Грамматические основы 9 класс – План-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему: Конспект урока по русскому языку в 9 классе. Тема. Простое предложение и его грамматическая основа | скачать бесплатно

Содержание

Готовимся к ОГЭ по русскому языку 9 класс «Грамматическая основа предложения»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Готовимся к ОГЭ по русскому языку 9 класс

Слайд 2

Сформировать умения выделять грамматическую основу предложения. Повторить способы выражения подлежащего и сказуемого. Способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания.
Цель урока:

Слайд 3

Задания по данной теме в КИМах сформулированы следующим образом:
Задание№8 Выпишите грамматическую основу предложения № …
НАПРИМЕР: Месяц удивительно близок был на этот раз к земле и прямо смотрел мне в лицо с грустным и бесстрастным выражением.
месяц был близок и смотрел
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Грамматическая основа предложения

Слайд 4

Чтобы выполнить задание №8, НЕОБХОДИМО ВСПОМНИТЬ сведения о главных членах предложения и способах их выражения
Грамматическая основа предложения — это …
Подлежащее — это …
основная часть предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, — или одного из них.
главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа:
Лебеди опустились на зеркальную гладь озера.
Сказуемое — это …
главный член предложения, обозначающий действие или признак того, что выражено подлежащим:
Лебеди опустились на зеркальную гладь озера, стали ждать рассвета.
Грамматическая основа предложения

Слайд 5

Имя существительное Местоимение (союзные слова) Прилагательное Числительное Причастие Инфинитив Междометие Словосочетание Фразеологизмы
Способы выражения подлежащего

Слайд 6

СКАЗУЕМОЕ
ПРОСТОЕ
СОСТАВНОЕ
глагольное
глагольное
именное
глагол в спрягаемой форме
вспомогательная часть + инфинитив
связка + именная часть
Способы выражения сказуемого

Слайд 7

Выделите грамматические основы в предложениях (Карточка №1)
1.Кленовый лист срывает ветер сильный. 2. Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной. 3.Мне хочется прогуляться. 4.Он взял книгу, которая лежала на полке.

Слайд 8

Ответ
1.Кленовый лист срывает ветер сильный. 2. Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной. 3.Мне хочется прогуляться. 4. Он взял книгу, которая лежала на полке.

Слайд 9

Подлежащее
1.Чтобы правильно выделить подлежащее, надо помнить о том, что: 2.Подлежащее указывает на производителя действия и отвечает на вопросы кто? что? Стоит в И.п.

Слайд 10

3.Местоимения МНЕ, ТЕБЕ, ЕМУ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ИМ, обозначающие деятеля, отвечают на вопрос КОМУ? и подлежащим не являются. Ей пришлось уступить. Нам надо торопиться. Вам пришлось много пережить.

Слайд 11

В придаточной части сложноподчинённого предложения в роли подлежащего нередко выступают союзные слова КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ,ЧТО В комнате играли дети, которые не обращали на нас никакого внимания.

Слайд 12

Карточка №2
Инженер с дочерью в воскресенье пошли на каток, врач с сыном тоже пошел туда.

Слайд 13

Подлежащее может быть выражено словосочетанием:
1.Слово в количественном значении + имя существительное в родительном падеже. На столе лежат три яблока. 2. Слово в именительном падеже + предлог ИЗ + слово в родительном падеже. Любой из нас справится с заданием 3.Слово в именительном падеже + предлог С + слово в творительном падеже (если сказуемое стоит в форме множественного числа) Отец с сыном болеют за «Спартак»

Слайд 14

Карточка №3
1.Я бы не пошёл. 2.Пускай солнце светит. 3.Давай поговорим о любви. 4.Я боялся опоздать на экзамен. 5.Я должен немедленно уехать. 6.Все просили её спеть. 7.Охота странствовать напала на него. 8.Он скоро будет студентом. 9.На улице становится холодно. 10.Сюжет романа оказался оригинальным.

Слайд 15

напоминание вовремя
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
№8. Выпишите грамматическую основу предложения:
№8. Выпишите грамматическую основу предложения:
надо повторить
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
«Как вовремя сегодня это мамино напоминание».
«Перед экзаменом надо многое повторить».
Проверь свои знания

Слайд 16

«К вечеру, вопреки прогнозам, на улице похолодало».
похолодало
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
№8. Выпишите грамматическую основу предложения:
«Выйдя в сени, я словно остолбенел от испуга».
№8. Выпишите грамматическую основу предложения:
я словно остолбенел
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Слайд 17

характер лёгкий, весёлый
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
№8. Выпишите грамматическую основу предложения:
№8. Выпишите грамматическую основу предложения:
лечение интенсивное
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
«Характер у моего брата Юры лёгкий, весёлый».
«Лечение, назначенное врачом, очень интенсивное».

Слайд 18


Оцените свою работу
Знания прочные: можно работать с тестом
Было много ошибок: нужно повторить правило
МОЛОДЦЫ!
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!
УДАЧИ НА ЭКЗАМЕНЕ!

Слайд 19

Иванова Ю.С. Русский язык: помощь в подготовке к сдаче практического экзамена. – М.: Тригон, 2013. Макарова Б.А. Абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней. – М.: АСТ Астрель, 2014. 3. Новикова Л.И. Пособие для подготовки к школьников к централизированному тестированию. – М.: Экзамен, 2014. 4. Федеральный институт педагогических измерений: http://opengia.ru/subjects/russian-9/topics/5?page=1
Использованный материал

lusana.ru

Готовимся к ГИА по русскому языку в 9 классе. Грамматическая основа предложения

ЗАДАНИЕ ТИПА В3

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Автор презентации:

Печказова Светлана Петровна ,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»

р.п.Чамзинка Республики Мордовия

  • продолжить подготовку к ГИА по русскому языку;
  • отрабатывать навык выполнения задания типа В3;
  • систематизировать знания о грамматической

основе простого предложения;

  • учить правильно находить грамматическую основу

предложения и определять способы её выражения.

Задания по данной теме в КИМах

сформулированы следующим образом:

В3. Выпишите грамматическую основу предложения № …

НАПРИМЕР:

Месяц удивительно близок был на этот раз к земле и прямо смотрел мне в лицо с грустным и бесстрастным выражением.

месяц был близок и смотрел

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

Чтобы выполнить задание В3,

НЕОБХОДИМО ВСПОМНИТЬ

сведения о главных членах предложения и

способах их выражения

основная часть предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, — или одного из них.

Грамматическая основа предложения — это …

главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа:

Подлежащее — это …

Старик устало опустился на мельничный жернов.

главный член предложения, обозначающий действие или признак того, что выражено подлежащим:

Сказуемое — это …

Старик устало опустился на мельничный жернов, положил подбородок на кулаки и стал терпеливо ждать.

Подлежащее – одно слово

Форма

Примеры

Имя существительное

Старший  сын  (кто?)  уехал в столицу.

Местоимение (в т.ч. союзные слова в придаточной части СПП)

Он  (кто?)  уехал в столицу. В комнате играли дети, которые (кто?) не обращали на нас никакого внимания.

Имя прилагательное

Старший  (кто?)  уехал в столицу.

Имя числительное

Двое  (кто?)  уехали в столицу.

Причастие

Поднявший  (кто?)  меч от меча и погибнет.

Инфинитив (н. ф. гл.)

Жить  (что?) –  родине служить.

Наречие

Настало роковое  послезавтра  (что?).

Предлог

« В »  (что?)  является предлогом.

Союз

« А

»  (что?) –  противительный союз.

Частица

« Не »  (что?)  с глаголами пишется отдельно.

Междометие

Неслось со всех сторон « ау »  (что?).

Подлежащее – синтаксически неделимое словосочетание

Форма

Примеры

Имя в им. падеже (наречие)

+ имя в родит. падеже

Пять (часть) стульев  стояло у стены. Несколько (много) стульев  стояло у стены.

Имя в именительном падеже

+ имя в родительном падеже

с предлогом  из

Двое из нас  поедут в столицу. Каждый из нас  поедет в столицу. Многие из нас  поедут в столицу.

Имя в им. пад.+ имя в тв.

пад.с предлогом  с  (только

при сказуемом – во мн.ч.!)

Мать с сыном  поедут  (мн. ч.)  отдыхать .

Сущ. начало, середина,

конец + сущ. в родит.пад.

Стоял  конец сентября .

Фразеологизм, терминологи-

ческое сочетание и т.д.

Млечный путь  разостлался по небу. Белые мухи  (снежинки)  кружили в небе.

Неопределённое местоимение (от основ  кто, что ) + согласуемое имя

Что-то неприятное  было в его облике.

СКАЗУЕМОЕ

ПРОСТОЕ

СОСТАВНОЕ

глагольное

именное

глагольное

глагол в

спрягаемой

форме

вспомогательная

часть +

инфинитив

связка +

именная часть

Форма

Глагол в форме

какого- л. наклонения

Примеры

Наступает хмурое утро. Наступило хмурое утро. Сергей будет поступать в театральное училище.

Инфинитив

Междометные

глагольные формы

(усечённые формы глагола

типа  бац, хвать, прыг )

Жить – родине служить.

Подруга каждая тут тихо толк подругу.

Татьяна прыг в другие сени.

Фразеологич. оборот с

главн.словом глаг.

Глагол в спрягаемой

форме + модальная

частица ( да, пусть,

пускай, давай, давайте,

было, будто, как будто, как

бы, словно, точно, едва ли,

чуть не, только что  и др.)

Команда одержала победу в чемпионате. Он опять лодыря гоняет.

Давай я поеду с тобой. Пусть уезжает с отцом.

Он было пошёл к двери, но вдруг остановился. В комнате как будто попахивало гарью. Он словно остолбенел от испуга. Он чуть не умер с горя.

Он едва ли не помешался от радости.

Вспомогательная часть +

инфинитив

Глаголы со значением начала, продолжения, конца действия: н ачать, стать, пуститься, продолжать, кончить, перестать, прекратить  и др.

  Глаголы и фразеологизмы со значение м необходимости, желательности, способности, предрасположенности действия: мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, отказываться, стараться, привыкнуть, любить, бояться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку  и др.

Примеры

Он стал готовиться к отъезду. Он бросил курить.

Он опять пустился рассуждать о тяготах сельской жизни.

Я умею петь. Я хочу петь. Я боюсь петь. Я люблю петь. Я стыжусь петь. Я рассчитываю спеть эту арию.

Я дал обещание спеть эту арию.

Глагол-связка+

именная часть

  Грамматическая связка выражает грамматическое значение (время, наклонение), лексического значения не имеет: быть, делаться, стать, являться, считаться, казаться, прийти, приехать, вернуться, сидеть, стоять т др.)

существительное, прилагательное, причастие, наречие, числительное, местоимение

Примеры

Он был весельчаком.

Он весельчак.

Весь сад в цвету.

У ручья трава была (стала, казалась, стояла, считалась) зелёной.

Брови её были сдвинуты.

Хлеба обмолочены.

Ей туфли впору будут.

Два да три будет пять.

Вишнёвый сад теперь мой.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения:

«А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филиппок, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой, нарисованной на картинке».

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

я улыбался и утирал

В3. Выпишите грамматическую основу предложения:

«В залитой солнцем комнате никого не было».

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

не было

В3. Выпишите грамматическую основу предложения:

«Плотно закрыл дверь, стараюсь не шуметь».

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

закрыл, стараюсь не шуметь

В3. Выпишите грамматическую основу предложения:

«Девушка резво вскочила и, всё ещё взволнованная моим рассказом, принялась умело и быстро накрывать на стол».

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

девушка вскочила и принялась накрывать

В3. Выпишите грамматическую основу предложения:

«Примерно через неделю всё повторилось вновь».

всё повторилось

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

В3. Выпишите грамматическую основу предложения:

«Эту непоседливую девочку звали Алиса».

звали

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

В3. Выпишите грамматическую основу предложения:

«В это время несколько человек, громко переговариваясь, весело смеясь и топая ногами, неожиданно ввалилось в тесную переднюю».

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

несколько человек ввалилось

В3. Выпишите грамматическую основу предложения:

«А значит, можно ещё ей, глупой крякве, жить».

можно жить

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

В3. Выпишите грамматическую основу предложения:

«Вопреки ожиданиям её не приютили в этом доме».

не приютили

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

В3. Выпишите грамматическую основу предложения:

«У реки в эту раннюю пору было прохладно и тихо».

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

было прохладно и тихо

В3. Выпишите грамматическую основу предложения:

«Многое можно услышать и увидеть утром в лесу».

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

можно услышать и увидеть

В3. Выпишите грамматическую основу предложения:

«Сразу за кулисами толпились выступающие, стараясь из-за множества спин разглядеть неизвестно откуда взявшегося фокусника».

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

выступающие толпились

В3. Выпишите грамматическую основу предложения:

«Детское ликование никому не остановить».

не остановить

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

В3. Выпишите грамматическую основу предложения:

«Ну-ка, дружнее берись, ребята».

берись

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

В3. Выпишите грамматическую основу предложения:

« Во время карнавального шоу праздничный фейерверк, поразивший всех зрителей, был поистине великолепным ».

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

фейерверк был великолепным

В3. Выпишите грамматическую основу предложения:

«Наконец, наступило долгожданное завтра».

завтра наступило

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

В3. Выпишите грамматическую основу предложения:

«Книги читать – много знать».

читать – знать

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

В3. Выпишите грамматическую основу предложения:

«Наш большой дом стоял первым от въезда в село».

дом стоял первым

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

В3. Выпишите грамматическую основу предложения:

«Сегодня твои обидные слова – ничто для меня».

слова – ничто

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

В3. Выпишите грамматическую основу предложения:

«Как вовремя сегодня это мамино напоминание».

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

напоминание вовремя

В3. Выпишите грамматическую основу предложения:

«Перед экзаменом надо многое повторить».

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

надо повторить

В3. Выпишите грамматическую основу предложения:

«К вечеру, вопреки прогнозам, на улице похолодало».

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

похолодало

В3. Выпишите грамматическую основу предложения:

« Выйдя в сени, я словно остолбенел от испуга ».

я словно остолбенел

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

В3. Выпишите грамматическую основу предложения:

«Характер у моего брата Юры лёгкий, весёлый».

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

характер лёгкий, весёлый

В3. Выпишите грамматическую основу предложения:

«Лечение, назначенное врачом, очень интенсивное».

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

лечение интенсивное

Было много ошибок:

нужно повторить правило

Знания прочные:

можно работать с тестом

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!

МОЛОДЦЫ!

  • Иванова Ю.С. Русский язык: помощь в подготовке к сдаче практического экзамена. – М.: Тригон, 2013.
  • Макарова Б.А. Абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней. – М.: АСТ Астрель, 2014.

3. Новикова Л.И. Пособие для подготовки к школьников к централизированному тестированию. – М.: Экзамен, 2014.

4. Федеральный институт педагогических измерений: http://opengia.ru/subjects/russian-9/topics/5?page=1

kopilkaurokov.ru

Подготовка к ОГЭ по русскому языку ( тест «Грамматическая основа предложения») ( 9 класс)

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ (ОГЭ – Вопрос 8)

1. Выпишите грамматическую основу предложения.

Как быстро и непонятно меняется настроение моей матери!
2. Выпишите грамматическую основу предложения.
Его совершенно не интересовали сплетни и слухи.
3. Выпишите грамматическую основу предложения.
Когда-нибудь тебе придется уехать отсюда.
4. Выпишите грамматическую основу предложения.

Существует неумолимая зависимость между упадком природы и упадком общества.

5. Выпишите грамматическую основу предложения.

Грань между компьютерным и реальным мирами становится весьма зыбкой.

6. Выпишите грамматическую основу предложения.

Обед, наскоро приготовленный. оказался на удивление очень вкусным.
7. Выпишите грамматическую основу предложения.
Друзья, прекрасен наш союз!

8. Выпишите грамматическую основу предложения.

Способность радоваться, чутко улавливать красоту родной земли дарована
далеко не всем людям.

9. Выпишите грамматическую основу предложения.

Уже став знаменитым, Михаил Семёнович Щепкин любил в кругу близких
вспоминать свои детские годы, прошедшие в белгородских сёлах и хуто
рах.

10. Выпишите грамматическую основу предложения 1.

(1)В Симбирске я собирался остановиться на сутки для закупки нужных ве
щей. (2)Я остановился в трактире. (З)Савельич с утра отправился по лавкам.

11. Выпишите грамматическую основу предложения 3.

(1)Наконец Пугачев встал с кресел и сошел с крыльца в сопровождении своих
старшин. (2)Ему подвели белого коня, украшенного богатой сбруей. (З)Два казака по-

садили его на седло. .

12. Выпишите грамматическую основу предложения 2.

(1 )Это случилось несколько времени перед прибытием моим в Белгородскую
крепость. (2)Все было уже тихо. (З)Начальство слишком легко поверило мнимому
раскаянию лукавых мятежников, которые злобствовали втайне и выжидали удобно-
го случая для возобновления беспорядков.

13. Выпишите грамматическую основу предложения.
Иногда ты мне кажешься очень хитрым .

14. Выпишите грамматическую основу предложения.

Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев.
15. Выпишите грамматическую основу предложения 3.

(1)Я позволил Савельичу приготовляться в дорогу. (2)Через пол часа я сел на
своего доброго коня, а Савельич на тощую и хромую клячу. (З)Её задаром отдал ему
один из городских жителей, не имея более средств кормить её.

16. Выпишите грамматическую основу предложения.

Величайший патриотизм это страстное, беспредельное желание блага Родине.

17. Выпишите грамматическую основу предложения 1.

(1) Каждый год собирался я в далекое плавание, но не мог найти подходящее
судно.
(2) Покупать яхту было дороговато, строить плот — — громоздко.

.

18. Выпишите грамматическую основу предложения.

Однако есть немало здоровых, успешных, состоявшихся людей, ежедневно
уделяющих компьютерным развлечениям довольно много времени.

19. Выпишите грамматическую основу предложения.

Изменник помог Пугачеву вылезть из кибитки, в подлых выражениях изъявляя
свою радость и усердие.

20. Выпишите грамматическую основу предложения.

Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в быстрых тон
ких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях

21. Выпишите грамматическую основу предложения.

Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное
повед
ение человека?

22. Выпишите грамматическую основу предложения.

Зайдите, пожалуйста, после работы в школу.

23. Выпишите грамматическую основу предложения.

В такие минуты думаешь только о самых близ и дорогих тебе людях.

24. Выпишите грамматическую основу предложения 3.

l)Толкаясь локтями, мы жали Шурину руку, обещали принести пластинки к
его граммофону. (2)Орлов даже обнял милиционера и сказал:
— (З) Становись-ка, Шура, художником.

25. Выпишите грамматическую основу предложения.
Мне очень хотелось ему какнибудь помочь.

26. Выпишите грамматическую основу предложения.

Надо остановиться перед красотой, не думая о времени, без суеты и не мень
ше, чем на два часа

27. Выпишите грамматическую основу предложения.

И не было на горизонте даже отдельных признаков грядущей научно-
технической революции или хотя бы информационного
бума.

infourok.ru

Презентация на тему «Все о грамматической основе предложения»

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация на тему «Грамматическая основа предложения» по русскому языку поможет ученикам 9 класса подготовиться к ГИА. Содержит информацию о том, какие члены предложения составляют его грамматическую основу, а также задания для закрепления изученного материала.

Краткое содержание

  1. Подлежащее. Способы выражения
  2. Сказуемое
  3. Вспомогательная часть СГС
  4. Основная часть СГС
  5. Глагол-связка в СИС
  6. Именная часть
  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    14

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Слайд 1

    Грамматическая основа предложения

    pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Подлежащее. Способы выражения

    • Отговорила роща золотая.
    • Кто идет?
    • Это невозможно.
    • Смелый там найдет, где робкий потеряет.
    • Пять больше двух.
    • Курить – здоровью вредить.
    • Жить – Родине служить.
    • Ах – междометие.
    • Нас встречали хозяин с хозяйкой.
    • Встретились несколько человек.
  • Слайд 3

    Сказуемое

  • Слайд 4

    ПГС

    • Уж не поют в саду соловьи.
    • Сегодня я буду читать.
    • Мы пошли было от озера, но вернулись.
    • Она хлоп по столу.
    • Давай дружить!
    • Да здравствует разум!
    • Он весь вечер бил баклуши.
  • Слайд 5

    Согласуйте подлежащее со сказуемым

    • Принял..сь все десять кустов.
    • Принял..сь лишь десять кустов.
    • Два курсанта остановил..сь возле памятника.
    • Семеро одного не жд..т.
    • Около шестнадцати человек отправил..сь в поход.
    • Большинство участников турнира получил.. призы.
  • Слайд 6

    Найдите несогласованное сказуемое

    • Я буду ждать тебя у входа в музей.
    • Мне все равно твое безраличие.
    • Да скроется тьма!
    • Два бойца сид..т в дозоре.
    • А рыбка опять бултых в воду.
    • Уж небо осенью дышало.
    • Несколько пуль провизжал.. надо мной.
  • Слайд 8

    Вспомогательная часть СГС

    • Начать, закончить, стать, остаться, продолжить
    • Мочь, хотеть, намереваться, решить.
    • Не иметь намерения
    • Рад, готов, обязан, должен (быть)
    • В безличных предложениях – наречие, категория состояния
  • Слайд 9

    Основная часть СГС

    • ИНФИНИТИВ
    • Следует отличать инфинитив в функции второстепенного члена от инфинитива в функции основной части СГС:
    • Я люблю читать. Я начал читать.
    • Я прошу присесть. Я решил присесть.
    • Я пошел гулять. Я не имею намерения гулять.
  • Слайд 11

    Глагол-связка в СИС

    • БЫТЬ
    • В настоящем времени – нулевая связка на месте глагола БЫТЬ, ЕСТЬ.
    • Глаголы с ослабленным лексическим значением: делаться, стать, являться, считаться, казаться
    • Краткое прилагательное + БЫТЬ.
    • Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я.
  • Слайд 12

    Именная часть

    • Полное или краткое прилагательное. Причастие.
    • Жизнь прекрасна. Москва златоглавая. Красота неописуемая.Она была воспитана в детском доме.
    • Существительное. Учителем вы быть не можете.
    • Фразеологизм. Он был себе на уме.
    • Словосочетанием. Они брат с сестрой.
  • Слайд 13

    Тренируемся

    • Вы решительно уверены, что я не могу увлекаться?
    • С тех пор они стали друзьями.
    • Самой замечательной была «Повесть временных лет»
    • Гриша рыбачить не любил.
    • После грозы город казался умытым.
    • Я иногда ходил обедать домой.
    • Туман сделался светлей и ровней.
  • Слайд 14

    ГИА В9

    • Выпишите грамматическую основу из предложения 9:
    • Разве это черви?
    • Из предложения 20:
    • Мне стало горько.
    • Почему-то раньше всё было просто.
    • Какой приказ отдаст он?
    • Теперь она не будет ни спать, ни есть.
    • В такие минуты все безысходно.

    pptcloud.ru