Окончания причастие – Правописание окончаний существительных, глаголов, прилагательных и причастий и суффиксов причастий

Содержание

Окончания причастий – правописание суффиксов и окончаний, таблица правил

Полные формы причастий (действительные и страдательные)
ПадежЕдинственное числоМножественное число
мужской родженский родсредний род
И. п.-ий/-ыйпрочитанный,

называемый,

звенящий

-аяпрочитанная,

называемая,

звенящая

-ее/-оепрочитанное,

называемое,

звенящее

-ые/-иепрочитанные,

называемые,

звенящие

Р. п.-его/-огопрочитанного,

называемого,

звенящего

-ей/-ойпрочитанной,

называемой,

звенящей

-его/-огопрочитанного,

называемого,

звенящего

-ых/-ихпрочитанных,

называемых,

звенящих

Д. п.-ему/-омупрочитанному,

называемому,

звенящему

-ей/-ойпрочитанной,

называемой,

звенящей

-ему/-омупрочитанному,

называемому,

звенящему

-ым/-импрочитанным,

называемым,

звенящим

В. п.-ий/-ый/-огопрочитанный,

называемого,

звенящий

-уюпрочитанную,

называемую,

звенящую

-ее/-оепрочитанное,

называемое,

звенящее

-ых/-ихпрочитанных,

называемых,

звенящих

Т. п.-им/-ымпрочитанным,

называемым,

звенящим

-ей/ойпрочитанной,

называемой,

звенящей

-им/-ымпрочитанным,

называемым,

звенящим

-ыми/-имипрочитанными,

называемыми,

звенящими

П. п.-ем/-омо прочитанном,

о называемом,

о звенящем

-ей/ойо прочитанной,

о называемой,

о звенящей

-ем/-омо прочитанном,

о называемом,

о звенящем

-ых/-ихо прочитанных,

о называемых,

о звенящих

Краткие формы причастий (только страдательные)
нулевое окончаниепрочитан, называемпрочитана, называема
прочитано, называемопрочитаны, называемы

obrazovaka.ru

Окончания причастий: правописание

Как написать: за пятновыводящ… раствором, без чистящ… средства, с отбедливающ… пастой? Если есть проблема с постановкой пропущенных окончаний, то необходимо изучить эту тему.

Окончание причастий и прилагательных – одна орфограмма

Хотя правописание окончаний причастий является одной из самых проблемных орфограмм, однако правило выбора для неё очень простое – такое же, как и правописания окончаний прилагательных:

  • Окончания прилагательных и всех согласуемых частей речи нужно проверять по вопросу. В окончании могут быть гласные -о, -ы после основы на твёрдый согласный, -е, -и после мягких и шипящих согласных. Например: около (какого?) высокого забора; писать (каким?) синим карандашом, умиляться (какой?) спящей кошкой.

Итак, окончание причастий и прилагательных пишутся по одному и тому же правилу. Хотя не только они, так пишутся все окончания согласуемых частей речи, отвечающих на вопросы: какой? чей?

Падежные окончания причастий

Применим это правило, просклоняв причастия.

окончания причастий в мужском и среднем роде в ед.числе

родит. п.

какого?

нет чистящего средства, пятновыводящего раствора

дательн. п.

к какому?

к чистящему средству, пятновыводящему раствору

винитель. п.

какой? какое?

увидел чистящее средство, пятновыводящий раствор

творит. п.

с каким?

с чистящим средством, пятновыводящим раствором

предлож. п.

о каком?

о чистящем средстве, пятновыводящем растворе

окончания причастий в женском роде в ед. числе

родит. п.

какой?

нет отбеливающей пасты

дательн. п.

к какой?

к отбеливающей пасте

винитель. п.

какую?

увидел отбеливающую пасту

творит. п.

с какой?

с отбеливающей пастой

предлож. п.

о какой?

об отбеливающей пасте

окончания причастий во множеств. числе

родит. п.

каких?

нет дезинфицирующих средств

дательн. п.

к каким?

к дезинфицирующим средствам

винитель. п.

какие?

увидел дезинфицирующие средства

творит. п.

с какими?

с дезинфицирующими средствами

предлож. п.

о каких?

о дезинфицирующих средствах

Практическое задание № 1

Теперь, когда известно, как нужно писать окончание причастий, правило понятно, можно приступить к практической части. Пока обратимся только к словосочетаниям, так как в предложениях нужно уметь находить главное слово, к которому относится причастие. Вставьте пропущенные гласные в окончаниях причастий:

  1. На пестреющ… лужайке.
  2. Опавш… листву.

  3. О летающ… мотыльке.
  4. За отнят… игрушку.
  5. К сидящ… малышке.
  6. Ребят, рассказывающ… о путешествии.
  7. От растревоженн… улья.
  8. Народы, борющ…ся за свободу.
  9. Из блюдечка, опрокинут… котёнком.
  10. Плескавш…ся волну.

Вопрос ставится к причастию от главного слова

Чтобы правильно написать гласные в окончаниях причастий, необходимо правильно поставить вопрос. Для постановки вопроса нужно найти главное слово, которое имеет значение действующего лица или предмета, испытывающего действие со стороны другого предмета.

действующий предмет

предмет, испытывающий действие со стороны другого предмета

котом (что он сделал?) запрыгнул

(каким?) запрыгнувшим

из чашки (что с ней сделал?) опрокинул

(какой?) опрокинутой

Таким образом, получится следующее:

Из чашки, опрокинут… котом, запрыгнувш… на стол, пролилось молоко.

Окончания причастий можно узнать только по тому вопросу, который поставлен от главного слова.

Практическое задание № 2

Какое слово будет главным, а какое зависимым в словосочетаниях?

  1. В написанном учеником сочинении.
  2. Распиленную плотником доску.
  3. По ведущей в парк тропинке.
  4. Посаженных нами цветов.
  5. В проверенной учителем тетради.
  6. На плескавшуюся у берега волну.
  7. В построенном в деревне доме.
  8. На покрашенном зелёной краской палисаднике.
  9. На взлетающий с площадки вертолёт.
  10. За летящим над лесом самолётом.

Практическое задание № 3

Отработаем правописание падежных окончаний причастий, вставив пропущенные окончания в следующих предложениях:

  1. В окно видно заросш… кустарником побережье реки.

  2. Мы свернули к речке, разливш…ся во время дождей.
  3. Народ помнит имена героев, отдавш… жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над заросш… окопами.
  4. В апреле 1940 года затонул шедш… на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
  5. Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, интересующ…. Космосом.
  6. Наступление дня, давно нами ожидаем…, было омрачено плохой погодой.
  7. Книги мы брали в библиотеке, основанн… ещё Антоном Павловичем Чеховым.
  8. Умом, направленн… на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.

  9. Мы были рады крупному дождю, успевш… прибить пыль, но не успевш… навести грязь.
  10. Нет ничего слаще покоя, покупаем… честным трудом.
  11. На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, продвигавш…ся нам навстречу.
  12. Лица всех побледнели от зеленоватого света, разливавш…ся на веранде.

Практическое задание № 4

Выполняя это задание, нужно раскрыть скобки в предложениях:

  1. В (сонный, застывший) тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
  2. Охотник разглядывал сквозь кусты (надвигающийся) фигуру огромного медведя.
  3. Над (потонувший в темноте) лесом стояла необычная тишь.
  4. Весеннее солнце радостно смотрело на (вымощенная серыми камнями) улицу.
  5. При (слабо льющийся) свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.

Практическое задание № 5

Найдите в тексте причастия, поставьте к ним вопросы от главного слова и проверьте правильность написания их окончаний.

Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи, всё застилающее до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящие лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья, ещё не сбросившую листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли, также устланным пушистым одеялом.

Ответы к практическим заданиям

№ 1

  1. На пестреющей (какой?) лужайке.
  2. Опавшую (какую?) листву.
  3. О летающем (каком?) мотыльке.
  4. За отнятую (какую?) игрушку.
  5. К сидящей (к какой?) малышке.
  6. Ребят (каких?), рассказывающих о путешествии.
  7. От растревоженного (какого?) улья.
  8. Народы (какие?), борющиеся за свободу.
  9. Из блюдечка (какого?), опрокинутого котёнком.
  10. Плескавшуюся (какую?) волну.

№ 2

Какое слово будет главным, а какое зависимым в словосочетаниях?

  1. В написанном (что с ним сделал? – страд.) учеником сочинении.
  2. Распиленную (что с ней сделал? – страд.) плотником доску.
  3. По ведущей (что она делает? – действ.) в парк тропинке.

  4. Посаженных (что с ними сделали? – страд.) нами цветов.
  5. В проверенной (что с ними сделали?) учителем тетради.
  6. На плескавшуюся (что она делает? – действ.) у берега волну.
  7. В построенном (что с ним сделали? – страд.) в деревне доме.
  8. На покрашенном (что с ним сделали? – страд.) зелёной краской палисаднике.
  9. На взлетающий (что он делает? – действ.) с площадки вертолёт.
  10. За летящим (что он делает? – действ.) над лесом самолётом.

№ 3

  1. В окно видно заросшее (какое?) кустарником побережье реки.
  2. Мы свернули к речке, (какой?) разлившейся во время дождей.
  3. Народ помнит имена героев, (каких?) отдавших жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над (какими?) заросшими окопами.
  4. В апреле 1940 года затонул (какой?) шедший на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
  5. Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, (какого?) интересующегося Космосом.
  6. Наступление дня, давно нами (какого?) ожидаемого, было омрачено плохой погодой.
  7. Книги мы брали в библиотеке, (какой?) основанной ещё Антоном Павловичем Чеховым.
  8. Умом, (каким?) направленным на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.
  9. Мы были рады крупному дождю, (какому?) успевшему прибить пыль, но не успевшему навести грязь.
  10. Нет ничего слаще покоя, (какого?) покупаемого честным трудом.
  11. На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, (каким?) продвигавшимся нам навстречу.
  12. Лица всех побледнели от зеленоватого света, (какого?) разливавшегося на веранде.

№ 4

  1. В сонной, застывшей тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
  2. Охотник разглядывал сквозь кусты надвигающуюся фигуру огромного медведя.
  3. Над потонувшим в темноте лесом стояла необычная тишь.
  4. Весеннее солнце радостно смотрело на вымощенную серыми камнями улицу.
  5. При слабо льющемся свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.

№ 5

Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи (какие?), всё застилающие до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящее (какое?) лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья (какие?), ещё не сбросившие листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли (какой?), также устланной пушистым одеялом.

Глаголы и причастия

Бывает так, что иногда люди путают глаголы с причастиями, так как связь между этими частями речи очень тесная – причастия образованы от глаголов:

  • Крыжовник поспел – поспевший крыжовник.
  • Собака лает – лающая собака.
  • Мальчик стоит – стоящий мальчик.
  • Грибы собрали – собранные грибы.
  • Поле засеяли – засеянное поле.
  • Рассказали историю – рассказанная история.
  • Лёд растаял – растаявший лёд.
  • Местность исследовали – исследованная местность.
  • Вещи разбросали – разбросанные вещи.
  • Детей обрадовали – обрадованные дети.
  • Окна осветились – освещённые окна.
  • Океан дремлет – дремлющий океан.
  • Тропинки заросли – заросшие тропинки.
  • Слова написали – написанные слова.
  • Стоят столбы – столбы стоящие.
  • Волны пенятся – пенящиеся волны.

  • Предмет движется – движущийся предмет.
  • Птиц потревожили – потревоженные птицы.
  • Народ борется – борющийся народ.
  • Тростники колышутся – колышущиеся тростники.
  • Канаву вырыли – вырытая канава.

Но различить их довольно просто – окончания глаголов и причастий совершенно разные. У глаголов окончания зависят от наклонения и времени.

В изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам:

ед.число

мн. число

1 лицо

я читаю, я вижу

мы читаем, мы видим

2 лицо

ты читаешь, ты видишь

вы читаете, вы видите

3 лицо

он читает, он видит

они читают, они видят

В изъявительном наклонении в прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам:

ед.число

мужской род

он читал, видел

женский род

она читала, видела

средней род

оно читало, видело

множественное число

они читали, видели

У причастий окончания такие же, как у согласуемых частей речи и зависят от рода, числа и падежа главного слова. Такого понятия, как личные окончания причастий в русском языке не существует.

fb.ru

Склонение причастий, правописание падежных окончаний и гласных букв

ПадежЕдинственное числоМножественное число
мужской родсредний родженский род
И. п.упрощаемый,

найденный,

игравший

упрощаемое,

найденное,

игравшее

упрощаемая,

найденная,

игравшая

упрощаемые,

найденные,

игравшие

Р. п.упрощаемого,

найденного,

игравшего

упрощаемого,

найденного,

игравшего

упрощаемой,

найденной,

игравшей

упрощаемых,

найденных,

игравших

Д. п.упрощаемому,

найденному,

игравшему

упрощаемому,

найденному,

игравшему

упрощаемой,

найденной,

игравшей

упрощаемым,

найденным,

игравшим

В. п.упрощаемый/упрощаемого,

найденный/найденного,

игравший/игравшего

упрощаемое,

найденное,

игравшее

упрощаемую,

найденную,

игравшую

упрощаемых,

найденных,

игравших

Т. п.упрощаемым,

найденным,

игравшим

упрощаемым,

найденным,

игравшим

упрощаемой,

найденной,

игравшей

упрощаемыми,

найденными,

игравшими

П. п.об упрощаемом,

о найденном,

об игравшем

об упрощаемом,

о найденном,

об игравшем

об упрощаемой,

о найденной,

об игравшей

об упрощаемых,

о найденных,

об игравших

obrazovaka.ru

Суффиксы причастий и их окончания :: SYL.ru

Какие суффиксы причастий существуют в русском языке? Ответ на этот несложный вопрос вы найдете в материалах данной статьи.

Общая информация

Перед тем как представить суффиксы причастий, следует рассказать о том, что это вообще за часть речи. Причастием называют самостоятельную часть речи (или особую форму глагола), обладающую свойствами и имени прилагательного, и глагола. Как правило, оно обозначает признак какого-либо предмета по действию, а также отвечает на следующие вопросы: «каков?», «какой?», «что делавший?», «что делающий?», «что сделавший?».

Какие виды причастий существуют?

Те или иные суффиксы причастий формируются в зависимости от того, как именно было образовано слово. Таким образом, представленная часть речи подразделяется на следующие виды:

  • причастия страдательные наст. вр.;
  • причастия страдательные прош. вр.;
  • причастия действительные наст. вр.;
  • причастия действительные прош. вр..

Причастия страдательные наст. вр.

Страдательный вид образуется от переходных глаголов (от основы наст. вр.) несовершенного вида. Различают следующие суффиксы причастий:

  1. -ем- или –ом-. Такие причастия образуются только от глаголов 1-го спряжения (понимать → понима(ем) → понимаемый; рисовать → рису(ем) → рисуемый; читать → чита(ем) → читаемый).
  2. -им-. Данный суффикс пишется в том случае, если причастие образовывается от глагола 2-го спряжения (терпеть → терп(им) → терпимый; зависеть → завис(им) →зависимый).

Причастия страдательные прош. вр.

Такие причастия формируются от переходных глаголов (от основы прош. вр.) совершенного или же несовершенного вида. Они имеют следующие суффиксы:

1. -н(н)-. Данный суффикс используется в таких случаях:

  • Если причастие образовывается от глаголов на -ять, -ать или –еть (например, загнать – загнанный, обсмеять – обсмеянный, просмотреть – просмотренный).
  • Если причастие образовывается от глаголов, у которых есть следующие суффиксы: -ева-, ова- (например, шифр-ова-нный, марин-ова-нный).
  • Если причастие образовывается от глагола соверш. вида. Например: (что сделать?) завязать → завязанный.

2. -ён(н)- или -ен(н)–. Такие суффиксы используются в следующих случаях:

  • Если причастие образовывается от глаголов, которые оканчиваются на –сти или –чь, а также на –ить (стричь – стриженный, унести – унесённый, решить –решённый, подстрелить – подстреленный).
  • Если причастие образовывается от глагола соверш. вида. Например: (что сделать?) замесить → замешенный.
  • Если в полном причастии есть приставка (кроме приставки не-). Например: сварить → сваренный, покрасить → покрашенный.
  • Если у полного причастия есть зависимое слово. Например: крашенный забор.

3. -т-. Такой суффикс используется, если причастие образовывается от глагола с основой на –оть, -нуть, -ереть (свернуть — свернутый, колоть – колотый, бить – битый, запереть – запертый).

Данные причастия образуются от непереходных и переходных глаголов (от основы наст. вр.) несовершенного вида при помощи таких суффиксов, как:

1. -ущ– или -ющ-. Представленные суффиксы используются, если причастие образовывается от глагола 1-ого спряжения. Приведем пример: читать → чита(ют) → читающий; колоть → кол(ют) → колющий; писать → пиш(ут) → пишущий.

2. -ащ– или -ящ-. Такие суффиксы используются, если причастие образовывается от глагола 2-ого спряжения. Приведем пример: говорить → говор(ят) → говорящий; видеть → вид(ят) → видящий; клеить → кле(ят) → клеящий. Однако у данного правила есть свои исключения: брезжущий, зиждущийся, мучающий, меряющий, мерящий.

Причастия действительные прош. вр.

Названные причастия образуются от непереходных и переходных глаголов (от основы прош. вр.) совершенного или же несовершенного вида при помощи следующих суффиксов:

1. –вш-. Данный суффикс используется, если причастие образовывается от глагола с основой на гласную букву. Например: устать – уставший, играть – игравший. Следует особо отметить, что перед -вш- пишется такая же гласная, что и перед суффиксом -л- в форме прошедшем времени, а также в инфинитиве перед суффиксом -ть (надеяться, надеялся – надеявшийся).

2. –ш-. Данный суффикс используется, если причастие образовывается от глагола с основой на согласную букву. Например: лезть → лез → лезший, нести → нес → несший.

Основные правила

  • Суффиксы причастий – это формообразующие суффиксы. Как правило, они не входят в состав основы слова при его морфемном анализе.
  • В суффиксе -ённ- страдательных причастий (или в краткой форме -ён-) прош. вр. после шипящих пишется «ё», если она находится под ударением (поражён – поражённый).
  • После шипящих щ, ж, ч и ш пишутся гласные а, и, е, у (например, печёный).
  • В суффиксах кратких причастий ставится одна -н.
  • Только страдательные причастия, образующиеся от переходных глаголов, могут иметь краткую и полную форму (например, склеен – склеенный).
  • Причастия страдательные прош., а также наст. вр. могут образовываться путем присоединения к форме действительного залога постфикса –ся (например, продава-вш(ие)ся).

Правописание окончаний причастий

У всех причастий имеются такие же окончания, что и у имен прилагательных. В связи с этим написание таких гласных проверяется при помощи соответствующих вопросов. Приведем пример: Море (какое?) бушующее; В море (каком?) бушующем; С морем (каким?) бушующим.

Подведем итоги

Зная все описанные правила постановки суффиксов в причастиях, вы можете легко и быстро создать грамотный текст. Также следует отметить, что очень важно уметь различать отглагольные прилагательные и причастия. Ведь правила их написания значительно отличаются.

www.syl.ru

Как определить окончание причастия

Причастие, как и прилагательное, отвечает на вопрос «какой?», «какая?», «какое?» и «какие?» Оно склоняется, то есть изменяется по падежам точно так же, как прилагательное. Значит и окончание у него определяется, как у прилагательного.

Спонсор размещения P&G Статьи по теме «Как определить окончание причастия» Как определить окончание Как определить окончание существительного Как отличить прилагательное от причастия

Инструкция

1

Определите род существительного, к которому относится причастие. Например, голубеющая даль — женский род, вставленное окно — средний род, повстречавшийся старик — мужской род.

Определите падеж, в котором стоит это существительное. Падеж определяется с помощью вопроса. У ЗЕЛЕНЕЮЩЕГО ДУБА — у чего? у дуба, родительный падеж. С УЛЫБАЮЩЕЙСЯ МАМОЙ — с кем? с мамой, творительный падеж.

2

Проверьте окончание причастия, опираясь на правило.
Причастия женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах имеют окончания -ой, -ей. В именительном падеже окончание -ая, -яя. В винительном падеже окончание -ую, -юю.
Причастия мужского и среднего рода в родительном падеже имеют окончания -ого, -его. В дательном падеже -ому, ему. В творительном -ым, им. В предложном -ом, -ем.
В именительном падеже причастия среднего рода имеют окончания -ое, -ее, а причастия мужского рода окончания -ий, -ый, -ой.
В винительном падеже причастия среднего рода имеют окончания -ое,ее.
Если причастие мужского рода стоит в винительном падеже, то у определяемого существительного определите его одушевленность. Если оно одушевленное, то окончание причастия -ого, -его. Если неодушевленное, то окончание -ий, -ый.

3

Проверьте свои выводы еще раз.
Для этого задайте вопрос от определяемого существительного к причастию. Определите, какое окончание у вопроса. Такое окончание и причастия.
Именительный падеж. Книга какАЯ? — раскрытАЯ, солнце какОЕ? — сияющЕЕ, дом какОЙ? построеннЫЙ.
Родительный падеж. Книги какОЙ? -раскрытОЙ, солнца какОГО? — сияющЕГО, дома какОГО? — построеннОГО.
Дательный падеж. Книге какОЙ? — раскрытОЙ, солнцу какОМУ? — сияющЕМУ, дому какОМУ? — построеннОМУ.
Винительный падеж. Книгу какУЮ? — раскрытУЮ, солнце какОЕ? — сияющЕЕ, дом какОЙ? — построеннЫЙ.
Творительный падеж. Книгой какОЙ? — раскрытОЙ, солнцем какИМ? — сияющИМ, домом какИМ? — построеннЫМ.
Предложный падеж. О книге какОЙ? — раскрытОЙ, о солнце какОМ? — сияющЕМ, о доме какОМ? — построеннОМ.

Как просто

masterotvetov.com

ОКОНЧАНИЯ И СУФФИКСЫ ПРИЧАСТИЙ


⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 39Следующая ⇒

Упражнение 149. Прочитайте текст, устно разберите причастия.

Оглядываясь на пройденный путь, я вспоминаю до-

роги Германии, заваленные брошенными повозками;

сундуками, подушками. Из разорвавшихся перин летел

пух, уносимый ветром, и в теплый весенний день он

казался вьющимся снегом.

Колонны беженцев, оказавшись в зоне вспыхнув-

шего боя, видели перед собой горящие дома, дымящи-

еся развалины.

Непрекращающимся потоком шли пленные немцы.

Они не выглядели больше победителями и плелись, не

поднимая головы, как преступники, видящие надвига-

ющееся возмездие. Их дома были разрушены снарядами.

Их планы и мечты о мировом господстве раздавлены

гусеницами советских танков.

Поспешно убегали люди, стоявшие у власти. Недо-

писанные документы, валяющееся перо, не отправлен-

ные на почту письма, свидетельство об арийском про-

исхождении с незаполненными последними графами —

все было брошено.

Под ударами доблестной Советской Армии рухнула

гитлеровская разбойничья Германия. Наши войска всту-

пили в Берлин, и над рейхстагом взвилось овеянное

славой пурпурное знамя нашей победы.

Фашистские изверги, рассчитывавшие захватить

Москву, поработить советский народ, жестоко ошиб-

лись в своих расчетах.

Возмездие пришло. Вскоре правый суд народов ска-

зал свое решающее слово.

Вынесен справедливый приговор именем тех заму-

ченных, удушенных, расстрелянных, чьи страдания до

сих пор памятны всем борющимся за счастье народов.

 

Упражнение 150. Перепишите, вставляя пропущенные буквы

в окончаниях причастий.

1. Путешественник Ансело говорит о каком-то рус-

ском романе, прославивш…м автора и еще находят….ся

в рукописи (ГГ.). 2. Зарево на дальних высотах трепе-

щущ…м румянцем отразилось (Л.). 3. Я бегал по нескольку

раз в день на берег бушующ… Бугуруслана и стоял там

неподвижно, как очарованный, с сильно бьющ…ся серд-

цем, с прерывающ…ся дыханием (Акс.). 4. Я прожил с

ним несколько недель в Зальцбурге, небольшом город-

ке, славящ…ся своими водами, как будто излечивающ..

чахотку (Т.). 5. Терек бурлил в проснувш…ся лесу (Л: Т.).

6. Наконец воз был установлен на качающ…ся и дро-

жащ… паром (..). 7. Небольшое селение, приютивш…ся

над дальней речкой в бору, тонуло в каком-то особен-

ном сумраке (Кор.). 8. В побледневш…, вымороженн… небе

белое солнце торопливо описывало короткую кривую

(М. Г.). 9. Внизу, в закуривш…ся тумане, почти невиди-

мый, глухо шумел лес (А. Н. Т.). 10. Сплошным БОЮЩ…М

потоком пошли снаряды высоко над полем, где бойцы

в рукопашной схватке истребляли врага (Буб.).

Для с п р а в о к . Причастия имеют окончания, аналогич-

ные окончаниям вопросительного слова какой: к читавшему

(какому?) мальчику; с встречающимися (какими?) ошибками.

 

Упражнение 151. Перепишите, вставляя пропущенные буквы

в суффиксах действительных причастий.

1. На мысли, дыш…щие силой, как жемчуг, нижутся

слова (Л.). 2. В Ломоносове было два бор…щихся призва-

ния — поэта и ученого (Бел.). 3. Колебл…щийся полет

бабочек над свежей зелене…щей полянкой — одно из

прелестнейших зрелищ (Акс.). 4. Эти тонкие и прозрач-

ные узоры в золотой атмосфере, как мечты, тянутся в

дремл…щей душе (Гонч.). 5. Зло никогда не было зижд…-

щей силой, а зижд…щей силой являлось только добро

(С.-Щ.). 6. Ребята, кле…щие коробочки для игрушек,

отказывались вырезывать звезды (Леек.). 1. Вы смотрите

на полосатые громады кораблей, близко и далеко рас-

положенных по бухте, и на черные небольшие точки

шлюпок, движущихся по лазури, и на красивые стро-

ения городов, окрашенные, розовыми лучами утренне-

го солнца, видне…щиеся на Той стороне, и на далекий

неприятельский флот, маяч…щий на хрустальном го-

ризонте моря, и на пен…щиеся струи, в которых пры-

гают соляные пузырики, поднимаемые веслами (Л. Т.).

8. Сидел я и вдруг, знаете ли, почувствовал страшную

кол…щую боль в боку (Ч.). 9. Около строящейся купаль-

ни барахтается в воде плотник Герасим (Ч.). 10. Егорушка,

взглянув на дорогу, вообразил себе штук шесть высо-

ких, рядом скач…щих колесниц (Ч.). 11. Рыбьей чешуей

осыпаны и синие воды залива, лениво колыш…щиеся

под осенним солнцем (Купр.). 12. Едва брезж…щий рас-

свет не мог разбудить нас (Пришв.). 13. Я заметил осо-

бый вид можжевельника, стел…щийся по земле длин-

ными плетями (Apt.). 14. Людей незнач…щих для него не

существовало (Фед.). 15. Я поднимаю бинокль, вглядыва-

юсь в зыбл…щуюся глубину мертвой пустыни (Сок.-

Мик.).’

Д л я с п р а в о к . В действительных причастиях настоящего

времени пишутся суффиксы -ущ-, -ющ- у глаголов.I спряжения

(пишущий, реющий) и -вщ-, -ящ- у глаголов II спряжения (леча-

щий, видящий). От глагола брезжить образуется причастие брез-

жущий.

 

Упражнение 152. Перепишите, вставляя пропущенные буквы

в суффиксах страдательных причастий.

1. Между колесами телег, полузавеш…нных ковра-

ми, горит огонь (П.). 2. У порога лежал Швабрин, про-

стрел…нный дряхлою рукой отца моего (Я.). 3. Но при-

казчик его был обстрел….иная птица (Г.). 4. Со всех сто-

рон горы неприступные, красноватые скалы, обве-

ш…нные плющом (Л.). 5. Старик снял лисий малахай,

вымен…нный на жирную молодую лошадь (Акс.). 6. Я с

восторгом принялся рассказывать моей сестрице и дру-

гим все вид..,иные мной чудеса (Акс.). 7. Калиныч про-

вел нас в избушку, увеш…нную пучками сухих душис-

тых трав (Т.). 8. Вдруг страшный, едва слыш…мый звук

привлек наше внимание (Т.). 9. Чиркнула спичка, на се-

кунду осветив развеш…ные сети, сено, старика (Сераф.).

10. Ветер ударил в оконце избы, зазвенел скле…иными

газетой осколками стекол и взмыл по крыше и трубе

(Верес.). 11. В котле, подвеш…нном на сучковатой палке,

варилась рыба (Аре.). 12. На полях валялись застрел…н-

ные немцами коровы с огромными вздутыми животами

(Эренб.). 13. В завеш…нном тяжелой портьерой отдель-

ном кабинете за столом сидел Сережа (Саян.). 14. Встре-

пенулся Морозка, входя постепенно в привычный вы-

мер….нный круг (Фад.).. 15. У некоторых мальчиков на

руках грузно висели низки бычков, вывал…иных в мор-

ском песке, как в сухариках (Кат.). 16. Глауберова соль

плавает во взвеш…нном состоянии только зимой (Па-

уст.). 17. Ржавые большие листья мертвенно шелестели,

колебл…мые ветром, но не опадали (Аж.). 18. Это — клад-

бище оленей и лосей, загрыз…иных волками (Арам.).

Д л я с п р а в о к . .

• 1. В страдательных причастиях настоящего времени пишется

суффикс -ем- у глаголов I спряжения (посылаемый) и -им- у

глаголов II спряжения (видимый)’, но: движимый (от старого гла-

гола движима).

2. В страдательных причастиях прошедшего времени пишутся

суффиксы -анн-, -янн-, если соответствующий глагол оканчи-

вается в неопределенной форме на _-ать, -ять (прочитать —

прочитанный, засеять — засеянный), и -енн-, если глагол перед

суффиксом инфинитива имеет е (видеть — виденный), и (пора-

нить — пораненный) или оканчивается на -ти с предшествую-

щей согласной (спасти — спасенный) либо на -чь (сберечь —

сбреженный). От глаголов мерять, мучать (разговорные формы)

страдательные причастия образуются, как от литературных форм

мерить, мучить, с суффиксом -енн- (меренный, мученный).

 

Упражнение 153. Вставьте пропущенные буквы.

I. Бре…щий полет; двоякодыш…щие животные; зна-

мена, колыш…щиеся на ветру; колонизаторы, душ…-

шие свободу; колхозницы, пол…щие сорняки; леч…щий

врач; машина, мел…щая кофе; мельница, маш…щая

крыльями; народы, бор…щиеся за свободу; недорого

сто…щие книги; по независ…щим обстоятельствам;

пыш…щее здоровьем лицо; собаки, гон…щиеся за зай-

цем; стелющийся над рекой туман; тащ…щиеся по до-

роге усталые люди.

П. Выкач…нная из бака нефть, выкач…нная из под-

вала бочка, выслуш…нные замечания, высуш…нные

грибы, замеш…нный, в преступлении человек, заме-

ш…нное тесто, занавеш…нное окно, застроенный уча-

сток, крепко насто…нный чай, намасл…нный блин,

навеш…нное белье, навеш…нная дверь, перевеш…нный

товар, подвеш…нные флажки, подстре…нная утка, по-

серебр…нные ложки, пристреленный волк, пристре-

л…нное ружье, расстрел…иные предатели, удосто…н-

ный награды работник, увеш…нная орденами грудь.

 

Упражнение 154 (повторительное). Напишите текст под дик-

товку, потом сверьте написанное с напечатанным.

Не умолкая, шумели воды прилива, набегали гро-

хочущие волны, бьющиеся о подножье тороса.

Но вот буря стихла. Смолкли успокоившиеся волны,

придавленные тяжкой грудой льда. Ледяные поля при-

двинулись к самому берегу. Пошел гул, рокотом отдава-

ясь в глубине бора. Послышалось могучее шипенье,

шорох, треск ломающихся глыб, словно надвигалось

неукрощенное стоногое чудовище. Передовые льдины,

столкнувшись с торосом, сжатые напиравшей массой,

ползли на вершину и громоздились в причудливые горы.

Движение ледяной массы, встретив непреодолимую

преграду, превратилось в колоссальную энергию разру-

шения., И через несколько минут вдоль берега ломаны-

ми очертаниями поднялись новые громады.

Вдруг опять разъяренным зверем набежала буря,

разорвала тишину торжествующим воем, расколола ле-

дяной покров и беспорядочными грудами разбросала

его на многие километры.

Но вот ветер снова упал. Затихшие волны несли раз-

ломанные, рассеянные остатки ледяных полей, словно

разбитые обломки гигантского корабля. Струи воды, не

скованные льдом, вливались в свинцовые волны. Море

постепенно освобождалось от сковывавшего его льда.

Тучи поспешно сбегали с небесного свода, и вот он

уже весь кажется унизанным мерцающими звездами.

Долгая северная ночь раскинулась над глухо рокотав-

шим морем, еще не успокоившимся от недавней бури.

В темной пучине колеблющимся светом отражаются

яркие звезды. Мягкий синеватый отблеск озаряет

необъятную водную гладь, подернувшуюся тонким льди-

стым слоем, и над застывшим морем неподвижно по-

висла безмолвная тишина.

(По А. С. С е р а ф и м о в и ч у )

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Окончания причастий: правописание

Образование 1 сентября 2016

Как написать: за пятновыводящ… раствором, без чистящ… средства, с отбедливающ… пастой? Если есть проблема с постановкой пропущенных окончаний, то необходимо изучить эту тему.

Окончание причастий и прилагательных – одна орфограмма

Хотя правописание окончаний причастий является одной из самых проблемных орфограмм, однако правило выбора для неё очень простое – такое же, как и правописания окончаний прилагательных:

  • Окончания прилагательных и всех согласуемых частей речи нужно проверять по вопросу. В окончании могут быть гласные -о, -ы после основы на твёрдый согласный, -е, -и после мягких и шипящих согласных. Например: около (какого?) высокого забора; писать (каким?) синим карандашом, умиляться (какой?) спящей кошкой.

  • Внимание! Нельзя проверять вопросом формы прилагательных и согласуемых частей речи мужского рода единственного числа именительного падежа.

Итак, окончание причастий и прилагательных пишутся по одному и тому же правилу. Хотя не только они, так пишутся все окончания согласуемых частей речи, отвечающих на вопросы: какой? чей?

Падежные окончания причастий

Применим это правило, просклоняв причастия.

окончания причастий в мужском и среднем роде в ед.числе

родит. п.

какого?

нет чистящего средства, пятновыводящего раствора

дательн. п.

к какому?

к чистящему средству, пятновыводящему раствору

винитель. п.

какой? какое?

увидел чистящее средство, пятновыводящий раствор

творит. п.

с каким?

с чистящим средством, пятновыводящим раствором

предлож. п.

о каком?

о чистящем средстве, пятновыводящем растворе

окончания причастий в женском роде в ед. числе

родит. п.

какой?

нет отбеливающей пасты

дательн. п.

к какой?

к отбеливающей пасте

винитель. п.

какую?

увидел отбеливающую пасту

творит. п.

с какой?

с отбеливающей пастой

предлож. п.

о какой?

об отбеливающей пасте

окончания причастий во множеств. числе

родит. п.

каких?

нет дезинфицирующих средств

дательн. п.

к каким?

к дезинфицирующим средствам

винитель. п.

какие?

увидел дезинфицирующие средства

творит. п.

с какими?

с дезинфицирующими средствами

предлож. п.

о каких?

о дезинфицирующих средствах

Видео по теме

Практическое задание № 1

Теперь, когда известно, как нужно писать окончание причастий, правило понятно, можно приступить к практической части. Пока обратимся только к словосочетаниям, так как в предложениях нужно уметь находить главное слово, к которому относится причастие. Вставьте пропущенные гласные в окончаниях причастий:

  1. На пестреющ… лужайке.
  2. Опавш… листву.

  3. О летающ… мотыльке.
  4. За отнят… игрушку.
  5. К сидящ… малышке.
  6. Ребят, рассказывающ… о путешествии.
  7. От растревоженн… улья.
  8. Народы, борющ…ся за свободу.
  9. Из блюдечка, опрокинут… котёнком.
  10. Плескавш…ся волну.

Вопрос ставится к причастию от главного слова

Чтобы правильно написать гласные в окончаниях причастий, необходимо правильно поставить вопрос. Для постановки вопроса нужно найти главное слово, которое имеет значение действующего лица или предмета, испытывающего действие со стороны другого предмета.

действующий предмет

предмет, испытывающий действие со стороны другого предмета

котом (что он сделал?) запрыгнул

(каким?) запрыгнувшим

из чашки (что с ней сделал?) опрокинул

(какой?) опрокинутой

Таким образом, получится следующее:

Из чашки, опрокинут… котом, запрыгнувш… на стол, пролилось молоко.

Окончания причастий можно узнать только по тому вопросу, который поставлен от главного слова.

Практическое задание № 2

Какое слово будет главным, а какое зависимым в словосочетаниях?

  1. В написанном учеником сочинении.
  2. Распиленную плотником доску.
  3. По ведущей в парк тропинке.
  4. Посаженных нами цветов.
  5. В проверенной учителем тетради.
  6. На плескавшуюся у берега волну.
  7. В построенном в деревне доме.
  8. На покрашенном зелёной краской палисаднике.
  9. На взлетающий с площадки вертолёт.
  10. За летящим над лесом самолётом.

Практическое задание № 3

Отработаем правописание падежных окончаний причастий, вставив пропущенные окончания в следующих предложениях:

  1. В окно видно заросш… кустарником побережье реки.

  2. Мы свернули к речке, разливш…ся во время дождей.
  3. Народ помнит имена героев, отдавш… жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над заросш… окопами.
  4. В апреле 1940 года затонул шедш… на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
  5. Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, интересующ…. Космосом.
  6. Наступление дня, давно нами ожидаем…, было омрачено плохой погодой.
  7. Книги мы брали в библиотеке, основанн… ещё Антоном Павловичем Чеховым.
  8. Умом, направленн… на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.

  9. Мы были рады крупному дождю, успевш… прибить пыль, но не успевш… навести грязь.
  10. Нет ничего слаще покоя, покупаем… честным трудом.
  11. На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, продвигавш…ся нам навстречу.
  12. Лица всех побледнели от зеленоватого света, разливавш…ся на веранде.

Практическое задание № 4

Выполняя это задание, нужно раскрыть скобки в предложениях:

  1. В (сонный, застывший) тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
  2. Охотник разглядывал сквозь кусты (надвигающийся) фигуру огромного медведя.
  3. Над (потонувший в темноте) лесом стояла необычная тишь.
  4. Весеннее солнце радостно смотрело на (вымощенная серыми камнями) улицу.
  5. При (слабо льющийся) свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.

Практическое задание № 5

Найдите в тексте причастия, поставьте к ним вопросы от главного слова и проверьте правильность написания их окончаний.

Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи, всё застилающее до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящие лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья, ещё не сбросившую листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли, также устланным пушистым одеялом.

Ответы к практическим заданиям

№ 1

  1. На пестреющей (какой?) лужайке.
  2. Опавшую (какую?) листву.
  3. О летающем (каком?) мотыльке.
  4. За отнятую (какую?) игрушку.
  5. К сидящей (к какой?) малышке.
  6. Ребят (каких?), рассказывающих о путешествии.
  7. От растревоженного (какого?) улья.
  8. Народы (какие?), борющиеся за свободу.
  9. Из блюдечка (какого?), опрокинутого котёнком.
  10. Плескавшуюся (какую?) волну.

№ 2

Какое слово будет главным, а какое зависимым в словосочетаниях?

  1. В написанном (что с ним сделал? – страд.) учеником сочинении.
  2. Распиленную (что с ней сделал? – страд.) плотником доску.
  3. По ведущей (что она делает? – действ.) в парк тропинке.

  4. Посаженных (что с ними сделали? – страд.) нами цветов.
  5. В проверенной (что с ними сделали?) учителем тетради.
  6. На плескавшуюся (что она делает? – действ.) у берега волну.
  7. В построенном (что с ним сделали? – страд.) в деревне доме.
  8. На покрашенном (что с ним сделали? – страд.) зелёной краской палисаднике.
  9. На взлетающий (что он делает? – действ.) с площадки вертолёт.
  10. За летящим (что он делает? – действ.) над лесом самолётом.

№ 3

  1. В окно видно заросшее (какое?) кустарником побережье реки.
  2. Мы свернули к речке, (какой?) разлившейся во время дождей.
  3. Народ помнит имена героев, (каких?) отдавших жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над (какими?) заросшими окопами.
  4. В апреле 1940 года затонул (какой?) шедший на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
  5. Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, (какого?) интересующегося Космосом.
  6. Наступление дня, давно нами (какого?) ожидаемого, было омрачено плохой погодой.
  7. Книги мы брали в библиотеке, (какой?) основанной ещё Антоном Павловичем Чеховым.
  8. Умом, (каким?) направленным на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.
  9. Мы были рады крупному дождю, (какому?) успевшему прибить пыль, но не успевшему навести грязь.
  10. Нет ничего слаще покоя, (какого?) покупаемого честным трудом.
  11. На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, (каким?) продвигавшимся нам навстречу.
  12. Лица всех побледнели от зеленоватого света, (какого?) разливавшегося на веранде.

№ 4

  1. В сонной, застывшей тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
  2. Охотник разглядывал сквозь кусты надвигающуюся фигуру огромного медведя.
  3. Над потонувшим в темноте лесом стояла необычная тишь.
  4. Весеннее солнце радостно смотрело на вымощенную серыми камнями улицу.
  5. При слабо льющемся свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.

№ 5

Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи (какие?), всё застилающие до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящее (какое?) лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья (какие?), ещё не сбросившие листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли (какой?), также устланной пушистым одеялом.

Глаголы и причастия

Бывает так, что иногда люди путают глаголы с причастиями, так как связь между этими частями речи очень тесная – причастия образованы от глаголов:

  • Крыжовник поспел – поспевший крыжовник.
  • Собака лает – лающая собака.
  • Мальчик стоит – стоящий мальчик.
  • Грибы собрали – собранные грибы.
  • Поле засеяли – засеянное поле.
  • Рассказали историю – рассказанная история.
  • Лёд растаял – растаявший лёд.
  • Местность исследовали – исследованная местность.
  • Вещи разбросали – разбросанные вещи.
  • Детей обрадовали – обрадованные дети.
  • Окна осветились – освещённые окна.
  • Океан дремлет – дремлющий океан.
  • Тропинки заросли – заросшие тропинки.
  • Слова написали – написанные слова.
  • Стоят столбы – столбы стоящие.
  • Волны пенятся – пенящиеся волны.

  • Предмет движется – движущийся предмет.
  • Птиц потревожили – потревоженные птицы.
  • Народ борется – борющийся народ.
  • Тростники колышутся – колышущиеся тростники.
  • Канаву вырыли – вырытая канава.

Но различить их довольно просто – окончания глаголов и причастий совершенно разные. У глаголов окончания зависят от наклонения и времени.

В изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам:

ед.число

мн. число

1 лицо

я читаю, я вижу

мы читаем, мы видим

2 лицо

ты читаешь, ты видишь

вы читаете, вы видите

3 лицо

он читает, он видит

они читают, они видят

В изъявительном наклонении в прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам:

ед.число

мужской род

он читал, видел

женский род

она читала, видела

средней род

оно читало, видело

множественное число

они читали, видели

У причастий окончания такие же, как у согласуемых частей речи и зависят от рода, числа и падежа главного слова. Такого понятия, как личные окончания причастий в русском языке не существует.

Источник: fb.ru Образование
Личное окончание глаголов. Правописание

Какое личное окончание следует писать у той или иной части речи? Этот вопрос довольно часто возникает у школьников, но только в том случае, если последний слог какого-либо слова стоит в безударном положении. Ведь имен…

Образование
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий: правила, примеры. Глаголы первого спряжения

Русский язык достаточно сложный для изучения. Поэтому очень важно постоянно обновлять память, вспоминая школьную программу, чтобы поддерживать уровень владения языком. Даже если в школе вы учились на одни пятерки, пов…

Образование
Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения: правописание

Одной из самых сложных тем на уроках русского языка является «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения». Многим школьникам приходится прилагать усилия, чтобы разобраться в тонкостях этого вопроса. Попробу…

Образование
Окончания глаголов 1 и 2 спряжения, правописание

Наибольшие трудности при изучении курса морфологии у учащихся вызывают окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Их очень часто путают друг с другом, забывают немаленький список исключений. Как же быстро и качественно изучи…

Образование
Правописание суффиксов причастий: как приучить себя к двойному «н»

Не зря говорят, что русский язык считается вторым по сложности. На первом месте китайский, но в его иероглифах вы вряд ли найдете тему «Правописание суффиксов причастий». Но бог с ней, с китайской грамотой…

Образование
Правописание не с причастиями

Для того чтобы понять правописание причастий с частицей не, нужно вспомнить, что такое причастие. Мы знаем, что это такая форма глагола, которая обозначает признак в действии и обладает свойствами и глагола, и прилага…

Дом и семья
Сценарий: окончание 1 класса (праздник для детей)

Конец мая – радостное событие у многих детей и родителей: окончание 1 класса. Праздник по этому поводу устроить нужно обязательно! Ведь первоклассники – народ особый. Обучение в школе для них — пока ещё св…

Домашний уют
Пересадка винограда осенью после окончания листопада

Виноград — это щедрый дар природы, вкусный и благодаря своим свойствам антиоксиданта необычайно полезный. Районированные сорта этого южного растения приспособлены к различным условиям и вызревают даже в умеренном клим…

Духовное развитие
Можно ли чистить зубы перед причастием? Что можно и что нельзя перед причастием?

Многие православные верующие задают вопрос батюшкам очно, через интернет или интересуются у родных: можно ли чистить зубы перед причастием? Но это далеко не единственное, что могут спросить не только новички. Очень мн…

Духовное развитие
Земной поклон как делать правильно в православии? Когда делать земные поклоны на литургии? Когда нельзя делать земные поклоны? Можно ли после причастия делать земные поклоны?

Когда человек входит в храм Божий, он сразу чувствует, что попал в какую-то особую величественную и в то же время очень умиротворяющую обстановку – на небо, которое, однако, находится на земле. Здесь все несет в…

monateka.com

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *