Новейшего времени основные черты – Культура нового времени кратко — Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Характерные черты нового времени. Проблематика, представители. — КиберПедия

Средневековье заканчивается 17 веком, но иногда его называют "ранним новым временем".

 

Культурные эпохи возникают и угасают несколько по-другому, чем исторические эпохи. Философия нового времени родилась раньше, чем сама эпоха нового времени - в конце 16 столетия и закончилась позже. Конец Нового времени в истории:

? Революция 1648 г.

? Первая мировая война

? Револ 1917

 

Философия Нового времени завершается началом 19 столетия. Гегель - на рубеже эпох нового времени и следующей эпохи философии 19 века. "Одной ногой в

 

Предпосылки

Философия Нового времени очень отличается, сложность в том, что мы наблюдаем борьбу и сосуществование разных теорий, борьбы между философами-новаторами и философами-схолластиками.

В 16 в. схоластика изрядно перестроилась, но еще долго продолжала существать, например, в нашей стране. Продолжал существовать ренессансный взгляд на мир.

Но философия Нового времени отрицала все эти старые философские взгляды.

 

1) Социально-экономические предпосылки - разложение феодальных порядков, развитие буржуазных отношений, период перемен.

2) ВГО, которые расширили кругозор европейцев, познакомили с множеством новых народов, нравов, культур. Все это требовало осмысления.

3) Средневековье отделяет от нового времени период Реформации. Реформация привела к появлению религиозного разномыслию, которое прокладывало путь к разномыслию философскому. Средневековая мысль, культура была дискредитирована под влиянием реформации.

4) Научная революция, кот. началась с конца 16 века и продолжалась 17 в. Это самый важный фактор. Подъем математики. В течение 17 в. была создана элементарная математика, затем была создана высшая математика. Очень многие творцы философии были математиками - Декарт, Лейбниц, Ньютон, Паскаль. Вслед за математикой прогрессировала астрономия, но с некоторым отставанием. Эта великая троица новых наук, создателями которых во многом были мыслители нового времени: философия (или физика???), математика, астрономия. Развивались гуманитарные и социальные науки, причем они испытывали огромное влияние со стороны естественных наук. Бурное развитие науки требовало ее осмысления - как гносеологического, так и мировоззренческого. Наука входила в университеты, философы же способствовали введению нового статуса.

 

Философия имела несколько ярко выраженных отличительных черт:

1) Рационализм. Это многозначный термин, который употребляется в двух смыслах: широком (в таком смысле все философы нового времени были рационалистами) и в узком (термин, который означает гносеологическую платформу - т.з. неск. мыслителей 17-18 столетия). Даже те философы, которые склонялись к сенсуализму и эмпиризму в общем мировоззрении были рационалистами.



2) Механицизм - мир мыслится, как машина, все части мира тоже представляют собой машину, механизм состоит из механизмов. Гносеолого-методологический аспект - познание сложного путем сведения к простым механистическим законом. Государство - машина, общество - машина.

 

Представление о мире. Мир мыслился размным, рационально устроенным. Рационализм 17 в. он одновременно и маханицизм. Все это пришло на смену теоцентризму. Точно так же этот механистический рационализм отрицал возрожденческое представление о мире как об организме (вслед за натурфилософами), о мире как о живом существе. Новое время: мир не организм, а механизм. Бог тоже стал мыслиться рационалистически.

 

Бога мыслители 17-18 вв. считали существом рациональным, великим разумом, это - небесный механик, олицетворение разумности, творит мир не по произволу, а по некоторым понятиям. Разумность мира - проявление разумности Бога-творца.

 

Человек так же разумен, как и мир, он может постичь мир и Бога через Его творение. Идея о том, что к Богу можно прийти не только через Писание, а еще и через мир-творение (идея еще со времен схоластических - идет от арабских философов - теория двойственности истины). Новые философы, отвернувшись от Писания, стали постигать природу как разум, законы, которые он в эту природу заложил.

 

Философия просвещения - основоположники Декарт, Ф. Бекон, Галилей - в 18 веке пик. 18 в. был еще более рациональным, чем 17, он достиг предела. Рационализм в понимании Бога выливается в доктрину деизма. Не путать (!) теизм - представление о Боге как о конечном существе, в христианстве Бог личен, к нему обращаются как к личности. Бог творец и абсолютный вседержитель. Деизм - Бог безличен, деперсонифицирован, Бог - Великий Разум, небесный часовщик. Бог не карает, не лезет в дела людей, он создает законы и дальше ему нет нужды вмешиваться в дела мира. Бог был ограничен собственным всемогуществом. Это предельно рациональное понимание Бога. Особое представление о религии. Деизм, который стал знамением просвещения, отвергал позитивные религии (религии, созданные людьми - христианство и ислам) как нерациональные из-за их предрассудков. Взамен предлагались "естественные" религии - разумные и рациональные. Естественные религии должны пониматься как религии, коренящиеся в душе человека, разумные. Джон Толанд - английский философ - даже хотел оформить на этой основе новую религию. Вольтер, Монтескье, Руссо, Ломоносов - все они были деистами, во многом они были врагами Церкви. Вольтер предлагал "раздавить гадину" католической Церкви.



 

Рационализм в представлении о человеке достигает своего пика в 18 в. Стремление к выгоде - разумное, понятное целеполагание, это его природа. Человек отличается от других разумных существ наличием разума. Карл Линней - заложил основы классификации живого - объединил людей вместе с обезьянами в одни виды. Именно Линнею мы обязаны названию Homo Sapiens - "человек разумный".

 

Общество - тоже рациональная конструкция.

 

Рационалистический механицизм - вера в познание мира. Мыслители 17-18 вв. все без исключения гносеологические активисты, причем попрой были довольно просты и незамысловаты в своих убеждениях.

 

Одним из первых, кто высказал идеи механизма стал Р. Декарт - мир это машина, основоположник этой т.з. Он подробно описал, как организован этот мир. Животных и человека в телесном аспекте Декарт тоже назвал машиной.

 

Французский филосов-материалист Жульен де Ламметри написал сочинение "Человек - машина", где довел до конца взгляды Декарта, полностью объявил все духовные проявления человека к простым потребностям. Души, по его мнению, и нет.

 

Механицизм стали применять в обществознании. Возникла даже "экономическая механика", "экономическая физика".

 

Основные представители

17 в.:

Первое поколение:

Галилей - не только астроном и преподаватель физики и математики, он одновременно философ, мыслитель, методолог.

Ф. Бекон, англичанин, пропагандист опытного метода познания, основоположник эмпиризма.

Т. Гоббс

Р. Декарт, Франция.

 

Декарт - один из первых, кого нужно знать обязательно. Фактически создатель алгебры современной. Вся последующая философия развивалась в связи с Декартом:

- развития картезианства - учение Декарта. Не только теоритическая, но и научная теория развивалась. Декартовская физика господствовала до вытеснения ньютоновской, очень долго.

 

Немалая часть мыслителей просто развивала философию Декарта. Это привело и к формированию французского материализма 18 в.: Ламметри, Дидро, Гиллеций, Поль Гольбах. Это упрщением картезианства.

 

Критическое переосмысление картезианства тоже было. Два крупнейших представителя этого направления - Спиноза и Лейбниц. Оба они продолжают следовать в проложенным Декартом русле, но каждый по-своему строит свою онтологическую схему. В целом они сходную позицию занимают - их называют рационалистами в узком смысле слова (Декарта, Спинозу и Лейбница).

 

Была также попытка опровергнуть Декарта, очень критично к нему отнестись. Одним из представителей этого направления был Паскаль, он был и против рационализма. Жанбаттиста Виго - еще один критик Декарта, но он был уже в следующем поколении.

 

Первое поколение философов - Декарт, Бекон, Гоббс - стремилось критиковать схоластику, все они ее пытались преодолеть. ИМ нужно было расчистить место для новой философии и методологии.

 

Следующее поколение - Спиноза, Лейбниц, Джон Локк - уже были свободны от схоластической школы и пошли дальше. К этому же поколению относился Ньютон. У Англии была своя особенная, самобытная школа, которая состоялась в неприятии огульного рационализма (?).

 

cyberpedia.su

6.2. Основные черты науки нового времени

Начало Нового времени характеризовалось расцветом научной мысли, отвечающим потребностям развивающегося капитализма. Наибольший импульс для развития в этих условиях получили естественные науки, особенно те, которые имели непосредственное практическое значение для мануфактурного производства.           Научная революция привела к кардинальному изменению представлений о знании и науке, их задачах и месте в обществе. Наука, согласно Г. Галилею, уже не является ни привилегированной интуицией отдельного мага или просвещенного астролога, ни комментарием к авторитету. Она обретает собственный объект и новое поле деятельности - исследование и раскрытие законов развития мира природы. На волне критики схоластики постепенно происходит эмансипация науки, обретение автономии от веры и философских концепций. Знаменательно то, что в XVII в. происходит организационное оформление науки: в противовес университетам, традиционно контролируемым церковью, возникают новые центры научных исследований - научные Академии: Академия в Риме, созданная Ф. Чези (1637-1712) в 1603 г.; Академия в городе Тоскане, просуществовавшая около 10 лет; "Лондонское Королевское общество развития естественных наук", основанное в1645 г.; Королевская академия наук во Франции, возникшая в 1666 г.

Уходит в прошлое время схоластических споров и пустых метафизических рассуждений. Новым идеалом научности становится опытное познание. Научными признаются лишь те идеи и подходы, которые опираются на чувственный опыт и систему доказательств. Важную роль в познании начинает играть эксперимент, оцениваемый как источник истинных суждений о мире, т.е. утверждаются идеи эмпиризма. Научная революция порождает и новый тип современного ученого, сила которого - в эксперименте, становящемся все более строгим и точным благодаря использованию разнообразного научного инструментария. В XVII в. изобретаются и входят в жизнь и научную практику микроскоп и телескоп, часы и компас, весы и термометр и другие сложные технические искусственные устройства.           В это время силами многих ученых - Н. Коперника, Тихо Браге, И. Кеплера, Г. Галилея создается новая картина действительности, обосновывается гелиоцентрическая концепция строения Вселенной, противопоставляемая космологическим теориям древности и религиозным воззрениям. Географические открытия расширяют представления людей о мире. Изобретение микроскопа позволило углубить знания в области анатомии и физиологии организмов. Описан механизм кровообращения (А. Везалий, М. Сервет, Г. Фаллопий, Р. Коломбо, У. Гарвей). Все это способствовало формированию нового взгляда на телесные характеристики человека, утверждению идеи его природного происхождения.

Развитие мануфактурного производства и связанный с ним расцвет механики, ставшей ведущей областью науки и задающей основные ориентиры научному познанию с целом, предопределил механистический характер научных воззрений. В русле механики и математики трактуются не только природные, но и социальные явления.           На этом фоне складываются механистические концепции человека: психические явления, поведение и сознание человека объясняются по аналогии с механическими процессами. С позиций механистического подхода по-новому трактуется проблема свободы воли человека. Для религиозного мировоззрения свойственно проявление волюнтаризма. Научная картина мира Нового времени, базирующаяся на механистическом мировоззрении, являлась фаталистической. В ней не могло быть речи о свободе. Господствующее место занимали идеи жесткого детерминизма всех явлений мира, включая и человека, их объяснения механической причинностью. Следует отметить, что механистическая методология, означающая расчленение сложного явления на простые элементы и их последующее механическое ассоциирование, определила односторонность и ограниченность механических моделей поведения и сознания человека в Новое время.           Большое внимание в научной мысли уделялось рассмотрению гносеологической проблематики (отношения субъекта и объекта). Происходит смещение спектра философского анализа от проблем онтологии в областьгносеологии. В решении этого вопроса философия Нового времени приходит кагностицизмуиматериализму.           Важное место отводилось также проблемам метода научного познания, обсуждаемым в трудах Г. Галилея, Ф. Бэкона и Р. Декарта.           Приоритет опытного познания, однако, не исключал признания разума как самостоятельного источника знаний. Важной тенденцией науки оставался рационализм.Эмпиризмирационализм- два сосуществующих и противостоящих друг другу направления в методологии науки XVII в. Критериями их размежевания выступало решение вопросов: об источниках и происхождении знаний; о природе общих понятий; о границах познавательных возможностей человека; о соотношении чувственного опыта и логического мышления.

Основоположники эмпирического направления в науке XVII в. - Г. Галилей, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк - источником знания считали чувственный опыт, доказывали, что понятия имеютопытное происхождение.           Представители рационализма - Р. Декарт, Г. Лейбниц - виделиисточник знаний в разумеи обосновывали априорное происхождение всеобщих понятий, их внеопытный характер, выводимость из ума, из врожденных интеллектуальных способностей.

studfiles.net

Основные черты культуры Нового времени

Количество просмотров публикации Основные черты культуры Нового времени - 1472

Тема 17. Европейская культура Нового времени

1. Основные черты культуры Нового времени

2. Культура эпохи Просвещения

3. Западноевропейская культура XIX века

Термин ʼʼНовое времяʼʼ чаще всœего употребляют для обозначения периода развития Европы XVII, XVIII и XIX веков. Но при этом каждое столетие обладает отличительными особенностями.

· XVII век не имеет общепризнанного названия. Но именно он закладывает основы новоевропейской культуры, развивающиеся на базе процессов, происходивших в Возрождение и Реформации.

· XVIII век – век Просвещения. Он ощущает себя разрушителœем старых стереотипов и строителœем новой свободной культуры.

· XIX век – буржуазный. Он углублял тенденции и противоречия в социокультурном развитии, обозначившиеся в эпоху Просвещения.

Новое время выступает своего рода эпицентром европейской цивилизации и культуры: здесь переосмысляются традиции античности и средневековья, отсюда лежит путь к культурным катастрофам и свершениям XX столетия.

Специфические особенности рассматриваемого периода в развитии Европы и ее культуры следующие:

1. Становление буржуазных общественных отношений, техногенной цивилизации.

2. Научная революция, коренное изменение картины мира.

3. Формирование рационалистического мышления.

1. В XVII веке расцветает мануфактурное производство, появился наемный труд, формируются первые крупные капиталы. Οʜᴎ часто наживались колониального порабощения новых территорий мира. Новые процессы поставили страны Европы в неравное положение: одни имели колонии, другие – нет, в одних установился буржуазный строй (Англия, Голландия), в других – еще более укрепились феодальные отношения (Испания, Германия). В случае если одним из героев ренессансной культуры был меценат, но в Новое время возникает и новый герой– ʼʼкапиталистʼʼ – банкир, крупный торговец, владелœец мануфактуры (позднее – фабрики). Хотя еще долгое время нетрадиционно хозяйствующий субъект, ʼʼделœецʼʼ считается авантюристом, обманщиком, игроком.

2. В Новое время происходит научная революция. Стоит сказать, что для науки Новое время начинается драматически – в 1600 году в Риме на Площади цветов был сожжен великий мыслитель эпохи Возрождения Джордано Бруно. Но вскоре заявят о себе великие открытия Галилея, Кеплера, Ньютона, Лейбница, Гюйгенса в математике, астрономии и различных областях физики. Ньютон и Лейбниц независимо друг от друга изобретут дифференциальное исчислении, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ станет орудием почти всœей высшей математики. Галилей и Кеплер подтвердят гелиоцентрическую систему Коперника. Исаак Ньютон откроет закон всœемирного тяготения и напишет фундаментальный труд ʼʼМатематические начала натуральной философииʼʼ, а Карл Линней систематизирует биологию ʼʼСистеме природыʼʼ.

На базе достижений естественных наук сформируется механистическая картина мира, которая представитВселœенную в роли огромного механизма, машины, части которой жестко детерминированы, а всœе процессы сведены к механическим. Огромную роль в формировании механической картины мира сыграли работы Лейбница и Исаака Ньютона, создателя классической физики, законы которой считались непререкаемыми почти вплоть до начала XX столетия.

Формирование механистической картины мира было также результатом переосмысления роли религии. Новая эпоха не стала безрелигиозной, атеистической (от гр.
Размещено на реф.рф
a – отриц. частица + theos – бог), но в ней христианство уже не было основным средством понимания и описания мира. В Новое время возникает иная форма веры – деизм (от лат. деиз – бог). Она признавала, что хотя Бог и существует в мире как его первопричина, однако после сотворения мира движение мироздания совершается без его участия. Бог превратился в силу, которая лишь внесла определœенный порядок в извечно существовавшую материю. Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Механик, который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Закон сохранения энергии, абсолютность пространства и времени гарантированы словом Бога. При этом, сотворив мир, Бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселœенной. Такому Богу бесполезно молиться – у него можно только учиться. По этой причине место пророков и священников заняли учёные-естествоиспытатели.

Научные теории теперь выглядели убедительнее религиозного мифа. Рассказывают, что когда знаменитый французский астроном Пьер Лаплас изложил Наполеону свою гипотезу о происхождении Солнечной системы, последовало замечание императора о том, что в ней нет упоминания о Боге. ʼʼЯ не нуждаюсь в этой гипотезе, Ваше величествоʼʼ, – таков был, вполне в духе времени, ответ ученого.

Результатами научной революции Нового времени стали:

· формирование классической науки, в которой на первый план вышло естествознание. Физика стала царицей наук, а законы ньютоновской механики считались универсальными

· появление нового типа исследователя – ученого-экспериментатора, эксперименты которого становятся всœе более строгими, благодаря новым измерительным приборам и совершенствованию математического аппарата познания

· превращение науки в общественный институт, сообщество ученых мира, совместно формирующих систематические, проверяемые и доказуемые знания, имеющие всœеобщий смысл. Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества.

3. Развитие науки шло параллельно с утверждением нового стиля мышления – рационалистического. Разумное начало, или Разум считалось основанием единства мира, объединившим живую и неживую природу, человека и мир.
Размещено на реф.рф
ʼʼПрирода разумна, разум естествененʼʼ – таков символ веры эпохи Нового времени.

В Новое время происходит создание всœеобъемлющих философских систем. Накопленное к этому времени знание потребовало ответа на главные вопросы: что такое знание, какой путь оно должно пройти, чтобы превратиться в теорию. И на этом направлении поиска образовались две системы ответов: эмпиризм и рационализм. Эмпирики(Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк)отводили главную роль опыту, чувственному познанию. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц)полагали, что знания возникают на базе правильного метода рассуждений.

Развитие науки и рационалистического мышления сформировало новый тип человека. В пространстве культуры Нового времени, где деятельность познания приобрела небывалую значимость героем культуры становится ʼʼчеловек познающийʼʼ. Причем образ человека познающего стал примером трезвого и практичного отношения к жизни для людей любого рода занятий. Каждый, кто действует по собственному почину, на свой страх и риск, нуждается в том, чтобы знать истину, т. е. действительное положение дел, в которые он внедряется. Герой этой культуры – в первую очередь самодеятельный индивид, осознающий свой долг и действующий ради установления разумного, значит, наилучшего, порядка жизни.

referatwork.ru

12. Новое время как культурно-историческая эпоха. Периодизация и основные черты Нового Времени.

Можно видеть два подхода к изучению Нового времени. Один уделяет главное внимание появлению новой формы общества (капиталистического, индустриального, модернизированного), другой - формированию человека нового типа. К первому тяготеют многие историки, ко второму - культурологи и философы, большинство современных исследований и описаний Нового времени стремится дать его многомерное изображение, используя различные научные традиции. Немало трудностей возникает при определении хронологических и географических границ культуры Нового времени. Выбор временных рамок периода зависит от выбора его определяющих признаков. Капиталистические тенденции в экономике прослеживаются уже в XV-XVI веков. Буржуазный тип личности и образ жизни складываются в XV-XVI вв. В 70-80-е годы нашего столетия ряд западных социологов (Д.Белл, А.Тофлер) и философов (Ф. Лиотар, Ф. Джеймисон) стали утверждать, что во второй половине XX в. на смену индустриальному приходит постиндустриальное общество, а модерн сменяется постмодерном (пост - "после"). Эти концепции вызвали возражения. Историко-культурные особенности Нового времени возникли в недрах средневековой европейской цивилизации. Поэтому их географическая локализация в целом совпадает. Вместе с тем в XV-XIX вв. европейцы колонизируют обширные территории в Америке, Азии, Африке и т.д. и включают покоренные страны в свою экономическую, политическую и культурную системы. В основном колонии играли подчиненную роль. Исключительное значение имели в истории Нового времени североамериканские колонии Англии и Франции (будущие США и Канада). Здесь влияние коренного населения и средневековых европейских традиций было крайне слабым, и особенности Нового времени смогли проявиться почти в "чистом виде". В XVII-XIX вв. происходит европеизация России, кот. в свою очередь начинает заметно влиять на европейские дела. И все же культура Нового времени была по преимуществу западноевропейской. Для нас Новое время - историко-культурная система, сложившаяся и существовавшая в определенное время (начало XVII-80-е годы XIX вв.) в Западной Европе и Северной Америке, в XVII в. элементы Нового времени соединяются в одно целое и становятся определяющими факторами европейской истории. В XVII-XIX вв. новоевропейская цивилизация достигает расцвета, реализует заложенные в ней возможности. Конец XIX и XX в. - это уже период переосмысления и критики идей и ценностей Нового времени. В новой истории Европы можно выделить два периода. Первый охватывает 1640-1789 гг. В эти годы буржуазные общественные и экономические отношения окончательно вытесняют средневековые. Происходит революция в Англии (1640-1688): королевская власть ограничивается, законодательные функции и контроль за правительством переходят к выборному парламенту, юридически закрепляются права граждан. На континенте в этот период господствует абсолютная (неограниченная) монархия, хотя постепенно развивается сословное представительство. В 1776 г. принимается Декларация независимости США. В 1787 г. утверждается конституция США, провозглашающая создание демократической республики. В XVII-XVIII вв. происходят огромные изменения в науке и технике, формируется философия Просвещения, в искусстве складываются стили барокко, рококо, классицизм. Второй период новой истории - с 1789 по 1880 г.- время победы и утверждения капитализма во всей Европе.

Говоря об искусстве Северного Возрождения, конечно же, следует обратить внимание на портреты Гольбейна и на творчество Брейгеля. Подводя итоги, следует отметить, что Возрождение в Италии и Реформация в Северной Европе могут, как это и делал Н.Бердяев, рассматриваться в качестве этапов переходного периода, знаменовавшего окончание в историческом масштабе одного типа цивилизации (космогенной, традиционной) и начало новой, техногенной цивилизации. Итальянский Ренессанс был источником для Северного Возрождения и Реформации. Реформация дополнила и своеобразно развила ренессансные идеи. Если итальянское Возрождение стало началом новой городской буржуазной культуры, то Реформация, создав протестантизм, обеспечила динамичное развитие капитализма в Европе.

studfiles.net

Основные черты медицины Новейшего времени.

Создание многочисленных эффективных технологий, проникших во все сферы клинических, профилактических и теоретических изысканий. Начало бурному процессу их разработки и применению в медицине в самом истоке XX века положили открытия в рентгенологии, радиологии, электрокардиографии, без которых сегодня трудно представить работу лечебно–профилактических учреждений.

Современная техника и прежде всего компьютерная не только обеспечила развитие ряда технологий в медицине, но и создала необходимые условия для беспрецедентного развития информатики в отрасли медицины.

Крупнейшим открытием XX века, безусловно, являются расшифровка генно–хромосомной структуры организмов и определение химического состава их элементов (ДНК, РНК.).

Новым технологиям мы обязаны в разработке целого мира лекарств — природных и искусственно синтезированных, органических, неорганических, генно–инженерных, химических, физических и многих других, воздействующих практически на все состояния организма, в том числе на особенно трудно излечивающиеся — злокачественные опухоли, психические заболевания (психофармакология), болезни крови, эндокринной системы и др. Новую эру в получении и применении лекарств создало открытие сульфаниламидов и антибиотиков, эффективных при лечении инфекционных и паразитарных заболеваний.

Успехи микробиологии, вирусологии, иммунологии и других отраслей медицины позволили раскрыть природу многих, в том числе новых, преимущественно инфекционных и паразитарных заболеваний (СПИД, различные лихорадки, особенно тропические), а также ряда неэпидемических заболеваний.

Можно утверждать: в XX веке созданы основы знаний о целостности организма, его психосоматическом единстве и системе управления его функциями в изменяющихся условиях внешней среды в период современной цивилизации (отсюда учение о «болезнях цивилизации» и социальной дезадаптации). Именно в XX веке подтверждены убежденность И.П. Павлова в правоте учения о едином, целостном организме в совокупности его связей с окружающим миром.

Прогресс анестезиологии — реаниматологии, создававшей оптимальные условия (для хирурга и для больного) при проведении сложнейших оперативных вмешательств и осваивавшей эффективные методы послеоперационного лечения и выхаживания больных, обусловил многие эпохальные достижения хирургии.

XX век ознаменовался для хирургии блистательными достижениями — его с полным правом можно назвать «золотым веком» этой науки.

Прогресс сосудистой хирургии и развитие медико-биологических исследований стимулировали развитие трансплантологии.

Было положено начало кардиохирургии. Были выполнены первые операции при наиболее распространенных заболеваниях — врожденных и приобретенных пороках сердца.

Как научное направление развивалась параллельно с развитием ядерной физики и других пограничных дисциплин радиационная медицина, которая была особенно востребована в связи с широкомасштабным развитием атомной промышленности, энергетики и сопутствующих технологий.

Начало 1960-х гг. отмечено эпохальными достижениями в области космической медицины.

Открытия защитных сил имеют прямое отношение к достижениям гигиены и санитарии. Главное из них — установление целого мира веществ во внешней среде, неблагоприятно влияющих на здоровье человека и целых популяций. Их по приблизительным подсчетам не менее 7 млн. и ежегодно опре­деляется еще 6―7 тыс. Многие из них при неблагоприятных условиях становятся факторами риска заболеваний. Часть этих субстанций, особенно вредно влияющих на человека, идентифицирована, определены их предельно допустимые концентрации и уровни. Их несколько тысяч во всех сферах окружающей среды. Разработаны правила и способы предотвращения их воздействия на человека. На это направлены санитарные методы и соответствующие защитные сооружения.

studfiles.net

Культура нового времени кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Культура нового времени кратко

 


Культура нового времени, кратко говоря, характеризуется богатством форм и видов. Особенно большое развитие она получила в Европе, где была подготовлена эпохой Ренессанса. Она, как и при Возрождении, была ориентирована прежде всего на человека.


Общими чертами культуры нового времени, говоря кратко, были гуманизм и рационализм.
Период развития охватывает три столетия:


1.    XVII век – его можно назвать революционным. К его середине закончились религиозные войны, вызванные Реформацией, и возникла новая, сильная Европа. Огромный рывок вперед сделала наука, уже не так стесненная надзором церкви, как раньше. Зарождается экспериментальная наука, главным критерием истины теперь считается разум.


В XVII веке в искусстве появляются два новых направления -  классицизм и барокко. Основными принципами классицизма были подражание античным идеалам и монументальность. В барокко на первом месте были чувственность и динамичность. Этот стиль легко можно отличить по пышности во всем. На картинах это роскошные столы с прекрасными яствами и великолепная одежда знати. В литературе – вычурные слова, витиеватые фразы. В архитектуре – помпезная и роскошная отделка фасадов зданий.


2.    XVIII век – одна из самых ярких эпох нового времени – век Просвещения. Великие мыслители и просветители этого периода – Дидро, Вольтер, Руссо. Особенность культуры XVIII века – появление салонов, где часто проводились дискуссии между великими мыслителями. Судьба века Просвещения была трагичной – он закончился Французской революцией.


3.    XIX век – время технического прогресса, мощного развития производственных сил, объединения науки и техники. Создается единая система наук и появляются первые лаборатории, которые работают на промышленность. Происходит огромное количество научных открытий, коренным образом меняющих жизнь. Начинает складываться капиталистическая система хозяйства.


Культура постепенно становится массовой. Появляется новое требование – быть, как все. Возникают  новые направления в искусстве – романтизм и реализм. Основные черты романтизма – стремление к свободе, желание совершенства. Реализм интересует в человеке его обычная жизнь, типичные характеры. Если романтизм бежит от реальности, реализм ее исследует.
В середине XIX века появляются новые направления в искусстве – декаданс, импрессионизм и постимпрессионизм.

antiquehistory.ru

Основные черты Нового времени

Количество просмотров публикации Основные черты Нового времени - 1807

 

С середины XVII в. во всœемирной истории наступает эпоха Но- вого времени. Модернизация, в ходе которой разрушаются традици- онные ценности и устои, выводит Западную Европу в лидеры миро- вого цивилизационного процесса. В XVIII в. процесс охватывает не только всœе сферы общественной и личной жизни, но и приобретает всœемирный масштаб: в Новом Свете формируется новый своеобраз- ный очаг европейской цивилизации – США (1776 ᴦ. – Декларация не- зависимости). В сфере экономики модернизация реализовалась в раз- витии машинного производства – индустриализации, начало которой было положено промышленным переворотом в Англии в последней четверти XVIII в. (Вместе с тем ряд исследователœей считают первым этапом промышленного переворота возникновение мануфактур). Раз- витие промышленности и науки стимулировало процесс урбанизации (urbs – город, в пер.
Размещено на реф.рф
с лат.), существенно изменившей социальную картину. Городская культура занимает доминирующее положение в обществе. Формируется специфическая социальная группа (класс) – буржуазия (burg – город, в пер.
Размещено на реф.рф
с нем.), которая становится локомо- тивом социокультурных процессов. Основные виды деятельности этого класса – торговля и предпринимательство. В этих сферах со- средоточены интересы буржуазии и, главное, частная собственность. Наряду с буржуазией появляется еще один класс – наемные рабочие, или пролетариат, не имеющие собственности. В отличие от сословий, положение которых было зафиксировано юридически и передавалось по наследству, положение классов зависит от их места в системе об- щественного производства, определяется отношением к собственно- сти и не закрепляется законом. Границы классов подвижны, люди имеют возможность относительно свободно перемещаться из одной социальной группы в другую.

Мощные социально-экономические и технологические сдвиги сопровождались демократизацией политических структур и соци- альных институтов, становлением гражданского общества. На смену средневековому принципу силы и договора приходили закон и право

большинстве стран сохранялся монархический политический строй, но полномочия монархов контролировались представительными уч- реждениями. В преимущественно протестантских Голландии и США установились республиканские режимы.

Общественное сознание под влиянием глобальных перемен ос- вобождалось от жестко довлеющей опеки религии и церкви – секуля- ризировалось (saekularis – светский, в пер.
Размещено на реф.рф
с лат.) Религиозная, прови- денциалистская (от понятия ʼʼбожественное провидениеʼʼ), картина мира сменялась светской рационалистической, смысловым ядром ко- торой было опытное научное знание о мире. Благодаря распростране- нию грамотности, светского образования, развитию науки и техники человек приобретает разнообразные знания и умения и привыкает рассчитывать не только на веру, но и на собственные силы.

В условиях Нового времени, определяющим признаком которо- го является прогресс, в отличие от традиционной цивилизации чело- век считает возможным и даже необходимым не только познавать за- коны природы и общества, но и изменять их в соответствии со свои- ми потребностями. Лишаются сакрального (saker – священный, в пер.
Размещено на реф.рф
с лат.) характера, неприкосновенности, государственная власть – форпост социальной стабильности, и средневековая социальная ие- рархия – сословное устройство.

Разрушение традиционной цивилизации означало для человека возможность изменять не только собственное положение, но и окру- жающий мир насильственными средствами. Впервые в мировой ис- тории переход от одной исторической эпохи к другой происходит по- средством социальных революций. В 1556 ᴦ. в Нидерландах и в 1648 ᴦ. в Англии произошли первые буржуазные революции, в результате ко- торых к власти пришел новый класс – буржуазия.

В XVIII в. огромное влияние на общественное сознание и соци-

альную жизнь оказало могучее интеллектуальное движение – Про- свещение. Движение, революционное по сути, антифеодальное по со- циальной направленности, антиабсолютистское по политической

программе, антиклерикальное (клир – сообщество священнослужите-

лей) по идейно-нравственным установкам, объективно выражая инте- ресы третьего сословия – буржуа, выработало идеологию просвети- тельства. Ее смысловым ядром было убеждение в возможности из- менения существующего порядка вещей и совершенствования чело- веческой природы под воздействием просвещения. В условиях пер-

воначального капиталистического накопления, обнажившего мораль- ные язвы общества, такое доступное средство достижения всœеобщего блага, как просвещение, нашло сторонников среди самых широких слоев общества.

Просветительские идеи впервые возникли в Англии в серединœе XVII в. в условиях английской буржуазной революции. Основопо- ложником просветительства принято считать английского мыслителя Джона Локка (1632–1704 гᴦ.). Идейно-политическая доктрина либе- рализма, предложенная философом, легла в основу политической системы послереволюционной Англии, где были закреплены граж- данские права и свободы граждан, неприкосновенность частной соб- ственности, представительное правление (король подчинялся парла- менту), религиозная терпимость – фундаментальные ценности новой буржуазной эпохи.

Идеи английских просветителœей нашли воплощение в теории и политической практике во Франции XVIII в. Крупнейшие предста-

вители французского Просвещения – Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш. Монтескье, П. Гольбах – были непримири- мы к монархической власти (за что подвергались преследованиям), церкви, сословному устройству как основному социальному пережитку

феодализма. Их многогранная деятельность оказала мощное влияние на общественное сознание и способствовала созреванию условий для осуществления Французской буржуазной революции 1789–1794 гг.

При этом реализация революционных идей была возможна только

в странах с высоким уровнем буржуазности, политической и общей культуры масс – в Голландии, Англии, Франции. В других европей- ских странах (Пруссия, Австро-Венгрия, Россия), где традиционные устои, прежде всœего права землевладельческого класса и опиравшей- ся на него монархии, оказались более прочными, условий для рево- люционных изменений не сложилось. Но просветительские идеи всœе же проникали в среду интеллектуальной элиты. (Вольтер, изгнанный из Франции, был принят в Пруссии, при дворе Фридриха II, и, несо- мненно, оказывал влияние на мировоззрение монарха. Екатерина II вела переписку с Вольтером и Дидро). Правящие круги этих стран, опасаясь переворотов, пришли к мысли о крайне важно сти преобразо- ваний собственными силами, ʼʼсверхуʼʼ, наиболее консервативных со- циальных и политических институтов; демократизации механизмов распространения культуры. (К примеру, император Австро-Венгрии Франц-Иосиф, опасаясь развития событий по французскому образцу –

ликвидации монархии, отменил крепостное право в стране в 1791 ᴦ.). Это политическое направление получило название просвещенного аб- солютизма. Основанная на вере в ʼʼмудреца на тронеʼʼ политика была направлена на распространение в массах просвещения и образования, на секуляризацию церковного имущества и общественного сознания, на ограничение прав дворянства. При этом в России эти процессы име- ли целый ряд существенных особенностей.

Модернизация в России началась во второй половинœе XVII в.

Процесс протекал своеобразно, накладываясь на особенности ʼʼкреп- когоʼʼ, по выражению С.М. Соловьева, самодержавия, отношений собственности, национального характера, сформировавшегося под влиянием православия. В случае если на Западе прогресс промышленности

сопровождался движением к правовому государству, то в России всœе эти процессы осуществлялись на фоне усиливающегося деспотизма верховной власти и распространения крепостничества.

К концу XVII в. в России обострились внешнеполитические проблемы и вместе с тем очевидным было отставание от Запада в во- енно-техническом отношении. ʼʼВраждебное окружениеʼʼ заставляло правителœей осуществлять реформы форсированными темпами и, со-

ответственно, в самых жестких формах. Модернизационный рывок вызывал перенапряжение сил и порождал очередной кризис, рост со- циальной напряженности и новое отставание от Запада.

Самые мощные усилия по преодолению отсталости России были

предприняты в XVIII в. Петром I. По сути, Новое время пришло в Рос- сию с опережением естественного хода истории через ʼʼокноʼʼ, ʼʼпро- рубленноеʼʼ первым российским императором. Правитель обладал не только неограниченной властью и пониманием крайне важно сти пере- мен, но и смелостью, решительностью, умом, энергией и талантом пре- образователя. В отличие от западно-европейских стран, совершивших переход от традиционного общества к современному за 150–200 лет, Россия благодаря деятельности Петра прошла данный путь за 50 лет. С од- ной стороны, это обусловило ʼʼспрессованностьʼʼ исторического разви- тия, повышенную напряженность в общественной и личной жизни, с другой – раскол на приверженцев традиционной системы ценностей и сторонников модернизации, или ʼʼпочвуʼʼ и ʼʼцивилизациюʼʼ, по выра- жению В.О. Ключевского. При этом следует отметить, что особенно- сти исторического развития страны в данный период – активное вмеша- тельство государства во всœе сферы общественной жизни, ее обуслов- ленность военными нуждами, насильственные методы преобразований –

характеризовали развитие страны в какой-либо мере не только в

XVIII в., но и на протяжении всœей российской истории.

Несвоевременность петровских преобразований, цивилизацион- ная незрелость и неоднородность общества обострили его трагиче- ский раскол. С целью его преодоления самодержавие, выступавшее

гарантом социально-политической стабильности, приняло на воору-

жение политику и идеологию ʼʼпросвещенного абсолютизмаʼʼ как важнейшее средство национальной консолидации и механизм само- регуляции общества.

Форсированная модернизация в условиях авторитарного поли- тического режима, окончательное закрепощение крестьянства при Екатеринœе II вызывали всœе более острый протест масс и в последней четверти века вылились в крупнейшее восстание социальных низов под руководством Е. Пугачева. Но именно сочетание абсолютистской системы с курсом на модернизацию объективно способствовало вы- ходу России на европейскую и затем мировую культурно-техническую орбиту, а также гарантировало ее от нараставшей зависимости от пе- редовых западно-европейских стран. В конце XVIII в. Россия достиг- ла, по выражению прусского короля Фридриха Великого, ʼʼстрашного могуществаʼʼ.

referatwork.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о