Гераклит эфесский школа – —

Гераклит Эфесский

С именем Гераклита из Эфеса (540-480 гг. до н.э.) связано возникновение еще одной сильной философской школы Древней Греции. Сохранилось около 130 фрагментов из труда Гераклита, который, согласно одним источникам, назывался «О природе», согласно другим — «Музы».

Гераклит объяснял естественным образом такие природные явления как ветер, молнии, гром, зарницы и другие. Основой всего Гераклит считал огонь. В его понимании огонь, с одной стороны, подобен праматерии у представителей милетской школы и является как первоосновой мира («архе»), так и основным элементом («стойхейрон»). С другой стороны, огонь является для него наиболее адекватным символом динамики развития, постепенности постоянных изменений.

В интуитивном понимании развития как единства и борьбы противоположностей из всех досократовских мыслителей Гераклит продвинулся наиболее далеко.

Центральным мотивом учения Гераклита был принцип все течет (ПАНТА РЕИ). Постоянный ход развития он сравнивал с течением реки, в которую нельзя войти дважды. Разнообразие проявлений существующего мира Гераклит объясняет изменениями, происходящими в исходной «праматерии». Одна материя, согласно его взглядам, «живет смертью» другой. Таким образом, Гераклит весьма близко подходит к пониманию «творческого отрицания».

Очень важное значение во взглядах Гераклита придается, используя современный термин, детерминизму, т.е. всеобщей обусловленности всех событий и явлений. Все, согласно ему, правится судьбой или необходимостью (НИКЕ). С понятием необходимости весьма тесно связано понимание закономерности — закона (ЛОГОС). Логос, по Гераклиту, так же вечен, как и несотворенный и неуничтожимый мир. Как мир, так и праматерия и логос существуют объективно, т.е. независимо от человеческого сознания.

Гераклит одним из первых обращает внимание на характер человеческого сознания. Познание, согласно его взглядам, стремится постичь сущность, т.е. логос. Значительное внимание он уделяет отличию «многознания» от подлинной мудрости. «Многознание» в отличие от подлинной мудрости не способствует действительному познанию принципов мира. Человеческое сознание — душа (ПСИХЕ) — подчинено логосу.

Таким образом, гераклитова философия представляет собой не цельную теоретическую систему диалектического похода к миру, но, по крайней мере, здесь можно говорить об интуитивном объяснении сущностных черт диалектики.

Диалектика – искусство аргументации, наука логики.

Элейская школа.

Ксенофана из Колофона (565-470 гг. до н.э.) можно считать идейным предшественником Элейской школы.

Подобно милетцам, Ксенофан признает материальность мира, который в отличие от них считает постоянно одним и тем же, неизменным. Ксенофан стремился также к натуралистическому объяснению природных явлений.

Богом Ксенофан считал мир по всей его целостности. Он понимает бога как сущее, отличное от людей. Бог у него, таким образом, становится понятием, символизирующим неограниченность и бесконечность (как в пространственном, так и во временном отношении) материального мира. При этом универсальное бытие понимается им как вечное и неизменное, что сообщает его философии черты неподвижности. Наряду с абстрактным единством допускаются и проявления многообразия мира.

Ксенофан характеризует мифических богов как продукты человеческой фантазии и формулирует мысль о том, что не боги сотворили людей, но люди создали богов по своему образу и подобию.

Онтологические взгляды Ксенофана тесно связаны с его пониманием познания. Чувства не могут дать основания истинного познания, но ведут лишь к мнениям. Именно чувства ведут к убежденности, что мир многолик и изменчив. Именно такой скептический подход к чувственному познанию стал характерным для всей Элейской школы.

Собственно основателем Элейской школы был

Парменид из Элеи (540-470 гг. до н.э.).

Основной для Парменида, как и для всей Элейской школы, является наука о бытии, о сущем. Именно Парменид впервые выработал философское понятие «бытие». Сущее не только вечно в своем существовании, оно также и неизменно.

Из действительного мира, из области бытия Парменид полностью исключает движение. По Пармениду, не сущее не существует. Все, что существует, есть сущее (бытие), которое есть всюду, во всех местах, и поэтому оно не может двигаться. Бытие имеет материальный характер, но из него исключены изменение, движение и развитие.

Здесь следует заметить, что в гносеологии Парменид проводит весьма резкое различие между подлинной истиной (АЛЕТЕЙА), являющейся продуктом рационального освоения действительности, и мнением (ДОКСА), опирающимся на чувственное познание. Чувственное познание, по Пармениду, дает нам лишь образ кажущегося состояния вещей, и с его помощью нельзя постичь их подлинную сущность. Истина постигается лишь разумом. Он рассматривает чувственный мир лишь как мнение.

Одним из наиболее ярких учеников Парменида был Зенон (род. ок. 460 г. до н.э.).

В своих онтологических взглядах Зенон однозначно отстаивает позиции единства, целостности и неизменности сущего. Сущее, по Зенону, имеет материальный характер. Согласно взглядам Зенона все в природе происходит от тепла, холода, сухого и влажного или их взаимных перемен; люди же произошли из земли, а души их есть смесь вышеназванных начал, в которой ни одно из них не пользуется преобладанием.

Видимо, наиболее известным изложением Элейского отрицания движения и постулирования неизменности и неподвижности сущего являются апории Зенона, доказывающие, что если допускается существование движения, то возникают непреодолимые противоречия. Первая из апорий названа ДИХОТОМИЕЙ (деление пополам). В ней Зенон стремится доказать, что тело не может сдвинуться с места, т.е. движение не может ни начаться, ни закончиться. Второй (и, пожалуй, наиболее известной) апорией Зенона является АХОЛЛЕС. Эта апория показывает, что самый быстрый из людей (Ахиллес) не сможет никогда догнать самое медленное создание (черепаху), если оно вышло в путь раньше его. Эти логические конструкции показывают противоречивость движения и находятся в видимом противоречии с жизненным опытом. Поэтому Зенон допускал возможность движения только в области чувственного познания. Однако в его апориях речь идет не о «реальности» или «существовании» движения, но о «возможности его постижения разумом». Поэтому движение рассматривается здесь не как чувственное данное, но предпринимается попытка выяснить логическую, понятийную сторону движения, т.е. ставится вопрос об истинности движения.

Зенон прославился, в основном, выяснением противоречий между разумом и чувствами. В соответствии с принципами элейской школы Зенон также разрывает чувственное и рациональное познание. Истинным он однозначно признает рациональное познание, чувственное же, по его мнению, ведет к неразрешимым противоречиям. Зенон показывал наличие границы у чувственного познания.

Пифагорийская школа

Жизнь Пифагора приходится на период приблизительно между 584-500 гг. до н.э. Согласно Диогену Лаэртскому, он написал три книги: «О воспитании», «О делах общины» и «О природе». Ему приписывается и ряд других трудов, которые создавались пифагорейской школой.

Пифагор занимался решением геометрических задач, но пошел также дальше. Он исследует и взаимоотношения чисел. Изучение зависимости между числами требовало весьма развитого уровня абстрактного мышления, и этот факт отразился на философских взглядах Пифагора. Интерес, с которым он изучал характер чисел и отношений между ними, вел к определенной абсолютизации чисел, к их мистике. Числа были подняты на уровень реальной сущности всех вещей.

Все пифагорейское учение о сущности бытия является исторически первой попыткой постижения количественной стороны мира. Математический подход к миру заключается в объяснении определенных количественных отношений между реально существующими вещами. Возможность мысленной манипуляции с числами (как абстрактными объектами) ведет к тому, что эти числа могут быть понимаемы как самостоятельно существующие объекты. Отсюда остается всего лишь шаг к тому, чтобы эти числа были провозглашены собственно сущностью вещей. Именно это и делается в философии Пифагора. При этом существующие противоположности подчиняются всеобщей универсальной гармонии космоса, они не сталкиваются, но борются, но подчинены гармонии сфер.

Религию и мораль Пифагор считал основными атрибутами упорядочения общества. Его учение о бессмертии души (и ее перевоплощении) стоится на принципах полной подчиненности человека богам.

Мораль у Пифагора была обоснованием определенной «социальной гармонии», опирающейся на абсолютное подчинение демоса и аристократии. Поэтому ее важнейшей частью было безусловное подчинение.

Пифагорейство, таким образом, является первым идеалистическим философским направлением в античной Греции. Математическая проблематика выливается у них в мистику и обожествление чисел, которые они считают единственно истинно сущим.

studfiles.net

3.2. Эфесская школа

Гераклит (Heraclitus)

Биографические сведения.

Гераклит (ок. 544—480 гг. до н.э.) — древнегреческий мудрец. Родился и жил в г. Эфесе, поэтому его часто называют Гераклит Эфесский. Несмотря на то что он принадлежал к царско-жреческому роду, жил бедно и одиноко. У Гераклита были прозвища Темный (так как высказывания его были малопонятны) и Плачущий (поскольку он часто сокрушался из-за несовершенства человека). Гераклит — стихийный материалист и основоположник диалектики.

Основные труды.

«О природе» — сохранилось около 130 фрагментов.

Философские воззрения. Первоначало.

Первоначалом всего сущего Гераклит считал огонь. Огонь является материальным, вечным и живым (гилозоизм), более того — он разумен, ему присущ Логос. Огонь никем не сотворен, но он подчиняется мировому закону, «мерой вспыхивая и мерой угасая».

Диалектика.

Принципиальная особенность мира состоит в его постоянной изменчивости: «все течет», «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». В этом Гераклит противостоит большинству античных философов, которые считали, что «истинное бытие» является вечным и неизменным (пифагорейцы, элеаты и др.). Существенное изменение по Гераклиту — это изменение в свою противоположность (холодное нагревается, горячее остывает). Противоположности существуют в единстве и в вечной борьбе («борьба — отец всего и царь над всем»).

Космология и космогония.

Все в мире возникает из огня, и это «путь вниз» и «недостаток» огня (схема 20). По мнению Гераклита, космос не вечен, «путь вниз» сменяется «путем наверх», и тогда весь мир сгорает в мировом пожаре, который есть одновременно и мировой суд (так как огонь живой и разумный).

Учение о душе.

Душа человека — сочетание огня и влаги. Души возникают, «испаряясь из влаги», и, наоборот, «душам смерть — воде рождение». Чем больше огня в душе, тем она лучше; человеческий разум — это Огонь (Логос).

По Клименту Александрийскому (III в.)

По Плутарху (I—П вв.)

53

По Марку Аврелию (II в.)

Гносеология.

Чувства, особенно зрение и слух, полезны в процессе познания, но высшая цель состоит в познании логоса. Оно доступно не всем, хотя все люди разумны. Большинство людей, будучи «по-скотски пресыщено», и не пытается постичь Логос. Мешают постижению Логоса многознание, доверие к таким учителям, как Гомер и Гесиод. Лишь немногие из людей постигли логос и живут в соответствии с ним.

Судьба учения.

Идеи Гераклита об Огне-Логосе во многом послужили основой учения стоиков. Идеи диалектики стали привлекать серьезное внимание только начиная с эпохи Возрождения, последовательное применение и развитие они нашли в философии Гегеля и марксизме.

Известны три варианта описания космогенеза (процесса образования космоса) у Гераклита.

3.3. Пифагореизм

Пифагореизм — это философское течение, основоположником которого был Пифагор, дальнейшее же развитие было связано с деятельностью Пифагорейского союза. Возникшее в ранний период развития древнегреческой философии, это течение просуществовало до конца античного мира.

Пифагор (Pythagoras)

Биографические сведения.

Пифагор (ок. 580—500 гг. до н.э.) — древнегреческий философ. Родился на о. Самос (Иония), долго жил в Египте и Вавилоне, по некоторым сведениям побывал в Индии, затем переехал в Великую Грецию в г. Кротон, где основал свою школу — Пифагорейский союз, научно-философское и политическое сообщество.

Пифагору приписывается доказательство «теоремы Пифагора» и превращение математики из эмпирической в теоретическую науку; также он внес свой вклад в развитие астрономии.

От периода эллинизма до нас дошел ряд легенд о Пифагоре, например, что у него было золотое бедро, что его видели одновременно в двух разных городах, что Пифагор помнил свои предыдущие рождения и его первое воплощение на земле было в виде сына бога Гермеса.

Основные труды.

Не сохранились даже названия.

Философские воззрения. Первоначало.

Пифагора можно считать первым идеалистом Древней Греции, поскольку первоначалом бытия он считает идеальные сущности — числа (имеются в виду целые натуральные числа). Пропорции между числами создают мировую гармонию. Сохранилась легенда о том, как Пифагор пришел к этой идее. Однажды он проходил мимо кузницы и заметил, что неодинаковые по весу молоты, ударяясь о наковальню, издают звуки разной высоты. Эта зависимость может быть выражена числами, следовательно, «число владеет вещами».

Числа связаны с геометрическими фигурами (тройка — с треугольником, четверка — с четырехугольником и т.п.). Пять стихий, из которых состоят все материальные тела, тоже связаны с числами. Так, Земля состоит из частиц кубической формы, Огонь — из тетраэдров (четырехгранных пирамид), Воздух — из октаэдров (восьмигранников), Вода — икосаэдров (двадцатигранников). В философии Пифагора появляется представление о пятой стихии (которой не было в мифологии) — Эфире; частицы Эфира — додекаэдры (двенадцатигранники).

Пифагор вслед за орфиками верил в переселение душ (метемпсихоз).

Космология. В центре мира находится Земля (геоцентризм), все небесные тела движутся в Эфире вокруг Земли. Каждая планета, двигаясь в Эфире, производит монотонный звук определенной высоты, совместно эти звуки создают мелодию («музыку небесных сфер»), которую могут слышать люди с особо тонким слухом, например, как Пифагор.

studfiles.net

Философия Гераклита: её становление и идеи

Уверяя общество в формировании мира без причастности богов или людей, древнегреческий философ Гераклит Эфесский говорил: «Характер человека создает судьбу». Кратко о его биографии: диалектик Гераклит являлся и является одним из знаменитых мудрецов древней Греции (544–483 годов до нашей эры). Мыслитель происходил из аристократичной царской династии города Эфеса. В свое время, отказавшись от трона из-за меланхоличного темперамента, проживал изгоем, в построенной горной хижине. Там он посвятил себя размышлениям и сторонился светских выходов и общения.

Отрывочно сохранившимся базисным писанием был трактат «О природе», признанный глубокомысленным и нелегким всеобщему пониманию, по этой причине автор обрел прозвище «темный». Также его прозвали «плачущим», потому что он не мог смотреть без слез на суетливость людей. Ученый относился к ионийской школе, и его философия основана на вечном существовании мира в виде «живого огня», циклично воспламеняющегося и угасающего.

Мудрец брал за главную мысль, представление о понятии сути развития мира, путем интуиции. Первопричина мироздания – вековое и безграничное действие, в то время как, существующая материальность объектов – последующая причина мироздания. Философия Гераклита включала обоснованные им понятия об общности движений и развитий. Он считал, что предметы и явления не существуют без движения: «Все движется, и ничто не покоится. Все течет – все изменяется». Колыбель движения – есть борьба противоположностей.

Принципы и основные идеи философии

Гераклит в своих работах, описал основные понятия и принципы, которые включает в себя философия. В сохранившихся письменах, которых немного, говорится:

  1. Огонь первопричина живого, фундамент мирового создания;
  2. Космос и окружающий мир – циклично уничтожаются всемогущим пожаром, дабы заново возродиться;
  3. Круговорот событий в природе связан с неустойчивостью хода жизни и времени;
  4. Правило антиномичности или противоположностей. Вода – дарует бытие водным существам, но случается так, что отбирает жизни у людей (цунами, наводнения и другие бедствия, связанные с водой). На данном тезисе основана теория относительности Эйнштейна.

Учения Гераклита дошли до нашего времени неполными и фрагментарными отрывками, а доктрины поддаются сложной трактовке и подвергаются критике. Мы не имеем средств, для полномерной оценки и восприятия учений мудреца, потому ссылаемся на интуицию и традиции Древней Греции того времени, домысливая и дополняя, отсутствующие части знания.

Античный мудрец, отрицая воздействие на него школ и других мудрецов, существовавших ранее до его появления, все же имеет некие сходства с Пифагором. По утверждению Гераклита, мировым фундаментом служит огонь. Природная сила бесконечности – Огонь и его «детище» – Космос. Космос и Вселенная не были кем-то созданы, а существовали всегда и вовеки будут «разгораться» и «потухать». Испытывая полосу изменений, сначала огонь представлялся водой – семенем мироздания, затем, вода преобразовалась в землю. Потом земля в воздух, создав окружающий мир. Видоизменяя все вокруг, огонь производит и уничтожает, образуя Вселенский круговорот изменений.

Кажущееся человеку постоянство и неподвижность – иллюзорны, из-за обмана чувств, так как Вселенная непостоянна, наполнена ежеминутными изменениями и различными качествами (пленительное и безобразное, зло и добро, влажное и сухое, живое и мертвое). Исходя из этого напрашивается вывод, что движение – сосуществование противоположностей и их борьба: «Все происходит через борьбу и необходимость».

Положение, с которым связаны изменения – является законом тяжести. Вечное изменение веществ, управляется Вселенским правилом – Логосом или неизменной судьбой. Логос – есть вековая мудрость упорядочивания тока перемен в вековое сопротивление начал и разрушений. Древнегреческий мудрец знал, что главная его задача – «видеть» инертные конфигурации бытия и путем внутренней глубинной интуиции, пробираться в естество мирового движения. Первичные орудия – непрекращающиеся движения мироздания, вторичные – участвующие в мироздании объекты материального мира.

Философские знания, стоящие вначале идейного течения, дали современную западную «основу жизни». Душа человека включает в себя теплый и сухой пар. Душа – чистое изображение Божественного огня, питающаяся его теплом. Теплоту душа впитывает с помощью органов чувств и дыхания. Одаренная великой мудростью и безукоризненными свойствами душа, являет собой сухой пар. Сырой и влажный пар, исходит от слабой и неразумной души, потерявшей мудрые свойства. Умирая, человеческая душа покидает тело: чистая душа становится высшим существом в загробном мире, а душа неблагоразумная следует верованиям о загробном царстве Аида.

Милетская школа в формировании взглядов философа

Изучающиеся мудрецом вопросы были – онтология, этика и политология. Раскритикованная им Милетская школа, не воздействовала полностью на его точку зрения, оставив только оттиск в его миропонимании. Основанная Фалесом в Греческой колонии в Азиатском городе Милете, она являлась первоначальной в античности. Созданная вначале 6 века до нашей эры, включала основной предмет натурфилософию – науку о естестве физического положения вещей. Многие науковеды полагают, что термин «философия», астрономия, математика, биология, география, физика и химия начинали путь с Милетской школы. Предрасположенность к знаниям стала весомым побуждением к развитию последователей данного общества. Гераклит же подвергал критике воззрения школы, так как она понимала мир единым целым существом. Он вступал в дебаты и отражал это в своих трудах.

Понятие диалектики

Основным связующим звеном в учении древнегреческого мудреца, был Бог, по его мнению, соединяющий воедино все противоположности – в мире все зарождается из-за противостояния друг другу. Одно не может существовать без другого. Термин «диалектика» образовался в древней Греции, дословно обозначая «искусство спорить, вести рассуждение» или принцип аргументирования правил, форм и способов рефлексивного теоретического мышления, исследующего противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления.

Великий мудрец понимал диалектику как вековое становление и непостоянство бытия. Беспрерывная связь существования всего в мире – это столкновение и тяга противоположностей. Мир – беспрерывен и бесконечен, имеет границы, темп и ритм, вечно изменяется и сталкивается стихиями: воды и огня, воздуха и земли; ночь сменяется днем, жизнь – смертью, зло – добром.

Идея о вековом движении для нынешнего общества не является особенной, но в момент появления, она считалась весомым умозаключением в научном прорыве. Образы древнегреческого мудреца отвечали понятием Ионийской школы, считавшей, что окружающий  мир состоит из четырех стихий, во главе которых огонь. Именно в этом умозаключении о диалектике заключен взгляд последователей Милетской школы.

Последователи философа

Последователем древнегреческого мудреца был афинянин – Кратил, учившийся еще и у софиста Протагора, а позже ставший уважаемым учителем Платона. Являясь старательным воспитанником, Кратил взял концепции своего учителя и приумножил его знания. Затем ученик Кратила Платон избрал путь диалектики, построив на ней все свои труды. Аристотель и Сократ, позаимствовали диалектику мудреца, создав великие положения.

Нашими современниками, следовавшими учениям мудреца древней Греции, являлись Гегель, Хайдеггер и Ницше. Их аксиомы о всеобщем изменении брались за первооснову писаний и развивались, привнося новые знания в современный мир. Таким образом благодаря знаниям, которые заложил Гераклит, развивалась философия. Многие ученые и мыслители, взяли его принципы за основу.

Отрицание и критика идеологии Гераклита

Придворный Гиерона I, Эпихар в 470 году до нашей эры был комиком, высмеивающим, в собственных творениях, суждения Гераклита. «Человек, взявший в долг, не обязан отдавать его обратно, ведь он изменился и стал другим человеком, так почему же он все равно должен отдавать долги?», – высмеивал Эпихар. Таких «весельчаков» существовало немало, потому тяжело судить, было ли это обычными развлечениями при дворе или же открытой критикой соображений мудреца. Эпихар был язвительным и ироничным по отношению к мнению греческого мудреца. Гегель и Хайдеггер, так же критиковали суждения мудреца в несовершенстве точек зрения, беспорядочности и противоречивости соображений.

Критикуя и высмеивая мудреца, мало кто задумывался и понимал, что убереженные писания, дошедшие до нашего времени, фактически, дополнялись и переписывались последователями мудреца, заполняя пробелы собственными суждениями и не до конца понимавшими учителя. Его учение о диалектике, полагалось на двусторонние явления: непостоянство и неизменность и неадекватно воспринялось современниками, подвергаясь разной критике. Ученик Кратил требовал игнорирование принципа устойчивости, но мудрецы Элеаты: Ксенофан, Парменид и Зенон концентрировали собственный интерес на устойчивости, упрекая Гераклита в преувеличенной роли изменений.

Мысли Гераклита и их место в современной философии

Гераклит активно занимался размышлениями в период 69-х олимпийских игр, но на тот момент его знания не были актуальны. Нахождение в окружении непонимания, отдаленном от его мнений и познаний, подвигло мудреца на отшельничество. Поэтому он покинул Эфес и направился высоко в горы, в одиночестве развивая гениальные передовые соображения.

Трактаты о жизни философа, дошедшие до нас, изображают человека скрытного, остроумного на суждения и критичного ко всем и ко всему, целью которых были односельчане и правящая власть. Греческий мудрец не боялся быть наказанным или осужденным, его прямота «рубила с плеча» как кинжал, без исключения. Непривычный и экстраординарный для своего времени человек, оставшийся непонятым при жизни и оставивший загадку о своей гибели, все же нашел круг читателей, спустя столетия.

Анализируя вопрос о соответствии разумности и познания, полагал, что мудрость расходится с всезнанием или эрудицией: «Всезнание уму не научит, природа любит таиться», – говорил он. Один из первых, различил познание чувственности и рациональности, за что признан родоначальником гносеологии. Познание вступает в силу с чувствами, но чувства не дают глубокой характеристики познанию, познаваемому следует обрабатываться умом.

  • Общественные и правовые суждения мудреца основаны на почтении закону. «Народу необходимо сражаться за права, как за городскую стену, а преступления следует тушить скорей, чем пожар», – говорил он. Отрицая влияние сторонних личностей и школ на собственные знания, воззрения мудрецы не могли возникнуть из ниоткуда. Нынешние исследователи предполагают, что он хорошо знал труды Пифагора и Диогена, так как написанные им трактаты отражают понятия, введенные в науку данными древнегреческими мудрецами. Фразы и слова Гераклита, цитируются и по сей день. Вот наиболее известные и ценные умозаключения мудреца:
  • «Глаза – есть точные свидетели, нежели уши». Достойное открытие и мудрость с заключением истинного восприятия человеком сути вещей. Вспоминается поговорка – «Лучше один раз увидеть, чем раз услышать»;
  • «Сбывшиеся желания человека – делают его хуже». Не стремящийся ни к чему человек, деградирует без развития. Имея все желаемое, индивид теряет способность к сочувствию неимущим, переставая ценить имеющееся у него, принимая все за данность. Спустя тысячу лет, данное умозаключение возьмет за основу собственной трактовки британский писатель Оскар Уайльд: «Желая наказать нас, Боги исполняют наши молитвы», – выскажется он в собственном романе «Портрет Дориана Грея»;
  • «Знание многого не учит уму». Суть мудрости заключается в следовании природе;
  • «Рок – это последовательность первопричин, порождающая одну причину за другой и до бесконечности»;
  • «Знание и понимание самого мудрого мудреца – всего лишь его собственное мнение»;
  • «Подобны глухим те, кто, слушая, не воспринимает». Данное умозаключение выражает всю полноту горечи от непонимания его окружающими;
  • «С гневом очень трудно бороться». Заплатив существованием за все, что он потребует.

Благодаря любознательности ума приверженцев древних наук, нам передался базис, на котором мы строим современную науку.

mystroimmir.ru

Гераклит Эфесский

С именем Гераклита из Эфеса (540-480 гг. до нашей эры) связано воз­никновение еще одной сильной философской школы Древней Греции. Сохра­нилось около 130 фрагментов из труда Гераклита, который, согласно одним ис­точникам, назывался “О природе”, согласно другим — “Музы”.

Гераклит объяснял естественным образом такие природные явления как ветер, молнии, гром, зарницы и другие. Основой всего Гераклит считал огонь. В его понимании огонь, с одной стороны, подобен праматерии у представите­лей милетской школы и является как первоосновой мира (“архе”), так и основ­ным элементом (“стойхейрон”). С другой стороны, огонь является для него наиболее адекватным символом динамики развития, постепенности постоянных изменений. Об этом свидетельствует, например, его изречение, что мир “возни­кает из огня и опять сгорает в определенные периоды в течение всего века; свершается это согласно судьбе”.

Рядом с подчеркиванием материальной основы всякого бытия и с кон­статацией бесконечности этого материального принципа исследователи нахо­дят у Гераклита и мысль. Подчеркивающую бесконечность материи в истори­ческом смысле слова и очевидное объяснение ее несотворимости и неуничто­жимости: “Этот мир, который для всех не сотворил никто из богов, но всегда есть и будет вечно живым огнем, разгорающимся согласно мере и угасающим согласно мере”.

В интуитивном понимании развития как единства и борьбы противопо­ложностей из всех досократовских мыслителей Гераклит продвинулся наи­более далеко. Разумеется, диалектика здесь не излагается в ясных и упорядо­ченных понятиях, это скорее отдельные гениальные наблюдения.

Центральным мотивом учения Гераклита был принцип все течет (ПАНТА РЕИ). Постоянных ход развития он сравнивал с течением реки, в ко­торую нельзя войти дважды. Разнообразие проявлений существующего мира Гераклит объясняет изменениями, происходящими в исходной “праматерии”. Одна материя, согласно его взглядам, “живет смертью” другой. Таким образом, Гераклит весьма близко подходит к пониманию “творческого отрицания”.

Очень важное значение во взглядах Гераклита придается, используя со­временный термин, детерминизму, т.е. всеобщей обусловленности всех собы­тий и явлений. Все, согласно ему, правится судьбой или необходимостью (НИКЕ). С понятием необходимости весьма тесно связано понимание законо­мерности — закона (ЛОГОС). Логос, по Гераклиту, так же вечен, как и несотво­ренный и неуничтожимый мир. Как мир, так и праматерия и логос существуют объективно, т.е. независимо от человеческого сознания.

Гераклит одним из первых обращает внимание на характер человече­ского сознания. Познание, согласно его взглядам, стремится постичь сущность, т.е. логос. Значительное внимание он уделяет отличию “многознания” от под­линной мудрости. “Многознание” в отличие от подлинной мудрости не способ­ствует действительному познанию принципов мира. Человеческое сознание — душа (ПСИХЕ) — подчинено логосу. Гераклит придавал значение оценке отно­шения мира к познанию. Он подчеркивал, что все состояния и свойства мира всегда релятивны. Он отмечал также относительность повсеместно употреб­ляемых понятий: “Прекраснейшая из обезьян отвратительна, если сравнить ее с человеческим поколением”.

Т.о. гераклитова философия представляет собой не цельную теоретиче­скую систему диалектического похода к миру, но, по крайней мере, здесь можно говорить об интуитивном объяснении сущностных черт диалектики.

Наиболее видным из учеников Гераклита был Кратил. Как делают вы­вод авторы книги “История философии в кратком изложении” Кратил, довел мысли Гераклита до абсурда, утверждая, что о действительности нельзя ничего сказать. Релятивность познания и оценки, выявленная Гераклитом, приводит Кратила к абсолютному релятивизму.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

mirznanii.com

Натурфилософия милетской школы. Гераклит Эфесский

Эта философия возникла в Милете — крупнейшем из малоазийских городов Греции в VI в. до н.э.

 

Фалес (ок. 625-ок. 547 до н.э.) — основатель школы, первый среди семи мудрецов Греции. Он предсказал солнечное

затмение, составил календарь с метеорологическими прогнозами, определил продолжительность года в 365 дней. Говорят, что он приписывал душу даже неодушевленным телам, ссылаясь на свойства магнита и янтаря. Началом всего он считал воду, и это соответствовало духу материализма. Фалес, очевидно, сделал такое предположение, наблюдая, что все требует влаги и сама теплота рождается из нее и ею живет. Земля плоская и плавает на поверхности воды. Семена всего сущего также влажную природу. Фалес считал, что разум является божеством мироздания, все имеет душу и наполнены демонов, а природа души такова, что она вечно движется.

 

Анаксимандр (610-ок. 540 до н.э.) — ученик и последователь Фалеса. Написал сочинение «О природе». Он знал учение о четырех стихиях, однако, наблюдая взаимопревращения стихий, одной из них не предоставил преимущества. То, что составляет начало всего, он назвал апейрон, есть неопределенная и беспредельная материя. Апейрон — это представление о материи как таковой. От апейрона происходят все небеса и все миры в них, он все объемлет и всем управляет. С апейрона также происходят противоположности, сначала соединены в нем: теплое и холодное, сухое и влажное и др.. Анаксимандр считал, что Земля окружают бы три кольца. Ближе всего к Земле кольцо заполнено неподвижными звездами и планетами, следующее — лунный круг, самое отдаленное — круг Солнца, которое в 28 раз больше Земли. Это кольцо заполнено огнем и в нем есть отверстия, через которые огонь и выходит. Когда отверстие закрывается, — происходит затмение. Анаксимандр учил, что первый человек происходит от живых существ другого вида. Животные быстро начинают кормиться сами, и только человек долго требует материнского молока. Человек потому и сохранилась, что с самого начала была не такой, как сейчас. Источник жизни Анаксимандр видел во влаге, которая испаряется солнцем. Первые живые существа возникли во влажном месте и были покрыты чешуей с шипами. Затем они вышли на сушу, их чешуя лопнула, и вскоре они изменили свой образ жизни. Первые люди зародились в рыбах и, вскормленные до такого состояния, когда они стали способны выживать самостоятельно, были извергнутые с рыб и вышли на землю. Учение Анаксимандра целом материалистическое.

 

Анаксимен (ок. 585-ок. 527 до н.э.) — ученик и последователь Анаксимандра. Началом всего сущего считал воздух, по размерам безгранично, а по своим качествам определен. Анаксимен считал, что боги возникли из воздуха. Воздух можно рассматривать как силу, которая пронизывает все стихии и тела. Движение вечный, поэтому все вещи взаемоперетворювани. Различные степени плотности воздуха порождают различные стихии от огня к камню, из которых в свою очередь состоят все вещи. Земля плоская и она держится в воздухе, подобно Солнцу, Луне и другим небесным телам, также плоские. Все небесные тела происходят от Земли. Солнце — это земля, вспыхнувшая в результате быстрого движения и нагрева. Так же как наша душа, будучи воздухом, скрепляет каждого из нас, так и дыхание и воздух охватывают все мироздание, считал Анаксимен.

 

Гераклит (бл.520-бл.460 до н.э.) происходил из Эфеса и создал всестороннюю и глу-боко проработанную философскую систему. Считают, что он автор книги «О природе», которая состояла из трех частей: «Про Все», «О государстве», «О божество». Учение назвали «темным», потому что оно не соответствовало традиции и современники не понимали, потому опирались на натуралистические представления о мире.

 

Гераклит говорил о течении явлений вселенной и неизменный закон этого течения. Только иллюзия чувств приводит нас к ошибочному мнению о неизменности бытия. Разум говорит, что все постоянно меняется. Первоначальная сущность всех вещей — огонь. Пламя кажется нашим чувством постоянным, хотя на самом деле его поддерживает процесс неустанных изменений. Так в постоянном на вид бытии всех вещей является лишь непрестанное возникновения и исчезновения. Дело — это момент устоявшегося. В изменении явлений господствует не произвол, а непреложный закон — логос, всемогущая судьба, течение явлений регулирует правилам. Гераклит учит, что вечный круговорот огня — это бог, судьба же — логос, образующей существующее противоположных стремлений. Все происходит по определению судьбы-логоса, тождественной с необходимостью. Логос — это эфирное тело Вселенной, он пронизывает всю субстанцию Вселенной.

 

Онтология. Космос для Гераклита — это вечно живой огонь, мерами вспыхивает и мерами угасает. «Этот космос, таких же для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорается и мерами угасающим». Все обменивается на огонь и огонь на все. Огонь для Гераклита — символ всех других явлений природы, ибо видимая форма процесса в мире — огонь. В огне есть и материя, и ум, которые нераздельны в создании Вселенной. Огонь прежде воспринимается чувствами, поскольку переплавляет, превращает в другое материальные вещи. Огонь и символ вечного духа, мысленно разрушает и образует вещи. Дух растворяет мысли о воспринимаемое чувствами, расплавляет и поглощает их будто пламя. Та сила, которая физическим образом действует в огне, на высшем уровне живет в душе человека. В своем тигле душа расплавляет чувственное и превращает его в созерцание вечного.

 

В мире материального Гераклит отмечает взаимосвязь и взаимопревращения четырех стихий, четырех начал сущего. Судя по всему, эта идея была трудной для адекватного восприятия преемниками. Максим Тирский понял мысли Гераклита так: «Огонь живет смертью земли, воздух живет смертью огня, вода живет смертью воздуха, земля-смертью воды». Марк Антонин понял иначе: «Смерть земли-рождения воды, смерть воды — рождение воздуха, смерть воздуха-рождения огня, и наоборот».

 

Диалектика Гераклита опирается на закон взаемозбигання противоположностей, на закон роковой. Если бы в мире не было противоположностей, если бы в нем не жили наиболее разные и противоположные друг другу стремления, то мир преходящего не мог бы существовать. «Одно и то же живое и умершее, то, что проснулось и то, что спит; молодое и старое, ибо прежнее исчезает во втором, а второе — в первом». Единство противоположностей в том, что мы живем смертью одних и умираем жизнью других. Наша жизнь — их смерть. Наша смерть — их жизни. Только с точки зрения быстротекущей жизни может цениться выше, чем умирание. Умирание-это освобождение места для новой жизни, но и в новой жизни, как и в старом, живет вечно. Если человек носит в себе это вечное, то она с одинаковыми чувствами смотрит на жизнь и на смерть. Если же человек не пробудила в себе вечного и не поняла его, то жизнь имеет для него особую цену. В роковой необходимости заключается принцип справедливости, так как в сущности необходимость есть внутренняя мысль создания и управляет им изнутри. Борьба — отец всего, отметил Гераклит. «Следует знать, что борьба всеобщая, что справедливость в распри, все рождается из-за расстройства и по необходимости». Но то, что открывается в этом раздоре, что разлито в нем, это не война, — это гармония. Мудрец должен подняться до понимания божественной скрытой гармонии. Для бога все прекрасное и справедливое, но люди определили одно как справедливое, а другое — как несправедливое.

 

Гносеология. Гераклит рассматривал проблему познания, считая, что человек имеет два источника познания истины: чувственное восприятие и логос. Наиболее совершенными органами чувств Гераклит считал зрение и слух. Причем глаза более точные свидетели, чем уши. Достойные сострадания те, кто бездумно накапливают знания и гордятся их объему. Таков и Гесиод, ибо известно, что он овладел большим объемом знаний, но не распознал дня и ночи, хотя они одно. И даже очень умный человек чаще познает только кажущееся и лелеет его. Блестяще Гераклита: «Многознание ума не научает». Ему понятно, почему люди обращают внимание на внешнее, преходящее. Потому что каждый человек живет так, будто имеет свое особое понимание происходящего. Но логос присущ всем. Это значит, что все люди потенциально способны услышать голос божественного в законах. Беда их в том, что даже стараясь (бодрствует), они как бы спят. В массе своей «люди не знают, что они, стараясь, делают». В поведении человека, в его отношении к окружающему, присутствует способность реагировать быстрее на внешнее, на изменчивое, временное. Причем реакции обычного человека предсказуемы, а потому в ее поведении очевидна механистичность. И в узнавании человека очевидна этажность: «Ведь существует единственная мудрость: познать замысел, устроивший все через все». Для человека с грубой душой глаза и уши — плохие свидетели, поскольку она не причастна божественному разуму, и ей не дано познать истину. Истина — это трудно. Только люди, которым бог дал способности к познанию, могут познавать. Поэтому и звучат вызовом слова Гераклита: «Один для меня равен десяти тысячам, если он лучший».

 

Человек для Гераклита — это существо олицетворенная, смешанная с противоречивых стихий. И она же должна примирить эти стихии. В человеке природа творит свое высокое. Человек двойственна: в ней живет противоположность вечного и временного. Человек одновременно и зависимая, и независимая, в ней действует дух производный от временного. В этом особенность человеческой души, временное действует как вечное. В душе укоренившееся противоречивое восприятие мира, в ней человек стоит между богом и животным. То, что рвется из человека наружу — ее демоническое: «Характер человека — его демон»,-отмечает Гераклит. Все дело в том, какая у человека душа, который ее демон. Личное каждого человека — носитель демонического, вечного. Для демонического личное — лишь форма проявления: «Человек бессловесная перед демоном, как ребенок перед взрослым». Но человек, который познал свое демоническое, свою сущность, причастность к божественному, вечному, начинает смотреть назад и вперед. Такой человек возвышается над собой, предпочитая вечной славе, она находит в своей душе логос.

 

Демон не принадлежит только одной личности, он переходит из личности в личность. Отсюда идея реинкарнации. Осознание демонического в себе — это осознание того, что над моей личностью уже работали в прошлом. Гераклит не воспринимает учение тех мыслителей, кто неспособны осознать, «что мудрость отстранена от всего». «Что у них за ум, что за ум?», — Спрашивает Гераклит. Ведь они верят народным певцам и считают своим учителем толпу, не зная, что большинство — это плохо. Первородный грех человека в том, что она держится в своем сознании за то, что проходит, и это отвлекает ее от вечного. Тогда все, что происходит с ней, человек считает идущим от жизни. Жизнь становится опасностью. Взрослый серьезно воспринимает для ребенка игра. Тот, кто знает, ведет себя как ребенок, и жизнь предстает как игра. Гераклит отмечает, что Вечность — это ребенок, который играет, это — царство ребенка.


worldofscience.ru

Эфесская школа философии

В Древней Греции славился Эфес — значительный торговый, политический и культурный центр. Здесь примерно во второй половине VI в. до н. е. возникает сильная философская школа, связанная с именем философа Гераклита из Эфеса.

 

Знаком со многими взглядами милетских философов Гераклит все же утверждал, что «ничей слушатель», «а сам учился». Основное сочинение Гераклита называется «О природе». Сохранилось 130 фрагментов из произведения. В отличие от предшественников, считал, что основой всего сущего является огонь. Все возникает из огня, и сам огонь превращается. Гераклит писал: «Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно вспыхивающим и закономерно угасающим».

Стихийный материализм Гераклита сочетается с наивной диалектикой. Ему принадлежит известный принцип «все течет, все изменяется» (пантареи). Постоянные изменения и постоянное развитие Гераклит объясняет различными способами их действия: «Одно и то же является живым и мертвым, не спит и спит, молодым и старым, потому что все, что изменилось, становится другим, а другое — изменившись, становится». Все движется в борьбе противоположностей: только болезнь заставляет человека признавать здоровья приятным, только после усталости человек радуется отдыха. Если исчезнут противоречия, то исчезнет все, потому что все сущее спорно. Гераклит считал, что Гомера надо бы высечь розгами за то, что сказал: «Да исчезнет вражда среди богов и людей». По мнению Гераклита, если исчезнут противоречия, то исчезнет движение, а если исчезнет движение, то исчезнет все. Постоянный ход развития сравнивал с течением реки, в которую нельзя войти дважды. Движение — это жизнь. Одним из первых Гераклит обращает внимание и на характер человеческого познания. Познание стремится постичь сущность, т.е. логос — учение. Кто не понимает, говорил Гераклит, не может понять ничего в развитии мира. Значительное внимание уделялось различия знания. Многие знания — от подлинной мудрости. Единственной мудростью, по Гераклиту, является «знание мнения, везде всем руководит». Гераклитова философия считается вершиной интуитивно диалектического понимания мира, природы человека.

Важное место в античной философии занимает зрелые форма древнего материализма — атомистическое учение, созданное Левкиппа и Демокрита. Если о Левкиппа — учителя и друга Демокрита известно очень мало, то о взглядах Демокрита сохранилось много сведений и произведений.

Демокрит за свою долгую жизнь получил огромное знание философии и наук об обществе и природе. Его произведения — это как энциклопедия познания. Диоген Лаэртский приводит около 70 произведений из разных областей знаний — физики, этики, музыки, математики, риторики, астрономии и др.. Широта, глубина, систематичность и целостность произведений Демокрита снискали уважение всех выдающихся мыслителей Древней Греции и Древнего Рима: Цицерона, Плутарха и др.. Концепции мира Демокрита отличаются новизной мысли, богатством обобщения. Демокрит считал, что мир состоит из атомов и пустоты. Атомы — это разные по форме и положению невидимые простым глазом мелкие неделимые частицы. Точную характеристику основных принципов учения Демокрита о сущности мира находим у Диогена Лаэртского: «Начало Вселенной: суть атомы и пустота. Все остальное лишь считается живым, сущим. Миры бесконечные и подвергнуты возникновению и разрушению. Ничего не возникает из несуществующего и ничего не разрушается в несуществующее. Атомы также бесконечные по величине и количеству, вихрем несутся по Вселенной и этим рожают сложное: огонь, воду, воздух, землю ».

Качественно новым в античном мышлении выявляется понимание Демокритом бесконечности, неуничтожимости и неутворености Вселенной, убеждение в существовании бесконечного множества миров, которые возникают и исчезают. Отождествляя причинность со случайностью отрицает случайность, рассматривая ее как результат незнания. Влияние Демокрита и его работ на весь процесс развития философии настолько значителен, что материалистическую тенденцию в философии часто называли линией Демокрита.


worldofscience.ru

Эфесская школа

Количество просмотров публикации Эфесская школа — 780

Гераклит (Heraclitus)

Биографические сведения.

Гераклит (ок. 544—480 гг. до н.э.) — древнегреческий мудрец. Родился и жил в г. Эфесе, поэтому ᴇᴦο часто называют Гераклит Эфес­ский. Несмотря на то что он принадлежал к царско-жреческому роду, жил бедно и одиноко. У Гераклита были прозвища Темный (так как высказывания ᴇᴦο были малопонятны) и Плачущий (поскольку он час­то сокрушался из-за несовершенства человека). Гераклит — стихий­ный материалист и основоположник диалектики1.

Основные труды.

ʼʼО природеʼʼ — сохранилось около 130 фраг­ментов.

Философские воззрения. Первоначало.

Первоначалом всего су­щего Гераклит считал огонь.Огонь является материальным, вечным и живым (гилозоизм), более того — он разумен, ему присущ Логос. Огонь никем не сотворен, но он подчиняется мировому закону, ʼʼмерой вспыхивая и мерой угасаяʼʼ.

Диалектика.

Принципиальная особенность мира состоит в ᴇᴦο по­стоянной изменчивости˸ ʼʼвсе течетʼʼ, ʼʼнельзя дважды войти в одну и ту же рекуʼʼ. В этом Гераклит противостоит большинству античных философов, которые считали, что ʼʼистинное бытиеʼʼ является вечным и неизменным (пифагорейцы, элеаты и др.). Существенное изменение по Гераклиту — это изменение в свою противоположность (холодное на­гревается, горячее остывает). Противоположности существуют в един­стве и в вечной борьбе (ʼʼборьба — отец всего и царь над всемʼʼ).

Космология и космогония.

Все в мире возникает из огня, и это ʼʼпуть внизʼʼ и ʼʼнедостатокʼʼ огня (схема 20). По мнению Гераклита, космос не вечен, ʼʼпуть внизʼʼ сменяется ʼʼпутем наверхʼʼ, и тогда весь мир сгорает в мировом пожаре, который есть одновременно и мировой суд (так как огонь живой и разумный).

Учение о душе.

Душа человека — сочетание огня и влаги. Души возникают, ʼʼиспаряясь из влагиʼʼ, и, наоборот, ʼʼдушам смерть — воде

1 В данном случае термин ʼʼдиалектикаʼʼ используется в современном смысле, т.е. как учение о постоянной и принципиальной изменчивости, подвижности мира.

рождениеʼʼ. Чем больше огня в душе, тем она лучше; человеческий ра­зум — это Огонь (Логос).

По Клименту Александрийскому (III в.)

По Плутарху (I—П вв.)

По Марку Аврелию (II в.)


referatwork.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о