Многословие, типы многословия
Основные типы лексических ошибок
1. Неправильный выбор слова.
2. Лексическая несочетаемость.
3. Многословие:
— тавтология,
— плеоназм,
— скрытая тавтология.
4. Речевая недостаточность.
5. Неправильное употребление паронимов.
6. Употребление слов без учета стилистической окраски.
7.Неоправданное использование диалектизмов, жаргонизмов, архаизмов, неологизмов, штампов, канцеляризмов, заимствованных слов.
8. Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.
Неправильный выбор слова
Например: Декада узбекской кухни будет проходить в ресторане с 1 по 5 сентября. Декада – период времени, равный 10 дням. Правильный вариант: Дни узбекской кухни будут проходить с 1 по 5 сентября.
Лексическая сочетаемость – способность слова употребляться совместно с другим словом в речевом отрезке. Границы сочетаемости в значительной степени определяются смысловыми особенностями слова, его значением, а также традицией его употребления.
Лексическая несочетаемость – неспособность слов сочетаться друг с другом, нарушение границ сочетаемости, например: кричать шепотом, бархатный период.
Недопустимы сочетания слов, которые содержат отрицающие друг друга смысловые признаки:
Эти установки осушки имеют высокую (+) глубину (-) осушки. Следует сказать: высокую степень осушки.
С точки зрения современного языка часто бывает трудно или даже невозможно объяснить причины различной сочетаемости близких по смыслу слов:
Уделять внимание/придавать значение развитию спорта. Многие сочетания слов закреплены языковой традицией. Эти сочетания в «готовом виде» входят в словарь носителей языка, и умение их использовать составляет часть языковой культуры.
Многословие, типы многословия
Тавтология – повторение однокоренных слов, например: проливной ливень, сгруппировать в группы.
Плеоназм– употребление ненужных уточняющих слов, например: в мае месяце, планы на будущее, так например, простаивать без дела, поступательное движение вперед.
Скрытая тавтология – это соединение иноязычного слова с русским, дублирующим его значение, например: памятные сувениры (сувенир – «подарок на память», поэтому слово «памятный» — лишнее), мизерные мелочи (мизерный – «незначительный по размерам», «ничтожный»), демобилизоваться из армии (демобилизация – увольнение военнослужащих из вооруженных сил).
Однако некоторые плеонастические сочетания закрепились в литературном языке и в настоящее время являются правильными.
К таким сочетаниям относятся следующие: период времени, реальная действительность, монументальный памятник, экспонаты выставки, букинистическая книга, народная демократия, практика работы, частная собственность.
mykonspekts.ru
Речевая избыточность. виды многословия
РЕЧЕВАЯ
ИЗБЫТОЧНОСТЬ
Речевая избыточность — это многословие. Оно проявляется в различных формах.
1.Пустословие, то есть навязчивое объяснение банальностей. Например:
«Потребление молока является хорошей традицией, молоком питаются не только дети, потребность в молоке, привычка к молоку сохраняется до глубокой старости. Плохая ли это привычка? Надо ли от нее отказываться? — Нет!»
Цените информативность собственных высказываний!
2. Абсурдизм. Пример: «труп был мертв и не скрывал этого». Такие высказывания называют ляпалиссиадами. Происхождение этого термина небезынтересно: он образован от имени французского маршала маркиза ля Палиса, погибшего в 1825 году. Солдаты сочинили о нем песню, в которой были такие слова: «Наш командир еще за 25 минут до своей смерти был жив». Нелепость ляпалиссиады — в самоутверждении самоочевидной истины.
3. Плеоназм, то есть употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов. Иначе говоря, плеоназм — это об одном и том же разными словами.
«Вернуться обратно», «упасть вниз», «это явление является», «соединить воедино», «вместе пели одну песню», «главная суть», «ценное сокровище», «темный мрак», «повседневная обыденность», «бесполезно пропадает», «предчувствовать заранее» — все это плеоназмы. Наверно, излишне объяснять, что, например, «темный мрак» — многословие, потому что одно из значений слова «мрак» — глубокая, непроглядная тьма.
Обратите внимание на плеоназмы, которые рождаются при описании жестов: «топать ногами», «жестикулировать руками», «обнимать руками», «смотреть глазами».
Есть синонимические плеоназмы, учитывайте их тоже: «долгий и продолжительный», «мужественный и смелый», «удивительный и чудесный», «расцеловал и облобызал», «только, лишь», «тем не менее, однако», «так, например».
4.Тавтология, то есть повторение в предложении однокоренных слов. Очень распространенная ошибка начинающих! «Рассказать рассказ», «умножить во много раз», «спросить вопрос», «возобновить вновь» и так далее. Нередко тавтология образуется от соединения русского слова с иноязычным, дублирующего его значение: «памятный сувенир», «движущий лейтмотив», «необычный феномен», «впервые дебютировал», «старый ветеран», «биография жизни», «своя автобиография», «в конечном итоге», «мизерные мелочи», «ведущий лидер», «ответная контратака», «народный фольклор», «демобилизоваться из армии».
5.Повтор слов
. Например: «Были получены результаты, близкие к результатам, полученным на модели корабля. Полученные результаты показали…» Как исправить это предложение? «Были получены результаты, близкие к тем, которые дало испытание модели корабля. Это свидетельствует о том…»Как видите, от повтора слов легко уйти путем подбора синонимов. Если не получается — подберите к повторяющемуся слову перифразу, то есть описательный оборот, используемый вместо этого слова. Например, в статье об А.С.Пушкине вы можете вместо употребления имени поэта или определения «поэт» использовать перифразы «светило русской словесности», «солнце русской поэзии». Бывает, что в статье о каком-нибудь предприятии никак не удается избавиться от повтора слова «завод», или слова «фабрика». Тогда может выручить использование аббревиатуры названия предприятия. Например, БЛМЗ (Балашихинский литейно-механический завод).
В трех последних случаях многословия оно может служить стилистическим приемом. Тавтологический или плеонастический повторы, как и повторение слов, могут усиливать действенность речи, эмоциональность, афористичность высказывания, использоваться при создании каламбуров и т.д. и т.п.
stud24.ru
Качество личности Многословие Многословный | Что такое Многословие Многословный
Многословие как качество личности – склонность к несдержанности в мыслях, излишеству слов в передаче чего-нибудь, излишне пространной форме словесной передачи чего-нибудь.
Один офицер, которого князь Александр Васильевич Суворов очень любил и уважал как храброго воина, был многословен. И вот Суворов позвал этого офицера к себе, закрыл дверь и как чрезвычайный секрет сказал о том, что у него имеется очень опасный враг, который на каждом шагу ему вредит и мешает. Офицер стал было перечислять своих врагов, пытаясь отгадать, о ком именно сказал фельдмаршал. Но тот только руками размахивал от нетерпения и досады: — Не тот! Не тот! Офицер уже перебрал всех своих недругов и, наконец, сказал, что не знает, о ком и думать. Суворов на цыпочках подошел к окнам, дверям, прислушался, потом все с теми же предосторожностями подошел вплотную к офицеру и шепнул: — Высунь язык! Тот послушался. Тогда Суворов, показывая на его язык, сказал: — Вот он! Вот твой самый лютый враг!
Несдержанность в мыслях ведёт к многословию. Если человек не обрёл навыки контроля мыслей, слова фонтанируют из него независимо от разума. Объём болтовни ума в сутки – примерно шестьдесят тысяч витающих вольной птицей мыслей. Слова – слуги ума. Когда бесконтролен ум, слова живут самостоятельной от разума жизнью. Человек болтает, как птица Говорун, ничего не соображая. Научиться говорить можно за два-три года, а научиться молчать – многим не хватает и жизни. Многословие – растранжиривание драгоценного времени и энергии, от которого ум впадает в рассеянность. Не зря в народе говорят: «Молчи – за умного сойдёшь», «Язык мой – враг мой».
Один молодой человек пришел к Сократу учиться красноречию. В разговоре с великим философом он говорил так много, что Сократ потребовал с него двойную цену. «Почему я должен платить в два раза больше?» — спросил молодой человек. «Потому, — ответил Сократ, — что я должен учить вас двум истинам: во-первых, как удерживать свой язык; во-вторых, как говорить».
«Краткость – сестра таланта», — учил А. П. Чехов. Много слов не означает много мыслей. Одним предложением иногда можно сказать больше, чем тысячью слов. Многословие подразумевает введение в текст ничего не дающих слов, устранение которых только усилит действенность текста. Многословие – характерный признак непродуманности текста.
Говоря о многословии, нельзя пройти мимо его формы «плеоназм» — оборот речи, в котором происходит дублирование некоторого элемента смысла; наличие нескольких языковых форм, выражающих одно и то же значение, в пределах законченного отрезка речи или текста; а также само языковое выражение, в котором имеется подобное дублирование. Например, во фразах «Мы поднялись вверх по лестнице» или «Каждый покупатель получает бесплатный подарок», одно слово включается в состав другого. При многословии в состав предложений или фраз включаются слова, не увеличивающие общую смысловую нагрузку, например: «Он шёл по направлению к дому». Плеоназм является результатом избыточного употребления служебных частей речи, например: «Он сказал мне о том, что его приняли на другую работу» («о том» можно опустить, не потеряв смысл) или «я знаю, что он придёт» (союз «что» необязателен при соединении предложения с глагольной фразой «я знаю»). Оба предложения грамматически корректны, но слова «о том» и «что» рассматриваются в данном случае как плеонастические.
М. Горький, знакомясь с наработками начинающих писателей, акцентировал внимание на многословии. Например, ему не понравился отрывок: «Работали молча, без слов. В продолжение двух часов рытья окопов работавшие рядом бойцы не обменялись ни единым словом». На полях М. Горький заметил: «Какой смысл писать «молча, без слов», когда ведь ясно, что, если человек молчит, он не говорит». В другом случае против слов «красноармеец бредил о своей родной семье» М. Горький указал: «Не следует удваивать «своей, родной». Подобные же исправления в рукописях молодых авторов делал и А. П. Чехов. Так, он подчеркнул «неловкое выражение» страсть к графомании и объяснил: «Не годится, потому что слово графомания содержит уже в себе понятие — страсть».
Многословие ещё называют речевой избыточностью. Над каждым словом нужно работать, особенно поэтам и писателям. В. Маяковский правильно заметил: «изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Небрежность или неспособность писателя работать со словом приводят к многословию. Плеоназмы часто появляются при употреблении ненужных определений — главная суть, ценные сокровища, темный мрак, повседневная обыденность, почувствовать заранее, лишних обстоятельств — вернуться обратно, упал вниз, а также в результате неоправданного нанизывания синонимов — закончить, завершить, выполнить задание. Речевую избыточность порождает и соединение иностранного слова с русским, дублирующим его значение (памятные сувениры, необычный феномен, движущий лейтмотив, биография жизни, своя автобиография, в конечном итоге, мизерные мелочи, ведущий лидер, ответная контратака, народный фольклор, демобилизоваться из армии).
Многословие имеет отличительные особенности в мужском и женском исполнении. Известна притча: разговаривают два человека. Один говорит другому: «Моя жена может говорить на одну и ту же тему часами». Другой ему отвечает: «Это еще что. Моей жене для этого не нужно вообще никакой темы…»
У женщины чувства и ум в шесть раз по своим проявлениям превышает мужские параметры. Поэтому женщине не нужно ходить далеко за словом. Её слова – это выплеснутые чувства. Чувства, как щупальца ума, находят в женщине благодарную поклонницу. Она может быть недостаточно образована, интеллектуальна и воспитана, но слова из неё летят, как пули из пулемёта. Полнота чувственной эмоциональности, гибкость, мобильность, интуиция делают из женщины кудесницу слова.
У мужчин – иная картина. Далеко не все мужчины молчаливы потому, что научились контролировать болтовню ума и сдерживать чувства. Многие, в силу необразованности, отсутствия культуры речи и невежества, сказать ничего не могут, остаётся только надувать щёки, делать многозначительные паузы при ответе или впадать в мрачную молчаливую угрюмость.
Кроме того, женщина посредством своих преимуществ в уме и чувствах стремится быть обаятельной и привлекательной. Для этого ей нужно быть открытой, доброжелательной, радушной, приветливой и отзывчивой. Словом, она должна проявлять качества личности противоположные замкнутости, отгороженности, нелюдимости. Реализация этих качеств неизбежно приведёт её к разговорчивости, сочувствию и сопереживанию.
Конечно, и женское многословие, если оно чрезмерно, становится порочным качеством личности. Но когда беспрестанно «трещит» мужчина, становится невмоготу всем. Болтовня унижает мужчину. Помня лозунг — «Болтун – находка для шпиона!», женщина, спасая имидж мужчины, берёт инициативу болтовни на себя. Сравните по звучанию слова «болтун» и «болтушка». В первом – пренебрежение и осуждение, во втором – щебетанье, умиление, лёгкая ирония. В этом и состоит феномен женского многословия. Мужья знают, что нет хуже пытки, чем женское молчание. Чувства жены без слов обретают жизнь, делая обстановку в семье накалённой и невыносимой. Стоит жене заговорить, и мужчина успокаивается, добровольно и с удовольствием отдавая ей право болтать без остановки.
Совсем иное отношение к мужскому многословию. В один из весенних дней к Учителю пришёл человек, славящийся на всю округу своей болтливостью. И был он таким большим любителем вести разговоры, что спросил: — Учитель, ты так мудр, это — хорошо, но немногословен и это — плохо. Ты не боишься умереть, так и не успев рассказать миру всю свою мудрость? Учитель улыбнулся и сказал: — Спешащий выразить мудрость в многословии, подобен неразумному крестьянину, который добавил в муку дорожной пыли для увеличения её количества, а в результате, испортил весь хлеб. На эти слова неразумный болтун возразил: — А я, Учитель, всё же постоянно боюсь, что не успею сказать всего за свою жизнь. — На твоём месте, — ответил Учитель, — я бы боялся не успеть лишь за своими словами.
Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/
(Просмотров 597 всего, 1 сегодня)
podskazki.info
Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Многословие
Cтраница 1
Многословие — неумение оратора формулировать свои мысли лаконично, без лишних слов, ненужных оговорок и отступлений от предмета речи. Многословие резко снижает информативность и воз-действенность лекции. [1]
Многословие появляется чаще всего тогда, когда вопрос недостаточно продуман и лектор не может отделить главное от второстепенного. [2]
Многословие, или речевая избыточность, чаще всего проявляется в употреблении лишних слов. [3]
Многословие не делает документ более убедительным. Однако краткость не должна идти в ущерб полноте изложения вопроса. [4]
Многословие обычно порождает скуку. Похвала только тогда хороша, когда хорош тот, кто хвалит. Унция доброй славы весит больше, нежели фунт жемчуга. [5]
Многословие описания здесь связано с содержательной интерпретацией. Грамотный математический эквивалент выглядит проще. [6]
Преодолеть многословие — все равно, что произвести прополку сада, где полезные растения не отличить от сорняков. Даже если отрывок написан и отредактирован, не всегда легко ткнуть пальцем в слова-паразиты. Многие речи, предварительно не написанные и не заученные наизусть, с точки зрения редакции не лучше приводимого ниже отрывка. [7]
Поменьше многословия — экзаменаторы всегда торопятся, а платят им независимо от длительности ваших ответов. Предельная продолжительность активной части экзамена составляет не более получаса на одного человека, лучше уложиться в 20 минут. Значит, для ответа на каждый вопрос у вас не более 10 минут. [8]
С многословием и ложным лаконизмом тесно связаны, а нередко и порождаются ими, лексические ошибки и неточное использование в лекции слов. Например: Осуществление хозрасчета в хозяйстве происходит в соответствии с интересами государства, Земля тем глубже раскрывает свои сокровища, чем больше к ней приложишь труда. Подчеркнутые слова не сочетаются в современном русском языке. [9]
За кажущимся многословием стиля автора скрывается серьезное внимание к практическим аспектам использования описываемых средств. Систематические рефрены несомненно способствуют более надежному усвоению материала, а разбор некоторых тонких мест делает книгу очень полезной для тех, кто собирается использовать Модулу-2 в практических целях. [10]
Следует избегать многословия ( речевой избыточности), которое проявляется в употреблении лишних, ненужных по смыслу слов. [11]
Чтобы избежать многословия, необходимо прежде всего бороться с плеоназмами, когда в текст вкрапливаются слова, ненужные по смыслу. [12]
Имеется в виду многословие и передача слов одних людей другим, что приводит к раздорам между ними. [13]
Но не только многословия следует опасаться лектору. Ложный лаконизм тоже вредит точности и ясности речи. [14]
Множество мыслей порождает многословие. [15]
Страницы: 1 2 3 4
www.ngpedia.ru
Что значит многословие — Значения слов
Примеры употребления слова многословие в литературе.
Скрытность Амока в отношении его Завета не препятствовала веселому многословию в других областях.
Он все делал с пафосом, с воздеванием рук, с восклицаниями и многословием, мешая в кучу французские междометия, латынь, народные обороты.
В заключение, все с тем же унылым, тягучим многословием, рассказывал он, как дьявол долго удерживал его от написания душеполезной книги, между прочим, под предлогом будто бы он, Лоренцо, не обладает потребной к сему ученостью и красноречием, и что более приличествует ему, как доброму шерстнику, заботиться о делах своей лавки, нежели о писании духовных книг.
Склонность к многословию, привычку открыто выражать свое мнение и демонстрировать окружающим свои эмоции корейцы воспринимают как признак несерьезности, легкомыслия.
Отдача приказов не должна сопровождаться руганью, ношение ножей запрещается, место назначения — остров Мидуэй или любой другой порт, куда решит зайти капитан до истечения шести календарных месяцев, выплата жалованья в этом порту — вот что излагалось в этом документе с удивительным многословием, а больше я ничего уловить не сумел.
Фюрер не извинялся за задержку с ответом на письмо дуче, но в весьма корректном тоне детально излагал свои замыслы почти по каждому вопросу, проявив такое многословие, каким не отличался ни в одном предыдущем письме, адресованном итальянскому партнеру.
В ответе Иоанну Курбский укоряет его за неприличное многословие, за нестройность речи, за слишком обширные выписки из св.
Огромный вред внесло в управление армией многовластие, многословие, вмешательство профанов.
Однако стиль этот, повторяющий излюбленные приемы и даже недостатки Цицерона — вяловатое многословие его фраз, чрезмерное пристрастие к наречиям и нарочитую приверженность архаизмам, — отнюдь не такая редкость, чтобы обвинять автора в плагиате.
В числе обычных ошибок — обращение к читательской аудитории свысока или излишнее многословие вместо сжатого и делового изложения, и наоборот.
Сопровождая многословие Склира кивками, Наместник изготовился к состязанью.
Что касается вопроса о том, как возникли прочие живые существа, его можно рассмотреть вкратце, не вдаваясь без особой нужды в многословие, чтобы сохранить в этих наших речах должную меру.
Сид кое-как преодолел свое многословие, с головой уйдя в работу, но любовь поспорить у него осталась.
Он — достойный депутат от Многословия, наилучшим образом представленного округа Англии.
Но наш почтенный друг, депутат от Многословия, все это прекрасно знает.
Источник: библиотека Максима Мошкова
xn--b1algemdcsb.xn--p1ai
О многословии
О многословииНазад на первую страницу; Назад на страницу подворья; Назад на страницу библиотеки подворья. Назад к содержанию книги
Слово на акафист преподобному Сергию
О многословии.
Положи, Господи, хранение устом моим
и дверь ограждения о устнах Моих!
(Пс. 140, 3)Дорогие во Христе братия и сестры! В числе многих известных нам добродетелей Преподобного Сергия, списатель жития его указывает на одну, неизменно доставлявшую ему искреннее уважение слушающих — это его кроткие и умилительные речи и слова. Так повествуется, что Преподобный Сергий имел обычай каждую ночь ходить дозором мимо келий и легким стуком в окно или дверь напоминать празднословящим, что у монаха есть лучшее занятие для того, чтобы проводить в нем свободное время, а поутру осторожными намеками, не обличая прямо, не заставляя краснеть, тихой и кроткой речью вызывал в них раскаяние без досады. Благодаря своей кроткой речи Преподобный вызывал из глубины людских сердец добрые чувства и расположения и располагал их к себе. Под благодатным влиянием его слов не устоял суровейший Рязанский князь Олег, для примирения которого преподобный Сергий ходил в Рязань; тихие и кроткие слова святого старца смягчили сердце князя, и он примирился с Московским князем Димитрием Ивановичем.
Слово, как дар Божий, имеет большое значение в жизни человеческого рода, и поэтому обращаться с ним надо осторожно, от чего и побеседуем мы с вами сегодня об этом. Наше слово есть отпечаток Божия Слова. У Бога есть Слово и у человека есть Слово. У Бога Слово есть отпечатленный образ существа Его, Единородный Сын Божий. Но и наше слово не есть пустой звук, но оно также есть отпечаток и образ нашего духа. Если бы собрать все наши слова воедино, то в них мы увидели бы свое собственное изображение. Слово есть дар Божий, которым наделен человек и которым он отличается от прочих тварей. Слово — это проводник наших чувств, мыслей, желаний, радостей, печалей, которые мы выражаем друг посредством речи. Через слово мы поддерживаем взаимное общение, так что словом держится сила и союз человеческого рода. Если отнять у людей слово, то все приостановится в жизни их. Господь, когда захотел наказать горделивый помысл древних людей, намеревавшихся построить башню до небес, то прибег к простому средству: смешал языки и вследствие этого тщеславная попытка их потерпела неудачу. Такова сила и значение языка.
Словом можно убить человека и принести величайшее зло и бедствие человеческому обществу, и, напротив, можно и воскресить человека, и сохранить целые города и государства. К нашему несчастью, мы ничем так часто и так много не грешим, как языком. Язык наш слишком удобоподвижен, уста наши всегда готовы высказать все наши чувства, мысли, желания прежде, нежели все это обнаружится каким-либо образом. Оттого-то не умеющие владеть как должно своим языком и грешат часто словами против ближних, самих себя и против Бога. И потому крайняя умеренность и осторожность в словах есть
не только высокая христианская добродетель, но и лучшее средство к мирной и счастливой жизни в обществе.Слово наше никогда не пропадает даром, не уносится бесследно, не возвращается назад, но переходит в умы и уста других людей и рождает бесчисленное множество чувствований, мыслей, желаний, деяний, поступков и, разросшись в великое дерево с плодами по роду их, оно непременно встретится с нами на Страшном Суде Божием. Наше невоздержное и необдуманное слово гордого человека может привести в раздражение, немощного — навести на соблазн, болтливого — на пересуды и клеветы. У невоздержного в слове при гневе из уст сыплются укоризны, поношения на ближних, часто вовсе не заслуженные ими; в несчастии — льются бесконечные жалобы и ропот на всех и на всё; в довольстве — напротив, бесчисленное количество слов самохвальства и превозношения. И сколько причин для раскаяния, иногда очень горького и очень часто позднего, доставляет нам необузданность нашего языка! Многословие всегда унижает нас в глазах людей; хотя они иногда и терпят празднословие ради развлечения, но все равно в душе у них остается неуважение к нам. Много, много согрешаем мы языком своим. Святой апостол Иаков пишет: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать все тело» (Иак. 3, 2).
«Язык — небольшой член, но много делает. Он исполнен смертоносного яда, это неудержимое зло, — говорит тот же апостол, — им благословляем Бога и Отца им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию» (Иак. 3, 8-10). Не должно, братия мои, сему так быть (Иак. 3, 5, 8-10). Как из одного источника не может истекать сладкая и горькая вода, так и из уст наших не могут исходить благословение и проклятие. Поэтому воздержание языка есть лучшее средство к избежанию бесчисленных зол в жизни семейной и общественной.Удержи язык свой в то время, когда сильное огорчение взволновало твою душу, и ты предотвратишь ссору, быть может жестокую и опасную — угасишь вражду, быть может продолжительную и нескончаемую. Удержи язык твой, когда дело касается ближнего, и ты избежишь осуждения, пересудов, оклеветания и не будешь потом раскаиваться. «Слово — серебро, а молчание — золото», гласит народная пословица. Особенно удержи язык твой, когда находишься в храме на молитве, убойся оскорбить святыню или соблазнить чью-либо душу. Многословие, пустословие, празднословие — все эти виды невоздержания языка не оставляют без последствий и нашу душу. Душа обычно после празднословия пустеет, а ум мельчает, и человек празднословный бывает неспособен ни к какому важному и истинно полезному делу. Как сосуд, в котором хранится благовонное вещество, если часто открывать его, теряет крепость и благоухание этого вещества, так и душа теряет все доброе при частом открытии уст. Как сорняки мешают на доброй почве произрастать добрым злакам, так и многословие мешает рождению добрых мыслей, чувствований и слов. Древние мудрецы никогда не принимали к себе человека в ученики, не испытав его предварительно в продолжительном молчании. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере (Еф. 4, 29), — говорит святой апостол Павел. Словом своим можешь осудиться, а можешь и оправдаться. Из истории христианской Церкви я приведу вам примеры пагубных последствий невоздержности на язык, злоречия и, напротив, благотворное значение доброго, кроткого слова.
Недалеко от обители преподобного Венедикта в V веке жили две девицы, которые в посте и молитве подвизались ради угождения Богу. Но у них был один недостаток, на который им указывал преподобный Венедикт -невоздержанные на язык, они любили пересуживать и укорять других, то есть злоупотребляли даром слова. «Оставьте дурную привычку, иначе я отлучу вас от святого Причастия», — говорил им неоднократно святой старец. Но они не исправились и так и умерли нераскаянными. Похоронили их как постниц и подвижниц в храме. Но люди благочестивые впоследствии видели, что когда за литургией диакон возглашал: «оглашенные изыдите», то они вставали из своих гробов и выходили из храма. Донесли об этом Преподобному, и он стал за них совершать Бескровную Жертву, и видение прекратилось.
Другой пример — утешительного назидания — показывает, как велика сила слова, которое исходит из кроткого, благочестивого сердца; оно смиряет гордых и смягчает сердца ожесточенных. Во дни святого Льва Великого, папы Римского, на Европу напали гунны, дикий и воинственный народ, под предводительством жестокого Аттилы. На своем пути они все разрушали, сожигали, без сожаления убивали население и, разорив таким образом более пятисот городов Европы, они подошли к Риму, столице Римской империи. Население в страхе и смятении оставляло город и, бросая оружие, бежало из него, не находя в себе силы сопротивляться. Не устрашился один только святой папа Лев. Он по просьбе императора вышел навстречу грозному завоевателю, взяв с собою не воинское оружие, а оружие кроткого, доброго слова. «Аттила, ты победил всю вселенную, — сказал святой Лев, — теперь просим тебя, победи самого себя, не разрушай нашего города, пощади нас». Речь его была столь убедительна и кротка, что смягчила жестокого варвара и Аттила ответил святителю: «Твои слова тронули мое сердце. Кто бы ты ни был, человек или Ангел, но Рим обязан тебе своим спасением. Старец, ты в одну минуту и несколькими словами сделал более, нежели все многочисленные воины, воевавшие со мною, я признаю себя побежденным». Так кроткое слово сделало более, чем могло сделать сильное войско, и Рим был спасен.
Поэтому, дорогие братия и сестры, доброю ласкою и просьбою всегда можно сделать более, нежели гневом. Если вы видите, что кто-либо замышляет оскорбить вас, то вместо того, чтобы вступить с ним в ссору, поспешите смягчить гнев его ласковым словом. Чтобы показать видеть, какую силу имеет слово, исполненное христианской любви и кротости, как оно могущественно действует даже на грубых, не просвещенных светом христианской веры людей, приведем здесь еще два примера.
Однажды к подвижнику Иоанну персянину пришли злодеи с намерением ограбить его и затем убить. Исполненный любви к ним, он принес для них умывальницу и просил дозволения умыть им ноги, запыленные от пути. Злодеи устыдились и, раскаявшись в своем умысле, просили у старца прощения.
В другой раз преподобный Макарий, идя в Нитрийскую гору со своим учеником, повелел ему идти впереди себя. Ученик, ушедши вперед на некоторое расстояние, повстречался с идольским жрецом, который куда-то очень спешил, неся какое-то дерево. Ученик, увидев его, воскликнул, обращаясь к нему: «Куда бежишь, демон?» Жрец, рассердившись, жестоко избил инока, оставив его едва живым. Продолжая свой путь, он поравнялся с преподобным Макарием, который еще издали приветствовал его такими словами: «Здравствуй, трудолюбец, здравствуй!» Жрец, удивившись, спросил: «Что нашел ты во мне доброго, чтобы приветствовать меня?» Старец ответил ему: «Приветствовал я тебя потому, что увидел тебя трудящимся и заботливо спешащим куда-то». Жрец на это сказал: «От приветствия твоего я пришел в умиление и понял, что ты великий служитель Бога. Напротив, тот, другой, не знаю какой инок, повстречавшись со мною, обругал меня, за что я и прибил его». С этими словами он пал к ногам преподобного Макария, восклицая: «Не оставлю тебя, доколе не сделаешь меня монахом». Они пошли далее вместе и, дойдя до того места, где лежал избитый инок, взяли его на руки и понесли в церковь. Братия горы, увидев преподобного Макария, идущего со жрецом, весьма удивилась. По некотором времени, жрец принял христианство, а затем постригся в монашество. Многие из идолопоклонников, видя пример обращения своего жреца, и сами, оставив идолопоклонство, сделались христианами. По этому случаю сам Преподобный Макарий сказал: «Слово гордое и злое и добрых людей направляет ко злу, а слово смиренное и благое и злых людей обращает к добру».
Дорогие братия и сестры! Много мы согрешаем словом, постараемся же проверять себя в своих словах, особенно когда отходим ко сну. Не будем забывать, что слово есть дар Божий, который мы должны употреблять с осторожностью, на пользу и назидание ближних, для своего нравственного усовершенствования и для славословия Бога. Для срамных дел и мыслей убоимся расточать дар Божий, памятуя, что сказал Спаситель, что за всякое праздное слово (только лишь праздное!) какое скажут люди, дадут они ответ в день суда ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 36-37).
И особенно надо молиться Богу, чтобы избавил Он нас от этого растлевающего духа празднословия, что Церковь и делает всегда во дни Великого поста, вознося молитву преподобного Ефрема Сирина: Господи и Владыко Живота моего, духа празднословия не даждь ми.
Кто любит жизнь и хочет видеть благие дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей
( 1 Пет. 3, 10). Помолимся Господу: Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих, яко Ты благословен еси и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.Назад на первую страницу; Назад на страницу подворья; Назад на страницу библиотеки подворья. Назад к содержанию книги
www.vernost.ru