На что направлены исследования pisa timss – PIRLS, TIMSS, PISA: что это за исследования, в которых участвуют школьники из России

Содержание

PIRLS, TIMSS, PISA: что это за исследования, в которых участвуют школьники из России

Вы наверняка что-то слышали из этих хитрых англоязычных аббревиатур, когда читали о школьниках. Но не всегда понимали, что вообще всё это значит, какие такие исследования и что они оценивают. Рассказываем, в каких международных исследованиях участвуют российские школьники и даже учителя. И как они проводятся.

Всё про ЕГЭ. Рассылка

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Российские школьники участвуют во многих международных исследованиях качества образования и успехов школьников по отдельным дисциплинам. Зачем это нужно? Во-первых, участие в международных исследованиях помогает достаточно объективно оценить уровень образования и сравнить его с другими странами. Во-вторых, если исследование проводится на международном уровне, это значит, что для оценки уровня образования используются самые современные мониторинговые технологии. И Россия может использовать этот опыт в проведении собственных исследований на федеральном и региональном уровнях.

1. PIRLS — как школьники читают и понимают тексты

Что проверяют. Как школьники умеют читать и понимать тексты.

Кто участвует. В исследовании участвуют дети, которые оканчивают начальную школу. В России это четвероклассники. Считается, что именно к этому моменту ученики настолько развивают свои навыки чтения и работы с текстом, что они становятся базой для учёбы в средней и старшей школе.

Когда проходит. PIRLS проходит циклично — раз в пять лет. С 2001 года его проводили уже четыре раза. Последний раз в 2016 году. В PIRLS в разное время участвовали от 35 до 50 стран.

В PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) оценивают два вида чтения:

  • чтение для приобретения читательского литературного опыта;
  • чтение для освоения и использования информации.

Для проверки школьникам дают два текста: научно-популярный (информационный) и художественный. Почле чтения дети должны ответить на несколько вопросов к каждому. Вопросы к текстам оценивают четыре навыка:

  • находить информацию;
  • формулировать выводы;
  • интерпретацию и обобщение информации;
  • анализ и оценку содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Понятно, что система обучения и школьная программа могут довольно сильно разниться от страны к стране. Поэтому главная задача организаторов таких исследований — сделать так, чтобы результаты в разных странах были сравнимы между собой. Например, в большинстве стран дети начинают учиться в шесть лет, но в Англии и Новой Зеландии обучение начинается в пять лет, поэтому участие в проекте принимают школьники из пятого класса, а не из четвёртого.

Средний возраст детей, у которых проверяют качество чтения и понимание текста — 10,5 лет. Но в странах Восточной Европы ребята начинают учиться в семь лет, поэтому им в среднем 10,7 -10,9 лет.

Как в PIRLS показывают себя школьники из России. В самом первом исследовании PIRLS-2001 Россия заняла только 16-е место из 35 стран. В конце 2017 года появились результаты последнего исследования PIRLS-2016, в котором российские школьники заняли первое место. Причём это не в первый раз: в 2006 году Россия тоже была лидером. Несмотря на то, что PIRLS проверяет только читательскую грамотность, глава Рособрнадзора Сергей Кравцов утверждает, что такие высокие результаты у наших четвероклассников означают, что в российская начальная школа — в принципе лучшая в мире.

Пример задания:

Комментарий эксперта к заданию: «Поиск ответа облегчен тем, что в вопросе и в ответе использованы одни и те же слова: „запасные носки“, „ноги могут промокнуть“. Читателю даже не приходится делать синонимические замены. Российских четвероклассников практически не затрудняет поиск в тексте ответа на вопрос в том случае, когда формулировки вопроса и ответа практически совпадают. Однако неопытных читателей может затруднить необходимость делать самые элементарные синонимические замены при сравнении словесной ткани вопроса и ответа. Найти в тексте ответ на вопрос гораздо легче, если не требуется переформулировать вопрос. В приведённом выше примере такие трудности испытывает около 10% десятилетних читателей во всех странах мира, в том числе и в России».


2. PISA — какой уровень знаний у учеников в средней школе

Что проверяют. Математическую, естественнонаучную и читательскую грамотность школьников.

Кто участвует. В отличие от PIRLS, в этом исследовании участвуют 15-летние школьники.

Когда проходит. Впервые PISA провели в 2000 году, с тех пор оно проводится каждые три года. Россия принимает участие в исследовании с самого начала. А всего с 2000 по 2015 год в PISA участвовали от 32 до 74 стран мира.

Исследование PISA позволяет оценить эффективность изменений и образовательных решений за три года. По результатам теста становится понятно, в каком направлении нужно развивать российское образование, чтобы повысить конкурентоспособность выпускников российских школ.

Тест PISA адаптируется под изменения в сфере образования. Так, в 2012 году участники решали задачи «интерактивного типа», в которых нужно было виртуально обследовать какой-то предмет (например, кондиционер или MP3-плеер) и после этого ответить на вопросы о принципах его работы. А в 2015 году впервые проверяли финансовую грамотность школьников.

Как в PISA показывают себя школьники из России. К сожалению, результаты российских школьников в этом исследовании далеки от первых мест — за всё время Россия ни разу не вошла даже в двадцатку стран по трём показателям. А в последнем тестировании PISA-2015 в общем рейтинге стран Россия заняла 32-е место из 72.

Пример задания на математическую грамотность:

Комментарий эксперта к заданию: «В задании требуется воспринять новую информацию — описание представленной реальной ситуации — и интерпретировать её геометрическую модель, чтобы вычислить длину дуги. Опираясь на пространственное воображение и интуицию при работе с моделью, можно догадаться, что эта дуга составляет ⅙ часть длины окружности двери. Для решения нужно вспомнить (или посмотреть в списке формул) известную учащимся формулу длины окружности. Ответ в пределах от 103 до 105. […]. Подобных задач нет в российских учебниках. Слово „окружность“ не упоминается в тексте задания, и учащимя самим надо сообразить, что именно окружность, разделённая тремя радиусами на три равные части, является моделью вращающейся двери».

Пример задания на читательскую грамотность:

Комментарий эксперта к заданию: «В этом задании школьнику нужно осмыслить и оценить информацию из текста».


3. TIMSS — как в начальной и средней школе знают математику и естественные науки

Что проверяют. Основная цель исследования — сравнить между собой качество математического и естественнонаучного образования в начальной и средней школе.

Кто участвует. Ученики 4-х и 8-х классов.

Когда проходит. Каждые четыре года. Такая схема позволяет отслеживать, какие изменения происходят в образовании при переходе из начальной в основную школу и как они влияют на качество образования.

В 2015 году тестирование TIMSS проводилось и среди 11-классников — тогда у старшеклассников, углубленно изучающих точные предметы, проверяли понимание математики и физики.

Бонусом в странах-участницах (кстати, их в разные годы было от 25 до 50) исследуют особенности учёбы. Для этого разработаны специальные анкеты, которые заполняют не только школьники, а ещё учителя и администрация школ. Информация, которую учёные получают из этих анкет, помогает лучше понять результаты основного тестирования и объяснить, что не так с математическим или естественнонаучным образованием в стране.

Как в TIMSS показывают себя школьники из России. Результаты у российских школьников достаточно высокие. В последнем исследовании 2015 года ученики 4-х классов заняли 7-е место по математике и 4-е по естествознанию. Восьмиклассники оказались на 6-м месте по математике и на 7-м в естественных науках. Но при этом рейтинг выявил три большие проблемы российского школьного образования: большой объём домашних заданий, резкое падение успеваемости в средних классах и недовольство учителей своей работой.

Задание для 4-х классов по математике:

Комментарий эксперта к заданию: «Проверяется умение вписать равносторонний треугольник в окружность, разделённую на равные части. Требовалось не только увидеть, что окружность разделена на равные части, но и сообразить, что надо соединять отрезками каждую четвёртую точку, чтобы построить равносторонний треугольник, и описать способ соединения точек. Подобных заданий нет в учебниках. Практически все российские четвероклассники пытались решить это задание. Большинство справились с ним (верно выполнили его полностью 68%, верно построили, но не описали — 7%)».

Задание для 4-го класса по естествознанию:

Комментарий эксперта к заданию: «В задании требуется применить знание о взаимосвязи в природе на примере простых пищевых цепей: указать одну из причин, иллюстрирующих важную роль пауков в саду. Результат выполнения задания российскими школьниками самый высокий среди всех стран. Умение устанавливать взаимосвязи в природе является одним из требований ФГОС по предмету „Окружающий мир“ и достаточно эффективно формируется в процессе изучения естественнонаучной части этого предмета».

Задание для 8-х классов по математике:

Комментарий эксперта к заданию: «Проверяется умение выразить проценты в виде обыкновенной дроби или обратный перевод. Нетипичное задание, в котором надо сравнить стоимость одного и того же предмета при наличии скидки, выраженной в различных единицах — в процентах или дробью. Основное затруднение умногих учащихся объясняется тем, что первоначальная стоимость предмета не приводится. Второе затруднение — это перевод этих данных в проценты или в дроби (¾ — это 75%, значит, скидка — 25%). Неудивительно, что 14% российских учащихся не дали никакого ответа. Только учащиеся двух стран показали более высокие результаты: Республики Корея (62%) и Сингапура (76%)».

Задание для 8-го класса по естествознанию:

Комментарий эксперта к заданию: «Задание проверяет умение применять знание об избыточном давлении воды в водоносных слоях в простой практической ситуации. Высокие результаты выполнения этого задания российскими школьниками объясняются тем, что представление о давлении воды в водоносных слоях традиционно формируется в рамках изучения географии».


4. TALIS — как преподают учителя

Что и кого проверяют. Здесь проверяют уже не школьников, а учителей и директоров школ.

Когда проходит. Исследование проводится каждые пять лет — уже было в 2008 и 2013 годах, следующее планируется провести в 2018 году.

В TALIS нет никаких рейтингов преподавателей по странам. Исследователи делают выводы на основе опроса. Какие данные получают с помощью опроса? Особенности преподавания, убеждения и установки учителей, методы преподавания, удовлетворенность работой, уверенность в своих профессиональных способностях, контекст, в котором работают учителя и директора.

К примеру, в TALIS-2013 приняли участие 4000 учителей и 198 директоров из 14 регионов России. Кроме России, в в 2013 году в исследовании принимало участие ещё 37 стран, а в 2008 году — 24.

В отчёте о результатах TALIS-2013, который опубликован на сайте общероссийской системы оценки качества образования, так описывают российских преподавателей:

  • За последние пять лет состав учителей в России стал моложе, но почти 40% наших учителей старше 50 лет.
  • Российские учителя реже преподают больше одного предмета и редко меняют место работы.
  • Российские учителя работают больше своих зарубежных коллег и тратят много времени на административную работу.
  • Российские учителя часто «не замечают» неблагополучных детей.
  • Российские учителя предпочитают тестирование другим формам контроля.

mel.fm

Международное исследование PISA: рейтинг России

Международные тесты

Международная программа по оценке качества обучения PISA (Programme for International Student Assessment) проводится раз в 3 года, начиная с 2000 г., и проходит под патронажем Организации экономического сотрудничества и развития. Цель этого масштабного тестирования — провести оценку грамотности 15-летних школьников в разных видах учебной деятельности: естественнонаучной, математической, компьютерной и читательской.

«PISA позволяет понять, какая страна будет более конкурентоспособной в будущем за счёт потенциала подрастающего поколения»

Галина Ковалёва руководитель центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО, координатор PISA в России

Помимо PISA существуют и другие международные мониторинговые исследования, имеющие более узкую направленность. Тестирование TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), например, нацелено на проверку качества математического и естественнонаучного образования учеников четвёртых и восьмых классов. Проводится оно при поддержке Международной ассоциации по оценке учебных достижений IEA. Помимо мониторинга качества знаний TIMSS призвано ещё и выявить различия в национальных системах образования разных стран.

А тестирование PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) Направлено на то, чтобы оценить качество чтения и понимания текста у ребят начальной школы. Так же, как и TIMSS, оно показывает различия в национальных системах образования. Исследование PIRLS проводится раз в пять лет, и проходило уже четыре раза: в 2001, 2006, 2011 и 2016 годах.

Вселенная: иллюстрированный путеводитель

Новая занимательная энциклопедия — это серия познавательных книг, которые расскажут обо всем самом интересном! Внутри вы найдете самую главную информацию по разным увлечениям: от динозавров до космоса. Большие красивые издания с хорошей качественной бумагой — отличный подарок детям и взрослым. Хотите совершить путешествие по планетам Солнечной системы, побывать в мирах, лежащих за пределами Галактики, пройти по следам комет?

Купить
PISA и функциональная грамотность

В исследование PISA включены задания разного типа. Почти половину из них составляют вопросы, предполагающие свободные ответы. А есть вопросы с определённым, нерасширяемым списком ответов. Это значит, что ученик должен выдать самостоятельный ответ, который будет ограничен конкретными словами или числами. Почти треть всех заданий в тесте составляют вопросы с готовыми вариантами ответов.

Главное отличие программы PISA от ЕГЭ, ОГЭ и других российских тестов заключается в том, что она, в первую очередь, оценивает возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач. В этом отношении можно сказать, что PISA следует современным образовательным трендам, ведь способность учеников применять школьные знания в жизни — это важнейший аспект функциональной грамотности и навыков XXI века.

Задания PISA проверяют не заученный материал по биологии, географии, физике и обществознанию, а владение учеников компетенциями в различных контекстах этих предметов и межпредметного взаимодействия: здоровье человека, природные ресурсы, окружающая среда, экология, открытия в области науки и технологии. Существуют интерактивные задания, направленные на наблюдение за каким-то объектом, в которых нужно сделать вывод о том, как функционирует этот объект. Есть задания с аналитическим решением, в которых стоит задача предусмотреть дальнейшее развитие событий или действие каких-то предметов. В 2015 году появились в PISA и задания для коллективного выполнения — коллаборативные. В таких задачах предусмотрено совместное решение проблем. В качестве партнёров выступают виртуальные помощники, с которыми можно обсуждать, анализировать и решать заданную проблему: что-то организовать, создать, придумать, переделать или наладить. Такие задания показывают, как ученик взаимодействует с партнёром, как распределяет обязанности, и умеет ли договариваться.

Примеры заданий PISA разных лет:

Задание PISA. Изображение с сайта fioco.ru
Задание PISA. Изображение с сайта fioco.ru
Задание PISA. Изображение с сайта fioco.ru
Задание PISA. Изображение с сайта fioco.ru
Позиции России и мнения экспертов

Показатели России в международном рейтинге стран, ученики которых проходили тестирование PISA, из года в год остаются невысокими. Но надо признать, что в последнее время нашей стране всё-таки удалось их немного улучшить. Российское Министерство образования решило сделать приоритетными другие направления учебной деятельности и объявило, что коммуникация, совместная работа и умение выстраивать свою деятельность станут ключевыми навыками, развитию которых должно способствовать обучение в школе.

Ну а самыми хорошими результатами в международном рейтинге могут похвастаться страны Азии: Китай, Тайвань, Сингапур, Южная Корея, Япония. После них по уже сложившейся традиции расположились Финляндия, Лихтенштейн, Швейцария и Нидерланды.

Профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Александр Поддьяков считает, что тесты PISA имеют и некоторые недочёты: многие интерактивные творческие задания, по его мнению, должны иметь более гибкую систему ответов. В нескольких заданиях подобного типа эксперт заметил ошибки: разработчики попросту не смогли предвидеть другие (тоже правильные!) варианты решения тестов.

А вот американский профессор педагогики Университета Аризоны Дэвид Берлинер заявляет, что результаты теста PISA связаны вовсе не с уровнем образования, а с качеством жизни в стране. В США, кстати, тестирование PISA ученики проходят не блестяще: в 2015 году страна заняла 28-е место по математике, 24-е место по чтению и 25-е — по естественным наукам. Позиции России тогда были такими: 23-е, 26-е и 33-е места по тем же дисциплинам.

Галина Ковалёва, координатор PISA в России, отмечает: низкие результаты теста в нашей стране связаны с тем, что учителя превосходно обучают предмету, однако не замечают, как знания по этому предмету усваивают отдельные ученики в классе. Кроме того, Ковалёва говорит, что российская система образования заметно отличается, например, от финской (а Финляндия почти всегда лидирует в PISA). У нас существуют целые школы для способных детей, но при этом отстающие ученики оказываются совершенно «заброшенными». В Финляндии же нет «лицейских» классов и школ «с уклоном»: одарённым школьникам разрешено заниматься самостоятельно, а для отстающих разрабатываются специальные индивидуальные программы обучения.

Мегатех. Технологии и общество 2050 года в прогнозах ученых и писателей

Приготовьтесь удивляться, ведь вас ждет захватывающий экскурс в будущее, который для вас проведут лучшие ученые умы современности — нобелевские лауреаты, авторы научно-популярных книжных бестселлеров и доктора наук. Порой правдоподобные, порой достаточно смелые прогнозы дают исчерпывающее представление о том, во что трансформируется современный мир и каковы будут последствия этой глобальной трансформации для всех сфер нашей жизни — от технологической до промышленной и общественной. Как преобразится медицина к 2050-му году? Какие новые материалы и источники энергии мы будем использовать? Сможем ли мы окончательно победить голод и болезни? Как доступные технологии изменят лицо общества? Ответы на эти и многие другие волнующие вопросы собрал вместе Дэниел Франклин, исполнительный редактор журнала The Economist, ведущего научно-политического издания Великобритании. Что ждет нас в 2050-м году? Будут ли нам доступны совершенно новые технологии, которые пока даже невозможно представить? Или же при мысли о технологиях будущего вам представляются летающие автомобили, покорение космоса и всесильный искусственный разум? Ответы на все интересующие нас вопросы о будущем вы найдете в этой книге, составленной редактором журнала The Economist Дэниелом Франклином, из прогнозов, сделанных ведущими мировыми учеными, нобелевскими лауреатами и писателями. Скрыть описание

Купить

Читайте другие материалы по теме:


К PISA можно относиться по-разному. Конечно, в этой системе есть свои нюансы, просчёты и даже ошибки. Как и большинство систем оценки знаний, тестирование PISA несовершенно, и слепо гнаться за топовыми позициями в  международном рейтинге было бы не самым умным решением для нашей страны. Но игнорировать итоги тестирования и вовсе глупо, ведь изначально исследования PISA направлены не просто на оценку достижений учеников, а на выявление слабых мест в системе школьного образования страны в целом. Результаты PISA — это результаты владения новыми важными компетенциями, ставшими не просто трендами международного образования, а ключевыми навыками современного человека, от которых зависит успех, реализация творческого потенциала и полноценное взаимодействие с обществом.

Узнайте больше о Международной программе по оценке качества обучения PISA, посмотрев прямую трансляцию мероприятий летней школы «Новые инструменты и технологии в образовании», которую проводит корпорация «Российский учебник» совместно с НИУ «Высшая школа экономики». Участников ждут именные электронные сертификаты. Присоединяйтесь, будет интересно!

rosuchebnik.ru

Результаты международного исследования PISA

Средние результаты российских учащихся 15-летнего возраста в читательской, математической и естественно-научной грамотности улучшились по всем трем направлениям по сравнению с 2012 годом, свидетельствуют опубликованные сегодня данные последнего международного исследования качества образования PISA.

Результаты российских участников по читательской грамотности продемонстрировали существенный подъем: средний результат вырос на 20 баллов (с 475 до 495 баллов) по сравнению с данными предыдущего исследования. Средний результат по странам ОЭСР составил 493 балла.

«Улучшение результатов российских учащихся по направлению читательской грамотности связано с введением ФГОС, в котором читательская и информационная грамотность занимают важное место», – прокомментировал полученный результат руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

По математической грамотности средние результаты российских учащихся выросли на 12 баллов (с 482 до 494 баллов), что немного выше среднего по ОЭСР (490 баллов). За годы участия в программе PISA (с 2003 г.) результаты российских учащихся по математической грамотности повысились на 26 баллов.

По естественно-научной грамотности, изучению которой было в основном посвящено исследование 2015 года, средний балл российских учащихся составил 487 баллов, средний балл по странам ОЭСР – 493. За полный цикл исследования по естественно-научной грамотности с 2006 по 2015 год средний балл российских учащихся по естественно-научной грамотности вырос с 479 до 487 (на 8 баллов). Россия улучшила свои позиции, поднявшись на более высокое место.

«Наряду с ростом средних результатов по всем трем направлениям мы наблюдаем увеличение числа учащихся с высокими уровнями математической, читательской и естественно-научной грамотности и уменьшение числа учащихся с низкими уровнями грамотности. Внедрение в учебный процесс большего числа практико-ориентированных и творческих заданий позволило российским учащимся продемонстрировать хороший результат в исследовании PISA, содержание которого существенно отличается от требований российских федеральных образовательных стандартов», – отметил Сергей Кравцов.

Старший менеджер проекта PISA Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Питер Адамс отметил, что Россия давно участвует в исследовании PISA и серьезно относится к его результатам, стремясь их улучшить. Он рассказал, что с 2003 по 2015 год средний результат РФ по математической грамотности повысился на 26 баллов, по читательской с 2009 по 2015-й – на 36 баллов. «Это очень хороший и важный результат, который демонстрирует нам произошедшие улучшения в показателях российских учащихся», – прокомментировал Питер Адамс. Сергей Кравцов также отметил положительную динамику в российском образовании по результатам последних международных исследований PISA и TIMSS. Он заявил, что будет проведен глубокий анализ этих результатов, чтобы выявить тенденции и ключевые факторы, оказывающие влияние на результат.

Источник: http://nimro.ru/

www.examen.ru

Международные исследования в области образованияTIMSS, PISA, PIRLS

Для повышения качества образования необходимо проведение постоянного мониторинга состояния и тенденций его развития, объективная и адекватная оценка образовательных достижений обучающихся. Особо это важно на уровне среднего образования, закладывающем фундамент их дальнейшего личностного развития и гражданского становления.

Как известно, в Казахстане интенсивно развиваются такие процедуры внешней оценки образовательных достижений обучающихся как единое национальное тестирование (ЕНТ) и внешняя оценка учебных достижений (ВОУД). Результаты ЕНТ и ВОУД используются для оценки качества образования, принятия управленческих решений по совершенствованию деятельности системы среднего образования. В то же время эти процедуры не дают возможности провести сопоставительный анализ качества образования в наших общеобразовательных школах с другими странами. Для этого необходимо участие в Международных сравнительных исследованиях в области образования, таких как TIMSS, PISA, PIRLS и т.д.

В соответствии с Государственной программой развития образования наша страна в 2007 и 2011 годах принимала участие в исследовании TIMSS (цикличность 4 года), которое проводится Международной ассоциацией по оценке качества образовательных достижений учащихся (IEA). В нем приняли участие учащихся 4 и 8 классов 59 стран мира.. Исследование TIMSS (Trend in International Mathematics and Science Study) позволяет отслеживать тенденции в математическом и естественнонаучном образовании участвующих стран посредством оценки образовательных достижений учащихся 4 и 8 классов по математике и естествознанию. В исследовании изучаются особенности содержания математического и естественнонаучного образования, организации учебного процесса, а также факторы, связанные с характеристиками организации образования, учителей, учащихся и их семей. Для оценки образовательных достижений проводится тестирование учащихся, а для получения информации о факторах, влияющих на результаты обучения – анкетирование учащихся, учителей и администрации школ.

Образовательные достижения наших школьников по результатам TIMSS 2007 признаны Международной ассоциацией очень высокими – 5 место по математике, 11 место по естествознанию в общем рейтинге 36 стран, принявших участие в исследовании среди 4 классов.

По итогам исследования получена очень большая и разнообразная информация об особенностях содержания математического и естественнонаучного образования, учебных программ, требований к образовательным достижениям учащихся, организации учебного процесса, о различных факторах, влияющих на образовательные достижения учащихся.

То, что результаты девочек по математике в Казахстане выше результатов мальчиков можно объяснить большим усердием девочек при обучении в целом. Сопоставимые результаты мальчиков и девочек по естествознанию объясняются бóльшим интересом мальчиков к предметам естественнонаучного цикла.

Особый интерес для Казахстана представляют данные, связанные с наиболее актуальными вопросами, которые активно обсуждаются в обществе в связи с проводимой в последние годы модернизацией школьного образования и предстоящим переходом на 12-летнее среднее образование.

Учебная программа начальной школы Казахстана охватывает более половины тем и вопросов заданий международных тестов, остальные задания содержат внепрограммный материал. Обязательный минимум содержания начального общего образования не содержит ряд тем и вопросов, важность которых для развития учащихся признается на международном уровне.

Формирование положительного отношения к математике и естествознанию является одной из самых важных целей в учебных программах по этим предметам во многих странах. Чтобы получить информацию о том, насколько эта цель реализована в учебном процессе, в исследовании TIMSS изучались факторы, характеризующие отношение учащихся к математике и естествознанию и их самооценку в изучении данных предметов.

Чтобы понять, как учащиеся относятся к данным предметам, в исследовании был построен индекс позитивного отношения учащихся к ним, основанный на ответах учащихся на три утверждения: «Изучение математики или естествознания доставляет мне удовольствие», «Математика или естествознание — скучные предметы (с обратной шкалой)» и «Мне нравятся математика или естествознание». Учащиеся Казахстана также подтвердили явную зависимость высоких результатов от позитивного отношения к предметам

Чтобы изучить самооценку учащимися своих способностей в освоении математики, в исследовании TIMSS рассчитан индекс уверенности учащихся в изучении этого предмета, основанный на ответах учащихся на четыре утверждения: «Я обычно хорошо учусь по математике», «Математика дается мне труднее, чем многим моим одноклассникам» (с обратной шкалой), «В математике я не силен» (с обратной шкалой), «Математика дается мне легко».

Учащихся просили указать, насколько они согласны (полностью согласны, скорее согласны, скорее не согласны, или полностью не согласны) с каждым из этих утверждений.Чем выше самооценка учащихся в изучении учебного предмета, тем более высокие результаты они демонстрируют. В Казахстане девочки больше чем мальчики уверены в своих способностях в изучении математики и естествознания, так 69% девочек имеют высокое значение индекса самооценки в изучении математики и 73% в изучении естествознания. Для мальчиков эти показатели значимо ниже и равны 63% и 69% соответственно. Также не выявилось значимых различий между результатами учащихся и размером классов.

45% учащихся 4 классов обучаются в классах, в которых учителя ответили, что различный состав учащихся не оказывает заметного влияния на результаты, если оказывает вообще, и эти же учащиеся показали наиболее высокие результаты. В Казахстане таких учащихся 71%, они также продемонстрировали значимо высокие результаты.

Выполнение домашних заданий дает возможность учащимся расширить и закрепить материал, изученный в школе, а для учителей расширить время обучения предмету. Следовательно, можно ожидать, что учащиеся, которым задают большой объем домашней работы, должны иметь высокие результаты, чем учащиеся, которые имеют малый объем или вообще не получают. Тем не менее, ситуация не так однозначна, как кажется.

Традиции выполнения домашних заданий широко варьируется по странам. В 4 классах в некоторых странах редко задают на дом, в основном в коррекционных целях, чтобы позволить отдельным учащимся догнать своих сверстников в освоении материала. Учащиеся Казахстана являются самыми перегруженными домашними заданиями по математике в мире.

В целом большой объем домашних заданий чаще всего оказывает негативное влияние на качество образовательных достижений учащихся.

Расчеты индекса ощущения учащимися себя в безопасности в школе были основаны на ответах учащихся на пять вопросов международной анкеты о том, что происходило в их школе за последний месяц. Полученные данные свидетельствуют о том, что 80% казахстанских учащихся начальной школы чувствуют себя в безопасности в своих школах, что, несомненно, повлияло на их результаты в данном исследовании.

В Казахстане исследование проводится Национальным центром оценки качества образования Министерства образования и науки Республики Казахстан при содействии органов управления образования и организаций образования.

Для каждого региона, участвующей в исследовании PISA, назначается областной координатор, который обеспечивает проведение исследования согласно утвержденному графику, доставляет материал исследования до организации образования, обеспечивает их сохранность и конфиденциальность, ведет работу с координаторами организации образования и лицами, проводящими тестирование и анкетирование.

Казахстан впервые принял участие в исследовании PISA – 2009 в целях получения достоверной информации об уровне образовательных достижений 15-летних обучающихся. В исследовании PISA 2009 года участвовало 65 стран мира, около 470 тысяч 15 летних учащихся. Инструментарий исследования был представлен:

Для нашей страны участие в PISA-2009 было продиктовано рядом факторов, обусловливающих необходимость реформирования контрольно-оценочной системы образования, интеграция казахстанской системы образования в мировое образовательное пространство. Участие Казахстана в международном апробационном исследований PISA- 2012 даёт возможность изучать умения учашихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества (компетентность).

Цель международного исследования PISA – оценить математическую грамотность и грамотность в области чтения и естествознания 15 — летних обучающихся. Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в ходе обучения знания и умения в жизненных ситуациях.  Ключевой вопрос исследования — «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие основное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». Во многих странах именно в данный возрастной период завершается обязательное обучение в школе, важно оценить способности учащихся применять знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире. 
Одновременно в ходе исследования изучаются факторы, которые позволяют объяснить различия в результатах учащихся стран-участниц программы. Это оценивание комплекса вопросов — от организации учебно-воспитательного процесса до создания необходимых условий для развития ребенка в семье. В исследовании PISA одновременно реализованы несколько современных инновационных идей в измерениях: оценка функциональной грамотности, изучение отношений, интереса и мотивации к обучению. 

Перемена приоритетной области оценивания в каждом цикле исследования PISA дает возможность получить полную информацию по основному направлению исследования и сделать сравнительный анализ достижения в данной области.

Инструментарий разрабатываются под руководством Консорциума, с участием экспертов ведущих международных организаций и представителей стран-участниц.

В результате статистической обработки результатов исследования каждому учащемуся приписывается балл по международной 1000-балльной шкале отдельно за выполнение каждой группы заданий (по чтению, математике и естествознанию). Каждому заданию также приписывается определенный балл (трудность задания) по той же шкале в зависимости от того, насколько успешно данное задание выполнялось всеми тестируемыми.

infourok.ru

Международное исследование TIMSS, PISA, PIRLS

Documents войти Загрузить ×
  1. No category
advertisement advertisement
Related documents
Болотов В.А.. Виды и назначение программ оценки.
Участие московских ОО в международных и национальных
15-****** *********** PISA.
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙx
Презентация к лекции — Инновационная образовательная сеть
Ерофеева-текст — Электронная библиотека БГУ
осоко — Социально-педагогические измерения как основа оценки
pisa 2009 результаты и уроки
Использование опыта международных исследований в развитии
Серкин Александр Владимирович (ГБОУ ВПО Московский
Докладчики — Высшая школа экономики
Миссия школы — WordPress.com
Несмотря на запросы образовательной практики, науке об
тестирование раные виды.pps

studydoc.ru

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Выводы исследования за 2012 год «Maths» (Математика). Выводы исследования за 2012 год «Science» (Естественные науки). Выводы исследования за 2012 год «Reading» (Чтение).

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA) — тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет. Был разработан в 1997 году, впервые прошёл в 2000 году. Тест организует Организация экономического сотрудничества и развития в консорциуме с ведущими международными научными организациями, при участии национальных центров. Руководит работой консорциума Австралийский совет педагогических исследований (ACER) при активном содействии Нидерландского национального института педагогических измерений (CITO), Службы педагогического тестирования США (ETS), Национального института исследований в области образования (NIER) в Японии; Вестат США (WESTAT) и других авторитетных в мире образования организаций.

В исследовании принимают участие страны-участницы

ru.wikipedia.org

Новые требования к обучению предметов математики и физики на основе международных сравнительных исследований PISA и TIMSS

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Д О К Л А Д

НА ТЕМУ:

«НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТОВ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ PISA И TIMSS»

ДОКЛАДЧИК:

НУГМАНОВА Н.В. – УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ СШ №16

г. АКТАУ – 2014 год

ПЛАН ДОКЛАДА

  1. Что такое PISA И TIMSS?

  1. Позиция казахстанского образования в системе мировых рейтингов

  1. Новые требования к обучению предметов математики и физики на основе международных сравнительных исследований PISA И TIMSS

  1. Выводы

Что такое PISA И TIMSS?

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Исследование PISA проводится трехлетними циклами.

Основной целью исследования PISA является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Ключевой вопрос исследования – «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В этом отражаются современные тенденции в оценке образовательных достижений.

В исследовании PISA также изучаются факторы, которые позволяют объяснить различия в результатах учащихся стран-участниц программы. К данным факторам относятся характеристики учащихся и их семей, характеристики образовательных учреждений и учебного процесса.

В исследовании PISA одновременно реализованы несколько современных инновационных идей в измерениях: оценка функциональной грамотности, изучение отношений, интереса, мотивации и учебных стратегий.

В международных тестах PISA учащимся предлагались не типичные учебные задачи по физике или математике, характерные для казахстанской, российской или другой страны-участниц, школы, а близкие к реальным проблемные ситуации, связанные с разнообразными аспектами окружающей жизни и требующие для своего решения не только знание основных учебных предметов, но и сформированность общеучебных и интеллектуальных умений.

Приоритетной областью исследования PISA была естественнонаучная грамотность. Оценка математической грамотности и грамотности чтения проводилась с целью выявления тенденций в изменении их состояния за прошедшие годы.

В исследовании PISA в 2006 году приняли участие около 400 тысяч учащихся из 57 стран мира, представляющих общую совокупность почти в 20 миллионов учащихся 15-летнего возраста этих стран. 30 стран-участниц программы – члены ОЭСР.

Trends in International Mathematics and Science Study (TIMSS) — Международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования учащихся 4-х и 8-х классов проводится 4-хлетними циклами (1995, 1999, 2003, 2007, 2011, 2015). В исследовании участвуют более 63 стран мира. Координирует программу Международная Ассоциация по оценке образовательных достижений (IEA). Основной целью исследования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) является  оценка учебных достижений по математике и естествознанию учащихся 4-х и 8-х классов и выявление главных внутришкольных и внешкольных детерминантов образования. 

 

Позиция казахстанского образования в системе мировых рейтингов

В 2011 году во Всемирном докладе ЮНЕСКО «Образование для всех» Казахстан по индексу развития образования находился в четверке лидеров среди 129 стран мира. Для развития образовательной системы республики важное значение приобретает участие в международных сравнительных исследованиях. В настоящее время Казахстан участвует в двух крупных исследованиях TIMSS и PISA.

«Главным критерием успеха образовательной реформы является достижение такого уровня, когда любой гражданин нашей страны, получив соответствующее образование и квалификацию, может стать востребованным специалистом в любой стране мира. Мы должны добиться предоставления качественных услуг образования по всей стране на уровне мировых стандартов», — заявил Глава государства Нурсултан Назарбаев в Послании народу Казахстана.

Выступая на заседании Парламентской фракции партии «Нур Отан» Премьер-Министр страны Карим Масимов отметил, что «в текущем году мы приступили к реализации утвержденных Главой государства программ развития образования и здравоохранения, которые закладывают основу социальной модернизации. Реализация Программы развития образования позволит выстроить систему образования, обеспечивающую создание конкурентоспособного качественного человеческого капитала».

В том году во Всемирном докладе ЮНЕСКО «Образование для всех» Казахстан по индексу развития образования находился в четверке лидеров среди 129 мировых стран. В данном рейтинге республика значительно опережает страны СНГ (Беларусь-26, Таджикистан-31, Кыргызстан-42, Армения-43, Узбекистан-48, Молдова-59).

Вместе с тем, в Глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума Казахстан занимает 18 место по охвату среднего образования.

Мировой табель об образовательных рангах складывается по результатам международных сравнительных исследований. Стоит отметить, что сейчас республика принимает участие в двух крупных исследованиях TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) и PISA (Programme for International Student Assessment).

Международное исследование PISA проводится каждые три года с 1997 года. ОЭСР проводит данное исследование в целях оценки грамотности в области чтения, математики и естествознания 15-летних учащихся.

В 2009 году Казахстан впервые участвовал в PISA. Также участниками исследования стали 65 стран мира, из них 33 — члены ОЭСР, из стран СНГ – Азербайджан, Грузия, Кыргызстан и Россия. В апреле 2011 года в семи регионах республики проведено апробационное исследование PISA-2012 (г. Астана, г. Алматы, Атырауская, Кызылординская, Южно-Казахстанская, Жамбылская, Мангистауская области).

Международное исследование TIMSS проводится Международной Ассоциацией по оценке качества образовательных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). TIMSS проводится c 1995 года каждые четыре года.

Казахстан впервые принял участие в TIMSS-2007, в котором также участвовали около 425 тысяч учащихся из 59 стран мира. По математике казахстанские школьники на 5 позиции, по естествознанию на 11 позиции. В общем зачете Казахстан находится на 7 месте.

В феврале 2009 года начался очередной цикл исследования TIMSS-2011. В апреле этого года во всех регионах республики было проведено основное исследование TIMSS-2011. В основном исследовании TIMSS-2011 участвовало 4384 учащихся 4-х классов из 154 организаций образования со всех регионов Казахстана.

В международной практике большой интерес представляют национальные образовательные системы, лидирующие в международных сравнительных исследованиях. В Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы закреплено, что школьники Казахстана будут принимать участие в международных исследованиях качества образования PIRLS (сравнение уровня и качества чтения, понимания текста учащимися начальной школы в странах мира), TIMSS ADVANCED (оценка математической и естественнонаучной грамотности (физика) в классах с углубленным изучением этих предметов учащихся 11 классов), ICILS (оценка компьютерной и информационной грамотности учащихся 8 классов).

Новые требования к обучению предметов математики и физики на основе международных сравнительных исследований PISA И TIMSS

В жизни важно не только обладать определенными знаниями, но и уметь их применять. Особенно это актуально для точных наук, как математика и физика. У современных школьников не всегда получается увидеть за строгими формулами и теоремами, изучаемыми на школьных уроках, конкретные способы применения таких знаний в жизни. Нередко это является причиной потери интереса к учебе. Поэтому одной из главных целей математического образования должно быть обеспечение математической грамотности школьников – их готовности и способности решать жизненные задачи с помощью математики. Об этом свидетельствуют и международные мониторинговые исследования, в частности PISA и TIMSS.

Занятия математикой или физикой действуют не на одну какую-нибудь человеческую способность и силу, будь то эмоция или интеллект, а на человека в целом. Математика формирует саму систему интеллектуальных, нравственных установок, а не просто преследует цель научить складывать дроби, вычислять производную, делать аккуратные чертежи.

По результатам исследований PISA и TIMSS по математике и физике в казахстанских школах выявлены определенные недостатки, в частности, низкий уровень сформированности коммуникативных и общеучебных знаний и умений, умений работать с источниками информации и притом, что уровень овладения специальными предметными ЗУНами остаётся достаточно высоким. Наши ученики не умеют «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт. Сталкиваясь с математической закономерностью в нестандартной ситуации, школьники часто просто «не узнают» знакомые понятия. Учителя математики знают, как ребёнку зачастую трудно переформулировать задачу, перевести её на «математический» язык, вычленить математическое содержание задачи, определить фигурирующие в ней математические объекты.

Компетентностный подход в преподавании математики — это совокупность общих принципов: определения целей математического образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения. Смысл математического образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных видах деятельности на основе использования социального опыта. Организация процесса математического образования заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования. Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.

Вот список ключевых компетенций.

Изучать:

• уметь извлекать пользу из опыта;

• организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;

• организовывать свои собственные приемы изучения;

• уметь решать проблемы;

• самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать:

• запрашивать различные базы данных;

• опрашивать окружение;

• консультироваться у эксперта;

• получать информацию;

• уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать:

• организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;

• критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;

• уметь противостоять неуверенности и сложности;

• занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;

• видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;

• оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;

• уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать:

• уметь сотрудничать и работать в группе;

• принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;

• уметь договариваться;

• уметь разрабатывать и выполнять контракты.

Приниматься за дело:

• включаться в проект;

• нести ответственность;

• входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;

• доказывать солидарность;

• уметь организовывать свою работу;

• уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться:

• уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;

• доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;

• показывать стойкость перед трудностями;

• уметь находить новые решения.

Математические знания, умения и навыки эффективно используются в том случае, если человек обладает набором различных компетенций, не только предметных. Реализация компетентностного подхода позволит избежать ситуаций когда медалист не выдерживает конкурсный экзамен, хорошо успевающий ученик, ставший выпускником становится неуспешным в жизни, а порой полученные знания и умения, вообще не находят применение. Компетентностный подход в преподавании математики ведет к повышению уровня образованности учащихся и означает достижение нового качества образования, на что направлена программа его модернизации. Новое качество образования заключается в новых возможностях выпускников школы, в их способности решать проблемы, которые предыдущие поколения выпускников не решали.

ВЫВОДЫ

Участие Казахстана в данном международном сравнительном исследовании имеет большое стратегическое значение для развития образования, особенно в условиях введения в стране 12-летнего обучения, строящегося на общепризнанных принципах международного образования. Полученные данные в результате исследований позволят судить о качестве образования в стране и ее относительном положении в мировой системе образования. Вместе с тем Казахстан получит богатейший аналитический материал о программах, учебниках и требованиях к учебным достижениям школьников в странах мира. 

Список литературы

  1. Послание Президента Республики Казахстан к народу Казахстана в 2013 году;

  2. Выступление Премьер-Министра РК Карима Масимова на заседании Парламентской фракции партии «Нур Отан»;

3. Всемирный доклад ЮНЕСКО «Образование для всех»;

4. Байденко В.И. Концептуальная модель государственных образовательных стандартов в компетентностном формате. Материалы к методологическому семинару. М., Исследовательский центр качества подготовки специалиста МИСИС, 2005.

5. Башарина А.В. Влияние процессов глобализации на образовательное пространство России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.naukapro.ru/konf2008/bash.htm.

6. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-78164.html.

7. Веселовская Н.С. Компетентностный подход в образовании – основа подготовки высококвалифицированного специалиста. Омск. 2004.

infourok.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *