Фонетика звуки гласные и согласные – Глава 2. Фонетика / Как устроен наш язык. Большой справочник по теории для 5-11 классов / Русский на 5

Содержание

Фонетика

Фонетика, звук, гласные и согласные

Фонетика- раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка, т.е. способы образования и изменения звуков в речи, а также их акустические свойства.

Звук как единица языка.

Звук-это минимальная нечленимая единица речи, которая является результатом артикуляционной деятельности человека.

Звуки гласные и согласные.

Все звуки в русском языке делятся на гласные и согласные. Гласные звуки (6 шт.) — это звуки речи, при образовании которых воздушная струя свободно проходит через голосовые связки, они состоят в основном из голосового тона при полном отсутствии шума.

ПодъемПереднийСреднийЗадний
ряды
Верхний

и

ы

У

Средний

э

о

Нижний

а

Примечание: подъём языка к небу — способ образования, ряд — место образования (место подъёма языка).

В зависимости от того, падает на гласную в слове ударение или нет, все гласные звуки делятся на ударные (характеризуются полным произношением) и безударные (редуцированные) звуки.

Согласные звуки (37 шт.) — это звуки речи, при произнесении которых воздушная струя встречает различные преграды, они состоят из шума или из голоса и шума.

От того, как участвуют в образовании согласных звуков голос и шум, согласные звуки делятся на:

сонорные (образуются при помощи голоса и незначительного шума): [м], [н], [л], [р], [м’], [н’), [л’], [р], [j];

-шумные, которые в сою очередь делятся на звонкие (образуются шумом при помощи голоса): [б], [в], [г] [д] [ж] [з] [б’] [в’] [г’] [д’] [з’]; и глухие (образуются только при помощи шума): [п], [ф], [к], [т], [ш],[с],[х],[ц], [ч’], [п’], [ф’], [к’], [х’]. [т’],[с’].

Согласные звуки делятся на твёрдые ([б], [п], [в], [ф], [д], [т], [з], [с], [ц], [ж], [ш], [г],[к], [х], [м],[л],[н],[р]) и мягкие ([б’], [п’], [в’], [ф’], [д’], [т’],[з’],[с’],[г’],[k’],[x’],[м’][л’],[н’],[р’]).

Согласные звуки могут составлять между собой пары по ГЛУХОСТИ-ЗВОНКОСТИ ([б] — [п], [6′] — [п’], [в] -[ф], [в’] — [ф’], [д] — [т], [д’] — [т’], [з] — [с], [з’] — [с’], [ж] -[ш],[г] — [к], [г’] — [к’]) и по ТВЕРДОСТИ-МЯГКОСТИ ([б] — [б’], [п] — [п’]. [В] — [В’], [ф] — [ф’], [Д] -[Д’], [т] — [т’], [з] — [з’], [с] — [c’], [г] -[г’], [м] — [м’], [л] — [л’], [н] — [н’], [р] — [р’]).

Некоторые согласные не входят в эти пары, они называются непарными: звонкие [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’],[j’], глухие звуки [х], [ц], [ч’], твердые звуки [ж], [ш], [ц] и мягкие [ч’], [щ’], [j’].

Из-за своего звучания звуки [ж], [ш], [ч] называются шипящими, а [з], [с] — свистящими. Звуки [ц] и [ч] называются аффрикаиами. так как они представляют собой слитное сочетание звуков: [тс] и [тш].

Сильные и слабые позиции звуков.

В речи все звуки стоят либо в сильной (произносятся более четко), либо в слабой позиции. Сильной для гласных звуков является ударная позиция, а безударная — слабой (ср. до?м — дома?). Для согласных звуков сильной является позиция перед гласными [а], [о], [у], [и], [ы], (грибы), а слабой — в конце сова (гриб — [грип], позиция перед звонкими и глухими согласными, в которой парные по глухости-звонкости согласные не различаются (проезд [проезт]).

Слог

Слог — это минимальная единица речевого потока, он создается единым дыхательным толчком. Он состоит или из одного гласного звука или из сочетания гласного и согласных. В зависимости от того, на что заканчиваются слоги, они делятся на открытые (заканчиваются на гласный звук: мо-ло-ко) и закрытые (заканчивается на согласный звук Мур-зик).

Словесное ударение

Словесное ударение — это более сильное произношение одного слога в слове, служащее для фонетического объединения этого слова.

В русском языке ударение зависит от силы выдоха, поэтому оно силовое и динамическое. В русском языке нет определенного зафиксированного места ударения, оно может падать на любой слог (разноместное ударение): ма’ма, соба’ка. Русское словесное ударение также является подвижным, так как при переходе слова из одной формы в другую может меняться и место ударения в слове: стена’ — сте’ны.

Если слово многосложное (состоит из нескольких основ), то оно может иметь несколько ударений, при этом одно из них — главное, а остальные — второстепенные: ки’нокарти»на.

Служебные слова и частицы обычно не имеют ударения и примыкают к самостоятельным словам (спереди — проклитики, сзади — энклитики): под две’рью.

Иногда ударение может выполнять смыслораз-личительную функцию, например, за’мок- замо’к.

Интонация

Интонация — это единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа, тембра и пауз. Интонация в высказывании выполняет определенные функции:

  • различает коммуникативные виды высказывания: побуждение, восклицание, вопрос, импликацию, повествование;
  • оформляет высказывание в единое целое, выделяет его части в соответствии с их важностью;
  • выражает конфетные эмоции;
  • передает подтекст высказывания;
  • характеризует говорящего.

gramatik.ru

Школа, рефераты, сочинения, задачи, шпаргалки

 Фонетика, звук, гласные и согласные

Фонетика- раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка, т.е. способы образования и изменения звуков в речи, а также их акустические свойства.

Звук как единица языка.

Звук-это минимальная нечленимая единица речи, которая является результатом артикуляционной деятельности человека.

Звуки гласные и согласные.

Все звуки в русском языке делятся на гласные и согласные. Гласные звуки (6 шт.) — это звуки речи, при образовании которых воздушная струя свободно проходит через голосовые связки, они состоят в основном из голосового тона при полном отсутствии шума.

Таблица 1.

Подъем

Передний

Средний

Задний

ряды

     

Верхний

и

ы

У

Средний

э

 

о

Нижний

 

а

 

 

Примечание: подъём языка к небу — способ образования, ряд — место образования (место подъёма языка).

В зависимости от того, падает на гласную в слове ударение или нет, все гласные звуки делятся на ударные (характеризуются полным произношением) и безударные (редуцированные) звуки.

Согласные звуки (37 шт.) — это звуки речи, при произнесении которых воздушная струя встречает различные преграды, они состоят из шума или из голоса и шума.

От того, как участвуют в образовании согласных звуков голос и шум, согласные звуки делятся на:

— сонорные (образуются при помощи голоса и незначительного шума): [м], [н], [л], [р], [м’], [н’), [л’], [р], [j];

-шумные, которые в сою очередь делятся на звонкие (образуются шумом при помощи голоса): [б], [в], [г] [д] [ж] [з] [б’] [в’] [г’] [д’] [з’]; и глухие (образуются только при помощи шума): [п], [ф], [к], [т], [ш],[с],[х],[ц], [ч’], [п’], [ф’], [к’], [х’]. [т’],[с’].

Согласные звуки делятся на твёрдые ([б], [п], [в], [ф], [д], [т], [з], [с], [ц], [ж], [ш], [г],[к], [х], [м],[л],[н],[р])

и мягкие ([б’], [п’], [в’], [ф’], [д’], [т’],[з’],[с’],[г’],[k’],[x’],[м’][л’],[н’],[р’]).

Согласные звуки могут составлять между собой пары

по ГЛУХОСТИ-ЗВОНКОСТИ ([б] — [п], [6′] — [п’], [в] -[ф], [в’] — [ф’], [д] — [т], [д’] — [т’], [з] — [с], [з’] — [с’], [ж] -[ш],[г] — [к], [г’] — [к’])

и по ТВЕРДОСТИ-МЯГКОСТИ ([б] — [б’], [п] — [п’]. [В] — [В’], [ф] — [ф’], [Д] -[Д’], [т] — [т’], [з] — [з’], [с] — [c’], [г] -[г’], [м] — [м’], [л] — [л’], [н] — [н’], [р] — [р’]).

Некоторые согласные не входят в эти пары, они называются непарными:

звонкие [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’],[j’],

глухие звуки [х], [ц], [ч’],

твердые звуки [ж], [ш], [ц]

и мягкие [ч’], [щ’], [j’].

Из-за своего звучания звуки [ж], [ш], [ч] называются шипящими, а [з], [с] — свистящими. Звуки [ц] и [ч] называются аффрикаиами. так как они представляют собой слитное сочетание звуков: [тс] и [тш].

Сильные и слабые позиции звуков.

В речи все звуки стоят либо в сильной (произносятся более четко), либо в слабой позиции. Сильной для гласных звуков является ударная позиция, а безударная — слабой (ср. до?м — дома?). Для согласных звуков сильной является позиция перед гласными [а], [о], [у], [и], [ы], (грибы), а слабой — в конце сова (гриб — [грип], позиция перед звонкими и глухими согласными, в которой парные по глухости-звонкости согласные не различаются (проезд [проезт]).

7. Слог — это минимальная единица речевого потока, он создается единым дыхательным толчком. Он состоит или из одного гласного звука или из сочетания гласного и согласных. В зависимости от того, на что заканчиваются слоги, они делятся на открытые (заканчиваются на гласный звук: мо-ло-ко) и закрытые (заканчивается на согласный звук Мур-зик).

8. Словесное ударение — это более сильное произношение одного слога в слове, служащее для фонетического объединения этого слова.

В русском языке ударение зависит от силы выдоха, поэтому оно силовое и динамическое. В русском языке нет определенного зафиксированного места ударения, оно может падать на любой слог (разноместное ударение): ма’ма, соба’ка. Русское словесное ударение также является подвижным, так как при переходе слова из одной формы в другую может меняться и место ударения в слове: стена’ — сте’ны.

Если слово многосложное (состоит из нескольких основ), то оно может иметь несколько ударений, при этом одно из них — главное, а остальные — второстепенные: ки’нокарти»на.

Служебные слова и частицы обычно не имеют ударения и примыкают к самостоятельным словам (спереди — проклитики, сзади — энклитики): под две’рью.

Иногда ударение может выполнять смыслораз-личительную функцию, например, за’мок- замо’к.

9. Интонация — это единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа, тембра и пауз. Интонация в высказывании выполняет определенные функции:

  • различает коммуникативные виды высказывания: побуждение, восклицание, вопрос, импликацию, повествование;
  • оформляет высказывание в единое целое, выделяет его части в соответствии с их важностью;
  • выражает конфетные эмоции;
  • передает подтекст высказывания;
  • характеризует говорящего.

webmyoffice.ru

Фонетика, звук, гласные и согласные

Фонетика, звук, гласные и согласные

Фонетика- раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка, т.е. способы образования и изменения звуков в речи, а также их акустические свойства.

Звук как единица языка.

Звук-это минимальная нечленимая единица речи, которая является результатом артикуляционной деятельности человека.

 

Звуки гласные и согласные.

Все звуки в русском языке делятся на гласные и согласные. Гласные звуки (6 шт.) — это звуки речи, при образовании которых воздушная струя свободно проходит через голосовые связки, они состоят в основном из голосового тона при полном отсутствии шума.

Таблица 1.

Подъем

Передний

Средний

Задний

ряды

 

 

 

Верхний

и

ы

У

Средний

э

 

о

Нижний

 

а

 

Примечание: подъём языка к небу — способ образования, ряд — место образования (место подъёма языка).

В зависимости от того, падает на гласную в слове ударение или нет, все гласные звуки делятся на ударные (характеризуются полным произношением) и безударные (редуцированные) звуки.

Согласные звуки (37 шт.) — это звуки речи, при произнесении которых воздушная струя встречает различные преграды, они состоят из шума или из голоса и шума.

От того, как участвуют в образовании согласных звуков голос и шум, согласные звуки делятся на:

сонорные (образуются при помощи голоса и незначительного шума): [м], [н], [л], [р], [м’], [н’), [л’], [р], [j];

-шумные, которые в сою очередь делятся на звонкие (образуются шумом при помощи голоса): [б], [в], [г] [д] [ж] [з] [б’] [в’] [г’] [д’] [з’]; и глухие (образуются только при помощи шума): [п], [ф], [к], [т], [ш],[с],[х],[ц], [ч’], [п’], [ф’], [к’], [х’]. [т’],[с’].

Согласные звуки делятся на твёрдые ([б], [п], [в], [ф], [д], [т], [з], [с], [ц], [ж], [ш], [г],[к], [х], [м],[л],[н],[р]) и мягкие ([б’], [п’], [в’], [ф’], [д’], [т’],[з’],[с’],[г’],[k’],[x’],[м’][л’],[н’],[р’]).

Согласные звуки могут составлять между собой пары по ГЛУХОСТИ-ЗВОНКОСТИ ([б] — [п], [6′] — [п’], [в] -[ф], [в’] — [ф’], [д] — [т], [д’] — [т’], [з] — [с], [з’] — [с’], [ж] -[ш],[г] — [к], [г’] — [к’]) и по ТВЕРДОСТИ-МЯГКОСТИ ([б] — [б’], [п] — [п’]. [В] — [В’], [ф] — [ф’], [Д] -[Д’], [т] — [т’], [з] — [з’], [с] — [c’], [г] -[г’], [м] — [м’], [л] — [л’], [н] — [н’], [р] — [р’]).

Некоторые согласные не входят в эти пары, они называются непарными: звонкие [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’],[j’], глухие звуки [х], [ц], [ч’], твердые звуки [ж], [ш], [ц] и мягкие [ч’], [щ’], [j’].

Из-за своего звучания звуки [ж], [ш], [ч] называются шипящими, а [з], [с] — свистящими. Звуки [ц] и [ч] называются аффрикаиами. так как они представляют собой слитное сочетание звуков: [тс] и [тш].

Сильные и слабые позиции звуков.

В речи все звуки стоят либо в сильной (произносятся более четко), либо в слабой позиции. Сильной для гласных звуков является ударная позиция, а безударная — слабой (ср. до?м — дома?). Для согласных звуков сильной является позиция перед гласными [а], [о], [у], [и], [ы], (грибы), а слабой — в конце сова (гриб — [грип], позиция перед звонкими и глухими согласными, в которой парные по глухости-звонкости согласные не различаются (проезд [проезт]).

moitvoru.ru

Гласные и согласные звуки — урок. Русский язык, 5 класс.

Звуки речи делятся на гласные и согласные.

 

Звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы] — гласные, их всего 6.

 

Гласные звуки состоят только из голоса.

При произнесении гласных звуков воздух через рот проходит свободно, не встречая преград. Гласные звуки можно протянуть, пропеть.

 

Согласных звуков в русском языке гораздо больше — 36.

При произнесении согласных звуков наряду с голосом присутствует шум.

Согласные в русском языке делятся на шумные и сонорные.

Шумные согласные, в свою очередь, делятся на глухие и звонкие.

 

Согласные, которые состоят лишь из шума, называют глухими:

[п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [х], [ц], [ч].

 

Согласные, которые состоят из голоса и шума, называют звонкими:

[б], [в], [г], [д], [ж], [з].

 

Согласные, в которых почти нет шума, а преобладает голос, называют сонорными:

[м], [н], [л], [р], [j’].

 

Согласные могут быть твёрдыми и мягкими:

[б]/[б’] [к]/[к’] [д]/[д’] и т.д.:

[выл] — [в’ил], [был] — [б’ил].

 

Твёрдые и мягкие, глухие и звонкие согласные бывают 
парными и непарными:

 

Согласные парные по твёрдости/мягкости:

Твёрдые[б][в][г][д][з][к][л][м][н][п][р][с][т][ф][х]
Мягкие [б`] [в`] [г`] [д`][з`] [к`] [л`][м`][н`][п`][р`][с`][т`] [ф`] [х`]

 

Согласные непарные твёрдые: [ж], [ш], [ц].   

Согласные непарные мягкие: [ч`], [ш`], [j`].

 

Согласные парные по звонкости/глухости:

Звонкие[б][б`][в][в`][г][г`][д][д`] [ж]  [з] [з`]
Глухие[п][п`][ф] [ф`]

[к]

[к`],[т] [т`] [ш] [с] [с`]

 

Согласные звонкие непарные: [j’], [л], [л`], [м], [м`], [н], [н`], [р], [р`]. 

Согласные глухие непарные: [х], [х`], [ц], [ч`], [ш`].

www.yaklass.ru

Фонетика — Образовательный сайт Казахстана

6. Фонетика, звук, гласные и согласные

Фонетика- раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка, т.е. способы образования и изменения звуков в речи, а также их акустические свойства.

Звук как единица языка.

Звук-это минимальная нечленимая единица речи, которая является результатом артикуляционной деятельности человека.

Звуки гласные и согласные.

Все звуки в русском языке делятся на гласные и согласные. Гласные звуки (6 шт.) — это звуки речи, при образовании которых воздушная струя свободно проходит через голосовые связки, они состоят в основном из голосового тона при полном отсутствии шума.

Таблица 1.

Подъем

Передний

Средний

Задний

ряды

   

Верхний

и

ы

У

Средний

э

 

о

Нижний

 

а

 

Примечание: подъём языка к небу — способ образования, ряд — место образования (место подъёма языка).

В зависимости от того, падает на гласную в слове ударение или нет, все гласные звуки делятся на ударные (характеризуются полным произношением) и безударные (редуцированные) звуки.

Согласные звуки (37 шт.) — это звуки речи, при произнесении которых воздушная струя встречает различные преграды, они состоят из шума или из голоса и шума.

От того, как участвуют в образовании согласных звуков голос и шум, согласные звуки делятся на:

сонорные (образуются при помощи голоса и незначительного шума): [м], [н], [л], [р], [м’], [н’), [л’], [р], [j];

-шумные, которые в сою очередь делятся на звонкие (образуются шумом при помощи голоса): [б], [в], [г] [д] [ж] [з] [б’] [в’] [г’] [д’] [з’]; и глухие (образуются только при помощи шума): [п], [ф], [к], [т], [ш],[с],[х],[ц], [ч’], [п’], [ф’], [к’], [х’]. [т’],[с’].

Согласные звуки делятся на твёрдые ([б], [п], [в], [ф], [д], [т], [з], [с], [ц], [ж], [ш], [г],[к], [х], [м],[л],[н],[р]) и мягкие ([б’], [п’], [в’], [ф’], [д’], [т’],[з’],[с’],[г’],[k’],[x’],[м’][л’],[н’],[р’]).

Согласные звуки могут составлять между собой пары по ГЛУХОСТИ-ЗВОНКОСТИ ([б] — [п], [6′] — [п’], [в] -[ф], [в’] — [ф’], [д] — [т], [д’] — [т’], [з] — [с], [з’] — [с’], [ж] -[ш],[г] — [к], [г’] — [к’]) и по ТВЕРДОСТИ-МЯГКОСТИ ([б] — [б’], [п] — [п’]. [В] — [В’], [ф] — [ф’], [Д] -[Д’], [т] — [т’], [з] — [з’], [с] — [c’], [г] -[г’], [м] — [м’], [л] — [л’], [н] — [н’], [р] — [р’]).

Некоторые согласные не входят в эти пары, они называются непарными: звонкие [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’],[j’], глухие звуки [х], [ц], [ч’], твердые звуки [ж], [ш], [ц] и мягкие [ч’], [щ’], [j’].

Из-за своего звучания звуки [ж], [ш], [ч] называются шипящими, а [з], [с] — свистящими. Звуки [ц] и [ч] называются аффрикаиами. так как они представляют собой слитное сочетание звуков: [тс] и [тш].

Сильные и слабые позиции звуков.

В речи все звуки стоят либо в сильной (произносятся более четко), либо в слабой позиции. Сильной для гласных звуков является ударная позиция, а безударная — слабой (ср. до?м — дома?). Для согласных звуков сильной является позиция перед гласными [а], [о], [у], [и], [ы], (грибы), а слабой — в конце сова (гриб — [грип], позиция перед звонкими и глухими согласными, в которой парные по глухости-звонкости согласные не различаются (проезд [проезт]).

7. Слог — это минимальная единица речевого потока, он создается единым дыхательным толчком. Он состоит или из одного гласного звука или из сочетания гласного и согласных. В зависимости от того, на что заканчиваются слоги, они делятся на открытые (заканчиваются на гласный звук: мо-ло-ко) и закрытые (заканчивается на согласный звук Мур-зик).

8. Словесное ударение — это более сильное произношение одного слога в слове, служащее для фонетического объединения этого слова.

В русском языке ударение зависит от силы выдоха, поэтому оно силовое и динамическое. В русском языке нет определенного зафиксированного места ударения, оно может падать на любой слог (разноместное ударение): ма’ма, соба’ка. Русское словесное ударение также является подвижным, так как при переходе слова из одной формы в другую может меняться и место ударения в слове: стена’ — сте’ны.

Если слово многосложное (состоит из нескольких основ), то оно может иметь несколько ударений, при этом одно из них — главное, а остальные — второстепенные: ки’нокарти»на.

Служебные слова и частицы обычно не имеют ударения и примыкают к самостоятельным словам (спереди — проклитики, сзади — энклитики): под две’рью.

Иногда ударение может выполнять смыслораз-личительную функцию, например, за’мок- замо’к.

9. Интонация — это единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа, тембра и пауз. Интонация в высказывании выполняет определенные функции:

  • различает коммуникативные виды высказывания: побуждение, восклицание, вопрос, импликацию, повествование;
  • оформляет высказывание в единое целое, выделяет его части в соответствии с их важностью;
  • выражает конфетные эмоции;
  • передает подтекст высказывания;
  • характеризует говорящего.

testent.ru

Конспект урока на тему «Фонетика. Гласные и согласные звуки»

«Фонетика. Гласные и согласные звуки».

Цель: знать предмет изучения фонетики;

уметь различать звук и букву, гласные и согласные звуки;

развивать память, мышление, устную речь, внимание, творческое

воображение учащихся;

воспитывать трудолюбие и аккуратность.

Оборудование: компьютер, схемы, карточки.

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Прежде чем приступить к делу, послушайте три основных правила:

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Я тетрадь свою открою,

Уголочком положу.

И от вас, друзья, не скрою –

Ручку правильно держу!

  1. Введение в тему урока.

Ребята, у меня на столе диск, он адресован мне. Давайте узнаем, что там.( Звуки природы).

  • Что это за звуки?

  • Могут ли люди общаться при помощи звуков природы? (Нет. Они не имеют значения).

  • Какие звуки нам помогают в общении? (Звуки речи, т.к. могут различать слова).

  • Какой раздел науки о языке изучает звуки речи? (Фонетика).

( на доске с помощью «Арабской грамоты» зашифрована тема урока: Ф…н…т…к…).

  • Что же мы можем сообщить о фонетике? (Это слово пришло к нам из греческого языка, «фоне» означает звук. Фонетика – это раздел науки о языке, который изучает звуки речи).

  1. Постановка цели урока.

Ребята, давайте сформулируем цели нашего урока.

  • Что мы должны знать? (Предмет изучения фонетики)

  • Что должны уметь различать? (Различать звук и букву, гласные и согласные звуки).

  1. Изучение нового материала.

Ребята, вспомним все понятия, связанные с фонетикой. И я предлагаю вам отправиться по следующему маршруту:

1 станция «Исследовательская»

Сом — ком чайка – гайка моль — толь

Ром – том зайка – байка соль — боль

Дом – лом майка — лайка голь – ноль

Краска – каска, склон – слон, полк – пол, тепло – тело, беда – еда, экран – кран.

Стол – столб, клад – склад, лапа – лампа, усы – бусы, укус – уксус.

Учитель: Ребята, поиграв в такие игры, какой вывод можно сделать? (Как много может сделать только один звук). Меняем один звук, а получаем совершенно другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки – смыслоразличители. Замечательный учёный Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя – ФОНЕМА.

Вот какая забавная история произошла, когда две фонемы попали не в свои слова .

Вот что сказка говорит:

Жили-были КОТ и КИТ.

КОТ – огромный, просто страшный!

КИТ был маленький, домашний.

КИТ мяукал, КОТ пыхтел.

Кит купаться не хотел.

Как огня воды боялся.

КОТ всегда над ним смеялся!

Время так проводит КИТ:

Ночью бродит, днём – храпит.

КОТ плывёт по океану,

КИТ из блюда ест сметану.

Ловит КИТ мышей на суше.

КОТ на море бьёт баклуши!

КИТ царапался, кусался…

Добрый КОТ ни с кем не дрался…

КИТ любил залезть повыше,

Ночью песни пел на крыше.

Позовёшь его: «Кис, кис!»

Он охотно спрыгнет вниз…

Разбирались целый год:

Кто тут КИТ

И где тут КОТ.

Обсуждали, не спешили

И в конце концов решили:

«В этой сказке нет порядка.

В ней ошибка, опечатка:

Кто-то, против всяких правил,

В сказке буквы переставил.

Переправил «КИТ» на «КОТ»,

«Кот» на «КИТ», наоборот!»…Б. Заходер

— Какие буквы здесь перепутались? (О, И)

— Назовите буквы в словах КИТ и КОТ, а теперь звуки?

(Звуки записываются на доске)

— В чём отличие между буквой и звуком? (букву читаем, пишем, звук произносим, слышим).

Кажется, что говорить легко: звуки сами выпрыгивают изо рта. В действительности всё не так просто, в нашем организме в это время работает целый «завод» по производству звуков. Только вместо станков – органы речи.

2 станция. «Образовательная».

Как образуется звук? Какие органы участвуют в образовании звуков? Проведите опыт. Произнесите (пропойте) звуки а, о, у, э, и, ы.

Вопросы:

  • Ощущаете преграду?

  • Почему эти звуки называются гласными?

  • Сделайте вывод, как они образуются?

— Только гласные звуки можно петь.

Теперь произнесите б-п, д-т, з-с.

Вопросы:

  • Какие препятствия возникают при произношении звуков? (Сомкнутые губы, прижатый к зубам язык, сомкнутые губы). Сделайте вывод, как они образуются.

Задание 1:

  • Подчеркни в словах гласные звуки: дорога, закат, яхта, клён, шоколад, люстра, ель, юбка.

  • Раздели слова на слоги. Сделай вывод о том, сколько в слове слогов. (В слове столько слогов, сколько гласных звуков).

Задание 2:

Затранскрибируйте слова: весна, дом, трава, сторож, земля, люди.

Совпадает ли звуковой состав с буквенным?

Запишите в виде транскрипции предложение Земля – наш общий дом.

Сколько в предложении гласных, сколько согласных звуков? Каких больше?

Самостоятельно Человеку надо знать свои корни. (на местах).

Дед Демьян ходил на молотьбу. (у доски).

3 станция. «Занимательная».

м

  1. Сами – крошки,

Боятся кошки,

Под полом живут, туда всё несут. (мыши).

  1. Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (ёжик).

  1. В зоопарке объелся бегемот,

У него болит … (живот).

  1. В чистом поле, у берёзки

На снегу видны полоски.

Подошла лиса поближе:

Здесь бежали чьи-то … (лыжи).

  1. Шея этого животного похожа на подъёмный кран. (жираф).

Учитель: назовите ключевое слово кроссворда. (ШКОЛА).

4 станция. «Поэтическая».

Написать небольшой рассказ о школе или сочинить четверостишье на тему «Школа».

5 станция. «Орфографическая».

Выполните упражнение 381 .

Учитель: наше путешествие закончилось. Какие трудности вы испытали при изучении темы «Фонетика»?

Наука о звуках –

Фонетика это.

Мы звук произносим и слышим,

А буквы мы видим и пишем.

В алфавит ты посмотри:

Сколько букв там?

Тридцать три!..

Домашнее задание: параграфы 37-40, упр .351

«ФОНЕТИКА. ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»

(урок русского языка в 5 классе)

Подготовила

Мацакян О. Д

с.Долматово 2014 год.

ы

ш

и

ё

ж

и

к

ж

и

в

о

т

л

ы

ж

и

ж

и

р

а

ф

doc4web.ru

Глава 2. Фонетика / Как устроен наш язык. Большой справочник по теории для 5-11 классов / Русский на 5

В данной главе:

§1. Звук

Звук – минимальная единица звучащей речи. У каждого слова есть звуковая оболочка, состоящая из звуков. Звучание соотносится со значением слова. У разных слов и форм слова звуковое оформление разное. Сами звуки не имеют значения, но они выполняют важную роль: они помогают нам  различать: 

  • слова: [дом] – [том], [том] – [там], [м’эл] – [м’эл’] 
  • формы слова: [дом] – [дама´] – [до´ма].

Обратите внимание:

слова, записанные в квадратных скобках, даны в транскрипции.

 

§2. Транскрипция

Транскрипция – это специальная система записи, отображающая звучание. В транскрипции приняты символы:

[   ] – квадратные скобки, являющиеся обозначением транскрипции.

[ ´] – ударение. Ударение ставится, если слово состоит больше чем из одного слога.

[б’] – значок рядом с согласным обозначает его мягкость.

[j]  и [й] – разные обозначения одного и того же звука. Поскольку этот звук мягкий, то часто используют эти символы с дополнительным обозначением мягкости: [j’], [й’]. На этом сайте принято обозначение [й’], более привычное для большинства ребят. Значок мягкости будет использован, чтобы вы скорее привыкли к тому, что этот звук мягкий.

Существуют и другие символы. Они будут вводиться постепенно, по мере ознакомления с темой.   

 

§3. Гласные и согласные звуки

Звуки делятся на гласные и согласные.
У них разная природа. Они по-разному произносятся и воспринимаются, а также по-разному ведут себя в речи и играют в ней неодинаковые роли.

Гласные – это звуки, при произношении которых воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая на своём пути преграды. Произнесение (артикуляция) не сфокусирована в одном месте: качество гласных определяется формой ротовой полости, которая выступает как резонатор. При артикуляции гласных работают голосовые связки в гортани. Они сближены, напряжены и вибрируют. Поэтому при произнесении гласных мы слышим голос. Гласные можно тянуть. Их можно кричать. А если приложить руку к горлу, то работу голосовых связок при произнесении гласных можно почувствовать, ощутить рукой. Гласные – основа слога, они его организуют. В слове столько слогов, сколько гласных. Например: он – 1 слог, о-на – 2 слога, ре-бя-та – 3 слога и т. д. Бывают слова, которые состоят из одного гласного звука. К примеру, союзы: и, а и междометия: О!, А!, У-у-у! и другие.

В слове гласные могут быть в ударных и безударных слогах.
Ударный слог тот, в котором гласный произносится ясно и выступает в своём основном виде.
В безударных слогах гласные видоизменяются, произносятся по-другому. Изменение гласных в безударных слогах называется редукцией.

Ударных гласных в русском языке шесть: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].

Запомни:

Возможны слова, которые могут состоять только из гласных, но согласные тоже необходимы. 
В русском языке согласных намного больше, чем гласных.  

§4. Способ образования согласных

Согласные – это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду. В русском языке два вида преграды: щель и смычка – это два основных способа образования согласных. Вид преграды определяет характер согласного звука.

Щель образуется, например, при произнесении звуков: [с], [з], [ш], [ж]. Кончик языка лишь приближается к нижним или верхним зубам. Щелевые согласные можно тянуть: [с-с-с-с], [ ш-ш-ш-ш].  В результате вы хорошо услышите шум: при произнесении [c] – свистящий, а при произнесении [ш] шипящий.

Смычка, второй вид артикуляции согласных,образуется при смыкании органов речи. Поток воздуха резко преодолевает эту преграду, звуки получаются краткими, энергичными. Поэтому они называются взрывными. Тянуть их не получится. Таковы, например, звуки [п], [б], [т], [д]. Такую артикуляцию легче почувствовать, ощутить.

Итак, при произнесении согласных слышен шум. Наличие шума – отличительный признак согласных.

 

§5. Звонкие и глухие согласные

По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие.
При произнесении звонких согласных слышен и голос, и шум, а глухих – только шум.
Глухие нельзя произнести громко. Их нельзя прокричать. 

Сравним слова: дом и кот.  В каждом слове по  1-му гласному  звуку и по 2 согласных. Гласные одинаковые, а согласные разные: [д] и [м] – звонкие, а [к] и [т] – глухие.  Звонкость-глухость – это важнейший признак согласных в русском языке.

Многие русские согласные образуют пары по звонкости-глухости: [б] — [п], [з] — [c]  и другие. Таких пар 11.

Пары по глухости-звонкости: [п] и [б], [п’] и [б’], [ф] и [в], [ф’] и [в’], [к] и [г], [к’] и [г’], [т] и [д], [т’] и [д’], [ш] и [ж], [с] и [з], [с’] и [з’].

Но есть звуки, у которых нет пары по признаку звонкости — глухости. Например, у звуков [р], [л], [н], [м], [й’]  нет глухой пары, а  у [ц]  и [ч’] – звонкой.

Непарные по глухости-звонкости

Звонкие непарные: [р], [л], [н], [м], [й’], [р’], [л’], [н’], [м’]. Ещё их называют сонорными.

Что означает этот термин? Это группа согласных (всего 9), имеющих особенности произношения: при их произнесении в полости рта также возникают преграды, но такие, что воздушная струя, проходящая через преграду, образует лишь незначительный шум; воздух свободно проходит через имеющееся в полости носа или рта отверстие. Сонорные произносятся при помощи голоса с добавлением незначительного шума. Многие учителя этот термин не используют, но то, что эти звуки звонкие непарные, должны знать все. 

У сонорных есть две важные особенности:

1) они не оглушаются, как парные звонкие согласные, перед глухими и на конце слова;

2) перед ними не происходит озвончение парных глухих согласных (т.е. позиция перед ними сильная по глухости-звонкости, как и перед гласными). Подробнее о позиционных изменениях см. ниже.

Глухие непарные: [ц], [ч’], [ш’:], [х], [х’].

Как легче запомнить списки звонких и глухих согласных?

Запомнить списки звонких и глухих согласных помогут фразы:

Ой, мы же не забывали друг друга! (Здесь только звонкие согласные)

Фока, хочешь поесть щец? (Здесь только глухие согласные)

Правда, эти фразы не включают пары по твёрдости—мягкости. Но обычно люди легко могут сообразить, что не только твёрдый [з] звонкий, но и мягкий [з’] тоже, не только [б], но и [б’] и т. д. 

 

§6. Твёрдые и мягкие согласные

Согласные различаются не только по глухости-звонкости, но и по твёрдости-мягкости.
Твёрдость-мягкость – второй важнейший признак согласных в русском языке.

Мягкие согласные отличаются от твёрдых особым положением языка. При произнесении твёрдых всё тело языка оттянуто назад, а при произнесении мягких сдвинуто вперед, а средняя часть языка при этом приподнята. Сравните: [м] – [ м’],  [з] – [ з’]. Звонкие мягкие звучат выше, чем твёрдые.

Многие русские согласные образуют пары по твердости-мягкости: [б] – [б’], [ в] – [ в’] и другие. Таких пар 15.

Пары по твёрдости-мягкости: [б] и [б’],  [м] и [м’], [п] и [п’], [в] и [в’], [ф] и [ф’], [з] и [з’], [с] и [с’], [д] и [д’], [т] и [т’], [н] и [н’], [л] и [л’], [р] и [р’], [к] и [к’], [г] и [г’], [х] и [х’]. 

Но есть звуки, у которых нет пары по признаку твёрдости-мягкости. Например, у звуков [ж], [ш], [ц]  нет мягкой пары, а у [й’] и [ч’] – твёрдой.

Непарные по твёрдости-мягкости

Твёрдые непарные: [ж], [ш], [ц].

Мягкие непарные: [й’], [ч’], [ш’:]. 

 

§7. Обозначение мягкости согласных на письме

Отвлечёмся от чистой фонетики. Рассмотрим практически важный вопрос: как обозначается мягкость согласных на письме?

В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-мягкости, 3 непарных твёрдых и 3 непарных мягких согласных. Согласных букв только 21. Каким образом 21 буква может обозначать 36 звуков?

Для этого используются разные способы:

  •  йотированные буквы е, ё, ю, я  после согласных, кроме ш, ж и ц, непарных по твёрдости-мягкости,   свидетельствуют, что эти согласные мягкие, например: тётя  — [т’о´т’а],  дя´дя — [д’а´д’а];
  •  буква и  после согласных, кроме ш, ж и ц. Согласные, обозначаемые буквами ш, ж и ц, непарные твёрдые. Примеры слов с гласной буквой и: ни´тки – [н’и´тк’и], лист – [л’ист], ми´лый – [м’и´лый’] ;
  •  буква ь, после согласных, кроме ш, ж, после которых мягкий знак является показателем грамматической формы. Примеры слов с мягким знаком: про´сьба – [проз’ба], мель – [м’эл’], даль – [дал’].

Таким образом, мягкость согласных на письме передаётся не особыми буквами, а сочетаниями согласных букв с буквами и, е, ё, ю, я и ь. Поэтому при разборе советую обращать особое внимание на соседние буквы, стоящие после согласных.


Обсуждаем проблему толкования

В  школьных учебниках сказано, что [ш] и [ш’] непарные по твёрдости-мягкости. Как же так? Мы ведь слышим, что звук [ш’] – это мягкий аналог  звука [ш].
Когда в школе училась я сама, я не могла понять почему? Потом в школе учился мой сын. У него возник тот же вопрос. Он появляется у всех ребят, которые относятся к обучению вдумчиво.

Недоумение возникает, потому что школьные учебники не учитывают, что звук [ш’] ещё и долгий, а твёрдый [ш] нет. Пары – это звуки, различающиеся только одним признаком. А [ш] и [ш’] – двумя. Поэтому [ш] и [ш’]  не являются парами.

Для взрослых и старшеклассников.

Для того чтобы соблюсти корректность, необходимо школьную традицию транскрибирования звука [ш’] изменить. Думается, что ребятам легче использовать ещё один дополнительный знак, чем сталкиваться с нелогичным, неясным и вводящим в заблуждение утверждением. Всё просто. Чтобы поколение за поколением не ломало голову, нужно, наконец, показать, что мягкий шипящий звук — долгий.

Для этого в лингвистической практике существует два значка:

1) надстрочная черта над звуком; 
2) двоеточие.

Использование надстрочного знака неудобно, поскольку он не предусмотрен набором символов, которыми можно пользоваться при компьютерном наборе. Значит, остаются следующие возможности: использование двоеточия [ш’:] либо графемы, обозначающей букву [щ’]. Мне кажется, что первый вариант предпочтительнее. Во-первых, ребята поначалу часто смешивают звуки и буквы. Использование буквы в транскрипции создаст основание для такого смешения, спровоцирует ошибку. Во-вторых, ребята теперь рано начинают изучать иностранные языки. И значок [:]  при использовании его для обозначения долготы звука им уже знаком. В-третьих, транскрипция с обозначением долготы двоеточием [:] прекрасно передаст особенности звука. [ш’:] — мягкий и долгий, оба признака, составляющие его отличие от звука [ш], представлены наглядно, просто и однозначно.

Что посоветовать ребятам, которые учатся сейчас по общепринятым учебникам? Нужно понять, осмыслить, а потом запомнить, что на самом деле звуки [ш] и [ш’:] пару по твёрдости-мягкости не образуют. А транскрибировать их я советую так, как этого требует ваш учитель.

 

§8. Место образования согласных

 Согласные различаются не только по уже известным вам признакам:

  • глухость-звонкость,
  • твердость-мягкость,
  • способ образования: смычка-щель.

Важен последний, четвертый признак: место образования.
Артикуляция одних звуков осуществляется губами, других — языком, его разными частями. Так, звуки [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’] – губно-губные, [в], [в’], [ф], [ф’] – губно-зубные, все остальные – язычные: переднеязычные [т], [ т’], [д], [д’], [н], [н’],[с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [ш’:], [ч’], [ц], [л], [л’], [р], [р’]среднеязычный [й’] и заднеязычные [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].

§9. Позиционные изменения звуков

1. Сильные-слабые позиции для гласных. Позиционные изменения гласных. Редукция

Люди не используют  произносимые звуки изолированно. Им это не нужно.
Речь – это звуковой поток, но поток, определённым образом организованный. Важны условия, в которых оказывается тот или иной звук. Начало слова, конец слова, ударный слог, безударный слог, положение перед гласным, положение перед согласным – всё это разные позиции. Будем разбираться, как различать сильные и слабые позиции сначала для гласных, а потом и для согласных.

Сильная позиция та, в которой звуки не подвергаются позиционно обусловленным изменениям и выступают в своём основном виде. Сильную позицию выделяют для групп звуков, например: для гласных это позиция в ударном слоге. А для согласных, к примеру, сильной является позиция перед гласными. 

Для гласных сильная позиция под ударением, а слабая – без ударения.
В безударных слогах гласные подвергаются изменениям: они короче и не произносятся так же отчётливо, как под ударением. Такое изменение гласных в слабой позиции называется редукцией. Благодаря редукции в слабой позиции различается меньше гласных, чем в сильной.

Звуки, соответствующие ударным [о] и [а], после твёрдых согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным в русском языке признается «аканье», т.е. неразличение О и А в безударном положении после твёрдых согласных.

Сравни:

  • под ударением: [дом] – [дам] —  [о] ≠ [а].
  • без ударения: [дама´] -дома´- [дала´] -дала´ – [а] = [а].

Звуки, соответствующие ударным [а] и [э], после мягких согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным произношением считается «иканье», т.е. неразличение Э и А в безударном положении после мягких согласных.

Сравни:

  • под ударением: [м’эч’] — [м’ач’] –  [э] ≠[a].
  • без ударения: [м’ич’о´м]- мечо´м  — [м’ич’о´м]— мячо´м  — [и] = [и].
  • А как же гласные [и], [ы], [у]? Почему о них ничего не говорилось? Дело в том, что эти гласные в слабой позиции подвергаются только количественной редукции: они произносятся более кратко, слабо, но качество их не изменяется. То есть, как для всех гласных, безударное положение для них —  это слабая позиция, но для школьника эти гласные в безударном положении проблемы не представляют.

Сравни:

[лы´жы], [в _лу´жу], [н’и´т’и] – и в сильной, и в слабой позициях качество гласных не меняется. И под ударением, и в безударной позиции мы ясно слышим: [ы], [у], [и] и пишем буквы, которыми эти звуки принято обозначать.


Обсуждаем проблему толкования

Какие гласные звуки на самом деле произносятся в безударных слогах после твёрдых согласных?

Выполняя фонетический разбор и делая транскрипцию слов, многие ребята высказывают недоумение. В длинных многосложных словах после твёрдых согласных произносится не звук [а], как это утверждают школьные учебники, а нечто иное.

Они правы.

Сравни произношение слов: Москва – москвичи. Повтори каждое слово несколько раз и послушай, какой гласный звучит в первом слоге. Со словом Москва всё просто. Мы произносим: [масква´] – ясно слышен звук [а]. А слово москвичи? В соответствии с литературной нормой, во всех слогах, кроме первого слога перед ударением, а также позиций начала и конца слова мы произносим не [а], а другой звук: менее отчетливый, менее ясный, больше похожий на [ы], чем на [a].  В научной традиции этот звук обозначают значком [ъ]. Значит, реально мы произносим: [мълако´] — молоко´, [хърашо´] — хорошо´, [кълбаса´] — колбаса´.

Я понимаю, что, давая этот материал в учебниках, авторы пытались его упростить. Упростили. Но многие ребята с хорошим слухом, слышащие ясно, что звуки в следующих примерах разные, никак не могут понять, почему учитель и учебник настаивают на том, что эти звуки одинаковы. На самом деле:

ада´] – вода´ – ъд’иной’] — водяно´й: [а]≠[ъ]
[драва´]  — дрова´ – [дръв’ино´й’] — дровяно´й: [а]≠[ъ]

Особую подсистему составляют реализации гласных в безударных слогах после шипящих. Но в школьном курсе этот материал в большинстве учебников не представлен вообще.

Какие  гласные звуки на самом деле произносятся в безударных слогах после мягких согласных?

Наибольшее сочувствие я испытываю к ребятам, которые учатся по учебникам, предлагающим на месте А, Э, О после мягких согласных слышать и передавать в транскрипции звук «и, склонное к э». Считаю принципиально неверным давать школьникам в качестве единственного варианта устаревшую норму произношения – «эканье», встречающуюся сегодня гораздо реже «иканья», преимущественно у глубоко пожилых людей. Ребята, смело пишите в безударной позиции в первом слоге перед ударением на месте А и Э – [и].

После мягких согласных в других безударных слогах, кроме позиции конца слова, мы произносим короткий слабый звук, напоминающий [и] и обозначаемый как [ь]. Произнесите слова во´семь, де´вять и послушайте себя. Мы произносим: [во´с’ьм’] — [ь], [д’э´в’ьт’] — [ь].
 

Не путай: 

Знаки транскрипции — это одно, а буквы —  совсем другое. 
Знак  транскрипции [ъ] обозначает гласный после твердых согласных в безударных слогах, кроме первого слога перед ударением.
Буква ъ — это твёрдый знак.
Знак транскрипции [ь] обозначает гласный после мягких согласных в безударных слогах, кроме первого слога перед ударением.
Буква ь — это мягкий знак.
Знаки транскрипции, в отличие от букв, даются в прямых квадратных скобках.         

Конец слова – особая позиция. В ней наблюдается прояснение гласных после мягких согласных.  Система безударных окончаний – это особая фонетическая подсистема. В ней Э и А различаются:

Зда´ние [зда´н’ий’э] – зда´ния [зда´н’ий’а], мне´ние [мн’э´н’ий’э] — мне´ния [мн’э´н’ий’а], мо´ре [мо´р’э] — мо´ря [мо´р’а], во´ля [во´л’а] – на во´ле [на_во´л’э]. Помните об этом, когда делаете фонетический разбор слов.

Проверьте: 

Как требует обозначать гласные в безударном положении ваш учитель. Если он использует упрощённую систему транскрипции, ничего страшного: это широко принято. Просто не удивляйтесь тому, что реально вы слышите в безударном положении разные звуки.

2. Сильные-слабые позиции для согласных. Позиционные изменения согласных

Для всех без исключения согласных сильной позицией является позиция перед гласным. Перед гласными согласные выступают в своём основном виде. Поэтому, делая фонетический разбор, не бойтесь ошибиться, характеризуя согласный, стоящий в сильной позиции: [дач’а]  — да´ча,  [т’ьл’ив’и´зър] — телеви´зор,  [с’ино´н’имы] — сино´нимы, [б’ир’о´зы] — берёзы, [карз’и´ны] — корзи´ны. Все согласные в этих примерах перед гласными, т.е. в сильной позиции.

Сильные позиции по глухости звонкости:

  • перед гласными: [там] — там, [дам] — дам,
  • перед непарными звонкими [р], [р’], [л], [л’], [н], [н’], [м],[м’],[й’]:  [дл’а] — для,  [тл’а] – тля
  • Перед [в],[ в’]: [свой’] – свой, [звон] – звон.

Запомни:

 В сильной позиции звонкие и глухие согласные не меняют своего качества.

Слабые позиции по глухости-звонкости:

  • перед парными по глухости-звонкости: [сла´тк’ий] — сла´дкий, [зу´пк’и] – зу´бки.
  • перед глухими непарными: [апхва´т] — обхват, [фхот] — вход.
  • на конце слова: [зуп] – зуб, [дуп] – дуб.
     

Позиционные изменения согласных по глухости-звонкости

В слабых позициях согласные видоизменяются: с ними происходят позиционные изменения. Звонкие становятся глухими, т.е. оглушаются, а глухие – звонкими, т.е. озвончаются. Позиционные изменения наблюдаются только у парных согласных.


Оглушение-озвончение согласных

Оглушение звонких  происходит в позициях:

  • перед  парными глухими: [фста´в’ит’] вста´вить,
  • на конце слова: [клат] – клад.

Озвончение глухих происходит в позиции:

  •  перед  парными звонкими: [каз’ба´] – косьба´

Cильные позиции по твёрдости-мягкости:

  • перед гласными: [мат’] – мать, [м’aт’] – мять,
  • на конце слова: [вон] – вон,  [вон’] – вонь,
  • перед губно-губными: [б], [б’], [п], [п’], [м], [м’] и заднеязычными: [к], [к’], [ г], [ г’], [х[, [ х’]  для звуков [с], [ с’], [ з], [ з’], [ т], [ т’], [ д], [ д’], [ н],  [н’], [ р], [ р’]:  [ са´н’к’и] – Са´ньки (род. пад.), [с´анк’и] – са´нки, [бу´лка] — бу´лка , [бу´л’кът’] – бу´лькать,
  • все позиции для звуков [л] и [ л’]: [лба] – лба,  [пал’ба] – пальба.

Запомни:

 В сильной позиции  твёрдые и мягкие согласные не меняют своего качества.

Слабые позиции по твёрдости-мягкости и позиционные изменения по твёрдости-мягкости.

  • перед мягкими [т’], [д’] для согласных [c], [з], которые  обязательно смягчаются: [c’т’эп’], [з’д’эс’],
  • перед [ч’] и [ш’:] для [н], который обязательно смягчается: [по´н’ч’ик] – по´нчик, [ка´м’ьн’ш’:ик] — ка´менщик.

Запомни:

 В ряде позиций сегодня возможно как мягкое, так и твёрдое произношение:

  • перед мягкими  переднеязычными [н’], [л’]  для переднеязычных  согласных [c], [з]: снег — [с’н’эк]  и [cн’эк], злить — [з’л’ит’] и [зл’ит’]
  • перед мягкими переднеязычными  [c’], [з’] для переднеязычных  [т], [д] —  подня´ть — [пад’н’а´т’] и [падн’а´т’], отня´ть — [ат’н’а´т’] и [атн’а´т’]
  • перед мягкими переднеязычными [т’], [д’], [с’], [з’] для переднеязычного [н] : ви´нтик — [в’и´н’т’ик] и [в’и´нт’ик], пе´нсия — [п’э´н’с’ий’а]  и  [п’э´нс’ий’а] 
  • перед мягкими губными  [в’], [ф’], [б’], [п’], [м’] для губных: вписа´ть — [ф’п’иса´т’] и [фп’ис´ат’], ри´фме (дат. пад.) — [р’и´ф’м’э] и [р’и´фм’э] 

Запомни:

Во всех случаях  в слабой позиции возможно позиционное смягчение согласных.  
Писать мягкий знак при позиционном смягчении согласных ошибочно.

Позиционные изменения согласных по признакам способа и места образования

Естественно, в школьной традиции не принято излагать характеристики звуков и происходящих с ними позиционных изменений со всеми подробностями. Но общие закономерности фонетики нужно усвоить. Без этого трудно делать фонетические разборы и выполнять задания тестов. Поэтому ниже представлен список позиционно-обусловленных изменений согласных по признакам способа и места образования. Этот материал — ощутимая помощь для тех, кто хочет избежать ошибок в фонетическом разборе.

Уподобление согласных

Логика такая: для русского языка характерно уподобление звуков, если они в чем-либо схожи и при этом оказываются рядом.

Выучи список:

[c] и [ш] →[ш:] – сшить

[з] и [ж] → [ж:] – сжать

[с] и [ч’] – в корне слов[ш’:] – счастье, счёт
                 — на стыке морфем и слов[ш’:ч’] – расчесать,  бесчестный, с чем (предлог с последующим словом произносится слитно, как одно слово)

[с] и [ш’:] →[ш’:] — расщепить

[т] и [c] — в глагольных формах → [ц:] – улыбается
                -на стыке приставки и корня[цс] – отсыпать

[т] и [ц] →[ц:] — отцепить

[т]  и [ч’] →[ч’:] — отчёт

[т] и  [т]  и [ш’:]←[c] и [ч’] – отсчёт

[д] и [ш’:] ←[c] и [ч’] — подсчёт

Расподобление согласных

Расподобление – это процесс позиционного изменения, противоположный уподоблению.

[г] и [к’] →[х’к’] – лёгкий

Упрощение групп согласных

Выучи список:

вств – [ств]: здравствуй, чувствовать 
здн – [зн]: поздно
здц — [сц]: под уздцы
лнц — [нц]: солнце 
ндц  [нц]: голландцы 
ндш — [нш:] ландшафт 
нтг — [нг]: рентген
рдц — [рц]: сердце 
рдч — [рч’]: сердчишко 
стл — [сл’]: счастливый 
стн — [сн]: местный

Произношение групп звуков:

В формах прилагательных, местоимений, причастий встречаются буквенные сочетания: ого, его. Вместо г в них произносится [в]: его, красивого, синего.
Избегай побуквенного чтения. Произноси слова его, синего, красивого правильно.

 

§10. Буквы и звуки

Буквы и звуки имеют разное назначение и разную природу. Но это соотносимые системы. Поэтому типы соотношения нужно знать.

Типы соотношения букв и звуков:

  1. Буква обозначает звук, например гласные после твёрдых согласных и согласные перед гласными: погода.
  2. Буква не имеет собственного звукового значения, например ь и ъ: мышь
  3. Буква обозначает два звука, например, йотированные гласные е, ё, ю, я в позициях:
    • начала слова,
    • после гласных,
    • после разделительных ь и ъ.
  4. Буква может обозначать звук и качество предшествующего звука, например йотированные гласные  и и после мягких согласных.
  5. Буква может обозначать качество предшествующего звука, например ь в словах тень, пень, пальба.
  6. Две буквы могут обозначать один звук, чаще долгий: сшить, сжать, несся
  7. Три буквы соответствуют одному звуку: улыбаться — тьс — [ц:]

 

Проба сил 

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы. 

Итоговый тест

  1. От чего зависит качество гласного звука?
    • От формы ротовой полости в момент произнесения звука
    • От преграды, образуемой органами речи в момент произнесения звука
  2. Что называется редукцией ?
    • произнесение гласных под ударением
    • произнесение гласных в безударном положении
    • особое произнесение согласных
  3. У каких звуков воздушная струя встречает на своём пути преграду: смычку или щель?
    • У гласных
    • У согласных
  4. Можно ли глухие согласные произнести громко?
  5. Участвуют ли в произнесении глухих согласных голосовые связки?
  6. Сколько пар образуют согласные по глухости-звонкости?
  7. Сколько согласных не имеет пары по глухости-звонкости?
  8. Сколько пар образуют русские согласные по твёрдости-мягкости?
  9. Сколько согласных не имеет пары по твёрдости-мягкости?
  10. Как передаётся мягкость согласных на письме?
    • Особыми значками
    • Сочетаниями букв
  11. Как называется позиция звука в потоке речи, в которой он выступает в своём основном виде, не подвергаясь позиционным изменениям?
    • Сильная позиция
    • Слабая позиция
  12. У каких звуков бывают сильные и слабые позиции?
    • У гласных
    • У согласных
    • У всех: и гласных, и согласных
  13.  
Правильные ответы:
  1. От формы ротовой полости в момент произнесения звука
  2. произнесение гласных в безударном положении
  3. У согласных
  4. Нет
  5. Нет
  6. 11
  7. 14
  8. 15
  9. 6
  10. Сочетаниями букв
  11. Сильная позиция
  12. У всех: и гласных, и согласных

 

Смотрите также

— Понравилась статья?:)

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

russkiy-na-5.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *