Обж с какого класса в школах – Какие предметы добавляются в 4м классе?И вообще,с какого класса что начинается,химия там всякая,физика?

Содержание

Что такое ОБЖ? Расшифровка предмета в школе

Среди многообразия школьных предметов находятся и такие, которые на первый взгляд кажутся совсем ненужными. Что может быть важнее математики и русского языка, кажется нам, когда появляется такой предмет, как ОБЖ. Что такое ОБЖ и для чего его вообще преподают в школе? Нужно как следует в этом разобраться.

Что такое ОБЖ

ОБЖ — это учебная дисциплина, включенная в школьную программу российского образования с 5 по 11 классы.

Расшифровка аббревиатуры ОБЖ состоит из трех слов — Основы безопасности жизнедеятельности. Другими словами, ОБЖ — это область знаний о безопасном взаимодействии человека с окружающей средой. Дисциплина ОБЖ учит защищаться от негативного воздействия окружающей среды. В основе ОБЖ лежат охрана окружающей среды, правила безопасности в чрезвычайных ситуациях, а также охрана труда.

Расшифровка ОБЖ как предмета в школе

Основы безопасности жизнедеятельности как школьный предмет является обязательным. Он включает в себя последовательные циклы с теоретическим материалом и практическими заданиями.

Зачастую ученики любят уроки ОБЖ именно из-за присутствия элементов практики. Так, например, на уроках ОБЖ учат надевать противогазы, оказывать первую медицинскую помощь и, что особенно любят юноши, разбирать и собирать стрелковое оружие.

Выходит, что ОБЖ — очень нужный школьный предмет. Стоит не пренебрегать им, а наоборот — уделять должное внимание наряду с другими дисциплинами.

Школьная программа ОБЖ

Выяснив, что такое ОБЖ в школе, перейдем к его содержанию.

Предмет ОБЖ начинают вводить с 5 класса. Обучение начинается с несложных тем, учеников знакомят с общими понятиями и терминами. Для каждого последующего класса программа усложняется, добавляются новые темы и задания.

Так, например, в программе 5-6 классов особое внимание уделяется соблюдению правил личной гигиены, безопасности в повседневной жизни и на транспорте, правилам поведения в экстренных ситуациях и экстремальных условиях, оказанию первой медицинской помощи, а также правилам ведения здорового образа жизни.

В программе 7-8-9 классов особый акцент делается на чрезвычайные ситуации как природного характера – землетрясения, наводнения, ураганы, сели, оползни, пожары, так и техногенного – химические радиоактивные аварии, взрывы, катастрофы.

Программа 10-11 классов включает в себя более серьезные темы, затрагивающие не только правила поведения в различных условиях, но и знакомство с законодательством страны, видами уголовной ответственности, гражданской обороной и воинской службой и обязанностью.

Такая расшифровка программы ОБЖ в школе свидетельствует о том, что этот предмет очень важен для изучения, так как дает самые настоящие практические знания, которые обязательно пригодятся в жизни.

ОБЖ в вузах

Если с расшифровкой ОБЖ в школе все понятно, то как же обстоит дело с вузами?

Как ни странно, но преподавание основ безопасности жизнедеятельности во многих вузах является обязательной общеобразовательной дисциплиной наряду с физкультурой. Только зашифрована эта дисциплина под другой аббревиатурой – БЖД. На самом деле отличий ровно никаких, расшифровывается БЖД как Безопасность жизнедеятельности. В основе изучения БЖД также лежат правила поведения в повседневной жизни, в чрезвычайных и экстренных ситуациях, стихийных бедствиях, правила оказания первой медицинской помощи и многое другое.

ОБЖ в учебных заведениях за пределами России

Неудивительно, что не только Россия заботится о своем подрастающем поколении, стараясь научить самым необходимым навыкам поведения и подготовить к взрослой жизни юных школьников. Страны Европы и Американского континента в этом не отстают. В программу школьного образования западных стран в обязательном порядке входит предмет ОБЖ. Но как же он называется? Что такое ОБЖ на иностранный манер? На самом деле названий немало. Самым распространенным является Life safety, что дословно можно перевести как «безопасность жизни». Уроки иностранного Life safety отличаются тем, что в них больше практики. Уроки проходят в виде игры и сценических постановок, имитирующих те или иные события.

Так, например, около 6 лет назад в американских школах были организованы уроки самообороны от зомби. На этих уроках школьники должны были овладеть приемами самообороны в случае наступления зомби-апокалипсиса, который, как известно, так и не наступил. Но авторы этой идеи объяснили все так, будто бы этот предмет поможет выжить в случае реальной катастрофы.

Помимо Life safety, аналогом российского ОБЖ еще является такая дисциплина, как Healthy, более распространенная в Европе. Этот предмет учит школьников вести здоровый образ жизни, гигиене, питанию, спорту, оказанию первой медицинской помощи и многому другому.

Как мы видим, безопасность школьников стоит во главе угла во всех школах мира. Поэтому очень важно уделять таким дисциплинам особое внимание. Ведь пренебрежение такими, казалось бы, простыми правилами может иногда стоить целой жизни.

Нормативная база ОБЖ

Кажущаяся на первый взгляд несерьезной аббревиатура ОБЖ имеет очень серьезную нормативно-правовую базу.

Дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» уже почти 30 лет, и за это время собрался внушительный список приказов, писем и методичек.

  1. Сама дисциплина была утверждена приказом Госкомитета СССР по народному образованию №203 от 20.03 1989 года под названием «Безопасность жизнедеятельности», а уже приказом Минобразования №169 от 27.05.1991 года ОБЖ был утвержден в качестве общеобразовательной дисциплины и включен в программу учебных заведений.
  2. В 1994 году были изданы первые программы по ОБЖ для учащихся 1-11-х классов, получившие широкое распространение среди населения.
  3. В 1995 году был проведен первый педагогический эксперимент по подготовке учителей ОБЖ. До 1999 года РГПУ им. А.И. Герцена был единственным университетом в России, где осуществлялась лицензированная подготовка учителей по дисциплине ОБЖ, а в 2000 году состоялся первый выпуск из 23 дипломированных учителей по безопасности жизнедеятельности.
  4. В 1996 году вышли в свет первые учебники по ОБЖ и первый номер журнала «ОБЖ. Основы безопасности жизни».

Список достижений в области развития дисциплины ОБЖ можно продолжать вплоть до наших дней. Радует, что безопасности жизнедеятельности уделяется такое внимание, и она не стоит на месте. Постоянно вносятся поправки в основные законы о безопасности для того, чтобы расширить охват и вовлеченность как можно большего количества сфер жизни.

Заключение

Расшифровка слова ОБЖ показала, что безопасность жизнедеятельности человека является основой всех основ.

Человечество перестанет существовать, если безопасности не будет уделяться должного внимания. Поэтому самым верным решением является прививание чувства ответственности за безопасность человеческой жизни с малых лет, со школьной скамьи, на протяжении всей жизни.

www.nastroy.net

Что такое ОБЖ в школе? Программа и изучение ОБЖ в школе

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в общеобразовательных учреждениях. Он способствует формированию у детей навыков правильного поведения в чрезвычайных ситуациях, умения оказывать первую помощь.

Для чего необходимо изучать ОБЖ?

Некоторые родители, заглянув в дневники своих детей, удивляются, поскольку не знают, что такое ОБЖ в школе. Это предмет, призванный обучить детей правильно поступать в любых жизненных ситуациях, уметь правильно действовать при любой опасности. Человек, который прослушал курс ОБЖ, способен избежать последствий чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера. В рамках этого предмета дети получают элементарные знания об обороне государства, воинской обязанности мужчин.

Кроме того, предмет ОБЖ в школе необходим для того, чтобы научить детей вести здоровый образ жизни. Школьники должны понимать, какую угрозу для состояния их организма могут нести такие вредные привычки, как употребление наркотиков, спиртных напитков, курение. В результате изучения этого предмета дети знают, насколько важно заниматься спортом. Школьники получают информацию о наиболее распространенных болезнях. В случае успешного изучения предмета они будут знать о мерах профилактики и лечения заболеваний. Дети будут способны самостоятельно оказать себе и близким помощь.

Программа ОБЖ в школе

Когда эти полезные знания начали преподавать детям? В 1991 году был введен предмет ОБЖ в школе. Он призван обучить школьников основным правилам безопасности, умению распознавать опасные ситуации, оценивать их.

В соответствии с требованиями Министерства образования, программа ОБЖ в школе включает несколько больших тематических разделов. Прежде всего, школьники знакомятся с понятием «безопасность» и изучают правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Следующий тематический блок включает в себя получение медицинских знаний. Школьники имеют возможность получить информацию о проблемах с основными системами внутренних органов, об особенностях профилактики широко распространенных заболеваний. Зная, что такое ОБЖ, в школе или дома дети могут оказать себе помощь в случае возникновения первых болезненных симптомов.

Далее школьники изучают основы здорового образа жизни. В рамках этого блока дети могут узнать, как организовывать свой день, чтобы прожить максимально долго. Учитель должен объяснить школьникам особенности организации спортивных занятий, правильного питания.

После этого изучается современный комплекс проблем безопасности глобального масштаба. Речь идет об экологических катастрофах, демографическом кризисе, ядерной безопасности мира. Рассмотрение всех этих вопросов влияет на дальнейшую жизнь всего человечества. В соответствии с требованиями государства, программа ОБЖ в школе заканчивается ознакомлением с основами военной службы. Эта тема актуальна, так как каждый мальчик — будущий мужчина, защитник отечества.

Преподавание ОБЖ в начальной школе

Согласно образовательным программам, изучение ОБЖ в школе начинается в начальной школе. На данный момент в младших классах нет отдельного предмета о безопасности человека. Начальные знания из этой области малыши получают во время изучения предмета «Окружающий мир» и проведения внеклассных мероприятий. Младшие школьники должны узнать об основных правилах дорожного движения, пожарной безопасности. Они обязаны научиться пользоваться бытовыми приборами, средствами бытовой химии. Малыши должны знать, что такое ОБЖ в школе.

Усвоение материала должно осуществляться при помощи зрительных рецепторов. Дети хорошо запоминают информацию, представленную в виде таблиц, картин, мультимедийной презентации. Полезно демонстрировать ребятам фильмы. В начальной школе можно пользоваться CD-дисками и аудиокассетами.

Речевые методы изучения ОБЖ в средней и старшей школе

Преподавание ОБЖ в школе осуществляется с использованием в первую очередь речевых методов. При изучении нового материала может читаться лекция. Этот метод помогает максимально быстро передать школьникам большой объем информации. Лекция обязательно должна быть содержательной, логично построенной. Хорошо использовать элементы беседы. Однако такой материал может подаваться только в старших классах.

В рамках беседы учитель может актуализировать знания детей, полученные ранее. Эта форма работы предполагает большую активность учеников. Она обеспечивает высокую степень усвоения материала. В школе часто используется эвристическая беседа. Тогда под руководством учителя школьники могут самостоятельно прийти к раскрытию свойств того или иного явления или процесса.

Доклад относится к эффективным методам самостоятельной работы. Такую форму работы предусматривает методика преподавания ОБЖ в школе. Школьники могут сами ознакомиться с учебным материалом, если подготовят серию докладов.

Практические методы изучения ОБЖ

Для тех, кто не знает, что такое ОБЖ в школе, необходимо понимать, что главная цель этого предмета – научить детей правильно действовать в той или иной ситуации. Поэтому необходимо использовать практические методы. Школьники должны отрабатывать полученные навыки. Для этого нужно решать ситуативные задачи. В учебниках по ОБЖ обязательно есть задачи, для решения которых нужно расписать алгоритм правильного поведения человека в той или иной ситуации. Например, при землетрясении, наводнении.

Практические методы можно использовать на занятиях во время изучения тематического раздела, касающегося медицины. Ученики могут прямо на уроках пробовать делать перевязку, накладывать шину.

Оборудование кабинета ОБЖ в школе

Для успешного усвоения учениками основ безопасности жизнедеятельности кабинет для занятий должен быть качественно оформлен. В частности, оборудование кабинета ОБЖ в школе должно включать в себя компьютер с проекционной доской. Это поможет активно использовать наглядность: схемы, таблицы, фотографии, фильмы. Для уроков, на которых рассматриваются основы гражданской обороны, необходимо использовать противогаз, автомат для сборки и разборки.

В идеале кабинет ОБЖ должен содержать специальное оборудование, представляющее собой макет человека. На нем можно наглядно демонстрировать правила оказания первой медицинской помощи. Использование такого современного оборудования поможет не только понятно объяснить ученикам, как оказывать помощь человеку, но и отточить практические навыки.

Оформление информационных стендов

В кабинете ОБЖ должны быть информационные стенды, дающие четко понять, что такое ОБЖ в школе. Информация может быть представлена в яркой интересной форме. Человек, переступающий порог кабинета, должен сразу же обращать внимание на стенды. На них можно представить основные сведения о правилах дорожного движения, особенностях поведения в той или иной ситуации. Подавать необходимо самую важную информацию, без усвоения которой невозможно изучение основ безопасности жизнедеятельности. Представленные сведения должны полностью соответствовать действующему законодательству.

Изучение ОБЖ – залог безопасности школьников

Учителям важно подходить к преподаванию ОБЖ со всей ответственностью, поскольку от этого предмета зависит жизнь учеников. Основы безопасности жизнедеятельности способны уберечь детей от многих проблем в будущем. Поэтому уроки должны быть максимально интересными, чтобы дети с удовольствием подходили к изучению данного предмета. Это поможет им качественно усваивать знания в рамках учебного процесса, интересоваться глобальными проблемами, с которыми приходится сталкиваться человечеству. Следовательно, изучение ОБЖ должно помочь обеспечить безопасность не только отдельно взятого человека, но и Вселенной. Об этом следует помнить.

fb.ru

ОБЖ — методические рекомендации по ФГОС

Тема выступления:

«О преподавании учебного предмета

«Основы безопасности жизнедеятельности»

в условиях введения федерального компонента

государственного стандарта общего образования»

Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089 (стандарт размещен на сайте www.ed.gov.ru).

Место учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (далее – ФБУП), разработан в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312.

В соответствии с ФБУП учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – предмет ОБЖ) впервые вводится как обязательный предмет в основной общеобразовательной школе, и на его преподавание в 8 классе отводится 35 часов в год.

В средней (полной) общеобразовательной школе учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» преподается на двух уровнях – базовом и профильном. На базовом уровне предмет ОБЖ преподается по выбору в 10 классе, и на его изучение выделяется 35 часов в год. Преподавание предмета является обязательным для общеобразовательных учреждений с непрофильным обучением.

При профильном обучении (оборонно-спортивный профиль) предмет ОБЖ преподается в 10-11 классах, и на его изучение в течение двух лет выделяется 140 часов, из расчета 2 часа в неделю.

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» для обучающихся-юношей 10 классов проводятся учебные сборы. Вместе с тем, учебные сборы не включены в ФБУП и должны проводится в конце учебного года после освоения обучающимися основных образовательных программ.

Федеральный компонент образовательного стандарта по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

Федеральный компонент содержит три стандарта по предмету ОБЖ: для основной школы, для старшей школы на базовом уровне, для старшей школы на профильном уровне.

Каждый из стандартов включает:

  • цели;

  • обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

  • требования к уровню подготовки выпускников.

Цели изучения курса ОБЖ:

освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;

развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;

овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Обязательный минимум содержания предмета ОБЖ на второй ступени общего образования представляет собой три раздела: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Концептуальные подходы федерального компонента государственного стандарта общего образования по предмету ОБЖ

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по предмету ОБЖ является нормативно-правовой основой для создания модели непрерывного обучения школьников в области безопасности жизнедеятельности на базе общеобразовательного учреждения. Предмет ОБЖ в такой модели является базовым, системообразующим. Вместе с предметом «Окружающий мир» в начальной школе предмет ОБЖ обеспечивает непрерывность и преемственность обучения по вопросам безопасности жизнедеятельности на всех ступенях общего образования, а также создает предпосылки для освоения программ по данному направлению в учреждениях профессионального образования.

Настоящий стандарт реалистичен, включает в себя оптимальный минимум содержания основных образовательных программ, четко сформулированные цели и компетентностный подход к требованиям уровня подготовки выпускников по предмету ОБЖ.

Обязательный минимум содержания по предмету ОБЖ разработан с учетом обязательных минимумов содержания по таким учебным предметам как, например, обществознание, естествознание, природоведение, география, окружающий мир, биология, физическая культура. Это позволило сократить объем содержания предмета ОБЖ, избежать ненужного дублирования изучения ряда вопросов на уроках ОБЖ и других учебных предметах, синхронизировать изучение ряда вопросов по основам безопасности жизнедеятельности с другими предметами.

Приоритетными направлениями преподавания предмета ОБЖ на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования являются: основы медицинских знаний и здорового образа жизни; основы безопасного поведения в чрезвычайных и опасных ситуациях социального характера; современный комплекс проблем безопасности; основы военной службы.

Рекомендации по использованию действующих учебников и УМК.

При организации изучения предмета ОБЖ, выборе учебников и УМК, а также составлении поурочного планирования рекомендуется руководствоваться следующими документами:

  • стандарт основного общего образования по ОБЖ;

  • стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на базовом уровне;

  • стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на профильном уровне;

  • примерные программы по ОБЖ основного общего образования;

  • примерные программы по ОБЖ среднего (полного) общего образования на базовом уровне;

  • примерные программы по ОБЖ среднего (полного) общего образования на профильном уровне;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по ОБЖ.

Преподавание предмета ОБЖ в основной школе с использованием действующих учебников представляет определенную трудность. Обязательный минимум содержания по предмету ОБЖ должен быть реализован в течение одного года, в 8 классе, в то же время действующие учебники обеспечивают реализацию содержания (примерно такого же объема, как обязательный минимум содержания) в течение 5 лет. Действующие учебники обеспечивают преподавание ОБЖ как регионального (национально-регионального) компонента или компонента образовательного учреждения.

Для преподавания предмета ОБЖ на ступени основного общего образования как федерального компонента необходимо использовать учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов (под редакцией Ю.Л.Воробьева, издательство «Астрель»), УМК по предмету ОБЖ для 5-9 классов (авторы В.В.Марков и др., издательство «Дрофа»), учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 и 7 классов (авторы А.Т.Смирнов и др., издательство «Просвещение»).

Для преподавания предмета ОБЖ на базовом уровне в старшей школе можно использовать учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 и 11классов (авторы А.Т. Смирнов и др., издательство «Просвещение», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» для 10-11 классов (авторы А.Т.Смирнов и др., издательство «Просвещение»). Рекомендации по использованию этих учебников изданы отдельной брошюрой в издательстве «Просвещение». Кроме этого, можно использовать учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 и 11 классов (авторы В.В.Марков и др., издательство «Дрофа»), «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 и 11 классов (под редакцией Ю.Л.Воробьева, издательство «Астрель».

Для преподавания предмета ОБЖ на профильном уровне в старшей школе кроме учебников, названных выше, можно использовать учебник «Основы военной службы» для учреждений среднего профессионального образования (авторы А.Т.Смирнов и др., издательство «Академия», мультимедийное учебное пособие «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса (под редакцией С.К.Шойгу, Ю.Л.Воробьева, издательство ООО «Мультимедиа Технологии и Дистанционное обучение»).

В целом для преподавания ОБЖ можно использовать любое учебное пособие, включенное в Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательных учреждениях на 2004/2005 учебный год, утвержденных приказом Минобразования России от 15 января 2004 года № 111.

infourok.ru

Что такое ОБЖ? Расшифровка предмета в школе :: SYL.ru

Среди многообразия школьных предметов находятся и такие, которые на первый взгляд кажутся совсем ненужными. Что может быть важнее математики и русского языка, кажется нам, когда появляется такой предмет, как ОБЖ. Что такое ОБЖ и для чего его вообще преподают в школе? Нужно как следует в этом разобраться.

Что такое ОБЖ

ОБЖ — это учебная дисциплина, включенная в школьную программу российского образования с 5 по 11 классы.

Расшифровка аббревиатуры ОБЖ состоит из трех слов — Основы безопасности жизнедеятельности. Другими словами, ОБЖ — это область знаний о безопасном взаимодействии человека с окружающей средой. Дисциплина ОБЖ учит защищаться от негативного воздействия окружающей среды. В основе ОБЖ лежат охрана окружающей среды, правила безопасности в чрезвычайных ситуациях, а также охрана труда.

Расшифровка ОБЖ как предмета в школе

Основы безопасности жизнедеятельности как школьный предмет является обязательным. Он включает в себя последовательные циклы с теоретическим материалом и практическими заданиями.

Зачастую ученики любят уроки ОБЖ именно из-за присутствия элементов практики. Так, например, на уроках ОБЖ учат надевать противогазы, оказывать первую медицинскую помощь и, что особенно любят юноши, разбирать и собирать стрелковое оружие.

Выходит, что ОБЖ — очень нужный школьный предмет. Стоит не пренебрегать им, а наоборот — уделять должное внимание наряду с другими дисциплинами.

Школьная программа ОБЖ

Выяснив, что такое ОБЖ в школе, перейдем к его содержанию.

Предмет ОБЖ начинают вводить с 5 класса. Обучение начинается с несложных тем, учеников знакомят с общими понятиями и терминами. Для каждого последующего класса программа усложняется, добавляются новые темы и задания.

Так, например, в программе 5-6 классов особое внимание уделяется соблюдению правил личной гигиены, безопасности в повседневной жизни и на транспорте, правилам поведения в экстренных ситуациях и экстремальных условиях, оказанию первой медицинской помощи, а также правилам ведения здорового образа жизни.

В программе 7-8-9 классов особый акцент делается на чрезвычайные ситуации как природного характера – землетрясения, наводнения, ураганы, сели, оползни, пожары, так и техногенного – химические радиоактивные аварии, взрывы, катастрофы.

Программа 10-11 классов включает в себя более серьезные темы, затрагивающие не только правила поведения в различных условиях, но и знакомство с законодательством страны, видами уголовной ответственности, гражданской обороной и воинской службой и обязанностью.

Такая расшифровка программы ОБЖ в школе свидетельствует о том, что этот предмет очень важен для изучения, так как дает самые настоящие практические знания, которые обязательно пригодятся в жизни.

ОБЖ в вузах

Если с расшифровкой ОБЖ в школе все понятно, то как же обстоит дело с вузами?

Как ни странно, но преподавание основ безопасности жизнедеятельности во многих вузах является обязательной общеобразовательной дисциплиной наряду с физкультурой. Только зашифрована эта дисциплина под другой аббревиатурой – БЖД. На самом деле отличий ровно никаких, расшифровывается БЖД как Безопасность жизнедеятельности. В основе изучения БЖД также лежат правила поведения в повседневной жизни, в чрезвычайных и экстренных ситуациях, стихийных бедствиях, правила оказания первой медицинской помощи и многое другое.

ОБЖ в учебных заведениях за пределами России

Неудивительно, что не только Россия заботится о своем подрастающем поколении, стараясь научить самым необходимым навыкам поведения и подготовить к взрослой жизни юных школьников. Страны Европы и Американского континента в этом не отстают. В программу школьного образования западных стран в обязательном порядке входит предмет ОБЖ. Но как же он называется? Что такое ОБЖ на иностранный манер? На самом деле названий немало. Самым распространенным является Life safety, что дословно можно перевести как «безопасность жизни». Уроки иностранного Life safety отличаются тем, что в них больше практики. Уроки проходят в виде игры и сценических постановок, имитирующих те или иные события.

Так, например, около 6 лет назад в американских школах были организованы уроки самообороны от зомби. На этих уроках школьники должны были овладеть приемами самообороны в случае наступления зомби-апокалипсиса, который, как известно, так и не наступил. Но авторы этой идеи объяснили все так, будто бы этот предмет поможет выжить в случае реальной катастрофы.

Помимо Life safety, аналогом российского ОБЖ еще является такая дисциплина, как Healthy, более распространенная в Европе. Этот предмет учит школьников вести здоровый образ жизни, гигиене, питанию, спорту, оказанию первой медицинской помощи и многому другому.

Как мы видим, безопасность школьников стоит во главе угла во всех школах мира. Поэтому очень важно уделять таким дисциплинам особое внимание. Ведь пренебрежение такими, казалось бы, простыми правилами может иногда стоить целой жизни.

Нормативная база ОБЖ

Кажущаяся на первый взгляд несерьезной аббревиатура ОБЖ имеет очень серьезную нормативно-правовую базу.

Дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» уже почти 30 лет, и за это время собрался внушительный список приказов, писем и методичек.

  1. Сама дисциплина была утверждена приказом Госкомитета СССР по народному образованию №203 от 20.03 1989 года под названием «Безопасность жизнедеятельности», а уже приказом Минобразования №169 от 27.05.1991 года ОБЖ был утвержден в качестве общеобразовательной дисциплины и включен в программу учебных заведений.
  2. В 1994 году были изданы первые программы по ОБЖ для учащихся 1-11-х классов, получившие широкое распространение среди населения.
  3. В 1995 году был проведен первый педагогический эксперимент по подготовке учителей ОБЖ. До 1999 года РГПУ им. А.И. Герцена был единственным университетом в России, где осуществлялась лицензированная подготовка учителей по дисциплине ОБЖ, а в 2000 году состоялся первый выпуск из 23 дипломированных учителей по безопасности жизнедеятельности.
  4. В 1996 году вышли в свет первые учебники по ОБЖ и первый номер журнала «ОБЖ. Основы безопасности жизни».

Список достижений в области развития дисциплины ОБЖ можно продолжать вплоть до наших дней. Радует, что безопасности жизнедеятельности уделяется такое внимание, и она не стоит на месте. Постоянно вносятся поправки в основные законы о безопасности для того, чтобы расширить охват и вовлеченность как можно большего количества сфер жизни.

Заключение

Расшифровка слова ОБЖ показала, что безопасность жизнедеятельности человека является основой всех основ.

Человечество перестанет существовать, если безопасности не будет уделяться должного внимания. Поэтому самым верным решением является прививание чувства ответственности за безопасность человеческой жизни с малых лет, со школьной скамьи, на протяжении всей жизни.

www.syl.ru

Основы безопасности жизнедеятельности — это… Что такое Основы безопасности жизнедеятельности?

Осно́вы безопа́сности жизнеде́ятельности (ОБЖ) — область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.

По странам

Россия

Приказом Министерства образования РСФСР в 1991 году в государственных общеобразовательных учебных заведениях был введён курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). С 1 сентября 1991 года курс изучался во 2, 3, 6, 7, 10 и 11 классах, а с 1994 года Министерство образования РФ рекомендовало изучение курса ОБЖ в общеобразовательных учреждениях во всех классах (с 1 по 11 класс). Инициаторами введения курса ОБЖ стали Министерство образования РСФСР и Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Курс ОБЖ реализует требования ряда Федеральных законов: «О безопасности», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О воинской обязанности и военной службе», «О радиационной безопасности граждан», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения» и др., а также ряда Постановлений Правительства РФ и других нормативно-правовых документов в области обеспечения безопасности граждан.

Изучение курса ОБЖ направлено на формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь.

Тематически содержание курса включает в себя три основных раздела:

  1. безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  2. основы медицинских знаний и здорового образа жизни;
  3. основы военной службы.

Главная задача курса ОБЖ видится не в подготовке учащихся к экстремальным ситуациям, а в укреплении их духовного, физического и психического здоровья, на основе чего и должна складываться безопасная жизнедеятельность. Фондом «НИМБ» был предложена концепция формирования личности гражданина, личности безопасного типа, активность которой была бы направлена на безопасные способы самореализации индивидуальных возможностей существования. Раздел курса ОБЖ «Современный комплекс проблем безопасности» (автор В. В. Сапронов, Институт безопасности жизнедеятельности Фонда «НИМБ») рассматривающий индивидуальную, национальную и глобальную системы безопасности как единую многоуровневую структуру, должен стать дополнительным, а по сути — ключевым, для данного курса.

Дальнейшее развитие курса ОБЖ связано с переносом главной цели курса с изучения опасностей и методов защиты от опасностей на воспитание культуры безопасности человека, раскрывающейся в особенностях познания и воспроизводства отношений безопасного бытия. Культура безопасности как компонент общей культуры представляет собой способы жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой сфере.

Республика Беларусь

Возвращение учебного курса по основам безопасности жизнедеятельности в обязательную школьную программу в августе 2011 года инициируется МЧС. Прежде курс входил в школьную программу в качестве обязательного для изучения предмета, на август 2011 год — в виде факультативных занятий[1].

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Основные инфекционные заболевания, первая помощь, доврачебная помощь при различных повреждениях. Здоровый образ жизни и его составляющие.

Основы военной службы

Вооруженные Силы Российской Федерации, боевые традиции ВС РФ, символы Воинской чести, военная служба

См. также

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Основы безопасности жизнедеятельности могут начать преподавать с пятого класса

Школьный курс ОБЖ: от светофоров до соцсетей

11.04.2017 в 19:37, просмотров: 6691

11 и 13 апреля впервые в истории отечественного образования пройдет Национальное исследование качества образования (НИКО) по основам безопасности жизнедеятельности — ОБЖ. Работу напишут около 60 тысяч шести- и восьмиклассников. А по ее итогам, как сказал «МК» глава управления надзора и контроля за деятельностью региональных органов исполнительной власти Рособрнадзора Евгений Семченко, власти обсудят, вводить ли обязательный ОБЖ с 5-го класса (пока он входит в обязательную программу начиная с 8-го).

фото: Геннадий Черкасов

— Именно ОБЖ учит прогнозировать развитие событий и тем самым избегать сложных ситуаций, а уж если попал в такую — как действовать, чтобы сохранить жизнь и здоровье, — констатировал председатель столичного Клуба учителей ОБЖ Николай Антонов. — Но хотя школе дано право начать изучение этого предмета с 5-го класса, обязательным он является только с 8-го, включая модуль подготовки старшеклассников к военной службе с 35-часовыми сборами.

Достаточными ли навыками выживания в таких условиях вооружены наши школьники, для начала выявит НИКО по ОБЖ, которое шестиклассники написали 11 апреля, а восьмиклассники общеобразовательных школ и девятиклассники кадетских училищ напишут 13-го. При этом работы шестиклассников, в большинстве своем не изучавших ОБЖ, оцениваться в баллах не будут: исследователей интересует лишь, знают ли они, как правильно себя вести, уточнил руководитель Центра национальных и международных исследований качества образования, глава проектов НИКО Сергей Станченко. Так что проверять будут «не узкие вопросы по всем пройденным темам, а общее понимание правил поведения в определенных ситуациях».

Вот примеры теста для шестиклассников с выбором одного из ответов:

«Тебе предстоит перейти небольшую улицу по переходу со светофором. Горит красный свет. Но машин нет. Как ты поступишь?»

«Гуляя в холодную погоду, ты сильно замерз. Твои действия?»

«Как поступить девушке, которую подруга в соцсетях, с которой та никогда не встречалась лично, пригласила в гости?»

Варианты ответов на последний вопрос: принять приглашение; отказать, но пригласить ее к себе; отказать, но продолжать общение в соцсетях; прервать общение полностью. Но, честно говоря, окончательно выбрать между последним и предпоследним ответом трудно даже мне, взрослой.

Вопросы для восьми- и девятиклассников сложнее. Например: объяснить по картинке, что грозит подросткам, собравшимся на льду возле полыньи. Или расписать по другой картинке, чего опасаться пешеходам, идущим по тротуару возле проезжей части. Или написать сочинение на тему: «Ваш друг рассказал, что познакомился в соцсетях с людьми, активно обсуждающими способы добровольного ухода из жизни. От какой опасности вы бы его предостерегли и что бы сделали?»

Многие эксперты сходятся на том, что верные ответы на подобные вопросы суперважны — и не для контрольных, а для жизни! Так что обязательный курс ОБЖ должен быть в школе не с 8-го, как сейчас, а с 5-го класса. Однако делать ли это, будут решать в июне — в зависимости от итогов нынешнего НИКО. А вот вводить ЕГЭ по ОБЖ власти явно не планируют: «Эту идею я только что впервые услышал от «МК», — отметил Семченко.

СПРАВКА «МК»

В общей сложности НИКО по ОБЖ за два дня напишут около 60 тыс. учащихся из 1,5 тыс. школ 75 регионов. В том числе в Москве — около 1 тыс. учеников 20 школ.

МЕЖДУ ТЕМ

В 2019 году пройдет НИКО по физвоспитанию. Форма его проведения еще обсуждается, но это точно будет не теоретический курс, заверил «МК» Станченко: «Реальная физическая культура детей будет исследована. Цель — понять, как условия проведения занятий по физвоспитанию влияют на физическую подготовку детей и общее состояние их здоровья».

www.mk.ru

ОБЖ в школе: нужно ли реформировать предмет?

Владимир Рубрика ОБЖ ОБЖ


data-ad-client=»ca-pub-5367705517370237″
data-ad-slot=»4667332581″
data-ad-format=»auto»>

Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики, постоянные читатели моего блога и случайно попавшие из выдачи поисковой системы. На всякий случай представлюсь: я автор этого блога о безопасности Владимир Раичев.

Вчера вечером в новостях услышал информацию о восьмерых школьниках, которые погибли в Ханты-Мансийском автономном округе из-за пожара в бане. А сегодня было свободное время, чтобы детальнее рассмотреть ситуацию. Посмотрите мое первое видео на эту тему:

Что произошло

Восемь подростков отмечали день рождения на даче в бане, топили печь. Произошло возгорание, которое заметили соседи и вызвали пожарную охрану. После разбора догоревшей бани они обнаружили 8 детских тел. Изначально подростков, по некоторым данным, было 11 человек, но трое ушли раньше.

Появилась информация, что подростки видели горящую баню, но никуда не сообщили, а просто отправились по домам. Вот это очень странно. Ведь, как правило, подростки особенно остро воспринимают такое понятие как «дружба» и прекрасно знают, что друг познается в беде. Надеюсь, что эта информация не имеет под собой никаких оснований.

Подросткам было 13-15 лет, поэтому родители их, вероятнее всего и отпустили гулять одних на дачу. В этом возрасте дети уже более или менее самостоятельны и способны отдавать отчет своим действиям и поступкам.

Что сказал Павел Астахов

Детский амбудсмен Павел Астахов высказался на эту тему у себя в твиттере:

Ну и еще добавил, что в американских школах эвакуируются 1 раз в неделю, а в российских 1 раз в год и то дай Бог.

В моем понимании Павел Астахов очень грамотный человек и я не понимаю просто как он мог допустить ряд таких неточностей?! Во-первых, даже согласно ППР № 390 тренировки по эвакуациях проводятся не менее двух раз в год, а если руководствоваться рекомендациями Департамента образования города Москвы, то и вовсе 4 раза в год — один раз в учебную четверть.

А во-вторых, что реформировать? ОБЖ в школе? Куда вводить практику? Как эвакуироваться из дома или из бани? И где такой урок практически провести? Как выбраться из школы дети знают лучше нас с вами. Как не теряться во время пожара? А этому вообще возможно научить? Научить выдержке и мужеству? Это фантастика!



data-ad-layout=»in-article»
data-ad-format=»fluid»
data-ad-client=»ca-pub-5367705517370237″
data-ad-slot=»6305693799″>

Могу вам продемонстрировать свою учебную программу по ОБЖ для 8 класса общеобразовательной школы, вот она:

Три часа отведено на обеспечение пожарной безопасности — 10 % всего предмета. Не плохо ведь, да?

Мое мнение

Можно сколько угодно сваливать все на некачественный предмет, на плохих учителей, но это сути дела не поменяет. Нужно не реформировать предмет, а добавить количество часов. Чему можно обучить ребенка за 34 часа в год? Как написано во ФГОСе, можно только дать представление о предмете.

Давайте сделаем 3 часа ОБЖ в неделю? Как физическую культуру когда-то одарили одним лишним часом, теперь давайте и по ОБЖ введем еще 2 лишних часа. Мы тогда научим не только пожары тушить, но и многое другое — первую помощь оказывать, утопающих спасать и много чему еще.

Только смогут ли дети это на практике применить? А вернет ли это тех 8 детишек? Соболезную родителям об их безмерной утрате.

И в завершении нашей беседы, хочу еще одну картинку вам показать, которая имеет косвенное отношение к основам безопасности жизнедеятельности. Смотрите:

Вот это вообще бомба!!! Значит долг Родине в 18 отдавай, за Родину тоже в 18 умирать можно, а сигареты курить только с 21 года? Интересно почему так. Я ни в коем случае не пропагандирую курение, не против службы в армии, только за, но нужно как-то соотносить понятия. А вы, читатель, как думаете? Прокомментируйте пожалуйста.

Вообще я против курения, хотя и курю сам. Но только вот меры правительства не одобряю. Нужно не продажу табака ограничивать, ни цену увеличивать, а просто запретить продажу табака на территории России и все. Выращивать можно, а продавать нет. Как так? да потому что никотин — яд, а ядом торговать запрещено. Как вам такое решение? Поможет оно в борьбе с курением? Ответьте в комментариях.

На этом, пожалуй. я закончу свою статью. Очень уж она эмоциональной получилась. Желаю вам всего доброго и всех благ, берегите себя и своих близких. Подписывайтесь на обновления блога, делитесь статьей с друзьями в соцсетях и комментируйте меня чаще! Пока-пока!

 



data-ad-layout=»in-article»
data-ad-format=»fluid»
data-ad-client=»ca-pub-5367705517370237″
data-ad-slot=»6305693799″>

raichev.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *