Готовимся к ОГЭ по русскому языку 9 класс «Грамматическая основа предложения»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Готовимся к ОГЭ
по русскому языку
9 класс
Слайд 2
Сформировать умения выделять грамматическую основу предложения.
Повторить способы выражения подлежащего и сказуемого.
Способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания.
Цель урока:
Слайд 3
Задания по данной теме в КИМах
сформулированы следующим образом:
Задание№8
Выпишите грамматическую основу предложения № …
НАПРИМЕР:
Месяц удивительно близок был на этот раз к земле и прямо смотрел мне в лицо с грустным и бесстрастным выражением.
месяц был близок и смотрел
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Грамматическая основа предложения
Слайд 4
Чтобы выполнить задание №8,
НЕОБХОДИМО ВСПОМНИТЬ
сведения о главных членах предложения и
способах их выражения
Грамматическая основа предложения — это …
Подлежащее — это …
основная часть предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, — или одного из них.
главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа:
Лебеди опустились на зеркальную гладь озера.
Сказуемое — это …
главный член предложения, обозначающий действие или признак того, что выражено подлежащим:
Лебеди опустились на зеркальную гладь озера, стали ждать рассвета.
Грамматическая основа предложения
Слайд 5
Имя существительное
Местоимение (союзные слова)
Прилагательное
Числительное
Причастие
Инфинитив
Междометие
Словосочетание
Фразеологизмы
Способы выражения
подлежащего
Слайд 6
СКАЗУЕМОЕ
ПРОСТОЕ
СОСТАВНОЕ
глагольное
глагольное
именное
глагол в
спрягаемой
форме
вспомогательная
часть +
инфинитив
связка +
именная часть
Способы выражения
сказуемого
Слайд 7
Выделите грамматические основы в предложениях (Карточка №1)
1.Кленовый лист срывает ветер сильный.
2. Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной.
3.Мне хочется прогуляться.
4.Он взял книгу, которая лежала на полке.
Слайд 8
Ответ
1.Кленовый лист срывает ветер сильный.
2. Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной.
3.Мне хочется прогуляться.
4. Он взял книгу, которая лежала на полке.
Слайд 9
Подлежащее
1.Чтобы правильно выделить подлежащее, надо помнить о том, что:
2.Подлежащее указывает на производителя действия и отвечает на вопросы кто? что? Стоит в И.п.
Слайд 10
3.Местоимения МНЕ, ТЕБЕ, ЕМУ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ИМ, обозначающие деятеля, отвечают на вопрос КОМУ? и подлежащим не являются.
Ей пришлось уступить.
Нам надо торопиться.
Вам пришлось много пережить.
Слайд 11
В придаточной части сложноподчинённого предложения в роли подлежащего нередко выступают союзные слова КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ,ЧТО
В комнате играли дети, которые не обращали на нас никакого внимания.
Слайд 12
Карточка №2
Инженер с дочерью в воскресенье пошли на каток, врач с сыном тоже пошел туда.
Слайд 13
Подлежащее может быть выражено словосочетанием:
1.Слово в количественном значении + имя существительное в родительном падеже.
На столе лежат три яблока.
2. Слово в именительном падеже + предлог ИЗ + слово в родительном падеже.
Любой из нас справится с заданием
3.Слово в именительном падеже + предлог С + слово в творительном падеже (если сказуемое стоит в форме множественного числа)
Отец с сыном болеют за «Спартак»
Слайд 14
Карточка №3
1.Я бы не пошёл.
2.Пускай солнце светит.
3.Давай поговорим о любви.
4.Я боялся опоздать на экзамен.
5.Я должен немедленно уехать.
6.Все просили её спеть.
7.Охота странствовать напала на него.
8.Он скоро будет студентом.
9.На улице становится холодно.
10.Сюжет романа оказался оригинальным.
Слайд 15
напоминание вовремя
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
№8. Выпишите грамматическую основу предложения:
№8. Выпишите грамматическую основу предложения:
надо повторить
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
«Как вовремя сегодня это мамино напоминание».
«Перед экзаменом надо многое повторить».
Проверь свои знания
Слайд 16
«К вечеру, вопреки прогнозам, на улице похолодало».
похолодало
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
№8. Выпишите грамматическую основу предложения:
«Выйдя в сени, я словно остолбенел от испуга».
№8. Выпишите грамматическую основу предложения:
я словно остолбенел
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
Слайд 17
характер лёгкий, весёлый
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
№8. Выпишите грамматическую основу предложения:
№8. Выпишите грамматическую основу предложения:
лечение интенсивное
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
«Характер у моего брата Юры лёгкий, весёлый».
«Лечение, назначенное врачом, очень интенсивное».
Слайд 18
Оцените свою работу
Знания прочные:
можно работать с тестом
Было много ошибок:
нужно повторить правило
МОЛОДЦЫ!
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!
УДАЧИ НА ЭКЗАМЕНЕ!
Слайд 19
Иванова Ю.С. Русский язык: помощь в подготовке к сдаче практического экзамена. – М.: Тригон, 2013.
Макарова Б.А. Абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней. – М.: АСТ Астрель, 2014.
3. Новикова Л.И. Пособие для подготовки к школьников к централизированному тестированию. – М.: Экзамен, 2014.
4. Федеральный институт педагогических измерений: http://opengia.ru/subjects/russian-9/topics/5?page=1
Использованный материал
lusana.ru
Готовимся к ГИА по русскому языку в 9 классе. Грамматическая основа предложения
ЗАДАНИЕ ТИПА В3
ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Автор презентации:
Печказова Светлана Петровна ,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»
р.п.Чамзинка Республики Мордовия
- продолжить подготовку к ГИА по русскому языку;
- отрабатывать навык выполнения задания типа В3;
- систематизировать знания о грамматической
основе простого предложения;
- учить правильно находить грамматическую основу
предложения и определять способы её выражения.
Задания по данной теме в КИМах
сформулированы следующим образом:
В3. Выпишите грамматическую основу предложения № …
НАПРИМЕР:
Месяц удивительно близок был на этот раз к земле и прямо смотрел мне в лицо с грустным и бесстрастным выражением.
месяц был близок и смотрел
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Чтобы выполнить задание В3,
НЕОБХОДИМО ВСПОМНИТЬ
сведения о главных членах предложения и
способах их выражения
основная часть предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, — или одного из них.
Грамматическая основа предложения — это …
главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа:
Подлежащее — это …
Старик устало опустился на мельничный жернов.
главный член предложения, обозначающий действие или признак того, что выражено подлежащим:
Сказуемое — это …
Старик устало опустился на мельничный жернов, положил подбородок на кулаки и стал терпеливо ждать.
Подлежащее – одно слово
Форма
Примеры
Имя существительное
Старший сын (кто?) уехал в столицу.
Местоимение (в т.ч. союзные слова в придаточной части СПП)
Он (кто?) уехал в столицу. В комнате играли дети, которые (кто?) не обращали на нас никакого внимания.
Имя прилагательное
Старший (кто?) уехал в столицу.
Имя числительное
Двое (кто?) уехали в столицу.
Причастие
Поднявший (кто?) меч от меча и погибнет.
Инфинитив (н. ф. гл.)
Жить (что?) – родине служить.
Наречие
Настало роковое послезавтра (что?).
Предлог
« В » (что?) является предлогом.
Союз
« А
» (что?) – противительный союз.Частица
« Не » (что?) с глаголами пишется отдельно.
Междометие
Неслось со всех сторон « ау » (что?).
Подлежащее – синтаксически неделимое словосочетание
Форма
Примеры
Имя в им. падеже (наречие)
+ имя в родит. падеже
Пять (часть) стульев стояло у стены. Несколько (много) стульев стояло у стены.
Имя в именительном падеже
+ имя в родительном падеже
с предлогом из
Двое из нас поедут в столицу. Каждый из нас поедет в столицу. Многие из нас поедут в столицу.
Имя в им. пад.+ имя в тв.
пад.с предлогом с (только
при сказуемом – во мн.ч.!)
Мать с сыном поедут (мн. ч.) отдыхать .
Сущ. начало, середина,
конец + сущ. в родит.пад.
Стоял конец сентября .
Фразеологизм, терминологи-
ческое сочетание и т.д.
Млечный путь разостлался по небу. Белые мухи (снежинки) кружили в небе.
Неопределённое местоимение (от основ кто, что ) + согласуемое имя
Что-то неприятное было в его облике.
СКАЗУЕМОЕ
ПРОСТОЕ
СОСТАВНОЕ
глагольное
именное
глагольное
глагол в
спрягаемой
форме
вспомогательная
часть +
инфинитив
связка +
именная часть
Форма
Глагол в форме
какого- л. наклонения
Примеры
Наступает хмурое утро. Наступило хмурое утро. Сергей будет поступать в театральное училище.
Инфинитив
Междометные
глагольные формы
(усечённые формы глагола
типа бац, хвать, прыг )
Жить – родине служить.
Подруга каждая тут тихо толк подругу.
Татьяна прыг в другие сени.
Фразеологич. оборот с
главн.словом глаг.
Глагол в спрягаемой
форме + модальная
частица ( да, пусть,
пускай, давай, давайте,
было, будто, как будто, как
бы, словно, точно, едва ли,
чуть не, только что и др.)
Команда одержала победу в чемпионате. Он опять лодыря гоняет.
Давай я поеду с тобой. Пусть уезжает с отцом.
Он едва ли не помешался от радости.
Вспомогательная часть +
инфинитив
Глаголы со значением начала, продолжения, конца действия: н ачать, стать, пуститься, продолжать, кончить, перестать, прекратить и др.
Глаголы и фразеологизмы со значение м необходимости, желательности, способности, предрасположенности действия: мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, отказываться, стараться, привыкнуть, любить, бояться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и др.
…
Примеры
…
Он стал готовиться к отъезду. Он бросил курить.
Он опять пустился рассуждать о тяготах сельской жизни.
Я умею петь. Я хочу петь. Я боюсь петь. Я люблю петь. Я стыжусь петь. Я рассчитываю спеть эту арию.
Я дал обещание спеть эту арию.
Глагол-связка+
именная часть
Грамматическая связка выражает грамматическое значение (время, наклонение), лексического значения не имеет: быть, делаться, стать, являться, считаться, казаться, прийти, приехать, вернуться, сидеть, стоять т др.)
существительное, прилагательное, причастие, наречие, числительное, местоимение
Примеры
Он был весельчаком.
Он весельчак.
Весь сад в цвету.
У ручья трава была (стала, казалась, стояла, считалась) зелёной.
Брови её были сдвинуты.
Хлеба обмолочены.
Ей туфли впору будут.
Два да три будет пять.
Вишнёвый сад теперь мой.
В3. Выпишите грамматическую основу предложения:
«А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филиппок, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой, нарисованной на картинке».
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
я улыбался и утирал
В3. Выпишите грамматическую основу предложения:
«В залитой солнцем комнате никого не было».
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
не было
В3. Выпишите грамматическую основу предложения:
«Плотно закрыл дверь, стараюсь не шуметь».
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
закрыл, стараюсь не шуметь
В3. Выпишите грамматическую основу предложения:
«Девушка резво вскочила и, всё ещё взволнованная моим рассказом, принялась умело и быстро накрывать на стол».
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
девушка вскочила и принялась накрывать
В3. Выпишите грамматическую основу предложения:
«Примерно через неделю всё повторилось вновь».
всё повторилось
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
В3. Выпишите грамматическую основу предложения:
«Эту непоседливую девочку звали Алиса».
звали
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
В3. Выпишите грамматическую основу предложения:
«В это время несколько человек, громко переговариваясь, весело смеясь и топая ногами, неожиданно ввалилось в тесную переднюю».
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
несколько человек ввалилось
В3. Выпишите грамматическую основу предложения:
«А значит, можно ещё ей, глупой крякве, жить».
можно жить
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
В3. Выпишите грамматическую основу предложения:
«Вопреки ожиданиям её не приютили в этом доме».
не приютили
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
В3. Выпишите грамматическую основу предложения:
«У реки в эту раннюю пору было прохладно и тихо».
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
было прохладно и тихо
В3. Выпишите грамматическую основу предложения:
«Многое можно услышать и увидеть утром в лесу».
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
можно услышать и увидеть
В3. Выпишите грамматическую основу предложения:
«Сразу за кулисами толпились выступающие, стараясь из-за множества спин разглядеть неизвестно откуда взявшегося фокусника».
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
выступающие толпились
В3. Выпишите грамматическую основу предложения:
«Детское ликование никому не остановить».
не остановить
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
В3. Выпишите грамматическую основу предложения:
«Ну-ка, дружнее берись, ребята».
берись
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
В3. Выпишите грамматическую основу предложения:
« Во время карнавального шоу праздничный фейерверк, поразивший всех зрителей, был поистине великолепным ».
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
фейерверк был великолепным
В3. Выпишите грамматическую основу предложения:
«Наконец, наступило долгожданное завтра».
завтра наступило
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
В3. Выпишите грамматическую основу предложения:
«Книги читать – много знать».
читать – знать
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
В3. Выпишите грамматическую основу предложения:
«Наш большой дом стоял первым от въезда в село».
дом стоял первым
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
В3. Выпишите грамматическую основу предложения:
«Сегодня твои обидные слова – ничто для меня».
слова – ничто
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
В3. Выпишите грамматическую основу предложения:
«Как вовремя сегодня это мамино напоминание».
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
напоминание вовремя
В3. Выпишите грамматическую основу предложения:
«Перед экзаменом надо многое повторить».
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
надо повторить
В3. Выпишите грамматическую основу предложения:
«К вечеру, вопреки прогнозам, на улице похолодало».
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
похолодало
В3. Выпишите грамматическую основу предложения:
« Выйдя в сени, я словно остолбенел от испуга ».
я словно остолбенел
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
В3. Выпишите грамматическую основу предложения:
«Характер у моего брата Юры лёгкий, весёлый».
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
характер лёгкий, весёлый
В3. Выпишите грамматическую основу предложения:
«Лечение, назначенное врачом, очень интенсивное».
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
лечение интенсивное
Было много ошибок:
нужно повторить правило
Знания прочные:
можно работать с тестом
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!
МОЛОДЦЫ!
- Иванова Ю.С. Русский язык: помощь в подготовке к сдаче практического экзамена. – М.: Тригон, 2013.
- Макарова Б.А. Абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней. – М.: АСТ Астрель, 2014.
3. Новикова Л.И. Пособие для подготовки к школьников к централизированному тестированию. – М.: Экзамен, 2014.
4. Федеральный институт педагогических измерений: http://opengia.ru/subjects/russian-9/topics/5?page=1
kopilkaurokov.ru
Подготовка к ОГЭ по русскому языку ( тест «Грамматическая основа предложения») ( 9 класс)
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ (ОГЭ – Вопрос 8)
1. Выпишите грамматическую основу предложения.
Как быстро и непонятно меняется настроение моей матери!
2. Выпишите грамматическую основу предложения.
Его совершенно не интересовали сплетни и слухи.
3. Выпишите грамматическую основу предложения.
Когда-нибудь тебе придется уехать отсюда.
4. Выпишите грамматическую основу предложения.
Существует неумолимая зависимость между упадком природы и упадком общества.
5. Выпишите грамматическую основу предложения.
Грань между компьютерным и реальным мирами становится весьма зыбкой.
6. Выпишите грамматическую основу предложения.
Обед, наскоро приготовленный. оказался на удивление очень вкусным.
7. Выпишите грамматическую основу предложения.
Друзья, прекрасен наш союз!
8. Выпишите грамматическую основу предложения.
Способность радоваться, чутко улавливать красоту родной земли дарована
далеко не всем людям.
9. Выпишите грамматическую основу предложения.
Уже став знаменитым, Михаил Семёнович Щепкин любил в кругу близких
вспоминать свои детские годы, прошедшие в белгородских сёлах и хуторах.
10. Выпишите грамматическую основу предложения 1.
(1)В Симбирске я собирался остановиться на сутки для закупки нужных ве—
щей. (2)Я остановился в трактире. (З)Савельич с утра отправился по лавкам.
11. Выпишите грамматическую основу предложения 3.
(1)Наконец Пугачев встал с кресел и сошел с крыльца в сопровождении своих
старшин. (2)Ему подвели белого коня, украшенного богатой сбруей. (З)Два казака по-
садили его на седло. .
12. Выпишите грамматическую основу предложения 2.
(1 )Это случилось несколько времени перед прибытием моим в Белгородскую
крепость. (2)Все было уже тихо. (З)Начальство слишком легко поверило мнимому
раскаянию лукавых мятежников, которые злобствовали втайне и выжидали удобно-
го случая для возобновления беспорядков.
13. Выпишите грамматическую основу предложения.
Иногда ты мне кажешься очень хитрым .
14. Выпишите грамматическую основу предложения.
Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев.
15. Выпишите грамматическую основу предложения 3.
(1)Я позволил Савельичу приготовляться в дорогу. (2)Через пол часа я сел на
своего доброго коня, а Савельич на тощую и хромую клячу. (З)Её задаром отдал ему
один из городских жителей, не имея более средств кормить её.
16. Выпишите грамматическую основу предложения.
Величайший патриотизм — это страстное, беспредельное желание блага Родине.
17. Выпишите грамматическую основу предложения 1.
(1) Каждый год собирался я в далекое плавание, но не мог найти подходящее
судно. (2) Покупать яхту было дороговато, строить плот — — громоздко.
.
18. Выпишите грамматическую основу предложения.
Однако есть немало здоровых, успешных, состоявшихся людей, ежедневно
уделяющих компьютерным развлечениям довольно много времени.
19. Выпишите грамматическую основу предложения.
Изменник помог Пугачеву вылезть из кибитки, в подлых выражениях изъявляя
свою радость и усердие.
20. Выпишите грамматическую основу предложения.
Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в быстрых тон—
ких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях
21. Выпишите грамматическую основу предложения.
Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное
поведение человека?
22. Выпишите грамматическую основу предложения.
Зайдите, пожалуйста, после работы в школу.
23. Выпишите грамматическую основу предложения.
В такие минуты думаешь только о самых близ и дорогих тебе людях.
24. Выпишите грамматическую основу предложения 3.
l)Толкаясь локтями, мы жали Шурину руку, обещали принести пластинки к
его граммофону. (2)Орлов даже обнял милиционера и сказал:
— (З) Становись-ка, Шура, художником.
25. Выпишите грамматическую основу предложения.
Мне очень хотелось ему как—нибудь помочь.
26. Выпишите грамматическую основу предложения.
Надо остановиться перед красотой, не думая о времени, без суеты и не мень—
ше, чем на два часа
27. Выпишите грамматическую основу предложения.
И не было на горизонте даже отдельных признаков грядущей научно-
технической революции или хотя бы информационного бума.
infourok.ru
Презентация на тему «Все о грамматической основе предложения»
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Рецензии
Добавить свою рецензию
Аннотация к презентации
Презентация на тему «Грамматическая основа предложения» по русскому языку поможет ученикам 9 класса подготовиться к ГИА. Содержит информацию о том, какие члены предложения составляют его грамматическую основу, а также задания для закрепления изученного материала.
Краткое содержание
- Подлежащее. Способы выражения
- Сказуемое
- Вспомогательная часть СГС
- Основная часть СГС
- Глагол-связка в СИС
- Именная часть
Формат
pptx (powerpoint)
Количество слайдов
14
Аудитория
Слова
Конспект
Отсутствует
Содержание
- Слайд 1
Грамматическая основа предложения
pptcloud.ru
- Слайд 2
Подлежащее. Способы выражения
- Отговорила роща золотая.
- Кто идет?
- Это невозможно.
- Смелый там найдет, где робкий потеряет.
- Пять больше двух.
- Курить – здоровью вредить.
- Жить – Родине служить.
- Ах – междометие.
- Нас встречали хозяин с хозяйкой.
- Встретились несколько человек.
- Слайд 3
Сказуемое
- Слайд 4
ПГС
- Уж не поют в саду соловьи.
- Сегодня я буду читать.
- Мы пошли было от озера, но вернулись.
- Она хлоп по столу.
- Давай дружить!
- Да здравствует разум!
- Он весь вечер бил баклуши.
- Слайд 5
Согласуйте подлежащее со сказуемым
- Принял..сь все десять кустов.
- Принял..сь лишь десять кустов.
- Два курсанта остановил..сь возле памятника.
- Семеро одного не жд..т.
- Около шестнадцати человек отправил..сь в поход.
- Большинство участников турнира получил.. призы.
- Слайд 6
Найдите несогласованное сказуемое
- Я буду ждать тебя у входа в музей.
- Мне все равно твое безраличие.
- Да скроется тьма!
- Два бойца сид..т в дозоре.
- А рыбка опять бултых в воду.
- Уж небо осенью дышало.
- Несколько пуль провизжал.. надо мной.
- Слайд 8
Вспомогательная часть СГС
- Начать, закончить, стать, остаться, продолжить
- Мочь, хотеть, намереваться, решить.
- Не иметь намерения
- Рад, готов, обязан, должен (быть)
- В безличных предложениях – наречие, категория состояния
- Слайд 9
Основная часть СГС
- ИНФИНИТИВ
- Следует отличать инфинитив в функции второстепенного члена от инфинитива в функции основной части СГС:
- Я люблю читать. Я начал читать.
- Я прошу присесть. Я решил присесть.
- Я пошел гулять. Я не имею намерения гулять.
- Слайд 11
Глагол-связка в СИС
- БЫТЬ
- В настоящем времени – нулевая связка на месте глагола БЫТЬ, ЕСТЬ.
- Глаголы с ослабленным лексическим значением: делаться, стать, являться, считаться, казаться
- Краткое прилагательное + БЫТЬ.
- Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я.
- Слайд 12
Именная часть
- Полное или краткое прилагательное. Причастие.
- Жизнь прекрасна. Москва златоглавая. Красота неописуемая.Она была воспитана в детском доме.
- Существительное. Учителем вы быть не можете.
- Фразеологизм. Он был себе на уме.
- Словосочетанием. Они брат с сестрой.
- Слайд 13
Тренируемся
- Вы решительно уверены, что я не могу увлекаться?
- С тех пор они стали друзьями.
- Самой замечательной была «Повесть временных лет»
- Гриша рыбачить не любил.
- После грозы город казался умытым.
- Я иногда ходил обедать домой.
- Туман сделался светлей и ровней.
- Слайд 14
ГИА В9
- Выпишите грамматическую основу из предложения 9:
- Разве это черви?
- Из предложения 20:
- Мне стало горько.
- Почему-то раньше всё было просто.
- Какой приказ отдаст он?
- Теперь она не будет ни спать, ни есть.
- В такие минуты все безысходно.
pptcloud.ru
Посмотреть все слайды
pptcloud.ru
Презентация по русскому языку на тему «Грамматические основы предложения» ОГЭ.(9 класс)
Инфоурок › Русский язык › Презентации › Презентация по русскому языку на тему «Грамматические основы предложения» ОГЭ.(9 класс)Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ 8 грамматичекие основы.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Подготовка к ОГЭ-2016. Задание 6 Парушкина Г.Н. МБОУ «Бородинская ООШ» Омского района Омской области
2 слайд Описание слайда:Чтобы выполнить задание 8, нужно: Вспомнить сведения о главных членах предложения. Знать способы их выражения.
3 слайд Описание слайда:Способы выражения подлежащего Части речи: Имя существительное Имя прилагательное Местоимение Числительное Инфинитив Причастие Наречие Служебные части речи междометие Словосочетания: Сущ. в Им. п.+ сущ. в Тв. п. Мест. + сущ. в Р. п. Мест. + мест. Числ. + сущ. в Р.п. Неопределённо-качественное слово+ сущ. в Р. П.
4 слайд Описание слайда:Выпишите основы предложений Учёные построили глобусы с материками и океанами, нарисовали карты. Но глобусы и карты были только моделью Земли. Всю Землю целиком охватить глазом никому не удавалось. Но вот произошло великое событие. Случилось оно 12 апреля 1961 года. Именно в этот день с космодрома Байконур стартовал в космос первый человек. Звали его Юрий Алексеевич Гагарин, и было ему двадцать семь лет. В 9 часов 7 минут вспыхнуло пламя в двигателях ракет. 20 миллионов лошадиных сил было в них, и все они заработали слаженно и одновременно. Грохот поднялся невероятный. Но люди всё равно услыхали, как Гагарин засмеялся и сказал: «Поехали!» И в тот же миг ракета подпрыгнула и скрылась в голубом небе.
5 слайд Описание слайда:Проверь себя! Учёные построили, нарисовали Глобусы и карты были моделью Охватить не удавалось Произошло событие Случилось оно Стартовал человек Звали, было двадцать семь лет Вспыхнуло пламя 20 миллионов лошадиных сил было, они заработали Грохот поднялся Люди услыхали, Гагарин засмеялся и сказал, поехали Ракета подпрыгнула и скрылась
6 слайд Описание слайда:Соотнеси подлежащее и способ его выражения Сытый голодного не разумеет. Семеро одного не ждут. Готовиться к экзаменам не так-то просто. Побеждают только верящие. «Из» — это предлог. Отец с сыном шли впереди. Как мало бойцов уцелело. Мы с ним были в театре. Наконец-то наступило завтра. Книга – источник знаний. Имя существительное Причастие Числительное Глагол Сущ.+ сущ. в тв. п. Служебная часть речи Наречие Неопределённо-качественное слово + сущ. в р. п. Мест. + мест. Прилагательное ПРОВЕРЬ
7 слайд Описание слайда:1 — 10 2 – 3 3 — 4 4 — 2 5 — 6 6 — 5 7 — 8 8 — 9 9 — 7 10 -1
8 слайд Описание слайда:Сказуемое ПРОСТОЕ СОСТАВНОЕ Простое глагольное Глагол в спрягаемой форме Составное глагольное Составное именное Вспомогательная часть + инфинитив Связка + Именная часть
9 слайд Описание слайда:Укажите правильный вариант синтаксической характеристики сказуемого в предложениях Древняя Русь искони знала тонкое искусство чернёного серебра. А) простое глагольное Б) составное глагольное В) составное именное А
10 слайд Описание слайда:Укажите правильный вариант синтаксической характеристики сказуемого в предложениях 2. Чернение по серебру – это своеобразная гравюра на металле, рассчитанная на долгую жизнь, на века. А) простое глагольное Б) составное глагольное В) составное именное В
11 слайд Описание слайда:Укажите правильный вариант синтаксической характеристики сказуемого в предложениях 3. Борис и Глеб стали литературными героями созданных в древнейшую пору житийных произведений. А) простое глагольное Б) составное глагольное В) составное именное В
12 слайд Описание слайда:Укажите правильный вариант синтаксической характеристики сказуемого в предложениях 4. Мне приходилось встречаться с героями древнерусского сказания о Борисе и Глебе в забайкальских степях, на берегах Днепра и Северной Двины, в Киеве и Москве. А) простое глагольное Б) составное глагольное В) составное именное Б
13 слайд Описание слайда:Выпишите грамматическую основу предложения О душе теперь не думают, только для брюха и живут. недумают,живут.
14 слайд Описание слайда:Выпишите грамматическую основу предложения Три окна на девятом этаже над квартирой Хлопотовых были неуютно темны. три окна были темны.
15 слайд Описание слайда:Выпишите грамматическую основу предложения И как-то сразу же пропали все белые пятна. пропали пятна.
16 слайд Описание слайда:Выпишите грамматическую основу предложения Первый раз Миху поколотили уже первого сентября — несильно и назидательно — на большой перемене. поколотили.
17 слайд Описание слайда:Выпишите грамматическую основу предложения Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое. двоеизтридцатимужиковвернулись.
18 слайд Описание слайда:Выпишите грамматическую основу предложения Книга была дорогой. книгабыладорогой.
19 слайд Описание слайда:Выпишите грамматическую основу предложения Там, в поднебесных этажах, шла, казалось, совсем иная жизнь, чем внизу. шла жизнь
20 слайд Описание слайда:Выпишите грамматическую основу предложения Ничего, к сожалению, не вышло и со средней историей. невышло
21 слайд Описание слайда:Выпишите грамматическую основу предложения С появлением Ларисы многое изменилось. многое изменилось
22 слайд Описание слайда:Выпишите грамматическую основу предложения Медленно гасят свет. гасят
23 слайд Описание слайда:Выпишите грамматическую основу предложения Сыграйте, Яков Ильич. сыграйте
24 слайд Описание слайда:Выпишите грамматическую основу предложения 3десь, в Доме культуры, есть такая студия. есть студия
25 слайд Описание слайда:Выпишите грамматическую основу предложения Это понимать надо! понимать надо
26 слайд Описание слайда:Выпишите грамматическую основу предложения Ей, видите ли, своя прихоть дороже. прихоть дороже
27 слайд Описание слайда:Выпишите грамматическую основу предложения Толе очень нравилось бежать в школу под дождём. нравилось бежать
28 слайд Описание слайда:Выпишите грамматическую основу предложения И вдруг я расхотел пускать с балкона голубков. я расхотел пускать
29 слайд Описание слайда:Выпишите грамматическую основу предложения Мне ничего не сулили. не сулили
30 слайд Описание слайда:Выпишите грамматическую основу предложения В художественной школе организовали встречу с прославленным мастером живописи. организовали
31 слайд Описание слайда:Выпишите грамматическую основу предложения Тревожно на душе у Динки. тревожно
32 слайд Описание слайда:Выпишите грамматическую основу предложения Вот скажите мне, Ваня. скажите
33 слайд Описание слайда:Выпишите грамматическую основу предложения Значит, отец и мама писáли после своей утренней пробежки и перед работой. отец и мама писáли
34 слайд Описание слайда:Выпишите грамматическую основу предложения Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают. не ругают
35 слайд Описание слайда:Выпишите грамматическую основу предложения Произнесёт тост за мир во всём мире. произнесёт
36 слайд Описание слайда:Выпишите грамматическую основу предложения Было ли это следствием гадания? было это следствием
37 слайд Описание слайда:Выпишите грамматическую основу предложения Олега торжественно и шумно повели на экзамен в музыкальную школу. повели
38 слайд Описание слайда:Выпишите грамматическую основу предложения Хотелось учиться не очень трудно и не очень скучно… хотелось учиться
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-475524
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
ОГЭ. 9 класс. Тренажёр. Умение находить грамматическую основу предложения.
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
9 класс Тренажёр по выполнению задания ОГЭ Алгоритм выполнения задания : Чтобы правильно выделить подлежащее, нужно помнить о том, что: 1) подлежащее обозначает производителя действия и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? 2) подлежащее может быть выражено любой частью речи, но в большинстве случаев именем существительным или местоимением в Им.п. 3) подлежащее может состоять не только из одного слова, но и быть представлено словосочетанием: — слово с количественным значением + имя сущ. в Род.п. На съезд прибыло около двухсот делегатов.- слово в Им.п. + предлог ИЗ + слово в Род.п. Каждый из нас любит получать комплименты в свой адрес.слово в Им.п. + предлог С + слово в Тв. п. (если сказуемое стоит во мн. числе). Сестра с братом учатся в разных школах.ПОМНИ:Обращение не является подлежащим. Чтобы правильно выделить сказуемое, надо помнить о том, что: 1) сказуемое зависит от подлежащего и отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ предмет? КАКОВ предмет? ЧТО с ним ПРОИСХОДИТ? КТО ТАКОЙ предмет? ЧТО ТАКОЕ предмет? 2) сказуемые бывают простыми и составными. Простое глагольное сказуемое (ПГС) может быть выражено:1) глаголом в форме изъявительного наклонения, условного: + БЫ повелительного: + ПУСТЬ, ПУСКАЙ, ДАВАЙ(ТЕ)2) инфинитивом3) устойчивым сочетанием (в т.ч. фразеологизмом). Составное глагольное сказуемое (СГС) СГС 1 = вспомогательный глагол + инфинитив со значением 1) начала, конца,продолжения действия Он начал кашлять. 2) желательности, необходимости, возможности действия Надо учиться языку. 3) эмоциональной оценки действия В знойный день хорошо бродить по тенистой аллее. СГС 2 = краткое прилаг. + инфинитивОна согласна выйти за него замуж. Составное именное сказуемое (СИС): СИС = глагол-связка + именная часть 1) быть -имя сущ являться -имя прилаг казаться -имя числит. станови
weburok.com
А9. Грамматическая основа предложения / Русский на 5
- Главная
- А9. Грамматическая основа предложения
Грамматическая основа в
Выделяй грамматическую основу в простом предложении и частях сложного. Грамматическая основа включает в себя главные члены в двусоставных предложениях или один главный член в односоставных.
Двусоставные — это предложения, имеющие два главных члена: подлежащее и сказуемое, например:
Эта пара отлично танцует.
Односоставные — это предложения, имеющие только один главный член, например:
Тишина. Светает. На улице ни души. Мне холодно и грустно.
Грамматическая основа в двусоставном предложении
Главный член:
Подлежащее и сказуемое
- Подлежащее — слово разных частей речи:
- Существительное (+ глагол)
- Местоимение (+ глагол)
- Прилагательное (+ глагол)
- Причастие (+ глагол)
- Числительное (+ глагол)
Животные зевают, как и люди.
Он что-то кричит.
Больной выздоравливает.
Присутствующие недоумевают.
Один зевнёт, и все начинают зевать.
- Подлежащее — словосочетание:
- И.п. сущ. и формы Т.п. с предлогом с
- И.п. числит. и сущ. в Р.п.
- Местоим., сущ., числит., прил. в форме превосходной степени и сущ. или мест. в форме Р.п.
- Местоимение или сущ. в И.п. с прилагательным или причастием
Мы с братом дерёмся от скуки.
Пять человек дописывают контрольную.
Самые маленькие скучают: им ничего непонятно.
Кто-нибудь знакомый зайдёт, я радуюсь.
-
Подлежащее — неопределённая форма глагола
Зевать невежливо.
Задаваться – всех смешить.
-
Подлежащее — фразеологизм или устойчивое сочетание
Из пушек по воробьям – напрасная трата сил.
Cказуемое и подлежащие
- Простое глагольное сказуемое
- Глагол в личной форме
- Инфинитив
- Междометие
- Повторы и устойчивые сочетания с повторам
- Глагол со вспомогательной частицей, глаголом и др.
Он прыгает от радости.
Звонок – он прыгать от радости.
Пёс цап меня за палец!
Я жду-жду, а он не идёт.
Я жду не дождусь его прихода.
А он возьми да и прийди в этот самый момент.Я пошел было к нему, но по пути вспомнил, что его дома нет.
Она только и делает, что ждёт от него звонка.
- Составное глагольное сказуемое
- Глагол в фазисном значении: начинать, продолжать, переставать, заканчивать, прекращать и др. + инфинитив глагола, называющего действие
- Глаголы уметь, мочь, хотеть, желать, стараться, намереваться, осмелиться, предпочитать, любить, привыкнуть, ненавидеть и др.
в личной форме + инфинитив глагола,
называющего действие - Глагол связка быть +
краткие прилагательные - Глагол связка значить + инфинитив глагола, называющего действие
Я начала готовить утром.
Я не умею готовить, но хочу научиться.
Я была готова к двум.
Понять – значит простить.
- Составное именное сказуемое
Неименная часть: - глагол связка быть (не выражена в наст. времени) + сущ.
- полузнаменательные глаголы:
являться, бывать, оказаться, стать, остаться, считаться и др. + сущ. - глаголы со значениями движения, состояния, деятельности: идти, ходить, вернуться, сидеть, лежать, стоять, работать, жить и др.
+ сущ.
Она балерина. Она была балериной.
Он оказался вруном.
Она стала балериной.
Она работала дворником.
Именная часть: - И.п. или Т.п. (в конструкциях с глаголом быть в прошедшем или будущем времени)
- Прилагательное в любых формах
Она была (будет) балериной.
Она умна. (краткая форма)
Она умная. (полная форма)
Она умнее всех. (степень сравнения)
Грамматическая основа в односоставном назывном предложении
Главный член:
Подлежащее
И.п. существительного
Ночь. Тишина.
Какой мороз!
Грамматическая основа в односоставном определённо-личном предложении
Главный член:
Сказуемое
1) гл. в форме 1 и 2 л. ед. и мн.ч. в наст. или буд. времени в изъявит. накл. |
Иду по улице, смотрю по сторонам.
Иди сюда! |
Грамматическая основа в односоставном неопределённо-личном предложении
Главный член:
Сказуемое
1) гл. в форме 3 л. мн.ч. наст., буд. или прош. времени в изъявит. накл. |
Звонят!
Пусть звонят. Если бы мне сказали, я бы запомнила. |
Грамматическая основа в односоставном обобщённо-личном предложении
Главный член:
Сказуемое
1) гл. в фоме 2 л. ед. и мн.ч. |
Слышишь звонок и бежишь открывать. Так сейчас одеваются. |
Грамматическая основа в односоставном безличном предложении
Главный член:
Сказуемое
1) гл. в форме 3 л. ед.ч. наст. или буд. времени |
Смеркается. Меня тошнит. Смеркалось. |
* В примерах подчёркнуты основы только в тех частях сложных предложений, о которых говорится в комментарии.
Не путай:
-
Быть может встречаться в составе формы будущего времени, например:
Я буду ждать тебя.
(В таких случаях это не составное глагольное, а простое глагольное сказуемое.)
-
Инфинитив может не входить в сказуемое, а выполнять другие синтаксические роли в предложении. Примеры:
1) Дополнение:
Я попросила ее подождать.
Здесь действия относятся к разным производителям действия: я просила, она должна ждать, поэтому подождать – дополнение.
2) Обстоятельство:
Я вышла на улицу подышать.
Подышать – обстоятельство цели (с какой целью?).
Естественно, что в подобных случаях инфинитивы не входят в состав грамматической основы предложения.
Смотрите также
— Понравилась статья?:)Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
russkiy-na-5.ru