Контрольная работа по русскому языку, 9 класс. Сложное предложение
Контрольная работа
Прочитайте. Определите грамматические основы и начертите схемы предложений.
1. Ягненок дрожал мелкой дрожью и валился с ножек, когда его внесли в избу и опустили на пол. 2. Солнце всходило, но вместе с ним с востока шли облака, и как-то не светлело. 3. Изредка блеснет на солнце серебристой чешуйкой летучая рыбка, покажет черную спину играющий кит и шумно выпустит фонтан воды, высоко реет в воздухе темный фрегат (морская птица) или белоснежный альбатрос. 4. Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером. 5. Если бы я мог сбросить со счетов еще лет десять, то мне хватило бы времени написать еще и вторую повесть. 6. Даша прощалась с ним так, как прощаются навсегда.
Тестовые задания
1. В каком случае дано сложное предложение?
а) Каждый язык принадлежит обществу, известному общественному союзу.
б) Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век разнообразный тобой украсил я.
г) Подъезжая к крыльцу, заметил он выглянувшие из окон почти в одно и то же время два лица: женское в чепце, узкое и длинное, как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы.
2. Какое сложное предложение состоит из трех простых?
а) Жизнь страшна и чудесна, а потому, какой страшный рассказ ни расскажи на Руси, как ни украшай его разбойничьими гнездами, длинными ножичками и чудесами, он всегда отзовется в душе слушателя былью.
б) Некоторые магазины залиты светом, и кажется, что люди в них плавают, точно рыбы в воде аквариумов.
в) Я помню, что, когда вы, бывало, приезжали к нам на каникулы или просто так, то в доме становилось как-то свежее и светлее, точно с люстры чехлы снимали.
г) Окраска зверька до того походила на цвет коры, что если бы он оставался неподвижным, то его совершенно нельзя было бы заметить.
3. Какое сложное предложение состоит из четырех простых?
б) Я заметил, что, куда ни пойдешь, найдешь что-нибудь замечательное.
в) Мне захотелось броситься отцу на шею и, как учила Анисья, поклониться ему в ноги, но вид дачи с готическими окнами удержал меня.
г) Камю пришел в литературу с осознанием того, что жизнь бессмысленна, а небо пусто, и это в известной мере парализовало его гуманистические устремления.
4. Какое предложение является сложносочиненным?
а) Гейне создал «Зимнюю сказку» в Париже, там же Тургенев писал «Отцы и дети».
б) Едва начался декабрьский рассвет, Аночка вышла на улицу.
в) Глушь и дичь в пуще, однако чистые просеки делятся на правильные нумерованные квадраты.
г) Как он добрался сюда — уж этого никак не мог он понять.
5. Какое предложение является сложноподчиненным?
а) Я вам отвечу очень просто, поскольку мы уже друзья.
в) Нежнейшие оттенки цветов — красного, малинового, желтого и зеленого — раскрашивали облако, лучи каждое мгновение тоже меняли свою окраску.
г) То раздавались удары, то пели колеса.
6. Какое предложение является сложным бессоюзным?
а) Я не знаю, будет ли свидание.
б) Раз эти стихи написаны, я смотрю на них как на товар.
в) Как ни тепел был дождь, мы начали зябнуть.
г) Растительность песков богаче глинистых пустынь, поэтому пески издавна используются для выпаса овечьих отар.
7. Какое предложение является сложным с разными видами связи?
а) Истину нельзя рассказать так, чтобы ее поняли; надо, чтобы в нее поверили.
б) Не стоит сейчас даже и мечтать об этом, а то еще, пожалуй, начнешь страдать черной меланхолией.
в) Едва уехал командир дивизии, как началась стрельба из малокалиберных пушек, что было совершенной неожиданностью.
multiurok.ru
Контрольная работа в 9 классе по теме Сложное предложение
Контрольная работа в 9 классе по теме «Сложные предложения»
1 вариант
I. Найдите сложноподчиненное предложение.
1) Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.
2) В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.
3) Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.
4) В ком добра нет, в том правды мало.
На речной пойме, заливаемой в половодье, бывают богатые урожаи кукурузы.
III. Составьте из двух простых предложений возможные варианты сложноподчиненных, укажите вид придаточных.
Вечерняя заря погасла. Мы вернулись из леса.
IV. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.
1) Я рассказал, где прошло мое детство.
2) Я поехал туда, где прошло мое детство.
3) Я побывал в городе, где прошло мое детство.
V. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) Была минута, в которую он так сильно вздрогнул, что Ольга вскрикнула, думая, что он сорвется.
2) Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда над головой светят звезды и все в лесу примолкает.
3) На задаваемые вопросы Дерсу объяснял, что если в тихую погоду туман поднимается кверху, непременно надо ждать затяжного дождя.
VI. Спишите предложения, расставьте знаки препинания.
1) Пишут мне что ты тая тревогу загрустила шибко обо мне что ты часто ходишь на дорогу в старомодном ветхом шушуне.
2) Таким образом противник сам для себя создает обстановку в которой если мы без колебания будем решительны и смелы он сам подставит нам для разгрома свои главные силы.
VII. Допишите сложноподчиненные предложения. Укажите вид придаточного.
1) Вы убеждены в том …
2) … что слушали, не проронив ни слова.
3) С тех пор как мы поселились у озера …
VIII. Укажите в каких предложениях не нужна запятая перед союзом и.
1) Он обхватил стакан обеими руками, чтобы согреть пальцы, и долго молчал.
2) Дядя поднял голову, и, словно только что проснулся, повел кругом глазами.
3) Он понял, что разговор окончен, и что мы не сможем проститься с ним.
2 вариант
I. Найдите сложноподчиненное предложение.
1) Ямщик был в таком же изумлении от его щедрости, как и сам француз от предложения Дубровского.
2) Завтра, как сообщают все источники информации, начинается важный форум европейских государств.
3) Кто виноват из них, кто прав, судить не нам.
4) Секунду он молчал, мать тоже смотрела на него молча.
II. Замените простое предложение сложноподчиненным.
Леса – это исполинские лаборатории, вырабатывающие кислород и улавливающие ядовитые газы и пыль.
III. Составьте из двух простых предложений возможные варианты сложноподчиненных, укажите вид придаточных.
На небе замигали первые звезды. Я снова отворил окно и стал звать Максимыча.
IV. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным изъяснительным.
1) Мы вышли на поляну, где рос огромный дуб.
2) Он привык к мысли, что лучшее впереди.
3) Молодость привлекает тем, что имеет будущее.
4) Он пошел туда, где узкой полоской чернел лес.
V. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) Тут Чичиков вспомнил, что если приятель приглашает к себе в деревню за пятнадцать верст, то в ней есть верных тридцать.
2) От того, точно ли выражаем мы свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты.
3) Собаки переплыли на другую сторону, но видя, что мы не переходим, вернулись обратно.
VI. Спишите предложения, расставьте знаки препинания.
1) Мы свернули налево, думая что может быть хоть там есть кто-то.
2) Долголетним военным опытом Кутузов знал и старческим умом понимал что руководить сотнями тысяч человек борющихся со смертью нельзя одному человеку что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего не место на котором стоят войска а та неуловимая сила называемая духом войска и он следил за этой силой и руководил ею насколько это было в его власти.
VII. Допишите сложноподчиненные предложения.
1) Читая пушкинские стихи, понимаешь …
2) … бойцы за ним в огонь и в воду пойдут.
3) Девушка так мило улыбалась …
VIII. Укажите, в каком предложении как употреблено для соединения частей сложноподчиненного предложения.
3 вариант
1) Марья Кирилловна сидела как на иголках.
2) Илюше иногда, как резвому мальчику, так и хочется все переделать самому.
3) Чичиков взглянул на его спину, широкую, как у вятских приземистых лошадей.
4) Знаете, как он принимает в Петербурге?
I. Укажите сложноподчиненное предложение.
1) Истина необходима человеку так же, как слепому поводырь.
2) Мост снесло во время половодья, и поэтому нам пришлось делать большой крюк.
3) Аист, как говорит народное поверье, стережет счастье.
4) Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.
II. Замените простое предложение сложноподчиненным.
Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.
III. Составьте из двух простых предложений возможные варианты сложноподчиненных, укажите вид придаточных.
Я учился в школе. Мой брат уже работает на заводе.
IV. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.
1) Это и была школа, куда меня направили.
2) Я узнал, куда меня направили.
3) Я приехал туда, куда меня направили.
V. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) В то время как мы готовили материалы экспедиции, начальник отряда договаривался с проводниками
2) Слышно было, как над полем пел жаворонок и как вдали куковала кукушка.
3) Я ждал ее рассказа и молчал, боясь, что если я спрошу ее о чем-либо, она опять отвлечется в сторону.
VI. Спишите предложения, расставив знаки препинания.
1) Я накинул на плечи шинель потому что несмотря на теплый день озяб от холода и усталости и пошел искать машину.
2) Дрон был один из тех крепких физически и нравственно мужиков которые как только войдут в годы обрастают бородой так и живут до шестидесяти-семидесяти лет без единого седого волоса.
VII. Допишите сложноподчиненные предложения. Укажите вид придаточного.
1) Я посмотрел в окно и увидел … и мне показалось …
2) Лишь только появилась первая трава …
3) … что чуть не упал в воду
VIII. Укажите, в каком предложении не нужна запятая перед союзом и.
1) Едва рассвело, нас разбудили, и мы отправились в путь.
2) Слышно было, как гудели машины, как позванивали трамваи, и разговаривали люди.
3) Варя крепко заперла балконную дверь, так как холодало к рассвету, и всю остальную ночь не сомкнула глаз.
4) Наученный опытом, я понял, что тропа эта звериная, и, опасаясь, как бы она не завела меня куда-нибудь далеко в сторону, бросил ее.
4 вариант
I. Укажите сложноподчиненное предложение.
1) Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринужденно, как на Невском проспекте.
2) Как только занималась заря и как только звери заводили свой разноголосый концерт, старички уже сидели за столиком и пили кофе.
3) Все, за исключением Вари, громко аплодировали певцам.
4) Дома царила гнетущая атмосфера, и потому у всех было мрачное настроение.
II. Замените простое предложение сложноподчиненным.
В местах с уничтоженным лесом земля заболевает бесплодием и сухими язвами оврагов.
III. Составьте из двух простых предложений возможные варианты сложноподчиненных, укажите вид придаточных.
Дорогу размыло дождем. По краям образовались глубокие рытвины.
IV. Укажите предложения с придаточным определительным.
1) Письмо, что ты мне написал, меня воодушевило.
2) Недаром говорится, что дело мастера боится.
3) Когда на душе горе, то тяжело без людей.
4) Воздух был полон острой свежестью, которая бывает после грозы.
V. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) Когда утомленные ходьбой, они воротились в свою коморку, из штаба прислали вестового, сообщившего, что связь налажена.
2) Дети знают, что такое благодарность, и умеют сохранять ее надолго.
3) Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса.
VI. Спишите предложения, расставьте знаки препинания.
1) Паншин навел речь на выгоды сахароварства о котором недавно прочел две французские брошюрки и с спокойною скромностью принялся излагать их содержание не упоминая впрочем о них ни единым словом.
2) Одни только грачи состарившиеся в степи покойно носились над травой или же равнодушно ни на что не обращая внимания долбили клювами черствую землю.
VII. Допишите сложноподчиненные предложения.
1) Я так долго не получал писем от друга …
2) … будто долго жила в Англии.
3) Мне хочется рассказать о книге …
VIII. Укажите, в каком предложении слово как употреблено для соединения частей сложноподчиненного предложения.
1) Вскоре, как выражаются охотники, собака легла на след.
2) Этот ученик, как прекрасный физик, часто участвует в олимпиадах.
3) Как на тебя ни взглянешь, а воды все твои текут.
4) Нет отдыха, мечусь как словно угорелый.
infourok.ru
Контрольная работа по теме «Сложные предложения» (9 класс)
« ____ »______________20___г.
Контрольная работа
по ликвидации академической задолженности за 3 четверть по русскому языку
ученика 9 Б класса _____________________________________________________________
Тема «Сложноподчинённое предложение».
Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, укажите главные и придаточные предложения, средства связи. Определите тип придаточного, составьте схему.
1. Песчаная дорога ведет к мостику под которым сочится и журчит невидимая речка.
___________________________________________________________________________________________
2. Погода была холодная ветреная так что сугробы намело выше окон.
___________________________________________________________________________________________
3. Говорят что человеку время от времени полезно пожить в одиночестве.
___________________________________________________________________________________________
4. В тёмных окнах где кротко мерцали лампады был разлит безмятежный покой.
___________________________________________________________________________________________
5. Здесь где на черных густых прогалинах обозначились резкими пятнами проблески лунного света ему захотелось вернуть прошлое. _________________________________________________________________
6. Она много говорила чтобы занять гостей а сама искоса посматривала на мужа.
__________________________________________________________________________________________
7.Теперь когда все было кончено не имело смысла сердиться.
__________________________________________________________________________________________
8. Наш пароход тащили два буксира несмотря на то что он сам работал полным ходом.
__________________________________________________________________________________________
9. Уместно будет напомнить что язык создается народом.
__________________________________________________________________________________________
10. Я строго рассчитал время чтобы успеть на урок.
__________________________________________________________________________________________
Тема «СПП с несколькими придаточными».
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматическую основу в каждом предложении. Начертите схемы, определите вид подчинения.
1. Хотя фронт пр..двинулся к самому каналу ш..стая батарея оставалась маленьким островком до к..торого в полной мере не док..тилась тяж..лая в..лна в..йны.__________________________________________________
2. Только т..перь увидел Фрол что совсем рассв..ло что у синего подножия утёса над светлихой к..чаются белые пол..сы тумана что камни на б..регу стали сизыми от утре(н,нн)ей р..сы.
____________________________________________________________________________________________
3. Была минута в к..торую он так сильно вздрогнул что Ольга вскрикнула.
____________________________________________________________________________________________
4. К..гда у м..ня в руках новая книга я чу..ствую что в м..ю жизнь в..шло что(то) ж..вое.
____________________________________________________________________________________________
5. Я до сих пор помню сколько разоч..рования пр..нёс мне мой первый и единственный орёл к..торого я из жалости пр..обрёл в бродячем зверинце.
____________________________________________________________________________________________
Тема «Бессоюзное сложное предложение».
Подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
1. Я выглянул из кибитки всё было мрак и вихорь.
2. Слабо шурша падали шишки вздыхая шумел лес.
3. Распахнули окна запах сосен вступил в веранду.
4. Будешь думать о хорошем мысли созреют в добрые поступки.
5. Страшная мысль мелькнула в уме моём я вообразил её в руках разбойников.
6. Я взглянул в окно и заметил кто-то вторично пробежал мимо сарая и скрылся бог знает куда.
7. Оживает природа дни синие снег пахнет землёй по небу стрелами носятся птицы.
8. Ветер первую зелень качает прошлогодние мнет камыши.
9. Придёт беда не пойдёт на ум еда.
10. Льётся тёплый воздух в комнаты шумят воробьи на сирени.
Критерии оценивания аттестационной работы.
За каждое правильно выполненное задание выставляется 1 балл. Баллы, полученные за верно выполненные задания, суммируются. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
При использовании 100% системы оценивания (тесты) перевод в 5-балльную систему осуществляется следующим образом:
Ключи к контрольной работе по русскому языку.
Тема «Сложноподчинённое предложение».
Песчаная дорога ведет к мостику, под которым сочится и журчит невидимая речка.(прид. определ.)2.
Погода была холодная, ветреная, так что сугробы намело выше окон.(обст. следств.)
3.
Говорят, что человеку время от времени полезно пожить в одиночестве. (прид. изъяснит.)
4.
В тёмных окнах, где кротко мерцали лампады, был разлит безмятежный покой. (прид. определит.)
5.
Здесь, где на черных, густых прогалинах обозначились резкими пятнами проблески лунного света, ему захотелось вернуть прошлое. (обстоят. места)
6.
Она много говорила, чтобы занять гостей, а сама искоса посматривала на мужа. (обстоят. цели)
7.
Теперь, когда все было кончено, не имело смысла сердиться. (обстоят. времени)
8.
Наш пароход тащили два буксира, несмотря на то что он сам работал полным ходом. (обстоят. уступки)
9.
Уместно будет напомнить, что язык создается народом. (прид. изъяснит.)
10.
Я строго рассчитал время, чтобы успеть на урок. (обстоят. цели)
Тема «СПП с несколькими придаточными».
Параллельн.2.
Однородн.
3.
Последоват.
4.
Параллельн.
5.
Последоват.
Тема «Бессоюзное сложное предложение».
Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь.2.
Слабо шурша, падали шишки; вздыхая, шумел лес.
3.
Распахнули окна — запах сосен вступил в веранду. (когда)
4.
Будешь думать о хорошем — мысли созреют в добрые поступки.(условие)
5.
Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников.
6.
Я взглянул в окно и заметил: кто-то вторично пробежал мимо сарая и скрылся бог знает куда.
7.
Оживает природа: дни синие снег пахнет землёй по небу стрелами носятся птицы. (а именно)
8.
Ветер первую зелень качает, прошлогодние мнет камыши.
9.
Придёт беда — не пойдёт на ум еда.
10.
Льётся тёплый воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
infourok.ru
Контрольная работа по теме «Сложное предложение» 9 класс
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
1 вариант
I. К заданию 11 ОГЭ
1.Укажите количество ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ в предложении 16.
(16) Они, конечно, не единственные, кто умеет превращаться, но в этом видоизменении особенно разительна разница между похожей на червяка прожорливой гусеницы и яркой, порхающей в небе бабочкой.
2.Укажите количество ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ в предложении 16.
(16) Современный Театр трансформируется, вбирает в себя другие виды искусств, и потому появляются экспериментальные театры, студии, мастерские с необычной режиссурой, интересными актёрами, создаются коллективы со своим оригинальным стилем, своей концепцией, своим мироощущением.
3.Укажите количество ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ в предложении 11.
(11) Второй тип — это загрязнения, разрушаемые биологическими процессами, такие, как бытовые сточные воды, которые легко разлагаются естественным образом или на городских станциях по очистке сточных вод, где естественные процессы разложения и восстановления усиливаются.
4.Укажите количество ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ в предложении 20.
(20) Прошло уже не одно столетие, а замечательное искусство Хохломы живёт и продолжает радовать людей, оно сумело выдержать конкуренцию и донести традиции этого ремесла до наших дней.
5.Укажите количество ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ в предложении 22.
(22) А наш мир так же сложен и уязвим, как паутина: стоит коснуться одной паутинки, как непременно дрогнут все остальные.
II. К заданию 12 ОГЭ
6. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Варенька воткнула иголку в шитье и повернула голову к двери, (1) кажется, (2) угадывая наперед, (3) кто должен войти. (М.Авдеев)
7. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
А пароход подходил все ближе. Черный, (1) кряжистый, (2) точно скала,(3) он все же казался малым для этой реки, (4) терялся в ее светлой равнине, (5) хотя рев его, (6) подобно урагану, (7) сотрясал кедры на горах. (Р.Фраерман)
8. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Сперва Решетников просто рассматривал закат, (1) удивляясь, (2) как это он не заметил раньше всей его красоты. Но вскоре смутные, (3) ускользающие мысли неясной чередой поплыли в его голове под низкий, (4) мощный гул моторов, (5) торжественный, (6) как органный аккорд. (Л.Соболев)
9. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) в сложносочиненном(-ых) предложении.
Цель далека и несбыточна, (1)а преступление реально;(2) оно ужасно и ничем не может быть оправдано.
10. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) в сложносочиненном(-ых) предложении.
Когда я учился в школе,(1) а потом в университете, мне казалось,(2) что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке,(3) как бы в ином мире,(4) и меня будут окружать совсем другие люди.
III. К заданию 13 ОГЭ
11.Среди предложений 1—16 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.
(1)В современном обществе целый океан проблем. (2)0ни обступают нас всюду, и по какой дорожке ни пойдёшь, возникают новые. (3)Возьмём вопрос о чтении — на уроке, домашнем. (4)0 том, много ли читают, как читают, как относятся к книге. (5)Тоже дело очень сложное. (6)Сейчас, по моим наблюдениям, читают гораздо меньше, чем 25—30 лет назад. (7)Я помню годы войны, когда я мальчишкой оказался в эвакуации, в тылу, в особых больничных условиях. (8)Какой великой ценностью была для нас книга! (9)Готовы были выменять её на любую мальчишескую радость — на марки, на рогатки, да на что угодно. (10)Причём выменять не в личное пользование, а только почитать. (11)Уже это было счастьем. (12)Наиболее популярными мальчишками среди нас были те, кто умел пересказать книгу, которую никто не видел в глаза. (13)Те, кто мог рассказывать «Трёх мушкетёров», «Всадника без головы» и … «Войну и мир». (14)Да-да, «Войну и мир», это серьёзнейшее произведение, я услышал в рассказах мальчика одиннадцати лет.(15)В десять лет я прочитал «Мёртвые души» Гоголя и «Коварство и любовь» Шиллера. (16)Не могу сказать, что я многое понял, но я до сих пор представляю себе какие-то сцены из Шиллера.
12.Среди предложений 9—14 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным неоднородным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.
(9)Многие при изучении наук преследуют только одни материальные выгоды, и в их осознании достижение известного «образования» всегда соединяется с получением материальных преимуществ. (10)В этом случае «плоды учения» ещё более очевидны. (11)Если человек достиг известного положения в обществе, если он обеспечил себе безбедное существование, то «сладкий плод» учения становится для него прямой реальной действительностью. (12)Но можно нередко встретить таких людей, которые, по своей ли вине или просто из-за дурных условий существования, не получив в молодости достаточного образования, вступили в жизнь без всяких познаний и подготовки для деятельности в качестве полезного члена общества. (13)Эти люди, если они не испытали всех трудностей первых лет учения по своей лености, всегда упрекают самих себя и начинают «учиться» уже в зрелых годах. (14)Пока не сделаются образованными, они не могут рассчитывать на те выгоды и ту пользу, которую другие люди получают после многих лет труда и лишений’ ради образования.
IV. К заданию 14 ОГЭ
13. Среди предложений 24-30 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(24)Тридцать лет прошло с тех пор, но я до сих пор помню тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (25)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших. (26)А эта книга… (27)Колька, да я отдал бы тебе всю библиотеку! (28)Да мы бы всё тебе отдали… (29)Но только ты сгорел в танке под Кандагаром, когда я учился на втором курсе университета. (30)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, никогда не отнимай того, что у тебя просят.
14. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
– (1)Няня, где Жучка? – спрашивает Тёма. – (2)Жучку в старый колодец бросил какой-то ирод, – отвечает няня. – (3)Весь день, говорят, визжала, сердечная… (4)Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове. (5)У него мелькает масса планов, как спасти Жучку, он переходит от одного невероятного проекта к другому и незаметно для себя засыпает. (6)Он просыпается от какого-то толчка среди прерванного сна, в котором он всё вытаскивал Жучку, но она срывалась и вновь падала на дно колодца.
15. Среди предложений 39-44 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(39)Дождавшись, когда мальчишки скрылись на лестнице, выходит на двор Гоша. (40)Оглядывается, протягивает Верочке голубой блестящий флакон. (41)Гоша немного сердит: он не хотел брать этот флакон, выносить его потихоньку, но Верочка заставила. (42)Ей, видите ли, своя прихоть дороже. (43)И Гоша теперь сердит и почти свысока разговаривает с Верочкой: (44)«На, смотри, если хочется…»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
2 вариант
I. К заданию 11 ОГЭ
1.Укажите количество ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ в предложении 3.
(3) Он бросился на выставку, с ходу врезался в плотную толпу посетителей и увидел, что картина «Золотой плёс», принадлежащая Третьяковской галерее, вся покрылась волнами.
2.Укажите количество ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ в предложении 11.
(11) Спасая этих птиц, нужно создавать специальные заповедники, где можно их выращивать таким образом, чтобы потом выпускать в природу.
3.Укажите количество ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ в предложении 12.
(12) История сохранила немало свидетельств того, как во Франции и Германии женщины, обвиняемые в колдовстве, признавались под пытками, будто они принимали облик чёрных кошек, чтобы творить колдовство.
4. Укажите количество ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ в предложении 10.
(10) Такой полёт сопровождается свистом, поэтому людям кажется, что над головой пронеслось звено реактивных истребителей.
5.Укажите количество грамматических основ в предложении 9.
(9) Концентрация вредных веществ в озере стала опасной для его обитателей, сбросы повлекли за собой гибель рыбы, а газовые выбросы привели к гибели тайги: стали усыхать наиболее чувствительные к загрязнению пихтовые деревья, а сорок тысяч гектаров леса погибло безвозвратно.
II. К заданию 12 ОГЭ
6. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Лейтенант Огарков, (1) верхом на белом коне, (2) обогнал идущих по дороге солдат и вскоре миновал небольшую возвышенность, (3) на склоне которой полуголые люди, (4) обливаясь потом, (5) рыли новый оборонительный рубеж. (Э.Казакевич)
7. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, (1) когда трава на рассвете покрывается инеем, (2) как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, (3) залезал в нее и всю ночь спал в стогу, (4) будто в запертой комнате. (К.Паустовский)
8. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Ростом Оля была чуть пониже меня. У нее были светлые длинные волосы, (1) заплетенные в одну толстую косу, (2) и серые строгие глаза. Когда Оля улыбалась, (3) эта строгость моментально исчезала. (Е.Коковин)
9. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложносочинённого предложения.
Я считаю,(1) что каждый человек имеет свою определенную миссию,(2) но не все эту миссию выполняют.
10. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.
Человек рождается,(1) и первая забота о нем – матери;(2) постепенно (уже через несколько дней) вступает в непосредственную связь с ребенком забота о нем отца (до рождения ребенка забота о нем уже была,(3) но была до известной степени «абстрактной» – (4)к появлению ребенка родители готовились, мечтали о нем).
III. К заданию 13 ОГЭ
11.Среди предложений 8—16 найдите сложное предложение, в котором есть только параллельное соединение придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.
(8)Самое великое в природе, то, что определяет и решает как таковую нашу судьбу, происходит бесшумно…
(9)А человек шумит. (10)Он шумит спозаранку и допоздна, преднамеренно и непреднамеренно, работая и развлекаясь. (11)И этот шум никак не соотносится с достигаемым благодаря ему результатом. (12)Так и хочется сказать, что шум составляет «привилегию» человека в мире, ибо всё, что природа даёт нашему слуху, — это таинственный и многозначительный звук, а не назойливый и пустой шум. (13)Поражённые и захваченные, стоим мы, когда свой голос поднимает гром, вулкан или ураган, и внимаем этому голосу, который вознамерился сказать нам нечто величественное. (14)Рокот Рейнского водопада или моря, обвалы горной лавины, шёпот леса, журчанье ручья, пение соловья мы слышим не как шум, а как речь или песню родственных нам, но таинственных сил. (15)Грохот трамваев, треск и шипение фабрик, рёв мотоциклов, визг тормозящих автомобилей, хлопанье кнута, отбивание косы, резкие звуки мусорных машин и, ах, так часто… рёв радио — это шум, докучливый шум, так ничтожно мало значащий в духовном смысле. (16)Шум присутствует везде, где звук мало значит или вовсе ничего не значит, где громыхание, свистение, жужжание, гудение, рёв, проникая в человека, мало что дают ему.
12.Среди предложений 10—17 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.
(10)Я долго плакала, когда закончила читать повесть, и это были просветлённые, благодарные слёзы. (11)Я чувствовала себя счастливой и потому, что Марина Голубицкая написала эту прекрасную повесть о чудесном человеке, и потому, что жил этот человек — Елена Николаевна — в Перми, моём городе! (12)А более всего меня радовала мысль, что на самом деле «время — честный человек». (13)Как любила учительница своих учеников! (14)И они отплатили ей взаимностью! (15)Когда Елена Николаевна оказалась за границей, где страдала от ностальгии, одиночества и болезней, ученики писали, приезжали, помогали, снова писали, снова приезжали…
(16)Я помню, как мы однажды в школе рабочей молодёжи вели с Еленой Николаевной долгий разговор о «Вишневом саде». (17)Она говорила: «У Лопахина есть умение жить, но нет культуры, а у Раневской есть культура, но совершенно нет умения жить».
IV. К заданию 14 ОГЭ
13. Среди предложений 3-7 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
(3)Одной стороной хата стояла на краю обрыва, и кривая тропинка, сбегая вниз, приводила к заброшенному колодцу. (4)Яков сидел у раскрытого окна на низенькой скамеечке перед изрезанным сапожным ножом столиком и, склонившись, тачал сапоги. (5)Иоська, размахивая руками, что-то весело рассказывал отцу, на щеке его вспрыгивала лукавая ямочка. (6)Отец и сын сидели в единственной, но очень просторной комнате с огромной русской печкой. (7)Осторожно войдя в сени и заглянув в комнату, Динка остановилась от неожиданности.
14. Среди предложений 8-14 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
8)А вот совсем другое дело – кинотеатр «Арс», плохонький сарайчик на площади. (9)Там неудобные деревянные сиденья, там сидят в пальто, там мусор лежит на полу. (10)Там не встретишь «завзятых театралов», принаряженных дам, заранее оскорблённых тем, что они, люди приличные, вынуждены три часа провести в обществе ничего не смыслящих профанов. (11)Там толпа вваливается и рассаживается, гремя сиденьями и распространяя кислый запах сырых пальто. (12)Сейчас начнут. (13)Это – счастье. (14)Это – кино.
15. Среди предложений 6-11 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(6)Корольков лежал у себя в комнате на диване и думал о том, что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда – с дочерью. (7)Она командует, унижая её. (8)И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок. (9)Корольков знал по себе: от него тоже можно чего-то добиться только лестью. (10)Лесть как бы приподнимала его возможности, и он стремился поднять себя до этого нового и приятного ему предела. (11)Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретрухи».
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
3 вариант
I. К заданию 11 ОГЭ
1. Укажите количество ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ в предложении 1.
(1) Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой.
2.Укажите количество ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ в предложении 1.
(1)Дядя Саша, расстегнув плащ, из-под которого сверкнула на пиджаке красная орденская звездочка, достал из бокового кармана сигарету и, раскурив ее в затишке, за кабиной, продолжал отрешенно глядеть на бегущую встречь дорогу.
3.Укажите количество ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ в предложении 59.
(59)Но эти слова обожгли старого немца, он отошёл, сел на развалинах, уронив на колени миску с недоеденной кашей.
4.Укажите количество ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ в предложении 28.
(28)Глаза были чистые, светлые, как голубое майское небо, умытое первым весенним дождем…
5.Укажите количество ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ в предложении 23.
(23)Она так торжествовала, так радовалась, найдя меня живым, что оказаться мёртвым было бы просто стыдно.
II. К заданию 12 ОГЭ
6. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
И вдруг будто холодным сквозняком пахнуло в зале. Лица экзаменаторов вытянулись, (1) кое-кто из них поморщился, (2) и Ульянов обнаружил, (3) что никто на него уже не смотрит. Взгляды всех устремились поверх его головы, (4) туда, (5) где вход в зал. (Н.Григорьев)
7. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Поезд шел в юго западном направлении, (1) туда, (2) где климат, (3) естественно, (4) мягче, (5) хотя зима не сдала еще своих позиций. (С.Вашенцев)
8. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Тут, (1) в комнате прислуги, (2) я точно попала, (3) наконец, (3) в свое общество, (4) нашла в себе мгновенно точку опоры, (5) решила, (6) что больше сюда не приду, (7) и от всего сердца расцеловала Аксюшу. (М.Пришвин)
9. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.
Уважение –(1) это усиление Человека,(2) а для личности это бывает не всегда приятно.
10. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.
Вы избегаете общения с этим человеком,(1) но при этом получается так,(2) что ваша обида обернётся против вас самих же.
III. К заданию 13 ОГЭ
11.Среди предложений 13—20 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.
(13)Главное, наверное, было в его любви — к людям, к литературе и прежде всего к детям. (14)А знаменитые маршаковские беседы с чем-то заинтересовавшими его людьми (чаще всего с литераторами) — восторженными откликами на них полны воспоминания о Самуиле Яковлевиче?..
(15)Одну из самых сильных страниц в творческой биографии Маршака приоткрыл Борис Полевой, в ту пору — главный редактор журнала «Юность». (16)Он уже слышал, что Маршак еле жив, что врачи борются даже не за дни, а за часы его жизни… (17)И вдруг звонок у него в редакции: «С вами хочет говорить Самуил Яковлевич». (18)Полевой не поверил. (19)Решил, что его разыгрывают.
«(20)И тут я слышу то, — вспоминает он, — что сразу убеждает меня, что я говорю с настоящим Маршаком, с поэтом, находящимся при смерти:
12.Среди предложений 5—13 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.
(5)Я знал сверхсилача, который за всю свою долгую богатырскую жизнь никого не тронул пальцем, никому не желая зла. (6)Душевная сила и благородство идут рука об руку, и это объясняет, почему в наше время благородство стало снова востребованным, ценимым и настолько широко практикуемым, что подчас превращается чуть ли не в массовую профессию.
(7)В армиях спасения умный риск и истинное благородство неразделимы. (8)Ремесло спасения естественным образом фильтрует людей по их душевным качествам. (9)В результате долго в спасателях задерживаются только сильные люди, способные защитить слабого, попавшего в беду. (10)Так, желающим попасть на работу в отряд «Центроспас» недостаточно иметь за плечами безукоризненное военное или спортивное прошлое и владеть необходимым набором специальностей. (11)«Добро» медкомиссии ещё не является залогом успеха. (12)Почти тысяча правильно выбранных ответов психологического тестирования тоже не гарантирует кандидату места в штате элитного подразделения. (13)Новичку необходимо доказать будущим коллегам в процессе стажировки, что на него в любой ситуации можно положиться, что он проявляет доброту и терпимость, необходимые в их ежедневных миссиях.
IV. К заданию 14 ОГЭ
13. Среди предложений 29-35 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(29)Отец и мама, мне кажется, очень довольны, что я невысокий. (30)Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался. (31)Но я не хочу! (32)Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. (33)Я сказал об этом родителям. – (34)Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре. (35)Какой добрый, а! – воскликнул отец.
14. Среди предложений 15-19 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
(15)Нечем, говорит, чинить то, что требуется, потому давайте колокола снимать. (16)Встревает тут Федосья, баба из П ý стыни: (17)«У Пожалостиных в доме старухи по медным доскам ходят. (18)Что-то на тех досках нацарапано – не пойму. (19)Эти доски и пригодятся».
15. Среди предложений 1-7 найдите сложные предложения с бессоюзной связью между частями. Напишите номера этих предложений.
(1)В первый год моей жизни, в день какого-то праздника, по старому поверью, родители мои устроили гадание: они разложили крест, детскую саблю, рюмку и книжку. (2)К чему первому притронусь, то и предопределит мою судьбу. (3)Принесли меня. (4)Я тотчас потянулся к сабле, потом поиграл рюмкой, а до прочего не хотелось дотрагиваться. (5)Рассказывая мне впоследствии об этой сценке, отец смеялся: «(6)Ну, думаю, дело плохо: будет мой сын рубакой и пьяницей!» (7)Старинное это гаданье, однако, и сбылось, и не сбылось.
multiurok.ru
Тест по русскому языку Понятие о сложном предложении 9 класс
Тест по русскому языку Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания 9 класс с ответами. Тест включает 2 варианта, в каждом 3 части. В части А — 5 заданий, в части В — 2 задания, в части С — 1 задание.
Вариант 1
Часть А
А1. Укажите сложное предложение.
1) Тяжёлая туча, низко повисшая на востоке, одна только боролась с сияющим торжеством нарядного летнего утра.
2) Молодой берёзовый лес был окутан, точно тонкой кисеёй, лёгким покровом тумана.
3) Солнце, склоняясь к закату, принимало красноватый свет.
4) Солнце ещё не всходило, но половина неба была уже залита бледным розовым светом.
А2. Укажите сложное союзное предложение.
1) Трое суток не смолкала буря, и у нас сорвало обе мачты и все паруса.
2) Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая, угрюмая, прошлась по комнате.
3) Узкая дорога обрывалась то в песчаные ямы, то в непроходимые болота.
4) Парень стоял и стоял, словно в стороне от суматохи.
А3. Укажите предложение с разделительным знаком препинания.
1) Дом, который стоял на берегу, принадлежал старому бакенщику.
2) Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо.
3) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.
4) Ямщик свистнул, и лошади поскакали.
А4. Укажите предложение с выделительным знаком препинания.
1) Известно, что слоны в диковинку у нас.
2) Наступила ночь, и в лагере пришла тишина.
3) Дед был прав: к вечеру пришла гроза.
4) Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен.
A5. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Я с жадностью (1) читаю Тургенева (2) и удивляюсь (3) как у него всё понятно (4) просто (5) и по-осеннему прозрачно.
1) 1, 2, 5
2) 3, 4
3) 2, 3, 5
4) 1, 4
Часть В
В1. Выпишите из предложения грамматические основы.
Пойми, что рядом с тобой человек развивается.
В2. Какие знаки употреблены в предложении — выделительные или разделительные? Ответ запишите.
Земля, казалось, во много раз увеличивала силу своего притяжения.
Часть С
С1. Расскажите о выделительных и разделительных знаках препинания.
Вариант 2
Часть А
А1. Укажите сложное предложение.
1) За окном медленно падал снежок, и снежный, ясный свет лежал на стенах комнаты.
2) Цель творчества — самоотдача, а не шумиха, не успех.
3) Околдованный необычными звуками леса, он открыл глаза.
4) Моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике.
А2. Укажите сложное союзное предложение.
1) Несмотря на все невзгоды и трудности, он сохранил в себе что-то детское.
2) Сумрак беседки, шаги по песку, тихий смех — всё вдруг представилось ему.
3) Спой мне песню, как синица тихо за морем жила.
4) Горы, освещённые робкими ещё лучами солнца, туманились в нежной дымке.
А3. Укажите предложение с разделительным знаком препинания.
1) Внезапно раздался голос какой-то птицы, резкий и пронзительный.
2) Солнце, ярко сверкавшее над степью, постепенно садилось за горизонт.
3) Каждый день, часов в девять вечера, к нам приходят гости.
4) Было так тихо, что издалека слышался треск ломающейся от мороза земли.
А4. Укажите предложение с выделительным знаком препинания.
1) Не знаю, что стало со мною, душа моя грустью полна.
2) Если за день не узнал ничего нового, день прошёл напрасно.
3) Я надеялся, что эта история скоро забудется.
4) Рассказы Грина опьяняли, как душистый воздух.
A5. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Ему нездоровилось (1) однако (2) он всё-таки приехал (3) чтобы проститься (4) с друзьями.
1) 1, 3
2) 1, 2
3) 2, 3
4) 1, 4
Часть В
В1. Выпишите из предложения грамматические основы.
Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною?
В2. Какие знаки употреблены в предложении — выделительные или разделительные? Ответ запишите.
Солнечный свет, падавший на листву рядом с кустами шиповника, казался холодным и бледным.
Часть С
С1. Расскажите о выделительных и разделительных знаках препинания.
Ответы на тест по русскому языку Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания 9 класс
Вариант 1
А1-4
А2-1
А3-4
А4-1
А5-2
В1. пойми, человек развивается
В2. выделительные
Вариант 2
А1-1
А2-3
А3-4
А4-4
А5-1
В1. скажи, что сбудется
В2. выделительные
testytut.ru
Контрольная работа по русскому языку для 9 класса за I полугодие по теме «Сложное предложение»
Контрольная работа по русскому языку за I полугодие в 9 классе
I вариант
I.Распределить предложения в три столбика 1) простые, 2) ССП, 3) СПП, подчеркните грамматические основы, выделите союзы.
1.Звёзды уже начинали бледнеть, и небо серело. 2.Покрытая багровым облаком, всходила луна и еле-еле освещала дорогу. 3.Артиллеристы сколотили плот и вкатили на него пушку.4. Улица, по которой он теперь шёл, была по обеим сторонам обсажена липами. 5.Слепой знал, что в комнату смотрит солнце. 6.Алёша попытался уснуть, но внезапно налетела буря. 7.Охотник пробирался к глухарям очень тихо.
II.Выполнить синтаксический разбор сложноподчинённого предложения
Теперь только разглядел он, что возле огня сидели люди.
III.Выпишите сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными, составьте из схемы.
а) Нужно серьёзно готовиться к урокам в течение года, чтобы успешно сдать экзамены.
б) Я попросил друга, чтобы он не опаздывал.
в) Речка так блестит и сверкает, что глазам больно.
г) Я не знал, что ему ещё сказать.
д) Я увидел в тот день то, что меня окончательно разочаровало.
е) Мы так и не узнали в тот вечер, кто оказался победителем.
ж) Тот, кто верит в себя, в свои силы, всегда побеждает.
IV. Списать предложения, определить вид придаточного предложения.
( Определительное, изъяснительное, обстоятельственное)
а) Реденький лес, куда они вскоре вошли, тоже оделся молодой листвой.
б) Теперь был такой час, когда семья сидела за чаем.
в) Мы и не заметили, как фильм закончился.
г) Над дачей, где мы отдыхали в это лето, постоянно пролета ли самолёты.
д) Я тотчас пошёл туда, куда мне указал прохожий
Контрольная работа по русскому языку за I полугодие в 9 классе
II вариант
I.Распределить предложения в три столбика 1) простые, 2) ССП, 3) СПП, подчеркните грамматические основы, выделите союзы.
1) Вот наступит октябрь, и покажутся вновь журавли. 2) Я слышу печальные звуки, которых не слышит никто. 3) И стало слышно, как над крышей тоскливо воют провода. 4) Мы были несколько озадачены и раздосадованы
5) Я люблю, когда шумят березы, когда листья падают с берез 6)Впереди нас , за срубленным лесом, открылась довольно большая поляна
7). Не подберу сейчас такого слова, чтоб стало ясным все в один момент.
II.Выполнить синтаксический разбор сложноподчинённого предложения
Я люблю, когда шумят берёзы.
III. Списать предложения, определить вид придаточного предложения.
( Определительное, изъяснительное, обстоятельственное)
а) Реденький лес, куда они вскоре вошли, тоже оделся молодой листвой.
б) Теперь был такой час, когда семья сидела за чаем.
в) Мы и не заметили, как фильм закончился.
г) Над дачей, где мы отдыхали в это лето, постоянно пролета ли самолёты.
д) Я тотчас пошёл туда, куда мне указал прохожий
IV.Выпишите сложноподчинённые предложения с придаточным обстоятельственным.
а) Они тронулись в путь, как только стаял снег.
б) Последний свой приезд в деревню он помнил так хорошо, будто только сейчас и возвращался обратно.
в) С тех пор, как он приехал в этот город и поступил на службу, он стал ненавидеть свою моложавость.
г) Мы уже не сможем ничего изменить, но наша совесть будет чиста.
д) Для того чтобы не прогревалась земля, с боков были посажены папоротники.
е) Маленький негр был сильнее доктора в английском, но и он безбожно коверкал несколько десятков английских слов.
infourok.ru
Контрольная работа по русскому языку в 9 классе Итоговая работа по теме «Бессоюзные сложные предложения»
Контрольная работа по русскому языку в 9 классе
Итоговая работа по теме «Бессоюзные сложные предложения»
ФИ______________________________________ Дата____________
I вариант
1. Какое утверждение является неверным?
А. В бессоюзных сложных предложениях простые предложения связываются в устной речи интонацией.
Б. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.
В. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях не зависят от характера смысловых отношений между его частями.
2. Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи.
Наступает время грибной охоты. Трудно усидеть дома. Лес зовет и манит.
3. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения.
А. Нас охватило чувство страха … (причина).
Б. Я давно написал другу письмо … (противопоставление).
В. Раздался удар грома … (быстрая смена событий).
4. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.
А. Любите книгу, так как она откроет вам много интересного.
Б. Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.
5. Продолжите предложение Даша задумчиво перелистывала страницы книги …, чтобы получились предложения следующих типов:
А. простое с однородными членами (без союзов)
Б. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить запятую
В. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить точку с запятой
6. Каково роль тире в предложении Высоко над нами зашумел ветер – предвестник бурана?
А. разделяет подлежащее и сказуемое
Б. обозначает пропуск члена предложения
В. разделяет части сложного бессоюзного предложения
Г. отделяет предложение
7. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы.
А. Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.
Б. Предложения рисуют быструю смену событий.
В. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.
8. Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении Перебрав по пальцам знакомые села, я обнаружил: они все стояли на реке.
А. Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.
Б. Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.
В. Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.
9. Запишите, расставляя знаки препинания, предложение
Карамзин свидетельствовал язык наш выразителен не только для высокого красноречия поэзии но и для звуков сердца.
10. Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены).
1) Несмотря на теплые и даже жаркие дни в августе обычно заметны приметы наступления осени.
2) Волнистые облака рассеялись и стало жарко.
3) До войны в нашем колхозе был такой обычай косцам в луга носили завтрак.
4) Русский язык открывается в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому кто кровно любит и знает свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
5) Дрозд ранняя перелетная птица появляющаяся в конце марта – первой половине апреля.
Заполните таблицу.
Сложносочиненные
Сложноподчиненные
Сложные бессоюзные
Итоговая работа по теме «Бессоюзные сложные предложения»
ФИ________________________________________ дата______________
II вариант
1. Какое утверждение является неверным?
А. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.
Б. В бессоюзных предложениях смысловые отношения между предложениями выражаются менее чётко, чем в союзных.
В. Между частями бессоюзного предложения ставится тире, если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом.
2. Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи.
Ночью ударил первый морозец с ветерком. После теплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким. Всё вокруг побелело.
3. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения.
А. Мы хорошо отдохнули … (вывод или результат).
Б. Я взглянул на небо … (следствие).
В. Здесь нельзя проехать … (причина).
4. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.
А. Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет.
Б. Я подошёл к окну и увидел, что ночью снег запорошил весь сад.
5. Продолжите предложение Юноша говорил мало …, чтобы получились предложения следующих типов:
А. простое с однородными членами (без союзов)
Б. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить запятую
В. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить точку с запятой
6. Каково роль тире в предложении Ребята – их было четверо – держались в стороне?
А. разделяет подлежащее и сказуемое
Б. обозначает пропуск члена предложения
В. разделяет части сложного бессоюзного предложения
Г. выделяет вводное предложение
7. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении Пробовал бежать – ноги от страха не двигались.
А. Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.
Б. Предложения рисуют быструю смену событий.
В. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.
8. Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.
А. Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.
Б. Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.
В. Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.
9. Запишите, расставляя знаки препинания, предложение
Когда мы произносим какое-нибудь слово то соединяем с ним понятие о каком-нибудь предмете так например произнося слово огонь мы представляем себе эту стихию со всеми её признаками светом жгучестью и горением хотя бы в то время как мы говорим и не видели бы огня.
10. Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены).
1) Не спится няня здесь так душно.
2) Поля и луг обращенные росою и туманом в бесконечные озёра мало-помалу исчезли во мгле ночи звезды острым своим блеском отражались в реке.
3) Обоз целый день простоял у реки и тронулся с места когда садилось солнце.
4) Каждый цветок был похож на настоящий знакомый мне мак и от них пахло весной.
5) Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей.
Заполните таблицу.
Сложносочиненные
Сложноподчиненные
Сложные бессоюзные
infourok.ru