Макдугалл психолог – Мак-Дугалл, Уильям — Википедия

Уильям Мак-Дугалл, англо-американский психолог

Краткая биография

Мак-Дугалл родился 22 июня в $1871$ году в Чаддертоне. После окончания Колледжа Оуэна в Манчестере в 1890 году, учился в колледже Святого Иоанна в Кембридже, окончив его в $1894$ году. В период с $1894$ года по $1898$ год изучал медицинскую науку в госпитале Святого Фомы в Лондоне.

В $1898$ году Мак-Дуггал сопровождал специалисто антропологической экспедиции в Австралию и на острова пролива Торреса. В этой экспедиции ученые осуществляли психологическую диагностику жителей континента.

После возвращения из экспедиции проходил научную стажировку в университете Геттингена у Мюллера, рассматривая проблемы цветового зрения. В период с $1901$ по $1904$ годы Мак–Дугалл работал ассистентом в экспериментальной лаборатории в Лондоне.

Начиная с $1904$ года и по $1920$ год преподавал дисциплину «ментальная философия» в Оксфордском университете, а в 1908 году успешно защитил здесь магистерскую диссертацию.

В это время он написал несколько книг: «Physiological Psychology» , «Body and Mind: History and Defense of Animism». В них ученый пытался доказать и обосновать наследуемость приобретаемых признаков, а также объяснить торможение оттоком нервной энергии.

Мак–Дугалл в $1920$ году переехал в США и в статусе профессора стал последователем знаменитого Мюнстерберга в Гарвардском университете. Мак–Дугалл перебрался в $1927$ году в университет Дьюка, не найдя поддержки своим теориям в Гарварде.

Научные достижения

Решительно Мак-Дугалл заявил о себе еще в $1908$ году, когда вышла его работа «Основные проблемы социальной психологии», в которой он сформулировал главные принципы социального поведения индивида. Данная работа стала основой его «гормической психологии» — одной из частей динамической психологии, которая акцентировала внимание на видоизменениях психических процессов, энергетической основе этих процессов.

При этом Мак-Дугалл свою психологию противопоставлял теориям научения. Навыки, по мнению Мак–Дугалл, сами по себе не являются движущей силой поведения, не ориентируют его. Основными движущими силами человеческого поведения ученый считал иррациональные, инстинктивные побуждения. В основе человеческого поведения, по его мнению, лежит интерес, который обусловлен врожденным инстинктивным влечением, которое только находит проявление в навыке и обслуживается механизмами поведения.

Замечание 1

Любое органическое тело, считал Мак-Дугалл, от рождения наделяется некой витальной энергией, формы и запасы распределения которой четко предопределены набором инстинктов. Когда первичные импульсы определяются в виде направленных побуждений, они получают свое выражение в определенных телесных приспособлениях.

Термин «инстинкт», Мак–Дугалл заменил на термин «склонность». Склонность – это врожденное образование, которое обладает управляющей и побудительной функциями, содержащее определенную последовательность процесса обработки информации, готовности к моторным действиям и эмоционального возбуждения. Данное психофизическое предрасположение заставляет человека воспринимать что–либо, испытывая от этого особое эмоциональное возбуждение, а также импульс к действию.

Мак–Дугалл выделял двенадцать инстинктов:

  • бегство,
  • любознательность (удивление),
  • неприятие (отвращение),
  • самоуничижение (смущение),
  • стадный инстинкт,
  • агрессивность,
  • самоутверждение (воодушевление),
  • инстинкт продолжения рода,
  • родительский инстинкт (нежность),
  • пищевой инстинкт,
  • инстинкт созидания,
  • инстинкт приобретательства.

Каждому первичному импульсу соответствует определенная эмоция.

Замечание 2

Ученый различал две фундаментальные формы чувства — это удовольствия и страдания, которые напрямую связаны с определенными устремлениями. Несколько эмоций могут складываться в сложные чувства, что возможно благодаря опыту и научению при взаимодействии с предметами или обстоятельствами, втянутыми в когнитивно–эмоциональное оценивание.

Среди чувств Мак-Дугалл важным считал «эготизм» , связанный с самосознанием. Ощущение счастья обусловлено, по мнению ученого, гармоничным согласованием чувств и действий в единстве личности.

Мак–Дугалл является одним из начинателей социально–психологических исследований, он ввел понятие «социальная психология» в 1908 году. Уильям пытался научно интерпретировать процессы в социальных группах. Он рассматривал социальную потребность в качестве стадного инстинкта, а групповое общение в качестве организации системы взаимодействующих энергий всех членов данных групп. Он активно развивал представление о сверхиндивидуальной национальной душе.

Мак–Дугалл имел явный научный интерес к различным оккультным феноменам. В 1927 году он организовал первую парапсихологическую лабораторию в университете Дьюка. Ученый понимал психическую энергию как такой же действенной энергией, как и физическую. Основываясь на этом он пытался объяснить феномен «множественной личности». Постепенно он пришел к пониманию человеческой личности как системы целеустремленных и мыслящих монад. Его труды в данной области дали толчок исследованиям личности и ее мотивационных характеристик.

spravochnick.ru

Мак-Дугалл Уильям | Мир Психологии

Мак-Дугалл Уильям

Мак-Дугалл Уильям (William McDougall 1871 — 1938), англо-американский психолог. Первоначально занимался биологией и медициной, под влиянием «Принципов психологии» У. Джемса обратился к изучению психологии, сначала в Кембридже, затем в Гёттингене у Г. Мюллера. Лектор в университетском колледже в Лондоне и в Оксфорде. Профессор в Гарварде (1920-27) и в университете Дьюка (1927-38) в США.

Основой психической жизни считал стремление — «горме» (греч. — стремление, порыв), отчего психология Мак-Д. часто называется «гормической». «Горме» трактуется как стремление к биологически значимой цели, обусловленное, по Мак-Д., особого рода предрасположениями — либо врождёнными инстинктами и склонностями, либо приобретёнными чувствами. Сфера чувств в процессе своего развития у человека получает иерархическое строение. Ведущими становятся сначала несколько основных чувств, а затем при сложившемся уже характере одно центральное, называемое Мак-Д. эготическим (от «эго», греч. «я»). 

Понятие личности объединяет в себе характер как интегрированную совокупность волевых предрасположений (врождённых и приобретённых) и интеллект как совокупность познавательных способностей индивида (врождённых и приобретённых). Размышления над клиническим феноменом «множественной» личности натолкнули Мак-Д. на разработку метапсихологической концепции личности, исходящей из идей монадологии Г. Лейбница. Согласно этому, каждая личность представляет систему «потенциально мыслящих и стремящихся монад» («Я»), сходящихся на некоторой «высшей» монаде — «самости», которая через иерархию монад управляет всей психофизической жизнью человека.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Мак-Дугалл Вильям (1871–1938) — англо-американский психолог. Автор «гормической» концепции, согласно которой инстинктивное стремление к цели (см. Инстинкт) изначально заложено в природе живого. Исходя из своей теории, М. объяснял социальное поведение людей, отстаивал на ее основании превосходство «нордической расы». Он выступал с критикой бихевиоризма и фрейдизма, обвиняя их в отрицании души как самостоятельной сущности; пытался доказать в противовес научной генетике, что приобретенные признаки передаются по наследству.

Выдвинул ряд психофизиологических гипотез, в частности о торможении как «дренаже», вызывающем отток нервной системы.

назад в раздел: Известные психологи, философы мира  /  таблица

www.persev.ru

Мак-Дугалл (McDougall) Уильям — это… Что такое Мак-Дугалл (McDougall) Уильям?

(22.6.1871, Чаддертон, Ланкашир — 28.11.1938, Дарем, Северная Каролина) — англо-американский психолог, основатель гормической психологии.

После окончания в 1890 г. Колледжа Оуэна в Манчестере, учился в Колледже Св.Иоанна в Кембридже, который окончил в 1894 г.(бакалавр, 1898), после чего несколько лет, с 1894 г. по 1898 г., изучал медицину в госпитале Св. Фомы в Лондоне. В 1898 г. сопровождал группу специалистов Кембриджской антропологической экспедиции в Австралию и на острова Торресова пролива, где осуществлял психологическую диагностику местных жителей. По возвращению проходил научную стажировку у Г.Э.Мюллера в университете Геттингена по проблеме цветового зрения (1900). С 1901 г. по 1904 г. Мак-Дугалл работал в качестве ассистента в экспериментальной лаборатории Университетского колледжа в Лондоне, затем, с 1904 г. по 1920 г., он — преподаватель ментальной философии в Оксфордском университете (в это время у него учился Ч.Э.Спирмен), в 1908 г. защитил здесь магистерскую диссертацию и написал ряд книг, в частности «Physiological Psychology» (1905) и «Body and Mind: A History and Defense of Animism» (1911), где пытался доказать наследуемость приобретаемых признаков и объяснить действие торможения оттоком нервной энергии. В 1920 г. Мак-Дугалл переехал из Англии в США, где в качестве профессора стал преемником Г.Мюнстерберга в Гарвардском университете. Не найдя поддержки своим идеям в Гарварде, Мак-Дугалл перебрался в 1927 г. в университет Дьюка, Дарем, Северная Каролина, где стал деканом факультета психологии.

Решительно заявил о себе как об оригинальном мыслителе еще в 1908 г., когда вышла одна из важнейших его работ (An Introduction to Social Psychology. L, 1908, в рус. пер.: Основные проблемы социальной психологии. М., 1916), где он сформулировал основные принципы социального поведения человека. Эта работа легла в основу его «гормической психологии» как части динамической психологии, делающей упор на видоизменениях психических процессов и их энергетической основе. При этом свою психологию он сознательно противопоставлял теориям научения и, в частности, представлениям, высказанным Дж.Уотсоном об инстинктах (1913): навык, по мнению Мак-Дугалла, сам по себе не является движущей силой поведения и не ориентирует его. В качестве основных движущих сил человеческого поведения он рассматривал иррациональные, инстинктивные побуждения. Но его понимание инстинкта, из-за расплывчатости, вызвало критику специалистов по этологии, в частности К.Лоренса. В основе поведения лежит интерес, обусловленный врожденным инстинктивным влечением, которое лишь находит свое проявление в навыке и обслуживается теми или иными механизмами поведения. Всякое органическое тело от рождения наделено некой витальной энергией, запасы и формы распределения (разрядки) которой жестко предопределены репертуаром инстинктов. Как только первичные импульсы определяются в виде направленных на те или иные цели побуждениях, они получают свое выражение в соответствующих телесных приспособлениях. Инстинкт — этот термин был в дальнейшем заменен Мак-Дугаллом на термин «склонность» — представляет собой врожденное образование, обладающее побудительной и управляющей функциями, содержащее в себе определенную последовательность процесса переработки информации, эмоционального возбуждения и готовности к моторным действиям. Таким образом это психофизическое предрасположение заставляет индивида что-либо воспринимать, испытывая от этого специфическое эмоциональное возбуждение и импульс к действию. Первоначально выделял 12 видов инстинктов: бегство (страх), неприятие (отвращение), любознательность(удивление) — еще в 1908 г. он указывал на наличие познавательной мотивации у высших приматов, — агрессивность (гнев), самоуничижение (смущение), самоутверждение (воодушевление), родительский инстинкт (нежность), инстинкт продолжения рода, пищевой инстинкт, стадный инстинкт, инстинкт приобретательства, инстинкт созидания. По его мнению, основные инстинкты напрямую связаны с соответствующими эмоциями, так как внутренним выражением инстинктов являются эмоции. Опираясь на учение Ч.Дарвина о эмоциях, трактовал их как аффективный аспект инстинктивного процесса. Каждому первичному импульсу соответствует определенная эмоция: побуждение к бегству связано со страхом, любопытство — с удивлением, драчливость — с гневом, родительский инстинкт — с нежностью. Критиковал теорию Джемса-Ланге за то, что в ней в центр внимания был поставлен сенсорный компонент эмоций и игнорировался побудительный. Различал две первичные и фундаментальные формы чувства: удовольствия и страдания, напрямую связанные с определенным устремлением. Несколько эмоций могут суммироваться в сложные чувства, что обусловлено опытом и научением при взаимодействии с определенными предметами или обстоятельствами, которые оказываются втянутыми в когнитивно-эмоциональное оценивание. Среди чувств рассматривал, как наиболее важное, так называемое «эготическое», связанное с самосознанием. Переживание счастья обусловлено, по его мнению, гармоничным согласованием всех чувств и действий в контексте единства личности. Мак-Дугалл — один из начинателей социально-психологических исследований, ввел само понятие «социальная психология» (1908). Пытался дать научную интерпретацию процессов в социальных группах: трактовал социальную потребность как стадный инстинкт, а групповое общение — как организацию системы взаимодействующих энергий всех членов этих групп («душа группы»), развивал представление о сверхиндивидуальной национальной душе (The Group Mind. Cambridge, 1920). Как и его предшественник, У.Джемс, Мак-Дугалл имел выраженный научный интерес к оккультным феноменам. В 1927 г. он, при участии Дж.Райна, организовал в университете Дьюка первую парапсихологическую лабораторию. Исходил из понимания психической энергии как такой же действенной как и физическая (The Frotiers of Psychology. L., 1934). На этой основе вновь пытался подойти к проблеме личности и объяснить клинический материал, касающийся феномена «множественной личности», здесь он пришел к пониманию личности как системы мыслящих и целеустремленных монад. В целом же его работы в этой области дали новый импульс исследованиям личности, прежде всего ее мотивационных характеристик (Г.У.Олпорт, Г.А.Мюррей, Р.Б.Кеттелл, Ф.Лерш).

A contribution toward an improvement in psycholgical methods // Mind. 1898, 7, p. 15-33, 159-178, 364-387;

Flugel J.C. McDougall and «Hormic» Psychology // A Hundred Jears of Psychology. L., 1933, pt. 4, chapter 7, p. 270-278;

psychology.academic.ru

Мак–Дугалл (McDougall) Уильям | Психологическое консультирование и психотерапия — «Перцепция»

англо–американский психолог, основатель гормической психологии.   После окончания в 1890 г. Колледжа Оуэна в Манчестере, учился в Колледже Св. Иоанна в Кембридже, который окончил в 1894 г. (бакалавр, 1898), после чего несколько лет, с 1894 г. по 1898 г. изучал медицину в госпитале Св. Фомы в Лондоне.   В 1898 г. сопровождал группу специалистов Кембриджской антропологической экспедиции в Австралию и на острова Торресова пролива, где осуществлял психологическую диагностику местных жителей. По возвращению проходил научную стажировку у Г.Э. Мюллера в университете Геттингена по проблеме цветового зрения (1900). С 1901 г. по 1904 г. Мак–Дугалл работал в качестве ассистента в экспериментальной лаборатории Университетского колледжа в Лондоне, затем, с 1904 г. по 1920 г., он — преподаватель ментальной философии в Оксфордском университете (в это время у него учился Ч.Э. Спирмен), в 1908 г. защитил здесь магистерскую диссертацию и написал ряд книг, в частности „Physiological Psychology“, 1905, и „Body and Mind: A History and Defense of Animism“, 1911, где пытался доказать наследуемость приобретаемых признаков и объяснить действие торможения оттоком нервной энергии.   В 1920 г. Мак–Дугалл переехал из Англии в США, где в качестве профессора стал преемником Г. Мюнстерберга в Гарвардском университете. Не найдя поддержки своим идеям в Гарварде, Мак–Дугалл перебрался в 1927 г. в университет Дьюка, Дарем, Северная Каролина, где стал деканом факультета психологии.   Решительно заявил о себе как об оригинальном мыслителе еще в 1908 г., когда вышла одна из важнейших его работ („An introduction to social psychology“, L,1908, рус. пер. „Основные проблемы социальной психологии“, М., 1916), где он сформулировал основные принципы социального поведения человека. Эта работа легла в основу его „гормической психологии“ как части динамической психологии, делающей упор на видоизменениях психических процессов и их энергетической основе. При этом свою психологию он сознательно противопоставлял теориям научения и, в частности, представлениям, высказанным Дж. Уотсоном об инстинктах (1913): навык, по мнению Мак–Дугалл, сам по себе не является движущей силой поведения и не ориентирует его.   В качестве основных движущих сил человеческого поведения он рассматривал иррациональные, инстинктивные побуждения (его понимание инстинкта, из–за расплывчатости, вызвало критику специалистов по этологии, в частности К. Лоренса). В основе поведения лежит интерес, обусловленный врожденным инстинктивным влечением, которое лишь находит свое проявление в навыке и обслуживается теми или иными механизмами поведения. Всякое органическое тело от рождения наделено некой витальной энергией, запасы и формы распределения (разрядки) которой жестко предопределены репертуаром инстинктов. Как только первичные импульсы определяются в виде направленных на те или иные цели побуждениях, они получают свое выражение в соответствующих телесных приспособлениях.   Инстинкт — этот термин был в дальнейшем заменен Мак–Дугалл на термин „склонность“ — представляет собой врожденное образование, обладающее побудительной и управляющей функциями, содержащее в себе определенную последовательность процесса переработки информации, эмоционального возбуждения и готовности к моторным действиям. Таким образом это психофизическое предрасположение заставляет индивида что–либо воспринимать, испытывая от этого специфическое эмоциональное возбуждение и импульс к действию.   Первоначально выделял 12 видов инстинктов: бегство (страх), неприятие (отвращение), любознательность(удивление) — еще в 1908 г. он указывал на наличие познавательной мотивации у высших приматов, — агрессивность (гнев), самоуничижение (смущение), самоутверждение (воодушевление), родительский инстинкт (нежность), инстинкт продолжения рода, пищевой инстинкт, стадный инстинкт, инстинкт приобретательства, инстинкт созидания.   По его мнению, основные инстинкты напрямую связаны с соответствующими эмоциями, так как внутренним выражением инстинктов являются эмоции.   Опираясь на учение Ч. Дарвина о эмоциях, трактовал их как аффективный аспект инстинктивного процесса. Каждому первичному импульсу соответствует определенная эмоция: побуждение к бегству связано со страхом, любопытство — с удивлением, драчливость — с гневом, родительский инстинкт — с нежностью. Критиковал теорию Джемса–Ланге за то, что в ней в центр внимания был поставлен сенсорный компонент эмоций и игнорировался побудительный. Различал две первичные и фундаментальные формы чувства: удовольствия и страдания, напрямую связанные с определенным устремлением. Несколько эмоций могут суммироваться в сложные чувства, что обусловлено опытом и научением при взаимодействии с определенными предметами или обстоятельствами, которые оказываются втянутыми в когнитивно–эмоциональное оценивание. Среди чувств рассматривал как наиболее важное так называемое „эготическое“, связанное с самосознанием. Переживание счастья обусловлено, по его мнению, гармоничным согласованием всех чувств и действий в контексте единства личности.   Мак–Дугалл — один из начинателей социально–психологических исследований, ввел само понятие „социальная психология“ (1908). Пытался дать научную интерпретацию процессов в социальных группах: трактовал социальную потребность как стадный инстинкт, а групповое общение — как организацию системы взаимодействующих энергий всех членов этих групп („душа группы“), развивал представление о сверхиндивидуальной национальной душе („The group mind“, Cambridge, 1920).   Как и его предшественник, У. Джемс, Мак–Дугалл имел выраженный научный интерес к оккультным феноменам. В 1927 г. он, при участии Дж. Райна, организовал в университете Дьюка первую парапсихологическую лабораторию. Исходил из понимания психической энергии как такой же действенной как и физическая („The Frotiers of Psychology“, L., 1934).   На этой основе вновь пытался подойти к проблеме личности и объяснить клинический материал, касающийся феномена „множественной личности“, здесь он пришел к пониманию личности как системы мыслящих и целеустремленных монад. В целом же его работы в этой области дали новый импульс исследованиям личности, прежде всего ее мотивационных характеристик (Г.У. Олпорт, Г.А. Мюррей, Р.Б. Кеттелл, Ф. Лерш).

www.perception.ru

Мак-Дугалл (McDougall) Уильям

(22.6.1871, Чаддертон, Ланкашир — 28.11.1938, Дарем, Северная Каролина) — англо-американский психолог, основатель гормической психологии.

Биография.

После окончания в 1890 г. Колледжа Оуэна в Манчестере, учился в Колледже Св.Иоанна в Кембридже, который окончил в 1894 г.(бакалавр, 1898), после чего несколько лет, с 1894 г. по 1898 г., изучал медицину в госпитале Св. Фомы в Лондоне. В 1898 г. сопровождал группу специалистов Кембриджской антропологической экспедиции в Австралию и на острова Торресова пролива, где осуществлял психологическую диагностику местных жителей. По возвращению проходил научную стажировку у Г.Э.Мюллера в университете Геттингена по проблеме цветового зрения (1900). С 1901 г. по 1904 г. Мак-Дугалл работал в качестве ассистента в экспериментальной лаборатории Университетского колледжа в Лондоне, затем, с 1904 г. по 1920 г., он — преподаватель ментальной философии в Оксфордском университете (в это время у него учился Ч.Э.Спирмен), в 1908 г. защитил здесь магистерскую диссертацию и написал ряд книг, в частности «Physiological Psychology» (1905) и «Body and Mind: A History and Defense of Animism» (1911), где пытался доказать наследуемость приобретаемых признаков и объяснить действие торможения оттоком нервной энергии. В 1920 г. Мак-Дугалл переехал из Англии в США, где в качестве профессора стал преемником Г.Мюнстерберга в Гарвардском университете. Не найдя поддержки своим идеям в Гарварде, Мак-Дугалл перебрался в 1927 г. в университет Дьюка, Дарем, Северная Каролина, где стал деканом факультета психологии.

Исследования.

Решительно заявил о себе как об оригинальном мыслителе еще в 1908 г., когда вышла одна из важнейших его работ (An Introduction to Social Psychology. L, 1908, в рус. пер.: Основные проблемы социальной психологии. М., 1916), где он сформулировал основные принципы социального поведения человека. Эта работа легла в основу его «гормической психологии» как части динамической психологии, делающей упор на видоизменениях психических процессов и их энергетической основе. При этом свою психологию он сознательно противопоставлял теориям научения и, в частности, представлениям, высказанным Дж.Уотсоном об инстинктах (1913): навык, по мнению Мак-Дугалла, сам по себе не является движущей силой поведения и не ориентирует его. В качестве основных движущих сил человеческого поведения он рассматривал иррациональные, инстинктивные побуждения. Но его понимание инстинкта, из-за расплывчатости, вызвало критику специалистов по этологии, в частности К.Лоренса. В основе поведения лежит интерес, обусловленный врожденным инстинктивным влечением, которое лишь находит свое проявление в навыке и обслуживается теми или иными механизмами поведения. Всякое органическое тело от рождения наделено некой витальной энергией, запасы и формы распределения (разрядки) которой жестко предопределены репертуаром инстинктов. Как только первичные импульсы определяются в виде направленных на те или иные цели побуждениях, они получают свое выражение в соответствующих телесных приспособлениях. Инстинкт — этот термин был в дальнейшем заменен Мак-Дугаллом на термин «склонность» — представляет собой врожденное образование, обладающее побудительной и управляющей функциями, содержащее в себе определенную последовательность процесса переработки информации, эмоционального возбуждения и готовности к моторным действиям. Таким образом это психофизическое предрасположение заставляет индивида что-либо воспринимать, испытывая от этого специфическое эмоциональное возбуждение и импульс к действию. Первоначально выделял 12 видов инстинктов: бегство (страх), неприятие (отвращение), любознательность(удивление) — еще в 1908 г. он указывал на наличие познавательной мотивации у высших приматов, — агрессивность (гнев), самоуничижение (смущение), самоутверждение (воодушевление), родительский инстинкт (нежность), инстинкт продолжения рода, пищевой инстинкт, стадный инстинкт, инстинкт приобретательства, инстинкт созидания. По его мнению, основные инстинкты напрямую связаны с соответствующими эмоциями, так как внутренним выражением инстинктов являются эмоции. Опираясь на учение Ч.Дарвина о эмоциях, трактовал их как аффективный аспект инстинктивного процесса. Каждому первичному импульсу соответствует определенная эмоция: побуждение к бегству связано со страхом, любопытство — с удивлением, драчливость — с гневом, родительский инстинкт — с нежностью. Критиковал теорию Джемса-Ланге за то, что в ней в центр внимания был поставлен сенсорный компонент эмоций и игнорировался побудительный. Различал две первичные и фундаментальные формы чувства: удовольствия и страдания, напрямую связанные с определенным устремлением. Несколько эмоций могут суммироваться в сложные чувства, что обусловлено опытом и научением при взаимодействии с определенными предметами или обстоятельствами, которые оказываются втянутыми в когнитивно-эмоциональное оценивание. Среди чувств рассматривал, как наиболее важное, так называемое «эготическое», связанное с самосознанием. Переживание счастья обусловлено, по его мнению, гармоничным согласованием всех чувств и действий в контексте единства личности. Мак-Дугалл — один из начинателей социально-психологических исследований, ввел само понятие «социальная психология» (1908). Пытался дать научную интерпретацию процессов в социальных группах: трактовал социальную потребность как стадный инстинкт, а групповое общение — как организацию системы взаимодействующих энергий всех членов этих групп («душа группы»), развивал представление о сверхиндивидуальной национальной душе (The Group Mind. Cambridge, 1920). Как и его предшественник, У.Джемс, Мак-Дугалл имел выраженный научный интерес к оккультным феноменам. В 1927 г. он, при участии Дж.Райна, организовал в университете Дьюка первую парапсихологическую лабораторию. Исходил из понимания психической энергии как такой же действенной как и физическая (The Frotiers of Psychology. L., 1934). На этой основе вновь пытался подойти к проблеме личности и объяснить клинический материал, касающийся феномена «множественной личности», здесь он пришел к пониманию личности как системы мыслящих и целеустремленных монад. В целом же его работы в этой области дали новый импульс исследованиям личности, прежде всего ее мотивационных характеристик (Г.У.Олпорт, Г.А.Мюррей, Р.Б.Кеттелл, Ф.Лерш).

Сочинения.

A contribution toward an improvement in psycholgical methods // Mind. 1898, 7, p. 15-33, 159-178, 364-387;

Pagan tribes of Borneo. V. 1-2, L., 1912; An Outline of Psychology. 2 ed., 1923; An Outline of Abnormal Psychology. 1926; Character and the Conduct of Life. 2 ed., L., 1927; Emotion and feeling distinguished // (Ed.) Reymert M.L. Feelings and Emotions. Worcester, 1928; в рус. пер.: Различение эмоции и чувства // Психология эмоций. Тексты, М., 1984; World Chaos. L., 1931; The Energies of Men: The Fundamentals of Dynamic Psychology. L., 1932; Psycho-analysis and Social Psychology. L., 1936; Psychology: Study of Behavior. 1912, 2 ed., L., 1952. Литература.

Flugel J.C. McDougall and «Hormic» Psychology // A Hundred Jears of Psychology. L., 1933, pt. 4, chapter 7, p. 270-278;

W.McDougall: A Biography. (Ed.) Robinson A.L. Camb., 1943.
Поделитесь на страничке

slovar.wikireading.ru

Развитие социально-психологических идей В.Макдугалла в современной отечественной и зарубежной психологии

Многие проблемы, рассмотренные В.Макдугаллом, одним из основателей социальной психологии Великобритании, развивались не только его учениками и последователями, но разрабатываются и в рамках различных научных школ современной социальной психологии. Кроме того, американская психология личности вобрала в себя и развила представления В.Макдугалла о характере. Наиболее ярко влияние идей В.Макдугалла заметно в психологических теориях личности Г.Олпорта и Р.Кеттела. Как справедливо отмечает П.Шихирев, «Без сомнения, современный социальный психолог обнаружит немало <…> идей в работах В.Макдугалла, которые окажутся созвучными современным взглядам, а, может быть и более того — плодотворными при решении нынешних проблем».

Так, например, Г.Олпорт вслед за В.Макдугаллом уделял внимание проблеме мотивации и признавал важную роль генетических факторов. Кроме того, термин «черта» у Г.Олпорта имеет те же характеристики, что и «чувство» у В.Макдугалла. Последний рассматривал чувства как предрасположенность к эмоции, систему эмоциональных тенденций, организованных вокруг определенных объектов. Г.Олпорт писал: «И в своей важной, хотя и прошедшей мимо внимания общественности, статье В.Макдугалл (McDougall, 1937) утверждал, что тенденции — «необходимая категория всей психологии». Понятие черты личности — из той же области». Там же Г.Олпорт определил черты личности следующим образом: «Черты — это корковые, подкорковые или телесные диспозиции, способные направлять и регулировать специфические адаптивные реакции».

Теоретические построения Р.Кэттелла тоже тесно связаны с идеями В.Макдугалла: это интерес к факторам, детерминирующим поведение, а также рассмотрение проблем самоотношения. Как отмечает К.С.Холл, в теории личности Р.Кэттелла «эрг» выполняет ту же функцию и имеет те же компоненты, что в теории В. Макдугалла понятие инстинкта.

Одним из центральных понятий психологии личности Р.Кеттела является эрг, который ученый определял следующим образом:

«Врожденная психофизическая диспозиция, позволяющая своему носителю овладевать реактивностью (внимание, распознавание) по отношению к определенным классам объектов с большей готовностью, чем к другим, переживать в отношении их специфическую эмоцию, начать линию действий, которые с наибольшей полнотой воплощают определенную целенаправленную активность, чем любая другая. Паттерн включает также предпочитаемые вспомогательные пути поведения в направлении предпочитаемой цели». Центральным понятием теории В.Макдугалла был инстинкт. Ученый определял инстинкт «как наследственное или врожденное психо-физическое предрасположение, которое наделяет того, кто им обладает, способностью воспринимать известные объекты, обращать на них внимание, испытывать особое чувственное возбуждение при восприятии такого объекта и производить собственные особые акты, по крайней мере, испытывать импульс к ним».  Оба определения подразумевают наличие трех компонентов: когнитивного, аффективного и волевого. Как и В.Макдугалл, Р.Кеттел уделял внимание наличию целей и их влиянию на поведение человека, писал о значимой роли биологических факторов в мотивации поведения. Кроме того, К.С.Холл пишет, что представления Р.Кэттелла о понятии «Я» сформировалось в том числе и под влиянием взглядов В.а на чувство самоуважения.

Эти же взгляды развиваются не только в психологии личности, но и в социальной психологии. Как отмечает П.Н.Шихирев, представления В.Макдугалла о самоуважении как о центральном понятии в объяснении социального поведения человека нашли развитие и в социально-психологической концепции Р.Харре, так называемой этогенике (Р.Харре, Социальное бытие: теория для социальной психологии, 1979 г.), которая является одной из наиболее разработанных теорий в западноевропейской социальной психологии.

в.макдугалл разрабатывал проблему взаимоотношения интеллектуальной деятельности и инстинктивной составляющей психики человека, причем решал этот вопрос в пользу второго. в отличие от своих предшественников, например г.спенсера, а также и некоторых своих современников, ученый рассматривал инстинкты не как синоним рефлексов, т.е. механистически, но как комплексный психический процесс, состоящий из трех аспектов — познавательного, аффективного и конативного (волевого). Эти три компонента прочно вошли в терминологию современной социальной психологии, но несколько в другом контексте. в современной психологии практически не используется понятие инстинкта, и эти три составляющие рассматривают не в связи с инстинктивным, или врожденным, поведением, а в контексте изучения социальных установок. у м.смита тремя составляющими аттитюда являются когнитивный, аффективный и поведенческий

(конативный). А в диспозиционной теории В.А.Ядов выделяет те же три компонента, они являются тремя подсистемами диспозиции: когнитивная, поведенческая и эмоциональная.

Центральной и наиболее неизменной В.Макдугалл считал эмоциональную составляющую инстинкта, в то время как познавательная и моторная части больше склонны изменяться в процессе развития, т.к. внешние стимулы могут быть разными. Определяя аффективную часть инстинкта как основную, важным для социального поведения В.Макдугалл считал чувства и эмоции. В современной социальной психологии, необходимо выделение нескольких систем: системы потребностей, системы мотивов, системы эмоций. Актуально изучение таких социально-психологических феноменов, которые не поддаются количественной обработке, к ним относятся и социальные эмоции. В современной науке разрабатывается такое понятие, как социальное разделение эмоций. А именно В.Макдугалл один из первых заявил об эмоциях как об одной из центральных проблем социальной психологии.

В работах В.Макдугалла можно найти зачатки современных представлений о психологии группы. Одним из условий образования группы ученый считал организацию группы, которая может основываться на групповых традициях, привычках. В современной социальной психологии также в рамках психологии группы рассматриваются особенности организации группы, наличие у группы традиций. А представления В.Макдугалла о внутреннем и внешнем контроле над группой можно соотнести с современными представлениями об особенностях групповых процессов в формальных и неформальных группах. Ученый также описывал градацию взаимоотношений в группе в зависимости от времени ее существования и уровня организации. И.А.Мейжис и Л.Г.Почебут время взаимодействия членов группы между собой указывают как одно из условий формирования малых групп.

Одной из важных составляющих психологии группы В.Макдугалл считал групповой дух. именно групповой дух, считал ученый, возвышает человека над животными и побуждает человека к поступкам, приносящим благо не только ему самому, но и группе, к которой он принадлежит, и обществу в целом. Условием появления группового духа В.Макдугалл считал наличие двух процессов: появление группового самосознания и чувства привязанности к группе. Осознание группы как таковой способствует четкому различию между своей и чужой группой. В современной психологии это называют «мы-чувством».

Представления В.Макдугалла о высокоорганизованной группе во многом близки представлениям А.В.Брушлинского и его научной школы о коллективном (групповом) субъекте. В книге «Психология индивидуального и группового субъекта» дается следующее определение коллективного субъекта: «всякая совместно действующая или ведущая себя группа людей». Авторы выделяют следующие три характеристики коллективного субъекта: 1) взаимосвязанность и взаимозависимость индивидов в группе; 2) «качество (способность) группы проявлять различные формы совместной активности»; 3) способность к саморефлексии («мы-чувство», и «мы-образ»). Имплицитно те же пункты можно найти и в работе В.Макдугалла «Групповой разум», хотя они несколько по-другому структурированы. Так, одной из задач психологии группы является «изучение взаимодействия между членами группы, а также между группой как целым и каждым ее членом», — писал В.Макдугалл. А одним из ключевых условий формирования группового разума, по в.макдугаллу, является самосознание (self-consciousness) которое включает в себя «групповое чувство» («group sentiment») и «представление о группе» («idea of the group») (то есть саморефлексия в терминологии А.В.Брушлинского).

уделяя значительное влияние групповой воле, В. Макдугалл подразумевал волю некого целого к осуществлению совместных действий (что соответствует второй характеристике коллективного субъекта по А.В.Брушлинскому). Кроме того, в исследовании коллективной воли высокоорганизованной группы в.макдугалл близко подошел к описанию динамических характеристик коллективного субъекта, представленных А.В.Брушлинским (целенаправленность, мотивированность, целостность, структурированность, согласованность, организованность, результативность.

В.Макдугалл считал одним из условий появления группового разума взаимодействие группы с другими группами, часто соперничество. «Третьим условием, благоприятствующим развитию коллективного разума группы, <…> является взаимодействие (особенно в форме конфликта и соперничества) группы с другими подобными группами, оживленное отличными идеалами и целями, обусловленное другими традициями и обычаями. важность такого взаимодействия групп состоит в основном в том факте, что оно очень сильно развивает самосознание и чувство каждой группы», — писал ученый. Как отмечает П.Н.Шихирев, одним из отличий современной западноевропейской социальной психологии от американской является рассмотрение группы и ее характеристик в системе межгрупповых отношений. Проблема межгруппового взаимодействия является одной из основных теоретических разработок Г.Тэджфела. «Группа становится группой, наделенной общими характеристиками, лишь благодаря наличию других групп», — пишет ученый. В связи с этим Г.Тэджфелом рассматривается социальная идентификация, которая происходит в результате сравнения с группами, имеющими противоположные характеристики.

несмотря на то, что научное наследие одного из первых социальных психологов Великобритании, В.Макдугалла, было долгие годы незаслуженно забыто коллегами, идеи ученого развиваются и в современной психологии, а многие проблемы и по сей день остаются актуальными для социальной психологии.

М.В. Аринина. (Нижний Новгород)

Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 215-летию Герценовского университета. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012.

rustudent.com

МАК-ДУГАЛЛ

МАК-ДУГАЛЛ (McDougall) Уильям (1871-1938) — англо-американский психолог и социальный психолог, представитель инстинктивизма в социологии. С 1920 М. работает профессором американского университета в Гарварде, с 1927 — университета в Дьюке (Северная Каролина).

М.-Д. разработал концепцию инстинктов социального поведения, подводя под любое человеческое действие соответствующий инстинкт.

Провозгласив психологию «основным базисом», на котором должны быть построены все социальные науки — этика, экономика, наука о государстве, философия, история, социология, М.-Д. стремился создать психосоциальную систему общественных дисциплин.

Главное место в учении М.-Д. занимают социально-психологическая теория личности и дифференцированная классификация социальных инстинктов, импульсов, эмоций. По его мнению, основной движущей силой поведения человека являются инстинкты, и вследствие этого теоретической основой всех общественных дисциплин должна стать «психология инстинкта».

Подменяя собственно социологический подход психологическим инстинктивизмом, М.-Д. понимал инстинкт как «врожденное, или природное, психофизическое предрасположение, которое заставляет индивида воспринимать определенные объекты или обращать внимание на них и испытывать при этом специфическое эмоциональное возбуждение, действовать по отношению к этим объектам определенным образом или, по крайней мере, испытывать импульс к такому действию».

По мнению М.-Д., «инстинкты» являют собой наследственно определенные каналы разрядки нервной энергии. Они состоят из афферентной (воспринимающей, рецептивной) части, ответственной за то, как воспринимаются предметы и явления центральной части, благодаря которой мы испытываем специфическое эмоциональное возбуждение при восприятии данных предметов, и эфферентной (двигательной) части, которая обусловливает характер нашей реакции на эти предметы.

М.-Д. выделял 18 основных инстинктов, обусловливающих поведение человека. Среди них инстинкты любопытства, драчливости, воспроизведения себе подобных, самоуничижения и т.д. Главенствующим инстинктом М.-Д. считал стадный инстинкт.

Примитивизируя различного рода социальные процессы и явления, М.-Д. произвольно сводил любые общественные изменения к действию одного или нескольких инстинктов. Так, в соответствии с собственной гипотезой о причинах во-оруженного насилия он характеризовал войны как вечные и неизбежные проявления инстинкта драчливости, в основе же религии, по М.-Д., лежит комплекс инстинктов, среди которых особое внимание он уделял комплексам любопытства, самоуничижения и эмоционального возбуждения.

Всего же М.-Д. выделил семь пар основных инстинктов и эмоций. По его мнению, каждому первичному инстинкту соответствует определенная эмоция, которая подобно инстинкту является простой и неразложимой и проявляется в виде субъективного коррелята инстинкта. Например, инстинкту бегства соответствует эмоция страха, инстинкту драчливости — эмоция гнева, инстинкту воспроизведения — эмоция сексуальной ревности и т. д.

С точки зрения М.-Д., в ходе развития эмоциональной сферы человека различные эмоции объединяются в более сложные группы и приобретают иерархическое строение. При этом подчеркивалось, что если комплекс эмоций индивида организован вокруг стабильного объекта, то происходит развитие чувства. Из всех человеческих чувств М.-Д. особо выделял «эготическое чувство» как доминирующее в сложившейся структуре характера человека. Этим чувством, по М.-Д., обусловливается формирование содержания и формы человеческого «Я», которое в целом соответствует общему социальному фону.

Примечательной в учении М.-Д. была трактовка им социальных процессов как процессов, изначально устремленных к некой биологически значимой цели. Главным признаком живого является «горме» — некая движущая телеологическая сила интуитивного характера.

Считая стремление к цели базисным признаком поведения животных и человека, М.-Д. хотел создать целевую «гормическую психологию», в которой это поведение могло бы получить соответствующее объяснение. Однако в конечном счете эти попытки не увенчались успехом.

В.И.

Овчаренко, А.А. Грицанов

www.psychology.su

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о