Исследование венеры с помощью космических аппаратов – Исследования Венеры космическими аппаратами. Космическая программа «Венера»

Исследование Венеры космическими аппаратами

Так, в представлении художника, выглядит Венера

Венера может выглядеть как двойник Земли, с точки зрения размера и массы, но ее температура и атмосфера делают ее очень отличной от Земли.

Температура может достигать почти 500 °C, а атмосферное давление почти в 100 раз больше чем на Земле. Исследование Венеры, это весьма сложный процесс.

КА BepiColombo

Венера была известна человечеству, как только мы впервые подняли свой взор в небо, это самый яркий объект на ночном небе после Солнца и Луны, так что ее довольно трудно не заметить. Но плодотворное изучение началась с изобретения телескопа.

Галилей был первым кто в 1610 году обнаружил, что планета проходит через фазы, как Луна.

Это потому, что Венера находится ближе к Солнцу, чем Земля. Это дало больше доказательств того, что Солнечная система вращается вокруг Солнца, а не Земли.

Но даже большие и самые лучше телескопы, не смогли проникнуть в густые облака «утренней звезды».

Начало изучения

Исследование Венеры космическими аппаратами началось приблизившимся к ней зондом NASA Маринер-2, который пролетел мимо нее в 1962 году. За ним последовал космический корабль Советского Союза – “Венера”, в том числе несколько кораблей приземлились на поверхность и проработали до нескольких часов при чудовищной температуре.

Космический корабль НАСА Магеллан был оснащен радаром, инструментом который смог проникнуть сквозь атмосферу и показать нам ее местность.

Магеллан показал, что поверхность имеет следы вулканизма, и кратеры, но отсутствует тектоника плит. Это способствует появлению ее парникового эффекта.

Космические аппараты исследовавшие планету с поверхности

Первый космический корабль, который вошел в ее атмосферу был Венера-3, он совершил аварийную посадку 1 марта 1966 года. Венера-3 был полностью разрушен в верхних слоях атмосферы, так как не был предназначен для работы в столь жестких условиях.

Следующий космический корабль Венера-4, вошел в атмосферу 18 октября 1967 года.

Венера-4 был в состоянии провести несколько научных экспериментов. Но ученые не знали, что атмосфера  была настолько толстой, и поэтому батарея космического аппарата разрядилась на высоте около 25 км над поверхностью. Но эта неудача помогла спланировать следующие миссии.

Венера-7 мог выдержать давление в 180 раз больше Земного, и использовал специальный парашют. Считается, что парашют частично не открылся, и поэтому он проработал на поверхности мало. Венера-7 передавал данные на Землю в течение примерно 20 минут.

Венера-8 выжил в течение 50 минут на поверхности, и также отправил данные обратно на Землю.

Снимки космических аппаратов Венера-9 вверху и Венера-10 внизу

Но первые фотографии поверхности, были сделаны Венера-9 и 10.

Венера-9 совершил посадку на поверхность , 22 октября 1975 года, и проработал  в течение 53 минут. Он отправил обратно первые изображения, когда-либо полученные с поверхности.

Венера-10 приземлился 25 октября и проработал в течение 65 минут.

Но наиболее успешной посадкой, на столь негостеприимную планету, могут похвастаться Венера-13 и 14, которые приземлились 1 и 5 марта 1982 года. Оба зонда выжили в течение часа, и передали первые цветные изображения поверхности.

Ситуация с исследованиями сегодня

Самый последний корабль, направленный к планете, это зонд Европейского космического агентства «Венера Экспресс». Он прибыл к планете в 2006 году, и закончил свою миссию в 2015 году, сгорев в плотных слоях атмосферы.


comments powered by HyperComments

Понравилась запись? Расскажи о ней друзьям!

Просмотров записи: 3692

spacegid.com

Исследование планеты Венера космическими аппаратами

Тридцать лет назад, 11 июня 1985 года автоматическая межпланетная станция «Вега-1» достигла окрестностей планеты Венера. Подробно об исследовании ближайшей к Земле планеты космическими аппаратами читайте в справке РИА Новости.

Венера — ближайшая к Земле планета Солнечной системы. Она известна людям с глубокой древности. Однако поверхность Венеры постоянно скрыта плотной атмосферой и облачным слоем, окутывающим планету, что мешает ее изучению. К концу 1950-х годов стало ясно, что наземные методы исследования Венеры не могут дать существенно новой информации.

До начала космических исследований этой планеты ученые надеялись найти на ней природные условия, очень близкие к земным, или, точнее говоря, к тем, которые Земля проходила в процессе своей эволюции.

Космические исследования Венеры начались в 1961 году с полета советской автоматической межпланетной станции «Венера-1», пролетевшей в 100 тысячах километрах от планеты. После этого были полеты еще нескольких «Венер» и американских «Маринеров» (Mariner). В 1970 году космический аппарат (КА) «Венера-7» впервые совершил на планету мягкую посадку, а в 1975 году с КА «Венера-9» и «Венера-10» были получены панорамные изображения поверхности Венеры.

В 1978 году на планету совершили посадку спускаемые аппараты «Венера-11» и «Венера-12», изучившие в том числе и электрическую активность атмосферы Венеры. В том же году был запущен американский проект «Пионер–Венера» (Pioneer-Venus), результатом которого стала топографическая карта, созданная на основе радарной съемки.

В 1982 году «Венера- 13» и «Венера-14» передали первые цветные снимки поверхности планеты. Были также впервые получены данные об элементном составе поверхностных пород. КА «Венера-15» и «Венера-16», запущенные в 1983 году, с помощью радиолокации картографировали с орбиты северное полушарие планеты, что позволило оценить структуру (морфологию) поверхности.

КА «Венера-9, —10, —11, —12, —13, —14» внесли значительный вклад в исследование Венеры. Они передали на Землю панорамы поверхности планеты, результаты химического анализа атмосферы и грунта, измерения температуры и давления в процессе спуска в атмосфере, скорости ветра на поверхности.

Дальнейшим продолжением программы «Венера» в СССР стал международный проект «Вега» по исследованию Венеры (зондами в атмосфере), а также кометы Галлея.

По программе «Вега» в создании научных приборов и обслуживающих их систем вместе с советскими специалистами принимали участие представители Австрии, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Франции, ФРГ и Чехословакии. В проекте участвовали Европейское космическое агентство, Япония, США.

В рамках программы были созданы две идентичные станции – «Вега-1» и «Вега-2». Каждая из них состояла из пролётного модуля и спускаемого аппарата, который в свою очередь подразделялся на посадочный модуль и аэростатный атмосферный зонд. Аэростат, вес которого вместе с системой наполнения не превышал 110 килограмм, был разработан в Научно-производственного объединения имени С.А. Лавочкина.

Аэростатный атмосферный зонд состоял из оболочки аэростата диаметром 3,4 метра и подвешенной на капроновом фале длиной 12 метров гондолы, состоящей из метеокомплекта, радиосистемы и блока питания, установленных на несущей конструкции. Общая масса гондолы — 6,7 килограмм.

Посадочный модуль во многом повторял посадочные аппараты межпланетных станций «Венера 9-14», но в связи с тем, что по баллистическим условиям посадка совершалась на ночной стороне Венеры, с него были сняты телефотометры, а также плотномер. Грунтозаборные устройства и аппаратуру «Арахис» для определения содержания в грунте породообразующих элементов оставили. Кроме того, из-за установки новых научных приборов и для предотвращения колебаний посадочного аппарата в набегающем потоке при спуске на аэродинамическом щитке между ним и посадочной опорой был установлен конический экран — стабилизирующий конус.

15 декабря 1984 года с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Протон-К», которая вывела на траекторию полета к Венере автоматическую межпланетную станцию «Вега-1». Впервые в СССР запуск межпланетной станции был показан по телевидению, и впервые о нем было известно заранее. Следующая станция «Вега-2» была отправлена в полет 21 декабря 1984 года.

Перелет от Земли до Венеры обеих станций «Вега» практически полностью повторял баллистику станций «Венера 11» – «Венера-14».

Единственным отличием являлся пролет не над дневной, а над ночной стороной планеты. Ночная сторона Венеры была выбрана по причине более стабильного температурного режима в атмосфере.

На трассе перелета проводились научные исследования, включающие в себя изучение межпланетных магнитных полей, солнечных и космических лучей, рентгеновского излучения в космосе, распределение компонент нейтрального газа, а также регистрацию пылевых частиц.

Продолжительность перелета от Земли к Венере составила для станции «Вега-1» 178 суток, а для «Веги-2» — 176 суток.

За двое суток до подлета от автоматической станции «Вега-1» был отделен спускаемый аппарат, при этом сам космический аппарат ушел на пролетную траекторию.

11 июня 1985 года спускаемый аппарат станции «Вега-1» вошел в атмосферу Венеры на ночной стороне. После отделения от него верхней полусферы, в которой в сложенном состоянии находился аэростатный зонд, каждая часть совершала автономный спуск. Через несколько минут началось наполнение аэростата гелием, по мере прогрева гелия зонд всплыл на расчетную высоту (53-55 километров), начался дрейф.

В это же время посадочный аппарат также совершал спуск на парашюте и одновременно передавал научную информацию на космический аппарат «Вега-1» с последующей ретрансляцией информации на Землю. Через 10 минут после входа в атмосферу на высоте 46 километров произошел сброс тормозного парашюта, после чего спуск проходил уже на аэродинамическом тормозном щитке.

На высоте 17 километров сработал сигнализатор посадки (возможно, из-за внезапного сильного вихревого потока). Из-за этого запустилась циклограмма работы приборов на поверхности планеты, в том числе грунтозаборного устройства (ГЗУ). Бур начал сверлить атмосферу, а не грунт Венеры. После 63 минут спуска аппарат плавно опустился на поверхность, на равнину Русалки в северном полушарии. Кроме ГЗУ, другие научные приборы зонда передали ценную информацию. Продолжительность приема информации со спускаемого аппарата «Веги-1» после посадки составила около 20 минут. Аэростатный зонд проработал в атмосфере 46 часов. За это время под действием ветра он продрейфовал вдоль экватора примерно 11,5 тысячи километров со средней скоростью 69 метров в секунду.

Полет зонда начался из полуночного района, а закончил он свою работу на дневной стороне. Гондола измеряла температуру атмосферы, давление, вертикальные порывы ветра, а также среднюю освещенность. В связи с отсутствием спутника-ретранслятора (пролетный аппарат для этого не годился) передача информации с зонда шла непосредственно на Землю. Для обеспечения приема научной информации от венерианского аэростата были созданы две сети радиотелескопов: советская, координируемая Институтом космических исследований Академии наук СССР (ИКИ АН СССР), и международная, координируемая французским Национальным центром космических исследований (CNES).

У межпланетной станции «Вега-2» 13 июня 1985 года произошло разделение спускаемого и пролетного аппаратов, с уводом последнего с помощью собственной двигательной установки на пролетную траекторию. 15 июня 1985 года прошли операции по входу ее спускаемого аппарата в атмосферу Венеры и приему информации с него. Посадка спускаемого аппарата произошла без сбоев. В результате, грунтозаборное устройство отработало штатно, что позволило провести анализ грунта в месте посадки, в предгорьях Земли Афродиты в южном полушарии, примерно в 1600 километрах от места посадки спускаемого аппарата «Веги-1».

Второй аэростатный зонд дрейфовал на высоте 54 километра и за 46 часов преодолел путь в 11 тысяч километров.

Пролетные аппараты обеих станций продолжили полет к комете Галлея. «Вега-1» встретилась с ней 6 марта 1986 года, а «Вега-2» – 9 марта. В результате их исследования кометы Галлея были получены уникальные научные результаты, в том числе около 1500 снимков.

Это были последние отечественные космические миссии к Венере.

В 1989 году США запустили к Венере автоматическую межпланетную станцию «Магеллан» (Magellan), которая в течение нескольких лет провела глобальное картографирование планеты.

Позже межпланетные станции «Галилео» (Galileo), Cassini («Кассини») и Messenger («Мессенджер») прошли мимо Венеры по дороге к своим целям (соответственно, Юпитеру, Сатурну и Меркурию) и передали на Землю немало ценных сведений.

9 ноября 2005 года ракетой-носителем «Союз-ФГ» с космодрома Байконур был запущен европейский корабль «Венера-Экспресс» (Venus Express), предназначенный для изучения поверхности Венеры и ее атмосферы. В апреле 2006 года аппарат встал на орбиту планеты и проработал до декабря 2014 года, передав на Землю тысячи уникальных снимков и множество интереснейшей информации о Венере. Станция впервые сделала изображение южного полюса планеты.

В 2010 году для изучения атмосферы Венеры к ней был направлен японский космический аппарат «Акацуки» (Akatsuki), но ему не удалось выйти на орбиту вокруг планеты. Очередная попытка вывести его на эту орбиту будет предпринята в 2016 году, когда «Акацуки» снова приблизится к Венере.

Запуск российского зонда для исследования Венеры — аппарата «Венера-Д», был включен в Федеральную космическую программу на 2006-2015 годы. В 2009 году срок запуска сдвинулся на 2018 год. В настоящее время он планируется не ранее 2024 года.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

Исследования Венеры космическими аппаратами. Космическая программа «Венера»

Безусловно, 60-80-е годы прошлого века были десятилетиями рассвета космонавтики. Запускалось огромное количество кораблей, каждый из которых имел определенную цель, позволял узнать немного больше о других планетах, звездах, самом космосе. И чуть ли не самым интересным объектом для ученых оказалась Венера. Расскажем о ней и о ее исследовании.

Кто открыл Венеру?

Как утверждают некоторые специалисты, древние майя открыли эту планету еще в седьмом веке до нашей эры.

Сделать это было несложно – она является самым ярким объектом в ночном небе, если не считать Луну.

Но точно известно, что из европейских ученых впервые этой планетой всерьез заинтересовался Галилео Галилей. С него и началась история исследования Венеры. Он обнаружил планету в 1610 году, используя специально сконструированный телескоп. Благодаря полученным знаниям астроном убедился в правильности своей теории о том, что все планеты вращаются вокруг Солнца, а не Земли, то есть получила доказательства гелиоцентрическая модель мира.

Значительно позже, в 1761 году, М. В. Ломоносову, которого также интересовало исследование Венеры, удалось сделать важное открытие – на ней присутствует атмосфера.

Особенности планеты

Начнем с того, что именно эта планета является одной из самых ближних к нам. Ведь расстояние от Земли до Венеры в некоторые моменты составляет всего 38 миллионов километров – по астрономическим меркам, совсем рядом. Правда, в другое время эта цифра увеличивается до 261 миллиона.

Оборот вокруг Солнца она совершает за 225 земных суток, так что год там значительно короче, чем у нас. Что удивительно, вокруг своей оси планета оборачивается за целых 243 дня. Таким образом, сутки там длятся почти на 20 суток дольше, чем год.

К тому же, составляя описание Венеры, нельзя не сказать, что она является единственной планетой Солнечной системы, которая вращается не по часовой стрелке, как остальные, а против.

Сложность изучения

На протяжении многих лет исследование Венеры затруднялось примитивностью оборудования. Все-таки телескопы, какими пользовались астрономы 100-200 лет назад, оставляли желать лучшего. Получить с их помощью новую важную информацию было непросто, ведь большую часть времени расстояние от Земли до Венеры составляет свыше 100 миллионов километров.

Но в ХХ веке на помощь пришли космические аппараты, которые должны были помочь в изучении. Увы, орбитальная съемка мало помогла в сборе данных о планете. Очень плотная пелена облаков практически полностью скрывает поверхность Венеры.

Поэтому было принято решение приземлить аппарат. Им стала «Венера-4», запущенная в 1967 году. Добравшись до пункта назначения почти через три месяца, аппарат был просто раздавлен огромным давлением. Оно в 90 раз превышало земное. До этого эксперимента никаких данных о столь значительной разнице с земным давлением не было известно.

Высокая плотность атмосферы также доставляет исследователям немало трудностей – оборудование в ней работает недолго, а при экстремальном снижении очень быстро сгорает.

Отдельно стоит сказать, что на планете нередки кислотные дожди, легко повреждающие хрупкую технику.

Наконец, днем температура на поверхности повышается до 500 градусов, что дополнительно усложняет работу аппаратов, заставляя конструировать сверхпрочное оборудование, способное выдержать самые неблагоприятные условия работы.

Успешные запуски космических аппаратов

Настоящее исследование Венеры началось в 1961 году, когда к ней был отправлен первый искусственный объект. Его разработали советские ученые (которые и внесли наибольший вклад в изучение нашей негостеприимной соседки) и отправили в 1961 году. Увы, из-за потери связи летательный аппарат не выполнил своей задачи.

Несколько последующих проектов, как русских, так и американских, прошли более успешно – техника не снижалась, а собирала информацию на приличном расстоянии. Наконец, в 1967 году была запущена «Венера-4», о печальной судьбе которой мы уже рассказывали. Впрочем, эта неудача также позволила извлечь урок.

Задачами аппаратов «Венера-5» и «Венера-6» были спуск в атмосферу и сбор данных о ее составе, с чем техника прекрасно справилась. А вот при разработке следующего проекта – «Венеры-7» – инженеры учли все свои недоработки. В результате оборудование получило огромный запас прочности – оно могло работать при давлении, в 180 раз превышающем земное. В 1970 году аппарат успешно приземлился на поверхность Венеры (впервые в истории человечества!), собрал и передал важные данные. Правда, работал он всего 20 минут – по каким-то причинам парашют раскрылся не до конца, из-за чего посадка прошла не так мягко, как должна была.

Запущенный через два года аппарат «Венера-8» справился со своей задачей идеально – мягко приземлившись, он собрал пробы грунта и передал важную информацию на Землю.

Долгожданные снимки

Главным достижением проекта «Венера-9», запущенного в 1975 году, стали первые черно-белые фотографии поверхности. Наконец-то человечество узнало, как выглядит «соседка» под густым слоем облаков.

«Венера-10», старт которой состоялся всего через неделю после предыдущего проекта, выполнила двойную функцию – сыграла роль искусственного спутника планеты, а также мягко приземлила модуль, также сделавший несколько бесценных снимков.

Аппараты «Венера-13» и «Венера-14», запущенные в июне 1981 года, также прекрасно справились с миссией. Долетев до места назначения, они передали первые цветные панорамные изображения и даже записали звук с поверхности другой планеты. На сегодняшний день это единственные аудиоданные с Венеры, имеющиеся в коллекции человечества.

Увы, после распада СССР исследования Венеры космическими аппаратами практически прекратились. За последние 20 лет были успешно завершены всего четыре проекта – США, Европой и Японией. Никаких данных, интересных обывателям, они не предоставили.

Заключение

Как видите, исследования Венеры хоть и позволили собрать немало ценных данных об этой планете, все-таки оставляют множество вопросов. Возможно, в будущем человечество возродит в себе интерес к ближнему и глубокому космосу и сумеет найти ответы на них. Пока же приходится довольствоваться той информацией, которая была собрана могущественной державой почти полвека назад.

fb.ru

миссии с фото и знаменательные даты

Солнечная система > Планета Венера > Исследование Венеры

Планета Венера | Фотографии

Изучите научные исследования Венеры – второй планеты Солнечной системы: запуск космических аппаратов, наблюдения в телескопы Земли с фото и древние описания.

Пока все наши усилия сосредоточены на Марсе. Но не стоит забывать, что совсем неподалеку находится наша адски горячая соседка Венера. Она крупнее и ближе. Конечно, ее температурные показатели уничтожат вас за секунду, но это интересный объект для исследования.

Исследование планеты Венера

Более того, многие аппараты погибли смертью храбрых, чтобы доставить вам не только информацию о поверхности, но и удивительные снимки. Это великолепная работа советских ученых, которая только подогревала в нас интерес.

Изображение поверхности от аппарата Венера-10, сделанное в 1975 году

Давайте внимательно рассмотрим советскую миссию Венера, благодаря которой впервые удалось разглядеть поверхностные особенности планеты.

Космическая гонка между СССР и США привела к тому, что обе страны работали на полную мощность и пытались опередить друг друга по достижениям и скорости. СССР удалось первыми вывести на орбиту спутник, человека, лунный аппарат. Америка ответила человеком на Луне, пролетом над Марсом и Венерой.

Но больше всего советские ученые мечтали коснуться поверхности Венеры. Однако им пришлось столкнуться с проблемой – нагрев в 462°C. К тому же атмосферное давление превышает земное в 90 раз. Это как погружаться в глубокий океан. Да и не будем забывать о дождях из серной кислоты. Неудивительно, что были неудачные попытки.

Космический корабль Венера-1

Первая попытка прошлась на 1961 год. Но аппарату даже не удалось вырваться из земной орбиты. Далее был запуск в 1965 году, но механизм сбился с траектории. Третья попытка в том же году закончилась потерей связи и крушением об поверхность.

В 1967 году появилась Венера-4. Советские ученые мало знали об атмосферном давлении, поэтому аппарат спускался слишком медленно.

Космический корабль Венера-4. Аппарат прибыл 18 октября 1967 года и вошел в атмосферу. Но он просто не выдержал высокого нагрева, и связь оборвалась

В 1969 году – Венера-5. Он также не выжил при проходе через атмосферный слой, но успел доставить важные данные на земной пункт приема. Также закончилась история с 6-й попыткой. Венера-7 в 1970-м году разбилась о поверхность, но механизму удавалось функционировать еще 23 минуты. Это помогло зафиксировать данные температуры и давления.

Ученые учли эти провалы и Венере-8 в 1972 году удалось проработать на поверхности 50 минут. Однако на механизме не было камер.

Космический корабль Венера-9

Чтобы рассчитывать на успех, исследователи решили создать совершенно новые модели. Им важно было не только удачно сесть на поверхность, но и обеспечить максимально длительную выживаемость.

В 1975 году прибыл Венера-9. Она выжила при спуске и села на поверхность. Внутри находилась охлажденная циркулирующая жидкость, которая должна была поддерживать функциональность электроники. Время жизни – 53 минуты. Удалось вычислить кислотные облака, бром и прочие токсичные химикаты. Земляне впервые получили нечеткие снимки окружающей среды.

Снимки от Венера-9

Венера-10 продержалась 65 минут, делая поверхностные снимки на единственную камеру. К сожалению, заслонка на второй просто не открылась. В кадры попали лавовые породы.

В 1975 году целых 95 минут выживала Венера-11. Впервые с ее помощью зафиксировали формирование молнии в чужом мире. На борту была цветная камера, но ее крышка опять не открылась, поэтому снимки были черно-белыми.

110 минут продержалась Венера-12. Ученые получили сведения о химическом составе атмосферы. Что-то СССР не везло с заслонками для объективов, потому что в этот раз не открылись обе.

Рекордные 127 минут отведены для Венеры-13. На этот раз при полете в 1981 году удалось не только применить две камеры, но и запечатлеть окружающие породы. А «руки» робота проверили почву на прочность.

Поверхность Венеры, запечатленная аппаратом Венера-13

Венера-14 была точной копией предыдущего аппарата и отправилась через 5 дней. Ее удалось продержаться 57 минут. Она должна была провести анализ почвы, но один из колпачков разбился. Зато мы получили цветные фотографии.

На этом эпоха советских миссий по Венере подошла к концу. Больше никакие аппараты не приземлялись на поверхность. Нет никакого смысла разбивать механизмы и тратить время на самоубийство. Поэтому нужна новая устойчивая техника, которая сможет провести на поверхности недели и месяцы.

Придется хорошенько подумать над оборудованием, потому что компьютеры не выдерживают высоких температур. Сейчас инженеры НАСА работают над новыми электронными схемами.

Первым моделям удалось продержаться в подобных условиях 521 часов без сбоев. Ученые уверены, что смогут разработать роверы с более длительным периодом функциональности. Если это получится, то мы откроем новую страничку в космических исследованиях и покорим еще одну планету.

Космические аппараты, исследовавшие Венеру

Знаменательные даты:

  • 650 г. до н.э. – народ майя детально описывает Венеру, а потом на ее основе создает свой высокоточный календарь;
  • 1610 г. – Галилео Галилей фиксирует фазы Венеры;
  • 1639 г. – В Англии наблюдают за первым предсказанным транзитом Венеры;
  • 1761-1769 гг. – Две европейские научные команды отслеживают крест планеты перед Солнцем. Это впервые помогает получить точные данные об удаленности от звезды;
  • 1961 г. – Ученые отправляют и получают обратно отраженный радарный сигнал, что помогает вычислить точнее нашу отдаленность от Солнца;
  • 1962 г. – Маринер-2 НАСА добирается к планете и демонстрирует высокие температурные показатели поверхности;
  • 1970 г. – Венера-7 от СССР передает 23 минуты данных с поверхности планеты. Это первое успешное приземление на Венеру;
  • 1990-1994 гг. – Магеллан НАСА устанавливается на орбитальном пути и при помощи радара сканирует 98% поверхности Венеры;
  • 2005 г. – ЕКА отправляет Венера-Экспресс для исследования атмосферного и поверхностного слоев. Прибыл в апреле 2006 года и проводил изучение до 2014-го;
  • 2015 г. – Японский орбитальный аппарат Акацуки прибывает к планете после старта в 2010-м;

v-kosmose.com

Исследование планеты Венера космическими аппаратами

22 октября 1975 года спускаемый аппарат советской космической станции Венера-9 совершил посадку на поверхности Венеры.

Венера — ближайшая к Земле планета Солнечной системы. Она известна людям с глубокой древности. Однако поверхность Венеры постоянно скрыта плотной атмосферой и облачным слоем, окутывающим планету, что мешает ее изучению. К концу 1950-х годов стало ясно, что наземные методы исследования Венеры не могут дать существенно новой информации.

До начала космических исследований этой планеты ученые надеялись найти на ней природные условия, очень близкие к земным, или, точнее говоря, к тем, которые Земля проходила в процессе своей эволюции.

Космические исследования Венеры начались в 1961 году с полета советской автоматической межпланетной станции «Венера-1», пролетевшей в 100 тысячах километрах от планеты. После этого были полеты еще нескольких «Венер» и американских «Маринеров» (Mariner). В 1970 году космический аппарат (КА) «Венера-7» впервые совершил на планету мягкую посадку.

В 1972 году КА «Венера-8» также совершил мягкую посадку на поверхность планеты, причем впервые на дневной стороне. От него впервые стали известны данные по характеру поверхностных пород, об освещенности: оказалось, что даже на дневной стороне планеты царят сумерки из-за рассеяния солнечного света в облаках и плотной атмосферы.

В 1975 году стартовали два аппарата следующего поколения — «Венера-9» и «Венера-10». Каждая станция состояла из орбитального модуля и спускаемого аппарата, которые несли расширенный по сравнению с предыдущими миссиями комплекс научных приборов.

Автоматическая межпланетная станция «Венера-9» была запущена 8 июня 1975 года ракетой-носителем «Протон-К» с космодрома Байконур, а «Венера-10» — 14 июня 1975 года. Масса автоматической станции «Венера-9» — 4936 килограмм, «Венеры-10» — 5033 килограмм. Масса спускаемого аппарата — 1560 килограмм.

В полете с «Венерой-9» и «Венерой-10» было проведено две коррекции траектории. За двое суток до подлета к Венере от космических станций были отделены спускаемые аппараты.

22 октября 1975 года спускаемый аппарат станции «Венера-9» вошел в атмосферу планеты. После спуска — сначала на парашюте, а затем с помощью тормозного аэродинамического щитка — он совершил мягкую посадку на освещенной Солнцем, но невидимой с Земли стороне Венеры. В ходе спуска проводились научные измерения атмосферы, в том числе облачного слоя, которые сразу же передавались на орбитальный аппарат. Выяснилось, что до поверхности Венеры в основном доходят красный и оранжевый диапазоны, так что венерианский день представляет собой на самом деле оранжевые сумерки.

Спустя две минуты после посадки спускаемого аппарата началась передача телевизионной панорамы. Это были первые в мире фотографии, переданные с поверхности другой планеты. Изображение получалось в видимых лучах с помощью телефотометра — системы, по принципу действия напоминающей механическое телевидение. На станции «Венера-9» были установлены приборы для измерения плотности поверхностных пород и содержания в них естественных радиоактивных элементов. Передача информации со спускаемого аппарата длилась 53 минуты. Орбитальный аппарат «Венеры-9» вышел на орбиту искусственного спутника Венеры.

23 октября 1975 года произошло разделение орбитального и спускаемого аппарата станции «Венера-10» и увод орбитального отсека на пролетную траекторию. 25 октября 1975 года спускаемый аппарат автоматической станции «Венера-10» совершил мягкую посадку на освещенной стороне планеты в 2200 километрах от точки посадки «Венеры-9». Время его работы на поверхности Венеры составило 65 минут. Орбитальный отсек станции «Венера-10» тем временем также вышел на орбиту вокруг Венеры.

Информация, полученная каждым спускаемым аппаратом, передавалась на свой орбитальный модуль, ставший к этому времени искусственным спутником Венеры, и ретранслировалась на Землю. Оба орбитальных аппарата после завершения работы со спускаемыми аппаратами провели комплексные исследования планеты Венера и околопланетного пространства, включая фотографирование облачного покрова.

Главными достижениями межпланетных станций «Венера-9» и «Венера-10» стали первая в мире съемка панорамы поверхности Венеры и первые в мире искусственные спутники Венеры.

В 1978 году на планету совершили посадку спускаемые аппараты «Венера-11» и «Венера-12», изучившие в том числе и электрическую активность атмосферы Венеры. В том же году был запущен американский проект «Пионер-Венера» (Pioneer-Venus), результатом которого стала топографическая карта, созданная на основе радарной съемки.

В 1982 году «Венера- 13» и «Венера-14» передали первые цветные снимки поверхности планеты. Были также впервые получены данные об элементном составе поверхностных пород. КА «Венера-15» и «Венера-16», запущенные в 1983 году, с помощью радиолокации картографировали с орбиты северное полушарие планеты, что позволило оценить структуру (морфологию) поверхности.

Дальнейшим продолжением программы «Венера» в СССР стал международный проект «Вега» по исследованию Венеры (зондами в атмосфере), а также кометы Галлея.

По программе «Вега» в создании научных приборов и обслуживающих их систем вместе с советскими специалистами принимали участие представители Австрии, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Франции, ФРГ и Чехословакии. В проекте участвовали Европейское космическое агентство, Япония, США.

В рамках программы были созданы две идентичные станции — «Вега-1» и «Вега-2». Каждая из них состояла из пролетного модуля и спускаемого аппарата, который в свою очередь подразделялся на посадочный модуль и аэростатный атмосферный зонд.

15 декабря 1984 года с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Протон-К», которая вывела на траекторию полета к Венере автоматическую межпланетную станцию «Вега-1». Впервые в СССР запуск межпланетной станции был показан по телевидению, и впервые о нем было известно заранее. Следующая станция «Вега-2» была отправлена в полет 21 декабря 1984 года.

Через шесть месяцев полета аппараты приблизились к Венере. 9 и 13 июня 1985 года от «Веги-1» и «Веги-2» были отделены спускаемые аппараты, которые 11 и 15 июня доставили на Венеру посадочные аппараты и аэростатные зонды. Данные с посадочных аппаратов ретранслировались на Землю через пролетные аппараты, а с аэростатных зондов — непосредственно на 60-70-метровые антенны, расположенные на территории ряда государств, в том числе СССР и США.

Посадочные аппараты совершили мягкую посадку на ночную сторону Венеры. В ходе спуска в атмосфере досрочно включилась аппаратура первого посадочного аппарата, предназначенная для исследований на поверхности, в том числе грунтозаборное устройство. Из-за этого после посадки от него не было никакой пользы, но другие научные приборы все-таки передали ценную информацию. Продолжительность приема информации со спускаемого аппарата после посадки составила 20 минут.

Второй посадочный аппарат успешно выполнил программу исследований на поверхности, передача сигнала продолжалась 56 минут.

Посадочный аппарат «Веги-2» впервые совершил посадку в высокогорном районе, поэтому анализ грунта в этом месте представлял особый интерес. После посадки были осуществлены заборы грунта и проведены измерения рентгенофлюоресцентных спектров венерианской породы.

С помощью аэростатных зондов КА «Вега-1, —2» было осуществлено изучение циркуляции атмосферы Венеры, ее метеорологических параметров и облачного слоя.

Пролетные аппараты обеих станций продолжили полет к комете Галлея. «Вега-1» встретилась с ней 6 марта 1986 года, а «Вега-2» — 9 марта. С их помощью впервые была исследована комета Галлея с близкого расстояния, были получены уникальные научные результаты, в том числе около 1500 снимков.

Это были последние отечественные космические миссии к Венере.

В 1989 году США запустили к Венере автоматическую межпланетную станцию «Магеллан» (Magellan), которая в течение нескольких лет провела глобальное картографирование планеты.

Позже межпланетные станции «Галилео» (Galileo), Cassini («Кассини») и Messenger («Мессенджер») прошли мимо Венеры по дороге к своим целям (соответственно, Юпитеру, Сатурну и Меркурию) и передали на Землю немало ценных сведений.

9 ноября 2005 года ракетой-носителем «Союз-ФГ» с космодрома Байконур был запущен европейский корабль «Венера-Экспресс» (Venus Express), предназначенный для изучения поверхности Венеры и ее атмосферы. В апреле 2006 года аппарат встал на орбиту планеты и проработал до декабря 2014 года, передав на Землю тысячи уникальных снимков и множество интереснейшей информации о Венере. Станция впервые сделала изображение южного полюса планеты.

В 2010 году для изучения атмосферы Венеры к ней был направлен японский космический аппарат «Акацуки» (Akatsuki), но ему не удалось выйти на орбиту вокруг планеты. Очередная попытка вывести его на эту орбиту будет предпринята в 2016 году, когда «Акацуки» снова приблизится к Венере.

Запуск российского зонда для исследования Венеры — аппарата «Венера-Д», был включен в Федеральную космическую программу на 2006-2015 годы. В 2009 году срок запуска сдвинулся на 2018 год. В настоящее время он планируется не ранее 2024 года.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников 

ria.ru

Исследование планеты Венера космическими аппаратами

Ровно 55 лет назад была запущена советская автоматическая межпланетная станция «Венера-1». Это стало началом космических исследований планеты Венера.

Венера — ближайшая к Земле планета Солнечной системы. Она известна людям с глубокой древности. Однако поверхность Венеры постоянно скрыта плотной атмосферой и облачным слоем, окутывающим планету, что мешает ее изучению. К концу 1950-х годов стало ясно, что наземные методы исследования Венеры не могут дать существенно новой информации.

До начала космических исследований этой планеты ученые надеялись найти на ней природные условия, очень близкие к земным, или, точнее говоря, к тем, которые Земля проходила в процессе своей эволюции.

Космические исследования Венеры начались в 1961 году с полета советской автоматической межпланетной станции (АМС) «Венера-1». Она была запущена с помощью ракеты-носителя 12 февраля 1961 года. «Венера-1» с разгонным блоком вышла на околоземную орбиту, а затем была выведена на траекторию полета к планете Венера. АМС была оборудована приборами для измерения интенсивности космических лучей, напряженности межпланетных магнитных полей, регистрации микрометеоритов и т.п. Передача данных «Венерой-1» проводилась в течение семи суток. На расстоянии 1,9 миллиона километров от Земли связь с космическим аппаратом была потеряна. Исходя из баллистических расчетов, АМС «Венера-1» 19-20 мая 1961 года прошла на расстоянии, примерно, 100 тысяч километров от Венеры и продолжила свой полет вокруг Солнца. В результате успешного запуска «Венеры-1» ученые получили первые данные о научных измерениях на значительном удалении от Земли, в той области пространства, которую называют дальним космосом.

После этого были полеты еще нескольких «Венер» и американских «Маринеров» (Mariner). В 1970 году космический аппарат (КА) «Венера-7» впервые совершил на планету мягкую посадку.

В 1972 году КА «Венера-8» также совершил мягкую посадку на поверхность планеты, причем впервые на дневной стороне. От него впервые стали известны данные по характеру поверхностных пород, об освещенности: оказалось, что даже на дневной стороне планеты царят сумерки из-за рассеяния солнечного света в облаках и плотной атмосферы.

В 1975 году стартовали два аппарата следующего поколения — «Венера-9» и «Венера-10». Каждая станция состояла из орбитального модуля и спускаемого аппарата, которые несли расширенный по сравнению с предыдущими миссиями комплекс научных приборов.
Автоматическая межпланетная станция «Венера-9» была запущена 8 июня 1975 года ракетой-носителем «Протон-К» с космодрома Байконур, а «Венера-10» — 14 июня 1975 года. Масса автоматической станции «Венера-9» — 4936 килограмм, «Венеры-10» — 5033 килограмм. Масса спускаемого аппарата – 1560 килограмм.

В полете с «Венерой-9» и «Венерой-10» было проведено две коррекции траектории. За двое суток до подлета к Венере от космических станций были отделены спускаемые аппараты.

22 октября 1975 года спускаемый аппарат станции «Венера-9» вошел в атмосферу планеты. После спуска — сначала на парашюте, а затем с помощью тормозного аэродинамического щитка — он совершил мягкую посадку на освещенной Солнцем, но невидимой с Земли стороне Венеры. В ходе спуска проводились научные измерения атмосферы, в том числе облачного слоя, которые сразу же передавались на орбитальный аппарат. Выяснилось, что до поверхности Венеры в основном доходят красный и оранжевый диапазоны, так что венерианский день представляет собой на самом деле оранжевые сумерки.

Спустя две минуты после посадки спускаемого аппарата началась передача телевизионной панорамы. Это были первые в мире фотографии, переданные с поверхности другой планеты. Изображение получалось в видимых лучах с помощью телефотометра — системы, по принципу действия напоминающей механическое телевидение. На станции «Венера-9» были установлены приборы для измерения плотности поверхностных пород и содержания в них естественных радиоактивных элементов. Передача информации со спускаемого аппарата длилась 53 минуты. Орбитальный аппарат «Венеры-9» вышел на орбиту искусственного спутника Венеры.
23 октября 1975 года произошло разделение орбитального и спускаемого аппарата станции «Венера-10» и увод орбитального отсека на пролетную траекторию. 25 октября 1975 года спускаемый аппарат автоматической станции «Венера-10» совершил мягкую посадку на освещенной стороне планеты в 2200 километрах от точки посадки «Венеры-9». Время его работы на поверхности Венеры составило 65 минут. Орбитальный отсек станции «Венера-10» тем временем также вышел на орбиту вокруг Венеры.

Информация, полученная каждым спускаемым аппаратом, передавалась на свой орбитальный модуль, ставший к этому времени искусственным спутником Венеры, и ретранслировалась на Землю. Оба орбитальных аппарата после завершения работы со спускаемыми аппаратами провели комплексные исследования планеты Венера и околопланетного пространства, включая фотографирование облачного покрова.

Главными достижениями межпланетных станций «Венера-9» и «Венера-10» стали первая в мире съемка панорамы поверхности Венеры и первые в мире искусственные спутники Венеры.

В 1978 году на планету совершили посадку спускаемые аппараты «Венера-11» и «Венера-12», изучившие в том числе и электрическую активность атмосферы Венеры. В том же году был запущен американский проект «Пионер–Венера» (Pioneer-Venus), результатом которого стала топографическая карта, созданная на основе радарной съемки.

В 1982 году «Венера- 13» и «Венера-14» передали первые цветные снимки поверхности планеты. Были также впервые получены данные об элементном составе поверхностных пород. КА «Венера-15» и «Венера-16», запущенные в 1983 году, с помощью радиолокации картографировали с орбиты северное полушарие планеты, что позволило оценить структуру (морфологию) поверхности.

Дальнейшим продолжением программы «Венера» в СССР стал международный проект «Вега» по исследованию Венеры (зондами в атмосфере), а также кометы Галлея.

Опубликовано изображение Венеры из космоса на фоне ночных огней ЗемлиПо программе «Вега» в создании научных приборов и обслуживающих их систем вместе с советскими специалистами принимали участие представители Австрии, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Франции, ФРГ и Чехословакии. В проекте участвовали Европейское космическое агентство, Япония, США.

В рамках программы были созданы две идентичные станции – «Вега-1» и «Вега-2». Каждая из них состояла из пролетного модуля и спускаемого аппарата, который в свою очередь подразделялся на посадочный модуль и аэростатный атмосферный зонд.

15 декабря 1984 года с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Протон-К», которая вывела на траекторию полета к Венере автоматическую межпланетную станцию «Вега-1». Впервые в СССР запуск межпланетной станции был показан по телевидению, и впервые о нем было известно заранее. Следующая станция «Вега-2» была отправлена в полет 21 декабря 1984 года.

Через шесть месяцев полета аппараты приблизились к Венере. 9 и 13 июня 1985 года от «Веги-1» и «Веги-2» были отделены спускаемые аппараты, которые 11 и 15 июня доставили на Венеру посадочные аппараты и аэростатные зонды. Данные с посадочных аппаратов ретранслировались на Землю через пролетные аппараты, а с аэростатных зондов — непосредственно на 60-70-метровые антенны, расположенные на территории ряда государств, в том числе СССР и США.

Посадочные аппараты совершили мягкую посадку на ночную сторону Венеры. В ходе спуска в атмосфере досрочно включилась аппаратура первого посадочного аппарата, предназначенная для исследований на поверхности, в том числе грунтозаборное устройство. Из-за этого после посадки от него не было никакой пользы, но другие научные приборы все-таки передали ценную информацию. Продолжительность приема информации со спускаемого аппарата после посадки составила 20 минут.

Второй посадочный аппарат успешно выполнил программу исследований на поверхности, передача сигнала продолжалась 56 минут.
Посадочный аппарат «Веги-2» впервые совершил посадку в высокогорном районе, поэтому анализ грунта в этом месте представлял особый интерес. После посадки были осуществлены заборы грунта и проведены измерения рентгенофлюоресцентных спектров венерианской породы.

С помощью аэростатных зондов КА «Вега-1, —2» было осуществлено изучение циркуляции атмосферы Венеры, ее метеорологических параметров и облачного слоя.

Пролетные аппараты обеих станций продолжили полет к комете Галлея. «Вега-1» встретилась с ней 6 марта 1986 года, а «Вега-2» – 9 марта. С их помощью впервые была исследована комета Галлея с близкого расстояния, были получены уникальные научные результаты, в том числе около 1500 снимков.

Это были последние отечественные космические миссии к Венере.

В 1989 году США запустили к Венере автоматическую межпланетную станцию «Магеллан»  (Magellan), которая в течение нескольких лет провела глобальное картографирование планеты.

Позже межпланетные станции «Галилео» (Galileo), Cassini («Кассини») и Messenger («Мессенджер») прошли мимо Венеры по дороге к своим целям (соответственно, Юпитеру, Сатурну и Меркурию) и передали на Землю немало ценных сведений.

9 ноября 2005 года ракетой-носителем «Союз-ФГ» с космодрома Байконур был запущен европейский корабль «Венера-Экспресс» (Venus Express), предназначенный для изучения поверхности Венеры и ее атмосферы. В апреле 2006 года аппарат встал на орбиту планеты и проработал до декабря 2014 года, передав на Землю тысячи уникальных снимков и множество интереснейшей информации о Венере. Станция впервые сделала изображение южного полюса планеты.

В 2010 году для изучения атмосферы Венеры к ней был направлен японский космический аппарат «Акацуки» (Akatsuki), но ему не удалось выйти на орбиту вокруг планеты. Очередная попытка вывести его на эту орбиту будет предпринята в 2016 году, когда «Акацуки» снова приблизится к Венере.

Запуск российского зонда для исследования Венеры — аппарата «Венера-Д», был включен в Федеральную космическую программу на 2006-2015 годы. В 2009 году срок запуска сдвинулся на 2018 год. В настоящее время он планируется не ранее 2024 года.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

Исследования Венеры космическими аппаратами — часть 2

В декабре 1962 года американский зонд «Маринер-2» пролетел на расстоянии 35 тысяч километров от Венеры, имея на борту радиометр сантиметрового диапазона, магнитометр и ряд приборов для исследования заряженных частиц в космической пыли. Результаты магнитных измерений показали, что собственное магнитное поле планеты невелико (магнитный момент Венеры не превышает 5-10% магнитного поля Земли). С точностью на 1,5 порядка большей, чем ранее с поверхности Земли, удалось определить отношение масс Солнца и Венеры. По данным радиометра был сделан вывод, что радиоизлучение формируется в нижней атмосфере Венеры, а не в ионосфере, как это допускалось ранее.

В 1965 году к «прекраснейшей из звезд небесных», так назвал Венеру Гомер, ушла «Венера-2», которая провела так называемые полетные исследования. АМС пролетела на расстоянии 24000км от поверхности планеты. Надежно работали приборы для измерения космических лучей, магнитных полей, потоков заряженных частиц и микрометеоритов, радиопередатчики и вся система передачи результатов научных наблюдений. Расправленные крылья солнечных батарей питали приборы и аппаратуру электроэнергией. Основная техническая проблема, стоявшая перед конструкторами межпланетной станции, заключалась в обеспечении ее работы во время спуска в атмосфере Венеры в условиях огромных температур и давления, а также в период аэродинамического торможения.

Первые полеты АМС к Венере позволили выявить различия в подходе СССР и США к решению задач исследования Венеры с помощью космических аппаратов. Если специалисты США в качестве основной схемы на первом этапе выбрали схему пролета вблизи планеты, то конструкторы АМС в СССР поставили основной задачей посадку автоматических станций на поверхность планеты.

И вот наступил качественно новый этап: в 1965 году «Венера-3» впервые достигла поверхности планеты, а 1967 году «Венера-4» впервые осуществила плавный спуск в ее атмосфере и провела непосредственные физико-химические исследования. АМС «Венера-4» несла спускаемый аппарат, который отделился перед входом автоматической станции в атмосферу. АМС сгорела в плотных слоях атмосферы, а спускаемый аппарат на парашюте плавно опустился в плотные слои атмосферы. Первый в истории человечества сеанс межпланетной радиосвязи продолжался 93 минуты. Были измерены в зависимости от высоты плотность, давление и температура атмосферы, проведен химический анализ состава атмосферы. Спускаемый аппарат был рассчитан на давление до 20 атмосфер, и передача данных прекратилась до посадки на твердую поверхность Венеры. Было установлено, что углекислый газ является основной компонентой атмосферы (не менее 95%), получены пределы содержания ряда других компонент, однозначно установлено существование высоких давлений и температур в атмосфере планеты. На пролетном аппарате измерена водородная корона Венеры, проведены наблюдения заряженных частиц и микрометеоритов.

В 1967 г. через день после посадки «Венеры-4» мимо планеты на расстоянии 4000 км пролетел американский «Маринер-5», с помощью которого было исследовано прохождение радиосигнала через атмосферу и ионосферу (радиопросвечивание) и проведены измерения водородной короны. По данным радиопросвечивания были получены зависимости температуры и давления от высоты в пределах 90-35 км и концентрация электронов ионосфере.

Существование менее плотной, чем земная, водородной короны у Венеры было обнаружено измерениями на космических аппаратах «Венера-4» и «Маринер-5». Для верхних областей Венеры характерен ряд особенностей, определяемых фотохимией CO2 c возможным участием в комплексе реакций воды и галогенов, в условиях атомных и молекулярных взаимодействий и взаимодействия с солнечным ветром.

Основная цель запуска в 1969 году двух станций «Венера-5» и «Венера-6» — увеличение проникновения в атмосферу Венеры, повышение точности измерений химического состава, параметров атмосферы и соответствующих им высот. Корпус спускаемого аппарата был несколько упрочен, что позволило провести измерения подоблачной атмосферы на более низких высотах (до 19 км над поверхностью планеты).

Спускаемый аппарат новой конструкции был создан и вошел в состав станции «Венера-7», которая достигла окрестностей планеты в декабре 1970 года. Ее аппаратура проводила измерения не только во время спуска во всей толще атмосферы, но и в течение 53 минут на самой поверхности планеты. Условия оказались необыкновенно суровыми: давление достигало 90 атмосфер, а температура — до 5000С; в облачном покрове, окутывающем планету, очень много углекислого газа и мало кислорода. Получены данные о характере пород поверхностного слоя Венеры.

На повестку дня встала задача разработки венерианской автоматической станции, способной проводить более широкий круг научных исследований. Такой автоматической станцией нового поколения стала АМС «Венера-8». С помощью спускаемого аппарата станции «Венера-8» в 1972 году были проведены разносторонние исследования атмосферы и поверхности Венеры. Кроме измерений атмосферного давления, плотности и температуры были измерены освещенность и вертикальная структура аэрозольной среды, в том числе и облачного слоя, определены скорости ветра на различных высотах в атмосфере по доплеровскому сдвигу частоты радиопередатчика, проведена гамма-спектроскопия поверхностных пород. Фотометрические измерения показали, что облачный слой простирается до высот около 40 км, оценена его оптическая толщина и прозрачность; освещенность на поверхности дневной стороны Венеры оказалась достаточной для съемки изображения места посадки. Впервые получен высотный профиль скорости ветра, который характеризуется возрастанием скорости от 0,5 м/сек у поверхности до 100 м/сек у верхней границы облаков. По содержанию естественных радиоактивных элементов (уран, торий, калий) поверхностные породы на Венере занимают промежуточное положение между базальтами и гранитами.

В феврале 1974 года на расстоянии 6000 км от Венеры прошел американский пролетный зонд «Маринер-10», на котором были установлены телевизионная камера, ультрафиолетовый спектрометр и инфракрасный радиометр. Полученные телевизионные изображения облачного слоя использовались для исследования динамики атмосферы. С помощью ультрафиолетового спектрометра обнаружены и измерены количества гелия в атмосфере.

4.2.АМС второго поколения

Станции нового поколения «Венера-9» и «Венера-10», достигшие планеты в октябре 1975 года, стали первыми искусственными спутниками Венеры, а их спускаемые аппараты совершили мягкую посадку на освещенной стороне планеты. На станциях второго поколения информация со спускаемых аппаратов передавалась на орбитальный аппарат, а затем ретранслировалась на Землю. Это привело к значительному увеличению количества получаемой информации. Впервые были переданы панорамные телевизионные изображения с другой планеты, измерены на спускаемых аппаратах плотность, давление, температура атмосферы, количество водяного пара, проведены нефелометрические измерения частиц облаков, измерения освещенности в различных участках спектра. Для измерений характеристик грунта помимо гамма-спектрометра использовался радиационный плотномер. Искусственные спутники позволили получить телевизионные изображения облачного слоя, распределение температуры по верхней границе облаков, спектры ночного свечения планеты, провести исследования водородной короны, многократное радиопросвечивание атмосферы и ионосферы, измерение магнитных полей и околопланетной плазмы. Большое внимание привлекло обнаружение гроз и молний в слое облачности на планете. Данные оптических измерений показали, что энергетические характеристики венерианских молний в 25 раз превосходят параметры земных молний.

На панорамах, составленных из телевизионных изображений, переданных со спускаемого аппарата «Венеры-9» (детали которого попали на передний план), видны выходы коренных пород; развалы камней могут быть результатом смещений в коре и служить подтверждением тектонической активности на Венере. В целом поверхность Венеры — это горячая сухая каменистая пустыня.

В 1978 году по межпланетной трассе прошли и достигли заданной цели еще два посланца — «Венера-11» и «Венера-12», основной задачей которых было детальное исследование химического состава нижней атмосферы методами масс-спектрометрии, газовой хроматографии, оптической и рентгеновской спектроскопии. Были измерены количества азота, окиси углерода, двуокиси серы, водяного пара, серы, аргона, неона и определены изотопные отношения аргона, неона, кислорода, углерода, обнаружены хлор и сера в частицах облаков, получены детальные данные по поглощению солнечного излучения на различных высотах в атмосфере, необходимые для изучения его теплового режима. Специальным приемником были зарегистрированы импульсы электромагнитного излучения, указывающие на существование электрических зарядов в атмосфере наподобие земных молний. На пролетных аппаратах были установлены ультрафиолетовые спектрометры для исследования состава верхней атмосферы.

Основная составляющая атмосферы Венеры — углекислый газ (96% по объему), азот (4%), окись углерода, двуокись серы, кислорода практически нет, содержание водяного пара, по-видимому, колеблется от 0,1 — 0,4% под облачными слоями до 15-30% выше них. Наземными спектроскопическими исследованиями найдены также молекулы HCl.

Температура атмосферы Венеры у поверхности планеты (на уровне, соответствующем радиусу 6052 км) 735 К, давление 9 МПа, плотность газа в 60 раз больше, чем в земной атмосфере.

mirznanii.com

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *