Решение задач по биологии на генетику для ЕГЭ 2019 / Блог :: Бингоскул
- Блог
- →
- Решение задач по биологии на генетику для ЕГЭ 2019
Основные термины генетики
- Ген — это участок молекулы ДНК, несущий информацию о первичной структуре одного белка. Ген — это структурная и функциональная единица наследственности.
- Аллельные гены (аллели) — разные варианты одного гена, кодирующие альтернативное проявление одного и того же признака. Альтернативные признаки — признаки, которые не могут быть в организме одновременно.
- Гомозиготный организм — организм, не дающий расщепления по тем или иным признакам. Его аллельные гены одинаково влияют на развитие данного признака.
- Гетерозиготный организм — организм, дающий расщепление по тем или иным признакам. Его аллельные гены по-разному влияют на развитие данного признака.
- Доминантный ген отвечает за развитие признака, который проявляется у гетерозиготного организма.
- Рецессивный ген отвечает за признак, развитие которого подавляется доминантным геном. Рецессивный признак проявляется у гомозиготного организма, содержащего два рецессивных гена.
- Генотип — совокупность генов в диплоидном наборе организма. Совокупность генов в гаплоидном наборе хромосом называется геномом.
- Фенотип — совокупность всех признаков организма.
При решении задач по генетике необходимо:
- Определить виды скрещивания и взаимодействий аллельных и неалельных генов(определить характер скрещивания).
- Определить доминантный и рецессивный признак(-и) по условию задачи, рисунку, схеме или по результатам скрещивания F1 и F2.
- Ввести буквенные обозначения доминантного (заглавной буквой) и рецессивного (прописной буквой) признаков, если они не даны в условии задачи.
- Записать фенотипы и генотипы родительских форм.
- Записать фенотипы и генотипы потомков.
- Составить схему скрещивания, обязательно указать гаметы, которые образуют родительские формы.
- Записать ответ.
При решении задач на взаимодействие неаллельных генов необходимо:
- Сделать краткую запись задачи.
- Вести анализ каждого признака отдельно, сделав по каждому признаку соответствующую запись.
- Применить формулы моногибридного скрещивания, если ни одна из них не подходит, то
- Сложить вес числовые показатели в потомстве, разделить сумму на 16, найти одну часть и выразить все числовые показатели в частях.
- Исходя из того, что расщепление в F2 дигибридного скрещивания идёт по формуле 9А_В_ : 3A_bb : 3 ааВ_ : l aabb, найти генотипы Fr
- По F2 найти генотипы F
- По F найти генотипы родителей.
Формулы для определения характера скрещивания:
где n — число аллелей, пар признаков
- Расщепление по генотипу – (3:1)n
- Расщепление по фенотипу – (1:2:1)n
- Количество типов гамет – 2n
- Количество фенотипических классов — 2n
- Количество генотипических классов — 3n
- Число возможных комбинаций, сочетаний гамет – 4n
Основные правила при решении генетических задач:
- Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков, то эти особи гетерозиготны.
- Если в результате скрещивания особей, отличающихся феиотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна из родительских особей была гетерозиготна, а другая — гомозиготна по рецессивному признаку.
- Если при скрещивании феиотипически одинаковых (по одной паре признаков) особей в первом поколении гибридов происходит расщепление признаков на три фенотипические группы в отношениях 1:2:1, то это свидетельствует о неполном доминировании и о том, что родительские особи гетерозиготны.
- Если при скрещивании двух феиотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9:3:3:1, то исходные особи были дигетерозиготными.
Генетические законы Менделя:
- Закон единообразия гибридов первого поколения — при моногибридном скрещивании у гибридов первого поколения проявляются только доминантные признаки — оно фенотипически единообразно.
- Закон расщепления — при самоопылении гибридов первого поколения в потомстве происходит расщепление признаков в отношении 3:1, при этом образуются две фенотипические группы — доминантная и рецессивная.
- Закон независимого наследования — при дигибридном скрещивании у гибридов каждая пара признаков наследуется независимо от других и дает с ними разные сочетания. Образуются четыре фенотипические группы, характеризующиеся отношением 9:3:3:1.
Решайте с ответами:
bingoschool.ru
Как решать задачи по генетике?
В общий курс биологии в школе входят разделы по генетике и молекулярной биологии. Оба раздела достаточны сложные для понимания учащихся. И для того, чтобы улучшить усвоение данного материала, прибегают к помощи решения задач. Такое решение задач по биологии, генетика предполагает использование методических приемов, а именно: необходимо внимательно изучить условие задачи, определить ее тип и записать схему скрещивания.
Решение задач по генетике
Рассмотрим, как решать задачи по генетике. Во время решения задач, у школьников развивается логическое мышление они, более глубоко начинают понимать материал по изучаемой теме. Существуют общепринятые обозначения, которые используют при решении задач:
- Буква Р. Ее применяют, чтобы обозначит родителей;
- Потомки первого поколения – F1, второго поколения – F2 и т.д.;
- Скрещивание — х;
- Для обозначения ген, которые проявляют доминантные признаки, используют буквы — А, В, С и т.д.;
- Для обозначения ген, которые проявляют рецессивные признаки, используют буквы — а, b, с и т.д.
В схемах скрещивания с левой стороны записывается генотип матери, а справа – генотип отца. Если решать задачи по генетике, моногибридное скрещивание в записи будет выглядеть так: АА х аа.
Дигибридное скрещивание
Все живые организмы по разным признакам и генам могут отличаться друг от друга. Для того чтобы сделать анализ наследования нескольких признаков, каждая пара требует изучения ее наследования по отдельности, а потом уже сопоставить и все наблюдения объединить. Если родительские формы имеют две пары разных признаков, то такое скрещивание называется дигибридным.
Например, задачи по генетике дигибридное скрещивание будут выглядеть так: в семье, где мать и отец правши, у обоих карие глаза — родились разнояйцовые близнецы. Один из них левша с карими глазами, другой – правша и у него голубые глаза. Это свидетельствует о том, что
elhow.ru
Оформление задач по генетике
Генетические задачи на ЕГЭ имеют четкую структуру ответа и оцениваются максимально в 3 балла при наличии трех элементов.
- При решении генетических задач наличие схемы скрещивания обязательно. В ней должны быть указаны генотипы родителей, гаметы, генотипы и фенотипы потомства.
- В листе ответа должен быть представлен ход решения задачи, без которого невозможно получить правильные элементы ответа.
- В ответе необходимо ответить на все вопросы, поставленные в задаче.
Рассмотрим алгоритм решения задач на разные типы наследования
Задача №1( Наследование, сцепленное с полом)
У кошек и котов ген черной окраски шерсти (В) и рыжей окраски (в) локализованы в Х-хромосоме и при сочетании дают неполное доминирование – черепаховую окраску (Вв). От черной кошки родились черепаховый и два черных котенка. Определите генотип кошки, фенотип и генотип кота, а также пол черепахового и черных котят. Составьте схему решения задачи.
Обоснуйте результаты скрещивания
ЗАПИСЫВАЕМ УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
СОСТАВЛЯЕМ СХЕМУ СКРЕЩИВАНИЯ
ЗАПОЛНЯЕМ РЕШЕТКУ ПЕННЕТА
ОБЪЯСНЕНИЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ
Признаки наследуются сцеплено с полом. У кошек пол определяется так же, как у человека, т.е. самка – гомогаметная (ХХ), самец – гетерогаметный (ХУ). Генотип черной кошки – ХВХВ. Среди котят один имеет черепаховую окраску, а это возможно только при сочетании двух генов в генотипе: гена черной окраски (ХВ) и гена рыжей окраски (Хв), следовательно, черепаховый котенок – кошечка с генотипов ХВХв. Так как в потомстве появился котенок с черепаховой окраской, то кот имел рыжую окраску, его генотип – ХвУ.
ЗАПИШИТЕ ОТВЕТ
- Генотип кошки: ♀ ХВХВ ( черная окраска шерсти), гаметы – ХВ
- Генотип и фенотип кота — ♂ ХвУ(рыжая окраска шерсти), гаметы – Хв, У
- Пол, генотипы и фенотипы котят: ♀ — ХВХв – черепаховая окраска ♂- ХВУ – черные котята
Задача №2( Дигибридное скрещивание, полное доминирование)
У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких, а широкие пушистые брови над нормальными. Женщина с длинными ресницами и широкими пушистыми бровями, у отца которой были короткие ресницы и нормальные брови, вышла замуж за мужчину с доминантными признаками, гомозиготными по двум аллелям. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы возможного потомства. Объясните полученные результаты.
ЗАПИСЫВАЕМ УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
СОСТАВЛЯЕМ СХЕМУ СКРЕЩИВАНИЯ
ЗАПОЛНЯЕМ РЕШЕТКУ ПЕННЕТА
ОБЪЯСНЕНИЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ
Задача на дигибридное скрещивание, так как рассматривается наследование двух пар признаков – длина ресниц и форма бровей.
Доминирование по двум парам признаков — полное. Наследование признаков – независимое, гены расположены в разных хромосомах.
По условию задачи и мужчина, и женщина имеют одинаковое фенотипическое проявление доминантных признаков, но у отца женщины были короткие ресницы и нормальные брови (рецессивные признаки). Каждый организм из пары аллельных генов получает один от отца, другой от матери, поэтому генотип женщины – АаВв (дигетерозиготный), а мужчина по условию задачи – ААВВ (дигомозиготен).
В этой семье могут родиться дети только с доминантными признаками, но с различными генотипами.
ЗАПИШИТЕ ОТВЕТ
- Генотипы родителей: ♀ АаВв (длинные ресницы и пушистые широкие брови), гаметы — АВ, аВ, Ав, ав и ♂ААВВ ( длинные ресницы и широкие пушистые брови), гаметы — АВ
- Фенотипы потомков: 100% с длинными ресницами и широкими пушистыми бровями
- Генотипы потомков: ААВВ (длинные ресницы, широкие пушистые брови), АаВВ (длинные ресницы, широкие пушистые брови), ААВв (длинные ресницы, широкие пушистые брови), АаВв(длинные ресницы, широкие пушистые брови)
Задача №3 (Дигибридное скрещивание)
У человека ген курчавых волос неполно доминирует над геном прямых волос, а оттопыренные уши являются рецессивным признаком. Обе пары генов находятся в разных хромосомах. В семье, где родители имели нормальные уши и один – курчавые волосы, а другой – прямые, родился ребенок с оттопыренными ушами и волнистыми волосами. Их второй ребёнок имел нормальные уши. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей их родившихся детей и вероятность дальнейшего появления детей с оттопыренными ушами и волнистыми волосами.
ЗАПИСЫВАЕМ УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
СОСТАВЛЯЕМ СХЕМУ СКРЕЩИВАНИЯ
ЗАПОЛНЯЕМ РЕШЕТКУ ПЕННЕТА
ОБЪЯСНЕНИЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ
Задача на дигибридное скрещивание, так как рассматривается наследование двух пар признаков – структура волос и форма ушей
По структуре волос доминирование — неполное, по форме ушей – полное доминирование.
Наследование признаков – независимое, гены расположены в разных хромосомах.
Так как в семье, в которой родители были фенотипически одинаковые по форме ушей появился ребенок с оттопыренными ушами, то проявился закон расщепления, следовательно родители по этой паре аллелей – гетерозиготные и их генотипы по форме ушей ♀ Вв и ♂Вв. Признак курчавых волос доминирует неполно, следовательно волнистые волосы – это промежуточный признак (Аа), по структуре волос генотип родителей ♀АА(гомозигота доминантная) и ♂аа ( гомозигота рецессивная). Генотип женщины по двум парам признаков – ААВв, генотип мужчины – ааВв.
В этой семье могут родиться дети только с волнистыми волосами и нормальными и оттопыренными ушами.
ЗАПИШИТЕ ОТВЕТ
- Генотипы родителей: ♀ААВв ( гаметы – АВ, Ав) и ♂ааВв (аВ, ав)
- Генотипы Фенотипы потомков — 75% (3/4) волнистые волосы и нормальные уши (АаВВ , АаВв ) и 25% (1/4) — волнистые волосы и оттопыренные уши (Аавв)
- Вероятность рождения детей с волнистыми волосами и оттопыренными ушами – 25 %
Задача №4 (Комбинированная задача)
У человека предрасположенность к подагре наследуется как аутосомный рецессивный признак, а атрофия зрительного нерва — как рецессивный, сцепленный с полом с Х- хромосомой признак (Хв-малая). Определите генотипы родителей, возможные фенотипы, генотипы и пол детей от брака здоровой по обеим аллелям дигомозиготной женщины и слепого мужчины с предрасположенностью к подагре. Составьте схему решения задачи. Какова вероятность рождения дочерей с признаками отца?
ЗАПИСЫВАЕМ УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
СОСТАВЛЯЕМ СХЕМУ СКРЕЩИВАНИЯ
ЗАПОЛНЯЕМ РЕШЕТКУ ПЕННЕТА
ОБЪЯСНЕНИЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ
Задача на дигибридное скрещивание, так как рассматривается наследование двух пар признаков — слепота и предрасположенность к подагре.
По признаку — атрофия зрительного нерва – наследование, сцепленное с полом (с Х-хромосомой), между первым и вторым признаком — независимое наследование.
Так как женщина дигомозиготна по обеим аллелям, то она имеет генотип – ААХВХВ. Мужчина страдает атрофией зрительного нерва и имеет предрасположенность к подагре, его генотип ааХвУ. В этой семье могут родиться девочки, являющиеся носителями генов предрасположенности к подагре и атрофии зрительного нерва (♀АаХВХв) и здоровые мальчики, носители гена предрасположенности к подагре (♂АаХВУ).
Вероятность рождения дочерей с признаками отца – 0%
ЗАПИШИТЕ ОТВЕТ
- Генотипы родителей: ♀ (ААХВХВ) – здорова, гаметы — АХВ и ♂ ааХвУ (Слепой, предрасположен к подагре), гаметы- аХв, аУ
- Фенотипы и генотипы детей: ♀ АаХВХв – здоровые девочки, носители генов предрасположенности к подагре и атрофии зрительного нерва и ♂АаХВУ- здоровые мальчики, носители гена предрасположенности к подагре.
- Вероятность рождения дочерей с признаками отца (слепых, предрасположенных к подагре) — 0%
mvtbiolog.ru
Как решать генетические задачи по биологии
В школьном курсе биологии, в старших классах вы наверно познакомились, либо же еще познакомитесь с генетическими задачами. Генетика — крайне увлекательная наука. Она постигает обоснованности изменяемости и наследственности. Представители всякого из биологических видов воспроизводят сходственных себе. Впрочем нет одинаковых особей, все потомки в большей либо меньшей степени отличаются от своих родителей. Генетика, как наука, дает вероятность предсказывать и исследовать передачу преемственных знаков.
Инструкция
1. Для решения генетических задач применяют определенные типы изыскания. Способ гибридологического обзора был разработан Г. Менделем. Он дозволяет выявить обоснованности наследования отдельных знаков при половом размножении организмов. Сущность данного способа примитивна: при обзоре определенных альтернативных знаков прослеживается передача их в потомстве. Также проводиться точный контроль проявления всякого альтернативного знака и нрав всякой отдельной особи потомства.
2. Основные обоснованности наследования также были разработаны Менделем. Ученый вывел три закона. В последствии их так и назвали — законы Менделя. 1-й — это закон единообразия гибридов первого поколения. Возьмите две гетерозиготные особи. При скрещивании они дадут два вида гамет. Потомство у таких родителей возникнуть в соотношении 1:2:1.
3. 2-й закон Менделя — это закон расщепления. в основе его заявление, что доминантный ген не неизменно подавляет рецессивный. В этом случае не все особи среди первого поколения воспроизводят знаки родителей — возникает так называемый промежуточный нрав наследования. Скажем, при скрещивании гомозиготных растений с красными цветками (АА) и белыми цветками (аа) получается потомство с розовыми. Неполное доминирование достаточно распространенное явление. Оно встречается и в некоторых биохимических знаках человека.
4. 3-й закон и конечный — закон самостоятельного комбинирования знаков. Для проявления этого закона нужно соблюдение нескольких условий: не должно быть летальных генов, доминирование должно быть полным, гены обязаны находиться в различных хромосомах.
5. Особняком стоят задачи по генетике пола. Различают два вида половых хромосом: Х-хромосома (женская) и Y-хромосома (мужская). Пол, имеющий две идентичные половые хромосомы, называют гомогаметным. Пол, определяемый разными хромосомами, именуется гетерогаметным. Пол грядущей особи определяется в момент оплодотворения. В половых хромосомах, помимо генов, несущих информацию о поле, содержатся и другие, не имеющие никакого отношения к этому. Скажем, ген, отвечающий за свертываемость крови, несет женская Х-хромосома. Сцепленные с полом знаки передаются от матери к сыновьям и дочерям, от папы же — только к дочерям.
Все задачи по биологии делятся на задачи по молекулярной биологии и задачи по генетике. В молекулярной биологии есть несколько тем, в которых есть задачи : белки, нуклеиновые кислоты, код ДНК и энергетический обмен.
Инструкция
1. Решайте задачи по теме «Белки» с поддержкой дальнейшей формулы: m(min) = a/b*100%, где m(min) — минимальная молекулярная масса белка, a – ядерная либо молекулярная масса компонента, b – процентное оглавление компонента. Средняя молекулярная масса одного кислотного остатка равна 120.
2. Вычисляйте нужные величины по теме «Нуклеиновые кислоты», придерживаясь правил Чаргаффа:1.Число аденина равно числу тимина, а гуанина – цитозину;2.Число пуриновых оснований равно числу пиримидиновых оснований, т.е. А+Г = Т+Ц.В цепи молекулы ДНК расстояние между нуклеотидами равно 0,34 нм. Относительная молекулярного масса одного нуклеотида равна 345.
3. Задачи на тему «Код ДНК» решайте с подмогой особой таблицы генетических кодов. Вследствие ей вы узнаете, какую кислоту кодирует тот либо другой генетический код.
4. Вычисляйте необходимый вам результат для задач на тему «Энергетический обмен» по уравнению реакции. Одним из зачастую встречающихся является: С6Н12О6 + 6О2 ? 6СО2 + 6Н2О.
5. Находите решение задач на генетику по особому алгорифму. Во-первых, определите какие гены являются доминантными(А, В), а какие рецессивными(a,b). Доминантным именуется ген, знак которого проявляется как в гомозиготном (АА, аа), так и в гетерозиготном состоянии(Аа, Bb). Рецессивным именуется ген, знак которого проявляется только при встрече идентичных генов, т.е. в гомозиготном состоянии. Скажем, растения гороха с желтыми семенами скрестили с растениями гороха с зелеными семенами. Полученные растения гороха все имели желтые семена. Видимо, что желтый цвет семян является главенствующим знаком. Записывайте решение этой задачи так: А – ген, отвечающий за желтый цвет семян, а – ген, отвечающий за зеленый цвет семян.Р: АА x aaG: A, aF1: AaСуществуют задачи такого типа с несколькими знаками, тогда один знак обозначайте A либо a, а 2-й B либо b.
Обратите внимание!
Задачи являются комбинированный частью каждого курса биологии и дюже значимо уметь их решать.
При постижении генетики огромное внимание уделяется задачам, решение которых должно быть обнаружено с применением законов наследования генов. Большинству постигающих натуральные науки решение задач по генетике кажется одной из самых трудных пророческой в биологии. Тем не менее, оно находится по несложному алгорифму.
Вам понадобится
Инструкция
1. Для начала наблюдательно прочитайте задачу и запишите короткое схематичное условие, применяя особые символы. Обозначьте, какими генотипами владеют родители, и какой им соответствует фенотип. Запишите, какие вышли дети в первом и втором поколениях.
2. Подметьте, какой ген является доминантным, а какой – рецессивным, если это есть в условии. Если в задаче дано расщепление, также укажите его в схематичной записи. Для примитивных задач по генетике порой довольно положительной записать условие, дабы осознать решение задачи .
3. Приступайте к решению. Запишите еще раз произошедшее скрещивание: генотипы родителей, образовавшиеся гаметы и генотипы (либо полагаемые генотипы) детей.
4. Для удачного решения задачи вам нужно осознать, к какому разделу она относится: моногибридное, дигибридное либо полигибридное скрещивание, наследование, сцепленное с полом либо знак наследуется при взаимодействии генов. Для этого посчитайте, какое расщепление генотипа либо фенотипа отслеживается в потомстве в первом поколении. В условии может быть указано точное число особей с всяким генотипом либо фенотипом, либо процент всего генотипа (фенотипа) от всеобщего числа. Эти данные необходимо привести к простым числам.
5. Обратите внимание, не различается ли у потомства знаки в зависимости от пола.
6. Всем типу скрещивания свойственно свое специальное расщепление по генотипу и фенотипу. Все эти данные содержатся в учебнике, и вам будет комфортно выписать эти формулы на обособленный лист и применять их при решении задач.
7. Сейчас, когда вы нашли расщепление, по тезису которого идет передача преемственных знаков в вашей задаче, вы можете узнать генотипы и фенотипы всех особей в потомстве, а также генотипы и фенотипы родителей, участвовавших в скрещивании.
8. Запишите полученные данные в результат.
Постижение генетики сопровождается решением задач. Они наглядно показывают действие закона наследования генов. Большинству учащихся решение этих задач кажется немыслимо трудным. Но, зная алгорифм решения, вы легко совладаете с ними.
Инструкция
1. Дозволено выделить два основных типа генетических задач. В первом типе задач вестимы генотипы родителей. Определить нужно генотипы потомков. Вначале определите, какой аллель является доминантным. Обнаружьте рецессивный аллель. Запишите генотипы родителей. Выпишите все допустимые типы гамет. Объедините гаметы. Определите расщепление.
2. В задачах второго типа все напротив. Тут знаменито расщепление в потомстве. Требуется определить генотипы родителей. Обнаружьте так же, как и в задачах первого типа, какой из аллелей является доминантным, какой — рецессивным. Определите допустимые типы гамет. По ним определите генотипы родителей.
3. Дабы решить задачу верно, прочтите её наблюдательно и проанализируйте условие. Дабы определить тип задачи, узнаете, сколько пар знаков рассматривается в задаче. Обратите внимание также на то, сколько пар генов контролируют становление знаков. Значимо узнать, гомозиготные либо гетерозиготные организмы скрещиваются, каков тип скрещивания. Определите, самостоятельно либо сцеплено наследуются гены, сколько генотипов образуется в потомстве и связано ли наследование с полом.
4. Приступите к решению задачи. Сделайте короткую запись данные. Запишите генотип либо фенотип особей, участвующих в скрещивании. Определите и подметьте типы образовавшихся гамет. Запишите генотипы либо фенотипы потомства, полученного от скрещивания. Проанализируйте итоги, запишите их в численном соотношении. Напишите результат.
5. Помните, что всему типу скрещивания соответствует специальное расщепление по генотипу и фенотипу. Все эти данные дозволено обнаружить в учебниках либо других пособиях. Выпишите все формулы на обособленный лист и удерживаете его неизменно под рукой. Также вы можете воспользоваться особыми таблицами для решения задач по генетике.
Со вкусом оформленный школьный кабинет повышает ярус интереса учащихся к постигаемому предмету, создает комфортабельную учебную атмосферу. Как оформить кабинет биологии таким образом, дабы учащиеся с удовольствием приходили в него на уроки, а учителю было удобно преподавать в этом помещении?
Инструкция
1. Оформите тематические стенды на одной из боковых стен кабинета. Они могут носить наименования: «Эволюция Земли», «Строение клетки», «Сбережем для потомков и т.п. Некоторые стенды могут быть снабжены сменными панелями. Сделайте стенд с работами учащихся: докладами, докладами, рисунками, увлекательными фотографиями природы и т.п. Используйте переносной стенд с дополнительной письменностью по предмету с целью возрастания интереса учащихся к биологии.
2. Используйте в оформлении кабинета биологии портреты знаменитых ученых: Ч.Дарвина, К.А.Тимирязева, И.М.Сеченова, И.П.Павлова и других.
3. Установите в кабинете телевизор с DVD-проигрывателем и учебными дисками, дабы учащиеся сумели глядеть познавательные тематические фильмы.
4. Украсьте кабинет биологии живой растительностью: это могут быть комнатные цветы, цитрусовые и пальмы, выращенные в кадках. Класснее выбирать такие растения для украшения класса, которые сумеют быть использованы в качестве демонстрационного материала на уроках.
5. Сделайте живой уголок в кабинете биологии: поместите в нем аквариум с рыбками, поселите хомячков либо черепаху; дозволено ограничиться и одним аквариумом.
6. Бережете наглядные пособия, используемые как средства обучения на уроках биологии (коллекции, гербарии, модели, и т.д.) на полках шкафов либо на отдельных подвесных полочках. Таблицы и особенно хрупкие и дорогие материалы (приборы, модели, сырые препараты и т.п.) класснее беречь в закрытых тумбочках.
7. Выберите всеобщее цветовое решение кабинета в соответствии с естественными природными красками. Скажем, стены и шторы дозволено сделать в разных оттенках зеленого цвета, панели окрасить в бежевый цвет, тот, что будет перекликаться с цветом мебели.
8. Нарисуйте на потолке кабинета природный орнамент с огромными разноцветными кругами (скажем, цветы), тот, что дозволено будет применять во время физкультминуток для тренировки глаз.
Полезный совет
Поощряйте учащихся, тяготящихся украсить кабинет биологии своими поделками, рисунками и т.п., развивайте у них чувство вкуса и любви к природе.
Г. Мендель в своих генетических навыках применял гибридологический способ. Он скрещивал растения гороха, отличающиеся по одному либо нескольким знакам. После этого ученый анализировал нрав проявления знаков у потомства.
Инструкция
1. Чистые линии – это сорта растений, имеющих определенный непрерывный знак, скажем, желтый либо зеленый цвет семян. Моногибридное скрещивание – скрещивание 2-х чистых линий растений, отличающихся только по одному знаку. При дигибридном скрещивании берутся особи, у которых рассматривают различия по двум знакам.
2. Пускай, скажем, имеется чистая линия гороха с желтыми гладкими семенами, и линия с зелеными и морщинистыми. Знаки определяются парами генов, при этом одна пара генов кодирует цвет семян, иная – их форму. Желтая окраска и гладкая форма – доминантные гены, зеленая окраска и морщинистость семян – рецессивные.
3. В первом поколении все семена гороха будут желтыми и гладкими, по закону единообразия гибридов первого поколения. Тут отслеживается явление полного доминирования: проявляются только доминантные гены, а рецессивные подавляются.
4. Для последующего решения задачи на дигибридное скрещивание нужно заполнить решетку Пеннета. Растения первого поколения F1, сливаясь между собой, дадут четыре вида гамет: AB, Ab, aB и ab. Начертите каркас прямоугольной таблицы размерностью четыре на четыре. Сверху над столбцами обозначьте гаметы. Подобно распишите гаметы слева от строк. Это напоминает игру в морской бой.
5. Все допустимые сочетания этих четырех видов гамет дадут во втором поколении 9 разных генотипов: AABB, AaBB, AABb, AaBb, aaBB, AAbb, aaBb, Aabb, aabb. Но отслеживаться будут только четыре фенотипа: желтые – гладкие, желтые – морщинистые, зеленые – гладкие, зеленые – морщинистые. Соотношение отслеживаемых фенотипов 9:3:3:1.
6. Если отдельно разглядеть пропорции между желтыми и зелеными горошинами, они будут составлять 3:1, как и в случае с моногибридным скрещивание м. То же самое относится и к гладкости либо морщинистости семян.
7. Выходит, правило расщепления выполняется для моно- и дигибридного скрещивания идентично. Следственно дозволено сделать итог о том, что гены и закодированные ими знаки при дигибридном скрещивании наследуются самостоятельно друг от друга. Закон самостоятельного наследования знаков объективен только тогда, когда гены расположены в различных негомологичных хромосомах.
Обратите внимание!
Полное доминирование отслеживается не неизменно. Существует еще несколько видов: неполное доминирование, кодоминирование, сверхдоминирование.
Генетической информацией именуется программа свойств живого организма, заложенная в виде генетического кода в преемственных конструкциях (молекулах ДНК). Догадка о том, что сходственная информация записана на молекулярном ярусе, впервой была сформулирована выдающимся отечественным биологом Н. К. Кольцовым еще в 20-х годах 20 столетия.
Инструкция
1. Примерно каждая генетическая информация находится в ядрах клеток живого организма, за нее несут ответственность макромолекулы ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), входящие в конструкции хромосом. В человеческом организме находится больше 2-х метров ДНК. В них при помощи особого генетического кода зашифрована информация о строении белков, о структуре и функции клеток, о знаках всякой клетки и, в совокупности, каждого организма.
2. ДНК программирует конструкцию органических соединений, управляет синтезом и расщеплением. Эта информация предается при репликации (удвоении) ДНК. Система ее записи в молекуле представлена генетическим кодом – информацией о строении молекулы полипептида (типах аминокислот, числе и последовательности их расположения). В одном гене находятся данные об одной полипептидной цепочке. Молекулы ДНК по сути — это матрицы для синтеза белков, вся из них содержит уйма различных генов, которые человек получает от родителей.
3. Ученые установили, что все клетки одного организма содержат идентичный комплект генов. Выполнения разными клетками различных функций обусловлено тем, что, в них реализуется не каждая преемственная информация, а только надобные участки — гены. Сходственный процесс выполняется во время синтеза белковых молекул при помощи 3 РНК: рибосомальной (рРНК), информационной (иРНК), транспортной (тРНК). Передача информации идет по каналу прямой связи (ДНК — РНК — белок) и по каналу обратной связи (внешняя среда — белок — ДНК).
4. Живые организмы могут получить, сберечь и передать информацию, применяя ее максимально результативно. Заложенные в генах данные передаются от индивида его потомкам. Эта информация применяется для становления и размножения, определяет направление становления организма. В процессе взаимодействий индивида с окружающей средой реакция на ее может искажаться, в итоге обеспечивается эволюция становления потомков. При этом клетками «запоминается» новая информация.
5. При реализации преемственной программы формируется фенотип организма данного биологического вида в определенных условиях внешней среды, определяется морфологическое строение, становление, рост, метаболизм, психический склад, предрасположенность к болезням, преемственные изъяны организма. Многие ученые подчеркивали существенную роль сходственной информации в эволюции и подмечали это обстоятельство как один из основных критериев жизни.
Видео по теме
jprosto.ru
Как решать генетические задачи по биологии
В школьном курсе биологии, в старших классах вы наверняка познакомились, или же еще познакомитесь с генетическими задачами. Генетика — весьма интересная наука. Она изучает закономерности изменчивости и наследственности. Представители любого из биологических видов воспроизводят подобных себе. Однако нет идентичных особей, все потомки в большей или меньшей степени отличаются от своих родителей. Генетика, как наука, дает возможность прогнозировать и анализировать передачу наследственных признаков.Инструкция
- Для решения генетических задач используют определенные типы исследования. Метод гибридологического анализа был разработан Г. Менделем. Он позволяет выявить закономерности наследования отдельных признаков при половом размножении организмов. Сущность данного метода проста: при анализе определенных альтернативных признаков прослеживается передача их в потомстве. Также проводиться точный учет проявления каждого альтернативного признака и характер каждой отдельной особи потомства.
- Основные закономерности наследования также были разработаны Менделем. Ученый вывел три закона. В последствии их так и назвали — законы Менделя. Первый — это закон единообразия гибридов первого поколения. Возьмите две гетерозиготные особи. При скрещивании они дадут два вида гамет. Потомство у таких родителей появиться в соотношении 1:2:1.
- Второй закон Менделя — это закон расщепления. в основе его утверждение, что доминантный ген не всегда подавляет рецессивный. В этом случае не все особи среди первого поколения воспроизводят признаки родителей — появляется так называемый промежуточный характер наследования. Например, при скрещивании гомозиготных растений с красными цветками (АА) и белыми цветками (аа) получается потомство с розовыми. Неполное доминирование довольно распространенное явление. Оно встречается и в некоторых биохимических признаках человека.
- Третий закон и последний — закон независимого комбинирования признаков. Для проявления этого закона необходимо соблюдение нескольких условий: не должно быть летальных генов, доминирование должно быть полным, гены должны находиться в разных хромосомах.
- Особняком стоят задачи по генетике пола. Различают два вида половых хромосом: Х-хромосома (женская) и Y-хромосома (мужская). Пол, имеющий две одинаковые половые хромосомы, называют гомогаметным. Пол, определяемый различными хромосомами, называется гетерогаметным. Пол будущей особи определяется в момент оплодотворения. В половых хромосомах, помимо генов, несущих информацию о поле, содержатся и другие, не имеющие никакого отношения к этому. Например, ген, отвечающий за свертываемость крови, несет женская Х-хромосома. Сцепленные с полом признаки передаются от матери к сыновьям и дочерям, от отца же — только к дочерям.
completerepair.ru
задачи ЕГЭ по генетике | Дистанционные уроки
29-Ноя-2012 | комментариев 28 | Лолита Окольнова
Таких задач в ЕГЭ по биологии пруд пруди. В части С всегда последнее задание — С5 — либо ДНК-РНК-белок, либо задача по генетике.
Поэтому нам надо разобраться со всеми каверзами подобных примеров.
Задача ЕГЭ по генетике №1
Записываем дано:
У нас 2 признака, поэтому эта задача ЕГЭ по генетике на дигибридное скрещивание.
h — рецессивный ген гемофилии, сцеплен с Х-хромосомой, значит аллель будут выглядеть как Xh.
а-альбинизм, рецессивный признак, находится в аутосоме, значит, не связан с полом. Обозначаем просто как «а«.
Родители нормальные по этим двум признакам:
Генотип матери: XHXHАА либо XHXhАа
Генотип отца: XHYАА либо XHYАа
а сын альбинос и гемофилик, т.е. его генотип — XhYaa. Xh сын мог унаследовать только от матери, т.к. отец не имел этого признака.
аа — по одному признаку от отца и от мамы, значит, оба родителя гетерозиготны по этому признаку:
отец — XHYАа × XHXhАа — мать
составляем решетку Пеннета:
а) Итого 12 генотипов:
Дочери:
- XHXHАА — здоровая кровь, пигмент
- XHXHАа — здоровая кровь, пигмент
- XHXHаа — здоровая кровь, альбинос
- XHXhАА — здоровая кровь, пигмент
- XHXhАа — здоровая кровь, пигмент
- XHXhаа— здоровая кровь, альбинос
Сыновья:
- XHYАА — здоровый, пигмент
- XHYАа — здоровый, пигмент
- XHYaа — здоровый, альбинос
- XhYАA — больной, пигмент
- XhYАa — больной, пигмент
- XhYaa — больной, альбинос
б) 6 фенотипов:
- девочка здоровая, пигмент
- девочка здоровая, альбинос
- мальчик здоровый, пигмент
- мальчик здоровый, альбинос
- мальчик больной, пигмент
- мальчик больной, альбинос
в) Вероятность рождения мальчика альбиноса гемофилика 1 из 16
г) Здоровые девочки — 6 из 16
Это довольно сложная задача, т.к. здесь надо учитывать 2 признака. Она трудоемкая по подсчетам и надо очень внимательно прописывать генотипы. Но, все задачи по генетике имеют простой алгоритм решения:
- Обозначить признаки — большой буквой — доминантные, маленькой буквой — рецессивные
- Обозначить генотипы мужского и женского организмов (указать все возможные варианты)
- Расписать варианты гамет
- Составить решетку Пеннета
Бывают обратные ЕГЭ по генетике — когда дан генотип гибрида, а определить нужно родителей. В этом случае надо обозначить то, что ребенок наследует признаки и от мужского, и от женского организма.
Задача ЕГЭ по генетике №2
Дано:
- А — длинные уши;
- а — безухость;
- Аа — короткие уши;
- B — черная шерсть;
- b — белая шерсть
Ответ:
P:
- длинноухая черная овца, гетерозиготная по второму признаку: ААBb;
- короткоухий белый баран: Ааbb
составляем решетку Пеннета:
F1:
- AABb — длинноухий, с черной шерстью;
- АаBb — короткоухий с черной шерстью;
- ААbb — длинноухий, с белой шерсткой;
- Ааbb — короткоухий с белой шерстью;
Вероятность рождения безухих белых ягнят — 0%
Задача ЕГЭ по генетике №3
Дано:
А — гладкие семена
а — морщинистые
В — окрашенные
b — неокрашенные
Решение:
скрестили дигетерозиготное растение с рецессивным:
АаВb х ааbb
По сути это — анализирующее скрещивание и соотношение в потомстве должно было бы быть 1:1:1:1. У нас наблюдается расщепление 1:1 (1500 : 1490) и маленькие числа, не попадающие под правило: 100 и 110.
Делаем вывод — гены сцеплены
Посмотрим на генотипы F1:
- 1500 морщинистые окрашенные: aB\\ab
- 1490 гладкие неокрашенные: Аb\\ab
Значит, генотипы родительских форм были:
Аb\\aB x ab\\ab
Схема скрещивания:
Аb | aB | |
ab | Аb\\ab 1490 гладкие неокрашенные | aB\\ab 1500 морщинистые окрашенные |
110 и 100 — результат кроссинговера
Еще на эту тему:
Обсуждение: «Задачи ЕГЭ по генетике»
(Правила комментирования)distant-lessons.ru
Как решать задачи по генетике на биологии?
Образование 20 октября 2016Изучение основных законов наследственности и изменчивости организмов является одной из наиболее сложных, но очень перспективных задач, стоящих перед современным естествознанием. В данной статье мы рассмотрим как основные теоретические понятия и постулаты науки, так и разберемся с тем, как решать задачи по генетике.
Актуальность изучения закономерностей наследственности
Две важнейшие отрасли современной науки – медицина и селекция – развиваются благодаря исследованиям ученых-генетиков. Сама же биологическая дисциплина, название которой было предложено в 1906 году английским ученым У. Бетсоном, является не столько теоретической, сколько практической. Всем, кто решит серьезно разобраться в механизме наследования различных признаков (например, таких как цвет глаз, волос, группа крови), придется сначала изучить законы наследственности и изменчивости, а также выяснить, как решать задачи по генетике человека. Именно этим вопросом мы и займемся.
Основные понятия и термины
Каждая отрасль имеет специфический, только ей присущий, набор основных определений. Если речь зашла о науке, изучающей процессы передачи наследственных признаков, под последними будем понимать следующие термины: ген, генотип, фенотип, родительские особи, гибриды, гаметы и так далее. С каждым из них мы встретимся, когда будем изучать правила, объясняющие нам, как решать задачи по биологии на генетику. Но в начале мы изучим гибридологический метод. Ведь именно он лежит в основе генетических исследований. Он был предложен чешским естествоиспытателем Г. Менделем в 19 веке.
Видео по теме
Как наследуются признаки?
Закономерности передачи свойств организма были открыты Менделем благодаря опытам, которые он проводил с широко известным растением — горохом посевным. Гибридологический метод представляет собой скрещивание двух единиц, которые отличаются друг от друга одной парой признаков (моногибридное скрещивание). Если в опыте участвуют организмы, которые имеют несколько пар альтернативных (противоположных) признаков, тогда говорят о полигибридном скрещивании. Ученый предложил следующую форму записи хода гибридизации двух растений гороха, которые отличаются окраской семян. А — желтая краска, а – зеленая.
В этой записи F1 – гибриды первого (I) поколения. Они все абсолютно единообразны (одинаковы), так как содержат доминантный ген А, контролирующий желтую окраску семян. Вышеприведенная запись соответствует первому закону Менделя (Правило единообразия гибридов F1). Знание его объясняет учащимся, как решать задачи по генетике. 9 класс имеет программу по биологии, в которой детально изучается гибридологический метод генетических исследований. В ней также рассматривается и второе (ІІ) правило Менделя, называемое законом расщепления. Согласно ему, у гибридов F2, полученных от скрещивания двух гибридов первого поколения друг с другом, наблюдается расщепление в соотношении по фенотипу 3 к 1, а по генотипу 1 к 2 и к 1.
Используя вышеприведенные формулы, вы поймете, как решать задачи по генетике без ошибок, если в их условиях можно применить первый или уже известный II закон Менделя, учитывая, что скрещивание происходит при полном доминировании одного из генов.
Закон независимого комбинирования состояний признаков
Если родительские особи различаются двумя парами альтернативных признаков, например, окраской семян и их формой, у таких растений, как горох посевной, тогда в ходе генетического скрещивания нужно использовать решетку Пиннета.
Абсолютно все гибриды, которые являются первым поколением, подчиняются правилу единообразия Менделя. То есть они желтые, с гладкой поверхностью. Продолжая скрещивать между собой растения из F1, мы получим гибриды второго поколения. Чтобы выяснить, как решать задачи по генетике, 10 класс на уроках биологии использует запись дигибридного скрещивания, применяя формулу расщепления по фенотипу 9:3:3:1. При условии, что гены расположены в различных парах, можно использовать третий постулат Менделя – закон независимых комбинирований состояний признаков.
Как наследуются группы крови?
Механизм передачи такого признака, как группа крови у человека, не соответствует закономерностям, рассмотренным нами ранее. То есть он не подчиняется первому и второму закону Менделя. Это объясняется тем, что такой признак, как группа крови, согласно исследованиям Ландштейнера, контролируется тремя аллелями гена I: А, В и 0. Соответственно генотипы будут такими:
- Первая группа – 00.
- Вторая – АА или А0.
- Третья группа – ВВ или В0.
- Четвертая – АВ.
Ген 0 является рецессивной аллелью к генам А и В. А четвертая группа является результатом кодоминирования (взаимного присутствия генов А и В). Именно это правило нужно обязательно учитывать, чтобы знать, как решать задачи по генетике на группы крови. Но это еще не все. Для установления генотипов детей по группе крови, родившихся от родителей с различными ее группами, воспользуемся таблицей, расположенной ниже.
Теория наследственности Моргана
Возвратимся к разделу нашей статьи «Закон независимого комбинирования состояний признаков», в котором мы рассмотрели, как решать задачи по генетике. Дигибридное скрещивание, как и сам ІІІ закон Менделя, которому оно подчиняется, применимо для аллельных генов, находящихся в гомологичных хромосомах каждой пары.
В середине 20 века американский ученый-генетик Т. Морган доказал, что большинство признаков контролируется генами, которые расположены в одной и той же хромосоме. Они имеют линейное расположение и образуют группы сцепления. И их количество равно именно гаплоидному набору хромосом. В процессе мейоза, приводящего к образованию гамет, в половые клетки попадают не отдельные гены, как считал Мендель, а целые их комплексы, названные Морганом группами сцепления.
Кроссинговер
Во время профазы I (ее еще называют первым делением мейоза) между внутренними хроматидами гомологичных хромосом происходит обмен участками (лукусами). Это явление получило название кроссинговера. Оно лежит в основе наследственной изменчивости. Кроссинговер особенно важен для изучения разделов биологии, занимающихся изучением наследственных заболеваний человека. Применяя постулаты, изложенные в хромосомной теории наследственности Моргана, мы определим алгоритм, отвечающий на вопрос, как решать задачи по генетике.
Сцепленные с полом случаи наследования являются частным случаем передачи генов, которые расположены в одной и той же хромосоме. Расстояние, которое существует между генами в группах сцепления, выражается в процентах — морганидах. А сила сцепления между данными генами прямо пропорциональна расстоянию. Поэтому кроссинговер чаще всего возникает между генами, которые располагаются далеко друг от друга. Рассмотрим явление сцепленного наследования более подробно. Но в начале вспомним, какие элементы наследственности отвечают за половые признаки организмов.
Половые хромосомы
В кариотипе человека они имеют специфическое строение: у женских особей представлены двумя одинаковыми Х-хромосомами, а у мужчин в половой паре, кроме Х-хромосомы, есть еще и У-вариант, отличающийся как по форме, так и по набору генов. Это значит, что он не гомологичен Х-хромосоме. Такие наследственные болезни человека, как гемофилия и дальтонизм, возникают вследствие «поломки» отдельных генов в Х-хромосоме. Например, от брака носительницы гемофилии со здоровым мужчиной возможно рождение такого потомства.
Выше приведенный ход генетического скрещивания подтверждает факт сцепления гена, контролирующего свертываемость крови, с половой Х-хромосомой. Данная научная информация используется для обучения учащихся приемам, определяющим, как решать задачи по генетике. 11 класс имеет программу по биологии, в которой детально рассматриваются такие разделы, как «генетика», «медицина» и «генетика человека». Они позволяют учащимся изучить наследственные болезни человека и знать причины, по которым они возникают.
Взаимодействие генов
Передача наследственных признаков — процесс достаточно сложный. Приведенные ранее схемы становятся понятными только при наличии у учащихся базового минимума знаний. Он необходим, так как обеспечивает механизмы, дающие ответ на вопрос о том, как научиться решать задачи по биологии. Генетика изучает формы взаимодействие генов. Это полимерия, эпистаз, комплементарность. Поговорим о них подробней.
Пример наследования слуха у человека является иллюстрацией такого типа взаимодействия, как комплементарность. Слух контролируется двумя парами различных генов. Первая отвечает за нормальное развитие улитки внутреннего уха, а вторая – за функционирование слухового нерва. В браке глухих родителей, каждый из которых является рецессивной гомозиготой по каждой одной из двух пар генов, рождаются дети с нормальным слухом. В их генотипе присутствуют оба доминантных гена, контролирующих нормальное развитие слухового аппарата.
Плейотропия
Это интересный случай взаимодействия генов, при котором от одного гена, присутствующего в генотипе, зависит фенотипическое проявление сразу нескольких признаков. Например, на западе Пакистана обнаружены человеческие популяции некоторых представителей. У них отсутствуют потовые железы на определенных участках тела. Одновременно у таких людей диагностировали отсутствие некоторых коренных зубов. Они не смогли сформироваться в процессе онтогенеза.
У животных, например, каракульских овец, присутствует доминантный ген W, который контролирует как окраску меха, так и нормальное развитие желудка. Рассмотрим, как наследуется ген W при скрещивании двух гетерозиготных особей. Оказывается, что в их потомстве ¼ ягнят, имеющих генотип WW, погибает из-за аномалий в развитии желудка. При этом ½ (имеющие серый мех) гетерозиготные и жизнеспособные, а ¼ — это особи с черным мехом и нормальным развитием желудка (их генотип WW).
Генотип – целостная система
Множественное действие генов, полигибридное скрещивание, явление сцепленного наследования служат неоспоримым доказательством того факта, что совокупность генов нашего организма является целостной системой, хотя и представлена индивидуальными аллелями генов. Они могут наследоваться по законам Менделя, независимо или локусами, сцеплено подчиняясь постулатам теории Моргана. Рассматривая правила, отвечающие за то, как решать задачи по генетике, мы убедились, что фенотип любого организма формируется под воздействием как аллельных, так и неаллельных генов, влияющих на развитие одного или нескольких признаков.
Источник: fb.rumonateka.com