Как появилось государство
Постепенно с развитием общества отношения между людьми все больше усложнялись. От человеческого стада колена перешли к соседской общины. Управлять таким коллективом по-старом было уже невозможно, ибо теперь вместе или рядом жили не только члены одной семьи, как во времена первобытного общества
, но и многие другие, иногда даже не знакомых между собой. Не всегда влиял авторитет, не все знали традиции, привычные для одного племени. Следовательно, возникла потребность выработать определенные нормы поведения, правила, обязательные для всех, механизмы, с помощью которых можно было бы осуществлять руководство человеческим сообществом. И Ироте отдельные члены коллектива не хотели подчиняться этим правилам, не признавали их. Как действовать в также в случае? Можно было выгнать нарушителя, а можно попытаться заставить его выполнять общепринятые нормы. Так люди начинают применять принуждение и насилие для того, чтобы обеспечить соблюдение правил поведения каждым, кто жил в коллективе. Для регулирования отношений между людьми в обществе в целом, в частности в экономике, иногда для поддержания неравенства между ними возникает государство.
Ученые и сейчас спорят о причинах возникновения государства. Часть из них считает, что в результате развития общества, повышения производительности труда и появлению излишков продуктов у людей появилось неравенство. Возникли неодинаковые, порой противоположные интересы различных групп людей. Власти нужна была рабовладельцам, чтобы держать в повиновении рабов, а феодалам — крестьян. Чтобы удержать власть в своих руках, не хватало собственных сил и авторитета. Необходим был некий аппарат, который помогал бы управлять обществом, принуждать в случае необходимости к повиновению. Это — теория социально-экономического развития.
Существуют и другие мнения. Считают, что государство появилось еще тогда, когда люди жили семьями и ими руководил отец-патриарх. Семья росла, и патриарх постепенно становился главой государства, семейная власть превращалась в государственную. Эту теорию называют патриархальной. Некоторые ученые XVIII в. объяснял появление государства достижением на определенном этапе соглашения между людьми о распределении функций в обществе, когда одни будут управлять, а другие — подчиняться. Это договорная теория происхождения государства. С покорение одного народа другим выводят появление государства сторонники теории насилия — ведь победителям нужно было удерживать в повиновении побежденных. Те, кто поддерживает теологическую теорию, считают, что источником государственной власти, как и всего сущего на Земле, есть воля высшей силы — Бога. Во второй половине XX в. достаточно широкое распространение получила космическая (инопланетная) теория, сторонники которой считают, что государство на нашей планете начали инопланетяне, посещавшие Землю в прошлом. Каждая из них имеет своих сторонников и противников, доводы «за» и «против».
worldofscience.ru
Ответы@Mail.Ru: Когда появились первые государства?
Древнейшие в мире государства возникли в двух южных странах в долинах полноводных рек приблизительно в одно время (5 тыс. лет назад или несколько раньше) : 1. Египет — страна, расположенная по обоим берегам Нила от первого порога на юге до Средиземного моря на севере; на запад и на восток от Египта простираются пустыни. Древние египтяне называли свою страну Кемет (Черная) . Этим они отличали черную плодородную землю в долине Нила от “красной”, непригодной для обитания в пустыне. Название Египет дано греками. Предположительно оно происходит от одного из имен древнейшей столицы страны — Хикупта (дословно “Крепость духа Пта” — бога-покровителя этого города) . 2. Шумер — древняя страна, расположенная в Южном Двуречье, т. е. по берегам Евфрата и Тигра в их нижнем течении (юг современного Ирака) . Название страны происходит от имени древнейшего ее населения — шумеров, известного ученым. Особенности природных условий Благоприятные для занятия земледелием: 1) множество жарких солнечных дней в году; 2) обилие влаги (реки Нил, Евфрат. Тигр никогда не пересыхают) ; 3) земли, обладающие двумя ценными свойствами: плодородием; мягкостью, позволяющей вести обработку почв орудиями из дерева, камня, рога, меди (способ добычи и обработки железа еще не был открыт) . Неблагоприятные для жизни людей: 1) обилие болот и непроходимых топей, в которых тонули люди и скот; тучи насекомых — разносчиков опасных болезней; 2) отсутствие строевого леса (постоянная нужда в поделочной древесине) ; 3) нехватка металлов: в Египте незначительные запасы золота и меди содержались в Восточной пустыне; в Шумере металлы (как и строительный камень) полностью отсутствовали; 4) неравномерное выпадение осадков в период созревания хлебов (Шумер) ; в Египте только в дельте Нила регулярно шли дожди, в остальной части страны их не бывало иногда по нескольку лет. Особенности земледельческого хозяйства Основой хозяйства в древнейших государствах являлось земледелие. Обязательные работы по ирригации (искусственное орошение земель) проводились ежегодно и требовали согласованных действий десятков и сотен людей по строительству и ремонту ирригационных сооружений; общее руководство ирригацией осуществлялось государственной властью. Основные ирригационные сооружения: каналы, подводившие воду к местам, удаленным от рек; заградительные насыпи (дамбы) , защищавшие посевы от излишней влаги во время половодья; искусственные водохранилища; шадуфы — водоподъемные устройства, известны начиная с середины 2 тыс. до н. э. (Египет) . Работы земледельцев. В каждой древней стране они имели свои особенности. Вот что представляли собой эти работы в Египте. Пахота. Соху тащили чаще коровы, чем быки: более спокойными коровами было легче управлять, а для вспахивания мягкой почвы от тягловых животных не требовалось большой силы. После сева следовал прогон скота по засеянному полю. Коровы и овцы втаптывали зерно в землю и уплотняли почву (если этого не сделать, зерно засохнет под палящими лучами солнца) . Жатва. Созревший хлеб жали деревянными серпами, состоявшими из короткого серповища и изогнутой режущей части, в которой в качестве лезвия использовались острые кремниевые вкладыши. Со 2 тыс. до н. э. стали также использовать серпы с бронзовыми лезвиями. Молотьба проводилась на току — круглой утрамбованной площадке. Снопы молотил твердокопытный скот (ослы, быки) . Веянье. Обмолоченное скотом зерно было полно мякины и всякого мусора. Продолговатыми лопатками зерно подбрасывали вверх — пока оно падало вниз, ветер уносил мякину и мусор. Какими были древнейшие государства По своей территории древнейшие государства были небольшими (так, в долине Нила во второй половине 4 тыс. до н. э. их образовалось более сорока) . Центром каждого государства был укрепленный город, где находился храм местного бога-покровителя и резиденция правителя. Последний являлся военным предводителем, а также руководил оросительными работами. Известно, что в Шумер
Первое государство — Египет.
Очень давно. С тех пор как прачеловек взял в руки булыжник.Возможно о самых древних государствах мы ничего не знаем . Из известных — Шумеры, например .
ну где-то 890120 лет назад
touch.otvet.mail.ru
Происхождение государства.
Сборка Шибаев Д.В. филиал МГЮА в г.Вологде, не для коммерческого использования
Происхождение государства. 2
Понятие, признаки и соц. назначение гос-ва. 4
Типология гос-в. Цивил-й и формац-й подходы 6
Понятие формы правления. Факторы, влияющие на форму правления. 11
Форма гос устройства 16
Понятие и классификация функций государства. 25
Механизм государства 30
Государство в политической системе общества 35
Понятие, признаки и сущность права 40
Понятие и виды форм (источников) права 47
СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 52
Типология правовых систем. Основные правовые системы. 58
Понятие и элементы механизма правового регулирования 62
Понятие, принципы и виды правотворчества 69
Юридическая техника 72
Понятие и формы реализации права 73
Применение права как особая форма его реализации 76
Толкование норм права 83
правоотношения 95
ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПРАВОНАРУШЕНИЕ 102
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 109
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА. 115
ПРАВОСОЗНАНИЕ: 116
ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК. 118
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА 120
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 122
1. Происхождение государства есть исторически обусловленный процесс, вызванный развитием первобытного общества. Причины происхождения государства следует искать в тех изменениях, которые происходили в родовой и соседской общине.
2. Следует отличать процесс возникновения исторически первых государств и процесс возникновения государства вообще. Возникновение нового государства не редкость в современном мире. Но «исторически чистым» является происхождение только первоначальных государств, возникающих ориентировочно 6-8 тыс. лет назад независимо друг от друга в различных регионах земного шара.
3. У различных народов процесс образования государства шел по-разному. Это обусловлено особенностями экономического, политического, идеологического развития данных народов, спецификой природно-климатических условий, влиянием соседних обществ и прочими факторами.
Следует выделить следующие общие предпосылки возникновения государства.
— переход к производящей экономике (т.н. неолитическая революция). Это привело к появлению прибавочного продукта. Появившиеся излишки первоначально считались собственностью всей общины.
— социальная дифференциация. В первобытной общине просматривалась только поло-возрастная стратификация. При разложении первобытной общины происходит разделение общества в зависимости от выполняемых производственных функций. Можно выделить следующие профессиональные группы: земледельцы, скотоводы, ремесленники, купцы.
— выделение специального слоя людей, профессионально занимающихся управлением (бюрократии). В первобытном обществе власть и управление осуществлялись на общественных началах. Носители власти (вождь, старейшины и пр.) наряду с другими общинниками участвовали в экономической деятельности рода. Усложнение экономической деятельности, необходимость контролировать и распределять прибавочный продукт между общинниками требовало появления слоя людей, которые занимаются исключительно организаторскими функциями, не участвую в производственной деятельности общины. Такие функции стали осуществлять вождь и его ближайшее окружение.
Представители зарождающего аппарата управления, распоряжаясь общими ресурсами, извлекают для себя определенную выгоду, тем самым способствуют имущественной дифференциации, сосредоточению материальных благ в руках ограниченного круга лиц, близких к вождю и его окружению. Таким образом, возникновение государства способствовало дальнейшему имущественному расслоению общества, появлению классов.
1. Если первобытно-общинная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов родоплеменного объединения, то государство – на территориальной общности своих граждан или подданных. Территория предопределяет пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого, порядок формирования и структуру органов государства, их задачи и функции. признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту проживания, устанавливающее принадлежность граждан определенному государству.
По Марксу – совершенствование орудий труда-появление прибавочного продукта(первоначально в общей соб-ти, но при повышении роли правящей верхушки – присвоение его)-имущественное неравенство и ч/с-появление классов, раздел по имущественному принципу-класовая больба-необходимость возникновения гос-ва, как орудия насилия и подавления.
1.Теологическая Фома Аквинский. 2.Патриархальная Аристотель, Представители теории исходили из того, что разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа родственных семей приводит, в конечном счете, к образованию государства. Таким образом, государство – это большая, разросшаяся семья. Власть государя – есть продолжение власти отца, поэтому монарх не может быть выбран, назначен или смещено подданными.3.Патримониальная Галлер-от права собственника на землю (патримониум).Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей 4.Договорная Спиноза, Гоббс, Ж.Ж. Руссо Под общественным договором сторонники теории понимали соглашение между всеми людьми о взаимных правах и о передаче части своих естественных прав государству.
Первичный договор (договор-объединение) был заключен людьми ради соблюдения естественных прав и общей пользы. Данный договор ограничивал людей в совершении неблаговидных поступков по отношению друг к другу. Этим договором люди отказались от части своих прав ради мира и спокойствия.
Вторичный договор (договор-подчинение) был заключен людьми, когда они убедились, что договор-объединение нуждается в гарантиях от нарушений. Они согласились передать часть своих прав государству, чтобы оно могло гарантировать и охранять их естественные права. Вторичный договор – это договор общества с публичной властью, согласно которого народ обязуется подчиняться государству, а государство обязуется охранять права граждан. По вторичному договору государство приобрело право издавать общеобязательные законы, применять санкции и принуждение к тем лицам, которые их нарушают.
Государство и его граждане обязаны соблюдать условия общественного договора. В противном случае предполагалась возможность расторжения общественного договора с властью, признавалось право народа на революцию. 5.Теория насилия Гумплович, Каутский Причину происхождения государства сторонники теории видели в военно-политических факторах – насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями необходим аппарат принуждения, которым и стало государство. Государство – естественным образом возникшая организация властвования одного племени над другим. Поэтому государство – не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила. В теории насилия выделяются два направления:-теория внешнего насилия (Каутский, Гумплович) Государство возникает как результат завоевания одного племени другим. Государство необходимо для поддержания власти победителей.- теория внутреннего насилия (Дюринг) Государство возникает как результат насилия одной части общества над другой
6.Психологическая Петражицкий. Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, 7.Марксистская (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов).Согласно этой теории, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними.
studfiles.net
Происхождение государства
Государство существовало не всегда. Оно возникло из догосударственных, неполитических форм власти вождя, предводителя рода, племени, жреца, шамана и т.д., в процессе углубления общественного разделения труда, социальной дифференциации и неравенства. Вопрос происхождения государства один из самых дискуссионных. Существуют различные концепции на этот счет. По Платону, государство возникает из потребностей каждого человека, которые не может удовлетворить он сам. «Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства». Помощь возможна, так как люди имеют различные способности к тому или иному делу.
По мнению Аристотеля, «государство представляет собой своего рода общение… которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения». Государство существует ради достижения благой жизни, оно существует по природе, так как «человек по природе своей есть существо политическое». Такая концепция рассматривает государство как естественно возникшее в процессе эволюции общество, наподобие организма, возникающего на определенной стадии эволюции природы.
Каков конкретный механизм становления государства? Платон считал, что государство возникло как господство старейшего, получившего эту власть от родителей. Это патриархальная концепция возникновения государства, в соответствии с которой государство возникает из объединения семей, родов и племен. Отец семейства становится предводителем рода, затем племенным вождем и, наконец, царем. Государство в этом случае предстает в виде большой семьи.
Следующая концепция теократическая, в соответствии с которой прообразом государственной власти является власть Бога над своими созданиями, и всякая власть, в том числе государственная, исходит от Бога и санкционируется творцом.
Психологическая концепция государства объясняет его происхождение изначальным стремлением людей к власти. Она основывается на философской концепции «воли к власти» Ф. Ницше, в соответствии с которой воля к власти служит главным побудительным мотивом деятельности людей.
Концепция насилия объясняет появление государства образованием класса воинов. По Г. Моска, государство возникает после перехода от охотничье-собирательного хозяйства к земледельче-ско-скотоводческому, когда появляются два класса — класс земледельцев и класс воинов, и последний добивается господства над первым. Л. Гумплович считал, что человек добивается удовлетворения своих потребностей двумя способами: трудом и грабежом или эксплуатацией чужого труда. Первое средство экономическое, второе политическое, и государство возникает тогда, когда организуется политическое средство. Другой причиной образования государства в соответствии с данной концепцией могло быть завоевание земледельцев кочевниками.
К этой концепции в ее первом варианте близка экономическая концепция возникновения государства, тщательно разработанная К. Марксом. В соответствии с ней государство возникает в результате вызванного экономическими причинами разделения людей на два антагонистических класса: высшего, который владеет частной собственностью на средства производства, и низшего, у которого частной собственности нет. Государство требуется для охраны института частной собственности и само становится частной собственностью. К. Маркс пишет: «Король — частный собственник народа, когда говорит: мой народ». В дополнение к этому В.И. Ленин писал в работе «Государство и революция»: «Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены. И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы».
В разделе 3 шла речь еще об одной концепции — общественного договора людей, соглашающихся передать часть своих прав выбранным представителям, защищающим их общие интересы. Современные антропологи считают, что данная концепция не имеет исторического подтверждения. Государство никогда не возникало подобным образом. Законы государства — не результат соглашения, а постепенно вырастают из традиций, навязываются завоевателями… Прежде чем какие-либо положения фиксируются в законах, они существуют в традициях, и сила законов не в угрозе наказания, а в готовности людей подчиниться им.
Правда, незадолго до возникновения концепции общественного договора имели место события, которые как будто Подтверждают ее. Плывшие на американский континент будущие колонисты еще на корабле договаривались о том, каким будет управление, и, прибыв-, устраивали его именно так. Подобные договоры служат источником данной концепции, но никак не ее подтверждением, поскольку колонистами становились цивилизованные люди, эмигрировавшие из стран, имевших опыт государственного строительства. В эпоху же возникновения государства, а было это до становления первых цивилизаций, ситуация была совершенно иной.
Неоднозначная оценка происхождения государства связана с наличием различных концепций, каждая из которых имеет своей частью особый вариант происхождения государства. По-видимому, имела место не одна, а несколько причин становления государства. Можно согласиться с тем, что его появление не случайно, а объясняется общей эволюцией общества. Практически первые государства возникли там, где требовалась кооперация усилий множества людей для создания ирригационных систем и выполнения другцх коллективных работ колоссального масштаба.
Об особой форме происхождения русского государства сообщает «Повесть временных лет». По ней русская государственность возникла в результате призвания варяжских князей славянскими общинами, представители которых заявили: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите и владейте нами». В этой концепции присутствуют все признаки государства: население, территория, князь с дружиной. Многие русские историки относились к этой концепции вполне серьезно.
psyera.ru
Как возникло государство. Практичная русская идея
Как возникло государство
Для того чтобы побудить государство действовать в интересах подавляющего большинства общества, необходимо разобраться с природой государства, историей его возникновения и развития. А главное, понять механизмы, при помощи которых оно решало определенные задачи.
Когда-то давно, на заре человеческой истории, люди жили, объединившись в коллективы – первобытные коммуны, так как именно объединение, совместные действия позволяли противостоять неумолимым стихиям природы. Становление человеческого общества шло не гладко и не быстро. Потребовались миллионы лет, чтобы биологическая особь превратилась в человека, в существо социальное. Противодействовали формированию общества биологические инстинкты, и жизненной необходимостью стало усмирить их, остановить их разрушительное действие. Какая сила смогла это сделать? Точка зрения марксизма на этот счет достаточно определенна.
“Во всех докапиталистических обществах система социально-экономических отношений определяла действия людей через, в основном, посредство морали. Член раннепервобытной общины делился своей добычей с остальными членами потому, что того требовали нормы морали.
В первобытном обществе государства не было. Важнейшей нормой первобытно-коммунистической морали было предъявляемое к каждому члену коллектива требование делиться пищей с остальными его членами. Соблюдение этой нормы обеспечивалось лишь силой общественного мнения. Однако сказать, что общественное мнение принуждало человека делиться пищей с остальными членами коллектива, было бы неверно. Эта норма входила в плоть и кровь человека. Она была столь сама собой разумеющейся, что никому не могло прийти в голову не поделиться с членами своего коллектива. В этой норме выражалась и закреплялась общественная собственность на пищу”.[ Здесь и далее использованы цитаты из работы Ю.И.Семенова «Формы общественной воли в доклассовом обществе: табуитет, мораль, обычное право»]
И связана такая особенность первобытного общества была с тем, что уровень развития производительных сил первобытных людей был чрезвычайно низок, и весь производимый (добываемый) продукт был жизнеобеспечивающим. Никакого излишка не существовало! И если бы какая-либо часть жизнеобеспечивающего продукта была присвоена кем-либо из членов племени, то тот, кому продукт бы не достался, неизбежно бы погиб. А систематическое присвоение сильной особью жизнеобеспечивающего продукта привело бы к гибели коллектива.
Таким образом, в первобытном обществе мораль была тем инструментом, который использовался для организации защиты каждого члена общества и общества в целом от тех бед и опасностей, от которых человек не мог защититься в одиночку. Мораль требовала от каждого члена коллектива делиться добытой пищей с другими членами коллектива, а в конфликтах с другими коллективами – участвовать в кровной мести. Но первобытная община, разумеется, не была государством.
В формирующихся государствах, главными организациями, обеспечивающими защиту человека и его имущества, продолжали оставаться те или иные родственные группы – далекие потомки первобытной родовой общины. Но одновременно формировались и особые институты – прообразы инструментов насилия в будущих государствах.
В процессе развития производительных сил общества появился более или менее значительный избыточный продукт, возникло неравенство, долги одних людей перед другими. А для того, чтобы принудить людей эти долги выплачивать или заставить их работать на кредитора, последнему потребовались особые отряды вооруженных людей, которые насилием принуждали сначала должников, а потом и всех остальных работать на него. Эти вооруженные люди и тот, кому они подчинялись и стали ядром будущего государства. А главный кредитор стал правителем формирующегося государства. И существование таких особых отрядов вооруженных людей, обладавших правом на легитимное насилие, и есть та основная черта, которая отличает государство от прочих человеческих объединений: первобытных племен, церкви, банков и фирм, транснациональных корпораций и пр. Именно это право является отличительной чертой государства, и никакие другие. Организовать совместные действия больших масс людей могла, например, церковь. Для организации защиты от угрозы голода люди научились действовать совместно задолго до появления первых государств – объединение усилий требовалось даже для охоты на крупных хищников. Иерархически организованные системы власти есть не только в государстве, но и в других общественных институтах – например, на капиталистических предприятиях и в корпорациях.
Право на применение насилия – вот то, что отличает современное государство от других общественных институтов. Разумеется, государство служило в первую очередь тому, кто его создал и управлял им – сначала классу политаристов во главе с правителем, а затем классам-эксплуататорам, которые пришли на их место. Совершенно верен вывод марксизма о том, как возникло государство и что оно представляет собой в настоящий момент, – орудие класса-эксплуататора, облегчающее для него процесс эксплуатации. Но государство, как и любой общественный институт, может выполнять и выполняет несколько функций.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
econ.wikireading.ru
3. Возникновение государства — начало истории. История [Шпаргалка]
3. Возникновение государства — начало истории
История человечества началась с формирования современного вида человека — Homo sapiens, или «человека разумного». Большинство ученых считает, что около 50 тыс. лет назад люди обрели облик, который в основном сохранился до наших дней.
Древние люди объединялись для совместной охоты, защиты своей территории. «Первобытное человеческое стадо» сменила родовая община, которая была коллективом кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка. Роды постепенно объединялись в племена, а затем в родоплеменные союзы. Родовая организация распалась в ходе политогенеза, то есть в процессе возникновения политических структур, государства.
В обобщенном виде в формировании и эволюции мировой цивилизации в древнейший период можно выделить несколько периодов:
1. Период первобытной родовой общины (предыстория) — 45 000–8000 лет до н. э.
2. Период протогосударств, о существовании которых дошли лишь отрывочные свидетельства, — 8000–3500 лет до н. э.
3. Период древних империй, вокруг которых, собственно, и сложились древние цивилизации, — 3500–600 лет до н. э.
4. Период античных государств — 600 г. до н. э. — 476 г. н. э.
Люди постепенно расселялись по всему земному шару. Миграции сыграли важную роль в становлении, этногенезе (происхождении) многих народов. Важную роль в истории сыграли передвижения «народов моря», финикийцев, создание многочисленных колоний древними греками, мощные перемещения номадов (кочевых племен гуннов, тюрков, монголов), викингов и других.
Политогенез, складывание государств — длительный исторический процесс, имевший объективный характер. Исторически первой была теория божественного происхождения государственной, верховной власти. В XVIII–XX вв. появилось более десятка теорий, объясняющих происхождение государства. Теория общественного договора (договорная концепция) (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Гораций, Д. Дидро, А. Н. Радищев, П. И. Пестель и др.) определяла главную задачу государства в обеспечении всеобщего примирения людей. Люди, договорившись о передаче власти правителям, прекращают «борьбу всех против всех» и организуют жизнь на разумных началах. А против плохих правителей народ может устроить революцию. Марксистская теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) утверждала, что государство возникло как результат разделения общества на классы из-за имущественного неравенства, для угнетения одного класса другим. Гидравлическая (ирригационная) теория (К. Витфогель) объясняла возникновение государства необходимостью организовать большие массы людей для строительства ирригационных (оросительных) сооружений (в Египте, Шумере, Китае). Патриархальная, психологическая, органическая и другие теории делали акцент на тех или иных сторонах процесса возникновения государства.
Государство возникло как высшая форма организации людей. Признаками государства являются наличие государственного аппарата, письменно зафиксированного законодательства, территории с населением в определенных границах. Только государство может собирать налоги, выпускать деньги, применять силу (армию и др.), обладает высшим суверенитетом, властью в отношении всех других объединений людей.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
когда появились первые государства?
Признано считать что первым территориальным государством был Египет. Он образовался примерно 3 тыс. лет назад.Египет стал первым в мире территориальным государством со строгими границами, организованной религией, централизованной администрацией и интенсивным сельским хозяйством. Он продержался несколько тысяч лет и установил стандарты государственного управления, которые не утратили актуальности по сей день.На ряду с Египтом одними из первых государств были Шумеры, в исторической области Южной Месопотамии (южная часть современного Ирака). Это был народ этнически, лингвистически и культурно чуждый семитским племенам, заселившим Северную Месопотамию приблизительно в то же время или несколько позднее. Шумерский язык, с его причудливой грамматикой, не родствен ни одному из сохранившихся до наших дней языков. Так же не стоит забывать о первом государстве на территории Ирана — Элам — возникло в 3300 году до н.э. Элам представлял собой федерацию нескольких «стран»-княжеств, то объединявшуюся под властью династии одного из них, то вновь распадавшуюся.
К первым государствам относятся государства в Индии (в долинах рек Инд и Ганг) и в Китае (на берегах реки Хуанхэ). В Европе в 1-м тысячелетии до новой эры самыми большими были древнегреческие государства — Афины и Спарта. А в 8-м веке до новой эры был основан город Рим, ставший центром Римского государства.
Римское государство просуществовало свыше тысячи лет. Из всех древних стран оно было самым обширным: в него вошла не только Греция, но и многие страны Востока. Это было государство рабовладельцев. За захват рабов и земель в течение всей своей истории Римское государство вело длительные и кровопролитные войны. Сначала Рим был республикой. Позднее, после того как в разных её концах поднялись восстания рабов, самым большим из которых было восстание под предводительством Спартака, богачи-рабовладельцы установили монархию (в переводе с греческого «монархия» означает «единовластие»). Вся власть в государстве стала принадлежать императорам, которые правили единолично.
Древний Рим тоже внёс важный вклад в общечеловеческую культуру. Римляне возводили великолепные сооружения: цирки и храмы, бани и дворцы, мосты и водопроводы. Произведения римских поэтов, писателей, историков переведены на языки других народов. От латинского языка, на котором говорили римляне, произошли многие европейские языки: итальянский, испанский, французский и другие.
Постепенно восстания рабов, выступавших против своих господ, расшатывали изнутри Римское государство. Ослаблял его и натиск внешних врагов. Римская империя перестала существовать, разрушенная и завоёванная народами, появившимися в истории около полутора тысяч лет назад.
P.S тут можно посмотреть в хронологической последовательности историю мира и процес создания государства от самого первого и аж до наших дней — https://www.youtube.com/watch?v=ymI5Uv5cGU4
thequestion.ru