Литература культура стран халифата – «Культура стран арабского халифата Начать урок. План урока 1. Образование. 1. Образование. 2. Наука. 2. Наука. 3. Литература. 3. Литература. 4. Искусство.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Содержание

особенности и история. Вклад Арабского халифата в мировую культуру

Период, когда мусульманский мир находился под властью Халифата, назван Золотым веком ислама. Эта эпоха длилась с VIII по XIII столетие нашей эры. Она началась с торжественного открытия Дома Мудрости в Багдаде. Там ученые из разных уголков мира стремились собрать все доступные на тот момент знания и перевести их на арабский. Культура стран Халифата в этот период переживала небывалый расцвет. Закончился Золотой век во время монгольского нашествия и падения Багдада в 1258 году.

Причины культурного подъема

В VIII веке из Китая на территории, заселенные арабами, проникло новое изобретение - бумага. Она была намного дешевле и проще в производстве, чем пергамент, удобнее и долговечнее, чем папирус. Она также лучше впитывала чернила, что позволяло быстрее изготавливать копии рукописей. Благодаря появлению бумаги книги стали гораздо дешевле и доступнее.

Правящая династия Халифата, Аббасиды, поддерживала накопление и передачу знаний. Она ссылалась на изречение Пророка Мухаммеда, которое гласило: "Чернила ученого - большая святыня, чем кровь мученика".

Культура стран арабского Халифата возникла не на пустом месте. В ее основу легли достижения более ранних цивилизаций. Многие классические произведения античности были переведены на арабский и персидский, а позже на турецкий, иврит и латынь. Арабы ассимилировали, переосмысляли и расширяли знания, полученные из древнегреческих, римских, персидских, индийских, китайских и других источников.

Наука и философия

Культура Халифата сочетала исламские традиции с идеями античных мыслителей, в первую очередь Аристотеля и Платона. Арабская философская литература переводилась также на латынь, способствуя развитию европейской науки.

Опираясь на греческих предшественников, таких как Евклид и Архимед, математики Халифата первыми систематизировали изучение алгебры. Арабы познакомили европейцев с индийскими числами, системой десятичных дробей.

В марокканском городе Фес в 859 году был основан университет. Позже подобные заведения открылись в Каире и Багдаде. В университетах изучались богословие, право и исламская история. Культура стран Халифата была открыта для внешнего влияния. Среди преподавателей и студентов были не только арабы, но также и иностранцы, в том числе не мусульмане.

Медицина

В IX веке на территории Халифата начала развиваться система медицины, основанная на научном анализе. Мыслители этого времени Ар-Рази и Ибн Сина (Авиценна) систематизировали современные им знания о лечении болезней и изложили их в книгах, которые впоследствии получили широкую известность в средневековой Европе. Благодаря арабам христианский мир заново открыл древнегреческих медиков Гиппократа и Галена.

Культура стран Халифата включала в себя основанные на предписаниях ислама традиции помощи бедным. Поэтому в крупных городах существовали бесплатные больницы, оказывавшие помощь всем обратившимся пациентам. Они финансировались религиозными фондами - вакуфами. На территории Халифата появились и первые в мире учреждения для ухода за душевнобольными.

Изобразительное искусство

Особенности культуры арабского Халифата особенно ярко проявились в декоративном творчестве. Исламские орнаменты невозможно спутать с образцами изобразительного искусства других цивилизаций. Характерными узорами украшали ковры, одежду, мебель, посуду, фасады и внутренние помещения зданий.

Использование орнамента связано с религиозным запретом на изображение одушевленных существ. Но он не всегда строго выполнялся. В книжных иллюстрациях изображения людей были широко распространены. А в Персии, которая также была частью Халифата, подобные фрески рисовали и на стенах зданий.

Изделия из стекла

Египет и Сирия еще в античные времена были центрами стекольного производства. На территории Халифата сохранился и совершенствовался этот вид ремесла. В эпоху раннего средневековья лучшие в мире изделия из стекла производились на Ближнем Востоке и в Персии. Высочайшая техническая культура Халифата была по достоинству оценена итальянцами. Позже венецианцы, пользуясь наработками исламских мастеров, создали свою стекольную промышленность.

Каллиграфия

Стремлением к совершенству и красоте надписей пронизана вся культура арабского Халифата. Кратко выраженное религиозное наставление или отрывок из Корана наносили на самые разные предметы: монеты, керамические плитки, металлические решетки, стены домов и т. д. Мастера, владевшие искусством каллиграфии, имели в арабском мире более высокий статус, чем прочие художники.

Литература и поэзия

На начальном этапе культура стран Халифата характеризовалась концентрацией на религиозных сюжетах и стремлением вытеснить региональные языки арабским. Но позднее произошла либерализация многих сфер общественной жизни. Это в частности привело к возрождению персидской литературы.

Наибольший интерес представляет поэзия того периода. Стихи встречаются почти в каждой персидской книге. Даже если это труд по философии, астрономии или математике. Например, почти половина текста книги Авиценны по медицине написана стихами. Широкое распространение получили панегирики. Развивалась также эпическая поэзия. Вершиной этого направления является поэма "Шахнамэ".

Знаменитые сказки "Тысяча и одна ночь" также имеют персидское происхождение. Но впервые они были собраны в одну книгу и записаны на арабском языке в XIII веке в Багдаде.

Архитектура

Культура стран Халифата сформировалась под влиянием как древних доисламских цивилизаций, так и соседних с арабами народов. Наиболее ярко этот синтез проявился в архитектуре. Здания в византийском и сирийском стиле характерны для раннего мусульманского зодчества. Архитекторами и оформителями многих сооружений, построенных на территории Халифата, были выходцы из христианских стран.

Великая мечеть в Дамаске была построена на месте базилики Иоанна Крестителя и почти в точности повторяла ее форму. Но вскоре появился и собственно исламский архитектурный стиль. Великая мечеть Кейруана в Тунисе стала образцом для всех последующих мусульманских религиозных сооружений. Она имеет квадратную форму и состоит из минарета, большого двора, окруженного портиками, и огромного молитвенного зала с двумя куполами.

Культура стран арабского Халифата имела ярко выраженные региональные особенности. Так, для персидской архитектуры были характерны стрельчатые и подковообразные арки, для османской - здания с множеством куполов, для магрибской - использование колонн.

Халифат имел обширные торговые и политические связи с другими странами. Поэтому его культура оказала большое влияние на многие народы и цивилизации.

fb.ru

Искусство, наука и культура Арабского Халифата

Наука Арабского Халифата

Арабские завоевания неизбежно сопровождались гибелью произведений искус­ства. Однако арабы сумели усвоить многие знания и традиции покорённых народов, свя­зать их воедино и развить на основе ислама и арабского языка. Постепенно арабский язык вытеснил языки захваченных стран.

На арабском языке составляли документы, вели переговоры, молились. Он стал также язы­ком науки и культуры всего мусульманского Востока. На арабский были переведены сочине­ния античных мыслителей: Аристотеля, Гип­пократа, Евклида. Многие труды древних гре­ков дошли до нас только в арабских переводах.

Арабы внесли огромный вклад в математику, астрономию и другие науки. Арабские матема­тики создали алгебру и стали широко исполь­зовать цифры, изобретённые в Индии, но изве­стные нам как арабские. Арабские астрономы, пользуясь сложными вычислениями и точными инструментами, определяли окружность Земли, описывали положение звёзд на небе.

В области медицины особенно прославился живший в Средней Азии Ибн Сина (980—1037), известный в Европе как Авиценна. Он свёл воедино опыт античных, индийских и сред­неазиатских врачей. Много веков его труд был обязательным руководством для медиков и в арабском мире, и в Европе.

В библиотеке. Миниатюра XIII в.

Огромен вклад арабов в географию. Неуто­мимые путешественники, они изъездили мир от Атлантики до Тихого океана и от Африки до Руси (многие сведения о Руси нам извест­ны именно из арабских описаний). Их кораб­ли были надёжны, а карты и навигационные приборы отличались точностью.

Ислам запрещал изображать Бога и поклоняться каким-либо изобра­жениям. Интерьеры мечетей были богато украшены мозаиками, ин­крустациями и тончайшей резьбой. Наряду с орнаментами на стенах мечетей было множество надпи­сей (чаще всего изречений из Корана), которые сами выглядят как редкой красоты орнаменты. В каллиграфии — искусстве писать красиво — мусульманский мир не знал себе равных.

Литература и искусство Арабского Халифата

Блестящего расцвета достигла арабская литература, создававшаяся на арабском, а с X в. — и на персидском язы­ках. Всему миру известен сборник «Тысяча и одна ночь», в который вошли сказки и легенды многих народов. Фундамент куль­турного расцвета Халифата закладывался в школах, где обучали чтению, письму, счёту, изучали Коран. В X в. в Средней Азии и Иране возникли высшие учебные заведения — медресе, затем распростра­нившиеся по всему арабскому миру.

В странах Халифата велось масштаб­ное строительство. Возводились дворцы, мавзолеи-гробницы, крепости. Но лучшее представление об арабской архитектуре и искусстве дают мусульманские храмы — мече­ти. Внешне мечеть часто напоминает крепость, её стены нередко почти лишены украшений. Войдя внутрь, верующий попадал во двор с фонтаном для омовений; ко двору примыкал молитвенный зал, в котором обычно было несколько рядов колонн с арками. Святая свя­тых мечети — михраб — ниша в стене, обра­щённая в сторону Мекки и богато украшенная резьбой или мозаикой.

Быт и развлечения Арабского Халифата

Богатство Халифата, рас­цвет его экономики создавали новые возмож­ности для повседневной жизни людей, особен­но богатых. Развив многие традиции византийского и персидского быта, арабы сумели красиво организовать свой быт и досуг. Процветало производство предметов роскоши: тончайших тканей, стеклянных ваз и кубков.

В искусстве украшать дворцы и разводить сады арабы не знали себе равных. Они люби­ли и умели развлекаться: охотились, пирова­ли, играли в шахматы, слушали музыку. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Игра в шахматы. Миниатюра XIII в.
Дворец Альгамбра. Гранада. XIV в. (а), мечеть Куббат-ас-Сахра. Иерусалим. VII в. (б)

Арабы любили книги. Уже в VIII в. они научились у китайцев делать бумагу. Книги стали дешевле и доступнее. При дворах эми­ров и халифов создавались огромные библио­теки: у кордовского халифа в X в. насчиты­валось более 400 тыс. книг!

Мусульмане восприняли римскую привыч­ку мыться в банях. Там можно было и вымыться, и отдохнуть, и побеседовать с друзьями. Позже привычку ходить в баню переняли у арабов жители Западной Европы.

Арабское застолье отличалось изыскан­ностью. Появились утончённые манеры пове­дения за столом, правила перемены блюд, мытья рук, пользования зубочистками.

На этой странице материал по темам:
  • Быт и повседневная жизнь стран халифата

  • Возникновение и рассвет арабского халифата

  • Возникновение и расвет арабского халифата

Вопросы по этому материалу:
  • Расскажите о расцвете арабской культуры.

  • Расскажите о повседневной жизни арабов.

  • Как повлиял ислам на развитие культуры Халифата?

doklad-referat.ru

Культура стран халифата

Количество просмотров публикации Культура стран халифата - 10008

1. Образование. В халифат входило много стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя Азия. В этих странах широко распространился ислам, а вместе с ним - арабский язык. Его называли ʼʼлатынью Востокаʼʼ. Но в отличие от латинского языка в Средние века арабский язык был живым, разговорным языком для многих народов Востока. На нем вели дела в суде, его изучали в школах. Арабский язык стал языком науки и литературы.

Каждый мусульманин, в случае если собирался занять какую-либо должность, должен был получить образование. Начальные школы у мусульман были частными. Те, кто мог платить, занимались на дому с наемными учителями. Образование можно было продолжить, посœещая лекции и беседы знатоков Корана, Сунны1 и шариата. При наиболее известных мечетях2 в больших городах были открыты высшие мусульманские школы - медресе.

Каждый знатный человек желал иметь в своем окружении как можно больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков Корана. Чем более известные люди его окружали, тем выше были его престиж и слава. Писатели и ученые жили чаще всœего при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и дары от своих покровителœей, за это прославляли их, посвящали им свои произведения.

2. Наука. ʼʼВажнейшее украшение человека - знаниеʼʼ, - говорили арабские ученые. В халифате успешно развивались математика, астрономия, география, медицина.

В VIII-IX веках на арабский язык были переведены научные труды древнегреческих, иранских, индийских ученых.- Особенно много переводов было сделано при Харуне ар-Рашиде и его сыне. В Багдаде тогда был основан ʼʼДом мудростиʼʼ - хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги. По примеру Багдада и в других больших городах были созданы ʼʼДома мудростиʼʼ; в них ученые получали книги, жилье и денежные средства.

Арабским математикам были известны труды Пифагора, Евклида и Архимеда, индийских астрономов и математиков. Οʜᴎ создали алгебру, стали пользоваться индийскими цифрами. Постепенно эти цифры, названные арабскими, и их счёт проникли в Европу, стали общепринятыми во всœем западном мире и очень облегчили развитие математики и основанных на ней наук и практических знаний.

В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить окружность Земли, описали положение видимых звезд на небе. Ученый аль-Бируни (973- 1048) из Средней Азии написал множество ценных трудов по различным отраслям знания: географии, истории, астрономии и другим наукам. Он высказал гениальную догадку, что центром нашей Вселœенной является Солнце, а Земля движется вокруг него.

Письменная история родилась у арабов вместе с исламом. Появились предания и сообщения о Мухаммеде, его биографии, сведения о том, как возник ислам. Историки прославляли завоевания арабов и в кратком виде излагали историю римских, византийских и иранских правителœей.

В большом почете у арабов была география. Об этом говорит пословица: ʼʼКто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери раяʼʼ. Географы не только изучали сообщения о других странах, но и стремились побывать в них, с риском для жизни совершали далекие путешествия. Арабские путешественники и купцы описали страны халифата͵ Индию, Китай, проникли далеко в глубь Африки и Восточной Европы. Οʜᴎ составили карты известных им стран и морей.

Успешно развивалась медицина. В Средней Азии жил великий ученый Ибн Сйна (980- 1037), в Европе его называли Авиценна. Он был очень разносторонним мыслителœем - философ, астроном, географ, медик, поэт. Ему принадлежит более ста научных трудов. На Востоке Ибн Сину называли ʼʼглавой ученыхʼʼ. Особенно прославился Ибн Сина как врач. В своем знаменитом труде по медицинœе он описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать.

3. Литература. Вместе с товарами купцы и погонщики верблюдов привозили из других стран чудесные сказки. Их рассказывали во дворцах халифа и знати, на базарах, улицах и в домах Багдада. Многие слушатели любили рассказы об удивительных путешествиях и приключениях. Простой люд передавал смешные истории о хитрецах, которые ловко обманывали судей и чиновников. Из этих сказок позднее был составлен известный всœему миру сборник ʼʼТысяча и одна ночьʼʼ, вобравший в себя предания и легенды многих народов.

Еще до ислама у арабов возникла богатая поэзия, отразившая быт и обычаи кочевников. В каждом племени был свой признанный поэт, выступавший на празднествах. Доисламские поэты воспели смелого воина, щедрого и верного данному слову. Знакомство с культурой покоренных народов изменило интересы и вкусы арабов. Поэтов интересовали теперь ʼʼвечныеʼʼ вопросы: о добре и зле, о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о любви и измене, о красоте мира и его печалях.

Особых успехов достигла поэзия в Иране и Средней Азии; здесь поэты писали произведения обычно на таджикско-персидском языке - фарси.

Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси (934-1020). Более 30 лет он работал над поэмой ʼʼШах-намёʼʼ (ʼʼКнига царейʼʼ). В ней рассказывается о борьбе иранского народа против завоевателœей, прославляются подвиги легендарных героев. Фирдоуси высоко ценил знание: ʼʼК словам разумным ты ищи пути, весь мир пройди, чтоб знанья обрестиʼʼ.

4. Искусство. Из всœех видов искусства более всœего в халифате была развита архитектура. Строители возводили для халифов великолепные дворцы, гробницы и крепости. Всему миру известна Альгамбра - дворец эмира в испанском городе Гранаде.

В городах сооружали мечети. Мечеть служила не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем книг, а также денег, собранных для бедных, и просто клубом, где можно было потолковать с друзьями.

Главное здание мечети - четырехугольный молитвенный зал, открытый во двор.
Размещено на реф.рф
Обширный двор обычно окружала галерея с колоннами, где собравшиеся отдыхали и укрывались от солнца; в серединœе двора верующие совершали омовение у бассейна с проточной водой. Иногда над мечетью возводили купол, но чаще крыша была плоской. Множество колонн, изящных и легких, заполняли молитвенный зал. Во время молитвы всœе становились лицом к специальной нише - михрабу, направленному в сторону Мекки, и повторяли всœе движения стоящего перед ними священнослужителя - муллы, или имама.

По сравнению с христианским храмом убранство мечети самое простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Пол застлан коврами, на которых рассаживаются посœетители, предварительно оставив за дверями обувь; стены расписаны - и то не всœегда - лишь изречениями из Корана. Но арабская азбука настолько красива, что эти изречения выглядят как прекрасный узор - ʼʼвязь из буквʼʼ. Около мечети возводили один или несколько минаретов - высоких башен, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву специальные служители.

Арабские постройки богато украшали резьбой по камню, изразцами, мозаикой на стенах и на полу. Стены зданий покрывали арабесками - сложными геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий. Изображение людей и животных мусульманством запрещено.

5. Значение культуры халифата. Европейцы восприняли от арабов много ценных научных знаний. Труды арабских математиков, врачей и астрономов служили руководством для ученых средневековой Европы. От арабов европейцы получили не только цифры и новую систему счета͵ но и знания по астрономии, в т.ч. названия многих звезд. У арабов они научились чертить более совершенные карты, позднее - пользоваться компасом и глобусом. Сочинœение Авиценны по медицинœе, переведенное на латинский язык, до XVII века было настольной книгой европейских врачей. Мусульманское искусство повлияло на особенности архитектуры, на многие моды и обычаи Испании и Южной Италии, многих стран Африки.

С культурой стран халифата европейцы знакомились главным образом через завоеванную арабами Испанию. В Кордове было много высших школ, где лекции читали видные ученые.

В огромных библиотеках здесь хранились старинные рукописи. Многие труды древнегреческих ученых и писателœей, а также мыслителœей из стран халифата стали известны в Европе благодаря арабам.

referatwork.ru

Хозяйство и культура стран Арабского Халифата

1. Кто был создателем культуры халифата 

В халифат входило множество стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Месопотамия, Средняя Азия. Сначала по развитию культуры арабы стояли намного ниже большинства покорённых народов; грамотных людей среди арабов было мало. Невежественные завоеватели уничтожали памятники культуры. Захватив Александрию с её знаменитой библиотекой, халиф заявил: «Если в книгах сказано не то, что написано в коране, их следует уничтожить, а если сказано то же самое,- то они не нужны». И халиф приказал сжечь древние, рукописи.

Но постепенно арабы усвоили достижения покорённых народов в науке и искусстве.

В странах халифата широко распространился арабский язык. На нём говорили и вели дела в суде, его изучали в школах. Поэтому сирийские, иранские, среднеазиатские учёные и писатели создавали свои произведения на арабском языке. Арабский язык в странах халифата стал языком науки и литературы.

Культура стран халифата создавалась не только арабами, но и всеми народами, входившими в состав Арабского государства.

 

2. Развитие  хозяйства арабского халифата

В странах Арабского халифата были развиты земледелие, ремёсла и торговля. Своим трудом крестьяне преобразили бесплодные степи. В.садах и виноградниках утопали долины Сирии. На орошаемых землях сеяли ячмень и пшеницу, разводили финики и сахарный тростник. Из Индии и Китая арабы завезли хлопок и рис, апельсины и лимоны; эти культуры широко распространились в странах халифата.

Искусные ремесленники вырабатывали из хлопка и шерсти лёгкие и прочные ткани. Иран был знаменит своими коврами. В Сирии изготовляли яркие шелка и стеклянную посуду. На весь мир славились сирийские оружейники: мечи, сабли и панцири из дамасской стали высоко ценили феодалы восточных и европейских стран.

Купцы из халифата торговали с Индией и Китаем. На верблюдах и лошадях они везли из Китая через знойные пустыни и высокие горы шёлк и посуду. На кораблях и лодках по волнам Индийского океана доставляли из Индии ткани и драгоценные камни. Арабские купцы часто появлялись в Западной Европе и на берегах Волги. Здесь они продавали ценные восточные товары.

Совершая путешествия э далёкие страны Востока и Запада, арабские купцы устанавливали связи между народами, помогали им обмениваться достижениями своей культуры.

 

3. Наука арабов

 «Величайшее украшение человека - знание»,-  говорили арабские учёные. В странах халифата успешно развивались науки, связанные с ремеслом и торговлей: математика, астрономия, география. В больших городах открывались высшие школы.

Арабские математики создали алгебру. Они стали пользоваться индийскими цифрами, а у арабов эти цифры заимствовали европейцы (до сих пор в Европе эти цифры называют «арабскими»).

Астрономы пользовались сложными инструментами. Они сумели приблизительно вычислить размеры земного шара. Ученый Аль-Бируни из Средней Азии высказал гениальную догадку о том, что Земля движется вокруг Солнца.

В большом почёте у арабов была география. Об этом говорит арабская пословица: «Кто отправляете в путь ради науки, перед тем открываются двери рая». Арабские путешественники описали все страны халифата, Индию, Китай, проникли далеко в глубь Африки и Восточной Европы. Они составили карты известных им земель и морей.

В XI веке в Средней Азии жил великий учёный Ибн-Сина (в Европе его называли Авиценна). Ему принадлежит более ста научных трудов. Особенно прославился Ибн Сина как врач. Он описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать. На Востоке Ибн-Сину называли «главой учёных». Но мусульманское духовенство преследовало передового ученого, обвиняя его в безбожии.

 

4. Литература и искусство

Вместе с дорогими товарами купцы и погонщики верблюдов привозили из Индии, Ирана, Египта чудесные сказки и рассказы. Их рассказывали в дворцах халифа и знати, на улицах и в домах Багдада. Богачи любили слушать рассказы об удивительных путешествиях и приключениях. А на площадях и базарах носильщики и рыбаки передавали друг другу смешные истории о хитрецах, которые обманывали судей, купцов и чиновников. Из этих сказок позднее был составлен известный всему миру сборник «Тысяча и одна ночь».

 

Мечеть в Кордове. Внутренний вид. Строительство мечети было начато в VIII веке. Изящные лёгкие колонны из мрамора и белого камня как бы теряются в полумраке огромного зала, колонн более 600. Над нижним рядом круглых колонн возвышается второй ряд - четырёхугольных. Колонны вязаны между собой полукруглыми арками. Стены богато украшены резьбой.

Блестящего расцвета в халифате достигла архитектура. Для халифов архитекторы возводили великолепные дворцы с множеством фонтанов; сказочные здания утопали в зелени тенистых садов.

Арабские строители сооружали мусульманские храмы - мечети (в переводе с арабского - «места поклонения»). Четырёхугольное здание мечети обычно сверху увенчивал купол. Крыши украшались зубцами и карнизами, стены - узорами из переплетающихся линий.

Мусульманская религия запрещала изображать людей и животных. Поэтому скульптура и живопись в странах халифата почти не развивались.

 

5. Значение культуры халифата 

Европейцы заимствовали у арабов много ценных научных знаний. Труды арабских математиков  и астрономов служили руководством для средневековых учёных Западной Европы. Сочинения Авиценны, переведённые на латинский язык, до XVII века были настольными книгами европейских врачей.

С культурой стран халифата европейцы знакомились главным образом в арабской Испании. В её столице Кордове проживало полмиллиона населения и было 27 высших школ. В них читали лекции видные учёные, в том числе и немусульмане. Кроме арабов, в Кордове обучалось много студентов из разных стран Европы. В огромных библиотеках здесь хранились ценные старинные рукописи. Каждый год в Кордове переводили и переписывали до 16 тысяч книг.

Многие труды древних учёных и писателей стали известны в Европе благодаря арабским переводам.

Запомните эту дату! 

Около 630 года-образование Арабского государства.

  • < Арабский халифат и его распад 7-9 век
  • -> Итоги первого периода истории средних веков >

hist-world.com

КУЛЬТУРА СТРАН ХАЛИФАТА

В завоеванных арабами странах вместе с исламом широко распространялся арабский язык. На нем велись дела в суде, обучение в школе. Арабский язык стал языком науки и литературы, его даже называют "латынью Востока".
Начальный школы были частными. При больших мечетях в городах были открыты высшие мусульманские школы - медресе. При дворе халифов, эмиров и знатных людей жили и работали ученые, поэты, знатоки Корана. В халифате развивались такие науки, как математика, астрономия, история, география. В Багдаде был основан "Дом мудрости" - хранилище рукописей, где переводились и переписывались книги. В других городах также возникли свои "дома мудрости". Арабы создали алгебру и стали пользоваться индийскими цифрами, которые позднее заимствовали у них европейцы. Эти цифры до сих пор называют арабскими.
В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Наблюдения арабских астрономов позволили им вычислить окружность Земли, описать положение светил на небе. Ученый из Средней Азии Аль Бируни (973 - ок. 1050) высказал гениальную догадку, что центром Вселенной является Солнце, а Земля вращается вокруг него. Ученый и медик  Ибн Сина (980-1037), живший в Средней Азии, прославился как "глава ученых" Востока.
Излюбленные на арабском Востоке сказания, легенды и истории были позднее собраны в известный всему миру сборник "Тысяча и одна ночь". Знаменитейший поэт Фирдоуси, писавший на таджикско-персидском языке фарси, более 30 лет работал над поэмой "Шах-наме" (".Книга царей"), в которой прославил подвиги великих героев.
В городах всего мусульманского мира сооружались мечети - места, где собирались для молитвы и суда, где хранились собранные для бедных деньги. В мечети имелся четырехугольный молитвенный зал и двор, окруженный галереей с колоннами. Во время молитвы верующие становились лицом к специальной нише - михрабу, обращенному в сторону Мекки, и повторяли все движения священнослужителя - муллы. Около каждой мечети возводилось несколько башен - минаретов, с которых верующие 5 раз в день созывались на молитву.
Арабы внесли большой вклад в становление европейской науки. Труды арабских математиков и астрономов служили руководством для ученых средневековой Европы. У арабов они научились чертить карты, пользоваться компасом и глобусом. Мусульманское искусство повлияло на архитектуру Испании, Южной Италии, Средней Азии, Индии и многих стран Африки. Многие труды античных писателей и ученых стали известны в Европе благодаря арабским переводам.

www.examen.ru

Культура стран халифата

Урок истории в 6 классе

Цели: познакомить с историческими условиями, благоприятствовавших развитию культуры, вкладом народов халифата в развитие мировой культуры; дать представление о мавританском стиле в архитектуре и арабской книжной миниатюре; научить анализировать произведения искусства.

Планируемые результаты:

  • предметные: научиться описывать памятники истории и культуры Арабского халифата; изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников; различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию; давать образную характеристику деятелей культуры;
  • метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; составлять рассказ на основе материала учебника и дополнительного материала;
  • личностные УУД: формировать устойчивую мотивацию к изучению и закреплению нового материала, уважение к культуре других народов; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; понимать многообразие мира.

Оборудование: иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.

Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Арабский язык называли «латынью Востока». Нам предстоит выяснить, насколько это справедливо.

III. Актуализация знаний

Предлагаю сыграть в игру «Да-нет», чтобы вспомнить материал прошлого урока.

(Учитель загадывает термин или имя исторического деятеля. Задача учеников — угадать слово. Для этого они задают вопросы, на которые возможны только ответы «да» или «нет». Учитель отвечает на вопросы, следя, чтобы они не повторялись и были уместными. В ходе игры запрещены выкрики с места, перечисление предполагаемых отгадок, если выявлены не все значимые признаки. Игра полезна тем, что заставляет учащихся мобилизовать свои знания и заострить внимание на отличительных признаках того или иного понятия, а не зазубривать его определение. Игра способствует проверке знаний учеников по изученной теме.)

Учитель загадал слово и сообщил классу, что готов отвечать на вопросы.

— Это человек?

— Нет.

— Это нечто живое?

— Нет.

— Это относится к исламу?

-Да.

— Это небольшой предмет?

— Нет.

— Там могут жить люди?

-Да.

— Это один из священных городов мусульман?

-Да.

— Это город, в котором пророк Мухаммед начал свои проповеди?

-Да.

Только после выявления всех существенных признаков ученик может дать ответ: Мекка.

(Для отгадывания можно предложить слова: Медина, Мухаммед, ислам, хиджра, хадж, Коран, халифат, халиф, бедуины и др. 3-5 слов достаточно, чтобы активизировать мыслительную деятельность учеников и не тратить много времени.)

— Арабский халифат внес огромный вклад в сокровищницу мировой культуры.

— Предположите, какие вопросы мы должны рассмотреть на нашем уроке.

(Ученики выполняют задание, используя прием «Инфоугадайка».)

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

Тема урока: «Культура стран халифата». (Знакомство с планом урока.)

План урока

  1. Исторические условия развития культуры Арабского халифата.
  2. Образование.
  3. Наука.
  4. Литература.
  5. Искусство.
  6. Значение культуры халифата.

Формулирование проблемных вопросов урока. Почему арабский язык называли «латынью Востока»? Какие открытия арабских ученых используются в наши дни?

IV. Работа по теме урока

1. Исторические условия развития культуры Арабского халифата

— Что такое культура?

— Почему мы должны начинать изучать культуру какой-либо страны с исследования исторических условий развития данного государства?

(Ответы учеников.)

Задание: используя прием «Корзина идей», назовите те исторические условия, которые могли сформировать культуру Арабского халифата.

(Проверка выполнения задания и составление схемы.)

Исторические условия развития культуры Арабского халифата:

  • Высокий уровень развития ремесла и торговли
  • Наличие крупных городов
  • Наличие сильной центральной власти
  • Сохранение памятников древней культуры
  • Сохранение традиций и художественных умений, накопленных веками

— Какое событие, произошедшее в VII в., стало толчком для развития арабской культуры?

2. Образование

Недавно мы побывали в византийской школе, а теперь совершим экскурсию в арабскую школу, предварительно прочитав п. 1 § 10.

— Что вам понравилось во время экскурсии, а что нет?

— Почему арабский язык называли «латынью Востока»?

— Почему мусульмане стремились получить образование?

— Где арабы получали образование?

— Что изучали в высших школах?

(Проверка выполнения задания.)

3. Наука

С развитием образования движется вперед и наука во всем своем многообразии. Для систематизации накопленных знаний правителями арабов в столице Арабского государства Багдаде был создан «Дом мудрости».

— Как вы думаете, что такое «Дом мудрости»?

(Ответы учеников.)

На самом деле «Дом мудрости» был хранилищем рукописей, где переводили и переписывали книги.

Развивались самые разные науки, одной из главных стала математика. Пожалуй, наиболее серьезным достижением арабских ученых стали переработка и использование индийских цифр, которые позже получили название арабских. Именно арабскими цифрами мы пользуемся сейчас. Первоначально их запись соответствовала следующему принципу: числовое значение цифры было равно количеству острых углов в ее написании.

Задание: работая с текстом п. 2 § 10, заполните таблицу «Развитие отдельных отраслей знаний в Арабском халифате».

МатематикаАстрономияИсторияГеографияМедицина

 (Проверка выполнения задания.)

— Какое положение занимали ученые в арабском обществе?

— Как это повлияло на развитие Арабского халифата?

(Ответы учеников.)

4. Литература

Литературное творчество также было в почете у арабов; еще до принятия ислама существовала поэзия, рассказывающая об их быте. Торговцы привозили из далеких стран рассказы о путешествиях и приключениях, удивительные сказки, которые с удовольствием пересказывали все арабы. Позже эти сказки объединили в знаменитый сборник «Тысяча и одна ночь». Исламские поэты достигли больших успехов в стихосложении и многие писали свои произведения на языке фарси. Одним из величайших арабских поэтов по праву считается Фирдоуси, а его самым известным произведением — поэма «Шахнаме» («Книга царей»).

Задание: познакомьтесь с афоризмами и высказываниями поэта Фирдоуси и подумайте, какие из них актуальны и в наши дни.

  • «Не уколовшись шипами, розы не сорвешь».
  • «Нарушающим обет в душе народа уваженья нет!»
  • «Кто врага лелеет своего, безумцем в мире назовут того».
  • «Если дело достойно завершено, вознесет и прославит тебя оно».
  • «И жемчугов, и трона золотого ценней разумно сказанное слово».
  • «Не решай ничего опрометчиво, не подумавши — действовать нечего».
  • «Где истина проступает сквозь туман, там терпит поражение обман».
  • «Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла».
  • «К словам разумным ты ищи пути, весь мир пройди, чтоб знания обрести».
  • «Таков закон дворца, где правит зло; то ты в седле, то на тебе седло».
  • «Лишь тот судьбою одарен счастливой, тот радостен, чье сердце справедливо!»
  • «Уж если оказал кому-нибудь услугу, не поминай о ней ты ни врагу, ни другу».
  • «Все в мире покроется пылью забвенья, лишь двое не знают ни смерти, ни тленья: лишь дело героя да речь мудреца проходят столетья, не зная конца».

(Проверка выполнения задания.)

5. Искусство

Христианские церкви — как западные, так и восточные — легко узнать по их внешнему виду, они совсем непохожи на все остальные здания. Так же как и христианам, последователям ислама необходимо место для совершения служб и молитв. Специально построенные для этого здания называют мечетями. У мечетей тоже есть архитектурные особенности. Рассмотрите иллюстрации в учебнике.

— Чем мечеть напоминает христианский храм, а чем отличается?

— Около мечетей возводили минареты. Минарет — высокая башня.

(Работа с иллюстрациями.)

— Как христиане украшали свои храмы?

(Ответы учеников.)

Действительно, храмы украшали иконы, фрески, мозаики, на которых изображались библейские сюжеты и их герои. В исламе запрещено изображать не только Аллаха, но и всех живых существ.

— Как вы думаете, почему существует такой запрет?

(Ответы учеников.)

Поэтому мечети и богатые дома мусульмане украшают различными узорами — арабесками.

Слайд. Арабески — сложные геометрические узоры из переплетающихся и пересекающихся линий.

6. Значение культуры халифата

— Какой вклад внес Арабский халифат в мировую сокровищницу культуры?

Задание: составьте схему, используя материал п. 5 § 10.

Значение культуры халифата:

  • Сочинение Авиценны по медицине было настольной книгой европейских врачей
  • Мусульманское искусство повлияло на архитектуру, моду и обычаи Испании и Южной Италии
  • Многие труды античных авторов стали известны европейцам благодаря арабам
  • Европейцы научились у арабов чертить более совершенные карты, пользоваться компасом и глобусом
  • Труды арабских математиков, врачей и астрономов служили руководством для ученых средневековой Европы

V. Подведение итогов урока

— Сопоставьте достижения науки и искусства в халифате и в Византии. Чем можно объяснить их сходство?

— Каково различие в назначении христианских и мусульманских храмов? Как это различие отразилось в их архитектуре и украшении?

— Охарактеризуйте и сравните влияние культуры Византии и стран халифата на другие страны.

(Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)

VI. Рефлексия

— Что нового узнали на уроке?

— Какие умения и навыки отрабатывали?

— С какими новыми терминами познакомились?

— Что понравилось и что не понравилось на уроке?

— Какие выводы сделали?

Домашнее задание (дифференцированное)

  1. Для сильных учеников — § 10, подготовить проект на тему «Сказки тысячи и одной ночи» как исторический источник».
  2. Для средних учеников — подготовить групповой проект на тему «Дворец халифа».
  3. Для слабых учеников -§ 10, вопросы и задания к параграфу.

ayratmusin.ru

Культура Арабского Халифата

В истории великих культур классическая арабо-мусульманская занимает одно из важнейших мест. В свое время эта высокоразвитая самобытная культура процветала на бескрайних просторах от Индии до Испании, включающих Ближний и Средний Восток и Северную Африку. Ее влияние ощущалось во многих частях света. Она явилась важным связующим звеном между культурой античности и средневекового Запада. Арабо-мусульманская культура, как следует из самого словосочетания, несет на себе печать ислама и арабизма. Арабский Халифат - название государства, образовавшегося в результате арабских завоеваний VII-IX вв. Рождение арабской культуры тесно связано с появлением Халифата. В VII-VIII вв. арабами были покорены народы, в культурном отношении стоявшие выше арабов. Помимо собственно арабского элемента, арабо-мусульманская культура вобрала в себя многое из культуры персов, сирийцев, коптов, иудеев, народов Северной Африки и т.д. Арабы освоили и переработали богатое наследие эллинистическо-римской культуры. Но при этом арабская культура сохранила своеобразие и собственные древние традиции. Уникальность этой культуры обусловлена особенностями ислама - одной из трёх наиболее распространённых религий мира, которая представляет собой не просто мировую религию, а целостную неповторимую культуру. Культура ислама явление совершенно отличное от культуры и европейской, и иудейской. Сам ислам, будучи по своей сути религией, превратился в систему, организующую весь мир существовавших тогда обществ, подчиненных власти Халифата. Ислам стал законом, определяющим социальную структуру и мораль общества, обоснование которых находится в Коране, главной священной книги мусульман, собрании проповедей, заклинаний, указаний и молитв, произнесенных пророком Мухаммедом в городах Мекка и Медина. Так как Аллах является абсолютным совершенством, то продиктованный им свод моральных правил и законов обладает абсолютной истинностью, вечностью и неизменностью. Они пригодны "для всех времен и народов". Текст Корана содержит 114 сур, причем самые длинные суры помещены в начале книги, короткие - в конце. Кроме непосредственно религиозных и мифологических сюжетов, Коран содержит этнографические сведения о жизни арабов, об их культуре (правила обрядности отправления культа), религиозно-правовые предписания, касающиеся имущественных, семейно-брачных отношений.

После смерти Мухаммеда в исламе возникли два новых течения: суннизм и шиизм, различающиеся толкованием сунны. В широком значении сунна - свод обычаев и правил поведения мусульманской общины - являла собой практику и теорию мусульманского правоверия; она передавалась устно и служила дополнением к писаному закону. В ходе эволюции ислама возник суфизм - мусульманский мистицизм. Суфии - исламские мистики - не считали обязательным для себя повседневные нормы, обряды и условности, строго предписанные правоверным мусульманам. Их жизнь была посвящена Аллаху и отсюда их нестандартное поведение - от экстатического транса до глубокого внутреннего сосредоточения, близкого индо-буддийской медитации.

Можно сказать, что под знаменем ислама арабский народ начал свою великую, полную успехов историю, создал обширную империю, блестящую арабо-мусульманскую цивилизацию и культуру. Арабы стали наследниками таких великих государств, как Византия и Персия. В более поздние времена в орбиту ислама вошли другие народы - персы, турки, монголы, индийцы и малайцы, так что ислам стал мировой религией. Возникла единая, хотя и состоящая из множества народов, крупная "мусульманская общность" - умма исламийя, которая, несмотря на разнородность своих последователей, характеризуется определенной монолитностью. Это связано с тем, что ислам оказал сильное влияние на своих адептов, формируя у них определенную специфическую мусульманскую ментальность, не зависящую от предшествующих народных, культурных и религиозных традиций.

В исламе нет церкви как социального института, нет и духовенства в строгом смысле слова, поскольку не признается какой-либо посредник между Богом и человеком. Богослужение может совершать любой член уммы, религиозной общности людей, объекта заботы и внимания Аллаха, которая является формой социальной организации верующих. Культ требует от верующих выполнения пяти основных обязанностей ("пять столпов ислама"): исповедания веры, ежедневной молитвы, раздачи милостыни, соблюдения поста и совершения паломничества.

Семья для мусульманина важнее государства, национальное самосознание у него развито слабее, чем клановые, "местнические" связи и сознание своей приверженности к вере. Это связано с особенностями ислама, который, в отличие от других мировых религий, освящает и регламентирует повседневную жизнь людей, жизнь семьи и рода. Быт и семья у мусульман являются ценностями более высокого порядка, чем у христиан, поскольку это те сферы, которые регулировались священным законом, а не светскими уложениями; сферы, куда мусульманин никому не позволяет вторгаться. "Дом" для мусульманина - это область его господства и свободы, и значит он для него больше, чем для представителя любой другой религии. Государственно-национальная принадлежность для самосознания мусульман всегда играла меньшую роль, чем принадлежность к исламу, к родовой и религиозной общности. С этими особенностями исламского вероучения связано и понимание человеческого предназначения. Мусульманин не осознает собственную личность как самоценность, поскольку для него все, что "само...", является атрибутом Аллаха.

В соответствии с традицией - хадисом, приписываемой пророку Мухаммеду, ислам с самого начала поддерживал науку и образование, предписывая "поиск знания от колыбели до гроба". Ислам способствовал развитию философии, искусства, гуманитарных и естественных наук, а также созданию утонченной художественной культуры (не случайно VII-VIII вв. называют эпохой классицизма исламской культуры). Халифы и эмиры различных провинций колоссальной мусульманской империи опекали науку и философию, способствовали развитию искусства и изящной литературы, особенно поэзии. Главные центры средневековой культуры и науки находились в Багдаде, Каире, Кордове и других городах арабо-мусульманского Халифата.

Существенным элементом арабо-мусульманской культуры является арабский язык, который неразрывно связан с Кораном. Ведь священная книга ислама, по мнению правоверных мусульман, была дана пророку Мухаммеду в "откровении" именно на арабском языке (а многие из них считают, что именно в таком виде ее оригинал хранится близ престола Всевышнего). С этого началось взаимодействие этих двух составляющих частей арабо-мусульманской культуры. Из-за необходимости комментировать Коран развивались филологические исследования арабского языка. Все мусульмане, независимо от своего происхождения, обязаны цитировать Коран на арабском языке, знать его и понимать. Арабский язык из языка бедуинов пустынной Аравии в течение неполного века превратился в официальный язык ученых и философов.

С начала своего развития в VII в. на протяжении семи веков арабо-мусульманская культура находилась на высоком уровне, оставив далеко позади европейскую науку и культуру того периода. Ее успешному развитию способствовало то, что арабский язык был единым языком, которым пользовались при изложении своих трудов все мусульманские ученые независимо от своего происхождения, а не только арабы. Именно на этом языке были написаны почти все научные, философские и литературные произведения, не говоря уже о религиозных и юридических трудах. Следует добавить, что арабским алфавитом пользовались как орнаментальным мотивом в мусульманском искусстве и архитектуре, особенно в сакральной архитектуре.

Первыми центрами науки в мусульманском мире были мечети своеобразные университеты, ибо в них обучали всем религиозным и светским наукам. Некоторые из них получили большую известность в истории арабо-мусульманской науки как подлинные университеты. Достаточно вспомнить большую мечеть Омейядов в Дамаске (основана в 732 г.), знаменитую каирскую мечеть Аль-Азхар и др. Ислам способствовал расцвету науки, ведь еще пророк Мухаммед сказал: "Лицезрение ученых равнозначно молитве", а его племянник Али говорил: "Добывай знания: они тебя украсят, если ты богат, и прокормят, если ты беден". Обычно в соответствии с традицией арабо-мусульманского строительства в новом городе возводили мечеть, госпиталь и школу или другие общественные учреждения, которые способствовали физическому и духовному здоровью человека.

Особенно славен багдадский период, известный сказочной роскошью халифов. "Золотым веком" арабской культуры называют время правления Харун ар-Рашида (763 или 766-809), современника Карла Великого. Двор знаменитого халифа был средоточием восточной роскоши (вспомним сказки "Тысяча и одна ночь"), поэзии и учености. В то время был создан и знаменитый Дом науки в Багдаде - просветительское учреждение, объединявшее академию, библиотеку и обсерваторию. В области точных наук достижения арабских ученых были огромны. Общеизвестно, что арабская система счета, корни которой уходят в Индию, была воспринята и распространена в Европе. Арабские ученые (Мухаммед аль-Хорезми и др.) внесли большой вклад в развитие алгебры, сферической тригонометрии, математической физики, оптики, астрономии и др. научных дисциплин. Высокого уровня развития у арабов достигла химия. Можно сказать, что арабские ученые в области химии открыли окиси серы и азота, азотное серебро и другие соединения, а также дистилляцию и кристаллизацию.

Весьма высокий уровень у арабов имела медицина, ее достижения в различных областях длительное время питали европейскую медицину. Один из первых знаменитых врачей ар-Рази (IX в.) был величайшим клиницистом в мире ислама, многие его труды являются настоящими медицинскими энциклопедиями. Крупную энциклопедию в области медицины представляет собой и "Канон медицины" знаменитого Ибн Сины (Авиценны) (980-1037). Авиценна был философом, медиком, поэтом, государственным деятелем; его перу принадлежит более 400 произведений. В своих "Книге исцелений" и "Каноне врачебной науки" он обобщил достижения медицины того времени. Величайший хирург арабского мира аз-Захрави поднял хирургию до ранга самостоятельной науки, его важнейший трактат "Ташриф" положил начало иллюстрированным трудам по хирургии. Он стал применять антисептические средства при лечении ран и накожных повреждений, изобрел нити для хирургических швов, а также около 200 хирургических инструментов, которые впоследствии использовались хирургами как в мусульманском, так и в христианском мире. Другим знаменитым пионером медицины был Ибн Зухр (Авензоар), один из крупнейших арабских врачей Испании (1094-1160). Он первым описал воспаление легких, рак желудка и др. Его считают предвестником экспериментальной медицины.

Специализация в науке никогда не препятствовала арабским ученым и мыслителям соотносить друг с другом различные дисциплины и связывать разные области знания в единое целое. Это необходимо иметь в виду при рассмотрении арабо-мусульманской философии. Ярким примером такой тенденции к синтезу служит знаменитое произведение "Тысяча и одна ночь" - сборник арабских сказок, отразивший систему ценностей светской арабской культуры IX-X вв. В этих сказках ярко отражено мышление народа, раскрываются его желания, верования и представления. Поэзия VII-VIII вв. отличалась жизнерадостным тоном, воспевала воинские подвиги, веселье, любовь, вино. В прозе наиболее популярным был жанр любовно-приключенческих рассказов и анекдотов из быта разных слоев населения.

Связь между гуманитарными науками и литературой обнаруживается в произведениях ряда авторов, в частности в трудах великого ученого аль-Бируни (умер в 1048 г.), чья философия во многих отношениях удивительно напоминает философию XX в. Идеи ещё одного крупного философа Халифата Аверроиса (Мухаммеда ибн Рушди), представителя аристотелизма, наложили глубокий отпечаток на средневековую европейскую философию, в которой аверроизм был весьма важным философским течением.

Арабо-мусульманская культура не создала пластических искусств, к которым относятся живопись и скульптура в европейском или античном понимании. Ведь ислам отрицательно относился к изображению любого живого существа в живописи и скульптуре, ведущему, как считается, к идолопоклонству. В исламской живописи царит орнамент и абстракция. Эквивалентами пластических искусств в арабо-мусульманской культуре были художественная каллиграфия и миниатюрная живопись. Искусство каллиграфии в мире ислама считалось самым благородным искусством, а каллиграфы имели свои "академии" и пользовались большим почетом. Каллиграфия - наиболее благородное визуальное искусство ислама - имеет функцию, аналогичную функциям икон в христианском искусстве, так как представляет видимое тело божественного Слова. В арабо-мусульманском мире каллиграфия широко использовалась в архитектуре и как средство передачи текста, и просто для украшения. Архитекторы порой покрывали целые стены дворцов и мечетей затейливой арабской вязью, стилизованными мотивами из растительного мира и геометрическими узорами.

Для мусульманского искусства (ковроткачество, архитектура, живопись, каллиграфия) характерны повторение выразительных геометрических мотивов, неожиданная смена ритма и диагональная симметрия. Типичным примером арабо-мусульманской художественной культуры является арабеска - специфический мусульманский орнамент. Арабеска благодаря чёткой ритмической основе имеет аналогии в арабской риторике и поэзии. В X в. здания стали украшать арабесками.

Как все виды мусульманской культуры, архитектура в странах Халифата развивалась на основе слияния арабских традиций с мест ными. В частности, арабы усвоили достижения эллинистического, римского и иранского зодчества. Шедеврами арабо-мусульманской архитектуры являются Тадж-Махал в Индии, голубая мечеть в Стамбуле, мечети и дворцы Самарканда и Исфахана, дворец Альгамбры в Гранаде, дворцы и мечети Кордовы. Орнаменты изразцов мусульманских зданий впоследствии использовались при создании знаменитых по всему миру персидских ковров. Развивалось искусство миниатюры, его вершиной считаются миниатюры багдадской школы XIII в. Миниатюры украшали рукописные, медицинские и астрономические труды, сборники сказок и басен, литературные сочинения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наука и философия древних греков дошли до европейцев в большей степени через мусульманских мыслителей. Многое из того, что традиционно принято считать достижениями европейской культуры, справедливее было бы отнести к достижениям мусульманской. Даже термин "гуманность", т.е. "человечность", впервые появился на мусульманском Востоке. Его автором был великий персидский поэт Саади (XIII в.).

 

www.historicus.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о