3. Строение представителей Типа Кишечнополостные
Представители Типа Кишечнополостные — это многоклеточные животные, имеющие лучевую (радиальную) симметрию.
Их тело состоит из двух слоев клеток — наружного (эктодермы) и внутреннего (энтодермы), между которыми расположена мезоглея.
В основном, кишечнополостные — хищники. Они имеют кишечную полость, где переваривается пища. Полость сообщается с окружающей средой через рот. Других отверстий нет (непереваренные остатки выбрасываются наружу через рот).
Схема строения кишечнополостных (на примере гидры пресноводной)
Обрати внимание!
Эктодерма образована эпителиально-мускульными, стрекательными, нервными, половыми и промежуточными (неспециализированными) клетками.
Энтодерма представлена пищеварительно-мускульными и железистыми клетками.
Функции клеток
1.
2. Стрекательные клетки имеют капсулу, заполненную ядом, который парализует жертву (нейропаралитического действия). В капсулу погружена стрекательная нить. На поверхности клетки расположен чувствительный волосок. При прикосновении к этому волоску стрекательная нить выбрасывается наружу и входит в тело жертвы.
Схема строения стрекательной клетки
3. Нервные клетки имеют длинные отростки, которые вместе образуют нервную сеть. Такая нервная система называется диффузной.
Нервная система и восприятие гидрой раздражения
4. Половые клетки обеспечивают половое размножение кишечнополостных.
5. Железистые клетки продуцируют ферменты, которые переваривают пищу в кишечной полости (это внутриполостное пищеварение).
6.Пищеварительно-мускульные клетки имеют жгутики и ложноножки. Жгутики перемещают воду с частичками пищи, а образующиеся ложноножки захватывают её. Дальнейшее пищеварение происходит в пищеварительных вакуолях (это внутриклеточное пищеварение).
7. Неспециализированные (промежуточные) клетки способны превращаться в любой тип клеток, и обеспечивают регенерацию (восстановление утраченных частей) кишечнополостных.
Книдоциль — чувствительный волосок стрекательной клетки кишечнополостных.
Ферменты — биологически активные вещества, которые ускоряют процессы, проходящие в клетке. Пищеварительные ферменты ускоряют процессы пищеварения.
Размножение кишечнополостных происходит половым и бесполым путями.
Бесполое размножение происходит почкованием.
В случае полового размножения из оплодотворённой яйцеклетки развивается личиночная стадия. Прикрепившись ко дну, личинка превращается в полип. Полипы либо образовывают колонии, либо отпочковывают свободноживущих медуз. Здесь мы можем говорить о чередовании поколений: прикрепленного полипа и свободноживущей медузы.
Значение кишечнополостных
Представители Кишечнополостных — коралловые полипы образуют рифы, а иногда и целые острова — атоллы — которые представляют особые экосистемы.
Коралловый риф
Из отмерших кораллов образуются известковые горные породы. Их используют в строительстве, декоративном оформлении жилищ.
Некоторые кишечнополостные поселяются на подвижных животных (актиния и рак отшельник). Рак перемещает актинию, а актиния защищает рака своими стрекательными клетками.
В восточных странах кишечнополостные (медузы) используются в пищу.
Яд некоторых медуз может быть опасным для человека, вызывая ожоги, а в тяжелых случаях, поражая дыхательную систему, приводя к смерти.
Источники:
Биология. Животные. 7 кл.:учеб. для общеобразоват. Учреждений/ В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. – 10-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2009. – 302, [2] с. :ил.
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Биология (От амёбы до человека). 7 класс. Учебник общеобразовательной школы. – М:Баласс, 2013. – 320с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»)
Иллюстации:
http://drukarniacd.home.pl/flash/radial-symmetry-cnidaria
http://toazhotel.com/zhivye-obraza-zashhity.html
www.yaklass.ru
Тип Кишечнополостные
Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (682,3 кБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Тип урока: изучение нового материала с применением КТ.
Цели урока:
- раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения пресноводной гидры, их связь со средой обитания;
- познакомить с представителями классов Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые;
- дать понятие о чередовании поколений и явлении регенерации.
Оборудование: микроскоп, микропрепарат “Стрекательные клетки гидры”, веточка белого коралла.
Планируемые результаты обучения:
- учащиеся должны уметь узнавать животных, имеющих лучевую симметрию,
- знать строение Кишечнополостных.
- знать особенности строения клеток эктодермы и энтодермы,
- усвоить понятие регенерации,
- знать процессы бесполого и полового размножения кишечнополостных.
На предыдущем уроке учащиеся получают задание подготовить сообщения о медузах и кораллах, сопроводить презентациями.
План урока.
- Вступительное слово учителя.
- Общая характеристика кишечнополостных.
- Общая характеристика класса Гидроидные.
- Строение гидры.
- Строение эктодермы.
- Стрекательные клетки – работа с микропрепаратом.
- Строение энтодермы.
- Размножение гидры.
- Закрепление по строению гидры.
- Знакомство с классом Сцифоидные.
- Знакомство с классом Коралловые полипы.
- Значение Кишечнополостных.
- Задание на дом.
Ход урока
1. Вступительное слово. ( Слайд №1)
Долгое время кишечнополостных относили к растениям. – Учитель демонстрирует веточку коралла и открытки с изображением “зарослей” кораллов.
Сегодня мы попытаемся доказать, что кишечнополостные – это животные, изучив их строение и образ жизни.
2. Общая характеристика кишечнополостных. (Слайд №3) — запись в тетрадь.
Кишечнополостные – это многоклеточные животные, тело которых состоит из двух слоев – эктодермы и энтодермы, имеющие лучевую симметрию и единственную полость – кишечную.
Кишечная полость связана с наружной средой через рот.
Нервные клетки образуют нервное сплетение.
Способны к регенерации, это было доказано в XVIII веке Абраамом Трамбле. Он разрезал гидру поперек и несколько раз в день рассматривал обе части под увеличительным стеклом. Скоро из каждой половинки вырастала целая гидра.
В типе Кишечнополостные выделяют три класса (Слайд №4): класс Гидроидные, класс Сцифоидные, класс Коралловые полипы – запись в тетрадь.
3. Общая характеристика класса Гидроидные. (Слайд №5). – Запись в тетрадь.
В озерах, речках или прудах с чистой прозрачной водой на стеблях водных растений встречается маленькое полупрозрачное животное – полип Гидра (“полип” – “многоног”) Это прикрепленное малоподвижное животное с многочисленными щупальцами. Тело обыкновенной гидры имеет почти правильную цилиндрическую форму. На одном конце находится рот, окруженный венчиком тонких длинных щупалец, другой конец вытянут в виде стебелька с подошвой на конце.
4. Строение гидры. (Слайд №6).
Если вдоль тела гидры провести воображаемую ось, то её щупальца будут расходится от этой оси во все стороны, как лучи от источника света. Лучевая симметрия характерна, как правило, для животных, ведущих прикрепленный образ жизни.
Тело гидры имеет вид мешочка, стенки которого состоят из двух слоев– наружного (эктодермы) и внутреннего(энтодермы).Внутри тела имеется кишечная полость.
- Строение эктодермы. (Слайд №7).
ЭКТОДЕРМА
Нервные клетки | Кожно-мускульные | Стрекательные клетки |
Обеспечивают передачу возбуждения | Обеспечивают движение | Питание и защита |
- Стрекательные клетки. (Слайд №8)
Учащимся предлагается рассмотреть микропрепарат “Стрекательные клетки гидры”. Учитель рассказывает об их строении по слайду и просит сделать схематический рисунок этих клеток в тетрадях. Далее учащимся предлагается ответить на вопрос:
Какое значение имеют стрекательные клетки для кишечнополостных?
- Строение энтодермы. (Слайд №9).
Клетки энтодермы имеют сократительное мускульное волоконце, но их роль – переваривание пищи. Они выделяют в полость пищеварительный сок, под действием которого добыча гидры размягчается. Клетки имеют жгутики и способны выпускать ложноножки и захватывать пищу.
5. Размножение гидры.
Гидра размножается бесполым и половым путем. Летом на теле гидры появляется маленький бугорок (Слайд №10). Он растет, вытягивается. На его конце появляются щупальца, а между ними прорывается рот. Когда маленькая гидра подрастет, она отделяется от материнского организма и начинает жить самостоятельно. (Почкование)
К осени, с наступлением неблагоприятных условий, гидры гибнут, но перед этим в их теле развиваются половые клетки: яйцевые и сперматозоиды. (Слайд №11) Сперматозоид имеет жгутик, с помощью которого подплывает к гидре с яйцевой клеткой и проникает внутрь неё. Происходит оплодотворение. Образуется яйцо с толстой оболочкой. Гидра погибает, а яйцо весной начинает делится и из него развивается молодая гидра.
6. Закрепление. (Слайд № 12)
Учащимся предлагается повторить строение гидры и названия её клеток.
7. Знакомство с классом Сцифоидные. (Слайд №13): сообщения учащихся.
8. Знакомство с классом Коралловые полипы (Слайд №14):
сообщения учащихся.9. Значение Кишечнополостных.
Самостоятельная работа с учебником параграф №6 страница28. (Слайд №15)
10. Задание на дом: (Слайд №16)
Виды клеток |
Отличительные признаки |
Функции |
||
Клетки эктодермы |
||||
Покровно-мускульные |
В основании клетки располагается сократительное мускульное волоконце. |
Защита от повреждений, изменение положения тела |
||
Стрекательные. |
Имеют чувствительный волосок, стрекательную капсулу с ядом, спирально свернутую стрекательную нить. |
Защита от хищников. |
||
Нервные. |
Звездчатой формы, с отростками, образуют нервную сеть. |
Передача возбуждения к кожно-мускульным и другим клеткам. |
||
Промежуточные. |
Мелкие, округлые. |
Способны к делению и превращению в другие виды клеток. Участие в процессе регенерации. |
||
Клетки энтодермы |
||||
Эпителиально-мускульные |
Крупные, вытянутые, имеют мускульные волоконца, жгутики, образуют ложноножки. |
Перемещение пищи в кишечной полости, внутриклеточное переваривание пищевых частиц. |
||
Железистые. |
Крупные, бокаловидные. |
Выделяют пищеварительный сок в кишечную полость. |
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Клетки тела кишечнополостных | Учеба-Легко.РФ
Клетки тела кишечнополостных
Слои тела |
Клетки Рисунки |
Особенности строения |
Функции |
|
Эктодерма |
Кожному скульная |
В основании имеются отростки, содержащие сократимое мускульное волоконце |
Составляют основную массу эктодермы, обеспечивают движение тела и его отдельных частей, изменение объема тела, защиту |
|
Чувствительная |
Одним концом обращены наружу, другим прилегают к базаль-ной мембране. Вытянутые с выступающим наружу кончиком |
Восприятие внешних раздражителей |
||
Звездчатые с отростками, лежат между сократительными отростками на базальной мембране. В совокупности образуют диффузную нервную систему |
Передача возбуждения к остальным клеткам организма |
|||
|
|
Крупные клетки, состоящие из стрекательной капсулы с ядром, внутри нее находится спирально свернутая полая стрекательная нить. На поверхности клетки имеется чувствительный волосок |
Расположены по всей эктодерме, но наибольше количество на щупиках и вокруг рта служат для зашиты и парализации жертвы |
|
Промежуточная |
Мелкие округлые |
Способны к делению и превращению в другие виды клеток, в том числе и в половые. Обеспечивают регенерацию и почкование |
Слои тела |
Клетки Рисунки |
Особенности строения |
Функции |
|
|
Яйцеклетки — крупные округлые, |
|
|
неподвижные. Сперматозоиды — |
Обеспечивают половое размноже- |
|
|
мелкие вытянутые, двигаются |
ние, оплодотворение в воде |
|
|
с помощью хвостика |
|
|
Половые |
|
|
|
Энтодерма |
Пищевари- |
Крупные, вытянутые, имеют мускульные волоконца, жгутики, способны образовывать ложноножки |
Перемещение пищи внутри пищеварительной полости. Фагоцитоз -внутриклеточное пищеварение |
тельная |
|
|
|
|
|
|
Клетки энтодермы сосредоточены |
|
|
|
около ротового отверстия, выделя |
|
|
Крупные, бокаловидные, выделяют различные секреты |
ют пищеварительный секрет, обеспечивающий внутриполостное пищеварение. Клетки подошвы выде- |
|
Железистая |
|
ляют клейкий секрет, для прикрепления к субстрату |
Лекция добавлена 17.11.2012 в 12:00:53
uclg.ru
§13. Тип Кишечнополостные — (ответы)
Задание 1. Заполните пропуски в тексте.
Стенки тела гидры состоят из трех своев клеток. Внутри тела имеется кишечная полость. В эктодермиальном слое располагаются различные клетки. Покров тела гидры образуют эпителиально-мускульные клетки. Благодаря наличию мускульных волокнец в основании каждой такой клетки гидра может передвигаться и изменять длину своего тела. на поверхности тела гидры, особенно на ее щупальцах, много стрекательных клеток. В этих клетках, в особой капсуле, находятся тонкие нити с зазубринками. Когда добыча, проплывающая мимо, коснется чувствительного волоска, стрекательная нить выбрасывается наружу и вонзается в тело жертвы. Яд поступает в добычу. Стрекательные клетки защищают гидру от рыб и крупных водных насекомых.
Задание 2. Сделайте надписи в рисунках.
Задание 3. Заполните таблицу.
Особенности строения и процессов жизнедеятельности инфузории-туфельки и пресноводной гидры Сравниваемый признак Инфузория-туфелька Пресноводная гидра Строение тела веретеновидная форма, напоминающая туфель. Имеет реснички кишечная полость, три слоя, имеет от 6 до 12 щупалец Питание реснички загоняют в глотку бактерий вместе с потоками воды питается мелкими беспозвоночными животными Дыхание происходит через покровы тела дышит растворенным в воде кислородом Выделение сокращение вакуоли выводит наружу вредные вещества остатки еды выходят через рот
Задание 4. Заполните таблицу.
Особенности размножения пресноводной гидры Способ размножения Условия окружающей среды Биологическое значение половое и бесполое пресные водоемы, реки с медленным течением участвует в цепи питания, в круговороте веществ
Задание 5. Одним из 12 подвигов, прославивших великого героя Древней Грецц Геракла, была победа над девятиголовым чудовищем — гидрой, у которой на мсте одной головы вырастали две новые. Объясните, почему небольшой пресноводный полип получил название гидра.
Пресноводного полипа назвали гидрой, потому что он способен к быстрой регенерации.
pobio.ru
Тип Кишечнополостные. Общая характеристика, многообразие видов. Класс Гидроидные. Класс Сцифоидные. Класс Коралловые полипы
admin 24.06.2010
3.3. Тип Кишечнополостные.
Общая характеристика, многообразие видов
Тип кишечнополостных насчитывает около 9 тыс. видов. Они произошли от колониальных простейших — жгутиконосцев и распространены во всех морях и пресноводных водоемах. Тип кишечнополостных разделяют на три класса: гидроидные, сцифоидные и коралловые полипы.
Основные ароморфозы, способствовавшие появлению кишечнополостных :
- возникновение многоклеточности в результате специализации и объединения взаимодействующих между собой клеток;
- возникновение двуслойного строения;
- возникновение полостного пищеварения;
- появление дифференцированных по функциям частей тела;
- появление радиальной симметрии.
Кишечнополостные ведут водный, свободный или сидячий образ жизни. Это двухслойные животные, в онтогенезе формирующие два зародышевых листка — экто- и энтодерму, между которыми находится мезоглея — опорная пластинка. Их внутренняя полость называется гастральной. Здесь переваривается пища, остатки которой удаляются через рот, окруженный щупальцами (у гидр).
Класс Гидроидные
Представитель этого класса — пресноводная гидра.
Гидра — полип размером около 1 см. Живет она в пресноводных водоемах, прикрепляясь к субстрату подошвой. Передний конец тела животного образует рот, окруженный щупальцами. Тело гидры покрыто эктодермой, состоящей из нескольких видов клеток:
- эпителиально-мускульных;
- промежуточных;
- стрекательных;
- половых;
- нервных.
Энтодерма гидры состоит из эпителиально-мускульных, пищеварительных клеток и железистых клеток.
Слева — Схема расположения нервных клеток в теле гидры. ( по Гессе ). Справа — Стрекательные клетки: А — в покоящемся состоянии, Б — с выброшенной стрекательной нитью (по Кюну): 1 — ядро; 2 — стрекательная капсула; 3 — книдоциль; 4 — стрекательная нить с шипиками; 5 — шипы
Важные особенности кишечнополостных:
- наличие стрекательных клеток во внешнем слое. Они развиваются из промежуточных и состоят из стрекательной капсулы, наполненной жидкостью, и стрекательной нити, помещенной в капсуле. Стрекательные клетки служат орудием нападения и защиты;
- полостное пищеварение с сохранением внутриклеточного пищеварения.
Гидры — хищники, питающиеся мелкими ракообразными и мальками рыб.
Дыхание и выделение осуществляются всей поверхностью их тела.
Раздражимость проявляется в виде двигательных рефлексов. Наиболее отчетливо на раздражение реагируют щупальца, так как в них плотно сосредоточены нервные и эпителиально-мускульные клетки.
Размножаются гидры почкованием и половым путем. Половой процесс происходит осенью. Некоторые промежуточные клетки эктодермы превращаются в половые клетки. Оплодотворение происходит в воде. Весной появляются новые гидры. Среди кишечнополостных встречаются гермафродиты и раздельнополые животные.
Для многих кишечнополостных характерно чередование поколений. Например, из полипов образуются медузы, из оплодотворенных яиц медуз развиваются личинки — планулы, из личинок снова развиваются полипы.
Гидры способны восстанавливать утраченные части тела благодаря размножению и дифференцировке неспецифических клеток. Это явление называют регенерацией.
Класс Сцифоидные
Этот класс объединяет медуз больших размеров (представители — корнерот, аурелия, цианея).
Медузы обитают в морях. В их жизненном цикле закономерно чередуются половое и бесполое поколения. Тело по форме напоминает зонт и состоит в основном из студенистой мезоглеи, покрытой снаружи одним слоем эктодермы, а изнутри — слоем энтодермы. По краям зонта расположены щупальца, окружающие рот, находящийся на нижней стороне. Рот ведет в гастральную полость, от которой отходят радиальные каналы, которые соединяются между собой кольцевым каналом. В результате образуется гастральная система.
Нервная система медуз сложнее нервной системы гидр.
Рис. 34. Развитие сцифомедузы: 1 — яйцо; 2 — планула; 3 — одиночный полип; 4 — почкующийся полип; 5 — делящийся полип; 6 — молодая медуза; 7 — взрослая медуза
Кроме общей сети нервных клеток, по краю зонтика расположены скопления нервных ганглиев, образующих сплошное нервное кольцо и особые органы равновесия — статоцисты. У некоторых медуз появляются светочувствительные глазки, чувствительные и пигментные клетки, соответствующие сетчатке глаза высших животных.
Медузы раздельнополы. Их половые железы расположены под радиальными каналами или на ротовом стебельке. Половые продукты выходят через рот в море. Из зиготы развивается свободноживущая личинка — планула, которая весной превращается в маленького полипа.
Класс Коралловые полипы
Включает одиночные (актинии) или колониальные формы (красный коралл). Они имеют известковый или кремниевый скелет, образованный кристаллами игловидной формы, живут в тропических морях, размножаются бесполым и половым путями (медузной стадии развития нет). Скопления коралловых полипов образуют коралловые рифы.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Просмотров: 14 605
kaz-ekzams.ru
Тип Кишечнополостные
Разделы: Биология
Цели:
- раскрыть особенности внутреннего строения кишечнополостных животных на примере гидры пресноводной;
- обеспечить знаниями об особенностях внешнего строения кишечнополостных;
- рассмотреть классификацию кишечнополостных;
- формирование умения сравнивать животных между собой; выделять общие характерные признаки;
- показать практическую значимость знаний;
- развивать умение анализировать, делать выводы, совершенствовать умение работать с текстом;
- прививать навыки работы в группе;
- прививать любовь к природе, всему живому, что нас окружает.
Тип: комбинированный
Методы: проблемно-поисковый, индивидуальная работа, беседа, рассказ, работа в парах и группе.
Оборудование: ИКТ, дидактические карточки для опроса и изучения нового материала.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этап урока |
Содержание этапа |
Методы, ФОУД |
1. Организационный момент | Приветственное слово учителя. Проверка
готовности кабинета и класса к уроку. Проверка эмоционального настроя к работе. |
|
2. Подготовка к активному и сознательному усвоению знаний. | Стук в дверь. Входит почтальон Печкин:
«Здравствуйте, это 7Б? (учитель отвечает, что это
7Б класс). Значить я попал по адресу. У меня к вам
письмо, не простое, а заказное. Получите и
распишитесь». Почтальон Печкин вручает письмо и
просит у учителя разрешение побыть на уроке. Учитель:
«Интересно, что за письмо принес нам Почтальон
Печкин?» Открывает письмо и зачитывает его:
«Здравствуйте ребята! Нас зовут Коля и Петя,
живем в Новосибирске. Мы хотим летом поехать
отдыхать на море, но наши знакомые не советуют.
Они говорят, что в море купаться нельзя т.к. можно
встретить опасных для жизни животных. Мы
попытались сами найти информацию об этих опасных
существах, но узнали немного. Посоветуйте, ехать
нам или нет? |
Сценка |
Учитель предлагает ребятам помочь Коле и Пете. Изучают информацию, которую прислали мальчики. (Презентация. Слайды 1-7). Определяют виды животных. | Эвристическая беседа | |
3. Усвоение новых знаний | Учитель: «Посмотрите ребята,
ведь все эти существа ученые объединяют в тип
Кишечнополостные. Итак, тема нашего урока «Тип
Кишечнополостные», а чтобы помочь мальчикам, нам
надо решить следующие задачи: см. слайд 8. Учитель: «Ответ на первую из них я, думаю, вы уже знаете (ученики отвечают). Итак, большинство из этих существ обитает в морских водах. Но у нас тут, как и у Пети с Колей моря рядом нет, поэтому я предлагаю воспользоваться помощью интернета». Учитель понарошку отправляет несколько ребят работать в кабинет информатики. Ну, а мы с вами можем заняться изучением пресноводных организмов. Кое-что об этих животных вы уже узнали в прошлом году. Давайте поднимем из архива кинохронику. (Просмотр видеосюжета о строении и физиологии гидры пресноводной). В этом видеосюжете информация не полная, не хватает данных о строении, поэтому вам предстоит заполнить таблицу «Строение гидры пресноводной». |
Запись темы урока |
Ученики заполняют таблицу, передают её помощникам учителя для проверки, параллельно проверяют таблицу, сверяя её с флипчартом на доске (ученикам раздаются таблицы с правильными ответами, которые они должны вклеить в тетрадь). | Заполнение таблицы «Строение гидры пресноводной» | |
Учитель: Ну вот, строение и физиологию гидры пресноводной мы с вами вспомнили, но кроме гидры в тип Кишечнополостные животные входит 9 тысяч видов. Для удобства ученые распределили их в 3 класса: флипчарт «классификация Кишечнополостных». Рассортируйте иллюстрации животных по классам (ученики перетаскивают иллюстрации животных под название соответствующего класса). | Поисковая работа на флипчарте «Тип кишечнополостные» | |
Ну, а теперь необходимо выделить характерные признаки классов на примере медузы, актинии и гидры. Распределите правильно данные в таблицу «Сравнительная характеристика кишечнополостных», можете пользоваться учебником (работают в парах, результаты работы сдают на проверку, проверяют правильность выполнения задания с помощью флипчарта «Сравнительная характеристика кишечнополостных») (работают в парах). | Поисковая работа с помощью учебника (стр. 140-142) | |
Ученики анализируют таблицу, выделяя общие признаки типа. | Выделение общих характерных признаков типа. | |
Учитель: Ну, а теперь давайте посмотрим, что наши ребята нашли в интернете. Передаю им слово, а вам нужно будет выяснить каково значение кишечнополостных и записать в тетрадь. (в тетрадях записывают подзаголовок «Значение кишечнополостных») (Слайды 9-27). Итак, давайте посмотрим, какое значение имеют кишечнополостные? (Слайд «Значение кишечнополостных») | Демонстрация презентаций учениками, поисковая работа, запись в рабочих тетрадях | |
4 Закрепление | Учитель: Ну что, думаю, теперь мы можем писать ответное письмо в Новосибирск. В письме мы напишем, что ехать отдыхать можно, но помнить, что в море действительно есть опасные кишечнополостные, наиболее опасны некоторые виды медуз (видеосюжет из фильма «Медузы») | |
5. Домашнее задание | Параграф 37 + конспект в тетради | |
6. Итог урока | 1. Отметка работы учащихся на уроке. 2. Рефлексия |
Приложение
СТРОЕНИЕ ГИДРЫ ПРЕСНОВОДНОЙ
СТРУКТУРЫ | ФУНКЦИИ |
1.Эктодерма: | |
А) половые клетки | |
Б) стрекательные клетки | |
В) кожно-мускульные клетки | |
Г) промежуточные клетки | |
Д) нервные клетки | |
2. Энтодерма: | |
А) пищеварительные клетки | |
Б) железистые клетки | |
3. Регенерация |
СТРОЕНИЕ ГИДРЫ ПРЕСНОВОДНОЙ
СТРУКТУРЫ |
ФУНКЦИИ |
1.Эктодерма: | Наружный слой клеток |
А) половые клетки | Обеспечивают размножение в неблагоприятных условиях |
Б) стрекательные клетки | Аппарат нападения и защиты |
В) кожно-мускульные клетки | Двигательная, защитная |
Г) промежуточные клетки | Недифференцированные клетки из которых образуются все виды клеток эктодермы |
Д) нервные клетки | Реакция организма на раздражение |
2. Энтодерма: | Внутренний слой клеток |
А) пищеварительные клетки | Обеспечивают внутриклеточное переваривание пищи |
Б) железистые клетки | Выделяют в кишечную полость пищеварительный сок |
3. Регенерация | Способность восстанавливать утраченные части тела |
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА КИШЕЧНОПОЛОСТНЫХ
ПРИЗНАКИ |
ГИДРА | МЕДУЗА | АКТИНИЯ |
СИММЕТРИЯ ТЕЛА | Радиально-лучевая
|
Радиально-лучевая | Радиально-лучевая |
ФОРМА ТЕЛА И ЕГО СТРОЕНИЕ | Цилиндрическое, бочонкообразное, двухслойный мешок, рот, кишечная полость, подошва, щюпальца | Куполообразное со щупальцами, двухслойный мешок, рот, кишечная полость, подошва, щюпальца | Цилиндрическое, бочонкообразное, двухслойный мешок, рот, кишечная полость, подошва, щюпальца |
МЕСТО ОБИТАНИЯ | Пресные водоемы со стоячей или
слабо проточной водой
|
Соленная вода морей и океанов | Соленная вода морей и океанов |
ДВИЖЕНИЕ
|
Шагающее движение, расслабление
и сокращение подошвы
|
Реактивное движение | расслабление и сокращение подошвы |
СОСТАВ ПИЩИ И СПОСОБ ЕГО ДОБЫВАНИЯ | Пресноводные рачки, личинки насекомых, хищник, щупальца отправляют пищу в рот | Мелкие морские животные, хищник, щупальца отправляют пищу в рот | Мальки рыб и др. мелкие животные, хищник, щупальца отправляют пищу в рот |
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА КИШЕЧНОПОЛОСТНЫХ
ПРИЗНАКИ |
ГИДРА | МЕДУЗА | АКТИНИЯ |
СИММЕТРИЯ ТЕЛА |
|
||
ФОРМА ТЕЛА И ЕГО СТРОЕНИЕ
|
|||
МЕСТО ОБИТАНИЯ |
|
||
ДВИЖЕНИЕ
|
|
|
|
СОСТАВ ПИЩИ И СПОСОБ ЕГО ДОБЫВАНИЯ |
|
Письмо Коле и Пете
Здравствуйте Коля и Петя, пишут вам ученики 7Б
класса СОШ № 16. Вот, что мы узнали о обитателях
морей, которые могут представлять опасность для
человека. Как это ни парадоксально, самые опасные
для нас морские существа оказались также и
самыми нежными и хрупкими. Это медузы, кораллы,
гидроиды, актинии и их сородичи. Все эти животные
ядовиты, хотя и не все представляют опасность для
человека. Среди этих последних — гидра,
крошечный полип, которого часто демонстрируют
студентам как типичного представителя типа
кишечнополостных. Для человека она абсолютно не
опасна.
С точки зрения биологии кишечнополостные —
существа примитивные; тем не менее, они —
первоклассные охотники. Их щупальца вооружены
стрекательными клетками, которые, получив
сигнал, выбрасывают крошечные отравленные
«гарпуны». Как только конец стрекательной
нити проникает в тело намеченной жертвы, из нити
тут же изливается яд.
Колония кишечнополостных может одновременно
выбросить несколько тысяч ядовитых нитей,
которые парализуют жертву; большинство
кишечнополостных не в состоянии пробить нитями
человеческую кожу, но те немногие животные,
которым это под силу, представляют серьезную,
иногда смертельную опасность.
Существует примерно семьдесят видов
кишечнополостных, опасных для человека. На вид
щупальца их нежны, как тонкая паутина, но это
впечатление обманчиво: прикосновение их
обжигает, как огонь, вызывает болевые ощущения,
оставляя на коже яркие полосы. Воздействие же
наиболее сильных ядов, выделяемых
кишечнополостными, приводит к самым неприятным
явлениям — от головной боли и тошноты до
прекращения дыхания.
Медузы одиночные, независимые животные. Самая
ядовитая из медуз и, вероятно, самый смертоносный
из всех известных обитателей моря — это морская
оса, ужас австралийских пляжей. Размером она с
небольшой воздушный шар. Морская оса убивает в
течение нескольких секунд. В 1966 году в
лабораториях Университета Квинсленда был
выделен яд этой медузы. Проникнув в кровь
человека, он достигает сердечной мышцы, и, если
доза яда была достаточно большой, паралич сердца
наступает уже через тридцать секунд после
прикосновения медузы.
Самое большое число видов относится к третьему
классу кишечнополостных — к коралловым полипам.
Животные, относящиеся к этому классу, менее
ядовиты, чем медузы. Там, где они
«произрастают», подводный мир напоминает
сказочные сады. Неприятности человеку могут
причинить только актинии и несколько видов
кораллов.
Каждый, кто побывал с аквалангом в тропических
водах, знает, как болезненны порезы, возникающие
от случайного или неосторожного прикосновения к
кораллам. Если эти порезы запустить, они начинают
нагнаиваться, и тогда лечение их затягивается на
несколько месяцев.
Мы думаем, что отдыхать на море это здорово,
поэтому советуем вам не отказываться от поездки,
но помните, что с кишечнополостными надо быть
осторожными. Вы теперь о них много знаете, а как
говорят: « Предупрежден – значить вооружен»
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Методическая разработка урока «Тип Кишечнополостные»
Разделы: Биология
Цель: изучить Тип Кишечнополостные
Задачи:
Образовательные:
- изучить с общую характеристику Типа Кишечнополостные;
- познакомить с представителями классов Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые;
- дать понятие о чередовании поколений и явлении регенерации.
Развивающие:
- развитие творческих способностей;
- развитие системного мышления;
- развитие умений сравнивать и делать выводы.
Воспитательные:
- закрепление навыков работы в паре;
- воспитание культуры общения, коммуникативных умений, толерантности.
Тип урока: по дидактической цели – изучение новых знаний; по способу организации – урок групповой деятельности.
Используемые образовательные технологии:
- коллективные способы деятельности;
- Здоровьесберегающие технологии;
- технология актуализации собственного опыта;
- поисковая деятельность.
Форма проведения: сочетание различных форм: беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность.
Оборудование: таблицы с изображениями животных классов типа Кишечнополостные, микроскоп, микропрепарат “Стрекательные клетки гидры”, веточка белого коралла, ожерелье из розового коралла.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1. Фронтальная беседа.
На основании каких признаков животных относят к многоклеточным беспозвоночным?
По каким признакам животных объединяют в Тип Губки?
В чем проявляется связь строения и процессов жизнедеятельности губок с их средой обитания?
2. Индивидуальный опрос.
Как построена систематика Типа Губок?
Каковы характерные особенности классов в Типе Губок?
Какова роль губок в природе?
Как использует губки человек?
III. Изучение нового материала.
Сегодня мы с вами будем изучать новый тип животных – Тип Кишечнополостные. Знакомиться с этими животными мы будем по плану, который записан в ваших тетрадях. Давайте начнем наше знакомство.
1. Среда обитания.
– Где обитают эти животные? Чтобы ответить на этот вопрос нам надо обратиться к учебнику стр.27.
Среда обитания водная (немногие обитают в пресных водоемах, остальные в морях и океанах).
2. Особенности строения.
Внимательно прочитайте материал учебника стр. 25–26 и выпишите в тетрадь особенности строения. Через 5 минут мы проверим, как вы выполнили задание: вы будете озвучивать особенности строения кишечнополостных, а я показывать и подписывать их на таблице “Пресноводный полип гидра”.
- Имеют лучевую симметрию тела.
- Тело состоит из двух слоев клеток:
А) наружный – эктодерма Б) внутренний – энтодерма. - Имеют кишечную полость.
- Имеют рот, который окружен венчиком щупалец.
Для наиболее полного знакомства с внутренним строением и процессами жизнедеятельности кишечнополостных животных мы разделимся на 6 групп. Каждая команда будет работать с текстами, которые я раздам.
1-я группа: эктодерма; строение и функции кожно-мускульных и стрекательных клеток.
2-я группа: строение и функции нервных клеток; рефлекс; основные этапы рефлекса.
3-я группа: строение промежуточных клеток; регенерация.
4-я группа: механизм бесполого размножения, почкование.
5-я группа: половые клетки, половое размножение.
6-я группа: строение энтодермы.
Работаем в группах 7 минут, а затем обменяемся информацией.
Классическим объектом при изучении кишечнополостных давно стала гидра. Ей посвящено много специальных статей и книг. Гидру легко обнаружить в природе. Именно она изображена на нашей таблице. Мы уже отметили, что это двухслойное животное. Знакомясь с клеточным строением этих слоев, мы будем заполнять таблицу:
Слой; клетки | Особенности строения | Функции |
Эктодерма 1.Кожно-мускольные клетки |
||
2. Стрекательные клетки | ||
3. Нервные клетки | ||
4. Промежуточные клетки | ||
5. Половые клетки | ||
Энтодерма 1. Железистые клетки |
||
2. Пищеварительные клетки |
Эктодерма – наружный слой клеток, состоящий из разных специализированных клеток. Давайте с ними познакомимся.
1. Кожно-мускольные клетки (выступает 1-я группа). Их больше всего. Соприкасаясь боковыми сторонами, они создают покров гидры. В основе каждой клетки есть сократимое мускульное волоконце. Эти клетки служат для движения см. рис.18 стр.28. Когда волоконца всех кожно-мускульных клеток сокращаются, тело гидры сжимается. Если сокращаются волоконца только на одной стороне тела, то в ту сторону гидра и нагибается. Благодаря работе мускульных волоконец гидра может медленно передвигаться с места на место “кувырканием через голову”.
2. Стрекательные клетки (крапивные) – рис 17 стр.28. Все тело гидры и особенно щупальца усеяны большим количеством стрекательных клеток. Они имеют сложное строение. Кроме ядра и цитоплазмы в ней есть пузыревидная стрекательная капсула, внутри которой свернута тонкая трубочка – стрекательная нить. Наружу из клетки выступает чувствительный волосок.
Как только рачок, малек рыбы или другое животное коснется чувствительного волоска, стрекательная нить распрямляется, ее конец выбрасывается наружу и вонзается в жертву. По каналу, проходящему внутри нити, из стрекательной капсулы в тело добычи попадает яд, вызывающий гибель мелких животных. Как правило, выстреливает сразу много стрекательных клеток. Затем гидра щупальцами подтягивает добычу ко рту и заглатывает. Служат стрекательные клетки для защиты, парализуют жертву или вызывают ее гибель.
3. Нервные клетки (выступает 2-я группа). Они имеют звездообразную форму, т.к. снабжены длинными отростками. Отростки соседних клеток соприкасаются между собой и образуют нервное сплетение, при помощи которого осуществляется связь организма со средой. На любые раздражения извне организм животного отвечает рефлекторно.
4. Промежуточные клетки (выступает 3-я группа). Среди узкоспециализированных клеток эктодермы располагаются промежуточные клетки, которые не имеют никакой “профессии”. Очень маленькие округлые клетки с крупными ядрами. Они играют важную роль. При любом повреждении тела гидры промежуточные клетки, расположенные вблизи от раны, активно делиться и из них образуются либо кожно-мускульные, либо нервные, либо пищеварительные, либо стрекательные, т.е. становятся специализированными.
Промежуточные клетки служат для восстановления утраченных и поврежденных частей тела (регенерация).
Если разрезать гидру поперек, то на одной из ее половинок вырастают щупальца и появляется рот, а на другом конце возникает стебелек. Получается две гидры. У гидры способность к регенерации очень высока. Целая гидра может развиться из 1/200 части ее тела.
5. Половые клетки (выступает 5-я группа). При неблагоприятных условиях на теле гидры появляются бугорки, образованные только за счет наружного слоя. В одних из них развивается по крупной женской клетке – яйцеклетке, в других – много маленьких мужских половых клеток – сперматозоидов (похожи на жгутиковых простейших). Тот факт, что половые клетки по форме похожи на клетки простейших, говорит о родстве кишечнополостных и одноклеточных животных.
Энтодерма – внутренний слой клеток, образованный железистыми и пищеварительно-мускульными клетками.
- Железистые клетки
Признаки сходства в строении пищеварительных клеток и клеток простейших указывает на родство кишечнополостных и простейших животных.
3. Процессы жизнедеятельности.
1. Дыхание.
Дышат кишечнополостные растворенным в воде кислородом, поглощая его поверхностью всех клеток тела.
2. Выделение.
Выделение углекислого газа и других жидких ненужных веществ, образующихся в процессе жизнедеятельности, осуществляется из клеток наружного слоя непосредственно в воду, а из клеток внутреннего слоя – в кишечную полость, затем наружу. Непереваренные остатки пищи выбрасываются наружу через рот.
3. Питание и пищеварение (выступает 6-я группа).
Кишечнополостные животные хищники. Когда пища попадает в кишечную полость, железистые клетки выделяют в нее пищеварительный сок, который частично переваривает пищу и измельчает ее. Жгутики пищеварительных клеток перемещают размельченную пищу, а образующиеся ложноножки захватывают ее. Дальнейшее пищеварение происходит в пищеварительных вакуолях. Питательные вещества поступают во все клетки организма. Таким образом, у кишечнополостных происходит и внутриклеточное и внутриполостное пищеварение. Клеточное пищеварение происходит с участием пищеварительных вакуолей так же, как у одноклеточных животных.
4. Регенерация – процесс восстановления утраченных или поврежденных частей тела.
– Какие клетки осуществляют этот процесс у кишечнополостных?
Промежуточные.
5. Раздражение – ответная реакция организма на действие раздражителя (одноклеточные животные). А способность к раздражению – есть раздражимость. Если дотронуться до гидры или актинии, то в их клетках возникнет возбуждении, которое мгновенно распространится по всей нервной сети и вызовет сокращение кожно-мускульных клеток. Ответ организма на действие раздражителей, осуществляемый при помощи нервной системы, называется рефлексом. Сокращение тела в ответ на механическое воздействие – это защитный рефлекс; захват пищи – пищевой рефлекс.
Этапы рефлекса:
А) Действие раздражителя вызывает возбуждение в нервных клетках (восприятие
раздражения).
Б) Передача возбуждения по нервной сети.
В) Сокращение мускульных волоконец кожно-мускульных клеток.
Г) Ответная реакция организма (сжатие гидры в комок).
6. Размножение кишечнополостных происходит половым и бесполым способом (рис.182,183).
Бесполое размножение (выступает 4-я группа) происходит при благоприятных условиях.
В теплое время года, когда в водоемах много пищи, на теле гидр образуются почки – выпячивание стенки тела. Эти выросты увеличиваются, на свободном конце их тела образуются щупальца и рот, а затем – подошва. Когда молодая гидра подрастет, она отделяется от материнского организма и начинает жить самостоятельно. Такое размножение называют почкованием. У колониальных коралловых полипов при почковании дочерние особи не отделяются от материнского организма, вследствие чего происходит рост колонии.
Половое размножение (выступает 5-я группа).
При половом размножении после оплодотворения яйцеклетки они образуют подвижную личиночную стадию. Личинка перемещается в толще воды, а затем, прикрепившись ко дну, превращается в неподвижную стадию полип. У колониальных полипов на теле скоро образуются и отпочковываются другие полипы. Так возникает колония. Другие полипы, не способные сами к половому размножению, отпочковывают медуз, которые размножаются половым путем.
Чередование поколений – сидячего (полипы) и свободноплавающего (медузы), внешне совершенно непохожих друг на друга, – интересная особенность, впервые отмечаемая у кишечнополостных.
Динамическая пауза (зарядка для глаз, пальцев).
Итак, вернемся к нашему плану изучения кишечнополостных.
4. Классификация кишечнополостных.
А теперь приступим к выполнению самостоятельной работы. Используя текст учебника стр.27–28 заполните таблицу. Правильность заполнения мы проверим вместе.
Классы кишечнополостных.
Признак сравнения | Класс Гидроидные | Класс Сцифоидные | Класс Коралловые |
1. Представители | Пресноводные гидры: обыкновенная, стебельчатая, бурая | Медузы: полярная медуза, медуза цианея, ушастая медуза аурелия | Актинии; кораллы: черный, белый, розовый, красный кораллы |
2. Место обитания | Медленно текущие пресные водоемы, придонная часть морей | Моря | Дно морей (от прибрежной части до больших глубин) |
3. Жизненные формы | Полипная, или полипная основная, а медузная – кратковременная | Медузная основная, а полипная кратковременная (иногда утрачена) | Полипная |
4. Образ жизни | Сидячий (полипы), свободноплавающий (медузы) | Свободноплавающий (медузы), сидячий (полипы) | Сидячий |
5. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека (беседа, работа с учебником).
В природе:
- Местообитание для некоторых видов животных (среди щупалец полярной медузы находят убежище мальки некоторых видов рыб; коралловые рифы, атоллы)
- Медузы являются пищей для многих морских животных
- Вступают в симбиотические отношения с другими животными (рак-отшельник и актиния)
– Вспомните, как в своей жизни человек использует кораллы?
В жизни человека:
- Коралловые рифы мешают судоходству.
- Из отложений рифообразующих кораллов изготавливают высококачественную известь.
- Известковые кораллы используются в строительстве.
- Известковый скелет кораллов применяют при заполнении водопроводных фильтров, для полировки и шлифовки деревянных и металлических поверхностей.
- В Японии и Китае из некоторых видов медуз готовят съедобные блюда.
- Красный, розовый, черный кораллы используются в ювелирной промышленности.
- Некоторые кораллы используют для декоративного оформления жилищ, садов, парков.
- Медуза крестовичок и физалия ядом стрекательных клеток вызывают ожоги, судороги и остановку сердца.
- Могут служить лабораторными животными (гидра).
IV. Закрепление изученного материала.
– Какие признаки свойственны кишечнополостным?
– Из каких клеток состоит эктодерма?
– Что такое рефлекс и как он осуществляется?
– Коралловые полипы образуют известковый скелет. Откуда они берут известь для
строительства скелета? Добывая из морской воды известь, полипы образуют скелет –
известковую оболочку. Скелет отлагается наружным слоем клеток коралловых
полипов. Образующая их известь имеет особую некристаллическую форму.
– Почему кишечнополостные животные обитают преимущественно в соленой воде морей
и океанов?
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
VI. Д/З §6, составить кроссворд “Кишечнополостные”.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai