Школьные олимпиады — это… Что такое Школьные олимпиады?
Школьные олимпиады
Согласно положению о школьных предметных олимпиадах, предметная олимпиада — это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления.
Эти олимпиады проводятся с целью выявления наиболее талантливых учащихся в различных областях науки, предоставления возможностей всем желающим учащимся проверить свои знания в определенной научной области в условиях соревнования, привлечения учащихся к научно-исследовательской работе.
Предметные олимпиады проводятся, как правило, в несколько туров: школьный, городской (районный), областной, российский, международный.
Школьные олимпиады проводятся по следующим предметам:
на I ступени обучения (начальная школа) — русский язык, математика;
на II ступени обучения (среднее звено) — литература, математика, физика, химия, биология, иностранный язык, история, русский язык, география, обществознание, технология.
Предметные олимпиады проводятся в учебные дни по согласованию с администрацией школы. Критерии оценки заданий определяются членами жюри. Каждое задание оценивается отдельно. Победителями считаются учащиеся, занявшие I, II, III места.
Победители школьного тура предметных олимпиад награждаются грамотами и представляются к участию в следующем туре в соответствии с положением о городской олимпиаде по каждому предмету.
В конце учебного года на заключительной школьной линейке подводятся итоги участия учащихся школы во всех турах предметных олимпиад. Учащиеся, показавшие наиболее высокие результаты, награждаются памятными подарками.
Олимпиады проводятся ежегодно с 1 сентября по 31 марта и включают не менее двух обязательных этапов:
— отборочный этап, который проводится в очной или заочной форме в период с 1 сентября по 31 января;
— заключительный этап, который проводится в очной форме в период с 1 февраля по 31 марта.
Количество и формы проведения этапов олимпиады определяются организатором (организаторами) олимпиады.
Совет олимпиад формирует проект перечня олимпиад и определяет их уровни. Минобрнауки России ежегодно в срок до 1 ноября утверждает перечень олимпиад, общеобразовательные предметы (комплексы предметов), по которым проводится олимпиада; общеобразовательные предметы, соответствующие профилю олимпиады; полное наименование организатора (организаторов) олимпиады; до 10 мая утверждает уровни олимпиад, включенных в перечень олимпиад.
В соответствии с пунктом 3 Закона Российской Федерации «Об образовании» и пунктом 3 статьи 11 Федерального закона «О высшем послевузовском профессиональном образовании», победители и призеры олимпиад школьников принимаются в государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады школьников.
Порядок приема установлен Приказом Минобрнауки России от 22 октября 2007 г. (с последующими изменениями) «Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников», согласно которому при поступлении в государственные и муниципальные вузы победителям и призерам олимпиад школьников по решению вуза предоставляется одна из льгот первого или второго порядка. Льготы предоставляются в зависимости от общеобразовательного предмета, соответствующего профилю и уровня олимпиады и действительны в течение одного года с момента утверждения списков победителей и призеров олимпиады.
Льготой первого порядка является зачисление в образовательное учреждение профессионального образования без вступительных испытаний на направления подготовки (специальности), соответствующие профилю олимпиады. При этом соответствие реализуемых образовательным учреждением направлений подготовки (специальностей) профилю олимпиады образовательное учреждение определяет самостоятельно, принимая за основу общеобразовательные предметы, соответствующие профилю олимпиады.
Льготой второго порядка является приравнивание к лицам, набравшим максимальное количество баллов по единому государственному экзамену по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады, или к лицам, успешно прошедшим дополнительные вступительные испытания профильной (при поступлении в образовательные учреждения высшего профессионального образования), творческой и (или) профессиональной направленности в порядке, определяемом образовательным учреждением.
В случае предоставления льготы победителям (призерам), включенной в перечень олимпиады по конкретному общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады, вуз предоставляет аналогичную льготу победителям (призерам) всех олимпиад того же уровня по этому общеобразовательному предмету, а также такую же льготу или льготу первого порядка победителям (призерам) всех олимпиад более высокого уровня.
Общеобразовательные предметы, соответствующие профилю олимпиады, определены перечнем.
Победители и призеры олимпиад школьников, включенных в перечень, приравниваемые к лицам, набравшим максимальное количество баллов по единому государственному экзамену по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады, могут не представлять свидетельство о результатах ЕГЭ (его копию), либо сведения о сдаче ЕГЭ и его результатах по такому общеобразовательному предмету.
В Российской Федерации проходят две независимые друг от друга олимпиады: предметные олимпиады школьников и Всероссийская олимпиада школьников.
Приказ министерства образования и науки РФ «Об утверждении Положения о Всероссийской олимпиаде школьников» от 2 декабря 2009 г. (зарегистрирован в Минюсте РФ 20 января 2010 г.) вступил в силу 9 февраля 2010 г.
В соответствии с этим документом, основными целями и задачами олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний, привлечение ученых и практиков соответствующих областей к работе с одаренными детьми, отбор наиболее талантливых обучающихся в состав сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.
Всероссийская олимпиада состоит из четырех этапов: школьного, муниципального, регионального и заключительного. Проводится она по 21 предмету.
Организаторами этапов Олимпиады являются: школьного этапа — образовательные организации; муниципального этапа — органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования; регионального этапа ‑ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования; организатором заключительного этапа является Федеральное агентство по образованию (Рособразование).
В первом — школьном — этапе участвуют ученики 5-11 классов. В следующем — муниципальном ‑ соревнуются учащиеся 7-11 классов. Региональный тур — для 9-11 классов. Затем финалисты приглашаются для участия в заключительном этапе. Победители и призеры этого этапа Всероссийской олимпиады вне конкурса зачисляются на профильный факультет любого вуза или колледжа страны. Достаточно предъявить диплом победителя, аттестат о полном среднем образовании (вместе с документом о ЕГЭ) и паспорт. На какой именно факультет или специальность принять абитуриента-олимпийца, решает вуз.
Победителей такой олимпиады немного ‑ несколько десятков человек на всю Россию.
Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.
news_enc.academic.ru
Всероссийская олимпиада школьников 2017/18: где найти информацию
ПодборкаВы узнаете: где найти полезную информацию о проведении олимпиады в регионах России. Олимпиада проводится в четыре этапа. В сентябре-октябре проходит школьный этап, затем — муниципальный. В январе-феврале состоится региональный этап. Заключительный этап пройдет в марте-апреле 2018 года.
Редакция сайта 18 декабря 2017 | Математика Информатика Физика Химия Биология География История Обществознание Право Экономика Русский язык Литература Французский язык Немецкий язык Английский язык Испанский язык Китайский язык Итальянский язык Астрономия Экология Технология Искусство ОБЖ Физическая культураи еще 22 предмета |
Ниже собраны ссылки с полезной информацией о проведении всероссийской олимпиады школьников в регионах России.
Всероссийская олимпиада школьников проходит по 24 общеобразовательным предметам во всех регионах страны. Ежегодно в ней участвуют более 7 миллионов школьников.
Вся официальная информация публикуется на портале всероссийской олимпиады школьников.
Если у вас есть информация о проведении всероссийской олимпиады школьников в вашем регионе, напишите об этом в комментариях. Информация будет обновляться и дополняться.
Еще по теме 47 комментариев
edu03.ru/olympics/Ol2014
Информация об олимпиаде в республике Бурятия cskan1 16 января 2014 ОтветитьПодскажите пожалуйста,где можно посмотреть результаты по Орловской области,а то что-то на сайте ,который у вас в ссылке никак не найду Krolik 23 января 2014 Ответить edu-shmr.ru/vserossijskaya-olimpiada-shkolnikov/item/434-rezultaty-regionalnogo-etapa-vserossijskoj-olimpiady-shkolnikov-2014-2015-uchebnogo-goda удачи! Романиус 1 февраля 2015 Ответить www.arkh-edu.ru/olympics/vo/ — Архангельская область. ArnaLin 15 января 2015 Ответить new.dm-centre.ru/parts/centrs/crod/vsosh-2015.php Свердловская область velena237 23 января 2015 Ответить Спасибо! Добавили информацию: info.olimpiada.ru/article/447
Следите за региональным этапом вместе с нами! Анастасия Орлова 23 января 2015 ОтветитьСвердловская область и Екатеринбург: итоговые протоколы — рейтинги регионального этапа по всем предметам размещены на сайте — new.dm-centre.ru/parts/centrs/crod/vsosh-2015.php vaa1971 24 января 2015 Ответить в курской области информация прошлого века, что это такое, невозможно ничего найти про городскую олимпиаду, осталось 2 недели, а ничего нет Lilli 10 ноября 2015 Ответить Только если они выполняли задания школьного и муниципального этапа за 9 или более старший класс. Если участник писал муниципальный этап за 8 класс, то всероссийская олимпиада в этом году для него завершилась. Александра Новикова 12 января 2016 Ответить Здравствуйте, когда и где будет проводится заключительный этап всероссийской олимпиады по экологии, и когда объявят список участников? Yakov Lushkov 16 февраля 2016 Ответить где списки уучастников заключительного этапа вош лаптев 15 марта 2016 Ответить А как поучаствовать, если твой регион не входит в список. Можно ли поучаствовать? Alina_000 23 ноября 2016 Ответить Здравствуйте, где и когда можно будет узнать результаты муниципального этапа олимпиады по праву? ddashaa211 25 ноября 2016 Ответить Здравствуйте. Можно ли узнать результаты муниципального этапа олимпиады по русскому языку, если мой регион не входит в список? PrincessaLu 28 ноября 2016 Ответить Чувашия
Где найти задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады 2013/2014, 14/15, 15/16 уч./г.? никнапа 30 ноября 2016 ОтветитьЗдравствуйте!
На сайте есть задания и решения этих лет муниципального этапа ВОШ в Москве.
http://info.olimpiada.ru/.. — выбираете олимпиаду, слева переходите по вкладке задания, справа можно будет выбрать год. Александра Новикова 1 декабря 2016 ОтветитьЗдравствуйте!
На сайте есть задания и решения этих лет муниципального этапа ВОШ в Москве.
http://info.olimpiada.ru/.. — выбираете олимпиаду, слева переходите по вкладке задания, справа можно будет выбрать год. Александра Новикова 1 декабря 2016 ОтветитьГде можно распечатать диплом за призёрство в муниципальном туре по обществознанию в Московской области? София Свиридова 20 апреля 2017 Ответить
olimpiada.ru
Школьные олимпиады. Справка — РИА Новости, 29.10.2010
Согласно положению о школьных предметных олимпиадах, предметная олимпиада — это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления.
Согласно положению о школьных предметных олимпиадах, предметная олимпиада — это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления.
Эти олимпиады проводятся с целью выявления наиболее талантливых учащихся в различных областях науки, предоставления возможностей всем желающим учащимся проверить свои знания в определенной научной области в условиях соревнования, привлечения учащихся к научно-исследовательской работе.
Предметные олимпиады проводятся, как правило, в несколько туров: школьный, городской (районный), областной, российский, международный.
Школьные олимпиады проводятся по следующим предметам:
на I ступени обучения (начальная школа) — русский язык, математика;
на II ступени обучения (среднее звено) — литература, математика, физика, химия, биология, иностранный язык, история, русский язык, география, обществознание, технология.
Предметные олимпиады проводятся в учебные дни по согласованию с администрацией школы. Критерии оценки заданий определяются членами жюри. Каждое задание оценивается отдельно. Победителями считаются учащиеся, занявшие I, II, III места.
Победители школьного тура предметных олимпиад награждаются грамотами и представляются к участию в следующем туре в соответствии с положением о городской олимпиаде по каждому предмету.
В конце учебного года на заключительной школьной линейке подводятся итоги участия учащихся школы во всех турах предметных олимпиад. Учащиеся, показавшие наиболее высокие результаты, награждаются памятными подарками.
Олимпиады проводятся ежегодно с 1 сентября по 31 марта и включают не менее двух обязательных этапов:
— отборочный этап, который проводится в очной или заочной форме в период с 1 сентября по 31 января;
— заключительный этап, который проводится в очной форме в период с 1 февраля по 31 марта.
Количество и формы проведения этапов олимпиады определяются организатором (организаторами) олимпиады.
Совет олимпиад формирует проект перечня олимпиад и определяет их уровни. Минобрнауки России ежегодно в срок до 1 ноября утверждает перечень олимпиад, общеобразовательные предметы (комплексы предметов), по которым проводится олимпиада; общеобразовательные предметы, соответствующие профилю олимпиады; полное наименование организатора (организаторов) олимпиады; до 10 мая утверждает уровни олимпиад, включенных в перечень олимпиад.
В соответствии с пунктом 3 Закона Российской Федерации «Об образовании» и пунктом 3 статьи 11 Федерального закона «О высшем послевузовском профессиональном образовании», победители и призеры олимпиад школьников принимаются в государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады школьников.
Порядок приема установлен Приказом Минобрнауки России от 22 октября 2007 г. (с последующими изменениями) «Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников», согласно которому при поступлении в государственные и муниципальные вузы победителям и призерам олимпиад школьников по решению вуза предоставляется одна из льгот первого или второго порядка. Льготы предоставляются в зависимости от общеобразовательного предмета, соответствующего профилю и уровня олимпиады и действительны в течение одного года с момента утверждения списков победителей и призеров олимпиады.
Льготой первого порядка является зачисление в образовательное учреждение профессионального образования без вступительных испытаний на направления подготовки (специальности), соответствующие профилю олимпиады. При этом соответствие реализуемых образовательным учреждением направлений подготовки (специальностей) профилю олимпиады образовательное учреждение определяет самостоятельно, принимая за основу общеобразовательные предметы, соответствующие профилю олимпиады.
Льготой второго порядка является приравнивание к лицам, набравшим максимальное количество баллов по единому государственному экзамену по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады, или к лицам, успешно прошедшим дополнительные вступительные испытания профильной (при поступлении в образовательные учреждения высшего профессионального образования), творческой и (или) профессиональной направленности в порядке, определяемом образовательным учреждением.
В случае предоставления льготы победителям (призерам), включенной в перечень олимпиады по конкретному общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады, вуз предоставляет аналогичную льготу победителям (призерам) всех олимпиад того же уровня по этому общеобразовательному предмету, а также такую же льготу или льготу первого порядка победителям (призерам) всех олимпиад более высокого уровня.
Общеобразовательные предметы, соответствующие профилю олимпиады, определены перечнем.
Победители и призеры олимпиад школьников, включенных в перечень, приравниваемые к лицам, набравшим максимальное количество баллов по единому государственному экзамену по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады, могут не представлять свидетельство о результатах ЕГЭ (его копию), либо сведения о сдаче ЕГЭ и его результатах по такому общеобразовательному предмету.
В Российской Федерации проходят две независимые друг от друга олимпиады: предметные олимпиады школьников и Всероссийская олимпиада школьников.
Приказ министерства образования и науки РФ «Об утверждении Положения о Всероссийской олимпиаде школьников» от 2 декабря 2009 г. (зарегистрирован в Минюсте РФ 20 января 2010 г.) вступил в силу 9 февраля 2010 г.
В соответствии с этим документом, основными целями и задачами олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний, привлечение ученых и практиков соответствующих областей к работе с одаренными детьми, отбор наиболее талантливых обучающихся в состав сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.
Всероссийская олимпиада состоит из четырех этапов: школьного, муниципального, регионального и заключительного. Проводится она по 21 предмету.
Организаторами этапов Олимпиады являются: школьного этапа — образовательные организации; муниципального этапа — органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования; регионального этапа ‑ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования; организатором заключительного этапа является Федеральное агентство по образованию (Рособразование).
В первом — школьном — этапе участвуют ученики 5-11 классов. В следующем — муниципальном ‑ соревнуются учащиеся 7-11 классов. Региональный тур — для 9-11 классов. Затем финалисты приглашаются для участия в заключительном этапе. Победители и призеры этого этапа Всероссийской олимпиады вне конкурса зачисляются на профильный факультет любого вуза или колледжа страны. Достаточно предъявить диплом победителя, аттестат о полном среднем образовании (вместе с документом о ЕГЭ) и паспорт. На какой именно факультет или специальность принять абитуриента-олимпийца, решает вуз.
Победителей такой олимпиады немного ‑ несколько десятков человек на всю Россию.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
ria.ru
4 преимущества, которые дают школьные олимпиады
У людей, имеющих отношение к школе, при слове «олимпиада» в голове вряд ли тут же возникает образ древнегреческих атлетов или милого олимпийского мишки. Все это уступает место интеллектуальным школьным соревнованиям. Куратор межрайонного совета директоров по проведению олимпиад Анна Кузнецова рассказала «Мелу» — для чего нужны олимпиады и конкурсы, которые ежегодно проводятся во всех российских школах.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Состязания во всех сферах жизни давно стали общим местом. И интеллектуальные соревнования, проводимые наряду со спортивными, известны историкам с самых давних времен. В 1896 году в Афинах прошли возрожденные Пьером де Кубертеном спортивные олимпийские игры, а за десять лет до этого в 1886 году в России начали проводиться конкурсы по решению задач. Настоящее олимпиадное движение началось уже в СССР, когда в 1934 году в Ленинграде и в 1935 в Москве — были организованы первые математические олимпиады для школьников, которые с тех пор проводятся ежегодно.
«На олимпиады могут приходить все, кто хотят — младшие и старшие, троечники и отличники, „физики“ и „лирики“. Ваши оригинальные идеи и нестандартное мышление помогут справиться с заданиями, а сама жизнь в этом удивительном мире — раскрыть свои таланты и расширить кругозор», — так приглашает к участию сайт Olimpiada.ru, на котором собрана информация о массе предметных олимпиад и конкурсов.
Для чего же нужны все эти многочисленные олимпиады и конкурсы, которые ежегодно проводятся во всех российских школах?
1. Поступление в вуз
Хотя основная задача, которую ставят перед собой организаторы предметных олимпиад, заинтересовать учащихся тем или иным предметом, всем известно, что главная причина массового внедрения олимпиад в школы — они стали единственной альтернативой ЕГЭ. Здесь опубликован список олимпиад разных уровней, которые дают льготы при поступлении.
Победители заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников получают возможность поступить без экзаменов в любой вуз на профильное направление по предмету олимпиады. При поступлении на непрофильное направление диплом засчитывается как 100 баллов за ЕГЭ по предмету.
Дипломы перечневых олимпиады (чаще всего это олимпиады, которые проводят сами вузы), надо подтверждать через сдачу ЕГЭ, то есть набрать на экзамене определенное количество баллов. Льготы при поступлении по таким олимпиадам вузы определяют самостоятельно: это может быть и поступление без экзаменов, и 100 баллов за ЕГЭ по предмету.
Интересным опытом поделилась студентка Сорбонны, выпускница лицея, где я преподаю. При поступлении в Сорбонну (не готова утверждать, что не распространяется и на другие европейские вузы) оказывается важным не количество баллов по ЕГЭ, а наличие как можно большего числа «корочек» и дипломов интеллектуальных соревнований — олимпиад и конкурсов.
Интересен для родителей и школьников будет и тот факт, что по новой редакции Положения об олимпиадах, результаты действуют четыре года, так что уже в 9 классе, а по некоторым предметам и в 8-м, можно «заработать» поступление в вуз.
2. Деньги
Победители Всероссийской олимпиады получают президентскую премию. Помимо этого, существуют олимпиады, проводимые благотворительными организациями и фондами, победители и призеры которых могут быть награждены грантами на обучение или денежными премиями.
3. Интерес
Вот уже восьмой десяток лет авторы олимпиадных заданий из кожи вон лезут, чтобы придумать что-то по-настоящему интересное и нестандартное, чтобы привлечь внимание ребят к настоящей жемчужине человеческой мысли — науке во всех ее ипостасях. Хотя олимпийские задания, особенно на школьном уровне, не выходят за рамки школьной программы, но могут и ее положения представить в весьма необычном свете.
Олимпиады отделения теоретической и прикладной лингвистики филфака МГУ, проводимые с 60-х годов прошлого века, участники разных поколений вспоминают как необычайно интересные праздники мысли. Они не давали ни денег, ни рейтинга, ни поступления, но сам процесс участия был очень интересным.
Кстати, если вы прошли на региональный или федеральный уровень той или иной олимпиады, есть вероятность, что вы попадете в крутую команду единомышленников. И с удивлением обнаружите, что «олимпиадники» — это не ботаны в очках, не расстающиеся с томами научных трудов, а очень интересные ребята, с кем можно «зажечь» на рок-концерте, придумать квест или сыграть на одной сцене.
Заключительные этапы проходят в разных городах России — чудесная возможность для насыщенного знаниями путешествия
Ну а дальше можно не останавливаться. Буквально на днях юный математик Ваня Фролов получил очередное золото на международной олимпиаде в Румынии, ранее он одерживал победы на олимпиадах в Китае, Казахстане, Таиланде.
Конечно, не стоит гнаться за такими рекордами, как у школьницы Анны Андреевой, которая несколько лет назад за один учебный год успела поучаствовать в 25 олимпиадах и победить в 13 из них, но попробовать свои силы хотя бы в одной можно. А вдруг в вас дремлет великий математик, физик или географ, а на обычных скучных уроках никто его и не пробует разбудить?
4. Внутреннее спокойствие
Этот пункт связан с вышеизложенными. Представляете, вы уже поступили, познакомились с кучей интересных людей, денег заработали, да еще и спать можете спокойно, пока все трясутся, как бы им не поставить случайно букву не в ту строчку.
Для чего нужны олимпиады учителям и школе
Очень часто пишут, что олимпиады учителям нужны куда больше, чем детям. В этом есть своя доля истины. С тех пор, как жизнь школы стала жестко регламентироваться по абсолютно всем параметрам (впрочем, такой школа была всегда, просто каждой эпохе свойственна своя регламентация), показатели успешности работы учителя стали измеряться в том числе и в победителях олимпиад.
Возможность повысить квалификационную категорию (читай — зарплату) значительно повышается у учителей, чьи ученики успешны в олимпиадах и конкурсах
А для школ рейтинг (а с ним и финансирование, и номинирование на гранты) формируется в том числе и из количества участников, призеров, победителей олимпиад, входящих в определенный перечень. И порой бывает даже обидно, что, придумывая новую интересную затею, в которой могут принять участие школьники разных организаций, первым вопросом у администрации встает: «А это влияет на рейтинг?» Вот олимпиады точно влияют. Участвуйте!
mel.fm
Как устроены школьные олимпиады и зачем они нужны / Newtonew: новости сетевого образования
Рассказывает: Алексей Вахов
технический директор образовательной платформы Учи.ру, обладатель золотой медали на международной олимпиаде по физике в 2000 г. в ЛондонеПуть олимпиадника
Я начал принимать участие в олимпиадах с 7 класса. Учился в обычной пермской школе. Моей первой олимпиадой стала школьная олимпиада по математике, а уже через год на областной я получил диплом 3-й степени. Тогда я любил решать задачки со звёздочкой и смотрел в журнале «Квант» выпуски с олимпиадами прошлых лет. Задания там были сложные, и поэтому интересные. Так и увлекся.
В 9-м классе перешёл в физико-математическую школу и с тех пор участвовал в профильных олимпиадах. Регулярно занимал призовые места на всех этапах всероссийских олимпиад, ездил на сборы, получал баллы в рейтинге… И вот, в 2000 году, в 11-м классе, оказался в числе пяти счастливчиков, которые поехали представлять Россию на международной олимпиаде в Лондоне. Я выиграл золотую медаль, а Россия в тот год в общем зачёте заняла второе место.
Кадр из к/ф «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
Источник: kinopoisk.ru
Как устроены олимпиады
Система всероссийской олимпиады состоит из нескольких этапов. Первый — школьная олимпиада, в ней могут принимать участие все желающие. Дальше призёры и победители в зависимости от баллов едут на районную и региональную. В международных олимпиадах, как правило, принимают участие одиннадцатиклассники. После заключительного этапа всероссийской олимпиады отбирают около 20 человек, которые борются за участие в международной. Из 20 остается 5 человек, которые едут представлять Россию за рубежом.
Если вы хотите в 11-м классе отправиться на международную олимпиаду, усиленно тренироваться нужно начинать не позднее, чем в 10-м классе: решать олимпиадные задания за 11-й и получить на всероссийской олимпиаде диплом 1-й или 2-й степени.
Какие преимущества дают олимпиады?
Победители и всероссийской, и международной олимпиады могут без экзаменов поступить в любой вуз страны.
Сейчас это равносильно 100 баллам ЕГЭ. После победы в лондонской олимпиаде я и многие ребята из нашей команды сразу поступили в МФТИ на факультет прикладной физики (ФОПФ). Сейчас, я знаю, туда со 100 баллами ЕГЭ сложно поступить, поэтому особенно учитываются дополнительные баллы и рейтинги.
Во-вторых, за победу дают президентскую премию. В-третьих, олимпиадники — это очень мощное сообщество единомышленников. И вовсе не все там «ботаны», нормальные ребята, с ними и повеселиться можно. Я со многими до сих пор дружу. И, конечно, каждому школьнику интересно посмотреть другие города. Это некое ощущение избранности — референтная группа, в которую ты попал.
Всеволод Тарасевич «На лекции математика Андрея Колмогорова», 1963-1964 гг.
Источник: russianphoto.ru
Как подготовиться к олимпиаде?
Чудес не бывает, нужна постоянная практика. Я не занимался обычной физикой ни на уроках, ни дома — всегда решал сложные задачи. Мне очень помог в этом мой преподаватель по физике Сергей Евгеньевич Полянский. Подготовка к олимпиаде — серьёзное занятие, и здесь интерес и самостоятельная работа, конечно, важны, но в первую очередь всё зависит от учителя. Да, к школьной олимпиаде можно подготовиться самому, я видел таких ребят. Но дальше уровня областной олимпиады подняться сложно. Учитель направит, подскажет, даст материал. Победителей-самоучек единицы, гораздо больше олимпиадников, которых готовят учителя.
Помимо интеллектуальной базы в олимпиаде важна выносливость. Решать задачи 4-5 часов без перерыва сложно и умственно, и физически. Эта «крепость» вырабатывается со временем с помощью постоянных тренировок.
Я помню, на олимпиаде в Лондоне вышел после первого тура и не мог вспомнить ни одного задания, настолько вымотался.
«Подводные камни»
Олимпиады — это определённый темп жизни. Здесь, как в спорте, работаешь на результат несколько лет. Но после 11-го класса всё заканчивается, нужно перестраиваться.
Реальная физика и математика, как и любые другие направления, сильно отличаются от олимпиадных.
В жизни нет задач, которые ты можешь решить за полчаса-час. По сути ты перестраиваешься под эту систему в вузе. Но олимпиаднику, вопреки распространенному мнению, намного сложнее это сделать.
Лично мне даже в Физтехе первые два года было легко, хоть там и матёрые физика с математикой. На третьем курсе начинаются специализации, а ты к тому времени уже теряешь первоначальный ритм. Олимпиадник тут может растеряться. У меня самого был трудный период. Очень важно, чтобы семья поддерживала рёбенка в момент перехода во взрослую жизнь, помогла ему адаптироваться и найти свой вид деятельности.
Всеволод Тарасевич «В аудитории», 1963-1964 гг.
Источник: russianphoto.ru
Карьерные перспективы победителей олимпиад
К 30 годам все мои ровесники-олимпиадники вышли на свои карьерные линии. Да, у многих был этот период потерянности, который я описывал выше. Но каждый нашёл себя, и всё у них в жизни сложилось. Во многом потому, что на олимпиадах закладывается очень хороший интеллектуальный базис. На эту плодородную почву надо только что-то засеять. Кто наукой занимался, имеют научные степени, статьи, открытия. Кто бизнесом занимался, тоже свои стартапы в прибыльные компании развили. На 4-м курсе я увлёкся программированием и инвестировал в него — и свои плоды сейчас уже получил.
Как развить интерес к олимпиадам у ребенка?
Заставить насильно невозможно. Здесь вариант только один: предлагать ребенку пробовать что-то увлекательное и новое для себя. Например, мы в Учи.ру делаем в понятной детям игровой форме онлайн-олимпиады — по математике, предпринимательству, русскому языку. Уже первоклассники могут попробовать свои силы в решении увлекательных задач, цель которых — развитие нестандартного мышления и раскрытие своего потенциала.
12 ноября как раз стартует пробный тур олимпиады «Плюс» для 1-4 классов. Вместе с Департаментом образования г. Москвы и Центром педагогического мастерства на базе нашей платформы мы разработали задания по математике, которые нравятся детям. При этом уровень сложности точно выверен, чтобы каждому ребенку было интересно принимать участие.
Пример задания из олимпиады «Плюс»
Источник: plus.olimpiada.ru
В первой олимпиаде «Плюс», например, была хорошая задача: расставить фигуры в трёхмерном пространстве так, чтобы они отбрасывали заданные тени на две стены. Проекции проходят в школе позднее, и ребёнку на бумаге такое задание сложно решить. Но благодаря интерактивному формату около 60% участников справились, потому что детям сначала показывали, как можно переносить фигуры и как они отбрасывают тени. Это большой успех для нас, так как мы сложную тему смогли объяснить через визуализацию, а ребенок мог таким образом сам решить более сложную для себя задачу.
Олимпиада «Плюс» — настоящий математический праздник для ребёнка.
В оформлении использована фотография Всеволода Тарасевича «Экзамен по математике в ЛЭТИ», 1960-е гг.
10 ноября 2016, 12:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
newtonew.com
В конце декабря начинаются заочные этапы многих предметных олимпиад Московской олимпиады школьников. Для школьников 11 классов эти этапы в нынешней нормативной базе имеют строго обязательный отборочный смысл — без успешного участия в оных нельзя участвовать в основных турах в феврале-марте (кроме победителей и призеров МОШ прошлого года). Для школьников более младших классов (даже 10, тем более 6–7) таких строгостей, конечно, нет — на традиционных олимпиадах по математике, физике, химии по-прежнему ждут всех желающих (в случае, когда заочный тур обязателен для всех, это отдельно оговорено). Однако приглашаем всех интересующихся школьников просто попробовать свои силы — олимпиадные задачи отличаются от привычных школьных — они не всегда сложнее, они просто ДРУГИЕ. Тем более, что для участия в таком соревновании не надо даже выходить из дому, не надо брать никаких направлений в школе, не надо пропускать занятия, решать задачи можно в удобное время в удобном режиме. Просто регистрируйтесь и приступайте. Сейчас открыты регистрации:
|
reg.olimpiada.ru
Название олимпиады | Как участвовать (классы) | Первый тур | Заключительный тур (проект графика) | ||
Московская математическая олимпиада |
| январь | 8-11 классы: 17 марта
11 класс (2 день): 23 марта | ||
Математический праздник |
| 17 февраля | |||
Московская олимпиада по физике |
| Очное задание 7-11 классы: 5-7 октября Заочные задания 7-11 классы: 8-9 декабря 11 классы: 20-21 января | 10 февраля
3 марта | ||
Московская олимпиада по химии |
| 21 декабря — 21 января | 24 февраля
24 марта | ||
Московская олимпиада по информатике (младшие классы) |
| 20 декабря — 9 февраля | 23 февраля | ||
Московская олимпиада по информатике (старшие классы) |
| 16 декабря 18 декабря — 19 февраля | 31 марта | ||
Московская олимпиада по географии |
| 5 декабря — 10 января | 24 февраля | ||
Традиционная олимпиада по лингвистике |
| 18-21 января | 10 февраля
3 марта | ||
Московская астрономическая олимпиада |
| 1-9 декабря
5-13 января | 5-11 классы: 9 февраля
8-11 классы (набл. тур): 5 марта | ||
Московская филологическая олимпиада |
| 1 ноября — 9 января | 16 февраля | ||
Московская олимпиада по экономике |
| 10-31 января | 10 марта | ||
Московская олимпиада по истории |
| 1-25 декабря | 2 марта | ||
Московская олимпиада по обществознанию |
| 1-25 декабря | 23 февраля | ||
Московская олимпиада по праву |
| 9 января — 8 февраля | 23 марта | ||
Московская олимпиада по латинскому языку и античной культуре |
| 21 января — 4 марта | 24 марта | ||
Московская олимпиада по биологии |
| 5-8 классы: 3 февраля
5 класс (прак. тур): 10 февраля | |||
Московская олимпиада по технологии: номинация «Умный дом» |
| 3-30 декабря | 1-2 марта | ||
Московская олимпиада по технологии: номинация «Культура дома и декоративно-прикладное творчество» |
| 3-30 декабря | 16 марта | ||
Московская олимпиада по технологии: номинация «Техника и техническое творчество» |
| 3-30 декабря | 16 марта | ||
Московская олимпиада по робототехнике |
| 1-10 февраля | 2 марта
16 марта | ||
Московская олимпиада по изобразительному искусству |
| Демонстрационный тур 26 сентября — 8 декабря Практический тур 8 декабря Теоретический тур 1-8 декабря | 2 февраля | ||
Московская олимпиада по финансовой грамотности |
| Пригласительный тур
8 сентября — 19 ноября
Отборочный тур 26 октября — 19 ноября | 16 декабря | ||
Московская предпрофессиональная олимпиада: инженерно-конструкторское направление |
| 23 марта
24 марта | |||
Московская предпрофессиональная олимпиада: научно-технологическое направление |
| 1-25 декабря | 24 марта | ||
Московская предпрофессиональная олимпиада: технологическое направление |
| 30 марта | |||
Московская олимпиада по комплексной безопасности (кадетская олимпиада) |
| 15-16 марта | |||
Московская олимпиада по истории искусств |
| 10 января — 10 февраля | 17 марта | ||
Московская олимпиада по экологии |
| 9 марта | |||
Московская олимпиада по французскому языку |
| 9 февраля |
mos.olimpiada.ru