Ответ §6. «Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами»
1) Найдите в тексте 6 ошибок
Византия возникла как самостоятельное государство в 295 году в результате разделения Римской империи на Восточную и Западную. Жители Византии именовали своё государство Греческой империей, а себя называли греками.
Территория империи охватывала страны древней земледельческой культуры, среди них Египет, Галлию, Сирию, Палестину.
Византия славилась многочисленными богатыми городами: Константинополем, Александрией, Суассоном, Сантиохией. Столицей Византийской империи был Рим.
2) Один из современников Юстиниана, знаменитый византийский историк Прокопий Кесарийский, в своих произведениях создал противоречивый образ императора: с одной стороны, он показал его как жестокого тирана, а с другой — как мудрого политика и реформатора. Какие деяния Юстиниана позволили ему так охарактеризовать императора? Как сам Юстиниан понимал цели своего правления? Какое мнение о Юстиниане сложилось у вас?
-
Ответ: Он был подозрительным, коварным, мстительным, алчным, неразборчивым в способах добывания средств, жестоким к своим противникам и врагам, волевыми решениями вмешивался в жизнь близких ему людей, не останавливался перед казнью близких. Под внешней любезностью скрывался беспощадный тиран. При всех этих качествах он обладал неутомимым упорством и трудолюбием, был хорошо образован и энергичен. Издал свод законов, который впоследствии другие государства брали за основу при составлении своих законов. Реформировал административную и налоговую систему, законодательство, развивал внешнюю торговлю, считая ее источником благосостояния империи, присоединил к стране многие провинции, утраченные Западной Римской империей, реформировал армию, перестроил Константинополь и создал шедевр зодчества — храм Св. Софии.
Лично мое мнение — неодназночное. Во-первых, все его заслуги стали возможны благодаря его окружению. Во-вторых, после правления Юстиниана экономика Византии оказалась сильно ослабленной многочисленными войнами и непомерными расходами, а люди бежали к варварам из-за огромных налогов. С другой стороны, все разрушенные города он восстановливал и сооружал крепости.
3) Подумайте, почему в самой Византии правителей называли ромейскими (римскими) императорами, а на западе их именовали константинопольскими правителями.
-
Ответ: Римский император Константин І перенёс столицу, назвав её «Новый Рим», но на западе город называли Константинополем — по имени императора, поэтому на западе правителей Византии именовали констатинопольскими.
В Византии хотели восстановить Римскую империю и поэтому так себя называли, но так как они правили не в Риме, то делать этого не могли.
Какими достижениями прославилась империя юстиниана?
Основная статья: Византия
Наивысшего расцвета Византийская империя достигла в период правления императора Юстиниана I (527-565 гг.). В это время Византия не только отразила натиск соседней Персии, тюркских, германских и славянских племён, но и почти в два раза расширила свою территорию, завоевав государство вандалов в Северной Африке, Остготское королевство в Италии и юго-восточную часть Вестготского королевства в Испании.
Достижения Империи Юстиниана I
Свод гражданского права
При Юстиниане был создан известнейший памятник византийской юридической мысли — Свод гражданского права (Свод). Это был единый законодательный кодекс, в основу которого были положены законодательные установления римского права. Однако появляются здесь и совсем новые идеи. Так, именно в Своде впервые была юридически зафиксирована теория естественных прав человека, согласно которой все люди свободны от природы. Многие положения Свода облегчали отпуск рабов на волю, защищали принцип частной собственности. Как законодательный кодекс христианского государства, Свод отстаивал и права церкви.
Собор Святой Софии
Символом величия христианской византийской империи стал построенный при Юстиниане в Константинополе собор Святой Софии. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Это монументальное, богато украшенное фресками и мозаиками сооружение потрясало воображение современников. Благодаря тому, что грандиозный купол диаметром 31,5 метра опирался на множество тонких колонн, издали казалось, что он буквально парит над собором. Поэтому среди путешественников распространилась легенда, что купол собора Святой Софии подвешен к небу в знак особой благосклонности Господа Бога к императору Юстиниану.
Дипломатия
Ведя активную внешнюю политику, Византийская империя при Юстиниане I добилась больших успехов в области дипломатии. Византийские дипломаты, обученные языкам почти всех народов мира, разработали порядок приёма и отправления посольств, создали формулы международных соглашений, ставшие эталоном для многих народов.
Картинки (фото, рисунки)
Император Юстиниан. Мозаика. VI в. Церковь Сан Витале в Равенне
Интерьер храма Святой Софии
Христос. Мозаика храма Святой Софии
На этой странице материал по темам:
Таблица правления императора юстиниана :политека
Способы достижения цели юстиниана
Эссе о политеки юнистианна 1
Культурные достижения юстиниана
Цель правления юстиниана
Вопросы к этой статье:
Каковы основные достижения Византийской империи в период правления Юстиниана I?
Материал с сайта http://WikiWhat.ru
Искусство Византии при Юстиниане Великом. 6 век.
При Юстиниане все тенденции, наметившиеся раннее в культуре, получили своё дальнейшее развитие.
1. Архитектура.
Один из первых архитектурных памятников правления Юстиниана является церковь Сан-Виттале в Равенне (Италия). Эта церковь поражает внутренним убранством: мозаика сплошь покрывает стены храма, смальта растворяет стену, уничтожая её материальность. Примечательно изображение двух процессий, приносящих дары христианскому храму: одну из них возглавляет император Юстиниан, а другую императрица Феодора.
Здесь они изображены идеальными правителями, осенёнными отблеском Божественной славы.
Самым полным, оставшемся в веках, непревзойдённым воплощением византизма является храм Софии Константинопольской. Возведение этого собора стало делом жизни Юстиниана. София Константинопольская превосходит римский Пантеон и Собор святого Петра в Ватикане. В этом храме ощущение огромности пространства несравненно ярче и сильнее. Этот собор должен был стать главным храмом нового Царьграда.
Для возведения собора были использованы силы и средства равные по нынешним временам финансированию крупной военно-промышленной программы. Но эти средства оправдали себя – красота этого собора принесла Византии больше союзников и доходов, чем её многочисленные войны. Зодчими Софии Константинопольской были два гения, лучшие представители позднеантичной научной интеллигенции:
— великий математик Исидор из Милета,
— инженер, профессиональный архитектор Анфиллий из Тролла.
В постройке этого собора мы видим сплав высочайшей научной и художественной культуры с решением удивительной по смелости конструктивной задачи.
Основной сложностью была грандиозность постройки: нужно было возвести сооружение 100 метровой длины, и перекрыть его куполом диаметром в 32 метра, подняв этот купол на 40 метровую высоту (14 этажный дом). По тем временам это было почти неразрешимой задачей. Византийцы в отличие от римских зодчих не имели сырья для производства бетона – вулканического песка.
Концепция храма – купольный балдахин. Центром собора стал гигантский купол, но благодаря уменьшению и дроблению архитектурных элементов книзу вся структура кажется лишённой тяжести, как бы висячей. Авторы нашли выход из хитросплетения многочисленных арок и сводов, несущих основную нагрузку и полукуполов, примыкающих к основному куполу. Основной купол имеет 40 окон по диаметру, поэтому кажется, что он парит в воздухе. Свод храма поддерживают 104 колонны, материал на которые привозился со всего пост-античного мира: зелёные колонны делались из фассолийского мрамора, белые из египетского порфира. Здесь есть колонны, привезённые из Сирии, из храма Солнца; 8 колонн из зелёной яшмы были привезены из храма Артемиды. В качестве украшения использовалась слоновая кость, полудрагоценные камни, инкрустация, резьба с позолотой. Собор был построен за рекордный срок –
5 лет. Сюжетные мозаики на стенах и сводах храма возникли позже в 9-10 веках, последние мозаики датируются 12 веком. Часть из них дошла до нашего времени.
Предназначенный для патриарших и императорских церемоний, собор был построен на самом высоком холме города над берегом Мраморного моря.
По преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор, произнёс такие слова: «Соломон, я превзошёл тебя», имея в виду легендарный Иерусалимский храм. За 15 минувших веков никто не осмелился повторить в адрес Юстиниана и построенного им собора такие же слова.
Софийский собор пережил долгую и сложную историю:
— трижды страдал от землетрясения в 6, 10 и 14 веках;
— после захвата Константинополя турками в 1453 году был переоборудован в главную мечеть турецкой империи: вокруг Святой Софии выросли 4 башни-минарета, под стать по размерам великой церкви;
— и лишь в 1930 году этот храм был превращён в музей трёх религий.
До сих пор легко понять слова наших предков, посланных 1000 лет назад великим князем Киевским Владимиром в Константинополь: «Не знаем, на небе или на земле были мы. Но нет на земле такого вида и такой красоты. Знаем только, что там Бог с человеком прибывает». Прокопий Кесарийский в 6 веке о Святой Софии писал: «Всякий сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, а Божьим соизволением завершено такое дело».
Помимо Софии Константинопольской, при Юстиниане было построено множество других храмов. В одной столице было 25 церквей. Архитектура стала настоящей страстью Юстиниана: помимо церквей строились фонтаны, колодцы, цистерны для хранения пресной воды на случай осады города неприятелем.
2. Иконопись.
Греки и римляне верили, что боги могли вселяться в статуи и строили в своих храмах статуи богам.
Правление Юстиниана в Византийской империи
Христианство же отказалось от скульптуры, так как по христианскому учению важна внутренняя, духовная красота, а не телесная. В живописи Бога изобразить тоже нельзя, так как он пребывает вне бытия. Поэтому ещё в период раннего христианства в римских катакомбах изображались либо фигуры молящихся, либо образ Богоматери с младенцем.
При Юстиниане широкое распространение в качестве декоративного украшения храмов получили иконы – портреты святых, выполненные на досках. Из ранних икон сохранилось не много. Византийская манера иконописного письма – это изображение святого с удлинённым лицом и аскетическим выражением, с миндалевидными глазами. Все линии рисунка прописывались золотом.
3. Гимнография.
Широкое распространение при Юстиниане получила гимнография – особая форма богослужебного песнопения. Пение в церквях сопровождалось органной музыкой.
Дата добавления: 2015-10-16; просмотров: 464 | Нарушение авторских прав
mybiblioteka.su — 2015-2018 год. (0.1 сек.)
Основная статья: Византия
Наивысшего расцвета Византийская империя достигла в период правления императора Юстиниана I (527-565 гг.). В это время Византия не только отразила натиск соседней Персии, тюркских, германских и славянских племён, но и почти в два раза расширила свою территорию, завоевав государство вандалов в Северной Африке, Остготское королевство в Италии и юго-восточную часть Вестготского королевства в Испании.
Достижения Империи Юстиниана I
Свод гражданского права
При Юстиниане был создан известнейший памятник византийской юридической мысли — Свод гражданского права (Свод). Это был единый законодательный кодекс, в основу которого были положены законодательные установления римского права. Однако появляются здесь и совсем новые идеи. Так, именно в Своде впервые была юридически зафиксирована теория естественных прав человека, согласно которой все люди свободны от природы. Многие положения Свода облегчали отпуск рабов на волю, защищали принцип частной собственности. Как законодательный кодекс христианского государства, Свод отстаивал и права церкви.
Собор Святой Софии
Символом величия христианской византийской империи стал построенный при Юстиниане в Константинополе собор Святой Софии. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Это монументальное, богато украшенное фресками и мозаиками сооружение потрясало воображение современников. Благодаря тому, что грандиозный купол диаметром 31,5 метра опирался на множество тонких колонн, издали казалось, что он буквально парит над собором. Поэтому среди путешественников распространилась легенда, что купол собора Святой Софии подвешен к небу в знак особой благосклонности Господа Бога к императору Юстиниану.
Дипломатия
Ведя активную внешнюю политику, Византийская империя при Юстиниане I добилась больших успехов в области дипломатии. Византийские дипломаты, обученные языкам почти всех народов мира, разработали порядок приёма и отправления посольств, создали формулы международных соглашений, ставшие эталоном для многих народов.
Картинки (фото, рисунки)
Император Юстиниан. Мозаика.
Какие достижения прославили византийскую Империю при Юстиниане
VI в. Церковь Сан Витале в Равенне
Интерьер храма Святой Софии
Христос. Мозаика храма Святой Софии
На этой странице материал по темам:
1261 год в истории византии
Юстиниан как политик
Как расширялась территория византии в годы правления юстиниана
Международные отношения в византии периоды развития
Достижение византийской империей
Вопросы к этой статье:
Каковы основные достижения Византийской империи в период правления Юстиниана I?
Материал с сайта http://WikiWhat.ru
Золотой век Византии при Юстиниане 1
Наибольшего могущества Византийская империя достигла при императоре Юстиниане I (527—565).
Юстиниан I происходил из бедной крестьянской семьи. Его дядя Юстин выслужился из простых солдат до звания полководца и, силой овладев престолом, стал императором. Юстин приблизил своего племянника ко двору, дал ему хорошее образование. После смерти дяди Юстиниан I унаследовал престол.
Император Юстиниан I обладал немалой политической мудростью и смелостью. Он значительно обновил жизнь империи реформами, оживил международную торговлю, ставшую не только средством пополнения государственной казны, но и источником благоденствия всего народа. В характере Юстиниана I рядом с энергией, волей и дальновидностью уживались и дурные черты, присущие многим великим политиком,— лицемерие, коварство, жестокость.
Прославилась и супруга Юстиниана I — императрица Феодора. В ранней молодости Феодора была актрисой. Хотя в те времена ремесло актера считалось постыдным и недостойным порядочных людей, император Юстиниан I, покоренный ее необыкновенной красотой, презрел мнение общества и женился на Феодоре, сделав ее императрицей. Феодора отличалась острым умом, властностью и необычайным бесстрашием.
Войны Юстиниана
Император Юстиниан I задумал воссоединить былые земли Римской империи. В 534 г. император отправляет полководца Велисария против вандалов, обосновавшихся в Северной Африке и грабивших торговые корабли в Средиземном море. Вандалы были еретиками-арианами, а потому они не смогли войти в согласие с местным православным населением, которое проявило полное равнодушие к бедам своих поработителей. Прекрасно вооруженные войска византийцев быстро расправились с вандальским королевством, Северная Африка с городом Карфагеном стала византийской провинцией.
Затем Велисарий отправился в Италию, Византийцы легко покорили остров Сицилию. Однако в самой Италии они встретились с упорным сопротивлением остготов. В борьбе с Велисарием остготы использовали беглых рабов, даруя им свободу, в то время как византийцы стремились сохранить в Италии рабство и за всякое непослушание рабов жестоко наказывали. Однако большая часть жителей Италии все же не поддержала остготов не только потому, что они были германцами, но и потому, что остготы, как и вандалы, придерживались арианства. Византийцы покорили большую часть Италии, создав на покоренных землях особое наместничество (экзархат) со столицей в Равенне.
Когда война в Италии приближалась к концу, Юстиниан I отправил войска в Испанию. В Испании господствовали вестготы. Однако и тут, как и в Италии, местное население не помогло готам. Особенно враждовала с ними могущественная испанская церковь. Византийцы без труда разгромили вестготов, захватили южные области Испании и овладели Гибралтарским проливом.
Храм Святой Софии в Константинополе
Император Юстиниан I, накопив большие богатства, строил по всей империи храмы, крепости, дворцы, заново благоустраивал целые города. Самой знаменитой постройкой Юстиниана I стал храм Святой Софии (т. е. Премудрости Божией) в Константинополе. Ныне Константинополь находится в пределах Турции. Турки называют его Стамбул, а Святая София (на турецкий лад Ая София) стала мечетью.
Эта грандиозная постройка долгое время оставалась непревзойденной ни в Европе, ни в Азии. Храм, построенный из кирпича, внутри был отделан редким мрамором и украшен мозаиками, которые изображали христианские символы и растительные узоры. Достопримечательностью храма является его огромный купол диаметром 31,5 м. В основании купола прорезаны многочисленные окна. Когда человек, стоя в храме, смотрит вверх на купол, то из-за света, льющегося из окон, и из-за большого расстояния до купола, тонкие проемы между окнами не видны, и кажется, будто купол парит над храмом без опоры. Когда-то даже поговаривали, что купол Святой Софии якобы подвешен на золотых цепях к самому небу. Когда храм освящали (537), император Юстиниан I воскликнул: «Слава Господу, который удостоил меня совершить такое дело! Соломон, я победил тебя!»
Свод римского права
Другим великим делом императора Юстиниана I было создание свода римского права (по-латыни — Corpus juris tivihs). Юстиниан I приказал свести и упорядочить разнообразные учения и мнения знаменитых римских юристов, живших в прежние столетия. И до сих пор римское право лежит в основе гражданского права большинства современных стран.
После смерти Юстиниана I Византия в течение многих столетий шаг за шагом уступает своим многочисленным врагам все новые и новые земли. Византия уже никогда не вернет себе могущества и блеска Юстиниановой эпохи.
Прокопий Кесарийский о восстании 532 г. в Константинополе
В Византии неожиданно вспыхнул в народе мятеж, который, против чаяния, чрезвычайно распространился и имел самый пагубный для народа и синклита конец Город был поджигаем, как будто оказался в руках неприятелей. Храм Софии, бани Зевксиппа и царские дворцы … сделались жертвой пламени, и вместе с ними большие портики… многие дома богатейших людей и большое богатство. Царь и супруга его вместе с некоторыми синклитиками заперлись в Палатии и там оставались в бездействии. (Восставшие) подавали друг другу условный клич: «Ника! Ника!» (т.е. «побеждай!
какими достижениями прославилась византийская империя при юстиниане
побеждай!»), и оттого мятеж тот известен до сих пор под именем Ника…
Между тем у царя происходило совещание: что лучите делать, оставаться ли тут или бежать на судах. Много говорено было в пользу того и другого мнения. Наконец царица Феодора сказала:
— Сейчас, я думаю, не время рассуждать, пристойно ли женщине проявить смелость перед мужчинами и выступить перед оробевшими с юношеской отвагою. Тем, у кого дела находятся в величайшей опасности, ничего не остается другого, как только устроить их наилучшим обрачом. По-моему, бегство, даже если когда-либо и приносило спасение и, возможно, принесет его сейчас, недостойно. Тех, кто появился на свет, не может не умереть, но тому, кто однажды царствовал, быть беглецом невыносимо. Да не лишиться мне этой порфиры, да не дожить до того дня, когда встречные не назовут меня госпожой! Если ты желаешь спасти себя бегством, государь, это нетрудно. У нас много денег, и море рядом, и суда есть. Но смотри, чтобы спасшемуся тебе не пришлось предпочесть смерть спасению. Мне же нравится древнее изречение, что царская власть — лучший саван.
Так сказала царица; слова ее воодушевили всех. Укрепясь духом, советники рассуждали уже о том, каким образом можно бы защититься, если мятежники нападут на них… Царь (же) полагал всю надежду на Велисария…
(Велисарий) рассудил лучше напасть на народ, на это бесчисленное множество стоявших на ипподроме и в большом беспорядке толкавшихся людей. Он обнажил меч, велел воинам своим следовать его примеру и с криком ринулся в середину скопища. Народ, не знавший строя, видя, что покрытые латами воины… поражали всех без пощады, предался бегству… Победа была полной, убито великое множество народа.
Прокопий Кесарийский о том, как византийцы узнали секрет шелка
В то время некие монахи, прибывшие из Индии, зная, что царь Юстиниан находится в затруднении, так как персы не продают ромеям шелка-сырца, обещали царю внедрить этот шелк-сырец, чтобы ромеи ( Подразумевается Сасанидская держава в Иране III—VII вв., неизменная соперница сначала Римской, а потом Византийской империи.) могли не получать этот товар ни от персов, своих врагов, ни от каких-либо других народов. Ибо они провели длительное время в земле, расположенной выше Индии, (населенной) многочисленными народами и называемой Сериндой (Серинда — так византийцы называли Китай. Возможно, впрочем, что здесь подразумевается одна из областей Средней Азии.), где они в точности изучили искусство этого рода, чтобы возможно было получать в Ромейской земле шелк-сырец.
Продолжая исследовать и узнавать, справедливы ли слова, сказанные монахами, что какие-то черви производят шелк-сырец, (царь узнал), что живых червей перевезти невозможно, а их зародыши, напротив, удобны для перевозки и совершенно легки. Яйца, положенные каждым из червей, бесчисленны. Эти люди (т. е. монахи) закопали в навоз яйца спустя много времени после их откладки и через некоторое время достали живых червей. Царь (обещал) одарить мужей дарами, убеждая исполнить данное ими слово.
И они вновь отправились в Серинду и доставили яйца в Византию. Когда таким образом вывелись черви, они выпустили их кормиться на тутовые листья, и от них в дальнейшем пошел шелк-сырец в Ромейской земле. Таковы были обстоятельства с шелком во время войны ромеев с персами.
Из Кодекса Юстиниана 0 правосудии и праве
Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда произошло слово «право». Право получило свое название от «правосудия», ибо… право есть наука о добром и справедливом.
1. По заслугам нас (знатоков права) называли жрецами, ибо мы заботимся о правосудии, возвещаем понятие доброго и справедливого, отделяя справедливое от несправедливого, отличая дозволенное от недозволенного, желая, чтобы добрые совершенствовались не только путем страха наказания, но и путем поощрения наградами, стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь, философии, а не к мнимой.
2. Изучение права распадается на две части: публичное и частное (право). Публичное право относится к положению римского государства, частное относится к пользе отдельных лиц… Частное право делится на три части, ибо оно составляется из естественных норм, или из (предписаний) народов, или из (предписаний) гражданских.
3. Естественное право — это то, которому природа научила все живое: ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам; сюда относятся сочетание мужчины и женщины, которое мы называем браком, сюда же порождение детей, сюда лее воспитание; мы видим, что животные, далее дикие, обладают знанием этого права.
4. Право народов — это право, которым пользуются народы человечества; можно легко понять его отличие от естественного права: последнее является общим для всех животных, а первое — лишь для людей (в их отношениях) между собой. <…>
5. Гражданское право не отделяется всецело от естественного права и от права народов и не во всем придерживается его; если мы что-либо прибавляем к общему праву или что-нибудь из него исключаем, то создаем собственное, т. е. гражданское право.
6. Гражданское право — это то, которое происходит из законов, плебисцитов… мнений мудрецов.
magictemple.ru
Один из современников Юстиниана, знаменитый византийский историк Прокопий Кесар?
Один из современников Юстиниана, знаменитый византийский историк Прокопий Кесар??йский, в своих произведениях создал противоречивый образ императора: с одной стороны, он показал его как жестокого тирана, а с другой — как мудрого политика и реформатора. Вопросы: Какие деяния Юстиниана позволили ему так охарактеризовать императора? Как сам Юстиниан понимал цели своего правления ? Какое мнение о Юстиниане сложилось у вас?
Ответы:
Юстиниан был амбициозным правителем, главной его целью была реставрация Римской империи в полном ее величии и ему удастся захватить большую часть бывших во владении Римских земель: Апеннинский полуостров, часть северной Африки, но в полной мере он не воплотит эту идею. Исходя из того, что он будет правителем «восстановленной» Римской империи он переработал римское право, что войдет в историю как Закон Юстиниана. Провел административные и экономические реформы. Также покровительствовал строительству (собор Святой Софии). Все эти войны увеличили налогообложение с податного населения в виду этого будут проходить восстания (восстание Ника, чуть не стоившее трона Юстиниану), в этой империи будет присутствовать и казнокрадство и взяточничество и как такой борьбы с этим не будет. В провинциях он ломал устои и заставлял население жить по своим законам. Ограничивал другие конфессии, так как считал «Одна страна, одна религии». Юстиниан понимал цель своего правления в восстановлении Римской империи. Юстиниан блестящий полководец и реформатор, амбициозный правитель в какой то мере он диктатор.
cwetochki.ru
№2. Один из современников Юстиниана, знаменитый византийский историк Прокопий Кесарийский, в своих произведениях создал противоречивый образ императора: с, история
5-9 класс
одной стороны, он показал как жестокого тирана, а с другой-как мудрого политика и реформатора. Какие деяния Юстиниана позволили ему так охарактеризовать императора? Как сам Юстиниан понимал цели своего правления? Какое мнение о Юстиниане сложилось у вас?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№3*. Подумайте, почему в самой Византии правители назывались ромейскими (римскими) императорами, а на Западе их именовали константинопольскими правителями.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12 сент. 2015 г., 15:44:34 (3 года назад)
2. Изначально человек простой, добрый и щедрый, Юстиниан со временем изменился. Он стал подозрительным, коварным, лживым (как политик), мстительным, алчным, неразборчивым в способах добывания средств, жестоким к своим противникам и врагам, волевыми решениями вмешивался в жизнь близких ему людей, не останавливался перед казнью близких. При всех этих качествах он обладал неутомимым упорством и трудолюбием. Реформировал административную и налоговую систему, законодательство, развивал внешнюю торговлю, считая ее источником благосостояния империи, присоединил к стране многие провинции, утраченные Западной Римской империей, реформировал армию, перестроил Константинополь и создал шедевр зодчества — храм Св. Софии.
Лично мое мнение — нейтральное. Во-первых, все его заслуги стали возможны благодаря его окружению, а мудрая политика во многом определялась влиянием его жены. Во-вторых, после правления Юстиниана экономика Византии оказалась сильно ослабленной многочисленными войнами и непомерными расходами.
3.Византия столица восточной римской империи,раньше именовалась константинополем. правители рима не могли назвать их римск. императорами т.к. они правят не в риме.
Ответить
Другие вопросы из категории
istoria.neznaka.ru
Правление Юстиниана (518-610)
Правление Юстиниана в истории Византии предстает как грандиозная ошибка. Ошибка состояла в том, что был прерван нормальный и необходимый ход событий. В то время как империя фактически превратилась в империю Востока, а императоры V в., теоретически сохраняя права на западную часть империи, на самом деле пренебрегли ими и принесли их в жертву во имя спасения восточной части, Юстиниан с самого начала своего правления обратил свои взоры и честолюбивые помыслы на Запад, к прошлому. И для возрождения этой отмершей части империи он приложил столь огромные усилия, что разорил ее жизнеспособную часть.
Анастасий умер в 518 г., не оставив потомства и не назначив преемника. Сенат и армия по обоюдному согласию возвели на трон необразованного, но отважного воина-иллирийца Юстина. Ему помогал, в том числе и советами, племянник Юстиниан, также иллириец, но получивший хорошее классическое образование. Хотя Юстиниан официально стал править империей только в 527-м, можно считать, что он правил ею с 518 г. Он умер в 565-м, и если принять во внимание длительность его правления, то VI столетие заслуживает названия века Юстиниана.
Современники оставили нам воспоминания о Юстиниане. Не всегда совпадающие друг с другом, они едины в оценке необычайной работоспособности государя, его стремлении самому вникать во все дела, из-за чего изнуренные подчиненные прозвали его «император, не знающий сна». Властный и надменный, весьма ценивший славу, помпезность и императорский престиж Юстиниан, само собой разумеется, был очень набожен и к тому же хорошо разбирался в богословии. Известно, что в управлении страной большое участие принимала императрица Феодора, страстно любимая Юстинианом и коронованная вместе с ним в 527 г. Когда-то она, дочь смотрителя медведей на ипподроме, была танцовщицей, актрисой и, согласно молве, отличалась более чем свободными нравами. Взойдя на престол, Феодора целиком посвятила себя величию своего положения, и ее поведение было безукоризненным. Ничто лучше не характеризует ее, чем слова, которые, как говорили, она произнесла в день, когда грозное восстание «Ника» едва не свергло Юстиниана. Он был уже готов обратиться в бегство, когда жена остановила его, сказав: «Когда останется лишь одно спасение — бегство, я не хотела бы бежать. Те, кто носит корону, не должны пережить ее. Нравится мне старинное изречение, что пурпурные одежды — прекрасный саван».
Юстиниан преследовал две цели. Как римский император он хотел восстановить империю во всей ее целостности и процветании. Как христианский император он считал справедливым заставить всех придерживаться православной веры и самому суверенно решать, каковы должны быть учение и организация церкви. Этим объясняются все действия Юстиниана. Его внешняя политика полностью подчинялась замыслу отвоевать Запад, в то время как законодательная и административная деятельность была нацелена на возвращение империи ее земель и величия. Образцом Юстиниану служило славное римское прошлое. Что же касается религиозных проблем, то Рим не предлагал никакого решения — и Юстиниан колебался. Сам он склонялся к согласию с Западом и с папством. Феодора, возможно более прозорливая и лучше понимавшая важность восточных провинций, советовала проводить политику, благосклонную к монофиситам.
histerl.ru
Император Юстиниан и V Вселенский Собор.
Император Юстиниан происходил из простой крестьянской семьи. Судьба вознесла его на вершину власти благодаря его дяде — Юстину, который в 518 г. становится императором после смерти предшествовавшего императора Анастасия, не оставившего наследников. Юстин, выходец из крестьянской семьи, дослужившийся до высокого поста начальника императорской гвардии и в итоге ставший императором, несомненно, обладал способностями политика, но для управления обширной империей ему не хватало кругозора. Поэтому в его правление все большее значение приобретает его племянник, Юстиниан, который в отличие от своего малограмотного дяди (Юстин даже расписывался благодаря трафарету) получил прекрасное образование и стал одним из самых образованных людей своего времени. Даже для VI в. богатого крупными фигурами в богословии Юстиниана можно назвать выдающимся богословом.
После смерти своего дяди в 527 г. Юстиниан, фактически уже управлявший страной, становится императором. В итоге, Юстиниан определяет политику империи в течение почти полувека, а значение его правления простирается гораздо дальше этого периода. Поэтому VI в. справедливо можно называть эпохой Юстиниана.
Его правление протекало в сложных условиях. В 532 г. в самом начале своего правления против Юстиниана вспыхивает восстание под названием «Ника». Представители двух обычно противоборствующих партий-димов, объединявших людей в соответствии с их спортивными и общественными интересами, объединились для того, чтобы выразить свое неудовольствие политикой Юстиниана. Восстание приобретает необыкновенный размах. Во время восстания сгорает Храм Св. Софии, императорский дворцовый комплекс и еще много красивых домов в центре столицы. Восставшие объявили новым императором племянника Анастасия – Ипатия. Политическая власть была парализована. В этих обстоятельствах император уже собирался покинуть столицу. Однако от этого шага его удержала жена – Феодора, которая на совещании заявила: «Тому, кто пришел на свет, нельзя не умереть; но тому, кто однажды царствовал, скитаться изгнанником невыносимо. Не дай мне Бог лишиться багряницы и дожить до того дня, в который встречающиеся со мной не будут приветствовать меня царицей. Нравится мне старинное слово, что царская власть – лучший саван». В итоге восстание было подавлено гениальным полководцем Юстиниана Велизарием, а сам Юстиниан еще больше укрепил свою власть.
Эти слова прекрасно характеризуют не менее чем сам император знаменитую его супругу – Феодору. Сведения о ней весьма противоречивы. Феодора была родом из Александрии, где у нее была не слишком пристойная профессия танцовщицы. Юстиниан знакомится с Феодорой в Константинополе, когда уже был фактическим наследником Юстина. Специально для того, чтобы жениться на Феодоре Юстиниан, меняет законодательство. В Феодоре он находит верную помощницу.
Феодора оказывала покровительство монофизитам, что дает некоторые основания подозревать ее в приверженности этой ереси. Вообще Юстиниан, исходя из своей универсалистской теории, жестко преследовал еретиков. Администрация в регионах с монофизитским населением применяло против них такие меры, как ограничение в имущественных правах и конфискацию. В результате это фактически привело к разорению Сирии, из которой было изгнано до 80000 еретиков.
Напротив, Феодора стремилась помочь монофизитам. В частности, один из императорских дворцов был превращен в монофизитский монастырь. В столице нашло приют и покровительство до 500 монофизитских монахов. Удивительно, но даже сам Юстиниан по некоторым источникам посещал монофизитский монастырь, основанный Феодорой. Однако, современник и официальный историограф правления Юстиниана Прокопий Кесарийский в своей «Тайной истории» объясняет это известной политикой кнута и пряника. Такой тандем супругов позволял эффективнее решать монофизитскую проблему.
У нового императора были поистине гигантские замыслы. Он задумал объединить под властью Византии всю территорию бывшей Римской империи. В законе, изданном в 533 г., Юстиниан писал: «Об одном мы умоляем святую и славную Деву Марию, чтобы по ходатайству Ее удостоил Господь меня, своего последнего раба, воссоединить с римской империей то, что от нее отторгнуто, и довести до конца высочайший долг наш». С этой целью Юстиниан ведет 20-летнюю войну в Италии.
Вначале Юстиниану удается отвоевать Северную Африку, которая находилась под властью вандалов. Политические обстоятельства для этого были как нельзя более благоприятными. Страну раздирали политические и религиозные противоречия. Православное население ненавидело вандалов, бывших арианами, и осуществлявших религиозные преследования. В 531 г. в столице Северной Африки, Карфагене, произошел переворот, осуществленный одним из вождей вандалов, Гелимером. Законный король, Хильдерик, православный по своему вероисповедованию, в жилах которого текла кровь византийских императоров, оказался в темнице. Это обстоятельство дало Юстиниану формальный повод вступить в войну с вандалами. Успех в Северной Африке был для него настолько важен, что он даже принимает решение заключить мир с Персией и использовать наиболее боеспособные части с Востока для военной операции в Северной Африке.
В военной кампании в Африке в полной мере раскрылся военный гений полководца Юстиниана Велизария. Имея всего лишь около 15 тыс. солдат он смог в 533 г. без труда нанести поражение вандалам и захватить Карфаген. Фактически как народ вандалы перестают существовать. Оставшиеся в живых будут проданы в рабство или смешаются с местным населением. Велизарий возвращается в Константинополь с огромной добычей и множеством пленных. Одновременно победа Юстиниана в северной Африке означала полное уничтожение арианства в регионе.
В 534 г. Юстиниану представилась возможность начать войну в Италии, которой, как мы помним, правили остготы. Эта страна также переживала период нестабильности. Готам так и не удается создать жизнеспособное государство, в котором гармонично могли бы сочетаться интересы самих готов и интересы местного романского населения. Тот факт, что готы, так же как и вандалы были арианами, существенно осложнял отношения с римской православной церковью. Правда, остготы не ставили себе целью уничтожение православия в Италии, однако систематически преследовали православных, подозревая их в заговорах. Так правителем остготов Теодорихом были брошены в тюрьму наиболее влиятельные представители православной церкви Боэций, Симмах и папа Иоанн. Боэций и Симмах были затем казнены в 524 г., а папа Иоанн умер в заключении спустя два года. Все они были признаны римской церковью христианскими мучениками.
С 526 г. Италией правила умная и по-римски образованная королева Амаласунфа, бывшая регентшей при малолетнем короле Аталарихе. В 534 г. Аталарих умирает, что формально прекращало регентство Амаласунфы. Однако, это мудрой правительнице, которая наладила хорошие отношения с Константинополем, удалось удержаться у власти, сделав соправителем своего племянника Феодата, который и так имел законные права на престол. Однако, в 535 г. Феодат осуществляет государственный переворот. Амаласунфа оказывается под стражей, а затем и умирает при странных обстоятельствах. Это дает возможность Юстиниану вмешаться в итальянские дела и начать вооруженные действия. Ослабленное государство готов первоначально не было готово оказать сопротивление византийцам. Византийскую армию возглавил прославившийся в Северной Африке Велизарий, который в 536 г. в результате блестяще проведенной военной кампании очистил от готов Южную Италию и овладел Римом.
Прошло всего лишь полвека с момента падения Западной Римской империи, и жители Рима еще ощущали свое национальное, культурное и религиозное родство с византийцами. Римляне встречали приход византийцев, как освободителей. В сдаче Рима важную роль сыграл римский папа Сильверий, который способствовал распространению в городе провизантийских настроений.
Однако слабость готов оказалась явно преувеличенной. Готы, которые были гораздо более многочисленным, чем вандалы народом, со временем смогли реорганизовать свои вооруженные силы и оказать стойкое сопротивление. Из среды готов выдвинулось несколько выдающихся военных вождей, таких как Витигес и Тотила. В тоже самое время византийская армия испытывала явный недостаток средств для ведения борьбы. В результате итальянская кампания затянулась на целых 20 лет и стоила империя немалых военных и материальных ресурсов. Италия в результате войны была полностью разорена. При этом очень пострадал Рим, который пять раз переходил из рук в руки. Учитывая устойчивое стремление различных германских народов проникнуть в Италию, что требовало содержания в стране значительных военных сил, успех захвата Италии, которую удержать полностью надолго не удастся, был довольно сомнительным. Тем не менее, с арианством в Италии было теперь покончено, а Рим вновь стал имперским городом.
Однако не Рим стал главным административным центром в Италии. Учитывая постоянную военную угрозу в Италии, был образован экзархат, который возглавлял экзарх – чиновник, наделенный всей полнотой военной и административной власти. Центром экзархата стала Равенна. Епископ Равенны, как один из ближайших советников экзарха, приобрел огромное влияние на церковные дела в Италии. Само положение делало епископа Равенны верным слугой императора и проводником византийской политики в регионе. За свои заслуги перед Константинополем равеннские епископы пользовались немалыми привилегиями и смогли значительно увеличить доходы своей церкви. В частности, им принадлежали обширные земельные владения в различных частях Италии и Сицилии. У римских пап появляются серьезные конкуренты.
В итальянских войнах вестготы, народ, проживавший в Северной Африке и Испании, выступили на стороне родственных им итальянских остготов. После завершения боевых действий в Италии, у Юстиниана появилась возможность напасть на вестготов. Политическая ситуация снова сложилась в пользу Византии. В Испании против короля Агилы был поднят мятеж, восставшие обратились за помощью к Юстиниану. Поддержав восстание, византийцы смогли захватить ряд городов в Южной Испании и утвердить там византийское господство.
Как покажет время, внешнеполитические успехи в правление Юстиниана оказались эфемерными, чего нельзя сказать о его деятельности в области права. Юстиниан проводит кодификацию всего римского законодательства за 1400 лет, т.е. за всю историю римского государства. С этой целью была создана комиссия из 10 правоведов. Все законы тщательно сверялись с источниками и согласовывались между собой. В итоге уже через год был сформирован т.н. Кодекс Юстиниана, содержащий до 4700 законов. Особая группа юристов занималась составлением т.е. пандектов, т.е. комментариев к законодательству.
Наконец, Юстиниан и сам занимался законотворчеством. Его законы получили название новелл. Всего с 534 г. до 565 г. было издано 154 новеллы. Интересно, что в отличие от прежнего законодательства, изданного на латыни, новеллы были опубликованы на греческом языке, что свидетельствовало о новом этапе развития византийского государства. В законах Юстиниана нашли отражение существенные изменения в общественном сознании, происшедшие под влиянием христианства. В итоге в законодательстве существенно расширяются права женщины и детей в семье, облегчается положение рабов.
Естественно законодательная деятельность Юстиниана коснулась и законодательства церковного. Серьезным новаторским шагом в законотворчестве Юстиниана стал «Номоканон» («номос» по гречески — закон, а «канон» — правило). Этот сборник объединял между собой как светское, так и церковное законодательство. Возникновение «Номоканона» тесным образом связано с учением, разработанным Юстинианом — о симфонии государства и Церкви.
Теорию симфонии Юстиниан излагает в предисловии к VI Новелле: «Величайшие дары Божии человеку, дарованные Вышним человеколюбием: Священство и Царство. Одно служит вещам божественным, другое управляет и заботится о вещах человеческих. И то, и другое происходит от одного и того же начала и благоукрашает человеческую жизнь. Так что ни о чем так не пекутся цари, как о чести священников, а сии — о самих царях Бога молят» И далее: «Если священство будет во всем безупречно и причастно дерзновением к богу, а царство будет правильно и подобающим образом упорядочивать врученное ему общество, то будет благое некое согласие («симфония» по греч.), дарующее человеческому роду всевозможную пользу. Посему мы величайшую заботу имеем и об истинных Божиих догматах, и о чести священников. Если они будут блюсти ее, то, мы уверены, чрез нее великие дары получим от Бога и тем, что есть, будем владеть
надежно, и приобретем то, что еще не достигнуть. Все будет благополучным и подобающим, если только начало дела будет должное и Богу любезное».
В этой теории отсутствует противопоставление Церкви и государства. Каждый из этих институтов имеет свое место в едином организме. Это единство неразрывно, подобно тому, как неразрывно единство 2-х природ — Божественной и человеческой во Христе. Неслучайно эта теория излагается в терминах халкидонской христологии. При этом мы видим, что место императора и империи Юстиниан понимает чрезвычайно широко. Царству принадлежит попечение о чести священников, более того, Царство заботится об истинных Божиих догматах. Церковь молится за весь мир, хотя, конечно, молитва понимается здесь широко, как вся литургическая и сакраментальная жизнь Церкви.
Этой теории было суждено глубочайшим образом повлиять на дальнейшее развитие церковной истории. В ней оформляется представление византийских царей о сакральном характере своей власти. Впоследствии, уже в России опираясь на теорию симфонии, возникает идея «Москва-Третий Рим».
Теория симфонии получает блестящее воплощение в политике Юстиниана. Благодаря удачным завоевательным войнам, в его руках оказываются все 5 патриархатов. Император считает себя распорядителем церковной жизни всей вселенной.
Самой острой проблемой в области церковной жизни в то время оставалась проблема монофизитства. От решения этой проблемы зависело, сможет или нет император осуществить свои грандиозные замыслы — объединить под своей властью все христианские народы.
Для разрешения монофизитской проблемы Юстинианом в 553 г. в г. Константинополе был созван Вселенский Собор (его еще называют 2-м Константинопольским). Заседания Собора проходили в помещении, соединявшем Храм Св. Софии с императорским дворцом. Император избрал политику неприсутствия на Соборе, однако он проводил на нем свою твердую линию, которую осуществлял через курьеров, зачитывавших его послания. Влияние императора на ход Собора было определяющим. Все прошло согласно программе, заранее, начертанной Юстинианом.
На Соборе Юстиниан стремиться бороться с двумя крайностями — несторианством и монофизитством. Такая постановка вопроса давала ему возможность не только правильно поставить и решать богословские вопросы, но и подавлять недовольство представителей этих противоположных ересей. Собор осуждает «трех глав»: личность и учение Федора Мопсуетского, а также неправославные моменты в богословии Феодорита Киррского и Ивы Эдесского. Вместе с тем на Соборе осуждается и монофизитская формула «из 2-х природ», представленная умеренным представителем монофизитства Севиром Антиохийским.
Кроме того, на Соборе был анафематствован римский папа Вигилий, за его отказ явиться на Собор. Вигилий был за несколько лет до этого сделан папой согласно желанию самого Юстиниана, однако из-за своей непоследовательности (он балансировал между западными епископами, бывшими твердыми борцами с монофизитством), потерял его доверие.
Кроме того, в анафематизмах Собора содержится и осуждение Оригена. По всей видимости, Ориген был осужден на состоявшемся ранее поместном соборе 543 г., решение которого подтвердил и Вселенский Собор. Необходимость такого осуждения была продиктована распространением его учения среди монашества (благодаря авве Евагрию). Ориген учил о совечности мира Богу, об изначальном существовании всех душ. Спасение Ориген понимал в платоновском духе как развоплощение, что и нашло отражение в писаниях монахов-оригенистов.
lektsia.com
Византийский император Юстиниан I Великий
При императоре Юстиниане Византийская империя достигла своего рассвета, после долгого периода упадка, монарх пытался реставрировать империю и вернуть ей былое величие. Считается, что Юстиниан подпадал под влияние сильного характера своей жены Феодоры, которую он торжественно короновал в 527 г.
Историки считают, что главной целью внешней политики Юстиниана было возрождение Римской империи в её прежних границах, империя должна была превратиться в единое христианское государство. Вследствие этого, все войны проводимые императором были направлены на расширение своих территорий, особенно на запад, на территории павшей Западной Римской империи.
Главным полководцем Юстиниана, мечтавшиго о возрождении Римской империи, был Велизарий, ставший полководцем в 30-летнем возрасте.
В 533 году Юстиниан отправил армию Велизария в северную Африку на покорение королевства вандалов. Война с вандалами проходила успешно для Византии и уже в 534 году полководец Юстиниана одержал решительную победу. Как и в африканской кампании, полководец Велизарий держал в византийской армии множество наёмников — диких варваров.
Даже заклятые враги могли помочь Византийской империи — достаточно было им заплатить. Так, гунны составляли значительную часть армии Велизария, которая на 500 кораблях отправилась из Константинополя в Северную Африку. Кавалерия гуннов, служившая наёмниками в византийской армии Велизария, сыграла решающую роль в войне против Вандальского королевства в северной Африке. Во время генерального сражения противники бежали от дикой орды гуннов и скрылись в нумидийской пустыне.Затем полководец Велизарий занял Карфаген.
После присоединения Северной Африки в Византийском Константинополе обратили взоры на Италию, на территории которой существовало королевство остготов. Император Юстиниан Великий решил объявить войну германским королевствам, которые вели между собой постоянные войны и были ослаблены накануне вторжения армии Византии.
Война с остготами шла успешно, и королю остготов пришлось обратиться за помощью к Персии. Юстиниан обезопасил себя на Востоке от удара с тыла, заключив мир с Персией и развернул кампанию для вторжения в Западную Европу.
Первым делом полководец Велизарий занял Сицилию, где он не встретил особого сопротивления. Итальянские города также сдавались один за другим, пока византийцы не подошли к Неаполю.
Belisarius (505-565), Byzantine general under Justinian I, 540 (1830). Belasarius refusing the crown of their kingdom in Italy offered to him by the Goths in 540. Belisarius was a brilliant general who defeated a range of enemies of the Byzantine Empire, virtually doubling its territory in the process. (Photo by Ann Ronan Pictures/Print Collector/Getty Images)
После падения Неаполя папа римский Сильверий предложил Велизарию войти в священный город. Готы покинули Рим, и вскоре Велизарий занял Рим столицу империи. Византийский военачальник Велизарий, однако, понимал, что противник лишь собирается с силами, поэтому сразу же принялся укреплять стены Рима. Последовавшая затем осада Рима готами продолжалась один год и девять дней (537 — 538 гг.). Византийская армия, оборонявшая Рим, не только выдержала атаки готов, но и продолжила своё наступление вглубь Апеннинского полуострова.
Победы Велизария позволили Византийской империи установить контроль над северо-восточной частью Италии. Уже после смерти Велизария был создан экзархат (провинция) со столицей в Равенне. Хотя Рим в дальнейшем был потерян для Византии, так как Рим фактически попал под управление папы, Византия сохраняла владения в Италии вплоть до середины VIII века.
При Юстиниане территория Византийской империи достигла своих самых огромных размеров за все время существования империи. Юстиниану удалось практически полностью восстановить прежние границы Римской империи.
Византийский император Юстиниан захватил всю Италию и практически всё побережье Северной Африки, и юго-восточную часть Испании. Таким образом, территория Византии увеличивается вдвое, но не достигает прежних границ Римской империи.
Уже в 540 году новоперсидское царство Сасанидов расторгло мирный договор с Византией и активно готовилось к войне. Юстиниан оказался в трудном положении, ведь Византия не могла выдержать войны на два фронта.
Внутренняя политика Юстиниана Великого
Кроме активной внешней политики, Юстиниан также вёл разумную внутреннюю политику. При нём была отменена римская система управления государством, которою заменила новая – византийская. Юстиниан активно занялся укреплением государственного аппарата, а также пытался усовершенствовать налогообложение. При императоре были соединены гражданские и военные должности, были предприняты попытки уменьшить коррупциюпутём повышения платы чиновникам.
В народе Юстиниана прозвали «бессонным императором», так как он работал и днём и ночью над реформированием государства.
Историки считают, что военные успехи Юстиниана были его главной заслугой, однако внутренняя политика, особенно во второй половине его правления, опустошила государственную казну.
Император Юстиниан Великий оставил после себя знаменитый архитектурный памятник, который существует и сегодня – Собор Святой Софии. Это здание считают символом «золотого века» в Византийской империи. Этот собор является вторым по величине христианским храмом в мире и уступает только Собору Святого Павла в Ватикане. Сооружением Собора Святой Софии император Юстиниан добился расположение Папы Римского и всего христианского мира.
Во время правления Юстиниана вспыхнула первая в мире пандемия чумы, которая охватила всю Византийскую империю. Наибольшее количество жертв было зафиксировано в столице империи Константинополе, здесь погибло 40% всего населения. За подсчётами историков, общее число жертв чумы достигло около 30 млн. человек, а возможно и больше.
Достижения Византийской империи при Юстиниане
Наибольшим достижением Юстиниана Великого считается активная внешняя политика, которая расширила территории Византии в два раза, практически вернув все утраченные земли после падения Рима в 476 году.
Вследствие многочисленных войн казна государства истощалась, и это привело к народным бунтам и восстаниям. Однако восстание побудило Юстиниана издать новые законы для граждан всей империи. Император упразднил римское право, отменил устаревшие римские законы и ввёл новые законы. Свод этих законов получил название «Свод гражданского права».
Царствование Юстиниана Великого действительно называли «золотым веком», сам он говорил: «Никогда до времени нашего правления Бог не даровал римлянам таких побед… Возблагодарите небо, жители всего мира: в ваши дни осуществилось великое дело, которого Бог признавал недостойным весь древний мир» Вознаменования величия христианства был построен Собор Святой Софии в Константинополе.
Огромный прорыв произошёл в военном деле. Юстиниану удалось создать самую большую профессиональную наёмную армию того периода. Византийская армия под предводительством Велизария принесла Византийскому императору множество побед и расширила границы Византийской империи. Однако содержание огромной наёмной армии и бесконечные воины истощили государственную казну Византийской империи.
Первую половину правления императора Юстиниана называют «золотым веком Византии», вторая же вызывала только недовольство со стороны народа. Окраины империи охватиливосстания мавров и готов. А в 548 году во время второй итальянской кампании Юстиниан Великий уже не мог откликнуться на просьбы Велизария прислать деньги для армии и на оплату наёмникам.
В последний раз полководец Велизарий возглавил войска в 559 году, когда во Фракию вторглось племя котригуров. Полководец одержал победу в бою и мог бы полностью уничтожить нападавших, но Юстиниан в последний момент решил откупиться от беспокойных соседей. Однако самым удивительным стало то, что творца византийской победы даже не позвали на праздничные торжества. После этого эпизода полководец Велизарий окончательно впал в немилость и перестал играть заметную роль при дворе.
В 562 году несколько знатных жителей Константинополя обвинили прославленного полководца Велизария в подготовке заговора против императора Юстиниана. На несколько месяцев Велизарий был лишен своего имущества и положения. Вскоре Юстиниан убедился в невиновности обвиняемого и помирился с ним. Велизарий умер в покое и уединении в 565 году н.э. В тот же год испустил дух император Юстиниан Великий.
Последний конфликт между императором и полководцем послужил источником легенды о нищем, немощном и слепом военачальнике Велизарии, просившем милостыню у стен храма. Таким — попавшим в немилость — его изображает на своей знаменитой картине французский художник Жак Луи Давид.
Всемирное государство, создаваемое волей самодержавного государя — такова была мечта, которую лелеял император Юстиниан с самого начала царствования. Силой оружия возвращал он утерянные старые римские территории, затем давал им общий гражданский закон, обеспечивающий благосостояние жителей, наконец — он утверждал единую христианскую веру, призванную соединить все народы в поклонении единому истинному христианскому Богу. Таковы три незыблемых основания, на которых Юстиниан строил могущество своей империи. Юстиниан Великий верил, что «нет ничего выше и святее императорского величества»; «сами создатели права сказали, что воля монарха имеет силу закона«; «он один способен проводить дни и ночи в труде и бодрствовании, чтобы думать думу о благе народа«.
Юстиниан Великий утверждал, что благодать власти императора, как «помазанника Божьего», стоящего над государством и над церковью, получена им прямо от Бога. Император «равен апостолам» (греч. ίσαπόστολος), Бог помогает ему побеждать врагов, издавать справедливые законы. Войны Юстиниана получили характер крестовых походов — везде, где византийский император будет господином, воссияет православная вера. Его благочестие превращалось в религиозную нетерпимость и воплощалось в жестоких преследованиях за уклонение от признанной им веры. Всякий законодательный акт Юстиниан ставит «под покровительство святой Троицы».
hist-etnol.livejournal.com