Какая может быть школа – Ребят, напишите свои размышления. какая может быть школа моей мечты, из чего она построена (материал) , какие там будут экзамены, дисциплина, учителя, студенты. (это вовсе не сочинение, можно просто написать по одному предложению на эти пункты)

Какой должна быть школа?

Сегодня мы поговорим о школе. О том, какой должна быть школа, какие перемены нужны для учебных учреждений. Учитывая то, что современные ученики проводят в школе много времени, то и условия у них должны быть соответствующие. Кроме занятий, дети посещают кружки и секции, поэтому они должны чувствовать себя комфортно и по-домашнему. Все в школе должно быть настроено так, чтобы дети имели возможность учиться и отдыхать. В ином случае ученики будут часто болеть, получать стрессы. Может, вы скажете, что таких идеальных условий не бывает? Значит, нужно стремиться к ним. Так, какой должна быть идеальная школа?

Школа – второй дом

Начнем с классной комнаты. В первую очередь класс должен быть просторным и светлым. Поток света должен падать слева от ученика. В классе должна быть оптимальная для работы температура. Особое внимание нужно обратить не температуру в классе в зимнее время. Рабочее место ученика, то есть, парта, должна быть комфортной и удобной, соответствовать его возрасту. Доска в классе должна размещаться на определенном от парт расстоянии. Стулья, на которых сидят дети, должны быть прочными.

Современная школа уже требует оснащения электронной вычислительной техникой. Поэтому в школе должны быть оборудованы компьютерные классы. Администрация школы должна позаботиться о компьютерных столах, которые будут удобными и практичными в работе. Если школа оснащена современной компьютерной техникой, то и уроки будут для учеников интересными и содержательными. Ученики смогут лучше усвоить и запомнить материал.

Здоровье и развитие – в первую очередь

На сегодняшний день проходит много дискуссий о том, какой должна быть современная школа. Ответ на этот вопрос может быть кратким: это такая школа, где все построено и оборудовано во благо детям. Не малую роль в школе играют уроки физкультуры. Поэтому современные спортивные площадки и спортивные залы должны быть в каждой школе. Ребенок должен иметь неограниченный доступ к з

elhow.ru

Какой должна быть современная школа?

Не открою ничего нового, если скажу, что обычная школа изживает себя. Точнее уже не актуальна концепция обучения в школе, основные акценты и направления обучения. Какой должна быть школа и что должно включать  в себя современное обучение, лучше знают родители учеников. 

 

Какой должна быть современная школа? Мнение родителей

Именно их мнение должно быть основополагающим при разработке концепций современного обучения Министерством Образования. Их мнение обязательно должно быть услышано.

То, что школа должна давать кроме общеобразовательных знаний еще и практические жизненные  навыки, не для кого не секрет. И это не только пожелание современных родителей — это насущная потребность современного общества.

Что из себя представляет сегодняшняя школа, вы узнаете из этого видео:

Если наше государство заинтересовано в развитых и свободных личностях, уверенных в себе, гармоничных и умных, довольных выбором своей профессии и уровнем жизни гражданах, оно должно больше внимания уделять современному школьному образованию, так как именно во время обучения в школе происходит основное формирование личности ребенка, его ценностей и взглядов на жизнь.

Современная школа должна соответствовать потребностям сегодняшнего дня. Образование должно готовить детей ко взрослой жизни, а не портить им психику и здоровье.

Только в этом случае наша страна выйдет на уровень жизни европейских стран, ну а если очень постараемся, то через пару-тройку десятков лет догоним США. Если услышим родителей и сделаем обучение в школе современным.

Ну а сегодня школа зачастую вбивает в голову детей глупости, называя это знаниями. Многие родители согласятся с нами, если они периодически открывают школьные учебники.

Почему современному ребенку не интересно в школе, расскажет это видео:

 

Современная школа: какая она должна быть?

Какие пожелания родителей должно учесть наше правительство, чтобы сделать современное обучение в школе действительно актуальным и современным? О чем нужно было бы рассказать нашим детям и чему научить? Вот об этом:

  1. О том, какими документами пользуется гражданин РФ. А также какие документы нужны в определенных случаях, как и где эти документы получить. Какие документы должны быть у каждого: паспорт (свидетельство о рождении), СНИЛС, ИНН, страховой полис и другие. Что делать при утере документов, куда обращаться.
  2. Как экономить и планировать личные расходы. Как оплачивать счета. Какие бывают коммунальные услуги, как и где их оплачивать. Как можно оплатить их онлайн. Как сэкономить на коммунальных услугах. Какие еще бывают ежемесячные коммунальные платежи, как их оплачивать.
  3. Правила дорожного движения и основы вождения автомобиля (для старшеклассников). Лет 30 назад изучение правил дорожного движения в школах было повсеместным, а сегодня о правилах рассказывают недостаточно  — скорее в факультативном варианте. Причем правила дорожного движения нужно преподавать не только как для пешеходов, но и как для водителей транспортных средств. Кроме того, неплохо было бы после окончания современной школы получать водительское удостоверение хотя бы для вождения транспортных средств в присутствии совершеннолетних.
  4. О банковских услугах. Что такое кредит, вклад, ипотека, залог. В каких случаях кредит брать выгодно, а в каких — нет. Какие бывают пластиковые карточки и как пользоваться банкоматом. Как пользоваться онлайн — сервисами банков. Как работают электронные платежные системы и как ими пользоваться.
  5. Как себя вести в различных ситуациях. Как пользоваться общественным транспортом, метро, поездом и самолетом. Когда и кому нужно уступать место. А также рассказать о правилах безопасности в транспорте. Кроме этого хорошо бы информировать современных учеников о правилах поведения в кафе, ресторанах, общественных местах. Отличие мужского этикета от женского.
  6. Как ставить цели и организовывать свой день. Какое бывает планирование и в чем его плюсы. Какие задачи делать в первую очередь. Как идти к своим целям шаг за шагом.
  7. О преимуществах здорового питания и физических упражнений. Как правильно питаться, чтобы похудеть дома быстро и легко или набрать вес. Что такое правильное питание и как употреблять продукты. Что такое диета, какие они бывают и как их применять. Как готовить полезные блюда.
  8. Как думать, делать выводы и выражать свое мнение
    . И в то же время уважать чужое.  Как не бояться быть другим и думать по-другому, иметь мнение, отличное от взглядов учителя. Как высказываться и отстаивать свое мнение.

Этот список можно продолжить, так как современная школа далека от совершенства. И чтобы наши дети росли действительно образованными людьми одного обучения мало — необходимо еще и понимание важности перемен  правителями государства.

seportal.ru

Какой должна быть школа будущего


Школьное образование — это не просто передача знаний от учителя к ученику. С первого класса и до вручения аттестата ребенок должен не только осваивать краткий курс различных наук, но и учиться работать в команде, социализироваться и развиваться как личность. Мир меняется, а успевает ли школа за этими изменениями? Какой должна быть школа будущего, способная обеспечить ребенку условия для развития? За ответами на эти вопросы «О!» обратился к Марку Сартану, генеральному директору Центра разработки образовательных систем «Умная школа».

Марк Сартан, генеральный директор Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

Школа начинается со здания

В советское время возводились типовые здания школ, соответствовавшие задачам советского образования: научить всех детей одному и тому же. Похожие классы по всему этажу, на каждом этаже одинаковая планировка, одни и те же здания на всем пространстве нашей необъятной родины. Нуждам современного образования такие строения больше не отвечают. К сожалению, новые здания российских школ чаще всего повторяют старые модели.

Школьная архитектура должна помогать в достижении образовательных целей и разрабатываться в соответствии с ними. Если мы хотим, чтобы школьное образование не сводилось к преподаванию различных предметов, а формировало личность и ее компетенции, то в здании должны быть универсальные кабинеты, а не только классы физики, географии и так далее. Классы должны быть не столько для изучения отдельных предметов, сколько для разных форм работы: групповой, индивидуальной, фронтальной.

В поездках по разным странам я видел такие школьные здания, которые соответствовали современным образовательным целям. Например, это «Айб» в Армении, школы в Финляндии.

Но главное в образовательном процессе, безусловно, не строения, а то, что происходит в их станах.

Школа — это не только классы

Идеальная школа не обособлена от мира, а наоборот, открыта ему. Именно поэтому в ней должны быть не только классы. Я считаю, что в школьном комплексе нужно в образовательных целях организовывать производство продукции, которая пользуется спросом. Это может быть теплица, мастерская — мебельная, художественная, какая угодно, в зависимости от образовательной программы. В школе должна быть возможность для художественного творчества, ведь это одна из линий развития ребенка.

Проектировщики современных школ задвигают библиотеки в подвалы, на верхние этажи, считая, что бумажные книги устарели. В каком-то смысле они правы. Но если смотреть на библиотеку как на центр обеспечения информации, а не как на просто книгохранилище, то она сразу оказывается в самом центре школы. Именно там все участники образовательных отношений — дети, родители, учителя — смогут черпать информацию для своей работы.

Сидеть за партами можно по-разному

Большую часть работы в школе дети выполняют сидя, но это не значит, что парты в три ряда с рассадкой по двое — единственный вариант. Он подходит, когда в классе ведется фронтальная работа: учитель говорит, а ученики слушают и записывают. Если предполагается дискуссия или групповая работа, у детей должна быть возможность сидеть, стоять, ходить по классу. Более того, класс должен быть приспособлен для одновременного решения разных задач: одни дети выполняют индивидуальные задания, у других групповой проект, третьи в этот момент отдыхают. Без мобильной мебели и соответствующего зонирования здесь не обойтись

Чему должна учить школа

Образование не может ориентироваться только на предметы. Ученик должен состояться как личность, уметь многое, что не укладывается в рамки одного предмета, и обладать знаниями из разных отраслей. Задача идеальной школы не просто передача знаний. Хотя бы потому, что знания устаревают, и либо их через 5−10 лет уже не хватит, либо они будут невостребованы. Сегодня многие умные люди говорят, что школа должна научить учиться.

Реальной школе не хватает полноты образовательного результата. Не хватает акцентов на том, что находится за пределами учебных дисциплин. Например, я считаю, что школа уделяет недостаточно внимания образно-художественному восприятию мира. Эта функция возложена на литературу, но ее уроки все чаще походят на литературоведение. Мировая художественная культура преподается не везде, а там, где ее изучают, она часто сводится к истории искусств. То есть опять художественная, образная составляющая вымывается. В образовательном процессе есть серьезный перекос в естественно-научную область.

Иностранные языки у нас преподаются по большей части как лингвистические дисциплины. Учат много лет, а потом не могут ни читать, ни разговаривать. А ведь язык — это средство коммуникации. Именно на этом стоит сделать акцент.

Я бы также отметил, что современной школе не хватает командных видов спорта. Физкультура больше нацелена на индивидуальное развитие, а могла бы учить работе в группе.

Задачи школы будущего

Сегодня неопределенность будущего гораздо острее, чем полвека назад. Планировать на многие годы вперед стало трудно, потому что вымирают целые профессии, очень быстро появляются новые. С каким багажом должен выходить из школы выпускник?

Мы попытались найти ответ на этот вопрос. С российским бизнесменом и благотоворителем Альбертом Авдоляном, который финансирует проект, мы определили главный образовательный результат «Умной школы»: нужно научить детей ответственно распоряжаться собственной жизнью. Потому что это позволит им принимать серьезные решения, как бы их жизнь ни сложилась и каким бы ни было будущее. Задача школы — воспитывать созидателей, которые осознают полноту своей ответственности, умеют развиваться и взаимодействовать с другими.

Отцы и дети

Современные родители, которые привыкли помогать детям с домашними заданиями, нередко жалуются, что не справляются с такой задачей. Но это мало о чем говорит: родители учились в другое время и по другим программам. Да и неправильно брать на себя функции своих детей и учиться вместо них. Другое дело, если с домашней работой не может справиться и ребенок: тогда это проблема подбора нагрузки и необходимость коррекции учебного плана, что в компетенции школы

Чтобы ребенок действительно учился, а не просто присутствовал на занятиях, школа и родители должны сотрудничать. Семья — заказчик образования, и она имеет право знать, что происходит в школе, требовать соблюдения образовательных стандартов. А вот непосредственно вмешиваться в учебный процесс родители не должны.

Школа и воспитание

Сегодня образование — это обучение плюс воспитание. Этот факт никем не оспаривается, он записан во всех нормативных документах и законе об образовании. Нельзя сказать, что современная школа не воспитывает. Она без этого жить не может, и не должна. Но часто воспитание сводится к поучению. Это не работает, и тому яркий пример как советская система образования, так и дореволюционная гимназия. В 1920-х церкви по всему СССР были разрушены комсомольцами, которые еще в царской России изучали закон Божий. А в конце ХХ века капитализм с его дикими вариациями построили выпускники советских ВУЗов, которые все сдали научный коммунизм.

Воспитывает не слово, а образ жизни. Если мы в школе говорим: «Будь честным и верным коллективу», а жизнь показывает, как нечестные побеждают, как индивидуализм важнее коллективизма, какое же тут воспитание?

Как воспитывать человека, которому в школе говорят одно, в семье он видит другое, а в жизни вообще третье? Только собственным образом жизни родителей и учителей.

Каким должен быть педагог

От хорошего учителя в наше время требуется не только быть специалистом в своем предмете и уметь найти подход к ребенку. Педагог должен уметь организовывать учебный процесс так, чтобы каждый ученик мог найти в нем себя.

От педагога не требуется суперспособности вести детей за собой. Прошло уже время вождей. Надо переходить с унификации на индивидуализацию. Мы постепенно отказываемся от идеи «Слушайте меня, дети, я знаю, что вам нужно» и приходим к другой мысли: «Я могу помочь определиться с тем, что вам надо». Дети разные, у них разная жизнь впереди, разные образовательные маршруты.

Кто может стать таким педагогом? Тот, кто способен учиться, и от возраста это не зависит. Современная образовательная система пока не очень справляется с подготовкой новых специалистов, но ситуация меняется. Мир стал сложным, в нем появился сложный человек, и он требует сложных решений.

Читайте также:

Что такое дислексия и как с ней справляться

Личный опыт: мои дети учатся в Голландии

Личный опыт: мой сын — на домашнем обучении

Беседовала: Оксана Дьяченко

Фото: Pressmaster/Vasilyev Alexandr/Ruslan Guzov/Shutterstock.com

www.kanal-o.ru

Какой должна быть школа?

Итак. Начало жизни человека, дети появляются на свет, как правило все родители хотят, чтобы их чадо было счастливым. Правда кто-то в детях хочет реализовать свои амбиции, пусть это останется на их совести.

 

Лично у меня растет двое детишек и для меня важно, чтобы они смогли раскрыть свой талант и найти свое счастье.

 

Далее ребенок поступает в садик, школу, вуз…

И самое интересное, что мало у кого возникает мыслей, а все ли в порядке в этой цепочке и нужна ли она вообще?

 

Смотрите сами, садик. Для детей это возможность общаться со сверстниками, если хороший садик, то и выявление и развитие своих талантов, для родителей это возможность работать, возможно, надежда, что ребенка там воспитают. Хотя ведь сами знаете, до 7 лет в ребенка закладываются все основы будущей жизни и только родители могут привить необходимые ценности. Чем меньше воспитателей и нанечек на группу детей, тем выше должна быть дисциплина, а с нарушителями дисциплины разговор особый. Представляете вашего ребенка под одну гребенку со всеми… Это как в анекдоте, изобрели машину для автоматического бритья. Корреспондент спрашивает: «И как, действительно работает?» Изобретатель: «Да, после первого бритья у всех лица становятся одинаковыми».

Еще с садика нас стараются подогнать под шаблон, хотя мы все разные, каждый мыслит по своему, разные вкусы, желания.

Сейчас много различных садиков неполного дня, где дают действительно развиваться, адаптироваться к окружающей среде. И это не может не радовать.

 

Сознательный возраст. Школа. Если в садиках были не все, то школьное образование получали все. Читая различные исследования психологов, ученых, многие говорят о том, что наша система образования не совершенна. Разберем по пунктам:

  1. у детей слишком большая нагрузка, это отражается на здоровье физическом и психическом,
  2. в школе не учат жизненно важным предметам: как строить крепкую семью, как найти подходящую профессию, как правильно питаться, как сохранить свое здоровье и т.д., даже правилам ПДД как надо не учат. Зато все мы изучаем математику, алгебру, химию. Если быть честным, я очень любил точные науки, кроме химии, с ней сразу не сложилось. Науки точные хороши тем, что в них все определено. Согласитесь в жизни как правило определена только часть, либо вообще открыты все горизонты. И куда с этой математикой? За последние 10 лет в школе появляются новые программы обучения, новые предметы и свободного времени ребенка становится все меньше. А где радость детства? Где общение с семьей? Некоторые дети на столько усердно учатся, что их освобождают почти от всех семейных обязанностей, и получают ЛОДЫРЕЙ.

Давайте вернемся к истокам.

Слово школа происходит от древнегреческого корня scholazo, что значит «отдыхать от работы». Древние греки в свободное от работы время предпочитали посещать беседы философов и таким образом пополнять объем знаний. Благодаря этому появилось слово школа – «место, где можно получить образование».

Отсюда 2 главных вывода: школа не должна занимать много времени и общение происходило с философами. Философы в свою очередь помогали осмыслению процессов, происходящих в природе и обществе, в самосознании людей, разработке вопросов мировоззрения.

 

На деле у нас школа занимает уйму времени и там нет философов, конечно в школах есть хорошие учителя, но их единицы и им тоже приходится подстраиваться под систему.

 

Кого выращивает школа? Послушных, стандартных детей. Как правило, только такие дети получают хорошие оценки и рекомендации учителей, бунтари, гении, с ними сложно и неудобно работать. Их стараются отбраковать, только талантливый учитель найдет нужный подход к такому ребенку.

Что у них на выходе: много обширных знаний, применимость в жизни стремится к нулю, возможно их применять в ВУЗе.

Т.е. ребенок отдает 11 лет школе, а что на выходе он получает как ЧЕЛОВЕК? Друзей, а знания для жизни. Думаю, эти знания можно было пройти и за 1 год. И другой вопрос, почему о вашем ребенке думают в Министерстве образования? Я полагаю цели у нас и министерства несколько разные. В школе не развивают смелость, волю и другие человеческие качества, там ставят оценки за память и дисциплину. 11 лет тренировать память и дисциплину, даже в армии могут этому позавидовать J

 

Если мы хотим хорошее будущее своих детей и главное счастливое, надо активно участвовать в этом процессе и привлекать ученых, психологов, философов, для того, чтобы школа действительно помогала в будущей жизни.

 

Идем дальше. ВУЗы По сути тот же ребенок идет обучаться дальше, и многие взрослые говорят, что в вузе сложнее обучаться чем в школе, там требуется самостоятельность и другие качества. А чем занималась школа? Почему эти качества не были развиты еще там?

ВУЗ нужен для получения работы, желательно престижной. Вы видели выпускника, который с первого дня может работать по профессии? Конечно вы улыбнетесь, как минимум половина работает не по профессии. Ведь когда шли учиться либо хотели престижа, а потом поняли что это не их, либо нельзя найти работу в этой области. Оставшаяся часть приходит на работу и их заново обучают. Как раз всплыла фраза из фильма про армию: «Забудьте чему вас обучали, здесь свои законы». Получается, что вуз место для приятного времяпрепровождения и получения связей. Знания там дают не очень актуальные, зато дают систему по работе с информацией. Вы себе представляете 5 лет человека гонять по лекциям, семинарам, библиотекам, чтобы он научился работать с информацией? Полнейший бред. Зато очень много рабочих мест для преподавателей.

 

Резюмирую: если хотим изменить жизнь к лучшему, уже сейчас надо создать хорошую среду для наших детей. Задумайтесь, что хотите от школы, какие дисциплины хотели бы видеть там, может убрать лишние предметы. Когда сформируем наши предложения, можно будет общаться с Мин образования по существу, пройдет время и наши предложения будут приняты.

 

Пишите свои комментарии!

 

С верой в хорошее настоящее и будущее,

Мурашев Сергей.

13 декабря 2012

2399

0


xn--80aealboilce7a2abo6eh0e3c.xn--p1ai

Какой она должна быть по мнению учеников и учителей • Слуцк • Газета «Інфа-Кур’ер»

Однажды, отдыхая после насыщенного дня, я задумалась об идеальной школе. Немного помечтав в одиночестве, решила узнать, какой видят её мои друзья. Зашла в соцсети и спросила у ребят, как они относятся к школьному образованию и что бы изменили в нём. Ответы были следующими.Фото: Виктория КапскаяШКОЛА, КАК В АМЕРИКЕ. Хотелось, чтобы школа привлекала не только хорошим отношением со стороны учителей, но и условиями обучения. Здорово было бы разрисовать её стены граффити, позволив каждому талантливому школьнику проявить себя. Кабинет истории оформить в древнегреческом стиле, а в кабинете языка и литературы установить скульптуры и бюсты великих мас­теров слова. В фойе поставить мягкие диваны и кофейный автомат. А для любителей петь и танцевать крутить молодёжную музыку.
Будучи поклонниками американских молодёжных фильмов, многие школьники хотели бы жёлтый школьный «BUS». «Встал утром с кровати, а тебя уже ждёт автобус с друзьями», — сказал пятиклассник Денис. К месту будут личные шкафчики, чтобы не носить учебники и вещи каждый день домой.

НИЧЕГО ЛИШНЕГО. «Нужно уделять больше внимания предметам, по которым предстоит сдавать ЦТ. Другие предметы и обязательные экзамены отодвинул бы в сторону», — мечтает Василий, ученик 11 класса.
Уроки должны длиться 35 минут. «А ещё чтобы учителя были с юмором и использовали его в процессе обучения», — делится своим мнением школьница Анна.

ДОЛОЙ ШКОЛЬНУЮ ФОРМУ. В идеальной школе нет формы. Можно носить, что хочешь: джинсы, топы, кеды. Елизавета, одиннадцатиклассница одной из слуцких школ, рассказывает: «Модные платья, дырявые джинсы, разноцветные кроссовки — моя страсть. В школе же требуют ходить в костюмах строгих тонов, поэтому я не могу выглядеть так, как мне нравится».

КНИГИ НА ПЛАНШЕТЫ. «Надоело учебники носить. Хочу, чтобы у каждого была отдельная парта с личным планшетом», — говорит Наталья, ученица 10 класса. Планшеты и прочие гаджеты — это, конечно, хорошо, но и про книги нельзя забывать. Каждой школе нужна огромная библиотека с читальным залом.

ШВЕДСКИЙ СТОЛ. По словам семиклассницы Полины, в школе нужен шведский стол с улыбчивыми официантами.
Чтобы нескучно было во время трапезы, можно транслировать фильмы и музыкальные клипы. Идеальная еда — вкусная и горячая, приготовленная итальянскими поварами.

Мнение учителей:

Тамара Николаевна:
— У каждого ученика должна быть своя парта с интерактивной доской, где будет отображаться всё написанное учителем на таком же приспособлении. Необходимо, чтобы классы состояли из 12 человек — легче учить и учиться.

Алёна Александровна:
— Дети должны отдыхать на переменах. Нужна хорошо оснащённая комната психологической разгрузки. Оформление школ должно прививать детям любовь к красоте.

Екатерина Островская

Этот материал был опубликован ранее в печатном номере газеты «Кур’ер» (№ 11 от 13 марта).

kurjer.info

Современное школьное здание

Образовательный смысл в жизни ребёнка несут не только учебники и уроки, но также и общение со сверстниками, и внешкольные впечатления, и, конечно же, пространства, которые ребёнок осваивает. 

Чтобы понять, какой смысл для развития ребёнка у того или иного явления и события, задайте себе вопрос: какой опыт получит ребенок, став его участником или очевидцем? Чему это ребёнка может научить? В нашей статье мы постараемся объяснить, какой образовательный смысл может нести пространство школы и каким оно должно для этого стать.

Мы уже обсуждали, что современная российская школьная архитектура остановилась в развитии на своём советском этапе. Большинство наших школьных зданий — это типовые коробки, подобные зданиям заводов, поликлиник, казарм и общежитий. 

Они созданы как места массового хранения безликих людей, которых после специальной унифицирующей обработки выпускают наружу, в так называемый «реальный мир».

Существуют разные попытки решить эту проблему. Например, с 60-х годов стали появляться школы, чьи здания больше похожи на современные вузы — технологичные, с индивидуальной архитектурой. Обычно они и возникают при университетах:

Гимназия при МГУ

(источник: msu.ru)

Подобные пространства помогают ученикам чувствовать себя наравне со взрослыми значимыми участниками образования. Этого стремятся достичь и те, кто проектирует школы-офисы, где у детей есть свои индивидуальные кубиклы или даже маленькие кабинеты. Подобные школы стали появляться в 90-е:

Школа-офис в Аризоне

(источник: hechingerreport.org)

Это, с одной стороны, тоже путь к унификации, но зато у учеников есть персональные пространства. Но что дают подобные здания? Фактически они с детства помещают ребёнка в мир, где он должен действовать как взрослый, тем самым ограничивают его возможности самореализоваться именно как ребёнку. 

Но задача школы — не поскорее закончить период детства, а дать ребёнку прожить его, насладиться им и извлечь из него необходимые уроки. Каким должно быть здание школы, где, с одной стороны, не принижают значимость личности ученика, а с другой, дают им возможности оставаться самими собой, а не указывают ему, как нужно вести себя, что быть похожим на взрослого?

Это здание должно представлять из себя индивидуальное и свободное общественно-культурное пространство, в котором ребёнок хочет находиться, в котором он может гулять, учиться, развиваться, радоваться и играть. Такое пространство, которое ученик будет готов с удовольствием осваивать по своей воле.

Каковы основные критерии такого здания и каковы тенденции при строительстве современных школ?

Открытость

Архитектурная концепция «Умной школы», Иркутск  

(источник: умная-школа.рф)

Учёба в школе, как и жизнь за её пределами, — это не путешествие в одиночку, а совместная деятельность. И школа должна отражать это — для всех учеников и учителей здание должно быть общим, доступным, открытым.

Понятно, почему эта тенденция появилась. Нам очень хочется уйти от этого типа школьного коридора, где практически нет света, где всё зажато, и где коридор — это просто проход от одного места обучения к другому.

Марина Битянова, научный руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

Как этого достичь? Один из базовых принципов открытости состоит в том, чтобы обеспечить доступ ко всем учебным помещениям и позволить ученикам осваивать их в свободное время. Классы не должны быть закрыты на замок, как будто их обитателям есть что скрывать или чего стесняться. Очередь, выстроенная у закрытой двери столовой, спортзала, раздевалки, актового зала, — совершенно ненужная детям вещь. Они не преступники и не арестанты, чтобы скрывать от них то, что построено для их развития.

Одновременно с этим, каждый из нас имеет право на личное пространство и потребность в нём. И школьное здание должно обеспечить возможность уединиться, побыть наедине со своими мыслями или поговорить с кем-то наедине.

Хорошкола, Москва 

(источник: krost.ru)

Поэтому с открытостью лучше не перебарщивать. Во многих новых школах было принято решение делать лестницы прозрачными. Московская Хорошевская гимназия выбрала такое архитектурное решение. Да, это выглядит светлее и современнее, но для учениц и учительниц, которые ходят в школе в юбках, подобные прозрачные лестницы по понятным причинам вызывают серьёзный дискомфорт.

Просторность

Один из атриумов «Хорошколы», Москва

(источник: realty.rbc.ru)

Внутреннее устройство современных школ может удивить неподготовленного зрителя тем, насколько там просторно, насколько много там нефункционального места, которое просто радует глаз.

Такой подход к школьной архитектуре гораздо больше соответствует мироощущению современного человека. Даже в больших, экономически мощных и, казалось бы, насквозь прагматичных городах мы ищем непрагматическую альтернативу: такие места, где можно отвлечься от суеты, где можно насладиться эстетикой и получить чистые эмоции.

Безусловно, в просторном помещении больше красоты, но не для всех детей просторность автоматически означает комфорт. Наоборот: есть дети, которые теряются в таких пространствах, которым в них плохо. Например, это дети с расстройством аутистического спектра. 

Для обеспечения инклюзивности с этими детьми нужна особая работа по адаптации к таким большим неконтролируемым пространствам. И, опять же, возникает потребность к диверсификации пространства — чтобы вместе с общей открытой территорией для ребёнка было доступно пространство с камерной обстановкой.

мобильность

Атриум в инженерном корпусе школы № 548, Москва

(источник: realty.rbc.ru)

Одна из важнейших тенденций в устройстве школьного здания — это изменяемость и вариативное использование пространств.

Нам очень хочется преодолеть сверхфункциональность, привязку к интерьеру и к образовательной задаче, которые всегда были в классическом кабинете.

Марина Битянова, научный руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

В школах с мобильным внутренним интерьером ребёнок и учитель могут менять пространство под себя — всё передвинуть и переставить, как им требуется. У предметов нет своего место, оно появляется по необходимости. Только не сравнивайте это с перестановкой стульев и парт в классической школе — там это в первую очередь мука и физическая нагрузка, а не образовательный инструмент.

Однако, опять же, у мобильности есть обратная сторона. Многие дети и учителя сталкиваются со сложностями: они не понимают, что делать в этих пространствах, как заточить их под образовательные задачи. Так, в некоторых случаях в погоне за мобильностью школьная библиотека может получить «лежаки» вместо парт и стульев.

Пример менее удачной организации библиотечного пространства в школе № 1392 в Ватутинках, Москва

(источник: realty.rbc.ru)

Мобильная среда требует от ребёнка постоянных размышлений о том, как его использовать, в то время как в стандартном кабинете этой адаптации и трансформации пространства под себя не нужно.

креативность

Ещё недавно все кабинеты были абсолютно одинаковы, в какой бы город страны или мира мы ни приехали. Мы очень хотим, чтобы детское образовательное пространство было креативным. 

Марина Битянова, научный руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

Современные школы стремятся как к тому, чтобы отличаться от других школ, так и к тому, чтобы внутри себя иметь функциональное разнообразие. Безусловно, индивидуально спроектированное здание и увлекательное пространство, которое ребёнку будет интересно исследовать, — это важный образовательный тренд.

Но у креатива тоже должна быть определённая граница — граница разумности. Образование — это в том числе усвоение нормы, привыкание к функциональному использованию того или иного пространства, предмета.

Марина Битянова, научный руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

Пример мене удачного креативного оформления общественного пространства в начальной школе Св. Марии, Мельбурн

(источник: biteinto.info)

Опять же, дети с особенностями развития сталкиваются в «слишком креативном» пространстве с адаптивными проблемами, они не понимают, что от них требуется и как использовать окружающий их интерфейс.

Во всём нужен баланс

Хочется сказать всем проектировщикам образовательных пространств: воздержитесь от чрезмерной гонки за трендами. При проектировании здания обязательно необходимо соблюдать баланс:

Отсутствие этого баланса — типичная ошибка многих школ, как классических, так и современных школ «новой волны». 

Если вы пытаетесь сделать школу слишком закрытой, аскетичной и строгой, дети в ней будут чувствовать себя загнанными в узкие рамки системы. 

Пример менее удачной организации пространства в школе № 1392 в Ватутинках

(источник: realty.rbc.ru)

Если вы пытаетесь сделать школу сверхоткрытой, чистым экспериментом, то дети окажутся в очень сложной ситуации, когда пространство, вроде бы предназначенное для образования, будет непонятным и сложным к использованию. Сверхоткрытая, слишком просторная и до мозга костей креативная школа потеряет свою образовательную значимость и превратится просто в место временного содержания детей, не всегда при этом для них комфортного.

Этот спортивный блок в московской «Хорошколе» внушителен, но очень нагружен и практически лишён свободного пространства

(источник: realty.rbc.ru)

С чем ещё нужно быть аккуратнее, так это с цветом. У нас сложилось представление, что яркое и даже аляповатое — это то, что больше всего подходит детским пространствам. Но, по сути, это просто попытка действовать от противного — мы устали от мрачного однообразия классического школьного здания и пытаемся сделать всё по-другому. 

Опыт зарубежных коллег показывает, что лучше делать внутреннее убранство школы достаточно нейтральным, и не надо бояться холодных цветов и естественности дерева, камня или металла.

Вот так оформлять класс даже для начальной школы — перебор

(источник: i.pinimg.com)

Искать новое в привычном

Проектировщикам школ нужно понимать, что образовательным ресурсом могут обладать такие элементы здания, которые привычно не рассматриваются как образовательные инструменты. Современный тренд — это не только превращение образовательного пространства класса в нечто более сложное, но и превращение лестниц, коридоров, актовых залов — в полноценные образовательные пространства.

Образовательные зоны в коридорах и залах создаются с помощью изоляции участков пространства — с помощью ширм или специальной планировки. У образовательных уголков и стендов огромный потенциал, потому что они постоянно окружают детей, обращают на себя внимание, служат дополнительным источником для самообразования. Чем больше такого будет в школе, тем лучше.

Крайне мало в российских школах используется образовательный ресурс лестниц. А вы только посмотрите, как легко и просто они могут применяться для усвоения, например, арифметических навыков:

Лестница в одной из школ штата Вайоминг

(источник: static1.squarespace.com)

Что касается актовых залов, то традиционно внимание в них уделяется лишь сцене и зрительским местам — ведь это там, как кажется на первый взгляд, и происходит представление. Но тогда не учитывается, что большая часть  образовательного процесса при подготовке выступлений происходит и за сценой, и в оставшейся части зала. 

Чтобы школьный театр стал полноценным образовательным пространством, нужно приспособить его для самых разных нужд. В частности, обязательно сделать так, чтобы зрительские места могли убираться удобно и быстро, и зал превращался в открытую для экспериментов площадку.

Пример отличного актового зала в московской «Новой школе»

(источник: realty.rbc.ru)

Автор: Марина Битянова

научный руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

О Центре разработки образовательных систем «Умная школа»: по заказу основателя благотворительного фонда «Новый дом», российского предпринимателя и филантропа Альберта Авдоляна центр реализует уникальный образовательный проект, в рамках которого на берегу реки Ангары у границы Иркутска будет построен масштабный образовательный комплекс, включающий школу, детский сад и посёлок постоянного проживания приёмных семей. Школа проектируется по индивидуальному проекту, в котором соблюдён баланс между открытостью и безопасностью, свободой и функциональностью. Задача «Умной школы» — соединить архитектурную идею, психологический дизайн и психологическое знание о развитии человека с образовательными целями. Подробнее о проекте можно прочитать здесь.

18 октября 2017, 17:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

Умная школа

Центр разработки образовательных систем «Умная школа» открывает этот блог для учителей, родителей, директоров школ, представителей сообщества приемных семей и органов опеки – для всех, кто интересуется настоящим, будущим школьного образования и просто любит российскую школу.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Эссе Современная школа.Какая она?

Современная школа. Какая она?

Современная школа. Какая она? Новые здания, отвечающие современным требованиям, новое оборудование или все- же новое образование, новые программы. Кому от перехода на новые стандарты станет лучше?

Сегодня можно услышать множество обвинений в адрес образовательной системы современной России: «Учителя дают детям невостребованные в жизни знания; реформы мешают учиться…» и часто вспоминают образовательную систему СССР: « А вот раньше учили, не то, что сейчас…». Зачем что- то менять?  За 17 лет работы в школе мне есть с чем сравнивать. Да, действительно, образование, полученное в Советском Союзе, оценивалось высоко, было достойным. Но ключевое слова здесь «было». Времена прошли, изменились отношения в обществе, поменялся уклад жизни. Современная школа должна идти в ногу со временем, а где то и опережать его, чтобы готовить ребят к динамичной, быстроменяющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить, дать им качественное образование.
При этом надо сохранить базовые, непреходящие вещи –духовное и культурное наследие народов России.
Во все времена в основе качественного школьного образования лежала работа учителя. Современная школа- современный учитель. Сегодня требования к этой профессии многократно возрастают. Учитель современной школы-это прежде всего наставник, который не только прививает любовь к своему предмету, но и помогает выбрать ребятам цель, научит важнейшим нравственным принципам, помогает определить будущее.

Конечно, нельзя не согласиться с президентом, для достижения высоких результатов образования школа должна быть оснащена высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством… Но хочется отметить: «Школа- это не только здание». Ведь в России существует огромное количество учебных заведений, не соответствующих этому пункту Образовательной инициативы, но которые по праву можно назвать «Школой», в которых жив дух взаимопонимания взрослых и детей, дух великого прошлого, настоящего и будущего. 

Школа — это не только «светлые и просторные классы», это нечто большее: это радость первоклассников, первые ошибки и разочарования, первые победы и успехи, даже первая любовь. Это учителя, родители, одноклассники; это все те, кто принимает участие в формировании личности каждого отдельного ребёнка. 

Современная школа, которая должна прийти на смену старой — это школа, в которой есть место гармонии и взаимопониманию между учителями, учениками и их родителями; где дети умеют и хотят учиться, где нет равнодушных; где родители учеников выступают сподвижниками учителей; где учителя — преданные своему делу профессионалы, коммуникабельные, заинтересованные в успешности своих учеников, способные быстро реагировать на изменения в науке и обществе. В условиях высоких технологий, быстрого внедрения научно-технического процесса в повседневную жизнь школа должна стать центром науки, взаимодействия учащихся и общества. Новая школа должна быть свободна от предрассудков, бюрократии, хорошо финансироваться, чтобы ничто не стояло на пути создания новых кадров со своими взглядами на жизнь, профессию, политику, экономику; людей, способных творчески подходить к решению проблем, умеющих не только подстраиваться под быстро меняющийся мир, но и умеющих созидать. Конечно, для этого необходимо многое изменить, начиная с содержания образования и заканчивая педагогами. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», — говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский. То есть начинать строить новую школу надо педагогам: начать изменения с себя, не противиться, не критиковать, не отвергать, а принять как миссию по воссозданию нового, гармоничного мира и, объединившись, используя свой опыт, профессионализм, заняться построением обновленной системы образования, используя фундамент достижений, накопленных за многие столетия педагогической практики. От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Именно поэтому современная школа должна стать делом всего нашего общества. 

И закончить своё выступление я хочу отрывком из «Маленького принца» Антуана Де Сент-Экзюпери: «Я много раздумывал о полной приключений жизни … и нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Я показал моё творение взрослым… Взрослые посоветовали мне не рисовать больше…. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками, я утратил веру в себя». По моему мнению, главной, первостепенной задачей педагогов и родителей в новой, современной школе должны стать: создание благоприятных условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, создание такой творческой среды, чтобы каждый из детей мог проявить свои таланты, найти ту единственную тропинку, по которой он пройдёт всю свою жизнь, найдёт «веру в себя». 

infourok.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *