Олимпиада 11 класс по истории 2018 – Олимпиадные задания (история) – Олимпиада школьников «Высшая проба» – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Задания по истории. 10-11 класс. 2018 год

Задание № 1. Перед вами отрывок из исторического документа. Укажите: 1) Его название 2) Какие события русской истории описаны, когда они произошли 3) Назовите не менее трех участников данных событий, включая «вельможу рязанского». (каждый верный ответ – 1 балла, максимально – 3 балла)

В год 6745, в двенадцатый год по перенесении чудотворного образа Николина из Корсуня, пришел на Русскую землю безбожный царь … со множеством воинов… И осадил град Рязань, и бились пять дней неотступно… И некий из вельмож рязанских был в то время в Чернигове и услышал о нашествии зловерного царя, и выступил из Чернигова с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты… И воскричал в горести души своей,
распаляяся в сердце своем. И собрал небольшую дружину – тысячу семьсот человек, которых бог соблюл вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские.

Задание № 2. Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В перечне слева есть лишняя характеристика. (максимальный балл за каждое задание–5, всего – 15).
2.1.

А. «Нарышкинское барокко»1. Храм Христа Спасителя (К.А. Тон)
Б. Классицизм2. Казанский собор (А.Н. Воронихин)
В. «Сталинский ампир»3. Ярославский вокзал в Москве (Ф.О. Шехтель)
Г. «Русско-византийский стиль»4. Здание МИД (М. Минкус)
Д. Конструктивизм5. Церковь Покрова в Филях (Я. Бухвостов)
Е. Модерн

2.2

А. Министр государственных имуществ, автор реформы управления
государственными крестьянами 1837-1841 годов
1. Я.И. Ростовцев
Б. Военный министр, автор реформы армии 1860-70-х годов2. С.Ю. Витте
В. Министр финансов в 1881-1886 годах3. П.Д. Киселев
Г. Генерал, один из авторов Крестьянской реформы 1861 года4. Н.Х. Бунге
Д. Юрист, автор судебной реформы 1864 года5.Д.А. Милютин
Е. Министр финансов, автор денежной реформы 1897 года

2.3

А. Генерал I мировой войны, автор успешного наступления на Юго
Западном фронте
1. П.Н. Нестеров
Б. Младший офицер в период I мировой войны, впоследствии маршал
СССР, репрессирован в 1937 году
2. М.Н. Тухачевский
В. Унтер-офицер I мировой войны, начдив Красной армии, герой3.А.А. Брусилов

Задание № 3. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 15)
Первое тайное политическое общество – (1) — возникло в Петербурге в феврале 1816 года. В состав общества входили А.Н. Муравьев, С.И. и М.И. Муравьев-Апостол, (2) – будущий диктатор восстания, И.Д. Якушкин (всего 28 человек). Его члены ставили своей целью уничтожение крепостного права, принятие конституции. Однако ограниченность сил побудила членов «Союза» к созданию новой, более широкой организации.

В 1818 г. в Москве был создан (3), насчитывающий около 200 членов и имевший устав с обширной программой действий –(4). Руководила работой Союза Коренная управа, имевшая местные управы в других городах.

В марте (указать год – 5) на Украине возникло Южное общество во главе которого стал (6), в то же время в Петербурге по инициативе (7) было положено началу Северному обществу. Оба общества взаимодействовали друг с другом и рассматривали себя как части одной организации. Каждое общество имело свой программный документ. Северное — (8) написанную (7), а Южное – (9), написанную (6).

(9) выражала революционный характер преобразований. Она предусматривала уничтожение самодержавия, крепостничества, сословий. Предполагалось создание республики с разделением властей: законодательной (10 – название органа), исполнительной (Державная дума) и «блюстительная» (Верховный Собор). Крестьяне освобождались от крепостной зависимости при условии (11 – указать главное условие).

(8) выражала либеральный характер преобразования. Она отменяла крепостничество, провозглашала гражданские свободы, вводила разделение властей, однако сохраняла конституционную монархию. Крестьяне освобождались от крепостной зависимости, однако
земля оставалась в собственности помещиков.

С 1823 г. началась подготовка восстания, которое было назначено на лето 1826 г. Однако смерть (12) в ноябре 1825 г. подтолкнула заговорщиков к активным действиям. Члены Северного общества решили в день принесения присяги Николаю I выступить с
требованиями своей программы. (13 – указать точную дату) на Сенатской площади собралось 3 тыс. восставших. Однако их планы рушились. Николай, знавший о заговоре, заранее принял присягу Сената. Выступление было подавлено.

29 декабря началось восстание (15 –указать полк) под командованием С.И. МуравьеваАпостола. Однако 3 января 1826 г. оно было подавлено правительственными войсками.

По делу декабристов было привлечено 579 человек, виновными признано 289. Пятеро – Рылеев, Пестель, (15), Бестужев-Рюмин, С. Муравьев-Апостол — были повешены, более 120
человек были сосланы на разные сроки в Сибирь на каторгу или поселение.

Задание № 4. Изображения каких исторических персоналий представлены ниже? Укажите: 1)Имя и Фамилию 2) Время деятельности (с точностью до полувека) 3) круг деятельности, важнейшие достижения (до 3 баллов за персоналию, максимально – 6).

1.2.

Задание № 5. Определите по описанию, о строительстве какого города идет речь и впишите его название. (за каждый правильный ответ – 2 балла, всего 6 баллов)

Прежде чем идти в третий Казанский поход, Иван Грозный недалеко от
Казани выбрал место для строительства опорной базы. Основной набор жилых помещений, двух храмов, крепостных стен, 7 башен и ворот
заготовили на Верхней Волге в Углицком уезде. Все части были
перемечены, разобраны, сложены на плоты и перевезены в место
назначения. В мае-июне 1551 года в течение 28 дней крепость была
возведена
Начало городу дал оружейный завод, заложенный в 1703 году на берегу
Онежского озера по указу Петра I. Вскоре оружейный завод стал
крупнейшим предприятием в России. На заводе не раз лично бывал царь.
Для него в слободе здесь построили двухэтажный деревянный дворец, пруд, походную церковь.
Образован отрядами комсомольцев в 1932 году посреди дальневосточной
тайги на месте села Пермское, основанного в 1860 году. Исторически
сложившееся название – «город Юности».

Задание № 6. Применительно к каждому изображенному ниже памятнику укажите: 1)его название, 2) место расположения (город), 3) автора 4) время открытия (с точностью до десятилетия) памятника. (1 балл за каждый из перечисленных элементов ответа, до 4 баллов за каждый ответ, максимальный балл за все задание – 8).

1.2.

Задание № 7. Рассмотрите приведенные ниже изображения и выполните задания. Ответ внесите в таблицу (за правильное совпадение даты, изображения и места– 1 балл, за полное совпадение плюс 1 балл, максимально 9 баллов).
7.1. Соотнесите представленные изображения с годом возможного их создания. Впишите номер изображения во вторую строку таблицы.
7.2. Определите место на карте, связанное с событиями, которым посвящено данное изображене. Номер впишите в третью строку таблицы.

Год1582164818121916191719371942
Изображение
Место на карте

Задание 8. Расставьте номера городов Саратовской области по датам их основания (1 балл за каждый верный ответ, 6 баллов максимально)

1. Саратов4. Маркс
2. Энгельс5. Калининск
3. Пугачев6. Петровск

Задание № 9. Документ. Прочитайте исторический источник и выполните задания (максимальный балл – 7).
А подражая примерам правосудия, милосердия и милости в бозе почивающих, российский престол украсивших и прославивших предков наших и движимы будучи собственною нашею матернею любовию и отличною признательностию к российскому дворянству, по благоразсуждению и изволению нашему императорскому повелеваем, объявляем, постановляем и утверждаем в память родов для пользы российскаго дворянства службы нашей и империи следующия статьи на вечныя времена и непоколебимо…
12. Да не судится благородной, окроме своих равными…
15. Телесное наказание да не коснется до благороднаго…
17. Подтверждаем на вечныя времена в потомственные роды российскому благородному дворянству вольность и свободу.
26. Благородным подтверждается право покупать деревни.
28. Благородным дозволяется иметь фабрики и заводы по деревням.
33. Подтверждается благородны право собственности, дарованное милостивым указом от 28 июня 1782 года, не только на поверхности земли, каждому из них принадлежащей, но и в недрах той земли и в водах, ему принадлежащих, на все сокровенныя минералы и произрастения и на все из того делаемыя металлы в полной силе и разуме, как в том указе изъяснено.
36. Благородной самолично изъемлется от личных податей.
37. Нашим верноподданным дворянам жалуем дозволение собираться в той губернии, где жительство имеют, и составлять дворянское общество в каждом наместничестве и пользоваться нижеписанными правами, выгодами, отличностями и преимуществами.
В. Доказательства благородства. Примечание. Имеющих личное дворянство не надлежит вносить в родословную книгу наместничества. Родословие должно быть такое, в котором по крайней мере фамилия была доведена до деда, с прописанием службы каждого предка… имел ли кто какие жалованные грамоты от государей, с которых и копии с засвидетельствованием прилагать».
9.1.Название документа, год издания и автора(того,от чьего имени выпущен) (1 балл)
_____________________________________________________________________________
9.2.О чем свидетельствует Примечание к Главе B? (2 балла)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.3. Рассмотрите приведенные статьи экономического характера. О каких изменениях они говорят? (2 балла) 6
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.4. Почему подчеркивается право дворян на недра? (2 балла)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (эссе или развернутый ответ, 25 баллов).
При оценке эссе учитываются критерии:
1. Обоснованность выбора тем, ее актуальности.
2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысление, стиль изложения.
3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.
4. Четкость и доказательность основных положений работ, ее научность.
5. Знание историографии вопроса, его источниковой базы.
Темы эссе:
«В XII-XIV вв. русские, несмотря на политическую раздробленность страны, осознавали свое системное единство по отношению к полякам, шведам, венграм, немцам, но не к грекам, олгарам, грузинам. Католичество было индикатором одного суперэтноса, а православие – другого» (Л.Н. Гумилев)
« В опричнине подле личных стремлений Иоанна видим стремления целого разряда людей, которым было выгодно враждебное отношение царя к старшей дружине» (С.М. Соловьев)
«Петр прожил свой век в постоянной и напряженной физической деятельности, вечно вращаясь в потоке внешних впечатлений, и потом развил в себе внешнюю восприимчивость, удивительную наблюдательность и практическую сноровку. Но он не был охотник до досужих общих соображений; во всяком деле ему легче давались подробности работы, чем ее общий план; он лучше соображал средства и цели, чем следствия; во всем он был больше делец, мастер, чем мыслитель. Такой склад его ума отразился и на его политическом и
нравственном характере» (В.О. Ключевский)
«Превращение <в первой четверти XIX в.> общественного движения в революционное было вызвано самим правительством, его наклонностью подавлять каждое независимое…побуждение и мнение отдельных лиц и всего общества» (A.A. Корнилов).
«Судебные уставы 1864 г. пользуются прекрасной славой как по высоким гуманным началам, положенным в их основу, так и по достоинству своего исполнения. Они дали государству хорошие суды, заслужившие любовь и доверие населения, и положили начало воспитанию нашего общества в чувствах законности» (С.Ф. Платонов)
«Победа наших войск под Сталинградом ознаменовала собой начало коренного перелома в войне в пользу Советского союза » (Г.К. Жуков)
Темы развернутых ответов:
Славяне и Степь: грани взаимодействия
Старообрядцы в России: исторический анализ.
Традиции и новации в российском обществе XVIII – XIX веков.
Феномен модернизации в России. Анализ конкретно-исторического примера.
Пропагандистские механизмы Холодной войны.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. 

Школьный этап . 10-11 КЛАСС

КЛЮЧИ

Задание 1. Каждый верный ответ – 1 балла, максимально – 3 балла

1

«Повесть о разорении Рязани Батыем» («Сказание о Евпатии Коловрате»

НЕ ПРИНИМАТЬ)

2

Моногольское нашествие (могут быть названы любые похожие сочетания, включая Западный или Кипчаксий поход и т.п.), 1237-1241 годы

3

Евпатий Коловрат, могут быть названы Олег Ингваревич Красный (Рязанский), Юрий Всеволодович, Всеволод Ярославский, Василько Ростовский, Даниил Галицкий, Батый, Субэдэй и т.п.

Задание № 2. Максимальный балл за каждое задание–5,всего – 15.

2.1.

2.2.

2.3.

Задание 3. 1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 15

1. Союз Спасения

6. П.И. Пестель

11. Наделение землей

2. С.П. Трубецкой

7. Н.М. Муравьев

12. Александр I

3. Союз благоденствия

8. Конституция

13. 14 декабря 1825 года

4.Зеленая книга

9. Русская Правда

14. Черниговский полк

5.1821 года

10. Народное вече

15. П.Г. Каховский

Задание 4. До 3 баллов за персоналию, максимально – 6.

1.

Петр Аркадьевич Столыпин

Валентина Владимировна Терешкова

2.

Конец XIX – начало XX веков

1960-е годы – современность (при условии, что будет указана депутатская деятельность)

3.

Министр внутренних дел, губернатор Саратовской области, премьер—министр, автор аграрной реформы (принимать отдельно и в люом сочетании)

Первая женщина—космонавт, депутат и член Президиума Верховного Совета СССР, руководитель Российского центра международного научного и культурного сотрудничества, депутат Ярославской областной и Государственной думы

Задание 5. За каждый правильный ответ – 2 балла, всего 6 баллов.

Свияжск

Петрозаводск

Комсомольск—на—Амуре

Задание № 6. 1 балл за каждый из перечисленных элементов ответа, до 4 баллов за каждый ответ, максимальный балл за все задание – 8.

1

Тысячелетие России

Родина—мать

2

Новгород Великий

Волгоград

3

М. Микешин

Е. Вутечич

4

1862 год (1860-е годы)

1967 год (1960-е годы)

Задание № 7. За правильное совпадение даты, изображения и места– 1 балл, за полное совпадение плюс 1 балл, максимально 9 баллов.

Год

1582

1648

1812

1916

1917

1937

1942

1961

Изображение

5

2

3

8

4

1

7

6

Место на карте

3

5

2

4

8

1

6

7

Задание 8. 1 балл за каждый верный ответ, 6 баллов максимально

1590

1680

1698

1747

1764

1766

1

5

6

2

3

4

Задание 9. Максимальный балл 7.

9.1.Название документа, год издания и автор (1 балл)

Жалованная грамота дворянству («Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства») Екатерина II, 1785 год

9.2.О чем свидетельствует Примечание к Главе B? (2 балла)

Ответ должен содержать рассуждение, что несмотря на привилегии, в том числе и освобождение от обязательной службы, абсолютизм рассматривал дворянство именно как служилое сословие, именно служба влечет за собой покровительство власти. Таким образом, дворянское достоинство напрямую связывалось с чинами и монаршей милостью.

9.3. Рассмотрите приведенные статьи экономического характера. О каких изменениях они говорят? (2 балла)

Ответ должен содержать рассуждение, что дворянство все более втягивается в хозяйственные, товарно—денежные отношения. Грамота закрепляет то, что давно уже сложилось фактически.

9.4. Почему подчеркивается право дворян на недра? (2 балла)

Ответ должен содержать рассуждение, что, начиная с Петра I, право дворян на недра в их имениях было ограничено. По сути, недрами, в том числе и в пределах частной собственности распоряжалась Берг—коллегия, а значит государство. Это может свидетельствовать и о развитии горного дела, мануфактур и добывающих предприятий, в силу чего государство обеспечивалось необходимым и уже не нуждалось в подобных ограничениях.

Задание№10. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (эссе или развернутый ответ, 25 баллов).

При оценке эссе учитываются критерии, исходя из 5 баллов за каждый:

1. Обоснованность выбора тем, ее актуальности.

2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысление, стиль изложения.

3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.

4. Четкость и доказательность основных положений работ, ее научность.

5. Знание историографии вопроса, его источниковой базы.

 

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

olimpotvet.ru

Школьная олимпиада по истории для 11 класса

Всероссийская олимпиада школьников по истории

Школьный этап

2016-2017 учебный год 11 класс

Задание № 1. Перед вами отрывок из сообщения Иоанна Скилицы. Ответьте на вопросы (максимальный балл – 5).

«И жена некогда отправившегося в плаванье против ромеев русского архонта, по имени Эльга, когда умер ее муж, прибыла в Константинополь. Крещенная и открыто сделавшая выбор в пользу истинной веры, она удостоившись великой чести по этому выбору, вернулась домой»

1.1. Какое имя указанная княгиня получила после крещения? (1 балл).

1.2. При помощи какого оружия византийцы победили мужа княгини, в каком году?. (2 балла)

1.3. Какие фискальные преобразования провела княгиня на Руси? (2 балла).

Задание № 2. Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. (В перечне справа есть лишняя характеристика, максимальный балл – 12).

2.1.

А.

Образование независимых Колумбии, Венесуэлы и Эквадора

1.

Роспуск Уложенной комиссии

Б.

Бостонское чаепитие

2.

Отмена опричнины

В.

Начало плавания Д. Кука, в ходе которого были открыты Автсталия и Новая Зеландия

3.

Открытие пролива между Азией и Америкой

Г.

Начало войны североамериканских колоний Англии за свою независимость

4.

Восстание Польши 1830 г.

Д.

Варфоломеевская ночь во Франции

5.

Губернская реформа

Е.

Создание Лиги Наций

6.

Начало Крестьянской войны под руководством Е.И. Пугачева

7.

Наступление армии Деникина на Москву

2.2. Сопоставьте устаревшие термины и их значения.

А.

амазонка

1.

павильон с музыкой, предназначенный для танцев, развлечений

Б.

блошиная ловушка

2.

приспособление для ловли насекомых на теле: полая трубочка с отверстиями, внутрь которой заливали приманку – сладкий сироп

В.

воксал

3.

дамский костюм для верховой езды

Г.

панталоны

4.

длинные мужские штаны

Д.

роба

5.

короткие, до колен, штаны

Е.

шлафрок

6.

халат

7.

женское платье с широкой колоколообразной юбкой

Ответы

А.

Б.

В.

Г.

Д.

Е.

2.1.

2.2.

Задание № 3. В представленном тексте выделены элементы текста, среди которых сделано семь ошибок. Выпишите в таблицу номера ошибочно написанных слов. Ниже укажите верные слова. (1 балл за каждую пару правильно заполненных пропусков, максимальный балл – 7).

В сентябре 1962 г.(1) газета «Правда» опубликовала статью харьковского ученого Е.Г. Либермана(2) «План, прибыль, премия», в которой он предлагал оценивать деятельность предприятий не по показателям индивидуального(3) производства продукции (на что нацеливали партийные документы), а по объему той прибыли(4), которая оставалась после ее реализации. Предлагалось не только возродить материальное принуждение(5) производителя, но и освободить его от мелочной опеки в вопросах планирования и сбыта. Предложения поддержали крупнейшие советские экономисты, но и глава государства того времени Л.И. Брежнев(6), разрешивший провести «экономический эксперимент» на двух текстильных фабриках. Одобрил эти идеи и Л.В. Канторович(7), ставший в октябре 1964 г.(8) главой советского правительства(9) вместо Н.С. Хрущева(10). Он распространил эксперимент на предприятия других отраслей производства и объявил о начале разработки полномасштабной экономической реформы.

Реформа началась с сельского хозяйства. В марте 1967 г.(11) пленум ЦК РКП(б)(12) принял программу переустройства аграрного сектора экономики. Было решено значительно увеличить вложения средств в развитие социальной сферы села, повысить розничные(13) цены на продукцию сельского хозяйства, установить на шесть лет твердый план госзакупок(14), ввести 50-процентную надбавку к основной цене за сверхплановую продажу продуктов государству, снять долги и недоимки прошлых лет. Были несколько смягчены запреты на ведение подсобного хозяйства(15).

Номера ошибочных элементов

Правильные варианты

Номера ошибочных элементов

Правильные варианты

Задание № 4. Соотносите элементы правого и левого столбцов таблицы. В перечне справа есть лишняя характеристика, максимальный балл –— 3).

А.

Н.В. Федоров

1.

Первый руководитель Чувашской автономной области

Б.

Д.С. Эльмень

2.

Олимпийская чемпионка по спортивной ходьбе

В.

Н.В. Никольский

3.

Первый президент Чувашской Республики

Г.

Е.Н. Николаева

4.

Чувашский художник

5.

Исследователь вопросов истории, этнографии, фольклора и языка чувашского и других поволжских народов 

Ответы:

Задание № 5. Ниже представлены представители российской культуры и тексты их песен. Напишите их фамилии и соотнесите с ними отрывки из песен. Какой песенный жанр отражают данные иллюстрации? (Максимальный балл за все задание – 7).

5.1.

5.2.

5.3.

1.На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают. 

3.Нас ждет огонь смертельный,
И все ж бессилен он.
Сомненья прочь:
Уходит в ночь
Отдельный
Десятый наш
Десантный батальон.

2.Помни войну! Пусть далека она и туманна,

Годы идут, командиры уходят в запас,-

Помни войну! Это, право же, вовсе не странно —

Помнить все то, что когда-то касалось всех нас.

Ответы:

5.1.

5.2.

5.3.

Фамилия

Цифра, обозначающая стихи

Песенный жанр

Задание № 6. Применительно к каждому изображенному ниже зданию укажите

1) его название,

2) место расположения (город),

3) в каком стиле построено здание?

4) время создания (с точностью до половины столетия) постройки памятника. (1 балл за каждый из перечисленных элементов ответа, до 4 баллов за каждый ответ, максимальный балл за все задание – 8)

6.1.

6.2.

6.1. Ответ

6.2. Ответ

Задание № 7. Расставьте события Первой мировой войны по годам (максимальный балл за все задание – 6).

1. Галич-Львовская наступательная операция.

2. Австро-венгерские войска разгромили Черногорию.

3. Вудро Вильсон провозгласил свои Четырнадцать пунктов.

4. Вторжение Германии в Люксембург.

5. Начало битвы при Вердене.

6. Битва на Мазурских озерах:

7. Высадка Британского Экспедиционного Корпуса во Франции.

8. США объявили войну Австро-Венгрии.

9. Брестский мирный договор с Германией.

10. Русские войска берут Эрзурум.

11. Оккупация немцами Варшавы.

12. Революция в Германии. Отречение кайзера Вильгельма II от престола.

13. Николай Второй берет на себя обязанности главнокомандующего русской армией

14. Митавская операция – неудачная попытка наступления русских войск.

15. Оставление Русскими войсками Перемышля.

Годы

Номера событий

1914

1915

1916

1917

1918

Задание 8. Выполните задания по карте-схеме (1 балл за каждый ответ, максимальный балл – 6).

8.1. Какое сражение изображено на карте-схеме?

8.2. Укажите год сражения.

8.3. Напишите, в составе какой армии служил командующий этим сражением в период Гражданской войны

8.4. На каком из фронтов русской армии происходило данное сражение

8.5. Какое сражение одновременно проходило во Франции.

8.6. Какая страна вступила в войну после успеха данной операции?

Задание 9. Внимательно изучите эпиграммы и сопоставьте их с российскими правителями, которым они посвящены – их портретами и памятниками. Впишите в таблицу их имена (максимальный балл – 18).

9.1.

9.4.

Стоит комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапка,
На шапке крест,
Кто угадает,
Того под арест.

Он меж холопьями считался мудрецом

За то, что мысль давить была его отрада;

Он был фельдфебелем под царственным венцом

И балетмейстером военного парада.

9.2.

9.5.

Наш царь — Мукден, наш царь — Цусима,

Наш царь — кровавое пятно,

Зловонье пороха и дыма,

В котором разуму — темно.

Резец истории тебе, ханжа лукавый,

Глубоко начертит на гробовой плите:

«Он знаменье креста творил рукою правой,

А левой распинал народы на кресте».

9.3.

9.6

Всю жизнь свою провёл в дороге,

Простыл и умер в Таганроге

Похож на Фридриха, скажу пред целым миром, —

Но только не умом, а шляпой и мундиром.

Эпиграммы

9.1.

9.2.

9.3.

9.4.

9.5.

9.6.

Памятники

Портреты

Имя

Задание №10. Определите правильность приведенных определений исторических терминов. Впишите в таблицу слова «да» или «нет» (максимальный балл – 8).

1. Камзол – мужская одежда с длинными узкими рукавами, надеваемая поверх кафтана.

2. Кантонисты – солдатские сыновья.

3. Козетка – диван на двоих для беседы.

4. Порфира – императорская мантия.

5. Прогрессивный блок – собрание троцкистов, выступавших за перманентную революцию.

6. Репарации – возмещение побежденным государством ущерба государству-победителю.

7. Совнархоз – объединение колхоза и машинно-тракторной станции.

8. Ударник – красноармеец, входящий в состав артиллерийского расчета.

Ответы:

Задание 11. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (эссе или развернутый ответ, 20 баллов).

Критерии оценки эссе (каждый критерий оценивается в 4 балла, всего 20 баллов):

1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.

4. Четкость и доказательность основных положений работы.

5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

Примерные Темы эссе:

1. Властью, которую он применяет по отношению к своим подданным, он легко превосходит всех монархов всего мира. С. Герберштейн о Василии III Ивановиче.

2. Царь же Борис благолепием цветуще и образом своим множество людей превзошел, возрасту посредство имея; муж зело чюден в разсуждении ума доволен и сладкоречив велми, благоверен и нищелюбив и строителен зело, о державе своей многое попечение имея и многое дивное о себе творяше. Князь И.М. Катырев-Ростовский о Борис е Годунове.

3. Початок и причина войни Хмелницкого есть едино от ляхов на православие гонение и козаком отягощение. Современник о восстании Б.Хмельницкого.

4. Со времен Ордина-Нащокина у русского престола не становился другой такой сильный ум; после Сперанского, не знаю, появится ли третий. В.О. Ключевский

5. Я берег не самодержавную власть, а Россию. Я не убежден, что перемена формы правления даст спокойствие и счастье народу. Николай II.

6. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны (Конституция СССР 1977 г.)

6

multiurok.ru

Олимпиада по истории России 11 класс, задания с ответами

Для учеников 11 класса олимпиада по истории России — это прекрасная возможность еще раз пройти проверку и оценить свои знания перед сдачей единого государственного экзамена. Олимпиадные задания помогают структурировать и обобщить материал, изученный на уроках. На этой странице мы собрали задания, которые можно использовать для подготовки к олимпиаде.

В представленном комплекте имеются как тестовые, так и открытые вопросы. Их уровень соответствует уровню реальных олимпиадных заданий по истории России для 11 класса. Правильные ответы ко всем заданиям указаны внизу. Советуем использовать их для того, чтобы быстро проверить и оценить результаты учащихся.


Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. По Портсмутскому мирному договору Россия
А) приобрела Крым
Б) потеряла Южный Сахалин
В) потеряла Финляндию
Г) приобрела порт Дальний

2. Свободу слова, печати, собраний, уличных шествий россияне впервые получили
А) 19 февраля 1861 года
Б) 9 января 1905 года
В) 17 октября 1905 года
Г) февраль 1917 года

3. Формула «сначала успокоение, а потом реформы» принадлежала
А) Николаю I
Б) С. Ю. Витте
В) П. А. Столыпину
Г) В. И. Ленину

4. Войсками Красной армии, освобождавшими Крым от армии Врангеля, командовал
А) Троцкий
Б) Буденный
В) Каменев
Г) Фрунзе

5. Экономическую политику советского государства в годы гражданской войны называют
А) политикой коллективизации
Б) политикой ускорения социально-экономического развития
В) новой экономической политикой
Г) политикой военного коммунизма

6. Укажите фамилию командующего Красной Армией
А) Деникин
Б) Тухачевский
В) Колчак
Г) Каледин

7. По какому принципу объединены даты 1918, 1924, 1936, 1977
А) пятилетние планы развития народного хозяйства
Б) смена глав государства
В) принятие новой Конституции
Г) реформа образования

8. Когда СССР изобрел ядерное оружие
А) 1945 г
Б) 1946 г
В) 1947 г
Г) 1949 г

9. Укажите событие, произошедшее 1 июня 1962 года
А) введение карточек на хлеб
Б) расстрел мирной демонстрации в Новочеркасске
В) начала освоения целины
Г) испытание водородной бомбы

10. Авторы гимна России
А) С. Михалков, А. Александров
Б) М. Дунаевский, А. Пахмутова
В) М. Таривердиев, С. Добронравов
Г) М. Блантер, М. Исаковский

Открытые вопросы

Вопрос 1
Что объединяет эти географические названия:
А) Рязань, Козельск, р. Сить.
Б) Орешек, Нарва, Лесная.

Вопрос 2
Города иногда переименовывают, исходя из исторических или политических причин и обстоятельств. Например, Тверь – Калинин – Тверь. Как в настоящее время называются города, носившие в советское время следующие названия?
1. Ленинград
2. Куйбышев
3. Горький
4. Свердловск
5. Орджоникидзе
6.Ульяновск

Вопрос 3
Составьте определения из наборов слов, записанных ниже. Укажите понятия, на которые указывают эти определения.
А) ему, с, князем, подвластных, дани, территорий, сбор;
Б) работающий, по, полузависимый, феодала, крестьянин, ряду (договору), на.

Вопрос 4
Определите оппозиции
А) консерватизм – либерализм; Б) западники — …; В) монархисты — …; Г) реформа — …; Д) Антанта — …; Е) Никон — …

Вопрос 5
Назовите прозвища правителей.
А) Юрий – Долгорукий; Б) Дмитрий — …; В) Иван IV- …; Г) Алексей Михайлович — …; Д) Петр I — …; Е) Екатерина II — …;

Ответы на тесты

Тестовое задание№ 1№ 2№ 3№ 4№ 5
ОтветБВВГГ
Тестовое задание№ 6№ 7№ 8№ 9№ 10
ОтветББГБА

Ответы на открытые вопросы

Ответ на вопрос 1:
а) Монголо-татарское нашествие на Северо-Восточную Русь
б) Северная война.
Ответ на вопрос 2:
1. Санкт-Петербург
2. Самара
3. Нижний Новгород
4. Екатеринбург
5. Владикавказ
6. Ульяновск
Ответ на вопрос 3:
А) Дань
Б) Рядович
Ответ на вопрос 4:
Б) славянофилы, В) республиканцы, Г) революция, Д) Тройственный союз, Е) Аввакум.
Ответ на вопрос 5:
Б) Донской, В) Грозный, Г) Тишайший, Д) Великий, Е) Великая.


Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Другие классы

Обновлено: , автор: Валерия Токарева

ruolimpiada.ru

Всероссийская олимпиада по истории – Заключительный этап (11 класс)

ПЕРВЫЙ ТУР

11 класс

Максимальная оценка – 100 баллов

Время на подготовку – 3 часа.

  1. [5 баллов]

Верно ли, что:

  1. Александр Невский был первым русским князем, получившим ярлык на великое княжение от хана Золотой Орды?

  2. В домонгольский период глава русской церкви – митрополит – назначался константинопольским патриархом?

  3. В XVII вв. наибольшего развития достигает система «кормлений»?

  4. Заповедные лета – это годы, в которые было запрещено искать беглых крестьян?

  5. Урочные лета – это срок, в течение которого было разрешено искать беглых крестьян для возвращения прежним владельцам?

  6. Неизменными союзниками России по антифранцузским коалициям являлись Англия и Австрия?

  7. Отделение судебной власти от исполнительной в России впервые произошло в результате реформ Александра II?

  8. В Российской империи за всю историю ее существования была проведена одна всеобщая перепись населения?

  9. В годы Первой мировой войны профсоюзы оставались единственными легальными организациями, защищавшими интересы рабочих?

 

 

Ответ оформите в виде таблицы:

  1. [10 баллов]

Заполните пробелы в тексте, представляющем из себя перевод древнерусского источника. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами.

«Той же осенью пришел ордынский князь (1 – имя) _______с единомышленниками своими и со всеми прочими князьями ордынскими и со всей силой татарской и половецкой, да еще кроме того отряды нанял басурман, армян, фрягов, черкесов, ясов и буртасов. Также с (1) _______в единомыслии и в единой думе был и литовский (2 – имя)________со всей силою литовскою и польскою. С ними же в союзе был князь (3 – имя)_________ и со всеми этими сообщниками пошел на великого князя (4- имя)___________ Ивановича и на брата его Владимира Андреевича… Окаянный же (1) _______, возгордившись и считая себя царем, начал осуществлять злой замысел, темных своих князей звать. И сказал им: «Пойдем на русского князя и на всю силу русскую, как при (5- имя)_________ было, христианство уничтожим и церкви божии спалим, и кровь их прольем и законы их погубим». Это из-за того, что нечестивый люто гневался за своих друзей и любимцев, князей, убитых на реке (6 – название)__________…

(4)_________же князь, услышав в невеселое то время, что идут на него все царства, совершающие беззаконие, говоря: «Наша рука еще высока», пошел в соборную церковь… Встав после молитвы, вышел он из церкви и послал за братом своим Владимиром и за всеми князьями русскими и за воеводами великими. И сказал брату своему Владимиру и всем князьям русским и воеводам: «Пойдем против этого окаянного и безбожного, нечестивого и темного сыроядца (1) _______, за правую веру христианскую, за святые церкви, за всех младенцев, и старцев и за всех христиан…» И соединившись со всеми князьями русскими и со всею силою, пошел он против них скоро из (7 – название города)________, намереваясь оборонять свою отчину, и пришел в (8 – название города)___________, и собрал воинов своих 150 тысяч, кроме войска княжеского и воевод местных. От начала мира не бывало такой силы русских князей, как при этом князе. Было всей силы и всех войск с полтораста тысяч или с двести. Да еще к тому подоспели в ту пору военную издалека великие князья Ольгердовичи, чтобы поклониться и послужить: князь Андрей Полоцкий с псковичами и брат его, князь Дмитрий Брянский со всеми своими воинами.

В то время (1)_________стал за (9 – название реки)_______, буйствуя, возгордившись и гневаясь со всем своим царством, и стоял три недели… И начал (1)_________посылать к князю (4)_________дани просить, как было при Чанибеке-царе, а не по своему соглашению… (3)________ же, отступник наш, присоединившийся к зловредному и поганому (1)_________ и нечастивому (2)_________, начал дань ему отдавать и свою силу посылать к нему на князя (4)________… И пошел он из (8)___________ с великой силой против безбожных татар 20 августа…

…Великий же князь пришел к реке (9)________ за два дня до рождества святой богородицы… Пришли они к (9)___________, стали тут и много раздумывали. Одни говорили: «Пойди, князь за (9)_________», а другие сказали: «Не ходи, так как умножились враги наши, не только татары, но и Литва, и рязанцы»… (4)__________ сказал брату своему и всем князьям и воеводам великим: «Подошло, братья, время битвы нашей…» И велел мосты мостить и о бродах разузнавать в ту ночь. На следующий день, в субботу рано, 8 сентября, в самый праздник, во время восхода солнца была тьма великая по всей земле, мгла, не было света от утра до третьего часа… Князь же великий приготовил свои полки великие, и все его князья русские свои полки подготовили, и великие его воеводы оделись в одежды праздничные, и случайности смертельные уничтожились… Когда князь перешел за (9)__________ в чистое поле, в (1)________ землю, на устье (10– название реки)___________ господь бог один вел его…

И было это в шестой час дня, начали появляться поганые… II тут приготовились татарские полки против христиан, и встретились полки; и великие силы увидав, пошли, и гудела земля, горы и холмы тряслись от множества воинов бесчисленных… Когда бились они с шестого часа до девятого, пролилась, как дождевая туча, кровь обоих — русских сыновей и поганых… А (1)__________, в страхе затрепетав и сильно застонав, сказал: «Велик бог христианский и велика сила его…» И сам обратившись в бегство, быстро побежал обратно к орде… И гнали его до речки Мечи…»

1 –

2 –

3 –

4 –

5 –

6 –

7 –

8 –

9 –

10 –

  1. [3 балла]

Что чем измерялось? Соотнесите названия мер сыпучих и жидких тел, мер длины и мер площади, бытовавших на Руси, с самими предметами измерения.

Название меры измерения

Буквенное обозначение предмета измерения

Предмет измерения

1

Десятина

А

Мед

2

Локоть

Б

Соль

3

Половник

В

Участок земли

4

Рогожа

Г

Полотно

5

Бочка

Д

Зерно

Ответ оформите в виде таблицы:

  1. [3 балла]

Вспомните отличительные особенности традиционной русской кухни, а также время появления на Руси определенных продуктов питания. Составьте примерное меню русского крестьянина в XV в., вычеркнув лишний элемент в каждом ряду

  1. Репа, редька, картофель, огурцы, горох,

  2. Пироги, щи, пельмени, похлебки, каши.

  3. Грибы, ягоды, травы, левишники, варенье.

  4. Квас, кисель, пиво, чай, морс.

  1. [7 баллов]

Историк в своей работе постоянно оперирует терминами и понятиями, пришедшими к нам из глубины веков. Он должен знать их значение и уметь их правильно применить. Перед вами некоторые из таких терминов. Найдите среди них те, которые означали вооружение, части одежды и предметы быта. Свой ответ запишите в приведенную ниже таблицу.

понева, бармица, стенник, чекан, охабень, колонтарь, лампада, волокуша, шушун, кресало, клевец, моршень, зерцало, зипун

 

Вооружение

Одежда

Быт

 

  1. [6 баллов]

По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий конкретный ответ. Вычеркните лишний элемент в каждом ряду. Дайте краткое конкретное объяснение.

  1. А.И. Голицын, С.С. Уваров, Д.А. Толстой, А.А. Сабуров, А.В. Луначарский.

  2. 1710-1713, 1735-1739, 1768-1774, 1787-1791, 1806-1812, 1828-1829.

  3. П.А. Федотов, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, И.И. Левитан, А.И. Куинджи.

  4. Повесть о Щелкане Дудентьевиче, Повесть о Ерше Ершовиче, Повесть о горе-злосчастии, Повесть о Шемякином суде.

  5. Плюсский договор, Тявзинский договор, Столбовский договор, Кардисский договор, Нерчинский договор.

  6. В.С. Черномырдин, А.Б. Чубайс, С.В. Кириенко, Е.М. Примаков, С.В. Степашин.

  1. [5 баллов]

Заполните таблицу, установив соответствие между деятелем науки и областью его деятельности:

1. Николай Лобачевский

А. География

2. Василий Струве

Б. Генетика

3. Владимир Соловьев

В. Экономика

4. Николай Пржевальский

Г. Астрономия

5. Николай Пирогов

Д. История

6. Александр Попов

Е. Медицина

7. Николай Вавилов

Ж. Химия

8. Александр Бутлеров

З. Физика

9. Петр Струве

И. Математика

10. Сергей Соловьев

К. Философия

  1. [7 баллов]

Перед вами отрывки из произведений русских и советских поэтов. Все эти авторы принимали участие в различных войнах. Назовите поэтов, установите соответствие между стихотворным фрагментом и портретом поэта, укажите войны, в которых участвовали эти авторы с точной датировкой. Свой ответ внесите в таблицу в хронологическом порядке.

  1. Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, –
Речь не о том, но все же, все же, все же…

  1. Ревела буря, дождь шумел,

Во мраке молнии блистали,

И беспрерывно гром гремел,

И ветры в дебрях бушевали…
Ко славе страстию дыша,

В стране суровой и угрюмой
На диком бреге Иртыша

Сидел Ермак, объятый думой.

  1. Я люблю кровавый бой,

Я рожден для службы царской!

Сабля, водка, конь гусарской,

С вами век мне золотой!

4. Знал он муки голода и жажды,

Сон тревожный, бесконечный путь,

Но святой Георгий тронул дважды

Пулею не тронутую грудь.

5. Раз — это было под Гихами,

Мы проходили темный лес;

Огнем дыша, пылал над нами

Лазурно-яркий свод небес.

Нам был обещан бой жестокий.

Из гор Ичкерии далекой

Уже в Чечню на братний зов

Толпы стекались удальцов.

6. Пускай меня объявят старовером,

Но хуже для меня наш Север во сто крат

С тех пор, как отдал все в обмен на новый лад, —

И нравы, и язык, и старину святую

И величавую одежду на другую —

По шутовскому образцу:

Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,

Рассудку вопреки, наперекор стихиям,

Движенья связаны, и не краса лицу;

Смешные, бритые, седые подбородки!

Как платья, волосы, так и умы коротки!..

А

Б

В

Е

Г

Д

Автор

Портрет

Отрывок стихотворения

Война (войны) с участием автора

  1. [14 баллов]

Прочтите фрагменты описаний Москвы, сделанных иностранными наблюдателями в разные периоды ее истории. Соотнесите фрагменты с датами, когда эти авторы бывали в Москве. Дайте обоснование датировки ссылками на текст источников. Ответ оформите в виде таблицы. Обратите внимание: две даты в предложенной таблице – лишние.

Фрагмент № 1. Жизнь в Москве, озаренной ярким октябрьским солнцем и украшенной золотом осенней листвы, показалась нам гораздо более оживленной и легкой, чем в Петрограде. На улицах – большое движение, сравнительно много извозчиков; здесь больше торгуют. Рынки открыты. Дома и мостовые – в лучшем состоянии. Правда, сохранилось немало следов ожесточенных уличных боев… Один из куполов нелепого собора Василия Блаженного, у самых ворот Кремля, был разбит снарядом и все еще не отремонтирован. Трамваи, которые мы видели, перевозили не пассажиров, а продукты и топливо. Считают, что в этом отношении Петроград лучше подготовлен к зиме, чем Москва.

Десять тысяч крестов московских церквей все еще сверкают на солнце. На кремлевских башнях по-прежнему простирают крылья императорские орлы. Большевики или слишком заняты другими делами или просто не обращают на них внимания. Церкви открыты; толпы молящихся усердно прикладываются к иконам, нищим все еще порой удается выпросить милостыню. Особенной популярностью пользуется знаменитая часовня чудотворной Иверской божьей матери возле Спасских ворот; многие крестьянки, не сумевшие пробраться внутрь, целуют ее каменные стены.

Как раз напротив нее на стене дома выведен в рамке знаменитый ныне лозунг: “Религия – опиум для народа”. Действенность этой надписи, сделанной в начале революции, значительно снижается тем, что русский народ не умеет читать.

Фрагмент № 2. Вид этого города имеет очертание кругловатое с тремя большими стенами, окружающими одна другую, между коими проведены улицы. Самая внутренняя стена и заключающиеся в ней строения (лежащие здесь столь же безопасно, как сердце в теле, будучи омываемы Москвой-рекой, которая протекает близ самой стены) называются в своей целости царским замком.

Число домов, как сказывали мне, во всем городе по исчислению, сделанному по царскому повелению (незадолго до сожжения его крымцами), простиралось до 41500. Со времени осады города татарами и произведенного ими пожара (что случилось в 1571 году) земля во многих местах остается пустой, тогда как прежде она была заселена и застроена, в особенности же на южной стороне города, где незадолго до того царь Василий построил дома для солдат своих, позволив им пить мед и пиво в постные и заветные дни, когда другие русские должны пить одну воду, и по этой причине назвал новый город: Налейка, т.е. наливайка. Таким образом, теперь Москва не много более Лондона.

Фрагмент № 3.…Издали Москва – создание фей, мир химер и призраков, но вблизи она – большой торговый город, хаотический, пыльный, плохо вымощенный, плохо застроенный, слабо населенный. Конечно, это произведение рук сильных и энергичных, но вместе с тем плод разума, лишенного воображения и понятия о прекрасном. … Покинутая царями и большинством родовитых бояр, превратившихся в угодливых царедворцев, Москва за неимением лучшего превратилась в город торговый и промышленный. Она гордится ростом своих фабрик. Ее шелка с честью соперничают на русском рынке с тканями Востока и Запада. (Москва и Московская губерния были издавна промышленным центром России. Наибольшее число фабрик и самые крупные из них были сосредоточены здесь. Особенную славу и известность приобрели московские фабрики хлопчатобумажных изделий и шелковые мануфактуры, поставлявшие свои товары по всей России. Позднее, с развитием тяжелой индустрии, промышленное значение Москвы упало, но как центр обработки волокнистых веществ она долго еще занимала первое место. Средоточие ее торговли – Китай-город и улица, носящая название Кузнецкого моста, где расположены самые богатые лавки,- относится к числу достопримечательностей развенчанной столицы.

Фрагмент № 4. Во время пребывания моего в сем городе отыскал я одного золотых дел мастера, по имени Трифона, катарского уроженца работавшего прекрасные сосуды для великого князя, и зодчего Аристотеля Болонского, строившего огромную церковь на площади в Москве, да еще несколько константинопольских греков, прибывших в Россию вместе с Деспиною…

Город Москва расположен на небольшом холме, и все строения в нем, не исключая и самой крепости, деревянные. Посреди протекает река, называемая также Москвою и разделяющая его на две половины, из коих в одной находится крепость.

Фрагмент № 5. Я уже говорил о том, в каких убогих и тесных жилищах, как скученно живут москвичи. Но москвичи понимают, что и жилищное строительство ведется по принципу: сначала для общества, а потом для одиночек, и представительный вид общественных зданий и учреждений их до известной степени за это компенсирует. Клубы рабочих и служащих, библиотеки, парки, стадионы – все это богато, красиво, просторно. Общественные здания монументальны, и благодаря электрификации Москва сияет ночью, как ни один город в мире. Жизнь москвича проходит в очень значительной части в общественных местах; он любит улицу, охотно проводит время в своих клубах или залах собраний, он страстный спорщик и любит больше дискутировать, чем молча предаваться размышлениям. Уютные помещения клуба помогают ему легче переносить непривлекательную домашнюю обстановку. Однако основное утешение в своей печали по поводу скверных жилищных условий он черпает в обещании: Москва будет прекрасной… То, что это обещание не является пустым лозунгом, доказывает та энергия, с которой за последние два года принялись за полную перестройку Москвы.

Фрагмент № 6. В день Сретения мы въехали в город Москву. Сначала мы вступили чрез земляной вал и большой ров, окружающие город; потом въехали во вторую, каменную стену, которую соорудил дед теперешнего царя, Феодор, коим насыпан также и земляной вал. Окружность вала 30 верст; он снабжен кругом деревянными башнями и воротами. Вторая же, каменная стена имеет в окружности семь верст. Затем мы вступили в толстую окружную стену, также из камня и кирпича, а потом в четвертую, называемую крепостью. Она совсем неприступна, с весьма глубоким рвом, по краям которого идут две стены, и за которыми еще две стены с башнями и многочисленными бойницами…

Когда мы въехали в город, наши сердца разрывались, и мы много плакали при виде большинства домов, лишенных обитателей, и улиц, наводящих страх своим безлюдьем-действие бывшей тогда сильной моровой язвы… Приехав на место, мы пали ниц и возблагодарили со многим славословием Всевышнего Бога, Который даровал нам милость и благоволил нам увидеть этот великий град, столицу, новый Рим, город церквей и монастырей, славный во всем мире…

Фрагмент № 7. …Я находился в подавленном состоянии. Счастливы те, кто не видел этого ужасного зрелища, этой картины разрушения.

Значительная часть города была превращена в пепел; северная часть, более близкая к Кремлю, уцелела, потому что ветер повернул на запад; некоторые обособленные районы, находившиеся в стороне, противоположной пожару, совершенно не пострадали. Прекрасные дворцы, окружавшие Москву, были спасены от разрушительных замыслов; только дворец губернатора Ростопчина был сожжен дотла его владельцем…

Поляки все время говорили императору, что церковь Ивана Великого высоко почитается русскими и с нею связаны даже некоторые суеверия. Железный крест на колокольне этой церкви, говорили императору, служит предметом почитания всех православных. В результате этих разговоров император приказал снять этот крест… Поляки удовольствовались старинными знаменами, отнятыми у них когда-то русскими и хранившимися в кремлевском арсенале.

Дата

Номер фрагмента

Основания для датировки

1476

1530

1588

1656

1714

1812

1839

1920

1937

  1. [10баллов]

Перед Вами диаграмма «Прирост крепостного населения в 1795-1857 гг. (в %)»

Проанализируйте данные диаграммы и ответьте на вопросы.

  1. Согласны ли Вы с утверждениями? Свой ответ обоснуйте.

А. Прирост крепостного населения в Северо-Западном и Центрально-Нечерноземном районе в 1795-1811 гг. был наименьшим.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б. Прирост в Средне-Волжском районе на протяжении 1795-1857 гг. был меньше, чем Центрально-Черноземном.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

В. Наименьший прирост крепостного населения наблюдался в 1815-1833 гг.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Почему прирост крепостного населения в Северо-Западном и Центрально-Нечерноземном районе был наименьшим?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Что способствовало значительному сокращению прироста в 1833-1857 гг.?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. [8 баллов]

Наша Олимпиада проходит в дни празднования годовщины одного из важнейших событий Великой Отечественной войны – снятия блокады Ленинграда. Перед Вами отрывки из писем и дневников той, кого называли Музой блокадного Ленинграда. Назовите автора этих текстов. Внимательно прочитайте фрагменты, попытайтесь датировать каждый из них (с точностью до декады или половины месяца, если не сказано иное), расположите фрагменты в хронологической последовательности. Ответ оформите в виде таблицы.

Фрагмент № 1. Требуется точная датировка (день) «Как я думала о тебе, сестренка, в ту ночь… У нас все клубилось в радиокомитете, мы все рыдали и целовались, целовались и рыдали – правда! И хотя мы знаем, что этот прорыв еще не решает окончательно нашу судьбу, – ведь, черт возьми, с другой стороны, немцы еще на улице Стачек, 156, все же весть о прорыве обдала совершенно небывало, острой и горькой в то же время радостью»

Фрагмент № 2. «Вчера немецкое радио сообщало, что немецкие войска взяли Севастополь. По нашим сводкам – «рукопашные бои на окраинах города» – ну, наверное, взят. Нет слов, чтобы выразить мучительную печаль о Севастополе и людях его…Значит, из таких городов остались одни мы, один Ленинград…»

Фрагмент № 3. «Хлеб ужасно убавили, керосин тоже, уже вот-вот начнется голод, а недоедание – острое- уже налицо… Да ведь люди скоро с ног падать начнут!.. Конечно, осажденный город и все такое, но, боже мой, как же довели дело до того, что Ленинград осажден, Киев осажден, Одесса осаждена!.. У нас немцами занят Шлиссельбург… О, неужели мы гибнем?».

Фрагмент № 4. «А на Юге ужасно… Все погубил Ростов, оставленный без боя, с перепугу… Немцы движутся, движутся неудержимо! До Грозного всего 500 км. Они перережут наши нефтяные коммуникации, кубанская пшеница вытаплтывается и сжигается (навряд ли ее успели всю убрать и вывезти) – значит голод все реальнее, и – наши отступают и отступают».

Фрагмент № 5. «Ездила с нашей репортажкой в Пушкин, через 22 часа после занятие его нашими войсками. Он был весь заминирован. Мы ходили очень этак опасливо, но все же ходили, потому что нельзя было не обойти и не поглядеть на любимые места. Ох, дорогие мои, до чего же страшное зрелище… Екатерининского дворца по существу нет. Погиб. Вообще город разрушен полностью и абсолютное, ужасающее безлюдье: из ста тысяч жителей в городе при его освобождении не было обнаружено ни одного человека».

Фрагмент № 6. Требуется точная датировка (день) «Поздравляем, поздравляем, поздравляем, принимаем поздравления и всяческую радость… Надо надеяться, что вы вчера слушали приказ Говорова и салют из Ленинграда… Не знаю, как трещало по радио, а на самом деле салют был блистательный, не идущий ни в какое сравнение с московским, – сразу было видно, что салютует город-фронт, Ленинград»

Автор ________________________________________________________________

Номера фрагментов (в хронологической последовательности: от наиболее раннего к наиболее позднему)

Датировка

  1. [6 баллов]

В этом году исполняется 50 лет со дня первого полета человека в космос. Вспомните крупнейшие события истории первых десятилетий космонавтики и заполните таблицу.

Дата

Событие

Страна

4 октября 1957

3 ноября 1957

13 сентября 1959

12 апреля 1961

16 июня 1963

18 марта 1965

21 июля 1969

23 ноября 1970

15 июля 1975

  1. [9 баллов]

Города иногда меняют свои названия. Найдите эти города на карте и напишите, как они были названы на карте Российской империи сто лет назад. Ответ оформите в виде таблицы.

Современное название

Название в 1910 г.

Номер на карте

Вильнюс

Волгоград

Гагарин

Днепропетровск

Ереван

Краснодар

Ломоносов

Таллинн

Тбилиси

  1. [8 баллов]

Внимательно прочитайте текст и ответьте на следующие вопросы:

  1. О каком времени идет речь в тексте (с точностью до пяти лет)? По каким признакам это можно определить?

  2. Какое название закрепилось за этим периодом отечественной истории? Объясните происхождение этого названия.

  3. Какие черты этого периода отразились в данном тексте?

  4. Составьте примерный социальный портрет автора текста: примерный возраст в то время, которое описывается в тексте, уровень образования, профессия, круг интересов, где проживал (столица или провинция). Каждое положение своего ответа аргументируйте ссылками на соответствующие фрагменты текста.

«Первые ласточки… – неслыханной смелости статьи в «Новом мире». В первую очередь – статья Померанцева «Об искренности в литературе». Номер с этой статьей исчез из киосков в мгновенье ока – шел нарасхват. А мы получали «Новый мир» по подписке, и у нас собралось человек пятнадцать друзей, чтобы почитать вслух….

Потом появились рассказы Паустовского, повесть Эренбурга, а главное – эпохальная для того времени книжка Дудинцева «Не хлебом единым». Все экземпляры этой книжки были зачитаны не то что до дыр. в лохмотья, в клочья. Не было за все советское время, могу это смело сказать, ни одной книги, ни до ни после (даже Солженицын не идет ни в какое сравнение), которую бы зачитали так, как эту.

Появилась в те годы плеяда новых поэтов. В первую очередь – Евтушенко, но вокруг него – Белла Ахмадулина, самая талантливая из этой группки, Вознесенский, Рождественский… Дело здесь было не в каких-то политических позициях, хотя Евтушенко писал и политические вещи. Это было что-то очень живое, очень свежее, очень подлинное. И люди страшно увлекались их стихами. Вскоре пошли эти грандиозные чтения, когда на спортивных стадионах выступали поэты и стадион не мог вместить всех желающих. Другого такого времени потом уже не было. Все жаждали услышать свежее, живое слово. Я думаю, это была тоска по чему-то живому, теплому, человечному… Надо еще сказать, что в этих больших чтениях на стадионах было соучастие публики – ребята кричали с мест, просили то, другое: они были не только слушателями, это было некое действо, социальное действо, в котором все присутствующие были соучастниками… Я думаю, нигде в мире вообще не было ничего похожего – чтобы целые стадионы собирались слушать поэзию…

Однажды… Александр Трифонович принес нам рукопись. Это были странички из школьной тетради по математике, на которых почти без интервала были напечатаны строчки… Мы сели впятером в большой нашей комнате и начали слушать повесть, которую теперь знают все – «Один день Ивана Денисовича».

  1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

СКАЧАТЬ ОЛИМПИАДУ

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Похожее

hist-ege.ru

Олимпиада по истории 11 класс с ответами 2017 2018 муниципальный этап

 1.В 1721 г. произошло событие

1) восстание Е. Пугачева      2) начало правления Петра I    3) основание Московского университета  

                                                4) окончание Северной войны.

2. Стремление усовершенствовать органы власти заставило Петра I

1) ввести систему кормлений    2) установить местничество  3) создать приказы    4) учредить коллегии 3. Усилению обороноспособности Российского государства в первой четверти XVIII в

способствовало

1) присоединение побережья Черного моря        2) создание регулярной армии

 3) введение всеобщей воинской повинности      4) создание «полков нового строя»

 4. Петровские реформы первой четверти XVIII в. способствовали

                      1) демократизации политической жизни        2) ослаблению феодального гнета

                      3) ослаблению обороноспособности страны   4) усилению самодержавной власти

 5.  К результатам деятельности Великого посольства не относится

 1) приглашение в Россию более 800 иностранных мастеров

 2) освоение достижений европейской цивилизации

 3) заключение союзных договоров с рядом европейских стран против Турции

 4) была достигнута тайная договоренность с некоторыми северными странами о борьбе против Швеции

6. В результате петровских преобразований в области культуры в XVIII в. произошло

утверждение

1) «золотого века» русской культуры         2) интереса к античному искусству                                                   3) классицизма в архитектуре                      4) светского искусства

 7. В результате проведения военной реформы в XVIII в. возникло понятие

                     1) мушкетер     2) кирасир          3) рекрут          4) гусар

 8. В петровскую эпоху для управления делами церкви было создано учреждение

                     1) митрополия    2) патриархат     3) Синод        4) Сенат

 9. Реформы Петра I в области государственного управления привели к

                     1) выборности государственных органов    2) усилению влияния родовитого боярства

                     3) ликвидации приказной системы         4) упразднению сословного строя

 10. «Подлым народом» в петровскую эпоху называли

                      1) всех иноземцев    2) низы общества   3) бунтарей   4) армию крымского хана

11. К преобразованиям Петра I в сфере культуры относится (-сятся)

 1) введение гражданского шрифта и арабских цифр  2) учреждение коллегий и Синода

 3) начало взимания подушной подати    4) строительство Ладожского и Вышневолоцкого каналов

11. Одной из целей Великого посольства было

  1) поиски союзников в войне с Турцией   2) заключение торговых договоров со странами Европы

  3) добиться выхода к Балтийскому морю   4) поиски союзников в войне со Швецией

12. Причиной проведения преобразований Петра I было стремление

 1) расширению связей с Европой    2) объединению всех русских земель

  3) расширению сети железных дорог             4) завоеванию колоний

13. основание Санкт- Петербурга произошло в

  1) 1700 г.           2) 1713 г.              3) 1721 г.          4) 1703 г.

14. Какое событие называют «матерью Полтавской баталии»?

  1) битву под Нарвой     2) битву под Лесной   3) основание Петропавловской крепости

                                          4) победу русского флота у мыса Гангут

 15. Какую из реформ провел Петр I?

   1)учредил приказы     2) учредил коллегии   3) учредил министерства  4) созвал Земский собор

kontrolnaya-s-otvetami.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о