М горький мать аргументы – Анализ романа М. Горького «Мать» » Сочинения, ЕГЭ по литературе 2019

Анализ романа М. Горького "Мать" » Сочинения, ЕГЭ по литературе 2019

Роман рассказывает не просто о революционной борь­бе, а о том, как в процессе этой борьбы перерождаются люди, как к ним приходит духовное рождение. «Душу воскресшую — не убьют!» — восклицает Ниловна в конце романа, когда ее зверски избивают полицейские и шпики, когда к ней близка смерть. «Мать» — роман о воскрешении человеческой души, казалось бы намертво раздавленной несправедливым строем Жизни. Раскрыть эту тему можно было особенно широко и убедительно именно на примере такого человека, как Ниловна. Она — не только человек угнетенной массы, но еще женщина, на которой по своей темноте вымещает бесчисленные притеснения и обиды ее муж, и к тому же — мать, живущая в вечной тревоге за сына. Хотя ей только сорок лет, она уже чувствует себя старухой. В ранней редакции романа Ниловна была старше, но затем автор «омолодил» ее, желая подчеркнуть, что главное не в том, сколько она прожила лет, а в том, как она их прожила. Она почувствовала себя старухой, не испытав по-настоящему ни детства, ни юности, не ощутив радости «узнавания» мира. Юность приходит к ней, в сущности, после сорока лет, когда перед ней впервые начинают открываться смысл мира, человека, собственной жизни, красота родной земли.

В той или иной форме такое духовное воскрешение переживают многие герои. «Человека надо обновить», — говорит Рыбин и думает о том, как добиться такого обнов­ления. Если грязь появится сверху, ее можно смыть; а «как же изнутри очистить человека»? И вот оказывается, что та самая борьба, которая нередко ожесточает людей, одна способна очистить и обновить их души. «Железный чело­век» Павел Власов постепенно освобождается от излишней суровости и от боязни дать выход своим чувствам, особенно чувству любви; его друг Андрей Находка — напротив, от излишней размягченности; «воров сын» Весовщиков — от недоверия к людям, от убеждения, что все они враги друг другу; связанный с крестьянской массой Рыбин — от недоверия к интеллигенции и культуре, от взгляда на всех образованных людей как на «господ». А все то, что происходит в душах героев, окружающих Ниловну, совершается и в ее душе, но совершается с особенным трудом, особенно мучительно. Она с малых лет приучена к тому, чтобы не доверять людям, опасаться их, скрывать от них свои мысли и чувства. Она и сына этому, учит, увидев, что он вступил в спор с привычной для всех жизнью: «Только об одном прошу — не говори с людьми без страха! Опасаться надо людей — ненавидят все друг друга! Живут жадностью, живут завистью. Все рады зло сделать. Как начнешь ты их обличать да судить — возне­навидят они тебя, погубят!» Сын отвечает: «Люди плохи, да. Но когда я узнал, что на свете есть правда, — люди стали лучше!»

Когда Павел говорит матери: «От страха все мы и пропадаем! А те, кто командует нами, пользуются нашим страхом и еше больше запугивают нас», — она признается: «Всю жизнь в страхе жила, — вся душа обросла страхом!» Во время первого обыска у Павла она испытывает это чувство со всей остротой. Во время второго обыска «ей не было так страшно... она чувствовала больше ненависти к этим серым ночным гостям со шпорами на ногах, и нена­висть поглощала тревогу». Но на этот раз Павла забрали в тюрьму, и мать, «закрыв глаза, выла долго и однотонно», как прежде выл от звериной тоски ее муж. Еще много раз после этого охватывал Ниловну страх, но его все больше заглушали ненависть к врагам и сознание высоких целей борьбы.

«Теперь я ничего не боюсь», — говорит Ниловна после суда над Павлом и его товарищами, но страх в ней еще не совсем убит. На вокзале, когда она замечает, что узнана шпиком, ее снова «настойчиво сжимает враждебная сила... унижает ее, погружая в мертвый страх». На какое-то мгно­вение в ней вспыхивает желание бросить чемодан с лис­товками, где напечатана речь сына на суде, и бежать. И тогда Ниловна наносит своему старому врагу — страху — последний удар: «... одним большим и резким усилием сердца, которое как бы встряхнуло ее всю, она погасила все эти хитрые, маленькие, слабые огоньки, повелительно сказав себе: «Стыдись!.. Не позорь сына-то! Никто не боится...»Это — целая поэма о борьбе со страхом и победе над ним!, о том, как человек с воскресшей душой обретает бесстрашие.

Тема «воскрешения души» была самой важной во всем творчестве Горького. В автобиографической трилогии «Жизнь Клима Самгина» Горький показал, как борются за человека две силы, две среды, одна из которых стремится возродить его душу, а другая — опустошить ее и убить. В пьесе «На дне» и еще в ряде произведений Горький изо­бразил людей, брошенных на самое дно жизни и все же сохранивших надежду на возрождение, — эти произведе­ния подводят к выводу о неистребимости человеческого в человеке.

5litra.ru

Смысл заглавия романа М. Горького «Мать». Образ Ниловны Мать Горький М. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Горький М. / Мать / Смысл заглавия романа М. Горького «Мать». Образ Ниловны

    В 1909 году М. Горький записывает: “Я не знаю образа более светлого, чем мать, и сердца более ёмкого для любви, чем сердце матери”. Эти слова можно было бы использовать эпиграфом для всего произведения. Выбирая Ниловну, а не Павла Власова в качестве центрального персонажа, Горький стремится подчеркнуть всемирный масштаб тех изменений, которые происходят, по его мнению, в среде рабочего класса.
    Писатель указывает на реальный прототип своей героини: “Ниловна — портрет матери Петра Заломова, осужденного в 1902 году за демонстрацию 1 мая. Она работала в организации, развозила литературу, переодетая странницей, в Иваново-Вознесенском районе. Она — не исключение”. То, что существование человека, подобного Ниловне, подсказано действительностью, очень важно. Путь Ниловны — это путь простого человека в революцию.

    Авторское отношение к Ниловне очевидно. Не случайно именно ей отводится решающая роль в развитии сюжета произведения. Она участвует во всех событиях, происходящих в книге, описание часто ведется от ее лица. Появляется Ниловна не сразу. Не сразу дается и ее портрет. Характерно, что лейтмотив, сопутствующий ее появлению в романе, — страх. Сначала это страх забитого человека. Позже — страх за то, что люди не поймут правды, идей Павла. Страх преследует мать на протяжении всей книги, но постепенно переходит в другое чувство — в гордость за сына. И в конце произведения — это уже страх за то, что она не будет достойна Павла, и опасения за людей, которые делают одно с ее сыном дело. Ниловна не оставляет сына, она Всегда рядом, а что может быть прекраснее в жизни! Неудивительно, что именно чувство единения с сыном помогает ей в какой-то момент полностью преодолеть страх (“Ей сразу стало лучше, и она совсем окрепла, добавив: “Не позорь сына-то. Никто не боится!”).
    С образом матери в произведении связана тема воскрешения человеческой души, тема второго рождения человека. Горький не упрощает это воскрешение. Процесс же перерождения Ниловны вообще Сложен. Во-первых, ей сорок лет, а для того времени это уже был возраст, на котором “бабий век” заканчивался. В начале книги Горький вообще утверждает, что, “прожив такой жизнью лет 50, человек умирал”. Ниловна — сложившаяся личность. Кроме того, она женщина религиозная. В вере матери писатель видит определенную систему взглядов на мир, помогающую ей выжить. Поэтому-то Ниловна так боится разрушения свой веры в Бога. Не случайно она просит Павла и Рыбина: “Уж вы мне Бога-то оставьте, как я без него жить буду?”
    Если в начале произведения Ниловна верует глубоко и страстно, то по мере развития действия ее вера отходит на второй план, она даже замечает, что стала меньше молиться. Таким образом, процесс перерождения матери связан с изменением ее мировосприятия.
    И наконец, Ниловна — просто женщина, а традиционные для ее времени и среды представления о назначении женщины ограничивались семьей и детьми. И это тоже в известной мере осложняет ее включение в активную деятельность. А потому вся книга становится историей возрождения души, освобождения личности от страха.
    Поставив в центре повествования бессильное, забитое существо, которое в своей жизни ничего не видело, кроме побоев и грубости, Горький показал, как в процессе постепенного перерождения расширяется значение слова “мать”. Сначала Ниловна — источник жизни Павла, ее любовь — эгоистическая любовь к сыну. Позже Ниловна начинает ощущать себя матерью Находки, Наташи. В конце книги она мать всех детей: “Теплая тень ласково окружила женщину, грея сердце чувством любви к неведомым людям, и они складывались в ее воображении все в одного огромного человека”. Особое значение приобретает и следующая фраза: “Мы все дети одной матери-правды”. Мать многого не понимает, но она чувствует правду, ибо это заложено в ней изначально.
    Для Горького чрезвычайно важен момент поиска истинной веры. На протяжении всей книги мать ищет. В тексте постоянно появляется слово “Бог”. Воспитанная на православных канонах, Ниловна видит в Боге единственную силу, способную восстановить справедливость если не на этом, то на том свете. То, что рядом с ней живут люди, стремящиеся создать справедливость на земле, производит на Ниловну сильнейшее впечатление. А потому она говорит: “Несчастная она, наша бабья любовь. Любим мы то, что нам надо... Другие люди за народ страдают, в тюрьмы идут, и в Сибирь, умирают. Кто их толкает, кто гонит? Любят они! Вот они — чисто любят, веруют. Веруют, Андрюша. А я не умею так, а люблю свое, близкое”. Что же отвечает ей Андрей Находка? “Все любят близкое, но в большом сердце и далекое близко. Вы много можете. Велико в вас материнское”. Любовь матери, дарующей жизнь и охраняющей эту жизнь, по мнению Находки, — любовь природная, подобно той, что рождает новое общество. Воскрешение Ниловны — это вера в Андрея, который мечтает: “Я знаю, будет время, когда люди будут любоваться друг другом, когда каждый будет как звезда перед другим! Будут ходить по земле люди вольные, великие свободой своей! Тогда не жизнь будет, а служение человеку, образ его вознесется высоко”.
    Смысл заглавия произведения заключается в символике образа матери-созидательницы, матери, рождающей “будущее в детях своих”. М. Горький подытоживает те представления о матери, которые появились еще в ранних его произведениях, где он говорит: “Прославим женщину-мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни, прославим в мире женщину-мать — единую силу, перед которой склоняется смерть” (“Сказки об Италии”).
    Чрезвычайно важным моментом произведения становится сон Ниловны, в котором звучит основная тема жизни матери: “Не оставляйте детей своих на одиноком пути!” Этот сон становится переломной чертой в жизни героини. Она полностью освобождается от старой веры. И мы не сомневаемся — Ниловна поможет выжить своим детям, даст им необходимые силы, поддержит их в самую тяжелую минуту. Ибо она — мать.


13715 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Горький М. / Мать / Смысл заглавия романа М. Горького «Мать». Образ Ниловны


Смотрите также по произведению "Мать":


Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Образ Ниловны в романе М. Горького «Мать»

Роман М. Горького «Мать» сыграл огромную роль в развитии социального мышления многих поколений читателей и обозначил новую веху в развитии русской и мировой культуры. Не случайно «Мать» Горького стала настольной книгой для многих русских революционеров того времени.

В центре повествования – мать Павла Власова Пелагея Ниловна. Произведение построено таким образом, что Ниловна является участником или свидетелем всех описанных событий. Роман рассказывает о мучительном процессе изживания в людях рабских чувств покорности и страха, о сложном превращении человека из жертвы в борца. И Ниловна в этом отношении — наиболее яркий и убедительный пример. Путь Ниловны сложен и противоречив. Женщине, прожившей большую часть жизни в покорности и страхе, не так просто было освободиться от старого. Пелагея Ниловна испытала всю горечь тяжелой участи жены рабочего человека. Она угнетена бедностью, пьяным и грубым мужем, религиозностью, осознанием, что «все так живут».

В начале романа мы видим робкую, покорную, забитую подневольной жизнью, боящуюся людей женщину. Она учит сына опасаться людей, ибо они «ненавидят друг друга». В этом Ниловна глубоко убеждена. Узнав, что сын читает запрещенные книги, она сначала испугалась, но потом сердцем почувствовала, а затем разумом поняла правоту сына и его товарищей.

Героиня Горького неожиданно попадает в иную среду, в среду людей веры и самопожертвования, в среду преданности делу будущего. Наблюдая за товарищами Павла, Ниловна поняла, что революционеры — хорошие люди, и она .полюбила их как родных.

Ниловна охотно начинает выполнять поручения сына, постепенно втягивается в революционную работу. После ареста Павла Ниловна носит на фабрику листовки, чтобы не остановилось дело, начатое сыном и его друзьями. Постепенно из темного, забитого, безмолвного существа она превратилась в человека, знающего правду и уверенно несущего ее людям. Уверенность в том, что она может помочь в революционной борьбе, распрямляет душу Ниловны.

Беден был прежде круг ее интересов, ограниченный бытовыми заботами. Ее любовь к единственному сыну переросла в огромное материнское чувство ко всем борцам за освобождение народа. Таким образом, смысл названия романа расширился до символа.

Сознание того, что Ниловна своими действиями приносит существенную пользу революционной борьбе, наполняет сердце женщины гордостью, является основой возникшего у нее чувства самоуважения. Не только Ниловна гордится сыном, но и Павел гордится матерью, которая стала ему по духу родной. Эта духовная общность укрепляет и наполняет глубоким содержанием любовь матери и сына. Процесс духовного обогащения был сложным и трудным, но Ниловна преодолела трудности. В первом агитационном выступлении Ниловны на первомайской демонстрации ее представление о социальной борьбе еще соседствует с религиозным сознанием. Постепенно ее кругозор расширяется. В селе Никольском Ниловна искусно ведет пропагандистскую работу с крестьянами. После суда над Павлом мать не поддалась горю, она продолжила дело сына. Арестованная на вокзале, избиваемая жандармами, Ниловна напрягает последние силы, чтобы бросить в народ листовки с речью Павла. Из ее груди вырывается пламенный призыв: «Собирай, народ, силы свои во единую силу».

Ведь главное в том, что Ниловна проникается большой любовью к миру, к людям, к народу. Писатель показывает возрождение Ниловны. «Казалось, тысячи жизней говорят ее устами», — отмечает писатель.

Образ Ниловны воспринимается как олицетворение огромных перемен, происшедших в сознании людей, вступивших на путь революционной борьбы. В романе Горький создает образ женщины-революционерки, для которой все борцы за правду — ее дети. Велика заслуга Горького, создавшего в романе «Мать» образ простой русской женщины из народа, вступающей в мир революционной освободительной борьбы, духовно возродившейся из угнетенного состояния.

11ege.ru

Сочинение по роману М. Горького «Мать» (Мать Горький)

Процесс коренной ломки общественного мировоззрения, развернувшийся в русском обществе, небезызвестная борьба между новыми материалистическими и идеалистическими философскими течениями, возникшими на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, – все это не могло не найти отражения в литературных произведениях той эпохи. Творчество Горького не является здесь исключением. Оно явило собой отклик на события времени, когда менялось само понятие героического, когда протест против существующего строя стал делом каждого здравомыслящего человека.

Другой вопрос, в каких формах этот протест выражался. Нельзя забывать, что разночинный период освободительного движения в России сменился в это время пролетарским, который развивался по теории марксизма, имевшей весьма существенные издержки. Роман «Мать» М. Горького – произведение, созданное на рубеже двух веков, в нелегкое и бурное время, стремительно уносившее все старое и дававшее жизнь новым идеям, новым общественным течениям, которые овладевали умами и сердцами.

Роман «Мать» обнаруживает совершенно четкую позицию автора по отношению к общественным преобразованиям. Произведение проникнуто пафосом борьбы за переустройство жизни, что длительное время давало повод для весьма односторонней оценки его в рамках советской идеологии. За «героической борьбой нового поколения революционеров» не замечали (или не хотели замечать) живых людей с их внутренними противоречиями, страданиями, нравственными исканиями. А ведь именно внутренний духовный мир человека интересовал величайших русских писателей, произведения которых признаны классикой мировой литературы.

Односторонний подход к данному произведению, навязанный коммунистической идеологией, несомненно, не может удовлетворить человека, считающего себя истинным знатоком и ценителем литературы. Вероятно, более целесообразно будет рассматривать это произведение, исследуя духовный мир героев. Лучшие чувства, возникающие в сердцах, зовут людей на службу высокой и светлой идее. Но зачастую эта идея заслоняет собой все остальное и порабощает человека. Тогда она глушит в душе те самые чувства, которые побудили человека служить ей.

Трагичен этот парадокс. И отчетливей всего проявляется он в образе Павла Власова, который рассматривался до недавнего времени как безоговорочно положительный. Но именно в нем проявляется сильнее всего «одержимость идеей», именно здесь это явление приобретает наиболее разрушительные формы. Стремление к высокой цели, перерастая в фанатизм, подавляет в душе его такие вечные человеческие чувства, как сыновняя любовь, любовь к дому, к женщине. К примеру, как жестоко говорит он матери, что обречен умереть за свою идею, и не хочет слушать ее перед демонстрацией.

Образ Павла – это образ человека, делающего, хотя и не по злому умыслу, несчастными всех тех, кому он дорог. Особенно это видно из истории его любви. В жизни перед ним постоянно возникает выбор между идеей и живой душой. И он выбирает идею…

Вот поэтому образ Павла Власова трагичен. В душе этого человека произошел разлад между самыми глубокими, корневыми, жизненными основами и идеей, целью, поставленной им самим. Героем, несущим в себе духовное начало, в ком сильны лучшие человеческие чувства, является, несомненно, Ниловна. Могучая сила ее материнской любви удерживает Павла от полного погружения в фанатическое безумие.

В образе матери наиболее органично соединились вера в высокую цель с богатейшим духовным миром. Здесь, безусловно, необходимо отметить глубокую и прочную связь Ниловны с народом, что всегда в русской литературе оценивалось как богатство души человека, его близость к истокам, корням национальной культуры.

Идея окрыляет Ниловну, дает ей подняться, обрести веру в себя, но не перерастает в ее сознании в цель, требующую фанатичного служения. Этого не происходит, вероятно, потому, что связь Ниловны с народными корнями очень крепка. Очевидно, именно эта связь определяет внутреннюю стойкость человека. Андрей Находка, соратник Павла, гораздо глубже его в духовном плане. Этот образ также близок к народу, об этом говорит его отношение к Ниловне: нежность, забота, ласка. У Павла этого нет. Автор показывает, сколь опасно для человека отдаляться от народных корней, когда утрачиваются все истинные духовные ценности. Важно заметить, что название романа выбрано писателем не случайно. Ведь именно в матери (вечный образ) воплощено все истинное, человечное, любящее, искреннее.

www.allsoch.ru

Сочинение по произведению на тему: Читая роман М. Горького "Мать"...



Сочинения: Горький М.

Замечательные произведения A.M. Горького уже давно стали признанными шедеврами не

только в России, но и в других странах мира. В каждом из них слышится мысленная

перекличка героев, разделенных чуть ли не столетием, героев Горького и современных

писателей. Среди богатых наблюдений за действительностью Горький выделял самые

яркие, рождающие радость и горечь, сочувствие и негодование. Как настоящая творческая личность, он затрагивает в своих произведениях самые высокие человеческие

стремления: к свободе, к познанию сущего.

Сегодня я хотела бы обратиться к роману Горького, посвященному святой материнской

любви и самоотверженности, — роману “Мать”.

Героические события революционного движения — непременное условие, источник духовного преображения горьковских героев. Однако глубоко ошибочно проводить прямую аналогию между идеями пролетарской освободительной борьбы и ростом сознания действующих лиц романа.

“Мать” — художественное произведение: все здесь определено человеческими

взаимоотношениями и характерами. Сами герои живут психологически напряженно и

многогранно. А понять путь Ниловны можно лишь с учетом ее сложных поисков. Многое в них созвучно и сегодняшнему дню. Уже в первоначальной зарисовке слободки

выделена главная черта беспросветного существования рабочих — “застарелое чувство подстерегающей злобы”, перед которой отступали “одинокие искры неумелой, бессильной мысли”. В звероподобном поведении Михаила Власова бессознательная тоска оборачивалась беспредельно разросшейся, “наследственной... болезнью души”. Вполне объяснимой реакцией Пелагеи Ниловны оказались страх, замкнутость. И после смерти мужа для вдовы потекла “странная, молчаливая жизнь, полная смутных дум и опасений, все возрастающих”. Сообщение сына о его политической позиции уничтожило горе и

подозрение Ниловны, вызвав привычный для нее отклик: “Опасаться надо людей —

ненавидят все друг друга! Живут жадностью, живут завистью. Все рады зло сделать”. Вот исходное душевное состояние Власовой, тем более мучительное, что ей приходится глубоко таить врожденные чувства любви и нежности. Материнское начало оскорблено, попрано жестокими социальными условиями.

Внутреннее действие романа начинается с первых признаков возрождения женщины-матери, а набирает высоту — в расцвете ее природного дара любви. С ним писатель связывает будущее человеческих отношений вообще.

Нередко поведение Ниловны объясняется тем, что слепая привязанность ее к сыну

сменяется осмыслением революционных идей и устремлений. Но это не совсем так. Для

Горького человеческое сознание основано на мыслях человека, его эмоциях.

Мужание Ниловны — борца — это мужание человека, новые убеждения взращены самоотверженным сердцем женщины. Материнская любовь — почва, смысл ее революционной практики. На первый взгляд, развитие сюжета в романе продиктовано появлением в доме Власовых Андрея Находки, Наташи, Николая Весовщикова

и других. Но сколько здесь авторской прозорливости в выборе психологической

ситуации! Находка и Наташа, по разным причинам лишены родительского тепла.

Чуткая Ниловна сразу это понимает, проникаясь к ним участием. Сцена первого

знакомства с друзьями Павла по борьбе успокаивает испугавшуюся было Власову,

позволяя впервые ощутить необходимость для Находки и Наташи заботы о них. Этот эпизод венчается пробуждением у всех троих подлинной радости дружеских, доверительных отношений.

Находка начинает мечтать о встрече с родной, давно бросившей его матерью, прощая ей

невольную, быть может, жестокость к себе: “Родить трудно, научить человека добру еще труднее...”

Наташа тоже проникается к Ниловне полным доверием.

Изменяется и сама хозяйка дома. Теперь она и видит, и чувствует все по-другому, по-новому. Ее размышления и мечты о жизни становятся сходными с мечтами молодежи. Лишь озлобленный и мрачный Николай Весовщиков воспринимается здесь резким диссонансом.

Этого человека Ниловна долго будет чуждаться.

Далее в романе следует развитие отношений Власовой с новыми товарищами сына. Знакомство с другими членами кружка вызывает у Ниловны неоднородные чувства и раздумья, и они, пусть даже разные по характеру люди, одинаково интересуют ее. Некогда одинокая, отчужденная от людей, мать начинает жить эмоционально насыщенно.

Влечение Ниловны к человеку воспринимается как восстановление естественных, здоровых проявлений личности. Встрепенулась душа бедной женщины, открыв для себя добро и красоту. Но тем болезненнее переживает теперь она опасность, угрожающую сыну и его друзьям. Так перед Ниловной встает главный вопрос: с кем быть ей? Но этот вопрос будет не единственным, ведь для героев романа программа борьбы только зарождается, и их ждет еще множество испытаний: это и аресты Павла, суд и снова бесконечные тяготы жизни.

Проходя через все это с огромной материнской любовью в сердце, Ниловна находит ответ на вопрос: “Можно ли любить без веры? Нет!” Чистое чувство всегда основано на вере, сопряжено с душевной чистотой, самоотдачей. Только поэтому рождаются небывалые силы человека. Ниловна не разделяет любовь и жалость. Жалость здесь не унизительная забота о слабом, а результат глубокого понимания испытаний, трудностей, выпавших на долю сильных.

Гордиться ими и помогать — вечные основы любви, в том числе и материнской.

В переживаниях и раздумьях героев романа есть и немало созвучного нашим

современникам, а сам роман будет актуален до тех пор, пока жива на Руси простая

русская женщина с большой и искренней любовью в сердце, которой Богом завещано

быть на земле Матерью.



vsekratko.ru

Аргументы к ЕГЭ по русскому языку: Проблема семьи

Роли детст­ва в жизни человека

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Петя Ростов накануне своей трагической гибели в отноше­ниях с товарищами проявляет все лучшие черты «ростовской породы», унаследованные им в родном доме: доброту, откры­тость, желание помочь в лю­бую минуту.

В. Астафьев «Последний поклон»

Бабушка Катерина Петровна

вложила во внука Витьку глу­бокие человеческие премудро­сти, стала для него символом любви, добра, уважения к че­ловеку.

Материнст­ва (роли ма­тери в вос­питании)

М. Горький «Сказки об Италии»

Автор считает, что мать — это «источник всепобеждающей жизни»; всё лучшее на земле — от матери.

А. Фадеев «Молодая гвардия»

В лирическом отступлении о матери автор говорит о том, что мать, её забота воспитыва­ют в любом из нас нравствен­ность, умение ценить жизнь.

 Взаимоот­ношения отцов и де­тей

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Наставления отца помогли Петру Гриневу даже в самые критические минуты оставаться честным, верным себе и долгу.

А. Алексин «Безумная Ев­докия»

Оленька, героиня рассказа, та­лантливая девочка, но эгоистка, избалованная отцом и матерью. Слепая родительская любовь породила в Оле убеждение в своей исключительности. Не­желание понимать чувства и переживания близких людей, друзей приводит в конце концов к тяжелейшей болезни матери.

Роли учи­теля в жиз­ни челове­ка

А.И. Куприн «Тапер»

Антон Рубинштейн, великий композитор, услышав талантли­вую игру на фортепиано никому не известного юного тапера Юрия Азагарова, помог ему стать известным музыкантом

В. Распутин «Уроки фран­цузского»

Учительница Лидия Михай­ловна преподала герою не толь­ко уроки французского языка, но и доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль.

В. Быков «Обелиск»

Учитель Мороз стал для учени­ков образцом во всем, он даже погиб вместе с ними, считая, что учитель всегда должен быть со своими учениками.


argumrus.blogspot.com

Роман Мать — реалистическое произведение М.Горького (Мать Горький)

Сочинение


Герои могут быть вымышлены, но события и время, в котором они существуют, реальны. Предпосылки к написанию романа “Мать” у Горького появились уже в конце XIX века, хотя сам роман был создан лишь в 1907 году. Конец XIX века можно охарактеризовать как зарождение революционного движения и формирование общественно-политического сознания рабочего класса.
Эта идея (идея революции) проходит через весь роман. Написанию романа способствовало происхождение писателя и его раннее знакомство с революционерами. Эти связи нашли отражение и в его дальнейшем творчестве. Роман “Мать” — это новаторское произведение, его можно считать центральной книгой в творчестве писателя. Может быть, именно к нему он шел всю свою жизнь, пронеся зачатки этого романа через все свое творчество. Наконец в 1907 году роман был создан. Это было смутное для России время — время поражения первой русской революции 1905 года.
Истинных борцов революции, которые действительно были преданы ее делу, осталось очень мало. Большинство, испугавшись кровавых расправ, стали приверженцами царизма, остальные либо отошли от дела революции, либо перешли на сторону ее врагов. Но это не имело значения для “сынов” революции, и в романе показан именно тот переломный момент в жизни рабочих, когда для них рушатся все привычные жизненные устои и народ поднимается на борьбу за свое освобождение. Освобождение не столько физическое, сколько моральное. Рабочие выступают за право собственного голоса, за свои права и свободы, за уважение к себе и своей семье. Одной из главных проблем произведения является проблема роста революционного сознания рабочих и развития пролетарского движения.
Именно в этой книге впервые в жизни героем романа стал рабочий-революционер, чьим смыслом жизни является победа социалистического лагеря. В своем произведении Горький показывает, как идеи революции все глубже проникают в массы и что герой книги не одинок, у него много сторонников, как явных, так и скрытых. И как бы ни старались приверженцы самодержавия сохранить этот режим, подавить ростки назревающей революции, им этого не удастся. Рост политического самосознания масс уже начался. И когда-нибудь он достигнет своей наивысшей точки — апогея. Тогда колесо истории остановить или повернуть в другую сторону не удастся. Ведь и Павел не сразу стал подлинным революционером. Его путь в революцию был труден и сложен. Не сразу он нашел ключик к сердцам рабочих. Только со временем Павел приобрел опыт настоящего борца.
Задачей Власова и его друзей было “хождение в народ”, то есть они должны были нести идею революции в массы. И постепенно, со временем им удается завоевать доверие рабочих. И тогда все активнее становится их пропаганда, а круг людей, поднимающихся на борьбу, шире. Большая работа развернулась и в деревне. Революционеры придавали большое значение революционной пропаганде среди мужиков. И в этом отношении велика роль Рыбина. Здесь показано, как из стихийного бунтаря он становится сознательным революционером. Наивысшей точкой деятельности Павла становится первомайская демонстрация. Она олицетворяет собой переход от маленьких революционных кружков рабочих и интеллигентов к массовой борьбе с угнетателями. Таков исторический путь рабочего класса России.
Подъем пролетарской революционной борьбы, ее размах содействуют идейно-политическому росту Павла. После того как Павел Власов становится революционером в полном смысле этого слова, происходит его арест, а затем суд. На суде перед нами уже абсолютно другой человек. Павел Власов не подсудимый, он — грозный судья самодержавия и буржуазного строя. Право быть судьей ему дает его звание рабочего, звание революционера-коммуниста, руководителя народных масс, которых он организовал на борьбу. И если в 1905 году таких, как Павел, было мало, то в 1917-м такие парни сделали революцию. Сейчас мы в основном говорили о главном герое романа — Павле Власове, но почему все-
таки Горький назвал свой роман не по имени своего героя, а по имени, которое является именем прародительницы всего рода человеческого, всего живого — Матери? Почему же все-таки “Мать”? Видимо, потому что на борьбу против насилия, неравенства и беззакония наряду со своими детьми становились и их матери. В этом отношении замечателен образ Пелагеи Ниловны, женщины, которая безгранично любит своего сына. То же самое я могу сказать и о любой матери, но далеко не всякая мать будет понимать и разделять идеи и взгляды собственных детей, тем более настолько радикальные. Когда мы впервые встречаемся с Пелагеей Ниловной, мы видим образ темной, забитой, покорной женщины — жертвы невыносимой жизни.
Но на протяжении всего романа мы имеем возможность наблюдать, как Пелагея Ниловна преображается в человека, олицетворяющего грозные силы пробуждающегося, разгневанного, уверенного в своей несокрушимой силе народа. Страницы, посвященные переживаниям Ниловны, оказали на меня большое впечатление. Во время ареста Павла и Ниловны понимаешь, что несмотря на то, что они будут посажены в тюрьму, дело революции будет продолжено. И завершится оно лишь с победой пролетариата. Почему же роман “Мать” отражает черты реализма в творчестве Горького?
На мой взгляд, потому, что в романе писатель изобразил реальную действительность, присущую времени начала Октябрьской революции 1917 года. Важную роль в романе Горький отводит теме героической борьбы рабочего класса за свои права и свободы.
Роман реален, потому что он основан на истории: При прочтении этого произведения мы понимаем, что у нашего народа не было другого выхода. В этом и заключается реализм данного произведения.

Другие сочинения по этому произведению


Духовное обновление человека в революционной борьбе (по роману М. Горького "Мать") Духовное перерождение Ниловны в романе Горького "Мать" (Образ Ниловны). От Рахметова до Павла Власова Смысл заглавия романа М. Горького "Мать". Образ Ниловны Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века. (М.Горький. «Мать».) Трудный путь матери (По роману М. Горького «Мать») Художественное своеобразие романа М. Горького "Мать" Человек и идея в романе М. Горького «Мать» «О матерях можно рассказывать бесконечно…» Образ Павла Власова в романе А.М. Горького «Мать» Сочинение по роману М. Горького «Мать» Идея романа М. Горького «Мать» Образ героев романа мать Павла, Андрея Человек и идея в романе Горького "Мать" Сюжет романа «Мать» ЧИТАЯ РОМАН М. ГОРЬКОГО \"МАТЬ\"... Идейно-композиционная роль образа Ниловны в повести М. Горького "Мать" Приемы создания портрета героя в одном из произведений русской литературы XX века. Образ Пелагеи Ниловны в романе Максима Горького "Мать" «Мать» новаторское произведение М. Горький Герои этого романа «Мать» Рождение нового человека в огне революционной борьбы «Мать», как произведение реализма Жизненный путь Ниловны Образ и характеристика Михаила Рыбина в романе «Мать» «Когда человек может назвать мать свою и по духуродной – это редкое счастье» История написания и идея романа "Мать" Историческое прочтение романа Максима Горького «Мать» Мой любимый герой в пьесе А. М. Горького "Мать " Образ и характеристика Ниловны в романе «Мать» Образ Ниловны «Мать» роман о воскрешении человеческой души Социалистический реализм в романе "Мать" Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века (М Горький «Мать») Павел Власов – положительный герой в романе Горького «Мать» Ниловна обрисует весь мировой процесс. По роману Горькго «Мать» Роль и значение романа "Мать" Трудное счастье матери (по роману М. Горького «Мать») Духовное перерождение Ниловны в романе Горького "Мать" Сюжет романа Горького «Мать» История написания и идея романа Построение романа вокруг образа Ниловны в романе Горького “Мать” Смысл заглавия романа М.Горького «Мать» Образ Ниловны Значение образа Ниловны в раскрытии идейного замысла романа Горького «Мать» Характеристика Ниловны в романе Горького «Мать» Образ Ниловны в романе Горького «Мать» "Душу воскресшую – не убьют!" (по роману М. Горького "Мать") Характеристика Андрея Находки в романе М. Горького «Мать»

www.allsoch.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *