Как правильно составлять план по обществознанию
Выполнение этого задания предполагает:
1) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
2) полноту отражения основного содержания в плане;
3) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
При выполнении заданий выпускникам предстоит:
а) с одной стороны, в заданной формулировке темы обнаружить известный им содержательный материал;
б) с другой стороны, выстроить логику презентации знания по теме в виде пунктов сложного плана;
При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями:
1) представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее данную проблему;
2) разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль;
3) озаглавьте каждую часть;
4) в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;
5) проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;
6) в случае необходимости внесите корректировки;
7) помните, что план должен охватывать основное содержание темы;
8) в заголовках (пунктах или подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.
Есть ли модель для составления плана?
Главное – мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы.
1. Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов. Например:
1) Что такое…
2) Понятие…
3) Определение…
2. Затем, если возможно, выделите следующие моменты:
1) Причины возникновения (появления, развития)…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые причины.
2) Подходы к определению понятия. (сущности. ). Например:
— Теории происхождения…
— Взгляды мыслителей на…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые подходы.
3. Далее выделите характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и т.п.).
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые характерные черты (признаки; особенности главные элементы и т.п.).
4. Функции…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые функции.
5. Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы).
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах.
6. Значение (роль, последствия, тенденции, цель)…
7. Особенности (проблемы, традиции и т.п.)… в современном обществе (мире).
Лучше детализировать в отдельных подпунктах где-то 2-4 пункта.
Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы и раскрывают её в определённой последовательности.
3 балла
Формулировки плана корректны. Отдельные существенные для данной темы аспекты не нашли отражения в плане. Тема разворачивается не последовательно.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы, но не представлены в определённой, адекватной теме, последовательности.
2 балла
Отдельные формулировки пунктов плана корректны. Целостного и последовательного раскрытия темы план не даёт.
1 балл
Формулировки пунктов плана не соответствуют теме.
ИЛИ
Ответ неправильный.
0 баллов
1) Вам поручено подготовить развернутый план по теме «Биологическое и социальное в человеке». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
2) Для выступления на семинарском занятии вам нужно подготовить развернутый ответ на тему «Межличностные конфликты и способы их разрешения». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
3) Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему «Многовариантность и движущие силы развития общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
Эта презентация поможет правильно делать 28 задание.
Просмотр содержимого документа
«Как правильно составлять план по обществознанию на ЕГЭ»
Развёрнутый план. Задание 28.
ЕГЭ по обществознанию
Алгоритм работы с заданием 28
1. Внимательно прочитайте вопрос.
2. Определите, к какой сфере общественной жизни относиться данный вопрос.
3. Помните, что сложный план должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
4. Формулировки плана должны быть корректны и соответствовать заданной теме.
5. Пункты плана должны по возможности полно отражать основное содержание в плане.
При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями:
1) представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее данную проблему; 2) разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль;
3) озаглавьте каждую часть;
4) в каждой части выделите несколько положений, развивающих главну
sovetyisekrety.ru
Как составить план по обществознанию
Задание 28 ЕГЭ по обществознанию на составление плана
Задание 28 ЕГЭ по обществознанию на составление плана
Для чего введено это задание и как оно оценивается
Задание 28 предусматривает составление развернутого плана по предложенной теме. В условии задания раскрывается характеристика понятия «развернутый план»: предложенный вариант плана должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Данное задание призвано проверить:
1) в какой мере у экзаменующихся сложились комплексные представления об определенной группе социальных явлений, связанных в целое;
2) выделяют ли выпускники отдельные положения в составе предложенного смыслового блока, которые могут быть детализированы, представлены как самостоятельные конкретизирующие позиции;
3) насколько успешно экзаменующиеся овладели умением логически выстраивать содержание крупной темы.
Указанное задание в известной степени компенсирует недостаток проверочных средств, которые преимущественно нацелены на выявление отдельных характеристик социальных объектов, их отличительных особенностей. Выполнение задания 28, как и последующего 29, дает представление о том, сложилось ли у выпускников целостное, системное понимание социальных явлений.
Критерии оценки данного задания совершенствуются.
В преамбуле указаны основные критерии оценивания:
— корректность формулировок (их соответствие заданной теме),
— полнота отражения основного содержания в плане,
— предъявление плана сложного типа.
Особенности составления плана по предложенной теме
Умение составлять развернутый детализированный план по предложенной теме относится к кругу базовых компетенций. Именно с составления такого плана начинается работа над любым исследовательским проектом: школьным сочинением, курсовой или дипломной работой в вузе и т.п.
Выработке этого умения в школе уделяется немало внимания при изучении многих, особенно гуманитарных, предметов. Используются задания на составление плана и на уроках обществознания. Это позволило включить задание на составление плана предложенного фрагмента в экзаменационную работу в рамках ОГЭ в 9 классе.
Если сравнивать модели заданий в КИМ 9 и 11 классах, то со всей определенностью можно сказать, что задание для сдающих ЕГЭ существенно сложнее. Действительно, перед глазами девятиклассника весьма значительная опора — целостный, взаимосвязанный текст. Школьнику следует выделить в нем относительно завершенные части и правильно озаглавить каждую из них. Для того, кто сдает единый государственный экзамен, единственный ориентир — предложенная тема. Ему предстоит самостоятельно «распаковать» этот заголовок, выделив основные стороны, аспекты, менее крупные содержательные блоки, входящие в данную тему. Точные формулировки, отражающие суть этих сторон, и станут пунктами плана.
Пример 1. Допустим, в виде плана предстоит представить следующую тему — «Многообразие путей познания мира». Основные аспекты этой темы заданы словами
Вариант 1. Рассматриваем познание в контексте духовной культуры общества, включающей науку, искусство, религию. При таком подходе основными компонентами темы станут блоки: научное познание средствами искусства, религиозный подход к познанию мира. Добавим к этому перечню осмысление повседневного опыта (обыденное познание) и мифологическое познание, и мы получим основные пункты плана.
Вариант 2. Под путями познания (хотя их чаще называют формами познания) можно понимать и общие познавательные процедуры, а также уровни познавательной деятельности: чувственное и рациональное познание, эмпирическое и теоретическое познание.
Вариант 3. В приведенном выше варианте мы уже оттолкнулись от познания как деятельности. Этот подход может быть реализован более последовательно: познание как вид деятельности, роль человека в процессе познания (человек — субъект познания), особенности познания материальных явлений, пути познания явлений духовной жизни.
Таким образом, если тема достаточно широка, содержание и структура плана зависят от того контекста, в рамках которого она рассматривается.
Возможности варьирования сужаются, когда задается более конкретная тема.
Пример 2. Возьмем тему «Конкуренция в условиях рыночной экономики». В этом случае и само центральное социальное явление — конкуренция, и контекст его рассмотрения — рыночная экономика— заданы достаточно однозначно. Отсюда и весьма ограниченный круг выделяемых аспектов темы: суть конкурентной борьбы в экономике, виды конкуренции, роль конкуренции в развитии экономики, социальные последствия конкуренции.
Следующим шагом после выделения основного круга вопросов, охватываемых поставленной темой, является определение тех из них, которые поддаются конкретизации, детализации в виде непротиворечивой последовательности позиций. В нашем последнем примере могут быть, в частности, детализированы три последних пункта плана: виды конкуренции: а) совершенная, б) несовершенная; роль конкуренции в развитии экономики: а) снижение издержек производства, б) ускорение внедрения технических достижений, в) повышение качества продукции; социальные последствия конкуренции: а) разорение части производителей, б) сохранение социального неравенства.
Вернемся к примеру 1. Развернутый план ответа может иметь следующий вид:
1) Познание как процесс получения знаний о мире.
2) Основные пути (формы) ненаучного познания мира:
а) миф как ранняя форма познания природной и социальной действительности;
б) жизненная практика — основной способ познания;
в) обобщение опыта повседневной жизни и народная мудрость;
г) искусство как специфическая форма познания.
3) Научное познание мира и его особенности:
а) теоретический характер знаний;
б) стремление к объективности;
г) системность.
Тренировочные задания
1. Сравните два варианта плана по теме «Российское образование в XXI веке» и выполните задания.
1) Система образования в РФ:
а) дошкольная подготовка,
б) среднее образование, его основные этапы,
в) профессиональная подготовка,
г) послевузовское образование.
2) Государственная образовательная политика:
а) компьютеризация школ,
б) переход к профильной старшей школе,
в) новые формы итоговой аттестации,
г) поддержка школ и учителей.
3) Образование в новой информационной среде.
1) Роль образования в современном мире.
2) Сохранение лучших традиции советской школы:
а) фундаментальность подготовки,
б) преемственность школы и вуза.
3) Новые направления развития системы образования:
а) профилизация обучения в старшей школе,
б) создание единой системы государственной аттестации,
в) обновление содержания и методов обучения,
4) Перспективы развития среднего и высшего образования в нашей стране.
Вопросы и задания
1. Что лежит в основе разворачивания содержания темы в каждом из вариантов?
2. Какой из вариантов, на ваш взгляд, полнее раскрывает тему?
3. Составьте свой вариант плана, раскрывающего эту тему.
2. Проанализируйте приведенный ниже план темы «Влияние экономики на политическую жизнь» с учетом всех критериев оценивания и оцените выполнение задания в баллах.
1) Экономическая сфера жизни общества.
2) Политика и ее влияние на жизнь общества.
3) Взаимосвязь экономики и политики:
а) влияние политического строя на развитие экономики,
б) экономические ограничения политических действий.
4) Экономическая политика современных государств:
а) борьба с инфляцией,
б) поддержка малоимущих классов.
Задание.
Приведите свой вариант плана раскрытия этой темы.
3. Ниже приводится вариант плана по теме «СМИ в современном обществе».
1) Главные институты современного общества.
2) СМИ — важнейший институт современного общества.
3) Основные функции СМИ:
а) информационно-просветительская,
б) развлекательная.
4) Как демократическое государство регулирует деятельность СМИ:
а) закрепление в конституциях свободы слова и отмены цензуры,
б) принятие законов о СМИ,
в) какие запреты налагаются на деятельность СМИ.
Задание
В основу данного плана положено понимание СМИ как общественного института, составьте свой вариант плана, отталкиваясь от трактовки СМИ как компонента массовой культуры.
4. Приведенный ниже план является простым по форме. Преобразуйте его в сложный.
План по теме «Социализация личности»
1) Что такое социализация?
2) Виды деятельности, оказывающие влияние на социализацию личности.
4) Институты (агенты) социализации.
5) СМИ как агенты социализации.
5. Изучите полный комплекс элементов задания 28 (формулировка задания, критерии оценивания).
Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2016. Обществознание. Эксперт в ЕГЭ / А.Ю.Лазебникова, Е.Л.Рутковская, Е.С.Королькова, М.Ю.Брандт. — М. : Издательство «Экзамен», 2016.
Источник:
Задание 28 ЕГЭ по обществознанию на составление плана
Задание 28 ЕГЭ по обществознанию. Как составить план.
http://ayratmusin.ru/ege-po-obshchestvoznaniyu/zadaniye-28.html
Обществознание 8 класс
Ребята, доброго времени суток!
Работаем с методическими рекомендациями и составляем план к тексту №4.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
ПЛАН — это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную мысль.
ТЕМА — это исходный пункт текста или его части, то, относительно чего нечто утверждается или спрашивается.
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ — это то, что утверждается или спрашивается о теме.
ПРОСТОЙ ПЛАН — это план, включающий название значительных частей текста. Графическая форма записи простого плана выглядит следующим образом:
СЛОЖНЫЙ ПЛАН — это план, включающий название значительных частей текста, а также их смысловых компонентов. Графическая форма записи сложного плана выглядит следующим образом:
РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Составляя план при чтении текста, прежде всего старайтесь определить границы мыслей. Нужным отрывкам давайте заголовки, формулируя соответствующий пункт плана. Затем снова просматривайте прочитанное, чтобы убедиться, правильно ли установлен «поворот» содержания, уточните формулировки.
2. Стремитесь, чтобы заголовки-пункты плана наиболее полно раскрывали мысли автора. Последовательно прочитывая текст, составляйте к нему черновой набросок плана с нужной детализацией.
4. Запись любых планов делайте так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом.
КАК СОСТАВЛЯТЬ ПЛАН ТЕКСТА:
— Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
— Определите тему и основную мысль текста.
— Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
— Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: все ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.
— Проверьте, можно ли руководствуясь этим планом, воспроизвести (пересказать или изложить) текст.
— Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана
Источник:
Обществознание 8 класс
Ребята, доброго времени суток! Работаем с методическими рекомендациями и составляем план к тексту №4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: ПЛАН — это последовательное представление частей содержания
http://8obcheztvo.blogspot.com/2011/09/blog-post_20.html
Планы по обществознанию
Доброе время суток, дорогие друзья! Сегодня мы продолжим разбирать написание планов по обществознанию. В этом посте будут как и в прошлый раз приведены уже ГОТОВЫЕ работы, а в конце этого поста будет дано задание для самостоятельной работы. Не забудьте, оформить подписку на новые статьи, чтобы ничего интересного не пропустить, если Вы еще этого по каким-либо причинам не сделали.
А вот собственно и сами планы:
План: «Политическое поведение»
1 . Понятие политического сознания
2 . Политическое сознание :
1 ) структура
2 ) формы
3 . Понятие политического поведения
4 . Формирование политического сознания и его влияние на политическое поведение :
1 ) идеалогия — мотив к полическому поведению
2 ) пропаганда идеалогии
5 . Современные тенденции влияния политического сознания на политическое поведение
План «Целостность и противоречивость современного мира»
1 . Понятие современного мира
2 . Признаки целостности современного мира :
1 ) глобализация
2 ) интеграция
3 ) современные коммуникации ( Интернет и т . д .)
3 . Признаки противоречивости современного мира :
1 ) международные конфликты
2 ) проблема отсталых стран
3 ) экологические , демографические кризисы
4 . Способы решения проблем современного мира :
1 ) укрепление международных отношений в различных сферах
2 ) разработка технологий
Ну а теперь попробуйте самостоятельно составить планы по темам:
1. Вертикальная социальная мобильность.
2. Свобода и ответственность.
3. Разделение властей в РФ или Теория разделения властей.
Свои работы Вы можете передать мне на проверку, через форму обратной связи. Ну а я с Вами прощаюсь, до встречи в следующих постах.
Источник:
Планы по обществознанию
Готовая подборка планов С8/35 ЕГЭ по обществознанию. Техника написания, готовые работы на максимальный балл и многое другое, читайте в этой статье….
http://xn—-7sbkbh3ej4fm.xn--p1ai/esse/plan2.html
Статья (9 класс) по теме: Отработка навыков составления плана текста по обществознанию при подготовке к ГИА
Статья (9 класс) по теме:
Отработка навыков составления плана текста по обществознанию при подготовке к ГИА
Размышления о подготовке учащихся к ГИА, начиная с 6 класса. Примеры работы с текстами по истории и обществознанию. Составление разных видов планов: вопросного и назывного. Варианты проведения консультаций. Рекомендации коллегам.
Отработка навыков составления плана текста по обществознанию в 9 классе.
Изначально кажется, что составление плана не должно вызывать трудностей, ведь учащиеся должны уметь составлять план при написании изложения и сочинения. Я считала, что с этим не будет проблем. Но, когда в 2009 году учащиеся стали сдавать экзамен в форме ГИА, я поняла, что надо много работать над составлением плана, и практика показала, что малая часть учеников может без подготовки справиться с этим заданием. И даже при том, что мы работали над планом и частью С, в первый год многие учащиеся остановились на выполнении задания первой и второй части.
После экзамена, на мой вопрос, почему не делали часть С, ребята отвечали следующим образом:
1. Тексты трудные, непонятные. (Я тоже считаю, что для девятиклассников тексты подобраны сложные).
2. Мне достаточно тройки.
Вы.. помните, что отметку «3» можно было получить, набрав всего 12 баллов. В этом году, чтобы получить тройку надо уже набрать 16 баллов, а заветную четверку — 26 баллов. Это означает, что, если два-три задания в части А и В сделаны неверно, то отметка будет низкой. Девятиклассники должны понимать, что без решения части С хорошей оценки не будет .На часть 3 приходится 6 заданий, максимальный первичный балл 13(32,5%)
Тексты могут быть совершенно разные, содержать разное количество мыслей, и только с практикой придёт умение выделять смысловые элементы и давать им наименования. Я считаю, что чем чаще 8-9- классники будут встречаться со сложными, философскими текстами, тем меньше они будут их страшиться
Подготовку учащихся к работе над составлением плана начинаю в 6 — 8 классах. Спрашиваю их, знают ли они, что такое план, зачем он нужен, умеют ли они его составлять. Обычно дети не всегда могут дать формулировку плана. Но отвечают, что план приходилось составлять. Задания на составление плана есть и в учебниках истории. Например, в учебнике средних веков, в параграфе 34 «Начало гуситского движения»- составить план всего параграфа, а для пунктов 3,4,5- составить развернутый план. План составляем общими усилиями, находим опорные слова, формулируем названия частей и записываем на доске и в тетради. Пункты 3-5 делим на более мелкие части и озаглавливаем их. Составление плана по истории не вызывает особых затруднений.
Но работа над составлением плана в 5-7 классах носит эпизодический характер. Чаще начинаем работать над планом в 8 классе, когда многие учащиеся уже определились или почти определились с экзаменом. Перед нами стоит задача: научить составлять план оригинальных текстов.
В параграфе 4 учебника Кравченко А.И. Обществознание 8 класс на с.34 есть статья «Ускорение истории».
Поток информации удваивается каждые 20 месяцев. Резко сокращается интервал времени между заметными изменениями в социуме. Так, люди, родившиеся в нашей стране в начал XX века, пережили практически три типа цивилизации (аграрную, индустриальную и начало постиндустриальной). Об ускорении темпов развития общества свидетельствуют такие данные. История человечества, начиная с кроманьонца до | человека современного типа, насчитывает всего 1600 поколений, если считать, что новое поколение появляется каждые 25 лет. 1 200 поколений жили в пещерах, 240 — в условиях существования письменности, 22 — имели напечатанные книги. При электрическом освещении живет лишь пятое поколение. Автомобили, самолеты, радио, кинематограф начали входить в нашу жизнь всего лишь около 1 00 лет назад, телевидение существует 60 лет, а компьютеры менее 50 лет.
«Время между появлением изобретения и его практическим использованием составляло: для бумаги — 1000 лет; паровой машины — 80 лет; телефона — 50 лет; самолета — 20; транзисторной техники — 3 года; волновых передач — 20 лет; лазеров-| полгода; а факсов — всего 3 месяца».
Источники: Спасибенко С.Г, Дубровина Л.К. Творчество в процессе взаимо-1 действия общества и личности // Социально-политический журнал. 1996.1 № 3. С. 50-67; Человек и общество / Под ред. В.И.Купцова. М., 1993. Кн. 1.| С.4. Абдеев РФ. Философия информационной цивилизации. М., 1 994.
Даю домашнее задание: разбить текст на смысловые части, составить план. Вот, что получилось у ребят:
1. Три типа цивилизации.
2.Изменение жизни каждые 25 лет.
3. Появление изобретений и их практическое использование..
На следующем уроке уделяем внимание проверке плана. Даем определение понятия план. План – это схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей-заголовков. План бывает простой и сложный; по языковому оформлению — назывной и вопросный. Предлагаю воспользоваться авторским делением статьи на смысловые части. Их две. Спрашиваю, о чем этот отрывок, какова его главная мысль? Ответы разные:1)поток информации удваивается каждые 20 лет; 2) Три типа цивилизации; 3)ускорение темпов развития общества.
При обсуждении ответов ребята приходят к выводу, что главная мысль- ускорение темпов развития общества, т.к. большая часть отрывка посвящена свидетельствам этого ускорения. Записываем в тетрадь этот заголовок 1. Ускорение темпов развития общества.
Во втором отрывке ребята верно уловили, о чем идет речь. Останавливаемся на первом предложении, которое точнее всего передает главную мысль.
2. Время между появлением изобретения и его практическим использованием.
Ребята делают вывод о том, что план простой, назывной.
Предлагаю учащимся тренироваться дома над составлением плана по газетным и журнальным статьям. За каждый хорошо составленный план ставлю плюс, который дает дополнительный балл. Если ученик на уроке получит низкую оценку, он может взять этот дополнительный балл и повысить свою оценку. В основном составляем повествовательные планы. Но иногда дети составляют и вопросные планы.
Использую в 7-8 классах при переводной аттестации задания типа ГИА. На слайде вы видите 2 задания из части В и 2 – из части С.
Основная работа по подготовке к ГИА приходится на 9 класс. На уроках и во внеурочное время повторяем разделы за 8 класс, а затем выполняем тестовые задания.
Консультации провожу по понедельникам в 16.00. Чаще всего занимаемся частью С. На задания С1 – С6 уходит много времени, порой времени консультации не хватает. У всех моих девятиклассников одинаковые варианты типовых тестовых заданий. Авторы: Лабезникова А.Ю. и Котова О.А. работать удобно, есть и ответы. Но важно не подсмотреть в ответы, а научиться правильно мыслить самим.
Мы писали две работы по Статграду: тренировочную и диагностическую. Все учащиеся делали часть С и набирали 8-9 баллов. Затем проводили работу над ошибками и составляли альтернативный план.
Вариант диагностической работы.
Исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд, где под термином «нужда» понимается ощущение нехватки человеком чего-либо. Это и физические нужды в пище, одежде, тепле, безопасности, и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности, и личные нужды в знаниях и самовыражении. Они являются исходными составляющими природы человека. Производитель не создаёт нужду, она уже существует.
Вторая исходная идея маркетинга — потребность. Потребность — нужда, принявшая конкретную форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Для удовлетворения потребностей производители предпринимают целенаправленные действия для стимулирования желания обладать товарами. Под товаром мы будем понимать то, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Рынок — это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. В развитом обществе рынок — это не обязательно какое-то физическое место для осуществления сделок. При наличии современных средств связи и транспорта обмен осуществляется через рекламу, телевидение, Интернет без вступления в физический контакт с покупателями. Маркетинг — это работа с рынком для удовлетворения человеческих потребностей. Это поиск покупателей, выявление их нужды, проектирование соответствующих товаров, продвижение их на рынок, складирование, перевозка, ценообразование, организация сервиса, рекламирование.
(Адаптировано по Т.С. Бронниковой и А.Г. Чернявскому)
По этому тексту девятиклассники составили назывной (повествовательный план). Я предложила на консультации составить вопросный план. С заданием успешно справилось большинство учащихся.
Маркетинг и рынок.
2. Потребности людей и их удовлетворение производителями товаров.
3. Современный рынок и маркетинг.
1. Какие нужды лежат в основе маркетинга?
2. Как связаны между собой потребность и товар ?
3.Что такое рынок и маркетинг?
Если ребята на экзамене составят такой план, я думаю, они получат за него 2 балла.
Хочу отметить, если существует длительный перерыв в занятиях, то ребята многое забывают и делают ошибки. У меня есть замечательная девочка Кучерова Маша, которая очень ответственно относится ко всем предметам. Но и она делает ошибки. В маленьких школах, какой является наша, на ребят сваливается много разных мероприятий, им приходится разрываться между многочисленными олимпиадами и конкурсами. Девятиклассники устают.
Опыт подготовки к ГИА и проработка методических рекомендаций коллег педагогов позволил мне прийти к следующим выводам
1. Выявлять учащихся, планирующих сдавать ГИА в начале 8-го класса. Для этого проводить большую разъяснительную работу, как среди учащихся, так и среди родителей учащихся.
2. Включать в урочную деятельность КИМы. Систему оценивания письменных работ по обществознанию приблизить к системе оценивания ГИА. По завершению изучения тем проводить проверочные работы в формате ГИА. Осторожно подходить к оцениванию изучения курса обществознания за 9-й класс учащихся, предполагающих сдачу ГИА, так как расхождение оценки за год и ГИА рассматривается как недоработку учителя, хотя проверяемый объем знаний в ходе ГИА намного превосходит курс 9-го класса.
3. Проводить систематическую работу по формированию и отработке умений находить, интерпретировать, комментировать информацию, привлекать контекстные знания обществоведческого курса, факты общественной жизни или личный социальный опыт для конкретизации положений задания.
4. Продолжить работу по формированию информационной компетентности учащихся, использованию возможностей интернета для самоподготовки.
Отработка навыков составления плана текста по обществознанию в 9 классе Выполнила: учитель истории и обществознания МОУООШ с. Котоврас Балашовского района Горнаева Галина Яковлевна
СТИХИ О ГИА (Е. Рожкова – Астахова) Голова, моя голова, Заболела ты от ГИА. Этот страшный, кошмарный зверь, За мной бродит тихо как тень. Надо мной нависает, страшит, Потерять аттестат мне грозит. Но, а дома твердят: « Не ленись, Постарайся, за ум свой возьмись» Я забросил книжки читать, За столом стал с учебником спать. И забыл я компьютер, друзей, Все, что было, что раньше имел. А предметы выстроились в ряд И твердят, и твердят, и твердят: — Посмотри, как мы хороши! Лучше нас не найти для души. Мы поможем тебе преуспеть, Будешь умным, все знать и уметь. Голова, голова, голова, Снова слышу – ГИА, ГИА… Может, я уж схожу с ума? Где вы, старые времена?
План ПЛАН— КРАТКО СФОРМУЛИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АБЗАЦЕВ, РАЗДЕЛОВ ТЕКСТА. отражает последовательность изменения мысли и обобщает; раскрывает содержание текста; восстанавливает в памяти содержание источника; ускоряет проработку источника информации; организует самоконтроль; сосредотачивает внимание и стимулирует занятие; используется, чтобы оживить в памяти хорошо знакомый текст.
Начало гуситского движения (пример плана по истории – 6 класс) План. Карл I и хозяйственный подъём в Чехии. Положение основных слоёв общества. Католическая церковь в Чехии. а)ослабление папской власти; б) богатства церкви; в) выступления против церкви; Ян Гус а) биография Яна Гуса; б) обличение духовенства; в) требования реформ; Гибель Яна Гуса а) отлучение от церкви; б) Гус едет на церковный собор; в) сожжение на костре.
Ускорение истории. План Дома Три типа цивилизаций. Изменение жизни каждые 25 лет. Появление изобретений и их практическое использование. В школе 1.Ускорение темпов развития общества. 2.Время между появлением изобретения и его практическим использованием.
Виды планов Простой Состоит из основных пунктов Сложный Включает в себя подпункты, которые конкретизируют содержание
По языковому оформлению Вопросный Назывной Тезисный Цитатный
Требования к плану 1) Пункты плана можно и нужно фиксировать немедленно, уже в процессе первоначального чтения, а не откладывать его составление, как иногда советуют, до повторного чтения. По окончании первоначального чтения, в дальнейшей работе, план может исправляться и уточняться. 2) Составляя план при чтении, прежде всего, стараются определить границы мыслей, т.е. те места, где кончается одна мысль и начинается другая. Эти места в книге тотчас помечают. Нужным отрывкам дают заголовок, формулируя пункт плана. 3) Самое сложное в работе над планом – сформулировать заголовки. Приступая к формулированию, ищите в тексте опорные словосочетания, они помогут. 4) Прежде чем план перенести в тетрадь, следует прикинуть его на черновике – отточить формулировки. а) План должен полностью охватывать содержание текста (темы). б) В заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.
Как составить простой план? 1)Прочтите текст (представьте мысленно весь материал). 2) Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль. 3) Озаглавьте части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными, запишите их. 4) Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане. 5) Подкорректируйте план.
Алгоритм работы над сложным планом 1) Учитель сам составляет на уроке сложный план и разъясняет основные принципы его построения. 2) Затем можно дать простой план темы урока и продолжить учащимся развернуть его путем детализации наиболее важных вопросов. 3) Далее, одному из сильных учеников поручить во время опроса написать на доске развернутый план, а затем разобрать его при участии всего класса. 4) Уч-ся самостоятельно составляют на уроке сложный план по одному-двум разделам параграфа. 5) Только после этого можно предложить школьникам составить развернутый план, по какой либо теме, охватывающий целый параграф.
Переводной экзамен в 7 классе Часть II В1. Закончите фразу: «Несовершеннолетними называются дети в возрасте ……… лет». В2. Конституция РФ принята …………………………….. . Часть III Прочитайте текст и выполните задания к нему. Важной особенностью школьников является подражательность взрослым, своим сверстникам, героям из кинофильмов. Это качество очень помогает детям в учении и способствует быстрому овладению умениями и навыками. С каждым годом у подростка возрастает способность к абстрактному мышлению. При этом наглядное, образное мышление не исчезает, а сохраняется и развивается. Например, развивается способность к конкретизации, способности к иллюстрированию, раскрытию содержания понятий в конкретных образах и представлениях. С1 Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста). С2. Какие виды мышления бывают у подростков? Поясните, что означает абстрактное мышление.
Ответы и оценивание работ В1 – от 14 до 18 лет– 1 балл В2 – 1993 году– 1 балл С 1 Составлен план текста. – 2 балла. 1.Особенность школьников. 2.Виды мышления. Если план неточен 1 балл. Не составлен – 0 баллов. С2. У подростков можно выделить абстрактное и наглядное, образное мышление. Абстрактное – отвлеченное мышление. Полный ответ – 2балла., неполный – 1балл, нет ответа – о баллов Максимальный балл- 34 Оценивание работ. 16 – 24 балла – «3» 25– 31 балла– «4» 32 — 34 балла – «5»
Варианты плана Назывной 1.Нужды людей 2. Потребности людей и их удовлетворение производителями товаров. 3.Современный рынок и маркетинг. Вопросный 1.Какие нужды лежат в основе маркетинга? 2.Как связаны между собой потребность и товар? 3.Что такое рынок и маркетинг?
О сданном экзамене А нас экзаменом пугали, Нам говорили — не сдадим. Судьбы мы вызов принимали, Теперь у нас все позади. Мозги уж пламенем пылают, И знанья лезут из ушей. Взорвать бы, что ли, эту школу, А вместе с ней— учителей! Их извлечем из-под обломков, Поставим всех на пьедестал. Ах, вот зарплату бы побольше, Я сам учителем бы стал!
Источник:
Статья (9 класс) по теме: Отработка навыков составления плана текста по обществознанию при подготовке к ГИА
Размышления о подготовке учащихся к ГИА, начиная с 6 класса. Примеры работы с текстами по истории и обществознанию. Составление разных видов планов: вопросного и назывного. Варианты проведения к
http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2013/05/07/otrabotka-navykov-sostavleniya-plana
(Visited 6 times, 1 visits today)
wornen.ru
Задание на составление сложного плана развернутого ответа (С8). Часть 2.
В первой части была дана общая характеристика данного задания, а также предложен универсальный шаблон для его выполнения. Но в сообщении не было учтено два немаловажных фактора:
- существуют различные виды планов
- существуют различные модели заданий С8.
Данное сообщение позволит устранить этот пробел.
В сообщении использованы материалы демонстрационных версий, задания из открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий, материалы для подготовки экспертов региональных предметных комиссий ЕГЭ по обществознанию, размещенные на сайте Федерального института педагогических измерений, а также следующие источники:
- Маркин С.А. ЕГЭ. Обществознание. Выполнение заданий части С. — М.: Айрис-пресс, 2012
- Рутковская Е.Л., Котова О.А., Лискова Т.Е. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных заданий/ФИПИ. — М.: Интеллект-Центр, 2010
План — четкое последовательное представление частей содержания изученного вопроса (или текста) в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента, многообразие его смысловых связей.
Существует несколько видов плана: назывной, вопросный и тезисный. Назывной план состоит из обществоведческих понятий и элементов их содержания, которые обычно указываются в подпунктах. Вопросный план представляет собой перечень вопросов, отвечая на которые выступающий раскрывает содержание темы. В подпунктах указываются элементы содержания ответа на вопросы. Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя. Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца текста, лекции, доклада и т.п. Существует две разновидности задания С8.Первая разновидность предполагает составление плана ответа по какому-либо одному из аспектов широкой темы. В этом случае целесообразно начинать с раскрытия более широкого понятия, а затем переходить к тому аспекту, который необходимо рассмотреть.
Пример.
С8. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Противоречия социального прогресса». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.В данном случае в теме, по которой предстоит составить план, названы два понятия: «социальный прогресс» и «противоречия прогресса». Более широким понятием является понятие «социальный прогресс», т.к. Противоречивость — одно из свойств социального прогресса. Следовательно, именно с понятия «социальный прогресс» следует начинать раскрытие обозначенной в задании темы. В зависимости от выбранной формы, план может иметь несколько видов.
Назывная форма плана раскрытия данной темы.
Можно пользоваться платформой, на которой создан план, для его редактирования и, в случае необходимости, последующего сохранения.Вопросная форма плана раскрытия данной темы.
1) Что такое социальный прогресс?
2) Каковы причины прогрессивных изменений в обществе?
3) В каких формах может осуществляться социальный прогресс?
а) Эволюционная
б) Революционная
4) В чем заключаются проявления основных противоречий прогресса?
а) Нелинейность.
б) Относительность.
в) Неоднозначность последствий.
г) Цена прогресса.
5) Каковы критерии прогресса? Тезисная форма плана раскрытия данной темы.
1) Социальный прогресс понимается как развитие
человечества в направлении к лучшему, более совершенному состоянию.
2) Причинами общественного прогресса являются
потребности, в ходе реализации которых люди изменяют условия существования и
самих себя.
3) Различают эволюционный и революционный пути общественного прогресса.
а) Эволюция – это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на непрерывном, постепенном качественном изменении.
б) Революция – это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на коренном, резком скачкообразном переходе от одного качественного состояния к другому.
4) Противоречивость прогресса обусловлена разными темпами развития как различных компонентов социальной жизни, так и различных стран.
а) Прогресс человечества выглядит не как восходящая прямая, а как изломанная линия, в которой отражаются подъемы и спады, периоды позитивных сдвигов и попятные движения.
б) Отдельные изменения, одновременно происходящие в обществе, могут быть разнонаправленными: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.
в) Прогрессивные сдвиги в той или иной области зачастую имели, наряду с положительными, также и отрицательные последствия для общества.
г) Ускоренный прогресс нередко оплачивался слишком высокой ценой, когда в жертву прогрессу приносились целые поколения людей.
5) В современной обществоведческой мысли критерием социального развития признается качество жизни – комплексный критерий, включающий уровень развития производительных сил, общественных институтов, благосостояние, свободу и возможность творческого развития, знания, духовно-нравственное состояние общества.
Вторая разновидность задания С8 предполагает составление плана ответа по какой-либо узкой теме, без наличия в ее формулировке родовых и видовых понятий.Пример.
С8. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Деятельность как способ существования людей». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. В данном случае нет необходимости сначала рассматривать более широкую тему, а затем конкретизировать ее. Поэтому первым пунктом плана сразу можно поставить «понятие деятельности». В зависимости от выбранной формы, план может иметь несколько видов.Назывная форма плана раскрытия данной темы.
Вопросная форма плана раскрытия данной темы.1)Что такое деятельность?
2) В чем отличия деятельности человека от активности других живых существ? 3) Каковы элементы структуры деятельности?
4) Какие существуют виды деятельности?
а) по способам деятельности: практическая и духовная;
б) по творческой роли: репродуктивная и продуктивная;
в) по характеру активности: созидательная и разрушительная;
г) по способу формирования человека как личности: игровая, трудовая, учебная, общение.Тезисная форма плана раскрытия данной темы.
1) Деятельность — это форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира.2) В отличии от активности других живых существ, деятельность человека целесообразна, носит продуктивный, творческий характер, направляется познавательной потребностью и потребностью в общении.
3) В структуре человеческой деятельности различают следующие элементы:
а) субъект – тот, кто осуществляет деятельность;
б) объект – то, на что непосредственно деятельность направлена;
в) цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность;
г) средства достижения – приемы, способы действий, деньги, орудия, предметы, приспособления, используемые для осуществления деятельности;
д) действия – составляющие компоненты (звенья) деятельности;
е) результат – соответствие мысленной модели (цели) и итогов деятельности.
4) Существуют различные классификации видов деятельности.
а) Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы, а духовная деятельность связана с изменением сознания людей.
б) Результат
созидательной деятельности – изделия ремесленников, машины,
книги, кинофильмы, построенные города, разрушительной – войны,
убийства людей, разрушенные города,
сожженные книги.
Оптимальный вариант ответа на задание С8 — составление плана в назывной форме. Такой план отразит в своих пунктах и подпунктах содержание рассматриваемой темы и при этом, по сравнению с работой над планов в тезисной форме, обеспечит значительную экономию времени, что в условиях экзамена является немаловажным фактором.
uchitobshestvoznanie.blogspot.com