Олимпиадные задания с ответами по биологии – Олимпиадные задания по Биологии

Олимпиада по биологии за 9 класс с ответами

Задание 1. Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них только один – верный. Отметьте верный ответ, подчеркнув его.

(КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ — 40)

1. Основным структурным и функциональным элементом организма человека является:

а – Орган;                     б – Клетка;                 в – Ткань.

2. Кто из перечисленных ученых предложил термин «экология» и дал определение этой   науке?

а — Жан Батист Ламарк;                            б — Чарлз Дарвин;

в — Эрнст Геккель;                                 г — Климент Аркадьевич Тимирязев.

3. Насекомых среди других членистоногих можно узнать по наличию у них:

а – Хитинового покрова;                   б – Трех пар ног;

в – Членистых конечностей;           г – Отделов тела.

4. Наследственная информация в клетке зашифрована в молекулах:

а – АТФ;                     б – ДНК;                      в – Белков.

5. Какова роль организмов-разрушителей в круговороте веществ в природе?

а – Разлагают остатки мертвых организмов до неорганических веществ;

б – Служат пищей для растений;

в – Создают органические вещества из неорганических;

г – Обогащают атмосферу кислородом.

6. Взаимоотношения «тля – муравей» — это:

а – Хищничество;                   б – Симбиоз;               в – Амменсализм.

7. Главный признак царства грибов:

а –  Наличие в клетках ядра;    б —  Наличие оболочки из хитиноподобного вещества;

в –  Питание готовыми органическими веществами;

г –  Клеточное строение организмов.

8. Транспортную функцию в организме выполняет:

а –  Кровь;                  б –  Жировая ткань;               в –  Хрящевая ткань.

9. Растения, достигшие в процессе эволюции наиболее высокого уровня организации, это:

а –  Покрытосеменные;                    б –   Голосеменные;

в –  Папаротниковидные;                  г –  Моховидные.

10. Гладкая эндоплазматическая сеть участвует в образовании:

а –  Белков;                 б –   Жиров;                 в –  Углеводов и жиров.

11. Микориза:

а –  Плодовое тело гриба;                 б –   Симбиоз гриба и корней дерева;

в –  Болезнь растений, вызываемая грибами;         г –  Часть грибницы.

12. К теплокровным животным относятся:

а –  Птицы;                 б –   Насекомые;                     в –  Пресмыкающиеся.

13. Растения класса однодольных имеют:

а –  Листья с параллельным жилкованием, стержневую корневую систему;

б – Листья с параллельным и дуговым жилкованием, мочковатую корневую систему;

в –  Листья с сетчатым жилкованием, стержневую корневую систему;

г –  Листья с сетчатым жилкованием, мочковатую корневую систему.

14. Скопление тел нейронов за пределами центральной нервной системы называется:

а –  Нервные узлы;                б –   Нервы;                 в –  Рецепторы.

15.     О единстве органического мира свидетельствует:

а –  Связь организмов со средой;

б –   Приспособленность организмов к среде обитания;

в –  Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов, разных царств

живой природы;

г –  Взаимосвязь клеток в организме.

16. Только для живых организмов характерно:

а –  Уменьшение веса;                      б –   Изменение окраски;

в –  Дыхание;                            г –  Взаимодействие со средой.

17. Грибы питаются:

а –  Образуя на свету органические вещества;

б –   Готовыми органическими веществами;

в –  Только органическими веществами живых организмов;

г –  Поселяясь на продуктах питания.

18. Размножение грибов, мхов, папоротников осуществляется:

а –  С помощью спор;                       б – Путем деления клеток;

в –  С помощью семян;                      г –  С помощью черенков.

19. Кто из перечисленных ученых создал учение о биосфере?

а –  Владимир Николаевич Сукачев;           б –   Владимир Иванович Вернадский;

в –  Карл Линней;                                            г –  Николай Алексеевич Северцов.

20. Раздел ботаники, изучающий мхи:

а –  Бриология;       б –   Лихенология;        в –  Птеридология;           г –  Альгология.

21.   Клетка, в которой нет оформленного ядра, принадлежит:

а –  Бактерии;            б –   Растению;          в –  Грибу;              г –  Животному.

22. Мышцы крепятся к костям при помощи:

а –  Надкостницы;                 б –   Сухожилий;                     в –  Хрящей.

23. Образование органических веществ из неорганических происходит в процессе:

а –  Дыхания;                                   б –   Передвижения веществ;

в –  Фотосинтеза;                              г –  Поглощения веществ из почвы.

24. Основная функция митохондрий:

а –  Синтез ДНК;                   б –   Синтез АТФ;                   в –  Синтез углеводов.

25. В отличие от организмов всех царств живой природы вирусы:

а –  Не имеют клеточного строения;                      б –   Это одна клетка без ядра;

в –  Это одна клетка с ядром;                                   г –  Это спора.

26. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, тело которых

состоит из гифов, — это:

а –  Животные;           б –   Грибы;                в –  Растения;             г – Лишайники.

27. Наиболее распространенными элементами в клетках живых организмов являются:

а –  Кислород, углерод, азот, водород;        б –   Азот, водород, кислород, сера;

в – Углерод, фосфор, водород, кислород.

28. Факторы неживой природы:

а –  Лишайники, мхи;               б –   Грибы, бактерии;

в –  Вода, воздух, свет;             г – Одноклеточные растения и животные.

29. Клеточная мембрана:

а –  Обладает избирательной проницательностью для различных веществ;

б –   Непроницаема;                в –  Полностью проницаема для любых веществ.

30. Железы внутренней секреции выделяют в кровь:

а –  Витамины;                      б –   Минеральные соли;                   в –  Гормоны.

31. Какая клетка изображена на рисунке?

а –  Грибная;            б –   Животная;                    в –  Растительная;           г – Бактериальная.

32. Лес и водоем имеют много общего, так как они:

а –  Представляют собой природные сообщества;

б –   Представляют собой искусственные сообщества;

в –  Заселены сходными видами растений и животных;

г – Расположены недалеко друг от друга.

33. Мхи в процессе эволюции достигли более сложного строения по сравнению с:

а –  Папоротниками;              б –  Грибами ;

в –  Водорослями;                    г – Лишайниками.

Вставьте пропущенное слово:

34. Хромосомы состоят из ДНК и хорошо видны в период…………………. клетки.

35. Организмы, питающиеся растительной пищей, называют ……………первого порядка.

36. Одной из отличительных черт человека как биологического вида является   членораздельная……….

37. Укажите название объекта экологии по составляющим его компонентам:

Биотоп + биоценоз = ………………………..

38. Большинство клеток состоит из ядра и цитоплазмы, покрытых снаружи……….

39. В любом сообществе существует ограниченное число трофических уровней, берущих  начало от растительных организмов, которые называются…….……

40…..……. – наука о строении человеческого тела.

Задание 2.

(КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ – 20 ).

1. Какова структура и функции ядра клетки?

2. На какие группы условно подразделяются факторы окружающей среды? По какому признаку факторы среды объединены в эти группы?

3. Перечислите существующие царства живого.

4. Чем отличаются понятия «местообитание» и «экологическая ниша»?

5. В чем различия между понятиями: «сообщество» и «экосистема»?

6.

В чем проявляется приспособленность цветковых растений к опылению насекомыми?

7. Перечислите основные признаки живых существ.

8. Какими свойствами обладает водная среда обитания?

9. Какова организация (структура) любой экосистемы?

10. Как осуществляется взаимодействие клеток друг с другом и органоидов внутри клетки?

Задание 3.

(КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ  — 60 ).

1. Чем клетки человека и животных принципиально отличаются от клеток растений?

2. Почему чем сложнее система, тем выше ее устойчивость? Почему в обедненных сообществах (например, в сельскохозяйственных монокультурах) неизбежно массовое размножение насекомых-вредителей, сорняков и болезней?

3. Какой тип растительного сообщества (фитоценоза) в ряду: лес лиственный – кустарники – луг – степь характеризуется наибольшим разнообразием экологических ниш? Объясните ваш выбор.

4. Перечислите уровни организации живого вещества. Изучением какого уровня занимается наука – экология?

5. Какие признаки свидетельствуют о том, что лишайник – симбиотический организм?

6. Ученые считают, что в процессе эволюции доклеточных форм в клеточные структуры очень важным моментом было образование мембраны. Объясните почему?

7. Почему человек разводит, в основном, растительноядных животных? Приведите примеры разведения плотоядных.

8. Большинство водорослей зеленого цвета, однако глубоководные водоросли – красные. Дайте объяснение этому явлению.

9. Почему биологическое разнообразие играет большую роль в сохранении биосферы?

10. На рисунке показаны два проростка одного возраста. Опишите условия, в которых развивался проросток (А) по сравнению с условиями развития проростка (Б).

11. Что произойдет, если в природном сообществе уничтожить всех производителей органического вещества?

12. С какой целью человек создает заповедники и заказники?

13. Как практически человек использует явления хищничества и паразитизма в мире животных для борьбы с сельскохозяйственными вредителями? Назовите известные вам методы и способы, приведите примеры. Какой вывод можно сделать из этого?

14. Чем объясняются различия в строении скелетов руки человека и передней конечности млекопитающих?

15. В чем основные особенности строения вирусов? Почему вирусы занимают пограничное положение между живой и неживой природой?

Задание 4.

1. Каковы последствия уничтожения хищников ради спасения популяции жертвы (например, массовый отстрел волков для сохранения поголовья оленей)? Что происходит с популяцией жертвы, освобожденной от пресса хищников (на примере оленей)? Почему желаемый результат (увеличение поголовья) достигается только вначале и на короткое время? Какой вывод можно сделать относительно экологической роли хищников?

2. Какие экологические проблемы биосферы являются наиболее острыми на планете в настоящее время? Приведите примеры. Какие проблемы наиболее актуальны в Калининградской области? Предложите возможные способы решения экологических проблем в вашем регионе.

3. Некоторые виды грибов имеют зеленую окраску таллома. Почему их нельзя отнести к царству растений, ведь наличие в клетках растений хлорофилла придает им зеленый цвет? Обоснуйте ответ.

 

 Ответы 

Задание 1

1 – б;  2 – в;  3 – б;  4 – б;  5 – а;  6 – б;  7 – б;  8 – а;  9 – а;

10 – в;  11 – б;  12 –а;  13 – б;  14 – а;  15 – в;  16 – в;  17 – б;   18 – а;  19 – б;  20 – а;

21 – а; 22 – б; 23 – в; 24 – б; 25 – а; 26 – б; 27 – а; 28 – в; 29 – а; 30 – в; 31 – б; 32 – а;   33 – а;

34 – интерфаза; 35 – консументы; 36 – речь; 37 – экосистема; 38 – мембраной; 39 – продуцентами; 40 – анатомия.

 

Задание 2

  1. Ответ. Ядро содержит наследственную информацию о признаках данной клетки и целого организма, которая реализуется в синтезе определенных белков (1 балл). Снаружи – ядерная мембрана, внутри – хроматин с уплотнениями – ядрышками (1 балл).
  2. Ответ. На биотические, абиотические и антропогенные (1 балл). Они объединены в группы по способу воздействия на организмы (1 балл).
  3. Ответ Животные, растения, бактерии и грибы (1 балл). Благодаря наличию в строении клетки клеточной стенки, сходству во внешнем строении, в размножении (наличие спор) и т. д. растения раньше объединялись с  грибами и бактериями в одно царство (1 балл).
  4. Ответ. Экологическая ниша — место, занимаемое видом (точнее — его популяцией) в сообществе (биоценозе), комплекс его биоценотических связей и требований к абиотическим факторам среды. Местообитанием называют условия обитания популяции, включающие экотоп, биоценоз (1 балл). Экологическая ниша же представляет собой сумму факторов существования данного вида, основным из которых является его место в пищевой цепочке (1 балл).
  5. Ответ. Каждый организм или популяция имеет свое местообитание: местность или тип местности, где они проживают. Когда несколько популяций различных видов живых организмов живут в одном месте и взаимодействуют друг с другом, они создают так называемое сообщество, или биологическое сообщество (1 балл). Таким образом, сообщество — комплекс взаимосвязанных популяций разных видов, обитающих на определенной территории с более или менее однородными условиями существования. Экосистема – это совокупность сообществ, взаимодействующих с химическими и физическими факторами, создающими неживую окружающую среду. Другими словами, экосистема — это система, образуемая биотическим сообществом и абиотической средой (1 балл).
  6. Опыление растений — этап полового размножения семенных растений, процесс переноса пыльцы с пыльника на рыльце пестика у покрытосеменных (1 балл). Среди приспособлений цветковых растений можно выделить: Яркая окраска венчика, аромат, а также особенности в расположении тычинок и рыльца пестика (1 балл).
  7. Ответ. Клеточное строение, наличие в составе живых организмов органических веществ (сахара, крахмала, жира, белка, нуклеиновых кислот и неорганических веществ: воды и минеральных солей), обмен веществ, размножение, наследственность и изменчивость, раздражимость, способность к движению (1 балл). Обмен веществ – главный признак живого, включающий питание, дыхание, транспорт веществ, их преобразование и создание из них веществ и структур собственного организма, освобождение энергии в одних процессах и использование в других, выделение конечных продуктов жизнедеятельности (1 балл).
  8. Ответ. Характерными свойствами водной среды, отличными от суши, являются высокая плотность, подвижность, кислотность, способность растворения газов и солей (1 балл). Для всех этих условий у гидробионтов исторически выработаны соответствующие приспособления-адаптации (1 балл).
  9. Ответ. Экосистемы состоят из живого и неживого компонентов, называемых соответственно биотическим и абиотическим. Совокупность живых организмов биотического компонента называется сообществом (биоценозом). Биотический делится на фитоценоз, микробоценоз и зооценоз. Неживой, или абиотический, компонент экосистемы в основном включает 1) почву или воду и 2) климат. В понятие климата входят такие параметры, как освещенность температура и влажность (1 балл). Все составляющие компоненты экосистемы находятся во взаимодействии (1 балл).
  10. Ответ. Через клеточные мембраны, цитоплазматические мостики и межклеточное вещество (1 балл). Через гиалоплазму (1 балл).

 

Задание 3

  1. Ответ. Отсутствием клеточной стенки (1 балл), пластид (1 балл), вакуолей (1 балл), крахмала как запасного питательного вещества (1 балл).
  2. Ответ. Наличие большого количества ярусов, трофических цепочек позволяет полнее использовать ресурсы среды (1 балл). Таким образом, снижается конкуренция (1 балл). Кроме того, развитие монокультуры влечет за собой распространение одних и тех же специфичных видов сорняков и вредителей, что также негативно сказывается на разнообразии экосистемы, а значит, на устойчивости (1 балл). В дальнейшем это приведет к гибели биоценоза, поскольку снижается количество естественных хищников вредителей (1 балл).
  3. Ответ. Лиственный лес (1 балл), так как для него характерно наличие большого количества ярусов (1 балл). В данном случае экосистема будет более устойчива, так как полнее используются ресурсы среды  (1 балл) и снижается конкуренция (1 балл).
  4. Ответ. Молекулярный, клеточный, тканевый, органный, популяционный, биоценотический (1 балл), биогеоценотический (экосистемный (1 балл)), биосферный (1 балл). Экология занимается изучением экосистемного уровня: популяций (1 балл).
  5. Ответ. Наличие с структуре его таллома клеток водоросли и гриба, плотно переплетающихся друг с другом (1 балл). Водоросль поставляет грибу органические вещества (1 балл), а гриб в свою очередь дает водоросли воду и минеральные вещества (1 балл). Оба организма участвуют в размножении, создавая специфические образования, состоящие из обоих компонентов: гриба и водоросли (1 балл).
  6. Ответ. Мембраны изолируют внутреннее содержимое клетки от внешней среды (1 балл); все органоиды, кроме рибосом, имеют мембранное строение (1 балл); внутренние мембраны разделяют клетку на отсеки (1 балл), в каждом из которых происходит своя биохимическая реакция (1 балл).
  7. Ответ. Разведение растительноядных животных сокращает длину трофических цепей, а, соответственно, и энергопотери (1 балл). Растительноядные животные, которых разводит человек: корова, овца, курица  и т. д (1 балл). Примеры разведения хищных животных: норка, песец (1 балл). Разведение растительноядных животных дает много мяса, молока, так как достаточно растительной пищи, чтобы нарастить мышечную массу (1 балл).
  8. Ответ. Свет ослабевает с глубиной (1 балл). Глубже проникают коротковолновые (1 балл) (сине-фиолетовые (1 балл)) лучи, поэтому глубоководные водоросли имеют красную окраску, чтобы поглощать эту часть спектра (1 балл).
  9. Ответ. Биоразнообразие — это один из факторов оптимального функционирования экосистем и биосферы в целом (1 балл). Биоразнообразие обеспечивает устойчивость экосистем к внешним стрессовым воздействиям и поддерживает в них равновесие (1 балл). Живое от неживого в первую очередь отличается большим разнообразием и способностью увеличивать его по мере эволюции (1 балл). Эволюция – это процесс процесс увеличения разнообразия живых организмов, форм и уровней их организации, что обеспечивает устойчивость живых систем и экосистем в постоянно изменяющихся условиях нашей планеты (1 балл).
  10. Ответ. Проросток Б развивался в хорошо освещенном помещении с равномерным попаданием света на листовую пластинку (1 балл). Проросток А недополучал свет (1 балл), поэтому имеет более мелкие листья и вытянутый стебель, так как в процессе роста двигался по направлению к источнику света (1 балл). Этот опыт демонстрирует влияние количества ресурса на особенности развития организма (1 балл).
  11. Ответ Производители органического вещества – подуценты (1 балл), или автотрофы (1 балл). Произойдет гибель консументов в сообществе с связи с разрушением пищевой цепочки (1 балл) и отсутствием источника питания (1 балл).
  12. Ответ. Для сохранения редких и исчезающих видов растений и животных (1 балл). А также с целью сохранить уникальные ландшафты и сообщества для будущих поколений (1 балл). Создание заповедников и заказников необходимо в связи с развитием урбанизации, промышленности  (1 балл) и возрастающей угрозой вымирания для существующих видов (1 балл).
  13. Ответ. Человек использует экологические способы борьбы с вредителями (1 балл), среди них есть те, которые основываются на хищничестве (например, хищные птицы, истребляющие грызунов; божья коровка, поедающая тлю; жук-«пожарник», истребляющий гусениц и тлю с древесных растений (1 балл)) и паразитизме (наездники в качестве паразитов насекомых и других беспозвоночных (1 балл)). Таким образом, возможно вести борьбу с вредителями естественными способами, не наносящими вред человеку и окружающей среде (1 балл).
  14. Ответ. Передняя конечность млекопитающего приспособлена под хождение и бег (1 балл). В связи с этим строение ее упрощено, многие кости срослись (для прочности) и обусловлено способом хождения (1 балл). У человека передняя конечность в процессе эволюции усложнилась в связи с прямохождением, она освободилась и приобрела другое значение (труд, добывание пищи, изготовление орудий) (1 балл). Этим обусловлены изменения в строении: большой палец стал противопоставлен остальным, больная подвижность и т.д. (1 балл).
  15. Ответ. Вирус – неклеточная форма жизни (1 балл). Вирус может существовать только в клетках других организмов – это опасные внутриклеточные паразиты (1 балл). Они состоят из молекулы нуклеиновой кислоты, заключенной в белковую оболочку. Некоторые имеют приспособления для прикрепления и проникновения в клетку-хозяина (1 балл). Вне клетки-хозяина вирусы не проявляют признаков жизни. С этим связана двойственность природы вируса (1 балл).

Задание 4

  1. Ответ. Вследствие уничтожения волков в популяции произойдет всплеск численности популяции оленя (1 балл), поскольку естественный регулятор численности будет уничтожен (1 балл). Это может привести к катастрофическим последствиям, так как пищевые ресурсы оленей будут уничтожены (съедены), что приведет затем к вымиранию оленей (1 балл). Увеличение численности вначале идет лавинообразно, пока не исчерпаются ресурсы среды (емкость среды) (1 балл).Таким образом, экологическая роль хищников в регуляции численности жертв и сохранении баланса в экосистеме (1 балл).
  2. Ответ. Человечество, особенно в последние десятилетия, оказывает сильное воздействие на окружающую природную среду, нарушая процессы в ней (1 балл). В связи с этим возникают различные глобальные проблемы в биосфере (1 балл). Основные из них: нарушение биохимических циклов веществ, эррозия почв, загрязнение всех сфер планеты: атмосферы, гидросферы, литосферы, парниковый эффект, вырубка лесов, сокращение местообитаний, опустынивание, истребление видов, истощение ресурсов (1 балл). В Калининградской области в настоящее время остро стоят проблемы сокращения лесного фонда, уменьшения естественных местообитаний, адвентивизации флоры и фауны, загрязнения окружающей среды (1 балл). Можно предложить следующие меры: решение проблем загрязнения воздуха улучшением дорог, строительством мостов; сокращение количества котельных и перевод их на газообразное топливо; утилизация отходов; принятие штрафных мер за загрязнение окружающей среды; принятие лесного кодекса и т. д. (1 балл).
  3. Ответ. Основной характерный признак растительной клетки – наличие хлоропластов  (1 балл) и хлорофилла (1 балл). Этот пигмент придает телу растения зеленую окраску (1 балл). Благодаря ему осуществляется фотосинтез – важнейший процесс на Земле (1 балл). Зеленая окраска таллома некоторых грибов и лишайников обуславливается наличием других пигментов, а, следовательно, не является поводом для отнесения их к царству растений (1 балл).

iumka.ru

Олимпиадные задания с ответами по биологии 7 класс

ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО БИОЛОГИИ 7 КЛАСС

(Максимальное количество баллов: 40)

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа

из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15

(по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее

полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Каких органических веществ больше в семенах подсолнечника:

а) белков; б) крахмала; в) жиров; г) все есть в одинаковом количестве

2. В процессе дыхания растения поглощают из воздуха:

а) кислород; б) азот; в) углекислый газ; г) озон.

3. Где протекает фотосинтез:

а) в лейкопластах; б) в хлоропластах; в) в хромопластах; г) во всех пластидах

4. Растворы минеральных веществ передвигаются:

а) по сосудам сверху вниз; б) по ситовидным трубкам сверху вниз; в) по сосудам снизу вверх; г) по ситовидным трубкам и сосудам в любом направлении.

5. В образовании плода обязательно участвует:

а) околоцветник; б) тычинка; в) пестик; г) цветоложе

6. Хлорофилл содержится в:
      а). Хлоропластах б) Цитоплазм в) Клеточном соке г) Вакуоле

7. Наибольшее количество бактерий содержится в:
      а) Воде б) Воздухе в) Почве г) Горных породах

8. Споры бактерий служат для:
      а) Размножения б) Приспособления к выживанию в неблагоприятных условиях
      в) Передвижения

9. К низшим растениям относят:
      а) Мхи б) Водоросли в) Мхи и водоросли г) Папоротникообразные

10.  Ризоиды – это:
      а) Название растений б) Вид корня в) Органоид клетки
      г) Ветвистые клетки, при помощи которых водоросли прикрепляются к субстрату

11.  У кукушкиного льна женские растения, в отличие от мужских имеют:
      а) Сперматозоиды б) Яйцеклетки в) Коробочки на длинных ножках г) Листья

12. К двудольным растениям относят:
      а) Фасоль и арбуз б) Пшеницу и горох в) Яблоко и лук г) Пшеницу и кукурузу

13.  Вещества, содержащие азот, способствуют:
      а) Росту корней б) Созреванию плодов в) Росту зеленой массы растений
      г) Ускоренному цветению

14. Для образования органических веществ необходим газ:
      а) Кислород б) Углекислый газ в) Озон г) Водород

15. Выберите правильное определение.
      Зигота – это:
      а) Оплодотворенная яйцеклетка б) Женская половая клетка в) Мужская половая клетка
      г) Спорта


 Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех

возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное

количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице

Ответов

1.Если оборвать (обрезать) кончик главного корня :

I.Корень погибнет;

II.Все растение погибнет;

III.Рост корня в длину прекратиться;

IV.Растение выживет, но будет слабым;

V.Начнут расти боковые и придаточные корни.

а) III, IV,V б) III, V в) I,IV, V г) II, IV, V.

2.Главной частью цветка являются:

1. Стебель, 2 пестик, 3 тычинки, 4 чашеложе, 5. венчик

а) 1, 4, 5 б) 2,3 в) 1,2,3 г) 3,4

3.Признаками класса Двудольных являются:

1. одна семядоля, 2. стержневая корневая система 3. Сетчатое жилкование листьев,

4. дуговое жилкование листьев, 5. Мочковатая корневая система.

а) 1,3,4 б) 4,5 в) 2,3 г)2,4,5

4.  Семенами размножаются:

I.  водоросли II. Мхи III. цветковые растения IV. хвойные растения V. папоротники
а) II, V; б) III, IV; в) II, III, V;  г) II, III, IV.

 

5.  Выберите растения, у которых сложные листья:

I.  береза II. Дуб III. желтая акация IV. земляника лесная V. шиповник
а) II, V; б) III, IV. в) II, III, V;  г) III, IV; V.

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Ответы обозначьте знаком «+»

1.Все растения, существующие на Земле, имеют цветки.

2.Если у растения  цветки крупные, ярко окрашенные, имеют запах, то они опыляются ветром.

3.Сухие семена дышат.

4.Мхи относятся к споровым растениям.

5.Мелкие семена лучше прорастают и дают сильные проростки.

6.Гриб пеницилл используют для получения антибиотиков.

7.Лишайники не растут в промышленных городах, потому что там загрязнен воздух.

8.Плоды лопуха распространяются ветром.

9.В клетках и растений, и животных есть хлоропласты.

10.Зоология – наука о животных.

ЗАДАНИЕ 4. Вам предлагается тестовое задание, требующее установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5   Заполните матрицу ответов в соответствии с требованиями задания.

 Установите соответствие между признаками и тканью растений.
ПРИЗНАК                                                                                             ТКАНЬ

А)   оставляет большую часть стебля дерева                                  1) Древесина
Б)   обеспечивает транспорт органических веществ                        2) Луб
В)   ее проводящие элементы представляют собой живые клетки
Г)   переносит вещества от корня в стебель
Д)   обычно расположена ближе к поверхности стебля

Матрица ответов

ФАМИЛИЯ________________________

ИМЯ_________________________________

КЛАСС________________________

ЧАСТЬ 1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

в

а

б

в

в

а

в

б

б

г

в

а

в

б

а

ЧАСТЬ 2.

ЧАСТЬ 3 (знак «+»)

вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«ДА»

+

+

+

+

+

НЕТ»

+

+

+

+

+

ЧАСТЬ 4.

Матрица ответов

ФАМИЛИЯ________________________

ИМЯ_________________________________

КЛАСС________________________

ЧАСТЬ 1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ЧАСТЬ 2.

ЧАСТЬ 3 (знак «+»)

вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«ДА»

НЕТ»

ЧАСТЬ 4.

multiurok.ru

Олимпиадные задания с ответами по биологии 7 класс

ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО БИОЛОГИИ 7 КЛАСС

(Максимальное количество баллов: 40)

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа

из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15

(по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее

полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Каких органических веществ больше в семенах подсолнечника:

а) белков; б) крахмала; в) жиров; г) все есть в одинаковом количестве

2. В процессе дыхания растения поглощают из воздуха:

а) кислород; б) азот; в) углекислый газ; г) озон.

3. Где протекает фотосинтез:

а) в лейкопластах; б) в хлоропластах; в) в хромопластах; г) во всех пластидах

4. Растворы минеральных веществ передвигаются:

а) по сосудам сверху вниз; б) по ситовидным трубкам сверху вниз; в) по сосудам снизу вверх; г) по ситовидным трубкам и сосудам в любом направлении.

5. В образовании плода обязательно участвует:

а) околоцветник; б) тычинка; в) пестик; г) цветоложе

6. Хлорофилл содержится в:
      а). Хлоропластах б) Цитоплазм в) Клеточном соке г) Вакуоле

7. Наибольшее количество бактерий содержится в:
      а) Воде б) Воздухе в) Почве г) Горных породах

8. Споры бактерий служат для:
      а) Размножения б) Приспособления к выживанию в неблагоприятных условиях
      в) Передвижения

9. К низшим растениям относят:
      а) Мхи б) Водоросли в) Мхи и водоросли г) Папоротникообразные

10.  Ризоиды – это:
      а) Название растений б) Вид корня в) Органоид клетки
      г) Ветвистые клетки, при помощи которых водоросли прикрепляются к субстрату

11.  У кукушкиного льна женские растения, в отличие от мужских имеют:
      а) Сперматозоиды б) Яйцеклетки в) Коробочки на длинных ножках г) Листья

12. К двудольным растениям относят:
      а) Фасоль и арбуз б) Пшеницу и горох в) Яблоко и лук г) Пшеницу и кукурузу

13.  Вещества, содержащие азот, способствуют:
      а) Росту корней б) Созреванию плодов в) Росту зеленой массы растений
      г) Ускоренному цветению

14. Для образования органических веществ необходим газ:
      а) Кислород б) Углекислый газ в) Озон г) Водород

15. Выберите правильное определение.
      Зигота – это:
      а) Оплодотворенная яйцеклетка б) Женская половая клетка в) Мужская половая клетка
      г) Спорта


 Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех

возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное

количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице

Ответов

1.Если оборвать (обрезать) кончик главного корня :

I.Корень погибнет;

II.Все растение погибнет;

III.Рост корня в длину прекратиться;

IV.Растение выживет, но будет слабым;

V.Начнут расти боковые и придаточные корни.

а) III, IV,V б) III, V в) I,IV, V г) II, IV, V.

2.Главной частью цветка являются:

1. Стебель, 2 пестик, 3 тычинки, 4 чашеложе, 5. венчик

а) 1, 4, 5 б) 2,3 в) 1,2,3 г) 3,4

3.Признаками класса Двудольных являются:

1. одна семядоля, 2. стержневая корневая система 3. Сетчатое жилкование листьев,

4. дуговое жилкование листьев, 5. Мочковатая корневая система.

а) 1,3,4 б) 4,5 в) 2,3 г)2,4,5

4.  Семенами размножаются:

I.  водоросли II. Мхи III. цветковые растения IV. хвойные растения V. папоротники
а) II, V; б) III, IV; в) II, III, V;  г) II, III, IV.

 

5.  Выберите растения, у которых сложные листья:

I.  береза II. Дуб III. желтая акация IV. земляника лесная V. шиповник
а) II, V; б) III, IV. в) II, III, V;  г) III, IV; V.

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Ответы обозначьте знаком «+»

1.Все растения, существующие на Земле, имеют цветки.

2.Если у растения  цветки крупные, ярко окрашенные, имеют запах, то они опыляются ветром.

3.Сухие семена дышат.

4.Мхи относятся к споровым растениям.

5.Мелкие семена лучше прорастают и дают сильные проростки.

6.Гриб пеницилл используют для получения антибиотиков.

7.Лишайники не растут в промышленных городах, потому что там загрязнен воздух.

8.Плоды лопуха распространяются ветром.

9.В клетках и растений, и животных есть хлоропласты.

10.Зоология – наука о животных.

ЗАДАНИЕ 4. Вам предлагается тестовое задание, требующее установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5   Заполните матрицу ответов в соответствии с требованиями задания.

 Установите соответствие между признаками и тканью растений.
ПРИЗНАК                                                                                             ТКАНЬ

А)   оставляет большую часть стебля дерева                                  1) Древесина
Б)   обеспечивает транспорт органических веществ                        2) Луб
В)   ее проводящие элементы представляют собой живые клетки
Г)   переносит вещества от корня в стебель
Д)   обычно расположена ближе к поверхности стебля

Матрица ответов

ФАМИЛИЯ________________________

ИМЯ_________________________________

КЛАСС________________________

ЧАСТЬ 1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

в

а

б

в

в

а

в

б

б

г

в

а

в

б

а

ЧАСТЬ 2.

ЧАСТЬ 3 (знак «+»)

вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«ДА»

+

+

+

+

+

НЕТ»

+

+

+

+

+

ЧАСТЬ 4.

Матрица ответов

ФАМИЛИЯ________________________

ИМЯ_________________________________

КЛАСС________________________

ЧАСТЬ 1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ЧАСТЬ 2.

ЧАСТЬ 3 (знак «+»)

вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«ДА»

НЕТ»

ЧАСТЬ 4.

multiurok.ru

Олимпиадные задания с ответами по биологии 6 класс

ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО БИОЛОГИИ 6 КЛАСС

(Максимальное количество баллов: 31)

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа

из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10

(по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее

полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1.Водоросли, наиболее приспособленные к фотосинтезу на большой глубине:

а) красные; б) зеленые; в) бурые; г) золотистые.

2. К грибам относятся:

А) плесени и дрожжи; Б) Возбудители гриппа и СПИДа ; В) возбудители туберкулеза и холеры;

Г) хлорелла и хламидомонада.

3. Для живых организмов в отличие от неживых тел природы характерно:

А) уменьшение массы; Б) дыхание; В) изменение окраски; Г) разрушение.

4. Лишайники не растут в промышленных городах, потому что :

А) в городах нет грибов Б) в городах нет водорослей В) в городах загрязнен воздух.

Г) в городах нет почвы для роста лишайника

5. Антибиотики готовят из:

А) мукора Б) дрожжей В) спорыньи Г) пеницилла.

6. По строению шляпки выделяют грибы:

а) пластинчатые и трубчатые; б) губчатые и нитчатые; в) конусовидные и блюдцевидные

7. Пластинчатыми грибами являются:

а) сыроежки; б) маслята; в) моховики; г) подосиновики.

8. Бактерии могут вызывать различные заболевания человека, в том числе:

а) грипп; б) ангину, холеру, туберкулёз; в) переломы костей, растяжение мышц, г)повреждение суставов.

9.  Растения в отличие от животных:

а) растут до определенного возраста б) способны активно передвигаться

в) используют органические вещества, образующиеся в их организме из неорганических веществ г) питаются готовыми органическими веществами.

10. Зеленые пластиды носят название

а) Хлоропласты б) Хромопласты в) Лейкопласты г) Хромосомы

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех

возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное

количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице

ответов.

 

1.Если оборвать (обрезать) кончик главного корня :

I.Корень погибнет;

II.Все растение погибнет;

III.Рост корня в длину прекратиться;

IV.Растение выживет, но будет слабым;

V.Начнут расти боковые и придаточные корни.

а) III, IV,V

б) III, V

в) I,IV, V

г) II, IV, V.

2.Листопад — это:

I. Приспособление растений к недостатку влаги,

II.Удаление вредных веществ;

III.Осеннее явление в жизни растений;

IV.Процесс питания.

 

а) I,II, IV

б) I, III, V

в) II, IV, V

г) I,II,III.

3.Жизнь на Земле невозможна без растений, так как они:

I.Живые организмы;

II.Дышат, питаются, растут, размножаются;

III.Выделяют кислород;

IV.Образуют на свету органические вещества.

а) I, II,

б) III, I, II,

в) I, II, III, IV

г) III, IV

4.Выращивая капусту, следует помнить, в каких условиях произрастали её дикие предки:

I.Влажная, богатая питательными веществами почва;

II.Тепло;

III.Низкие температуры;

IV.Недостаток влаги;

 

а) I, II,

б) II, III,

в) I, II, IV

г) II, IV

 

 

     5.   Из семян подсолнечника получают:

I. Растительное масло ;

II.Крахмал;

III. Халву;

IV. Сливочное масло;

 

а) I,II,

б)II, IV

в) II, III

г) I, III

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Ответы обозначьте знаком «+»

1.Многоклеточные организмы отличаются от одноклеточных тем, что у них есть органы.

2. Система увеличительных стекол микроскопа в верхнем конце тубуса называется объектив.

3. Все живые клетки растений содержат пластиды.

4. Оболочка клеток большинства грибов содержит целлюлозу.

5. Клетки некоторых частей растений могут делиться. В результате деления и роста клеток растения растут.

 

ЗАДАНИЕ 4. Вам предлагается тестовое задание, требующее установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –  Заполните матрицу ответов в соответствии с требованиями задания.

Установите соответствие между особенностью строения и функцией ткани и их видом.

ФУНКЦИИ ВИДЫ ТКАНЕЙ

1.Состоит из плотно прилегающих друг к другу клеток. А. Покровная ткань

2. Имеются устьица и чечевички. Б. Проводящая ткань.

3. Образованы клетками удлинённой формы.

4.Обеспечивают защиту растения от воздействий окружающей среды.

5.Осуществляют газообмен и испарение воды.

6. Включают сосуды и ситовидные трубки.

Матрица ответов

ФАМИЛИЯ________________________

ИМЯ_________________________________

КЛАСС________________________

ЧАСТЬ 1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

а

б

в

г

а

а

б

в

а

ЧАСТЬ 2.

ЧАСТЬ 3

вопросы

1

2

3

4

5

«ДА»

+

НЕТ»

+

+

+

+

ЧАСТЬ 4.

1

2

3

4

5

6

А

А

Б

А

А

Б

Матрица ответов

ФАМИЛИЯ________________________

ИМЯ_________________________________

КЛАСС________________________

ЧАСТЬ 1.

ЧАСТЬ 2.

ЧАСТЬ 3 (знак «+»)

вопросы

1

2

3

4

5

«ДА»

НЕТ»

ЧАСТЬ 4.

multiurok.ru

Олимпиада по биологии 11 класс, задания с ответами

Изучение школьного курса биологии в 11 классе становится более глубоким и сложным. Учащиеся знакомятся с генетикой и учатся решать задачи на наследование. Олимпиадные задания для одиннадцатиклассников достаточно сложные и чтобы справиться с ними, школьники должны отнестись к подготовке более чем ответственно. Мы подготовили примеры олимпиадных заданий среди которых: тесты с выбором варианта ответа, задачи и открытые вопросы.

Использовать эти задания можно на уроках биологии в 11 классе, а также во время домашних занятий, посвященных подготовке к олимпиаде. Ко всем заданиям указаны правильные ответы и решения, а значит оценить и проверить уровень своих знаний для учащихся не составит никакого труда.

Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. Биополимерами являются:
А) белки
Б) полисахариды
В) нуклеиновые кислоты
Г) всё перечисленное

2. Урацил образует комплиментарную связь с:
А) аденином
Б) тимином
В) цитозином
Г) гуанином

3. Гликолизом называется:
А) совокупность всех процессов энергетического обмена в клетке
Б) бескислородное расщепление глюкозы
В) полное расщепление глюкозы
Г) полимеризация глюкозы с образованием гликогена

4. Очерёдность стадии митоза следующая:
А) метафаза, телофаза, профаза, анафаза
Б) профаза, метафаза, анафаза, телофаза
В) профаза, метафаза, телофаза, анафаза
Г) телофаза, профаза, метафаза, анафаза

5. Удвоение хромосом происходит в:
А) интерфазе
Б) профазе
В) метафазе
Г) телофазе

6. В основе геномных мутаций в клетке лежит изменение
А) структуры цитоплазмы
Б) числа хромосом
В) числа нуклеотидов в ДНК
Г) структуры хромосом

7. Какое значение имеет предупреждающая окраска животных?
А) делает животных незаметными
Б) отпугивает врагов
В) привлекает особей своего вида
Г) обостряет внутривидовую борьбу

8. У папоротниковидных растений в отличие от покрытосеменных отсутствуют
А) корни
Б) стебли
В) плоды
Г) споры

9. Ротовое отверстие на нижней стороне головы, жаберные щели, не прикрытые жаберными крышками, имеют
А) акулы и скаты
Б) сазаны и карпы
В) щуки и окуни
Г) осетры и белуги

10. В скелете человека с помощью сустава соединяются
А) кости таза
Б) теменная и затылочная кости
В) шейные позвонки с грудными
Г) бедренная кость с тазовой

Открытые вопросы

Вопрос 1
Дайте полный развёрнутый ответ на вопрос.
Какое значение имело появление у птиц и млекопитающих четырёхкамерного сердца в процессе эволюции?

Вопрос 2
Решите задачу.
Чёрный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 чёрных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 чёрных без хохла и 2 бурых без хохла. Определите генотипы родителей и потомков. Объясните появление четырёх фенотипических групп с точки зрения цитологических основ скрещивания. Доминантные признаки – чёрное оперение (А) и хохлатость (В).

Вопрос 3
Какие основные процессы происходят в темновую фазу фотосинтеза?

Вопрос 4
Докажите, что корневище растений — видоизмененный побег

Вопрос 5
Какие особенности псилофитов позволили им первыми освоить сушу?

Ответы на тесты

Тестовое задание№ 1№ 2№ 3№ 4№ 5
ОтветГАББА
Тестовое задание№ 6№ 7№ 8№ 9№ 10
ОтветББВАГ

Ответы на открытые вопросы

Ответ на вопрос 1:
В результате появление четырёхкамерного сердца у птиц и млекопитающих артериальная и венозная кровь в сердце не смешивалась, и все органы, кроме лёгких, получали чистую артериальную кровь. Больший приток кислорода, более активно идут окислительные процессы, больше высвобождается энергии и, как следствие, постоянная температура тела.

Ответ на вопрос 2:
Поскольку получено 4 фенотипических формы организмов, следовательно, родители были гетерозиготны. Их генотипы: ♀АаВв и ♂АаВв. Генотипы потомков: чёрные хохлатые А-В-; бурые хохлатые ааВ-; чёрные без хохла А-вв; бурые без хохла аавв.

Ответ на вопрос 3:
поступление из атмосферы углекислого газа и его восстановление водородом за счет НАДФ • 2Н; Использование в реакциях энергии молекул АТФ, синтезированных в световой фазе ; Синтез глюкозы и крахмала.

Ответ на вопрос 4:
Корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки; на верхушке корневища находится верхушечная почка, определяющая рост побега; от корневища отходят придаточные корни .

Ответ на вопрос 5:
появление покровной ткани — эпидермиса с устьицами, способствующей защите от испарения; — появление слабо развитых проводящей и механической тканей, обеспечивающей транспорт веществ и опору; — образование ризоидов, с помощью которых они закреплялись в почве.

Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Другие классы
Обновлено: , автор: Валерия Токарева

ruolimpiada.ru

Олимпиада по биологии 8 класс, задания с ответами

Задания, представленные в этом разделе, помогут ученикам 8 класса подготовиться к олимпиаде по биологии. Ниже составлены тестовые вопросы и занимательные задачи, справиться с которыми смогут лишь те, кто научится применять свои знания вместе с аналитическим и логическим мышлением. Представленный комплект задания рекомендуется использовать учителям биологии на занятиях, посвященных подготовке к олимпиадам, викторинам и конкурсам.

Кроме этого, воспользовавшись тренировочным комплектом заданий с нашего сайта, ученики смогут подготовиться самостоятельно. Оценить и проверить свои знания им помогут правильные ответы и решения, указанные внизу страницы. Задания олимпиады по биологии отличаются по сложности и содержанию от стандартных заданий для контрольной или самостоятельной работы. Поэтому советуем вам готовиться по специальным сборникам.

Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. Почему подберезовики часто можно найти в березовом лесу?
А) В березовом лесу много света
Б) Подберезовики с корнями берез образуют мико­ризу
В) У подберезовиков в березовом лесу нет конкурентов
Г) В березовом лесу отсутствуют животные, которые питаются подберезовиками

2. Какие растения не имеют побега и корня?
А) Водоросли
Б) Плауны
В) Папоротники
Г) Мхи

3. Чем является луковица тюльпана?
А) корневищем
Б) корнеплодом
В) сочным плодом
Г) видоизмененным побегом

4. Жабы, в отличие от лягушек, могут жить вдали от во­доема. Чем это можно объяснить?
А) Они размножаются на суше.
Б) У них лучше развиты легкие и более сухая кожа.
В) У них короткие задние конечности и длинные пере­дние.
Г) Они питаются наземными беспозвоночными живот­ными.

5. Самое большое количество видов включает класс
А) Насекомые
Б) Хрящевые рыбы
В) Земноводные
Г) Птицы

6. Трахея у человека относительно пищевода располагается:
А) спереди
Б) сзади
В) справа
Г) слева

7. Внутреннюю среду организма составляют:
А) ферменты, гормоны, витамины
Б) желудочный и поджелудочный соки
В) кровь, лимфа, тканевая жидкость
Г) желчь, моча

8. Какой кровеносный сосуд имеет стенку из одного слоя клеток?
А) альвеолярный капилляр
Б) воротная вена печени
В) сонная артерия
Г) аорта

9. К малому кругу кровообращения относится:
А) аорта
Б) нижняя полая вена
В) легочная вена
Г) плечевая артерия

10. Какие клетки крови образуют антитела?
А) эритроциты
Б) лимфоциты
В) тромбоциты
Г) фагоциты

Открытые вопросы

Вопрос 1
Известно, что кефир и ацидофилин – кисломолочные продукты. Как отличить под микроскопом кефир от ацидофилина?

Вопрос 2
Английские ученые утверждают, что сверчок является хорошим термометром. Как можно расшифровать его сообщение о температуре воздуха?

Вопрос 3
Исследования обнаружили одну любопытную особенность в развитии аскариды. Оказалось, что если проглотить свежеотложенные яйца аскариды, то заражения не получится. Как это можно объяснить?

Вопрос 4
Установлено, что для живых организмов по мере их старения физическое ощущение времени ускоряется. Как Вы думаете, почему?

Вопрос 5
Сердце человека сокращается ритмично, поэтому кровь поступает в кровеносные сосуды порциями. Однако по кровеносным сосудам кровь течет непрерывным потоком. Как Вы можете это объяснить?

Ответы на тесты

Тестовое задание№ 1№ 2№ 3№ 4№ 5
ОтветБАГБА
Тестовое задание№ 6№ 7№ 8№ 9№ 10
ОтветАВАВБ

Ответы на открытые вопросы

Ответ на вопрос 1:
В кефире молочнокислое брожение осуществляется главным образом эукариотами – дрожжами, относящимися к роду Торула, а в ацидофилине брожение осуществляется прокариотами – молочнокислыми бактериями. Поэтому в ацидофилине, в отличие от кефира, нет эукариотических клеток.

Ответ на вопрос 2:
Чтобы понять сообщение сверчка о температуре воздуха, надо сосчитать количество его свистков за 15 секунд, прибавить 8, результат умножить на 5/9. Показания сверчка довольно точны, поскольку насекомое исключительно чувствительно к температуре окружающей среды и изменяет ритм своего «пения», реагируя на малейшие его колебания.

Ответ на вопрос 3:
Яйцо с заключенным в нем зародышем должно еще в течение 15-25 дней «дозреть» в почве или в воде, где оно подвергается действию кислорода, и только после этого может развиваться дальше в теле нового хозяина. Это устраняет опасность самозаражения прежнего хозяина, а необычайная живучесть зародышей под яйцевой оболочкой способствует широкому распространению этого паразита.

Ответ на вопрос 4:
Полагают, что для только что родившегося ребенка 1 год в 7 раз продолжительнее, чем для 10-летнего, и в 70 раз длиннее, чем для 100-летнего, так как за один и тот же отрезок астрономического времени он делает в 70 раз больше своей основной физиологической работы – роста и развития. Именно поэтому интенсивность всех процессов в молодом возрасте значительно выше, чем в зрелом.

Ответ на вопрос 5:
Непрерывный ток крови в сосудах объясняется эластичностью стенок артерий и сопротивлением току крови, возникающим в мелких кровеносных сосудах. Благодаря этому сопротивлению кровь задерживается в крупных сосудах и вызывает растяжение их стенок. Растягиваются стенки артерий и при поступлении крови под давлением из сокращающихся желудочков сердца при систоле. Во время диастолы кровь из сердца в артерии не поступает, стенки сосудов, отличающихся эластичностью, спадают и продвигают кровь, обеспечивая непрерывное движение ее по кровеносным сосудам.

Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Другие классы
Обновлено: , автор: Валерия Токарева

ruolimpiada.ru

Олимпиада по биологии за 7 класс с ответами

Задание 1

Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них только один – верный. Отметьте верный ответ, подчеркнув его.

(КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ — 20)

1. Основной запасной углевод у растений – это:

а — клетчатка ;     

б – крахмал;           

в – фруктоза;   

г – сахароза.

2. Живые клетки часто отсутствуют в растительных тканях:

а — покровной;    

б — основной;          

в — механической;   

г — запасающей.

3. Малое количество жиров содержится в семенах

а — конопли;        

б – льна;                   

в — гороха;         

г — подсолнечника.

4. Корень выполняет функцию:

а – механическую;      

б – всасывающую;  

в – проводящую;  

г — все эти функции.

5. У моркови имеется:

а – корнеклубень;       

б – корневище;         

в – клубень;  

г – корнеплод.

6. Придаточные почки могут располагаться на:

а – междоузлиях;       

б – корнях;    

в – листьях;   

г — всех этих частях растения.

7. Клубень является видоизменением:

а – побега;      

б — главного корня;  

в — бокового корня;  

г — придаточного корня.

8. Замыкающие клетки образуют:

а – устьица;    

б — столбчатую ткань;   

в — губчатую ткань;  

г. проводящие пучки.

9. Черенок – это:

а — основание цветка; 

б — стеблевидная часть листа; 

в — основание плода;

г —  отрезок любого вегетативного органа.

10. У насекомоопыляемых растений пыльца:

а – сухая;         

б – клейкая;  

в – мелкая;    

г – легкая.

11. Двойное оплодотворение характерно для:

а – мхов;         

б – папоротников;   

в – голосеменных;   

г – цветковых.

12. Много семян находится в плодах:

а – подсолнечника;   

б – ржи;         

в – гороха;     

г — всех этих растений.

13. Сочными плодами обладает:

а – горох;       

б – редис;      

в – рябина;    

г – подсолнечник.

14. У водорослей не бывает:

а – стебля;      

б – листьев;  

в – корней;    

г — всех этих органов.

15.    Ризоиды служат для:

а — всасывания питательных веществ;       

б — вегетативного размножения;

в — прикрепления к субстрату;        

г – фотосинтеза.

16. К мохообразным растениям относится:

а – ламинария;         

б — олений мох;        

в – сфагнум;             

г — все эти растения.

17. Споры у хвощей:

а – отсутствуют;      

б — созревают на заростках;           

в — созревают в колосках на верхушках побегов;

г —  созревают на поверхности листьев.

18. В бактериальной клетке отсутствует:

а – ядро;        

б – митохондрии;    

в —  пластиды;           

г  — все эти органоиды.

19. Споры бактерий наиболее уязвимы для:

а —  кипячения;   

б – замораживания;   

в – обезвоживания;  

г — ультрафиолетового  излучения.

20. Клетки грибницы снабжают организм лишайника:

а — водой и органическими веществами; 

б — водой и минеральными   веществам;

в — исключительно водой;    

г — кислородом и углекислым газом.

Задание 2 

Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них правильных может быть от нуля до пяти. Отметьте верные ответы, подчеркнув их. (КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ — 10)

1. У каких из нижеперечисленных растений соцветие — простой зонтик:

а – вишня; 

б – кукуруза; 

в – укроп; 

г – груша; 

д – рябина; 

е – чистотел; 

ж – одуванчик;

з – морковь; 

и – лук.

2. Основные признаки класса двудольных:

а – зародыш имеет обычно 2 семядоли;   

б – листья всегда простые, жилкование параллельное и дуговое;  

в – корневая система мочковатая;   

г – корневая система обычно стержневая;    

д – цветки обычно трёхчленные, околоцветник простой;   

е – листья простые и сложные, жилкование перистое;    

ж —  цветки обычно пятичленные, чашечка и венчик хорошо выражены.

3. Что общего между  голосеменными и покрытосеменными растениями:

а – это высшие растения; 

б – имеют корни стебли и листья;   

в – есть цветки;    

г – формируют семена; 

д – образуют плоды; 

е – закрытое положение семяпочки;

ж – есть тканевая дифференциация.

4. Какие из перечисленных  характеристик не соответствуют бактериям:

а – наличие рибосом;   

б – размножаются путём непрямого деления;  

в – отсутствуют мембранные органоиды;  

г – имеют одну кольцевую молекулу ДНК;  

д – есть клеточная мембрана; 

е – имеют несколько пар хромосом.

5. Какие из перечисленных грибов являются паразитами человека:

а – чага;   

б – сыроежка; 

в – головня;  

г – фитофтора;  

д — грибок кандида; 

е — пеницилл;    

ж – рыжик;    

з –  аспергилл.

Задание 3

  1. Чем отличаются друг от друга боковые корни и придаточные корни?  Какова функция придаточных корней? У каких растений развиваются придаточные корни? При каких условиях у растений развиваются только придаточные корни?
  2. Привести примеры водных покрытосеменных растений (2-3 примера). Каковы особенности строения корня, стебля, листьев в связи с водным образом жизни этих растений?
  3. Что собой представляют клубеньки на корнях бобовых растений?  Строение, образование, значение клубеньков.

Задание 4

Какие особенности в строении покрытосеменных растений привели к их процветанию на Земле?

 

ОТВЕТЫ

Задание 1

1 – б;  2 – в;  3 – в;  4 – г;  5 – г;  6 – г;  7 – а;  8 – а;  9 – г; 10 – б;  11 – г;  12 – в;  13 – в;  14 – г;  15 – в;  16 – в;  17 – в;   18 – г;  19 – г;  20 – б.

Задание 2

1 – а,  е, и;   2 – а, г,  е,  ж;   3 – а, б,  г, ж;    4 – б, е;    5 – д, з.

Задание 3

  1. Придаточные корни  в отличие от боковых корней образуются не на корне, а на других органах растения.  Они могут образовываться на стеблях, листьях, корневищах, но никогда придаточные корни не развиваются из главного и боковых корней (1 балл). Внешне придаточные корни не отличаются от обычных корней и выполняют те же функции (закрепление растения в почве, поглощение воды и минеральных солей и др.)      (1 балл). У многих растений, как например, у однодольных (злаки, лилейные, осоковые и др.), корневая система состоит преимущественно из придаточных корней. Такие же корни образуются и у папоротникообразных (папоротники, хвощи). Придаточные корни иногда составляют основную массу корней и у двудольных растений. Так, например, у картофеля, когда он размножается клубнями, образуются только придаточные корни (1 балл). При вегетативном размножении растений, т. е. при размножении черенками, усами, отводками, корневищами, развиваются только придаточные корни (1 балл).
  2. Роголистник, кувшинка, кубышка жёлтая, водокрас обыкновенный,  элодея канадская (1 балл).    Корневая система водных растений развита слабо, корневые волоски отсутствуют: вода с растворёнными в ней минеральными веществами может проникать непосредственно в листья (1 балл). Значительное увеличение поверхности тела, что облегчает поглощение необходимых количеств кислорода и других газов, которых в воде содержится меньше, чем в воздухе. Увеличение поверхности растения достигается развитием больших тонких листьев, расчленением листовой пластинки на тонкие нитевидные участки, сильным развитием воздухоносных полостей и больших межклетников. Большая плотность водной среды обусловливает слабое развитие механических элементов в листьях и стеблях водных растений; У водных растений слабо развиты или даже отсутствуют сосуды в проводящих пучках. (1 балл). Подводные листья не имеют устьиц; у плавающих на поверхности воды листьев устьица находятся только на верхней стороне, у надводных (воздушных) листьев устьица — на обеих сторонах. Так как интенсивность света в воде резко снижается, у многих водных растений в клетках эпидермиса имеются хлорофилловые зёрна (1 балл).
  3. На корнях бобовых растений поселяются азотфиксирующие бактерии, вызывая формирование особых  утолщений – клубеньков (1 балл). Бактерии проникают через корневой волосок в первичную кору корня, размножаются, вызывая деление клеток основной ткани и образование клубенька (1 балл). Бактерии начинают фиксировать азот. Образуются азотистые вещества. Часть азотистых веществ выделяется из корней в почву. После отмирания растения клубеньки разрушаются, почва обогащается азотом. Оказавшиеся в почве живые клубеньковые бактерии продолжают существование, но все жизненные процессы в них протекают слабо, к фиксации азота они не способны (1 балл). Симбиоз корней бобовых и клубеньковых бактерий очень важен для сельского    хозяйства — благодаря нему  почва обогащается азотистыми веществами, повышается ее плодородие. Бобовые культуры, имея дополнительный источник азота, богаты белками, это ценные пищевые и кормовые растения (1 балл).

Задание 4.

Предполагается, что покрытосеменные возникли в начале мелового периода мезозойской эры (около 125 млн. лет назад). К концу мелового периода покрытосеменные занимают господствующее положение в растительном мире. Важнейший признак покрытосеменных — цветок, приспособленный для размножения. Яркая окраска цветков, душистый аромат, съедобная пыльца и нектар привлекают животных-опылителей. Всё это максимально увеличивает шансы для переноса пыльцы насекомыми. Этот процесс более надежен, чем опыление ветром. Растениям, опыляемым насекомыми, не нужны такие большие количества пыльцы, как при опылении ветром. Большинство покрытосеменных опыляются насекомыми (1 балл). Закрытое расположение семязачатка у цветковых растений в полости завязи пестика защищает его (1 балл ).Для цветковых растений характерно двойное оплодотворение, в результате которого образуется зигота, дающая начало зародышу, и триплоидная клетка, из которой впоследствии формируется эндосперм. Такое одновременное развитие зародыша и эндосперма позволяет зародышу быстро развиваться, используя питательные вещества (1 балл ). Семена заключены в плод и надежно защищены от неблагоприятных условий внешней среды. Кроме того, благодаря уникальности плода их распространение обеспечивают птицы, млекопитающие, насекомые, а также ветер, вода и т. п.(1 балл ). Покрытосеменные имеют высокоорганизованную проводящую систему: более совершенные проводящие элементы — настоящие сосуды, по которым осуществляется быстрое передвижение воды и растворенных минеральных солей от корня к стеблю и листьям. Помимо этого покрытосеменные имеют ситовидные трубки с клетками-спутницами. Их появление повысило скорость и эффективность транспорта продуктов фотосинтеза от листьев к стеблю и корню ( 1 балл ).

Максимальная сумма баллов  за  4  задания  для  7  класса  –   47 баллов.

iumka.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *