Годы правления киевских князей – «988 г. Годы правления первых киевских князей. Походы Киевских князей на Византию.». Скачать бесплатно и без регистрации.

ПЕРВЫЕ КНЯЗЬЯ КИЕВСКОЙ РУСИ. Все правители России

ПЕРВЫЕ КНЯЗЬЯ КИЕВСКОЙ РУСИ

Древнерусское государство образовалось в Восточной Европе в последние десятилетия IX века в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян – Киева и Новгорода, а также земель, расположенных вдоль водного пути «из варяг в греки». Уже в 830-х годах Киев был самостоятельным городом и претендовал на звание главного города восточных славян.

Рюрик, как рассказывает летопись, умирая, передал власть свою шурину Олегу (879–912)[3]. Князь Олег три года оставался в Новгороде. Затем, набрав войско и перейдя в 882 году с Ильменя на Днепр, покорил Смоленск, Любеч и, основавшись в Киеве на житье, сделал его столицею своего княжества, говоря, что Киев будет «матерью городов русских». Олегу удалось объединить в своих руках все главнейшие города по великому водному пути «из варяг в греки». Это была его первая цель. Из Киева он продолжал свою объединительную деятельность: ходил на древлян, затем на северян и покорил их, далее подчинил себе радимичей. Под его рукою собрались, таким образом, все главнейшие племена русских славян, кроме окраинных, и все важнейшие русские города. Киев стал средоточием большого государства (Киевская Русь) и освободил русские племена от хазарской зависимости. Сбросив хазарское иго, Олег старался укрепить свою страну крепостями со стороны восточных кочевников (как хазар, так и печенегов) и строил города по границе степи.

По смерти Олега вступил во власть его сын Игорь (912–945), по-видимому, не имевший таланта ни воина, ни правителя. Игорь погиб в стране древлян, с которых он хотел собрать двойную дань. Его смерть, сватовство древлянского князя Мала, желавшего взять за себя вдову Игоря Ольгу, и месть Ольги древлянам за смерть мужа составляют предмет поэтического предания, подробно рассказанного в летописи.

Ольга осталась после Игоря с малолетним сыном Святославом и взяла на себя правление Киевским княжеством (945–957). По древнему славянскому обычаю вдовы пользовались гражданскою самостоятельностью и полноправием, и вообще, положение женщины у славян было лучше, чем у других европейских народов.

Главным ее делом было принятие христианской веры и благочестивое путешествие в 957 году в Царьград. По рассказу летописи Ольгу крестили «царь с патриархом» в Царьграде, хотя вероятнее, что она крестилась дома на Руси, ранее своей поездки в Грецию. С торжеством христианства на Руси память княгини Ольги, во святом крещении Елены, стала почитаться, и Русской Православной Церковью равноапостольная Ольга была причислена к лику святых.

Сын Ольги Святослав (957–972) носил уже славянское имя, но нравом был еще типичный варяг-воин, дружинник. Едва успел он возмужать, как составил себе большую и храбрую дружину и с ней стал искать себе славы и добычи. Он рано вышел из-под влияния матери и «гневался на мать», когда она убеждала его креститься.

– Как мне одному переменить веру? Дружина начнет смеяться надо мною, – говорил он.

С дружиною он сжился крепко, вел с нею суровую походную жизнь.

После гибели Святослава в одном из военных походов между его сыновьями (Ярополком, Олегом и Владимиром) произошла междоусобная война, в которой погибли Ярополк и Олег, и Владимир остался единодержавным властелином Киевской Руси.

Владимир вел много войн с разными соседями за пограничные волости, воевал также с камскими болгарами. Втянулся он и в войну с греками, в результате которой принял христианство по греческому обряду. Этим важнейшим событием окончился первый период власти варяжской династии Рюриковичей на Руси.

Так образовалось и крепло Киевское княжество, объединившее политически большую часть племен русских славян.

Другим еще более могучим фактором объединения для Руси послужило христианство. За крещением князя тотчас же последовало принятие христианства в 988 году всей Русью и торжественное упразднение языческого культа.

Возвратившись из корсунского похода в Киев с греческим духовенством, Владимир начал обращать киевлян и всю Русь к новой вере. Он крестил в Киеве народ на берегу Днепра и его притока Почайны. Кумиры старых богов были повергнуты наземь и брошены в реку. На их местах были поставлены церкви. Так было и в других городах, где христианство водворяли княжеские наместники.

Еще при жизни Владимир раздал управление отдельными землями своим многочисленным сыновьям.

Киевская Русь стала колыбелью Русской земли, а сына равноапостольного великого князя Владимира – великого князя Киевского Юрия Долгорукого, являвшегося также князем Ростовским, Суздальским и Переяславским, историки называют первым правителем России.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Рюриковичи — великие Киевские князья

Основателем первой династии государей, правившей на Руси более 700 лет до 1598 года, считается князь варяжский Рюрик Варяжский, родившийся предположительно в 817 г. В 862 г. он был призван некоторыми племенами славяно-чудского союза на княжение со «всей русью» (с тех пор и пошло название Руссакая земля). Рюрик скончался в 879 г. но уже при нем с верховной княжеской властью в России утвердилась система феодальная по типу европейской, когда награждённые монархом бояре и любимцы, оставаясь подданными, властвовали как государи своих уделах.

Вторым самодержавным правителем Руси стал Олег Вещий (шурин Рюрика, по смерти которого стал опекуном его сына Игоря и государем Российским). Олег Вещий (годы правления 879-912 г.) первым собрал русскую землю в одно великое государство и прославился в народе не только смелостью и победами, но благоразумием и любовью подданных.(Столица г. Киев).

Великим князем киевским и всей Руси, первым носивший этот титул; был сын Рюрика и Эфанды – Игорь I Рюрикович. Во внутренней и внешней политике Игорь являлся продолжателем деятельности первых русских правителей, способствовавшей укреплению государственности у восточных славян: распространил власть киевского князя на восточнославянские племенные объединения между Днестром и Дунаем. Правление Игоря нельзя назвать удачным. Его дружина совершила два опустошительных похода в Закавказье. С 915 года между Доном и Дунаем стали расселяться пришедшие из Азии печенежские племена, которые постоянно препятствовали русским и совершали опустошительные набеги на славянские племена. Зависимость покорённых племён от киевского князя выражалась преимущественно в том, что они платили ему ежегодную дань. Игорь погиб в 945 году при попытке собрать дополнительную дань.

Первой женщиной, принявшей правление государством стала Ольга

«Святая», великая княгиня, жена Игоря 1 Рюриковича. В 945 г., оставшись вдовой и в связи с малолетством сына Святослава, приняла правление государством. В 947 г. Ольга совершила объезд русской земли, установила государственные дани, определила оброки и разделила всю землю на погосты (волости). При Ольге Русь стала известна в самых отдалённых странах Европы. В 956-957гг. Ольга принимала в Киеве послов византийского императора Константина Багрянородного. В 959 г. направляла своих послов к немецкому императору Оттону I.

Единственный сын Ольги и Игоря, первый русский князь славянского имени Святослав I Игоревич, был видным полководцем. Вступив на великокняжеский престол (957 г.), постоянно занимался военными походами, которые удаляли его от столицы. В связи с этим правление оставлял матери.

Сын Святослава I Игоревича- Ярополк 1 Святославич, не имел влияния на уделы своих братьев. В 978 г. Ярополк пошёл против печенегов, чтобы отомстить за смерть отца, покорил их и заставил платить дань. Ярополк оставил в истории образ добродушного, но слабовольного человека.

Ещё один сын Святослава Игоревича- Владимир I Святославич «Святой» (годы правления 980-1015 г.), несмотря на молодость, показал себя воинственным и храбрым князем, каким был его отец Святослав. В молодости Владимир был ревностным язычником и оставил о себе память как мстительный, кровожадный воин и братоубийца, так как пошёл войной на Ярополка. Владимир приказал уничтожить языческих идолов, собрал горожан на берегу Днепра, где над ними был торжественно совершён обряд крещения. За введение христианства церковь назвала князя Владимира «Святым» и « Равноапостольным», а за государственные дела он заслужил в истории имя «Великого».

Сын Владимира «Равноапостольного – Ярослав I Владимирович « Мудрый» годы правления 1019-1054, в первые годы своего княжения вынужден был вести войны со своими родственниками. Всё правление Ярослава характеризуется политическим подъёмом Киевской Руси, попытками преодолеть начавшуюся феодальную раздробленность. Для укрепления границ своего государства он основал новые города: на севере –Юрьев, на Волге- Ярославль, построил несколько городов на южных границах. В 1032 г. вернул захваченные ранее Перемышль и Червен. Ярослав любил красивые постройки: Киев был обнесён каменной стеной и так называемыми Золотыми воротами (1037 г.). Он так же заботился о распространении просвещения, собрал богатейшую библиотеку. Под его покровительством стали организовываться монастыри, которые сыграли главную роль в распространении книжного дела на Руси. При Ярославе были написаны на славянской земле первые письменные законы под названием «Русская правда», которые составлялись на основе древних славянских обычаев и заложили начало судопроизводства на Руси.

Сын Ярослава Мудрого – Изяслав I Ярославич (годы правления 1054-1068, 1069-1073,1077-1078), трижды садился на престол Киевский, но не удержался на нём. Изяслав обнародовал дополнения к «Русской правде», отменяющие смертную казнь. Совершил удачные походы против латышского племени голядов и торков. В первоисточниках о нём написано: « Изяслав, приятный лицом и величественный станом, был столь же малодушен, сколь мягкосердечен: хотел престола и не умел твёрдо стоять на оном».

Третий сын Ярослава Мудрого — Святослав II Ярославич (годы правления 1073-1076) был слаб здоровьем и обеспокоен судьбой своих детей, которым грозила бедственная участь изгоев в случае смерти отца до достижения великокняжеского престола. Поэтому в 1073 г. он отнял у Изяслава Киев, где правил до самой смерти. Святослав приобретал книги, не считаясь с ценой, заставлял писцов списывать новые, переводить с греческого и болгарского языков. Наиболее известной из них является «Изборник», где были собраны различные поучения и наставления.

Младший сын Ярослава Мудрого — Всеволод I Ярославич (годы правления 1078-1093) был очень образованным человеком, многое сделал для развития на Руси грамоты, зодчества, для процветания торговли и сельского хозяйства, промыслов и ремёсел. Внёс существенное дополнение к «Русской правде»; ликвидировал кровную месть, отрегулировал степени феодальной зависимости, определил льготный статус профессиональных военных- княжеских дружинников. Великое княжение его было одним из самых беспокойных, так как всё время не прекращались жестокие усобицы: племянники Всеволода добивались областей, ссорились между собой, отчего постоянно приходилось их усмирять и делить между ними волости.

Сын Изяслава I Ярославича – Святополк II Изяславич (годы правления 1093-1113) с приходом к власти вместо «старшей дружины», т.е. соратников и друзей Ярославичей, приблизил к себе новых людей, которые за службу требовали большого вознаграждения. В связи с чем из Германии на жительство в Киев были приглашены евреи –ростовщики, ссужавшие великого князя деньгами. Наиболее выгодной коммерцией в то время была торговля рабами, поэтому евреи подталкивали Святополка к военным действиям с целью захвата пленных. Политика проводимая Святополком II была далека от стратегических, экономических и культурных интересов Руси. Война с половцами велась из-за стремления захватить как можно больше пленников, служивших платой у великого князя ростовщикам-евреям.

В дальнейшие годы правления (1113-1125) наиболее ярким правителем был Владимир Всеволодович Мономах: великий князь киевский, крупный государственный деятель, боровшийся за восстановление единства Руси, сын Всеволода Ярославича от «царицы грекини», дочери византийского императора Константина Мономаха.. После погрома в Киеве (1113 г.) к Владимиру Мономаху, самому популярному в народе правителю, была послана депутация, возглавляемая митрополитом, с просьбой занять великокняжеский престол. Мономах согласился, восстание прекратилось, но был нарушен лествичный порядок престолонаследования.

Владимир был прозван Мономахом не только за происхождение, но и за греческую образованность. В годы своего княжения он решил две крупнейшие проблемы своего времени: половецкую и еврейскую, установив на Руси относительный порядок. Он не стал конфисковывать имущество ростовщиков, нажитое неправедным путём, а отказал им в праве на жительство и предложил выехать в Германию. Мономах призывал к сохранению духовного единства Руси и консолидации военных сил удельных князей для обороны страны. Владимир Мономах передал свой престол сыну Мстиславу, что явилось первым шагом к централизации княжеской власти.

Сын Владимира Мономаха — Мстислав I Владимирович Великий (годы правления 1125-1132) походил умом и нравом на своего отца. Летописец, говоря про Мстислава, называет его Великим, а православная церковь причислила его к лику святых. Своими военными успехами Мстислав ещё более утвердил веру в могущество Руси. Жестоко наказал половцев, которые обрадовались смерти Мономаха и напали на Русскую землю в 1125 г. В 1130-1131 г. совершил удачные походы на Чудь (Эстония) и Литву.

Сын Владимира Мономаха- Ярополк II Владимирович (годы правления 1132-1139) отличался большим благородством и необыкновенной храбростью. Ещё при жизни отца начал княжить в Переяславле Русском, земли которого, как правило, первыми подвергались нападению степных кочевников. Несмотря на редкие душевные качества, у Ярополка не хватило сил удержать княжеский род от распрей. С самого начала правления он слабостью распоряжений, перессорив князей, возбудил междоусобицы как на юге, так и на севере Руси.

В противоположность В. Мономаху, добившемуся объединения за счёт сплочённости, следующий правитель –Всеволод -II- Ольгович, (годы правления 1139-1146) правил благодаря изворотливости, мелким уступкам и умелому стравливанию сильных конкурентов между собой. В результате взаимной розни все больше стала проявляться независимость удельных княжеств. Крупнейший представитель Черниговской династии, соперничавшей с потомками В. Мономаха, по смерти Ярополка занял киевский престол, выгнав брата Ярополка — Вячеслава Туровского.

Внук Святослава II Ярославича – Игорь II Ольгович княжил всего 13 дней. В августе 1146 года по завещанию Всеволода Игорь стал великим князем киевским, но не выполнив обещания, которое дал киевлянам, был убит. Киевляне призвали на киевский престол представителя Мономаховичей – Изяслава Мстиславича.

Внук Владимира Мономаха - Изяслав II Мстиславич Владимиро-Волынский (годы правления 1146-1149) обладал добрыми качествами: был благороден, христолюбив, в несчастии твёрд, но крайне честолюбив. Добился великого княжения в борьбе, истощавшей Русскую землю.

Сын В. Мономаха – Юрий I Владимирович Долгорукий (годы правления 1149-1151) был отправлен с братом Мстиславом княжить в Ростов. Именно в годы княжения Юрия и его сыновей прежде глухая окраина –Ростово-Суздальское княжество- превращается в могучее феодальное государство. За стремление Юрия из далёкого Ростова «дотянуться» до Киева и стало основанием дать ему прозвище «Долгорукий». Юрий был человеком мужественным и властолюбивым. Прославился просвещением восточных древнерусских земель и основанием там новых селений и городов.

Сын Мстислава Владимировича Великого – Ростислав Мстиславич Смоленский (годы правления 1154-1155) был приглашён на княжение новгородцами в 1153 году. Благодаря истинным христианским качествам души, боясь запятнать себя кровью россиян, Ростиславу удалась восстановить мир между всеми русскими князьями. Он достиг того, чего не мог добиться никто из великих князей после Мономаха, хотя многие из них были значительно выше Ростислава по своим умственным способностям.

Правнук Ярослава Мудрого – Изяслав III Давидович Черниговский (годы правления 1157-1159) принимал активное участие в княжеских междоусобицах 1146-1149 гг., ища собственной выгоды. Трижды овладевал Киевом, погиб через четыре недели при осаде Белгородского кремля. Он тратил огромные деньги, выкупая русских пленников у половцев, и в то же время шёл на братоубийственную войну ради овладения великокняжеским престолом.

Внук Мстислава Владимировича Великого – Мстислав II Изяславич Владимиро-Волынский (годы правления 1167-1169) обладая храбростью и полководческим талантом, с юношеских лет помогал отцу в ратных делах. После смерти своего дяди Ростислава, с согласия всех южно-российских князей, по просьбе киевлян, занял великокняжеский престол.

Мстислав предпринял последовательную борьбу против половцев, чтобы окончательно подорвать их могущество. Однако этому помешали новые междукняжеские усобицы.



biofile.ru

Великие князья Киевские

 — титул правителей Древнерусского государства и Киевского княжества.

Большинство современных авторов соглашаются, что вопрос собственной титулатуры не слишком интересовал правителей Древнерусского государства на этапе его формирования. Древнерусские летописи, самый ранние из которых относятся к XII веку, также не уделяли титулу правителей государства большого значения, предпочитая, в большинстве случаев называть правивших в Киеве представителей Рюриковичей просто «князьями», таким образом, не отделяя их в этом вопросе ни от правивших в других городах представителей династии, ни от вождей местных племенных союзов. Сам титул «великий князь» в летописях регулярно появляется лишь с описания событий конца XII века. Что касается иностранных источников, то они по отношению к правителю Древнерусского государства использовали разные формы. Так, в русско-византийских договорах X века по отношению к Олегу, Игорю и Святославу использовался титул «великий князь русский», в западных и арабских источниках — «каган» (хакан), малик. Титул «каган» встречается и в древнерусских источниках. Ряд историков считает, что именно этот титул использовался правителями Древнерусского государства в качестве самоопределения до второй половины XI века. Начиная с середины XI века для определения княживших в Киеве Рюриковичей использовалась также приставка «всея Руси» (Князь всея Руси). В настоящий момент известно употребление этого термина по отношению к 6 представителям династии до монголо-татарского нашествия (Всеволоду Ярославичу, Владимиру Мономаху, Юрию Долгорукому, Ростиславу Мстиславичу или Мстиславу Изяславичу — имя правящего на тот момент в Киеве князя не названо, Мстиславу Романовичу Смоленскому и Роману Мстиславичу Галицко-Волынскому).

С середины XII века, с началом распада Древнерусского государства, значение киевского князя среди других древнерусских князей упало. Он пользовался лишь почётными привилегиями, а его престиж был во многом формальным. Для других князей он был равным среди всех, но занимавшим отцовское княжение («в отца место»). Он мог созывать князей на съезды по делам, касающимся всех древнерусских княжеств и председательствовал на них, возглавлял походы против общих врагов, но в управление уделами других князей не вмешивался, правя лишь своим Киевским княжеством. В дела других княжеств он мог вмешиваться (как самостоятельно, так и по требованию других удельных князей) лишь в случаях общего правонарушения, когда заинтересованы были все князья.

Начиная с второй половины XII века, в связи со смещением политического и экономического центра в ростово-суздальские земли Руси, титул великого князя стали носить также владимирские князья.. Таким образом, с этого времени до середины XIII века на Руси было два великих князя — киевский и владимирский. После монголо-татарского нашествия, разорения Киева в 1240 году и его запустения, киевские князья во второй половине XIII века утратили звание великих (за владимирскими князьями данный титул сохранился, а на протяжении XIII — XV вв. он стал использоваться и многими другими княжествами, имевшими в своём составе уделы: (Рязанским, Тверским и др.).

Сам термин «великий князь киевский» был введён в исторический оборот позже. В настоящее время под этим термином историческая наука понимает титул правителей Древнерусского государства до середины XII века, а затем, до упадка Киева в результате монголо-татарского нашествия, титул правителей Киевского княжества.

ИмяГоды княженияИзображениеКомментарии
Олег Вещий882—912Был родственником или соплеменником легендарного основателя русского государства князя Рюрика, после смерти которого в 879 году стал княжить в Новгороде как опекун его малолетнего сына Игоря. В 882 году пришёл в Киев, убил тогдашних правителей города Аскольда и Дира и, объявив Киев «матерью городов русских», начал в нём править.

Погиб при загадочных обстоятельствах в 912 году.

В русско-византийском договоре 911 года назван «великим князем русским».

Игорь Рюрикович912—945Сын князя Рюрика. В год смерти отца находился в младенческом возрасте, поэтому власть, как опекун, получил его родственник — Олег. Начал княжить после смерти Олега в 912 году. Убит в 945 году древлянами.

Первый носивший титул «великого князя киевского».

Ольга945—964Жена князя Игоря. Начала править после его смерти в 945 году в связи с малолетством их сына Святослава. Точное время, когда она передала власть сыну неизвестно. М. Д. Хмыров называет время около 950 года. Исходя из сочинения Константина Багрянородного «Об управлении империей» Святослав правил уже в 949 году, в то же время в своём другом сочинение «О церемониях» он же считал Ольгу правительницей в 957 году. О первых самостоятельных шагах Святослава «Повесть временных лет» сообщает с 964 года.

В сочинении «О церемониях» титул Ольги звучит как «игемон и архонтисса (правительница) руссов». Западноевропейская хроника Продолжателя Регинона именует её «королевой Ругов».

Святослав Игоревич964—972Сын князя Игоря и княгини Ольги. В год смерти отца находился в младенческом возрасте, поэтому власть получила его мать. Год начала им самостоятельного княжения точно неизвестен. М. Д. Хмыров называет время около 950 года О первых самостоятельных шагах Святослава «Повесть временных лет» сообщает с 964 года Был убит печенегами в 972 году.
Ярополк Святославич972—978Сын Святослава Игоревича. Начал править в Киеве после смерти отца, в то время как его братья Олег и Владимир начали править у древлян и в Новгороде соответственно. В результате междоусобной войны с братьями в 977 году стал единоличным правителем Древнерусского государства, но уже в 978 году был убит вернувшимся на Русь Владимиром.
Владимир Святой978—1015Сын Святослава Игоревича. При отце был отправлен княжить в Новгороде. После убийства своего брата Ярополка в 978 году стал единоличным правителем Древнерусского государства со столицей в Киеве. Правил до своей смерти в 1015 году
Святополк Окаянный1015—1016Сын Владимира Святого. В момент смерти Владимира находился в Киеве под стражей, вышел на свободу и без особых затруднений вступил на престол. В ходе междоусобной войны убил братьев Бориса, Глеба и Святослава, но уже в 1016 году, после битвы под Любичем был изгнан из Киева своим братом новгородским князем Ярославом Владимировичем (Мудрым).
Ярослав Мудрый1016—1018Сын Владимира Красное Солнышко и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны. В момент смерти отца княжил в Новгороде. В ходе междоусобной войны после битвы под Любичем в 1016 году изгнал из Киева своего брата Святополка и занял киевский княжеский стол.

В 1018 году, после поражения в битве на Буге от своего брата Святополка и польского князя Болеслава, покинул Киев.

Святополк Окаянный
(повторно)
1018—1019После бегства из Киева в 1016 году отправился в Польшу, к своему тестю князю Болеславу I Храброму. В 1018 году совместно с ним совершил поход на Киев, в битве на Буге разбил войска своего брата Ярослава и вернул себе киевский престол. В том же году при поддержке горожан изгнал из Киева Болеслава. В 1019 году проиграл вернувшемуся с варяжским войском своему брату Ярославу битву на реке Альте и бежал из Киева. Дальнейшая его судьба туманна.
Ярослав Мудрый
(повторно)
1019—1054После бегства из Киева в 1018 году собрал в Новгороде варяжское войско, вернулся в 1019 году в Киев, разбил в битве на реке Альте своего брата Святополка, изгнал его и окончательно утвердился на киевском престоле.

Правил до своей смерти в 1054 году.

Изяслав Ярославич1054—1068Сын Ярослава Мудрого. Начал княжить в Киеве после смерти отца по его воле. При этом его братья получили княжение в других городах: Святослав — в Чернигове, Всеволод — в Переяславле, Игорь — во Владимире, Вячеслав — в Смоленске. В 1067 году вместе с братьями Святославом и Всеволодом разбил полоцкого князя Всеслава Брячиславича в битве на Немиге, пленил его, привёз в Киев и посадил в земляную тюрьму. В следующем году, после поражения на реке Альте от половцев и возвращения в Киев, отказался по требованию горожан выдать им оружие и был свергнут народным восстанием, которое освободило из заключения полоцкого князя Всеслава и посадило его на княжеский престол в Киеве.
Всеслав Чародей1068—1069Единственный за всю историю представитель на киевском престоле полоцкой ветви Рюриковичей. Праправнук Рогволода, правнук Владимира Красное Солнышко и Рогнеды, сын Брячислава Изяславича. В 1067 году, будучи полоцким князем, после поражения в битве на Немиге, был пленён киевским князем Изяславом Ярославичем, привезён в Киев и посажен в земляную тюрьму. В 1068 году, после свержения Изяслава в результате народного восстания, был освобождён из заключения горожанами и посажен ими на княжеский престол в Киеве. В следующем году Изяслав, бежавший в Польшу к своему двоюродному брату князю Болеславу II, собрал войско и двинулся на Киев. Вышедший с киевским войском им навстречу Всеслав внезапно оставил свою армию и бежал. В 1071 году смог вернуть себе Полоцкое княжество и правил в нём до своей смерти в 1101 году.
Изяслав Ярославич
(повторно)
1069—1073После свержения киевлянами в 1068 году бежал в Польшу к своему двоюродному брату князю Болеславу II, собрал войско и двинулся на Киев. Вышедший с киевским войском им навстречу Всеслав внезапно оставил свою армию и бежал. Занявшие Киев братья Изяслава Святослав и Всеволод просили Изяслава не наказывать раскаявшихся киевлян, но он выслал вперёд своего сына Мстислава, который по прибытии в город казнил 70 наиболее активных горожан.

В 1073 году поссорился со своими братьями черниговским князем Святославом и переяславским князем Всеволодом, был ими свергнут и бежал в Польшу, а затем в Германию.

Святослав Ярославич1073—1076Сын Ярослава Мудрого. После смерти отца в 1054 году по его воле получил Черниговское княжество. В 1073 году вместе с одним братом переяславским князем Всеволодом сверг и изгнал из Киева другого своего брата Изяслава, заняв киевский княжеский стол. Правил в Киеве до своей смерти в 1076 году.
Всеволод Ярославич1076—1077Сын Ярослава Мудрого. После смерти отца в 1054 году по его воле получил Переяславское княжество. В 1073 году вместе с одним братом черниговским князем Святославом сверг и изгнал из Киева другого своего брата Изяслава. При этом Святослав занял киевский престол, а Всеволод переехал на его место в Чернигов. Занял киевский княжеский престол после смерти своего брата Святослава в 1076 году, но уже через полгода уступил его двинувшемуся на Киев с поляками Изяславу, вернувшись в Чернигов.

Первый известный из киевских князей носивший титул «князя всея Руси».

Изяслав Ярославич
(в третий раз)
1077—1078После изгнания из Киева в 1073 году братьями Святославом и Всеволодом искал поддержки в Польше, Германии и Риме, но не получил её. После смерти в 1076 году правившего в Киеве своего брата Святослава смог собрать войско в Польше и двинулся на Киев, но по пути заключил мир с занявшим киевский престол после Святослава Всеволодом по которому киевское княжение вновь перешёл к Изяславу, а Всеволод вернулся в Чернигов.

В 1078 году вместе с Всеволодом участвовал в междоусобице против их племянников князей Олега Святославича и Бориса Вячеславича и погиб в битве на Нежатиной Ниве.

Всеволод Ярославич
(повторно)
1078—1093После гибели своего брата Изяслава в битве на Нежатиной Ниве в 1078 году повторно занял киевский престол.

Правил до своей смерти в 1093 году.

Святополк Изяславич1093—1113Сын Изяслава Ярославича, племянник Всеволода Ярославича. На момент смерти отца в 1078 году княжил в Новгороде, а в 1088 году, при своём дяде Всеволоде Ярославовиче перешёл в Туров, где и правил до 1093 года. В момент смерти великого князя Всеволода рядом с ним находился его сын Владимир, который мог занять великокняжеский престол, но, не желая войны, добровольно уступил это право двоюродному брату Святополку.

Правил до своей смерти в 1113 году.

Владимир Мономах1113—1125Сын Всеволода Ярославича, двоюродный брат Святополка Изяславича. Будучи черниговским князем на момент смерти отца в 1093 году находился в Киеве, мог занять великокняжеский престол, но, не желая войны, добровольно уступил это право двоюродному брату Святополку. В следующем году был изгнан из Чернигова другим своим двоюродным братом Олегом Святославичем и сел в Переяславле. После смерти Святополка Изяславича в 1113 году согласно лествичному праву великокняжеский престол должен был занять кто-то из сыновей Святослава Ярославича — Давыд или Олег, но поднявшие восстание киевляне призвали его на княжение.

Правил до своей смерти в 1125 году.

Мстислав Великий1125—1132Сын Владимира Мономаха. На момент смерти отца был белгородским князем и без борьбы унаследовал великокняжеский престол, что не вызвало недовольства со стороны черниговских Святославичей.

Правил до своей смерти в 1132 году.

Распад Древнерусского государства на самостоятельные княжества наиболее часто датируется годом смерти Мстислава Великого. Власть киевских князей перестали признавать другие русские княжества, а сам титул стал объектом борьбы между различными династическими и территориальными объединениями Рюриковичей.

Ярополк Владимирович1132—1139Сын Владимира Мономаха, брат Мстислава Великого. С 1114 года княжил в Переяславле. После смерти брата без борьбы унаследовал великокняжеский престол.

Правил до своей смерти в 1139 году.

Вячеслав Владимирович1139Сын Владимира Мономаха, брат Мстислава Великого. После вокняжения отца в Киеве в 1113 году был посажен в Смоленске. В 1127 году, в правление своего брата Мстислава — князь туровский. В 1132 году переведён братом Ярополком в Переяславль, но в 1134 году самостоятельно вернулся в Туров, изгнав оттуда своего племянника Изяслава. После смерти Ярополка в феврале 1139 года занял киевский престол, но уже через месяц был свергнут черниговским князем Всеволодом Ольговичем и вернулся в Туров.
Всеволод Ольгович1139—1146Представитель ветви Ольговичей династии Рюриковичей. Сын Олега Святославича, внук великого князя киевского Святослава Ярославича (1073—1076). С 1127 года княжил в Чернигове. В марте 1139 года, через месяц после смерти Ярополка Владимировича сверг в Киеве его брата Вячеслава и занял великокняжеский престол.

Правил до своей смерти в 1146 году.

Игорь Ольгович1146Представитель ветви Ольговичей династии Рюриковичей. Сын Олега Святославича, внук великого князя киевского Святослава Ярославича (1073—1076), брат Всеволода Ольговича. Занял великокняжеский престол после смерти Всеволода в 1146 году, но спустя две недели был свергнут переяславским князем Изяславом Мстиславичем, на сторону которого перешли киевляне. Четыре дня скрывался в болотах около Киева, но был схвачен, привезён в город и посажен в «поруб». После тяжелой болезни освобождён и пострижен в монахи, но уже в следующем году убит разъярёнными киевлянами.
Изяслав Мстиславич1146—1149Представитель ветви Мстиславичей—Мономаховичей династии Рюриковичей. Сын Мстислава Великого. На момент смерти отца в 1132 году был князем полоцким, но вскоре был переведён княжить в Переяславль, а затем — в Туров, но уже в 1134 году был изгнан оттуда своим дядей Вячеславом. В 1135—42 годах княжил во Владимире-Волынском, а с 1142 года вновь княжил в Переяславле. Через две недели после смерти великого князя Всеволода Ольговича в 1146 году, при поддержке киевлян, сверг его брата Игоря Ольговича и занял великокняжеский престол.

В ходе начавшейся междоусобной войны в 1149 году был разбит под Переяславлем своим дядей Юрием Долгоруким и потерял киевский престол.

Юрий Долгорукий1149—1150Сын Владимира Мономаха, брат Мстислава Великого и Вячеслава Владимировича. Ростово-суздальский князь на протяжении многих лет. В ходе начавшейся междоусобной войны в 1149 году разбил под Переяславлем своего племянника Изяслава Мстиславича и занял киевский престол.

В 1150 году при известии о приближении к Кие

www.turkaramamotoru.com

Эпоха первых Киевских князей

О существовании Древнерусского государства можно говорить с момента взятия Киева Олегом в 882 г. До этого справедливее утверждать о наличии начал государственности у восточных славян. Первый период развития раннефеодального государства Киевская Русь охватывает время от Олега до Святослава, примерно столетие — с 80-х годов IX в. до начала единодержавного правления Владимира Святославовича, до 980 г. По словам В. О. Ключевского, «своим мечом первые киевские князья очертили довольно широкий круг земель, политическим центром которых был Киев».

На этом этапе Русь была объединена только механически, с помощью военной силы. Она не имела устойчивых границ. Власть киевского князя держалась на острие меча, удачливости, личной силе и уме «первого среди равных». В летописной легенде о призвании варягов его функции определялись следующим образом: «володеть и судить по праву». Киевский князь являлся военным предводителем, верховным судьей, адресатом и распределителем дани. С IX в. он носил двойной титул: «каган» («верховный предводитель» у тюркских народов) и «князь». Его принятие символизировало независимость Руси от Хазарии и подчеркивало верховенство киевского князя над князьями крупных племенных союзов, именовавших себя «светлыми» и «великими».

Основу политического строя Киевской Руси составлял дуализм княжеской и вечевой власти.

Вече— народное собрание — ограничивало княжескую власть элементами общественного самоуправления.

Народные старейшины — «старцы градские» — являлись полноправными участниками княжеской думы.

Компетенция веча включала избрание и призвание князя, заключение мира и объявление войны, составление договора (ряда) с князем, контроль над княжеской администрацией и судопроизводством. Однако состав веча, порядок его созыва, ход совещаний и способы выработки вечевых постановлений — все было предоставлено случаю. Фактически вече могло играть конструктивную роль только в чрезвычайных ситуациях. В обычное время его функции исполнялись князем, который наряду с вече и независимо от него обладал правом законодательной инициативы. Отсутствие определенного порядка отношений между вечем и князем открывало простор для их частых столкновений и лишало государственную жизнь устойчивости.

Наряду с вечем продолжало иметь значение народное ополчение — вои — еще один пережиток родовой старины. Оно формировалось большими торговыми городами, которые имели военное устроение. Каждый из таких городов образовывал отдельный полк, называвшийся тысячей и подразделявшийся на сотни и десятки. Тысячей командовал выбиравшийся городом, а потом назначаемый князем тысяцкий. Сотнями и десятками командовали выборные сотские и десятские. Выборные командиры составляли военное управление города и принадлежавшей ему области. Весь старшинский состав летопись называет «старцами градскими». Вооруженные города активно участвовали в военных предприятиях князя наравне с его дружиной.

Еще один правительственный орган Киевского государства — княжеская (дружинная) дума — не занимала самостоятельного места в политической структуре. Ее значение всецело определялось положением дружинного слоя. Дружинники жили на княжеском дворе, пировали вместе с князем, делили с ним военную добычу и дань. По всем вопросам князь держал с ними совет.

Княжеская дружина делилась на старшую и младшую. Первая состояла из княжих мужей, или бояр, вторая — из детских, или отроков. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля приводит три этимологии слова «боярин»: от «бои», «бить», «воевода»; от «боляре», «болеющие о ком-то», «заботящиеся»; от «болий», «больший». Бояре помогали князьям в делах правления и начальствовали над княжескими полками в военное время. Древнейшее собирательное название младшей дружины — «гриди» (от скандинавского grid — «дворовая прислуга») — заместилось позже словами «двор» и «слуги» (отсюда впоследствии — «дворянство». Гриди, или отроки, чадь, детские, служили на княжеском дворе и участвовали в военных походах под началом бояр, получая от князя жалование. Вместе со «старцами градскими» они составляли правящий военный класс раннефеодального общества. На начальном этапе развития государства он в значительной своей части оставался пришлым, назывался русью и резко отличался от славянского простонародья.

Правовое и идеологическое сознание Руси еще питалось нормами племенных устоев. Закон бытовал в устной форме. Продолжала действовать кровная месть. Византийский писатель Х в. Лев Диакон в рассказе о болгарском походе Святослава говорит, что русские в его время имели обыкновение решать взаимные распри «кровью и убийством». Некоторые нормы обычного права были включены в договоры Руси с Византией 911 и 944 гг. Согласно им, за удар мечом или другим оружием, нанесенный русским греку или греком русскому, полагалось денежное взыскание «по закону русскому». В нем трудно различимы составные его элементы: варяжский и славянский. Так, в соблюдении мира клялись славянскими богами. Вместе с тем в управление и право варяги внесли ряд своих административных и юридических понятий; ябетник (судебный исполнитель), тиун (управитель княжеской вотчины), гридь (слуга), вира (денежный штраф за убийство).

В летописных источниках сохранились следы указаний на то, что задолго до «Русской Правды», равно как и длительное время после нее, вплоть до ХVII в., на Руси бытовала практика поля — особого рода судебный поединок. Арабский писатель Ибн-Даста нарисовал картину такого поединка в первой половине Х в. «По его словам, если кто имеет дело против другого, то зовет его на суд к князю, перед которым и препираются обе стороны. Дело решается приговором князя. Если же обе стороны недовольны этим приговором, окончательное решение предоставляется оружию: чей меч острее, тот и берет верх. При борьбе присутствуют родичи обеих сторон, вооруженные. Кто одолеет в бою, тот и выигрывает дело».

Нормы обычного права укоренялись в религиозных представлениях язычества. Носителями их выступали волхвы — вольнопрактикующие жрецы-кудесники, поборники вечевых традиций старины, идейная опора княжеской оппозиции. Именно из их среды происходили руководители крупных народных восстаний. Волхвы вдохновляли племенной сепаратизм. Особенно усилились позиции язычества при Святославе.

Деятельность первых киевских князей охватывала три важнейших направления:

1) объединение восточнославянских племен под властью Киева;

2) защита границ от нападения степных кочевников;

3) приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана ведущих к ним путей.

Дело собирания восточного славянства под властью Киева начал, по летописному свидетельству, Олег. В 883 г. были покорены древляне, в 884 — северяне, в 885 — радимичи. Дольше всех за свою независимость боролись вятичи. Только в 964—966 гг. Святослав освободил их от хазарской дани и включил земли Верхневолжья и Окского бассейна в состав своей державы. Подчинение киевским князьям союзов племенных княжеств осуществлялось на этом этапе посредством выплаты дани. Автономия таких объединений пока не нарушалась.

На начальном этапе у государства не было устойчивых границ. Территория собственных земель Руси обрамлялась широкой неславянской периферией из финно-угорских, балтоязычных и тюркских племен. Многие из них выплачивали дань Киеву. Народы северных и восточных окраин Руси не знали устойчивой государственности, что облегчало их вхождение в состав государства восточных славян. На южных окраинах Руси дело обстояло несколько иначе. Здесь раскинул свои владения Хазарский каганат. Его данниками были некоторое время восточные славяне, народы Поволжья и Северного Кавказа. Разгром войсками Святослава в 965—966 гг. центральных городов каганата открыл русским дорогу на юг и восток. Одновременно от хазарской дани были освобождены волжско-камские булгары, у которых с этого времени начался процесс государственной консолидации, а вместе с ней и военно-политического противостояния Руси. Победа над хазарами позволила Святославу примерно в те же годы покорить северокавказские племена ясов (предков нынешних осетин) и подчинить своей власти Приазовье с городом Тмуторокань». Из русских поселений на Таманском полуострове вскоре образовалось Тмутороканское княжество, куда приобрели обыкновение стекаться князья-изгои в поисках военной помощи против Киева.

Победы над хазарами, булгарами, ясами имели для Руси большое значение, но набеги печенегов были постоянными. Еще Аскольд и Дир, согласно Начальной летописи, ходили в 867 г. «на печенези». Олег, как только утвердился в Киеве, начал ставить вокруг него города с целью защиты от набегов степняков. Однако отсутствие пограничной оборонительной системы позволяло печенегам проникать далеко вглубь Руси. Первое датированное их нашествие — 915 г. Тогда князь Игорь сумел заключить договор с печенегами. Но он обезопасил русскую территорию ненадолго. Степняки подходили к самому Киеву. Наиболее опасной была осада столицы в 968 г., когда в отсутствие князя Святослава печенеги чуть не захватили его семью, и лишь скорое его возвращение из Дунайской Болгарии спасло столицу от полного разгрома.

Охрана торговых караванов от печенегов была другой важнейшей заботой киевских князей и их дружин. Подробное описание царьградских торговых поездок русов встречается у Константина Багрянородного. Караван княжеских, купеческих и боярских лодок собирался ниже Киева под Витичевым в июне после завершения сбора дани и отправлялся в путь. Самым опасным препятствием были днепровские пороги, где суда приходилось перетаскивать волоком. Тогда на берег высаживался вооруженный отряд дружинников, который выдвигался в степь для охраны каравана. По прохождении порогов русы приносили благодарственные жертвы своим богам, затем спускались в днепровский лиман, отдыхали несколько дней на острове св. Елевферия (Березани), где исправляли судовые снасти, готовясь к морскому плаванию. Далее, держась берега, направлялись к устью Дуная, все время преследуемые печенегами. И лишь от устья Дуная путь на Византию был безопасен.

Важнейшими заморскими рынками для Руси были Византия и Западный Прикаспий. Здесь интересы славян пересекались с интересами греков и арабов, поэтому торговые отношения с этими регионами развивались лишь вследствие военных походов русов. Самый первый поход на Царьград состоялся 18 июня 860 г. Он описан константинопольским патриархом Фотием, который объяснял обрушившееся на греков бедствие как кару божию за грехи и непослушание. В результате похода было подписано мирное соглашение о торговле на выгодных для русов условиях. Текст его до нас не дошел.

Это начинание закрепляли с разной степенью успеха все последующие киевские князья вплоть до Ярослава Мудрого. В 866 г. неудачный поход на Константинополь совершили Аскольд и Дир. В 907 г. свой знаменитый поход на двух тысячах судов предпринял Олег, приказавший прибить щит на вратах Царьграда, «показующе победу». Итогом стало заключение выгодного торгового договора Руси с Византией в 911 г. После неудачного похода Игоря на Константинополь в 941 г., в ходе которого русская флотилия из 10 тысяч кораблей была сожжена боевым «греческим огнем», был подписан новый торговый договор (944 г.). Повторяя многие статьи договора Олега, он тем не менее лишал русских купцов права беспошлинной торговли — главного завоевания внешней политики Олега.

Теснее других киевских князей был связан с Византией Святослав. По просьбе византийского императора Никифора Фоки он покорил Дунайскую Болгарию. Княжескую ставку Святослав перенес в город Переяславлец на Дунае. В 971 г. престол Византии захватил Иоанн I Цимисхий, сторонник византийской экспансии в Болгарии, и круто изменил политику Царьграда в отношении Киева. Согласно летописи, собрав против Святослава войско, численно превосходившее русских, император заставил их принять бой. Русская дружина героически сражалась и понесла тяжкие потери. Знаменитым стало обращение Святослава к дружине перед боем: «Уже нам некуда деться, волею или неволею приходится стать против неприятеля; так не посрамим же земли Русской, но ляжем костьми здесь: “мертвы бо срама не имуть”; если же побежим, то некуда будет убежать от стыда; станем же крепко, я пойду впереди вас, а если голова моя ляжет, тогда промышляйте о себе». В 972 г. Святослав заключил договор с Византией, согласно которому должен был покинуть свои дунайские владения, Северо-Восточная Болгария вошла в состав Византийской империи.

В прикаспийских странах, куда в начале Х в. начали проникать русские, политическое господство было в руках арабов. Известие о первых русских вторжениях дошло до нас благодаря арабскому историку Масуди: «Народ этот могущественный, телосложение у них крупное, мужество большое, не знают они бегства, не убегает ни один из них, пока не убьет или не будет убит». Первый значительный поход в Закавказье был предпринят в 943—944 гг. Русские отряды достигли реки Куры и вторглись в Азербайджан, даже овладели г. Бердаа (Партив) и, захватив добычу, ушли на судах.



biofile.ru

Виртуальная школа №40 — Лекция, лекция, лекция…

СЛАВЯНСКОЕ ОБЩЕСТВО В ЭПОХУ РАССЕЛЕНИЯ

Возникновение государственности у славян относится к эпохе раннего средневековья. Это было время (IV–VIII вв.), когда в результате миграции «варварских» племен, живших на севере и востоке Европы, формировалась новая этническая и политическая карта континента. Миграция этих племен (германских, славянских, балтских, финно-угорских, иранских) получила название Великого переселения народов.
Славяне включились в миграционный процесс в VI в. н.э. До этого они занимали территорию от верхнего Одера до среднего течения Днепра. Расселение славян происходило в IV–VIII вв. по трем основным направлениям: на юг – на Балканский полуостров; на запад – в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы; на восток – север по Восточно-Европейской равнине. Соответственно произошло и разделение славян на три ветви – южную, западную и восточную . Славяне заселили огромную территорию от Пелопоннеса до Финского залива и от средней Эльбы до верхней Волги и верхнего Дона.
В ходе расселения у славян происходило разложение родоплеменного строя и стало постепенно формироваться новое феодальное общество.
На территории, вошедшей в состав Киевской Руси, известно 12 славянских союзов племенных княжеств. Здесь обитали поляне, древляне, волыняне (другое название – бужане), хорваты, тиверцы, уличи, радимичи, вятичи, дреговичи, кривичи, словене ильменские, и северяне. Эти союзы являлись общностями, носившими уже не кровнородственный, а территориально-политический характер. 
 Основой хозяйства славян, в том числе восточных, было пашенное земледелие. Низшим звеном социальной организации служила соседская (территориальная) община – вервь. Основу господствующего слоя составила военно-служилая знать киевских князей – дружина. К IХ в. дружинный слой выдвинулся на ведущие позиции.
Политической стороной возникновения и развития феодализма у славян в VIII–Х вв. было формирование раннесредневековых государств.
Государство восточных славян получило название «Русь».

ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Накануне образования русского государства существовали два протогосударственных объединения: союз полян с центром в Киеве и союз словен, кривичей и др. в районе оз. Ильмень с центром в Новгороде.
В 862 г. на княжение в Новгород был приглашен варяжский князь Рюрик. После его смерти власть в городе захватил князь Олег. В 882 г. князь Олег объединил северные (с центром в Новгороде) и южные (с центром в Киеве) земли в единое государство со столицей в Киеве. Это время считается началом образования русского государства.
В IX–X вв. киевские князья постепенно подчиняли своей власти союзы славянских племен. На первом этапе племенные княжества сохраняли внутреннюю автономию, выплачивая дань.
 Дань собиралась путем полюдья – объезда киевским князем и дружинными отрядами подчиненной территории. В X в. дань взималась в фиксированных размерах в натуральной или денежной форме. Часть дани обменивалась в Константинополе на предметы роскоши .
Киевская Русь была раннефеодальной монархией во главе с киевским великим князем, династия которого ведется от Рюрика. Князь в эту эпоху еще не полновластный монарх, а скорее «первый среди равных». Князь правил, опираясь на дружину. Во главе дружины стояли бояре – старшая дружина. Им подчинялись отроки – “молодшая» дружина. Крестьяне и ремесленники являлись лично свободными и зависимыми только от государственной власти. Они эксплуатировались путем взимания дани и других государственных податей.

ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ КИЕВСКОЙ РУСИ

К концу X в. автономия племенных союзов была ликвидирована. Местное княжение пресекалось, и назначался наместник из числа представителей киевской династии. Изменилась форма взимания дани. Необходимость полюдья отпала. Дань собиралась наместниками киевского князя. Две трети дани отправляли в Киев, остальное распределяли среди членов дружины князя-наместника. Территории, управляемые князьями-вассалами, получили наименование «волость».
Структура государства сформировалась к концу X в. при князе Владимире I Святом (980–1015) . Он подчинил земли волынян и хорватов и посадил своих сыновей на княжение в волости в девяти крупнейших центрах Руси: Новгороде, Полоцке, Турове, Владимире-Волынском, Смоленске, Ростове, Муроме, Тмутаракани и землях древлян (южнее Припяти) . Кроме того, племена вдоль северных границ Руси выплачивали ей дань, не входя непосредственно в состав государства.
С формированием структуры государства создается разветвленный аппарат управления. Киевский князь управлял при помощи Боярской думы. Из числа дружинников князь назначал посадников, воевод, сборщиков податей и торговых пошлин, судебных чиновников, тиунов и др.
Становление феодальных отношений сопровождалось формированием правовой системы.
В конце X в. грозными врагами Руси были кочевники – печенеги занимавшие степь, примыкавшую к южным границам. Князь Владимир организовал оборону южных границ, построив сторожевые крепости вдоль пограничных рек. Гарнизоны новых крепостей набирались среди дружинников северных земель, чтобы привлечь к обороне все силы новой державы.

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА

В IX–X вв. шло формирование древнерусской государственности. Устраняется автономия союзов племенных княжеств.
 Язычество, поощрявшее сепаратизм, стало пережитком. К тому же попытка унификации языческих культов, предпринятая Владимиром I Святым, потерпела поражение. Владимир задумывается о принятии монотеистической религии. Выбор был сделан в пользу православия, хорошо известного на Руси. Но принятие крещения от Византии означало вассальную зависимость от нее.
Акт принятия христианства на Руси связан с перипетиями политических взаимоотношений Руси и Византии. Владимир захватил центр крымских владений Византии Херсонес и принудил прислать к нему сестру византийских императоров Анну. Только после этого Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе . В этих условиях о вассалитете не могло быть и речи.
Вернувшись домой, он устроил под страхом наказания массовое крещение жителей Киева, положившее начало крещению всех русских. Эти события имели место в 988 г.
Принятие христианства как единой государственной религии служило идейной основой объединения княжеств в единое государство. Новая религия стала распространяться по всей Руси, частью мирно, а кое-где, например в Новгороде, сопровождаясь кровавыми столкновениями.
Принятие христианства имело большое значение для русского государства. Оно способствовало укреплению государственности, объединению отдельных земель в единую державу, росту международного престижа Киевской Руси.

СОЗДАНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Распространение христианства привело к созданию русской православной церкви (X в.). Во главе церкви стоял киевский митрополит, подчинявшийся константинопольскому патриарху. В важнейших городах находились епископы. Богослужение с самого начала велось на славянском языке, понятном населению (церковные книги на славянском языке поступали из Болгарии, принявшей христианство на столетие раньше). Духовенство на первых порах было греческим.
Принятие христианства оказало большое влияние на внутреннюю жизнь Киевской Руси и способствовало укреплению ее международных связей.
 Велико влияние церкви на развитие культуры. Через церковь Киевская Русь приобщилась к культурам: античной, ближневосточной, византийской, славянской христианской и др. С церковью связано появление первых учебных заведений.

РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ

В период расцвета Киевская Русь вступила при князе Владимире в начале XI в., наивысшего расцвета достигла при Ярославе Мудром в первой половине XI в. Это было время, когда печенеги были отогнаны, а новые враги – половцы – еще не пришли.
Киевская Русь была одним из сильнейших государств в Европе. Народы Прибалтики и Севера платили дань Руси. Она была тесно связана со славянскими государствами Европы, восточно-христианским миром. В XI в. расширились связи Руси со странами Центральной и Западной Европы .
Наибольшее историческое значение Киевской Руси проявилось во взаимоотношениях со степными кочевниками (аварами, печенегами, хазарами ). Русь приостановила продвижение кочевников, открыв торговые пути на Восток. Киев стал большим международным торговым центром .
В XI в. самые могущественные короли Европы стремились к союзу с Киевской Русью, о чем свидетельствуют обширные брачные связи киевских князей.
Киевская Русь внесла ценный вклад в мировую культуру. Восприятие и развитие культуры шло через славянскую письменность. Широкое распространение получила грамотность . Развивалось устное народное творчество. Высокого уровня достигли древнерусская литература, древнерусская архитектура и церковная живопись , была известна и мировая литература. Широкие мирные связи с Востоком и Западом обусловили активную роль России в развитии культуры Старого Света.

ПЕРЕХОД К ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ В КИЕВСКОЙ РУСИ

Первые признаки дробления Киевской Руси появились после смерти Ярослава Мудрого в 1054 г . Он поделил Русь между своими сыновьями, среди которых вспыхнули междоусобицы, разорявшие Русь и расшатывавшие ее государственность.
С середины XI в. в южнорусские степи пришли половцы. В условиях постоянной угрозы с их стороны княжеские усобицы приобретали характер всенародного бедствия. Положение еще ухудшилось, когда князь Олег (внук Ярослава Мудрого) заключил союз с половцами и неоднократно приводил на Русь их рати.
 Особенно силен половецкий натиск был в 90-х гг. XI в. 
 Князь Владимир Всеволодович Мономах, княживший в Переяславле, организовал ряд походов, разбил половцев и отвоевал захваченные ими города. Впрочем, отношения с половцами не всегда были враждебными. Нередко князья заключали с ними союзы, брали в жены их дочерей.
В 1097 г. Владимир Мономах собрал княжеский съезд в Любече . 
Чтобы предотвратить дальнейшие междоусобицы, съезд закрепил “отчины” за князьями. Русь стала совокупностью “отчин”, которыми наследственно владели разные ветви княжеской династии.
В 1113 г. в Киеве вспыхнуло восстание, и бояре пригласили на престол Владимира Мономаха. В период его княжения (1113–1125) и правления его сына Мстислава Великого (1125–1132) Киев снова возвысился как общерусский центр и единство Руси еще держалось.
Обособление княжеств завершилось к середине XII в. Киевская Русь распалась на 12 самостоятельных крупных княжеств, получивших название “земли”: Киевская, Черниговская, Галицкая, Волынская, Смоленская, Новгородская, Рязанская, Муромская, Полоцкая, Турово-Пинская, Переяславская, Владимиро-Суздальская земли. Княжества, входящие в земли, стали называться волостями. 
Предпосылками дробления Киевской Руси и перехода к феодальной раздробленности послужили:
1) усложнение системы госфеодализма – формирование устойчивых региональных корпораций военно-служилой знати, кормившейся за счет части господатей;
2) рост вотчинной собственности, закреплявшей территории за различными ветвями княжеского рода.
Эти процессы рождали стремление к обретению независимости от Киева. Необъятная империя Киевской Руси стала трудноуправляемой.
Дробление Киевской Руси обусловлено развитием феодальных отношений, вступлением их в стадию зрелости. В XII в. на Руси, как и в Западной Европе, растет вотчинная собственность: княжеская, боярская, церковная. Вотчинное землевладение киевских князей появилось в X в., а у бояр и церкви – в XI в. Развитие системы боярских вотчин привело к усилению самостоятельности бояр (верхушки дружины) и ослаблению их связей с князьями, что вело к распаду дружинной организации и подтолкнуло процесс феодальной раздробленности.
В течение второй половины XII–XIII в. дружина распадается на бояр-вотчинников и княжеский двор.

ОБРАЗОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РУССКИХ КНЯЖЕСТВ

С середины XII в. на Руси начался период феодальной раздробленности, соответствующий зрелой стадии феодализма. Этот период характеризуется завершением формирования и развитием экономических и социально-политических институтов русского государства.
Феодальная раздробленность как новая форма государственно-политической организации сменила раннефеодальную монархию. Она соответствовала развитому феодальному обществу как комплексу небольших феодальных мирков, натурально-хозяйственная основа которых обуславливала их экономическую и государственно-политическую самостоятельность. Земли стали субъектами международных отношений. В пределах государств-княжеств феодалы более эффективно защищали свои интересы, с которыми мало считались в Киеве.
В конце XII – начале XIII в. на Руси определились три основных политических центра: Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская и Новгородская земли.
В отличие от Запада, города на Руси не играли самостоятельной роли, за исключением Новгорода. В XII в. в Новгороде усилилась самостоятельность боярства по отношению к княжеской власти (вылившаяся в конце XIII в. в республиканскую форму правления).
Постепенно стали проявляться отрицательные стороны дробления: к началу XIII в. было уже около полусотни княжеств, а к XIV в. число их достигло двух с половиной сотен. Эти микрогосударства были лишены исторической перспективы. Утрата государственного единства Руси сопровождалась затяжными княжескими междоусобицами и разъединила ее силы перед иноземной агрессией.
Феодальная раздробленность на Руси была закономерным явлением. В X–XII вв. распадаются раннесредневековые государства Западной и Центральной Европы. Дробление Киевской Руси происходило в рамках единого общеевропейского процесса.
Однако, в отличие от Запада, ведущей формой собственности на Руси оставалась государственная собственность. Как и на Западе, установление зрелой стадии феодальных отношений способствовало технико-экономическому и культурному подъему. Улучшается техника обработки почвы, появляются новые породы скота, водяные мельницы, растут города, развивается торговля, ремесло, каменное строительство.

МЕЖДОУСОБНЫЕ ВОЙНЫ И ИНОСТРАННЫЕ АГРЕССИИ

После распада русского государства к середине XII в. междоусобная борьба усилилась. Широко была распространена практика военных союзов с иноземцами против своих соперников на Руси.
В 40–70-х гг. XII в. во время ожесточенной борьбы между волынскими, черниговскими, суздальскими и смоленскими князьями русские князья часто привлекали в качестве военных союзников венгров и половцев. В Южной Руси в 30-е гг. XIII в. разразилась крупная междоусобная война, вызванная борьбой за “общерусские” столы – Киев и Галич. Ее не остановила даже весть о разорении татарами Северо-Восточной Руси.
В первой половине XIII в. в междоусобной борьбе за галицкое княжение самостоятельно участвовали Польша и Венгрия, разбитые волынским князем.
Половецкие набеги продолжались до XIII в. После этого половцы продолжают участвовать в междоусобных войнах русских князей, но о самостоятельных их действиях сведений нет.
В XIII в. северо-западным русским землям пришлось отражать шведско-немецкую агрессию. В 1240 г. шведы были разгромлены в устье Невы новгородским князем Александром Ярославичем (позднее прозванным Невским) . 
 5 апреля 1242 г. Александр Невский нанес сокрушительное поражение немецким рыцарям на льду Чудского озера. После этого крестоносцы уже не пытались захватить русские земли.
В 1237–1241 гг. русские земли подверглись удару со стороны Монгольской империи. После походов объединенного монгольского войска под командованием Батыя установилось монголо-татарское иго.
Монголо-татарское иго не прекратило дальнейшего дробления русских земель и не ослабило междоусобицы, часто провоцируемые ханами Золотой Орды.
Успеху завоевателей способствовала рознь между князьями, даже не пытавшимися объединить силы для отпора врагу.

ХРОНОЛОГИЯ


Хронология правлений киевских князей периода Киевской Руси

Олег [882–912]
Игорь [912–945]
Святослав [945–972 ]
Ярополк [972–980]
Владимир I [980–1015]
Святополк Окаянный [1015–1019]
Ярослав Мудрый [1019–1054]
Изяслав I [1054–1073,*1076–1078]
Святослав [1073–1076]
Всеволод I [1078–1093]
Святополк [1093–1113]
Владимир II Мономах [1113–1125]
Мстислав Великий [1125–1132]

• В 1068 г. Киевом на 7 месяцев овладел полоцкий князь Всеслав Брячиславич



МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ НАШЕСТВИЕ НА РУСЬ

Зимой 1237 г. объединенное войско Монгольской империи под командованием Батыя вторглось в пределы Северо-Восточной Руси.
Разгромив рязанские полки, монголы осадили Рязань и на шестой день разграбили и сожгли ее, жителей перебили .
Затем Батый разбил под Коломной владимирскую рать и, несмотря на упорное сопротивление, захватил Владимир . Город был опустошен, сожжен, в огне погибли ценнейшие памятники литературы, искусства, архитектуры. 
В течение февраля монголы разрушили 14 городов (Ростов, Суздаль, Углич и др.). Отходя на юг, Батый опустошил восточные районы Смоленской и Черниговской земли.
Весной 1239 г. началось нашествие на Южную Русь. Было разгромлено Переяславское княжество, и осенью 1240 г. Батый осадил Киев . 
Южнорусские князья, занятые междоусобицами, даже не пытались объединить свои силы для отпора врагу. Борьба с захватчиками свелась к самоотверженной, но обреченной на поражение обороне городов. Защитники Киева стояли насмерть, но монголо-татарам удалось проломить стены и захватить город, после чего он был разграблен, сожжен и надолго утратил свое былое значение.
Захватив Киев, монголы обрушились на Галицко-Волынскую Русь. Взятые ими города были разорены, некоторые навсегда исчезли с лица земли. В сельской местности после нашествия оставались одни лишь пепелища.
 В 1241–1242 гг. Батый опустошил европейские страны, которые хоть и были разграблены, но, заслоненные Русью, избежали многолетнего ига. Батыев погром не сломил волю русского народа к сопротивлению. 
Народные восстания против захватчиков вспыхивали в Новгороде, Владимире, Суздале, Ярославле, Ростове и других городах. Ханам Золотой Орды потребовалось еще около 10 лет, чтобы закрепить свое господство.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ МОСКОВСКОГО КНЯЖЕСТВА

Монголо-татарское нашествие привело к тому, что центр русской экономической и политической жизни переместился на северо-восток бывшей Киевской державы. К концу XIII в. здесь существовало 13 удельных княжеств. Титул ”главного” князя – великого князя владимирского – не был номинальным: кроме собственного удела под его властью находилось ”столичное” Владимирское княжество . С начала XIV в. борьбу за великое княжение владимирское повели Тверь и Москва, стремясь захватить политическое верховенство на Руси.
Временем основания Москвы считается 1147 год . В этом году княживший в Ростово-Суздальской земле, к которой относилась Москва, князь Юрий Долгорукий послал приглашение черниговскому князю: ”Прииде ко мне во град Москов”. Таково первое упоминание в летописях о Москве .
Московское княжество возникло в 70-е гг. XIII в. Оно занимало выгодное географическое положение, находясь на пересечении речных и сухопутных путей на западе Северо-Восточной Руси, в относительном удалении от Золотой Орды.
Первым московским удельным князем стал в 1276 г. сын Александра Невского Даниил Александрович (1276–1303) . При нем началось быстрое расширение Московского княжества. В 1301–1303 гг. к Москве были присоединены Коломна, Переяславское княжество, Можайск.
В начале XIV в. Московское княжество стало одним из крупнейших в Северо-Восточной Руси и испытывало экономический подъем, чему способствовало быстрое увеличение населения за счет притока крестьян и ремесленников из других княжеств, более доступных грабительским набегам монголо-татар.
 Новый московский князь Юрий Данилович (1303–1325) вступил в борьбу за великое княжение владимирское, невзирая на то что Орда до 1317 г. поддерживала тверского князя.

НАЧАЛО СОПЕРНИЧЕСТВА МОСКВЫ И ТВЕРИ

Первым из московских князей вступил в борьбу за великое княжение владимирское Юрий Данилович (1303–1325).
Главными соперниками московских князей в борьбе за великокняжеский Владимирский стол были тверские князья, имевшие на него больше прав как представители старейшей ветви.
Тверь стала центром княжества в 1247 г. В 1304 г. ярлык на великое княжение получил Михаил Тверской, стремившийся к полновластному правлению во всей Руси.
Используя напряженные отношения тверского князя с Новгородом и митрополитом Петром, а позднее и свою женитьбу на сестре золотоордынского хана, Юрий Данилович в 1317 г. сумел в конце концов получить ярлык и отстранить своего конкурента Михаила Тверского, который был убит в Орде в 1318 г. по проискам московского князя. Около 10 лет соперничество шло с переменным успехом. Политика передачи ярлыка князьям из соперничающих родов позволяла Орде не допустить усиления отдельных княжеств, используя княжеские междоусобицы как предлоги для грабительских вторжений. В 1325 г. Юрий Данилович был убит в Орде одним из сыновей Михаила Тверского, который отомстил за смерть отца.

ИВАН I КАЛИТА (1325–1340)

В 1327 г. в Твери вспыхнуло восстание, вызванное бесчинствами, которыми сопровождался сбор дани отрядом Чолхана. Татары были перебиты. Этим воспользовался московский князь Иван I Калита (1325–1340). Он присоединился к карательной экспедиции. Тверская земля подверглась погрому и надолго вышла из политической борьбы. В награду за подавление восстания Иван Калита получил в 1328 г. ярлык на великое княжение, а также право сбора монгольской дани со всех русских земель, дававшее ему значительные преимущества.
Сбор дани великим князем делал регулярными связи между княжествами. Союз княжеств, сначала подневольный и финансовый, послужил основой объединения русских земель вокруг Москвы.
При Иване Калите продолжалось расширение Московского княжества. Он смог, не прибегая к оружию, расширить территорию княжества путем ”купель” – получая у хана за богатые дары ярлыки на отдельные земли (Углич, Галич, Белоозеро).
Иван Калита поддерживал тесные контакты с ордынскими ханами, что обеспечило длительную передышку от новых вторжений, дало возможность укрепить княжество, накопить силы. 
 При Иване Калите была заложена основа могущества Москвы.
Со времен Калиты складывается тесный союз московской великокняжеской власти с церковью. Перенесение союзником Калиты митрополитом Петром своей резиденции из Владимира в Москву (1326) еще более укрепило политические позиции Москвы .
Сыновья Ивана Калиты Семен Гордый и Иван II Красный сохраняли ярлык на великое княжение вплоть до 1359 г.

ПРЕВРАЩЕНИЕ МОСКВЫ В ЦЕНТР РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ

После смерти Ивана II Красного (1359) ярлык на великое княжение был передан не его девятилетнему сыну Дмитрию, а суздальскому князю Дмитрию Константиновичу. Но московские бояре и митрополит Алексей путем дипломатических переговоров в Орде и военного нажима на суздальского князя добились от него отказа на великое княжение в пользу князя Дмитрия Ивановича (1363–1389) . При Дмитрии Ивановиче было завершено в 1367 г. строительство белокаменного Московского Кремля, который продемонстрировал возросшую мощь Москвы .
В конце 60-х гг. XIV в. начинается новый этап московско-тверского соперничества. Союзником Твери, восстановившей свои силы, выступило Великое княжество Литовское, которое уже подчинило себе западные и южные русские земли (кроме Галицкой земли) и стремилось к гегемонии в Северо-Восточной Руси. Великий князь литовский Ольгерд совершил три похода на Москву, закончившихся безрезультатно .
Союз с Литвой привел к потере авторитета тверского князя среди русских князей. В первой половине 70-х гг. Михаил Тверской (?–1399) трижды получает ярлык на великое княжение, но Москва не подчинилась.
В 1375 г. Дмитрий Иванович организовал поход на Тверь, в котором участвовало множество других русских князей. Это означало признание ими верховенства московского князя. Михаил Тверской был вынужден признать великокняжеский Владимирский стол наследственным владением московских князей.
70-летнее соперничество Москвы и Твери за политическое верховенство фактически завершилось. Его исход в пользу Москвы решила более умелая, агрессивная и гибкая политика московских князей, превратившая Москву в центр русских земель.

ПРЕВРАЩЕНИЕ МОСКВЫ В ЦЕНТР РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ

После смерти Ивана II Красного (1359) ярлык на великое княжение был передан не его девятилетнему сыну Дмитрию, а суздальскому князю Дмитрию Константиновичу. Но московские бояре и митрополит Алексей путем дипломатических переговоров в Орде и военного нажима на суздальского князя добились от него отказа на великое княжение в пользу князя Дмитрия Ивановича (1363–1389) . При Дмитрии Ивановиче было завершено в 1367 г. строительство белокаменного Московского Кремля, который продемонстрировал возросшую мощь Москвы .
В конце 60-х гг. XIV в. начинается новый этап московско-тверского соперничества. Союзником Твери, восстановившей свои силы, выступило Великое княжество Литовское, которое уже подчинило себе западные и южные русские земли (кроме Галицкой земли) и стремилось к гегемонии в Северо-Восточной Руси. Великий князь литовский Ольгерд совершил три похода на Москву, закончившихся безрезультатно .
Союз с Литвой привел к потере авторитета тверского князя среди русских князей. В первой половине 70-х гг. Михаил Тверской (?–1399) трижды получает ярлык на великое княжение, но Москва не подчинилась.
В 1375 г. Дмитрий Иванович организовал поход на Тверь, в котором участвовало множество других русских князей. Это означало признание ими верховенства московского князя. Михаил Тверской был вынужден признать великокняжеский Владимирский стол наследственным владением московских князей.
70-летнее соперничество Москвы и Твери за политическое верховенство фактически завершилось. Его исход в пользу Москвы решила более умелая, агрессивная и гибкая политика московских князей, превратившая Москву в центр русских земель.


ХРОНОЛОГИЯ

Хронология правлений московских князей в период становления Российского государства

Даниил [1276–1303]
Юрий [1303–1325]
Иван I Калита [1325–1340]
Семен Гордый [1340–1353]
Иван Красный [1353–1359]
Дмитрий Донской [1359–1389]
Василий I [1389–1425]
Василий II [1425–1462]
Иван III [1462–1505]
Василий III [1505–1533)
Иван IV Грозный(с 1547 – царь) [1533–1584]

virtschool.ucoz.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *