Клеточное строение растений таблица – Клеточное строение растений и их ткани (Таблица, Схема)

Урок № 5. Строение растительной клетки

 

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока — комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

— осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

    3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

    Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

    Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

    Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

    Планируемые результаты

    Предметные: знать — понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь — определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

    Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

    Метапредметные:.

    Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

    Формирование навыка смыслового чтения.

      Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

      Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

      Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

      Цели: сформировать знания о клетке как о живой единице ра­стительного организма; раскрыть особенности строения расти­тельной клетки и значение ее частей; дать понятие об оболочке, цитоплазме, ядре, вакуолях.

      Оборудование и материалы: лупы различных размеров, таблица «Строение растительной клетки», таблица с изображениями раз­личных микроскопов, световой микроскоп, модель растительной клетки; портреты ученых: Антони ван Левенгука, Роберта Гука, Теодора Шванна и Матиаса Шлейдена.

      Ключевые слова и понятия: клетка, строение растительной клетки, органоиды клетки, цитоплазма, плазматическая мембра­на, ядро, пластиды: хлоропласты, хромопласты, лейкопласты, эн- доплазматическая сеть, аппарат (комплекс) Гольджи, клеточный центр, рибосомы, лизосомы, митохондрии.

      Ход урока

      Актуализация знаний

        Ответьте на вопросы.

        Как называется раздел биологии, изучающий строение клетки?

        Чем являются эукариоты?

        Чем они отличаются от прокариот?

        К какой группе относятся растения?

        Какие растения называются высшими?

        В чем основное отличие низших растений от высших?

        Приведите примеры низших и высших растений.

        Какие части клетки мы называли на предыдущих уроках?

          Изучение нового материала

            Рассказ учителя с элементами беседы

              Наверное, каждый из вас неоднократно держал в руках уве­личительное стекло. (Учитель демонстрирует лупы различных размеров.)

              Как иначе оно называется? (Лупа.)

              Что можно делать с помощью увеличительного стекла? (Вы­жигать, добывать огонь, читать мелкие буквы, рассматри­вать мелкие предметы.)

              Вот видите, как много способов применения можно найти для простой лупы!

              А как вы думаете, когда впервые была изобретена лупа? (Ответы учащихся.)

              Лупа была известна еще в Древней Греции. За 400 лет до н. э. драматург Аристофан описывал свойства увеличительного стекла в одной из своих комедий. Но обычная лупа дает не очень большое увеличение.

              Во сколько раз лупа может увеличивать предметы? (Ответы учащихся.)

              Обычная лупа дает увеличение всего в 2—30 раз. Но мы знаем, что есть увеличительный прибор, способный увеличивать гораздо сильнее.

              Что это за прибор? (Микроскоп.)

              А как давно был изобретен микроскоп? (Ответы учащихся.)

              А вы знаете, кто его изобрел? (Ответы учащихся.)

              Изобретателем этого прибора считают голландца Антони ван Левенгука. Левенгук был простым торговцем, но очень любопыт­ным. Он первым обнаружил живых существ в капле воды и за свои открытия даже был избран членом Лондонского королевского об­щества, к нему в гости приезжала сама английская королева. Его микроскоп давал увеличение почти в 300 раз! Современные све­товые микроскопы дают увеличение до 3500 раз, а электронный микроскоп может увеличивать изображение в сотни тысяч раз! Но микроскоп Левенгука был больше похож на этажерку из раз­личных увеличительных стекол, чем на современный микроскоп.

              А кто же усовершенствовал этот прибор? (Ответы учащихся.)

              Английский ученый Роберт Гук изобрел специальный освети­тель для микроскопа. Но знаменит он не только этим.

              Кто знает, что принесло известность этому ученому? (От­веты учащихся.)

              Он первым увидел клетки, рассматривая срез пробки дуба. Эти ячейки он называл и «ящичками», и «коробочками», и клетками. Именно это название мы используем до сих пор. Потом Гук видел клетки и на срезах других растений.

              Но ученые долгое время считали, что из клеток состоят только растения. Клетки животных рассмотреть гораздо труднее, так как граница между ними видна намного хуже.

              Как вы думаете, почему? (Ответы учащихся.)

              Мы с вами об этом говорили, когда сравнивали строение ра­стительной и животной клеток. Клеточная стенка растений состо­ит из клетчатки (целлюлозы), а наружный слой клеток животных тонкий, эластичный.

              Идею о том, что все живые организмы состоят из клеток, выдвинули в 1839 г. немецкие ученые Теодор Шванн и Матиас Шлейден. Эта концепция получила название «клеточная теория».

              Из клеток, как из кирпичиков, состоят все живые организмы: и крупные, и самые маленькие. Как вы знаете, есть даже такие, которые состоят всего из одной клетки. Клетка — это структурная и функциональная единица всех живых организмов. Кроме того, клетка и сама по себе живая. Все живые организмы представляют собой или одну свободноживущую клетку, или какое-то коли­чество объединенных клеток.

              Вспомните, какими свойствами обладают все живые орга­низмы.

              Клетка фактически является самовоспроизводящейся хими­ческой системой. Она физически отделена от своего окружения, но обладает способностью обмена с этим окружением, т. е. спо­собна поглощать вещества, которые необходимы ей в качестве пищи, и выводить наружу накопившиеся отходы. Клетки способ­ны размножаться при помощи деления.

              Рассмотрим более подробно строение растительной клетки. Как мы уже говорили, все клетки отделены друг от друга плаз­матической мембраной — плотной прозрачной оболочкой (от лат. «мембрана» — пленка), основная задача которой — защищать со­держимое клетки от воздействия внешней среды. Если рассмот­реть ее под микроскопом, то местами можно увидеть более тонкие участки — поры.

              Мембрана на внешней стороне имеет плотную оболочку (клеточную стенку), состоящую из клетчатки (целлюлозы). Она прочная и за счет этого придает клетке прочность и защищает ее от внешнего воздействия. Между оболочками клеток (снаружи) находится межклеточное вещество, соединяющее клетки. При разрушении межклеточного вещества клетки разъединяются.

              Живое содержимое клетки представлено цитоплазмой — бес­цветным вязким полупрозрачным веществом, — в которой про­текают различные химические процессы. В живой клетке ци­топлазма постоянно движется. Скорость ее движения зависит от температуры, освещения и других условий. Движение цито­плазмы обеспечивает перенос питательных веществ. Цитоплазма одних клеток соединяется с цитоплазмой других клеток тонкими цитоплазматическими нитями, проходящими через поры обол чек. За счет этого между клетками происходит постоянный обмен веществ. У молодых клеток цитоплазма заполняет практически весь объем.

              В цитоплазме располагаются многочисленные органоиды клет­ки. Органоиды — дифференцированные участки цитоплазмы, имеющие определенное строение и функции.

              Цитоплазма как бы связывает между собой различные органоиды клетки. Вспомните, на первом уроке мы с вами говорили о прокариотах и эукариотах.

              К какой группе относятся эти растения? (К эукариотам.)

              В чем основное отличие эукариот? (Клетки этих организмов имеют ядро.)

              Важнейшим органоидом клетки является ядро. Обычно оно крупное и четко выражено. В ядре находится одно или несколько ядрышек. Около ядра находится клеточный центр. Он принимает участие в делении клетки.

              Вся цитоплазма пронизана сетью многочисленных мелких канальцев. Они связывают между собой различные части клет­ки с плазматической мембраной, помогают в транспортировке различных веществ внутри клетки. Это эндоплазматическая сеть.

              В растительной клетке присутствуют и другие органоиды, например аппарат Гольджи, рибосомы, лизосомы, митохондрии.

              Кроме того, в растительной клетке имеются пластиды. Су­ществуют три вида пластид. Они различаются по форме, цвету, размерам и функциям. Хлоропласты имеют зеленую окраску, хро­мопласты — красную, а лейкопласты — белую.

              Помимо этого, в клетке находятся различные включения — вре­менные образования, например крахмальные или белковые зерна, а также капли жиров. Эти включения накапливаются как допол­нительный запас питательных веществ, который впоследствии используется организмом.

              В старых клетках хорошо заметны полости, содержащие кле­точный сок. Эти образования называются вакуолями.

              Пользуясь текстом учебника, заполните таблицу


               

               

              Органоиды

              Описание

              Функции

              Плазма­

              тическая

              мембрана

              Тонкая прозрачная пленка, состоящая из молекул белков и липидов, на внешней ее стороне имеется клеточная оболочка, состоящая из цел­люлозы (клетчатки). Прониза­на специальными отверстия­ми — порами

              Защита клетки от внеш­него воздействия, при­дание клетки опреде­ленной формы, участие в обмене веществ между клеткой и внешней сре­дой, в контактировании клеток друг с другом

              Ядро

              Самый крупный органоид клетки, окружен ядерной оболочкой, пронизанной по­рами, внутри находятся одно или несколько ядрышек, хро­мосомы, ДНК, РНК

              Хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена ве­ществ внутри клетки

              Пластиды:

              Присутствуют только в растительных клетках

              Хлоропла­сты

              Имеют овальную форму, зеленую окраску, содержат хлорофилл

              Фотосинтез

              Хромопла­сты

              Имеют желтую, оранжевую или красную окраску, содер­жат пигменты

              Обеспечивают окраску плодов, лепестков, осен­них листьев

              Лейкопла­сты

              Бесцветные, округлой или па­лочковидной форм, содер­жатся в неокрашенных частях растений (стебли, клубни, корни)

              В них накапливаются запасные питательные вещества

              Эндоплаз- матическая сеть

              Сеть многочисленных кана­лов и полостей в цитоплазме клетки

              Синтез, накопление и транспортировка орга­нических веществ

              Аппарат(комп­

              лекс)

              Гольджи

              Имеет сложную форму, со­стоящую из полостей, трубо­чек и пузырьков

              Накопление и выделение продуктов обмена

              Клеточ­ный центр

              Присутствует не во всех клет­ках. Состоит из двух цилинд­рических телец, расположен­ных под углом друг к другу

              Принимает участие в де­лении клетки

              Рибосомы

              Мелкие тельца, по форме на­поминающие восьмерку

              Сборка сложных молекул белков

              Лизосомы

              Небольшие овальные тельца с различными ферментами внутри

              Внутриклеточное перева­ривание пищи, удаление отмерших органоидов

              Митохон­

              дрии

              Мелкие тельца различной формы с многочисленными выростами на внутренней ча­сти мембраны

              Образование и накоп­ление энергии (синтез АТФ)

               

               


               


               

               

              Не во всех учебниках названы и охарактеризованы все основ­ные органоиды клетки. Объем материала для изучения определяет сам учитель.

              Рекомендуется дать детям время на самостоятельное заполнение таблицы (примерно 10 мин), после чего взять на про­верку тетради у нескольких учеников, а в это время 3—4 человека отвечают устно и должны охарактеризовать 2—3 органоида. При необходимости класс их поправляет и дополняет. Таким образом, при проверке работы на уроке может быть задействовано наи­большее количество учеников при наименьших затратах времени. После проверки таблицы учитель может внести свои коррективы, уточнить некоторые формулировки, дать дополнительные све­дения. Поэтому рекомендуется заранее предупредить учащихся о том, что необходимо оставлять место в каждой ячейке таблицы для внесения дополнительных сведений, не указанных в учеб­нике. Кроме того, возможен вариант, при котором учитель зара­нее на компьютере изготавливает сетку таблицы, размножает ее и раздает каждому ученику. После заполнения таблицы учащиеся вклеивают или подшивают ее в тетрадь. Это делается для эконо­мии времени на уроке.)

              Закрепление знаний и умений

                Ответьте на вопросы.

                Докажите, что клетка является живым организмом.

                Что такое органоид?

                Какие органоиды растительной клетки вы знаете?

                Каких органоидов нет у животной клетки?

                В чем отличие клеточной оболочки у животной и расти­тельной клеток?

                Что такое цитоплазма?

                Какова основная функция ядра?

                Зарисовать строение клетки (из учебника), подписать ос­новные части клетки.

                Пользуясь материалом, изученным ранее, а также знания­ми, полученными на уроке, и текстом учебника, заполнить таб­лицу «Сравнение животной и растительной клеток».

                  Признак сравнения

                  Животная клетка

                  Растительная клетка

                     

                  Творческое задание. Из цветного пластилина вылепить расти­тельную клетку. Она может быть выполнена как в объеме, так и на листе картона (на плоскости).

                  Задание для учеников, интересующихся биологией. Вспомнить литературные произведения, в которых важную роль сыграли уве­личительные приборы. Подготовить доклад об истории изобрете­ния микроскопа и об истории открытия клетки.

                  строение растительной клетки

                   

                   

                   

                  Клеточное строение растений

                   

                   

                   

                  Строение растительной клетки на примере клеток кожицы чешуи лука

                   

                   

                   

                  Биология |Подготовка к ЕГЭ 2017 | Растительная клетка

                   

                   

                  Ресурсы:

                  И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

                  Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

                  Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

                  В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

                  Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

                  Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

                  учебник «Биология», 6-й класс

                  Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

                  Хостинг презентаций

                  — http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

                  xn--j1ahfl.xn--p1ai

                  Урок онлайн. Строение клетки — Современные уроки биологии

                   Любой, в том числе и растительный, организм состоит из клеток. Клетка является основной структурной и функциональной единицей  живого.   У одноклеточных организмов клетка выполняет все функции необходимые для обеспечения жизни и размножения. У многоклеточных организмов клетки поразительно разнообразны по размеру, форме, окраске и внутреннему строению. Это многообразие связано с разделением функций в организме, выполняемых клеткой.

                  Содержание урока:

                  1. Клеточное строение организмов

                  2. Строение растительной клетки

                  3. Пластиды. Виды пластид


                  1. Клеточное строение организмов

                  Любой, в том числе и растительный, организм состоит из клеток. 

                  Структурные единицы растения

                  Клетка является основной структурной и функциональной единицей  живого.

                  Клеточное строение организмов

                  У одноклеточных организмов клетка выполняет все функции необходимые для обеспечения жизни и размножения. У многоклеточных организмов клетки поразительно разнообразны по размеру, форме, окраске и внутреннему строению. Это многообразие связано с разделением функций в организме, выполняемых клеткой.

                  Клетки многоклеточного организма. Научфильм (17 минут) — посмотреть начало

                   

                  Несмотря на общий план строения клетки представителей разных царств организмов имеют характерные отличия.

                  Признак

                  Клетки

                  грибов

                  растений

                  животных

                  Клеточная стенка

                  В основном из хитина

                  Из целлюлозы

                  Нет

                  Крупная вакуоль

                  Есть

                  Есть

                  Нет

                  Хлоропласты

                  Нет

                  Есть

                  Нет

                  Способ питания

                  Гетеротрофный

                  Автотрофный

                  Гетеротрофный

                  Центриоли

                  Бывают редко

                  Только у некоторых мхов и папоротников

                  Есть

                  Резервный питательный углевод

                  Гликоген

                  Крахмал

                  Гликоген

                   


                  2. Строение растительной клетки

                  Хотя отдельная клетка представляет собой наиболее простую форму жизни, строение её достаточно сложно. Рассмотрим строение растительной клетки.

                   

                  Строение растительной клетки 

                  Во взрослой растительной клетке различают три основные части: оболочку, протопласт (живое содержимое) и вакуоль. Сложная организация процессов жизнедеятельности возможна благодаря специализированным структурным элементам — органеллам, выполняющим различные функции. Это ядро, пластиды, митохондрии, эндоплазматическая сеть, рибосомы, аппарат Гольджи и др.

                   Органеллы погружены в цитолоплазму, которая обеспечивает их взаимодействие.  Клеточная оболочка, вакуоль и включения являются продуктами жизнедеятельности клетки, и образуются им на определенных этапах развития клетки.

                   Любая растительная клетка покрыта снаружи оболочкой. Оболочка обособляет клетку от окружающей средой. Защищает содержимоеклетки, придает ей форму

                  . В ней есть отверстия – поры. Поры в оболочке клетки необходимы для обмена веществ с окружающей средой, через них в клетку поступает и выходит из нее вода и другие вещества.

                   Внутри клетки, все ее пространство занято бесцветным вязким веществом. Это цитоплазма. Она медленно движется – это одно из свойств живой клетки. При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает.

                   В цитоплазме располагается ядро и другие компоненты клетки – органоиды. Ядро – главный органоид клетки, оно управляет всеми процессами жизнедеятельности. В нем содержатся особые тельца – хромосомы, в которых хранится вся информация о клетке, которая, не умирая, будет передаваться от клетки к клетке, из поколения в поколение, бережно пронося эстафету Жизни.

                   Очень много места в растительной клетке занимаютвакуоли – своеобразный склад веществ. Чем старше клетка, тем больше ее запасы, тем больше по размерам ее вакуоли, а иногда она и вовсе одна, большая, занимающая почти весь клеточный объем. Чем моложе клетка, тем меньше у нее вакуолей и размер их невелик. Вакуоли заполнены клеточным соком. Разрезая спелый плод или другую сочную часть растения, мы повреждаем клетки и из их вакуолей вытекает сок.

                  Строение растительной клетки. Схема
                   

                  Компоненты растительной клетки. Интерактивная таблица

                  Строение растительной клетки. Шкофильм

                   

                   Строение и функции основных компонентов растительной клетки.

                  Заполните таблицу самостоятельно, на основании материала учебника

                  Органелла СтроениеФункции
                  Клеточная оболочка  
                  Цитоплазма  
                  Ядро  
                  Вакуоль  

                   3 Пластиды. Типы пластид

                  Пластиды (греч. plástides — создающие, образующие, от plastós — вылепленный, оформленный) внутриклеточные органеллы зеленых растений, содержащие пигменты и осуществляющие синтез органических веществ.

                   

                  Пластиды. Рассказ о пластидах

                  Хлоропласты имеют зеленый цвет, обусловленный присутствием основного пигмента — хлорофилла. Хлоропласты содержат также вспомогательные пигменты — каротиноиды (оранжевого цвета). По форме хлоропласты — это овальные линзовидные тельца размером (5—10) х (2—4) мкм. В одной клетке листа может находиться 15—20 и более хлоропластов, а у некоторых водорослей — лишь 1 -2 гигантских хлоропласта (хроматофора) различной формы.

                  Лейкопласты — мелкие бесцветные пластиды различной формы. Они бывают шаровидными, эллипсоидными, гантелевидными, чашевидными и т. д. По сравнению с хлоропластами у них слабо развита внутренняя мембранная система.

                  Лейкопласты в основном встречаются в клетках органов, скрытых от солнечного света (корней, корневищ, клубней, семян). Они осуществляют вторичный синтез и накопление запасных питательных веществ — крахмала, реже жиров и белков.

                  Хромопласты отличаются от других пластид своеобразной формой (дисковидной, зубчатой, серповидной, треугольной, ромбической и др.) и окраской (оранжевые, желтые, красные). Хромопласты лишены хлорофилла и поэтому не способны к фотосинтезу. Внутренняя мембранная структура их слабо выражена.

                  Хромопласты присутствуют в клетках лепестков многих растений (лютиков, калужниц, нарциссов, одуванчиков и др.), зрелых плодов (томаты, рябина, ландыш, шиповник) и корнеплодов (морковь, свекла), а также листьев в осеннюю пору. Яркий цвет этих органов обусловлен различными пигментами, относящимися к группе каргиноидов, которые сосредоточены в хромопластах.

                  Все типы пластид генетически родственны друг другу, и одни их виды могут превращаться в другие.

                  Типы пластид. Схема

                   

                  Окраска различных частей растений. Заполните таблицу самостоятельно на основании пройденного материала
                   ВакуолиХлоропластыХромопласты
                  Цвет Синий, фиолетовый, малиновый  
                  Какие части растений окрашиваютЛепестки, осенние листья  

                   


                  Частично использован материал сайта http://www.sbio.info/list.php?c=stroenkletki

                  biology-online.ru

                  Тема 2 — Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки

                  Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.

                  Краткое содержание

                  Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.

                  Строение клетки. Клетка является основной структурно-функциональной единицей организма. Если рассмотреть клетки под микроскопом, то можно увидеть, что они имеют сложное строение. Назовем основные части клетки (рис. 21). Снаружи клетка покрыта плотной клеточной стенкой, в которой имеются более тонкие участки — поры. Под ней находится очень тонкая пленка — мембрана, покрывающая содержимое клетки — цитоплазму. В цитоплазме есть полости — вакуоли, заполненные клеточным соком. В центре клетки или около клеточной стенки расположено плотное тельце — ядро с ядрышком. От цитоплазмы ядро отделено ядерной оболочкой. По всей цитоплазме более или менее равномерно распределены очень мелкие тельца — пластиды.

                  Клеточная стенка придает клетке определенную форму и защищает ее содержимое. Она бесцветная, прозрачная и очень прочная. Мембрана, покрывающая клетку, называетсяклеточной (или плазматической) мембраной. Она пропускает в клетку и выпускает из клетки вещества. Эта способность клеточной мембраны называется проницаемостью.

                  Цитоплазма состоит из густого тягучего вещества, в котором располагаются все другие части клетки. Она имеет особый химический состав. В ней протекают различные биохимические процессы, обеспечивающие жизнедеятельность клетки. В живой клетке цитоплазма постоянно движется, перетекает по всему объему клетки; она может увеличиваться в объеме.

                  Ядро является очень важной частью клетки. В нем находятся хромосомы, обеспечивающие передачу наследственных свойств клетки дочерним клеткам при делении. Ядро с ядрышком играет важную роль в жизнедеятельности клетки.

                  Вакуоль в клетках растительных организмов выполняет очень важную роль. Вакуоли — это резервуары, отделенные от цитоплазмы мембраной. В них содержится клеточный сок, накапливаются запасные питательные вещества и продукты жизнедеятельности, ненужные клетке. Клеточный сок — водянистая жидкость с растворенными в ней сахарами, органическими кислотами, минеральными солями. Вакуоли наполняются клеточным соком в процессе всей жизни клетки. По мере роста клетки мелкие вакуоли сливаются в одну большую (центральную) вакуоль, с увеличением размеров вакуоли увеличивается и размер клетки.

                  Пластиды бывают бесцветными, но чаще они окрашены в зеленый или красно-оранжевый цвет. От окраски пластид зависит окраска клетки и органов растения. Зеленый цвет растений обусловлен присутствием в их клетках зеленых пластид. Их называют

                  хлоропластами (от греч. хлорос — «зеленый»,пластос — «образующий», «вылепленный»).

                  Зеленый цвет хлоропласты получают благодаря особому зеленому веществу — хлорофиллу (от греч.хлорос — «зеленый», филлон — «лист»). С помощью хлорофилла клетки растений улавливают энергию солнечных лучей и образуют органические вещества (в виде сахаров).

                  Бесцветные пластиды называют лейкопластами (в них откладываются запасные питательные вещества: крахмал, масла и белок), а красно-оранжевые пластиды (в цветках, плодах) — хромопластами.

                  Наличие хлоропластов, крупной вакуоли и клеточной стенки — отличительная особенность клеток растений.

                  Разные клетки растительного организма различаются по размерам, форме и функциям. Многообразие типов клеток появилось в растительном мире в ходе исторического процесса развития — эволюции (от лат.эволютио — «развертывание»). Эволюцией называют постепенные изменения свойств организмов с течением длительного времени.

                  Размер клетки у высших растений обычно измеряется в микронах (микрон — тысячная доля миллиметра) — так они малы. Величина клеток чаще всего не превышает 15-60 микрон. Но есть и очень крупные клетки: у арбуза, лимона, апельсина, помидора взрослые наполненные соком клетки достигают больших размеров и хорошо видны невооруженным глазом. В стебле льна, конопли, крапивы имеются узкие и очень длинные клетки (у льна — до 0,4 см, у крапивы до 0,8 см), но в поперечнике их размеры так малы, что различимы только под микроскопом.

                  Задания
                  Видеоурок

                  Игры

                  Практический модуль представляет собой исследовательское задание по теме «Основные части и органоиды клетки» средней школы, в котором учащийся работает с виртуальной лабораторией «Строение клеток»

                  http://fcior.edu.ru/card/2591/konstruktor-rastitelnoy-kletki.html

                  library.gim14.ru

                  Author: alexxlab

                  Добавить комментарий

                  Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *