Операционные системы дисковые – Дисковая Операционная Система (dos) Операционная система dos состоит из следующих частей: Операционная система это программа

32-Разрядная ос защищенного режима

Общая характеристика операционных систем современных ПВЭМ

Здесь я хочу представить наиболее распространенные операционные системы, которыми мы пользуемся в повседневной работе: Dos, Windows 3.+, Windows 95.

Дисковая Операционная Система (DOS)

Операционная система DOS состоит из следующих частей:

Операционная система — это программа, которая загружается при включении компьютера. Она производит диалог с пользователем, осуществляет управление компьютером, его ресурсами (оперативной памятью, местом на дисках и т.д.), запускает другие (прикладные) про­граммы на выполнение. Операционная система обеспечивает пользова­телю и прикладным программам удобный способ общения (интерфейс) с устройствами компьютера.

Основная причина необходимости операционной системы состоит в том, что элементарные операции для работы с устройствами компьюте­ра и управления ресурсами компьютера — это операции очень низкого уровня, поэтому действия, которые необходимы пользователю и при­кладным программам, состоят из нескольких сотен или тысяч таких элементарных операций.

Базовая система ввода-вывода (BIOS), находящаяся в постоян­ной памяти (постоянном запоминающем устройстве, ПЗУ) компьюте­ра. Эта часть операционной системы является «встроенной» в компью­тер. Ее назначение состоит в выполнении наиболее простых и универ­сальных услуг операционной системы, связанных с осуществлением ввода-вывода. Базовая система ввода-вывода содержит также тест фун­кционирования компьютера, проверяющий работу памяти и устройств компьютера при включении его электропитания. Кроме того, базовая система ввода-вывода содержит программу вызова загрузчика операци­онной системы.

Загрузчик операционной системы это очень короткая про­грамма, находящаяся в первом секторе каждой дискеты с операцион ной системой DOS. Функция этой программы заключается в считыва нии в память еще двух модулей операционной системы, которые и за­вершают процесс загрузки DOS.

Па жестком диске (винчестере) загрузчик операционной системы состоит из двух частей. Это связано с тем, что жесткий диск может быть разбит на несколько разделов (логических дисков). Первая часть загрузчика находится в первом секторе жесткого диска, она выбирает,с какого из разделов жесткого диска следует продолжить загрузи Вторая часть загрузчика находится в первом секторе этого раздел она считывает в память модули DOS и передает им управление.

Дисковые файлы 10.SYS и MSDOS.SYS (они могут называться по-другому, например IВМВ.СОМ и IBMDOS.COM для PC DO; URBIOS.SYS и DRDOS.SYS для DR DOS, — названия меняются в зaвисимости от версии операционной системы). Они загружаются в пaмять загрузчиком операционной системы и остаются в памяти компь тера постоянно. Файл I0.SYS представляет собой дополнение к базoвой системе ввода-вывода в ПЗУ. Файл MSDOS.SYS реализует основные высокоуровневые услуги DOS.

Командный процессор DOS обрабатывает команды, вводимые пользователем. Командный процессор находится в дисковом файл! COMMAND.СОМ на диске, с которого загружается операционная система. Некоторые команды пользователя, например Type, Dir или Сор) командный процессор выполняет сам. Такие команды называютс внутренними. Для выполнения остальных (внешних) команд пользователя командный процессор ищет на дисках программу с соответствующим именем и если находит ее, то загружает в память и передает eй управление. По окончании работы программы командный процессор удаляет программу из памяти и выводит сообщение о готовности к вы полнению команд (приглашение DOS).

Внешние команды DOS это программы, поставляемые вместе с операционной системой в виде отдельных файлов. Эти программы выполняют действия обслуживающего характера, например форматированние дискет, проверку дисков и т.д.

Драйверы устройств это специальные программы, которые дополняют систему ввода-вывода DOS и обеспечивают обслуживание новых или нестандартное использование имеющихся устройств. Например, с помощью драйверов возможна работа с «электронным диском» т.е. частью памяти компьютера, с которой можно работать так же, как с диском. Драйверы загружаются в память компьютера при загрузке операционной системы, их имена указываются в специальном файл CONFIG.SYS. Такая схема облегчает добавление новых устройств позволяет делать это, не затрагивая системные файлы DOS.

Версии DOS

Первая версия операционной системы для компьютера IBM PC — MS DOS 1.0 была создана фирмой Microsoft в 1981 г. В дальнейшем по мере со­вершенствования компьютеров IBM PC выпускались и новые версии DOS, учитывающие новые возможности компьютеров и предоставляющие дополни­тельные удобства пользователю.

В 1987 г. фирма Microsoft разработала версию 3.3 (3.30) операционной си­стемы MS DOS. которая стала фактическим стандартом на последующие 3-4 года. Эта версия весьма компактна и обладает достаточным набором возможностей, так что на «стандартной IBM PC AT» и теперь ее эксплуатация вполне целесообразна. Но на более мощных компьютерах с несколькими мегабайтами оперативной памяти желательно использовать версии 5.0 или 6.0 операцион­ной системы MS DOS. Эти версии имеют средства для эффективного исполь­зования оперативной памяти сверх 640 Кбайт, позволяют работать с логическими дисками, большими 32 Мбайт, переносить DOS и драйверы устройств в расширенную память, освобождая место в обычной памяти для прикладных программ, и т.д. Версия 6.0 MS DOS включает средства сжатия информации на дисках (DoubleSpace), программы создания резервных копий, антивирус­ную программу и другие мелкие усовершенствования. Однако в этой версии программы сжатия информации не всегда работали корректно, что приводило к потерям данных у некоторых пользователей. Для устранения этих проблем и других ошибок фирма Microsoft выпустила версию MS DOS 6.20. Эта версия работает устойчивее, надежнее и быстрее, чем MS DOS 6.0 и включает ряд неболыпих усовершенствований. Однако судебное решение по поводу нару­шения в MS DOS патентов фирмы Stack Electronics вынудило Microsoft вы­пустить сначала версию MS DOS 6.21. в которой была изъята нарушившая патент программа динамического сжатия дисков DoubleSpace, а затем MS DOS 6.22 с «подправленной» версией DoubleSpace, не нарушающей патент.

По моему мнению, из этих версий лучшая — 6.20.

Windows 3.1

Операционная оболочка Windows 3.1 — это разработанная фирмой Microsoft надстройка над операционной системой DOS, обеспечиваю­щая большое количество возможностей и удобств для пользователей и программистов. Широчайшее распространение Windows сделало 661 фактическим стандартом для IBM PC-совместимых компьютеров: подавляющее большинство пользователей таких компьютеров работают в «»Windows, поэтому в последнее время практически все новые програм­мы разрабатываются именно для их эксплуатации в среде Windows. «В отличие от оболочек типа Norton Commander, Windows не только обеспечивает удобный и наглядный интерфейс для операции с файла­ми, дисками и т.д., но и предоставляет новые возможности для запус­каемых в среде Windows программ. Разумеется, для использования этих возможностей программы должны быть спроектированы по тре­бованиям Windows. Такие программы не могут выполняться вне среды Windows, поэтому мы будем называть их Windows-программами или WincSows-приложенпями. Впрочем, Windows может выполнягь и обыч­ные программы, разработанные для DOS. по при этом такие програм­мы не используют никаких преимуществ Windows и работают медлен­нее, чем при непосредственном вызове из DOS.

Оболочка Windows 3.1 включает в себя множество компонентов и обеспечивает пользователям различной квалификации комфортные ус­ловия работы.

Версия 3.0 оболочки Windows (и появившаяся следом 3.1) исповедует совершенно другие принципы в части интерфейса пользователя с ЭВМ. (Можно считать эти принципы новыми, но машины фирмы Apple строятся на этих принципах уже в течение нескольких лет.) Основная идея, зало­женная в основу оболочки Windows, — естественность представления информации. Информация должна представляться в той форме, которая обеспечивает наиболее эффективное усвоение этой информации человеком. Несмотря на простоту (и даже тривиальность) этого принципа, его ре­ализация в интерфейсах прикладных программ персональных ЭВМ по разным причинам оставляла желать лучшего. Да и реализация его в рамках Windows 3.1 тоже не лишена недостатков. Но эта оболочка представляет собой существенный шаг вперед по сравнению с предыдущими интерфей­сами пользователя с ЭВМ. Наиболее важными отличительными чертами ее являются следующие:

• Windows представляет собой замкнутую рабочую среду. Практически любые операции, доступные на уровне операционной системы, могут быть выполнены без выхода из Windows. Запуск прикладной прог­раммы, форматирование дискет, печать текстов — все это можно вызвать из Windows и вернуться в Windows по завершении операции. Опыт работы в DOS пригодится и здесь; многие основополагающие принципы и понятия среды Windows не отличаются от соответству­ющих принципов и понятий среды DOS. Основными понятиями пользовательского интерфейса в среде Win­dows являются окно и пиктограмма. Все, что происходит в рамках оболочки Windows, в определенном смысле представляет собой либо операцию с пиктограммой, либо операцию с окном (или в окне). Стандартизована в среде Windows и структура окон и расположе­ние элементов управления ими. Стандартизованы наборы операций и структура меню для сервисных программ. Стандартны операции, вы­полняемые с помощью мыши для всех сервисных и прикладных программ.

• Windows представляет собой графическую оболочку. Oт пользователя не требуется ввод директив с клавиатуры в виде текстовых строк. Необходимо только внимательно смотреть на экран и выбирать из предлагаемого набора требуемую операцию с помощью манипулято­ра мышь. Курсор мыши следует позиционировать па поле требуе­мой директивы меню, или на интересующую пиктограмму, или на поле переключателя систем рассчитаны на выполнение в данный момент только одной программы. В рамках Windows пользователь может запустить несколько программ для параллельного (независимого) выполнения. Каждая из выполняемых программ имеет свое собственное окно. Переключение между выполняемыми программами производится с помощью мыши фиксацией курсора в окне требуемой программы.

(кнопки). На выбранном объекте необходимо называемые Связанные (или Смешанные) документы. Эта разновид­ность документов позволяет согласовывать процессы внесения из­менений в одни и те же объекты разными программами, а также автоматически распространять изменения из одного документа на все связанные с ним.

Сравнение Windows 3.1 с Windows 3.0

При наличии опыта работы с Windows 3.0 освоение следующей версии 3.1 — не потребует больших усилий, так как внешний вид и способы управления практически не отличаются. Большинство нововведений сво­дится к упрощению сервиса и устранению неудобств управления. Речь идет в первую очередь об увеличении скорости работы, упрощении процедуры

инсталляции, усовершенствовании форматов диалоговых окон и повы­шении эффективности и интеллектуальности Менеджера Печати (Print Manager).

На некоторых из нововведений (давно ожидаемых) хотелось бы оста­новиться особо.

• В среде Windows 3.1 можно составлять документы из частей, которые готовятся в различных приложениях, но при этом сложность работы с таким документом не выше, чем если бы он готовился в рамках одного приложения. Так, работая в новой версии Windows, при вставке в текст, подготовленный в Write, рисунка, созданного в Paintbrush, рисунок рассматривается как объект. Он может сохраняться, загру­жаться и печататься совместно с документом. Главной особенностью такого связывания рисунка и текста является простота внесения изме­нений. Например, работая с текстом в редакторе Write, достаточно выполнить двойную фиксацию курсора на рисунке, чтобы вызвать графический редактор Paintbrush. Рисунок загрузится в него авто­матически. Все внесенные после этого в рисунок изменения авто­матически отобразятся и во вставке в текстовой документ. Создается впечатление, что текстовой редактор Write снабжен дополнительными возможностями редактирования рисунков (в полном объеме Paintb­rush).

Работа с объектами предусматривает также и операции с пиктограм­мами, Пиктограммы можно использовать внутри документов для вы­полнения функций, подобных тем, которые эти пиктограммы выпол­няют в среде Windows.

• Оболочка Windows 3.1 делает новую технологию работы с компью­тером, основанную на графическом интерфейсе, более естественной и ясной. Еще большую роль, чем в прошлых версиях, здесь играет мышь как основной инструмент управления машиной. В целом ряде случаев для вызова некоторых (довольно сложных) операций доста­точно просто «перетащить и положить» (Drag and Drop) пиктограмму или другой объект с помощью мыши. Например, для распечатки некоторого документа достаточно с помощью мыши «вытащить» из окна Менеджера Файлов (File Manager) пиктограмму соответствую­щего файла и «положить» ее поверх пиктограммы Менеджера Печати. Перетаскивание пиктограммы файла документа в открытое окно ре­дактора Write или окно редактора Notepad загружает соответству­ющий документ в окно.

Существенно упростилась работа с документами вообще. Можно го­ворить о документоориентированной организации работ. При этом можно расположить пиктограмму часто используемого документа в окне Менеджера Программ (Program Manager) и в дальнейшем вызы­вать процесс обработки этого элемента (например, редактирование) просто двойной фиксацией данной пиктограммы. Той же цели служит и возможность автоматического запуска Менеджера Файлов после загрузки оболочки — перед пользователем сразу же открывается поле выбора файлов документов.

Значительной переработке подвергся и Менеджер Файлов (File Mana­ger). Работа с ним существенно упростилась. Одновременно с этим возросла производительность и эффективность использования экран­ной площади (есть возможность одновременно наблюдать большее число устройств и директорий).

В отличие от предыдущих версий Windows 3.1 уже не может работать в так называемом реальном режиме (Real Mode). Этот режим обес­печивал совместимость версии 3.0 с более ранними версиями 1 ,Х и 2.Х (так что приложения, разработанные для этих ранних версий обо­лочки, могли выполняться в среде Windows 3.0 при работе ее в реальном режиме). В этом же режиме Windows 3.0 могла эксплу­атироваться на машинах с процессорами 8088/8086. В версии обо­лочки 3.1 разработчики решили распрощаться с миром персональных IBM-совместимых машин первого поколения (PC/XT). Необходи­мым условием для постановки оболочки Windows 3.1 на компьютере является процессор 80286 (желателен 386, 486). При работе в среде Windows 3.1 могут возникнуть проблемы с запуском старых (из версий 1.Х, 2.X) приложений. Однако перенос приложений из среды 3.0 не вызывает, как правило, никаких нареканий. В редких случаях «аномального» поведения приложений из среды 3.0 в среде 3.1 при­ходится обращаться к поставщикам продукта.

В среде Windows 3 1 реализован новый набор шрифтов — так назы­ваемые ТгиеТуре-шрнфт. Эти шрифты похожи на PostScript-шрифты. но легко адаптируются после небольшой настройки прак­тически к любому типу принтера. Небольшими усилиями можно добиться успеха в работе с этими шрифтами в большинстве Windows-приложений.

TrueType-шрифты легко поддаются масштабированию, различного рода деформациям, вращению и т.п. Дополнительный комфорт для любителей выбирать и создавать шрифты обеспечивает специальная программа демонстрации и использования отдельных литер шрифтов — Charaker Map.

Наконец, в оболочку Windows 3.1 включены две небольшие Мультимедиа-программы (Multimedia). Их использование предпола­гает наличие специальной аппаратной поддержки (акустический адап­тер, возможно, накопитель CD-ROM). С помощью упомянутых прог­рамм, называемых Sound Recorder и Media Player, можно оформить процесс прохождения программ звуковыми эффектами. Можно рабо­тать с цифровым представлением речи и музыки, с картинками, полученными, например, с проигрывателя видеодисков.

Для начинающих в системе предусмотрена обучающая программа, к которой можно обратиться уже на этапе инсталляции.

Windows-приложения

Windows — интегрированная программа. Под управлением оболочки Windows могут работать не только специальные программы, разрабо­танные для эксплуатации в среде Windows (Windows-приложения), но и «обычные» программы, работающие в среде DOS, т.н. DOS-приложения (DOS-прикладные программы). Оболочка Window обеспечивает эффективный и комфортабельный обмен информацией между отдельными программами, выполняемыми под ее управлением. Здесь речь в первую очередь идет о Windows-пpилoжeнияx. С понятием интегрированности связывают обычно также возможность совместного использования ресурсов компьютера различными прог­раммами. Так, к примеру, принтер, подключенный к компьютеру, может с одинаковым успехом использоваться всеми программами на конкурентной основе. Причем все операции, связанные с необходимостью перекодировок, смен драйверов (например, при переходе от печати текстов к выводу иллюстраций) берет на себя оболочка.

Большинство пользователей привлекает в среде Windows не только и не столько комфортабельность самой оболочки, сколько специфика ре­ализованных в этой среде приложений. Особенности реализации в среде Windows даже знакомых пользователям по работе в DOS прикладных программ (приложений) практически позволяют рассматривать Windows-версии этих программ как совершенно новые продукты.

Работа в o6oлочке Windows и в Windows-приложениях предполагает своеобразную перестройку «образа жизни». «Жизнь» пользователя в среде ‘Windows сопряжена с «мышиным» управлением, обменами данными между отдельными программами и параллельным выполнением. Стандартизация интерфейсов отдельных Windows-приложений позволяет легко переходить от одного приложения к другому, не начиная каждый раз с нуля (хотя бы в плане способов и средств управления).

зафиксировать курсор кнопкой мыши — и операция выполняется. С помощью того же манипулятора можно перемещать пиктограммы и окна по экрану, менять их размер, открывать и закрывать их — и все это при минимальном использовании клавиатуры для ввода каких бы то ни было директив. Кроме того, для любителей традиционного интерфейса DOS реализована возможность выхода на этот уровень. При разработке графического интерфейса Windows не последнюю роль играли и эргономические соображения: учтены требования к цветовой гамме, сочетаниям цветов, шрифтам, формам и размерам пиктограмм и окон. По сравнению с некоторыми другими пакетами внешнее оформление оболочки Windows может быть признано «спар­танским» вследствие отсутствия излишеств и за деловой стиль. Понятие «графически-ориентированный» включает в себя для Win­dows также и соответствие изображения на экране последующему изображению на твердой копии (распечатке). В этом плане можно считать, что в оболочке Windows реализован принцип WYSIWYG ( What Yon See Is What You Get = To, что Вы видите, то и получаете), до сих нор бывший привилегией относительно небольшого числа программ- С помощью TrueType-шрифтов этот принцип нашел в рамках Windows 3.1 свое дальнейшее развитие.

Windows обеспечивает независимый запуск и параллельное выпол­нение нескольких программ. Большинство других оболочек и операционных

В фирменной поставке пакета Windows находится несколько при­ложений. Все они объединены в группу Accessories (аксессуары, инстру­менты). Это небольшие по размеру и возможностям прикладные програм­мы, составляющие «джентльменский набор» пользователя. Им далеко до профессиональных специализированных пакетов. Но они прекрасно ил­люстрируют возможности оболочки и обеспечивают некоторый мини­мальный сервис. Более того, весьма полезно начинать знакомство с серь­езными пакетами именно с соответствующих средств этой группы. Так, например, поработав некоторое время с текстовым редактором Write, в дальнейшем можно легко перейти к использованию таких профессиональ-ных пакетов обработки текстов, как Word для Windows, Lotus Ami Professional, WordPerfect для Windows’ т.п. Кроме того, в приложениях из группы Accessories реализованы многие новинки, характерные именно для последней версии 3.1 оболочки Windows (работа с объектами, новые шрифты…).

Windows 95

Объектно-ориентированный подход

При создании Windows 95 фирма Microsoft в полной мере реализо­вала объектно-ориентированный подход. Поскольку именно он лег в основу новой операционной системы, вначале скажем несколько слов о том, что такое ориентация на объекты.

Понятие «объектно-ориентированный» возникло в программиро­вании сравнительно недавно. Когда вычислительная мощность ма­шин была невысока, о создании объектно-ориентированных сис­тем не могло быть и речи. Основой всего был программный код. Программисты записывали последовательности команд для выпол­нения тех или иных действий над данными, которые оформлялись в модули и процедуры. Для работы с каждым объектом создавалась своя процедура.

Объекты, их свойства и методы

Постепенно с увеличением производительности вычислительных систем процедурный подход начал заменяться объектным. На пер­вое место выдвинулся объект, а не код, который его обрабатывает. На уровне пользователя объектный подход выражается в том, что интерфейс представляет собой подобие реального мира, а работа с машиной сводится к действиям с привычными объектами. Так, пап­ки можно открыть, убрать в портфель, документы — просмотреть, исправить, переложить с одного места на другое, выбросить в корзину, факс или письмо — отправить адресату и т. д. Понятие объекта оказалось настолько широким, что до сих пор не получило строгого определения.

Объект, как и в реальном мире, обладает различными свойствами. Программист или пользователь может изменять не все свойства объектов, а только некоторые из них. Можно изменить имя объек­та, но нельзя изменить объем свободного места на диске, который также является его свойством. Свойства первого типа в языках про­граммирования носят название read/write (для чтения и записи), а свойства второго — read only (только для чтения).

Метод — это способ воздействия на объект. Методы позволяют со­здавать и удалять объекты, а также изменять их свойства. Напри­мер, для того чтобы нарисовать на экране точку, линию или плоскую фигуру, составляются разные последовательности кодов или програм­мы. Пользователь, однако, применяет для отображения этих объек­тов один метод Draw( ), который содержит коды для отображения всех объектов, с которыми он работает. За такое удобство приходится пла­тить тем, что объектно-ориентированные системы могут работать только на достаточно мощных вычислительных установках.

Процедурный подход в ранних ОС

До настоящего времени во всех операционных системах преобла­дал процедурный подход. Для того чтобы произвести в системе ка­кое-либо действие, пользователь должен был вызвать соответству­ющую программу (процедуру) и передать ей определенные пара­метры, например, имя обрабатываемого файла. Программа выпол­няла над файлом указанные действия и заканчивала работу. При этом пользователь в первую очередь имел дело с задачей обработки документа, а затем уже с самим документом. В давние времена, когда ЭВМ не были персональными, пользователь описывал дейст­вия, которые должна была выполнить задача, на некоем странном языке, называемом языком управления заданиями (JCL—Job Con­trol Language).

С появлением терминала язык управления заданиями упростился и постепенно превратился в командную строку, однако на первом месте все равно находилась процедура обработки документа, а сам документ играл вспомогательную роль.

Следующим этапом упрощения работы с машиной стал создание различного рода операционных оболочек (сначала текстовых),которые «спрятали» от пользователя командную строку DOS. Ввод последовательности символов, из которой состоит команда опера­ционной системы, свелся к нажатию одной функциональной кла­виши или щелчку мыши. Самой распространенной из таких «надстро­ек» над операционной системой стала оболочка Norton Commander,

Однако основным «инструментом» пользователя все еще оставалась клавиатура. Качественный переход произошел после того, как поя­вились графические оболочки. Теперь пользователь в основном ра­ботает с устройством указания, таким как мышь, трекбол или план­шет, а не с клавиатурой (разумеется, это не относится к работе внут­ри самих приложений, например, в текстовых редакторах). Ему не нужно помнить почти никаких команд операционной системы. Для того чтобы запустить приложение, достаточно щелкнуть мышью на его изображении или на «значке» (автор предпочитает называть его пиктограммой).

От процедурного подхода к объектно-ориентированному

В начале 90-х гг. процедурный подход все еще преобладает, однако намечаются и некоторые признаки объектно-ориентированного. Например, уже в Windows 3+ можно поставить в соответствие кон­кретному документу приложение для его обработки. Тогда же поя­вился метод объектного связывания и встраивания (OLE), позволя­ющий щелчком на изображении объекта неявно запустить прило­жение, которое его обрабатывает, а после окончания обработки вернуться в предыдущее приложение.

С OLE тесно связан так называемый метод редактирования доку­ментов «на месте» (in-place). Если в документ встроен объект, ко­торый должен обрабатываться конкретным приложением, то при щелчке на этом объекте нужное приложение неявным образом за­пускается, причем в рабочем поле не изменяется ничего, кроме па­нелей инструментов. Например, если в тексте, который обрабаты­вается в редакторе Microsoft Word, есть таблица, созданная в редакторе Microsoft Excel, то при щелчке на ней произойдет замена nанелей инструментов Excel. Пользователь может обрабатывать документ совсем другим приложе­нием, даже не подозревая об этом,

Еще один механизм, который упростил работу и приблизил эру объ­ектно-ориентированного подхода, называется «Drag & Drop», что в буквальном переводе означает «перетащить-и-оставить». Работая этим методом, вы щелкаете кнопкой мыши (как правило, левой) на изображении объекта, перемещаете его по экрану при нажатой кнопке и отпускаете кнопку, когда указатель окажется в нужном месте экрана. Таким образом, процедуры копирования, перемеще­ния и удаления стали объектно-ориентированными.

Что делал пользователь, когда ему нужно было удалить файлы в опе­рационной системе MS-DOS? Он запускал процедуру удаления фай­лов, передавая их имена в качестве параметров:

del FILEI.TXT FILE2TXT

Это действие ничем не напоминает реальный мир, в котором вы просто выбрасываете ненужные

Бумаги в мусорную корзину. На первом месте для пас стоит объект (бумага), над которым выполня­ется процедуры (переноса в мусорную корзину), R операционных оболочках, которые работают под управлением Windows 3.1, такое действие уже реализовано как объектное-ориентированное — с по­мощью механизма «Draw & Drop». Например, в оболочке Norton Desktop можно схватить мышью файл и перенести его на изобра­жение мусорной корзины. Этого достаточно для удаления файла. Так работа на персональном компьютере все больше напоминает манипуляции с объектами в реальном мире.

Выбор показателей и параметров для оценке ОС

Windows 95 — объектно-ориентированная ОС

Windows 95—полноценная операционная система

Использование стандарта Plug & Play

Приоритетная многозадачность

Многопоточность.

Спулер печати

32-Разрядные устанавливаемые файловые системы

Средства удаленного доступа

Возможности работы с мультимедиа

Поддержка приложений MS-DOS

Поддержка длинных имен файлов

Интерфейс пользователя

Работа с памятью

Сравнительная оценка ОС ПВЭМ по выбранным показателям

Windows 95 по сравнению с Windows 3+

Принципиальная новизна операционной системы Windows 95 со­стоит именно в том, что концепция объектно-ориентированного подхода реализована в ней наиболее полно.

Windows 95 — объектно-ориентированная ОС

Объектно-ориентированный подход реализуется через модель ра­бочего стола. Windows 95 обходится без привычного в Windows 3+ диспетчера программ (program manager). Пользователь работает с задачами и приложениями так же, как с документами на своем письменном столе.

Это удобно для людей, которые первый раз увидели компьютер, но создает некоторые трудности «переходного периода» для тех, кто привык считать программу основой всего сущего в машине.

Итак, одно из главных отличий Windows 95 от Windows 3+ (и от подавляющего большинства других операционных систем) состо­ит в том, что основной упор в ней делается на документ, а програм­ма, задача, приложение или программный код вообще рассматри­ваются только как инструмент для работы с документом.

Windows 95—полноценная операционная система

Другая принципиальная особенность Windows 95 состоит в том, что она, в отличие от Windows 3+, является «настоящей» операци­онной системой (а не операционной оболочкой, выполняемой под управлением MS-DOS). Под словом «настоящая» мы подразумева­ем то, что при включении машины сразу выполняется загрузка Win­dows 95. Для пользователя это оборачивается некоторыми неудоб­ствами. Он должен привыкнуть к тому, что прежде чем выключить машину, нужно корректно завершить работу с Windows 95, пос­кольку новая операционная система создает буфера в оперативной памяти, и их содержимое должно быть сброшено на диск.

Использование стандарта Plug & Play

Подход к аппаратному обеспечению также кардинальным образом изменился. Теперь система использует стандарт Plug & Play (пере­водится как «включил-и-работай», произносится чаще всего как «плаг-н-плэй»), что облегчает и максимально автоматизирует про­цесс добавления новых периферийных устройств. Стандарт Plug & Play — это совместная разработка фирм Intel и Microsoft. Основная его идея заключается в том, что каждое устройство, соответствую­щее этому стандарту, сообщает о себе определенную информацию, благодаря которой операционная система выполняет автоматичес­кую конфигурацию периферийных устройств и разрешает аппарат­ные конфликты. Стандарту Plug & Play должен в первую очередь удовлетворять BIOS материнской платы и, разумеется, периферий­ные устройства. Таким образом, операционная система обеспечивает автоматическое подключение и конфигурирование устройств, соответствующих требованиям стандарта Plug and Play, поддерживает совместимость с устаревшими устройствами и создает динамическую среду для подключения и отключения мобильных компонентов.

studfiles.net

Дисковая операционная система MS-DOS

Наиболее популярной из однозадачных операционных систем является ОС DOS, которая впервые была выпущена в 1981 г. и называлась MS-DOS. Также наряду с ней известны следующие ОС:

  • PC-DOS — ОС для ПК IBM
  • DR-DOS — ОС фирмы Digital Research, которая обеспечивает парольную защиту от несанкционированного доступа к файлам и каталогам, но уступает MS-DOS в следующем:
    • возможность интерактивного конфигурирования
    • поддержка CD ROM
    • сжатие дисков
    • несовместимость с программным обеспечением других фирм

Назначение, возможности, состав, характеристики MS-DOS.

MS-DOS является однопрограммной системой, но имеет и некоторые элементы многопрограммности. Это, например, печать на принтере на фоне выполнения другой задачи.

Достоинства MS-DOS:

  1. Используются унифицированные символы (*, ?) при работе с файлами.
  2. Поддержка иерархической файловой структуры.
  3. Возможность как последовательного, так и прямого доступа к содержимому файлов.
  4. Возможность создания в ОЗУ виртуальных дисков, что ускоряет обмен информацией.
  5. Возможность запуска фоновых задач
  6. Модульность структуры, что упрощает перенос системы на другие типы ПЭВМ.

Недостатки:

  1. Полное отсутствие средств защиты от несанкционированного доступа к ресурсам компьютера и самой ОС.
  2. Отсутствие пользовательского интерфейса.

Состав MS-DOS.

На схеме показаны основные модули операционной системы MS-DOS.

Cостав MS DOS

1. На базовую систему ввода/вывода (BIOS) возложены следующие функции:

  • при загрузке ОС — контроль работоспособности устройств компьютера (тестирование) и инициализация процесса загрузки программ ОС, т.е. считывание информации с диска и размещение ее в оперативной памяти компьютера.
  • управление работой стандартных внешних устройств компьютера (монитор, клавиатура, винчестер).

Для реализации этих функций базовая система ввода/вывода включает в себя программы тестирования оборудования компьютера, программу начальной загрузки и драйверы стандартных внешних устройств компьютера.

Драйвер — программа, которая управляет работой соответствующего внешнего устройства и предназначена для:

  • приема запросов от выполняемой программы на обращение к внешнему устройству
  • преобразования этого запроса в команды управления устройством
  • обработки запросов, поступающих от самого устройства

Следовательно, драйвер — промежуточное звено между выполняемой программой и внешним устройством, к которому эта программа обращается.

Программы тестирования предназначены для проверки работоспособности основного оборудования компьютера сразу после включения питания.

Программа начальной загрузки служит для считывания с магнитного диска в оперативную память системного загрузчика (программы загрузки конкретной ОС).

Все программы BIOS расположены в ПЗУ компьютера => с одной стороны BIOS -часть компьютера, а с другой — компонент любой ОС, запускаемой на данном компьютере.

2. Модуль расширения — надстройка над BIOS, которая выполняет следующие функции:

  • в процессе загрузки ОС выполняет логическую замену драйверов хранящихся в BIOS и подключение, если требуется, новых драйверов.
  • организация интерфейса с BIOS.

Модуль расширения BIOS хранится на системном диске в виде файла с именем io.sys и является неотъемлемой частью MS-DOS.

3. Внешние драйверы устройств — это те драйверы, которые не вошли в состав BIOS. Это чаще всего драйверы мыши, принтера, таймера.

Все внешние драйверы хранятся на дисках в виде отдельных файлов и являются компонентами DOS. Информация о необходимости подключения того или иного внешнего драйвера хранится в специальном файле с именем config.sys, который должен быть расположен на системном диске.

4. Системный загрузчик предназначен для считывания и размещения в ОП компьютера модуля расширения и базового модуля MS-DOS.

Системный загрузчик — это программа, которая размещена в самом начале системного диска и предназначена для того, чтобы вывести на экран сообщение о попытке загрузить MS-DOS с не системного диска.

Таким образом системный загрузчик, BIOS, модуль расширения и подключенные внешние драйверы устройств составляют программное обеспечение единой системы компьютера, получившей название: «система ввода/вывода».

Ее основная цель — обмен информацией между оперативной памятью и внешними устройствами компьютера.Программы системы ввода/вывода (кроме системного загрузчика) постоянно, в процессе работы, находятся в оперативной памяти.

5. Базовый модуль MS-DOS является центром системы ввода/вывода и реализует основные функции по управлению всеми ресурсами компьютера и выполняемыми программами. Базовый модуль хранится на системном диске в виде файла с именем msdos.sys. После загрузки базового модуля он постоянно находится в оперативной памяти компьютера.

6. Командный процессор (интерпретатор) предназначен для организации взаимодействия пользователя с компьютером, т.е. пользователь дает указание MS-DOS на выполнение тех или иных действий посредством ввода с клавиатуры соответствующих команд.

Функции:

  • обрабатывает файл с именем autoexec.bat
  • воспринимает вводимые пользователем команды, проверяет их синтаксис
  • выполняет внутренние команды
  • обрабатывает командные файлы

Командный процессор находится на системном диске в виде файла с именем command.com.

7. Утилиты MS-DOS.

Реализуют выполнение внешних команд. Внешние, т.к. для их выполнения программа подгружается в оперативную память (ОП) по требованию пользователя (format, copydisk).

Утилиты могут находиться в виде программных файлов на любом диске. При этом имя файла, как правило, дублирует имя команды. 
Вывод: ОС получила название «дисковой», потому что изначально все ее элементы (модули) за исключением BIOS находятся на магнитных дисках.

При этом на системном диске должны быть расположены: 

  • системный загрузчик
  • модуль расширения (io.sys)
  • базовый модуль (msdos.sys)
  • командный интерпретатор (command.com)
  • файлы конфигурации (config.sys)
  • файл автозагрузки (autoexec.bat) 

Модульная структура MS-DOS значительно облегчает ее модификацию, т.е. она открыта для наращивания своих возможностей.

Уровни вложенности элементов MS-DOS.

 

уровни вложенности ОС MS DOS

На внутреннем уровне находятся программы, управляющие аппаратурой, а на внешнем — средства для организации диалога с пользователями. Основная часть MS-DOS — промежуточные уровни, которые управляют файловой системой, выполнением и взаимодействием программ, использованием памяти.

Команды операционной системы MS-DOS

Команды работы с файлами:

КомандаОписание
COPY CON имя_файласоздание файла
DEL имя_файлаудаление
REN старое_имя новое_имяпереименование
TYPE имя_файлапросмотр содержимого файла
COPY что кудакопирование файла
COPY что PRNраспечатка содержимого файла

Команды работы с каталогами:

КомандаОписание
MD имя_каталогасоздание нового каталога
RD имя_каталогаудаление
CD имя_каталогапереход в другой каталог
CD ..переход на уровень выше
CD \переход в корневой каталог
DIR имя_каталогапросмотр содержимого каталога

 

Универсальные символы:

  • * — любые символы и любое их количество,
  • ? — какой-либо один символ.

Пример 1:

  1. На диске A создать два каталога BOR1 и BOR2.
  2. В BOR1 создать файл park.txt (фамилия, имя).
  3. Из BOR1 файл скопировать в BOR2. C:\> A:

A:\> MD BOR1
A:\> MD BOR2
A:\> CD BOR1
A:\BOR1> COPY CON park.txt
Фамилия, имя (F6)
A:\BOR1> CD \
A:\> COPY BOR1\park.txt BOR2

Пример 2:

  1. На диске A создать два каталога SONY и TDK.
  2. В SONY создать два файла work.txt (Ф.И.О.) и gold.txt (адрес).
  3. Оба эти файла одновременно скопировать в TDK. Файлы каталога TDK переименовать.
  4. Удалить всю информацию с диска A. A:\> MD SONY

A:\> MD TDK
A:\> CD SONY
A:\SONY> COPY CON WORK.txt
Ф.И.О. (F6)
A:\SONY> COPY CON gold.txt
Адрес (F6)
A:\SONY> CD \
A:\> COPY SONY\*.* TDK
A:\> REN TDK\work.txt new.txt
A:\> REN TDK\gold.txt group.txt
A:\> CD SONY
A:\SONY> DEL *.*
A:\SONY> CD \
A:\> RD SONY
A:\> CD TDK
A:\TDK> DEL *.*
A:\TDK> CD \
A:\> RD TDK

 Предлагается выполнить самостоятельно следующую практическую работу по ОС  MS DOS.

Скачать материалы по ОС MS-DOS

 

Понравилась статья, рекомендуйте Вашим друзьям!
Давайте дружить!

komputercnulja.ru

Дисковая операционная система Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. DOS (значения).

DOS (англ. Disk Operating System — дисковая операционная система, ДОС) — в широком смысле слова, операционная система для компьютеров, ориентированных на использование дисковых накопителей, таких как жёсткий диск и дискета[1]. Любая ДОС поддерживает одну или несколько файловых систем для организации хранения, чтения и записи с накопителей. Современные графические ОС, такие как Windows или Linux, также подпадают под это понятие. В случае бездисковой загрузки ОС всё равно работает с сетевыми накопителями[2].

Ранние версии компьютеров не имели дисковых накопителей, и управлялись бездисковыми ОС[3]. Главным недостатком при работе с ними была необходимость загрузки пользовательских программ с ленты, перфокарт, клавиатуры, установкой перемычек. С появлением дисковых накопителей (магнитного типа) потребовалось разработать подпрограммы управления ими. ДОС представляет собой объединение ОС и дискового интерфейса[4].

Кроме доступа к дискам, ДОС предоставляет и обычные системные функции, такие как ввод и вывод на консоль/клавиатуру, порты, операции с памятью, процессами. Существовали операционные системы с таким названием для больших ЭВМ производства IBM и их клонов в 1960—1980-х годах. Ввиду широкого распространения однозадачной текстовой MS-DOS и её конкурентов на персональных компьютерах, термин «DOS» обычно применяли в этом, узком смысле[5].

DOS является однозадачной операционной системой[6]. После запуска управление передаётся прикладной программе, которая получает в своё распоряжение все ресурсы компьютера и может осуществлять ввод-вывод посредством как функций, предоставляемых операционной системой, так и функций базовой системы ввода-вывода (BIOS), а также работать с устройствами напрямую.

DOS имеет консольную систему ввода-вывода и поддерживает три стандартных потока: stdin, stdout и stderr.

DOS — 16-битная операционная система, работающая в реальном режиме процессора, поэтому для расширения возможностей и преодоления ограничений реального режима были созданы так называемые расширители DOS. Они запускают программы в защищённом 32-битном режиме и эмулируют исходные сервисы операционной системы. Обычно они поддерживают стандарт DOS Protected Mode Interface (DPMI). Самый известный и широко используемый (в компьютерных играх) расширитель — DOS/4GW.

Существует несколько ветвей DOS для ПК. Все они схожи по наборам команд и базовой функциональности, но различаются производительностью, стабильностью работы и дополнительными функциями.

  • АДОС — советский клон для ПК Искра-1030.
  • Альфа-ДОС — советский клон для ПК ЕС-1840.
  • ЯНУС — советский клон для ПК ЕС-1840.
  • DR-DOS (Novell DOS, Caldera DR-DOS, OpenDOS) — выпущена Digital Research в 1991 году, перекуплена компанией Novell в 1993 году, затем компанией Caldera.
  • FreeDOS — выпущена в 1994 году. Свободная DOS, изначально называлась PD-DOS.
  • FreeDOS-32 — свободная 32-битная DOS. Не требует расширителей для запуска 32-битных приложений. Планируется избавиться и от других ограничений DOS (добавление поддержки других файловых систем, многозадачности и т. п.).
  • LZ-DOS — репак MS-DOS 7.1 — из ядра системы удалена картинка с приветствием Windows, файлы IO.SYS и COMMAND.COM сжаты. Добавлена возможность запуска Windows 3.1. В целом, система сделана более совместимой и оптимизирована так, чтобы занимать минимальный объём дискового пространства.[7]
  • MS-DOS — выпущена компанией Microsoft в 1981 году.
  • Paragon DOS Pro (первоначальное название — PT$-DOS). Ветка PTS-DOS, выпущенная компанией Paragon Software после того, как её основатели, включая ведущего разработчика PTS-DOS, ушли из «Физтех-софт», основав собственную компанию. Последние версии этой ветки включают поддержку FAT32.
  • PC DOS — выпущена компанией IBM в 1981 году.
  • PTS-DOS — выпущена компанией «Физтех-софт» в 1991 году или ранее.
  • QDOS (Quick and Dirty Operating System) — клон CP/M, созданный в 1980 году Тимом Патерсоном (Tim Paterson) из Seattle Computer Products (SCP) для новых процессоров Intel 808x, был куплен Microsoft за 50 тыс. долл. и стал MS-DOS/PC-DOS.
  • ROM-DOS[8] — ОС компании Datalight для встроенных систем.

DOS для других платформ

Дистрибутивы DOS

Появление FreeDOS, а также развитие свободного программного обеспечения и особенно DJGPP, привело к появлению полностью свободного дистрибутива DOS GNU/DOS. В его состав входят популярные GNU-приложения, такие как vim (текстовый редактор), Arachne (веб-браузер, почтовый клиент и файловый менеджер), OpenGEM (графический пользовательский интерфейс), различные средства разработки программного обеспечения для DOS. Его объём составляет более 70 Мб двоичных программ, а также более 200 Мб двоичных программ и их исходников. GNU/DOS может пригодиться пользователям старых компьютеров, желающим пользоваться самыми современными версиями программ, а также разработчикам, которым необходимо полное управление оборудованием компьютера.

Эмуляторы DOS для ПК

См. также

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Дисковая ОС Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. DOS (значения).

DOS (англ. Disk Operating System — дисковая операционная система, ДОС) — в широком смысле слова, операционная система для компьютеров, ориентированных на использование дисковых накопителей, таких как жёсткий диск и дискета[1]. Любая ДОС поддерживает одну или несколько файловых систем для организации хранения, чтения и записи с накопителей. Современные графические ОС, такие как Windows или Linux, также подпадают под это понятие. В случае бездисковой загрузки ОС всё равно работает с сетевыми накопителями[2].

Ранние версии компьютеров не имели дисковых накопителей, и управлялись бездисковыми ОС[3]. Главным недостатком при работе с ними была необходимость загрузки пользовательских программ с ленты, перфокарт, клавиатуры, установкой перемычек. С появлением дисковых накопителей (магнитного типа) потребовалось разработать подпрограммы управления ими. ДОС представляет собой объединение ОС и дискового интерфейса[4].

Кроме доступа к дискам, ДОС предоставляет и обычные системные функции, такие как ввод и вывод на консоль/клавиатуру, порты, операции с памятью, процессами. Существовали операционные системы с таким названием для больших ЭВМ производства IBM и их клонов в 1960—1980-х годах. Ввиду широкого распространения однозадачной текстовой MS-DOS и её конкурентов на персональных компьютерах, термин «DOS» обычно применяли в этом, узком смысле[5].

DOS является однозадачной операционной системой[6]. После запуска управление передаётся прикладной программе, которая получает в своё распоряжение все ресурсы компьютера и может осуществлять ввод-вывод посредством как функций, предоставляемых операционной системой, так и функций базовой системы ввода-вывода (BIOS), а также работать с устройствами напрямую.

DOS имеет консольную систему ввода-вывода и поддерживает три стандартных потока: stdin, stdout и stderr.

DOS — 16-битная операционная система, работающая в реальном режиме процессора, поэтому для расширения возможностей и преодоления ограничений реального режима были созданы так называемые расширители DOS. Они запускают программы в защищённом 32-битном режиме и эмулируют исходные сервисы операционной системы. Обычно они поддерживают стандарт DOS Protected Mode Interface (DPMI). Самый известный и широко используемый (в компьютерных играх) расширитель — DOS/4GW.

Существует несколько ветвей DOS для ПК. Все они схожи по наборам команд и базовой функциональности, но различаются производительностью, стабильностью работы и дополнительными функциями.

  • АДОС — советский клон для ПК Искра-1030.
  • Альфа-ДОС — советский клон для ПК ЕС-1840.
  • ЯНУС — советский клон для ПК ЕС-1840.
  • DR-DOS (Novell DOS, Caldera DR-DOS, OpenDOS) — выпущена Digital Research в 1991 году, перекуплена компанией Novell в 1993 году, затем компанией Caldera.
  • FreeDOS — выпущена в 1994 году. Свободная DOS, изначально называлась PD-DOS.
  • FreeDOS-32 — свободная 32-битная DOS. Не требует расширителей для запуска 32-битных приложений. Планируется избавиться и от других ограничений DOS (добавление поддержки других файловых систем, многозадачности и т. п.).
  • LZ-DOS — репак MS-DOS 7.1 — из ядра системы удалена картинка с приветствием Windows, файлы IO.SYS и COMMAND.COM сжаты. Добавлена возможность запуска Windows 3.1. В целом, система сделана более совместимой и оптимизирована так, чтобы занимать минимальный объём дискового пространства.[7]
  • MS-DOS — выпущена компанией Microsoft в 1981 году.
  • Paragon DOS Pro (первоначальное название — PT$-DOS). Ветка PTS-DOS, выпущенная компанией Paragon Software после того, как её основатели, включая ведущего разработчика PTS-DOS, ушли из «Физтех-софт», основав собственную компанию. Последние версии этой ветки включают поддержку FAT32.
  • PC DOS — выпущена компанией IBM в 1981 году.
  • PTS-DOS — выпущена компанией «Физтех-софт» в 1991 году или ранее.
  • QDOS (Quick and Dirty Operating System) — клон CP/M, созданный в 1980 году Тимом Патерсоном (Tim Paterson) из Seattle Computer Products (SCP) для новых процессоров Intel 808x, был куплен Microsoft за 50 тыс. долл. и стал MS-DOS/PC-DOS.
  • ROM-DOS[8] — ОС компании Datalight для встроенных систем.

DOS для других платформ

Дистрибутивы DOS

Появление FreeDOS, а также развитие свободного программного обеспечения и особенно DJGPP, привело к появлению полностью свободного дистрибутива DOS GNU/DOS. В его состав входят популярные GNU-приложения, такие как vim (текстовый редактор), Arachne (веб-браузер, почтовый клиент и файловый менеджер), OpenGEM (графический пользовательский интерфейс), различные средства разработки программного обеспечения для DOS. Его объём составляет более 70 Мб двоичных программ, а также более 200 Мб двоичных программ и их исходников. GNU/DOS может пригодиться пользователям старых компьютеров, желающим пользоваться самыми современными версиями программ, а также разработчикам, которым необходимо полное управление оборудованием компьютера.

Эмуляторы DOS для ПК

См. также

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

ДИСКОВАЯ ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА — это… Что такое ДИСКОВАЯ ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА?


ДИСКОВАЯ ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА

ДИСКОВАЯ ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА (ДОС), компьютерная операционная система, разработанная в начале 1980-х гг. корпорацией «Майкрософт» для использования на ранних версиях персональных компьютеров IBM (International Bureau Machines). ДОС до сих пор используют на многих персональных компьютерах по всему миру, хотя ей на смену все больше приходят операционные системы типа «Виндоуз», также разработанные в «Майкрософт».

Научно-технический энциклопедический словарь.

  • ДИСКЕТА
  • ДИСЛОКАЦИЯ

Смотреть что такое «ДИСКОВАЯ ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА» в других словарях:

  • Дисковая операционная система — операционная система, загружаемая в компьютер с диска. По английски: Disk Operating System Синонимы: ДОС Синонимы английские: DOS См. также: Дисковые операционные системы Операционные системы Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

  • дисковая операционная система — ДОС Часто подразумевается MS DOS серия операционных систем компании Microsoft. [http://www.morepc.ru/dict/] Тематики информационные технологии в целом Синонимы ДОС EN Disk Operation SystemDOS …   Справочник технического переводчика

  • ДИСКОВАЯ ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА (ДОС) — (disk operating system, DOS) Операционная система (operating system), предназначенная для использования в компьютерах, которые имеют один или несколько дисководов (disk drives). Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА М , Издательство Весь Мир .… …   Словарь бизнес-терминов

  • дисковая операционная система для персональных ЭВМ — Разработана фирмой IBM для ПЭВМ серии IBM PC на основе МП типа 8086/80826. (См: MS DOS.) [Е.С.Алексеев, А.А.Мячев. Англо русский толковый словарь по системотехнике ЭВМ. Москва 1993] Тематики информационные технологии в целом EN personal computer… …   Справочник технического переводчика

  • базовая дисковая операционная система — БДОС — [Е.С.Алексеев, А.А.Мячев. Англо русский толковый словарь по системотехнике ЭВМ. Москва 1993] Тематики информационные технологии в целом Синонимы БДОС EN basic disk operating systemBDOS …   Справочник технического переводчика

  • основная дисковая операционная система — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999] Тематики электротехника, основные понятия EN basic disk operating systemBDOS …   Справочник технического переводчика

  • Операционная система MS-DOS — разработанная корпорацией Microsoft однопользовательская дисковая операционная система с текстовым интерфейсом, обеспечивающая поддержку и ведение файлов в структуре многоуровневых каталогов. По английски: MS DOS operating system См. также:… …   Финансовый словарь

  • операционная система — (ОС), комплекс программ, постоянно находящихся в памяти компьютера, организующих работу устройств компьютера, загрузку и выполнение прикладных программ, взаимодействие (интерфейс) компьютера с пользователем. Наиболее распространённой операционной …   Энциклопедия техники

  • Операционная система — У этого термина существуют и другие значения, см. Операционная система (значения). Запрос «OS» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Операционная система, сокр. ОС (англ. operating system, OS)  комплекс управляющих и… …   Википедия

  • Агат (компьютер) — У этого термина существуют и другие значения, см. Агат (значения). «Агат»  первый советский серийный универсальный 8 разрядный персональный компьют …   Википедия


dic.academic.ru

Дисковая ОС Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. DOS (значения).

DOS (англ. Disk Operating System — дисковая операционная система, ДОС) — в широком смысле слова, операционная система для компьютеров, ориентированных на использование дисковых накопителей, таких как жёсткий диск и дискета[1]. Любая ДОС поддерживает одну или несколько файловых систем для организации хранения, чтения и записи с накопителей. Современные графические ОС, такие как Windows или Linux, также подпадают под это понятие. В случае бездисковой загрузки ОС всё равно работает с сетевыми накопителями[2].

Ранние версии компьютеров не имели дисковых накопителей, и управлялись бездисковыми ОС[3]. Главным недостатком при работе с ними была необходимость загрузки пользовательских программ с ленты, перфокарт, клавиатуры, установкой перемычек. С появлением дисковых накопителей (магнитного типа) потребовалось разработать подпрограммы управления ими. ДОС представляет собой объединение ОС и дискового интерфейса[4].

Кроме доступа к дискам, ДОС предоставляет и обычные системные функции, такие как ввод и вывод на консоль/клавиатуру, порты, операции с памятью, процессами. Существовали операционные системы с таким названием для больших ЭВМ производства IBM и их клонов в 1960—1980-х годах. Ввиду широкого распространения однозадачной текстовой MS-DOS и её конкурентов на персональных компьютерах, термин «DOS» обычно применяли в этом, узком смысле[5].

DOS является однозадачной операционной системой[6]. После запуска управление передаётся прикладной программе, которая получает в своё распоряжение все ресурсы компьютера и может осуществлять ввод-вывод посредством как функций, предоставляемых операционной системой, так и функций базовой системы ввода-вывода (BIOS), а также работать с устройствами напрямую.

DOS имеет консольную систему ввода-вывода и поддерживает три стандартных потока: stdin, stdout и stderr.

DOS — 16-битная операционная система, работающая в реальном режиме процессора, поэтому для расширения возможностей и преодоления ограничений реального режима были созданы так называемые расширители DOS. Они запускают программы в защищённом 32-битном режиме и эмулируют исходные сервисы операционной системы. Обычно они поддерживают стандарт DOS Protected Mode Interface (DPMI). Самый известный и широко используемый (в компьютерных играх) расширитель — DOS/4GW.

Существует несколько ветвей DOS для ПК. Все они схожи по наборам команд и базовой функциональности, но различаются производительностью, стабильностью работы и дополнительными функциями.

  • АДОС — советский клон для ПК Искра-1030.
  • Альфа-ДОС — советский клон для ПК ЕС-1840.
  • ЯНУС — советский клон для ПК ЕС-1840.
  • DR-DOS (Novell DOS, Caldera DR-DOS, OpenDOS) — выпущена Digital Research в 1991 году, перекуплена компанией Novell в 1993 году, затем компанией Caldera.
  • FreeDOS — выпущена в 1994 году. Свободная DOS, изначально называлась PD-DOS.
  • FreeDOS-32 — свободная 32-битная DOS. Не требует расширителей для запуска 32-битных приложений. Планируется избавиться и от других ограничений DOS (добавление поддержки других файловых систем, многозадачности и т. п.).
  • LZ-DOS — репак MS-DOS 7.1 — из ядра системы удалена картинка с приветствием Windows, файлы IO.SYS и COMMAND.COM сжаты. Добавлена возможность запуска Windows 3.1. В целом, система сделана более совместимой и оптимизирована так, чтобы занимать минимальный объём дискового пространства.[7]
  • MS-DOS — выпущена компанией Microsoft в 1981 году.
  • Paragon DOS Pro (первоначальное название — PT$-DOS). Ветка PTS-DOS, выпущенная компанией Paragon Software после того, как её основатели, включая ведущего разработчика PTS-DOS, ушли из «Физтех-софт», основав собственную компанию. Последние версии этой ветки включают поддержку FAT32.
  • PC DOS — выпущена компанией IBM в 1981 году.
  • PTS-DOS — выпущена компанией «Физтех-софт» в 1991 году или ранее.
  • QDOS (Quick and Dirty Operating System) — клон CP/M, созданный в 1980 году Тимом Патерсоном (Tim Paterson) из

ru-wiki.ru

Общая характеристика операционных систем современных пвэм

Здесь я хочу представить наиболее распространенные операционные системы, которыми мы пользуемся в повседневной работе: Dos, Windows 3.+, Windows 95.

Дисковая Операционная Система (dos)

Операционная система DOS состоит из следующих частей:

Операционная система — это программа, которая загружается при включении компьютера. Она производит диалог с пользователем, осуществляет управление компьютером, его ресурсами (оперативной памятью, местом на дисках и т.д.), запускает другие (прикладные) про­граммы на выполнение. Операционная система обеспечивает пользова­телю и прикладным программам удобный способ общения (интерфейс) с устройствами компьютера.

Основная причина необходимости операционной системы состоит в том, что элементарные операции для работы с устройствами компьюте­ра и управления ресурсами компьютера — это операции очень низкого уровня, поэтому действия, которые необходимы пользователю и при­кладным программам, состоят из нескольких сотен или тысяч таких элементарных операций.

Базовая система ввода-вывода (BIOS), находящаяся в постоян­ной памяти (постоянном запоминающем устройстве, ПЗУ) компьюте­ра. Эта часть операционной системы является «встроенной» в компью­тер. Ее назначение состоит в выполнении наиболее простых и универ­сальных услуг операционной системы, связанных с осуществлением ввода-вывода. Базовая система ввода-вывода содержит также тест фун­кционирования компьютера, проверяющий работу памяти и устройств компьютера при включении его электропитания. Кроме того, базовая система ввода-вывода содержит программу вызова загрузчика операци­онной системы.

Загрузчик операционной системы это очень короткая про­грамма, находящаяся в первом секторе каждой дискеты с операцион ной системой DOS. Функция этой программы заключается в считыва нии в память еще двух модулей операционной системы, которые и за­вершают процесс загрузки DOS.

Па жестком диске (винчестере) загрузчик операционной системы состоит из двух частей. Это связано с тем, что жесткий диск может быть разбит на несколько разделов (логических дисков). Первая часть загрузчика находится в первом секторе жесткого диска, она выбирает,с какого из разделов жесткого диска следует продолжить загрузи Вторая часть загрузчика находится в первом секторе этого раздел она считывает в память модули DOS и передает им управление.

Дисковые файлы 10.SYS и MSDOS.SYS (они могут называться по-другому, например IВМВ.СОМ и IBMDOS.COM для PC DO; URBIOS.SYS и DRDOS.SYS для DR DOS, — названия меняются в зaвисимости от версии операционной системы). Они загружаются в пaмять загрузчиком операционной системы и остаются в памяти компь тера постоянно. Файл I0.SYS представляет собой дополнение к базoвой системе ввода-вывода в ПЗУ. Файл MSDOS.SYS реализует основные высокоуровневые услуги DOS.

Командный процессор DOS обрабатывает команды, вводимые пользователем. Командный процессор находится в дисковом файл! COMMAND.СОМ на диске, с которого загружается операционная система. Некоторые команды пользователя, например Type, Dir или Сор) командный процессор выполняет сам. Такие команды называютс внутренними. Для выполнения остальных (внешних) команд пользователя командный процессор ищет на дисках программу с соответствующим именем и если находит ее, то загружает в память и передает eй управление. По окончании работы программы командный процессор удаляет программу из памяти и выводит сообщение о готовности к вы полнению команд (приглашение DOS).

Внешние команды DOS это программы, поставляемые вместе с операционной системой в виде отдельных файлов. Эти программы выполняют действия обслуживающего характера, например форматированние дискет, проверку дисков и т.д.

Драйверы устройств это специальные программы, которые дополняют систему ввода-вывода DOS и обеспечивают обслуживание новых или нестандартное использование имеющихся устройств. Например, с помощью драйверов возможна работа с «электронным диском» т.е. частью памяти компьютера, с которой можно работать так же, как с диском. Драйверы загружаются в память компьютера при загрузке операционной системы, их имена указываются в специальном файл CONFIG.SYS. Такая схема облегчает добавление новых устройств позволяет делать это, не затрагивая системные файлы DOS.

studfiles.net

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *