Мир глазами средневекового европейца – Чем характеризовалось мировоззрение средневекового европейца? Каким ему виделся окружающий мир? Расскажите о доколумбовых цивилизациях Америки.

Содержание

Конспект урока открытия нового знания по теме «Мир эпохи средневековья» для 10 класса

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Голышмановская средняя общеобразовательная школа № 2»

Голышмановского района Тюменской области

Конспект урока по истории
в 10 классе

«Мир эпохи средневековья»

подготовил

учитель истории и обществознания

Попов Артем Андреевич

Голышманово

2014

Цели:

  1. Сформировать представление учащихся об эпохе Средневековья. Познакомить учащихся со Средневековыми цивилизациями и принципом периодизации Средних веков.

  2. Способствовать развитию исторического мышления, воображения, памяти и речи.

  3. Воспитать интерес к прошлому, к истории.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Постановка целей и задач урока.

Сегодня мы с вами познакомимся с миром эпохи Средневековья. Подробно рассмотрим само понятие «Средневековье», его периодизацией, и отношениями между государствами.

  1. Объяснение нового материала:

Принципы периодизации Средних веков

Понятие «Средние века» возникло в эпоху Возрождения. Од­ним из первых его использовал римский историк Ф. Бъондо (13921463). Он обозначил им время, отделявшее эпоху Античности от современной ему действительности, когда воз­родился интерес к культурному и духовному наследию Древ­него Рима и античной Греции. Наступление Средних веков связывалось с падением Западной Римской империи и воз­никновением на ее территории десятков королевств, основан­ных «варварами», не знавшими и не понимавшими ценностей римско-эллинистической культуры. Современная наука отказалась от взгляда на Средние века как своего рода «темный период» в истории человечества. На протяжении примерно тысячи лет Средневековья в странах Ев­ропы постепенно совершенствовались орудия труда, менялись социальные отношения, политическая организация обществен­ной жизни. Перемены дали стимул становлению предпринима­тельства, развитию мануфактур и торговли, обеспечившим на­ступление Нового времени — эпохи европейского господства. Спорным в науке остается вопрос о том, насколько универ­сально понятие «феодализм», каковы особенности Средних веков в странах Востока. Европейские историки XIX в. еще ма­ло знали о прошлом государств Азии и полагали, что феодаль­ные отношения существовали повсеместно. Более фундамен­тальное изучение всеобщей истории в XX в. показало, что в большинстве стран Востока общественные уклады, организа­ция политической жизни очень отличались от европейских. У каждой из великих цивилизаций Востока, где в период европейского Средневековья проживало приблизительно 70% населения мира, были свои значимые события, связанные с уникальными особенностями их развития. Однако события, которые были рубежными для Европы, — падение Западной Римской империи, Возрождение, открытие Нового Света -мало сказались на жизни большинства народов Азии. Для них 11овое время наступило лишь с началом эпохи европейских колониальных завоеваний, нарушивших неспешное течение ис­торического времени Востока. В последние десятилетия многие историки, особенно сто­ронники теории локальных цивилизаций, стали признавать, что такие понятия, как «Средние века», «феодализм», следует считать европоцентристскими, т.е. применимыми лишь к ис­тории Европы. С учетом этого в современных исторических грудах все чаще говорится о «европейском Средневековье», «европейском феодализме».

Мир глазами средневекового европейца

Человеку XXI в., привыкшему к быстрым переменам в жизни, способному менее чем за сутки достичь любой точки земного тара или за минуты связаться с абонентом на другом конти­ненте по телефону или даже увидеть его с помощью Интернет, порой трудно представить, как воспринимал мир средневе­ковый европеец. Подавляющее большинство обитателей Европы в ранние Средние века составляли крестьяне, которые жили в одних и тех же поселениях из поколения в поколение, передавая свои знания и навыки по наследству. Им не приходило в голову усомниться в правильности существующих сословных порядков, праве сеньоров-землевладельцев требовать выпол­нения повинностей и вытаптывать посевы во время охоты. Грамотных людей (т.е. умеющих читать и писать на латин­ском языке) было мало, в основном это были священнослу­жители, монахи и купцы. Даже многие феодалы, прекрасно владевшие оружием, не умели ни читать, ни писать. Люди, как правило, плохо представляли себе, что происхо­дит за пределами своего села, городка, владения, — отсюда огромное влияние церкви, которую они воспринимали как не­сокрушимую и всезнающую высшую силу. Без священников и их благословения не обходились ни рождения, ни похороны. При необходимости они могли призвать к порядку зарвавше­гося сеньора, повлиять — во что люди верили — на погоду, уро­жай, здоровье, посмертную судьбу. Церковь владела тайной Второго пришествия и Страшного суда, которого страшились все европейцы. Так, накануне наступления 1000 г. от Рождества Христова все страны Европы охватила паника: люди были убеждены, что эта круглая дата не может обойтись без негатив­ных последствий. Кроме того, духовенство и шире — церковь являлась храни­тельницей знаний, в том числе географических, опиравшихся на труды ученых древности, особенно Аристотеля, авторитет которого в Средневековье был непререкаемым. Мир представлялся географам Средневековья чем-то вроде плоского диска (догадка о том, что Земля круглая, не считалась ересью, хотя вызывала сомнения) с вращающейся вокруг него твердой небесной сферой, на которой размещались Солнце, Луна, звезды и планеты. На европейских средневековых картах достаточно точно отражены очертания самой Европы и стран Средиземноморья, которые посещали европейские купцы. От времен древности, от знаний, полученных от Византии и ара­бов, было известно о существовании обширного континента Азии, таких стран, как Индия и Китай. Однако достоверной информации о них у европейцев не было. Существовали лишь легенды о людях «с песьими головами», с одной ногой и огромными ушами, об ужасных варварах, питающихся человечиной и живущих в Азии.

Доколумбовы цивилизации Америки

Обширные территории Северной и Южной Америки во време­на европейского Средневековья заселяли многочисленные племенные объединения. Большинство из них жили в условиях родоплеменного строя. Они занимались охотой и собира­тельством. Ограниченное распространение получило земледе­лие и скотоводство. В то же время на территории современной Мексики и в районе Андского нагорья (современное Перу) уже сложились первые государственные образования ацтеков и ин­ков. Уровень их развития приблизительно соответствовал та­ковому в Древнем Египте. Во время испанского завоевания большая часть памятни­ков культуры древних американских государств была разрушена. Одна из первых цивилизаций, о которых есть достоверные сведения, — цивилизация майя существовала в V—XV вв. на полуострове Юкатан. Майя разработали иероглифическое письмо, собственную двадцатеричную систему счета, создали очень точный календарь, включавший 365 дней. У майя не бы­ло единого государства, их цивилизацию составляли соперни­чавшие один с другим города. Основными занятиями жителей юродов были земледелие, ремесло и торговля. Широко ис­пользовался труд рабов, обрабатывавших поля жрецов и родоплеменной знати. Однако преобладало общинное землеполь­зование, при котором применялся подсечно-огневой метод обработки земли. Цивилизация майя папа жертвой войн между городами-государствами и нападений враждебных племен. Единствен­ный сохранившийся ко времени испанского завоевания город майя Тах-Ица был уничтожен европейцами в конце XVII в. Самой развитой цивилизацией Северной Америки к мо­менту испанского вторжения была ацтекская. Ацтекский союз племен к XV в. завоевал большую часть Центральной Мексики. Ацтеки вели постоянные войны с соседними племенами с целью захвата рабов. Они умели строить каналы и плотины, выращивали высокие урожаи. Их строительное мастерство, ре­месла (ткачество, вышивка, резьба по камню, керамика) не уступали европейским. При этом золото, слишком непроч­ный металл для изготовления оружия и инструментов, цени­лось ацтеками ниже меди и серебра. Особую роль в ацтекском обществе играли жрецы. Вер­ховный правитель, или тлакатлекутль, был одновременно вер­ховным жрецом и военачальником. У ацтеков существовало многобожие, религии спасения в Америке не сложились. Практиковались человеческие жертвоприношения, они счи­тались необходимыми, чтобы умилостивить богов. По описа­ниям испанцев (возможно, предвзятым), особенно ценилось принесение в жертву детей и молодых девушек. В Южной Америке наиболее развитым было государство ин­ков, занимавшее площадь более 1 млн кв. км с населением более 6 млн человек. Цивилизация инков относится к числу наиболее загадочных. У них были развиты металлургия, ремесла, они ис­пользовали ткацкие станки, на которых ткали ковры и ткани для одежды; инки строили каналы, дамбы; выращивали кукурузу и картофель, до открытия Америки неизвестные европейцам. При этом торговля у них не была развита. Инки, как и другие амери­канские цивилизации, не знали колеса и не использовали вьюч­ных животных. Однако они построили развитую сеть дорог.

Аравийские племена в начале новой эры

Большая часть Аравийского полуострова представляла (и пред­ставляет) собой пустыню. Отдельные очаги земледелия и животноводства могли существовать лишь возле немногочислен­ных оазисов. Здесь жили племена кочевников-бедуинов, у ко­торых к VII в. сохранялись многие черты родоплеменного строя. Племенем руководил меджлис — совет, состоявший из глав семей или родовых общин. Заметную роль играли воен­ные вожди. Племена часто воевали друг с другом. Борьба шла за кон­троль над источниками воды. Целью войн был также захват ра­бов и скота. При этом особенно высоко ценились верблюды. Первые города на Аравийском полуострове возникли в I тысячелетии до н.э. Они были центрами ремесла и торговли и находились на караванных путях из Северной Африки в Азию, к Персидскому заливу и в Индию. К началу VII в. в Аравии все острее ощущалась проблема перенаселенности. Контроль над торговыми путями перешел в основном к Ирану. Угроза голода, рост цен, засилье ростовщи­ков вызывали массовое недовольство городских низов.

Возникновение ислама

Основателем новой религии — ислама (слово означает покор­ный) — был Мухаммад (это имя означает одержимый духом, или пророк). Он родился в 570 г. в Мекке, ходил с торговыми караванами, стал состоятельным купцом. По признанию Мухаммада, ему часто являлись видения ангелов в белых одеждах. В 610 г. перед ним предстал архангел Джебраил (Гавриил), который изложил ему основы нового учения и провозгласил Мухаммада пророком единого Бога — Аллаха. Проповедь нового учения, ислама, вызвала возмущение жрецов Мекки. В 622 г. Мухаммад вынужден был перебраться в город Ятриб (Медина). Дата его переселения (хиджры) считает­ся в исламских странах точкой отсчета нового летоисчисления. Возникшая исламская община быстро расширяла свое влияние. Вскоре ее сторонники начали войну с Меккой и оста­вавшимися языческими племенами. Ко времени смерти Мухаммада в 632 г. вся Аравия была объединена сторонниками ислама. Исламское учение после смерти пророка было изложено в священной книге — Коране, составленной в стихотворной форме. Ряд изречений Мухаммада, не вошедших в Коран, был включен в особый сборник — Сунну, мусульманское священное предание, считающееся дополнением к Корану. Ислам по своей сути принадлежит к религиям спасения, мусульмане признают пророками Ноя, Моисея и Христа. Од­нако, предписывая жить по законам праведности, обещая вознаграждение после смерти, ислам значительно отличается от христианства. Внешняя сторона этих различий — гораздо более жесткие требования к нормам праведной жизни. Право­верные должны пять раз в день совершать молитву (намаз, или салям), омовение, строго соблюдать посты. Им запрещается пить вино, есть свинину, играть в азартные игры. Как и иудеям, им предписывается обряд обрезания. Женщинам полагается носить чадру. Каждый мусульманин должен хотя бы раз в жиз­ни совершить паломничество в священный город Мекку, пла­тить особый налог в помощь бедным.

К числу различий относятся следующие: 1. Ислам жестко регламентировал повседневную жизнь. Каждый шаг правоверного мусульманина должен сверяться с Кораном. Шариат — свод правовых и религиозных норм пра­ведного поведения, единственный источник права. Их нару­шение квалифицируется не только как моральный грех перед Богом (как и в случае пренебрежения христианскими запове­дями), но и как наказуемое властями преступление. По этой причине в исламском мире не разграничивались духовная и светская власть, церковный и светский суд. В отдельных му­сульманских странах, например в Иране, они до сих пор пол­ностью не разграничены. 2. Ислам был воинствующим учением. При провозглаше­нии джихада, т.е. священной войны с неверными, участие в ней считалось долгом каждого мусульманина; погибшие на такой войне, согласно исламскому учению, сразу обретают вечное блаженство. В философском и поведенческом планах ислам не поощрял сомнения. Он изначально основывался на фатализме (вере в предопределенность) и убеждении, что все происходящее в мире и в жизни отдельного человека решается волей единого Бога — Аллаха. 3. Ислам закреплял нормы патриархата, отводя женщине подчиненную роль. Это обеспечило поддержку новой религии со стороны аравийских племен, чьи традиции матриархата ко времени распространения ислама уже себя изживали.

Арабские завоевания

Преемники Мухаммада имели титул халифов (это слово означает наместник, заместитель), им принадлежала вся полнота духов­ной и светской власти. Под их руководством арабские войска на­несли поражение двум крупнейшим державам, ведшим борьбу за контроль над Ближним Востоком, — Византии и Ирану. Арабы завоевали Месопотамию, Сирию, Палестину, покорили Иран, неоднократно (в 668, 673—678, 716—718 гг.) осаждали Констан­тинополь. Двигаясь на восток, они дошли до реки Амударьи, Се­верной Индии, Западного Китая. На западе им удалось покорить всю Северную Африку, захватить большую часть Пиренейского полуострова, вторгнуться в Галлию, но там в битве при Пуатье в 732 г. они потерпели поражение от франкских рыцарей.

Распад Арабского халифата

Огромная исламская держава (сначала ее столицей был Да­маск, затем — Багдад) недолго сохраняла единство. В 750 г. в отдельный халифат выделилась Испания. В начале IX в. возни­кли самостоятельные халифаты в Марокко, Египте, Иране, Средней Азии.

Во владениях Багдадского халифата, по мере того как завое­ватели осваивали хозяйственный уклад покоренных земель, нача­ли обостряться внутренние противоречия.

Историческое наследие Арабского халифата

Несмотря на то что халифат, как и другие крупные державы Древнего мира и Средних веков, был недолговечным государственным образованием, арабские завоевания оказали боль­шое влияние на развитие народов Евразии.

Благодаря распространению ислама и арабского языка об­раз жизни народов на обширных территориях от Западной Аф­рики до границ Китая сблизился. Это, в свою очередь, способ­ствовало развитию торговли и ремесел. На завоеванных землях прокладывали дороги, строили ирригационные сооружения, водяные и ветряные мельницы.

Достижения в области научных и технических знаний в исламском мире были значительными. При покорении Египта арабы разрушили библиотеку в Александрии, уничтожив боль­шую часть хранившихся в ней рукописей. Завоеватели сочли, что никакие другие книги, кроме Корана, не нужны. Однако со временем образованные слои населения обратились к антич­ной философии и научной мысли. Интерес к трудам Аристоте­ля, Птолемея и Евклида в Западной Европе в эпоху Возрожде­ния возродился в большой мере под влиянием арабов. Больших успехов арабские ученые достигли в изучении ис­тории, географии, медицины, астрономии, математики. Арабы раньше европейцев начали использовать огнестрельное ору­жие. В начале XII в. у них появились первые пушки, стреляв­шие каменными ядрами и разрывными бомбами. (У европей­цев артиллерия появилась лишь в начале XIV в.) Европа заимствовала у арабов как десятеричную систему исчисления, так и связанные с нею слова — «цифра», «алгебра», «алхимия», «тариф» и др. Широкую известность обрела арабская поэзия.

  1. Первичное закрепление.

1. Охарактеризуйте географические знания средневековых европейцев?

2. Каким виделся мир средневековому европейцу?

3. Какую политику проводили арабские завоеватели по отношению к покоренным народам?

6. Итог: В области техники наблюдался большой прогресс: огнестрельное оружие, книгопечатание. В Средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде университетов, однако в целом наука находилась в глубоком упадке.

Д/з: § 14 — 15. Ответить на вопросы после параграфа.

Список использованной литературы

doc4web.ru

Картина мира и образ жизни средневекового человека | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, конспект, сочинение, ГДЗ, тест, книга

Для каждой исторической эпохи характерно своё восприятие и понимание окружающей среды. В эпоху Средневековья необразованные люди полагались на слухи, получали знания из рассказов старейшин рола, легенд и пересказов. Иногда им было трудно отличить правду от вымыслов и басен. О других странах было известно немного. Редко кто бывал за пределами своего села или города. Рассказы купцов и паломников о том, что они видели в далеких странах, обрастали выдумками и приукрашались фантазией. Знания многих людей о мире ограничивались родными просторами, видимых с самого высокого здания колокольни местной церкви.

Циферблат часов Санта-Мария дель Фьоре Флоренция. 1430 г.

Скорость передвижения была небольшой. К примеру, путешествие из Рима в Лондон занимало почти семь недель. Время для людей текло медленно. Знать точ­ное время не было необходимости, а минуту как часть часа вообще не воспринимали. В XIII-XIV вв. в ясный день пользовались солнечными часами. Только в мона­стырях и в домах знати можно было увидеть водяные и песочные часы, однако они были скорее игрушкой, чем прибором для измерения времени. Время определяли за расположением солнца, скоростью горения факела или свечи. Для большинства людей главным указателем времени был церковный звон, звавший к молитве.

Население европейского континента оставалось достаточно молодым, а сред­няя продолжительность жизни была короткой. Сорокалетние считались людьми преклонных лет. Чрезвычайно высокой была детская смертность. Порой в семье детей умирало больше, чем выживало, и это восприни­малось как трагическая неизбежность.

Мерилом духовности жизни средневекового человека была христианская религия. Но в народной культуре вместе с христианскими представлениями продолжали существовать древние языческие верования и обычаи (гадания, поклонение воде и огню и др.), что ярко про­явилось в обрядовых праздниках: колядках, щедривках, обжинках и др. В средневековых городах на проводы зимы и встречу весны устраивали карнавалы. Вместо того, чтобы осуждать или запрещать карнавалы, духо­венство охотно принимало в них участие. На время карнавалов отменяли все запреты: люди веселились и высмеивали даже религиозные обряды. Позволялось показывать пародии на всех, устраивать праздники дураков, переодеваться и т. д. При этом участники карнавала прекрасно понимали, что после его окончания жизнь вернётся в привычное русло.

В XIV-XV вв. в образе жизни европейцев происходят важные изменения. Появляются новые представления об обществе. Именно в этот период утвержда­ются такие понятия, как государственная граница, народ, нация, патриотизм. Материал с сайта //iEssay.ru


Как известно, в наше время футбол имеет всеобщее признание. В XII в. в сред­невековой Англии эта игра только начинала свой путь. В английских городах в футбол играли на рыночных площадях и даже на узеньких кривых улицах, а количество игроков достигало ста и больше. Играли от обеда и до заката солнца, почти без правил. Можно было играть руками и ногами, хватать игрока, ведущего мяч, и сбивать его с ног. В азарте игры толпа налетала на торговые палатки, разби­вая их в щепки. Преисполненные ужаса, к стенам домов прижимались почтенные горожане, монахи или рыцари. В сёлах даже реки не были преградой для игро­ков… Футболисты были в кровоподтеках, ломали руки, ноги и позвоночники, выбивали глаза, разбивали носы… Против футбола объединились церковь, фео­далы и купцы. В 1313 г. король Эдвард II запретил игру в Лондоне, называя её «беснованием с большим мячом».

На этой странице материал по темам:

  • картина мира и образ жизни средневекового человека
  • картина мира средневекового человека кратко
  • мир глазами средневекового человека сочинение
  • сочинение люди средневекового города
  • мир средневековья история кратко


iessay.ru

Средневековые цивилизации Мир эпохи Средневековья Содержание



Средневековые цивилизации Мир эпохи Средневековья



Содержание: • Принципы периодизации Средних веков. • Мир глазами Средневекового европейца. • Доколумбовы цивилизации Америки. • Древние цивилизации Африки.



Принципы периодизации Средних веков. Наступление Средних веков связывалось с падением Западной Римской империи и возникновением на ее территории десятков королевств, основанных «варварами» , не знавшими и не понимавшими ценностей римско-эллинистической культуры. Представление о Средних веках как о времени регресса преобладало в эпоху Просвещения. Современная наука отказалась от взгляда на Средние века как своего рода «темный период» .



Средние века в странах Востока. Фундаментальное изучение всеобщей истории показало, что в большинстве стран Востока общественные уклады, организация политической жизни очень отличались от европейских. Падение Западной Римской империи, Возрождение, открытие Нового Света- не повлияли на жизнь народов Азии. «Средние века» и «феодализм» — понятия применимые лишь к истории Европы.



Мир глазами средневекового европейца. • Подавляющее большинство обитателей Европы в • • ранние Средние века — крестьяне. Жили в одних и тех же поселениях из поколения в поколение, передавая свои навыки по наследству. Грамотных людей мало. Огромное влияние церкви. У европейцев не было никаких сведений о государствах Центральной и Южной Африки, тем более Америки.



Географ Средневековья. Марко Поло (1254 -1324) Описал свое путешествие в Китай, продолжавшееся три с половиной года, и семнадцатилетнюю службу у хана Хубилая. Кроме подлинных географических сведений М. Поло сообщил массу небылиц, что заставило историков усомниться в реальности его путешествий.



Доколумбовы цивилизации Америки. Обширные территории Северной и Южной Америки во времена европейского Средневековья заселяли многочисленные племенные объединения. Большинство из них жили в условиях родоплеменного строя. Они занимались охотой и собирательством. Ограниченное распространение получило земледелие и скотоводство.



Цивилизация майя. Данная цивилизация существовала в 5 -15 вв. на полуострове Юкатан. Разработали иероглифическое письмо, собственную двадцатеричную систему счета и календарь ( 365 дней). Не было единого государства. Основными занятиями жителей городов были земледелие, ремесло и торговля. Использовался труд рабов Цивилизация майя пала жертвой войн между городами-государствами и нападений враждебных племен.



Полуостров Юкатан.



Ацтекская цивилизация. Самая развитая цивилизация Северной Америки к моменту испанского вторжения. Ацтекский союз племен в 15 в. Завоевал большую часть Центральной Мексики. Постоянные войны с племенами с целью захвата рабов. Они умели строить каналы и плотины. Их строительное мастерство, ремесла не уступали европейским. Особую роль в ацтекском обществе играли жрецы. Существовало многобожие.

present5.com

Представление о мире в Средние века [Средневековое мировоззрение]

Время в Средневековье

Для человека Средневековья время не имело особой ценности: труд крестьянина или ремесленника, не ориентированный на ры­нок и строго регламентированный, не требовал торопливости. Вре­мя обесценивалось для средневекового человека ещё и потому, что в христианской догматике земная жизнь была лишь мигом перед вечностью загробного существования. Поэтому люди этой эпохи не замечали, что мир, общество, государство меняют­ся: созданный Творцом мир пребывал в неизменном состоянии, всё более по­грязая в грехе, пока не была принесена искупительная жертва Христа, давшая людям надежду на спасение. Крестная му­ка и есть центральное событие истории, в сравнении с которым прочие события, как политические, так и социально-культурные, не идут ни в какое сравнение. Следующим поворотным (и конечным) событием истории станет второе прише­ствие Христа и Страшный суд. А время, разделяющее два этих великих собы­тия, — это миг, в измерении которого нет особой необходимости.

Пространство в Средневековье

Представления о пространстве также отличались тогда своеобразием. Протя­жённость пространства не измеряли абсолютными величинами, но лишь време­нем, которое требуется для его преодоле­ния. Человек воспринимал себя как ма­лый мир (микрокосм), являющийся ото­бражением большого мира (макрокосма). Поэтому и все меры носили антропологи­ческий характер: материю измеряли лок­тями, длину — шагами, объём твёрдых тел — обхватом рук.

Географические пред­ставления средневекового человека были весьма смутными. На картах средневеко­вой эпохи наряду с реально существующи­ми государствами, границы которых бы­ли определены весьма приблизительно, могли также быть размещены Ад и Рай, древние, уже несуществующие империи и легендарные, мифические страны. На­пример, по средневековым представле­ниям европейцев за Уралом существовала страна Тартария, которая якобы была населена людьми с пёсьими головами («пёсьеголовые»).

Между временем и про­странством существовала строгая связь: перемещаясь в пространст­ве, можно было перемещаться и во времени. Так, человек средневе­ковья был убеждён в том, что, попав в далёкую сказочную страну, можно оказаться в прошлом.

Представления об обществе

Представления средневекового человека об обществе отличались свое­образным антропологизмом. В первой половине XI в. французские церков­ные мыслители Герард Камбрийский и Адальберон Ланский создали теорию трёх сословий, согласно которой всё средневековое общество делится на три сословия: те, кто молится; те, кто воюет, и те, кто работает. Каждое со­словие ассоциировалось с какой-либо частью человеческого тела: молящие­ся — с душой или грудью (где, собственно, и находится душа), воюющие — с руками, работающие — с ногами. Поэтому как части человеческого тела должны находиться в гармонии для нормальной работы организма, так и гармоничное сосуществование сословий является залогом мира и процве­тания общества.

Ценности Средневековья

Возникновение новой системы ценностей было связано с рос­том роли городов в обществе средневековой Европы. Горожане на­чинают ценить время, что связано со спецификой их торгово-промышленной деятельности.

С начала XIV в. на башнях городских ра­туш и соборов стали появляться механические часы, правда, пока только с часовой стрелкой. Занимаясь торговлей и банковской деятельностью, горожанин не мог прожить без таких ка­честв, как хитрость, смекалка, изворотли­вость. Неудивительно, что любимым ге­роем городских сатирических произведе­ний становится лис, наделённый всеми этими качествами. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Чистилище

Занятия торговлей и ростовщичество порицались католиче­ской церковью, с точки зрения которой все горожане были закоренелыми греш­никами. Именно рост роли горожан в средневековом обществе объясняет по­явление в конце XII в. идеи чистилища, которая в середине XIII в. стала офици­альным догматом католической церкви. Согласно этому догмату человек, не совер­шивший смертного греха (убийства, самоубийства), после смерти попадал не в ад, а в чистилище, где его душа в муках очищалась до второго пришествия Христа, после чего она имела все шансы по­пасть в рай. Вера в чистилище дала возможность горожанам зани­маться своей профессиональной деятельностью, не страшась неми­нуемой угрозы ада. В православной церкви этого догмата нет. Таким образом, город в Западной Европе был той антисистемой средневе­ковой цивилизации, в которой зарождались ценности грядущего индустриального общества.

Картинки (фото, рисунки)

  • Бог-Отец измеряет мир. Назидательная Библия. Около 1250 г.
  • Карта мира с Иерусалимом посередине. Англия. XII в.
  • Средневековый город. Франция XV в.

На этой странице материал по темам:

  • Категория времени в средние века

  • Представление средневековых горожае о религиии

  • Понятия о пространстве и времени в среднии века

  • Представления средневекового человека о мире сообщение

  • Сообщкне.мои представления о средневековье

Вопросы к этой статье:

  • Чем можно объяснить своеобразие в восприятии общества времени и пространства людей эпохи Средневековья?

  • Чем были вызваны изменения в средневековой картине мира?

  • Сравните античную и средневековую карти­ны мира.

wikiwhat.ru

Презентация на тему «Мировоззрение средневекового человека»

Презентация на тему: Мировоззрение средневекового человека

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1

Описание слайда:

Мировоззрение средневекового человека

№ слайда 2

Описание слайда:

Античный человек Античный человек был частью вечного, гармоничного мира. Его собственная духовная жизнь мало значила по сравнению с космосом – абсолютным божеством. Основными добродетелями античности считались справедливость, мудрость, мужество.

№ слайда 3

Описание слайда:

Основу средневекового миропонимания составляет религия, в ней мир обретает начальную точку: «Вначале было Слово… И Слово было Бог». Бог как изначальный, вечный и неизменный Творец. Бог как надмирная абсолютная духовность становится высшей ценностью, а связь человека с Богом осуществляется посредством новых добродетелей: веры, надежды, любви и совести.

№ слайда 4

Описание слайда:

Средневековое мироощущение предполагает иную картину мира, иной взгляд на человека. Человек в этой системе ценностей перестает быть центром мироздания, «мерой всех вещей». Человек эпохи средних веков не творец, а исполнитель Божьей воли.

№ слайда 5

Описание слайда:

Основные философские идеи Средневековья монотеизм (Бог един и уникален) теоцентризм (Бог – центр мироздания) креационизм (сотворение мира Богом из ничто) дуализм (двумирность).

№ слайда 6

Описание слайда:

Мир в сознании средневекового человека делится на видимый, реальный, земной – «дольний» и потусторонний, идеальный, небесный – «горний». Так и в человеке присутствуют два начала: тело и душа, причем тело представляется «темницей души», а красота человека выражается в торжестве его духа над телом.

№ слайда 7

Описание слайда:

Мироздание Средневековья представало теперь не в виде гармонично устроенного космоса, в котором люди и боги осуществляли свои предопределенные высшим началом функции, а в виде некоего двоемирия, существования мира горнего, высшего, божественного и мира дольнего, полного скорбей и печали, в котором человек в «поте лица добывает и ест хлеб свой».

№ слайда 8

Описание слайда:

Художественная модель мироздания, воплощенная в символике буддийского монастыря, христианского храма, исламской мечети, есть образ горнего мира, и потому языческая горизонталь сменяется вертикалью, осуществляющей связь обоих миров (горнего и дольнего).

№ слайда 9

Описание слайда:

Главный итог второй ступени познания вывод о всеобщей греховности человека, о непостижимости Бога и о том, что высшая цель, высший смысл жизни заключается в том, чтобы через совершенствование души, т. е. самого себя, происходило и постепенное совершенствование мира.

№ слайда 10

Описание слайда:

Средневековье вообще часто называют «временем контрастов».

№ слайда 11

Описание слайда:

В самом человеке противоречивые чувства постоянно борются, он то взлетает к небесам в упоении и восторге, то летит камнем в безысходность ада.

№ слайда 12

Описание слайда:

Сознание средневекового человека формировалось на основе религиозных понятий, а не наоборот.

№ слайда 13

Описание слайда:

Но любой человек, даже святой — грешен. И значит, испытывает чувство вины. Это чувство находит свой выход в исповеди и покаянии, человек освобождается от совершенного греха при посредничестве Церкви.

№ слайда 14

Описание слайда:

В средневековье атеистов не было Искренняя, «наивная» вера людей приближала мир горний, делала его ближе, телеснее в своих проявлениях.

№ слайда 15

Описание слайда:

Контрастность мышления средневекового человека проявлялась и в большом внимании, уделяемым дьяволу.

№ слайда 16

Описание слайда:

Дьявол — персонаж, отнюдь не равный Богу, единственному Творцу.Однако в сознании средневекового человека он тоже очень могущественен, очень близок и страшен.

№ слайда 17

Описание слайда:

В целом восприятие действительности в Средние века было очень символичным. Каждому событию приписывался и символический смысл.

№ слайда 18

Описание слайда:

Иерархия ценностей Духовные реалии ВАЖНЕЕ, чем материальные. Для любого крестьянина страшнее не совершить положенную молитву, чем недожать поле (первое чревато в конечном итоге гибелью бессмертной души — ЕДИНСТВЕННОЙ непреходящей ценности, которой обладает любой человек; второе — в худшем случае поголодаем, не привыкать).

№ слайда 19

Описание слайда:

В Средние века сохраняла свое значение традиция щедрости: пиры, подарки друзьям и вассалам — это почетно и славно.

№ слайда 20

Описание слайда:

Многочисленные секты Средних веков обвиняют христианство именно в недостаточной аскезе, в слишком сильно приятии материального. С другой стороны, Церковь призывала к «благоразумию» и «умеренности» и в аскезе — другом полюсе телесности.»Все, что нарушает меру — от бесов!» — сурово восклицает Пимен

№ слайда 21

Описание слайда:

Церковь Духовная жизнь и политика, материальное и сакральное — Церковь была силой, во многом определяющей жизнь средневековых людей и мощно влияющий на умы.

№ слайда 22

Описание слайда:

Социум В головах людей существовал некий «правильный миропорядок», идеал, а все отклонения от него воспринимались именно как искажение истины.

№ слайда 23

Описание слайда:

В обществе, как во Вселенной, есть раз и навсегда заведенный порядок. Военное сословие должно всех защищать, духовное молиться, податное работать.

№ слайда 24

Описание слайда:

Самые яркие черты средневекового человека — его телесность и его эмоциональность. Телесность его проявляется в том, что окружающий мир он воспринимает не отстранено, а живо, участвуя во всех событиях.

№ слайда 25

Описание слайда:

Время историческое и время бытовое для средневекового человека — это разные категории времени, можно сказать, это два разных времени.

№ слайда 26

Описание слайда:

Историческое время в представлении средневекового человека линейно, но имеет четкую стартовую точку — Сотворение Мира, и четкий финиш — Конец Света и Страшный Суд.

№ слайда 27

Описание слайда:

Бытовое время остается цикличным в соответствии с постоянством сельскохозяйственных сезонов.

№ слайда 28

Описание слайда:

ХРИСТИАНСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ Предрассудки Преступленияради обладаниясвятыми предметами»Охота на ведьм»,инквизиция

№ слайда 29

Описание слайда:

Средневековые пытки и казни

№ слайда 30

Описание слайда:

ХРИСТИАНСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ Уровни христианствав средние века:

№ слайда 31

Описание слайда:

ХРИСТИАНСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ОСНОВА МИРОВОЗЗРЕНИЯМир-арена борьбымежду «божьим» и«дьявольским»промысламиСвязь важнейшихсобытий эпохи схристианствомРеальность сверхестественногомира

ppt4web.ru

Мир эпохи Средневековья




1. Какой период в современной хронологии понимается под термином «Средние века»? Почему многие ученые говорят о «европейском Средневековье»?


Хронологическими рамками Средних веков служат падение Западной Римской империи и начало Великих географических открытий. Влияние обеих этих событий хорошо прослеживается в истории Европы, но в отделении от неё они прошли незамеченными. Великие географические открытия в итоге привели к созданию обширных колониальных империй, что сказалось практически на всех народах Земли, но совсем не сразу после начала самой эпохи. Потому можно с уверенностью говорить о европейских Средник веках, но с меньшей — выделять этот период в истории других регионов.


Средние века связывают с эпохой феодализма. Сам по себе феодализм хорошо прослеживается в Европе, где сформировалась классическая феодальная лестница с соответствующими формами землевладения. Но в других регионах планеты она проявляется гораздо хуже или сведения о таковом вообще отсутствуют. Это также побуждает некоторых учёных говорить лишь о европейских Средних веках.


2. Чем характеризовалось мировоззрение средневекового европейца? Каким ему виделся окружающий мир? Расскажите о доколумбовых цивилизациях Америки.


В Средние века знания об окружающем мире сильно разнились в зависимости от степени учёности человека. Некоторые античные знания сохранялись. В частности, европейцы никогда не забывали до конца, что Земля круглая. Но эти знания хранили отдельные интеллектуалы, наиболее учёные люди своего времени. Гораздо более широко сегодня известны средневековые представления о мире как о плоском диске земли под куполом неба. Широко известны географические карты того времени в виде трёхлистного клевера, где в качестве лепестков изображались Европа, Африка и Азия, а в центре мироздания помещался Иерусалим. Настоящего путешествия по такой карте, конечно, совершить было нельзя. Подавляющую часть населения средневековой Европы составляли крестьяне. Они вообще слабо представляли себе мир за пределами окрестностей собственной деревни. Для них главнейшим представление о мире была века в постоянную борьбу Господа и Дьявола за душу каждого человека в отдельности, вся география отступала перед осознание важности этой борьбы и места человека в оной.


Доколумбовые цивилизации Америки в основном сосредоточились ближе к центру сдвоенного материка. Они имели ряд особенностей по сравнению с цивилизациями Старого света. Они сформировались в условиях каменного века, без использования металлических орудий труда и войны. Им было известно колесо, но они не использовали его в транспортных средствах, только в детских игрушках.


3. Как вы считаете, были ли они «отсталыми» или же речь идет об особом пути развития?


Несмотря на все перечисленные в ответе на предыдущий вопрос особенности, доколумбовые цивилизации Америки во многом напоминали древневосточне цивилизации Старого света. Многочисленные воюющие друг с другом города-государства были характерны как для американских майя, так для месопотамских шумеров, государства ацтеков и инков во многом напоминают военные деспотии вроде Ассирии или Персии. Потому в данном случае действительно можно говорить об «отсталости» американских цивилизаций. Однако при этом они после этого вполне могли вступить в стадии не античности и феодализма, а показать полностью альтернативные варианты развития. Но им не дали возможности это продемонстрировать.


4. Почему европейцы в Средние века мало знали о народах Африки? Расскажите, что вам известно об особенностях африканских цивилизаций.


Европейцы в Средние века относительно неплохо знали страны северной Африки, с которыми торговали через Средиземное море, то есть Королевство вандалов, византийские провинции, арабские государства, царство Аксум на территории современной Эфиопии и т. д. Но сами страны Севереной Африки относительно мало знали о Тропической и Южной Африке из-за того, что были отделены от последних пустыней Сахара. Но со временем арабские купцы стали торговать там, двигаясь вдоль побережья, однако в Европу эти здания всё равно транслировались мало за ненадобностью.


Большая часть народов Тропической и Южной Африки до эпохи Великих географических открытий жило в условиях первобытно-общинного строя. Однако и в этом регионе существовали относительно цивилизованные государства. Приблизительно с III в. территорию от Сенегала до среднего течения Нигера занимало государство Гана. После его ослабления последовательно возвышались государства Мали и Сонгай. Также на побережье Западной Африки, в бассейне реки Конго, Великих озёр, а также в междуречье Замбези и Лимпопо в XV-XVI вв. существовали многочисленные небольшие государства с развитым ремеслом, которые поддерживали некоторые торговые связи с Индией и даже Китаем.

resheba.com

Как видели мир люди в Средние века

Принятие христианства вызвало коренной перелом в менталителе жителей Западной Европы. Весь мир оказался разделен на соподчиненные уровни и был загнан в жесткие рамки четкой иерархии. Бог создал небесную иерархия ангелов и земную иерархию людей, разделив их на ранги и сословия. Мир средневекового человека был прост, понятен и упорядочен.

Все твари земные и небесные подчинялись Богу и выполняли данное им предначертание. В сознании не было места чему-то лишнему или непонятному, каким-либо неведомым землям. Все располагалось на своем месте, и небо была также хорошо изучено как земля. Вселенная состоит из нескольких концентрических сфер. Земля плоская, населена добрыми христианами и злыми язычниками и находиться в центре мироздания. Центром обитаемого мира, «пупом земли» был Иерусалим, святой град, где Иисус умер за грехи людей. Иерусалим – это не только цент материальной Земли, но и центр духовности, символ духовного возрождения, к которому должен стремиться каждый христианин. «Не Иерусалим ли это?» — справили первые крестоносцы, подходя к каждому новому городу.

Мир четко разделен на добро и зло, «небо» и «землю», «христово воинство» и «бесовское отродье». Господь правит наверху, владения Сатаны расположены в преисподней. Человеку предстоит либо подняться в рай, либо быть низвергнутым под землю в «гиену огненную». «Добрым» был только христианским мир, окруженный со всех сторон «злыми» врагами-язычниками, на которых на распространялись божеские и человеческие законы. То, что было недопустимо дома, становилось возможным в походах против неверных, злобно закоренелых в своем язычестве, которых следовало либо обратить в истинную веру, либо поголовно истребить во славу Господа.

В создании средневековых людей произошел грандиозный переворот: они стали воспринимать время линейно. Если для античности и варварства время вращалось по кругу, проводило определенный цикл и возвращалось назад, то теперь они безвозвратно убегало в никуда. Именно в средневековой Западной Европе появились механические часы – символ необратимости прошлого, быстротечности необратимо утекающего времени. Благодаря этому стало возможно четкое разграничение между прошлым и будущим. Само время оказалось переломленным на две эпохи – до и после Рождества Христова. Период до рождества был мрачным царством диких язычников, которые поклонялись бесам, за что все они попали в ад.

После Рождества наступила новая эра, которая есть ожидание второго пришествия Иисуса и страшного суда. Человек был не властен над временем, поскольку оно было собственностью Бога. В средневековье люди считали себя неспособными совершить нечто, что оказалось бы действующим после их смерти. Именно поэтому в средневековой Европе практически не составлялись завещания, а привилегии и мирные договоры должны были подтверждаться после каждой смены правителя. Когда вассал умирал, его наследник должен был снова приносить клятву верности своему сеньору. Также это служило причиной, по которой осуждалось ростовщичество, когда человек давал деньги под проценты и «наживался» на времени.

Одной из главных особенностей средневековья, которая проявляется во всех сферах духовной жизни, был глубокий символизм мышления. Каждое явление, вещь и тварь имели двойное значение, были одновременно материальным проявлением и символом. Причем их второе значение, их существование как символов было для средневекового человека намного важней первой сущности. Эта особенность средневекового менталитета уходила корнями в символизм мышления варваров, на который наслоилась символика христианства.

Для новой религии, подвергнувшейся сильному влияние неоплатонизма, подлинная реальность была не на земле, а на небе, где находились божественные прототипы всех вещей. Именно поэтому текст Библии превратился не просто в источник веры, но стал предметом толкований символов, якобы скрытых в тексте. Для средневекового европейца мир был заполнен своего рода мистическими кодами, которые нуждались в расшифровке. Все было исполнено двойного, тройного смысла, и имело скрытое значение, заложенное Богом.

Другой важнейшей особенностью мышления средневекового западноевропейца была традиционность. Мир был упорядочен, разделен на сословия, и каждый должен занимать свое место, завещанное предками: крестьянин – пахать, феодал – воевать, а священник – молиться. Выбивавшиеся из этой схемы города, которые в конечном итоге и похоронили феодализм, также были загнаны в жесткие рамки. Ремесленники в соответствии со своими профессиями были расписаны по цехам, жестко регламентирующим не только их работу, но и всю остальную жизнь вплоть до одежды. Торговля считалась греховным делом и допускалась только как досадная необходимость.

Вообще, церковь учила, что первый город основал библейский братоубийца Каин. Все поколения людей несли ответственность за первородный грех Адама и Евы, равно как и народы виновны в деяниях своих предков. Когда крестоносцы воевали в Святой земле, они были уверены, что сражаются не с потомками убийц Иисуса Христа, но с самими палачами. Этим объясняется и приниженное положение евреев в средневековой Европе, которым было разрешено жить только гетто – отгороженных стенами кварталах городов, ворота которых запирались на ночь, по праздникам и выходным.

enciklopediya-tehniki.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о