План (структура) эссе по обществознанию / Блог :: Бингоскул
- Блог
- →
- План (структура) эссе по обществознанию
В ЕГЭ по обществознанию 29 задание считается сложным – написание эссе по высказыванию, выбранному из пяти предложенных.
Эссе — это краткое сочинение в прозе, выражающее личную позицию автора по конкретному поводу.
Алгоритм написания эссе по обществознанию:
- Ознакомиться с критериями оценивания эссе.
- Внимательно прочитать все высказывания;
- Выделить в каждом главную идею;
- Подумать, для какой идеи сможете быстрее всего подобрать аргументы;
- Выписать высказывание на отдельном листе бумаге.
- Эмпирических примеров добавить не менее двух, но можно привести и больше.
- Следить за качеством примеров: они должны быть приведены без ошибок. Пример должен иллюстрировать заявленное суждение, поэтому не стремитесь разместить их в конце текста.
Примерный план сочинения
- Вступление
- Отражение проблемы в тексте:
- формулировка проблемы
- почему эта проблема сегодня актуальна?
- Комментарий проблемы
- о чем пишет автор
- как пишет автор
- к какому выводу приводит читателя
- Авторская позиция
- Позиция ученика:
- согласие/несогласие с автором
- собственная позиция
- Аргументация (2 аргумента)
- Вывод — заключение
Структура эссе по обществознанию
Теперь более подробно о структуре:
1. Цитата.
Для каждой темы постарайтесь подобрать цитаты. Только они должны быть обоснованными и сопровождаться примерами. Чтобы смог аргументированно опровергнуть или согласиться с автором высказывания.
2. Проблема и ее актуальность.
Клише:
Данная проблема является актуальной в условиях…
- …глобализации общественных отношений;
- …формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
- …обострения глобальных проблем современности;
- …особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
- …развития международной интеграции;
- …современной рыночной экономики;
- …развития и преодоления мирового экономического кризиса;
- …жесткой дифференциации общества;
- …открытой социальной структуры современного общества;
- …формирования правового государства;
- …преодоления духовного, нравственного кризиса;
- …диалога культур;
- …необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.
Помни! К теме нужно периодически возвращаться, чтобы не увлечься рассуждениями не по теме. Это считается ошибкой.
3. Смысл высказывания.
Помни! Не стоит повторять дословное высказывание. Своими словами сформулировать основную мысль. Для этого используй клише:
- «Смысл данного высказывания состоит в том, что…»
- «Автор обращает наше внимание на то, что…»
- «Автор убеждён в том, что…»
4. Собственная точка зрения.
Определение своей позиции заключается в согласии или не согласии с автором полностью или частично. Или поспорить с автором и высказать свою точку зрения.
Используй клише:
- «Я согласен с автором в том, что… »
- «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу…»
- «Автор был прав, утверждая, что…»
- «На мой взгляд, автор совершенно чётко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества… ситуацию, сложившуюся в обществе… одну из проблем современности)»
- «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что…»
- «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу…, но с … не могу согласиться»
- «А не задумывались ли вы над тем, что…?»
5. Теоретическая аргументация.
Необходимо использовать знания по обществознанию: термины, понятия, мнения ученых, направления научной мысли.
Помни! Не нужно перегружать эссе терминологией. Нужно быть уверенным в их правильном понимании и подходящем использовании. Примеры заготовьте заранее.
6. Примеры из социальной практике, истории и литературы.
Эмпирический уровень:
- Использование примеров из социальной практике, истории, литературы.
- Использование собственного опыта из жизни.
Помни! При использовании примеров из истории или личного опыта, обращай внимание на их убедительность. Примеры заготовьте заранее.
7. Вывод.
В заключении подводится итог рассуждения — 1-2 предложения.
Используйте клише:
- «Таким образом, можно сделать вывод…»
- «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…»
Решай:
bingoschool.ru
Структура эссе
Философия
• Соотношение материи и сознания.
• Пространство и время как формы бытия.
• Движение и развитие как способы существования.
• Проблема сущности сознания.
• Особенности психики человека. Соотношение сознательного и бессознательного.
• Бесконечность процесса познания.
• Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм.
• Соотношение субъекта и объекта познания.
• Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы.
• Интуиция и ее роль в познании.
• Истина и ее критерии. Относительная и абсолютная истина.
• Эмпирический и теоретический уровни научного знания.
• Взаимодействие природы и общества.
• Экологическая проблема и пути ее решения.
• Материальная и духовная стороны общественной жизни, их соотношение.
• Соотношение личности и общества. Соотношение свободы и ответственности личности.
• Культура как преобразовательная деятельность человека в целом.
• Многовариантность общественного развития.
• Сущность цивилизации.
• Основные подходы к изучению общества.
• Общественный прогресс, его критерии и основные этапы.
• Духовная жизнь общества.
• Общественное сознание, его структура и формы.
• Наука как форма общественного сознания.
• Эстетическое сознание. Философское понимание искусства.
• Религия как форма культуры, тип мировоззрения.
• Нравственное сознание. Философское понимание морали.
• Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения.
• Информационная революция как важнейшая составляющая НТР.
• Роль народных масс и личности в истории.
• Глобализация общественной жизни.
Социальная психология
• Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи.
• Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения.
• Внутриличностный конфликт – конфликт социальных ролей одного человека.
• Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений.
• Психологический климат коллектива.
• Человек среди людей.
• Сущностные характеристики малой группы.
• Взаимоотношения индивида и группы.
• Особенности формирования групп.
• Роли, нормы и статус личности.
• Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы.
• Самоопределение как выбор собственной позиции.
• Рассогласование между притязаниями и возможностями людей.
• Взаимосвязь основных сфер социализации личности.
• Национальная идентичность.
• Социальное взаимодействие.
• Значение коммуникационного процесса.
• Сущность социального конфликта.
• Взаимоотношения личности и коллектива.
• Источники социального прогресса. Социальное развитие.
• Семейные взаимоотношения.
• Конфликт «отцов и детей».
• Сущность толпы и стадный инстинкт.
• Социально-психологический портрет лидера.
• Семейные взаимоотношения.
• Система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей личности в обществе и группе.
Экономика
• Противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих потребностей.
• Проблема экономического выбора.
• Факторы производства и их значение в экономике.
• Труд как вид деятельности и экономический ресурс.
• Капитал как экономический ресурс.
• Интеллектуальный капитал как главный источник формирования конкурентных преимуществ в экономической деятельности.
• Факторы, определяющие производительность и конкурентоспособность производства в современной экономике.
• Сущность и функции денег в экономике.
• Эффективность использования ресурсов.
• Значение общественного разделения труда.
• Две стороны общественного разделения труда – специализация и кооперация.
• Польза общественной кооперации труда: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.
• Эффективность в распределении имеющихся ресурсов.
• Роль торговли в развитии общества.
• Стимулы и эффективность производства.
• Справедливость в распределении социальных благ.
• Сущность рыночных отношений.
• Роль государства в регулировании экономики.
Социология
• Соотношение объективных и субъективных факторов, влияющих на общественные процессы.
• Роль духовных и материальных ценностей в жизни людей.
• Социальные неравенство и борьба.
• Сохранение стабильности общественной жизни.
• Поступательное изменение (прогресс) организации общества.
• Закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей.
• Исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин.
• Специфические качества города.
• Социальная природа знания, мышления, деятельности общества.
• Процессы передачи информации между социальными группами.
• Молодёжь как социальная общность.
• Особенности социализации вступающих в жизнь поколений.
• Особенности образа жизни молодёжи. Формирование жизненных планов, целей и ценностных ориентаций.
• Социальная мобильность.
• Выполнение различных социальных ролей.
• Наука как социальный институт.
• Социальные функции науки.
• Образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами.
• Взаимодействие религии и общества.
• Семья как социальный институт и малая группа.
• Структура и функции семьи, образцы семейного поведения.
• Отношение человека к труду, его социальная активность.
• Влияние глобализации на локальную жизнь.
• Влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения.
• Национальное самосознание.
• Тенденции межнациональных отношений.
• Межэтнические конфликты.
• Национальные особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения.
Политология
• Политическая система общества и ее роль в жизни общества.
• Место и роль государства в политической системе общества.
• Партии и общественные движения в политической системе общества.
• Особенности современных политических отношений.
• Субъекты политики.
• Мировая политика и международные отношения.
• Типы отношения человека к политике.
• Регулирование политического поведения и политической деятельности.
• Соотношение целей и средств в политике.
• Политический прогресс и его критерии.
• Соотношение экономики, политики и права.
• Сущность и особенности политической власти.
• Природа и функции политической власти. Легитимность политической власти и ее типы.
• Политический режим: понятие и признаки.
• Сущность демократического режима.
• Авторитарный режим.
• Тоталитарный режим.
• Политическая система общества: понятие, функции и структура.
• Происхождение государства.
• Сущность и признаки государства.
• Государственный суверенитет.
• Государственная власть как особая разновидность социальной власти.
• Форма государства и ее элементы.
• Соотношение общества и государства.
• Гражданское общество: понятие, структура, признаки.
• Соотношение и взаимосвязь государства и права.
• Правовое государство: понятие и принципы.
• Разделение властей как принцип правового государства.
• Государство и личность: взаимная ответственность.
• Понятие, функции, виды и структура политических партий.
• Партийные системы.
• Общественно-политические движения, группы давления.
• Политические отношения.
• Политический плюрализм.
• Сущность и структура политического процесса.
• Революция и реформа как виды политических преобразований.
• Политическая модернизация.
• Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса.
• Политические кампании: их стратегия и тактика.
• Популизм: понятие и признаки.
• Прямая и представительная демократия.
• Политическое решение.
• Сущность и функции политического лидерства.
• Политическое сознание: понятие, структура, функции.
• Роль идеологии в политике.
• Политическая культура: понятие и структура, типы.
• Взаимодействие личности, общества и государства.
• Функционирование политических норм, ценностей, ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам.
• Взаимодействие института права с другими социальными институтами.
Правоведение
• Право как регулятор общественной жизни.
• Социальная ценность права.
• Сущность и специфические признаки государства.
• Политическая система и роль государства в ней.
• Право и мораль: сходства и различия.
• Правотворчество: принципы, виды, правотворческий процесс.
• Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей личности.
• Государство и гражданское общество.
• Понятие, признаки социального государства.
• Правовой нигилизм и пути его преодоления.
• Правонарушения: понятия, признаки и состав. Виды правонарушений.
• Сущность юридической ответственности.
• Правовая культура.
studfiles.net
Сочинение на тему “Общество”
Каждый человек стремится найти подходящее место для себя в обществе. Вряд ли это должно кого-то удивлять, ведь именно общество является естественной средой жизни для человека, соответственно, его жизненный комфорт, успехи и всяческие достижения зависят именно от того, каким образом он в этом обществе устроится. Следовательно, каждый человек хочет занять наиболее комфортное и приятное место в обществе для обеспечения себе соответствующего жизненного уровня.
Каждый человек должен задумываться о том, каково будет его место в обществе. И делать это нужно уже с самой ранней юности, чтобы потом не оказаться в неприятной ситуации, когда ты уже вырос, должен был состояться, достигнуть чего-то, но твое место в современном обществе тебя совершенно не устраивает, кажется тебе несоответствующим твоим возможностям, талантам и уже появившимся целям. Такую ситуацию чрезвычайно сложно назвать приятной, а потому лично я стараюсь ее избегать. Именно с этой целью я пытаюсь проанализировать себя, свое возможное место в обществе и все соответствующие последствия.
Прежде всего, чтобы найти свое место в общество, необходимо определиться со своей профессией, с тем, чем ты будешь заниматься для обеспечения себе определенного жизненного уровня. Работа
всегда была важным элементом жизни, о каком бы времени существования человечества ни шла речь. Благодаря доходному собственному делу или хорошей работе по найму человек мог обеспечивать себе высокий уровень жизни и комфорта, что являлось основой для всего остального. Пока что я не определился со своей будущей профессией, но уже вскоре я этим займусь, поскольку место в обществе во многом зависит от профессии и работы конкретно взятого человека.
Немаловажной частью для определения положения человека в современном обществе являются социальные круги, в которых он принимает участие. Будучи школьниками, люди не очень задумываются о том, с кем общаются, и к каким социальным кругам принадлежат эти люди. Тем не менее, в среде взрослых – это совсем другое дело. В настоящее время я точно так же не определился, к каким социальным кругам буду относиться. Вероятнее всего, что это произойдет независимо от моей воли, с кем будет интересно, с тем и буду общаться.
Мое положение в современном обществе ясно, я школьник и должен учиться, но в то же время не забывать строить планы на будущее и пытаться достигнуть поставленных целей. В условиях современного общества будущее будет непременно зависеть от моей профессия, а также от социальных кругов, в которых я буду принимать участие.
schoolessay.ru
Сочинение — Структура общества — Социология
ВведениеЗнания об обществестали формироваться в незапамятные времена, когда человек только началосознавать свою включенность в группу и зависимость от отношения и поведениядругих людей. Организация жизнедеятельности и воспроизводства все более сложныхсообществ (от племен до государств) вызывала необходимость как-то обобщать и«функционализировать» представления об устройстве общества как объектауправления и о природе человека как адресата организующего воздействия вождей иполитической манипуляции элит.
Мы живем встране, где на фоне острых исторических коллизий представители разных народовмного раз шли даже на смерть во имя сохранения чести, достоинства, интересовРодины, своей культуры. Наш коллективный социальный опыт подтверждает, что людипреодолевают самые сильные жизненные инстинкты ради поддержания духовныхценностей, а иногда и условностей, отживших стереотипов. Поэтому современнаясоциология такое большое внимание уделяет изучению социальной культуры, того«эфемерного» поля нормативных стандартов, которое направляет и осознанное, ибессознательное поведение подавляющего большинства людей.
Общество – типсоциальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточностиотносительно своей среды, включающей и другие социальные системы. Любоеобщество для сохранения себя в качестве системы зависит от того, что онополучает в порядке взаимообмена с окружающими системами. И, значит,самодостаточность в отношении среды означает стабильность отношенийвзаимообмена и способность контролировать взаимообмен в интересах своегофункционирования.
Цель даннойработы – рассмотреть вопросы общества как объекта социологического анализа.
1. Составление плана и словаря терминов 1.1 План
1. Понятиеобщества
1.1. Обществои население
1.2. Обществои государство
1.3. Личностьи общество
2. Типы ипризнаки общества
3. Методы исследованияобщества
1.2 Типы и признаки обществаВ социологии было предложено несколько типологий обществ.
1. Ф. Теннис предложил важное для социологии разграничениемежду обществом и общиной. По Теннису, в основе, как индивидуальных действийчеловека, так и его коллективной деятельности лежит воля (в этом проявилосьвлияние на Тенниса таких мыслителей, как А. Шопенгауэр и Ф. Ницше).Соответственно, он различает два типа воли, организующих общину и общество.
Община (Гемейншафт) представляет собой традиционное общество,которое основано на семейных эмоционально окрашенных отношениях. В основеобщины лежит естественная воля, проявляющаяся в нормах любви, взаимопонимания исотрудничества.
Общество (Гезельшафт) – это промышленно-городское общество, вкотором отношения приобретают более отчужденный, более механистическийхарактер. Оно основано на рациональной воле, результатом которой являютсябезличные, искусственные отношения и нормы экономической выгоды, потребления итруда.
2. К. Маркс предложил известную типологию общественныхформаций: первобытнообщинную, классовую, включающую рабовладельческий строй,феодализм и капитализм, а также коммунистическую, включающую социализм вкачестве первого этапа.
3. Наиболее популярной в настоящий момент является, пожалуй,типология, выделяющая прединдустриальное (архаическое), индустриальное ипостиндустриальное общество. Прединдустриальное общество характеризуетсяприматом сельского хозяйства, семьи и традиции; индустриальное – экономическимростом, промышленностью и приспособлением к настоящему; постиндустриальноеобщество – главенством информации и ориентацией на будущее.
4. С точкизрения гражданства можно выделить следующие типы общества:
— негражданское общество. Существуютдесятки народов, не создавших своей государственности. Без государства обществов целом обречено на примитивное существование.
— догражданское общество. Общество имеетгосударство, которое в той или иной мере и форме подавляет свободу граждан.Гражданство представляет собой большой шаг вперед по сравнению сбезгосударственными обществами, однако, с точки зрения социологии нет основанийназывать такое общество гражданским.
— гражданское общество. Свобода личностипредставляет собой основной показатель того, что общество является гражданским.Гражданское общество понимается как совокупность социальных отношений, которыене связаны с борьбой за власть в обществе и государственным управлением.Гражданское общество существовало еще до появления государства.
Гражданскоеобщество имеет следующие признаки:
а) наличиечастной собственности у большинства населения. К. Маркс писал: «…человек,не имеющий ничего, и есть ничто». Именно частная собственность приводит квозникновению среднего класса – лиц, живущих за счет своего собственного трудаи материально не зависящих от государства.
б) наличиеразвитых неполитических организаций. Члены гражданского общества объединены ворганизации, защищающие те или иные интересы самих граждан или общества(например, профсоюзы, религиозные, молодежные, женские, экологические и иныеорганизации). Такие организации не стремятся к получению государственнойвласти. Однако благодаря таким организациям государство не может присвоить себеправа граждан и контроль за ними.
в) демократиянизового уровня. Представительная демократия – это не более чем метафора.Непосредственная демократия начинается с трудового коллектива, многоквартирногодома, населенного пункта.
Общество обладает следующими признаками:
1. Каждое общество имеет имя, которое часто (но не всегда)становится названием государства.
2. Каждое общество имеет историю, которая хранится в его памяти.Эта история может существенно отличаться от того, что описывают историки.
3. Каждое общество имеет собственную культуру. Естественно, внастоящее время, когда наблюдается сильное взаимовлияние культур, под культуройследует понимать ядро родной культуры, благодаря которому отдельный индивидосознает свою причастность именно к данному, а не к иному обществу. Развитаякультура позволяет обществу сформировать нормы и ценности, лежащие в основесоциальных связей.
4. Каждое общество является максимальной единицей социальнойреальности, то есть не входит в качестве составной части в более крупноеобщество. Естественно, в настоящее время в связи с тенденциями глобализациистабильность общества с этой точки зрения становится все более и болееусловной, однако говорить о том, что этот признак недействителен, невозможно. Целостностьобщества обеспечивается тем, что оно существует на отдельной территории,нередко имеет самостоятельную государственность и т.д.
5. Общество воспроизводит само себя за счет детей от браков междупризнанными членами общества: в обычном случае ребенок, рожденный членамиобщества, и сам становится членом данного общества. Естественно, населениеможет пополняться за счет миграции, однако пополнение происходит главнымобразом все равно за счет представителей того, что обычно называют «кореннойнацией» (это ненаучное понятие). Это отличает общество от большинства другихсоциальных общностей.
6. Общество является саморегулируемой и относительносамодостаточной системой.
7. Формы взаимодействия людей в рамках общества устойчивы ицелостны.
8. Население как субъект общества живет на определеннойтерритории. В настоящее время процессы миграции очень усилились, и следуетожидать того, что они усилятся еще больше. Однако обществ, оторванных отконкретной территории, до сих пор не появилось: в случае миграции человекутрачивает непосредственную связь со старым обществом и попадает в новое.
9. Очень важным, хотя и не обязательным признаком является наличиегосударства. Хотя общество первично по отношению к государству, можноутверждать, что общества, не имеющие государственных форм жизни, отстают всвоем развитии.
10. Общество характеризуется социальной дифференциацией, котораяпредставляет собой важнейший механизм его эволюционирования[1].
1.3 Словарь терминов
Государство –социальный институт и совокупность социальных организаций, осуществляющихуправление обществом и распределяющих общественные ресурсы.
Дифференциация– деление общества на общности, фрагментация человеческой жизнедеятельности намножество относительно ограниченных культурных пространств, конкретных функцийи социальных занятий.
Исследованиесоциологическое – вид социального исследования, способ изучения социальныхустановок и поведения (деятельности) индивидов на основе системы логическипоследовательных методологических, методических и организационно-техническихпроцедур, направленных на получение достоверных данных об изучаемом объекте илипроцессе для решения конкретных теоретических и социальных проблем.
Контрольсоциальный – совокупность норм и ценностей общества, а также санкций,применяемых в целях их осуществления. Цель – предотвращение девиантного(отклоняющегося) поведения путем наказания или исправления.
Легитимность– характеристика признания членами общности существующего социального порядка,наделение престижем, который диктует нормы и устанавливает образцы поведения.
Общество –объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурныеценности и социальные нормы, характеризуемое осознанной социокультурнойидентичностью (самопричислением) ее членов.
Община –первичная форма социальной организации, возникшая на основе родовых связей ихарактеризуемая неопосредованным типом социальных отношений.
Общность –совокупность людей, связанная сходством жизненных условий, единством ценностейи норм, отношениями организации и осознанием социальной идентичности(самопричислением).
Политическоеустройство – совокупность институтов и идеологий, регулирующих политическуюдеятельность внутри общества.
Процесссоциальный – последовательная смена состояний общества или его отдельныхсистем.
Социализация– процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм икультурных ценностей того общества, которому он принадлежит.
Социум –большая устойчивая общность, характеризуемая единством условийжизнедеятельности людей, общим местом проживания и наличием вследствие этогообщей культуры.
Статусдостигнутый – значение, приобретаемое индивидом в обществе благодаря егособственным усилиям.
Статус основной– статус, определяющий общественное положение и значение человека, связанные сопределенными его правами и обязанностями.
Стратификация– иерархическая система неравенства, формирующая различные слои (страты)общества[2].
1.4 Ученые, внесшие вклад в изучение данной темыРодоначальниксоциологии О. Конт точно был эволюционистом. Э. Дюркгейма,знаменитого первого «функционалиста», в общем-то, тоже можно причислить кэволюционистам, хотя он изучал конфликт между личностью и обществом.
Пьер Бурдье иНиклас Луман – это ученые, которые разложили основы общества на «молекулы».
Основныедискуссии между социологами и обществоведами старых направлений начались смомента выхода работы М.Н. Руткевича и Ф.Р. Филиппова о социальныхслоях и подытожили эти споры, в определенной степени закончила их, книга А.М. Гелютыи В.И. Староверова о рабочих-интеллигентах (Руткевич М.Н., Филиппов Ф.Р. Социальныеперемещения. – М.: Мысль, 1970; Гелюта А.М., Староверов В.И. Социальныйоблик рабочего-интеллнгента. – М.: Мысль, 1977.)
2. Статья«Бездомные – социальное дно общества»
Начавшееся в90-е годы реформирование российского общества породило резкую социальнуюдифференциацию. В основании образовавшейся социальной пирамиды оказались самыеобездоленные слои общества, к которым относятся бездомные. Бездомные – это посуществу социальное дно общества. Нынешняя российская действительностьвозвратила нас в мир, где бездомность приобрела характер социального бедствия,не только в силу многочисленности этой категории, но и из-за явной тенденции еероста.
Отсутствиепостоянного жилья становится решающим фактором в идентификации индивида лишьтогда, когда нет инстанции, которая присваивала бы ему социально приемлемуюроль в системе общественной занятости, семье, общине. Если же такой инстанциинет, то жизнь «на улице» приводит к необратимым последствиям.
С цельюизучения социального положения, образа жизни бездомных авторами статьи былопроведено социологическое исследование в столице Республики Бурятия г. Улан-Удэ(январь – март 1998 г.; июль – август 2001 г.).
Анализпоказал, что абсолютное большинство бездомных – мужчины – 179 человек (87%), илишь 24 человека (13%) – женщины; по этнической принадлежности 198 человекназвали себя русскими, 4 – бурятами и 1 – якутом; около половины бездомных –бывшие заключенные; жителей Улан-Удэ оказалось 66 человек (30%), остальные приезжие,причем 41 человек (20%) – из сельской местности Бурятии, 102 человека (50%) –из сопредельных или отдаленных регионов; в возрастном отношении 165 человек (80%)– от 40 до 50 лет, 19% от 30 до 40 лет, 2 человека (1%) – старше 50 лет.Большинство бездомных ранее работали в промышленности, в сфере услуг, натранспорте; все имели низкий квалификационный, образовательный уровень; 95% – выходцыиз малообеспеченных семей с низким социальным статусом; все словесно выражаликрайне негативное отношение к современному социально-экономическому положениюРоссии и желали восстановления социалистических порядков; все считали себяобманутыми в ходе приватизации жилья, на словах выражали желание работать, еслибы такая возможность была предоставлена; почти все называли себяквалифицированными работниками – «мастерами на все руки».
Внутригрупповыемежличностные взаимодействия среди бездомных представляют собой, с однойстороны, отношения, основанные на конкуренции, а с другой – отношениясосуществования. Конкуренция возникает по поводу территории, на которой онивыбирают из бытовых отходов что-либо пригодное для себя, по поводу занятия местдля попрошайничества и т.п. Поскольку питаются они, в основном, пищевымиотходами, которых не очень много в мусорных контейнерах, то утолить голод, возможнолишь, перебрав содержимое мусорных баков на довольно обширной территории.Бездомные данного «ареала», как правило, знакомы друг с другом, и «чужак»определяется сразу. В этом случае конфликт разрешается просто: ссора, попыткадраки – и более слабый уходит.
Знакомыемежду собой, постоянно встречающиеся в одних и тех местах, бездомные поотношению друг к другу не агрессивны. Они знают не только имена и фамилии, но иистории падения и нынешней жизни друг друга. Наблюдения показывают, чтобездомные могут по два, иногда по три человека одновременно перебирать мусор всоседних контейнерах, не вступая между собой в противоречия. Вероятно, в средебездомных возникает особая сеть эмоционально-психологических отношений,благодаря которой каждый член этого сообщества чувствует свою принадлежность кнему и приобретает типичные для него черты, тем более что они пребывают вопределенной изоляции от общества, нарушены внешние контакты.
Каковы жепричины роста бездомности? Одной из основных причин являются резкое ухудшениесоциально-экономического положения в стране, трудности или невозможностиадаптации части ее населения к новым условиям жизнедеятельности. У бездомныхэто проявляется в отсутствии стремления к самостоятельному принятию решений, внеспособности к активной деятельности, нежелании трудиться, причем сами они вэтом не признаются (неадекватная самооценка), а считают, что своим бедственным положениемони «обязаны» различным привходящим обстоятельствам. Особенно трудно проходитадаптирование у людей находившихся в местах лишения свободы, которые нередкопотеряли свое жилье, связь с родственниками. Находясь в заключении, ониутрачивают элементарные социальные навыки, необходимые для успешной адаптации.Этот процесс ярко описан одним респондентом, который приводит в своей работе С.А. Сидоренко:«Когда человек сидит в тюрьме, он как бы отвыкает от самостоятельности. Подъем– его поднимают, поесть – его отведут. В баню его заведут. Белье ему сменят. Наработу отведут, с работы приведут. В общем, там у него происходит своего родадеградация. И когда выходишь на волю, теряешься во всех этих коридорах. Надочто-то творить, что-то себе создавать. А у человека просто опускаются руки. А витоге – очередная судимость. Потом опять очередная».
Объективно способствуетросту бездомности проведенная в начале 90-х годов приватизация и создание рынкажилья, возможность его купли-продажи. Среди воспользовавшихся этой возможностьюбыли безработные люди, которые, продав свою квартиру или дом, оказались наулице, а вырученные деньги попросту пропивали. Не способствует решению этойпроблемы и отсутствие законов, согласно которым государство обязано было быпредоставлять жилье за плату в рассрочку (дифференцировано) выпускникам детскихдомов и лицам, освободившимся из мест заключения. Пополняют группу бездомных ичасть граждан, утративших жилье вследствие пожаров, а также мигрантов из«горячих» точек или из сельской местности.
Деятельностьбездомных в целом непроизводительна. Они не создают ни материальных, нидуховных ценностей. Существуют и могут существовать благодаря производительнойдеятельности других людей. Их место обитания – город. Только в условияхгородского сообщества они находят условия, средства для своейжизнедеятельности. В сельской местности такие условия и средства отсутствуют.Вместе с тем нельзя отрицать некоторой, хотя и весьма ограниченной,общественно-полезной деятельности. По данным исследования 65% бездомныхучаствуют в сортировке и сборе различных отходов, мусора, упаковочной тары ит.п., что объективно является полезной деятельностью.
Какпоказывает практика, преодоление бездомности в условиях нынешней рыночнойэкономики – сложная, трудноразрешимая задача. Репрессивная политика в этойобласти совершенно неэффективна. Кардинальное решение данной задачи возможнотолько на основе преодоления кризиса в экономике, социальной сфере идальнейшего развития всего общественного организма.
Насовременном же этапе развития российского общества государство призваноосуществлять меры по ограничению роста числа бездомных, создавать условияприобщения их к посильному труду. Думается, что необходимо предоставлятьбездомным пищу, одежду, ночлег, медицинскую помощь, бесплатные юридическиеконсультации и т.д. В средних и высших учебных заведениях нужно расширятьподготовку квалифицированных социальных работников, специализирующихся наработе с бездомными. В г. Улан-Удэ некоторые шаги в этом отношениипредпринимаются. В частности, здесь открыт Дом ночного пребывания, которымпользовались во втором полугодии 2001 г. более 150 бездомных. По линииобщества Красного Креста организовано бесплатное питание в некоторых столовых,раздача одежды. Осуществляется другие мероприятия, которые несколько облегчаютположение бездомных.
Кардинальноеже решение проблемы бездомных возможно только на путях глубоких преобразованийвсей социально-экономической сферы, общего подъема жизненного уровня народа[3].
3. Проблема и анкета
Проблема – социальноерасслоение общества в городах. Специфика подхода к данной проблеме в социологиигорода определяется тем, что здесь динамика и состояние расслоения«привязываются» к городскому пространству, которое оказывается социальнонеоднородным: высшие, средние и низшие социальные слои живут в разных частяхгородской территории. В западной социологии анализ социально-пространственнойдифференциации ведется в рамках разработанной французскими социологамиконцепции «престижного адреса». Высшую ценность приобретают те городскиепространства, где происходит концентрация обладателей экономического,социального и культурного капитала, лежащих в основе признанного превосходства.Престижные адреса несут в себе символ господства. Именно эти территории городаоказываются наиболее благоустроенными, характеризуются высокой насыщенностьюобъектами культуры, привлекательностью архитектурных и природных ландшафтов иэкологическим благополучием. Очевидно, что разделение социальных групп в городеникогда не бывает абсолютным[4].
Анкета:
1. Какизменилось Ваше материальное положение за последний год?
— Существенно улучшилось.
— Немного улучшилось.
— Не изменилось.
— Немного ухудшилось.
— Существенно ухудшилось.
2. Если Ваша жизнь ухудшается, то, как Выдумаете, кто в этом виноват?
— Виноваты мы сами,граждане страны.
— Коррумпированныечиновники.
— Лично Президент.
— Мафиозные структуры.
— Государственная Дума.
— Органы местной власти.
— Политики,способствовавшие распаду СССР.
3. Если в ближайшем будущем экономическая ситуация в странеухудшится, как Вы поступите?
— Буду терпеливо ждатьлучших времен.
— Буду самостоятельноискать любые пути для улучшения своей жизни.
— Примкну к организации,добивающейся смены власти путем выборов.
— Примкну к организации,добивающейся смены власти любым путем.
— Стану участникомэкономических забастовок.
— Стану участникомполитических стачек.
— Поступлю какбольшинство людей.
— Попытаюсь эмигрировать.
— Другое.
4. Кому наРуси жить хорошо?
5. Какаяпрофессия, на Ваш взгляд, самая лучшая?
6. Какиепричины ведут к расслоению общества на «бедных» и «богатых»?
7. Что нужнораз и навсегда искоренить?
8. Какиепричины, на Ваш взгляд, ведут к появлению бездомных?
9. Как Высчитаете, сколько денег нужно человеку в месяц на жизнь?
10. Как Вы оцениваете уровень своих доходов?
— Высокий.
— Выше среднего.
— Средний.
— Ниже среднего.
— Низкий.
— Затрудняюсь ответить.
11. Чем Вы занимаетесь в настоящее время?
— Учитесь на дневномотделении. (Переход к 14 вопросу)
— Не работаете и неучитесь.
— Находитесь на пенсии иработаете. (Переход к 13 вопросу)
— Работаете. (Переход к13 вопросу)
12. Почему Вы сейчас не работаете и не учитесь?
— Находитесь на пенсиипо возрасту,
— Занимаетесь домашнимхозяйством.
— Находитесь в декретномотпуске, в отпуске по уходу за ребенком.
— Безработный(ая).
— По состоянию здоровья,инвалид.
— Не имею желанияработать.
— Другое
13. Какую должность Вы занимаете в настоящее время (либо Вашапоследняя должность, если Вы ранее работали)?
14. К какому общественному классу, социальной группе Вы себяотносите?[5]
Заключение
Общество –объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурныеценности и социальные нормы, характеризуемое осознанной социокультурнойидентичностью (самопричислением) ее членов.
Физическая средаимеет для общества адаптивное значение в том смысле, что она являетсянепосредственным источником материальных ресурсов, которые используютсяобществом посредством своих производственных, технологических и экономическихмеханизмов. Распределение доступа к материальным ресурсам, будучи связано ссистемой разделения труда через экологический аспект жизни общества, требуетрешения вопросов территориального размещения различных подгрупп населения, атакже закрепления за ними различных экономических интересов. У физической средыесть и второй значимый для общества аспект (ввиду важности физической силы длясдерживания нежелательных действий), в соответствии с которым эффективноесоциетальное целедостижение нуждается в контроле за действиями в пределах определеннойтерритории. Поэтому мы имеем дело с двумя проявлениями самодостаточностиобщества, которые относятся, соответственно, к экономическому и политическомуфункционированию в отношениях с физическим окружением.
М. Веберсчитал, что процесс социального слоения и занятия более выигрышных позиций вобществе организован достаточно сложно, выделяя три координаты, определяющиеположение людей и групп в социальном пространстве; богатство, власть,социальный престиж.
Список литературы
1. Волков Ю.Г.,Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов. / Под ред. проф. В.И. Добренькова.– М.: Гардарика, 1998
2. Касьянов В.В. Социология.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
3. Колесников Ю.С. Прикладнаясоциология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
4. Осинский И.И.,Хабаева И.М., Балдаева И.Б. Бездомные – социальное дно общества. //Социс. – 2003. – №1.
5. Яницкий О.Н. Социологиягорода. // Социология в России. / Под ред. В.А. Ядова. – М.:Просвещение, 1998.
www.ronl.ru
структура эссе. Основные ошибки при написании. Опорные фразы. Примеры работ»
Философия
• Соотношение материи и сознания.
• Пространство и время как формы бытия.
• Движение и развитие как способы существования.
• Проблема сущности сознания.
• Особенности психики человека. Соотношение сознательного и бессознательного.
• Бесконечность процесса познания.
• Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм.
• Соотношение субъекта и объекта познания.
• Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы.
• Интуиция и ее роль в познании.
• Истина и ее критерии. Относительная и абсолютная истина.
• Эмпирический и теоретический уровни научного знания.
• Взаимодействие природы и общества.
• Экологическая проблема и пути ее решения.
• Материальная и духовная стороны общественной жизни, их соотношение.
• Соотношение личности и общества. Соотношение свободы и ответственности личности.
• Культура как преобразовательная деятельность человека в целом.
• Многовариантность общественного развития.
• Сущность цивилизации.
• Основные подходы к изучению общества.
• Общественный прогресс, его критерии и основные этапы.
• Духовная жизнь общества.
• Общественное сознание, его структура и формы.
• Наука как форма общественного сознания.
• Эстетическое сознание. Философское понимание искусства.
• Религия как форма культуры, тип мировоззрения.
• Нравственное сознание. Философское понимание морали.
• Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения.
• Информационная революция как важнейшая составляющая НТР.
• Роль народных масс и личности в истории.
• Глобализация общественной жизни.
Социальная психология
• Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи.
• Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения.
• Внутриличностный конфликт – конфликт социальных ролей одного человека.
• Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений.
• Психологический климат коллектива.
• Человек среди людей.
• Сущностные характеристики малой группы.
• Взаимоотношения индивида и группы.
• Особенности формирования групп.
• Роли, нормы и статус личности.
• Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы.
• Самоопределение как выбор собственной позиции.
• Рассогласование между притязаниями и возможностями людей.
• Взаимосвязь основных сфер социализации личности.
• Национальная идентичность.
• Социальное взаимодействие.
• Значение коммуникационного процесса.
• Сущность социального конфликта.
• Взаимоотношения личности и коллектива.
• Источники социального прогресса. Социальное развитие.
• Семейные взаимоотношения.
• Конфликт «отцов и детей».
• Сущность толпы и стадный инстинкт.
• Социально-психологический портрет лидера.
• Семейные взаимоотношения.
• Система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей личности в обществе и группе.
Экономика
• Противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих потребностей.
• Проблема экономического выбора.
• Факторы производства и их значение в экономике.
• Труд как вид деятельности и экономический ресурс.
• Капитал как экономический ресурс.
• Интеллектуальный капитал как главный источник формирования конкурентных преимуществ в экономической деятельности.
• Факторы, определяющие производительность и конкурентоспособность производства в современной экономике.
• Сущность и функции денег в экономике.
• Эффективность использования ресурсов.
• Значение общественного разделения труда.
• Две стороны общественного разделения труда – специализация и кооперация.
• Польза общественной кооперации труда: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.
• Эффективность в распределении имеющихся ресурсов.
• Роль торговли в развитии общества.
• Стимулы и эффективность производства.
• Справедливость в распределении социальных благ.
• Сущность рыночных отношений.
• Роль государства в регулировании экономики.
Социология
• Соотношение объективных и субъективных факторов, влияющих на общественные процессы.
• Роль духовных и материальных ценностей в жизни людей.
• Социальные неравенство и борьба.
• Сохранение стабильности общественной жизни.
• Поступательное изменение (прогресс) организации общества.
• Закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей.
• Исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин.
• Специфические качества города.
• Социальная природа знания, мышления, деятельности общества.
• Процессы передачи информации между социальными группами.
• Молодёжь как социальная общность.
• Особенности социализации вступающих в жизнь поколений.
• Особенности образа жизни молодёжи. Формирование жизненных планов, целей и ценностных ориентаций.
• Социальная мобильность.
• Выполнение различных социальных ролей.
• Наука как социальный институт.
• Социальные функции науки.
• Образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами.
• Взаимодействие религии и общества.
• Семья как социальный институт и малая группа.
• Структура и функции семьи, образцы семейного поведения.
• Отношение человека к труду, его социальная активность.
• Влияние глобализации на локальную жизнь.
• Влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения.
• Национальное самосознание.
• Тенденции межнациональных отношений.
• Межэтнические конфликты.
• Национальные особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения.
Политология
• Политическая система общества и ее роль в жизни общества.
• Место и роль государства в политической системе общества.
• Партии и общественные движения в политической системе общества.
• Особенности современных политических отношений.
• Субъекты политики.
• Мировая политика и международные отношения.
• Типы отношения человека к политике.
• Регулирование политического поведения и политической деятельности.
• Соотношение целей и средств в политике.
• Политический прогресс и его критерии.
• Соотношение экономики, политики и права.
• Сущность и особенности политической власти.
• Природа и функции политической власти. Легитимность политической власти и ее типы.
• Политический режим: понятие и признаки.
• Сущность демократического режима.
• Авторитарный режим.
• Тоталитарный режим.
• Политическая система общества: понятие, функции и структура.
• Происхождение государства.
• Сущность и признаки государства.
• Государственный суверенитет.
• Государственная власть как особая разновидность социальной власти.
• Форма государства и ее элементы.
• Соотношение общества и государства.
• Гражданское общество: понятие, структура, признаки.
• Соотношение и взаимосвязь государства и права.
• Правовое государство: понятие и принципы.
• Разделение властей как принцип правового государства.
• Государство и личность: взаимная ответственность.
• Понятие, функции, виды и структура политических партий.
• Партийные системы.
• Общественно-политические движения, группы давления.
• Политические отношения.
• Политический плюрализм.
• Сущность и структура политического процесса.
• Революция и реформа как виды политических преобразований.
• Политическая модернизация.
• Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса.
• Политические кампании: их стратегия и тактика.
• Популизм: понятие и признаки.
• Прямая и представительная демократия.
• Политическое решение.
• Сущность и функции политического лидерства.
• Политическое сознание: понятие, структура, функции.
• Роль идеологии в политике.
• Политическая культура: понятие и структура, типы.
• Взаимодействие личности, общества и государства.
• Функционирование политических норм, ценностей, ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам.
• Взаимодействие института права с другими социальными институтами.
Правоведение
• Право как регулятор общественной жизни.
• Социальная ценность права.
• Сущность и специфические признаки государства.
• Политическая система и роль государства в ней.
• Право и мораль: сходства и различия.
• Правотворчество: принципы, виды, правотворческий процесс.
• Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей личности.
• Государство и гражданское общество.
• Понятие, признаки социального государства.
• Правовой нигилизм и пути его преодоления.
• Правонарушения: понятия, признаки и состав. Виды правонарушений.
• Сущность юридической ответственности.
• Правовая культура.
videouroki.net
Структура эссе
Эссе по обществознанию – это сочинение-рассуждение на заданную тему. Темой эссе является одна из выбранных экзаменуемым цитат. Цитаты принадлежат известным людям и расположены в соответствии с тем, с какой наукой они связаны: философия, социальная психология, экономика, социология, политология. Что следует знать при написании эссе?
1. Прежде всего следует внимательно прочесть инструкцию к разделу С8.
2. Выбор темы. При выборе темы следует исходить из того, материал какой темы вам наиболее знаком, насколько вы владеете терминологией данной науки, насколько убедительны вы можете быть в аргументации своих утверждений.
3. Объем работы. К объему эссе по обществознанию не предъявляется строгих требований. Но общепринятой практикой является выполнение заданий С1-С7 на одной стороне бланка №2, а С8 – на другой, при полном использовании его площади. Поэтому при подготовке к экзамену следует сразу привыкать к работе на стандартном листе формата А4.
4. Начните работу с написания цитаты, имени цитируемого, науки и номера задания (С8.3 – экономика. «Деньги рождают деньги» (Т.Фуллер)). Это позволит вам во время работы не обращаться постоянно к бланку заданий, да и проверяющему будет легче анализировать ваш труд.
5. Интерпретация цитаты. Прежде всего следует объяснить, как вы понимаете высказанную в цитате мысль. Одна и та же цитата может пониматься разными людьми по-разному или хотя бы толковаться с различными нюансами. Это позволит вам и проверяющему четко представлять, в каком ключе последует дальнейшее рассуждение. Интерпретация цитаты займет два-три предложения. Упомяните, кем являлся цитируемый, если это вам известно.
6. Далее следует выразить свое отношение к высказанной и интерпретируемой вами мысли. Вы можете с нею согласиться или не согласиться либо согласиться частично. От вашей оценки будет зависеть, доказывать, опровергать или частично доказывать и частично опровергать вы будете цитируемого. Разумеется, следует пояснить выбранную вами позицию. Эта часть работы также займет несколько предложений.
7. Основная часть работы – ваше рассуждение с использованием знаний по курсу. При этом рекомендуется использовать 5-6 терминов строго по выбранной тематике, в нашем примере – экономических. Термины и понятия следует употреблять к месту, а не как попало, механически, пару из них можно расшифровать, демонстрируя свой словарный запас. Напомним еще раз: рассуждение и терминология должны соответствовать выбранной тематике.
8. Аргументация. Рассуждение должно подкрепляться аргументами. В качестве аргументов могут применяться истинные, логически правильные умозаключения, примеры, ссылки на авторитетное мнение. Чаще всего в эссе школьников используются примеры. Лучше, если это будут факты из научной практики, публицистики, художественной литературы. Менее предпочтительны бытовые примеры. Лучше всего привести 2-3 примера из области науки, новостного характера или художественной литературы, один из бытовой практики. Если ваши примеры-аргументы описаны подробно, достаточно и двух. Аргументация может органично вплетаться в текст вашего рассуждения по теме, а может стать и самостоятельной частью работы, занимая отдельный абзац.
9. Работа заканчивается подведением итогов, выводом, в котором автор подтверждает свое понимание высказанной мысли. После этого работу можно считать законченной.
10. Проверьте свою работу на предмет поиска ошибок, соответствия теме, наличию уместных понятий и терминов, аргументов. Разумеется, текст должен быть понятным, грамотным, почерк разборчивым. Желательно хотя бы предварительные наметки эссе сделать в черновике.
1. Введение.
В этой части работы нужно кратко, чётко раскрыть актуальность проблемы, а так же очертить рамки исследования ( освещать проблему целиком или какой-нибудь её аспект) Или перефразируйте своими словами высказывание. (Смысл высказывания в том, что)
2. Основная часть
Выдвигается тезис, который доказывается. Все рассуждения должные либо подтверждать, либо опровергать его. ( тезис это само высказывание)
5splusom-school.ru
Эссе — Социальная структура общества
приобрестиЭссе — Социальная структура общества
скачать (45 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
Социальная структура общества1.Понятие социальной структуры общества и её характеристики
Понятие «социальная структура общества» есть часть понятия социальной системы и объединяет два компонента – социальный состав и социальные связи.
Социальный состав – это набор элементов, составляющих данную структуру.
Вторым компонентом выступает набор связей этих элементов. Таким образом, понятие социальной структуры включает в себя, с одной стороны, социальный состав, или совокупность различных типов социальных общностей как системообразующих социальных элементов общества, с другой – социальные связи составляющих элементов, различающихся по широте распространения их действия, по их значению в характеристике социальной структуры общества на определенной ступени развития.
Социальная структура общества означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства. Это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные, социально-демографические группы, социально- территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Главным принципом определения социальной структуры общества должен быть поиск реальных субъектов социальных процессов.
Субъектами могут быть и отдельные индивиды, и социальные группы различных размеров, выделяемые по разным основаниям: молодежь, рабочий класс, религиозная секта и так далее.
2. Базовые характеристики общества
Гетерогенность. Эта характеристика социальной структуры общества описывается системой параметров. Отличительной особенностью этих параметров является то, что на их основании невозможно распределить индивидов и социальные группы по ранговому принципу, т.е. нельзя определить; какой из социальных объектов занимает более высокое, а какой более низкое место в социальной структуре.
Гетерогенность (ее еще называют горизонтальной дифференциацией) как базовая характеристика социальной структуры подчеркивает пестроту, разнородность, богатство оттенков общества, выраженные в разделении этого общества на категории и социальнные группы, не сравнимые по принципу «выше» или «ниже». При употреблении понятия «гетерогенность» обычно указывается тот номинальный параметр, по которому проводится разделение.
Социальное неравенство- существовало на протяжении практически всей разумной истории человечества, несмотря на то что во все века неравенство осуждалось, подвергалось уничтожающей критике и никогда не вызывало симпатий у общества, люди в ходе исторической практики с поразительным упорством сопротивлялись созданию «совершенных» обществ, основанных на социальном равенстве и отсутствии угнетения и принижения одних социальных групп другими. При этом члены общества постоянно создавали новые виды иерархических социальных структур, основанных на неравенстве.
3.статусный профиль
Показатель принадлежности индивида к социальной группе, совокупный статус индивида в момент времени
Именно статусный профиль говорит о принадлежности индивида к социальной общности. Анализ позиции индивида только по одному ранговому показателю будет не полный, что приведет к ошибкам при определении границ социальных классов и выяснении сущности иерархической структуры общества.
Обобщая различные характеристики, можно выделить признаки, свидетельствующие о профессионально-трудовых навыках, о качестве и объеме освоенных знаний, экономические признаки. Подобная комбинация взаимозависимых признаков, определяющих социальный статус группы или человека в социальной стратификации, свидетельствует о достаточно обобщенных тенденциях, присущих обществу в целом, в то время как общество состоит из разнородных систем и элементов.
Индивиды, занимающие близкие статусные профили, будут составлять отдельные группы, характеризующиеся отдельной субкультурой. В том случае, если при схожести статусных профилей один из статусов по определенному ранговому показателю отличается от других, с большой долей вероятности можно утверждать, что индивид является маргиналом в данный момент времени относительно группы с близкими статусными профилями. Статусные профили являются характеристиками неравенства.
4. Социальная стратификация
социальная стратификация – это определение вертикальной последовательности положения социальных слоев, пластов в обществе, их иерархии. Социальная стратификация – это
«дифференцирующее ранжирование индивидов данной социальной системы», это
«способ рассмотрения индивидов как занимающих более низкое или более высокое социальное место друг относительно друга в некоторых социально важных аспектах».
Таким образом, социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация — по поводу общественного распределения результатов труда, т. е. социальных благ.
Основой стратификационной структуры является естественное и социальное неравенство людей. Однако, способ организации неравенства мог быть различным. Необходимо было вычленить те основания, которые определяли бы облик вертикального строения общества.
Так, например, К.Маркс ввел единственное основание вертикального расслоения общества – обладание собственностью. Поэтому его стратификационная структура фактически сводилась к двум уровням: класс собственников(рабовладельцы, феодалы, буржуазия) и класс, лишенный собственности на средства производства (рабы, пролетарии) или имеющий весьма ограниченные права (крестьяне). Попытки представить интеллигенцию и некоторые другие социальные группы в качестве промежуточных слоев между основными классами оставляли впечатление непродуманности общей схемы социальной иерархии населения.
М. Вебер увеличивает количество критериев, определяющих принадлежность к той или иной страте. Кроме экономического – отношение к собственности и уровень доходов – он вводит такие критерии как социальный престиж и принадлежность к определенным политическим кругам(партиям). Под престижем понималось обретение индивидом от рождения или благодаря личным качествам такого социального статуса, который позволял ему занять определенное место в социальной иерархии.
Обращение к проблеме социально-профессионального престижа давало основание сделать стратификационную структуру очень похожей на социально-профессиональную.
Так появилось деление на: 1)высший класс – профессионалов, администраторов;
2) технических специалистов среднего уровня; 3) коммерческий класс; 4) мелкую буржуазию; 5) техников и рабочих, осуществляющих управленческие функции; 6) квалифицированных рабочих; 7) неквалифицированных рабочих. И это не самый длинный список основных социальных слоев общества. Возникла опасность утраты целостного видения стратификационной структуры, которое все больше подменялось стремлением исследователей распределить индивидов по «этажам» социальной иерархии.
5. теория анализа социального неравенства
В обобщенном виде это выглядит следующим образом.
Неравенство — это условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть и престиж.
Стратификация связана со способами, с помощью которых неравенство передается от одного поколения к другому; при этом формируются различные слои общества.
Класс обусловлен существованием социальных групп, имеющих неравный доступ к богатству, власти и неодинаковый престиж; положение, занимаемое в обществе, иногда делает их влиятельными политическими группами.
6. Социальная мобильность
Социальная мобильность – это механизм социальной стратификации, который связан с изменением положения человека в системе социальных статусов. Если у человека статус изменен на более престижный, лучший, то можно сказать, что имела место восходящая мобильность.
Однако человек в результате потери работы, болезни и т.д. может перейти и в низшую статусную группу – при этом срабатывает нисходящая мобильность.
Кроме вертикальных перемещений (нисходящая и восходящая мобильность) существуют горизонтальные перемещения, которые складываются из естественной мобильности (переход с одной работы на другую без изменения статуса) и территориальной мобильности (переезд из города в город).
4.1. Групповая мобильность
Групповая мобильность вносит в стратификационную структуру большие изменения, нередко влияет на соотношение основных социальных пластов и, как правило, связана с появлением новых групп, чей статус перестает соответствовать сложившейся системе иерархии.
Групповые перемещения по вертикали особенно интенсивно проходят во времена структурной перестройки экономики. Появление новых престижных, высокооплачиваемых профессиональных групп способствует массовому передвижению по иерархической лестнице. Падение социального статуса профессии, исчезновение некоторых из них провоцируют не только движение вниз, но и появление маргинальных слоев, объединяющих лиц, теряющих свое привычное положение в обществе, утрачивающих достигнутый уровень потребления. Происходит «размывание» социокультурных ценностей и норм, ранее сплачивавших их и предопределявших их устойчивое место в социальной иерархии.
4.2Индивидуальная социальная мобильность.
В стабильно развивающемся обществе перемещения по вертикали носят не групповой, а индивидуальный характер. То есть поднимаются и опускаются по ступеням социальной лестницы не экономические, политические или профессиональные группы, а их отдельные представители, более или менее удачливые, стремящиеся преодолеть притяжение привычной социокультурной среды. Дело в том, что индивид, отправившийся в трудный путь «наверх», идет самостоятельно. И в случае успеха изменит не только свое положение в вертикальной иерархии, но и поменяет социальную профессиональную группу.
В представлении многих людей жизненный успех связывается с достижением высот социальной иерархии.
7. понятие миграции
Миграционные процессы, включая вынужденную миграцию, противоречия в социальной адаптации мигрантов, неопределенность социальных последствий миграционных перемещений в локальных, региональных и макросоциальных масштабах создают новые черты социальной реальности в современном российском обществе.
Научное понимание характера и глубины социальных изменений, происходящих в социальной структуре общества под действием миграционного фактора, претерпело эволюцию вместе с изменением актуальности вызванных и сопровождающих миграционное влияние на принимающий социум социальных проблем.
Из-за новизны проблем, которые создала состоявшаяся миграция для тех, кто переместился и тех, кто принимает миграционные потоки, более актуальными на определенном этапе стали проблемы адаптации самих мигрантов, особенно беженцев и вынужденных переселенцев. Таковыми стали их переживания в ситуации вынужденного ухода с обжитых мест и вынужденного освоения новых территорий и социального пространства, проблемы обустройства мигрантов на новом месте, интеграции в принимающее сообщество, то есть тех изменений, которые происходят с самими мигрантами.
В настоящее время в социологической науке на первый план выдвигается необходимость изучения ближайших и долговременных последствий влияния этнических миграций на характер и содержание социальных изменений в принимающих сообществах, прогнозирование конкретных локальных и региональных социоструктурных изменений в соответствующих сообществах. Современные исследования миграционных процессов в России показывают, что самые существенные изменения в 90-е годы претерпели межрегиональные миграции внутри России. Усилилась нацеленность миграционных потоков, прежде всего, в промышленно развитые области и административные центры. Тем самым произошел резкий слом, по существу, вековой генеральной тенденции перераспределения населения с запада на восток, соответствующей и прошлым и настоящим геополитическим интересам России и многие десятилетия поддерживаемой целевыми мерами государственной миграционной политики.
nashaucheba.ru