Многословия виды – Качество личности Многословие Многословный | Что такое Многословие Многословный

Многословие, типы многословия

Основные типы лексических ошибок

1. Неправильный выбор слова.

2. Лексическая несочетаемость.

3. Многословие:

- тавтология,

- плеоназм,

- скрытая тавтология.

4. Речевая недостаточность.

5. Неправильное употребление паронимов.

6. Употребление слов без учета стилистической окраски.

7.Неоправданное использование диалектизмов, жаргонизмов, архаизмов, неологизмов, штампов, канцеляризмов, заимствованных слов.

8. Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

 

Неправильный выбор слова

Например: Декада узбекской кухни будет проходить в ресторане с 1 по 5 сентября. Декада – период времени, равный 10 дням. Правильный вариант: Дни узбекской кухни будут проходить с 1 по 5 сентября.

 

Лексическая несочетаемость.

Лексическая сочетаемость – способность слова употребляться совместно с другим словом в речевом отрезке. Границы сочетаемости в значительной степени определяются смысловыми особенностями слова, его значением, а также традицией его употребления.

Лексическая несочетаемость – неспособность слов сочетаться друг с другом, нарушение границ сочетаемости, например: кричать шепотом, бархатный период.

Недопустимы сочетания слов, которые содержат отрицающие друг друга смысловые признаки:

Эти установки осушки имеют высокую (+) глубину (-) осушки. Следует сказать: высокую степень осушки.

С точки зрения современного языка часто бывает трудно или даже невозможно объяснить причины различной сочетаемости близких по смыслу слов:

Уделять внимание/придавать значение развитию спорта. Многие сочетания слов закреплены языковой традицией. Эти сочетания в «готовом виде» входят в словарь носителей языка, и умение их использовать составляет часть языковой культуры.

 

Многословие, типы многословия

Тавтология – повторение однокоренных слов, например: проливной ливень, сгруппировать в группы.

Плеоназм– употребление ненужных уточняющих слов, например: в мае месяце, планы на будущее, так например, простаивать без дела, поступательное движение вперед.

Скрытая тавтология – это соединение иноязычного слова с русским, дублирующим его значение, например: памятные сувениры (сувенир – «подарок на память», поэтому слово «памятный» - лишнее), мизерные мелочи (мизерный – «незначительный по размерам», «ничтожный»), демобилизоваться из армии (демобилизация – увольнение военнослужащих из вооруженных сил).

Однако некоторые плеонастические сочетания закрепились в литературном языке и в настоящее время являются правильными.

К таким сочетаниям относятся следующие: период времени, реальная действительность, монументальный памятник, экспонаты выставки, букинистическая книга, народная демократия, практика работы, частная собственность.

 

mykonspekts.ru

Речевая избыточность. виды многословия

РЕЧЕВАЯ ИЗБЫТОЧНОСТЬ  

Речевая избыточность - это многословие. Оно проявляется в различных формах.

1.Пустословие, то есть навязчивое объяснение банальностей. Например:

«Потребление молока является хорошей традицией, молоком  питаются не только дети, потребность  в молоке, привычка к молоку сохраняется  до глубокой старости. Плохая ли это  привычка? Надо ли от нее отказываться? - Нет!» 

Цените информативность  собственных высказываний!

2. Абсурдизм. Пример: «труп был мертв и не скрывал этого». Такие высказывания называют ляпалиссиадами. Происхождение этого термина небезынтересно: он образован от имени французского маршала маркиза ля Палиса, погибшего в 1825 году. Солдаты сочинили о нем песню, в которой были такие слова: «Наш командир еще за 25 минут до своей смерти был жив». Нелепость ляпалиссиады - в самоутверждении самоочевидной истины.

3. Плеоназм, то есть употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов. Иначе говоря, плеоназм - это об одном и том же разными словами.

«Вернуться обратно», «упасть вниз», «это явление является», «соединить воедино», «вместе пели одну песню», «главная суть», «ценное  сокровище», «темный мрак», «повседневная  обыденность», «бесполезно пропадает», «предчувствовать заранее» - все это  плеоназмы. Наверно, излишне объяснять, что, например, «темный мрак» - многословие, потому что одно из значений слова «мрак» - глубокая, непроглядная тьма.

Обратите внимание на плеоназмы, которые рождаются  при описании жестов: «топать ногами», «жестикулировать руками», «обнимать  руками», «смотреть глазами».

Есть синонимические плеоназмы, учитывайте их тоже: «долгий  и продолжительный», «мужественный  и смелый», «удивительный и чудесный», «расцеловал и облобызал», «только, лишь», «тем не менее, однако», «так, например».

4.Тавтология, то есть повторение в предложении однокоренных слов. Очень распространенная ошибка начинающих! «Рассказать рассказ», «умножить во много раз», «спросить вопрос», «возобновить вновь» и так далее. Нередко тавтология образуется от соединения русского слова с иноязычным, дублирующего его значение: «памятный сувенир», «движущий лейтмотив», «необычный феномен», «впервые дебютировал», «старый ветеран», «биография жизни», «своя автобиография», «в конечном итоге», «мизерные мелочи», «ведущий лидер», «ответная контратака», «народный фольклор», «демобилизоваться из армии».

5.Повтор  слов. Например: «Были получены результаты, близкие к результатам, полученным на модели корабля. Полученные результаты показали...» Как исправить это предложение? «Были получены результаты, близкие к тем, которые дало испытание модели корабля. Это свидетельствует о том...»

Как видите, от повтора  слов легко уйти путем подбора  синонимов. Если не получается - подберите  к повторяющемуся слову перифразу, то есть описательный оборот, используемый вместо этого слова. Например, в статье об А.С.Пушкине вы можете вместо употребления имени поэта или определения «поэт» использовать перифразы «светило русской словесности», «солнце русской поэзии». Бывает, что в статье о каком-нибудь предприятии никак не удается избавиться от повтора слова «завод», или слова «фабрика». Тогда может выручить использование аббревиатуры названия предприятия. Например, БЛМЗ (Балашихинский литейно-механический завод).

В трех последних  случаях многословия оно может  служить стилистическим приемом. Тавтологический  или плеонастический повторы, как  и повторение слов, могут усиливать  действенность речи, эмоциональность, афористичность высказывания, использоваться при создании каламбуров и т.д. и  т.п.

stud24.ru

Качество личности Многословие Многословный | Что такое Многословие Многословный

     Многословие как качество личности – склонность к несдержанности в мыслях,  излишеству слов в передаче чего-нибудь, излишне пространной форме словесной передачи чего-нибудь.

        Один офицер, которого князь Александр Васильевич Суворов очень любил и уважал как храброго воина, был  многословен. И вот Суворов позвал этого офицера к себе, закрыл дверь и как чрезвычайный секрет сказал о том, что у него имеется очень опасный враг, который на каждом шагу ему вредит и мешает. Офицер стал было перечислять своих врагов, пытаясь отгадать, о ком именно сказал фельдмаршал. Но тот только руками размахивал от нетерпения и досады: — Не тот! Не тот! Офицер уже перебрал всех своих недругов и, наконец, сказал, что не знает, о ком и думать. Суворов на цыпочках подошел к окнам, дверям, прислушался, потом все с теми же предосторожностями подошел вплотную к офицеру и шепнул: — Высунь язык! Тот послушался. Тогда Суворов, показывая на его язык, сказал: — Вот он! Вот твой самый лютый враг!

          Несдержанность в мыслях ведёт к многословию. Если человек не обрёл навыки контроля мыслей, слова фонтанируют из него независимо от  разума. Объём болтовни ума в сутки – примерно шестьдесят тысяч витающих вольной птицей мыслей. Слова – слуги ума. Когда бесконтролен ум, слова живут самостоятельной от разума жизнью. Человек болтает, как птица Говорун, ничего не соображая. Научиться говорить можно за два-три года, а научиться молчать – многим не хватает и жизни. Многословие – растранжиривание драгоценного времени и энергии, от которого ум впадает в рассеянность. Не зря в народе говорят: «Молчи – за умного сойдёшь», «Язык мой – враг мой».

        Один молодой человек пришел к Сократу учиться  красноречию. В разговоре с великим философом он говорил так много, что Сократ потребовал с него двойную цену. «Почему я должен платить в два раза больше?» — спросил молодой человек. «Потому, — ответил Сократ, — что я должен учить вас двум истинам: во-первых, как удерживать свой язык; во-вторых, как говорить».

        «Краткость – сестра таланта», — учил А. П. Чехов. Много слов не означает много мыслей. Одним предложением иногда можно сказать больше, чем тысячью слов. Многословие подразумевает введение в текст ничего не дающих слов, устранение которых только усилит действенность текста. Многословие – характерный признак непродуманности текста.

        Говоря о многословии, нельзя пройти мимо его формы «плеоназм» — оборот речи, в котором происходит дублирование некоторого элемента смысла; наличие нескольких языковых форм, выражающих одно и то же значение, в пределах законченного отрезка речи или текста; а также само языковое выражение, в котором имеется подобное дублирование. Например, во фразах «Мы поднялись вверх по лестнице» или «Каждый покупатель получает бесплатный подарок», одно слово включается в состав другого.   При многословии в состав предложений или фраз включаются слова, не увеличивающие общую смысловую нагрузку, например: «Он шёл по направлению к дому». Плеоназм является результатом избыточного употребления служебных частей речи, например: «Он сказал мне о том, что его приняли на другую работу» («о том» можно опустить, не потеряв смысл) или «я знаю,

что он придёт» (союз «что» необязателен при соединении предложения с глагольной фразой «я знаю»). Оба предложения грамматически корректны, но слова «о том» и «что» рассматриваются в данном случае как плеонастические.

        М. Горький, знакомясь с наработками начинающих писателей, акцентировал внимание на многословии. Например, ему не понравился отрывок: «Работали молча, без слов. В продолжение двух часов рытья окопов работавшие рядом бойцы не обменялись ни единым словом». На полях М. Горький заметил: «Какой смысл писать «молча, без слов», когда ведь ясно, что, если человек молчит, он не говорит». В другом случае против слов «красноармеец бредил о своей родной семье» М. Горький указал: «Не следует удваивать «своей, родной». Подобные же исправления в рукописях молодых авторов делал и А. П. Чехов. Так, он подчеркнул «неловкое выражение» страсть к графомании и объяснил: «Не годится, потому что слово графомания содержит уже в себе понятие — страсть».

       Многословие ещё называют речевой избыточностью. Над каждым словом нужно работать, особенно поэтам и писателям. В. Маяковский правильно заметил: «изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Небрежность или неспособность писателя работать со словом приводят к многословию. Плеоназмы часто появляются при употреблении ненужных определений — главная суть, ценные сокровища, темный мрак, повседневная обыденность, почувствовать заранее, лишних обстоятельств — вернуться обратно, упал вниз, а также в результате неоправданного нанизывания синонимов — закончить, завершить, выполнить задание.   Речевую избыточность порождает и соединение иностранного слова с русским, дублирующим его значение (памятные сувениры, необычный феномен, движущий лейтмотив, биография жизни, своя автобиография, в конечном итоге, мизерные мелочи, ведущий лидер, ответная контратака, народный фольклор, демобилизоваться из армии).

       Многословие имеет отличительные особенности в мужском и женском исполнении. Известна притча: разговаривают два человека. Один говорит другому: «Моя жена может говорить на одну и ту же тему часами». Другой ему отвечает: «Это еще что. Моей жене для этого не нужно вообще никакой темы…»

       У женщины чувства и ум в шесть раз по своим проявлениям превышает мужские параметры. Поэтому женщине не нужно ходить далеко за словом. Её слова – это выплеснутые чувства. Чувства, как щупальца ума, находят в женщине благодарную поклонницу. Она может быть недостаточно образована, интеллектуальна и воспитана, но слова из неё летят, как пули из пулемёта. Полнота чувственной эмоциональности, гибкость, мобильность, интуиция делают из женщины кудесницу слова.

       У мужчин – иная картина. Далеко не все мужчины молчаливы потому, что  научились контролировать болтовню ума и сдерживать чувства. Многие, в силу необразованности, отсутствия культуры речи и невежества, сказать ничего не могут, остаётся только надувать щёки, делать многозначительные паузы при ответе или впадать в мрачную молчаливую угрюмость.

      Кроме того, женщина посредством своих преимуществ в уме и чувствах стремится быть обаятельной и привлекательной. Для этого ей нужно быть открытой, доброжелательной, радушной, приветливой и отзывчивой. Словом, она должна проявлять качества личности противоположные замкнутости, отгороженности, нелюдимости. Реализация этих качеств неизбежно приведёт её к разговорчивости, сочувствию и сопереживанию.

     Конечно, и женское многословие, если оно чрезмерно, становится порочным качеством личности. Но когда беспрестанно «трещит» мужчина, становится невмоготу всем. Болтовня унижает мужчину. Помня лозунг — «Болтун – находка для шпиона!», женщина, спасая имидж мужчины, берёт инициативу болтовни на себя. Сравните по звучанию слова «болтун» и «болтушка». В первом – пренебрежение и осуждение, во втором – щебетанье, умиление, лёгкая ирония. В этом и состоит феномен женского многословия. Мужья знают, что нет хуже пытки, чем женское молчание. Чувства жены без слов обретают жизнь, делая обстановку в семье накалённой и невыносимой. Стоит жене заговорить, и мужчина успокаивается, добровольно и с удовольствием отдавая ей право болтать без остановки.

       Совсем иное отношение к мужскому многословию.  В один из весенних дней к Учителю пришёл человек, славящийся на всю округу своей болтливостью. И был он таким большим любителем вести разговоры, что спросил: — Учитель, ты так мудр, это — хорошо, но немногословен и это — плохо. Ты не боишься умереть, так и не успев рассказать миру всю свою мудрость? Учитель улыбнулся и сказал: — Спешащий выразить мудрость в многословии, подобен неразумному крестьянину, который добавил в муку дорожной пыли для увеличения её количества, а в результате, испортил весь хлеб. На эти слова неразумный болтун возразил: — А я, Учитель, всё же постоянно боюсь, что не успею сказать всего за свою жизнь. — На твоём месте, — ответил Учитель, — я бы боялся не успеть лишь за своими словами.

Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

(Просмотров 597 всего, 1 сегодня)

podskazki.info

Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Многословие

Cтраница 1

Многословие - неумение оратора формулировать свои мысли лаконично, без лишних слов, ненужных оговорок и отступлений от предмета речи. Многословие резко снижает информативность и воз-действенность лекции.  [1]

Многословие появляется чаще всего тогда, когда вопрос недостаточно продуман и лектор не может отделить главное от второстепенного.  [2]

Многословие, или речевая избыточность, чаще всего проявляется в употреблении лишних слов.  [3]

Многословие не делает документ более убедительным. Однако краткость не должна идти в ущерб полноте изложения вопроса.  [4]

Многословие обычно порождает скуку. Похвала только тогда хороша, когда хорош тот, кто хвалит. Унция доброй славы весит больше, нежели фунт жемчуга.  [5]

Многословие описания здесь связано с содержательной интерпретацией. Грамотный математический эквивалент выглядит проще.  [6]

Преодолеть многословие - все равно, что произвести прополку сада, где полезные растения не отличить от сорняков. Даже если отрывок написан и отредактирован, не всегда легко ткнуть пальцем в слова-паразиты. Многие речи, предварительно не написанные и не заученные наизусть, с точки зрения редакции не лучше приводимого ниже отрывка.  [7]

Поменьше многословия - экзаменаторы всегда торопятся, а платят им независимо от длительности ваших ответов. Предельная продолжительность активной части экзамена составляет не более получаса на одного человека, лучше уложиться в 20 минут. Значит, для ответа на каждый вопрос у вас не более 10 минут.  [8]

С многословием и ложным лаконизмом тесно связаны, а нередко и порождаются ими, лексические ошибки и неточное использование в лекции слов. Например: Осуществление хозрасчета в хозяйстве происходит в соответствии с интересами государства, Земля тем глубже раскрывает свои сокровища, чем больше к ней приложишь труда. Подчеркнутые слова не сочетаются в современном русском языке.  [9]

За кажущимся многословием стиля автора скрывается серьезное внимание к практическим аспектам использования описываемых средств. Систематические рефрены несомненно способствуют более надежному усвоению материала, а разбор некоторых тонких мест делает книгу очень полезной для тех, кто собирается использовать Модулу-2 в практических целях.  [10]

Следует избегать многословия ( речевой избыточности), которое проявляется в употреблении лишних, ненужных по смыслу слов.  [11]

Чтобы избежать многословия, необходимо прежде всего бороться с плеоназмами, когда в текст вкрапливаются слова, ненужные по смыслу.  [12]

Имеется в виду многословие и передача слов одних людей другим, что приводит к раздорам между ними.  [13]

Но не только многословия следует опасаться лектору. Ложный лаконизм тоже вредит точности и ясности речи.  [14]

Множество мыслей порождает многословие.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Что значит многословие - Значения слов

Примеры употребления слова многословие в литературе.

Скрытность Амока в отношении его Завета не препятствовала веселому многословию в других областях.

Он все делал с пафосом, с воздеванием рук, с восклицаниями и многословием, мешая в кучу французские междометия, латынь, народные обороты.

В заключение, все с тем же унылым, тягучим многословием, рассказывал он, как дьявол долго удерживал его от написания душеполезной книги, между прочим, под предлогом будто бы он, Лоренцо, не обладает потребной к сему ученостью и красноречием, и что более приличествует ему, как доброму шерстнику, заботиться о делах своей лавки, нежели о писании духовных книг.

Склонность к многословию, привычку открыто выражать свое мнение и демонстрировать окружающим свои эмоции корейцы воспринимают как признак несерьезности, легкомыслия.

Отдача приказов не должна сопровождаться руганью, ношение ножей запрещается, место назначения -- остров Мидуэй или любой другой порт, куда решит зайти капитан до истечения шести календарных месяцев, выплата жалованья в этом порту -- вот что излагалось в этом документе с удивительным многословием, а больше я ничего уловить не сумел.

Фюрер не извинялся за задержку с ответом на письмо дуче, но в весьма корректном тоне детально излагал свои замыслы почти по каждому вопросу, проявив такое многословие, каким не отличался ни в одном предыдущем письме, адресованном итальянскому партнеру.

В ответе Иоанну Курбский укоряет его за неприличное многословие, за нестройность речи, за слишком обширные выписки из св.

Огромный вред внесло в управление армией многовластие, многословие, вмешательство профанов.

Однако стиль этот, повторяющий излюбленные приемы и даже недостатки Цицерона - вяловатое многословие его фраз, чрезмерное пристрастие к наречиям и нарочитую приверженность архаизмам, - отнюдь не такая редкость, чтобы обвинять автора в плагиате.

В числе обычных ошибок - обращение к читательской аудитории свысока или излишнее многословие вместо сжатого и делового изложения, и наоборот.

Сопровождая многословие Склира кивками, Наместник изготовился к состязанью.

Что касается вопроса о том, как возникли прочие живые существа, его можно рассмотреть вкратце, не вдаваясь без особой нужды в многословие, чтобы сохранить в этих наших речах должную меру.

Сид кое-как преодолел свое многословие, с головой уйдя в работу, но любовь поспорить у него осталась.

Он - достойный депутат от Многословия, наилучшим образом представленного округа Англии.

Но наш почтенный друг, депутат от Многословия, все это прекрасно знает.

Источник: библиотека Максима Мошкова

xn--b1algemdcsb.xn--p1ai

О многословии

О многословии

Назад на первую страницу; Назад на страницу подворья; Назад на страницу библиотеки подворья. Назад к содержанию книги

Слово на акафист преподобному Сергию

О многословии.

Положи, Господи, хранение устом моим

и дверь ограждения о устнах Моих!

(Пс. 140, 3)

Дорогие во Христе братия и сестры! В числе многих известных нам добродетелей Преподобного Сергия, списатель жития его указывает на одну, неизменно доставлявшую ему искреннее уважение слушающих - это его кроткие и умилительные речи и слова. Так повествуется, что Преподобный Сергий имел обычай каждую ночь ходить дозором мимо келий и легким стуком в окно или дверь напоминать празднословящим, что у монаха есть лучшее занятие для того, чтобы проводить в нем свободное время, а поутру осторожными намеками, не обличая прямо, не заставляя краснеть, тихой и кроткой речью вызывал в них раскаяние без досады. Благодаря своей кроткой речи Преподобный вызывал из глубины людских сердец добрые чувства и расположения и располагал их к себе. Под благодатным влиянием его слов не устоял суровейший Рязанский князь Олег, для примирения которого преподобный Сергий ходил в Рязань; тихие и кроткие слова святого старца смягчили сердце князя, и он примирился с Московским князем Димитрием Ивановичем.

Слово, как дар Божий, имеет большое значение в жизни человеческого рода, и поэтому обращаться с ним надо осторожно, от чего и побеседуем мы с вами сегодня об этом. Наше слово есть отпечаток Божия Слова. У Бога есть Слово и у человека есть Слово. У Бога Слово есть отпечатленный образ существа Его, Единородный Сын Божий. Но и наше слово не есть пустой звук, но оно также есть отпечаток и образ нашего духа. Если бы собрать все наши слова воедино, то в них мы увидели бы свое собственное изображение. Слово есть дар Божий, которым наделен человек и которым он отличается от прочих тварей. Слово - это проводник наших чувств, мыслей, желаний, радостей, печалей, которые мы выражаем друг посредством речи. Через слово мы поддерживаем взаимное общение, так что словом держится сила и союз человеческого рода. Если отнять у людей слово, то все приостановится в жизни их. Господь, когда захотел наказать горделивый помысл древних людей, намеревавшихся построить башню до небес, то прибег к простому средству: смешал языки и вследствие этого тщеславная попытка их потерпела неудачу. Такова сила и значение языка.

Словом можно убить человека и принести величайшее зло и бедствие человеческому обществу, и, напротив, можно и воскресить человека, и сохранить целые города и государства. К нашему несчастью, мы ничем так часто и так много не грешим, как языком. Язык наш слишком удобоподвижен, уста наши всегда готовы высказать все наши чувства, мысли, желания прежде, нежели все это обнаружится каким-либо образом. Оттого-то не умеющие владеть как должно своим языком и грешат часто словами против ближних, самих себя и против Бога. И потому крайняя умеренность и осторожность в словах есть

не только высокая христианская добродетель, но и лучшее средство к мирной и счастливой жизни в обществе.

Слово наше никогда не пропадает даром, не уносится бесследно, не возвращается назад, но переходит в умы и уста других людей и рождает бесчисленное множество чувствований, мыслей, желаний, деяний, поступков и, разросшись в великое дерево с плодами по роду их, оно непременно встретится с нами на Страшном Суде Божием. Наше невоздержное и необдуманное слово гордого человека может привести в раздражение, немощного - навести на соблазн, болтливого - на пересуды и клеветы. У невоздержного в слове при гневе из уст сыплются укоризны, поношения на ближних, часто вовсе не заслуженные ими; в несчастии - льются бесконечные жалобы и ропот на всех и на всё; в довольстве - напротив, бесчисленное количество слов самохвальства и превозношения. И сколько причин для раскаяния, иногда очень горького и очень часто позднего, доставляет нам необузданность нашего языка! Многословие всегда унижает нас в глазах людей; хотя они иногда и терпят празднословие ради развлечения, но все равно в душе у них остается неуважение к нам. Много, много согрешаем мы языком своим. Святой апостол Иаков пишет: "Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать все тело" (Иак. 3, 2).

"Язык - небольшой член, но много делает. Он исполнен смертоносного яда, это неудержимое зло, - говорит тот же апостол, - им благословляем Бога и Отца им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию" (Иак. 3, 8-10). Не должно, братия мои, сему так быть (Иак. 3, 5, 8-10). Как из одного источника не может истекать сладкая и горькая вода, так и из уст наших не могут исходить благословение и проклятие. Поэтому воздержание языка есть лучшее средство к избежанию бесчисленных зол в жизни семейной и общественной.

Удержи язык свой в то время, когда сильное огорчение взволновало твою душу, и ты предотвратишь ссору, быть может жестокую и опасную - угасишь вражду, быть может продолжительную и нескончаемую. Удержи язык твой, когда дело касается ближнего, и ты избежишь осуждения, пересудов, оклеветания и не будешь потом раскаиваться. "Слово - серебро, а молчание - золото", гласит народная пословица. Особенно удержи язык твой, когда находишься в храме на молитве, убойся оскорбить святыню или соблазнить чью-либо душу. Многословие, пустословие, празднословие - все эти виды невоздержания языка не оставляют без последствий и нашу душу. Душа обычно после празднословия пустеет, а ум мельчает, и человек празднословный бывает неспособен ни к какому важному и истинно полезному делу. Как сосуд, в котором хранится благовонное вещество, если часто открывать его, теряет крепость и благоухание этого вещества, так и душа теряет все доброе при частом открытии уст. Как сорняки мешают на доброй почве произрастать добрым злакам, так и многословие мешает рождению добрых мыслей, чувствований и слов. Древние мудрецы никогда не принимали к себе человека в ученики, не испытав его предварительно в продолжительном молчании. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере (Еф. 4, 29), - говорит святой апостол Павел. Словом своим можешь осудиться, а можешь и оправдаться. Из истории христианской Церкви я приведу вам примеры пагубных последствий невоздержности на язык, злоречия и, напротив, благотворное значение доброго, кроткого слова.

Недалеко от обители преподобного Венедикта в V веке жили две девицы, которые в посте и молитве подвизались ради угождения Богу. Но у них был один недостаток, на который им указывал преподобный Венедикт -невоздержанные на язык, они любили пересуживать и укорять других, то есть злоупотребляли даром слова. "Оставьте дурную привычку, иначе я отлучу вас от святого Причастия", - говорил им неоднократно святой старец. Но они не исправились и так и умерли нераскаянными. Похоронили их как постниц и подвижниц в храме. Но люди благочестивые впоследствии видели, что когда за литургией диакон возглашал: "оглашенные изыдите", то они вставали из своих гробов и выходили из храма. Донесли об этом Преподобному, и он стал за них совершать Бескровную Жертву, и видение прекратилось.

Другой пример - утешительного назидания - показывает, как велика сила слова, которое исходит из кроткого, благочестивого сердца; оно смиряет гордых и смягчает сердца ожесточенных. Во дни святого Льва Великого, папы Римского, на Европу напали гунны, дикий и воинственный народ, под предводительством жестокого Аттилы. На своем пути они все разрушали, сожигали, без сожаления убивали население и, разорив таким образом более пятисот городов Европы, они подошли к Риму, столице Римской империи. Население в страхе и смятении оставляло город и, бросая оружие, бежало из него, не находя в себе силы сопротивляться. Не устрашился один только святой папа Лев. Он по просьбе императора вышел навстречу грозному завоевателю, взяв с собою не воинское оружие, а оружие кроткого, доброго слова. "Аттила, ты победил всю вселенную, - сказал святой Лев, - теперь просим тебя, победи самого себя, не разрушай нашего города, пощади нас". Речь его была столь убедительна и кротка, что смягчила жестокого варвара и Аттила ответил святителю: "Твои слова тронули мое сердце. Кто бы ты ни был, человек или Ангел, но Рим обязан тебе своим спасением. Старец, ты в одну минуту и несколькими словами сделал более, нежели все многочисленные воины, воевавшие со мною, я признаю себя побежденным". Так кроткое слово сделало более, чем могло сделать сильное войско, и Рим был спасен.

Поэтому, дорогие братия и сестры, доброю ласкою и просьбою всегда можно сделать более, нежели гневом. Если вы видите, что кто-либо замышляет оскорбить вас, то вместо того, чтобы вступить с ним в ссору, поспешите смягчить гнев его ласковым словом. Чтобы показать видеть, какую силу имеет слово, исполненное христианской любви и кротости, как оно могущественно действует даже на грубых, не просвещенных светом христианской веры людей, приведем здесь еще два примера.

Однажды к подвижнику Иоанну персянину пришли злодеи с намерением ограбить его и затем убить. Исполненный любви к ним, он принес для них умывальницу и просил дозволения умыть им ноги, запыленные от пути. Злодеи устыдились и, раскаявшись в своем умысле, просили у старца прощения.

В другой раз преподобный Макарий, идя в Нитрийскую гору со своим учеником, повелел ему идти впереди себя. Ученик, ушедши вперед на некоторое расстояние, повстречался с идольским жрецом, который куда-то очень спешил, неся какое-то дерево. Ученик, увидев его, воскликнул, обращаясь к нему: "Куда бежишь, демон?" Жрец, рассердившись, жестоко избил инока, оставив его едва живым. Продолжая свой путь, он поравнялся с преподобным Макарием, который еще издали приветствовал его такими словами: "Здравствуй, трудолюбец, здравствуй!" Жрец, удивившись, спросил: "Что нашел ты во мне доброго, чтобы приветствовать меня?" Старец ответил ему: "Приветствовал я тебя потому, что увидел тебя трудящимся и заботливо спешащим куда-то". Жрец на это сказал: "От приветствия твоего я пришел в умиление и понял, что ты великий служитель Бога. Напротив, тот, другой, не знаю какой инок, повстречавшись со мною, обругал меня, за что я и прибил его". С этими словами он пал к ногам преподобного Макария, восклицая: "Не оставлю тебя, доколе не сделаешь меня монахом". Они пошли далее вместе и, дойдя до того места, где лежал избитый инок, взяли его на руки и понесли в церковь. Братия горы, увидев преподобного Макария, идущего со жрецом, весьма удивилась. По некотором времени, жрец принял христианство, а затем постригся в монашество. Многие из идолопоклонников, видя пример обращения своего жреца, и сами, оставив идолопоклонство, сделались христианами. По этому случаю сам Преподобный Макарий сказал: "Слово гордое и злое и добрых людей направляет ко злу, а слово смиренное и благое и злых людей обращает к добру".

Дорогие братия и сестры! Много мы согрешаем словом, постараемся же проверять себя в своих словах, особенно когда отходим ко сну. Не будем забывать, что слово есть дар Божий, который мы должны употреблять с осторожностью, на пользу и назидание ближних, для своего нравственного усовершенствования и для славословия Бога. Для срамных дел и мыслей убоимся расточать дар Божий, памятуя, что сказал Спаситель, что за всякое праздное слово (только лишь праздное!) какое скажут люди, дадут они ответ в день суда ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 36-37).

И особенно надо молиться Богу, чтобы избавил Он нас от этого растлевающего духа празднословия, что Церковь и делает всегда во дни Великого поста, вознося молитву преподобного Ефрема Сирина: Господи и Владыко Живота моего, духа празднословия не даждь ми.

Кто любит жизнь и хочет видеть благие дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей

( 1 Пет. 3, 10). Помолимся Господу: Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих, яко Ты благословен еси и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Назад на первую страницу; Назад на страницу подворья; Назад на страницу библиотеки подворья. Назад к содержанию книги

www.vernost.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *