Олимпиада по обществознанию 11 класс с ответами – Методическая разработка по обществознанию (9, 10, 11 класс) на тему: Подборка олимпиадных заданий с ответами для подготовки учащихся 9-11 классов к олимпиадам по обществознанию разного уровня.. | скачать бесплатно

Олимпиада по обществознанию 11 класс

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2015-2016 гг.

11 класс.

1. Решите кроссворд. Вставьте пропущенное слово по вертикали и дайте его определение.

По горизонтали:

  1. Психическое отношение лица к своему противоправному деянию и его последствиям.

  2. Распоряжение гражданина своим имуществом на случай смерти, а также сам документ, которым оно оформляется.

  3. Должностное лицо, назначаемое в какой-нибудь район другого государства для защиты там интересов своей страны, ее юридических лиц и граждан, содействия развитию политических, экономических, научных, культурных и прочих связей между государствами.

  4. Один из соучастников преступления, склоняющий другое лицо к преступлению путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом.

  5. Вводная часть законодательного или иного правового акта, конституции, декларации или международного договора, в которой обычно излагаются принципиальные положения, побудительные мотивы, цели издания соответствующего акта.

  6. Процедура по проверке не вступивших в законную силу судебных актов вышестоящим судом, определенная процессуальным законодательством.

  7. Кража по «Русской правде».

2. Для тоталитарного политического режима характерным чертами являются:

  1. политический плюрализм

  2. наличие одной единственной идеологии

  3. высокая мобилизация

  4. территориальная экспансия

  5. сочетание рыночной экономики с государственным сектором

  6. полицейский терроризм

3. Иностранный гражданин, студент одного из мос­ковских вузов, был задержан за совершение кражи. С предъявленным обвинением и заключением его в изоля­тор временного содержания он не согласился, ссылаясь на то, что он гражданин другой страны и отвечать он дол­жен по законам другой страны.

Правомерны ли действия правоохранительных орга­нов? Свое мнение обоснуйте.

4. Определенные науки об обществе и человеке прочно связаны с именами ученых, внесших большой вклад в их развитие. Приведите в соответствие разделы научного знания и имена ученых. Обратите внимание: имен ученых больше, чем сфер научного знания.

Сферы научного знания

Имена ученых

1. История

2. Педагогика

3. Социология

4. Философия

А. Левада Ю.А.

Б. Соловьев С.М.

В. Макаренко А.С.

Г. Соловьев В.С.

Д. Дроздов Н.Н.

5. Вставьте в текст пропущенные слова.

Финансовые сложности у крупных российских заемщиков начались летом …1… года, когда крупнейшие российские банки (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, Банк Москвы и Внешэкономбанк) попали под секторальные …2… ЕС и США, которые запрещают привлекать средне- и долгосрочное финансирование в этих странах. Как отметил глава Минэкономразвития ….3…, выступая в Госдуме, важнейший риск для российских компаний сейчас — закрытие внешних …..4…. рынков, и этот риск уже материализован. 

6. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.

2.1. Религия, мораль, искусство, образование

2.2. Физические, экзистенциальные, социальные, духовные, престижные

2.3. Монархия — тирания, аристократия- охлократия, полития — демократия

7. Ниже приведены высказывания известных мыслителей прошлого, касающиеся одного и того же понятия (в тексте оно обозначено как […]; возможны вариации изменяемых частей данного слова). Что это за понятие?

  • «[…] существует только потому, что оно стремится исчезнуть» (Августин).

  • «Мудрее всего […], ибо оно раскрывает все» (Фалес)

  • «[…] часто убивает тех, кто старается убить его» (Пьер Буаст)

  • «Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии […]» (Карл Маркс)

Задания для выбора ответа («да» — если высказывание верно, «нет» — если высказывание неверно)

1. Проблему редкости ресурсов в 21 веке удастся решить.

2. Харизматическому типу господства присущ аффективный тип социального действия.

3. Индивидуальность — это понятие, описывающее своеобразие психических характеристик и задатков индивида.

4. Выданный фирме кредит относится к фактору производства «капитал».

5. Место жительства — признак социального статуса.

6. Слово «fascio», от которого происходит термин «фашизм», в переводе означает почва.

7. Процесс придания юридической силы договору путём утверждения его соответствующим органом каждой из сторон называется промульгацией.

8. При расторжении брака обязательства по кредитному договору, заключенному одним из супругов, поровну делятся между бывшими супругами.

9. Налоговые поступления увеличиваются в период подъема и сокращаются в период спада в экономике.

10. Авторитарный режим в отличие от демократического характеризуется способностью осуществлять государственное принуждение.

  1. Установите соответствие между понятием и определением:

    ПОНЯТИЯ

    ОПРЕДЕЛЕНИЯ

    Дивиденды

    Разновидность залога недвижимого имущества с целью получения кредита

    Проценты

    Плата, получаемая кредитором от заемщика за пользование денежными средствами

    Хеджирование

    Часть прибыли, которая ежегодно распределяется между акционерами

    Ипотека

    Осуществление финансовых операций, которые снижают или устраняют риски

  2. А) Назовите религии, символы которых здесь изображены.

Б) Какое изображение «выпадает» из общего ряда, почему?

  

1) 2) 3) 4) 5)

Ответы и критерии оценки (максимальное количество баллов – 47)

  1. Всего за данное задание – 10 баллов

7 баллов (по 1 баллу за каждое правильное слово)

1.

в

и

н

а

2.

з

а

в

е

щ

а

н

и

е

3.

к

о

н

с

у

л

4.

п

о

д

с

т

р

е

к

а

т

е

л

ь

5.

п

р

е

а

м

б

у

л

а

6.

а

п

е

л

л

я

ц

и

я

7.

т

а

т

ь

б

а

3 балла (1 балл – за правильное слово; 2 балла за правильное определение)

Вексель – ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное обязательство лица, его выдавшего, об уплате означенной суммы денег по требованию или в определенный срок поименованному в векселе лицу или другому, указанному им лицу.

  1. Всего за данное задание – – 2 балла (по 0, 5 балла за каждый правильный ответ)

2,3,4,6

  1. 2 балла (1балл – за правильный ответ. 1 балл – за правильный комментарий к ответу)

Да. Законы для всех (иностранцев и лиц без гражданства) действуют на всей территории РФ

  1. Всего за данное задание – 4 балла (1 балл – за каждое верное соответствие)

  2. Всего за данное задание – 4 балла (1 балл – за каждое верное слово)

1) 2014 года 2) санкции 3) Алексей Улюкаев 4) финансовых

6. Всего за данное задание – 3 балла (по 1балл — за каждый правильный ответ)

1. Элементы духовной сферы жизни общества

2. Потребности человека по пирамиде А.Маслоу

3.Типология правильных и неправильных форм правления по Аристотелю

  1. Всего за данное задание – 1 балл.

Время

  1. Всего за данное задание – 10 баллов (по 1балл — за каждый правильный ответ)

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    нет

    да

    нет

    нет

    да

    нет

    нет

    нет

    да

    нет

  2. Всего за данное задание – 4 балла (1 балл – за каждое верное соответствие)

1C 2B 3D 4A

  1. Всего за данное задание – 7 баллов:

5 баллов (1 балл – за каждое верное соответствие)

А) 1) католицизм 2) ислам 3) иудаизм 4) православие 5) буддизм;

2 балла (1 – за правильный ответ, 1 балл – за правильное пояснение)

Б) «выпадает» символ 3 (иудаизм), так как все остальные – символы мировых религий.

multiurok.ru

Олимпиада по обществознанию 11 класс

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию.
Школьный этап – 11 класс
11 класс (1 час 20 минут). Количество баллов – 52
     1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу. (6 б)
1.1. Группа учащихся под руководством педагога проводила социологическое исследование. Какие из приведённых фактов свидетельствует о том, что, в исследовании были использованы теоретические методы познания:
А) ученики сформулировали и обосновали выводы
Б) промежуточные результаты исследования фиксировались в журнале наблюдений
В) ученики выдвинули гипотезу исследования
Г) ученики описывали наблюдаемые явления
Д) в ходе исследования был проведён опрос учащихся школы
1.2. Выберите характеристики рационального познания:
А) отражение в сознании человека внешних свойств предмета
Б) отражение предметов  и их свойств в виде целостного образа
В) фиксация существенных свойств предмета
Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета
Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких – либо свойств
Е) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся
1.3. Основными стратификационными переменными в современном обществе можно считать:
А)  семейное положение
Б) доступ к власти
В) уровень дохода
Г) принадлежность к конфессии
Д) национальность
1.4. Выберите меры, способствующие снижению инфляции:
А) увеличение расходов государства на социальные программы
Б) девальвация национальной валюты
В) изъятие «лишних» денег центральным банком
Г) отказ от повышения зарплат и пенсий
Д) переход на натуральный обмен вместо денежного
Е) эмиссия денег
1.5. Отличительной чертой демократического режима является:
А) конкуренция на политической арене различных партий и движений
Б) высокая явка избирателей на выборы
В) наличие парламента
Г) наличие разветвлено системы законодательства
1.6. Какие из указанных факторов оказывают влияние на рыночный спрос:
А) доходы потребителей
Б) комплементарные товары
В) расходы на рекламу
Г) цены на ресурсы
Д) численность покупателей
Е) совершенствование технологии

1.11.21.31.41.51.6
      

  1. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Обоснуйте свой ответ. (3 б).
    2.1.
    Увеличение производственных ресурсов, статичность технологии производства, разработка новых месторождений, приём дополнительных работников.
    __________________________________________________________________
    2.2.
    Собственность на средства производства, централизованный сбыт продукции и распределение заказов, сохранение производственной самостоятельности, отсутствие коммерческой самостоятельности.
    __________________________________________________________________
    2.3.
    Наблюдение, эксперимент, классификация, систематизация
    __________________________________________________________________
  2. Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного в таблице списка. Впишите в текст порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте. (6б).
    Человек посредством познания и на его основе преобразует окружающий ______ (А), самого себя, формирует свой _______ (Б), свою культуру. Познание достаточно сложное явление. Оно представляет собой активное _____ (В) человеком внешнего мира, осуществляемое посредством особого вида _______ (Г). Различают две основные ступени познания: чувственное и ______ (Д). Эти две ступени познания внутри себя разграничиваются на ряд форм, из последовательного восхождения которых от простого к сложному формируется познавательный ______ (Е).
    Список терминов:
    1. Восприятие
    2. Рациональное
    3. Процесс
    4. Природный мир
    5. Прогресс
    6. Деятельность
    7. Теоретическое
    8. Представление
    9. Духовный мир
    Ответ:
  3. Используя все приведенные ниже термины, заполните схему. (15 б).
    Виды налогов, принципы налогообложения, косвенные, налоги, функции налогов, фискальная, пропорциональная, легитимность, системы налогообложения, прямые, обязательность, стимулирующая, прогрессивная, всеобщность, регрессивная.

                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Решите правовые задачи. (6 б).
    5.1. Моряк, находящийся в 9 –месячном плавании, узнал из телеграммы от своей возлюбленной, что у них будет ребёнок. Одновременно она просила ответить, согласен ли он на заключение брака. Он ответил телеграммой, что согласен. Собрав необходимые документы и приложив телеграмму, заверенную капитаном корабля, девушка пришла в органы ЗАГС и, объяснив ситуацию, попросила брак зарегистрировать. Ей было отказано в её просьбе. Объясните почему?
    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    5.2. Вла­де­лец ин­тер­нет – ма­га­зи­на за­клю­чил сроч­ный тру­до­вой до­го­вор с тремя 15-лет­ни­ми уча­щи­ми­ся про­фес­си­о­наль­но­го лицея.

В со­от­вет­ствии с усло­ви­я­ми до­го­во­ра каж­дый из них дол­жен вы­пол­нять ра­бо­ты по упа­ков­ке по­ку­пок кли­ен­тов ма­га­зи­на в те­че­ние учеб­но­го года 4 раза в не­де­лю, с 12:00 до 23:00 с ча­со­вым пе­ре­ры­вом на обед. Какие на­ру­ше­ния были до­пу­ще­ны при за­клю­че­нии до­го­во­ра? (Ука­жи­те три на­ру­ше­ния.)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Решите логическую задачу. (3б)
Встретились четыре профессора: Белов, Чернов, Рыжов и Седов. Один из них был блондином, другой брюнетом, третий рыжим, а четвертый – седым. «Ни у кого из нас цвет волос не совпадает с фамилией», – сказал Белов. «Ты прав», – подтвердил брюнет. «Тот, у кого цвет волос совпадает с моей фамилией, носит фамилию, совпадающую с цветом волос Белова» – вмешался в их беседу седовласый профессор. Известно, что все они сказали правду. Определите, у кого какой цвет волос. Обоснуйте свой ответ.

  1. Индейская притча гласит: (2 б).
    Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину:
    – Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность.
    Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
    – А какой волк в конце побеждает?
    Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:
    – Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
    Вопрос: какого же волка стоит вскормить?
    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Решите обществоведческий кроссворд. (11 б) 

По горизонтали:
3. Политико – территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо – обеспечительской, охранительной функций.
4. Ссудный процент, выдаваемый на специфических условиях – на срок, с возвратом
5.Схема доходов и расходов, устанавливаемая на определённый период времени
7. Желание потребителя купить конкретный товар или услугу по конкретной цене в течение определённого времени
8. Тип поведения в конфликтной ситуации
По вертикали:
1. Обязательный платёж физических и юридических лиц государству на основе специального законодательства
2. Соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства, купли и продажи товаров
5. Социально – экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти работу
6.Социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определённом обществе
9. Тип рыночной структуры, в которой доминируют несколько фирм
10.Кредитно – финансовая организация, основными функциями которой являются привлечение временно свободных денежных средств, выдача кредитов и расчётно – кассовое обслуживание
11. категория товарного хозяйства, совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров и услуг

                                                    Оценка за работу
Задание12345678Итог
Оценка

 

 

 

Автор публикации

8 Комментарии: 0Публикации: 356Регистрация: 28-12-2017

andryushkevitchyulia.ru

Олимпиада по обществознанию 10-11 классы школьный этап

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10-11 КЛАССЫ ( 50 баллов)

2015-2016 г.

1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу. (6 баллов)

1.1. Что из нижеперечисленного относится к признакам мировых

религий?

а) они носят строго этнический характер

б) огромное число последователей во всем мире

в) космополитизм

г) они не стремятся обратить в свою веру лиц другого вероисповедания

д) они обращены к представителям всех социальных групп

1.2. Маргинальность – это

а) Состояние индивида, при котором он входит в две и более группы,

но при этом до конца не разделяет нормы и ценности ни одной из них

б)Стремление соответствовать нормам и ценностям группы

в) Полное или частичное нарушение норм и ценностей группы

г) Напряжение, возникающее у личности в случае несоответствия

ожиданиям группы.

1.3. Общими чертами норм морали и права являются:

а) Единый объект регулирования — общественные отношения.

б) Частая потребность в принуждении для их реализации.

в) Наличие общего источника — человеческого общества.

г) Конкретность содержания, определенность и ясность

формулировок.

д) Универсальность норм, которые распространяются на всех членов

общества.

1.4. Социальная стратификация бывает:

а) динамическая

б) экономическая

в) социологическая

г) политическая

д) профессиональная

1.5. К важнейшим признакам постиндустриального общества относятся:

а) Значительное возрастание роли сферы услуг.

б) Появление резкого разрыва в доходах различных групп населения.

в) Увеличение удельного веса мелкосерийного производства.

г) Усиление социальной поляризации общества.

д) Возрастающая зависимость повседневной жизни от информации.

1.6. Из утверждения «Неверно, что все рыцари благородны» можно

сделать следующие выводы:

а) Ни один рыцарь не благороден.

б) Некоторые рыцари не являются благородными.

в) Некоторые рыцари являются неблагородными.

г) Неверно, что некоторые благородные люди — рыцари.

д) Некоторые благородные люди — рыцари.

1

2

3

4

5

6

2.Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и

занесите ответы таблицу. (10 баллов)

1. Начальная и элементарная форма чувственного познания – это понятие.

2. Человек в отличие от животных есть существо смеющееся и плачущее.

3. Девиация в обществе выполняет как функции так и дисфункции.

4. Внутриролевым напряжением считается напряжение, возникающее

в результате конфликта между требованиями различных социальных ролей. 5. В процессе первичной социализации роль главного агента

социализации в современном обществе все больше и больше берут на себя СМИ.

6. Все авторитарные государства являются унитарными.

7. К формам правления можно отнести конфедеративное и унитарное

государства.

8. Главной ценностью либеральной идеологии является свобода личности.

9. Абсентеизм является формой политического поведения.

10. Деньги позволяют накапливать сокровища в наиболее ликвидной

форме.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3. (5 баллов ) Суфийская притча гласит: один эгоцентричный человек,

стремящийся к высшему сознанию, прибыл в суфийский центр и остановился

у ворот поговорить со сторожем.

— Я вот думаю, — сказал он, — немногие из нас знают, сколько в этом

мире подлинных искателей Истины …

— Я стою у этих ворот полвека и могу кое-что поведать вам на этот

счет, — сказал сторож.

— В самом деле? И сколько же их?

— …

Как вы думаете, что ответил сторож? Что он хотел показать пришедшему

этим ответом? Обоснуйте свой ответ. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Установите соответствие:

4.1. Между термином, описывающим культурно-исторический период и

его определением. (8 баллов)

Термин

Определение

1.

Античность

А

Расцвет искусств и наук под влиянием заново открытых античных текстов и художественных образцов

2.

Эллинизм

Б

Культура «греко-римской древности»

3.

Средние века

В

Эту эпоху итальянский поэт и гуманист

Петрарка называл «темными веками»

4.

Возрождение

Г

Эту эпоху Иммануил Кант называл «выходом человека из состояния своего несовершеннолетия»

5.

Д

Эпоха распространения и доминирования

греческого языка и культуры, на территориях

завоеванных Александром Македонским

1

2

3

4

(8 баллов)

4.2. Установите соответствие между авторами и их научными взглядами.

Автор

Теория

1.

Т. Гоббс,

Дж. Локк

А

Государство является орудием эксплуатации угнетенных классов господствующими

2.

К. Е. Дюринг,

Г. К. Юнг

Б

В естественном состоянии общества до

возникновения государства возможны

конфликты и войны между людьми. В результате индивиды отдают часть своих естественных прав другой группе людей в обмен на защиту и стабильность в обществе. Государство рождается

вследствие заключения договора между людьми

3.

Аристотель

В

Государство есть результат войн, насилия и порабощения одних народов другими

4.

К. Маркс

Г

Государство выросло из семьи. Как отец

в семье заботится о ее членах, так и

государь защищает своих поданных

1

2

3

4

5. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? (3 балла)

Дайте краткий ответ.

1) Результат деятельности человека, социальный опыт, нормы и ценности,

образцы поведения, навыки и знания, артефакты______________________

2) Вид деятельности, условный характер, направлен на процесс

удовольствия, вырабатывает физические и интеллектуальные навыки и

социальные компетенции ________________________________________

3) Политический монизм, монополия государства на СМИ, территориальная

экспансия, одна единственная партия, лидер — харизматик.________________

__________________________________________________________________

6. Решите задачу (10 баллов)

Встретились четыре профессора: Белов, Чернов, Рыжов и Седов. Один

из них был блондином, другой брюнетом, третий рыжим, а четвертый –

седым. «Ни у кого из нас цвет волос не совпадает с фамилией», – сказал

Белов. «Ты прав», – подтвердил брюнет. «Тот, у кого цвет волос совпадает с

моей фамилией, носит фамилию, совпадающую с цветом волос Белова» –

вмешался в их беседу седовласый профессор. Известно, что все они сказали

правду. Определите, у кого какой цвет волос. Обоснуйте свой ответ.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Ответ:

1

2

3

4

5

6

бвд

а

авд

бгд

авд

бв

2.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

нет

нет

да

да

да

нет

нет

да

да

да

3. Ответ:

«На одного меньше, чем вы думаете». Вероятно, он хотел показать, что

эгоцентризм и самолюбование, звучащие в реплике пришедшего,

несовместимы с настоящими поисками Истины.

Обоснование (пример): В реплике пришедшего заложена пресуппозиция

«Я-то точно подлинный искатель Истины». Однако поиски Истины устроены

так, что считать себя обладателем Истины (или даже настоящим ее искателем) означает выдавать неизвестное за известное, искомое за

найденное. Допустимы и другие ответы при условии их грамотного и оригинального обоснования.

4.1 Ответ:

1

2

3

4

б

д

в

а

4.2.Ответ:

1

2

3

4

б

в

г

а

5. 1) культура

2) игра

3) признаки тоталитарного политического режима

6. Ответ:

Белов – Рыжий

Чернов – Седой

Рыжов – Брюнет

Седов – Блондин

infourok.ru

Районная олимпиада по обществознанию в 11 классе

  1. Школьные олимпиады
  2. Обществознание
  3. 11 класс

Районная олимпиада проходила в феврале 2013 года, в ней приняло участие 7050 школьников с разных уголков нашей страны и ближнего зарубежья, и 172 из них стали финалистами.

Данные материалы предлагаются учителям обществознания и родителям учеников. Они могут быть использованы на уроках по обществознанию для 11 класса и во внеурочной деятельности.

Представленный комплект вопросов помогают проверить не только знания школьного материала, но и повторить знания и повысить познавательный интерес к предмету. Работа содержит правильные ответы и критерии оценивания.

1. Укажите типы избирательных систем.

  • А) Пропорциональная избирательная система
  • Б) Кумулятивная избирательная система
  • В) Перпендикулярная избирательная система
  • Г) Мажоритарная избирательная система

2. Как называется компания владеющая производственными подразделениями в нескольких странах?

  • А) Глобальная компания
  • Б) Компания с неограниченной ответственностью
  • В) Интегрированная компания
  • Г) Транснациональная компания

3. Сфера взаимоотношений между социальными группами по осуществлению общих интересов с помощью политической власти называется…                                                                      

  • А) Экономика
  • Б) Международные отношения
  • В) Политика
  • Г) Право

4. Укажите формы социального взаимодействия. 

  • А) Материальное общение
  • Б) Соперничество
  • В) Сотрудничество
  • Г) Когнитивное общение

5. Какой идеологии свойственно приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам?

  • А) Либеральная идеология
  • Б) Консервативная идеология
  • В) Социалистическая идеология
  • Г) Коммунистическая идеология

6. Кому из социологов принадлежит теория социальной эволюции?

  • А) А. Тойнби
  • Б) П.А. Сорокин
  • В) К. Маркс
  • Г) Г. Спенсер

7. Какая организация располагается в здании изображенном на данной фотографии.

  • А) Генеральная Ассамблея ООН
  • Б) Европейский парламент
  • В) Европейский суд по правам человека
  • Г) Верховный суд США

8. Правомерная защита от общественно опасного посягательства путем причинения вреда нападавшему – это …

  • А) Умышленное преступление
  • Б) Доктрина крепости
  • В) Проступок
  • Г) Необходимая оборона

9. Как называется направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике, провозглашающее свободу торговли?

  • А) Либерализм
  • Б) Протекционизм
  • В) Фритредерство
  • Г) Конкуренция

10. Соотнесите устойчивые выражения и то, что они обозначают.

АПоляризация доходов1Ситуация в экономическом развитии, когда страна, которая достигает определенного дохода застревает на этом уровне.
БНевидимая рука рынка2Образование в обществе групп, находящихся в диаметрально противоположных условиях по показателям материальной обеспеченности.
ВТихая гавань3Стабильный, емкий рынок с высоким уровнем ликвидности.
ГЛовушка среднего дохода4Сила с помощью которой стремление обеспечить личные выгоды приносит социально желательные результаты. 
  • А) А-4, Б-3, В-1, Г-2 
  • Б) А-2, Б-4, В-3, Г-1
  • В) А-2, Б-3, В-4, Г-1
  • Г) А-3, Б-2, В-4, Г-1

11. Какой исторический документ был принят  4 июля 1776 года?

  • А) Декларация прав человека и гражданина
  • Б) Великая хартия вольностей
  • В) Билль о правах (США)
  • Г) Декларация независимости США

12. Какие затраты из перечисленных относятся к постоянным?

  • А) Заработная плата управляющего
  • Б) Аренда складских помещений
  • В) Оплата спецодежды персонала
  • Г) Затраты на сырьё и топливо

13. Как называется долгосрочный кредит, предоставляемый юридическому или физическому лицу банками под залог недвижимости: земли производственных и жилых зданий, помещений, сооружений?

  • А) Коммерческий кредит 
  • Б) Банковский кредит
  • В) Товарный кредит
  • Г) Ипотечное кредитование

14. С теорией какого философа связано понимание сознания как самосознания, посредством сенсуализма?

  • А) И. Кант
  • Б) З. Фрейд
  • В) Д. Локк
  • Г) А. Смит

15. Что из перечисленного не относится к факторам производства?

  • А) Спрос
  • Б) Капитал
  • В) Предложение
  • Г) Труд

16. Какие формы культуры существуют?

  • А) Элитарная 
  • Б) Индивидуальная
  • В) Массовая 
  • Г) Глобальная

17. Что из перечисленного не присуще свободному обществу?

  • А) Разнообразие политических партий
  • Б) Одна форма собственности
  • В) Демократическое устройство государства 
  • Г) Тоталитарный режим

18. О каком виде предпринимательства идет речь: выступление в роли связующего гнезда в процессе товарного обмена, в товарно-денежных операциях?

  • А) Производственное предпринимательство
  • Б) Страховое предпринимательство
  • В) Финансовое предпринимательство
  • Г) Посредническое  предпринимательство

19. Из какого документа приведена данная цитата?
Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными …, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете. 

  • А) Всеобщая декларация прав человека
  • Б) Конституция РФ
  • В) Конституция США
  • Г) Салическая правда

20. Прочтите текст и ответьте на вопрос.
Незнайка решил стать поэтом и принялся сочинять поэмы одну за другой. Он так вошел в роль, что в понедельник сочинил две поэмы о трудностях поэтического труда, потратив на это целых 2 часа. Во вторник дело пошло веселей, и он сочинил за 1 час три поэмы. Среда пошла в творческих муках, дело шло, но не слишком быстро. Однако к вечеру на столе лежали уже шесть поэм, на которые ушло 4 часа. В четверг ничего не сочинялось, потому что в этот день Незнайка читал свои поэмы жителям Цветочного города. Пятница дала ещё одну поэму, на которую ушло всего полчаса.
В какой день производительность труда Незнайки была самой высокой? 

  • А) В понедельник
  • Б) Во вторник
  • В) В среду
  • Г) В пятницу

Районная олимпиада по обществознанию (11 класс) — ответы

Номер заданияПравильный ответ
1АГ
2Г
3В
4БВ
5Б
6Г
7В
8Г
9В
10Б
11В
12АБ
13Г
14В
15АВ
16АВ
17БГ
18Г
19А
20Б

Поделись с коллегами:

dudoc.ru

Задания по обществознанию (олимпиада 10-11 классы)

11 класс

Часть А

1. Человека как личность характеризует:

  1. Тип темперамента – сангвиник

  2. Высокий рост, крепкое телосложение, русый цвет волос

  3. Сила мышц, хорошая физическая форма

  4. Участие в составе сборной команды области в соревнованиях по легкой атлетике

2. Какое суждение является верным?

А. Содержание социального прогресса включает в себя переход от наиболее сложных, разнообразных связей между людьми к простым и однотипным.

Б. В результате глобализации научно-технический процесс становится главной разрушающей силой общества.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения не верны

3. Что является отличительным признаком науки?

  1. Специфические представления о добре и зле

  2. Обращения к тайнам души человека

  3. Стремление к объяснению сущности явлений и событий окружающего мира

  4. Субъективизм и образность суждений

4. Объективное деление общества на общности, слои, классы, группы отражает его:

  1. Социальную мобильность

  2. Социальную структуру

  3. Социальную адаптацию

  4. Социальную идентификацию

5. Какой пример иллюстрирует влияние природы на деятельность людей?

  1. Загрязнение Мирового океана промышленными отходами

  2. Разрушительные последствия землетрясения

  3. Административное ограничение сезона охоты

  4. Создание парка-заповедника

  1. Экономический показатель, выражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны за год:

А) ВВП б) ВНП в) личный доход г) национальный доход.

7. Фирма «АГРО» — убыточное предприятие. После назначения нового управляющего и кадровых перестановок был проведен ряд успешных антикризисных мер, повысилась производительность труда, получена первая прибыль. Какой фактор производства был использован в первую очередь?

А) капитал б) земля и природные ресурсы в) предпринимательские способности г) основные фонды.

Часть Б

  1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Общество как …

сферы общественной социальные общественные

жизни институты отношения

9. Найдите в предложенном списке функции морали в современном обществе. Обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. Устанавливает правила поведения людей

  2. Изучает явления действительности

  3. Утешает в горе и оказывает психологическую помощь верующим

  4. Является основой менталитета народа

  5. Через нее человек приобщается к культуре

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: _______________________.

10. Ниже приведен ряд качеств человека. Все они, за исключением одного, являются социальными качествами. Найдите и запишите качество, выпадающее из этого ряда.

Добросовестность, ответственность, подвижность, трудолюбие, отзывчивость, законопослушность.

Ответ: _________________________.

11. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Элементы структуры деятельности

Характеристика

Субъект

Кто осуществляет деятельность

Объект

На что направлена деятельность

Идеальный образ желаемого результата

Ответ: ___________________.

Часть В

12. Установите соответствие между характеристикой и типом общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) классовая структура общества

Б) критерием стратификации общества является уровень образования, квалификации

В) ведущая роль принадлежит информации

Г) увеличение числа работников в промышленности

Д) значительная роль церкви и армии в регулировании общественных отношений

ТИП ОБЩЕСТВА

  1. Индустриальное

  2. Постиндустриальное

  3. Традиционное

А

Б

В

Г

Д

13. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

  1. Духовный мир личности – целостное и в то же время противоречивое явление. (2) Он является системой, в состав которой входят духовные потребности, знания, вера, представления, убеждения, ценности, чувства и эмоции, цели. (3) Наиболее важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение – совокупность его взглядов на мир в целом и связанное с ними отношение к миру. (4) Ученые выделяют несколько типов мировоззрения: обыденное, религиозное, научное. (5) Принято считать, что духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

5

10 класс

Часть А

  1. Одним из основных источников средств, поступающих в государственный бюджет РФ, являются:

А) налоги б) субсидии, дотации, льготные кредиты отраслям и отдельным предприятиям в) инвестиции в производственную инфраструктуру г) расходы на социальное обеспечение граждан.

  1. Общество – это…

  2. Назовите науки об обществе.

Часть Б

  1. Что такое социальный институт?

  2. Перечислите социальные потребности.

  3. Назовите науки о человеке.

  4. Ценности подразделяются на …

  5. Мировоззрение – это…

  6. Категорический императив – это…

  7. Перечислите типы мировоззрения. Дайте характеристику двум из них.

  8. Предпринимательство – это

Часть В

  1. В чем состоит особое значение моральных ценностей для граждан нашей страны в наиболее трудные моменты ее исторического развития.

  2. Установите соответствие между характеристикой и типом общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) классовая структура общества

Б) критерием стратификации общества является уровень образования, квалификации

В) ведущая роль принадлежит информации

Г) увеличение числа работников в промышленности

Д) значительная роль церкви и армии в регулировании общественных отношений

ТИП ОБЩЕСТВА

  1. Индустриальное

  2. Постиндустриальное

  3. Традиционное

А

Б

В

Г

Д

8 класс

Часть А

  1. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. в пределах одной страны в различные исторические периоды сохраняется один и тот же тип общества.

Б. общество исторически возникло раньше государства.

1) верно только А;

2) верно только Б

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

  1. Здравоохранение, коммунальное обслуживание, общественное питание относится к:

  1. Экономической сфере общества;

  2. Политической сфере общества;

  3. Социальной сфере общества;

  4. Духовной сфере общества.

  1. В ходе революции 1917 года в России свою собственность потеряли банкиры, владельцы фабрик и заводов, крупные землевладельцы. Это пример влияния:

  1. Политической сферы на духовную;

  2. Экономической сферы на политическую;

  3. Политической сферы на экономическую;

  4. Социальной сферы на экономическую.

  1. Около 30 тыс. лет назад у людей появилась наскальная живопись. Это проявление:

  1. Экономического прогресса;

  2. Технического прогресса;

  3. Культурного прогресса;

  4. Промышленной революции.

  1. Девятилетний Саша, копируя поведение отца, всегда берет у мамы тяжелые сумки с продуктами, помогает ей во время уборки квартиры. Это пример:

  1. Целенаправленного воспитания в семье;

  2. Стихийного воспитания в семье;

  3. Продолженной социализации;

  4. Влияние дальней социальной среды.

  1. Определите верные высказывания:

  1. Образование включает обучение и воспитание;

  2. Школьную жизнь регулирует устав школы;

  3. Математика, биология, физика – новые предметы в современной школе;

  4. В России существует обязательное девятилетнее образование;

  5. До XX века школа могла посещать только небольшая часть детей.

  1. В современной России существуют:

  1. Император;

  2. Президент;

  3. Земский обор;

  4. Федеральное Собрание;

  5. Мировые суды;

  6. Конституционные суды;

  7. Генеральные штаты;

  8. Местное самоуправление.

Часть Б

  1. Установите соответствие между понятиями и определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОНЯТИЯ

А) природа (в широком смысле)

Б) природа (в узком смысле)

ОПРЕДЕЛНИЯ

  1. Весь мир в многообразии его форм и проявлений.

  2. Совокупность естественных условий существования человеческого общества

  1. Все перечисленные ниже термины, за исключением одного, относятся к понятию «Социальная среда»: семья, школа, природа, СМИ, район проживания.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.

  1. Известно, что восточнославянское племя полян в VIVIII вв. обитало по берегам Днепра. Их основным занятием являлось земледелие. В обществе полян выделялись князья, дружинники, родовые общинники-земледельцы. Поляне были язычниками. Это общество относится к:

1)обществу охотников и собирателей;

2) сложному обществу;

3) капиталистическому обществу;

4) доиндустриальному обществу.

  1. Все перечисленные ниже термины относятся к понятию «общественно-экономическая информация», за исключением одного: первобытное общество, сложное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.

  1. Соотнесите имена ученых и разработанные ими проблемы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) понятие подросткового возраста

Б) понятие темперамента

В) формулировка жизненных задач подростка

Г) учение о сверхчеловеке

Д) основные элементы лидерства

1) Гиппократ

2) Ф. Ницше

3) Р. Хэвигхерст

4) Ж. Ж. Руссо

5) С. Паркинсон

infourok.ru

Тестовые задания всероссийской олимпиады по обществознанию 11 класс. Школьный уровень

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС. Максимальный балл —79 Задания

Фамилия______________________ имя___________________________Класс______

1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

1) Исторически первыми примитивными формами религиозности выступают анимизм, ведизм, тотемизм, фетишизм.

2) Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.

3) Большинство ученых считают, что для представителей этнического меньшинства наиболее благоприятно достижение биэтнической социальной идентичности.

4) Культурология как наука изучает все стороны жизни общества.

5) В некоторых случаях прирожденный социальный статус может меняться.

6) Т. Гоббс исходит из того, что законы природы развивают у людей эгоистические потребности, которые ведут к «войне всех против всех».

7) Дивиденд по привилегированным акциям является фиксированным.

8) Все правовые нормы одновременно являются и нормами морали.

9) Художественный образ может носить как визуально определенный, так и визуально не определенный характер.

10) Согласно евразийской доктрине, Россия есть третий, срединный материк – особый исторический и этнографический мир.

10 баллов: по 1 баллу за каждую позицию.

2.Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

2.1. Характеристики чувственного познания:

а) отображение целостного образа непосредственно воздействующего предмета

б) отражение отдельных свойств предметов, воспринимаемых в данный момент

в) установление взаимосвязи различных понятий

г) обобщение и выделение группы предметов на основе общих признаков

д) получение новых суждений на основе уже имеющихся

е) сохранение в памяти целостного образа предмета

2.2. Признаки, присущие только мажоритарной избирательной системы:

а) консервативная идеология

б) голосование по партийным спискам

в) общенациональный избирательный округ

г) допускается выдвижение независимых кандидатов

д) возможны два тура голосования

е) одномандатные избирательные округа

ж) в день голосования запрещается ведение агитации

з) избирательный барьер

2.3. Юридические основания прекращения трудового договора:

а) инициатива работника

б) сдельная заработная плата

в) нарушение трудового законодательства

г) безработица

д) смена собственника

е) экономический спад

2.4. Проявления хозяйственно-экономической функции семьи:

а) организация семейного отдыха

б) социализация человека

в) планирование семейного бюджета

г) первичный социальный контроль

д) ведение домашнего хозяйства

е) распределение домашнего труда

2.5. Позиции, характеризующие отношения между природой и обществом:

а) общество, обособившись от природы, утратило зависимость от неё

б) природа и общество оказывают воздействие друг на друга

в) в процессе своего развития человеческое общество преобразует часть природы, ставя её на службу себе

г) природные катаклизмы в современном мире серьезно угрожают человечеству

д) общество в своем развитии создает угрозу окружающей среде

е) общество и природа никак не связаны между собой

10 баллов: по 2 за каждый столбец таблицы, если в столбце 1 ошибка (лишняя буква или не хватает буквы) – 0 баллов за столбец.

3. Установите соответствие между авторами и их научными взглядами.

По 2 балла за каждую верную позицию, всего – 8 баллов.

4. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ. 1) Событие абсолютное, событие относительное, правомерное действие, неправомерное действие, правоотношения. ________________________________________.

2) Единая территория, единая конституция, единая система законодательных, исполнительных и судебных органов, управление административными единицами из центра государственной власти. _________________________________________.

3) Требования группы, несоответствие их ожиданиям, ощущение внутреннего напряжения у индивидов. ___________________________________________

По 3 балла за каждую верную позицию, всего – 9 баллов

5.Что является лишним в ряду. Дайте КРАТКОЕ пояснение.

5.1. Трудовое право, гражданское право, административное право, государственное право, обязательственное право.

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.2. Публичная власть, территория, идеология, суверенитет, налоги.

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.3. Выдача лицензий, установление квот, установление цен, надзор над качеством.

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9 баллов: по 1 баллу за правильные ответы (всего – 3), + по 2 балла за объяснение.

6. Решите логическую задачу.

Встретились четыре профессора: Белов, Чернов, Рыжов и Седов. Один из них был блондином, другой брюнетом, третий рыжим, а четвертый – седым. «Ни у кого из нас цвет волос не совпадает с фамилией», – сказал Белов. «Ты прав», – подтвердил брюнет. «Тот, у кого цвет волос совпадает с моей фамилией, носит фамилию, совпадающую с цветом волос Белова» – вмешался в их беседу седовласый профессор. Известно, что все они сказали правду. Определите, у кого какой цвет волос. Обоснуйте свой ответ.

____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________

До 8 баллов за решение задачи с обоснованием.

7.Определите обществоведческий термин на основе предложенного текста:

1. Времена кризиса нередко сопровождаются снижением покупательной способности денежной единицы.

2. На протяжении жизни человек может изменить свое положение в общество, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

За каждый правильный ответ 2 балла .Всего 4 балла

8. Реши кроссворд.

По горизонтали

4. Сокращение производства реального ввп, продолжающееся 6 или более месяцев

6. Денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов

9. Ситуация на рынке, когда несколько крупных конкурирующих фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции в отрасли

10. Автор книги Исследование о природе и причинах богатства народов

15. Выраженные в денежной форме затраты организации на производство и реализацию продукции

18. Искусство управлять домашним хозяйством

21. Совокупность научно обоснованных правил, методов и принципов управления

По вертикали

1. Полезная деятельность, выполненная за деньги

2. Один из основоположников теории макроанализа

3. Продолжительный либо глубокий и резкий экономический спад

5. Подкрепленное денежной возможностью желание, намерение покупателей, потребителей приобрести данный товар

7. Процесс принятия решений, организация производства, контроль за деятельностью людей

8. Группа предприятий, производящих одинаковые продукты, использующих сходную технологию или одинаковое сырье

11. Ситуация на рынке, когда одна компания выступает монополистом в области купли-продажи товаров и услуг

12. Любой институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов

13. Самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в установленном законом порядке

14. Продукт труда, произведенный для купли-продажи

16. Отрасль экономической науки, изучающая такие экономические явления, как экономический рост, инфляция, безработица, конкуренция

17. Организация, обеспечивающая регулярное функционирование рынка товаров, валюты, ценных бумаг, рабочей силы и т.д

19. Знания и сведения, накопленные человечеством и необходимые для его жизнедеятельности

20. Вложение в реальные объекты предпринимательской деятельности, приносящие эффект и доход

По 1 баллу за правильную позицию. Всего 21 балл.

infourok.ru

Олимпиадные задания с ответами по обществознанию. 11 класс.

1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

1.1. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.

1.2. Пример фрикционной безработицы: парикмахер, уволившийся по собственному желанию в связи с переходом на работу в более модный салон — парикмахерскую.

1.3. Результат познания не зависит от возрастных и индивидуальных характеристик субъекта познания.

1.4.  В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена науке.

1.5. После Февральской революции 1917 г. в России создавались такие профессионально-политические объединения, как Советы депутатов трудовой интеллигенции. Можно утверждать, что это является примером социального конформизма.

1.6. Для монархических форм правления характерен традиционный тип легитимности власти.

1.7. От непредвиденного увеличения инфляции на финансовом рынке страдают заемщики

1.8. Религиозное сообщество, отвергающее ценности доминирующей культуры может быть

определено как субкультура.

1.9. Мировоззрение эпохи Ренессанса антропоцентрично.

Ответ:

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.

1.7.

1.8.

1.9.

Нет

Да

Нет

Да

Да

Да

Нет

Нет

Да

Максимум  за задание 3 балла ( 8-9 верных ответов). 2 балла – 6-7 верных ответов, 1 балл – 5 верных ответов.

2. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства данные ситуации:

 

2.1. К администрации муниципальной общеобразовательной школы № 11 города N.  обратилась группа учащихся 11 класса с предложением организовать в школе детское религиозное объединение «Добрая весть», куда на добровольной основе смог бы вступить любой учащихся школы. Целью деятельности такого объединения будет приобщение учащихся школы к православным ценностям и традициям, распространение христианской литературы среди учащихся школы, ее изучение.

Каковы должны быть, с точки зрения закона, действия директора школы? Ответ обоснуйте

2.2. Евгений Р., когда ему исполнилось шестнадцати лет, вступил в брак с Надеждой Д.  На момент вступления в брак  Николай находился на попечительстве своей тети Марины Михайловны.

Остается ли Евгений на попечительстве Марины Михайловны после вступления в брак? Ответ обоснуйте.

Ответ:

2.1. В соответствии с Конституцией РФ (ст.17) Россия – светское государство. Религиозные объединения отделены от государства.  Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Т.о. директор школы не может разрешить создание  в муниципальной школе религиозного объединения. 2 балла  за полный ответ с обоснованием на основе законодательства, 1 балл за верный ответ без обоснования.

2.2. Нет. По российскому законодательству лицо, не достигшее 18 лет, вступая в брак , приобретает полную гражданскую дееспособность. В этом случае попечители перестают нести ответственность по обязательствам своего подопечного. 2 балла  за полный ответ с обоснованием на основе законодательства, 1 балл за верный ответ без обоснования.

Максимум  за задание 4 балла.

3. Перед вами отрывки из литературных произведений различных жанров. Внимательно прочитав их, вы увидите, что в каждом нашли свое отражение ранние формы религий. Внесите названия этих религий в первую строчку таблицы, а во второй проставьте порядковый номер литературного отрывка, который им соответствует.

1. «Когда пяти-семи лет от роду девочка выпрядала свою первую нить… мать девочки припрятывала ее т приберегала до тех пор, пока девочка не станет невестой. И вот тогда-то готовя ее  к таинству свадьбы, мать опоясывала ее этой нитью под всеми нарядами. Нить самого первого прядения была неприступным оберегом против порчи и  сглаза, против нечисти, которая как считалось особенно опасна для новой семьи..                                      (М. Семенова «Мы  — славяне!»)

 

2. «Я медленно пошел по коридору, разглядывая забавные картинки на дверях лабораторий, и на углу встретил домового Тихона, который рисовал и еженощно менял эти картинки. Тихон был славный серенький домовик из Рязанской области, сосланный Вием в Соловец за какую-то провинность; с кем-то он там не так поздоровался или отказался есть гадюку вареную. Рисовал он превосходно, в стиле Бидструпа, и славился среди местных домовых рассудительностью и трезвым поведением». (А. Стругацкий,  Б. Стругацкий. «Понедельник начинается в субботу».)

 

3. — Ну ладно, ладно… — протянул господин Шлитте. – Давайте посмотрим…

Ювелир взял лупу и принялся разглядывать сквозь нее украшения.

Ольга едва сдержала удивленный возглас. Из глаз немца исходило нечто пучка светло-синего сияния, лупа его увеличила и словно бы расширила, так, что драгоценности оказались в конусе синего света.

… Почему немец стал так уныл? Должно быть и в самом деле понял, что имеет дело с кладом, а значит не собьешь цену так, как на заведомо ворованное…                            (А. Бушков «Колдунья»)

 

4. «Король махнул рукой, и паж поднес золотое блюдо, на котором лежало одно конопляное семечко.

— Возьми это семечко, Алеша, — сказал король,- пока оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой, какой бы тебе не задали».  (А. Погорельский  «Черная курица, или подземные жители».)

 

5. Несколько славянских племён своим предком считали Волка и почитали его как божество. Согласно традиции, во время зимнего солнцестояния все мужчины этих племён надевали волчьи шкуры, что символизировало превращение в волков. Это означало общение со звериными предками, у которых обычно просили силы и мудрости. Волк считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. Языческий жрец, совершавший охранительные обряды, также одевался в звериную шкуру.                           (Сергей Алексеев  «Мифология Славян»)

 

6. В Путивле плачет Ярославна,

Зарей, на городской стене:

«Днепр мой славный! ты волнами

Скалы половцев пробил;

Святослав с богатырями

По тебе свой бег стремил,-

Не волнуй же, Днепр широкий,

Быстрый ток студеных вод,

Ими князь мой черноокий

В Русь святую поплывет».                                                               (Иван Козлов «Плач Ярославны»)

Ответ:

анимизм

тотемизм

фетишизм

магия

2,6

5

1,4

3

По 1  баллу  за каждую верно определенную форму религии  хотя бы с одним примером. Максимум за задание 4 балла.

 

4. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного списка. Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в какой они идут в тексте. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

В ………. социальная структура трактуется в узком и широком смыслах. В ………. смысле здесь понимается всевозможное деление общества на сферы жизни людей (экономическую, социально-политическую, духовную), на производство, обмен, распределение и потребление.

Однако получил распространение и развитие другой – более ………. – подход, когда анализируется ……….- все значимые различия между людьми в процессе их жизнедеятельности.

В социологию постепенно вошли новые  понятия:

………. определяется по демографическим, профессиональным, поселенческим, образовательным признакам и фактически является более дробным составным элементом классовой структуры (группа рабочих высшей квалификации, учителя, молодежь).

Что касается ………., то сюда включаются также признаки, имеющие социально-экономическую, социально-политическую, культурную и социально-психологическую природу и характеризующие общие черты внутри одной и нескольких групп.

Для характеристики социальной структуры на современном этапе  широкое  распространение  получила теория ………., предложенная ………. в середине прошлого века. В свете этой теории, ………. как элемент социальной структуры, включает в себя множество людей, общим признаком которых могут являться производственные, политические, демографические и другие характеристики.

1. социология

2.социальная группа

3. сословие

4.социальная стратификация

5.П. Сорокин

6.широкий

7.социальный слой

8.социальная психология

9.узкий

10.социальная дифференциация

11.страта

12.К. Маркс

 

 

Ответ:

В 1 социальная структура трактуется в узком и широком смыслах. В 6 смысле здесь понимается всевозможное деление общества на сферы жизни людей (экономическую, социально-политическую, духовную), на производство, обмен, распределение и потребление.

Однако получил распространение и развитие другой – более 9 – подход, когда анализируется 10 — все значимые различия между людьми в процессе их жизнедеятельности.

В социологию постепенно вошли новые  понятия:

2 определяется по демографическим, профессиональным, поселенческим, образовательным признакам и фактически является более дробным составным элементом классовой структуры (группа рабочих высшей квалификации, учителя, молодежь).

Что касается 7, то сюда включаются также признаки, имеющие социально-экономическую, социально-политическую, культурную и социально-психологическую природу и характеризующие общие черты внутри одной и нескольких групп.

Для характеристики социальной структуры на современном этапе  широкое  распространение  получила теория 4, предложенная 5 в середине прошлого века. В свете этой теории, 11 как элемент социальной структуры, включает в себя множество людей, общим признаком которых могут являться производственные, политические, демографические и другие характеристики.

 

Максимум за задание 3  балла (8-9 верно заполненных пропусков) 6-7 верно заполненных пропусков – 2 балла, 5 верно заполненных пропусков – 1 балл.

 

5. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы  и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

Ответ:

Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

«Пласт»

Социальная дифференциация

Страта — элемент социальной структуры, конструируемый на основании многомерной классификации и организуемый в иерархический порядок.

«Нахожусь в достатке»

Внешнеэкономические связи

Автаркия — политика экономического обособления, проводимая страной, регионом, направленная на создание изолированной, замкнутой, независимой экономики

«Корень»

Идеология

Радикализм — социально-политические идеи и действия, направленные на решительное изменение существующих институтов.

«Верный»

Власть

Лояльность — верность действующим законам, постановлениям органов власти

 

По 1  баллу  за каждый верно названный термин с  определением. Максимум за задание 4 балла.

iumka.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *