Класс это многозначное слово или нет – Многозначные слова — примеры, что это такое и чем они отличаются от однозначных слов

Содержание

Слово однозначное и многозначное Волжский класс

Сочетание букв только тогда является словом, когда оно имеет значение.

Обрати внимание! С помощью слов мы назвали и предметы, и признаки предметов, и действия предметов.

Слова, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?

СЛОВА-НАЗВАНИЯ

предметов и явлений

признаков

(предметов и явлений)

действий

(предметов и явлений)

кто?   что?

какой?

какая?

какое?

какие?

что делает?

что делают?

Ворона

 

 

Дождь

 

 

Снег

 

 

Ребята

серая…

большая…

 

весенний…

сильный…

 

пушистый…

белый…

 

дружные…

весёлые…

летит,

каркает…

 

капает,

льёт…

 

падает,

кружится…

 

учатся,

играют…

Если слова имеют только одно значение, то они называются однозначными (например, пенал, грач, берёза).

Если слова имеют несколько значений, то они называются многозначными (например, нос, кисть, звезда, язык).

 

Русский язык. 1 класс

[email protected]

volzsky-klass.ru

Многозначные и однозначные слова

  1. МНОГОЗНАЧНЫЕ И ОДНОЗНАЧНЫЕ СЛОВА

Язык принадлежит к тем общественным явлениям, которые действуют на протяжении всего существования человеческого общества. Язык возник в глубокой древности из потребности общения людей в процессе их трудовой деятельности. Язык необходимо считать постоянно развивающимся, изменяющимся, т.к. все изменения в общественной жизни находят отражение в языке.
Курс современного русского языка состоит из следующих разделов: лексика и фразеология, фонетика и орфография, словообразование, грамматика.
Я хочу остановиться на лексике и фразеологии, ибо без достаточного лексического запаса трудно говорить о развитии других сторон языка.
«…Слово дано человеку

не для самоудовлетворения,

а для воплощения и передачи той мысли,

того чувства, той доли истины или

вдохновения, которым он обладает,

другим людям»

В.Короленко
Лексика – это вся совокупность слов языка, его словарный состав. Раздел языковедения, изучающий лексику, называется лексикологией.
Лексология в первую очередь выясняет все, что связано со значением слова: уточняет типы значений, определяет сферу употребления слова, стилистическую окраску. Для исторической лексикологии важным является вопрос о происхождении слов, его семантики, сфере употребления, стилистической принадлежности в разные периоды развития языка.
Лексическое значение в слове может быть единственным (такие слова называются однозначными), но может и сосуществовать с другими лексическими значениями этого же слова, (такие слова называются многозначными).
Слово – центральная единица языка.

  1. Многозначные слова. Многозначность – это свойство слов употребляться в разных значениях, например:

ЯДРО –

  1. Внутренняя часть плода в твердой оболочке.

А орешки не простые, все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд.

  1. Основа чего-либо. На Волге было уничтожено ядро немецкой армии.
  2. Центральная часть чего-либо. Ядро – атома
  3. Старинный орудийный снаряд в виде круглого литого тела. Катятся ядра, свищут пули.

Кисть руки – это часть руки от сгиба (запястье) до конца пальцев.

Кисть винограда – это скопление ягод винограда на одной ветке.

Кисть малярная – это пучок щетины, прикрепленный к рукоятке, служащей для нанесения краски, клея на поверхность.
Кнопка канцелярская, кнопка электрического звонка, кнопка на платье. Хвост кометы, хвост кошки, хвост самолета.
Почему возникла в языке многозначность слов?
Способы образования значений слов различны. Новое значение слова может возникнуть путем переноса названных по сходству предметов или их признаков, например:

по сходству признаков:

нос ( человека ) — нос ( корабля )

формы предметов:

яблоко (антоновское) – яблоко (глазное)

по сходству ощущений, оценок:

теплое (течение) – теплое (участие)

по сходству выполняемых функций:

перо (гусиное) – перо (стальное)

В результате ассоциаций по смежности (метонимические переносы),

бронза (наименование материала)- бронза (изделие из этого материала)

Многозначные слова могут быть среди всех частей речи.
ЗАДАНИЯ:

  1. Определить, где слово картина имеет значение:

а) произведение живописи,

б) то, что можно видеть, представить в наглядных образах,

в) яркое словесное изображение чего-либо,

г) часть действия драматического произведения, требующая самостоятельной декорации,

д) кинофильмы.

  1. Выставка картин московских художников прошла с большим успехом.
  2. «Недоросль» сохранится навсегда в русской истории и литературе как картина нравов русского дворянства.
  3. Настроение в зале повышалось с каждым актом, с каждой картиной.
  4. Киностудия страны выпускает на экран несколько новых картин.
  5. Я смотрел кругом, наслаждаясь дивной картиной вечера.

П. Определите, где слово думать имеет значение:
а) размышлять б) считать, предполагать в) намереваться, собираться г) заботиться, беспокоиться.

  1. Я думал о форме плана и как героя назову.
  2. Наступила ночь. Нужно было думать о ночлеге.
  3. Я думаю, что он скоро вернется.
  4. Он думает поехать в Крым.

Ш. Определите, где слово упорный имеет значение:
а) неотступно стремящийся к чему-либо;

б) требующий много усилий, выдержки;

в) длительный, постоянный.

  1. На северном участке фронта шли упорные бои. Сергей был до удивления упорен и настойчив. Хотел писать – но труд упорный ему был тошен.

1V. Укажите различные значения существительного земля.

  1. Земля движется вокруг Солнца.

2. После многих дней плавания вахтенный матрос увидел, наконец, землю.

3. Тщательная обработка земли обеспечивает высокие урожаи.

4. При посадке некоторых пород плодовых деревьев землю смешивают с песком и глиной.

5. С детства он мечтал о путешествиях, хотел посмотреть чужие земли.

6. За тем лесом простирается колхозная земля.
V. Укажите различные значения прилагательного тяжелый.

  1. Носильщик с трудом поднял тяжелый чемодан.
  2. После смерти родителей на долю старшего брата выпала тяжелая обязанность воспитывать маленькую сестренку.
  3. Сзади нас слышались чьи-то тяжелые шаги.
  4. Трудно сладить с человеком, у которого тяжелый характер.
  5. За тяжелое преступление полагается и тяжелое наказание. Рана оказалась весьма тяжелой. Вся местность кругом после пожара представляла собой тяжелое зрелище.

V1. Укажите, в каких сочетаниях прилагательные употреблены в прямом, а в каких – в переносном значении

  1. Высокое мнение, высокий порыв, высокий холм, высокая честь.
  2. Глухая осень, глухая стена, глухое место, глухое недовольство, глухой мальчик.
  3. Горячая беседа, горячая лошадь, горячее участие, горячий спор, горячий суп.
  4. Железная дисциплина, железная руда, железная стружка, железное здоровье, железный характер.
  5. Заячий мех, заячьи следы, заячья душа. заячья натура, заячья шуба.
  6. Золотое кольцо, золотое сердце, золотые дни, золотые руки, золотые слова.
  7. Свежая мысль, свежие новости, свежие силы, свежие фрукты.
  8. Тонкая тетрадь, тонкая шутка, тонкие пальцы, тонкий намек, тонкий слух.
  9. Холодная душа, холодная красота, холодное сердце, холодный ответ, холодный чай.
  10. Угловатое лицо, угловатые плечи, угловатый человек, угловатый камень.

VII. Работа с толковым словарем
1. Нахождение многозначных слов, например: челнок, чуткий, щеголять.

а) выявить сходство между разными предметами (признаками, действиями)

б) подобрать подходящее по смыслу слова к данным словам,

в) записать словосочетание по образцу:
Вишня: 1) посадить вишню, 2) компот из вишни.

Челнок: 1) плыть на челноке, 2) ткацкий челнок, 3) вставить шпульку в челнок.

Чуткий: 1) чуткая лошадь, 2) чуткий к слову, 3) чуткий мальчик

Щеголять: 1) щеголять в новой одежде, 2) щеголять обновкой.
VПI. Составление словарной статьи многозначного слова
IX. Можно провести выборочный диктант

1. Записать только те словосочетания, в которых употреблено многозначное слово.

а) ехать в пургу, бирюзовый перстень, остаться из-за пурги, бирюзовые волны.

б) на влажной земле, обточить жернов, разрыхлять землю, поменять жернов.

Х. Составить предложения с многозначным словом «молния»
Яркая молния, помчался молнией, металлическая молния.

ХI. Предъявить рисунки и спросить, какие ошибки допустил художник, иллюстрируя предложения:
1. Школа вышла на уборку территории. Он плыл на челноке. Петя влез на ствол и т.д.

ХП. Нахождение многозначных слов и определение общего смысла, объединяющего его лексическое значение.
Свежий свежее молоко,

свежий хлеб,

свежая газета,

свежий фильм,

свежая рубашка.

ХIП. Работа с книгой: использование многозначных слов в художественных произведениях.

ОДНОЗНАЧНЫЕ СЛОВА
Однозначные слова – это слова, которые имеют одно лексическое значение, например:

айсберг, планер, сорока, воробей, дятел, рожь, овес, водород.

ОМОНИМЫ
Омонимами называются слова, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

Различаются омонимия лексическая (полная и неполная, или частичная) и оморфомия.

Полные лексические омонимы представляют собой слова одного грамматического класса, у них совпадает вся система форм. Например: коса – вид прически, коса – сельскохозяйственное орудие, коса – мыс, отмель.

Заставить – загородить чем-либо поставленным: заставить, принудить кого-то что-то сделать.

Неполная омонимия характеризуется тем, что разные по значению слова совпадают в звучании и написании не во всех грамматических формах.

Пал – лесной, полевой или степной пожар.

Пал – свая или чугунная тумба, с которой канатами прикрепляют судно во время стоянки. Во множественном числе эти слова имеют разное ударение: пал-палы, пал-пал. Не совпадут все формы и у слов – омонимов «завод» — действие по глаголу заводить, и завод – предприятие. А также глагол сов.в. закапать (лекарство) и в нес.в. закапывать, но закапывать будет и от глагола «закопать» (что-то в землю). Надо не путать омонимы и многозначные слова. У предметов, обозначаемых многозначными словами, имеется сходство в чем-либо, а между предметами, обозначаемыми омонимами, нет никакого сходства.
УПРАЖНЕНИЯ

  1. Почему эти слова называют близнецами?

Сколько кос на свете?

В море суши полоса

Называется коса

Цвета спелого овса

На траве лежит роса, —

Косит травушку коса,

У меня один вопрос:

Сколько есть на свете кос?
Б.Гольберг

Два ключа
Шел я с сумкой за плечом,

Вижу, бьет в овраге ключ.

Наклонившись над ключом,

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну,

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду.
Лук

Меня послали в огород

За луковым пером.

Смотрю, на грядках лук растет,

А перьев нет кругом.

Они на курицах растут,

Я точно знаю это.

Какая-то ошибка тут –

А лука перьев нету
Г.Новицкая

Загадки
Ночью в небе один

Золотистый апельсин

Миновали две недели

Апельсины мы не ели,

Но осталась в небе только

Апельсиновая долька.
(Месяц)
Составить со словом «месяц» предложения в разных значениях.
Растянувшись во весь рост,

Он концами в землю врос,

Через реку по нему

Мы идем по одному
(Мостик)
Омонимы к слову «мостик»

Мостик (капитанский) и мостик (гимнастическое упражнение)

Шутливые вопросы

  1. По какому мостику нельзя перейти через реку?
  2. Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
  3. Какой пятачок не годится для проезда в автобусе?
  4. Какой журавль не может летать?
  5. Из какого крана нельзя брать воду?
  6. Какой губкой нельзя мыться?
  7. Какой кистью не выкрасишь стену?
  8. Какая гусеница не годится для танка?

1V. Отличить омонимы от многозначных слов.
Выиграть тур, дикий тур, лист липы, лист железа, перекрыть крышку, перекрыть улицу, мазать йодом, мазать брюки.

V. Нахождение слов-омонимов:
внимательная санитарка, посадить больного в санитарку, угонять в лес, быстро угонять, ударник производства, ударник в оркестре, добавить флюс, вскрыть флюс.
V1. Нахождение слов-омонимов в толковом словаре:
брак, карьер, вал, насыпь, полка, свет, следствие. Составить с ними предложения.
VП. Отгадывание омонимов по рисункам.
VШ. Употребление омонимов в речи:
шьет в строчку, заканчивает строчку, попал в точку, ставлю точку, были у лисички, ели у лисички: есть – кушать, есть – имеется, пеночка – корочка на молоке, пеночка – название певчей птицы. Овсянка — каша из овса: овсянка – название певчей птицы; мир – согласие, отсутствие войны, мир – вселенная, земной шар; стан – корпус, туловище, стан – лагерь.
1Х. Докажите, что эти слова омонимы: клуб, горы, кран, трубка, бак, бар.
Х. К выделенным словам в первой части упражнения

найти омонимы во второй части: объясните значение

тех и других слов.

  1. Закинув голову, он увидел невысоко над собой балку потолка, оклеенную бумагой.
  2. Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид.
  3. За границей пробыл я, как уже я имел удовольствие вам донести, три года.
  4. Вход в нишу заставили ширмой.
  5. Через несколько минут они мчались по улице, вздымая жаркие клубы пыли.
  6. Мир! Всеми владела одна мысль, одно ощущение: война окончена.
  7. Море тоже принимало участие в образовании этой полосы земли.
  8. Походит-походит Кондратий Трифоныч и остановится. Проиграв восемь тактов, музыканты вдруг опустили свои инструменты.

П

  1. Екатерину Ивановну в ее комнате причесывал парикмахер. Она собиралась в клуб на танцевальный вечер.
  2. Каждое человеческое дело успешно идет только тогда, когда руководится умом и знанием: а, ум развивается образованием, и знания даются тоже образованием.
  3. Марья взяла со стола пустую чашку, но не донесла ее благополучно до печки.
  4. Утром беглецы выбрали место для отдыха в глухой лесной балке, у ручья.
  5. В целом мире нигде нету силы такой, чтобы нашу страну сокрушила.
  6. Кабан, обитающий в Уссурийском крае, — вид, близкий к японской дикой свинье.
  7. Адъютант на длинных ногах старался совсем походить на генерала.
  8. С тактом, присущим, простым и добрым людям, он (Звягинцев) замолк, вздыхая и неловко переминаясь с ноги на ногу.
  9. Райского окружили сверстники, заставили его играть, играли сами, заставили рисовать, рисовали сами.

ОМОФОРМЫ – это слова, которые совпадают по звучанию и написанию в

одной или нескольких формах. Если омонимы – это слова

всегда одной части речи, то омоформы могут относиться и

к разным частям речи.

Например: (что?)

Существительный: течь, пасть, стать.

Глаголы в н.ф. ( что делать?) течь, пасть, стать.

Мыла – р.п. сущ. ср.р. мыло

Мыла – гл.прош.вр., ж.р. от гл. мыть

Лечу – лечить Вожу – возить

Лечу – лететь Вожу – водить.

Кос – род.пад. множественного числа от сущ.коса.

Кос – краткое прилагательное от косой.

Жгут – существительное

Жгут – настоящее время от глагола жечь.

О дне (морском) от сущ. дно.

О дне (воскресном) от сущ. день.
Омографы – это слова, которые произносятся по-разному, но

пишутся одинаково.

Например:

Колок – стержень, на который навивается струна.

Колок – от колкий.

Замок – замок.

Атлас – атлас.

Уже – уже.

Парить – парить

5-bal.ru

Какие слова являются многозначными, а какие однозначными?

Словарь Ожегова — ответ на ваш вопрос.

Звать (Многозначное) 1Именовать, называть 2Голосом, сигналом просить приблизиться 3Приглашать куда-нибудь

Наклониться (однозначное) 1Клонясь, сгибаясь, опуститься, направиться книзу

Человек (Многозначное) 1 Дворовый слуга, служитель, лакей, а позднее официант, слуга 2 Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда

Первый (многозначное) 1Жидкое блюдо (суп, бульон) , с которого начинают обед 2) Первый — Лучший из всех в каком-нибудь отношении, отличный 3) Первый — Первоначальный, самый ранний; происходящий, действующий раньше всех других 4) Первый — один

Падать (Многозначное) 1 Понижаться 2 Приостанавливаясь в развитии, становиться хуже, беднее 3 Приходиться на чью-нибудь долю, выпадать

Два (Однозначное)

Смеяться (многозначное) 1 — Говорить в шутку, несерьезно 2 Издавать смех

Бороться (Многозначное) 1) Стремиться уничтожить, искоренить 3) Бороться — Сражаться или состязаться, стремясь победить 4) Бороться — Нападая, стараться осилить в единоборстве 5) Бороться — Добиваться чего-нибудь, преодолевая препятствия, трудности

Усилитель (Однозначное)

Генератор (Однозначное)

Нос (Многозначное) 1 Орган обоняния, находящийся на лице человека, на морде животного 2 Передняя часть судна

Смотреть (многозначное) 1 Иметь попечение, заботиться о ком-чем-нибудь 2видеть 3 Брать пример с кого-нибудь, считаться с кем-нибудь

Влажный (однозначное) Пропитанный влагой, мокрый, сырой

Серый (многозначное) 1 Болезненно бледный 2 Малокультурный, необразованный 3 Пасмурный

Медведь (многозначное) Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами
2) Медведь — О неуклюжем, неповоротливом человеке

Новый (Многозначное) 1 Недостаточно знакомый, малоизвестный 2Впервые созданный или сделанный

Красный (многозначное) 1 Наиболее ценных пород, сортов чего-нибудь 2Относящийся к революционной деятельности 3Хорошего, яркого, светлого

Гора (Многозначное) 1Гористая местность 2Нагромождение, куча, множество

Настолько (однозначное) В такой мере, степени

Настойчивость (Однозначное)

Смелость (Однозначное)

Настоящий (Многозначное) Этот, данный 2Действительность, существующая сейчас, теперь 3 Подлинный, действительный, не поддельный

Язык (Многозначное)

otvet.mail.ru

Чем отличаются многозначные слова от однозначных?

Количеством значений, которые они имеют. Сравни любой научный термин (лучший пример моносемии) и, например, слово «коса»(полисемия).

У многозначных слов много значений.. например у слова «Язык»..это может быть язык в ботинке.. или язык как орган человека.. так же слово ключ.. это или родник или то чем мы открываем дверь…

которые имеют два и более значений, например мостик (капитанский, упражнение в гимнастике)

У однозначных 1 значение, а у многозначных 2 и более

Тем что у однозначного слова всего один логический смысл, а многозначные имеют несколько (считай много) смыслов. Например батарейка — однозначное слово, а ключ имеет несколько значений (ключ от двери и родник, можно так же и ключ программы (код)) .
Но в русском я зыке многие слова даже с однозначным смыслом могут приобретать за счет интонации или эмоциональной окраски дополнительные смыслы!!

Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными.

Многозначные слова имеют одинаковое произношение и написание, но несколоко значений. Например, слово «коса» может обозначать: а) орудие труда для скашивания травы, б) сплетенные волосы; слово «кисть»

многозначные слова- слова которые имеют много разных лексических значений, а однозначные слова- это слова которые имеют одно лексическое значение.

Количеством значений, которые они имеют. Сравни любой научный термин (лучший пример моносемии) и, например, слово «коса»(полисемия)

У многозначных слов больше значений, чем у однозначных.

(газета) — это однозначное слова? или многозначное слова?

Просто у многозначных много значений, а у однозначных одно значение

Количеством значений, которые они имеют. Сравни любой научный термин (лучший пример моносемии) и, например, слово «коса «(полисемия)

Однозначные имеют одно единственное лексическое значение. Например, аккорд
Многозначные слова имеют несколько лексических значений. Например, стол (журнальный), стол (обеденный) и т. д.

touch.otvet.mail.ru

logo-shcola.ru » Конспект урока. Многозначные слова 2 класс.

План логопедического группового занятия по теме:

«Многозначные слова (имя существительное)».

II уровень.

 

Цель:

  1. Обогащение словарного запаса детей многозначными словами.
  2. Упражнять в согласовании имени существительного с именем прилагательным.
  3. Развитие связной речи и языкового чутья.
  4. Совершенствование навыков грамотного письма и общеучебных умений.
  1. I.       Организационный момент.
  2. II.    Основная часть занятия:
  1. Повторение пройденного на прошлом занятии.
  2. Соответствующая игра на тему.
  1. Обогащение словарного запаса детей многозначными словами.

а) Знакомство с понятием многозначности.

Ключ.

Много разных есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный завитой,

И обычный ключ – дверной.

Скажи «родник» —

И вот возник,

Бежит в зеленой чаще

Веселый ключ журчащий.

Мы и родник зовем ключом.

Ключ от дверей тут не при чем.

Повторим, о каких ключах говорилось в стихотворении?

В нашем языке есть слова, у которых есть только одно (лексическое) значение: книга, телефон, луна. А есть слова, у которых таких значений несколько. Именно их мы называем многозначными словами.

 

б) Устная работа с карточками.

Логопед расставляет на доске по одной карточке из набора многозначных слов, дети вспоминают, какие еще могут быть значения у слова. Попутно выставляютя остальные карточки.

Колокольчик – звонок  (цветок).
Нос — у человека, (у парохода).
Хвост — у птицы, (у самолета, у животных).
Яблочко — маленькое яблоко, (мишень).
Глазок — глаз, (у картофеля, дверной).
Морж — северное животное, (закаленный человек).
Ручка — рука, (у двери, у посуды, для письма).
Шишка — на ели, (ушиб).
Ножка — нога, (у мебели, у гриба).
Спинка — спина, (у мебели).
Лисичка — зверь, (гриб).

Кисть – рука, виноград, художник.

Иголка – швейная, у ежа, у дерева.

Сумка – хозяйственная, у кенгуру.
Объединение нескольких значений в одном слове происходит по внешнему сходству или по способу использования предмета, по его функциональным характеристикам.

 

2. Составляем словосочетания с этими словами:

Колокольчик (лесной, звонкий), ручка (шариковая, медная, чистая), шишка (еловая, большая),  ножка (резная, тонкая), лисичка (хитрая, рыжая), иголка (острая, колючие, зеленые).

Работа в тетрадях.

 

Разминка: упражнение для развития ручной моторики.

 

Вот пятеро котят.

Один ушел – и нет его.

Ну нет его, и нет.

Котят осталось четверо.

Вот четверо котят.

Один ночной порою

На дерево залез –

Котят осталось трое.

Но где-то запищал

Мышонок тонко-тонко.

Котенок услыхал –

Осталось два котенка.

Один из них с мячом

В дверях исчез бесследно,

А самый умный – тот,

Оставшийся, последний,

Он к миске подошел

И, как и должно киске,

Лакать за пятерых

Стал молоко из миски

 

 

  1. Развитие связной речи и языкового чутья.

а) Читаем предложения и объясняем значения многозначных слов (детям предлагается раздаточный материал).

1.У колокола – язык. Колокол без языка нем.

2. Разведка закончилась тем, что поймали языка и привели его в штаб.

3. Врач попросил Вову показать язык.

4. На правом ботинке оторвался язычок.

5. Заливной язык – отличное блюдо на праздничном столе.

 

б) Дети слушают стихотворение, находят многозначное слово и объясняют его значения.

— Вот шофер какой чудак:
Он поесть не мог никак.
Потому что спозаранку
Он крутил свою баранку.
А зачем крутил-вертел? —
Лучше взял бы да и съел!..

 

  1. Детям предлагается из заданных индивидуально каждому слов составить предложение (Можно облегчить задание, дав на карточках ключевые слова.

Например: ИГОЛКА

  1. Мама, пришить, иголка, пуговица.
  2. Сосна, зима, зеленая, иголка.
  3. Ёж, защищаться, иголка, враги.)

 

III. Заключительная часть.

О каких словах мы сегодня узнали? Все ли слова имеют несколько значений? Для чего в языке нужны многозначные слова?


Добавить комментарий

logo-shcola.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о