители народа на Соборе отвергли кандидатуры чужеземцев, что означало сохранение государственного суверенитета, национальной самостоятельности. 
     Так в России началось правление новой династии Романовых, которая будет править в России более 300 лет и проведет страну через все исторические бури и испытания к мировому господству.

www.konspektov.net

ослабление государственных начал. — КиберПедия

СМУ́ТНОЕ ВРЕ́МЯ (Смута), термин, обозначающий события начала 17 века в России. Под Смутой понимают кризис государственности в России, который сопровождался народными выступлениями и мятежами; правлениями самозванцев (Лжедмитрий I, Лжедмитрий II), польской и шведской интервенциями, разорением страны. Смута тесно связана с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть.

Предпосылками Смуты считают следствия опричнины и Ливонской войны (1558—1583) — разорение экономики, рост социального напряжения. Дореволюционные историки напрямую связывали Смуту с пресечением династии Рюриковичей и вмешательством сопредельных государств, особенно Речи Посполитой во внутренние дела России. Историографы, близкие к православной церкви, связывали Смуту с духовным кризисом общества, изменой нравственным и моральным ценностям.

Относительно времени начала Смуты у историков нет единого мнения. Иногда таковым считают смерть царя Ивана IV Грозного (1584), иногда гибель в Угличе его сына Дмитрия Ивановича (1591). Важной вехой стало пресечение династии Рюриковичей и воцарение Бориса Годунова (1598). Но вплоть до первых лет 17 века социально-политическое обстановка в России была спокойной, власть царя Бориса — прочной. Лишь беспрецедентные неурожаи 1601—1602 годов и последовавший за ними голод стали причиной первого социального взрыва — восстания Хлопка (1603). В народе начали распространяться слухи о том, что несчастья ниспосланы на Россию по воле Божьей в наказание за грехи неправедного царя Бориса. В этих условиях в Речи Посполитой объявился «чудом спасшийся» царевич Дмитрий Иванович. Польский король Сигизмунд III Ваза оказал ему поддержку в притязаниях на русский престол.

В конце 1604 года, приняв католичество, Лжедмитрий I с небольшим отрядом вступил на территорию Россию. Его призывы подняться на «незаконного» царя Бориса имела успех, на сторону самозванца перешли многие приграничные города юго-запада России, слободские казаки, служилые люди, крестьяне. В апреле 1605 года, после внезапной смерти Бориса Годунова, на сторону Лжедмитрия I перешло московское боярство. В июне 1605 года самозванец пришел к власти. Однако его политика не пришлась по вкусу боярской верхушке. Восстание москвичей 17 мая 1606 года свергло Лжедмитрия I с трона. Два дня спустя царем был «выкрикнут» боярин Василий Иванович Шуйский, давший крестоцеловальную запись править с Боярской думой, не налагать опал и не казнить без суда.



Летом 1606 года распространились слухи о новом чудесном спасении царевича Дмитрия. На волне этих слухов Иван Болотников в Путивле поднял новое восстание. Повстанческое войско дошло до Москвы, но потерпело поражение. Болотников летом 1607 года был схвачен и там убит. Новый самозванец Лжедмитрий II объединил вокруг себя уцелевших участников восстания Болотникова, отряды казаков во главе с Иваном Заруцким, польско-литовские отряды. В июне 1608 года он обосновался в подмосковном селе Тушино — отсюда его прозвище «Тушинский вор».

С этого времени Русское государство было фактически расколото надвое — часть земель была под контролем Лжедмитрия II, часть признавала власть Василия Шуйского. У каждого царя были собственные Боярские думы, патриархи (Гермоген в Москве и Филарет в Тушине), армии. В целом тушинцы ориентировались на поддержку Речи Посполитой. Успехи тушинцев заставили Шуйского в феврале 1609 года заключить договор с враждебной Польше Швецией. Отдав шведам русскую крепость Корела, он получил военную помощь, и русско-шведская армия освободила ряд городов на севере страны. Вступление шведских войск на территорию России дало Сигизмунду III повод к интервенции: осенью 1609 года польско-литовские войска осадили Смоленск, заняри ряд русских городов, осадили Троице-Сергиев монастыря. После бегства Лжедмитрия II из Тушина под натиском войска Михаила Скопина-Шуйского, часть тушинцев заключили в начале 1610 года договор с Сигизмундом III об избрании на русский престол его сына Владислава.

В июле 1610 года Василий Шуйский был свергнут с престола боярами и насильно пострижен в монахи. Власть перешла к правительству Семибоярщины, которое подписало в августе 1610 года договор с Сигизмундом III об избрании Владислава царем при условии, что тот примет православие. После этого в Москву вступили польско-литовские войска. Соглашательская позиция Семибоярщины вызывала возмущение во многих слоях русского общества. Семибоярщина не имела реальной власти и не смогла заставить Владислава принять православие. С 1611 года в России нарастали патриотические настроения, с призывом прекратить раздоры, восстановить единство страны выступал патриарх Гермоген. В сформированном против поляков Первом ополчении объединились отряды бывших тушинцев во главе с князем Д.Т. Трубецким, дворянские отряды П. Ляпунова, казаки И. Заруцкого. Вожди ополчения создали временное правительство — «Совет всея земли». Однако им не удалось прогнать поляков из Москвы и летом 1611 года Первое ополчение распалось. В это время полякам удалось после двухлетней осады овладеть Смоленском, шведы оккупировали Новгород, а в Пскове объявился новый самозванец Лжедмитрий III, который 4 декабря 1611 года был там «оглашен» царем.



Осенью 1611 года по инициативе Кузьмы Минина в Нижнем Новгороде во главе с князем Дмитрием Пожарским началось формирование Второго ополчения. В августе 1612 года оно подошло к Москве и 26 октября освободило ее. В 1613 году Земский собор избрал царем шестнадцатилетнего Михаила Романова. Еще несколько лет продолжались безуспешные попытки Речи Посполитой установить в той или иной степени свой контроль над русскими землями. Постепенно новому русскому правительству удалось восстановить порядок и функционирование государственного аппарата в Русском государстве. напозднее в Россию вернулся из плена его отец, патриарх Филарет, с именем которого народ связывал надежды на искоренение разбоя и грабежей. В 1617 году был подписан Столбовский мир со Швецией, которая получила крепость Корелу и побережье Финского залива. В 1618 году было заключено Деулинское перемирие с Речью Посполитой: Россия уступила ей смоленские и черниговские земли. В 1619 году в Россию из польского плена вернулся патриарх Филарет — отец царя Михаила Федоровича. В этим событием обычно связывают окончание Смутного времени.

Экономические последствия Смуты — разорение и запустение огромной территории, особенно на западе и юго-западе России, гибель значительной части населения страны сказывались в течение многих лет. Следствием Смутного времени стало ослабление боярских родов и укрепление позиций дворянства, ставшего опорой новой династии. Дворяне получили возможность законодательного закрепления за ними поместных земель и живших на них крестьян. В новых условиях ярче проявилась тенденция эволюции сословно-представительской монархии к абсолютизму. В ходе Смуте выявились негативные стороны боярского участия в управлении страной, идеалы предыдущей эпохи были переоценены. В частности, обосновывалась незыблемость православной веры и недопустимость отступления от ценностей национальной религии и идеологии. Борьба с католической Польшей и протестантской Швецией усилила антизападнические настроения, что усугубило культурную и цивилизационную замкнутость России.

 

cyberpedia.su

ослабление государственных начал, попытки возрождения традиционных норм отношений между властью и обществом. Борьба за различные пути развития страны.

Количество просмотров публикации Смутное время»: ослабление государственных начал, попытки возрождения традиционных норм отношений между властью и обществом. Борьба за различные пути развития страны. — 804

 

Смута — ϶ᴛᴏ потрясение всœех устоев традиционного общества, утрата огромными массами людей привычных жизненных ориентиров и даже фундаментальных основ своего бытия. Этот период воспринимается как время фактического безвластия, хаоса. Богобоязненные люди, современники смуты, оценивали её как кару, постигшую людей за их грехи. Эта идея отражается в творчестве целою ряда исследователœей.

Причинами Смуты историки считают:

1. Тяжелый, затяжной хозяйственный кризис, который был вызван опричниной, но приобрел катастрофический характер в результате нескольких неурожайных лет в 1600-1603 гᴦ. От голода умерли сотни тысяч людей. Попытки государства оказать помощь голодающим, регулировать цены успеха не имели. Массовый характер приобрело бегство на окраины крестьян, что резко отразилось на доходах землевладельцев.

2. Знатные княжеские семьи считали Бориса Годунова выскочкой, узурпатором власти, который воспользовался тем, что Федор Иванович был женат на его сестре Иринœе. В народе распространялось мнение, что царевич Дмитрий был убит по заданию Бориса, что данный царь ʼʼне от богаʼʼ, ʼʼне настоящийʼʼ, за что Бог наказал русский народ непогодой и голодом. Борис Годунов преследовал недоброжелателœей, чем всœе больше изолировал себя от политической элиты.

3. Напряженность в русском государстве была выгодна сосœедям, Швеции и Польше в первую очередь. Швеция стремилась закрепиться на северо-западе, а Польша была не прочь поглотить всœе московское государство.

4. Пресечение династии Рюриковичей-Даниловичей открывало большие возможности для борьбы за власть. Династическим кризисом первым воспользовался Борис Годунов, но было немало и других претендентов на трон.

5. В стране происходил процесс закрепощения крестьянства, ухудшалось положение простых людей, которые рассчитывали на ʼʼдоброго царяʼʼ, на ʼʼчудоʼʼ.

В силу всœех этих обстоятельств авантюрист-самозванец (предположительно – Григорий Отрепьев) стал выдавать себя за спасшегося царевича Дмитрия, сына царя Ивана IV Грозного.

Династический кризис вызвал растерянность в народе. В верхних слоях знати династический кризис возбудил хищнические амбиции и стремление добиться в смутное время власти и привилегий. Схватка за царский престол начинается именно боярством, а т.к. различные боярские группировки опирались на всяческие слои, на разнообразные регионы, то это приводит к разрушению единою общегосударственного порядка. В результате происходит всœеобщая деморализация. Никто не скрывает желания укрепиться у власти или использовать ослабление единой власти, любые методы при этом были хороши и можно было использовать всё, что угодно для усиления собственной власти. Она ведёт к разложеншо всœех, кто участвует в этой борьбе за власть. Количество людей, даже далеких от политических интересов, чьё сознание и поведение становятся аморальными, растёт как снежный ком.

Предпосылки ʼʼсмутного времениʼʼ зарождаются еще в период правления Ивана IV. Бояре и знать имели какое-то управление, владели управленческими навыками. С их физического устранения в период опричнины проистекает новая ситуация, когда сложившийся в Московском государстве слой управленцев становится тонким. В период опричнины к власти пробиваются люди без моральных устоев, для которых главное было — достичь власти. Руководить страной было для них непосильной задачей. В царя верили, как в носителя Правды. Та жестокость, с которой действовали опричники, превосходила памятную ещё в народе жестокость монголов. То. что опричников посылает царь, впервые приводит к сомнению в позитивной роли царя.

Царствование Федора Иоаннович (1584-1598) было временем политической осторожности. Правящие круги пытаются успокоить народ после опричнины, войн и в условиях угрозы с юга. Эта попытка была разыграна за спиной слабого и больного царя Федора. Его шурин Борис Годунов фактически становится правителœем государства.

В годы правления Бориса Годунова стремительно получает развитие общественное разложение, когда раздаются незаслуженные привилегии, даются невыполняемые обещания. Официально Борис Годунов выступает защитником морали, он хочет повысить нравственность в Московском царстве, для этого, к примеру, запретил торговлю водкой. Внутренняя политика Годунова направлялась на социальную стабилизацию. Поощрялась колонизация новых земель, строились города в Поволжье и на Урале. На время его правления приходится и учреждение крепостного права, что должно вызвать поддержку у крепостников. Это, однако, вместе с обострением династического кризиса усилило массовое недовольство.

Страшный голод начала XVII века усугубился ошибками правительства. В это время знать устраивала делœеж богатств и привилегий. Запасов зерна хватало и населœение, должна быть, не объедалось бы, но не умирало бы с голода. Борис Годунов начал раздавать хлеб. Это вызвало обратную реакцию ненависти к царю, имеющему значительные запасы хлеба в голодное время.

ʼʼСмутное времяʼʼ усиливается разгулом коррупции и дороговизной. Брожение охватывает жителœей нерусских окраин. Прибавляется национальный фактор.
Размещено на реф.рф
В случае если до смутного времени Москва была связывающим центром, то после начала ʼʼСмутыʼʼ утратилось доверие к московской власти.

Пренебрежение к государственным интересам и мелочная корысть боярства породило такое явление, как самозванство. Ни один из самозванцев не смел бы посягнуть на престол без открытой или тайной поддержки какой-либо группировки боярства.

Так, Лжедмитрий I нужен был для свержения Бориса Годунова, и после этого выполнения задачи его ликвидировали. Царствование Лжедмитрия I продолжалось всœего 11 месяцев. Авантюра самозванца быстро исчерпала себя, когда боярский заговор окончательно созрел.

В результате этого боярского заговора на престол вступил князь Василий Шуйский (1606-1610). ʼʼОбязательство править по закону, а не по прихотиʼʼ стало его девизом. Независимо от личных качеств Василия Шуйского, это был первый договор царя и общества, но oт имени общества выступала верхушка бояр.
Размещено на реф.рф
Трудно было поверить в искренность бояр, недавно заявлявших об истинности Лжедмитрия I, а затем о том, что Лжедмитрий I — ʼʼненастоящийʼʼ.

Антибоярские настроения перерастают в открытые выступления. Кульминация — восстания 1606-1607 гᴦ. Боярский царь Василий Шуйский приказал уничтожать враждебных бояр с их женами, вотчинами и поместьями. Разжиганию антибоярских настроений способствовала и Польша. Она присылала подонков криминального свойства. По докладу шпионов Папы Римского контроля над территориями со стороны центральной власти не было никакого. Страну захлестнула уголовщина. От имени ʼʼТушинского вораʼʼ — Лжедмитрия II шла раздача поместий примкнувшим к нему корыстным лицам.

Летом 1610 ᴦ. в Москве произошел ряд переворотов. Дворяне во главе с Прокопием Ляпуновым свергли Василия Шуйского и насильно постригли его в монахи. Власть захватывает группа бояр во главе с Мстиславским. Эта группа называлась ʼʼсемибоярщинойʼʼ. 17 августа 1610 ᴦ. они организовали присягу польскому королевичу Владиславу. На основании данного договора после этого 24 года Владислав считал себя законным правителœем Московского царства, хотя и не принял главного условия — не перешёл в православие.

Произошел раскол государства и общества. Большое распространение получило бегство крестьян. Усиливается независимость казачества. Казачьи посœелœения отвечали идеалом братственного товарищества. Казацкий круг был автономен. Власть была выборной, казачество тогда не знало общего центра. Хаотическая масса с легкостью переходила от разбойных набегов к службе государству. Она несла в себе мощный заряд догосударственных ценностей, и в целом можно отметить то, что эти антигосударственные ценности активизируются по всœей стране.

Под влиянием негативного опыта всё же начинает формироваться новый идеал. Это ранний идеал всœеобщего согласия. Люди увидели на своем собственном опыте, что жизнь без государства и без начальства приводит к тому, что невозможна никакая деятельность. Т.е. нужны рычаги, которые будут способствовать порядку в стране. Долг народа — подчиняться воли царя, а долг царя — прислушиваться к желанию народа. Развитие этого нового идеала могло происходить лишь на базе роста сословности, что и наблюдается в XVII в.

Смута показала, что в период общего кризиса избежать тяжелых потерь и потрясений, обрести прочный социальный мир можно только путем сотрудничества всœех слоев общества.

referatwork.ru

ослабление государственных начал. Земский собор 1613

Различны взгляды историков на датировку смуты (начало и конец).

Начало. Дату начала смуты определяют по-разному. 1584 — год смерти Ивана Грозного. 1591 — гибель царевича Дмитрия в Угличе. 1598 — смерть Фёдора Иоанновича или начало правления Бориса Годунова. 1604 — выступление самозванца.Окончание. Даты окончания Смуты также неизвестны. Часть историков считает, что Смута оканчивается в 1613 году Земским Собором и избранием Михаила Романова. Другие считают, что Смута оканчивается Деулинским перемириемс Речью Посполитой в 1618 году.Существуют различные взгляды на периодизацию Смутного времени. Различные периодизации вытекают из принципа, лежащего в их основе.

  1. (Борис Годунов) 1598—1605 гг.

  2. Самозванец (Лжедмитрий I) 1605—1606 гг.

  3. Двоевластие(Лжедмитрий IIи Боярский царьВасилий Шуйский) 1606—1610 гг.

  4. Семибоярщина 1610—1613 гг.

  5. Романов (Михаил Романов) 1613—1645 гг.

  1. Скрытый этап 1598(1604)-1609 гг.

  2. Прямое вторжение 1609—1618 гг.

  1. Боярские цари и самозванцы 1598—1610 гг.

  2. Семибоярщина и оккупация 1610—1613 гг.

  3. «Народный царь» 1613—1618 гг.

Сму́тное вре́мя — обозначение периода истории России с 1598 по 1613 годы[1], ознаменованного стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом. После смерти Ивана Грозного (1584) его наследник Фёдор I Иоаннович был не способен к делам правления, а младший сын, царевич Дмитрий, пребывал в младенчестве. Со смертью Дмитрия (1591) и Фёдора (1598) правящая династия пресеклась, на сцену выдвинулись второстепенные боярские роды — Юрьевы , Годуновы[4]. В 1598 году на трон был возведен Борис Годунов.Три года, с 1601 по 1603, были неурожайными, даже в летние месяцы не прекращались заморозки, а в сентябре выпадал снег[5]. По некоторым предположениям[6], причиной этого было извержение вулкана Уайнапутина в Перу 19 февраля 1600 года[7] и последовавшая за этим вулканическая зима. Разразился страшный голод, жертвами которого стало до полумиллиона человек[8]. Массы народа стекались в Москву, где правительство раздавало деньги и хлеб нуждающимся. Однако эти меры лишь усилили хозяйственную дезорганизацию. Помещики не могли прокормить своих холопов и слуг и выгоняли их из усадеб. Оставшиеся без средств к существованию люди обращались к грабежу и разбою, усиливая общий хаос. Отдельные банды разрастались до нескольких сотен человек. Отряд атамана Хлопка насчитывал до 600 человек (см. восстание Хлопка). 12 января 1610 года поляки отступили от Троице-Сергиевого монастыря, а 27 февраля оставили под ударами русских войск Дмитров. 12 марта 1610 года полки Скопина-Шуйского вступили в столицу, а 23 апреля Михаил Васильевич после недолгой болезни скончался. Русская армия в это время готовилась выйти на помощь Смоленску, который с сентября 1609 года был осаждён войсками польского короля Сигизмунда III. Поляки и запорожцы овладели городами северской земли; население Стародуба и Почепа полностью погибло во время вражеского штурма; Чернигов и Новгород-Северский сдались.4 июля 1610 года состоялась Клушинская битва, в результате которой польская армия (Жолкевский) разбила русско-шведское войско под командованием Дмитрия Шуйского и Якоба Делагарди; в ходе битвы немецкие наёмники, служившие у русских, перешли на сторону поляков. Полякам открылся путь на Москву.Земский собор 1613 года — собрание представителей различных земель и сословий Московского царства, составившееся для избрания на престол нового царя. Открылся 16 января 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля. 21 февраля (6 марта) 1613 года собор избрал на царство Михаила Романова, положив начало новой династии.

13.Воцарение династии Романовых. Соборное уложение 1649г.

13 марта 1613 года послы от Земского собора во главе с архиепископом рязанским Феодоритом, келарём Троице-Сергиева монастыряАвраамием Палицыными боярином Фёдором Ивановичем Шереметевым прибыли в Кострому. А 14 марта они были приняты в Ипатьевском монастыре с решением Земского собора об избрании 16-летнегоМихаила Фёдоровича  Романова на московский престол. Так в России воцарилась новая династия Романовых.Почему был избран именно Михаил? Были ведь и другие кандидатуры: Голицын, Мстиславский, Трубецкой, Пожарский. А выбран был 16 летний мальчишка по имени Михаил ? Ответ банален: он устраивал всех: принадлежал к известной фамилии, был очень молод, так что боярство могло не бояться его своеволия.Молодому царю досталась разоренная нищая, но по прежнему свободная страна. Какие же задачи возникли перед новым государем? 

studfiles.net

ослабление государственных начал, попытки возрождения традиционных норм отношений между властью и обществом.

Поиск Лекций

Глубочайший кризис, охвативший все сферы жизни русского общества начала ХVII в. и вылившийся в полосу кровавых конфликтов, борьбу за национальную независимость и национальное выживание получил у современников название «Смуты». При этом, в первую очередь, имелось в виду «смущение умов», т.е. резкое изменение моральных и поведенческих стереотипов, сопровождаемое беспринципной и кровавой борьбой за власть, всплеском насилия, движением различных слоев общества, иностранной интервенцией и т.д., что поставило Россию на грань национальной катастрофы.

В преддверии Смуты

18 марта 1584 года умирает Иван Грозный, его старший сын Иван убит отцом в припадке гнева (1581), а младшему сыну Дмитрию всего 2 года. Вместе со своей матерью Марией Нагой, он жил в Угличе, отданном ему в удел. На престол вступил средний сын Грозного – 27-летний Федор Иванович(1584-1598), мягкий по натуре, но не способный к делам правления государством. Фактическим правителем государства стал шурин царя боярин Борис Федорович Годунов.

В 1591 г. При непонятных обстоятельствах погибает царевич Дмитрий, якобы напоровшись на нож в припадке эпилепсии, последний из прямых наследников престола. Организацию убийства царевича с целью захвата власти приписывали Годунову. Эти обвинения, в основном, были инспирированы противниками Годунова . (Однако историки не располагают убедительными документами, которые доказывали бы виновность Годунова)

Со смертью бездетного Федора в 1598г прекратилась династия Рюриковичей. На Земском соборе был избран новый царь Борис Годунов. Он продолжил политику Ивана Грозного, но менее жесткими мерами. Годунов вел успешную внешнюю политику: при нем происходило дальнейшее продвижение в Сибирь, осваивались юж. Районы страны, укрепились русские позиции на Кавказе, после длительной войны со Швеции, в 1595 году был заключен Тявзинский мир, Россия вернула себе утерянные земли на берегу Балтики – Ивангород, Ям, Копорье, Карелу. Крупным успехом было учреждение патриаршества в России – повысился ранг и престиж русской церкви, она стала окончательно равноправной по отношению к другим православным церквам. (Первым патриархом был избран Иов – сторонник Годунова)

Главная задача нового царя заключалась в преодолении хозяйственной разрухи. Дав некоторые льготы дворянству и посадским людям, правительство в то же время пошло по пути дальнейшего закабаления крестьян. Это вызвало недовольство широких народных масс.

Положение в стране еще более обострилось из-за неурожая. Поползли слухи, что на страну наложено наказание за нарушение порядка престолонаследия, за грехи Годунова.

В центре страны в 1603-1604гг вспыхнуло восстание холопов под предводительством Хлопка Косолапа. Оно было жестоко подавлено, а Хлопок казнен в Москве.

Ослабление государственных начал.

Первый период: Лжедмитрий I

В 1602 г в Литве объявился человек, выдававший себя за царевича Дмитрия. Согласно официальной версии правительства Бориса Годунова человек, выдававший себя за царевича Дмитрия, был монах Григорий ( в миру – мелкий дворянин Юрий Богданович Отрепьев).В молодости он был слугой Федора Никитича Романова, после ссылки которого постригся в монахи. В Москве он жил в Чудовом монастыре и служил при патриархе Иове.

Заручившись поддержкой польско-литовских магнатов, Лжедмитрий тайно принял католичество и обещал папе римскому распространить католицизм в России. Также он обещал передать Речи Посполитой и своей невесте Марине Мнишек Северские и Смоленские земли, Новгород и Псков. Авантюра Лжедмитрия не была его личным делом. Лжедмитрий понадобился польским магнатам для того, чтобы начать скрытую интервенцию, замаскировав ее видимостью борьбы за возвращение престола законному наследнику.

Борис Годунов в борьбе с Лжедмитрием допустил целый ряд ошибок: он не верил, что самозванца поддержит народ, поздно объявил указ о том, кто стоит за спиной якобы воскресшего царевича. Проявив нерешительность, не возглавил поход против самозванца.

После смерти Бориса Годунова,в Москве был свергнут и убит его наследник, образованный и хорошо подготовленный к выполнению своих царских обязанностей 16-летний Федор. А после того, как Мария Нагая «узнала» своего «сына», что окончательно убедило москвичей в подлинности царя, Лжедмитрий въехал в столицу и 30 июня 1605 г. венчался на царство.

 

Правление «царя Дмитрия».

Поддержка народа, казалось, должна была упрочить его положение на троне. Однако обстановка в стране оказалась настолько сложной, что при всех своих способностях и благих намерениях, новый царь не смог разрешить клубок противоречий.

• Отказавшись выполнять обещания, данные польскому королю и католической церкви, он потерял поддержку внешних сил.

• Духовенство и боярство настораживали его простота и элементы «западничества» во взглядах и поведении. В итоге, самозванец так и не нашел опоры в политической элите русского общества.

• Не получили ожидаемого многие служилые люди. Правда, Лжедмитрий раздавал земли и деньги дворянам юга и освободил эту территорию от налогов на 10 лет, но его «милости» тяжелым бременем ложились на население центра и монастыри. Кроме того, весной 1606 г. он объявил призыв на службу и стал готовиться к походу на Крым, что вызвало недовольство многих служилых людей.

• Рост казачества за счет выходцев из разных слоев общества, его нежелание возвращаться к производительному труду, жизнь за счет грабежей и стремление получить статус привилегированного служилого сословия, заставили Лжедмитрия вывести казачьи отряды из Москвы, что ослабило его позиции.

• Не улучшилось положение низов общества: сохранялось крепостничество, тяжелые налоги. Кроме того, простых людей постепенно отталкивали не только колебания политики «доброго царя», но и его личное поведение. Своей неординарностью, нарушением традиционных норм поведения «земного бога» (например, он не выполнял полагавшиеся церковные ритуалы, запросто общался с людьми на улице), «царь» шокировал москвичей.

Все это предопределило легкость совершенного в мае 1606 г. переворота. Поводом к нему послужила свадьба Лжедмитрия с Мариной Мнишек и поведение сопровождающих ее поляков. Бояре стимулировали народное недовольство, направив его на царя и ближнее окружение. В результате боярского заговора Лжедмитрий был убит, а царем на импровизированном Земском соборе провозглашен В.И. Шуйский.

 

2.2. Второй период. Движение под руководством И.И. Болотникова

При воцарении Шуйского (1606-1610) ему пришлось дать «крестоцеловальную запись», ограничившую произвол царской власти. Он обязался не казнить без суда и не отнимать имущества у родственников осужденных.

В июне 1606 г. в г. Путивле под руководством воеводы кн. Г.П. Шаховского и бывшего военного холопа И.И. Болотникова поднялся мятеж против центральной власти. Болотников, который возглавил движение в качестве «большого воеводы царя Дмитрия», двигался к Москве, уничтожая по дороге бояр и воевод, в чем ярко проявилась возросшая ненависть низов общества к его верхам.

Нанеся ряд поражений войскам Шуйского, армия восставших, насчитывавшая до ста тысяч человек, осенью осадила Москву.

Вначале Болотников отступил к Калуге, а потом в мае 1607 г. к Туле, соединившись там с казачьими отрядами другого самозванца — «царевича Петра Федоровича» (за несуществующего сына царя Федора себя выдавал терской казак Илейка Муромец). После длительной осады в сентябре 1607 г. Тула была взята, а руководители восстания, сдавшиеся на милость победителя и поверившие его обещаниям, взяты под стражу и позже казнены.

Восстание Болотникова продолжало гражданскую войну в России. В нем проявился противоречивый характер всего народного движения. Его главный лозунг, звучавший примерно так: «бей бояр, бери их земли, чины, имущества и жен», по сути своей означал не свержение существующих общественных порядков, а замену одних обладателей власти и имущества другими. Болотников раздавал своим сторонникам вотчины приближенных Шуйского.

Крестьяне на этом этапе также участвовали в движении, но они составляли лишь небольшую часть войска. Кроме того, вступая в борьбу, крестьяне зачастую теряли связь с землей, надеялись изменить свой социальный статус и имущественное положение, стать служилыми людьми или казаками, а главное, и не помышляли об изменении существующих социальных порядков.

 

 

2.3. Третий период. Интервенция

Восстание было подавлено, но «Смута» на этом не прекратилась, так как основные противоречия не были разрешены.

Летом 1607 г. на юге страны объявился Лжедмитрий II(тушинский вор).

Отряды тушинцев разоряли страну, грабили население, что вызывало его ненависть и стихийные выступления. Воспользовавшись тем, что центральная власть в России фактически отсутствовала, армии не существовало, в сентябре 1609 г. польские войска осадили Смоленск.

Польская интервенция. Сигизмунд III, продолжая осаду Смоленска, двинул часть своих войск под руководством гетмана Жолкевского к Москве. Близ Можайска у с. Клушино в июне 1610 г. поляки нанесли сокрушительное поражение царским войскам, что полностью подорвало престиж Шуйского и привело к его свержению.

Шведская интервенция. Шведские войска, освобожденные после свержения В. Шуйского от договорных обязательств, захватили значительную часть севера России.

Так борьба за политическую власть привела к социальному хаосу, что, в итоге, поставило страну на грань национальной катастрофы.

Катастрофическая ситуация, сложившаяся к конце 1610 г. всколыхнула патриотические настроения и религиозные чувства, заставила многих русских людей встать над социальными противоречиями, политическими разногласиями и личными амбициями. Сказывалась и усталость всех слоев общества от гражданской войны, жажда порядка, который ими осознавался как восстановление традиционных устоев.

В феврале 1611 г. из отрядов В. Шуйского, Лжедмитрия II, дворян, казаков, служилых татар сложилось Первое ополчение, осадившее Москву с целью изгнания поляков.

К тому же в июне 1611 г. после почти двух лет героической обороны, организованной боярином Шеиным, пал Смоленск. Сигизмунд III заявил, что не Владислав, а он сам станет царем России, которая войдет таким образом в состав Речи Посполитой. Возникла серьезная угроза суверенитету России.

В июле шведы захватили Новгород и осадили Псков.

Второе народное ополчение Критическая обстановка, сложившаяся к осени 1611 г., ускорила создание Второго ополчения.

2е ополчение сложилось в октябре-ноябре 1611 г. в Нижнем Новгороде по призыву земского старосты торгового человека Кузьмы Минина.

К ноябрю 1611 г. был начат сбор денежных средств с населения, избрано руководство ополчения: «стольник и воевода» князь Д.М. Пожарский,»выборный от всей земли человек» Кузьма Минин, второй воевода И.И. Биркин, дьяк В. Юдин. Тогда же пришли в Нижний Новгород отряды служилых людей из захваченных поляками Смоленска, Дорогобужа и Вязьмы. Вместе с нижегородскими стрельцами и служилыми людьми они составили костяк новой земской рати.

В феврале — нач. марта 1612 г. отряды ополчения выступили к Ярославлю. Этот город стал местом окончательного сосредоточения сил. Здесь были созданы органы управления страной — приказы: Разрядный, Поместный, Дворец, Дворцовый (Большой Дворец), Монастырский и др. При ярославских ополченских властях действовал и свой Денежный двор.

Во время «Ярославского стояния» отряды земского войска освободили от «воров» ряд городов, были назначены воеводы в Устюжну, Белоозеро, Владимир, Касимов, Клин, Тверь, Кострому, Ростов, Суздаль, Переяславль, Тобольск и другие города. Велись переговоры с захватившими Новгород шведами, которые закончились неудачей.

27 июля 1612 г. с основными силами своего войска Пожарский выступил к Москве и 19 августа подошел к столице. У стен Москвы ополченцы соединились с казацкими отрядами князя Д.Т. Трубецкого из расколовшегося Первого ополчения. 22 и 24 августа 1612 г. силами Второго ополчения в сражении у стен Москвы была разбита польская армия гетмана Я-К. Ходкевича, шедшая на помощь осажденным полякам. Решающую роль в битве сыграл неожиданный для поляков удар казаков Трубецкого, отбросивших отряды Ходкевича от стен Кремля и Китай-города. В октябре 1612 г. Трубецкой и Пожарский разослали по городам грамоты о прекращении между ними всех распрей и о единодушном намерении освободить государство от врагов и создании земского правительства — Совета всей земли. 26 октября 1612 г. войскам ополчения сдался польский гарнизон Кремля. На следующий день земская рать вступила в Москву. В ноябре 1612 г. Земское правительство объявило о созыве Земского собора для избрания государя.

2.4. Окончание смуты( Попытки возрождения традиционных («домонгольских») норм отношений между властью и обществом )

В феврале 1613 г. на Земском соборе, в деятельности которого приняли участие представители почти всех сословий (кроме холопов и помещичьих крестьян), после долгих и бурных обсуждений новым царем был избран Михаил Федорович Романов, сын Филарета. Данный выбор обусловливался следующими факторами:

• Романовы в наибольшей степени устраивали все сословия, что давало возможность достичь примирения;

• родственные связи с предшествующей династией, юношеский возраст и нравственный облик 16-летнего Михаила, отвечали народным представлениям о царе-пастыре, заступнике перед Богом, способном замолить грехи народа.

К 1615 г. казацкие отряды, которые своим грабежом оттолкнули от себя основную массу населения, были разгромлены. Одного из руководителей казачества Ивана Заруцкого и сына Лжедмитрия II Ивана, прозванного «воренком», казнили. Часть казаков была пожалована землей и вошла в состав военно-служилого сословия.

Правительство сумело урегулировать и внешнеполитические вопросы. В 1617 г. со Швецией был подписан Столбовский мир, по которому к России возвращались новгородские земли, а сама она теряла выход к Балтийскому морю.

В 1618 г., после поражения войск королевича Владислава, заключено Деулинское перемирие. Россия потеряла смоленские и северские земли, но в страну возвратились русские пленные, в том числе и Филарет, ставший, после возведения на патриаршество, фактическим соправителем своего сына.

Заключение

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Россия вышла из «Смуты» крайне истощенной, с огромными территориальными и людскими потерями. По некоторым данным погибло до трети населения.

Преодоление хозяйственной разрухи окажется возможным лишь на путях укрепления крепостничества.

Резко ухудшилось международное положение страны. Россия оказалась в политической изоляции, ослаб ее военный потенциал, долгое время практически беззащитными оставались южные рубежи.

В стране усилились антизападнические настроения, что усугубило ее культурную, а, в итоге, и цивилизационную замкнутость.

Народ сумел отстоять независимость, но в результате его победы в России возродилось самодержавие и крепостное право. Однако, вероятнее всего, иного пути спасения и сохранения российской цивилизации в тех экстремальных условиях и не существовало.


poisk-ru.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *