Эссе алгоритм – Алгоритм написания эссе Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе. Выберите

Алгоритм написания эссе:

Внимательно прочтите все темы   (высказывания), предлагаемые для написания эссе.

Выберите ту, которая будет отвечать нескольким тре­бованиям:

а)    интересна  вам;

б)    вы в целом поняли смысл этого высказывания;

в)    по данной теме есть что сказать (знаете термины, мо­жете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.).

Определите главную мысль высказывания   (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (ска­жите то же самое, но своими словами).

Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания, используя черновик. Если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер.

Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.

Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: ис­пользовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву — зна­ние современного законодательства и т.д.).

 Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.).

Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности. Это будет ваш условный план.

Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору ци­таты и т.д.).

 Изложите свою точку зрения в той последователь­ности, которую вы наметили.

Сформулируйте общий вывод работы и, если необ­ходимо, отредактируйте ее.

На что стоит обратить внимание при написании эссе.

1.  Стоит заметить, что в гуманитарном образовании не существует абсолютно пра­вильных или неправильных ответов на во­просы, как это бывает в физике или матема­тике - существуют только более или менее аргументированные точки зрения.

2. Окончательная отметка (балл) за эссе, как правило, проставляется за идеи, соб­ственные суждения учащихся и их аргумен­тацию.

3.  При выдвижении собственной пози­ции в центре внимания оказывается:

  • способность (возможность) учащего­ся критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения/аргумента­цию других;

  • способность понимания, оценки и ус­тановления связи между ключевыми мо­ментами любых проблем и вопросов;

  • умение дифференцировать, что явля­ется более, а что менее важным;

  • умение понимать аналитические под­ходы и модели;

  • готовность дифференцировать про­тивоположные подходы и модели и их при­менение к эмпирическому материалу, дис­куссии о принципиальных вопросах.

4.  Выигрывают те работы, которые на­писаны коротко, четко и ясно.

Чего следует избегать при написании эссе:

1. Непонимания сути заявленной темы.

2. Отсутствия структурированности в из­ложении.

3.  Неумения придерживаться ответа на основной вопрос (пространных отвлечений от темы).

4.  Использования риторики (утвержде­ний) вместо аргументации (доказательств).

5.  Небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение.

6. Слишком  обширной  описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом.

7.  Изложения других точек зрения без ссылок на авторов данных идей и без выска­зывания собственной позиции.

8. Повторов без необходимости.

Материал представлен на основании публикации на сайте http://school-help.ru/index.php/katalog/12-raznoe/44-metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-esse

studfiles.net

Развернутый алгоритм написания эссе

Рекомендации к написанию эссе по обществознанию (часть С9)

  • Как выбирать афоризм. Следует выбирать тему, наиболее вам известную. Если вы лучше всего ориентируетесь в экономике, выбирайте «экономический» афоризм, то же – с социологией, политологией, философией и т.д. Не обольщайтесь первым впечатлением лёгкости и краткости афоризма – внимательно прочтите все афоризмы. 

    Что не нужно выбирать: 1) непонятные фразы (напр. «Мир – это иероглиф истины». С. Булгаков). 2) не брать очень длинные фразы, которые сами себя объясняют, то есть сами есть уже мини – эссе, они уже доказаны, и по ним нечего сказать (если более 3 строчек – максимум 4). 3) не брать темы, сформулированные публицистически – где ярко выражена пристрастная точка зрения автора (банальный случай: «Человек – это звучит гордо!». М. Горький. Ну да, ну и что из этого?). публицистическую тему очень трудно обосновать научно, а эссе по обществознанию – всё-таки небольшая научная работа. Можно брать: высказывания о правах человека, взаимоотношениях государства и человека, влиянии общества  на человека, высказывания на моральную тематику, высказывания на социальную тематику. Есть о чём сказать по высказываниям И. Канта.

  • Здесь эссе – не литературное эссе (сочинение на вольную тему). Эссе по обществознанию – небольшая научно-исследовательская работа (наподобие реферата, курсовой работы). Не нужно никакой «литературщины», литературных, поэтических «красивостей». Чёткий порядок – тезис, аргументация, вывод.

  • Нет необходимости в излишних «умных» терминах. Писать только о том, что ты понимаешь, использовать слова и термины, которые ты твёрдо знаешь и можешь разъяснить.

  • Не следует писать длинными предложениями. Писать кратко, просто, лаконично, ясно. Писать разборчиво, чётко – работы проверяют живые люди! (Эксперт, проверяющий работу, может просто не читать её, если почерк неразборчивый – соответственно, часть С вам не зачтут).Объём работы – одна страница А4 (без оборота).

  • infourok.ru

    Алгоритм написания эссе - Документ

    @ Алгоритм написания эссе

    Говоря о стандартной структуре эссе, стоит обратить внимание на следующие три его элемента.

    1. Введение. Объясняется выбор темы, её значимость и актуальность, дается постановка проблемы, формулировка её основных положений, Актуальность – это востребованность её рассмотрения, соответствие современному состоянию общества, указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для общества в целом.

      • Объяснение: почему пишете по этой теме!

      • Указывается поднятая автором проблема

      • Отмечается её актуальность: Эта проблема весьма актуальна в нашей сегодняшней действительности, в современном мире, для нашей страны и всего мирового сообщества, для нашей семьи, для меня лично (если возможно - то объяснить почему). Во введении определяется проблема и ваше отношение к ней.

    1. Основная часть. Анализ точки зрения автора высказывания + свой взгляд на проблему + определение обществоведческих терминов по предложенной теме и их раскрытие.

      • Автор видит проблему так-то…Автор считает, высказывает, отмечает, разбирает вопрос (пересказ точки зрения автора своими словами)…

      • Свое отношение, мнение к авторскому пониманию. Автор(фамилия, имя) безусловно прав, но… Нельзя не согласиться с мнением автора… Я согласен отчасти с мнением автора… Я полностью разделяю точку зрения автора…

      • Аргументация конкретных положений: тезис → аргументы.

      • В аргументации могут быть ссылки на другие авторитеты. В науке есть мнение… Ряд ученых придерживаются мнения… Ученые-обществоведы (экономисты, политологи, социологи и т.п.) придерживаются иной точки зрения …+ Примеры и ссылки из исторического и социального опыта + Ссылки на собственный опыт и практику.

        Тезис (ваши мысли по проблеме)

        Аргумент (доказательства мысли), они могут выступать в виде фактов, явлений общественной жизни, научных доказательств, событий, жизненного опыта, ссылок на мнение ученых или авторитетных для вас людей…

        Каждый абзац основной части раскрывает отдельную проблему или одну из её сторон и логически является продолжением друг друга.

        3. Заключение. 1) Подводятся итоги или дается обобщенный вывод по проблеме (теме) высказывания. 2) Выводы по проблеме на основе вашего мнения, обобщение ваших раздумий. 3) Резюме по теме! (В завершение → к началу). Не делать повтора мыслей в выводе.

        Можно использовать в эссе следующие глаголы (и производные от них деепричастия)

        при раскрытии авторской позиции:

        для выражения своей позиции и отношения к высказыванию:

        1. анализирует

        2. высказывает мнение

        3. дает (ся) анализ и сравнительную оценку

        4. излагает

        5. констатирует

        6. находит

        7. обсуждает(ся)

        8. объясняет

        9. одобряет

        10. отмечает

        11. отстаивает

        12. определяет

        13. пишет

        14. полагает

        15. предлагает

        16. предполагает

        17. представляет

        18. прибегает к сравнению (к сопоставлению)

        19. разбирает вопрос

        20. размышляет

        21. разрешает

        22. решает проблему

        23. содержит (высказывание)

        24. сообщает

        25. считает

        26. указывает

        27. утверждает

        28. фиксирует

        29. формулирует

        30. разъясняет

          1. аргументировать

          2. возражать

          3. добавлять

          4. допускать

          5. задать (возникает) вопрос

          6. надеяться

          7. начинать

          8. не разделять точку зрения

          9. не соглашаться

          10. обнаруживать (ся)

          11. отвечать

          12. пересказывать

          13. повторять

          14. поддерживать

          15. подтверждать

          16. понимать

          17. признавать

          18. принимать точку зрения

          19. приходить к выводу

          20. разделять

          21. размышлять

          22. разъяснять

          23. следует

          24. соглашаться

          25. сомневаться

          26. спрашивать

          27. ссылаться

          28. упоминать

          29. уточнять

        Этапы работы

        Внимание! Каждый из этапов важен, это будет экономить время.

        I. Выбираем тему. Пишем Вступление

        1. Философия ─ (не рекомендую!)

        2. Социальная психология (Культурология) ─

        3. Социология ? (+ -)

        4. Экономика

          ☺+! (да)

        5. Политология ☺+! (да)

        6. Правоведение☺+! (да)

        II. Определяем проблему.

        Если не получается сразу определить проблему, но есть понимание авторской фразы, есть что самому сказать по предложенной теме, есть знание по этому вопросу обществоведческих терминов (!), то в этом случае не следует пугаться (того, что не сразу готовы записать чётко сформулированную проблему). Возможно, что решение придет в ходе рассуждений и набора понятий по выбранной теме.

        III. Определяем слова- «поводыри» (обществоведческие понятия).

        IV. По мысли автора (тезис – аргументы).

        V. Другие точки зрения.

        VI. С моей точки зрения (тезис - аргументы)

        VI. Заключение (вывод)

        Полезные советы

        1. Обязательно выпиши высказывание, по которому будешь писать эссе. Написав абзац опять возвращайся к прочтению фразы.

        2. Используя черновик при написании эссе, полезно оставлять пустые строчки между предложениями, оставлять широкие поля, где потом можно внести исправления, дополнения в процессе правки первоначального текста

        3. Выделяйте абзацы; соблюдайте красную строку; используйте краткие, простые, разнообразные по интонации предложения

        4. Используйте схему построения предложений:
          "Я считаю (думаю, полагаю и др.), что … , так как ...";
          "Я думаю, что это (поступок, явление, ситуацию) можно оценить как … , потому что …".
          По моему мнению.., я разделяю позицию автора…;
          В заключении можно сделать вывод, что…

        5. Владейте набором определений по каждой теме.
          Уверенное владение обществоведческими терминами и понятиями – первичное условие успеха при работе над эссе.

        Критерии оценивания эссе на ЕГЭ в «5» баллов, если есть:

          представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

          раскрытие проблемы на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями или на бытовом уровне, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа;

          аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни и/или собственный опыт.

        Планирование!

        Прежде чем начать писать, задайте себе следующие вопросы:

        1. Какой раздел обществознания я знаю лучше всего?

        2. Какое высказывание из предложенных в моем варианте я могу раскрыть наиболее полно?

        3. Какие идеи я хочу сообщить?

        4. Какие понятия следует использовать при раскрытии темы?

        5. Сколько времени у меня уйдет на написание данной работы?

        (Этот вопрос является очень важным, потому что, готовясь писать эссе, нужно отработать в себе навык писать подобные сочинения достаточно быстро, т.к. время на экзамене ограничено, и его недостаток является одной из причин того, что на экзамене не успевают  качественно написать работу. Постоянно тренируясь в написании эссе, можно добиться очень хороших результатов).

        Еще важны следующие моменты в работе над эссе:

        • написание эссе в черновом варианте;

        • повторный анализ содержания текста;

        • проверка стиля, логичности и последовательности изложенного;

        • внесение необходимых изменений и написание окончательного варианта.

        refdb.ru

        "Алгоритм написания эссе по обществознанию (с примерами)"

        Алгоритм написания эссе по обществознанию

        Прежде всего, во время экзамена необходимо правильно распределить время. Практика показывает, что для написания эссе необходимо отводить не менее 1-1,5 часа из 3,5 часов, отведенных на ЕГЭ по обществознанию. Целесообразнее всего приниматься за написание эссе после того, как были решены все остальные задания КИМа, т.к. данный вид работы требует максимальной концентрации усилий выпускника.

        Внимательно прочитать все предложенные на выбор темы.

        Выбрать те темы, которые понятны, т.е. – ученик должен четко представлять – о чем данное высказывание, что автор хотел сказать данной фразой. Для того, чтобы снять сомнения в том, правильно ли он понимает тему, выпускник должен своими словами переформулировать фразу, определив главную мысль. Ученик это может сделать устно или на черновике.

        Из выбранных понимаемых высказываний необходимо выбрать одну тему – ту, которую лучше всего ученик знает. Необходимо отметить тот факт, что нередко экзаменуемые выбирают легкие, на их взгляд темы, но которые оказываются сложными при раскрытии темы из-за ограниченности научного и фактического материала по данной проблематике (иными словами – в самой фразе все сказано, ничего нельзя добавить). В таких случаях эссе сводится к простому изложению смысла высказывания в разных вариантах и оценивается экспертами из-за плохой доказательной базы низко. Поэтому выбирать тему эссе нужно так, чтобы ученик при его написании мог полностью показать полноту своих знаний и глубину своих мыслей (т. е. – тема должна быть выигрышной).

        При выборе темы эссе необходимо обращать внимание и на то, к какой социальной науке отнесено данное высказывание. Практика показывает, что ряд фраз может относиться сразу к нескольким наукам. Например, высказывание И. Гете «Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными» может принадлежать и философии, и социальной психологии, и социологии. Соответственно содержание эссе должно различаться в зависимости от этого, т.е. должно соответствовать указанной базовой науке.

        Эссе полностью писать на черновик не нужно. Во-первых – из-за ограниченного времени, во-вторых – из-за того, что в момент написания эссе приходят одни мысли, а в момент переписывания – другие, а переделать готовый текст значительно труднее, нежели создавать новый. На черновике выпускник делает только план своего эссе, примерные краткие наброски смысла фразы, своей аргументации, точек зрения ученых, понятий и теоретических положений, которые он собирается приводить в своей работе, а также примерный порядок их расположения друг за другом с учетом смысловой логики эссе.

        В обязательном порядке ученик должен высказать свое личностное отношение к выбранной теме в четко выраженной формулировке («Я согласен», «Я не согласен», «Я не совсем согласен», «Я согласен, но частично» либо подобны по значению и смыслу фразы). Наличие личностного отношения является одним из критериев, на основе которых оценивается эссе экспертами.

        В обязательном порядке выпускник должен изложить свое понимание смысла высказывания. Т.е. старшеклассник своими словами объясняет – что автор хотел сказать данной фразой. Целесообразнее это сделать в самом начале эссе. И если совместить требования данного пункта с положениями предыдущего, то вот как, например, будет выглядеть начало эссе по философии «Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, нужно определиться, какие потребности составляют благо»: «Я полностью согласен с высказыванием великого русского писателя второй половины XIX – нач. XX вв. Л.Н. Толстого, в котором он говорит о подлинных и мнимых потребностях».

        Очень тщательно необходимо подходить к подбору аргументов для подтверждения своей точки зрения. Аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной жизни. Аргументация личностного характера (примеры из личной жизни) оцениваются наиболее низко, поэтому их применение в качестве доказательной базы нежелательно. Следует помнить, что любой личный пример легко «превратить» в пример из общественной жизни, из социальной практики, если писать о нем от третьего лица (например – не «Мне нахамила продавщица в магазине, тем самым нарушив мои права потребителя», а «Допустим, что гражданину С. продавщица нахамила. Тем самым она нарушила его права как потребителя». Количество аргументов в эссе не ограничено, но наиболее оптимальным для раскрытия темы являются 3-5 аргументов. Следует также помнить, что примеры из истории наиболее уместны в политологических, частично – в правоведческих и социологических темах, а также в философских темах, связанных с теорией социального прогресса. Примеры из социальной практики (общественной жизни) – в социологических, экономических, правоведческих темах. Данные соответствующих наук должны быть обязательно использованы при выборе любой из тем.

        Использование терминов, понятий, определений в эссе должно быть грамотным, уместным, применительно к выбранной теме и науке. Эссе не должно быть перегружено терминологией, тем более, если данные понятия не связаны с выбранной проблемой. К сожалению, часть выпускников стараются вставить в свою работу как можно больше терминов, нарушая принцип целесообразности и разумной достаточности. Тем самым они показывают, что не научились грамотно использовать научную терминологию. Термин должен быть упомянут к месту, такое упоминание должно свидетельствовать о его правильном понимании.

        Очень приветствуется, если выпускник в своем эссе указывает точки зрения других исследователей на рассматриваемую проблематику, дает ссылку на различные толкования проблемы и различные пути ее решения (если таковое возможно). Указание на иные точки зрения могут быть прямыми (например: «Ленин считал так:…, а Троцкий – иначе:…, а Сталин – не был согласен с ними обоими:…»), а могут быть опосредованными, неконкретизированными, неперсонифицированными: «Ряд исследователей считает так:…, другие – иначе:…, а некоторые – предлагают совершенно иное:…».

        Очень приветствуется, если в эссе указывается – кем был автор данного высказывания. Указание должно быть кратким, но точным. Если аргументируя свою позицию по указанной проблематике уместно упоминание взглядов автора фразы, это необходимо сделать.

        Аргументы должны быть изложены в строгой последовательности, внутренняя логика изложения в эссе должна четко прослеживаться. Ученик не должен перескакивать с одного на другое и вновь возвращаться к первому без объяснения и внутренней связи, стыковки отдельных положений своей работы.

        Завершать эссе необходимо выводом, в котором кратко подводится итог размышлениям и рассуждениям: «Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что автор был прав в своем высказывании».

        Примеры эссе на тему:

        Философия «Революция – варварский способ прогресса» (Ж.Жорес)

        На высший балл

        Я полностью согласен с высказыванием известного французского социалиста, историка и политического деятеля первой половины ХХ века Жана Жореса, в котором он говорит об особенностях революционного пути общественного прогресса, об отличительных чертах революции. Действительно, революция – это один из путей прогресса, движение вперед, к более лучшим и сложным формам организации общественного устройства. Но так как революция есть коренная ломка всего существующего строя, преобразование всех или большинства сторон общественной жизни, происходящее за короткий промежуток времени, то эта форма прогресса всегда сопровождается большим количеством жертв и насилия.

        Если мы вспомним революционный 1917 год в России, то увидим, что обе революции повлекли за собой жесточайшую конфронтацию в обществе и стране, вылившуюся в страшную Гражданскую войну, сопровождавшуюся небывалым ожесточением, миллионами погибших и пострадавших, невиданной до тех пор разрухой в народном хозяйстве.

        Если мы вспомним Великую Французскую революцию, то тоже увидим разгул якобинского террора, гильотину, «работающую» без выходных и череду непрекращающихся революционных войн.

        Если мы вспомним Английскую буржуазную революцию, то также увидим гражданскую войну, репрессии против инакомыслящих.

        А когда посмотрим на историю США, то увидим, что обе буржуазные революции, прошедшие в этой стране, имели форму войны: сначала – войны за независимость, а затем – Гражданской войны.

        Перечень примеров из истории можно продолжать и продолжать, но везде, где бы не происходила революция – в Китае, в Иране, в Нидерландах и т.д. – везде она сопровождалась насилием, т.е. варварством с позиции цивилизованного человека.

        И пусть иные мыслители возвеличивали революцию (как, например, Карл Маркс, утверждавший, что революции – это локомотивы истории), пусть реакционеры и консерваторы отрицали роль революций в общественном прогрессе, мне ближе точка зрения Ж.Жореса: да, революция – способ прогресса, движение к лучшему, но совершаемое варварскими методами, то есть с применением жестокости, крови и насилия. Насилием нельзя создать счастья!

        На небольшой балл

        В своей цитате автор говорит о революции и о прогрессе. Революция – это способ преобразования действительности в короткое время, а прогресс – это движение вперед. Революция не является прогрессом. Ведь прогресс- это реформа. Нельзя сказать, что революция не дает положительных результатов – например, русская революция позволила рабочим и крестьянам избавиться от тяжелого положения. Но по определению революция не является прогрессом, ибо прогресс – это все хорошее, а революция – это плохое. Я не согласен с автором, который причисляет революцию к прогрессу.

        План эссе

        Введение

        1) Четкое указание проблемы высказывания:

        «Избранное мною высказывание касается проблемы….»

        «Проблема данного высказывания заключается в….»

        2) Объяснение выбора темы ( в чем значимость или актуальность этой темы)

        «Всех волнует вопрос…»

        «АКТУАЛЬНОСТЬ данной темы заключается в …»

        3) Раскрыть смысл высказывания с точки зрения обществознания, 1-2 предложения

        4) Представление автора и его точки зрения

        «Автор утверждал (говорил, размышлял) с такой точки зрения…»

        5) Своя интерпретация данной фразы, СВОЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ( СОГЛАСЕН ТЫ ИЛИ НЕТ)

        «Я считаю…» «я согласен с автором высказывания…»

        6) Высказывание своей позиции, переход к основной части эссе

        P.S. будет плюсом, если во введении дать информацию об авторе высказывания и вставить определение выбранной сферы эссе ( философии, политики, экономики, правоведения и т.д.)

        Аргументация:

        1) Теоретическая аргументация проблемы. Должно быть представлено не менее 3 аспектов теоретического раскрытия темы.

        Например: раскрыть само понятие, привести примеры, разобрать признаки, функции, классификации, свойства.

        2) Практическая аргументация или пример из общественной жизни

        Заключение:

        Вернуться к формулировке самого высказывания или к проблеме высказывания. Сделать на основе этого вывод.

        Вывод должен состоять из 2 частей: свои мысли в качестве итога + возврат к теме.

        multiurok.ru

        Алгоритм написания эссе во время ЕГЭ — Мегаобучалка

        Правила написания эссе по обществознанию

        В отличие от эссе по литературе или русскому языку, где четко оговаривается минимальный объем работы и допускается общее размышление («философствование» без конкретизации), в эссе по обществознании объем не ограничен, но его структура и содержание принципиально иные. Эссе по обществознанию – это фактически ответ на вопрос: «Согласен ли я с данным высказыванием и почему?». Именно поэтому в эссе по обществознанию обязательно должны присутствовать строгая аргументация, научность и конкретизация.

        В то же время, следует отметить, что часто в качестве темы эссе используются весьма парадоксальные, необычные высказывания, требующие образного мышления, нестандартного подхода к раскрытию проблемы. Это неизбежно накладывает свой отпечаток на стиль эссе, требует максимальной концентрации сил и внимания.

        Также хотелось бы добавить, что экзаменационное эссе оцениваются конкретными людьми. Чтобы эксперт, проверяющий в день от 50 до 80 работ, отметил какое-то эссе как заслуживающее внимание, данное эссе должно не только отвечать всем нижеизложенным требованиям, но и отличаться определенной оригинальностью, неординарностью и самобытностью – это подразумевается самим жанром эссе. Поэтому необходимо не только изложить научно-фактический материал по теме, но и приятно удивить нестандартностью и гибкостью своего мышления.

        Алгоритм написания эссе во время ЕГЭ

        1. Прежде всего, во время экзамена необходимо правильно распределить время. Практика показывает, что для написания эссе необходимо отводить не менее 1-1,5 часа из 3,5 часов, отведенных на ЕГЭ по обществознанию. Целесообразнее всего приниматься за написание эссе после того, как были решены все остальные задания КИМа, т.к. данный вид работы требует максимальной концентрации усилий выпускника.

        2. Внимательно прочитать все предложенные на выбор темы.

        3. Выбрать те темы, которые понятны, т.е. – ученик должен четко представлять – о чем данное высказывание, что автор хотел сказать данной фразой. Для того, чтобы снять сомнения в том, правильно ли он понимает тему, выпускник должен своими словами переформулировать фразу, определив главную мысль. Ученик это может сделать устно или на черновике.



        4. Из выбранных понимаемых высказываний необходимо выбрать одну тему – ту, которую лучше всего ученик знает. Необходимо отметить тот факт, что нередко экзаменуемые выбирают легкие, на их взгляд темы, но которые оказываются сложными при раскрытии темы из-за ограниченности научного и фактического материала по данной проблематике (иными словами – в самой фразе все сказано, ничего нельзя добавить). В таких случаях эссе сводится к простому изложению смысла высказывания в разных вариантах и оценивается экспертами из-за плохой доказательной базы низко. Поэтому выбирать тему эссе нужно так, чтобы ученик при его написании мог полностью показать полноту своих знаний и глубину своих мыслей (т. е. – тема должна быть выигрышной).

        5. При выборе темы эссе необходимо обращать внимание и на то, к какой социальной науке отнесено данное высказывание. Практика показывает, что ряд фраз может относиться сразу к нескольким наукам. Например, высказывание И. Гете «Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными» может принадлежать и философии, и социальной психологии, и социологии. Соответственно содержание эссе должно различаться в зависимости от этого, т.е. должно соответствовать указанной базовой науке.

        6. Эссе полностью писать на черновик не нужно. Во-первых – из-за ограниченного времени, во-вторых – из-за того, что в момент написания эссе приходят одни мысли, а в момент переписывания – другие, а переделать готовый текст значительно труднее, нежели создавать новый. На черновике выпускник делает только план своего эссе, примерные краткие наброски смысла фразы, своей аргументации, точек зрения ученых, понятий и теоретических положений, которые он собирается приводить в своей работе, а также примерный порядок их расположения друг за другом с учетом смысловой логики эссе.

        7. В обязательном порядке ученик должен высказать свое личностное отношение к выбранной теме в четко выраженной формулировке («Я согласен», «Я не согласен», «Я не совсем согласен», «Я согласен, но частично» либо подобны по значению и смыслу фразы). Наличие личностного отношения является одним из критериев, на основе которых оценивается эссе экспертами.

        8. В обязательном порядке выпускник должен изложить свое понимание смысла высказывания. Т.е. старшеклассник своими словами объясняет – что автор хотел сказать данной фразой. Целесообразнее это сделать в самом начале эссе. И если совместить требования данного пункта с положениями предыдущего, то вот как, например, будет выглядеть начало эссе по философии «Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, нужно определиться, какие потребности составляют благо»: «Я полностью согласен с высказыванием великого русского писателя второй половины XIX – нач. XX вв. Л.Н. Толстого, в котором он говорит о подлинных и мнимых потребностях».

        9. Очень тщательно необходимо подходить к подбору аргументов для подтверждения своей точки зрения. Аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной жизни. Аргументация личностного характера (примеры из личной жизни) оцениваются наиболее низко, поэтому их применение в качестве доказательной базы нежелательно. Следует помнить, что любой личный пример легко «превратить» в пример из общественной жизни, из социальной практики, если писать о нем от третьего лица (например – не «Мне нахамила продавщица в магазине, тем самым нарушив мои права потребителя», а «Допустим, что гражданину С. продавщица нахамила. Тем самым она нарушила его права как потребителя». Количество аргументов в эссе не ограничено, но наиболее оптимальным для раскрытия темы являются 3-5 аргументов. Следует также помнить, что примеры из истории наиболее уместны в политологических, частично – в правоведческих и социологических темах, а также в философских темах, связанных с теорией социального прогресса. Примеры из социальной практики (общественной жизни) – в социологических, экономических, правоведческих темах. Данные соответствующих наук должны быть обязательно использованы при выборе любой из тем.

        10. Использование терминов, понятий, определений в эссе должно быть грамотным, уместным, применительно к выбранной теме и науке. Эссе не должно быть перегружено терминологией, тем более, если данные понятия не связаны с выбранной проблемой. К сожалению, часть выпускников стараются вставить в свою работу как можно больше терминов, нарушая принцип целесообразности и разумной достаточности. Тем самым они показывают, что не научились грамотно использовать научную терминологию. Термин должен быть упомянут к месту, такое упоминание должно свидетельствовать о его правильном понимании.

        11. Очень приветствуется, если выпускник в своем эссе указывает точки зрения других исследователей на рассматриваемую проблематику, дает ссылку на различные толкования проблемы и различные пути ее решения (если таковое возможно). Указание на иные точки зрения могут быть прямыми (например: «Ленин считал так:…, а Троцкий – иначе:…, а Сталин – не был согласен с ними обоими:…»), а могут быть опосредованными, неконкретизированными, неперсонифицированными: «Ряд исследователей считает так:…, другие – иначе:…, а некоторые – предлагают совершенно иное:…».

        12. Очень приветствуется, если в эссе указывается – кем был автор данного высказывания. Указание должно быть кратким, но точным (см. пример в п. 8). Если аргументируя свою позицию по указанной проблематике уместно упоминание взглядов автора фразы, это необходимо сделать.

        13. Аргументы должны быть изложены в строгой последовательности, внутренняя логика изложения в эссе должна четко прослеживаться. Ученик не должен перескакивать с одного на другое и вновь возвращаться к первому без объяснения и внутренней связи, стыковки отдельных положений своей работы.

        14. Завершать эссе необходимо выводом, в котором кратко подводится итог размышлениям и рассуждениям: «Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что автор был прав в своем высказывании».

         

        megaobuchalka.ru

        Возможный алгоритм написания эссе.

        Характеристика приемов технологии

        Прием “Корзина идей”

        Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

        Алгоритм работы:

        1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

        2. Обмен информацией в парах или группах.

        3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

        4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.

        5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

        Прием “Составление кластера”

        Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Он связан с приемом “Корзина идей”.

        Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.

        Прием “Верные и неверные утверждения”

        Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

        Прием “Знаю – хочу узнать – узнал”

        Прием “Знаю – хочу узнать – узнал” - это работа с таблицей.

        При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.



        Знаю (вызов) Хочу узнать (вызов) Узнал (реализация смысла или рефлексия)
        Работа в паре: что я знаю о теме урока? Формулирование целей Соотношение старой и новой информации

        Прием “Написание синквейна”

        Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму.

        В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

        На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.

        На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

        На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

        На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.

        Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.

        Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны. Например:

        Звуки

        Гласные и согласные.

        Льются, звенят, гремят.

        Используются в устной речи.

        Фонетика.

        Прием “ Толстые и тонкие вопросы”

        Прием “Толстые и тонкие вопросы” может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.

        “Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.

        Тонкие? Толстые?
        Кто...? Что...? Когда...? Может...? Будет...? Могли...? Как звать...? Было ли...? Согласны ли вы...? Верно ли...? Дайте три объяснения: почему? Объясните: почему...? Почему вы думаете...? Почему вы считаете...? В чем различие...? Предположите: что будет, если...? Что, если...?

        По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. (Например: Какие производные предлоги пишутся в одно слово?)

        В левой колонке - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. (Например: Какие трудности существуют в правописании предлогов?)

        Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.

        Прием “Ключевые слова”

        Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

        Прием “Лови ошибку”

        Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

        Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

        • явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
        • скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

        Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

        Прием “Нарисуйте счастье”

        Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

        Прием “Письмо по кругу”

        Прием “Письмо по кругу” предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.

        Прием “Пометки на полях”

        Прием “Пометки на полях” работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки.

        Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.

        Маркировочные пометки:

        • Знаком “галочка” отмечают информацию, которая известна ученику.
        • Знаком “плюс” отмечают новую информацию, новые знания.
        • Знаком “вопрос” отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.

        Может быть несколько вариантов пометок:

        2 значка - “+” и “V”, 3 значка - “+”, “V”, “?” или 4 значка - “+”, “V”, “?”, “-” (думал иначе).

        После прочтения текста учащиеся заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу знаков маркировки:

        “V” - знаю “+” - новое “?” - есть вопросы

        Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

        Прием “Написание эссе”

        Очень эффективная художественная форма письменной рефлексии - эссе. Это свободное письмо на заданную тему. Эссе - это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам. Если работа проходит на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5, 10, 15, 20 минут. В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе - художественная форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к собственному, может быть и противоречивому, опыту.

        Модель написания эссе.

        1. Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и т.д.
        2. Работа над черновиком.
        3. Правка. Может осуществляться в паре.
        4. Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.
        5. Публикация, т.е. чтение перед аудиторией.

        Возможный алгоритм написания эссе.

        1. Обсуждаемая тема (проблема).
        2. Собственная позиция.
        3. Краткое обоснование.
        4. Возможные возражения, выдвигаемые слушателями.
        5. Причина, по которой заявленная позиция остается прежней, объявляется правильной.
        6. Заключение.

        Научить учеников написанию эссе и других видов письменной рефлексии - довольно трудная задача. Выделим основные правила обучения письменной рефлексии:

        1. Регулярная возможность писать.
        2. Выбор интересной темы для письма.
        3. Наличие образцов.
        4. Читательская аудитория. Ученики должны понимать, что написанный ими текст востребован другими.
        5. Привычка править - значит понимать, что любой текст в любое время может быть откорректирован пишущим.
        6. Помощь друзей. Возможность делиться написанным.

        (Использованы материалы статьи Еремеевой Елены Матвеевны "Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении русскому языку")

         

        stydopedia.ru

        Алгоритм написания эссе - 13 Октября 2010 - Дневник

        Говоря о стандартной структуре эссе, стоит обратить внимание на следующие  три его элемента.

        1. Введение.  Объясняется выбор темы, её значимость и актуальность, дается постановка проблемы,  формулировка её основных положений, Актуальность – это востребованность её рассмотрения, соответствие современному состоянию общества, указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для общества в целом. 

        §        Объяснение: почему пишете по этой теме!

        §        Указывается поднятая автором проблема

        §        Отмечается её актуальность: Эта проблема весьма актуальна в нашей сегодняшней действительности, в современном мире, для нашей страны и всего мирового сообщества, для нашей семьи, для меня лично (если возможно - то объяснить почему).  Во введении определяется проблема и ваше отношение к ней.

        2.          Основная часть. Анализ точки зрения автора высказывания + свой взгляд на проблему +  определение обществоведческих терминов по предложенной теме и их раскрытие.

        §              Автор видит проблему так-то…Автор считает, высказывает, отмечает, разбирает вопрос (пересказ точки зрения автора своими словами)…

        §              Свое отношение, мнение к авторскому пониманию. Автор(фамилия, имя) безусловно прав, но… Нельзя не согласиться с мнением автора… Я согласен отчасти с мнением автора… Я полностью разделяю точку зрения автора…

        §              Аргументация конкретных положений: тезис → аргументы.

        §              В аргументации могут быть ссылки на другие авторитеты. В науке есть мнение… Ряд ученых придерживаются мнения… Ученые-обществоведы (экономисты, политологи, социологи и т.п.) придерживаются иной точки зрения …+  Примеры и ссылки из исторического и социального опыта + Ссылки на собственный опыт и практику.

            Тезис (ваши мысли по проблеме)

            Аргумент (доказательства мысли), они могут выступать в виде фактов, явлений общественной жизни, научных доказательств, событий, жизненного опыта, ссылок на мнение ученых или авторитетных для вас людей…

        §               В текст включаются обществоведческие термины (понятия)  и их  объяснение. Не увлекаться определениями (не более 2-3)!

        Каждый абзац основной части раскрывает отдельную проблему или одну из её сторон и логически является продолжением друг друга.

        3. Заключение.  1) Подводятся итоги или дается обобщенный вывод по проблеме (теме) высказывания. 2) Выводы по проблеме на основе вашего мнения, обобщение ваших раздумий. 3) Резюме по теме! (В завершение → к началу). Не делать повтора мыслей в выводе.

        Этапы работы

        Внимание! Каждый из этапов важен, это будет экономить время.

        I. Выбираем тему. Пишем Вступление

        1)     Философия  ─ (не рекомендую!)

        2)     Социальная психология (Культурология) ─

        3)     Социология ? (+ -)

        4)     Экономика ☺+! (да)

        5)     Политология ☺+! (да)

        6)   Правоведение☺+!  (да)

               II. Определяем проблему.

        Если не получается сразу определить проблему, но есть понимание авторской фразы, есть что самому сказать по предложенной теме, есть знание по этому вопросу обществоведческих терминов (!), то в этом случае не следует  пугаться (того, что не сразу готовы записать чётко сформулированную проблему). Возможно, что решение придет в ходе рассуждений  и набора понятий по выбранной теме.

        III. Определяем слова- «поводыри» (обществоведческие понятия).

        IV. По мысли автора (тезис – аргументы).

        V. Другие точки зрения. 

        VI. С моей точки зрения (тезис - аргументы)

        VI. Заключение (вывод)

        Полезные советы 

        1)     Обязательно выпиши высказывание,  по которому будешь писать эссе. Написав абзац опять возвращайся к прочтению фразы.

        2)     Используя  черновик при написании эссе, полезно  оставлять пустые строчки между предложениями, оставлять широкие поля, где потом можно внести исправления, дополнения в процессе правки первоначального текста

        3)     Выделяйте абзацы; соблюдайте красную строку; используйте краткие, простые, разнообразные по интонации предложения  

        4)     Используйте схему построения предложений:
        "Я считаю (думаю, полагаю и др.), что … , так как ...";
        "Я думаю, что это (поступок, явление, ситуацию) можно оценить как … , потому что …".
        По моему мнению.., я разделяю позицию автора…;
        В заключении можно сделать вывод, что…

        5)     Владейте набором определений по каждой теме.
        Уверенное владение обществоведческими терминами и понятиями – первичное условие успеха при работе над эссе.

        Критерии оценивания эссе  на ЕГЭ в  «5» баллов, если есть:

            представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

            раскрытие проблемы на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями или на бытовом уровне, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа;

            аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни и/или собственный опыт.

        Планирование!

        Прежде чем начать писать, задайте себе следующие вопросы:

        1)     Какой раздел обществознания я знаю лучше всего?

        2)     Какое высказывание из предложенных в моем варианте я могу раскрыть наиболее полно?

        3)     Какие идеи я хочу сообщить?

        4)     Какие понятия следует использовать при раскрытии темы?

        5)     Сколько времени у меня уйдет на написание данной работы?

        (Этот вопрос является очень важным, потому что, готовясь писать эссе, нужно отработать в себе навык писать подобные сочинения достаточно быстро, т.к. время на экзамене ограничено, и его недостаток является одной из причин того, что  на экзамене не успевают  качественно написать работу. Постоянно тренируясь в написании эссе, можно добиться очень хороших результатов).

        Еще важны следующие  моменты в работе над эссе:

        ü     написание эссе в черновом варианте;

        ü     повторный анализ содержания текста;

        ü     проверка стиля, логичности и последовательности изложенного;

        ü     внесение необходимых изменений и написание окончательного варианта.

         

         

         

         

        rodnik.3dn.ru

    Author: alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *