Генеалогическое древо князей древней руси – Генеалогия русских правителей (Рюриковичи и Романовы). Древо князей древней руси

Содержание

Генеалогия русских правителей (Рюриковичи и Романовы). Древо князей древней руси



Рюриковичи – генеалогическое (родословное) и хронологическое древо с годами и датами правления, схемой рода, фото представителей династии и фамилиями

Основы русского мира и государственности были заложены первым русским князем, родившимся в Новгороде.

Легенды, связанные с его именем и именами его последователей, датируются девятым веком и длятся долгие семь веков. В нашей сегодняшней статье будет рассмотрена династия Рюриковичей – ее генеалогическое древо с фото и годами правления.

Откуда произошел старинный род

Существование самого полководца и его супруги Ефанды до сих пор ставится под сомнение большинством ученых. Но некоторые исследователи происхождения Руси утверждают, что будущий воевода родился между 806 и 808 годом в городе Рарога. Его имя, согласно нескольким версиям, имеет славянские корни и означает «сокол».

Когда Рюрик был еще младенцем, владения его отца Годолюба подверглись нападению датчан, во главе которых стоял Готфрид. Будущий основатель царской фамилии оказался наполовину сиротой и все детство провел на чужбине с матерью. В 20 лет он прибыл ко двору франкского короля и получил у него земли своего отца в качестве вассала.

Потом его лишили всех земельных наделов и отправили воевать в дружине, помогавшей франкскому королю захватывать новые земли.

Согласно легенде династическую схему полного генеалогического древа рода Рюриковичей с датами и годами правления во сне увидел еще его дедушка – новгородский князь Гостомысл. Теория об иностранном происхождении всей царской семьи была опровергнута еще Михаилом Ломоносовым. По крови будущий новгородский властитель принадлежал к славянам и был приглашен в родные земли в достаточно почтенном возрасте – ему было 52 года.

Второе колено правителей

После смерти Рюрика в 879 году к власти пришел его сын Игорь. Ситуацию осложняло то, что он был еще мал, чтобы стать правителем Руси. Его опекуном был назначен Олег – дядя Игоря. Он смог наладить отношения с Византийской империей и назвал Киев – «матерью городов русских». После смерти Олега у киевской власти стал Игорь. Ему тоже удалось сделать многое на благо Русских земель.

Но за время его княжения случались и неудачные военные походы. Самый известный из них – атака Константинополя с моря. Столкнувшись первым из правителей Руси со знаменитым «греческим огнем», Игорь осознал, что недооценил противника, и вынужден был повернуть корабли обратно.

Погиб князь неожиданно – всю жизнь боровшийся с вражескими войсками, он умер от рук своего же народа – древлян. Супруга Игоря княгиня Ольга жестоко отомстила за мужа и сожгла город, превратив его в пепелище.

Осадив древлян, княгиня приказала им прислать ей по три голубя и три воробья от каждого дома. Когда ее пожелание было исполнено, она повелела своим дружинникам привязать к лапкам трут и подпалить его, как только наступят сумерки. Воины выполнили приказ княгини и отправили птиц обратно. Так город Искоростень был полностью сожжен.

У Игоря осталось два сына – Глеб и Святослав. Поскольку наследники княжеского трона были еще маленькими, руководить Русскими землями начала Ольга. Когда Святослав – старший ребенок Игоря – вырос и занял престол, княгиня Ольга все равно продолжала править на Руси, так как потомок большую часть жизни ходил в военные походы. В одном из них его убили. Святослав вписал свое имя в историю как великий завоеватель.

Схема родословного хронологического древа семьи Рюриковичей: Олег, Владимир и Ярополк

В Киеве после смерти Святослава на трон взошел Ярополк. Он начал открыто враждовать со своим братом Олегом. Наконец Ярополку удалось убить собственного брата в сражении и возглавить Киев. Во время битвы с братом Олег упал в канаву и его затоптали лошади. Но у власти братоубийца пробыл недолго и был свергнут с киевского трона Владимиром.

История родословной этого князя чрезвычайно интересна: будучи незаконнорожденным, он по языческим законам все же мог возглавить Русь.

Узнав о том, что один брат убил другого, будущий киевский правитель собрал свое войско с помощью своего дяди и учителя Добрыни. Покорив Полоцк, решил жениться на Рогнеде – невесте Ярополка. Девушка не захотела связывать себя узами брака с «безродным», чем сильно оскорбила крестителя Руси. Он взял ее в жены силой, а затем убил на глазах будущей невесты всю ее семью.

Далее он направил войско на Киев, однако решил не воевать напрямую, а пойти на хитрость. Заманив брата на якобы мирные переговоры, Владимир устроил ему ловушку и при помощи своих дружинников заколол его мечами. Так вся власть над Русью сосредоточилась в руках кровавого князя. Несмотря на столь жестокое прошлое, киевский правитель смог крестить Русь и распространить христианство по всем подвластным ему языческим землям.

Рюриковичи: древо царской династии с датами и фамилиями – Ярослав Мудрый

После ухода из жизни крестителя Руси в большой семье снова начались споры и междоусобицы. На этот раз возглавить киевский трон захотели сразу 4 брата. Убив своих родных, руководить в столице начал Святополк Окаянный – сын Владимира и его греческой наложницы. Но стоять у руля власти Окаянному удалось недолго – его сместил Ярослав Мудрый. Победив в битве на реке Альта, Ярослав взошел на княжеский престол, а Святополка объявил предателем семейного рода.

Ярослав Мудрый решил кардинально изменить стиль правления. Он породнился с европейской монаршей семьей, женившись на шведской принцессе Ингигерде. Его дети были связаны узами брака с греческими и польскими наследницами престола, дочери стали королевами Франции и Швеции. Перед своей смертью в 1054, Ярослав Мудрый честно поделил земли между наследниками и завещал им не вести междоусобных войн.

Самыми главными фигурами на политической арене того времени было три его сына:

  • Изяслав (правитель Киевский и Новгородский).
  • Всеволод (князь Ростовский и Переяславский).
  • Святослав (властвовал в Чернигове и Муроме).

В результате их объединения сформировался триумвират, и три брата начали княжить в своих землях. Для повышения авторитета они заключали множество монарших браков и поощряли семьи, созданные со знатными иностранцами и иностранками.Династия Рюриковичей – полное генеалогическое древо с годами правления и с фото: самые крупные ответвления

Говорить о каком-то прежнем единстве рода нельзя: ветви княжеской семьи размножились и переплелись, в том числе, и с иностранными благородными семьями. Самыми крупными из них были:

  • Изяславичи
  • Ростиславичи
  • Изяславичи Туровские
  • Святославичи
  • Мономаховичи

Остановимся на каждом из ответвлений подробнее.

Изяславичи

Основоположником рода стал Изяслав – потомок Владимира и Рогнеды. Согласно легенде, Рогнеда все время мечтала отомстить князю за то, что тот силой заставил ее на себе жениться и пошел на убийство членов ее семьи. Однажды ночью она пробралась в спальню, чтобы нанести мужу смертельный удар в сердце. Но супруг чутко спал и сумел отразить

religionpeace.ru

Родовое дерево | Генеалогия, Родовое Дерево, Родовая Книга, Родовой Лес

Дата:  17 марта 2018  / 

Автор: Капитан Славик / 

Рубрика: Родовое дерево Киевской Руси

Родовое дерево Киевской Руси – это родословная Черниговских князей. Почему и сколько поколений предков нужно знать? Что закодировано генеалогией Киевских князей в «Слове о полку Игореве»?


Дерево нарисованное по поэме «Слово о полку Игореве»


  1. Игорь III Святославич (герой)
  2. Святослав III Ольгович (его отец)
  3. Олег II Святославич (его дед)
  4. Святослав II Ярославич (его прадед)
  5. Ярослав I Владимирович (предок)
  6. Владимир I Святославич (предок)
  7. Святослав I Игоревич (предок)
  8. Игорь I Рюрикович (предок)
  9. Олег I Вещий (предок)

Есть несколько статей (и даже книга) о том, что поэма «Слово о полку Игореве» была более современной подделкой. А быть может, вся история была «подделка»?

Предлагаем сделать небольшой обзор картинок под тегом «родовое дерево Рюриковичей». Мы выбрали наиболее (на наш взгляд) красочные и информативные картинки, которые нашли в интернете. Будем благодарны всем, кто интересуется генеалогией, за пополнение нашей коллекции.

Раздел «Родовое дерево Киевский Руси» начинался вот с такой:

Эта картинка была опубликована 27 декабря 2016 года.

Ровно 940 лет назад 27 декабря 1076 года умер Святослав II Ярославич, князь Черниговский и Тмутараканский. Похоронен князь в церкви Святого спаса, которую начал строить его дядя Мстислав, а закончил он (его племянник). Современный внешний вид с куполами, башнями и надстройками она получила после пожара 1756 года (XVIII век).

Местные экскурсоводы говорят, что прямо под фундаментом церкви находятся захоронение нескольких князей, поэтому достать их тела невозможно. Хорошо или плохо, когда над могилой ходят люди и топчут своими ногами «тела чьих-то прародителей»?

Храм в Чернигове.

Если тела находятся под фундаментом или стеной, то значит сооружение строили несколько позже, уже над захоронением. Несколько позже — это на «сколько»?

В 1024 году, после битвы под Лиственом, Чернигов становится стольным градом князя Мстислава Владимировича, брата Ярослава Мудрого. Во второй половине XI века, в годы княжения Святослава Ярославича, рост города продолжился. В это время были основаны Елецкий (1060 год) и Ильинский (1069 год) монастыри, ставшие духовными центрами Чернигово-Северской земли. В период раздробленности Руси Черниговское княжество закрепляется за династией Ольговичей (основателем династии был Олег Святославич, внук Ярослава Мудрого), за время правления которых древний Чернигов достиг наибольшего расцвета: общая площадь города — 450 га, население — около 40 тысяч жителей, что позволяет считать его одним из самых больших в то время в Европе.

(Во время правления старшего брата Изяслава много киевлян искало защиты именно в Чернигове от самодура «Великого»  — князя Киевского).

На стене в местном музее висит картина-реконструкция древнего Чернигова ХI века (см. выше). На ней я кружочком обвел Спасо-Преображенский храм. Он входит в состав национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний». Старейший сохранившийся памятник древнерусского зодчества. О его бывшем богатом внутреннем убранстве свидетельствуют остатки фресок, резные плиты хоров, пола, колонны. На протяжении веков он неоднократно перестраивался.

Какой он был изначально, и была ли это церковь?

В Спасо-Преображенском соборе покоится прах князя Игоря Северского, воспетого в «Слове о Полку Игореве», его дяди Игоря Черниговского (жестоко убитого «мономашичами») и других князей той эпохи.

Екатерининская церковь XVII века.

Через дорогу от княжеского Детинца нарисована Екатерининская церковь. Я её тоже обвёл кружочком. Она построена в XVII веке. Как она попала в Х, мне лично не совсем понятно…

Стенд паркового комплекса на черниговском валу.

В парке на валу, возле знаменитых пушек, размещена ещё реконструкция Детинца (княжьего двора) города Чернигова, но уже XVIII века. 700 (!) лет прошло, а результат? Да, да …как говорится налицо. Сколько нужно времени «врагу» что бы сжечь эту конструкцию, пустив стрелу с зажженной паклей?

Можно спросить: а где здесь дом (терем) князя и денежная «казна» где хранилась? Ведь Чернигов не просто городок, это столица большого княжества, которое по территории больше Киевского.

Таблица (содержание) начального периода нашего государства.

В интернете есть таблица всех Киевских правителей: от неизвестных никому Аскольда и Дира до сына Владимира В. Мономаха. Активные ссылки есть на всех людей, даже на Всеслава Чародея, который был в Киеве князем всего 7 месяцев. И только одна ссылка не активна (т.е. не работает), как Вы думаете кого? И почему нет раздела «Деньги в Древней Руси»?

Ровно 10 лет назад в парке возле входа в храм (так называемую церковь) был огромный рекламный щит с Родовым деревом Черниговский князей:

Родовое Дерево из музея и «бигборд» перед церковью.

В музее есть «дерево» со всеми ветвями «святославичей» нарисованное (или вышитое?) на холсте. На том и на другом дереве легко посчитать количество кружочков, которые начинаются с имени Владимир Святославич. А вот найти хотя бы одно женское имя – увы невозможно.

Наша ли это «культура», где женщина больше не человек, а пустое место! Могли ли так неуважительно относиться к матерям, женам и дочерям первые князья?

Нам все время пишут, что Святослав бы третий сын Ярослава Мудрого и …

Где здесь его мама?


Где здесь его мама?


Где здесь его мама?


Где здесь его мама?

Слева от Ярослава, только имя нужно лишнее зачеркнуть. А заодно посмотреть, кого и за что желтым цветом обозначили…


От Киевской Руси до Российской Империи.


Где здесь его мама?


Где здесь в «русской» истории сам Святослав?


Где князь Святослав II Черниговский и его прадед Святослав I Храбрый?


От князя Рюрика до президента Владимира В.

Изяслав Ярославич есть, Всеволод Олафович есть, третьего брата как обычно нет…


Рисунки цепочки правителей Руси до Ивана Грозного.

Несомненно, это рисовал профессионал, возможно даже заведующий кафедрой исторического факультета для своих студентов. Особо умиляет князь Святослав сын Ольги: под картиной восьмидесятилетнего старика написаны даты жизни 942-972…


От князя Рюрика и Вещего Олега до основателя Москвы.

Добавим в современную русскую историю первичные* Полоцкую и Черниговскую ветви. И хотя бы несколько женщин… Тем более, что картинок мы немного собрали. Надеемся, что автор изначального рисунка на нас не обидится.


Украинский вариант родового дерева.

Довольно интересно нарисовал украинский автор. На рисунке нет Рюрика (основателя династии). Но зато есть три жены Ярослава, чего нет в Википедии. Очень правильно расписаны дети Ярослава Мудрого. Графически сразу видно старшинство сыновей и дочерей. У дочерей правильно по возрасту расписаны его (Ярослава) внуки в Венгрии, Франции и Норвегии.

Несомненно, автор картины имеет хорошее пространственное воображение. При наличии красивых картин-образов и детальной прорисовки родовых связей – это замечательная структура для древа.


Работы того же автора.

Любого художника легко узнать по почерку, а родовые деревья по шаблону. На данном «шаблоне» мы видим две ветви Владимира Мономаха, но не видим ни одной его дочери и не одной внучки. Отсутствие женщин на родовом дереве не позволяет визуально проследить родственные (династические) браки того периода.


Дерево от Рюрика до последнего Федора Иоанновича (с добавленной информацией о кол-ве жён).

Наличие «сердечек» позволяет оценить ситуацию с многоженством на Руси и понять, откуда у Московских царей предки происходят. И заодно задуматься, почему у некоторых современных художников руки растут из того места, откуда у царей росли ноги…


Просмотрев все найденные в интернете картинки, почему-то вспомнилась басня Крылова:

У Крылова есть хорошая басня…


Я к ней нарисовал картинку:

Родовое дерево составленное из персональных страниц википедии.


Эту картинку я сделал к 990 годовщине со дня рождения князя Святослава в 2017 году.

На Родовом дереве Киевской Руси мною частично изображены основные персоны X и XI веков. Между Предславой Игорьевной и Рюриком (там, где золотая бригантина) нет двух важных портретов. Это князь Володислав Игорьевич и его жена Анастасия… Они очень важны для Родословной полоцкого князя Всеслава Чародея.

— А причем тут трёхмачтовая бригантина?
— Ответ находится в Полоцке…

Не поленитесь, наберите в поисковике картинок Яндекса: «герб Полоцка», … и заодно проверьте нас, набрав «родовое дерево киевской руси», на каком мы месте!

Между первой и последней картинкой и года не прошло, а результат? Да, да …как говорится налицо. Сколько нужно времени простому человеку, чтобы разобраться в насквозь лживом прошлом?

Спасибо, что дочитали раздел до конца… и всем художникам, кто очень красиво рисует!

Потомки Святослава Храброго (показаны частично).


Если вам понравятся наши статьи, не забудьте запостить их. Спасибо!!!

lazeyka.by

История Рюриковичей и их генеалогическое дерево

История семьи Рюриковичей

Начало династии Рюриковичей связывают с призванием варягов — трех братьев: Рюрика, Синеуса и Трувора для правления на Руси (862 год). Именно от князя Рюрика и вел свое происхождение род Рюриковичей. Они были первой династией князей и царей, княживших на Руси.

До их прихода, на Русских землях действовала власть народа (племен), начались межплеменные войны, и было решено призвать князя со стороны, который бы управлял ими.

Несмотря на то, что Рюрик считается основателем рода, историки называют родоначальником династии Рюриковичей киевского князя Игоря — сына Рюрика.

Правители династия Рюриковичей управляли русским государством более 700 лет.

Правление династии Рюриковичей

Во время правления первых князей из рода Рюриковичей (Олега Рюриковича, Игоря Рюриковича, Ольги — жены князя Игоря и его сына Святослава) было положено начало формированию единого государства:

1) князь Олег — в 882 году город Киев стал столицей Киевской Руси;

2) князь Игорь — в 944 году Русь заключила первый мирный договор с Византией;

3) княгиня Ольга — в 945 году введение оброков (фиксированный размер дани) и в 947 году административно-территориальное деление новгородской земли;

4) князь Святослав — в 969 году введена система наместничества, в 963 году подчинение Тмутараканского княжества Руси.

Время правления Владимира 1 и Ярослава Мудрого (конец 10 — первая половина 11 века), считается временем расцвета государства:

1) Владимир Святой — в 988 году Крещение Руси (принятие православной веры) — событие, положительно повлиявшее дальнейшее развитие государства;

2) Ярослав Мудрый — Русь освободилась почти на 25 лет от набегов кочевых племен и стала европейской державой.

Во время правления Ярославичей и Владимира Мономаха (вторая половина 11 века — вторая половина 12 века) было положено начало феодальной раздробленности в 1097 году на Любечском съезде князей.

Во второй половине 12-ого и до середины 13-ого веков на Руси правили: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. В это время образовалось Владимиро-Суздальское княжество.

С середины 13-ого и до конца 14-ого веков на северо-западных и северо-восточных русских землях обосновалось татаро-мангольское иго (начало периода Золотой Орды). Они захватили множество городов и в 1240 году разрушили Киев. Разгром татаро-манголам был совершен в 1380 году на Куликовской битве.

Во время правления Ивана Калиты, центром всех русских земель стала Москва.

При Дмитрии Донском был построен первый каменный кремль в Москве.

При Василии 2 были ликвидированы все мелкие уделы внутри Московского княжества и укреплена великокняжеская власть.

Во время правления Ивана 3, Василия 3 и Ивана Грозного, началось образование Московского централизованного государства и сословно-представительной монархии.

Конец правления Ивана Грозного связывают с наступлением «Смутного времени», одной из многих причин которого являлось пресечение династии Рюриковичей.

Последним царем династии Рюриковичей был сын Ивана Грозного — Федор Иванович Рюрикович. Т.к. у царя Федора не было детей, а его брат Дмитрий был убит, на Федоре и оборвалось семейное древо Рюриковичей. Царем Московским и всея Руси после смерти Федора стал Борис Годунов.

historykratko.com

Генеалогическое древо русских князей

Рюрик

862 – 879

Олег Вещий

879 – 882 – 912

Игорь Старый

912 – 945

Ольга Святая 945 – 957

Святослав

957 – 972

Предслава

Малуша

Ярополк

972 – 980

Олег Древлянский

Владимир Красное Солнышко

980 – 1015

Святополк

Окаянный

1015 – 1019

Ярослав

Мудрый

1019 – 1054

Мстислав Тмутараканский ум.1036

Борис

ум.1015

Глеб

ум.1015

Изяслав

Вышеслав, Всеволод, Святослав, Станислав, Позвизд, Судислав

Мария-Доброгнева, королева Польши

Брячислав

Всеволод I

1078 – 1093

Владимир

ум. 1052

Изяслав I

1054 – 1068; 1069 – 1073; 1076 – 1078

Святослав II

1073 – 1076

Анастасия,

королева

Венгрии;

Елизавета,

королева Норвегии;

Анна,

королева

Франции

Игорь

ум. 1060

Вячеслав

ум. 1057

Всеслав

Полоцкий

1068 – 1069

Владимирко

Галицкий

Ярослав

Осмомысл

Галицкий

1153 – 1187

Святополк II

Изяславич

1093 – 1113

Олег

«Гориславич»

Черниговский

ум. 1115

Владимир

Мономах

1113 – 1125

Давыд

Ростислав

Володарь

Василько

Ярослав

Муромо-Рязанский

ум. 1129

Ярополк II

1132 — 1139

Владимирко Галицкий

Ярослав Осмомысл Галицкий

1153 — 1187

Юрий ум.1563

Анна Иоанновна

1730 – 1740

Анна

Елизавета I

1741 – 1761

три Петра, два Павла, две Натальи, Екатерина и Маргарита умерли

в детстве

Екатерина

Пётр II

1727 – 1730

Анна Леопольдовна

1740 – 1741

Пётр III

1761 – 1762

Екатерина II

Великая

1762 — 1796

Иван VI Антонович

1740 – 1741

ум.1764

Павел I

1796 – 1801

Александр I

Благословенный

1801 – 1825

Константин

Николай I

1825 – 1855

Михаил

Александр II

Освободитель

1855 – 1881

Константин

Николай

Михаил

Александр III

Миротворец

1881 – 1894

Николай

ум.1865

Сергей

ум.1905

Владимир

ум.1909

Алексей

ум.1908

Павел

ум.1919

Николай

ум.1929

Дмитрий ум.1942

Борис ум.1943

studfiles.net

Подлинная родословная русских князей: sergeytsvetkov

Весьма развитой родовой идеологии древнерусских князей, ясно осознаваемой этнической самоидентификации («мы от рода русского»), непременно должен был сопутствовать культ общего предка.

Исторические разыскания в этом направлении затруднены тем, что древнейшая родословная русских князей подверглась в дальнейшем значительным искажениям и переосмыслению в духе «варяжской» легенды. Между тем в IX – X вв. Рюрик не числился в родоначальниках князей Русской земли*. Это имя не было в ходу среди потомков Игоря до второй половины XI в. и ни один письменный памятник домонгольской эпохи, в том числе и летопись, не называет русских князей собирательным именем Рюриковичи. «Варяжская» легенда была принята князьями «от рода русского», так сказать, умом, а не сердцем.

*Для исторической критики этот вывод очевиден. Если В.О.Ключевский еще колебался, относя призвание князей-варягов к «темным преданиям» нашей летописи (Ключевский В. О. Сочинения в девяти тт. М., 1989. Т. I. С. 145), то Д.И. Иловайский уже начисто отвергал в летописном сказании о призвании Рюрика какую-либо историческую основу (Иловайский Д.И. История России. Часть I. М., 1876. С. 19 – 25). Историки ХХ в. выражались еще более определенно. Е.Ф. Шмурло называл летописную родословную «сказкой-легендой» (Шмурло Е.Ф. Курс русской истории. Возникновение и образование Русского государства (862 – 1462). Изд. 2-е, испр. Т. 1. СПб., 1999. С. 73). С. П. Толстов и М. Н. Тихомиров были уверены в том, «что перед нами, бесспорно, сознательно фальсифицированная родословная» (Толстов С.П. Древнейшая история СССР в освещении Вернадского // Вопросы истории. № 4. 1946. С. 122). Б.А. Рыбакову летописная генеалогия представлялась «примитивно искусственной» (Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1987. С. 65). Для А.Л. Никитина Рюрик — «всего только легенда и, подобно поручику Киже, на Руси “фигуры не имеет”» (Никитин А.Л. Основания русской истории. М., 2000. С. 164).

Наряду с «варяжской» генеалогической лествицей, в древней Руси существовала и другая, альтернативная, согласно которой династические корни русских князей уходили гораздо глубже второй половины IX в. Эта изначальная, «дорюриковская» традиция, по всей видимости устная, проглянула в письменных памятниках киевского периода лишь однажды — в выражениях «внуки Всеславли» и «жизнь Всеславля» (то есть «достояние Всеслава»), употребленных автором «Слова о полку Игореве» по отношению соответственно ко всем русским князьям и к Русской земле: «Ярославе и вси внуци Всеславли!.. Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю». Это и есть единственная собирательная генеалогическая формула, оставшаяся от того времени.

Буквальное прочтение выражений «Ярославе и вси внуци Всеславли» и «жизнь Всеславля» ничего не проясняет, а, наоборот, порождает новые, неразрешимые вопросы. Предположение о том, что автор «Слова» в данном фрагменте имеет в виду каких-то конкретных личностей своего времени, сталкивается с рядом трудностей. Так, невозможно персонифицировать «Ярослава». Черниговский князь Ярослав Всеволодович — кандидатура неподходящая, потому что в «наведении поганых» на Русскую землю он стал повинен, согласно летописи, только в 1195 и 1196 гг., то есть спустя десять-одиннадцать лет после похода Игоря Святославича. К тому же он упоминается в «златом слове» Святослава Всеволодовича («А уже не вижду власти [силы] сильнаго и богатаго и многовоя брата моего Ярослава с черниговскими былями [боярами]…»), а не в числе князей, к которым обращен авторский призыв отомстить «за раны Игоревы». Среди последних, впрочем, есть галицкий князь Ярослав Владимирович (Осмомысл), однако летопись не знает за ним никаких черных дел, в том числе предательских сношений с половцами.

Крайне спорно выглядит и отождествление «внуцей Всеславовых» с внуками полоцкого князя Всеслава Брячиславича. Замечено, в частности, что слова «внук», «внуки» встречаются в «Слове» шесть раз, «и только единожды (“Игоря… внука Ольгова”) безусловно в значении “сын сына”», из чего следует обоснованный вывод, что «эти речения («внуци Всеславли» и «жизнь Всеславля». — С.Ц.) к Всеславу Брячиславичу не имеют отношения» (Энциклопедия «Слова о полку Игореве». Т. 1. А–В. СПб., 1995. С. 216, 261).

«Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю» — странный упрек. Негодующее обращение автора «Слова» совершенно не вписывается в историческую ситуацию конца XII в., когда семейная вражда Ярославичей и Всеславичей уже перестала быть живым нервом княжих усобиц вследствие разделения Ярославичей на два враждующих клана — Мономашичей и Ольговичей, которые, собственно, и «наводили поганых» на Русскую землю при жизни автора «Слова». Но почин в использовании половецкой силы для улаживания княжеских распрей принадлежал, конечно, не Мономашичам, не Ольговичам, и уж тем более не внукам Всеслава Полоцкого, которым летопись вообще отводит весьма скромное место в братоубийственных войнах того времени. Фраза «вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую» по отношению к князьям второй половины XII в. выглядит очевидным анахронизмом.

Еще более удивительным представляется посмертный патронаж Всеслава Полоцкого над Русской землей, которая оказывается вдруг «Всеславовым достоянием». Между тем этот князь сидел на киевском столе очень недолго, всего около года (с 1068 по 1069 г.), и, строго говоря, отнюдь не на легитимных основаниях, будучи, по сути, ставленником мятежных киевлян. За исключением этого кратковременного эпизода, его реальная власть над Русской землей никогда не выходила за пределы Полоцкого княжества.

Поэтому вместо «Ярославе» несомненно следует читать «Ярославли», как в свое время и предлагал Д. С. Лихачев, то есть: «Ярославичи и все внуки Всеславовы». Эта поправка устраняет все несуразности и противоречия в чтении и делает данное выражение совершенно внятным.

Очевидно, что выражение «Ярославли и вси внуци Всеславли» есть не что иное, как универсальная и общепризнанная генеалогическая формула, одинаково пригодная для современности и для прошлого (автор произносит ее сейчас, обращаясь к живущим русским князьям, но хочет говорить об исторических грехах их дедов, живших во второй половине XI в. и повинных в разорении Русской земли: «Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю»*). Причем важно отметить, что «Ярославичи» в этой формуле оказываются лишь частью «всех внуков Всеславлевых». Стало быть, еще какие-то «внуки» не названы по их родовому имени. Впрочем, их инкогнито раскрывается без труда. Во второй половине XI в. полоцкие князья, потомки князя Изяслава Владимировича (ум. в 1001 г.), сына Владимира I и Рогнеды, открыто противопоставили себя Ярославичам — потомству Ярослава I Владимировича. Произошло разветвление великокняжеского рода. Полоцкие князья обособились и причислили себя к отдельной его ветви — «Рогволожим внукам», Рогволожичам, которые непрестанно враждовали с Ярославичами (по причине расправы Владимира I Святославича над Рогнедой и ее отцом, Рогволодом), поднимая, по словам летописца, «меч противу Ярославлим внуком». Таким образом, выражение «Ярославли и вси внуци Всеславли» подразумевает все мужское потомство Владимира I Святославича — Ярославичей и Рогволожичей.

* По летописи, первыми (в 1078 г.) пригласили половцев под русские стяги черниговский князь Олег Святославич и смоленский князь Борис Вячеславич — оба «Ярославли», внуки Ярослава I.

Теперь мы видим, что восклицание «Ярославли и вси внуци Всеславли!» может означать, собственно, только одно: «Ярославичи и все князи русские!»

Кто же такой этот Всеслав, еще в конце XII в. числившийся в прародителях русских князей?

Отметим важное обстоятельство: деятельность Всеслава приурочена в «Слове» к временам Трояна: «На седьмом веце [веке] Трояни връже [бросил] Всеслав жребий о девицю себе любу»*. Место «Трояновых веков» в историческом времени сам автор «Слова» определил так: «Были вечи [века, времена] Трояни, минула лета Ярославля; были плъци [полки, то есть походы, войны] Олговы, Ольга Святославличя [внук Ярослава I, ум. в 1115 г.]».

*«Люба девица» Всеслава — это Киев, как явствует из последующей фразы: «Тъй клюками подпръся, окони и скочи к граду Кыеву и дотчеся стружим злата стола киевского…», то есть: полагаясь на свои «клюки» («хитрость», вещую мудрость), вскочил на коня и помчался к Киеву, коснулся копьем золотого стола киевского.

По этой периодизации «века Трояни» предшествуют времени «дедов», таким образом совпадая с языческой эпохой*. В древнерусских источниках, в том числе современных «Слову о полку Игореве», имя Трояна носит древнеславянское божество. Так, древнерусская вставка в апокриф «Хождение Богородицы по мукам», славянские рукописи которого восходят к XII в., обличает язычников в том, что они «богами прозваша: солнце и месяц, землю и воду, звери и гады… от камени ту устроя Трояна, Хорса, Велеса, Перуна». В другом древнерусском антиязыческом сочинении (из Толстовского собрания XVI в.) язычники «мняще богы многы: Перуна и Хорса, Дыя и Трояна». А. Н. Афанасьев высказал мнение, что имя Троян образовалось от слова «три», «трое» (Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Т. 2. М., 2002. С. 497, 607 – 609). Древнерусского Трояна можно поставить в связь с языческим божеством, известным у поморских славян и у чехов под именем Триглава (Триглавом называлась и священная гора в земле хорутан). Наиболее почитаемый идол Триглава стоял в поморском Щетине, в «трехрогом» (трехбашенном) замке. Этому божеству приписывалось владычество над тремя царствами: небом, землей и подземным миром, символически соответствующими трем корням мирового древа. В сербском фольклоре есть предание о короле Трояне, сопоставимое с русской сказкой о Снегурке (несчастный влюбленный король также гибнет от солнечных лучей). Сродство Трояна с Триглавом между прочим видно из того, что последнему подносили в качестве жертвы козлиные головы, а короля Трояна сербская сказка наделяет козлиными ушами и тремя головами. В других вариантах этого сказочного сюжета место короля Трояна заступает змей — у славян, как известно, существо обыкновенно о трех головах. Вероятнее всего, прячущийся от солнца Троян был божеством подземного мира, Ночи. Однако возможно и другое истолкование его имени и положения в божественном пантеоне славян. Украинский язык сохранил прилагательное «троянский» в значении «отец троих сыновей» (тройняшек) (Вернадский Г.В. Киевская Русь. Тверь; Москва, 2001. С. 62). Тогда Троян может считаться родителем какой-то божественной триады братьев.

* Пленяясь соблазнительным созвучием, большинство комментаторов совершают ошибку, усматривая в «веках Трояних» намек на войны римского императора Траяна в Дакии или даже смутное воспоминание о Троянской войне. Нет нужды доказывать, что ни то ни другое событие не сделало эпохи в славянской истории и потому не могло остаться в древнерусском фольклоре.

Из буквального прочтения текста «Слова» получается, что князь Всеслав Полоцкий решил добывать себе киевский стол в языческие «времена Трояни», еще до того, как минули «лета Ярославли» и «пълцы Олговы», другими словами — задолго до своего рождения. Налицо слияние двух Всеславов — исторического и легендарного*, или, говоря точнее, есть все основания полагать, что при описании личности и деятельности полоцкого князя Всеслава Брячиславича автор «Слова» использовал художественную образность и стилевые приемы, взятые из некогда существовавшего эпоса о его стародавнем тезке.

* А.Л. Никитин видел во Всеславе персонаж «совершенно неизвестного нам общеславянского эпоса», «мифического общеславянского героя или прародителя (“Все-слав”)», который в сознании поэта конца XII в. «слился с образом современного ему полоцкого князя Всеслава Брячиславича, благодаря чему последний и оказался окутан покровом тайны и волшебства» (Никитин А.Л. Основания русской истории. С. 454; Он же. «Слово о полку Игореве». Тексты. События. Люди. Исследования и статьи. М., 1998. С. 185).

Благодаря работам А. Н. Веселовского (Веселовский А.Н. Былины о Волхе Всеславиче и поэмы об Ортните // Русский фольклор. СПб., 1993. Т. 27) и С. Н. Азбелева (Азбелев С.Н. Предания о древнейших князьях Руси по записям XI – XX вв. // Славянская традиционная культура и современный мир. М., 1997. Вып. 1), этот «старый» Всеслав находится сегодня в поле исторического зрения. Древнейшая поколенная роспись русских князей «до Рюрика» содержится в Иоакимовской летописи. Рюрику здесь отведена разве что третьестепенная роль. Эта родословная открывается именем князя Владимира, но при упоминании правления его отца, от которого, собственно, и ведется счет княжеским «коленам». До Гостомысла, предшественника Рюрика, сменилось 14 поколений князей. Поскольку в древнейших генеалогиях правлению одного «колена» отводилось в среднем 25 лет, то княжение Владимирова отца приходится на начало V столетия — эпоху Великого переселения народов. Восходящая также к V в. германская сага о Тидреке Бернском (то есть Веронском) живописует ожесточенную борьбу готского короля Теодориха Амала (Тидрека Бернского) с русским «конунгом Вальдемаром», отец которого назван Всеславом (др.-герм. Гертнит). И германский, и русский источники говорят об одном и том же лице — «русском» правителе славянского Поморья (среди подвластных Гертниту/Всеславу народов сага называет «вильтинов», то есть велетов/лютичей). Сличение этих известий с употребительной еще в конце XII в. генеалогической формулой «внуки Всеславли» показывает, что князья Русской земли вели свое происхождение от одного из княжеских родов балтийских русов, прародителем которого считался полулегендарный Всеслав, отец жившего в V в. князя Владимира.

В итоге перед нами открывается подлинная древнерусская родословная традиция, согласно которой «внуком Всеславлевым» или Всеславичем назывался любой представитель великокняжеской семьи*. Вместе с тем и Русская земля (как, возможно, и любая из европейских Русий) еще в конце XII в. cлыла «жизнью Всеславлевой», то есть княжеским достоянием Всеслава — прадеда-покровителя всех князей «от рода русского».

*Впоследствии отчество Всеславич закрепилось в былинах и некоторых летописях за одним Владимиром I (см.: Моисеева Г.Н. Кто они – «внуци Всеславли» в «Слове о полку Игореве» // Исследования по древней и новой литературе. Л., 1987. С. 158) — вероятно, по его исключительной роли в русской истории и по исторической ассоциации с достославным Владимиром Всеславичем V столетия.

sergeytsvetkov.livejournal.com

Петр Дейниченко — Эпоха Рюриковичей. От древних князей до Ивана Грозного

Русь московская: хроника

П. Г. Дейниченко

«Россия. Полный энциклопедический справочник»

Генеалогическое древо династии Рюриковичей

Таблица 1[1]

Рюриковичи в 862 – 1054 годах

Таблица 2

Полоцкая династия Рюриковичей

Таблица 3

Галицкая династия Рюриковичей

Таблица 4

Турово-Пинская ветвь Рюриковичей

Таблица 5

Черниговская ветвь Рюриковичей

Таблица 6

Рязанская династия Рюриковичей

Таблица 7

Мономашичи. Старшая ветвь

Таблица 8

Мономашичи – потомки Юрия Долгорукого

Таблица 9

Потомки Александра Невского. Московская династия

Таблица 10

Суздальско-Нижегородская ветвь

Таблица 11

Тверская ветвь

Таблица 12

Потомки Ивана III

Примечания

1

В родословных таблицах указаны лишь некоторые имена князей Рюриковичей и даты их жизни (✞ – дата смерти).

profilib.org

Древо государей Российских — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Фреска в Историческом музее

«Древо государей Российских» — художественное изображение родословного (генеалогического) древа русских царей и великих князей — от Рюриковичей до Романовых. Иконография возникла и процветала при царях из династии Романовых (XVII век), однако встречаются и более поздние образцы.

Икона[править | править код]

ru.wikipedia.org

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *