Полные формы причастий (действительные и страдательные) | ||||||||
Падеж | Единственное число | Множественное число | ||||||
мужской род | женский род | средний род | ||||||
И. п. | -ий/-ый | прочитанный, называемый, звенящий | -ая | прочитанная, называемая, звенящая | -ее/-ое | прочитанное, называемое, звенящее | -ые/-ие | прочитанные, называемые, звенящие |
Р. п. | -его/-ого | прочитанного, называемого, звенящего | -ей/-ой | прочитанной, называемой, звенящей | -его/-ого | прочитанного, называемого, звенящего | -ых/-их | прочитанных, называемых, звенящих |
Д. п. | -ему/-ому | прочитанному, называемому, звенящему | -ей/-ой | прочитанной, называемой, звенящей | -ему/-ому | прочитанному, называемому, звенящему | -ым/-им | прочитанным, называемым, звенящим |
В. п. | -ий/-ый/-ого | прочитанный, называемого, звенящий | -ую | прочитанную, называемую, звенящую | -ее/-ое | прочитанное, называемое, звенящее | -ых/-их | прочитанных, называемых, звенящих |
Т. п. | -им/-ым | прочитанным, называемым, звенящим | -ей/ой | прочитанной, называемой, звенящей | -им/-ым | прочитанным, называемым, звенящим | -ыми/-ими | прочитанными, называемыми, звенящими |
П. п. | -ем/-ом | о прочитанном, о называемом, о звенящем | -ей/ой | о прочитанной, о называемой, о звенящей | -ем/-ом | о прочитанном, о называемом, о звенящем | -ых/-их | о прочитанных, о называемых, о звенящих |
Краткие формы причастий (только страдательные) | ||||||||
нулевое окончание | прочитан, называем | -а | прочитана, называема | прочитано, называемо | -ы | прочитаны, называемы |
obrazovaka.ru
Окончания причастий: правописание
Как написать: за пятновыводящ… раствором, без чистящ… средства, с отбедливающ… пастой? Если есть проблема с постановкой пропущенных окончаний, то необходимо изучить эту тему.
Окончание причастий и прилагательных – одна орфограмма
Хотя правописание окончаний причастий является одной из самых проблемных орфограмм, однако правило выбора для неё очень простое – такое же, как и правописания окончаний прилагательных:
- Окончания прилагательных и всех согласуемых частей речи нужно проверять по вопросу. В окончании могут быть гласные -о, -ы после основы на твёрдый согласный, -е, -и после мягких и шипящих согласных. Например: около (какого?) высокого забора; писать (каким?) синим карандашом, умиляться (какой?) спящей кошкой.
Итак, окончание причастий и прилагательных пишутся по одному и тому же правилу. Хотя не только они, так пишутся все окончания согласуемых частей речи, отвечающих на вопросы: какой? чей?
Падежные окончания причастий
Применим это правило, просклоняв причастия.
окончания причастий в мужском и среднем роде в ед.числе | ||
родит. п. | какого? | нет чистящего средства, пятновыводящего раствора |
дательн. п. | к какому? | к чистящему средству, пятновыводящему раствору |
винитель. п. | какой? какое? | увидел чистящее средство, пятновыводящий раствор |
творит. п. | с каким? | с чистящим средством, пятновыводящим раствором |
предлож. п. | о каком? | о чистящем средстве, пятновыводящем растворе |
окончания причастий в женском роде в ед. числе | ||
родит. п. | какой? | нет отбеливающей пасты |
дательн. п. | к какой? | к отбеливающей пасте |
винитель. п. | какую? | увидел отбеливающую пасту |
творит. п. | с какой? | с отбеливающей пастой |
предлож. п. | о какой? | об отбеливающей пасте |
окончания причастий во множеств. числе | ||
родит. п. | каких? | нет дезинфицирующих средств |
дательн. п. | к каким? | к дезинфицирующим средствам |
винитель. п. | какие? | увидел дезинфицирующие средства |
творит. п. | с какими? | с дезинфицирующими средствами |
предлож. п. | о каких? | о дезинфицирующих средствах |
Практическое задание № 1
Теперь, когда известно, как нужно писать окончание причастий, правило понятно, можно приступить к практической части. Пока обратимся только к словосочетаниям, так как в предложениях нужно уметь находить главное слово, к которому относится причастие. Вставьте пропущенные гласные в окончаниях причастий:
- На пестреющ… лужайке.
- Опавш… листву.
- О летающ… мотыльке.
- За отнят… игрушку.
- К сидящ… малышке.
- Ребят, рассказывающ… о путешествии.
- От растревоженн… улья.
- Народы, борющ…ся за свободу.
- Из блюдечка, опрокинут… котёнком.
- Плескавш…ся волну.
Вопрос ставится к причастию от главного слова
Чтобы правильно написать гласные в окончаниях причастий, необходимо правильно поставить вопрос. Для постановки вопроса нужно найти главное слово, которое имеет значение действующего лица или предмета, испытывающего действие со стороны другого предмета.
действующий предмет | предмет, испытывающий действие со стороны другого предмета |
котом (что он сделал?) запрыгнул (каким?) запрыгнувшим | из чашки (что с ней сделал?) опрокинул (какой?) опрокинутой |
Таким образом, получится следующее:
Из чашки, опрокинут… котом, запрыгнувш… на стол, пролилось молоко.
Окончания причастий можно узнать только по тому вопросу, который поставлен от главного слова.
Практическое задание № 2
Какое слово будет главным, а какое зависимым в словосочетаниях?
- В написанном учеником сочинении.
- Распиленную плотником доску.
- По ведущей в парк тропинке.
- Посаженных нами цветов.
- В проверенной учителем тетради.
- На плескавшуюся у берега волну.
- В построенном в деревне доме.
- На покрашенном зелёной краской палисаднике.
- На взлетающий с площадки вертолёт.
- За летящим над лесом самолётом.
Практическое задание № 3
Отработаем правописание падежных окончаний причастий, вставив пропущенные окончания в следующих предложениях:
- В окно видно заросш… кустарником побережье реки.
- Мы свернули к речке, разливш…ся во время дождей.
- Народ помнит имена героев, отдавш… жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над заросш… окопами.
- В апреле 1940 года затонул шедш… на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
- Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, интересующ…. Космосом.
- Наступление дня, давно нами ожидаем…, было омрачено плохой погодой.
- Книги мы брали в библиотеке, основанн… ещё Антоном Павловичем Чеховым.
- Умом, направленн… на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.
- Мы были рады крупному дождю, успевш… прибить пыль, но не успевш… навести грязь.
- Нет ничего слаще покоя, покупаем… честным трудом.
- На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, продвигавш…ся нам навстречу.
- Лица всех побледнели от зеленоватого света, разливавш…ся на веранде.
Практическое задание № 4
Выполняя это задание, нужно раскрыть скобки в предложениях:
- В (сонный, застывший) тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
- Охотник разглядывал сквозь кусты (надвигающийся) фигуру огромного медведя.
- Над (потонувший в темноте) лесом стояла необычная тишь.
- Весеннее солнце радостно смотрело на (вымощенная серыми камнями) улицу.
- При (слабо льющийся) свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.
Практическое задание № 5
Найдите в тексте причастия, поставьте к ним вопросы от главного слова и проверьте правильность написания их окончаний.
Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи, всё застилающее до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящие лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья, ещё не сбросившую листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли, также устланным пушистым одеялом.
Ответы к практическим заданиям
№ 1
- На пестреющей (какой?) лужайке.
- Опавшую (какую?) листву.
- О летающем (каком?) мотыльке.
- За отнятую (какую?) игрушку.
- К сидящей (к какой?) малышке.
- Ребят (каких?), рассказывающих о путешествии.
- От растревоженного (какого?) улья.
- Народы (какие?), борющиеся за свободу.
- Из блюдечка (какого?), опрокинутого котёнком.
- Плескавшуюся (какую?) волну.
№ 2
Какое слово будет главным, а какое зависимым в словосочетаниях?
- В написанном (что с ним сделал? – страд.) учеником сочинении.
- Распиленную (что с ней сделал? – страд.) плотником доску.
- По ведущей (что она делает? – действ.) в парк тропинке.
- Посаженных (что с ними сделали? – страд.) нами цветов.
- В проверенной (что с ними сделали?) учителем тетради.
- На плескавшуюся (что она делает? – действ.) у берега волну.
- В построенном (что с ним сделали? – страд.) в деревне доме.
- На покрашенном (что с ним сделали? – страд.) зелёной краской палисаднике.
- На взлетающий (что он делает? – действ.) с площадки вертолёт.
- За летящим (что он делает? – действ.) над лесом самолётом.
№ 3
- В окно видно заросшее (какое?) кустарником побережье реки.
- Мы свернули к речке, (какой?) разлившейся во время дождей.
- Народ помнит имена героев, (каких?) отдавших жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над (какими?) заросшими окопами.
- В апреле 1940 года затонул (какой?) шедший на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
- Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, (какого?) интересующегося Космосом.
- Наступление дня, давно нами (какого?) ожидаемого, было омрачено плохой погодой.
- Книги мы брали в библиотеке, (какой?) основанной ещё Антоном Павловичем Чеховым.
- Умом, (каким?) направленным на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.
- Мы были рады крупному дождю, (какому?) успевшему прибить пыль, но не успевшему навести грязь.
- Нет ничего слаще покоя, (какого?) покупаемого честным трудом.
- На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, (каким?) продвигавшимся нам навстречу.
- Лица всех побледнели от зеленоватого света, (какого?) разливавшегося на веранде.
№ 4
- В сонной, застывшей тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
- Охотник разглядывал сквозь кусты надвигающуюся фигуру огромного медведя.
- Над потонувшим в темноте лесом стояла необычная тишь.
- Весеннее солнце радостно смотрело на вымощенную серыми камнями улицу.
- При слабо льющемся свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.
№ 5
Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи (какие?), всё застилающие до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящее (какое?) лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья (какие?), ещё не сбросившие листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли (какой?), также устланной пушистым одеялом.
Глаголы и причастия
Бывает так, что иногда люди путают глаголы с причастиями, так как связь между этими частями речи очень тесная – причастия образованы от глаголов:
- Крыжовник поспел – поспевший крыжовник.
- Собака лает – лающая собака.
- Мальчик стоит – стоящий мальчик.
- Грибы собрали – собранные грибы.
- Поле засеяли – засеянное поле.
- Рассказали историю – рассказанная история.
- Лёд растаял – растаявший лёд.
- Местность исследовали – исследованная местность.
- Вещи разбросали – разбросанные вещи.
- Детей обрадовали – обрадованные дети.
- Окна осветились – освещённые окна.
- Океан дремлет – дремлющий океан.
- Тропинки заросли – заросшие тропинки.
- Слова написали – написанные слова.
- Стоят столбы – столбы стоящие.
- Волны пенятся – пенящиеся волны.
- Предмет движется – движущийся предмет.
- Птиц потревожили – потревоженные птицы.
- Народ борется – борющийся народ.
- Тростники колышутся – колышущиеся тростники.
- Канаву вырыли – вырытая канава.
Но различить их довольно просто – окончания глаголов и причастий совершенно разные. У глаголов окончания зависят от наклонения и времени.
В изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам:
ед.число | мн. число | |
1 лицо | я читаю, я вижу | мы читаем, мы видим |
2 лицо | ты читаешь, ты видишь | вы читаете, вы видите |
3 лицо | он читает, он видит | они читают, они видят |
В изъявительном наклонении в прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам:
ед.число | |
мужской род | он читал, видел |
женский род | она читала, видела |
средней род | оно читало, видело |
множественное число | они читали, видели |
У причастий окончания такие же, как у согласуемых частей речи и зависят от рода, числа и падежа главного слова. Такого понятия, как личные окончания причастий в русском языке не существует.
fb.ru
Падеж | Единственное число | Множественное число | ||
мужской род | средний род | женский род | ||
И. п. | упрощаемый, найденный, игравший | упрощаемое, найденное, игравшее | упрощаемая, найденная, игравшая | упрощаемые, найденные, игравшие |
Р. п. | упрощаемого, найденного, игравшего | упрощаемого, найденного, игравшего | упрощаемой, найденной, игравшей | упрощаемых, найденных, игравших |
Д. п. | упрощаемому, найденному, игравшему | упрощаемому, найденному, игравшему | упрощаемой, найденной, игравшей | упрощаемым, найденным, игравшим |
В. п. | упрощаемый/упрощаемого, найденный/найденного, игравший/игравшего | упрощаемое, найденное, игравшее | упрощаемую, найденную, игравшую | упрощаемых, найденных, игравших |
Т. п. | упрощаемым, найденным, игравшим | упрощаемым, найденным, игравшим | упрощаемой, найденной, игравшей | упрощаемыми, найденными, игравшими |
П. п. | об упрощаемом, о найденном, об игравшем | об упрощаемом, о найденном, об игравшем | об упрощаемой, о найденной, об игравшей | об упрощаемых, о найденных, об игравших |
obrazovaka.ru
Суффиксы причастий и их окончания :: SYL.ru
Какие суффиксы причастий существуют в русском языке? Ответ на этот несложный вопрос вы найдете в материалах данной статьи.
Общая информация
Перед тем как представить суффиксы причастий, следует рассказать о том, что это вообще за часть речи. Причастием называют самостоятельную часть речи (или особую форму глагола), обладающую свойствами и имени прилагательного, и глагола. Как правило, оно обозначает признак какого-либо предмета по действию, а также отвечает на следующие вопросы: «каков?», «какой?», «что делавший?», «что делающий?», «что сделавший?».
Какие виды причастий существуют?
Те или иные суффиксы причастий формируются в зависимости от того, как именно было образовано слово. Таким образом, представленная часть речи подразделяется на следующие виды:
- причастия страдательные наст. вр.;
- причастия страдательные прош. вр.;
- причастия действительные наст. вр.;
- причастия действительные прош. вр..
Причастия страдательные наст. вр.
Страдательный вид образуется от переходных глаголов (от основы наст. вр.) несовершенного вида. Различают следующие суффиксы причастий:
- -ем- или –ом-. Такие причастия образуются только от глаголов 1-го спряжения (понимать → понима(ем) → понимаемый; рисовать → рису(ем) → рисуемый; читать → чита(ем) → читаемый).
- -им-. Данный суффикс пишется в том случае, если причастие образовывается от глагола 2-го спряжения (терпеть → терп(им) → терпимый; зависеть → завис(им) →зависимый).
Причастия страдательные прош. вр.
Такие причастия формируются от переходных глаголов (от основы прош. вр.) совершенного или же несовершенного вида. Они имеют следующие суффиксы:
1. -н(н)-. Данный суффикс используется в таких случаях:
- Если причастие образовывается от глаголов на -ять, -ать или –еть (например, загнать – загнанный, обсмеять – обсмеянный, просмотреть – просмотренный).
- Если причастие образовывается от глаголов, у которых есть следующие суффиксы: -ева-, ова- (например, шифр-ова-нный, марин-ова-нный).
- Если причастие образовывается от глагола соверш. вида. Например: (что сделать?) завязать → завязанный.
2. -ён(н)- или -ен(н)–. Такие суффиксы используются в следующих случаях:
- Если причастие образовывается от глаголов, которые оканчиваются на –сти или –чь, а также на –ить (стричь – стриженный, унести – унесённый, решить –решённый, подстрелить – подстреленный).
- Если причастие образовывается от глагола соверш. вида. Например: (что сделать?) замесить → замешенный.
- Если в полном причастии есть приставка (кроме приставки не-). Например: сварить → сваренный, покрасить → покрашенный.
- Если у полного причастия есть зависимое слово. Например: крашенный забор.
3. -т-. Такой суффикс используется, если причастие образовывается от глагола с основой на –оть, -нуть, -ереть (свернуть — свернутый, колоть – колотый, бить – битый, запереть – запертый).
Данные причастия образуются от непереходных и переходных глаголов (от основы наст. вр.) несовершенного вида при помощи таких суффиксов, как:
1. -ущ– или -ющ-. Представленные суффиксы используются, если причастие образовывается от глагола 1-ого спряжения. Приведем пример: читать → чита(ют) → читающий; колоть → кол(ют) → колющий; писать → пиш(ут) → пишущий.
2. -ащ– или -ящ-. Такие суффиксы используются, если причастие образовывается от глагола 2-ого спряжения. Приведем пример: говорить → говор(ят) → говорящий; видеть → вид(ят) → видящий; клеить → кле(ят) → клеящий. Однако у данного правила есть свои исключения: брезжущий, зиждущийся, мучающий, меряющий, мерящий.
Причастия действительные прош. вр.
Названные причастия образуются от непереходных и переходных глаголов (от основы прош. вр.) совершенного или же несовершенного вида при помощи следующих суффиксов:
1. –вш-. Данный суффикс используется, если причастие образовывается от глагола с основой на гласную букву. Например: устать – уставший, играть – игравший. Следует особо отметить, что перед -вш- пишется такая же гласная, что и перед суффиксом -л- в форме прошедшем времени, а также в инфинитиве перед суффиксом -ть (надеяться, надеялся – надеявшийся).
2. –ш-. Данный суффикс используется, если причастие образовывается от глагола с основой на согласную букву. Например: лезть → лез → лезший, нести → нес → несший.
Основные правила
- Суффиксы причастий – это формообразующие суффиксы. Как правило, они не входят в состав основы слова при его морфемном анализе.
- В суффиксе -ённ- страдательных причастий (или в краткой форме -ён-) прош. вр. после шипящих пишется «ё», если она находится под ударением (поражён – поражённый).
- После шипящих щ, ж, ч и ш пишутся гласные а, и, е, у (например, печёный).
- В суффиксах кратких причастий ставится одна -н.
- Только страдательные причастия, образующиеся от переходных глаголов, могут иметь краткую и полную форму (например, склеен – склеенный).
- Причастия страдательные прош., а также наст. вр. могут образовываться путем присоединения к форме действительного залога постфикса –ся (например, продава-вш(ие)ся).
Правописание окончаний причастий
У всех причастий имеются такие же окончания, что и у имен прилагательных. В связи с этим написание таких гласных проверяется при помощи соответствующих вопросов. Приведем пример: Море (какое?) бушующее; В море (каком?) бушующем; С морем (каким?) бушующим.
Подведем итоги
Зная все описанные правила постановки суффиксов в причастиях, вы можете легко и быстро создать грамотный текст. Также следует отметить, что очень важно уметь различать отглагольные прилагательные и причастия. Ведь правила их написания значительно отличаются.
www.syl.ru
Как определить окончание причастия
Причастие, как и прилагательное, отвечает на вопрос «какой?», «какая?», «какое?» и «какие?» Оно склоняется, то есть изменяется по падежам точно так же, как прилагательное. Значит и окончание у него определяется, как у прилагательного.
Спонсор размещения P&G Статьи по теме «Как определить окончание причастия» Как определить окончание Как определить окончание существительного Как отличить прилагательное от причастияИнструкция
1
Определите род существительного, к которому относится причастие. Например, голубеющая даль — женский род, вставленное окно — средний род, повстречавшийся старик — мужской род.
2
Проверьте окончание причастия, опираясь на правило.
Причастия женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах имеют окончания -ой, -ей. В именительном падеже окончание -ая, -яя. В винительном падеже окончание -ую, -юю.
Причастия мужского и среднего рода в родительном падеже имеют окончания -ого, -его. В дательном падеже -ому, ему. В творительном -ым, им. В предложном -ом, -ем.
В именительном падеже причастия среднего рода имеют окончания -ое, -ее, а причастия мужского рода окончания -ий, -ый, -ой.
В винительном падеже причастия среднего рода имеют окончания -ое,ее.
Если причастие мужского рода стоит в винительном падеже, то у определяемого существительного определите его одушевленность. Если оно одушевленное, то окончание причастия -ого, -его. Если неодушевленное, то окончание -ий, -ый.
3
Проверьте свои выводы еще раз.
Для этого задайте вопрос от определяемого существительного к причастию. Определите, какое окончание у вопроса. Такое окончание и причастия.
Именительный падеж. Книга какАЯ? — раскрытАЯ, солнце какОЕ? — сияющЕЕ, дом какОЙ? построеннЫЙ.
Родительный падеж. Книги какОЙ? -раскрытОЙ, солнца какОГО? — сияющЕГО, дома какОГО? — построеннОГО.
Дательный падеж. Книге какОЙ? — раскрытОЙ, солнцу какОМУ? — сияющЕМУ, дому какОМУ? — построеннОМУ.
Винительный падеж. Книгу какУЮ? — раскрытУЮ, солнце какОЕ? — сияющЕЕ, дом какОЙ? — построеннЫЙ.
Творительный падеж. Книгой какОЙ? — раскрытОЙ, солнцем какИМ? — сияющИМ, домом какИМ? — построеннЫМ.
Предложный падеж. О книге какОЙ? — раскрытОЙ, о солнце какОМ? — сияющЕМ, о доме какОМ? — построеннОМ.
masterotvetov.com
ОКОНЧАНИЯ И СУФФИКСЫ ПРИЧАСТИЙ
⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 39Следующая ⇒
Упражнение 149. Прочитайте текст, устно разберите причастия.
Оглядываясь на пройденный путь, я вспоминаю до-
роги Германии, заваленные брошенными повозками;
сундуками, подушками. Из разорвавшихся перин летел
пух, уносимый ветром, и в теплый весенний день он
казался вьющимся снегом.
Колонны беженцев, оказавшись в зоне вспыхнув-
шего боя, видели перед собой горящие дома, дымящи-
еся развалины.
Непрекращающимся потоком шли пленные немцы.
Они не выглядели больше победителями и плелись, не
поднимая головы, как преступники, видящие надвига-
ющееся возмездие. Их дома были разрушены снарядами.
Их планы и мечты о мировом господстве раздавлены
гусеницами советских танков.
Поспешно убегали люди, стоявшие у власти. Недо-
писанные документы, валяющееся перо, не отправлен-
ные на почту письма, свидетельство об арийском про-
исхождении с незаполненными последними графами —
все было брошено.
Под ударами доблестной Советской Армии рухнула
гитлеровская разбойничья Германия. Наши войска всту-
пили в Берлин, и над рейхстагом взвилось овеянное
славой пурпурное знамя нашей победы.
Фашистские изверги, рассчитывавшие захватить
Москву, поработить советский народ, жестоко ошиб-
лись в своих расчетах.
Возмездие пришло. Вскоре правый суд народов ска-
зал свое решающее слово.
Вынесен справедливый приговор именем тех заму-
ченных, удушенных, расстрелянных, чьи страдания до
сих пор памятны всем борющимся за счастье народов.
Упражнение 150. Перепишите, вставляя пропущенные буквы
в окончаниях причастий.
1. Путешественник Ансело говорит о каком-то рус-
ском романе, прославивш…м автора и еще находят….ся
в рукописи (ГГ.). 2. Зарево на дальних высотах трепе-
щущ…м румянцем отразилось (Л.). 3. Я бегал по нескольку
раз в день на берег бушующ… Бугуруслана и стоял там
неподвижно, как очарованный, с сильно бьющ…ся серд-
цем, с прерывающ…ся дыханием (Акс.). 4. Я прожил с
ним несколько недель в Зальцбурге, небольшом город-
ке, славящ…ся своими водами, как будто излечивающ..
чахотку (Т.). 5. Терек бурлил в проснувш…ся лесу (Л: Т.).
6. Наконец воз был установлен на качающ…ся и дро-
жащ… паром (..). 7. Небольшое селение, приютивш…ся
над дальней речкой в бору, тонуло в каком-то особен-
ном сумраке (Кор.). 8. В побледневш…, вымороженн… небе
белое солнце торопливо описывало короткую кривую
(М. Г.). 9. Внизу, в закуривш…ся тумане, почти невиди-
мый, глухо шумел лес (А. Н. Т.). 10. Сплошным БОЮЩ…М
потоком пошли снаряды высоко над полем, где бойцы
в рукопашной схватке истребляли врага (Буб.).
Для с п р а в о к . Причастия имеют окончания, аналогич-
ные окончаниям вопросительного слова какой: к читавшему
(какому?) мальчику; с встречающимися (какими?) ошибками.
Упражнение 151. Перепишите, вставляя пропущенные буквы
в суффиксах действительных причастий.
1. На мысли, дыш…щие силой, как жемчуг, нижутся
слова (Л.). 2. В Ломоносове было два бор…щихся призва-
ния — поэта и ученого (Бел.). 3. Колебл…щийся полет
бабочек над свежей зелене…щей полянкой — одно из
прелестнейших зрелищ (Акс.). 4. Эти тонкие и прозрач-
ные узоры в золотой атмосфере, как мечты, тянутся в
дремл…щей душе (Гонч.). 5. Зло никогда не было зижд…-
щей силой, а зижд…щей силой являлось только добро
(С.-Щ.). 6. Ребята, кле…щие коробочки для игрушек,
отказывались вырезывать звезды (Леек.). 1. Вы смотрите
на полосатые громады кораблей, близко и далеко рас-
положенных по бухте, и на черные небольшие точки
шлюпок, движущихся по лазури, и на красивые стро-
ения городов, окрашенные, розовыми лучами утренне-
го солнца, видне…щиеся на Той стороне, и на далекий
неприятельский флот, маяч…щий на хрустальном го-
ризонте моря, и на пен…щиеся струи, в которых пры-
гают соляные пузырики, поднимаемые веслами (Л. Т.).
8. Сидел я и вдруг, знаете ли, почувствовал страшную
кол…щую боль в боку (Ч.). 9. Около строящейся купаль-
ни барахтается в воде плотник Герасим (Ч.). 10. Егорушка,
взглянув на дорогу, вообразил себе штук шесть высо-
ких, рядом скач…щих колесниц (Ч.). 11. Рыбьей чешуей
осыпаны и синие воды залива, лениво колыш…щиеся
под осенним солнцем (Купр.). 12. Едва брезж…щий рас-
свет не мог разбудить нас (Пришв.). 13. Я заметил осо-
бый вид можжевельника, стел…щийся по земле длин-
ными плетями (Apt.). 14. Людей незнач…щих для него не
существовало (Фед.). 15. Я поднимаю бинокль, вглядыва-
юсь в зыбл…щуюся глубину мертвой пустыни (Сок.-
Мик.).’
Д л я с п р а в о к . В действительных причастиях настоящего
времени пишутся суффиксы -ущ-, -ющ- у глаголов.I спряжения
(пишущий, реющий) и -вщ-, -ящ- у глаголов II спряжения (леча-
щий, видящий). От глагола брезжить образуется причастие брез-
жущий.
Упражнение 152. Перепишите, вставляя пропущенные буквы
в суффиксах страдательных причастий.
1. Между колесами телег, полузавеш…нных ковра-
ми, горит огонь (П.). 2. У порога лежал Швабрин, про-
стрел…нный дряхлою рукой отца моего (Я.). 3. Но при-
казчик его был обстрел….иная птица (Г.). 4. Со всех сто-
рон горы неприступные, красноватые скалы, обве-
ш…нные плющом (Л.). 5. Старик снял лисий малахай,
вымен…нный на жирную молодую лошадь (Акс.). 6. Я с
восторгом принялся рассказывать моей сестрице и дру-
гим все вид..,иные мной чудеса (Акс.). 7. Калиныч про-
вел нас в избушку, увеш…нную пучками сухих душис-
тых трав (Т.). 8. Вдруг страшный, едва слыш…мый звук
привлек наше внимание (Т.). 9. Чиркнула спичка, на се-
кунду осветив развеш…ные сети, сено, старика (Сераф.).
10. Ветер ударил в оконце избы, зазвенел скле…иными
газетой осколками стекол и взмыл по крыше и трубе
(Верес.). 11. В котле, подвеш…нном на сучковатой палке,
варилась рыба (Аре.). 12. На полях валялись застрел…н-
ные немцами коровы с огромными вздутыми животами
(Эренб.). 13. В завеш…нном тяжелой портьерой отдель-
ном кабинете за столом сидел Сережа (Саян.). 14. Встре-
пенулся Морозка, входя постепенно в привычный вы-
мер….нный круг (Фад.).. 15. У некоторых мальчиков на
руках грузно висели низки бычков, вывал…иных в мор-
ском песке, как в сухариках (Кат.). 16. Глауберова соль
плавает во взвеш…нном состоянии только зимой (Па-
уст.). 17. Ржавые большие листья мертвенно шелестели,
колебл…мые ветром, но не опадали (Аж.). 18. Это — клад-
бище оленей и лосей, загрыз…иных волками (Арам.).
Д л я с п р а в о к . .
• 1. В страдательных причастиях настоящего времени пишется
суффикс -ем- у глаголов I спряжения (посылаемый) и -им- у
глаголов II спряжения (видимый)’, но: движимый (от старого гла-
гола движима).
2. В страдательных причастиях прошедшего времени пишутся
суффиксы -анн-, -янн-, если соответствующий глагол оканчи-
вается в неопределенной форме на _-ать, -ять (прочитать —
прочитанный, засеять — засеянный), и -енн-, если глагол перед
суффиксом инфинитива имеет е (видеть — виденный), и (пора-
нить — пораненный) или оканчивается на -ти с предшествую-
щей согласной (спасти — спасенный) либо на -чь (сберечь —
сбреженный). От глаголов мерять, мучать (разговорные формы)
страдательные причастия образуются, как от литературных форм
мерить, мучить, с суффиксом -енн- (меренный, мученный).
Упражнение 153. Вставьте пропущенные буквы.
I. Бре…щий полет; двоякодыш…щие животные; зна-
мена, колыш…щиеся на ветру; колонизаторы, душ…-
шие свободу; колхозницы, пол…щие сорняки; леч…щий
врач; машина, мел…щая кофе; мельница, маш…щая
крыльями; народы, бор…щиеся за свободу; недорого
сто…щие книги; по независ…щим обстоятельствам;
пыш…щее здоровьем лицо; собаки, гон…щиеся за зай-
цем; стелющийся над рекой туман; тащ…щиеся по до-
роге усталые люди.
П. Выкач…нная из бака нефть, выкач…нная из под-
вала бочка, выслуш…нные замечания, высуш…нные
грибы, замеш…нный, в преступлении человек, заме-
ш…нное тесто, занавеш…нное окно, застроенный уча-
сток, крепко насто…нный чай, намасл…нный блин,
навеш…нное белье, навеш…нная дверь, перевеш…нный
товар, подвеш…нные флажки, подстре…нная утка, по-
серебр…нные ложки, пристреленный волк, пристре-
л…нное ружье, расстрел…иные предатели, удосто…н-
ный награды работник, увеш…нная орденами грудь.
Упражнение 154 (повторительное). Напишите текст под дик-
товку, потом сверьте написанное с напечатанным.
Не умолкая, шумели воды прилива, набегали гро-
хочущие волны, бьющиеся о подножье тороса.
Но вот буря стихла. Смолкли успокоившиеся волны,
придавленные тяжкой грудой льда. Ледяные поля при-
двинулись к самому берегу. Пошел гул, рокотом отдава-
ясь в глубине бора. Послышалось могучее шипенье,
шорох, треск ломающихся глыб, словно надвигалось
неукрощенное стоногое чудовище. Передовые льдины,
столкнувшись с торосом, сжатые напиравшей массой,
ползли на вершину и громоздились в причудливые горы.
Движение ледяной массы, встретив непреодолимую
преграду, превратилось в колоссальную энергию разру-
шения., И через несколько минут вдоль берега ломаны-
ми очертаниями поднялись новые громады.
Вдруг опять разъяренным зверем набежала буря,
разорвала тишину торжествующим воем, расколола ле-
дяной покров и беспорядочными грудами разбросала
его на многие километры.
Но вот ветер снова упал. Затихшие волны несли раз-
ломанные, рассеянные остатки ледяных полей, словно
разбитые обломки гигантского корабля. Струи воды, не
скованные льдом, вливались в свинцовые волны. Море
постепенно освобождалось от сковывавшего его льда.
Тучи поспешно сбегали с небесного свода, и вот он
уже весь кажется унизанным мерцающими звездами.
Долгая северная ночь раскинулась над глухо рокотав-
шим морем, еще не успокоившимся от недавней бури.
В темной пучине колеблющимся светом отражаются
яркие звезды. Мягкий синеватый отблеск озаряет
необъятную водную гладь, подернувшуюся тонким льди-
стым слоем, и над застывшим морем неподвижно по-
висла безмолвная тишина.
(По А. С. С е р а ф и м о в и ч у )
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
Окончания причастий: правописание
Образование 1 сентября 2016Как написать: за пятновыводящ… раствором, без чистящ… средства, с отбедливающ… пастой? Если есть проблема с постановкой пропущенных окончаний, то необходимо изучить эту тему.
Окончание причастий и прилагательных – одна орфограмма
Хотя правописание окончаний причастий является одной из самых проблемных орфограмм, однако правило выбора для неё очень простое – такое же, как и правописания окончаний прилагательных:
- Окончания прилагательных и всех согласуемых частей речи нужно проверять по вопросу. В окончании могут быть гласные -о, -ы после основы на твёрдый согласный, -е, -и после мягких и шипящих согласных. Например: около (какого?) высокого забора; писать (каким?) синим карандашом, умиляться (какой?) спящей кошкой.
- Внимание! Нельзя проверять вопросом формы прилагательных и согласуемых частей речи мужского рода единственного числа именительного падежа.
Итак, окончание причастий и прилагательных пишутся по одному и тому же правилу. Хотя не только они, так пишутся все окончания согласуемых частей речи, отвечающих на вопросы: какой? чей?
Падежные окончания причастий
Применим это правило, просклоняв причастия.
окончания причастий в мужском и среднем роде в ед.числе | ||
родит. п. | какого? | нет чистящего средства, пятновыводящего раствора |
дательн. п. | к какому? | к чистящему средству, пятновыводящему раствору |
винитель. п. | какой? какое? | увидел чистящее средство, пятновыводящий раствор |
творит. п. | с каким? | с чистящим средством, пятновыводящим раствором |
предлож. п. | о каком? | о чистящем средстве, пятновыводящем растворе |
окончания причастий в женском роде в ед. числе | ||
родит. п. | какой? | нет отбеливающей пасты |
дательн. п. | к какой? | к отбеливающей пасте |
винитель. п. | какую? | увидел отбеливающую пасту |
творит. п. | с какой? | с отбеливающей пастой |
предлож. п. | о какой? | об отбеливающей пасте |
окончания причастий во множеств. числе | ||
родит. п. | каких? | нет дезинфицирующих средств |
дательн. п. | к каким? | к дезинфицирующим средствам |
винитель. п. | какие? | увидел дезинфицирующие средства |
творит. п. | с какими? | с дезинфицирующими средствами |
предлож. п. | о каких? | о дезинфицирующих средствах |
Видео по теме
Практическое задание № 1
Теперь, когда известно, как нужно писать окончание причастий, правило понятно, можно приступить к практической части. Пока обратимся только к словосочетаниям, так как в предложениях нужно уметь находить главное слово, к которому относится причастие. Вставьте пропущенные гласные в окончаниях причастий:
- На пестреющ… лужайке.
- Опавш… листву.
- О летающ… мотыльке.
- За отнят… игрушку.
- К сидящ… малышке.
- Ребят, рассказывающ… о путешествии.
- От растревоженн… улья.
- Народы, борющ…ся за свободу.
- Из блюдечка, опрокинут… котёнком.
- Плескавш…ся волну.
Вопрос ставится к причастию от главного слова
Чтобы правильно написать гласные в окончаниях причастий, необходимо правильно поставить вопрос. Для постановки вопроса нужно найти главное слово, которое имеет значение действующего лица или предмета, испытывающего действие со стороны другого предмета.
действующий предмет | предмет, испытывающий действие со стороны другого предмета |
котом (что он сделал?) запрыгнул (каким?) запрыгнувшим | из чашки (что с ней сделал?) опрокинул (какой?) опрокинутой |
Таким образом, получится следующее:
Из чашки, опрокинут… котом, запрыгнувш… на стол, пролилось молоко.
Окончания причастий можно узнать только по тому вопросу, который поставлен от главного слова.
Практическое задание № 2
Какое слово будет главным, а какое зависимым в словосочетаниях?
- В написанном учеником сочинении.
- Распиленную плотником доску.
- По ведущей в парк тропинке.
- Посаженных нами цветов.
- В проверенной учителем тетради.
- На плескавшуюся у берега волну.
- В построенном в деревне доме.
- На покрашенном зелёной краской палисаднике.
- На взлетающий с площадки вертолёт.
- За летящим над лесом самолётом.
Практическое задание № 3
Отработаем правописание падежных окончаний причастий, вставив пропущенные окончания в следующих предложениях:
- В окно видно заросш… кустарником побережье реки.
- Мы свернули к речке, разливш…ся во время дождей.
- Народ помнит имена героев, отдавш… жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над заросш… окопами.
- В апреле 1940 года затонул шедш… на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
- Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, интересующ…. Космосом.
- Наступление дня, давно нами ожидаем…, было омрачено плохой погодой.
- Книги мы брали в библиотеке, основанн… ещё Антоном Павловичем Чеховым.
- Умом, направленн… на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.
- Мы были рады крупному дождю, успевш… прибить пыль, но не успевш… навести грязь.
- Нет ничего слаще покоя, покупаем… честным трудом.
- На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, продвигавш…ся нам навстречу.
- Лица всех побледнели от зеленоватого света, разливавш…ся на веранде.
Практическое задание № 4
Выполняя это задание, нужно раскрыть скобки в предложениях:
- В (сонный, застывший) тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
- Охотник разглядывал сквозь кусты (надвигающийся) фигуру огромного медведя.
- Над (потонувший в темноте) лесом стояла необычная тишь.
- Весеннее солнце радостно смотрело на (вымощенная серыми камнями) улицу.
- При (слабо льющийся) свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.
Практическое задание № 5
Найдите в тексте причастия, поставьте к ним вопросы от главного слова и проверьте правильность написания их окончаний.
Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи, всё застилающее до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящие лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья, ещё не сбросившую листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли, также устланным пушистым одеялом.
Ответы к практическим заданиям
№ 1
- На пестреющей (какой?) лужайке.
- Опавшую (какую?) листву.
- О летающем (каком?) мотыльке.
- За отнятую (какую?) игрушку.
- К сидящей (к какой?) малышке.
- Ребят (каких?), рассказывающих о путешествии.
- От растревоженного (какого?) улья.
- Народы (какие?), борющиеся за свободу.
- Из блюдечка (какого?), опрокинутого котёнком.
- Плескавшуюся (какую?) волну.
№ 2
Какое слово будет главным, а какое зависимым в словосочетаниях?
- В написанном (что с ним сделал? – страд.) учеником сочинении.
- Распиленную (что с ней сделал? – страд.) плотником доску.
- По ведущей (что она делает? – действ.) в парк тропинке.
- Посаженных (что с ними сделали? – страд.) нами цветов.
- В проверенной (что с ними сделали?) учителем тетради.
- На плескавшуюся (что она делает? – действ.) у берега волну.
- В построенном (что с ним сделали? – страд.) в деревне доме.
- На покрашенном (что с ним сделали? – страд.) зелёной краской палисаднике.
- На взлетающий (что он делает? – действ.) с площадки вертолёт.
- За летящим (что он делает? – действ.) над лесом самолётом.
№ 3
- В окно видно заросшее (какое?) кустарником побережье реки.
- Мы свернули к речке, (какой?) разлившейся во время дождей.
- Народ помнит имена героев, (каких?) отдавших жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над (какими?) заросшими окопами.
- В апреле 1940 года затонул (какой?) шедший на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
- Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, (какого?) интересующегося Космосом.
- Наступление дня, давно нами (какого?) ожидаемого, было омрачено плохой погодой.
- Книги мы брали в библиотеке, (какой?) основанной ещё Антоном Павловичем Чеховым.
- Умом, (каким?) направленным на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.
- Мы были рады крупному дождю, (какому?) успевшему прибить пыль, но не успевшему навести грязь.
- Нет ничего слаще покоя, (какого?) покупаемого честным трудом.
- На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, (каким?) продвигавшимся нам навстречу.
- Лица всех побледнели от зеленоватого света, (какого?) разливавшегося на веранде.
№ 4
- В сонной, застывшей тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
- Охотник разглядывал сквозь кусты надвигающуюся фигуру огромного медведя.
- Над потонувшим в темноте лесом стояла необычная тишь.
- Весеннее солнце радостно смотрело на вымощенную серыми камнями улицу.
- При слабо льющемся свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.
№ 5
Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи (какие?), всё застилающие до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящее (какое?) лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья (какие?), ещё не сбросившие листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли (какой?), также устланной пушистым одеялом.
Глаголы и причастия
Бывает так, что иногда люди путают глаголы с причастиями, так как связь между этими частями речи очень тесная – причастия образованы от глаголов:
- Крыжовник поспел – поспевший крыжовник.
- Собака лает – лающая собака.
- Мальчик стоит – стоящий мальчик.
- Грибы собрали – собранные грибы.
- Поле засеяли – засеянное поле.
- Рассказали историю – рассказанная история.
- Лёд растаял – растаявший лёд.
- Местность исследовали – исследованная местность.
- Вещи разбросали – разбросанные вещи.
- Детей обрадовали – обрадованные дети.
- Окна осветились – освещённые окна.
- Океан дремлет – дремлющий океан.
- Тропинки заросли – заросшие тропинки.
- Слова написали – написанные слова.
- Стоят столбы – столбы стоящие.
- Волны пенятся – пенящиеся волны.
- Предмет движется – движущийся предмет.
- Птиц потревожили – потревоженные птицы.
- Народ борется – борющийся народ.
- Тростники колышутся – колышущиеся тростники.
- Канаву вырыли – вырытая канава.
Но различить их довольно просто – окончания глаголов и причастий совершенно разные. У глаголов окончания зависят от наклонения и времени.
В изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам:
ед.число | мн. число | |
1 лицо | я читаю, я вижу | мы читаем, мы видим |
2 лицо | ты читаешь, ты видишь | вы читаете, вы видите |
3 лицо | он читает, он видит | они читают, они видят |
В изъявительном наклонении в прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам:
ед.число | |
мужской род | он читал, видел |
женский род | она читала, видела |
средней род | оно читало, видело |
множественное число | они читали, видели |
У причастий окончания такие же, как у согласуемых частей речи и зависят от рода, числа и падежа главного слова. Такого понятия, как личные окончания причастий в русском языке не существует.
Источник: fb.ru ОбразованиеЛичное окончание глаголов. Правописание
Какое личное окончание следует писать у той или иной части речи? Этот вопрос довольно часто возникает у школьников, но только в том случае, если последний слог какого-либо слова стоит в безударном положении. Ведь имен…
ОбразованиеПравописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий: правила, примеры. Глаголы первого спряжения
Русский язык достаточно сложный для изучения. Поэтому очень важно постоянно обновлять память, вспоминая школьную программу, чтобы поддерживать уровень владения языком. Даже если в школе вы учились на одни пятерки, пов…
ОбразованиеЛичные окончания глаголов 1 и 2 спряжения: правописание
Одной из самых сложных тем на уроках русского языка является «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения». Многим школьникам приходится прилагать усилия, чтобы разобраться в тонкостях этого вопроса. Попробу…
ОбразованиеОкончания глаголов 1 и 2 спряжения, правописание
Наибольшие трудности при изучении курса морфологии у учащихся вызывают окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Их очень часто путают друг с другом, забывают немаленький список исключений. Как же быстро и качественно изучи…
ОбразованиеПравописание суффиксов причастий: как приучить себя к двойному «н»
Не зря говорят, что русский язык считается вторым по сложности. На первом месте китайский, но в его иероглифах вы вряд ли найдете тему «Правописание суффиксов причастий». Но бог с ней, с китайской грамотой…
ОбразованиеПравописание не с причастиями
Для того чтобы понять правописание причастий с частицей не, нужно вспомнить, что такое причастие. Мы знаем, что это такая форма глагола, которая обозначает признак в действии и обладает свойствами и глагола, и прилага…
Дом и семьяСценарий: окончание 1 класса (праздник для детей)
Конец мая – радостное событие у многих детей и родителей: окончание 1 класса. Праздник по этому поводу устроить нужно обязательно! Ведь первоклассники – народ особый. Обучение в школе для них — пока ещё св…
Домашний уютПересадка винограда осенью после окончания листопада
Виноград — это щедрый дар природы, вкусный и благодаря своим свойствам антиоксиданта необычайно полезный. Районированные сорта этого южного растения приспособлены к различным условиям и вызревают даже в умеренном клим…
Духовное развитиеМожно ли чистить зубы перед причастием? Что можно и что нельзя перед причастием?
Многие православные верующие задают вопрос батюшкам очно, через интернет или интересуются у родных: можно ли чистить зубы перед причастием? Но это далеко не единственное, что могут спросить не только новички. Очень мн…
Духовное развитиеЗемной поклон как делать правильно в православии? Когда делать земные поклоны на литургии? Когда нельзя делать земные поклоны? Можно ли после причастия делать земные поклоны?
Когда человек входит в храм Божий, он сразу чувствует, что попал в какую-то особую величественную и в то же время очень умиротворяющую обстановку – на небо, которое, однако, находится на земле. Здесь все несет в…
monateka.com