Олимпиадное эссе по обществознанию – «Олимпиада по обществознанию. Региональный и заключительный этапы Разная логика работы метод комиссии при подготовке материалов.». Скачать бесплатно и без регистрации.

как писать эссе на МЭ по обществознанию — Абитуриент.про

Сложность с началом эссе знакома многим, в том числе и мне. Помню, как в 10 классе полчаса просидела перед белым листом, боясь начать писать. Чтобы избежать этого, необходимо преодолеть барьер в виде чистого листа. Просто начните! Есть несколько способов начать эссе:

  1. с известного высказывания;

  2. с риторического вопроса по теме;

  3. с постановки проблемы.

Не бойтесь начать неправильно. Если по ходу эссе к вам пришло вдохновение и вы нашли лучший вариант — смело зачёркивайте и пишите вступление выше, ниже или в конце, но обязательно с пометкой, куда относится эта часть!

Правильность постановки проблемы — это один из первых критериев, по которым вас будут оценивать. Лучшим методом при постановке проблемы будет вопрос, который к ней можно задать.

  1. О чем задумывался автор?

  2. В ответ на какое явление или вопрос он сформулировал это высказывание?

После ответа на эти вопросы вам будет гораздо легче понять логику автора. Лучше всего попытаться мысленно сформулировать диалог, в ходе которого предложенный афоризм мог бы быть создан.

Также важным фактором здесь служит выделение ключевых понятий, опираясь на которые, можно задать вопрос к высказыванию. Но, к сожалению, ключевые слова можно выделить не всегда. Если выделить их не получилось, возвращайтесь к предыдущему совету.

Слова, которые вы выделили как ключевые, не обязательно должны быть в самой проблеме. Часто бывает как раз так, что эти слова в нее не входят, а лишь подталкивают к формулировке проблемы.  

Алгоритм постановки проблемы на конкретном примере

Вам дано высказывание французского философа К. Гельвеция: «Законы обязаны своей силой нравам». Что нужно делать, чтобы его написать?

  1. Представьте диалог, в ходе которого мог бы возникнуть такой афоризм;

  2. Выделите ключевые слова: «сила законов» и «нравы»;

  3. Задайте вопрос к высказыванию: От чего зависит сила или эффективность работы законов?

  4. Сформулируйте проблему: причины, от которых зависит эффективность работы законов.

Базовая наука — это наука, с позиции которой вы будете рассматривать проблему. В олимпиадах по обществознанию их несколько: экономика, социология, философия, политология, культурология, правоведение. Очевидно, что, выбрав тему, связанную с законами, вы будете ссылаться на правовую сферу. В основном раздел бывает понятен по ключевым словам, и определить его несложно. Важно здесь другое! Год из года одним из самых главных негласных критериев для членов жюри в оценке эссе служат так называемые метапредметные связи. Это означает, что в своём эссе вам необходимо показать взаимосвязь базовой науки с другими и продемонстрировать, как рассматриваемое явление влияет на другие сферы общества. Например, при написании эссе по экономике можно показать, как данное экономическое явление сказывается на социальном неравенстве, социальн

www.abitura.pro

Дидактический материал по обществознанию "Олимпиада по обществознанию. Муниципальный этап"

Задания первого тура муниципального этапа

Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

2015 год.

11 класс

(1 час 20 мин.)

1. Задания для выбора ответа («да» — если высказывание верно, «нет» — если высказывание неверно)

1.1. Отправленные на родину, незаконно проникшие в страну мигранты называются экспатами.

1.2. Все субъекты федерации согласно Конституции РФ вправе устанавливать свои государственные языки.

1.3. Судебная практика рассматривается в качестве источника права только в рамках национальных правовых систем.

1.4. Прогрессивное налогообложение состоит в том, что налоговая ставка растет, ибо возрастает базовый доход, и каждый последующий прирост нормы налогообложения больше предыдущего.

1.5. По мнению Герберта Спенсера значение общественного производства возрастает по мере перехода от военизированных обществ к индустриальным и оно сопровождается повышением роли трудовых отношений, когда прямое насилие уступает место внутреннему самоограничению.

1.6. Врожденные компоненты поведения и психики животных и человека называются чувствами.

1.7. Контркультура – часть общей культуры, системы ценностей, традиций, обычаев, присущих малым социальным группам.

1.8. Граждане могут рассматривается как общность людей по принадлежности к тому или иному государству.

1.9. Разделение труда по признаку пола во многом определяются конкретно-историческими условиями, социально-экономической ситуацией.

1.10. Сторонником идей физиократов был Франсуа Кэне.

Ответы:

2. Задания на ряды

2.1. Назовите общее понятие для приведенных ниже:

2.1.1.товарные, обеспеченные, фиатные, кредитные.

_____________________________________________________________________________

2.1.2. индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, главы фермерских хозяйств.

_____________________________________________________________________________

2.2. Что является лишним в каждом ряду? Лишнее выпишите и объясните, почему вы так решили.

2.2.1. сельскохозяйственное производство, исполнительное производство, промышленное производство, оборонное производство.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.2.2. плата за государственные лицензии, налог на добавленную собственность, налог с дарения, акцизы

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2.2.3. семейные и социальные связи, харизма, угроза применения силы, экспертные (специальные) знания, вера.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2.2.4. рост дифференциации труда, превращение науки в производственную силу, развитие рационального управления производством, развитие индивидуализма, обеспечение энергетического оборудования производства.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.2.5. кредитная карта, подарочная карта, топливная карта, телефонная карта.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.2.6. существует страдание; существует причина страдания — желание; существует неизбежность страдания – карма; существует прекращение страдания — нирвана; существует путь, ведущий к прекращению страдания, — восьмеричный путь

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Социологами университета города Гронингена были проведены ряд экспериментов направленных на проверку истинности «теории разбитых окон»

.

Эксперимент 1. Эксперимент проводили на улице, где много магазинов, у стены дома, где жители, приезжая за покупками, паркуют свои велосипеды. У этой стены стоял яркий, бросающийся в глаза знак, запрещающий рисовать на стенах. Сначала стена была чистой. Экспериментаторы повесили на руль каждого велосипеда (всего велосипедов было 77) бумажку со словами «Желаем всем счастливых праздников!» и логотипом несуществующего магазина спортивных товаров. Спрятавшись в укромном уголке, исследователи стали наблюдать за действиями велосипедистов. На улице не было урн, поэтому человек мог либо бросить бумажку на землю, либо повесить на другой велосипед, либо взять с собой, чтобы выбросить позже. Первые два варианта рассматривались как нарушение принятых норм, третий — как их соблюдение.

Из 77 велосипедистов лишь 25 (33 %) повели себя некультурно. Затем эксперимент повторили, при такой же погоде и в то же время дня, предварительно размалевав стену бессодержательными рисунками. На этот раз намусорили 53 человека из 77 (69 %).

Эксперимент 2. Из почтового ящика торчал конверт с прозрачным окошком, из которого явственно проглядывала купюра в 5 евро. Экспериментаторы следили за проходящими мимо людьми, подсчитывая число краж. В начале ситуация проверялась когда почтовый ящик был чистый и мусора вокруг не было. Затем то же самое проводили когда ящик был разрисован бессмысленными граффити либо кругом валялся мусор

В первом случае только 13 % прохожих (из 71) присвоили конверт. Однако из разрисованного ящика конверт украли 27 % прохожих (из 60), а разбросанный мусор спровоцировал на кражу 25 % людей (из 72).

Исходя из указанных экспериментов, сформулируйте теорию разбитых окон. Какие практические рекомендации на уровне управления могут последовать из данной теории.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Ниже приведен отрывок из комедии Аристофана «Лягушки» (V век до н.э.)

Как старинную монету и сегодняшний чекан.

Настоящими деньгами, неподдельными ничуть,

Лучшими из самых лучших, знаменитыми везде

Среди эллинов и даже в дальней варварской стране,

С крепким правильным чеканом, с пробой верной, золотой

Мы не пользуемся вовсе. Деньги медные в ходу,

Дурно выбитые, наспех, дрянь и порча, без цены

Этот отрывок описывает факт, который позднее получил отражение в одном экономическом законе. В формулировании этого закона принял участие известный астроном.

4.1 Как его звали?

4.2 Как формулируется закон?

4.3 Какое дополнение предложил к нему лауреат Нобелевской премии по экономике Роберт Манделл?

4.1 ____________________________________

4.2 ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.3 _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Выполните задание

Соотнесите между собой портреты мыслителей разных эпох с названиями их произведений и отрывками из биографий. Расположите их в хронологическом порядке. Заполните таблицу

I. II.

III. IV.

V.

VI.

Названия произведений:

1. «Заработная плата цена и прибыль».

2. «Риторика».

3. «Лабиринт света и рай сердца».

4. «Топика».

5. «Психология народов и масс».

6. «Очерки по истории русской культуры».

Отрывки из биографии:

А. Родился в дворянской семье. Во время Русско-турецкой войны - доброволец в санитарном отряде в Закавказье. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (ученик В.О. Ключевского и П.Г. Виноградова), приват-доцент. Крупнейший русский историк. Был уволен из Московского университета и выслан в Рязань. Преподавал в Софии. Один из лидеров демократического крыла российского либерализма, создателей кадетской партии, лидером которой оставался на всем протяжении ее существования. Депутат III и IV Дум от Петербурга, бессменный председатель кадетской фракции. Ведущий публицист партии, редактор ее газеты «Речь». Сыграл значительную роль в создании Прогрессивного блока, стратегию и тактику которого впоследствии во многом определял. Выступил в Думе с громкими обвинениями в измене премьер-министра Б.В. Штюрмера и окружения императрицы Александры Федоровны. Был избран членом Временного комитета Государственной думы. Министр иностранных дел Временного правительства; после выхода в отставку перешел в оппозицию к правительству. После Октябрьской революции уехал на юг, участвовал в антибольшевистском движении. Жил на Западе. Редактор парижской газеты «Последние новости». Один из влиятельнейших деятелей русской эмиграции, входил в Парижскую демократическую группу партии народной свободы. Скончался в Экс-ле Бен (Франция). Оставил «Воспоминания».

Б. Родился в семье с бретонскими и бургундскими корнями. Семья его, несмотря на дворянский титул, особым богатством не отличалась и принадлежала к так называемому «среднему классу». После окончания классического лицея начал изучать медицину в Парижском Университете. Несмотря на то, что считается доктором, он никогда не практиковал, а его вклад в медицину основывается на его научных статьях. В область его научных интересов входили кроме медицины археология, антропология и социология. Во время франко-прусской войны отправился добровольцем на фронт, где работал военным врачом, и этот опыт дал ему материал для исследований поведения человека в экстремальных условиях. Позже активно занялся вопросами психологии, и именно он был первым, кто выдвинул теорию того, что «психология — это наука, необходимая для изучения социологии и понимания истории народов». Умер в возрасте 90 лет.

В. Родился в Стагире (поэтому получил прозвание Стагирит), греческой колонии в Халкидиках, недалеко от Афонской горы. Происходил из семьи потомственных лекарей, в которой врачебное искусство передавалось из поколения в поколение. Получил греческое образование и был носителем этого языка, он симпатизировал демократическому образу правления, но в то же время он был подданным македонского правителя. Это противоречие сыграет определённую роль в его судьбе. После смерти родителей его опекуном стал Проксен. Наследовал от отца значительные средства, это дало ему возможность продолжать образование под руководством Проксена. Книги тогда были очень дороги, но Проксен покупал ему даже самые редкие. Под руководством своего опекуна он изучал растения и животных, что в будущем развилось в отдельную работу «О возникновении животных». Поселился в Афинах, где стал философом в Академии Платона, в которой состоял двадцать лет, до самой смерти Платона. Занял место воспитателя царского сына Александра, будущего знаменитого полководца. Затем вернулся в Афины, где основал свою философскую школу Ликей (известную также под названием перипатетической). После смерти Александра Македонского вынужден был покинуть Афины (с ростом там освободительного движения против македонского господства). Год спустя он умер.

Г. Родился в Моравии, в городке Нивнице. Первоначальное образование получил в братской школе. После того как от чумы умерли его отец, мать и две сестры учился в латинской школе города Пржерова. Затем он учился в Херборнской академии, в Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей». В связи с гонениями со стороны католических фанатиков эмигрировал в Польшу, в город Лешно. Здесь он преподавал в гимназии, усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных. Опубликовал ряд учебников. Трансильванский князь Дьёрдь II Ракоци предложил ему осуществить реформу школ в его землях. Преподавание по новой системе началось в городе Шарошпатак. Ему удалось частично осуществить замысел устройства пансофической школы Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра». В Венгрии закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках», в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов. Переехав в Амстердам, написал капитальный труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором дал план реформы человеческого общества. Итог своей долгой жизни подвёл в сочинении «Единственно необходимое».

Д. Родился в семье среднего достатка в немецком городе Трире (в прирейнской Пруссии). Его предками по материнской и отцовской линии были целые поколения раввинов, его отец, хотя и был типичным рационалистом, согласился на крещение в евангелической церкви, чтобы не потерять должность. В 17 лет поступил в Боннский университет на юридический факультет. Спустя год отец направил его в более престижный Берлинский университет, где он проучился четыре года. В Берлине он оставил романтические взгляды и испытал влияние философии Гегеля, а позднее Фейербаха. Представил докторскую диссертацию о различии натурфилософии Демокрита и Эпикура. Обратился к журналистике и сотрудничал в кельнской «Рейнской газете». Вскоре стал редактором газеты, однако она была закрыта властями, что заставило его от чистой политики перейти к изучению экономики и далее к социализму. Эмигрировал в Париж где написал ряд работ социалистической направленности. Последние десять лет жизни ему уже не нужно было заботиться о хлебе насущном. Проданная его другом доля в манчестерском хлопчатобумажном бизнесе обеспечила ему приличное содержание. Однако после того, как с ним случился удар, его творческие способности ослабли. К этому периоду относится его работа «Критика Готской программы». Смерть жены и старшей дочери лишила его всякого желания продолжать жизнь, и он скончался в Лондоне.

Е. Жил в Риме, обучаясь ораторскому искусству у правоведа Муция Сцеволы Авгура. В качестве консула подавил антисенатский заговор Катилины, получив в виде признания своих заслуг почетное звание «отец Отечества» (впервые в истории Рима присвоено не за воинские подвиги). Занимался теорией государства и права и теорией красноречия. Создал два произведения особого жанра — «Катон, или О старости» и «Лелий, или О дружбе», где создал идеализованные образы духовно близких ему великих римлян предшествующих времен. Пытался убедить сенат защитить республиканский строй от наследников диктатуры Цезаря. Речи и действия его оказались безуспешны. По настоянию Антония имя его было включено в проскрипционные списки, а он был убит

.

Ответ:

6. Ниже приведены высказывания известных мыслителей прошлого, касающиеся одного и того же понятия (в тексте оно обозначено как […]; возможны вариации изменяемых частей данного слова).

«Чтобы выполнить большой и важный […], необходимы две вещи: ясный план и ограниченное время» (Э. Хаббард).

«Чтобы создать великий […], человек должен быть не только очень прилежен, но и очень ленив». (С. Батлер).

« Добытое […] с радостью и принимается и сохраняется, а что получено без […], то быстро исчезает» (В. Великий).

«[…] - целительный бальзам, он - добродетели источник. (И.Г. Гердер).

«Бывает […] ненужный, суетливый, нетерпеливый, раздраженный, мешающий другим и обращающий на себя внимание. Такой […] гораздо хуже праздности. Настоящий […] всегда тихий, равномерный, незаметный. (Л.Н. Толстой).

6.1. Что это за понятие?

Ответ:__________________________________________________________

6.2 Дайте свое определение данного понятия, исходя из имеющихся у Вас представлений об обществе.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

7. Прочитайте отрывок из работы Т. Веблена «Теория праздного класса».

7.1. Опираясь на данный отрывок, составьте определение «праздного класса» .

7.2. Укажите, какие занятия, кроме военного дела и священнослужения, могут считаться «почетными» для праздного класса.

7.3.Чем объяснить увеличение «праздного класса» в современном обществе? Укажите позитивные и негативные последствия этого роста?

Институт праздного класса получает свое наивысшее развитие на более поздней стадии существования варварской культуры, например, в феодальной Европе или в феодальной Японии. В таких обществах различия между классами соблюдаются очень строго и характерной чертой классовых особенностей имеющей поразительной экономическое значение, является различие между видами деятельности, подобающими отдельным классам. Верхние слои общества, по обычаю, освобождаются от занятий в производстве или остаются от них в стороне, за ними закрепляются известные занятия, которые считаются «почетными». Главным среди почетных занятий является военное дело, а второе место после него обычно занимает священнослужение….

Условиями, очевидно необходимыми для его появления, являются: 1) у общности должен быть хищнический уклад жизни (война или охота на крупную дичь или и то и другое), т.е. мужчины, составляющие в этих случаях, зарождающийся праздный класс, должны усвоить причинять ущерб силой и хитростью; 2) средства для поддержания жизни должны доставаться на достаточно легких условиях с тем, чтобы было можно освободить значительную часть общества от постоянного участия в труде по заведенному распорядку.

Веблен Т. Теория праздного класса.

Ответ:

7.1.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.2

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.3

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. На флаге государства приводится девиз «Ordem e progresso». Он напрямую восходит к высказыванию «Любовь, как принцип, и порядок как основа; прогресс как цель», которое принадлежит одному из французских мыслителей, считающегося основателем позитивизма.

8.1 Флаг какого государства изображен ниже и как звали этого мыслителя?

8.2 Как переводится этот девиз и какие два раздела в курсе социологии должны были найти отражение по мнению этого мыслителя?

8.3 Какие два подхода к рассмотрению общества они отражают?

8.1 ________________________________________________________________________

8.2 _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.3 ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Решите задачи по праву

9.1. В орган ЗАГСа обратились с заявлением о расторжении брака супруги Вакуленко, имеющие совершеннолетних детей. Совместно нажитое имущество ими было разделено по взаимному согласию. Однако, в органе ЗАГСа супругам в регистрации развода было отказано, т.к., по мнению работников органа ЗАГСа, они не представили достаточно веских доказательств невозможности сохранения семьи. Вправе ли был орган ЗАГСа отказать супругам Вакуленко в регистрации развода? Куда могут быть обжалованы действия должностных лиц органа ЗАГСа?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.2 Усманова А.И. работает в бухгалтерии ОАО «Парус». Она обратилась к администрации с просьбой установить ей сокращенный рабочий день, так как у нее ребенок-инвалид одиннадцати лет. Рассмотрев ее заявление, ей ответили, что неполное время установят, но заработная плата будет меньше и отпуск, соответственно, сократится. Права ли администрация ОАО «Парус»?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Ниже приводится притча. Сформулируйте к ней мораль социального содержания. К какому разделу социального знания вы бы отнесли данную притчу?

Орел сидел на дереве, отдыхал и ничего не делал.

Маленький кролик увидел орла и спросил:

«А можно мне тоже сидеть, как Вы, и ничего не делать?»

«Конечно, почему нет», - ответил тот.

Кролик сел под деревом и стал отдыхать. Вдруг появилась лиса, схватила кролика.

Мораль:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Решите логическую задачу

В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов: Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе.

Известно, что: Смит самый высокий;

играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте;

играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу;

когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их;

Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое.

На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя инструментами?

Ответ:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Члены жюри:

infourok.ru

Испытание второго тура «Обществознание (написание эссе)» (профиль «Социология»)

Продолжительность: 2 часа (120 минут)

Задание состоит из двух частей:
Часть 1. Написать эссе на предложенную тему.
Часть 2. Дать письменные ответы на три вопроса.

Пример: Тема эссе: «Как переход обществ от традиционных к современным отразился на социальном институте семьи? Проанализируйте причины появления нуклеарной семьи и траектории ее современного развития».

Вопросы:
1. Какие механизмы использует общество для того, чтобы проводить границу между доминирующей культурой и субкультурами? Приведите пример.
2. Существуют ли признаки сословной структуры в современном российском обществе? Свой ответ обоснуйте.
3. Приведите исторический пример исчезновения какого-либо социального института. Укажите причины.

Эссе - это самостоятельная творческая письменная работа, представляющая собой развернутое и аргументированное изложение Вашей точки зрения по предложенной теме. Эта точка зрения должна суммировать результаты небольшого теоретического или теоретико-эмпирического исследования заданной темы, которое Вы осуществляете с учебной целью. Материалами такого исследования служат прочитанные Вами при подготовке к поступлению книги, учебники и статьи, реальные или искусственные эмпирические данные и примеры из реальной жизни. Тема эссе обычно формулируется как вопрос, требующий аргументированного ответа, или утверждение, требующее обсуждения и информированной оценки.

Объем эссе принципиального значения не имеет. В каждом конкретном случае он определяется выделенным на задание временем и степенью сложности предложенной темы. В среднем он может быть равен 2-4 стандартным страницам (А4), но должен быть написан грамотно и приемлемым почерком.

Структуру эссе определяет сам автор и, таким образом, это является одним из элементов творческой работы. Типичным (но не обязательным) нам видится такая компоновка:

  • введение, в котором Вы даете обобщенный ответ на предложенный вопрос или излагаете в общем виде ту позицию, которую предполагаете отстаивать в основной части эссе;
  • упомянутая выше основная часть эссе, где Вы подробно отвечаете на вопрос или излагаете свою позицию, используя найденные Вами в материалах курса либо обнаруженные самостоятельно теоретические аргументы и эмпирические данные, поддерживающие каждое из выдвигаемых Вами утверждений;
  • заключение, в котором резюмируются главные идеи основной части, подводящие к предлагаемому Вами ответу на вопрос или к заявленной точке зрения, делаются выводы. Ссылки на источники и указания на интеллектуальные влияния: поскольку эссе - это миниатюрная научная работа, оно должно соответствовать всем принятым в научном сообществе техническим и этическим нормам цитирования и указания на источники идей (т.е. на их авторство). Однако, учитывая аудиторный характер написания данной работы, достаточным является указание на автора и его работу (книгу): например, после приведенного высказывания «Рассматривать социальные факты как вещи» следует в скобках указать [Дюркгейм «Метод социологии»].

Письменные ответы на вопросы по объему должны быть меньше эссе (рекомендуемый их объем - не 0,5 - 1 стр.). Основной акцент при ответе необходимо сделать на кратком изложении необходимого теоретического материала, четком изложении своих позиций по данному вопросу, приведении аргументов и примеров, подтверждающих свою мысль.

Примеры эссе

 

Основная литература:

Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 кл. общеолбразоват. учреждений. / Боголюбов Л.Н., Лабезникова А.Ю. и др. - М., 2008. Сорвин К.В. Сусоколов А.А. Человек в обществе. Система социологических понятий в кратком изложении. Для учащихся старших классов и студентов младших курсов. - М.. 2005. (ссылка)
Марченко М. А. Обществознание. Учебное пособие. - М., 2009.

Дополнительная литература:

Бауман З. Мыслить социологически: Пер. с англ.- М., 1996. (ссылка)
Гидденс Э. Социология: Пер. с английского. - М., 2005. (ссылка)
Монсон П. Лодка на аллеях парка: Пер.с англ.- М., 1998.(ссылка)
Фролов. Социология. Учебник для вузов. М., 2008. (ссылка)

 

Задания прошлых лет

 

2009 год

 

Задание по обществознанию

olymp.hse.ru

Олимпиадные задания и работы победителей и призеров олимпиады 2014 года

ФИОРегион школыПобедитель/призер1 тур2 тур3 тур
Альгина Анна СергеевнаКировская областьПобедитель

 Работа (PDF, 11.08 Мб)

 

 Работа (PDF, 6.80 Мб)

 

 Работа (PDF, 8.67 Мб)

 

Бойко Анастасия ПавловнаКраснодарский крайПобедитель

 Работа (PDF, 11.12 Мб)

 

 Работа (PDF, 6.10 Мб)

 

 Работа (PDF, 5.96 Мб)

 

Гаврилов Алексей ОлеговичХабаровский крайПобедитель

 Работа (PDF, 10.82 Мб)

 

 Работа (PDF, 5.89 Мб)

 

 Работа (PDF, 7.49 Мб)

 

Демин Александр ВикторовичМоскваПобедитель

 Работа (PDF, 10.55 Мб)

 

 Работа (PDF, 7.27 Мб)

 

 Работа (PDF, 9.88 Мб)

 

Елканова Валерия ЕрмаковнаМоскваПобедитель

 Работа (PDF, 10.60 Мб)

 

 Работа (PDF, 9.03 Мб)

 

 Работа (PDF, 8.87 Мб)

 

Заботкин Михаил ЮрьевичМоскваПобедитель

 Работа (PDF, 10.38 Мб)

 

 Работа (PDF, 6.03 Мб)

 

 Работа (PDF, 7.88 Мб)

 

Казанцев Кирилл ИльичСвердловская областьПобедитель

 Работа (PDF, 10.54 Мб)

 

 Работа (PDF, 6.87 Мб)

 

 Работа (PDF, 7.91 Мб)

 

Куликов Антон КирилловичУдмуртская РеспубликаПобедитель

 Работа (PDF, 10.75 Мб)

 

 Работа (PDF, 7.72 Мб)

 

 Работа (PDF, 7.95 Мб)

 

Литовченко Анна ВладимировнаХанты-Мансийский автономный округ - ЮграПобедитель

 Работа (PDF, 10.93 Мб)

 

 Работа (PDF, 6.33 Мб)

 

 Работа (PDF, 7.75 Мб)

 

Петрова Ксения ОлеговнаЧувашская РеспубликаПобедитель

 Работа (PDF, 10.65 Мб)

 

 Работа (PDF, 6.55 Мб)

 

 Работа (PDF, 6.48 Мб)

 

Пономарева Мария АлексеевнаБрянская областьПобедитель

 Работа (PDF, 10.57 Мб)

 

 Работа (PDF, 4.44 Мб)

 

 Работа (PDF, 6.26 Мб)

 

Тисленко Мария ИгоревнаМоскваПобедитель

 Работа (PDF, 10.94 Мб)

 

 Работа (PDF, 8.03 Мб)

 

 Работа (PDF, 7.15 Мб)

 

Шкроб Никита СергеевичСмоленская областьПобедитель

 Работа (PDF, 8.43 Мб)

 

 Работа (PDF, 4.86 Мб)

 

 Работа (PDF, 5.92 Мб)

 

Андрианова Вероника ГлебовнаМоскваПризёр

 Работа (PDF, 10.17 Мб)

 

 Работа (PDF, 5.28 Мб)

 

 Работа (PDF, 6.43 Мб)

 

Белякина Полина ИгоревнаКрасноярский крайПризёр

 Работа (PDF, 10.46 Мб)

 

 Работа (PDF, 4.21 Мб)

 

 Работа (PDF, 5.39 Мб)

 

Гарцева Полина ЕвгеньевнаЧелябинская областьПризёр

 Работа (PDF, 10.18 Мб)

 

 Работа (PDF, 4.60 Мб)

 

 Работа (PDF, 5.58 Мб)

 

Глебина Маргарита ВладимировнаМоскваПризёр

 Работа (PDF, 10.38 Мб)

 

 Работа (PDF, 5.88 Мб)

 

 Работа (PDF, 6.91 Мб)

 

Грушанская Елизавета МаксимовнаИвановская областьПризёр

 Работа (PDF, 10.44 Мб)

 

 Работа (PDF, 5.11 Мб)

 

 Работа (PDF, 7.38 Мб)

 

Дмитриев Иван АлександровичВологодская областьПризёр

 Работа (PDF, 10.08 Мб)

 

 Работа (PDF, 5.68 Мб)

 

 Работа (PDF, 3.84 Мб)

 

Дронов Антон ВалентиновичРязанская областьПризёр

 Работа (PDF, 11.25 Мб)

 

 Работа (PDF, 7.57 Мб)

 

 Работа (PDF, 8.62 Мб)

 

Ефремов Илья АлександровичВологодская областьПризёр

 Работа (PDF, 10.58 Мб)

 

 Работа (PDF, 5.20 Мб)

 

 Работа (PDF, 5.44 Мб)

 

Киселёва Алёна ЕвгеньевнаРеспублика БашкортостанПризёр

 Работа (PDF, 11.11 Мб)

 

 Работа (PDF, 7.60 Мб)

 

 Работа (PDF, 7.05 Мб)

Кузьмин Никита АлександровичРеспублика ТатарстанПризёр

 Работа (PDF, 10.17 Мб)

 

 Работа (PDF, 5.39 Мб)

 

 Работа (PDF, 6.38 Мб)

 

Куприянов Ярослав ИгоревичМоскваПризёр

 Работа (PDF, 10.30 Мб)

 

 Работа (PDF, 4.05 Мб)

 

 Работа (PDF, 4.37 Мб)

 

Курносенко Сергей АлексеевичВологодская областьПризёр

 Работа (PDF, 10.54 Мб)

 

 Работа (PDF, 5.93 Мб)

 

 Работа (PDF, 6.92 Мб)

 

Лашков Игорь ВалерьевичКемеровская областьПризёр

 Работа (PDF, 10.14 Мб)

 

 Работа (PDF, 3.82 Мб)

 

 Работа (PDF, 4.82 Мб)

 

Лемутов Василий АлександровичМоскваПризёр

 Работа (PDF, 10.30 Мб)

 

 Работа (PDF, 5.14 Мб)

 

 Работа (PDF, 4.58 Мб)

 

Лимин Дмитрий ВалерьевичНижегородская областьПризёр

 Работа (PDF, 10.36 Мб)

 

 Работа (PDF, 4.62 Мб)

 

 Работа (PDF, 6.99 Мб)

 

Мартиросян Марк АртаковичМоскваПризёр

 Работа (PDF, 10.22 Мб)

 

 Работа (PDF, 4.38 Мб)

 

 Работа (PDF, 5.03 Мб)

 

Мокрушин Дмитрий ВладимировичУдмуртская РеспубликаПризёр

 Работа (PDF, 10.43 Мб)

 

 Работа (PDF, 7.85 Мб)

 

 Работа (PDF, 10.33 Мб)

 

Морозова Елена ИгоревнаСанкт-ПетербургПризёр

 Работа (PDF, 11.12 Мб)

 

 Работа (PDF, 5.77 Мб)

 

 Работа (PDF, 4.85 Мб)

 

Новиков Глеб ЕвгеньевичМоскваПризёр

 Работа (PDF, 10.05 Мб)

 

 Работа (PDF, 5.50 Мб)

 

 Работа (PDF, 6.55 Мб)

 

Образцов Никита АлексеевичСанкт-ПетербургПризёр

 Работа (PDF, 10.17 Мб)

 

 Работа (PDF, 3.37 Мб)

 

 Работа (PDF, 3.54 Мб)

 

Орлова Мария АлександровнаВолгоградская областьПризёр

 Работа (PDF, 10.53 Мб)

 

 Работа (PDF, 6.23 Мб)

 

 Работа (PDF, 5.92 Мб)

 

Певцова Наталья СергеевнаМосковская областьПризёр

 Работа (PDF, 10.94 Мб)

 

 Работа (PDF, 6.12 Мб)

 

 Работа (PDF, 7.29 Мб)

 

Петрухина  Полина СергеевнаМоскваПризёр

 Работа (PDF, 10.93 Мб)

 

 Работа (PDF, 7.19 Мб)

 

 Работа (PDF, 7.96 Мб)

 

Путилина Полина ВалерьевнаСамарская областьПризёр

 Работа (PDF, 10.64 Мб)

 

 Работа (PDF, 8.49 Мб)

 

 Работа (PDF, 7.09 Мб)

 

Сорокина Марина ВалентиновнаМоскваПризёр

 Работа (PDF, 11.22 Мб)

 

 Работа (PDF, 8.81 Мб)

 

 Работа (PDF, 10.64 Мб)

 

Тронин Виктор ГригорьевичКалининградская областьПризёр

 Работа (PDF, 10.97 Мб)

 

 Работа (PDF, 4.94 Мб)

 

 Работа (PDF, 8.27 Мб)

 

Яшина Марина АлександровнаВологодская областьПризёр

 Работа (PDF, 10.20 Мб)

 

 Работа (PDF, 5.36 Мб)

 

 Работа (PDF, 4.37 Мб)

 

olymp.hse.ru

Как стать призёром «Ломоносова» по обществознанию и выжить — Абитуриент.про

Меня зовут Соня Лазарева. Я дважды стала призёром «Ломоносова» по обществознанию, в 10 и 11 классе. В этой статье расскажу о том, почему выбрала перечневую олимпиаду вместо Всероса, как подготовилась и как совместила с ничегонеделанием.

Сколько бы ни кокетничали подписчики «Типичного олимпиадника», на Всерос случайно не проходят. Или проходят, но редко. Подготовка к Всеросу — это труд. Я не смогла пройти дальше регионального этапа.

Задания на Всеросе сложные и нестандартные. Например, в третьем туре заключительного этапа нужно подготовить устное выступление на семь минут по одному из предложенных высказываний.

 

А ещё сайт Всероса жутко неудобный: найти задания прошлых лет сложно. Сейчас (на 24 апреля 2017 года) срок регистрации домена истёк, поэтому найти на нём хоть что-нибудь невозможно.

Помимо Всероса, есть ещё перечневые олимпиады. Их проводит не Российский совет олимпиад школьников, а вузы под эгидой РСОШ. Все они входят в перечень олимпиад школьников, который утверждает Министерство образования. «Ломоносов» — перечневая олимпиада. Её проводит МГУ.

Перечневые олимпиады, как и Всерос, дают льготы при поступлении в вуз: 100 баллов на ЕГЭ или дополнительных вступительных испытаниях по профильному предмету или поступление без экзаменов. Результаты перечневых олимпиад, как и результаты Всероса, действуют четыре года. Отличие в том, что дипломы перечневых олимпиад нужно подтверждать результатами ЕГЭ. Обычно — не меньше 75 баллов, но на отдельных специальностях порог подтверждения выше — до 85 баллов.

Подготовиться к перечневым олимпиадам проще. Специфика олимпиад часто соответствует профилю вуза: в «Высшей пробе» по обществознанию, которую проводит ВШЭ, встречаются сложные экономические задачи. Ещё вузы открывают курсы по подготовке к внутренним олимпиадам — например, в ИТМО. Так вузы набирают талантливых абитуриентов.

Отборочный этап «Ломоносова» — дистанционный. Писать олимпиаду из собственной постели удобнее, чем идти в другую школу, час сидеть под дверью, ждать регистрации, выгребать из карманов всё и приспосабливаться к новой обстановке.

Отборочный этап разделён на два тура. Можно принять участие только в одном или в обоих сразу, но тогда учитываются только результаты второго тура. Волнуешься меньше, когда знаешь, что у тебя есть две попытки. На выполнение заданий «Ломоносова» даётся 24 часа с момента, когда участник откроет задания.

Я плохо знаю экономику, поэтому ещё одно преимущество «Ломоносова» перед другими олимпиадами — экономика присутствует только на теоретическом уровне. Практических задач по экономике нет. Зато в «Ломоносове» много заданий по философии — возможно, из-за того, что олимпиаду проводят на базе философского факультета.

«Ломоносов» — перечневая олимпиада. Чтобы получить льготу (100 баллов по предмету или поступление без вступительных испытан

www.abitura.pro

Эссе как особый тип ученической работы по обществознанию, задания олимпиады школьников

Эссе по обществознанию

Впервые эссе как особый тип задания для участников Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию было предложено в 2001 г. С началом крупномасштабного эксперимента по отработке содержания и проведения единого государственного экзамена в 2003 г. данное задание стало неотъемлемой части ЕГЭ по обществознанию. В настоящих методических материалах обобщены подходы к использованию эссе в олимпиадах школьников и на ЕГЭ по обществознанию и

Последнее задание единого государственного экзамена по обществознанию относится к числу наиболее сложных. Выпускникам и абитуриентам предлагается следующее (приводится формулировка, принятая при проведении экзамена в 2003 г.):

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой автором проблемы (свою точку зрения, отношение к ней). В ответе используйте соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на факты общественной жизни и собственный опыт, приведите необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

Обратим внимание. В условии четко сформулирована задача – высказать собственную точку зрения по проблеме и обосновать ее; сказано, какие элементы ответа являются обязательными (обществоведческие понятия, факты из общественной жизни и собственного опыта в качестве аргументов). Жанр работы при этом никак не определен.

Между тем и экзаменаторы, и экзаменуемые нередко характеризуют это задание как эссе по обществознанию (иногда говорят о кратком письменном сочинении, мини-сочинении, микросочинении по обществознанию).

Данная характеристика нуждается в обстоятельном рассмотрении.

Что такое эссе

Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинского слову exagium (взвешивание). Французское essai можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк. Заметим, что самое знаменитое (и, по мнению литературоведов, первое по времени написания) произведение данного жанра – трехтомное сочинение французского философа-скептика XVI в. Мишеля Монтеня (1533–1592) – русскоязычным читателям известно под названием «Опыты» (во французском оригинале – «Les Essais»).



Что же такое эссе? Вот какие определения предлагают толковые словари и энциклопедии.

В «Толковом словаре иноязычных слов» Л.П.Крысина читаем: «Эссе, очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме».

«Большой энциклопедический словарь» дает более развернутое определение: «Эссе, жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь».

«Краткая литературная энциклопедия» уточняет: «Эссе, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные».

Итак, во всех представленных определениях названы некоторые признаки, по которым тот или иной текст может быть отнесен к жанру эссе. Обратившись к специальный литературе, посвященной этой проблеме, мы получим их относительно полный перечень.

1. Наличие конкретной темы или вопроса.

Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе. Тема эссе всегда конкретна, некоторые исследователи говорят о том, что она имеет частный характер (таковы, например, темы эссе М.Монтеня: «О старости», «О славе», «О самомнении», « О книгах», «О дурных средствах, служащих благой цели», «Против безделья», «О большом пальце руки»и др.).

2. Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления.

Как пишет В. Шубинский, «в эссе автор сохраняется как непосредственный субъект высказывания – причем высказывание это, в отличие от научного трактата, полемической статьи или политической листовки, – не имеет никакой прагматической цели». Эссе – жанр субъективный, оно интересно и ценнно именно тем, что дает возможность увидеть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отношения к миру.

3. Небольшой объем.

Каких-либо жестких границ, конечно, не существует, но даже самый красноречивый эссеист, как правило, ограничивает свое сочинение двумя-тремя десятками страниц (при этом, бывает достаточно и одного листа, нескольких емких, побуждающих к размышлению фраз).

4. Свободная композиция.

Это важная особенность эссе. Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом «Все – наоборот!».

5. Непринужденность повествования.

Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне «строгих» построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

6. Парадоксальность.

Эссе призвано удивить читателя – это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Более того, эссе рождается из удивления, которое возникает у автора при чтении книги, просмотре кинофильма, в разговоре с другом. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко являются афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимно исключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы (таковы, например, темы эссе Владимира Набокова «Пушкин, или Правда и правдоподобие» или «Похвала скуке» Иосифа Бродского).

7. Внутреннее смысловое единство.

Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.

8. Открытость.

Эссе при этом остается принципиально незавершенным – не в том смысле, что автор останавливается на полуслове и намеренно не высказывает своего мнения до конца, а в том, что он не претендует на исчерпывающее ее раскрытие, на полный, законченный анализ.

Таковы некоторые особенности, которые свойственны эссе как литературному жанру.

Нужно иметь в виду, что исследователи выделяют различные разновидности эссе.

С точки зрения содержания, эссе бывают философскими, литературно-критическими, историческими, художественными, художественно-публицистическими, духовно-религиозными и др.

По литературной форме, эссе предстают в виде рецензии, лирической миниатюры, заметки, странички из дневника, письма, слова и др.

Различают также эссе описательные, повествовательные, рефлексивные, критические, аналитические и др. В данном случае, в основу положены композиционные особенности произведения, выполненного в жанре эссе.

Наконец, предложена классификация эссе на две большие группы: личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности, и эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее. Экзаменационное эссе по обществознанию, бесспорно, принадлежит ко второй группе.

Завершая первоначальное знакомство с эссе, отметим: ученые многое знают о нем и могут детально характеризовать его признаки и свойства. Вместе с тем они признаются: «Что такое эссе, никогда в точности не было определено», «Эссе не может быть приведено к какой-либо дефиниции».

Задание 1.

Прочитайте эссе «О том, что наш дух препятствует себе самому». М. Монтеня. Какие особенности данного текста позволяют отнести его к жанру эссе?


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Олимпиадное эссе по обществознанию Видео

2 мес. назад

Данный видео-курс охватывает все основные темы обществознания олимпиадного уровня. Видеокурс состоит...

4 г. назад

Вебинар по темам "Олимпиадное эссе по обществознанию как творческая исследовательская работа учащегося"...

1 г. назад

В связи с изменениями критериев проверки задания №29 (эссе) в 2018г потребовалась новая консультация по...

3 г. назад

Сдаёшь ЕГЭ, но боишься его завалить? (только 2 человек из 100 читают ВНИМАТЕЛЬНО информацию ниже, ты из них?)...

3 г. назад

Записывайтесь на бесплатное вводное занятие в Фоксфорде — https://foxford.ru/I/NG На сайте школьники могут подготов...

1 г. назад

Было весело идти в другую школу :D.

3 г. назад

Семинар и тренинг по подготовке к написанию олимпиадного эссе. Тренинг проводит заместитель декана факуль...

2 г. назад

Сборник материалов для подготовки к ЕГЭ по Обществознанию: https://vk.com/brainstory_me?w=wall-78975351_6725 Сборники материалов...

2 г. назад

Наш преподаватель истории и обществознания, Седунов Михаил Юрьевич, с 28-летним педагогическим стажем, эксп...

3 г. назад

Семинар и тренинг по подготовке к написанию олимпиадного эссе. Тренинг проводит заместитель декана факуль...

3 г. назад

Отзыв Михаила Миронюка, академического руководителя образовательной программы "Политология" о лучших...

4 г. назад

Вебинар издательства Легион 12.12.2014. Как правильно написать эссе по обществознанию. Проводит для учащихся...

4 г. назад

Запись на бесплатный онлайн-курс Романа Саромсокова "Эффективная подготовка к ЕГЭ-2018" - http://egena100ballov.ru.

4 г. назад

Вебинар "Обучение написанию эссе (мини-сочинения) по обществознанию в рамках учебного процесса" (для учител...

3 г. назад

Отработка заданий по обществознанию с графиками. Спрос и предложение Запись на бесплатный онлайн-курс...

www.meizer.kz

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *