Контрольная работа по обществознанию 11 класс социальная сфера – Методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему: Контрольная работа по обществознанию 11 класс (базовый уровень) за первое полугодие | скачать бесплатно

Контрольно-измерительные материалы для 11 класса по обществознанию(базовый и профильный уровень) по теме «Социальная сфера»

Тест по теме «Социальная сфера»

Вариант 1.

А 1. Оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении, называется

1) ценность 2) адаптация 3) престиж 4)санкция

А 2. В истории есть огромное количество примеров, когда просто­людины становились генералами. В данном случае армия вы­ступает в качестве

1) социальной адаптации 3) социальной детерминанты

2) социального лифта 4) социального контроля

А 3. После окончания университета К. устроился менеджером в небольшую частную фирму. Через некоторое время он пере­шел работать топ-менеджером в крупнейшую на Юге России холдинговую компанию. Эту ситуацию можно рассматривать как пример

1) горизонтальной социальной мобильности 2) вертикальной социальной мобильности

3) социальной стратификации 4) профессиональной дифференциации

А 4. Отношения между людьми (или группами людей), которые осуществляются в соответствии с законами социальной орга­низации общества, называются

1) социальными отношениями 2) социальными структурами

3) социальной интеграцией 4) социальной дифференциацией

А 5. Распределение общественных групп в иерархически упорядо­ченной последовательности называется

1) адаптацией 2) стратификацией 3) мобильностью 4) социализацией

А 6. Демократическая (партнерская) семья, в отличие от патриархальной (традиционной), характеризуется

1) совместным проживанием как минимум трех поколений

2) справедливым разделением домашних обязанностей

3) экономической зависимостью женщины от мужчины

4) главенствующей ролью мужчины в семье

А 7. К функциям семьи относится

1) воспитание законопослушного поведения у детей

2) определение размера коммунальных платежей

3) установление стандартов школьного образования

4) определение минимального размера оплаты труда

А 8. Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает два основных элемента:

1) власть и действия 2) нормы и санкции

3) ожидания и мотивы 4) статусы и роли

А 9. Существуют правила окончания телефонного разговора:

Первым кладет трубку тот, кто позвонил. Мужчина, который позвонил женщине, ждет, когда женщина первой положит трубку.

Если начальник позвонил своему подчиненному, то последний ждет, когда положит трубку начальник. К какому типу социальных норм их можно отнести?

1) нормы этикета 2) обычаи 3) нормы права 4) традиции

А 10. Социальные условия, при которых люди имеют различный доступ к социальным благам, называются

1) социальной мобильностью 3) социальным неравенством

2) социальным статусом 4) социальными отношениями

А 11. Какое суждение является верным?

А. Р. и П. вступили в брак, образовали семью, стали жить отдельно от родителей — это пример горизонтальной мобильности.

Б. Примером горизонтальной социальной мобильности является получение рабочим руководящей должности на предприятии в связи с окончанием вуза.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А 12. Какое суждение является верным?

А. Поведение, которое отклоняется от ценностей, норм, установок и ожиданий общества или социальной группы, называется девиантным.

Б. Любое проявление девиантного поведения является преступлением.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

В 1. Проанализируйте данные, приведенные в таблице социального опроса, отражающего ответ на вопрос «Что такое успех?» Какой вывод можно сделать на основании этих данных?

Возраст

Быть самым лучшим

Уважение окружающих

Материальная самостоятельность, независимость

Карьера

Семья, дети

14~18лет

24%

25%

26%

18%

7%

18-25 лет

11%

19%

45%

28%

8%

25-30 лет

3%

10%

44%

32%

11%

1) молодые люди во всех возрастных группах главным критерием успеха выделяли экономическую, самостоятельность, незави­симость от других

2) молодежь в возрасте до 25 лет важнейшим в жизни считает соз­дание крепкой семьи

3) быть самым лучшим — критерий, характерный для молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет. Это связано со свойственным для них подростковым максимализмом

4) количество людей, считающих, что важнейшим в жизни явля­ется карьерный рост, с возрастом уменьшается

В 2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение ко­торого обозначено буквой.

А. Развитие межнациональных отношений в современном мире связано с двумя тенденциями — межнациональной интеграции и национальной дифференциации. Б. На наш взгляд, они дей­ствуют постоянно, но не бесконфликтно. В. Обострение нацио­нального вопроса связано с противоречиями между нарастающей научно-технической революцией, требующей максимального ко­оперирования, международного разделения труда, и национальной самобытностью государств и народов. Г. Между самими нацио­нальными государствами возникают противоречия в связи с наличием специфических интересов: использование природных ресурсов, транспортных коммуникаций. Д. Причины обострения конфликтов носят политический, экономический, демографиче­ский характер.

Определите, какие положения носят

1) фактический характер 2) характер оценочных суждений

Запишите под буквой положения цифру, обозначающую его ха­рактер.

А

Б

В

Г

Д

В 3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов.

Социальное неравенство характеризует относительное положение отдельных личностей и социальных ***(А). Конкретные групповые или индивидуальные ***(Б) признаны членами общества и в обще­ственном мнении им приписана некая значимость. Социальное неравенство в современном обществе чаще всего понимается как ***(В) — распределение общественных групп в иерархическом по­рядке. Понятие «средний класс» описывает такое социально ком­фортное положение, как экономическое благополучие, наличие собственности, ценимая в обществе ***(Г), гражданские права. Социальное неравенство определяется прежде всего значимостью и ***(Д) функций, выполняемых для общества. В современном обществе профессия становится определяющим критерием социального *** (Е)

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте слова последовательно одно за другим, заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке больше слов, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) статус 2) группа 3) критерий

4) расслоение 5) профессия 6) престиж

7) авторитет 8) стратификация 9) мобильность

А

Б

В

Г

Д

Е

Часть 3 (задания уровня С)

1.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социаль­ная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о факторах, воздействующих на социальную мобильность

Дополнительное задание для профильного уровня:

2. Для выступления на семинарском занятии вам нужно подготовить развернутый ответ по теме «Межнациональные отношения». Составьте план, в соответствии с которым вы будете выступать.

3. Текст . Современные миграционные процессы в России

Внешние миграционные процессы в России характеризуются качественными признаками в отношении эмигрирующего контин­гента. Напомним, что страна за последние 15 лет теряла ежегодно не менее 100 тыс. человек. Россию покидают наиболее образован­ные, профессионально подготовленные люди, на обучение которых затрачен огромный капитал. «Утечка умов» — это показатель, харак­теризующий социально-экономическое и политическое положение страны. Россию покидают в первую очередь ученые, врачи, техни­ческая и творческая интеллигенция, высококвалифицированные рабочие. Наши граждане, уезжая из страны, существенным образом способствуют росту научно-технического и интеллектуального по­тенциала Германии, Израиля, США и ряда других стран.

«Утечка мозгов» носит ярко выраженный перспективный харак­тер. По результатам опросов студентов-выпускников ведущих естест­венно-технических вузов (МГУ, МФТИ, МИФИ, МАИ и др.), более 50% из них желали бы эмигрировать, а 10—12% уже имеют конкрет­ные предложения для работы за границей. Сегодня каждый пятый эмигрант имеет высшее образование, в том числе среди выбывших в Израиль — 30%, в США — более 40% (доля лиц с высшим образова­нием в России составляет лишь 13,3%). Отъезд специалиста высокой квалификации равнозначен для России потере 300 тыс. долл. в год. Ущерб выезда одного специалиста со степенью доктора наук в ряде случаев достигает 2 млн долл. По самым скромным оценкам экспер­тов по миграции населения, в ближайшие годы Россия из-за отъезда специалистов с высоким уровнем подготовки будет ежегодно нести потери в размере 30—35 млрд долл.

Парадоксальность качественной стороны иммиграционно-эмиграционного баланса определяется тем, что, отдавая ряду стран свои наиболее высококвалифицированные кадры, Россия приобретает весьма низкоквалифицированные кадры из части избыточного тру­дового потенциала сопредельных и даже отдаленных стран. Точного определения количества иммигрантов в Россию нет, по мнению мно­гих специалистов, нелегальных иммигрантов не менее 1 млн чело­век. В ряде регионов страны нелегальная иммиграция самым суще­ственным образом оказывает влияние на социально-экономическое, а нередко даже и на государственно-политическое положение. На­пример, выходцы из стран Юго-Восточной Азии (главным образом из Китая) сосредотачиваются на Дальнем Востоке. С учетом нара­стающего оттока русскоязычного населения из регионов Дальнего Востока увеличение доли китайцев среди общего числа населения создает не только этнические и культурные проблемы, но и далеко идущие экономические, военно-стратегические и политические сложности.

Нелегальные иммигранты занимают самые непрестижные для местного населения рабочие места. Значительная их часть согласна работать не по специальности и без оформления своих трудовых от­ношений с работодателем. Такая ситуация создает особые социаль­ные и экономические последствия. Работодатели в меньшей степени становятся заинтересованными в улучшении условий труда и внедре­нии новой, более совершенной техники; создаются благоприятные условия для развития теневой экономики; растет уровень травматиз­ма и заболеваемости среди мигрантов.

Россия не способна сегодня избежать как легальной, так неле­гальной иммиграции. Ее неизбежность предопределена демографи­ческой ситуацией в стране. Ради сохранения территории государству придется широко открыть двери для иммигрантов. Сдерживать неле­гальную миграцию уже сегодня крайне сложно, придется ответить расширением легальных возможностей для иммиграции. Необходи­мо, не откладывая, разработать новое миграционное законодатель­ство, учитывающее сегодняшние и завтрашние интересы России. Но одного только изменения законов недостаточно. Остро необходи­мы иные установки в отношении нации и гражданства, необходимо контролировать структуру иммиграции. Вместе с тем новые управ­ленческие схемы и стремления должны быть направлены на опти­мизацию демографической ситуации народа России, необходимо не завтра, а уже сегодня в реальности заботиться о его благосостоя­нии и здоровье.

П. Д. Павленок, Л. И. Савинов. «Социология»

С1. Что такое «утечка мозгов»? Почему автор считает ее показате­лем, характеризующим социально-экономическое положение в стране?

С2. Назовите не менее трех последствий «утечки мозгов».

СЗ. Какова качественная характеристика нелегальной иммиграции? Какие социальные и экономические проблемы возни кают в связи с ней? (Назовите не менее трех.)

С4. Какие меры предлагает автор для упорядочивания миграцион­ных процессов в России?

Ответы на задания:

Вариант 1.

Часть А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

3

2

2

1

2

2

1

2

1

3

1

1

Часть В.

В 1. 1

В 2.

А

Б

В

Г

Д

1

2

1

1

4

В 3.

А

Б

В

Г

Д

Е

2

1

8

5

6

4

Часть 3 (С).

С 1. Социальная мобильность — изменение места, занимаемого человеком или группой людей в социальной структуре.

Предложения, отражающие факторы: субъективные – осознание человеком своего социального происхождения, политика государства.

Тест «Человек и общество» Профиль

Вариант № 1

1. Определение: «Совокупность идей, взглядов, теорий, а также чувств, привычек и нравов определённой социальной общности или группы» относится к понятию

А) общественное сознание Б) общество

В) обыденное сознание Г) идеология

2. Иван — высокий, худощавый, с красивыми чертами лица, мужественный, расчётливый, медлительный и осторожный. Всё это характеризует Ивана как

А) личность Б) гражданина В) индивидуальность Г) профессионала

3. В обществе Р. распространена автоматизация производства, успешно осуществляется компьютеризация. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что общество Р.— постиндустриальное?

А) основной продукт производства — промышленные изделия

Б) основной фактор производства — знания

В) широкое применение механизмов, технологий

Г) классовое деление общества

4. Какой признак характеризует традиционное общество?

А) интенсивная урбанизация Б) преобладание приписанного социального статуса

В) высокая социальная мобильность Г) рост уровня потребления

5. К осмысленным побудителям деятельности человека относятся

А) привычки Б) влечения В) мотивы Г) эмоции

6. Верны ли следующие суждения о сходстве и различии человека и животного?

А. Муравьи и другие «социальные» животные трудятся так же, как и люди.

Б. Все особи животных, в отличие от людей, всегда действуют согласно генетической программе.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

7. Основа человеческого существования — это

А) дружба Б) любовь В) потребительство Г) деятельность

8. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Типы ……………………….

традиционное

индустриальное

постиндустриальное

9. Какая характеристика не подходит для традиционного общества:

А) низкий уровень социальной мобильности

Б) господство религии, обычаев и традиций

В) аграрный характер экономики

Г) глобализация жизни

10. Нужда человека, в чем либо, это:

А) способности Б) деятельность В) потребности Г) интерес Д) ценности

11. Характерной чертой постиндустриального общества является:

А) расширение промышленного производства

Б) замедление темпов развития

В) создание массовой культуры

Г) использование компьютерных технологий

12. Возникновение транснациональных корпораций в современном обществе, развитие международной торговли служат проявлением тенденции:

А) модернизации Б) глобализации В) демократизации Г) информатизации

13. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется:

А) формированием рыночной экономики

Б) ограничением социальной мобильности

В) развитием средств массовой коммуникации

Г) организацией фабричного производства

14. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

А) развитие массовых коммуникаций делает современный мир более целостным

Б) все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

15. Общественный прогресс выражается в:

А) поступательном развитии общества Б) связях общества и природы

В) устойчивости форм общественной жизни Г) системном устройстве общества

16. При переходе от традиционного общества к индустриальному:

А) упрочилось преобладание сельского хозяйства над промышленностью

Б) возросло значение науки и образования

В) усилились сословные различия

Г) возросло значение коллективистских ценностей в противовес ценностям индивидуальной свободы

17. Что из перечисленного характеризует современное западное общество?

А) аграрный тип общества

Б) неразвитость институтов частной собственности

В) особая ценность человеческой индивидуальности

Г) преобладание коллективных форм сознания

18. В основе цивилизационного подхода к изучению общества:

А) выделение общего Б) выделение особенного

В) развитие разума Г) развитие нравственности.

19. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к индустриальному обществу. Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры под которыми они указаны.

1. Массовая культура, 2. Технология, 3. Община, 4. Частная собственность, 5. Касты, 6. Закон, 7. Классы, 8. Экологический кризис, 9. Права и свободы человека.

КЛЮЧ к Тесту «Человек и общество» 10 класс. Профиль

Вариант № 1

1- А 2- В 3- Б 4- Б 5- В 6- 2 7- Г 8- Общества 9- Г 10- В

11- Г 12- Б 13- В 14- 1 15- А 16- Б 17- В 18- Б 19- 3,5

infourok.ru

Контрольная работа 11 класс тема Социальная сфера

ТЕМА 2. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Контрольная работа №2 Социальная сфера

1. Проанализируйте данные, приведенные в таблице социального опроса, отражающего ответ на вопрос «Что такое успех?» Какой вывод можно сделать на основании этих данных?

Возраст

Быть самым лучшим

Уважение окружающих

Материальная самостоятельность, независимость

Карьера

Семья, дети

14~18лет

24%

25%

26%

18%

7%

18-25 лет

11%

19%

45%

28%

8%

25-30 лет

3%

10%

44%

32%

11%

1) молодые люди во всех возрастных группах главным критерием успеха выделяли экономическую, самостоятельность, независимость от других

2) молодежь в возрасте до 25 лет важнейшим в жизни считает создание крепкой семьи

3) быть самым лучшим — критерий, характерный для молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет. Это связано со свойственным для них подростковым максимализмом

4) количество людей, считающих, что важнейшим в жизни является карьерный рост, с возрастом уменьшается

2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.

А. Развитие межнациональных отношений в современном мире связано с двумя тенденциями — межнациональной интеграции и национальной дифференциации. Б. На наш взгляд, они действуют постоянно, но не бесконфликтно. В. Обострение национального вопроса связано с противоречиями между нарастающей научно-технической революцией, требующей максимального кооперирования, международного разделения труда, и национальной самобытностью государств и народов. Г. Между самими национальными государствами возникают противоречия в связи с наличием специфических интересов: использование природных ресурсов, транспортных коммуникаций. Д. Причины обострения конфликтов носят политический, экономический, демографический характер.

Определите, какие положения носят

1) фактический характер 2) характер оценочных суждений

Запишите под буквой положения цифру, обозначающую его характер.

А

Б

В

Г

Д

3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов.

Социальное неравенство характеризует относительное положение отдельных личностей и социальных ***(А). Конкретные групповые или индивидуальные ***(Б) признаны членами общества и в общественном мнении им приписана некая значимость. Социальное неравенство в современном обществе чаще всего понимается как ***(В) — распределение общественных групп в иерархическом порядке. Понятие «средний класс» описывает такое социально комфортное положение, как экономическое благополучие, наличие собственности, ценимая в обществе ***(Г), гражданские права. Социальное неравенство определяется прежде всего значимостью и ***(Д) функций, выполняемых для общества. В современном обществе профессия становится определяющим критерием социального *** (Е)

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте слова последовательно одно за другим, заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке больше слов, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) статус 2) группа 3) критерий

4) расслоение 5) профессия 6) престиж

7) авторитет 8) стратификация 9) мобильность

А

Б

В

Г

Д

Е

4. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о факторах, воздействующих на социальную мобильность

5. Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

Современные миграционные процессы в России

Внешние миграционные процессы в России характеризуются качественными признаками в отношении эмигрирующего контингента. Напомним, что страна за последние 15 лет теряла ежегодно не менее 100 тыс. человек. Россию покидают наиболее образованные, профессионально подготовленные люди, на обучение которых затрачен огромный капитал. «Утечка умов» — это показатель, характеризующий социально-экономическое и политическое положение страны. Россию покидают в первую очередь ученые, врачи, техническая и творческая интеллигенция, высококвалифицированные рабочие. Наши граждане, уезжая из страны, существенным образом способствуют росту научно-технического и интеллектуального потенциала Германии, Израиля, США и ряда других стран.

«Утечка мозгов» носит ярко выраженный перспективный характер. По результатам опросов студентов-выпускников ведущих естественно-технических вузов (МГУ, МФТИ, МИФИ, МАИ и др.), более 50% из них желали бы эмигрировать, а 10—12% уже имеют конкретные предложения для работы за границей. Сегодня каждый пятый эмигрант имеет высшее образование, в том числе среди выбывших в Израиль — 30%, в США — более 40% (доля лиц с высшим образованием в России составляет лишь 13,3%).

Отъезд специалиста высокой квалификации равнозначен для России потере 300 тыс. долл. в год. Ущерб выезда одного специалиста со степенью доктора наук в ряде случаев достигает 2 млн долл. По самым скромным оценкам экспертов по миграции населения, в ближайшие годы Россия из-за отъезда специалистов с высоким уровнем подготовки будет ежегодно нести потери в размере 30—35 млрд долл.

Парадоксальность качественной стороны иммиграционно-эмиграционного баланса определяется тем, что, отдавая ряду стран свои наиболее высококвалифицированные кадры, Россия приобретает весьма низкоквалифицированные кадры из части избыточного трудового потенциала сопредельных и даже отдаленных стран. Точного определения количества иммигрантов в Россию нет, по мнению многих специалистов, нелегальных иммигрантов не менее 1 млн человек. В ряде регионов страны нелегальная иммиграция самым существенным образом оказывает влияние на социально-экономическое, а нередко даже и на государственно-политическое положение. Например, выходцы из стран Юго-Восточной Азии (главным образом из Китая) сосредотачиваются на Дальнем Востоке. С учетом нарастающего оттока русскоязычного населения из регионов Дальнего Востока увеличение доли китайцев среди общего числа населения создает не только этнические и культурные проблемы, но и далеко идущие экономические, военно-стратегические и политические сложности.

Нелегальные иммигранты занимают самые непрестижные для местного населения рабочие места. Значительная их часть согласна работать не по специальности и без оформления своих трудовых отношений с работодателем. Такая ситуация создает особые социальные и экономические последствия. Работодатели в меньшей степени становятся заинтересованными в улучшении условий труда и внедрении новой, более совершенной техники; создаются благоприятные условия для развития теневой экономики; растет уровень травматизма и заболеваемости среди мигрантов.

Россия не способна сегодня избежать как легальной, так нелегальной иммиграции. Ее неизбежность предопределена демографической ситуацией в стране. Ради сохранения территории государству придется широко открыть двери для иммигрантов. Сдерживать нелегальную миграцию уже сегодня крайне сложно, придется ответить расширением легальных возможностей для иммиграции. Необходимо, не откладывая, разработать новое миграционное законодательство, учитывающее сегодняшние и завтрашние интересы России. Но одного только изменения законов недостаточно. Остро необходимы иные установки в отношении нации и гражданства, необходимо контролировать структуру иммиграции. Вместе с тем новые управленческие схемы и стремления должны быть направлены на оптимизацию демографической ситуации народа России, необходимо не завтра, а уже сегодня в реальности заботиться о его благосостоянии и здоровье.

П. Д. Павленок, Л. И. Савинов. «Социология»

С1. Что такое «утечка мозгов»? Почему автор считает ее показателем, характеризующим социально-экономическое положение в стране?

С2. Назовите не менее трех последствий «утечки мозгов».

СЗ. Какова качественная характеристика нелегальной иммиграции? Какие социальные и экономические проблемы возни кают в связи с ней? (Назовите не менее трех.)

С4. Какие меры предлагает автор для упорядочивания миграционных процессов в России?

infourok.ru

Контрольная работа по обществознанию по теме «Социальные отношения» 11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

№ 4

Благодарненского района Ставропольского края

Контрольная работа по обществознанию

в 11классе

по теме «Социальные отношения»

подготовила

учитель истории и обществознания

Лысенко Любовь Фёдоровна

С. Сотниковское

2013

1.Вариант.

А.1.Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?

А.Социальные роли человека определяются его социальным статусом.

Б.Принятие социальной роли носит личностную окраску.

1) верно только А. 2) верно только Б.

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

А.2. В обществоведении под социальной стратификацией понимают

1)наличие в обществе различных сфер

2)разделение общества на общности и группы

3)социальную поддержку малообеспеченных групп населения

4)повышение социального статуса

А.3.В стране Х крестьяне и городская беднота ограничены в доступе к качественному образованию и здравоохранению. В данном случае отражается

1)социальная мобильность

2)социальное неравенство

3)социальная структура

4)социальный контроль

А.4.Верны ли следующие суждения о социальной группе?

А.Социальная группа — это объединение людей, имеющих общие социально значимые признаки.

Б.Отношения в любой социальной группе обязательно регулируются официальными документами.

1)верно только А 2)верно только Б

3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны.

А.5.По какому признаку выделены такие общности, как католики, православные и протестанты?

1)территориальному 2)этническому

3)социально-классовому 4)конфессиональному

А6.Светлана уехала из одного города в другой. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что перемещение Светланы является миграцией?

1)она уехала в командировку

2)она поменяла место жительства

3)города находятся далеко друг от друга

4)города расположены в разных странах

А.7.Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность, как парижане?

1)социально-классовый 2)этносоциальный

3)демографический 4)территориальный

А.8.Кастовый строй является разновидностью

1)политического режима 2)государственного устройства

3)социальной стратификации 4)экономической системы

А.9.В 20-30-е годы прошлого века значительная часть населения СССР изменила свой социальный статус. Так многие крестьяне стали рабочими, представители знати утратили свои привилегии. Эти факты отражают процесс

1)социальной мобильности 2)экономической дифференциации

3)политической стабилизации 4)социальной стратификации

А.10.Данный статус передается по наследству. Его обладатель наделен привилегиями. Это статус

1)чиновника 2)аристократа 3)финансиста 4)предпринимателя

Часть 2.

В.1.Прочитайте текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)В современном обществе нередко возникают ситуации, когда человек сознательно участвует в различных культурных традициях.(2)Очевидно, они связаны с миграциями населения, модернизацией.(3)Последствием может стать психологическая расщепленность, формирование «расколотого» типа личности.

(4)Социологи называют положение такой личности маргинальным.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

1 2 3 4

В.2 Прочитайте текст. Выберите слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой_________(1).Это явление получило название социальной___________(2).Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют__________(3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т.е.____________(4).__________ (5)мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера в современном и т.п.Каналами мобильности выступают социальные ___________(6): семья, школа, собственность,

армия и т.п.».

А) миграция

Б)мобильность

В)горизонтальная

Г)институт

Д)статус

Е)вертикальная

Ж)группа

З)стратификация

И)маргинализация

Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

1 2 3 4 5 6

Часть 3

С.8 Составьте развернутый план по теме «Социальная мобильность».

С.9.4.Социология. Написать эссе «Неравенство — такой же хороший закон природы, как и всякий другой».

Вариант № 2.

А.1.К социальной сфере жизни общества относится институт

1)религии 2)науки 3)семьи 4)производства

А2.Выражением социальной стратификации является

1)различие типов экономических систем

2)разнообразие культурных традиций

3)сословное деление общества

4)идейный плюрализм

А3.К высшему классу в экономически развитых странах относятся

1)собственники крупных предприятий

2)инженерно-технические работники

3)профессура высших учебных заведений

4)сотрудники научных учреждений

А4.Социальная сфера жизни общества включает институт

1)государства 2)производства 3)науки 4)семьи

А5.Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А.Одним из проявлений вертикальной мобильности служит миграция населения.

Б.Брак, заключённый между представителями одной социальной страты, не является проявлением горизонтальной мобильности.

1)верно только А. 2)верно только Б.

3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А6. В экономически развитых странах большую часть населения составляют

1)маргиналы 2)средний класс

3),,синие воротнички,, 4)пролетариат

А7. Классовый тип социальной стратификации

1)присущ европейскому средневековому обществу

2)характерен для древневосточной цивилизации

3)носит универсальный характер

4)свойственен индустриальному обществу

А8.Сословное деление общества отражает

1)вид государственного устройства

2)тип социальной стратификации

3)характер экономических связей

4)особенность политической системы

А 9.Доход, богатство, образование, престиж в своей совокупности являются

1)показателями общественного прогресса

2)проявлениями социальной мобильности

3)критериями социальной стратификации

4)мерилом общественного богатства

А10.После окончания института К.устроился на работу программистом в одну из частных фирм. Вскоре он сумел получить такую же работу на предприятии, расположенном ближе к дому. Эту ситуацию можно рассматривать как пример

1)социальной стратификации

2)горизонтальной социальной мобильности

3)профессиональной дифференциации

4)вертикальной социальной мобильности

Часть 2

В1.Установите соответствие:

СТАТУСНЫЕ ВИДЫ СТАТУСОВ

ХАРАКТЕРИСТИКИ 1)прирожденный статус

А)мужчина 2)приобретенный статус

Б)высшее образование

В)25 лет

Г)инженер

Д)женат

Запишите в таблицу выбранные цифры

А__________Б__________В__________Г____________Д

В 2.Вставьте пропущенные слова в текст

«Семья — это основанная на_________(1)и /или кровном родстве малая____________

(2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимным__________(3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный ___________(4),т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть жизни людей и первичная__________(5)детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к __________(6) и лицам пожилого возраста».

А)дети Е)институт

Б)брак Ж)отношения

В)социализация З)группа

Г)коллектив И)любовь

Д)обязанности К)уважение

Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

1_________2__________3_________4________5__________6

Часть 3

С.8.Составьте развернутый план по теме «Социальная стратификация общества».

С.9.4.Социология. Написать эссе «Маргинальность — это результат конфликта с общественными нормами». (А. Фаржд).

Список использованной литературы:

  1. Учебник «Обществознание», под ред. А.И. Кравченко. М.: Русское слово, 2009.

  2. Учебник «Обществознание», под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2011.

  3. Лабезникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Королькова Е.С. ЕГЭ. 2011. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2011.

  4. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание. Полный справочник. М.:Астрель, 2012.

  5. Половникова А.В. Обществознание: задания с развернутым ответом: Часть С. М.: АСТ. 2011.

  6. ЕГЭ – 2013. Обществознание. Тематические и типовые экзаменационные варианты. Под ред. Е.Л. Рутковской. 30 вариантов. М., 2013.

doc4web.ru

Контрольная работа 11 класс тема Социальная сфера

ТЕМА 2. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Контрольная работа №2 Социальная сфера

1. Проанализируйте данные, приведенные в таблице социального опроса, отражающего ответ на вопрос «Что такое успех?» Какой вывод можно сделать на основании этих данных?

Возраст

Быть самым лучшим

Уважение окружающих

Материальная самостоятельность, независимость

Карьера

Семья, дети

14~18лет

24%

25%

26%

18%

7%

18-25 лет

11%

19%

45%

28%

8%

25-30 лет

3%

10%

44%

32%

11%

1) молодые люди во всех возрастных группах главным критерием успеха выделяли экономическую, самостоятельность, незави­симость от других

2) молодежь в возрасте до 25 лет важнейшим в жизни считает соз­дание крепкой семьи

3) быть самым лучшим — критерий, характерный для молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет. Это связано со свойственным для них подростковым максимализмом

4) количество людей, считающих, что важнейшим в жизни явля­ется карьерный рост, с возрастом уменьшается

2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение ко­торого обозначено буквой.

А. Развитие межнациональных отношений в современном мире связано с двумя тенденциями — межнациональной интеграции и национальной дифференциации. Б. На наш взгляд, они дей­ствуют постоянно, но не бесконфликтно. В. Обострение нацио­нального вопроса связано с противоречиями между нарастающей научно-технической революцией, требующей максимального ко­оперирования, международного разделения труда, и национальной самобытностью государств и народов. Г. Между самими нацио­нальными государствами возникают противоречия в связи с наличием специфических интересов: использование природных ресурсов, транспортных коммуникаций. Д. Причины обострения конфликтов носят политический, экономический, демографиче­ский характер.

Определите, какие положения носят

1) фактический характер 2) характер оценочных суждений

Запишите под буквой положения цифру, обозначающую его ха­рактер.

3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов.

Социальное неравенство характеризует относительное положение отдельных личностей и социальных ***(А). Конкретные групповые или индивидуальные ***(Б) признаны членами общества и в обще­ственном мнении им приписана некая значимость. Социальное неравенство в современном обществе чаще всего понимается как ***(В) — распределение общественных групп в иерархическом по­рядке. Понятие «средний класс» описывает такое социально ком­фортное положение, как экономическое благополучие, наличие собственности, ценимая в обществе ***(Г), гражданские права. Социальное неравенство определяется прежде всего значимостью и ***(Д) функций, выполняемых для общества. В современном обществе профессия становится определяющим критерием социального *** (Е)

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте слова последовательно одно за другим, заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке больше слов, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) статус 2) группа 3) критерий

4) расслоение 5) профессия 6) престиж

7) авторитет 8) стратификация 9) мобильность

4. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социаль­ная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о факторах, воздействующих на социальную мобильность

5. Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

Современные миграционные процессы в России

Внешние миграционные процессы в России характеризуются качественными признаками в отношении эмигрирующего контин­гента. Напомним, что страна за последние 15 лет теряла ежегодно не менее 100 тыс. человек. Россию покидают наиболее образован­ные, профессионально подготовленные люди, на обучение которых затрачен огромный капитал. «Утечка умов» — это показатель, харак­теризующий социально-экономическое и политическое положение страны. Россию покидают в первую очередь ученые, врачи, техни­ческая и творческая интеллигенция, высококвалифицированные рабочие. Наши граждане, уезжая из страны, существенным образом способствуют росту научно-технического и интеллектуального по­тенциала Германии, Израиля, США и ряда других стран.

«Утечка мозгов» носит ярко выраженный перспективный харак­тер. По результатам опросов студентов-выпускников ведущих естест­венно-технических вузов (МГУ, МФТИ, МИФИ, МАИ и др.), более 50% из них желали бы эмигрировать, а 10—12% уже имеют конкрет­ные предложения для работы за границей. Сегодня каждый пятый эмигрант имеет высшее образование, в том числе среди выбывших в Израиль — 30%, в США — более 40% (доля лиц с высшим образова­нием в России составляет лишь 13,3%).

Отъезд специалиста высокой квалификации равнозначен для России потере 300 тыс. долл. в год. Ущерб выезда одного специалиста со степенью доктора наук в ряде случаев достигает 2 млн долл. По самым скромным оценкам экспер­тов по миграции населения, в ближайшие годы Россия из-за отъезда специалистов с высоким уровнем подготовки будет ежегодно нести потери в размере 30—35 млрд долл.

Парадоксальность качественной стороны иммиграционно-эмиграционного баланса определяется тем, что, отдавая ряду стран свои наиболее высококвалифицированные кадры, Россия приобретает весьма низкоквалифицированные кадры из части избыточного тру­дового потенциала сопредельных и даже отдаленных стран. Точного определения количества иммигрантов в Россию нет, по мнению мно­гих специалистов, нелегальных иммигрантов не менее 1 млн чело­век. В ряде регионов страны нелегальная иммиграция самым суще­ственным образом оказывает влияние на социально-экономическое, а нередко даже и на государственно-политическое положение. На­пример, выходцы из стран Юго-Восточной Азии (главным образом из Китая) сосредотачиваются на Дальнем Востоке. С учетом нара­стающего оттока русскоязычного населения из регионов Дальнего Востока увеличение доли китайцев среди общего числа населения создает не только этнические и культурные проблемы, но и далеко идущие экономические, военно-стратегические и политические сложности.

Нелегальные иммигранты занимают самые непрестижные для местного населения рабочие места. Значительная их часть согласна работать не по специальности и без оформления своих трудовых от­ношений с работодателем. Такая ситуация создает особые социаль­ные и экономические последствия. Работодатели в меньшей степени становятся заинтересованными в улучшении условий труда и внедре­нии новой, более совершенной техники; создаются благоприятные условия для развития теневой экономики; растет уровень травматиз­ма и заболеваемости среди мигрантов.

Россия не способна сегодня избежать как легальной, так неле­гальной иммиграции. Ее неизбежность предопределена демографи­ческой ситуацией в стране. Ради сохранения территории государству придется широко открыть двери для иммигрантов. Сдерживать неле­гальную миграцию уже сегодня крайне сложно, придется ответить расширением легальных возможностей для иммиграции. Необходи­мо, не откладывая, разработать новое миграционное законодатель­ство, учитывающее сегодняшние и завтрашние интересы России. Но одного только изменения законов недостаточно. Остро необходи­мы иные установки в отношении нации и гражданства, необходимо контролировать структуру иммиграции. Вместе с тем новые управ­ленческие схемы и стремления должны быть направлены на опти­мизацию демографической ситуации народа России, необходимо не завтра, а уже сегодня в реальности заботиться о его благосостоя­нии и здоровье.

П. Д. Павленок, Л. И. Савинов. «Социология»

С1. Что такое «утечка мозгов»? Почему автор считает ее показате­лем, характеризующим социально-экономическое положение в стране?

С2. Назовите не менее трех последствий «утечки мозгов».

СЗ. Какова качественная характеристика нелегальной иммиграции? Какие социальные и экономические проблемы возни кают в связи с ней? (Назовите не менее трех.)

С4. Какие меры предлагает автор для упорядочивания миграцион­ных процессов в России?

multiurok.ru

Проверочная работа по обществознанию по разделу«Социальная сфера общества»

1.  Запишите  слова, пропущенные в таблице

 

 

Социальные лифты традиционного общества

1.

2.Армия

3.

 

2.  Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий. Запишите цифру, под которой оно указано.

1) моногамия 2) полигамия  3) формы брака  4) полиандрия 5) полигиния

 

3.  Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к видам этнических общностей. Найдите лишний термин и запишите цифру, под которой он указан. 

1.Народность  2. Род  3. Нация 4. Клан 5. Племя 

 

4.  Запишите  пропущенное понятие

Формы социального взаимодействия

Характеристика

Сотрудничество

Наличие общих социальных интересов и деятельность в их защиту

 

Стремление добиться определенного успеха в реализации своих социальных интересов

 

 5.  Верны ли следующие суждения  о люмпенах?

А) Увеличение численности люмпенов опасно для общества

Б) Люмпены занимают промежуточное положение между устойчивыми общностями

1. Верно только А                  3. Верны оба суждения 

2. Верно только Б                  4. Оба суждения неверны

6. Установите соответствие между примерами и видами преступлений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца

Примеры:                                                                Виды преступлений:

А) Взятка                                                                  1) Экономические

Б) Финансовые пирамиды                                            2) Насильственные

В) Телесные повреждения                                           3) Корыстные

Г) Хищения собственности

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам

 

7.  Выберите верные суждения о  социальной структуре общества. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1.     На вершине социальной лестницы располагается элита общества, включающая политиков, чиновников, собственников крупнейших капиталов

2.     В слой общества, названный социологами социальным дном, входят не только бродяги, но и неквалифицированные рабочие

3.     Интеллигенция и рядовые работники сферы обслуживания составляют средний слой в социальной структуре

4.     Социологи относят крестьян и рабочих к базовому  слою

5.     Верхний класс (5-7 % населения страны) охватывает предпринимателей, высшее и среднее офицерство, среднее звено бюрократии

 

8.  Установите соответствие между видами социальной мобильности и примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца

Виды социальной мобильности          Примеры 

А) горизонтальная мобильность        1) После революции 1917 в России

                                                   дворянство потеряло вою значимость

Б) вертикальная мобильность           2) дочь врача стала актрисой кино

В) межпоколенная мобильность        3) разорение крупного предпринимателя

Г)  групповая мобильность               4) переход из одной семьи в другую

                                                    при повторном браке

                                                               

      

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам

                                                 

9. Что из перечисленного  относится к достигаемому статусу?

1)пол  2) семейное положение  3)раса  4) возраст

 

10. Нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, чужеродному  называют:

1.     Ксенофобия

2.     Геноцид

3.     Сепаратизм

4.     Национализм

 

11.  Среди экономических причин межнациональных конфликтов выделяют:

1.     Требование равенства перед законом

2.     Борьба за создание нового независимого государства

3.     Борьба этносов за обладание материальными ресурсами

4.     Требование сохранения культурной общности

 

12. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании социальной сферы жизни общества? Запишите цифру, под которой они указаны.

1) народовластие, плюрализм

2) нация, семья

3) мировоззрение, патриотизм

4) правоспособность, дееспособность

 

 

 

 

 

Ответы:

1.     Школа, Церковь

2.     3

3.     4

4.     Соперничество

5.     1

6.     3121

7.     14

8.     4321

9.     2

10.   1

11.   3

12.   2

                                         Использованная литература

Обществознание 11 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений: профил.уровень / [Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова];  М.: Просвещение, 2010

xn--j1ahfl.xn--p1ai

«Социальная сфера жизни общества» для 11 класса

Социальная сфера

1 вариант

Часть А

1. Какой признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как горожане?

политический

2

территориальный

3

профессиональный

4

социально-классовый

2.Ученые на протяжении нескольких лет исследовали группу учащихся. В 5 и 10 классе им задавали вопрос: «какова цель вашей учебной деятельности?»

% отвечавших

5 класс

10 класс

Больше узнать о мире

60

13

Успешнее общаться с окружающими людьми

12

8

Радовать родителей своими достижениями

20

7

Поступить в престижный вуз

8

72

Выберите правильное утверждение.

1. мало кто из пятиклассников, в сравнении с учениками 10 класса, рассматривает образование как способ познания мира.

2. в 5 классе больший, чем в 10 классе, процент учащихся стремится учиться, чтобы успешнее общаться с окружающими

3. процент учащихся, стремящихся радовать родителей своими учебными достижениями, увеличивается в 10 классе в сравнении с 5 классом

4. для большинства опрошенных в 5 и 10 классах целью учебы является продолжение образования

3. Назначение бывшего министра на должность генерального директора крупного государственного концерна иллюстрирует

1.Социальную мобильность

2. Социальную стратификацию

3. Социальное неравенство

4. Социальную адаптацию

4. К критериям социальной стратификации относится(-ятся)

1. размер дохода

2. форма проведения досуга

3. черты характера

4. политические убеждения

5. Какой из статусов мужчины относится к категории достигаемых

1. уроженец древнего провинциального города

2. аспирант, соискатель научной степени кандидата технических наук

3. представитель малого народа тюрской группы

4. коллекционер, унаследовавший от отца коллекцию старинных монет

6. Молодая семья Ф. состоит из жены, мужа, ребенка. Они проживают в провинциальном городе. Какой признак позволит определить семью как патриархальную

1. семья владеет небольшой квартирой на окраине города

2. родители мужа подарили семье автомобиль

3. муж и жена в прошлом были однокурсниками

4. муж запретил жене работать, поручив ей заботы о ребенке и домашнем хозяйстве

7. При формировании какой общности значительную роль играет единство территории и языка

1. культурной 2. этнической 3. демографической 4. социально – классовой

8. К числу неформальных санкций относится

1. награждение грамотой

2. лестный отзыв товарища

3. премирование

4. вручение памятного подарка

9. верны ли суждения о социальных ролях человека?

А. социальные роли определяются его социальным статусом

Б. между понятиями» социальная роль» и «социальный статус» различия отсутствуют

1. верно только А 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

10. К функциям семьи относится

1. социализация личности

2. определение минимального размера оплаты труда

3. изменение системы школьного образования

4. определение размеров коммунальных платежей

11. Демографическими являются следующие группы:

1. крестьяне и рабочие; 3. мужчины и женщины;

2. русские и украинцы; 4. католики и протестанты

12. Социальная дифференциация означает:

1. разделение общества на различные социальные группы, слои, общности.

2. поддержку малообеспеченных групп населения

3.усиление общественного контроля над различными социальными группами

4. повышение собственного социального статуса

13. Молодежь как социальную группу отличает

1. общность быта

2. единство политических взглядов

3. однородность, отсутствие дифференциации

4. сходные черты сознания и поведения

14. Социальный статус личности – это

1. поведение, ожидаемое от индивида

2. положение человека в обществе

3. оценка занимаемой индивидом позиции

4. характеристика социальных качеств личности

15. Перемещение человека в соц. пространстве без изменения соц. статуса называется

1. восходящей соц. мобильностью

2. вертикальной соц. мобильностью

3. горизонтальной соц. мобильностью

4. нисходящей соц. мобильностью

16. Верны ли суждения о характере отклоняющегося поведения?

А. отклоняющееся поведение всегда имеет противоправный характер

Б. все формы отклоняющегося поведения обязательно влекут за собой уголовное наказание

1. верно только А 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

ЧастьВ

17. Найдите в приведенном ниже списке признаки предписанного социального статуса и запишите буквы, под которыми они указаны в алфавитном порядке:

1. образование; 2. пол; 3. происхождение;4. профессия; 5. возраст;6.уровень дохода

18. Установите соответствие между типами общественных групп и примерами к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Типы общ. групп

1) преподаватели;

2) провинциалы;

3) католики;

4) программисты;

5) горожане

6) мусульмане

А) поселенческие;

Б) профессиональные;

В) конфессиональные

19. Аналитик коммерческого банка А. уехал из Москвы в Париж на двухлетнюю стажировку. А. будет во Франции работать в той же должности, что и в Москве, получать примерно такую же зарплату. Выберите в списке характеристики соц. мобильности, относящиеся к данному примеру

1. индивидуальная 2. восходящая 3. миграция 4. горизонтальная 5. нисходящая 6. межпоколенная

20. Приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальные санкции».

Премия, выговор, повышение в должности, моральное удовлетворение, аплодисменты, дисциплинарное взыскание.

Социальная сфера

2 вариант

Часть А

1. Какая функция семьи проявляется в продолжении рода

1. воспитательная

2. рекреационная

3. эмоционально- психологическая

4. репродуктивная

2.. Элементом социальной структуры общества является

1. сословие

2. партия

3. парламент

4. государство

3. Ученые на протяжении нескольких лет исследовали группу учащихся. В 5 и 10 классе им задавали вопрос: «какова цель вашей учебной деятельности?»

% отвечавших

5 класс

10 класс

Больше узнать о мире

60

13

Успешнее общаться с окружающими людьми

12

8

Радовать родителей своими достижениями

20

7

Поступить в престижный вуз

8

72

Выберите правильное утверждение.

1. мало кто из пятиклассников, в сравнении с учениками 10 класса, рассматривает образование как способ познания мира.

2. в 5 классе больший, чем в 10 классе, процент учащихся стремится учиться, чтобы успешнее общаться с окружающими

3. процент учащихся, стремящихся радовать родителей своими учебными достижениями, увеличивается в 10 классе в сравнении с 5 классом

4. для большинства опрошенных в 5 и 10 классах целью учебы является продолжение образования

4. верны ли суждения о социальных ролях человека?

А. социальные роли определяются его социальным статусом

Б. между понятиями» социальная роль» и «социальный статус» различия отсутствуют

1. верно только А 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

5.. Примером горизонтальной социальной мобильности является

1. получение очередного офицерского звания

2. перевод на новую, лучше оплачиваемую должность

3. выход на пенсию

4. переезд в другой город

6. По какому признаку выделены социальные группы: род, племя, народность?

1. демографическому; 3. этническому;

2. территориальному; 4. классовому.

7. Социальное неравенство всегда выражается в

1. изменении социального статуса человека;

2. разном доступе к социальным благам;

3. многообразии социальных норм;

4. формах конкурентной борьбы

8.. Достигаемым является социальный статус:

1.   преподавателя; 3. представителя аристократического рода;

2.   русского человека; 4.  мужчины

9. Учащиеся одного французского колледжа коллекционируют песок. В созданном ими музее насчитывается более 3000 различных образцов и проб песка из разных уголков мира. Какой тип поведения иллюстрирует этот пример?

1. соответствующее обычаям

2. нарушающее нормы права

3. негативное отклоняющееся

4. позитивное отклоняющееся

10. К формальным позитивным санкциям относят

1. ученую степень 2. аплодисменты 3. славу 4. почет

11. Предписание снимать пальто и шляпу при посещении театра, не шуметь во время спектакля иллюстрирует пример социальной нормы:

1.этикета; 2. морали; 3. права; 4. традиций

12. Какой признак отличает молодежь как социальную группу?

1.однородность, отсутствие дифференциации

2. общность политических убеждений

3. сходные черты поведения

4. единство уровня доходов

13. Социальная стратификация представляет собой:

1. социальное различие, неравенство в положении людей

2. результат взаимодействия внутри общественной группы

3. любые изменения в статусе личности

4. освоение индивидом социальных норм

14. Выберите из перечня пример восходящей вертикальной социальной мобильности:

1. актер перешел из одного провинциального театра в другой

2. футбольный тренер перешел из одной команды высшей лиги в другую

3. помощник режиссера получил приглашение занять должность главного режиссера-постановщика

4. офицер разжалован в рядовые

15. Какое социологическое понятие используется для обозначения общественной группы, занимающей промежуточное, неустойчивое положение в социальной структуре?

1. пролетарии 2. интеллигенты 3. маргиналы 4. люмпены

16. Император Николай II в переписном листе во время переписи населения в 1897 году указал, что является православным. Таким образом император определил свою принадлежность к общности:

1. поселенческой; 3. этнической;

2. профессиональной; 4. конфессиональной

Часть В

17. Установите соответствие между типами общественных групп и примерами к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Типы общ. групп

1) депутаты;

2) дети;

3) избиратели;

4) чеченцы;

5) молодежь;

6) славяне

7) женщины.

А) этнические;

Б) демографические;

В) политические

18. Установите соответствие между видом социального статуса и позициями, занимаемыми личностью в обществе.

Вид социального статуса

1) молодой человек

А) достигаемый

2) студент

Б) предписанный

3) сын

4) капитан футбольной команды

5) брат

19. Найдите в списке примеры, иллюстрирующие применение формальных позитивных санкций, запишите цифры

1. К. присвоили звание «Заслуженный учитель РФ»

2. Коллеги похвалили С. за хороший доклад

3. В. получил на заводе премию за свое изобретение

4. Л. присвоена степень доктора исторических наук

5. Выступление учеников 10 класса на празднике вызвало аплодисменты

6. Офицеру – подводнику присвоили очередное воинское звание

20. Приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «этническая общность». Найдите «лишний» термин

Каста, народность, племя, нация, род

Социальная сфера.

Задания части С.

1. Назовите виды социальных норм.

2. С помощью трех примеров проиллюстрируйте ролевой конфликт.

3. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

« Современную демографическую революцию порой сводят к изменению баланса смертности и рождаемости, т.е. делают акцент на на механизмах демографического воспроизводства населения. Между тем демографическая революция- это и качественное изменение одного из важнейших общественных институтов- семьи. Для выявления социологических и социально- психологических последствий демографических революций нужно сопоставить две формы семьи- традиционную, патриархальную, существовавшую многие тысячи лет, и современную. Нуклеарную.

Одной из наиболее ярких демографических характеристик патриархальной семьи была ее многодетность… патриархальная семья характеризовалась жесткой авторитарностью отношений, навязываемых мужчинами женщинам, старшими- младшим членам семьи. Это означает, что в качестве социального института патриархальная семья поставляла обществу рабочую силу, ориентированную на слепое подчинение, на минимум профессиональной автономии и инициативы…

Демографическая революция разрушила патриархальную семью и на ее место воздвигла новую, нуклеарную. Начался процесс возрастающего общественного самоопределения новых поколений: достигшие совершеннолетия и вступающие в брак дети предпочитают жить отдельно от родителей и строить отношения по своему усмотрению..

Не менее важными оказались и собственно демографические последствия, связанные с процессами самоопределения женщин. Их стремление к равенству, профессиональному самоутверждению, образованию и культуре, досугу неизбежно отразились на процессе рождаемости, демографически необходимое( отданное родам, кормлению, воспитанию детей) время сократилось в пользу демографически свободного, предназначенного для удовлетворения других нужд.

Так начала формироваться малодетная семья… патриархальная семья давала количественный рост населения… нуклеарная семья делает акцент на качестве поколения.

А.Ю.Лазебникова.

3-1.На основе знаний курса и авторского текста назовите два типа семьи.

3-2. какие факторы, по мнению автора, повлияли на переход от одного типа семьи к другому?

3-3. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите характерные черты нуклеарной семьи.

infourok.ru

Тесты по теме «Социальная сфера», 11 класс

Тест

по теме «Социальная сфера», 11 класс

Вариант I

Часть I

1.Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристики

Социальные нормы

Система запретов, ограничений, разрешений, основанных на поддержке большинства членов общества.

Социальные _______________?

Общественная реакция на поведение человека или группы.

2.В приведенном ниже ряду найдите понятия, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Этнос; профессиональная группа; малая группа; большая группа; социальная группа.

3. Ниже приведен перечень примеров. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль».

1) поощрение; 2) наказание; 3) социальная мобильность; 4) социальная норма; 5) социальная санкция; 6) социальная стратификация.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите их.

4. Выберите верные суждения о семье и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Рекреационная функция семьи проявляется в предоставлении определенного социального статуса членам семьи, в выполнении роли социального лифта.

2) Члены семьи связаны взаимной моральной и правовой ответственностью.

3) Семья является основным агентом первичной социализации индивидов.

4) Семья призвана создать условия для физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка.

5) Нуклеарные семьи включают три-четыре поколения кровных родственников.

5. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: личный авторитет и престиж профессии.

2) Понятие «социальная стратификация» обозначает систему признаков и критериев социального расслоения.

3) Объем власти как критерий социальной стратификации определяется количеством денежных поступлений индивида или семьи в определенный период времени.

4) К критериям социальной стратификации относят уровень доходов.

5) Социальная стратификация отражает сложившееся в обществе социальное неравенство.

6. Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальные конфликты могут быть скрытыми или явными.

2) В основе социальных конфликтов всегда лежит отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

3) Социальные конфликты охватывают всю совокупность социальных отношений только в политической сфере общества.

4) Социальный конфликт предполагает противоборство сторон, то есть действия субъектов, направленных друг против друга.

5) Субъектами и участниками социального конфликта выступают большие и малые социальные группы, организации.

7. Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Отклоняющееся поведение – это любое поведение, которое всегда вызывает неодобрение общества.

2) Отклоняющееся поведение может быть только негативным.

3) Отклоняющееся поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер.

4) Отклоняющееся поведение подразумевает нарушение общепринятых норм.

5) Отклоняющееся поведение может быть проявлением недостатков социализации индивида.

8. Среди 14-летних подростков страны Z был проведен опрос о том, почему необходимо, чтобы все соблюдали социальные нормы.

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Каждый третий опрошенный отметил, что при соблюдении всеми социальных норм гражданин чувствует себя комфортно.

2) Тех, кто считает, что всегда найдутся люди, нарушающие нормы, меньше, чем тех, кто считает, что соблюдение норм обеспечивает стабильность общества.

3) Среди опрошенных больше тех, кто считает, что соблюдение норм обеспечивает комфортное самочувствие граждан, чем тех, кто считает, что при соблюдении норм люди и государство могут строить долгосрочные планы развития.

4) Более половины опрошенных считает, что соблюдение норм обеспечивает стабильность общества и позволяет строить долгосрочные планы развития.

5) Наименьшая доля опрошенных респондентов дала другое объяснение.

9. В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны Z, имеющих детей – школьников разного возраста, им задавали вопросы: «Чем Вы чаще всего занимаетесь вместе с вашим ребенком в будние дни?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы.

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Равные доли опрошенных каждой группы в будние дни с ребенком чаще всего занимаются подготовкой уроков, проверкой выполнения домашнего задания.

2) Среди родителей учащихся в средних классах занятия спортом, спортивные игры как совместное занятие с ребенком в будние дни более популярны, чем домашний просмотр телепередач, фильмов.

3) Половина родителей учащихся в старших классах отметили, что в будние дни чаще всего просто общаются, разговаривают со своими детьми.

4) Доля тех, кто в будние дни со своим ребенком чаще всего совершает прогулки, играет на свежем воздухе, среди родителей учащихся в средних классах больше, чем среди родителей учащихся в старших классах.

5) Среди родителей учащихся в старших классах домашние дела как совместное занятие с ребенком в будние дни более популярны, чем занятия спортом, спортивные игры.

10. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«__(А)- идеал, на протяжении веков отражавший извечную тягу людей к справедливости и вдохновлявший массовые общественные движения и гуманистические течения общественной мысли. Историческая практика показывает, что оно непостижимо. И не только из-за различия способностей людей, но и вследствие неодинаковости ___(Б), а также качества и продуктивности их труда.

В этом смысле ___(В) неустранимо и лишь меняет свои формы и размеры.

Стремление занять более высокое положение в___(Г) побуждает людей к повышению эффективности их деятельности и социального статуса. Попытки ввести ___ (Д) собственности и доходов лишь подрывают экономическое развитие. Но и чрезмерное богатство, как и маргинальная бедность, гасят импульсы экономического развития, порождают социальную напряженность, подрывают ____(Е) общества».

Словосочетания в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов (словосочетаний) больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) социальный статус;

2) социальная мобильность;

3) политическая стабильность;

4) социальная санкция;

5) социальное равенство;

6) социальная иерархия;

7) уравнительное распределение;

8) социальное неравенство;

9) социальная норма.

Часть II

11. Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, подтвердите тремя примерами идею о том, что человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение.

12. В популярном ток-шоу обсуждалась тема занятости женщин в сфере общественного производства. В частности, было высказано мнение, что есть сферы деятельности, в которых женский труд в принципе не должен использоваться. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите по два возможных аргумента сторонников и противников этого мнения.

Прочитайте текст и выполните задания 13 – 16.

«Каждый человек занимает несколько позиций в обществе. Например, женщина может быть музыкантом, учительницей, женой и матерью. Каждая из этих социальных позиций, связанная с определенными правами и обязанностями, называется статусом. Хотя человек может иметь ряд статусов, один из них, который можно назвать главным статусом, определяет его общественное положение…

Некоторые статусы даны от рождения… Такие статусы называются приписанными (предписанными).

Наоборот, достигнутый (приобретенный) статус определяется тем, что человек осуществил в своей жизни. Статус писателя приобретают в результате опубликования книги; статус мужа – после получения разрешения на женитьбу и вступления в брак. Никто не родится автором или мужем. Некоторые статусы сочетают предписанные и достигнутые элементы. Получение степени доктора философии, несомненно, является достижением. Но будучи однажды получен, новый статус остается навсегда, становится перманентной частью личности и социальной роли человека, определяя все его намерения и цели как предписанный статус.

Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека…

Каждый статус обычно включает ряд ролей. Человек, имеющий статус преподавателя, по-разному ведет себя со студентами, другими преподавателями факультета, с представителями министерства просвещения или ректором. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором.

Каким образом мы усваиваем роли? Усвоение различных ролей – значительная часть социализации. Наши роли определяются тем, что ожидают от нас другие. В нашем обществе (и большинстве других)ожидается, что родители должны заботиться о своих детях, что работник должен выполнять порученную ему работу, что близкие друзья неравнодушны к нашим проблемам. Если они «не выполняют» свои роли в соответствии с нашими ожиданиями, мы удивлены, рассержены или обижены, и наши отношения меняются.

Можно провести различие между формальными и неформальными ролевыми ожиданиями. Наиболее ярким примером первых являются законы. Когда мы подписываем договор о покупке дома, ожидается, что мы его купим; если мы не делаем этого, нам может быть предъявлен иск за нарушение договора. Брак является другим видом договора, который может быть расторгнут посредством развода. Законы об уголовной ответственности запрещает убийство, изнасилование и другие поступки, причиняющие ущерб другим людям. Другие ожидания могут быть менее формальными – например, умение вести себя за столом, стиль одежды и правила вежливости, — но они тоже оказывают большое влияние на наше поведение.

Реакции, которые могут быть вызваны нашими поступками, не соответствующими ролевым ожиданиям, также можно классифицировать как формальные и неформальные… когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает такие социальные вознаграждения, как деньги и уважение. Вместе взятые, эти поощрения и наказания называются санкциями. Применяемые одним или несколькими взаимодействующими индивидами или кем-либо другим, санкции подкрепляют правила, определяющие, какое поведение является уместным в данной ситуации».

(Н.Смеллер)

13. Что автор называет социальным статусом? Какие три вида социальных статусов он выделил?

14. Как, по мнению автора, связаны социальный статус и социальные роли? Как происходит усвоение социальных ролей? Каково место социального контроля в этом процессе?

15.На примере роли ученика школы проиллюстрируйте два ролевых ожидания (формал ьное и неформальное) и две санкции (формальную и неформальную).

16. Предположите, от чего зависит выбор человеком своего главного статуса. Используя текст и факты общественной жизни, выскажите два предположения и кратко поясните каждое из них.

infourok.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *