Избрание на царство Михаила Федоровича Романова
Патриотическое движение под лозунгом избрания «исконного» государя привело к формированию в Рязанских городах Первого ополчения (1611), начавшего освобождение страны. В октябре 1612 года отряды Второго ополчения (1611-1612) во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым освободили столицу, принудив к сдаче польский гарнизон. Земское правительство ополчения («Совет всей земли») начало подготовку к Земскому собору.
В начале 1613 года стали съезжаться в Москву выборные «всей земли». Это был первый бесспорно всесословный Земский собор с участием посадских и даже сельских представителей. Число собравшихся в Москве «советных людей» превышало 800 человек, представлявших не менее 58 городов.
Земский собор начал свою работу 6 января 1613 года. Представители «всея земли» аннулировали решение предыдущего собора об избрании на русский престол королевича Владислава и постановили: «Иноземных принцев и татарских царевичей на русский престол не приглашать».
Происходили соборные заседания в обстановке ожесточенного соперничества различных политических группировок, оформившихся в русском обществе за годы десятилетней Смуты и стремившихся упрочить свое положение избранием своего претендента на царский престол. Участники собора выдвинули более десяти претендентов на престол. В разных источниках в числе кандидатов называются Федор Мстиславский, Иван Воротынский, Федор Шереметев, Дмитрий Трубецкой, Дмитрий Мамстрюкович и Иван Борисович Черкасские, Иван Голицын, Иван Никитич и Михаил Федорович Романовы, Петр Пронский и Дмитрий Пожарский.
Данные «Докладной выписи о вотчинах и поместьях 1613 года», в которой зафиксированы земельные пожалования, сделанные сразу же после избрания царя, позволяют установить наиболее активных членов романовского кружка.
Кандидатуру Михаила Федоровича в 1613 году поддерживал отнюдь не влиятельный клан бояр Романовых, а стихийно сложившийся в ходе работы Земского собора кружок, составленный из второстепенных лиц разгромленных ранее боярских группировок.
Решающую роль, по мнению ряда историков, в избрании Михаила Романова на царство сыграли казаки, которые в этот период становятся влиятельной общественной силой. Среди служилых людей и казаков возникает движение, центром которого стало московское подворье Троице-Сергиева монастыря, а его деятельным вдохновителем келарь этого монастыря Авраамий Палицын, лицо весьма влиятельное среди и ополченцев, и москвичей. На совещаниях с участием келаря Авраамия и решено было провозгласить царем 16-летнего Михаила Федоровича Романова Юрьева, сына плененного поляками ростовского митрополита Филарета.
Главный аргумент сторонников Михаила Романова сводился к тому, что в отличие от выборных царей он избран не людьми, но Богом, так как происходит от благородного царского корня. Не родство с Рюриком, но близость и родство с династией Ивана IV давали право на занятие его трона. К романовской партии примкнули многие бояре, его поддержало и высшее православное духовенство — Освященный собор.
ria.ru
Избрание Земским собором царем на русский престол Михаила Романова
В истории сословного представительства Земский собор 1613 г. – самый представительный и многочисленный из всех, какие только собирались в XVI-XVII вв. В нем участвовали выборные от дворянства, посада, белого духовенства, и, возможно, черносошного крестьянства.
Главным был вопрос об избрании государя. В результате острых споров наиболее приемлемой оказалась кандидатура 16-летнего Михаила Федоровича Романова. Он стал реальным претендентов на престол не потому, что был лучше, а потому что устроил в конечном счете всех. «Мишка-де Романов молод, разумом еще не дошел и нам будет поваден», — якобы писал Ф. Шереметев, выдавая аристократические мечтания знати о соправлении при слабом государе. В отличие от других претендентов, М. Романов был относительно нейтрален: не успев ничем проявить себя, он позволял связывать с собой все чаяния и мечты о преодолении смуты. Подобно тому, как некогда имя царя Дмитрия воплощало в себе целую легенду, так и Романов был олицетворением программы возвращения к «старине и покою», примирению и компромиссу всех общественных сил на базе крепостничества и самодержавия. Своей родственной связью с прежней династией Михаил Федорович более всего воплощал идею возврата к старине.
11 июля 1613 года первый русский царь из династии Романовых — Михаил Федорович (1613-1645) венчался на царство. После смуты молодому и неопытному царю в условиях разорения страны требовалась поддержка. Земские соборы заседали почти беспрерывно первые десять лет правления. поначалу решающую роль в управлении государством стали играть мать царя и его родственники с материнской стороны – бояре Салтыковы, не пользовавшиеся уважением современников. В 1619 г. из польского плена возвратился после Деулинского перемирия отец Михаила. В Москве Филарет был провозглашен патриархом московским и всея Руси и великим государем. До своей смерти в 1633 г. он, умный и властный политик, вместе с сыном правил страной. Главной задачей, стоявшей перед Россией, было восстановление разрушенной экономики страны, внутреннего порядка и стабильности.
Михаил Федорович пошел по пути закрепления крестьян за их владельцами. В 1619 г. был снова объявлен пятилетний, а в 1637 г. – девятилетний сыск беглых. В 1642 г. был издан указ о десятилетнем сроке сыска беглыхи пятнадцатилетнем сыске вывезенных насильно крестьян. Таким образом, продолжилась линия на укрепление крепостных порядков.
Сообщая о своем избрании европейским монархам, Михаил Федорович обратился к ним с просьбой о займе. Только Англия, заинтересованная в торговле с Россией, и иранский шах дали небольшие займы. В Москве заметно увеличилось число иностранцев, приглашенных на русскую службу (офицеры-наемники, лекари, специалисты-ремесленники, купцы). За городской чертой возникла особая Немецкая слобода.
Во внешней политике царя Михаила выделяются Смоленская война 1632-1634 гг. и Азовское взятие 1637 г., не приведшие к конкретным результатам.
Ошибочно считать, что с воцарением в 1613 г. первого Романова смута закончилась. Еще несколько лет ходили отряды и ватаги «воровских людей». Их действия утрачивали социальную направленность и обретали уголовные, «разбойные» признаки. Огромный ущерб наносили интервенты. Михаил Федорович едва суме отразить в 1618 г. приход польских и литовских воинских людей вместе с подросшим королевичем Владиславом, который явился под Москву искать свой «украденный» Мономахов венец. Чтобы разбить и обезглавить «вольных казаков», недовольных восстановлением прежних порядков, пришлось до самой Астрахани преследовать атамана Заруцкого и Марину Мнишек. Захватив в 1615 г. опасных соперников, правительство Романова не остановилось перед казнью даже малолетнего «воренка» — «царевича Ивана Дмитриевича». Казнен был и Заруцкий.
Очистительная война национально-освободительного движения побудила интервентов отказаться от мысли завоевать Московское государство. В 1617 г. был заключен Столповский мирных договор со Швецией. Россия теряла Карелу с уездом и выход к Балтийскому морю. Швеция, в свою очередь, отказывалсь от Новгорода. В декабре 1618 г. было подписано Деулинское перемирие с Речью Посполитой. По его условиям к Польше отходил Смоленск и Черниговско-Северская земля.
Последствия смуты глубоки и разнообразны. Национальных кризис подобного масштаба не мог не наложить отпечаток на все XVII столетие. В международном аспекте смута надолго определила основное направление внешней политики России – насущную необходимость вернуть утраченные земли, в первую очередь Смоленск, восстановить свою роль в делах Восточной Европы.
studfiles.net
Избрание всенародным Земским Собором на царство Михаила Романова :: Издательство Русская Идея
21.02.1613 (6.03 в 2018 г.). – Избрание всенародным Земским Собором на царство Михаила Романова
Конец Смутного времени и избрание Михаила Романова
Смута (начавшаяся в последние годы правления Бориса Годунова) глубоко потрясла основы Московского государства и сильно уменьшила население от постоянных ратных дел, разбоев, голода и мора. К концу Смутного времени Смоленская земля оказалась во власти поляков, а Новгородская – шведов. Царская казна опустела. Смута явилась вместе с тем и великим испытанием для Московского государства…
После захвата поляками высшей власти в Москве и падения Смоленска Сигизмунд с торжеством возвратился в Варшаву и праздновал победу над недавно могущественной соседней державой. Но поляки не обратили внимания, что Московское государство было вместе с тем и Церковью верующих, Третьим Римом, и этот Третий Рим, незримый для их очей, остался в полной неприкосновенности.
Гетман Жолкевский с недоумением рассказывает в своих «Записках», что при сожжении поляками Москвы и Смоленска многие из москвитян «добровольно бросались в пламя за православную, говорили они, веру», считая, что они делали это под влиянием охватившего их безумия. Он, не понял, что кидавшиеся в пламя были одержимы тем безумием, про которое говорит Апостол: «Будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мiра сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. III, 18-19).
Это безумие привело к смерти восьмидесятилетнего святителя Гермогена. Но православные обитатели Московского государства чутко прислушивались к гулко раздававшемуся из подземелья голосу своего духовного отца и укреплялись его пастырским словом в том же безумии.
Конечно, безумны, с точки зрения мудрости мiра сего, безпримерная оборона обители Живоначальной Троицы преподобного Сергия, а также письмо соловецкого игумена к королю Карлу IХ из сопредельного со шведскими владениями Сумского острога о нежелании видеть иноземца на царстве, написанное после того, как соловецкие иноки отправили свою последнюю серебряную ложку на вспоможение Московскому государству.
Отписки городов друг другу, пересылавшиеся при посредстве «безстрашных людей» по стране, где кишели польские и воровские отряды, являются самым драгоценным для нас памятником того же безумия, охватившего обитателей Московского государства… В этом безумии открывается полностью все величие «прямых» русских людей, выступивших на смену «кривых» своих соотечественников для спасения Родины.
«Братия есми и сродницы, понеже от святыя купели святым крещением породихомся и обещахомся веровати во святую и единосущную Троицу, Богу живу, истинну, – писали смоляне господам братьям нашим всего Московского государства, чтобы, – всею землею обще стати за православную крестьянскую веру». Во множестве городов русские люди единодушно, почти в одних и тех же выражениях, выносили такие же же решения и отправляли ратных людей для освобождения Москвы.
После убиения Прокопия Ляпунова дело земских людей, вставших на защиту Отечества, казалось, закончилось полной неудачей. Но наступившее вслед за этим лихолетье вызвало небывалое усиление религиозного чувства русских людей; многие из них сподобились чудесных видений; повсеместно был установлен строгий трехдневный пост, даже и для «млекосущих» младенцев. Наконец, нижегородский посадский человек, Козьма Минин Сухорук, глубоко пораженный явлением ему преподобного Сергия и дошедшим до него пастырским призывом святителя Гермогена, «зело оскорбился» бедствиями Родины. Он поднял своим пламенным словом «последних людей» Московского государства, которые, избрав доблестного князя Димитрия Михайловича Пожарского своим вождем, успели, наконец, после многих тяжких трудов очистить Родину от врагов и установить во имя православной веры соглашение с казачеством. Затем тотчас же было приступлено к великому общему делу, к избранию царя-самодержца во исполнение давнего горячего желания всей земли.
21 февраля 1613 г. Великий Земский собор единодушно избрал своим солнцем праведным, светилом русским не кого-либо из сильных и мудрых мiра сего, подыскивавших царства, а неизвестно где находившегося в то время шестнадцатилетнего Михаила Феодоровича Романова, который был всем дорог как свойственник угасшего царского рода, «по свойству свойственному царскому семени Богом избранный цвет», как внучатый племянник незабвенной царицы Анастасии Романовны, матери последнего до смуты Царя Феодора Иоанновича, как сын томившегося в польском плену за православную веру Филарета Никитича и как представитель славного боярского рода, давшего целый ряд верных слуг Московскому государству.
(По книге А. Нечволодова «Сказания о Русской земле»)
Заседание Земского Собора 1613 г.
В отличие от прежних Земских Соборов в 1613 г. он был необычно широк по своему социальному составу. В его работе принимали участие представители высшего и уездного, черного и белого духовенства, московского и городового дворянства, казаков, посадских людей и черносошных крестьян («уездных людей»). Число собравшихся в Москве «советных людей» превышало 800 человек, представлявших не менее 58 городов, хотя в избирательной грамоте было упомянуто лишь 277 таких представителей, а подписали ее всего 238 участников «обирания» Михаила Федоровича Романова. Свою деятельность Земский избирательный собор начал в Крещение – 6 января 1613 г.
Происходили соборные заседания в обстановке ожесточенного соперничества различных политических группировок, оформившихся в русском обществе за годы десятилетней Смуты и стремившихся упрочить свое положение избранием своего претендента на царский престол. Выдвинуто было более десяти кандидатов: польский королевич Владислав, шведский принц Карл-Филипп, «воренок» (сын Лжедмитрия II и Марины Мнишек) и ряд русских князей и бояр. В разных источниках называются имена: Федора Ивановича Мстиславского, Ивана Михайловича Воротынского, Федора Ивановича Шереметева, Дмитрия Тимофеевича Трубецкого, Дмитрия Мамстрюковича и Ивана Борисовича Черкасских, Ивана Васильевича Голицына, Ивана Никитича и Михаила Федоровича Романовых, Петра Ивановича Пронского и Дмитрия Михайловича Пожарского. В «Повести о Земском соборе 1613 г.» указывается на князя Д.М. Пожарского как на одного из претендентов на престол.
Общие заседания собравшихся в Москве представителей «Земли» происходили в Успенском соборе Кремля. Однако предварительные заседания проводились по сословиям – в отдельных палатах собирались духовенство, бояре, служилые, посадские и уездные люди. Необходимым условием решения любого обсуждавшегося на таких совещаниях вопроса было достижение единогласия. Только после этого принятое решение могло быть вынесено на рассмотрение всего собора.
Самой влиятельной общественной силой в это время становится казачество. Противники казачества группировались вокруг той части Земского собора, которая вместе с руководителями его склонялась к кандидатуре шведского принца Карла-Филиппа. Однако казаки, московские люди и поддерживавшие их участники Земского собора, выступили против подобных планов, настояв на избрании Царем одного из русских князей или бояр.
Из-за непримиримых противоречий между соперничавшими группировками избирательная деятельность собора зашла в тупик. В этих условиях среди оставшихся в Москве служилых людей и казаков возникает движение, центром которого стало московское подворье Троице-Сергиева монастыря, а его деятельным вдохновителем – келарь этого монастыря Авраамий Палицын, лицо весьма влиятельное среди и ополченцев, и москвичей. На совещаниях с участием келаря Авраамия и решено было провозгласить царем 16-летнего Михаила Федоровича Романова-Юрьева, сына плененного поляками ростовского митрополита Филарета. К романовской партии примкнули многие бояре, его поддержало и высшее православное духовенство – Освященный собор.
Находившийся в Новгороде шведский полководец Я.П. Делагарди, внимательно следивший за деятельностью Земского собора, отмечал драматический характер происходивших тогда в русской столице событий, где вопрос царского избрания решался при деятельном участии народных масс – московских «простых людей» и казаков. В одном из посланных в Швецию донесений Делагарди писал, что они «князя Трубецкого и князя Пожарского [которые поначалу не соглашались с кандидатурой малолетнего Михаила Романова] в их домах осадили и принудили их согласиться …».
21 февраля 1613 г., Земский избирательный собор, уступая энергичному нажиму народа снизу, провозгласил царем Михаила Федоровича Романова-Юрьева, находившегося с матерью в Костромском Ипатьевском монастыре.
После вступления на престол обоснование прав Михаила Федоровича быть «на великих государствах Российского царствия» становится важнейшей задачей отечественной дипломатии. Окончательно обоснование прав Михаила Романова на русский престол было выработано к августу 1613 г. – к моменту написания известительной грамоты Михаила Федоровича королю Франции Людовику XIII. В ней отмечается, что Борис Федорович Годунов «учинился в 1598 г. царем по избранию всех людей всего Российского царствия» [как шурин почившего царя. – Ред.]. В 1606 г., указывается в грамоте, «Московского государства бояре и воеводы, и всяких чинов люди служилые и земские изобрали на государство Московское и на все государства Российского царствия, государем из бояр от рода суздальских князей Василья Ивановича Шуйского» [из рода Рюриковичей. – Ред.]. И Михаил Федорович «учинился» на российском престоле «по Божьей милости и по племяни великих государей предков наших царей российских [внучатый племянник царицы Анастасии, первой супруги Иоанна Грозного. – Ред.]. А по благословению великие государыни матери нашея старицы иноки Марфы Ивановны и по избранию, и по челобитью Московского государства царей и царевичев, которые служат в нашем Московском государстве, и бояр, и окольничих, и дворян, и детей боярских, игостей, и торговых людей, и всех людей всех городов всего великого Московского государства».
(Использована работа Волкова В.А. Конец Смутного времени)
Картина А.Д. Кившенко
«К Михаилу Феодоровичу Романову никак нельзя применить определения, что он был «выборный Царь», так как те действия, которые имели место на Земском Соборе 1613 г., совершенно не подходят к понятиям «о выборах», устанавливаемых правилами и тенденциями современных «гражданских идей»… Дебаты на Земском Соборе сосредоточивались не на вопросе «кого избрать», а на вопросе «кто может быть Царем на Руси» соответственно тем идеологическим понятиям о власти, которые существовали в то время в русском народе «всея земли». Понятия эти обнимали собой элементы двух порядков – нравственного и религиозного. К числу первых Земским Собором были отнесены: первое, «Царем на Руси может быть только русский»; второе, «Царем может быть только родственник последней династии Ивана Калиты», и третье, «Царем может быть только тот, на ком единогласно сосредоточатся желания «всея земли». Элементы второго порядка, в сущности, доминировавшие над всеми вышеустановленными, определяли божественность взгляда народа на власть: «кого Бог даст», «кого Бог изберет». Земские люди 1613 г., собравшись на «Обирание» государя, предоставляли «избрать» Царя Господу Богу, ожидая проявления этого «избрания» в том, что о Своем Помазаннике Он вложит в сердца «всех человецех… едину мысль и утверждение»». (М.К. Дитерихс. «Убийство Царской Семьи и членов Дома Романовых на Урале». Владивосток, 1922. Генерал Дитерихс был последним правителем свободной от большевиков территории России, избранным Приамурским Земским Собором в 1922 г.)
Единодушным избранием на царство Михаила Феодоровича был завершен подвиг русских людей для спасения своей Родины, и в этом избрании они полностью проявили все лучшие стороны своего великого сердца.
УТВЕРЖЕННАЯ ГРАМОТА
об избрании на Московское Государство Михаила Феодоровича Романова (заключительная часть)
… Апреля в 14 день, на соборе митрополиты, и архиепискупы, и епискупы и весь освященный собор совет благосотвориша, глаголют бояром, и дворяном, и приказным и служилым людем, и гостем, и всем православным хрестьяном всего Московского государства: (…) И мы царские богомолцы, по данней нам благодати от святаго и от животворящего Духа, вас бояр, и весь царский синклит, и дворян, и приказных людей, и гостей и все христолюбивое воинство, благословляем со всем освященным собором на том: что вам великому государю нашему, Богом избранному и Богом возлюбленному, царю и великому князю Михаилу Федоровичю, всеа Русии самодержцу, и его благоверной царице и их царским детем, которых им, государем, вперед Бог даст, служити верою и правдою, а зла никоторыми делы на них, государей наших, не думати и не мыслити, и не изменити им, государем, ни в чем, на чем им, государем, души свои дали, у пречистые Богородицы чюдотворнаго Ея образа, и у целбоносных гробов великих чюдотворцов Петра и Олексея и Ионы животворящий крест целовали. – Бояре же, и дворяне и весь царский синглит, и приказные люди, и гости и все православные хрестьяне, велегласно вси, яко едиными усты, вопияху глаголюще: целовали есмя животворящий крест, и обет дали и ныне даем, Господу Богу, и пречистой Богородице, и небесным силам, и великим чюдотворцом Петру и Олексею и Ионе, и всем святым, и вас святителей и весь освященный вселенский собор во свидетелство представляем, что за великого государя, Богом почтеннаго, и Богом избраннаго и Богом возлюбленнаго, царя и великого князя Михаила Федоровича, всеа Русии самодержца, и за его благоверную царицу и великую княгиню, и за их царские дети, которых им, государем, вперед Бог даст, души свои и головы положити, и служити им, государем нашим, верою и правдою, всем душами своими и головами; и против их государевых недругов, (…) и против их государевых изменников (…) битися до смерти; и иного государя, мимо государя царя и великого князя Михаила Федоровича, всеа Русии самодержца, и их царских детей, которых им, великим государем, вперед Бог даст, из ыных государств, и из Московских иноземцов и родов, и Маринки с сыном, не искати и не хотети. А хто похочет, мимо государя царя и великого князя Михаила Федоровича, всеа Русии самодержца, и его детей, которых им, государем, вперед Бог даст, искать и хотети иного государя ис каких людей ни буди, или какое лихо похочет учинити, – и нам бояром, и окольничим, и дворяном, и приказным людем, и гостем, и детем боярским и всяким людем, на того изменника стояти всею землею за один. (…) Также нам, бояром, и приказным людем и дияком меж собою того смотрити накрепко, чтоб к государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю, всеа Русии самодержцу, в розрядных и в земских делех кручины не приносити никоторыми делы, никоторою хитростью, по прежней целовальной записи, на чем есмя государю своему царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии души свои дали и животворящий крест целовали, крепко держати и неподвижно.
Митрополиты же, и архиепискупы и епискупы со всем вселенским освященным собором, слыша от них сия, паки глаголют к ним: елма убо о сем толик обет пред Богом полагаете и обещаетеся, что вам таким к великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии единодушным быти, тем же подобает нам и грамоту утверженную написавше, утвердитися, и вся, яже глаголемая и действуемая в настоящее сие время, и наши скорби, и разоренье Московскому государству от Полского и от Неметцкого королей в ней написавше, нам государевым богомолцом руки свои приложите, и печати свои привесити, а вам царского величества бояром, и околничим, и князем, и воеводам, и дворяном, и всяким приказным людем, и гостем, и выборным людем, которые изо всех городов всего великого Росийскаго царствия приехали к Москве для государского обиранья, руки свои приложити на болшое утвержение и единомыслие: да будет вперед крепко и неподвижно и стоятелно во веки, как в сей утверженной грамоте написано и на чем по записи преже сего крест животворящий целовали. (…) Слышавше сия митрополиты, и архиепискупы, и епискупы приговор о утверженной грамоте всего освященнаго собора и государевых боляр, и весь царский сигклит и христолюбивое воинство, повеле писати сию утверженную грамоту, и да незабвенно будет писаное в ней в роды и роды и во веки. (…) А кто убо и не похощет послушати сего соборново уложения, его же Бог благоизволи, и начнет глаголати ина и молву в людех чинити, и таковый, аще от священных чину, и от бояр царских сигклит и воинственных, или ин хто от простых людей и в каком чину ни буди, по священным правилом святых апостол, и вселенских седми соборов святых отец и помесных, и по соборному уложению всего освящен-наго собора, чину своего извержен будет, и от церкви Божия отлучен и святых Христовых Тайн приобщения, яко расколник церкви Божия и всего православнаго хрестьянства мятежник, и разорител закону Божию, а по царским законом месть восприимет, и нашего смирения и всего освященнаго собора не буди на нем благословение отныне и до века; понеже не восхоте благословения и соборнаго уложения послушания, тем и удаоися от него и облечеся в клятву. Егда же написавше и совершихом сию утверженную грамоту, и святительскими рукама укрепльше и печатми своими утвердивше, (…) соборне изберут место и поведят вкупе, в нем же аще сохранно утвердивше положити сию утверженную грамоту, да будет твердо и неразрушимо в предьидущая лета в роды и роды и не прейдет ни едина черта, или ота едина от написанных в ней ничесоже. И тако вси вкупе совещавшеся, и твердым согласием святаго Духа положиша ю в хранила царские к докончалным и утверженным грамотам. (…)
А уложена бысть и написана сия утверженная грамота за руками и за печатми великого государя нашего царя и великого князя Михаила Федоровича, всеа Русии самодержца, в царствующем граде Москве, в первое лето царства его, а от создания мiру 7121-го, индикта 11-го, месяца майя…».
[Приведено по: «Утверженная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова». М., 1906. – Курсив наш, М.Н.]
Поделиться новостью в соцсетях
rusidea.org
14. Последствия смуты. Причины избрания на престол Михаила Романова. Царствование а.М. Романова.
Последствия Смуты:
Смоленск был утрачен на долгие десятилетия. Западная и часть восточной Карелии захвачены шведами. Потерян выход к Финскому заливу. После оставления шведами Новгорода в 1617 г. там осталось только несколько сотен жителей.
Глубокий хозяйственный упадок. Во многих уездах размер пашни сократился в 20 раз, число крестьян — в 4 раза.
Разорено сельское хозяйство, ремесла, угасла торговая жизнь.
Ослабление силы и влияния старого родовитого боярства. Значительно выросла роль дворянства и верхушки посада.
Причины избрания Михаила Романова на престол: не был хорошо образован, обладал тихим нравом, ему было всего 16, что дало основание боярам надеяться, что они смогут управлять им в своих интересах. В 1619 г., после освобождения из польского плена, патриарх Филарет фактически взял власть в свои руки.
Алексей Михайлович в юности находился под влиянием Бориса Морозова, который в 1646 г. ввел новую пошлину на соль, которая превышала рыночную цену соли почти в полтора раза. Это вызвало недовольство населения и Соляной бунт в 1648 г. Пошлина на соль была отменена.
1653-1655 гг. – церковная реформа патриарха Никона.
Церковный Собор 1666 г. осудил Никона и обрек на вечное заточение в монастырь, а также поддержал церковную реформу и предал проклятью всех ее противников.
1648-1654 гг. – реформа армии. Усилены и увеличены лучшие части «старого строя»: элитная московская поместная конница Государева полка, московские стрельцы и пушкари. Главным направлением реформы стало массовое создание полков нового строя: рейтарских, солдатских, драгунских и гусарского. Нанято много европейских военных специалистов.
В 1654 г. царь распорядился отчеканить медные рубли. Собрание налогов производилось серебром, а выплаты из казны – медью. Царь быстро пополнил казну серебром. Однако крестьяне отказывались продавать зерно, а купцы – товары за медь, следствием чего стал медный бунт. Медные монеты были изъяты из обращения.
В ходе русско-польской войны 1654-1667 гг. Россия вернула Смоленск.
15. Сущность и последствия петровских реформ: традиционализм и европеизация.
Причины петровских реформ:
– социально-экономическое, политическое и культурное отставание от Европы;
– ослабление международного положения России, угроза потери независимости.
Суть: реформы были направлены наевропеизациювнутренней жизни российского общества имодернизациюсоциально-экономического и государственного строя России.
Особенности преобразований в России:
– проводились по европейскому образцу;
– охватили все сферы жизни общества;
– отсутствие системы в проведении реформ;
– жесткий курс и быстрый темп;
– зависимость внутренней политики от внешней;
– проходили на базе государственной системы крепостного права.
Церковная реформа (1700–1721). Причины:
– возможность использовать богатые материальные и денежные ресурсы церкви;
– оппозиционность настроения части духовенства реформам Петра;
– патриарх всея Руси (1589 – введено патриаршество) был в глазах народа вторым государем, что не устраивало Петра.
Петр ограничил количество монархов, запретил переход из одного монастыря в другой. Было регламентировано штатное расписание. Доходы, получаемые от деятельности церкви, шли на государственные нужды. На церковь возложено устройство и содержание школ, богаделен.
1721 г. – Святейший Синод– Государственная духовная коллегия. 12 иерархов назначались царем.
Патриаршество ликвидировано. Церковь подчинена светской власти и обязана работать на интересы государства. Не было никаких изменений в основах вероучения.
Административные реформы.Исходные идеи преобразования:
– государство – творение человека, а не Бога;
– система управления страной может быть изменена и улучшена;
– государство может взять на себя часть прав общества во имя поддержания общественного порядка и безопасности (теория общественного договора).
Эти идеи европейских философов во многом определили активное влияние государства на все сферы жизни и деятельности общества.
Цельобластной реформы (1708-1710) – усиление центральной власти на местах.
Территория страны была разделена на 8 губерний во главе с губернатором, в руках которого находилась судебная, административная, финансовая и полицейская власть. Губернии делились на провинции (1719, воевода), те, в свою очередь, на уезды (земский комиссар).
Сведения о боярской думе обрываются в 1704 году, ее функции стала выполнять комиссия министров. В деятельности данного органа были уже видны элементы бюрократического управления (режим работы, ведение регламентированного делопроизводства).
1711 г. – Сенат(9 человека, назначаемые царем).
Функции:
– руководство расходами и сбором налогов;
– ведение торговли;
– управление финансами страны;
– разработка новых законов;
– контроль правосудия;
– руководство и надзор за работой всего госаппарата.
Итоги: был создан мощный бюрократический аппарат, сохранившийся до 1917 г. Государство модернизировалось, но не изменило своей деспотичной сущности, т.к. в руках царя была сосредоточена вся полнота власти. С того момента ее принято называть абсолютизмом.
1717–1721 гг. – приказы заменены коллегиями. Каждая занималась определенной отраслью. Три главные: военная, адмиралтейская, иностранных дел.
Одинаковые штаты, четкое разграничение обязанностей. Во главе коллегии – президент, его помощник – вице-президент, 4-5 советников и 4 коллежских асессора. Решения принимались коллективно.
1721–1722 гг. – создается контролирующий орган – прокуратура.
Кроме того, вводится фискальная система. Явный надзор государства становится тайным.
Социальная политика Петра.
1714 г. – указ о единонаследии. Все поместья, которые были розданы на правах владения, превращались в собственность (вотчины), т. о., разница между боярским и дворянским поместьем была ликвидирована.
Одновременно этот указ закрепил право собственности на крепостного крестьянина. К тому же, недвижимость наследовал только один из сыновей, остальные обязаны были служить.
1722 г. – «Табель о рангах» давала право недворянам становиться ими.
1719 г. – было разрешено искать полезные ископаемые и строить заводы по их переработке независимо от того, кому принадлежала земля.
1718–1724 гг. – перепись населения. Новая единица налогообложения – мужская душа. Подушная подать заменила большое количество различных сборов. Последствия: в финансовом смысле – увеличились доходы государства; в социальном – окончательно оформилось крепостное право. 1722 г. – новый разряд крестьян – государственные.
Холопы превращались в крепостных. Введена паспортная система (1724).
Результаты петровских преобразований:
– Окончательно оформилось самодержавие в имперской форме. Ликвидация последних следов сословного представительства.
– Россия вошла в сообщество европейских государств.
– Промышленность выросла в 7-10 раз. По металлу – на первом месте в мире.
– Крупнейшие в Европе армия, артиллерия, флот. Новая столица – СПб.
– Дипломатические отношения, торговые связи за границей изменили жизнь, быт и культуру страны.
– Развивалась наука. 1725 г. – РАН.
– Появляется печать. Развивается книгопечатание во всех отраслях знаний. Первые учебники.
– Изменен календарь. Теперь живем в одном времени с Европой.
– Появляется новый гражданский шрифт, развивается образование.
studfiles.net
Почему Михаила Романова избрали царем? | Культура
Естественно, что за 300 лет правления династии Романовых появилась масса «достоверных» обоснований всенародности избрания Михаила и его выдающейся роли в прекращении смуты на Руси. А как все происходило на самом деле? К сожалению, многие документальные свидетельства избрания Романова на царство были или уничтожены, или основательно подредактированы. Но, как говорится, «рукописи не горят», отдельные свидетельства сохранились, а кое-что можно прочитать и между строк официальных документов, например «Повести о Земском соборе 1613 года».
22 октября 1612 года ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского и казачьи отряды князя Дмитрия Трубецкого штурмом взяли Китай-город. Участь польского гарнизона и его приспешников была предрешена. Сначала из Кремля вышли русские бояре, ранее присягнувшие польскому королевичу Владиславу, которым Пожарский пообещал неприкосновенность. Среди них был и молодой Михаил Романов с матерью, сразу же уехавшие в свою вотчину под Костромой. Затем Кремль покинул и польский гарнизон, сложивший оружие.
Трудно понять, чем руководствовались Пожарский и Трубецкой, отказавшись от преследования бояр-предателей, но именно этим и были созданы предпосылки для развития всех последующих событий. В этот период вся власть была в руках триумвирата, состоящего из Пожарского, Трубецкого и Минина, но формальным главой государства стал прирожденный рюрикович князь Дмитрий Пожарский. Естественно, что его и прочили в новые русские цари. Но князь совершил непростительную ошибку — распустил ополчение, оставив в Москве только несколько отрядов. С этого момента главной военной силой в столице стали казачьи отряды князя Трубецкого. Расходиться им собственно было некуда, да и возможность основательно поживиться удерживала их в Москве.
Главной задачей в этот период стало избрание нового русского царя. В ноябре совещание всех московских сословий, проведенное триумвиратом, постановило созвать к 6 декабря в Москву на Земский Собор депутатов от всех сословий земли Русской, кроме боярских и монастырских крестьян. За дальностью расстояний депутаты продолжали прибывать до конца января, когда Собор уже активно работал. Всего собралось около 800 человек.
В работе Собора приняли участие и большинство бояр, ранее присягнувших Владиславу. Под их давлением были заблокированы кандидатуры Пожарского и Трубецкого. На Соборе сложились две основных группировки, одна поддерживала избрание царя из числа русских кандидатов, другая выступала за иностранца, выдвигая основным кандидатом шведского принца Карла Филиппа. Последнюю кандидатуру поддерживал и Пожарский. Возможно, он считал, что иностранец сможет быстрее прекратить смуту и сплотить общество, а может быть, вел какую-то сложную политическую игру.
В конце концов, Собор отверг кандидатуру иностранца и сосредоточился на обсуждении русских кандидатур, среди которых были князья, бояре и даже татарские царевичи. К согласию долго прийти не удавалось. Тогда и была выдвинута кандидатура Михаила Романова, активно поддержанная казаками, многие из которых ранее были сторонниками «Тушинского вора». Видимо, сыграло свою роль то, что казаки считали Романовых своими ставленниками, так как отец кандидата был возведен в патриархи в лагере Лжедмитрия второго.
Стремясь разрядить обстановку, приверженцы Пожарского предложили сделать с 7 февраля в работе Собора перерыв на две недели, чтобы обсудить возможных кандидатов с жителями Москвы и близлежащих регионов. Это была стратегическая ошибка, так как казаки и боярская группировка имели намного больше возможностей для организации агитации. Основная агитация развернулась за Михаила Романова, которого поддержали многие бояре, считавшие, что его будет легко держать под своим влиянием, так как он молод, неопытен, а главное, как и они, «замаран» в присяге Владиславу. Основным аргументом при агитации бояре выдвигали то, что в свое время царь Фёдор Иоаннович перед кончиной хотел передать царство своему родственнику Федору Романову (патриарху Филарету), который теперь томится в польском плену. А посему, трон надо отдать его единственному наследнику, каковым является Михаил Романов.
Определенное мнение в пользу Михаила создать удалось. Утром 21 февраля, когда были назначены выборы, в Кремле, говоря современным языком, митинговали казаки и простолюдины, требовавшие избрания Михаила. Видимо, «митинг» был умело срежиссирован, но впоследствии именно он стал одним из фактов обоснования всенародности выдвижения Романова на престол. Роль казаков в избрании нового царя не была секретом и для иностранцев. Поляки еще долго называли Михаила Романова «казачьим ставленником».
Кстати, имеются сведения, что в этот день в выборах не участвовали Пожарский и ряд его сторонников, которых заблокировали казаки в их домах. Кроме того, боярами были предъявлены Собору челобитные из нескольких городов о поддержке избрания Михаила. Чтобы усилить давление на Собор, казаки даже ворвались на его заседание, требуя избрать Романова. Как бы то ни было, выборы были проведены и Михаила Романова провозгласили русским царем. Законность самого голосования никогда сомнению не подвергалась. Ну, а то, что оно проводилось при мощном использовании административного ресурса и давлении на избирателей, так это вечная «традиция» в России. Любопытно, что В. О. Ключевский позднее очень точно заметил по поводу выборов: «Хотели выбрать не способнейшего, а удобнейшего».
Во все концы страны были отправлены грамоты, извещавшие об избрании царем Михаила Романова. Любопытно, что среди подписавших их нет ни Пожарского, ни Трубецкого. К Михаилу Романову отправили специальное посольство. Собственно, Романова еще предстояло найти, так как точных сведений о месте его пребывания Собор не имел, поэтому посольству было предписано отправляться в «Ярославль или где он, государь, будет».
Михаил с матерью сначала находился в родовой вотчине под Костромой, где, согласно легенде, стараниями Ивана Сусанина произошло его чудесное спасение от поляков, а затем в Ипатьевском монастыре. Посольство добралось в Кострому к вечеру 13 марта. На следующий день во главе крестного хода оно отправилось просить Михаила принять царство. В реальности просить пришлось не его самого, а мать, инокиню Марфу, которая потом еще несколько лет (до возвращения из Польши Филарета) принимала решения за сына. Сохранилось донесение посольства в Москву о том, как убеждали Михаила принять царство и с какими сомнениями он это решение принял.
14 марта 1613 года у России появился законно избранный царь. Дальнейшие события показали, что выбор оказался не худшим. И даже хорошо, что долгие годы Михаил был только номинальным правителем, а реальная власть была в руках людей с большим жизненным опытом — сначала его матери, а затем отца, патриарха Филарета, который по возвращении из плена был официально провозглашен соправителем царя.
Постепенное преодоление последствий Смутного времени, женитьба Михаила и рождение наследника престола создавали в стране убеждение, что новая династия — это надолго. Так и произошло, династия Романовых царствовала более 300 лет.
shkolazhizni.ru
1613, 21 февраля Избрание на царство Михаила Романова
1613, 21 февраля Избрание на царство Михаила Романова
Земский собор, созванный в январе 1613 г. (на нем были представители от 50 городов и духовенство) сразу же постановил: иноверца на престол не выбирать. На трон претендовало много достойных людей. Однако из всех выбрали 16-летнего Михаила Федоровича Романова, которого в тот момент даже не было в Москве. Зато за него особенно рьяно и даже агрессивно ратовали бывшие тушинцы и казаки. Последних участники Земского собора побаивались – все знали неуемную силу казачьей вольницы. Другой кандидат в цари, один из руководителей ополчения князь Д. Т. Трубецкой, старался понравиться казакам, добиться их поддержки. Он устраивал для них обильные пиры, но ничего, кроме насмешек, в ответ от них не получил. Казаки, дерзко ходившие вооруженными толпами по Москве, смотрели на Михаила Романова как на сына близкого им «тушинского патриарха» Филарета и полагали, что он будет послушен их вожакам. Впрочем, Михаил подходил и многим другим людям – русское общество жаждало покоя, определенности и милосердия. Все помнили, что Михаил происходил из рода почитаемой за доброту первой жены Ивана Грозного Анастасии-«голубицы».
Решение об избрании Михаила земцы приняли 7 февраля, а 21 февраля 1613 г., после торжественного шествия по Кремлю и молебна в Успенском соборе, состоялось официальное избрание Михаила на царство. Собор снарядил депутацию в Кострому к Михаилу. Посланные от имени всей земли звали юношу на царство.
К моменту прибытия депутации в Кострому Михаил с матерью, инокиней Марфой, жил в Ипатьевском монастыре. Здесь 14 апреля 1613 г. и произошла встреча московской делегации с Марфой и Михаилом. Мать царя долго не соглашалась отпускать сына на царство. Марфу можно понять: страна находилась в ужасном положении, и мать, зная судьбу предшественников Михаила, беспокоилась о будущем несмышленого 16-летнего сына. Но депутация так горячо умоляла Марфу Ивановну, что она наконец дала свое согласие, и 2 мая 1613 г. Михаил Федорович въехал в Москву, all июля венчался на царство.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Совет всея земли. Избрание на престол Михаила Романова.
По мнению историков – исследователей дореволюционной России, эпизод «смутного времени» в России, начался с восхождения на царский престол Бориса Годунова. Концом этого неспокойного периода в истории России, стали выборы Земским собором на царствование М.Ф. Романова.
Будущий царь земли русской, появился на свет 12.07.1596. Его родители: Филарет (Фёдор Романов) патриарх церкви и всея Руси, кузен царя Фёдора Иоанновича, и инокиня Марфа (дворянка Ксения Ивановна Шестова). Избран был Михаил 21.02.1613, воссел же на престол 14 марта.
В октябре 1612 года лидеры народного ополчения Минин с Пожарским вытеснили польское войско из Москвы. Освобождение столицы послужило созданию предпосылок для избрания нового царя.
Уже в ноябре после взятия Москвы, не долгосрочный аппарат власти (Совет всея земли) отправляет по стране грамоты для Земского собора с просьбой о приезде. Необходимо было восстановить институты власти и вернуть земли, находящиеся под оккупацией шведов и поляков.
«Призывные грамоты», разосланные по стране, регламентировали воеводам и дьяконам, сформировать Земский собор из разных слоёв населения. Указания были получены в 58 городах. Земский собор 1613, по меркам исследователей, имел огромные масштабы для такого мероприятия и насчитывал свыше 800 человек.
Земскому собору было поручено организовать выборы и выдвинуть кандидатов на престол. Официально было представлено три кандидата на престол. Первым кандидатом был польский королевич Владислав IV. Ему предложили принять православие и стать легитимным правителем всея Руси, но он отказался поменять вероисповедание. Впоследствии этого, его армия была выбита с русской земли. Второй кандидат был принц из Швеции Карл Филипп герцог Сёдерманландский, сын короля Карла IX. Его армию постигла та же участь, что и Владислава. Третьим претендентом на царский престол был Михаил Фёдорович.
На Земской собор в Москву, в конце 1612 года, приехали избиратели царя различных социальных групп и сословий. Среди них были представители церкви, боярской думы, члены дворянских родов и общин. Также впервые на Земской собор были приглашены лица низших социальных слоёв: свободные крестьяне и донские казаки. Позиции же холопов и невольных представляли их владетели и собственники.
Открылось выборное заседание в январе 1613 года. Открылось вне зависимости от того, что некоторые избиратели из волжских и северных уездов ещё не приехали. Избрание царя проходило очень напряжённо. Это было связано с тем, что в избрании принимали участие представители шведской и польской знати, а также представители интервентов и самозванцев.
Как и во время избрания на царствование Годунова в 1598 году, совет всея земли занялся изучением общественного мнения. Было проведено опрашивание служилых и тяглых людей Москвы. Совет ознакомился с историческими документами. Также велись переговоры с соперниками будущего царя. Другими словами, были засвидетельствованы яркая политическая борьба и не безразличие участников в будущем страны.
Характерными для такого события были, обязательный трёхдневный пост и моления. Перед избранием царя вопрос религии являлся непреложным. Совет всея земли заранее договорился иностранцев во главу Государства Российского не ставить, и в выборах им участвовать, запретить. Но такое решение совета, не сильно упростило избирательный процесс. Так или иначе, оставалось ещё около 10 российских претендентов. В их среде были дети древнейших династий и родов, связанных прямо или косвенно с династией Рюриковичей, таких как: Гедиминовичи, Мстиславские, Трубецкие, Голицыны и другие. Также одним из претендентов на престол был лидер народного восстания Дмитрий Пожарский.
Такая высокая конкурентность на царский престол и навела совет на самую непредвзятую кандидатуру М.Ф. Романова. Хоть Романов и не имел прямого родства с династией Рюриковичей, он был с ней связан косвенно. Бабушка Михаила Фёдоровича, Анастасия являлась женой Ивана IV. Ничуть не смущает тот факт, что донское казачество, в составе совета, сыграло решающую роль в избрании царя. Именно один из казаков выкрикнул имя Миши Романова. За поддержку в избрании и моральную помощь, казаки после смуты получили не малые государственные привилегии. Как вооружённое народное объединение казачество развивается и до сих пор. С донским казачеством после смуты приходилось считаться.
Смутное время привило русскому народу осторожность. Только поэтому после избрания Михаила, оглашение его царём отложили на несколько недель. 21.02.1613, после отложенных недель, в Ипатьевский собор, место где жил будущий царь со своей матерью Марфой инокиней, прибыло посольство с архиепископом Феодоритом, келарем Авраамием Палицыным и боярином Шереметьевым.
Таким образом, совет всея земли осуществил грандиозное событие в жизни страны и в истории Государства Российского.
www.istmira.com