Него лицо и число – Лицо и число глагола / Глагол / Морфология и морфологический разбор / Справочник по русскому языку для начальной школы

Лица местоимений – таблица как определить лицо и число в русском языке

В русском языке личным местоимениям присущ такой постоянный признак как лица. Каждое из трех лиц местоимений обладает определенной формой и значением. В данной статье описаны способы определения лиц местоимений, их характерные особенности с примерами.

Лица местоимений – это неизменяемый (постоянный) признак данной части речи, присущий только личным местоимениям. В русском языке у местоимений выделяют три лица, каждое из которых имеет определенное значение и формы.

 Таблица Лица местоимений 

Единственное числоМножественное число
На что указываютФормы И. п.На что указываютФормы И. п.
1-е лицона говорящее, действующее лицо (субъект речи)яна группу лиц, включающую говорящего, действующегомы
2-е лицона лицо, к которому обращаются в речи (на собеседника)тына группу лиц, к которым обращаются в речи (на собеседников)вы
3-е лицона предмет (лицо, явление), о котором говорится, но которое не принимает участие в речион, она, онона группу предметов (лиц, явлений), о которых говорится, но которые не принимают участия в речиони

Обратите внимание! В третьем лице единственного числа личные местоимения имеют формы мужского, женского и среднего рода.
Примеры: она красива, оно большое, он храбрый.

Как определить лицо местоимений?

В речи лицо местоимений можно определить по его значению в речи, а также по падежной форме. Особенности склонения личных местоимений приведены в таблице с примерами всех падежных форм.

Единственное числоМножественное число
И. п.ятыон, оноонамывыони
Р. п.менятебяегоеенасвасих
Д. п.мнетебеемуейнамвамим
В. п.менятебяегоеенасвасих
Т. п.мной (мною)тобой (тобою)имеюнамивамиими
П. п.обо мнео тебео немо нейо насо васо них

Если перед местоимением третьего лица в косвенном падеже стоит предлог, падежная форма употребляется с «н».

ТОП-5 статейкоторые читают вместе с этой

Примеры: ей было весело – мы пришли к ней, ими хорошо рисовать – с ними легко работать.

Грамматические особенности личных местоимений изучаются в школе с 4 класса.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 122.

obrazovaka.ru

Лицо и число местоимений

«Лицо и число местоимений».

Цель:

Образовательные:

повторить понятие «местоимение», личные местоимения; способствовать формированию умения определять действующее лицо, находить в предложениях местоимения, определять лицо, число и род местоимений.

Развивающие: работать над развитием и коррекцией воли, восприятия, речи, мышления, совершенствованием памяти учащихся; обогащать и активизировать словарь детей.

Воспитательные: поддерживать интерес к изучению предмета; воспитывать аккуратность, прилежание.

Ход урока:

Орг. момент.

Проверка домашнего задания.

Минутка чистописания – ОНО ВЫ

ОНА ТЫ

Выборочный диктант. Повторение изученного о местоимении.

Я лечу, лечу стрелой,
Только пыль взметаю.

Мы сегодня в лес пойдём 
За зелёной ёлкой.

Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь.

Весело текли вы,
Детские года!

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.

Что за яблоко! Оно
Соку спелого полно…

В небо взлетают цветные огни,
Весть о победе разносят они.

1. Прочитать отрывки из стихотворений.

2. Записать через запятую только местоимения.

3. Прочитать местоимения, которые записали (я, ты, мы, вы, он, оно, они). Какого местоимения не хватает? (она)

Что вы узнали о местоимениях на прошлом уроке?

(Местоимение – часть речи; местоимение употребляется вместо имени существительного).

— В чём сходство местоимения с именем существительным? (Одинаковые вопросы).

В чём отличие? (Существительные – называют предметы, местоимения – указывают на предметы).

Можно обойтись лишь местоимениями, не используя имён существительных? (Нет).

Сообщение темы и цели урока.

— Сегодня на уроке мы узнаем, какие местоимения относятся к 1-му, ко 2-му, к 3-му лицу, а также узнаем, как изменяются местоимения 3 лица.

Новый материал.

1. Знакомство с категорией лица местоимений.

— Среди записанных вами местоимений назовите те, которые указывают на говорящего или говорящих (я, мы).

— Какие местоимения указывают на собеседника или собеседников? (ты, вы)

— Назвать местоимения, указывающие на тех, кто отсутствует в момент речи (он, она, оно, они).

— А теперь, прочитав самостоятельно правило в учебнике, скажите, какие местоимения относятся к 1 лицу, ко 2 лицу, к 3 лицу. Работа с учебником стр.111

— Придумать своё предложение с местоимением (устно).

2. Наблюдение над изменением местоимений 3 лица по родам и числам.

месяц

луна

солнце

он

она

оно

— Прочитать слова. Какое местоимение соответствует каждому из этих слов? (он, она, оно)

— Почему нельзя сказать: солнце-она? От чего это зависит?

(Это зависит от рода им. существительного; мужской род — он, женский род — она, средний род — оно).

— Какой вывод можно сделать о местоимении 3 лица ед.ч.? (Изменяется по родам, как существительные).

— Это касается местоимения они? (Нет).

— Почему? (Это местоимение не имеет рода, т.к. соответствует существительному во множественном числе).

— Как ещё изменяются местоимения? (По числам).

Физкультминутка.

Стр.111, упр.152

Закрепление материала:

Работа по карточкам:

№1.

Списать предложения, подчеркнуть местоимения.

  1. Мы пошли в рощу. 2. Как, милый петушок, поёшь ты громко, важно! 3. Два голубя, как два родных брата, жили, друг без друга они не ели и не пили. 4. Злой тоской удручена, к муравью ползёт она.

№2.

Списать предложения, подчеркнуть местоимения.

  1. А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. 2. Как, милый петушок, поёшь ты громко, важно! 3. Два голубя, как два родных брата, жили, друг без друга они не ели и не пили. 4. Злой тоской удручена, к муравью ползёт она.

Прочитайте загадки. Найдите в них местоимения. Вместо каких существительных они стоят? Запишите загадки. Подчеркните личные местоимения. Укажите их род.

  1. И сам он держится за дно,

и держит судно за одно. (Якорь.) (Он – 3.л., ед. ч., м. р.)

  1. Оно везёт нас под землёй

на работу и домой. (Метро.) (Оно – 3 л., ед. ч., ср. р.)

  1. Росла она на лугу,

а оказалась в стогу. (Пшеница.) (Она — 3 л., ед. ч., ж. р.)

— Скажите, у местоимений какого лица и числа различают род?

Итог урока

Д.з. стр. 112, упр. 153

месяц

луна оно

солнце

он она

№1. Списать предложения, подчеркнуть местоимения.

1. Мы пошли в рощу. 2. Как, милый петушок, поёшь ты громко, важно! 3. Два голубя, как два родных брата, жили, друг без друга они не ели и не пили. 4. Злой тоской удручена, к муравью ползёт она.

Прочитайте загадки. Найдите в них местоимения. Вместо каких существительных они стоят? Запишите загадки. Подчеркните личные местоимения. Укажите их род.

1. И сам он держится за дно,

и держит судно за одно.

2. Оно везёт нас под землёй

на работу и домой.

3. Росла она на лугу,

а оказалась в стогу.

№1. Списать предложения, подчеркнуть местоимения.

1. Мы пошли в рощу. 2. Как, милый петушок, поёшь ты громко, важно! 3. Два голубя, как два родных брата, жили, друг без друга они не ели и не пили. 4. Злой тоской удручена, к муравью ползёт она.

Прочитайте загадки. Найдите в них местоимения. Вместо каких существительных они стоят? Запишите загадки. Подчеркните личные местоимения. Укажите их род.

1. И сам он держится за дно,

и держит судно за одно.

2. Оно везёт нас под землёй

на работу и домой.

3. Росла она на лугу,

а оказалась в стогу.

№1. Списать предложения, подчеркнуть местоимения.

1. Мы пошли в рощу. 2. Как, милый петушок, поёшь ты громко, важно! 3. Два голубя, как два родных брата, жили, друг без друга они не ели и не пили. 4. Злой тоской удручена, к муравью ползёт она.

Прочитайте загадки. Найдите в них местоимения. Вместо каких существительных они стоят? Запишите загадки. Подчеркните личные местоимения. Укажите их род.

1. И сам он держится за дно,

и держит судно за одно.

2. Оно везёт нас под землёй

на работу и домой.

3. Росла она на лугу,

а оказалась в стогу.

№1. Списать предложения, подчеркнуть местоимения.

1. Мы пошли в рощу. 2. Как, милый петушок, поёшь ты громко, важно! 3. Два голубя, как два родных брата, жили, друг без друга они не ели и не пили. 4. Злой тоской удручена, к муравью ползёт она.

Прочитайте загадки. Найдите в них местоимения. Вместо каких существительных они стоят? Запишите загадки. Подчеркните личные местоимения. Укажите их род.

1. И сам он держится за дно,

и держит судно за одно.

2. Оно везёт нас под землёй

на работу и домой.

3. Росла она на лугу,

а оказалась в стогу.

№2. Списать предложения, подчеркнуть местоимения.

1. А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. 2. Как, милый петушок, поёшь ты громко, важно! 3. Два голубя, как два родных брата, жили, друг без друга они не ели и не пили. 4. Злой тоской удручена, к муравью ползёт она.

№2. Списать предложения, подчеркнуть местоимения.

1. А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. 2. Как, милый петушок, поёшь ты громко, важно! 3. Два голубя, как два родных брата, жили, друг без друга они не ели и не пили. 4. Злой тоской удручена, к муравью ползёт она.

№2. Списать предложения, подчеркнуть местоимения.

1. А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. 2. Как, милый петушок, поёшь ты громко, важно! 3. Два голубя, как два родных брата, жили, друг без друга они не ели и не пили. 4. Злой тоской удручена, к муравью ползёт она.

№2. Списать предложения, подчеркнуть местоимения.

1. А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. 2. Как, милый петушок, поёшь ты громко, важно! 3. Два голубя, как два родных брата, жили, друг без друга они не ели и не пили. 4. Злой тоской удручена, к муравью ползёт она.

№2. Списать предложения, подчеркнуть местоимения.

1. А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. 2. Как, милый петушок, поёшь ты громко, важно! 3. Два голубя, как два родных брата, жили, друг без друга они не ели и не пили. 4. Злой тоской удручена, к муравью ползёт она.

№2. Списать предложения, подчеркнуть местоимения.

1. А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. 2. Как, милый петушок, поёшь ты громко, важно! 3. Два голубя, как два родных брата, жили, друг без друга они не ели и не пили. 4. Злой тоской удручена, к муравью ползёт она.

compedu.ru

Как определить лицо местоимения? — Полезная информация для всех

  • Лицо может быть только у личных местоимений.

    1.я

    2.ты

    3.он, она, оно

    1.мы

    2.Вы

    3.они

    А лицо у местоимений можно определить по окончанию глаголов.

    Пример.

    Я иду

    Ты идешь,

    Он идет

    Мы идем

    Вы идете

    Они идут

  • Для определения лица личных местоимений, надо выучить небольшую таблицу.

    ниже эта таблица, на которой совсем небольшое количество местоимений, которые легко запоминаются. Всего три лица и два числа.

    смотрим, запоминаем глазами, проговариваем и уже выучили. И все.

  • Недавно в школе мы проходили местоимения. Нам была дана таблица, она же была дана в учебнике, которую изучали. Но изучали для того, чтобы знать грамматические признаки местоимения. Например, местоимение: она ( женский род, третье лицо, единственное число ), и так далее с иными местоимениями. Все грамматические признаки местоимений нужно было выучить наизусть, в том числе и лицо местоимений. Учили. А на дом задали упражнение на повторение, в котором нужно было по грамматическим признакам местоимения вставить само местоимение. Вот одно предложение из этого упражнения, оформляю его, как цитату:

    Понятно, что пропущено местоимение quot;тыquot;.

    Подобных предложений было четыре. Перед глазами детей была таблица, они быстро справились с заданием, кто-то запомнил ее почти сразу, и уже не заглядывал в нее, когда выполнял упражнение.

  • В русском языке выделяют отдельную группу — разряд по значению — личные местоимения. Всего есть три лица, каждое из которых может иметь единственное или множественное число.

    1 лицо — я, мы

    2 лицо — ты, вы

    3 лицо — он, оно, она, они

    В других разрядах местоимений, кроме личных, лицо не определяется.

  • Личные местоимения в школе заучивают наизусть.

    1 лицо я (или мы).

    2 лицо ты (или вы).

    3 лицо он, она, оно (или они).

    Чтобы более осознано разобраться с этим, можно порассуждать. Например,

    • в любом деле кто будет первым? Я сам — первое лицо.
    • если мне невмоготу, Ты поможешь, потому что являешься самым близким мне — после меня второе лицо.
    • тот, кто стоит поодаль — в третьем эшелоне. Если ни Я, ни Ты не справимся, можно пригласить третьего — Он поможет, то есть, третье лицо

    Со множественным числом проделываем то же самое. На первом месте всегда наши личные проблемы и вопросы — семейные, рабочие, городские.

    • Мы решаем эти вопросы — первое лицо.
    • Вы можете быть и недругами, не быть заодно с нами — это второе лицо.
    • если quot;Мыquot; или quot;Выquot; еще можно как-то персонифицировать, то Они местоимение третьего лица можно считать размытым понятием.
  • Всего в quot;великом и могучемquot; русском языке три лица (1 — ое лицо, 2 — ое и 3 — е).

    Различаться они могут и по числам: единственное число и множественное.

    Местоимение Я относится к первому лицу, единственному числу;

    Местоимение Мы тоже относится к первому лицу, но число уже множественное;

    Местоимение Ты относим ко 2 — ому лицу, единственного числа;

    А местоимение Вы ко второму лицу множественного числа;

    Местоимения Он, Она и Оно относятся уже к 3 — ему лицу, число у них единственное;

    А местоимение Они — 3 — е лтул и множественое число.

    По лицам мы спрягаем глаголы и можем определить лицо глагола.

    Например: глагол quot;пьетquot; относится к третьему лицу и единственному числу (он пьет, она пьет и тд).

  • Лица различают у личных местоимений. Чтобы определить лицо местоимения, достаточно запомнить следующее:

    Учитывайте, что у личных местоимений бывают различные падежи и числа. В этом отрывке есть перечисления падежей в единственном и множественном числе для разных лиц:

  • Для определения лица местоимений всего навсего нужно запомнить, что у местоимений 3 лица и определяются они в единственном, а также и во множественном числе. Просто запомните сведения в приведнной ниже табличке, этого достаточно.

  • Для того чтобы всегда легко определять лицо местоимения, нужно просто запомнить как распределены по лицам все личные местоимения:

    1 лицо — я, мы

    2 лицо — ты, вы

    3 лицо — он, она, оно, они

    Проблем с запоминанием обычно не возникает, так как лиц всего три, а местоимений всего восемь.

  • Местоимения первого и второго лица указывают на определенное лицо. Например, на проходящего мимо человека или находящегося рядом человека.

    1- лицо — я, мы

    2-ое лицо — ты, вы.

    Местоимения третьего лица указывают на тех или того, кто не участвует в диалоге: он, она, оно, они.

  • info-4all.ru

    Лицо и число глагола / Глагол / Морфология и морфологический разбор / Справочник по русскому языку для начальной школы

    1. Главная
    2. Справочники
    3. Справочник по русскому языку для начальной школы
    4. Морфология и морфологический разбор
    5. Глагол
    6. Лицо и число глагола

    Глаголы изменяются по лицам и числам:

    глагольные формы 1-го лицаобозначают действие, которое совершает сам говорящий (или говорящие)

    летаю, летаем

    глагольные формы 2-го лицаобозначают действие, которое совершает собеседник (тот, с кем беседует говорящий)летаешь, летаете
    глагольные формы 3-го лицаобозначают действие того, о ком говорят, но кто не участвует в самом разговоре.

    летает, летают

     

    Каждое лицо глагола имеет свои окончания (по этим окончаниям можно определить число и лицо глагола):

    1-е лицо — окончания -у (-ю) в единственном числе; -ем, -им во множественном числе (летаю, слышу, летаем, слышим)

    2-е лицо — окончания -ешь, -ишь в единственном числе; -ете, -ите во множественном числе (летаешь, слышишь, летаете, слышите)

    3-е лицо — окончания -ет, -ит в единственном числе; -ут (-ют), -ат (-ят) во множественном числе (летает, слышит, летают, слышат, тянут, любят)

    Также лицо и число глагола можно определить по самому местоимению.

    Например:

    Я люблю (1-е лицо, ед. ч.) рисовать.

    Ты любишь (2-е лицо, ед. ч.) рисовать?

    Они любят (3-е лицо, мн. ч.) рисовать.

    Изменения глаголов по лицам и числам называют спряжением, о его особенностях читай по ссылке.

    Поделись с друзьями в социальных сетях:

    Советуем посмотреть:

    Неопределённая форма (инфинитив) глагола

    Возвратные глаголы

    Времена глагола

    Спряжение глаголов

    Вид глаголов

    Морфологический разбор глагола

    Части речи

    Имя существительное

    Имя прилагательное

    Имя числительное

    Местоимение

    Глагол

    Наречие

    Частица

    Союз

    Предлог

    Морфология и морфологический разбор

    Правило встречается в следующих упражнениях:

    2 класс

    Упражнение 131, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

    Упражнение 3, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

    Упражнение 79, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

    Упражнение 15, Полякова, Учебник, 2 часть

    Упражнение 16, Полякова, Учебник, 2 часть

    Упражнение 144, Полякова, Учебник, 2 часть

    Упражнение 212, Полякова, Учебник, 2 часть

    3 класс

    Упражнение 189, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

    Упражнение 191, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

    Упражнение 202, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

    Упражнение 203, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

    Упражнение 209, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

    Упражнение 127, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

    Упражнение 152, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

    Упражнение 153, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

    Упражнение 154, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

    Упражнение 156, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

    4 класс

    Упражнение 163, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

    Упражнение 176, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

    Упражнение 186, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

    Упражнение 156, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

    Упражнение 62, Полякова, Учебник, 1 часть

    Упражнение 64, Полякова, Учебник, 1 часть

    Упражнение 66, Полякова, Учебник, 1 часть

    Упражнение 131, Полякова, Учебник, 1 часть

    Упражнение 277, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

    Упражнение 305, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

    5 класс

    Упражнение 121, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

    Упражнение 305, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

    7 класс

    Упражнение 221, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник


    © 2018 — budu5.com, Буду отличником!

    budu5.com

    Лицо и число | Учеба-Легко.РФ

    Лицо и число

     

    Лицо и число – это непостоянные морфологические признаки глаголов, проявляющиеся только в формах настоящего и будущего времени изъявительного наклонения и в формах повелительного наклонения.

     

    Личные местоимения 1-го лица единственного и множественного числа (я и мы) указывают на говорящего/говорящих, формы же глаголов (личные окончания 1-го лица единственного или множественного числа), согласующиеся с этими местоимениями в настоящем и будущем времени, обозначают, что действие выполняется, состояние переживается говорящим (я рисую) или той группой лиц, к которой он себя относит (мы спорим).

     

    Личные местоимения 2-го лица единственного и множественного числа (ты и вы) указывают на слушающего/слушающих, а личные окончания глаголов – на то, что действие выполняется (должно быть выполнено) или состояние переживается слушающим/слушающими (Ты уходишь? Вы позвоните ему).

     

    Личные местоимения 3-го лица (он/она/оно/они) указывают на людей или предметы, о которых идет речь, а личные окончания глаголов 3-го лица – на то, что ими выполняется действие или переживается некое состояние (Она болеет. Они болеют). В отличие от местоимений 3-го лица единственного числа, которые имеют признак рода, личные окончания глагола на род не указывают (он/она/оно лежит).

     

    При глаголе в форме 3-го лица может быть подлежащее, выраженное не местоимением, а существительным. В предложении при глаголе в личной форме подлежащего может не быть. Его не бывает в односоставных определенно-личных предложениях (Читаю книгу. Читаешь? Читайте!) – значение лица в них выражают только личные окончания глаголов 1-го или 2-го лица единственного/множественного числа. В односоставных неопределенно-личных (Меня знают), обобщенно-личных (Тише едешь – дальше будешь) и безличных предложениях (Светает) личные окончания глаголов передают неопределенное, обобщенное и безличное значение.


    Лекция добавлена 14.04.2012 в 02:24:38

    uclg.ru

    Author: alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *