Олимпиада по истории 11 класс с ответами 2018 2018 школьный этап – Олимпиадные задания по истории (10, 11 класс) на тему: Школьный этап олимпиады История 11 класс | скачать бесплатно

Школьная олимпиада по истории для 11 класса

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ 2017–2018 уч. г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 11 класс

Уважаемый участник!

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом: ‒ внимательно прочитайте задание; ‒ если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким) и его содержание впишите в отведённое поле, запись ведите чётко

и разборчиво. ‒ при ответе на тесты определите верный ответ, обведите кружком цифру (цифры), соответствующую выбранному Вами ответу. За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, но не выше указанной максимальной оценки.

Сумма набранных баллов за все решённые вопросы в двух форматах – итог Вашей работы. Максимальное количество баллов – 70. Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри. Желаем успеха!

Всероссийская олимпиада школьников по истории 2017‒2018 уч. г.

Школьный этап. 11 класс

В заданиях 1–3 дайте один верный ответ. Ответ внесите в таблицу.

1. В каком году Нижний Новгород вошёл в состав Московского княжества?

1) 1341 г. 3)1392 г.

2) 1363 г. 4)1418 г.

2. Кто руководил ордынским походом на Русь в 1408 году?

1) Едигей 3)Узбек

2) Тохтамыш 4) Ахмат

3. Речь Посполитая образовалась в результате унии между

1) Польшей и Венгрией

2) Богемией и Пруссией

3) Великим княжеством Литовским и Ливонским орденом

4) Польшей и Великим княжеством Литовским

Ответ:

В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных.

Ответы внесите в таблицу.

4. Какие из перечисленных приказов ведали финансовыми делами государства и царского двора?

1) Земский приказ 4) Приказ Большого прихода

2) Разрядный приказ 5) Казённый приказ

3) Приказ Большого дворца 6) Ямской приказ

5. Какие из перечисленных деятелей являлись ближайшими сподвижниками

Елизаветы Петровны?

1) А.И. Остерман 4) К.Г. Разумовский

2) А.П. Бестужев-Рюмин 5) П.И. Шувалов

3) Б.Х. Миних 6) Н.И. Панин

6. Какие из перечисленных событий относятся к царствованию Николая I?

1) создание Полного собрания законов Российской империи

2) холерные бунты в Севастополе

3) отмена рекрутской повинности

4) учреждение первых генерал-губернаторств

5) дарование конституции Великому княжеству Финляндскому

6) проведение инвентарной реформы

Ответ:

7. Что с исторической точки зрения объединяет перечисленные в ряду

элементы? Дайте максимально точный ответ.

7.1. И.Л. Горемыкин, П.А. Столыпин, В.Н. Коковцов, Б.В. Штюрмер

7.2. Карсская область, Кокандское ханство, о. Сахалин, Уссурийский край

Ответ:

7.1_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.2_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные

элементы с исторической точки зрения) и укажите, какой из элементов является

лишним по данному основанию.

8.1. 1565‒1572 гг., 1606‒1607 гг., 1670‒1671 гг., 1707‒1708 гг.

8.2. «Продвагон», «Продуголь», «Промстрахкасса», «Коломна-Сормово»

Ответ:

8.1_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.2_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Расположите в хронологической последовательности события всемирной

и отечественной истории XIX века:

А) строительство первой в мире железной дороги в Англии

Б) июльская революция во Франции

В) издание «чугунного» цензурного устава в России

Г) начало проведения земской реформы в России

Д) провозглашение Германской империи

Е) издание указа об обязанных крестьянах в России

Ответ:

10. Расположите в хронологической последовательности события:

А) основание кружка М.В. Буташевича-Петрашевского

Б) раскол «Земли и Воли» на «Народную волю» и «Чёрный передел»

В) образование партии социалистов-революционеров

Г) первое «хождение в народ»

Д) начало издания газеты «Колокол»

Е) Морозовская стачка

Ответ:

11. Установите соответствия между архитекторами и зданиями, которые они

спроектировали. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующи-

ми буквами.

АРХИТЕКТОР

ЗДАНИЕ

А) Ф.О. Шехтель

Б) О.И. Бове

В) А.Н. Померанцев

Г) О. Монферран

Д) В.О. Шервуд

Е) К.А. Тон

1) Михайловский замок

2) Исторический музей в Москве

3) Исаакиевский собор

4) Большой Кремлёвский дворец

5) Большой театр в Москве

6) особняк С.П. Рябушинского

7) Верхние торговые ряды в Москве

Ответ:

12. Установите соответствия между гвардейскими подразделениями и пра-

вителями, при которых они были созданы. Запишите в таблицу выбранные

цифры под соответствующими буквами.

ГВАРДЕЙСКОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

ПРАВИТЕЛЬ

А) Преображенский полк

Б) Измайловский полк

В) Финляндский полк

Г) Кавалергардский полк

Д) Лейб-кампания

Е) Рота дворцовых гренадёр

1) Екатерина II

2) Александр I

3) Пётр I

4) Елизавета Петровна

5) Екатерина I

6) Николай I

7) Анна Иоанновна

Ответ:

13. Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты,

обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых

номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые

вставки впишите под соответствующими номерами в помещённую ниже

таблицу.

Экономическая реформа под руководством (1 ‒ должность) А.Н. Косыгина началась в (2) году. В ее задачи входила ликвидация преобразований бывшего главы партии и правительства (3 – фамилия) и обеспечение устойчивого роста экономических показателей страны Советов. В первую очередь упразднению подлежали (4 – учреждения), на место которых были возвращены отраслевые

министерства. Основой реформы стало введение (5 – экономический термин), означавшего стремление в первую очередь к достижению окупаемости всех затрат на производство товара. Программа реформ была принята на (6 – номер) съезде КПСС. Изменения произошли и в деревне. Сельским труженикам

отныне гарантировалась заработная плата, заменившая систему (7 – термин). Наибольшую заинтересованность правительства вызывали (8 – термин), представлявшие госсектор в сельском хозяйстве. В целом 8-я (9 – термин), прошедшая под знаком реформы, показала высокие результаты роста показателей, рост промышленного производства составил 50%, было построено множество новых предприятий, среди них знаменитый (10 – название) в г. Тольятти. Однако консервативно настроенное большинство в ЦК КПСС и особенно в (11 – высший партийный орган) во главе с генсеком (12 –

фамилия) усматривали в реформе угрозу политической стабильности в стране. Эти настроения ещё более усилились после «Пражской весны» (13) года. Однако и сама реформа не была лишена недостатков. Абсолютизация (14 – экономический показатель) зачастую приводила к искусственному

завышению цен на промышленную продукцию. К тому же Косыгин не мог ничего сделать с всё усиливавшейся «гонкой (15 – термин)», высасывавшей деньги из бюджета страны и активно поддерживаемой близким к генсеку министром обороны СССР маршалом (16 – фамилия), ранее долго

руководившим оборонной промышленностью СССР. В результате этот период истории страны позднее, в эпоху перестройки, был прозван «(17 – термин)».

Ответ:

1

10

2

11

3

12

4

13

5

14

6

15

7

16

8

17

9

14. Внимательно рассмотрите схему и выполните задания.

1. Назовите российского государственного деятеля, руководившего военными действиями, обозначенными на схеме.

2. Укажите название знаменитого памятника русской литературы, в котором описывается поход русского князя против кочевников, которые в XII–XIII вв. проживали на территориях, которые показаны на данной схеме.

3. Укажите цифру, обозначающую город, рядом с которым произошло сражение с армией одного из сильнейших государств того времени, в котором русскую армию возглавлял Великий государь.

4. Напишите название мирного договора, подписание которого сделало Россию членом Священной Лиги и вызвало обозначенные на схеме военные действия.

5. Укажите цифру, которой обозначен город, впервые взятый штурмом регулярными русскими войсками примерно через полвека после событий, отражённых на схеме.

6. Как назывался орден, изготовленный в единственном экземпляре для «награждения» полководца, имя которого обозначено на данной схеме?

7. Верны ли представленные ниже утверждения («ДА» – «НЕТ»)? Ответы внесите в таблицу.

1) На схеме обозначена река, ставшая границей России в 1774 году.

2) Военные действия, обозначенные на схеме, произошли из-за отказа

Османской империи признать окончательное присоединение к России города, обозначенного на схеме цифрой 4.

3) На схеме приводится войсковое формирование, отряды которого по собственной инициативе в первой половине XVII века захватили город, обозначенный на схеме цифрой 3.

4) Результаты военных действий, обозначенных на схеме, укрепили авторитет фактического главы правительства Российского государства.

5) В военных действиях, обозначенных на схеме, принимали участие солдаты, набранные в ходе первых рекрутских наборов.

6) На схеме приводится название военно-политической организации украинского казачества, представители которой изображены на известной картине И.Е. Репина.

7) Одновременно с обозначенными на схеме военными действиями было открыто первое высшее учебное заведение в России.

8) В ходе обозначенных на схеме военных действий началась военная и государственная карьера А.Д. Меншикова.

Ответы:

1. __________________________________________________________________

2. __________________________________________________________________

3. __________________________________________________________________

4. __________________________________________________________________

5. __________________________________________________________________

6. __________________________________________________________________

15. Перед Вами плакаты, относящиеся к периодам нахождения у власти трёх различных лидеров СССР. Определите, о каких лидерах идёт речь, и укажите, к периоду нахождения у власти какого лидера относится каждый плакат.

1. 2.

3. 4.

5. 6.

7. 8.

9.

Ответ:

Лидер

№№ плакатов

Ответ:

По 1 баллу за каждый верный ответ.

Всего за задания 3 балла.

Ответ:

2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не

указан один из верных ответов или наряду с указанными всеми верными

ответами приводится один неверный).

Всего за задания 6 баллов.

Всего за работу – 70 баллов.

Ответ:

7.1. Председатели Совета министров Российской империи

7.2. Территории, присоединённые при Александре Втором

2 балла за каждый верный ответ.

Всего за задание 4 балла.

Ответ:

8.1. Годы крупных народных восстаний. Лишнее – 1565‒1572 гг. – годы

опричнины.

8.2. Монополистические объединения в Российской империи. Лишнее –

«Промстрахкасса».

2 балла за каждый верный ответ. (1 балл за правильное обоснование,

1 балл за указание лишнего).

Всего за задание 4 балла.

Ответ:

9.

1

2

3

4

5

6

А

В

Б

Е

Г

Д

4 балла за полностью верную последовательность. 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов). 0 баллов, если допущено более одной ошибки.

Всего за задание 4 балла.

Ответ:

10.

1

2

3

4

5

6

А

Д

Г

Б

Е

В

4 балла за полностью верную последовательность. 2 балла за

последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность

восстанавливается путём перестановки любых двух символов). 0 баллов,

если допущено более одной ошибки.

Всего за задание 4 балла.

Ответ:

11.

А

Б

В

Г

Д

Е

6

5

7

3

2

4

6 верных соотнесений – 4 балла;

5 верных соотнесений – 3 балла;

3–4 верных соотнесения – 2 балла;

1–2 верных соотнесения – 1 балл.

Всего за задание 4 балла

Ответ:

12.

А

Б

В

Г

Д

Е

3

7

2

5

4

6

6 верных соотнесений – 4 балла;

5верных соотнесений – 3 балла;

3–4 верных соотнесения – 2 балла;

1–2 верных соотнесения – 1 балл.

Всего за задание 4 балла.

Ответ:

13.

1 Председателя Совета министров СССР

10 Волжский автомобильный завод

2 1965

11 Политбюро

3 Н.С. Хрущёва

12 Л.И. Брежневым

4 Совнархозы

13 1968

5 Хозрасчёта

14 прибыли/рентабельности

6 XXIII

15 вооружений

7 трудодней

16 Д.Ф. Устиновым

8 совхозы

17 застоем/периодом застоя

9 пятилетка

17 верных вставок ‒ 11 баллов;

15‒16 верных вставок – 10 баллов;

13‒14 верных вставок – 9 баллов;

11‒12 верных вставок – 8 баллов;

9‒10 верных вставок – 7 баллов;

7‒8 верных вставок – 6 баллов;

5‒6 верных вставок – 5 баллов;

4 верные вставки – 4 балла;

3 верные вставки – 3 балла;

2 верные вставки – 2 балла;

1 верная вставка – 1 балл.

Всего за задание 11 баллов.

Ответы:

14.

1. Василий Васильевич Голицын

2. «Слово о полку Игореве»

3. 2

4. Вечный мир с Речью Посполитой

5. 1

6. Орден Иуды

По 1 баллу за каждый верный элемент ответа.

Всего 6 баллов.

1

2

3

4

5

6

7

8

да

нет

да

нет

нет

да

да

нет

По 1 баллу за каждый верный элемент ответа. Всего 8 баллов.

Всего за задание 14 баллов.

Ответ:

15.

Лидер

В.И. Ленин

И.В. Сталин

М.С. Горбачёв

№№ плакатов

15

2679

348

По 1 баллу за каждый верный элемент ответа. 0 баллов, если не указана

или указана неправильно фамилия лидера.

Всего за задание 12 баллов.

multiurok.ru

Задания школьной олимпиады 2018 года по истории для учащихся 11 классов

4

7

Установите соответствие между монархами и их политическими деяниями. По 1 баллу за каждый правильный ответ, максимум 4 балла.

  1. Пётр II А) ссылка А. Меншикова в Берёзов

  2. Елизавета Петровна Б) принятие Манифеста о вольности дворянства

  3. Екатерина II В) принятие Указа о Трёхдневной барщине

  4. Павел I Г) созыв Уложенной комиссии

Д) введение запрета на смертную казнь

4

8

«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». Внесите свои ответы в таблицу. По 1 баллу за каждый правильный ответ, максимум 5 баллов.

5

9

О ком или о чём идёт речь? По 2 балла за каждый правильный ответ, максимум 6 баллов.

6

9.1

Не менее хвалят летописцы нежную его привязанность к отцу … снисхождение к слабому человечеству, милосердие, щедрость, незлобие, ибо он, по их словам, творил добро врагам своим и любил отпускать их с дарами. Но всего яснее и лучше изображает его душу поучение, им самим написанное для сыновей _____________________________

2

9.2

Для времени правления этого императора характерны попытки разрешить многие актуальные для России проблемы, с этой целью он создавал секретные комитеты. Н.А. Добролюбов писал о нём: «Солдат по призванию, солдат по образованию, по наружности и по внешности» __________________________________________________

2

9.3

Прочтите отрывок из исторического документа и напишите сокращенное название созданной в начале XX в.политической партии, о которой идет речь.

«Они желали демократическим путем превратить Россию в конституционную монархию или парламентскую республику западного образца. Они выступали за отчетность перед парламентом исполнительной власти, расширение прав органов самоуправления (земств) и

автономию национальных окраин (Польши, Финляндии). Их аграрная программа предусматривала отчуждение (за выкуп по минимальной стоимости) части помещичьих

земель для передачи их малоземельным крестьянам. Эта партия объединяла в основном представителей либеральной интеллигенции, чиновников и земских деятелей. Лидеры:

Милюков, Шингарев, Струве» ________________________________________

2

10

Какие исторические события описаны ниже? Назовите важное событие в каждом отрывке и одного исторического деятеля, связанного с ним. По 2 балла за каждый правильный элемент ответа, максимум 8 баллов.

8

10.1

Определено было обойти Москву фланговым маршем, дабы занять Калужскую дорогу и прикрыть южные губернии, откуда мы могли получать подкрепление и продовольствие. Избегая генерального сражения, продолжая меж тем военные действия и заняв Калужскую дорогу, мы могли собрать к зиме новую армию, изготовленную к зимнему походу, тогда как французам, ниоткуда не получавшим помощи, предстояли всякие трудности в сгоревшей столице. Наступающие холода должны были способствовать к истреблению изнеможенного от недостатков неприятельского войска. ______________________________

4

10.2

Когда военная церемония кончилась, император, который все еще продолжал сидеть на коне, громко крикнул: «Господа офицеры, ко мне!». Офицеры окружили царя, и он громко начал речь о великом событии дня… «Положен конец вековой несправедливости… Я жду жертв от дворянства… Благородное дворянство сомкнется вокруг престола…» Толпы крестьян и образованных людей стояли перед Зимним дворцом и кричали «ура!». Когда царь появился на улице, за его коляской помчался ликующий народ. Герцен был прав, сказавши два года спустя: «Александр Николаевич, зачем вы не умерли в этот день? Вы остались бы героем в истории!».___________________________________________________

4

11

Изучите карту (карта не завершена) и выполните данные ниже задания. Ответы занесите в таблицу. За каждый правильный элемент ответа по 1 баллу, максимум 5 баллов.

1. Укажите название войны, представленной на карте и государство-союзника России.

2. Укажите название города-крепости, отмеченного на карте цифрой 1.

3. Укажите имя русского флотоводца, одержавшего победу в морском сражении, представленном на карте.

4. Определите и запишите, что показано на карте штриховкой, которая помечена в легенде цифрой 2.

2.

3.

4.

5

2

1

1

1

12

Укажите, какие из перечисленных ниже событий произошли в царствование императора Николая II? За каждый правильный элемент ответа по 1 баллу.

А) восстание на броненосце «Потемкин Таврический»

Б) реформа управления государственными крестьянами П.Д. Киселева

В) введение всесословной воинской повинности

Г) издание циркуляра «о кухаркиных детях»

Д) создание Государственной Думы

Е) издание указа о праве крестьян на свободный выход из общины с наделом

_______________________________________________________________________

3

13

Познакомьтесь с Постановлением ЦИК и Совнаркома СССР от 27 декабря 1932 года «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов» и ответьте на вопросы к нему. Правильный ответ на каждый вопрос – 3 балла, максимальный балл за задание 15 баллов.

«В целях лучшего учета населения городов, рабочих поселков и новостроек и разгрузки этих населенных пунктов от лиц, не связанных с производством и работой в учреждениях или школах и не занятых общественно-полезным трудом (за исключением инвалидов и пенсионеров), а также в целях очистки этих населенных мест от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов, Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:

  1. Установить по Союзу ССР единую паспортную систему на основании положения о паспортах.

  2. Ввести единую паспортную систему с обязательной пропиской по всему Союзу ССР в течение 1933 года, охватив в первую очередь население Москвы, Ленинграда, Харькова, Киева, Минска, Ростова-на-Дону и Владивостока».

Вопросы к документу.

  1. Как назывались процессы, происходившие в стране во время издания документа, во многом определившие его выпуск?

  2. Какую цель преследовало руководство страны, вводя обязательную прописку и паспорта?

  3. Почему в документе «кулацкие» элементы поставлены на первое место, а уголовные – на второе?

  4. Почему в первую очередь прописка вводится в столицах республик и крупных городах?

  5. В какой мере (полностью или частично) и почему было выполнено данное постановление?

15

3

3

3

3

3

14

Определите, как называлась операция немцев, о которой идёт речь в приведённом ниже фрагменте из обращения А. Гитлера к немецким солдатам. Укажите её дату и место проведения. Максимальный балл за задание 6 баллов.

«Солдаты! Сегодня начинаете великое наступательное сражение, которое может оказать решающее влияние на исход войны в целом.

Русские добивались того или иного успеха в первую очередь с помощью своих танков. Мои солдаты! Теперь, наконец, у вас танки лучше, чем у русских. Могучий удар, который постигнет сегодняшним утром советские армии, должен потрясти их до основания»

6

15

Многим российским городам в советскую эпоху присваивались названия в честь видных деятелей революции и советского государства. Затем им возвращались исторические названия. Установите соответствия между традиционным (оно же — нынешнее) названием города и тем советским, которое он носил временно. По одному баллу за каждое правильное соответствие. Максимальный балл за задание 10 баллов.

Современные (традиционные названия):

1) Самара; 2) Тверь; 3) Пермь; 4) Владикавказ; 5) Рыбинск; 6) Набережные Челны;

7) Оренбург; 8) Нижний Новгород; 9) Ижевск; 10) Сергиев Посад

Советские (временные) названия:

1) Молотов; 2) Загорск; 3) Андропов; 4) Устинов; 5) Чкалов; 6) Калинин;

7) Орджоникидзе; 8) Куйбышев; 9) Горький; 10) Брежнев

10

16

Установите правильную хронологическую последовательность событий истории советского государства во второй половине ХХ века. Укажите даты событий.

Максимальный балл за задание – 12. За правильный хронологический порядок – 5 баллов, по 1 баллу – за каждую правильную дату.

А) Запуск первого искусственного спутника Земли; Б) Олимпийские игры в Москве; В) Смещение Н.С. Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС; Г) Ввод советских войск в Афганистан; Д) Карибский кризис; Е) Принятие последней советской Конституции;

Ж) начало освоения целины.

12

17

Познакомьтесь с прилагаемым изображением современного герба Российской Федерации. Составьте его описание, ответив, по возможности, на предложенные вопросы. Максимальный балл за задание – 20.


  1. В каком году этот герб был принят к употреблению указом Президента России, а в каком – утвержден Федеральным Конституционным законом?

  2. Кто автор рисунка данного варианта герба России?

  3. Чем это герб отличается от герба Российской империи конца XIX – начала ХХ века?

  4. Как называется форма щита, используемая в гербе?

  5. Какие версии происхождения герба Вам известны?

20

18

Перед вами кадры из художественных фильмов. Заполните таблицу, написав их названия, и укажите историческую эпоху, события, о которых в них рассказывается. За каждый правильный элемент ответа по 1 баллу, максимальный балл 14 баллов.

1

2

3

4


1

5

6

7

14

Ответы на задания школьной олим­пи­а­ды 2018 года

по ис­то­рии для учащихся 11 классов

п/п

Задания

Кол-во баллов

1

По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий конкретный ответ. Вычеркните лишний элемент в каждом ряду. По 1 баллу за каждый правильный принцип образования ряда и за каждый лишний элемент, максимум 12 баллов.

12

1.1

Лишний Чайковский, так как все остальные члены «Могучей кучки»

2

1.2

Лишний Пестель – член «Южного» общества декабристов, остальные из «Северного»

2

1.3

Лишний В. Ульянов – большевик, остальные меньшевики

2

1.4

Лишняя – Ахматова А., поэт «серебряного века», не покинувшая страну из-за революции или гражданской войны, остальные поэты и писатели эмигрировали из России навсегда

2

1.5

Лишний – Ахмат, остальные – участники Куликовской битвы

2

1.6

Лишняя – купеческая, остальные – избирательные курии в Государственную Думу по закону 11 декабря 1905 года

2

2

За грамотно написанное слово 1 балл, объяснение термина 1 балл. Всего за задание 10 баллов.

10

2.1

Шовинизм – (франц.), крайняя форма национализма, проповедь национальной исключительности

2

2.2

Бенефиций – (лат.), форма земельного держания, предоставляемого на условиях военной службы на определенный срок

2

2.3

Популизм – (от лат.), политика, апеллирующая к широким массам и обещающая им скорое и лёгкое решение острых социальных проблем

2

2.4

Репарации – (от лат.), возмещение государством в силу мирного договора или иных международных актов ущерба, причинённого им государствам, подвергшимся нападению

2

2.5

Автаркия – (греч.), система замкнутого воспроизводства сообщества, с минимальной зависимостью от обмена с внешней средой; экономический режим самообеспечения страны

2

3

Выберите по 1 верному ответу в каждом задании и занесите выбранные ответы в таблицу. По 1 баллу за каждый правильный ответ, максимум 3 балла.

3

4

Выберите несколько верных ответов в каждом задании и занесите выбранные ответы в таблицу. По 1 баллу за каждый правильный ответ, максимум 9 баллов.

9

5

Укажите, что является лишним в каждом ряду. Свой ответ поясните. 1 балл за правильно названную лишнюю позицию, по 2 балла за правильное обоснование, максимум 9 баллов.

9

5.1

Лишнее – Владимир, остальные являются городами, через которые проходило войско Второго ополчения под руководством К. Минина и Д. Пожарского

3

5.2

Лишнее – «Создание приказа тайных дел», остальное относится к государственным реформам Петра I

3

5.3

Лишнее – Шевардинский редут, так как он не относится к позиции русской армии в Бородинском сражении 26 августа 1812 г.

3

6

По 1 баллу за каждый правильный ответ, максимум 4 балла.

4

7

По 1 баллу за каждый правильный ответ, максимум 4 балла.

4

8

«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». Внесите свои ответы в таблицу. По 1 баллу за каждый правильный ответ, максимум 5 баллов.

5

9

О ком или о чём идёт речь? По 2 балла за каждый правильный ответ, максимум 6 баллов.

6

9.1

Владимир Мономах

2

9.2

Николай I

2

9.3

Кадеты

2

10

Какие исторические события описаны ниже? Назовите важное событие в каждом отрывке и одного исторического деятеля, связанного с ним. По 2 балла за каждый правильный элемент ответа, максимум 8 баллов.

8

10.1

Тарутинский маневр; исторический деятель — М.И.Кутузов

4

10.2

Обнародование манифеста об отмене крепостного права 19 февраля 1861 г.; исторический деятель — Александр II

4

11

Изучите карту (карта не завершена) и выполните данные ниже задания. Ответы занесите в таблицу. За каждый правильный элемент ответа по 1 баллу, максимум 5 баллов.

— Австрия (Священная Римская империя, держава Габсбургов)

2.

Измаил

3.

Ф.Ф. Ушаков

4.

Территории, присоединенные к России по Ясскому мирному договору

5

2

1

1

1

12

Укажите, какие из перечисленных ниже событий произошли в царствование императора Николая II? За каждый правильный элемент ответа по 1 баллу.

А, Д, Е

3

13

Правильный ответ на каждый вопрос – 3 балла, максимальный балл за задание 15 баллов.

Правильные ответы и рекомендации по выставлению баллов.

  1. Индустриализация и коллективизация (3 балла). Один из терминов – 2 балла. Близкие и имеющие отношение к сути вопроса понятия – 1 балл

  2. Целью было ограничить возможности ухода рабочих со строек индустриализации и колхозников – из колхозов (до 3 баллов в зависимости от полноты объяснения)

  3. Кулаков советская власть считала главными врагами, потому что они были собственниками и противниками социализма, а уголовники – лишь несознательными элементами (до 3 баллов в зависимости от полноты объяснения)

  4. В крупных городах снабжение продуктами было лучше и потому переселение туда государство стремилось ограничить (2 балла). К тому же в 1932-1933 гг. в ряде районов страны свирепствовал голод, что вынуждало искать пропитание именно в столицах и портовых городах (плюс 1 балл)

  5. Не полностью (1 балл). Колхозникам паспортов не дали (плюс 1 балл), чтобы прикрепить их к колхозам (плюс 1 балл)

15

3

3

3

3

3

14

Определите, как называлась операция немцев, о которой идёт речь в приведённом ниже фрагменте из обращения А. Гитлера к немецким солдатам. Укажите её дату и место проведения. Максимальный балл за задание 6.

Операция немецкого командования, о которой говорил в обращении А. Гитлер, называлась «Цитадель». Это было одно из ключевых сражений Великой Отечественной войны на Курской дуге. Курская битва состоялась 5 июля – 23 августа 1943 года. В ходе битвы произошло самое крупное танковое сражение под Прохоровкой, в нём участвовало около шести тысяч танков

6

15

Установите соответствия между традиционным (оно же — нынешнее) названием города и тем советским, которое он носил временно. По одному баллу за каждое правильное соответствие. Максимальный балл за задание – 10 баллов.

Правильные ответы (современные — советские названия):

1-8; 2-6; 3-1; 4-7; 5-3; 6-10; 7-5; 8-9; 9-4; 10-2

10

16

Максимальный балл за задание – 12. За правильный хронологический порядок – 5 баллов, по 1 баллу – за каждую правильную дату.

1. Ж – 1954 г. 2. А – 1957 г. 3. Д – 1962 г. 4. В – 1964 г. 5. Е – 1977 г.

6. Г – 1979 г. 7. Б – 1980 г.

12

17

За каждый полный и верный ответ на вопрос – 4 балла, максимальный балл за верный ответ на все вопросы – 20 баллов.

Ответы на предложенные вопросы.

  1. Герб принят указом Президента Б.Н. Ельцина в ноябре 1993 г., утвержден законом № 2-ФКЗ от 25. 12. 2000 г.

  2. Автор рисунка – художник Евгений Ухналев

  3. На современном гербе изображен золотой (именно золотой, а не желтый) орел на красном фоне, а на гербе Империи – черный орел на золотом фоне. Всадник (Георгий Победоносец) на современном гербе направлен в правую от наблюдателя сторону, а на имперском – в левую. В оформлении современного герба отсутствуют гербы земель, присоединенных к империи

  4. В оформлении герба применяется щит французской формы (прямоугольник с закругленной нижней частью с остриём)

  5. Кроме «византийской версии» (герб привезла в Москву невеста Ивана III – Софья Палеолог, наследница византийских императоров) может быть приведен вариант с заимствованием герба у императора Священной Римской (Германской) империи в конце XV века

20

4

4

4

4

4

18

Заполните таблицу, написав их названия, и укажите историческую эпоху, события, о которых в них рассказывается. За каждый правильный элемент ответа по 1 баллу, максимальный балл – 14.

п/п

Название фильма

Период, исторические события

1.

«Александр Невский»

Ледовое побоище. 1242 г. Борьба Новгорода с нашествием немецких рыцарей.

2.

«Семнадцать мгновений весны»

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

3.

«Ленин в Октябре»

Октябрьская революция 1917 г.

4.

«Петр I»

Период правления Петра I. Северная война 1700-1721 гг.

5.

«Чапаев»

Гражданская война 1918-1920 гг.

6.

«Тихий Дон»

Гражданская война 1918-1920 гг.

7.

«Илья Муромец»

Древняя Русь

14

Всего: 155 баллов

infourok.ru

Всероссийская олимпиада школьников по истории в 2018-2019 уч. г. ( школьный этап) 8 класс

Ключи к олимпиаде

Всероссийская олимпиада школьников по истории

в 2018-2019 уч. г.

( школьный этап)

8 класс

1.Выполните тестовые задания. Выберите один правильный ответ. Ответы впишите в таблицу. 3 балла за правильный ответ.

1.1 К ка­ко­му веку от­но­сит­ся правление князя Ва­си­лия III?

  1) XIII в. 2) XIV в. 3) XVI в. 4) XVII в.

Правильный ответ указан под номером 3.

1.2 Какое из пе­ре­чис­лен­ных событий от­но­сит­ся к XVII в.?

  1) ре­фор­ма патриарха Никона 2) ре­фор­мы Избранной рады

3) учре­жде­ние коллегий 4) созыв Сто­гла­во­го собора

Правильный ответ: 1.

1.3 Что из названного стало результатом реформ Никона в XVII в.?

  1) учреждение патриаршества в России 2) изменение церковных обрядов

3) отделение церкви от государства 4) передача церковной земельной собственности государству

 Правильный ответ указан под номером 2.

1.4 Что из пе­ре­чис­лен­но­го стало одним из след­ствий Смуты в Рос­сий­ском государстве?

  1) при­со­еди­не­ние к Рос­сии по­бе­ре­жья Бал­тий­ско­го моря от Вы­бор­га до Риги

2) рас­пад Ли­вон­ско­го ордена 3) утра­та Рос­си­ей Смоленска

4) об­ра­зо­ва­ние Речи Посполитой

 Правильный ответ указан под номером 3.

1.5. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите год, когда происходили описываемые события.

«Узнав о формировании второго земского ополчения в Нижнем Новгороде и не имея возможности противодействовать этому, обеспокоенные интервенты обратились к патриарху Гермогену с требованием, чтобы он осудил подобное начинание. Патриарх отказался это сделать. Более того, по свидетельству летописца, он в сердцах проклял обратившихся к нему по поручению Гонсевского московских бояр как «окаянных изменников». Тогда его и начали «морить голодом». Вскоре Гермоген умер».

  1) 1380 г. 2) 1480 г. 3) 1612 г. 4) 1812 г.

 Правильный ответ указан под номером 3.

1.6 В чем состояла особенность формирования сословий в Западной Европе, в отличии от процесса формирования сословий в России?

1. В Европе сословия не стремились к юридической защите своих прав

2.В Европе сословия были полностью зависимы от государственной власти

3. В Европе сформировалась корпоративная сплоченность сословий, что повлияло на возникновение парламентсикх структур

4. В Европе была развита кастовая система отношений

Ответ: 3

Задание 2 . О ком идёт речь в данных отрывках? Ответ впишите в таблицу.

2.1. Тверской купец, путешественник. Совершил «хождение» в Персию, Индию

(1468-74). На обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат,

Турцию. Автор путевых записок «Хождение за три моря».

Ответ:______________________________________________

2.2. Нижегородский посадский человек, с сентября 1611 года земский староста. Инициатор и

один из руководителей Второго ополчения 1611-12 гг. В сражениях за Москву против

польского гарнизона проявил личную храбрость. В 1612-13 гг. член земского

правительства («Совета всей земли»). В 1613 году вошел в состав Боярской думы

(пожалован в думные дворяне).

Ответ: ___________________________________________________

2.3. Патриарх Московский и всея Руси в 1652-67 гг. Провел церковные реформы с целью

унификации богослужения и церковных текстов.

Ответ:__________________________________________________

2.4. Патриарх, отец русского царя

Ответ:__________________________________________

ОТВЕТЫ: Задание 2 (По 4 балла за каждый верный ответ. Максимальный балл – 16)

1. А. Никитин

2. К. Минин

3. Никон

4. Филарет

Задание 3. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

А) Фреска, миниатюра, мозаика, икона____________________________________________

Б) Челобитный, Разрядный, Посольский, Поместный__________________________________

В).Адашев, митрополит Макарий, А.Курбский, И.Висковатый_______________________________

Г).Барма, Постник, Федор Конь_________________________________________________________

Д). 1564 г., 1569 г., 1570 г., 1572 г._______________________________________________________

(За каждый правильный ответ – 4 балла. Максимум –20 баллов)

Ответ А) Жанры древнерусской живописи.

Б) Название приказов, созданных в ходе реформ Избранной Рады.

В).Наиболее активные и известные деятели Избранной Рады

Г).Имена русских зодчих XVI века

Д),Все даты связаны с опричниной.

Задание 4.

4.1.Выберите из списка города, утраченные после неудачной Ливонской войны и возвращенные России по Тявзинскому мирному договору 1595 г. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Новгород 2.Ивангород 3. Ям 4. Псков. 5. Кострома 6.Корела

Ответ:______________________

Ответ: 236

4.2.Выберите из списка характеристики, которые относятся к правлению Бориса Годунова. Запишите цифры, по которыми они указаны.

1. Борис Годунов был прямым законным наследником Ивана IV

2.Борис Годунов был избран на престол Земским собором.

3.Борис продолжал жестокую политику Ивана Грозного, официально восстановил опричнину.

4.Сестра Бориса Годунова была женой царя Федора Ивановича.

5.Борис Годунов был сторонником отказа от торговли с иностранными государствами

6.Борис Годунов способствовал учреждению в России патриаршества.

Ответ:___________________

Ответ: 246

Ответ оценивается: за правильный ответ — 2 балла, при одной ошибке – 1 балл, максимальный – 4 балла.

Задание 5

5.1. В перечне представлены особенности формирования единого государства, характерные для истории России и истории Западной Европы. Черты, характерные для России, обозначьте цифрой 1; черты характерные для Западной Европы, обозначьте цифрой 2.

А) важным фактором объединения была необходимость освобождения страны от внешней зависимости

Б) формирование государства происходило при увеличении численности свободных крестьн

В) господство натурального хозяйства – отличительная черта развития экономических отношений

Г) отсутствие тесных хозяйственных связей между районами страны

Д) развитие рынка стало важной предпосылкой формирования государства

Е) стремление городов к получению защиты и поддержки со стороны государства

Ответ:

Ответ: 121122

Ответ оценивается: за правильный ответ — 6 баллов, при одной ошибке – 5 баллов, при двух ошибках -4 балла, при трех ошибках — 3 балла, четыре ошибки – 2 балла, более четырех – 0 баллов

Задание 6.

6.1 Установите со­от­вет­ствие между пра­ви­те­ля­ми Рос­сии и событиями, свя­зан­ны­ми с их деятельностью: к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

 

ПРАВИТЕЛИ РОССИИ

 

СОБЫТИЯ

А) Иван III

Б) Ва­си­лий III

В) Иван IV

 

1) со­зда­ние пер­во­го об­ще­рус­ско­го Судебника

2) при­со­еди­не­ние к Мос­ков­ско­му го­су­дар­ству Смоленска

3) созыв пер­во­го Зем­ско­го собора

4) учре­жде­ние пат­ри­ар­ше­ства в России

 

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

Пояснение.

А) Иван III — со­зда­ние пер­во­го об­ще­рус­ско­го Судебника.

Б) Ва­си­лий III — при­со­еди­не­ние к Мос­ков­ско­му го­су­дар­ству Смоленска.

В) Иван IV — созыв пер­во­го Зем­ско­го собора.

 

Ответ: 123.

Ответ оценивается: за правильный ответ — 2 балла, при одной ошибке – 1 балл,

6.2 Установите соответствие между событиями и годами.

СОБЫТИЯ

ГОДЫ

А) открытие Америки Христофором Колумбом

1) 1505 г.

Б) присоединение Пскова к Российскому государству

2) 1510 г.

В) начало княжения Ивана 3

3) 1462 г.

4)1492 г.

Ответ: 423

Ответ оценивается: за правильный ответ — 2 балла, при одной ошибке – 1 балл.

6.3. Установите соответствие между понятием и его определением

Понятия

Определения

А) уезд

1) система содержания лиц за счет местного населения

Б) дворянство

2) крупнейшая территориальная единица в объединенном Российском государстве.

В) кормление

3) правящая верхушка московского общества; представители старых боярских родов

4)привилегированное служилое сословие, получавшее на период службы земельное владение от государя

Ответ: 2 41

Ответ оценивается: за правильный ответ — 2 балла, при одной ошибке – 1 балл.

Максимально за задание 6 – 6 баллов

Задание 7.

7.1 Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:

  1) присоединение Новгорода к Москве 2) нашествие хана Батыя

3) принятие первого Судебника 4) Присоединение Смоленска

Ответ: 2134 – 3 балла за правильную последовательность, 2 балла за правильную последовательность двух цифр.

7.2 Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:

1) принятие Соборного уложения 2) начало Ливонской войны

3) избрание на царство Михаила Романова 4) объединение Левобережной Украины с Россией

 Ответ: 2314. 3 балла за правильную последовательность, 2 балл за правильную последовательность двух цифр.

Всего за задание 7 максимально 6 баллов

Задание 8

Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одному из указанных в перечне событий (процессов). Установите соответствие между событиями (процессами) и иллюстрациями: к каждому событию (процессу) подберите по одной иллюстрации.

 Перечень событий (процессов)

А) Столетняя война

Б) Образование Древнерусского государства

В) Монгольское нашествие на Русь в XIII в.

Г) Борьба Руси против монгольского владычества в XIV в.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Ответ:

Правильный ответ: 3142

За правильный ответ – 4 балла, при одной ошибке – 3 балла, при двух ошибках -2 балла, при трех ошибках — 0 баллов

Задание 9. Перед вами четыре предложения. Два из них являются положениями, которые требуется аргументировать. Другие два содержат факты, которые могут послужить аргументами для этих положений. Подберите для каждого положения соответствующий факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.

1.Борис Годунов обладал качествами, необходимыми для управления страной.

2.Борис Годунов не принадлежал по своему происхождению ни к Рюриковичам, ни к Гедиминовичам.

3.Борис Годунов был умен и образован.

4.Борис Годунов не имел законных прав на престол.

Положение

Факт

Положение

Факт

1

3

4

2

Ответ: 1342

За правильный ответ — 4 балла, при одной ошибке – 3 балла, при двух ошибках -2 балл, три ошибки -0 баллов

Задание 10. Рассмотрите изоб­ра­же­ния и вы­пол­ни­те задание.

1.Ука­жи­те город, в ко­то­ром на­хо­дит­ся изображённый памятники и век, в котором построен памятник.

2.Напишите название памятника

3.Назовите архитектурный стиль изображенного памятника.

Ответ: 1. Москва, 16 век – Указан город – 1 балл, век – 2 балл, всего 2 балла

2.Колокольня Ивана Великого-3 балла

3.Шатровый стиль.-3 балла

За правильный ответ — 8 баллов.

Задание 11. .Рассмотрите схему.

На схеме обозначены действия восставших и район народного восстания под предводительством

 

1) Е. И. Пугачёва 2) С. Т. Разина

3) К. А. Булавина 4) И. И. Болотникова

Пояснение. Ответ: 4 – 2 балла за правильный ответ

Задание 12.Укажите век, к которому относятся описанные в отрывке события. Назовите династию русских царей, один из представителей которой упомянут в данном отрывке.

Из сочинения историка.

«Смутное время было закончено с большими территориальными потерями для Руси. Смоленск был утрачен на долгие десятилетия, западная и значительная часть восточной Карелии захвачены шведами. Для восстановления утраченных в годы Смуты международных позиций Россия на протяжении всего века вела войны как с европейскими государствами (Речью Посполитой, Швецией), так и со странами Востока (Крымским ханством и Турцией), что во многом способствовало усилению западного влияния на внутреннюю жизнь страны.

Россия уже была одной из самых больших стран мира, но всё ещё отставала по темпам развития экономики от западноевропейских стран. Осознание необходимости изменений в жизни страны подталкивало к изучению и внедрению лучших сторон европейского опыта. На русскую службу начали приглашаться иностранные специалисты. Они были необходимы для того, чтобы помочь использовать европейский опыт, как при подготовке к войнам, так и для организации производства. Так, на основе западноевропейских образцов при Алексее Михайловиче был принят первый в русской армии воинский устав. Организовать в Москве производство оружия (пушечный завод) и построить первый русский военный корабль «Орёл» помогали голландские специалисты. Уже в середине века в Москве проживало около 1,5 тысяч западноевропейцев. Иностранцы в Москве жили по своим обычаям, для чего была создана Немецкая слобода — «Кукуй»».

Ответ: XVII век — 3 балла, Династия Романовых — 3 балла – итого 6 баллов.

ИТОГО: 100 баллов

10

multiurok.ru

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по истории 2017-2018 учебный год 10-11 класс

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников

по истории

2017-2018 учебный год

10-11 класс

Шифр участника_______________

Максимальный балл – 100

Задание 1. Установите соответствие между описываемым событием и его участниками (5 баллов).

Перед вами описание одного из событий Смутного времени.

«…съезжалися великого государя Жигимонта короля Польского и великого князя Литовского с Станиславом Желтковским с Жолкви, с воеводою, гетманом короны короны польской о обираньи государском на Владимирское и Московское и на все великие государства Российского царствия и приговорили на том: что послати бити челом к великому государю Жигимонту королю Польскому и великому князю Литовскому, и к его сыну , чтоб великий государь Жигимонт король пожаловал, дал на все великие государства Российского царства сына своего…».

Определите, о каком событии идет речь. (1 балл). Отметьте, кто из перечисленных людей принимал в нем участие (до 4 баллов).

1) В.В.Голицын

2) Ф.И.Мстиславский

3) В.И.Шуйский

4) Ф.И.Шереметев

5) И.Д.Хворостинин

6) Д.И.Мезецкий

Название события:______________________________________________________________

Участники (цифры):_____________________________________________________________

Задание 2. Восстановите правильную хронологическую последовательность событий. Ответ запишите в виде ряда цифр, отражающего последовательность событий (максимальный балл за все задание – 15).

2.1

  1. ХХ съезд КПСС

  2. Карибский кризис

  3. Возведение Берлинской стены

  4. Создание Совета экономической взаимопомощи

  5. Создание Организации Варшавского договора

Ответ:__________________________________________________________________________

2.2

  1. Соборное уложение

  2. Свод законов Российской империи

  3. Русская правда

  4. Основные государственные законы Российской империи

  5. Судебник Ивана IV Грозного

Ответ:__________________________________________________________________________

2.3

  1. Образование Временного правительства

  2. Провозглашение России республикой

  3. Принятие Декретов о мире и о земле

  4. I Всероссийский съезд Советов

  5. Корниловский мятеж

Ответ:__________________________________________________________________________

Задание 3. Соотнесите названия улиц Челябинска и факты к биографии людей, в честь которых они названы. Ответ внесите в таблицу (1 балл за правильное соответствие, максимально за задание – 10 баллов)

1) Улица имени С.М.Цвиллинга

а) Генерал-майор инженерно-танковой службы, директор Кировского завода в Челябинске в годы Великой Отечественной войны, английская радиостанция назвала его «Королем танков».

2) Улица имени И.М.Зальцмана

б) Красноармеец, в 1918 году был назначен начальником штаба охраны г. Челябинска. Он и четверо его товарищей были казнены 3 июня 1918 года на Казарменной площади (ныне площадь Памяти павших революционеров).

3) Улица имени А.Ф.Бейвеля

в) Уроженец села Коелга, дважды Герой Советского Союза, танкист. Погиб в 1945 году.

4) Улица имени Ю.Н.Либединского

г) Общественный деятель, доктор медицины, городской голова Челябинска в 1903-1911 гг.

5) Улица имени Л.Н.Головницкого

д) Крупный советский военачальник, кавалер Ордена Красного Знамени № 1 за успешные действия против белогвардейских частей на Южном Урале. Репрессирован в 1938 году

6) Улица имени С.В.Хохрякова

е) После Февральской революции 1917 года был избран председателем Челябинского совета и председателем комитета РСДРП (б). Погиб во время боя в станице Изобильной в апреле 1918 года.

7) Улица имени В.К.Блюхера

ж) Уроженец города Сим, советский физик, «отец» советской атомной бомбы.

8) Улица имени М.А.Болейко

з) Советский скульптор, автор челябинских памятников: «Орлёнок», «Добровольцам-танкистам», «Память» («Скорбящие матери») и других.

9) Улица имени Я.В.Мамина

и) Русский механик, изобретатель, создатель двигателя «Русский дизель» (1906 год) и трактора «Русский трактор» (1910 год).

10) Улица имени И.В.Курчатова

к) Русский советский писатель, выпускник челябинского реального училища (1918 год), автор произведений «Неделя», «Комиссары», «Воспитание души».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Задание 4. В предложенном ряду единиц древнерусской денежной системы обозначьте слово, которое не является денежной единицей. (2 балла за правильный ответ):

Резана, ногата, веверица, куна, шуйца.

Ответ:_________________________________

Задание 5. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 15).

 При Николае I уменьшается роль______________(1-название) как законосовещательного органа. Система министерств, созданная при ______________(2-имя) была подменена разросшейся Собственной Его Императорского Величества ________(3- термин). Для этого было образовано шесть отделений. Особое место занимает _______(4) и приданный ему корпус жандармов, осуществлявшие политический сыск в России и за ее пределами. Для обуздания «распустившейся» печати Николай поставил ее под жесткий контроль цензуры. Цензурный устав _______(5) г. был метко назван современниками «_________(6)».

Широко практиковалось создание ___________(7) комитетов для разработки различных законопроектов. Эти комитеты подчинялись лично царю. 

Николай I твердо верил, что неукоснительное следование всех граждан букве закона обеспечит порядок в стране. Поэтому в его царствование была проведена ________(8- понятие) (упорядочение) российского законодательства. Эту работу выполнил _______________(9-фамилия).

При Николае I на некоторое время удалось укрепить финансовую систему России. В 1839 – 1844 гг. по инициативе министра финансов графа __________(10-фамилия) была проведена финансовая реформа. В основу денежного обращения был положен серебряный рубль. Реформа способствовала оздоровлению финансов, но неурожаи 1830-1840-х гг. и ___________(11) 1853-1856 гг. вызвали новые финансовые трудности. Внутренний и внешний долг государства увеличился в несколько раз.

Крестьянский вопрос при Николае I обострился еще больше. Правительство вынуждено было принимать меры, направленные на смягчение _____________(12-понятие).

В ______(13) г. был издан указ «Об обязательных крестьянах».

В 1837 – 1841 гг. под руководством графа __________(14-фамилия) была проведена широкая система мероприятий – реформа управления __________(15) крестьянами. Цель реформы – поднять благосостояние этой категории крестьян, чтобы облегчить сбор налогов и показать помещикам пример отношения к крестьянам.

Ответ:

1_______________________________________________________________________________

2_______________________________________________________________________________

3_______________________________________________________________________________

4_______________________________________________________________________________

5_______________________________________________________________________________

6_______________________________________________________________________________

7_______________________________________________________________________________

8_______________________________________________________________________________

9_______________________________________________________________________________10______________________________________________________________________________

11______________________________________________________________________________

12______________________________________________________________________________

13______________________________________________________________________________

14______________________________________________________________________________

15______________________________________________________________________________

Задание 6. Изображения, каких исторических деятелей представлены ниже? (до 3 баллов за ответ, максимальный балл – 6). Укажите:

  1. их фамилии

  2. сферу их деятельности

  3. примерное время их деятельности.

6.1.

6.2.

Ответ:

6.1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.2_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Выполните задания по карте (1 балл за каждый ответ, максимальный балл – 6)

  1. Подпишите название карты, укажите хронологические рамки обозначенного периода

(1 балл).

  1. Под какой цифрой указано место окружения и разгрома немецких войск под Сталинградом (1 балл).

  2. Укажите название операции по уничтожению окружённой немецкой группировки, обозначенной на схеме (1 балл).

  3. Подпишите название реки под цифрой «2» (1 балл).

  4. Укажите на карте основные фронты Красной армии, созданные в указанный период (2 балла)

Ответ:

1_______________________________________________________________________________

2_______________________________________________________________________________

3_______________________________________________________________________________

4_______________________________________________________________________________

5_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Задание 8. Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы (максимально- 10 баллов):

Всеподданнейше доношу Вашему величеству, что народные волнения, начавшиеся в Петрограде, принимают стихийный характер и угрожающие размеры. Основы их – недостаток печеного хлеба и слабый подвоз муки, внушающий панику, но главным образом – полное недоверие к власти, неспособной вывести страну из тяжелого положения. На этой почве, несомненно, разовьются события, сдержать которые можно временно ценою пролития крови мирных граждан, но которых при повторении сдержать будет невозможно. Движение может переброситься на железные дороги, и жизнь страны замрет в самую тяжелую минуту. Заводы, работающие на оборону в Петрограде, останавливаются за недостатком топлива и сырого материала, рабочие остаются без дела, и голодная безработная толпа вступает на путь анархии, стихийной и неудержимой. Железнодорожное сообщение по всей России в полном расстройстве. На юге из 63 доменных печей работает только 28, ввиду отсутствия подвоза топлива и необходимого сырья. На Урале из 92 доменных печей остановилось 44, и производство чугуна, уменьшаясь изо дня в день, грозит крупным сокращением производства снарядов. Население, опасаясь неумелых распоряжений властей, не везет зерновых продуктов на рынок, останавливая этим мельницы, и угроза недостатка муки встает во весь рост перед армией и населением. Правительственная власть находится в полном параличе и совершенно бессильна восстановить нарушенный порядок. Государь, спасите Россию, ей грозит унижение и позор. Война при таких условиях не может быть победоносно окончена, так как брожение распространилось уже на армию и грозит развиться, если безначалию и беспорядку власти не будет положен решительный конец. Государь, безотлагательно призовите лицо, которому может верить вся страна, и поручите ему составить правительство, которому будет доверять все население. За таким правительством пойдет вся Россия, одушевившись вновь верою в себя и своих руководителей. В этот небывалый по ужасающим последствиям и страшный час иного выхода нет, и медлить невозможно.

Председатель Государственной думы […]

Вопросы и задания:

1. Назовите фамилию автора данной телеграммы. (1 балл)

2. Назовите адресата телеграммы. (1 балл)

3. Определите год и месяц ее написания. (1 балл)

4. Исходя из текста документа, назовите причины сложившего в Петрограде положения, выделив причины экономического и политического характера. (2 балла)

5. На основе знаний курса и документа приведите доказательства ухудшающегося в стране экономического положения. (3 балла)

6. Укажите годы и название войны, которую упоминает автор. (1 балл)

7. Найдите в тексте документа предложение автора о том, какими мерами можно спасти положение. (1 балл)

Ответ:

1_______________________________________________________________________________

2_______________________________________________________________________________

3_______________________________________________________________________________

4_______________________________________________________________________________

5_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

6_______________________________________________________________________________

7_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Задание 9. Перед вами известное произведение отечественной скульптуры. (Максимальное количество баллов – 6). Определите:

  1. Название памятника, его автора, и город, в котором он установлен.

  2. Каких исторических деятелей поместил скульптор на этом памятнике? Укажите 2-3 личности.

  3. При каком императоре состоялось открытие этого памятника?

Ответ:

1_______________________________________________________________________________

2_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

3_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Задание 10. Творческое задание (эссе или развернутый ответ, 25 баллов).

Примерные темы эссе:

1. «В его недолгой, но бурной жизни было всё: моменты прозрения и конъюнктурных интриг, большого здравого смысла и вряд ли нужного упрямства, твердости в достижении поставленных целей и неожиданных, неоправданных просчетов. Если удовлетвориться сказанным, то неизбежно недоумение. А чем отличался Дмитрий Иванович от современников его ранга, иных великих князей?» (В.Д.Назаров)

2. «Много ли найдется правителей, задавших главные направления развития обществу, стране, государству на два столетия вперед? «Великий государь» Иван Васильевич [III] из их числа» (В.Д.Назаров)

3. «Петр видел в армейской структуре, армейских отношениях образец для всего общества. Четкая организация армии, ясно очерченный круг обязанностей начальников и подчиненных, отношения чинопочитания на основе строгой дисциплины и единомыслия — все это, казалось, так легко перенести на общество» (Е.В.Анисимов)

4. «Не доверяя русским, Анна поставила на страже своей безопасности кучу иноземцев… Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении» (В.О.Ключевский)

5. «Знакомясь с правительственной деятельностью изучаемой эпохи, мы приходим к заключению, что первое время царствования Николая I было временем бодрой работы, поступательный характер которой, по сравнению с концом предшествующего царствования, очевиден» (С.Ф.Платонов)

6. «Казалось, они [Великие Реформы] провозглашали важнейшие принципы: свободу труда, ограничение сословных привилегий, местное самоуправление, свободу слова – но в каждой из них изначально были заложены противоречия, мешавшие осуществлению этих принципов» (Л.М.Ляшенко)

7. «…Закон всех великих революций таков, что после свержения господствующих классов неизбежны их стремления и действия к реставрации своего положения, а классов, пришедших к власти, — всеми средствами сохранить её. И хотя нет прямой связи между революцией и гражданской войной, в условиях нашей страны последняя была почти неизбежной после Октября 1917 г.» (П.А.Шевоцуков)

Примерные темы развернутых ответов:

1. Влияние православия на русскую политическую традицию.

2. Земские соборы, их роль и значение.

3. Индустриализация в России XIX в.: основные этапы, особенности, итоги.

4. Февральская революция 1917 г. и возможные альтернативы развития России.

multiurok.ru

11 класс | Олимпиадные задания

Олимпиадные задания с ответами, решениями и критериями оценивания по праву 2 этапа олимпиады для школьников 11 класса за 2017/18 учебный год

  397   06.11.2018

Олимпиадные задания с ответами, решениями и критериями оценивания по обществознанию 2 этапа олимпиады для школьников 11 класса за 2017/18 учебный год

  1694   18.10.2018

Олимпиадные задания с ответами, решениями и критериями оценивания по истории 2 тура олимпиады для школьников 11 класса за 2017/18 учебный год

  1832   04.03.2018

Олимпиадные задания с ответами, решениями и критериями оценивания по экономике 2 тура олимпиады для школьников 11 класса за 2017/18 учебный год, г. Москва

  621   24.02.2018

Олимпиадные задания с ответами, решениями и критериями оценивания по французкому языку 2 тура олимпиады для школьников 9, 10, 11 класса за 2017/18 учебный год, г. Москва

  502   19.02.2018

Олимпиадные задания с ответами, решениями и критериями оценивания по немецкому языку 2 тура олимпиады для школьников 9, 10, 11 класса за 2017/18 учебный год, г. Москва

  2726   17.02.2018

Олимпиадные задания с ответами, решениями и критериями оценивания по английскому языку 2 тура олимпиады для школьников 9, 10, 11 класса за 2017/18 учебный год, г. Москва

  12672   17.02.2018

Олимпиадные задания с ответами, решениями и критериями оценивания по русской литературе 2 тура олимпиады для школьников 11 класса за 2017/18 учебный год, г. Москва

  979   13.02.2018

Олимпиадные задания с ответами, решениями и критериями оценивания по русскому языку 2 тура олимпиады для школьников 11 класса за 2017/18 учебный год, г. Москва

  1932   12.02.2018

Олимпиадные задания с ответами, решениями и критериями оценивания по астрономии 2 тура олимпиады для школьников 11 класса за 2017/18 учебный год, г. Москва

  1038   11.02.2018

Олимпиадные задания с ответами, решениями и критериями оценивания по географии 2 тура олимпиады для школьников 11 класса за 2017/18 учебный год, г. Москва

  689   10.02.2018

Олимпиадные задания с ответами, решениями и критериями оценивания по биологии 2 тура олимпиады для школьников 10-11 класса за 2017/18 учебный год, г. Москва

  3208   08.02.2018

Олимпиадные задания с ответами, решениями и критериями оценивания по химии 2 тура олимпиады для школьников 11 класса за 2017/18 учебный год, г. Москва

  1515   07.02.2018

Олимпиадные задания с ответами, решениями и критериями оценивания по физике 2 тура олимпиады для школьников 11 класса за 2017/18 учебный год, г. Москва

  1452   05.02.2018

Олимпиадные задания с ответами, решениями и критериями оценивания по информатике (+программирование) 2 тура олимпиады для школьников 9, 10, 11 класса за 2017/18 учебный год, г. Москва

  5069   04.02.2018

olimpiadnye-zadanija.ru

Олимпиада по истории 11 класс с ответами 2017 2018 школьный этап

 1. Одной из целей Великого посольства было

  1) поиски союзников в войне с Турцией   2) заключение торговых договоров со странами Европы

  3) добиться выхода к Балтийскому морю   4) поиски союзников в войне со Швецией

2. Причиной проведения преобразований Петра I было стремление

 1) расширению связей с Европой    2) объединению всех русских земель

  3) расширению сети железных дорог             4) завоеванию колоний

3. основание Санкт- Петербурга произошло в

  1) 1700 г.           2) 1713 г.              3) 1721 г.          4) 1703 г.

4. Какое событие называют «матерью Полтавской баталии»?

  1) битву под Нарвой     2) битву под Лесной   3) основание Петропавловской крепости

                                          4) победу русского флота у мыса Гангут

5. Одним из хозяйственных нововведений Петра I является

  1) создание военных учебных заведений   2) замена подворной подати подушной

  3) введение «Табели о рангах»    4) переход к новому летоисчислению

6. Заимствование европейского опыта в России XVIII в.

  1) отсутствовало  2) осуществлялось во всех областях, сферах и полностью

   3) осуществлялось европейскими методами  4) осуществлялось неевропейскими методами

7. Что относится к экономическим нововведениям Петра I

   1) организация «огненных потех» ассамблей   2) создание системы военных учебных заведений

   3) развитие овцеводства в России   4) запрещение дворянам жениться до получения образования

8. Что относится к политическим нововведениям Петра I

   1) предписание брить бороды                                             2) учреждение Святейшего Синода

   3) массовое строительство мануфактур                             4) развитие овцеводства в России

9. Какое событие произошло в правление Петра I

   1) присоединение Крыма к России  2) отмена крепостного права  3) разгром шведов у мыса Гангут

                                                    4) замена коллегий министерствами

10.Что относится к военным преобразованиям Петра I

1) учреждение Сената         2) строительство флота                   3) введение нового летосчисления

                                              4) принятие «Табели о рангах»

11. К социальным преобразованиям Петра I относится

 1) начало взимания подушной подати    2) введение «Табели о рангах»

 3) массовое строительство мануфактур  4) введение европейских форм организации досуга знати  

kontrolnaya-s-otvetami.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *