Олимпиада по истории 10 класс 2018 2018 школьный этап – 500 Internal Server Error

Школьная олимпиада по истории для 10 класса

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ 2017–2018 уч. г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

10 класс

Уважаемый участник!

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую

работу, которую лучше организовать следующим образом:

‒ внимательно прочитайте задание;

‒ если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким) и его содержание впишите в отведённое поле, запись ведите чётко и разборчиво.

‒ при ответе на тесты определите верный ответ, обведите кружком цифру (цифры), соответствующую выбранному Вами ответу. За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами

жюри количество баллов, но не выше указанной максимальной оценки. Сумма набранных баллов за все решённые вопросы в двух форматах – итог Вашей работы. Максимальное количество баллов – 61.

Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри. Желаем успеха!

Всероссийская олимпиада школьников по истории 2017‒2018 уч. г.

Школьный этап. 10 класс

В заданиях 1–3 дайте один верный ответ. Ответ внесите в таблицу.

1. Какое из перечисленных княжений никогда не занимал Александр Невский?

1) Киевское 3)Галицко-Волынское

2) Владимирское (на Клязьме) 4) Новгородское

2. В каком году произошло описанное С.М. Соловьёвым событие?

«Между тем великого князя привезли в Москву на ночь 14 февраля и посадили на дворе Шемякине; 16 числа на ночь ослепили и сослали в Углич вместе с женою, а мать, великую княгиню Софью Витовтовну, отослали на Чухлому».

1) 1425 г. 3)1448 г.

2) 1446 г. 4)1453 г.

3. Главным итогом русско-литовской войны 1512‒1522 годов стало возвращение России

1) Чернигова 3) Смоленска

2) Киева 4)Пскова

Ответ:

В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных.

Ответы внесите в таблицу.

4. Укажите, кто из перечисленных людей предложил и организовал подписание «кондиций» Анной Иоанновной?

1) А.Д. Меншиков 4) А.И. Остерман

2) В.Л. Долгорукий 5) П.И. Ягужинский

3) А.Г. Долгорукий 6) Д.М. Голицын

5. Какие из перечисленных ниже учреждений были созданы при Александре I?

1) Министерства

2) Совет министров

3) Охранные отделения

4) Государственный совет

5) Комитет министров

6) Верховная распорядительная комиссия

6. Какие из предложенных событий относятся к революции 1905‒1907 гг.?

1) «Кровавое воскресенье»

2) «Июльский кризис»

3) Декабрьское вооружённое восстание в Москве

4) создание Петроградского совета

5) убийство великого князя Сергея Александровича

6) левоэсеровский мятеж

Ответ:

7. Что с исторической точки зрения объединяет перечисленные в ряду

элементы? Дайте максимально точный ответ.

7.1. 1497, 1550, 1589, 1649

7.2. К.В. Нессельроде, Н.К. Гирс, А.П. Извольский, С.Д. Сазонов

Ответ:

7.1_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.2_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы с исторической точки зрения) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

8.1. Митрополит Филипп Колычев, князь Владимир Старицкий, дьяк И.М. Висковатый, Симеон Бекбулатович

8.2. Губернский секретарь, коллежский асессор, капитан-исправник, надворный советник

Ответ:

8.1_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.2_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Расположите в хронологической последовательности (от наиболее ранних к наиболее поздним) налоги и пошлины, существовавшие в России:

А) полоняничные деньги

Б) государственный квартирный налог

В) подушная подать

Г) дворовое число

Д) мыт

Е) продналог

Ответ:

10. Расположите в хронологической последовательности факты, связанные с историей отечественной периодической печати:

А) введение «Временных правил о печати»

Б) начало издания русской рукописной газеты «Вести-Куранты»

В) отмена «чугунного» цензурного устава

Г) начало издания газеты «Северная пчела»

Д) появление «Известий Петроградского Совета»

Е) начало издания «Санкт-Петербургских ведомостей»

Ответ:

11. Установите соответствия между художником и созданным им полотном.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Художник

Полотно

А) К.П. Брюллов

Б) П.А. Федотов

В) И.Н. Крамской

Г) Г.Г. Мясоедов

Д) И.И. Шишкин

Е) И.И. Левитан

Ж) Б.М. Кустодиев

1) «Земство обедает»

2) «Христос в пустыне»

3) «Рожь»

4) «Над вечным покоем»

5) «Грачи прилетели»

6) «Сватовство майора»

7) «Последний день Помпеи»

8) «Купчиха за чаем»

Ответ:

12. Установите соответствия между деятелями и партийными группировками, в которые они входили. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Деятель

Партийная группировка

А) А.М. Коллонтай

Б) Л.Д. Троцкий

В) Н.И. Бухарин

Г) В.В. Осинский

Д) В.М. Молотов

Е) К.Е. Ворошилов

1) «Правый уклон»

2) «Военная оппозиция»

3) Демократические централисты

4) Антипартийная группа

5) «Рабочая оппозиция»

6) «Национал-уклонизм»

7) «Левая оппозиция»

Ответ:

13. Установите соответствия между договором и страной, с которой Россия

его заключала. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими

буквами.

Договор

Страна

А) Белградский мир

Б) Айгунский договор

В) Верельский мир

Г) Симодский трактат

Д) Гянджинский договор

Е) Тильзитский мир

Ж) Венский союзный договор

1) Персия

2) Пруссия

3) Османская империя

4) Австрия

5) Франция

6) Китай

7) Швеция

8) Япония

Ответ:

14. Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, годы, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые вставки впишите под соответствующими номерами в помещённую ниже

таблицу. Отмена крепостного права, произошедшая в (1) году, вызвала необходимость дальнейших реформ, особенно в области судопроизводства и местного самоуправления. Вскоре были опубликованы новые Судебные (2 – документ). Они провозглашали, что новый суд отныне должен быть (3 – термин), т. е. признавать равенство всех подданных империи перед законом вне зависимости от их социального положения. Кроме того, судебный процесс обязали быть открытым и (4 – термин), что означало доказательство своей правоты именно сторонами конфликта. Произошло полное отделение судебной власти от административной, что повлекло за собой появление новой должности – судебный (5 – название должности), в ведении которого был предварительный разбор дела перед судебным процессом. Появились новые типы судов – (6 – название) суд, разбиравший малозначимые дела на местах, и коронный суд, где решение вопроса факта преступления и виновности обвиняемого принималось коллегией случайно выбранных лиц (7 – название). Высшим судебным органом империи оставался (8 – орган). Судопроизводство по-прежнему велось от имени (9 – титул). В области местного самоуправления в (10) году была проведена земская реформа. За её проведение отвечал лично

министр внутренних дел (11 – фамилия). По новой реформе появились губернские и уездные земские собрания и (12 – орган). Выборы в них производились на основе имущественного (13 – термин). Введение земств, происходило постепенно – так, земские учреждения в западных губерниях

России появились только в (14) году. Наиболее активно земства проявили себя в вопросах развития медицины и образования на местном уровне. Кроме того, собранный под руководством земств материал о положении сельского хозяйства в России и его динамике, получивший название «земская (15 – термин)», применяется в исторических исследования и в наши дни. Подобное земскому самоуправление в городах было введено в (16) году. Земства и городские учреждения, несмотря на скептическое отношение к ним консервативных кругов, существовали вплоть до (17) года.

Ответ:

1

10

2

11

3

12

4

13

5

14

6

15

7

16

8

17

9

15. Перед Вами юбилейные марки СССР и России. Расположите их в хронологическом порядке выпуска и объясните Ваше решение, произведя необходимый расчёт.

1. 2.

3.

4.

5.

6. 7.

8. 9

Ответ:

Номер

марки

Краткое объяснение

Максимальное количество баллов – 61.

Ответы:

По одному баллу за каждый верный ответ.

Всего за задания 3 балла.

2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный).

Всего за задания 6 баллов.

Ответ:

7.1. Даты создания законодательных актов Московского государства

7.2. Министры иностранных дел Российской империи

2 балла за каждый верный ответ.

Всего за задание 4 балла.

Ответ:

8.1. Жертвы опричнины. Лишний – приближённый Ивана Грозного Симеон Бекбулатович

8.2. Чины Табели о рангах. Лишний элемент – должность капитана- исправника

2 балла за каждый верный ответ. (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего.)

Всего за задание 4 балла.

Ответ:

9.

1

2

3

4

5

6

Д

А

Г

В

Б

Е

4 балла за полностью верную последовательность. 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов). 0 баллов,

если допущено более одной ошибки.

Всего за задание 4 балла.

Ответ:

10.

1

2

3

4

5

6

Б

Е

Г

В

А

Д

4 балла за полностью верную последовательность. 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов). 0 баллов,

если допущено более одной ошибки.

Всего за задание 4 балла.

Ответ:

11.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

7

6

2

1

3

4

8

7 верных соотнесений – 5 баллов;

6 верных соотнесений – 4 балла;

5 верных соотнесений – 3 балла;

3–4 верных соотнесения – 2 балла;

1–2 верных соотнесения – 1 балл.

Всего за задание 5 баллов.

Ответ:

12.

А

Б

В

Г

Д

Е

5

7

1

3

4

2

6 верных соотнесений – 5 баллов;

5 верных соотнесений – 4 балла;

4 верных соотнесения – 3 балла;

3 верных соотнесения – 2 балла;

1–2 верных соотнесения – 1 балл.

Всего за задание 5 баллов.

Ответ:

13.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

3

6

7

8

1

5

4

7 верных соотнесений – 5 баллов;

6 верных соотнесений – 4 балла;

5 верных соотнесений – 3 балла;

3–4 верных соотнесения – 2 балла;

1–2 верных соотнесения – 1 балл.

Всего за задание 5 баллов.

Ответ:

14.

1 1861

10 1864

2 уставы

11 П.А. Валуев

3 бессословным

12 управы

4 состязательным

13 ценза

5 следователь

14 1911

6 мировой

15 статистика

7 присяжными заседателями

16 1870

8 Сенат

17 1917

9 императора

17 верных вставок – 10 баллов;

15‒16 верных вставок – 9 баллов;

13‒14 верных вставок – 8 баллов;

11‒12 верных вставок – 7 баллов;

9‒10 верных вставок – 6 баллов;

7‒8 верных вставок – 5 баллов;

5‒6 верных вставок – 4 балла;

3‒4 верные вставки – 3 балла;

2 верные вставки – 2 балла;

1 верная вставка – 1 балл.

Всего за задание 10 баллов.

Ответ:

15.

Номер

марки

Краткое объяснение

4

1147+800=1947

1

1903+50=1953 может быть принят вариант (1898+50=1948)

9

1918+40=1958

2

1709+250=1959

5

1864+100=1964

8

1943+25=1968

6

1922+50=1972

7

1935+50=1985

3

1714+300=2014

По 1 баллу за каждый верный ответ с расчётом. Ответ без объяснения не

принимается. 2 балла за верную хронологическую последовательность.

Всего за задание 11 баллов.

multiurok.ru

Олимпиады школьного этапа по истории.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВПО ИСТОРИИ 2017–2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

10-11 класс

В заданиях 1–3 дайте один верный ответ. Ответ внесите в таблицу.

1.Как сегодня называется профессия «розмыслов»?

1) Геологи 2) Инженеры 3) Моряки 4) Полицейские

2. Прочитайте описание одного из первых правителей Московского

царства, данное В.О. Ключевским, и назовите данного царя.

«Царь … был кротким, робким, безвольным, слабым умом и равнодушным

к мирскому величию. На престоле россияне увидели постника

и молчальника…»

1) Фёдор Иванович

2) Алексей Михайлович

3) Борис Фёдорович

4) Фёдор Борисович

3. Какой из перечисленных городов входил в опричнину?

О присоединении какой земли к Московскому княжеству в правление

Ивана III говорится в данном отрывке:

«Месяца марта пятого на Москву приехал князь великий и за собой велел

из … привезти на Москву колокол их вечевой. И был привезён, и вознесли

его на колокольницу на площади с прочими колоколами звонить…»

1) Новгород 2) Псков 3) Ростов 4) Ярославль

Ответ:

В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных.

Ответы внесите в таблицу.

4. Какие из этих событий произошли в период руководства СССР

Н.С. Хрущёвым?

1) Карибский (Кубинский ракетный) кризис

2) XX съезд КПСС

3) «Пражская весна»

4) Попытка выхода Венгрии из ОВД

5) Вступление ФРГ в НАТО

5. Войска каких государств сражались против России в Крымскую войну?

1) Великобритания

2) Франция

3) Австрийская держава

4) Пруссия

5) Османская держава

6) Сардинское королевство

7) Дания

8) Испания

6. Какие из представленных партий де-факто существовали до революции 1905 г.?1) Большевики

2) Меньшевики

3) Кадеты

4) Октябристы

5) Эсеры

6) Трудовик

Ответ:

7. Что с исторической точки зрения объединяет перечисленные в ряду

элементы? Дайте максимально точный ответ.

7.1. П.Н. Милюков, С.А. Муромцев, В.Д. Набоков, Ф.А. Головин.

7.2. Бухарский эмират, Хивинское ханство, Уссурийский край

Ответ:

7.1._________________________________________________________________

____________________________________________________________________

7.2._________________________________________________________________

____________________________________________________________________

8. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные

элементы с исторической точки зрения) и укажите, какой из элементов является

лишним по данному основанию.

8.1. С.Г. Волконский, С.П. Трубецкой, П.И. Пестель, П.Н. Дурново.

8.2. 1924 г ., 1936 г., 1961 г., 1977 г.

Ответ:

8.1._________________________________________________________________

multiurok.ru

Олимпиада по истории 10 класс с ответами 2017 2018 школьный этап

Часть1

1.  Человек современного вида появился
а) 2—1,5 млрд лет назад                                    б) 4—3 млн лет назад
в) 100—40 тыс. лет назад                                г) 6—5 тыс. лет назад
2.  В основе развития китайской государственности и цивилизации лежали идеи
а) буддизма                 б) даосизма
в) ведизма                 г) конфуцианства
3.  Древневосточный правитель
а) имел неограниченную власть над подданными
б) выбирался высшей знатью
в) имел лишь религиозные функции
г) не имел никакой собственности

4.  Для древневосточной деспотии характерно
а) участие народа в управлении государством
б) всеохватывающее господство государства над подданными
в) отсутствие налоговой системы
г) отсутствие письменных законов

5.  Началом Античности историки считают
а) рубеж IV—III тыс. до н. э.                                  б) рубеж III—II тыс. до н. э.
в) середину II тыс. до н. э.                                          г) начало I тыс. до н. э.
6.  Для греческой религии и мифологии были характерны
а) систематизированный характер мифологии
б) единобожие
в) оформление единого греческого пантеона
г) отсутствие храмов и культа
д) существование в каждом полисе своего пантеона богов
7.   В римском праве было сформулировано
а) понятие собственности, в том числе частной
б) право только римских граждан
в) обоснование обязательности рабства
г) право на свободу слова
8.  Факторы, способствующие созданию особой формы государства – деспотии:

          а)  иерархическая система

          б)  необходимость организации коллективного труда

          в)  разветвленная административная система

          г)  необходимость жесткой организации, сильной центральной власти

9.  Религиозно-философское учение буддизм зародилось:

         а)  в Китае                         б)  в Индии

         в)  в Вавилоне                         г)  в Египте

10.  Особенность древнеиндийского общества:

        а)  социальное неравенство                                б)   кастовый строй

        в)  имущественное расслоение                       г)   патриархальная семья

11.  Для греческой цивилизации характерна:

       а)   колонизация                                       б)  традиционность

       в)  иерархичность                               г)  кастовость

12.  В древнегреческом обществе ценились:

       а)  культ личности

       б)  умение подчинять свои интересы государственным

       в)  принцип соревновательности

       г)  чувство коллективизма

13.  Историки называют Римскую республику:

       а)  демократической                       б)  аристократической

       в)  олигархической                       г)  имперской

 14.  К пантеону богов Древнего Рима  относятся:

       а)  Зевс и Гера                                       б)   Юпитер и Юнона

       в)  Афина и Аполлон                               г)  Марс и Венера

Часть 2

1.   Дайте определения понятиям:

        Неолитическая революция, деспотия, античное рабство, эллинизм, миф.

2. Расположите в хронологической последовательности основные этапы становления человека.

  1. появление человека умелого

Б) появление австралопитека

  1. появление человека разумного

Г) появление человека прямоходящего

3.  Соотнесите термин и его определение.

ТЕРМИН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

А) матриархат

Б) полис

В) военная деспотия

Г) социогенез

Д) археология

  1. процесс возникновения социальных отношений между людьми и форм организации общественной жизни
  2. специальная историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества
  3. самостоятельное государство, включавшее в се город и прилегающие земельные угодья, и обладавшее самоуправлением горожан
  4. государственное образование, главной задачей которого было обеспечение защиты общинам, городам и торговцам от внешних врагов
  5. строй, при котором господствующее положение занимали женщины (материнское право, материнский род)

4. Прочитайте отрывок из документа и выполните задания 

  1. Перечислите особенности императорской власти в Византии.
  2. Чем она отличалась от власти монархов Западной Европы?
  3. Какими качествами должен был обладать император?
  4. Почему византийцы ценили именно эти качества императора?

kontrolnaya-s-otvetami.ru

Задания школьной олимпиады 2018 года по истории для учащихся 9-10 классов

Задания школьной олимпиады 2018 года по истории для учащихся 9 – 10 классов

п/п

Задания

Кол-во баллов

1

По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

10

1.1

Зернь – чернь – скань – перегородчатая эмаль

2

1.2

Ирбит–Тихвин–Макарьев монастырь–Свенский монастырь

2

1.3

Поярков – Атласов – Дежнев – Хабаров

2

1.4

Печенеги – монголы – тиверцы – кипчаки – половцы

2

1.5

1497 – 1550 – 1581 — 1597 – 1649 – 1861

2

2

Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните. За правильно определенную ошибку 1 балл и каждое объяснение 1 балл.

10

2.1

Шевардинский редут, Тарутинский лагерь, Багратионовы флеши, батарея Раевского

2

2.2

Михаил Бестужев-Рюмин, Пётр Каховский, Сергей Муравьёв-Апостол, Павел Пестель, Никита Муравьев, Кондратий Рылеев

2

2.3

А.В. Колчак, П.Н. Врангель, П.И. Краснов, С.А. Ковпак, А.И. Деникин

2

2.4

С.В. Рахманинов, Н.К. Рерих, М.Л. Растропович, А.Л. Рыбников, А.Н. Скрябин, Д.Д. Шостакович

2

2.5

К.Д. Бальмонт, Демьян Бедный, Андрей Белый, А.А. Блок, В.Я. Брюсов, И.А. Бунин, В.М. Бехтерев, И.А. Бродский

2

3

Историк должен грамотно писать исторические термины и понятия. (За грамотно написанное слово 1 балл. Всего за задание 10 баллов).

10

3.1

…грессия

1

3.2

…кмеизм

1

3.3

А…ексия

1

3.4

Антис…м…тизм

1

3.5

В…люнтаризм

1

3.6

К…лиция

1

3.7

К…нсенсус

1

3.8

Л..вач…ство

1

3.9

Л…г…тимность

1

3.10

Л…ббизм

1

4

Узнайте из отрывка, кто этот исторический персонаж.

3

4.1

Великий поэт А.С. Пушкин очень точно охарактеризовал этого человека: «соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, <он> обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник… Он создал первый университет. Он, можно сказать, сам был первым нашим университетом»

3

5

Кто из людей Смутного времени мог иметь такие характеристики?

10

5.1

«Испечен в польской печке, а заквашен в Москве»

2

5.2

«Тушинский вор»

2

5.3

« Не способнейший, а удобнейший»

2

5.4

«Выкликнут» на Красной площади

2

5.5

«Вчерашний раб, татарин, зять Малюты, вступая на престол, обещал: «Никто не будет в моем царстве нищ и беден»

2

6

Назовите автора высказывания и события, с которыми высказывание связано.

6

6.1

«Не в силе Бог, а в правде»

2

6.2

«Кто сказал — отступление?»

2

6.3

«Не за Петра сражаетесь, а за Отечество ему врученное»

2

7

Согласны ли Вы с приведенными ниже суждениями? Если согласны, напишите «Да», если не согласны — «Нет».

12

7.1

Окончательно крестьяне были закрепощены Соборным уложением 1649 года

2

7.2

Россия присоединила Украину в середине XVII века

2

7.3

Степан Разин был богатым запорожским казаком

2

7.4

После восстания Емельяна Пугачева реку Яик переименовали в Урал

2

7.5

«Хожение за три моря» было написано тверским купцом Афанасием Никитиным

2

7.6

Жалованная грамота дворянству запрещала телесные наказания дворян

2

8

Найдите и исправьте фактические ошибки в тексте.

Конец XIV-начало XV в. стали эпохой расцвета Золотой Орды. Основными занятиями жителей этого государства были земледелие и скотоводство. Господствующая религия – иудаизм – запрещала заниматься торговлей и ремеслом. Русские земли, входившие в состав Золотой Орды, подчинялись распоряжениям ханов и платили ясак. Нередко золотоордынские ханы совершали набеги на Русь

10

9

Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы к нему.

Лаконичная композиция концентрирует внимание на фигурах трёх ангелов. Стройные и прекрасные, они как бы погружены в свой внутренний мир. Здесь и тихая печаль, и сердечная мягкость, и внутренняя решимость. Певучие линии изящных фигур образуют круг, чем достигается особая уравновешенность, торжественность всей композиции. Лёгкие, чистые, будто светящиеся краски – голубые, серебристо-зелёные, золотисто-жёлтые, розовые, вишнёвые – вызывают светлое настроение, в них словно звучат отголоски природы, среди которой жил и творил художник: и чистота ясного неба, и золото спелых хлебов, весенняя зелень лугов

6

9.1

Как называется произведение, которое описывается в тексте?

2

9.2

Кто был автором этого произведения?

2

9.3

К какому виду и жанру искусства относится произведение?

2

10

Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствуют два элемента правого столбика.

А) Нашествие хана Батыя

2) Период феодальной раздробленности

Б) Создание Русской правды

3) Становление централизованного государства

В) Учреждение пожилого

Г) Битва на реке Калке

Д) призвание варягов на Русь

Е) Введение Юрьева дня

6

11

В поэме И.С. Тургенева «Помещик» (1846) есть следующая характеристика:

«Мясистый, пухлый, с кадыком,

Длинноволосый, в кучерском

Кафтане, бредит о чертогах

Князей старинных…

От шапки мурмолки своей

Ждет избавленья, возрожденья.

Ест редьку, западных людей

Бранит…»

О нем же у Герцена: «К. А… одевался так национально, что народ на улицах принимал его за персианина, как рассказывал, шутя, Чаадаев» («Былое и думы», гл. XXX).

Его отец — классик русской литературы, а младший брат, продолжатель дела старшего, общественный деятель пореформенного периода

О ком идет речь? Свой ответ поясните. 1 балл за правильное имя и до 3 баллов за пояснение, максимально 4 балла.

4

12

Перед вами фрагменты документов и иллюстрации. Внимательно изучите их, заполните пропуски в тексте, соотнесите фрагменты текстов и изображения в таблице. По 2 балла за каждый заполненный пропуск и до 6 баллов за правильное соотнесение, максимально 18 баллов.

Фрагмент 1:

Памятник ________________ был торжественно открыт в 1873 году. Решение воздвигнуть памятник было принято в 1862 году, в столетнюю годовщину ____________________. В том же году состоялась церемония закладки памятника. Проект монумента был разработан художником М. Микешиным

Фрагмент 2:

Идея установки памятника ________________ в Москве возникла в дни торжеств, посвящённых открытию памятника Пушкину в 1880 году по инициативе «Общества любителей российской словесности». Торжественное открытие памятника, созданного скульптором Н. Андреевым, состоялось 26 апреля 1909 года при чрезвычайно большом скоплении публики и было приурочено к ____________________ со дня рождения писателя

Фрагмент 3:

Памятник «_____________________________» — монумент, воздвигнутый в 1862 году в честь тысячелетия _______________________ (это событие часто считают началом русской государственности, хотя достоверность его не установлена). Авторами проекта памятника являются скульпторы М. О. Микешин, И. Н. Шредер и архитектор В. А. Гартман

А

Б

В

18

Ответы на задания школьной олимпиады 2018 года

по истории для учащихся 9-10 классов

п/п

Задания

Кол-во баллов

1

По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

10

1.1

Ювелирные техники

2

1.2

Ярмарки XVII века

2

1.3

Путешественники, осваивавшие Сибирь в XVII веке

2

1.4

Кочевники

2

1.5

Крепостное право

2

2

Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните. За правильно определенную ошибку 1 балл и каждое объяснение 1 балл.

10

2.1

Перечислены узлы обороны русской армии в Бородинском сражении; лишнее – Тарутинский лагерь

2

2.2

Перечислены казненные декабристы; лишний – Н. Муравьев

2

2.3

Названные исторические деятели воевали в годы Гражданской войны против большевиков; лишний Ковпак – руководитель партизанского движения на Украине в годы ВОВ

2

2.4

Перечислены русские, советские композиторы и музыканты, лишний Рерих – художник, философ

2

2.5

Перечислены русские, советские поэты и писатели, лишний Бехтерев – невролог, психиатр

2

3

За грамотно написанное слово 1 балл. Всего за задание 10 баллов.

10

3.1

Агрессия

1

3.2

Акмеизм

1

3.3

Аннексия

1

3.4

Антисемитизм

1

3.5

Волюнтаризм

1

3.6

Коалиция

1

3.7

Консенсус

1

3.8

Левачество

1

3.9

Легитимность

1

3.10

Лоббизм

1

4

Узнайте из отрывка, кто этот исторический персонаж.

3

4.1

М.В. Ломоносов

3

5

Кто из людей Смутного времени мог иметь такие характеристики?

10

5.1

Лжедмитрий I

2

5.2

Лжедмитрий II

2

5.3

Михаил Романов

2

5.4

Василий Шуйский

2

5.5

Борис Годунов

2

6

Назовите автора высказывания и события, с которыми высказывание связано.

6

6.1

Фраза, произнесенная Александром Невским накануне Невской битвы (15 июля 1240 г.)

2

6.2

Высказывание М.И. Кутузова в связи с оставлением Москвы

2

6.3

Высказывание Петра I в ходе Полтавского сражения

2

7

Согласны ли Вы с приведенными ниже суждениями? Если согласны, напишите «Да», если не согласны — «Нет».

12

7.1

Да

2

7.2

Нет

2

7.3

Нет

2

7.4

Да

2

7.5

Да

2

7.6

Да

2

8

Найдите и исправьте фактические ошибки в тексте.

10

За каждую найденную и исправленную ошибку 2 балла. Максимум 10 баллов.

Ошибки:

1) конец XIV –начало XV в. – время распада Золотой Орды и образования на её территории нескольких самостоятельных государств.

2) После 1312 года государственной религией Золотой орды стал ислам.

3) Основными занятиями наряду с земледелием и скотоводством были ремёсла и торговля.

4) Русские земли не входили в состав Золотой Орды, а находились от неё в вассальной зависимости.

5) Русские земли платили ордынцам дань – «выход», а не «ясак» — натуральная подать с народов Поволжья, Сибири, Севера

2

2

2

2

2

9

Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы к нему.

За каждый правильный ответ 2 балла. Максимум 6 баллов.

Лаконичная композиция концентрирует внимание на фигурах трёх ангелов. Стройные и прекрасные, они как бы погружены в свой внутренний мир. Здесь и тихая печаль, и сердечная мягкость, и внутренняя решимость. Певучие линии изящных фигур образуют круг, чем достигается особая уравновешенность, торжественность всей композиции. Лёгкие, чистые, будто светящиеся краски – голубые, серебристо-зелёные, золотисто-жёлтые, розовые, вишнёвые – вызывают светлое настроение, в них словно звучат отголоски природы, среди которой жил и творил художник: и чистота ясного неба, и золото спелых хлебов, весенняя зелень лугов

6

9.1

Речь идёт о «Троице»

2

9.2

Автор – Андрей Рублёв

2

9.3

Жанр искусства – иконопись

2

10

За каждый правильный ответ 1 балл, максимум 6 баллов.

6

1

2

3

БД

АГ

ВЕ

11

Речь идет о К.С. Аксакове, одном из идеологов славянофильства, особенно увлеченном реставрацией традиционного русского костюма в современном ему дворянском быту, что часто вызывало иронию.

Его отец – С.Т. Аксаков, автор биографической дилогии «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука».

Младший брат – И.С. Аксаков, лидер позднего славянофильства, издатель ряда газет и журналов, руководитель Московского славянского комитета.

4

12

Перед вами фрагменты документов и иллюстрации. Внимательно изучите их, заполните пропуски в тексте, соотнесите фрагменты текстов и изображения в таблице. По 2 балла за каждый заполненный пропуск и до 6 баллов за правильное соотнесение, максимально 18 баллов.

Фрагмент 1:

Екатерине II … восшествия на престол

Фрагмент 2:

Н.В. Гоголю… столетию

Фрагмент 3:

«Тысячелетие России»… призвания варягов

18

Всего: 105 баллов

infourok.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *