Эсеры полное название партии – Партия социалистов-революционеров — Википедия

Содержание

Лидеры эсеров. История партии эсеров. Партия социалистов-революционеров

Партия социал-революционеров (ПСР) – это политическая сила, объединявшая в себе все ранее разрозненные силы оппозиционеров, стремившихся свергнуть власть. Сегодня распространен миф, что ПСР – террористы, радикалы, которые методом борьбы выбрали кровь и убийство. Это заблуждение сложилось оттого, что в новую силу вошли многие представители народничества, которые действительно выбирали радикальные методы политической борьбы. Однако ПСР не состояла сплошь из ярых националистов и террористов, в ее структуру входили и умеренно настроенные члены. Многие из них занимали даже видные политические посты, являлись известными и уважаемыми людьми. Однако в партии все же существовала «Боевая организация». Именно она занималась террором и убийствами. Ее цель – посеять страх, панику в обществе. Частично им это удалось: были случаи, что политики отказывались от постов губернаторов, так как боялись быть убитыми. Но не все лидеры эсеров придерживались таких взглядов. Многие из них хотели бороться за власть законным конституционным путем. Именно лидеры эсеров станут главными героями нашей статьи. Но сначала скажем о том, когда официально появилась партия и кто в нее входил.

Появление ПСР на политической арене

Название «социал-революционеры» приняли представители революционного народничества. В этой партии они увидели продолжение своей борьбы. Они и составили костяк первой боевой организации партии.
Уже в середине 90-х гг. 19 века стали образовываться эсеровские организации: в 1894 году появился первый Саратовский союз русских социал-революционеров. К концу 19 века подобные организации возникли почти во всех крупных городах. Это Одесса, Минск, Петербург, Тамбов, Харьков, Полтава, Москва. Первым лидером партии был А. Аргунов.

«Боевая организация»

«Боевая организация» эсеров являлась террористической организацией. Именно по ней судят обо всей партии как о «кровавой». На самом деле подобное формирование существовало, однако оно было автономно от Центрального Комитета, часто ему не подчинялось. Ради справедливости скажем, что многие партийные деятели также не разделяли подобные методы ведения борьбы: существовали так называемые левые и правые эсеры.
Идея террора была не нова в русской истории: 19 век сопровождался массовыми убийствами видных политических деятелей. Тогда этим занимались «народники», которые к началу 20 века влились в ПСР. В 1902 «Боевая организация» впервые себя проявила как самостоятельная организация — был убит министр внутренних дел Д. С. Сипягин. Вскоре последовала череда убийств других видных политических деятелей, губернаторов и др. Лидеры эсеров не могли влиять на свое кровавое детище, которое выдвинуло лозунг: «Террор как путь к светлому будущему». Примечательно, но одним из главных руководителей «Боевой организации» был двойной агент Азеф. Он одновременно организовывал террористические акты, выбирал следующие жертвы, а с другой стороны, являлся тайным агентом охранки, «сливал» спецслужбам видных исполнителей, плел интриги в партии, не допускал смерти самого императора.

Лидеры «Боевой организации»

Лидерами «Боевой организации» (БО) были Азеф — двойной агент, а также Борис Савинков, оставивший мемуары о данной организации. Именно по его заметкам историки изучали все тонкости БО. В ней не было жесткой партийной иерархии, как, например, в ЦК ПСР. По словам Б. Савинкова, была атмосфера коллектива, семьи. В ней царила гармония, уважение друг к другу. Сам Азеф прекрасно понимал, что одними авторитарными методами не удержать БО в подчинении, он позволял активистам самим определять внутреннюю жизнь. Другие активные ее деятели – Борис Савинков, И. Швейцер, Е. Созонов – делали все, чтобы организация была единой семьей. В 1904 году был убит другой министр финансов – В. К. Плеве. После этого был принят Устав БО, но он никогда не выполнялся. По воспоминаниям Б. Савинкова, это была лишь бумажка, которая не имела никакой юридической силы, никто не обращал на нее никакого внимания. В январе 1906 года «Боевая организация» окончательно была ликвидирована на партийном съезде из-за отказа ее лидеров продолжить террор, а сам Азеф стал сторонником политической законной борьбы. В будущем, конечно, были попытки ее реанимировать с целью убийства самого императора, но Азеф все время нивелировал их вплоть до своего разоблачения и бегства.

Движущая политическая сила ПСР

Эсеры в надвигающейся революции делали упор на крестьянство. Это и понятно: именно аграрии составляли большинство жителей России, именно они терпели многовековое угнетение. Так считал и Виктор Чернов. К слову сказать, до первой русской революции 1905 года крепостничество фактически сохранялось в России в видоизмененном формате. Только реформы П. А. Столыпина освободили наиболее трудолюбивые силы от ненавистной общины, тем самым создав мощный толчок для социально-экономического развития.
Эсеры 1905 года скептически относились к революции. Они не считали Первую революцию 1905 года ни социалистической, ни буржуазной. Переход к социализму должен был быть мирным, поэтапным в нашей стране, а буржуазная революция, по их мнению, и вовсе не нужна, ибо в России большинство жителей империи — крестьяне, а не рабочие.
Своим политическим лозунгом эсеры провозгласили словосочетание «Земля и воля».

Официальное появление

Процесс формирования официальной политической партии был долгим. Причина заключалась в том, что лидеры эсеров имели разные взгляды как на конечную цель партии, так и на использование методов осуществления своих целей. Кроме того, в стране фактически существовали две независимые силы: «Южная партия эсеров» и «Союз эсеров». Они слились в единую структуру. Новый лидер партии эсеров в начале 20 века сумел собрать всех видных деятелей вместе. Учредительный съезд проходил с 29 декабря 1905 по 4 января 1906 года в Финляндии. Тогда это была не независимая страна, а автономия в составе Российской империи. В отличие от будущих большевиков, которые создавали свою партию РСДРП за границей, эсеры формировались внутри России. Лидером объединенной партии стал Виктор Чернов.
В Финляндии ПСР утвердили свою программу, временный устав, подвели итоги своего движения. Официальному оформлению партии способствовал Манифест 17 октября 1905 года. Он официально провозглашал Государственную думу, которая формировалась через выборы. Лидеры эсеров не хотели оставаться в стороне – они также начали официальную законную борьбу. Проводится широкая пропагандистская работа, выпускаются официальные печатные издания, активно привлекаются новые члены. К 1907 распускается «Боевая организация». После этого лидеры эсеров не контролируют своих бывших боевиков и террористов, их деятельность становится децентрализованной, численность их растет. Но с роспуском боевого крыла происходит, наоборот, рост террористических актов – всего их насчитывается 223. Самым громким из них считается взрыв кареты московского градоначальника Каляева.

Разногласия

С 1905 года начинаются разногласия между политическими группами и силами в ПСР. Появляются так называемые левые эсеры и центристы. Термин «правые эсеры» в самой партии не встречался. Этот ярлык придумали впоследствии большевики. В самой партии было разделение не на «левых» и «правых», а на максималистов и минималистов, по аналогии с большевиками и меньшевиками. Левые эсеры – это и есть максималисты. Они в 1906 году откололись от основных сил. Максималисты настаивали на продолжении аграрного террора, т. е. свержения власти революционными методами. Минималисты настаивали на борьбе законными, демократическими способами. Интересно, но почти так же разделилась партия РСДРП на меньшевиков и большевиков. Лидером левых эсеров стала Мария Спиридонова. Примечательно, что они слились впоследствии с большевиками, тогда как минималисты объединились с другими силами, а сам лидер В. Чернов входил во Временное правительство.

Женщина-лидер

Эсеры унаследовали традиции народников, видными деятелями которых некоторое время были женщины. В одно время, после ареста основных лидеров народовольцев, на свободе остался только один член исполкома – Вера Фигнер, руководившая организацией почти два года. Убийство Александра Второго также связано с именем другой женщины-народовольца – Софьи Перовской. Поэтому никто не был против, когда Мария Спиридонова стала во главе левых эсеров. Далее — немного о деятельности Марии.

Популярность Спиридоновой

Мария Спиридонова – символ Первой русской революции, над ее сакральным образом трудились много видных деятелей, поэтов, писателей. Мария не сделала ничего сверхъестественного, по сравнению с деятельностью других террористов, осуществлявших так называемый аграрный террор. Она в январе 1906 года совершила покушение на советника губернатора Гавриила Луженовского. Он «провинился» перед русскими революционерами во время 1905 года. Луженовский жестоко подавлял любые революционные выступления в своей губернии, был лидером тамбовских черносотенцев – националистической партии, которая отстаивала монархические традиционные ценности. Покушение для Марии Спиридоновой закончилось неудачно: ее зверски избили казаки и полицейские. Возможно, она была даже изнасилована, но эта информация неофициальная. Особо рьяных обидчиков Марии – полицейского Жданова и казачьего офицера Аврамова – настигла расправа в будущем. Сама же Спиридонова сделалась «великомученицей», пострадавшей за идеалы русской революции. Общественный резонанс по ее делу облетел все страницы иностранной прессы, которая уже в те годы любила говорить о правах человека в неподконтрольных им странах.
Журналист Владимир Попов сделал себе имя на этой истории. Он провел расследование для либеральной газеты «Русь». Дело Марии было настоящей пиар-акцией: описывались в газетах каждый ее жест, каждое сказанное на суде слово, опубликовывались письма родным и близким из тюрьмы. На ее защиту встал один из виднейших юристов того времени: член ЦК кадетов Николай Тесленко, возглавлявший Союз адвокатов России. Фотокарточка Спиридоновой распространялась по всей империи – эта была одна из самых популярных фотографий того времени. Находятся свидетельства, что тамбовские крестьяне молились за нее в специальной часовенке, поставленной во имя Марии Египетской. Все статьи о Марии переопубликовывались, каждый студент считал почетным иметь ее карточку в кармане, наряду со студенческим билетом. Система власти не выдержала общественного резонанса: Марии отменили смертную казнь, изменив наказание на пожизненную каторгу. В 1917 году Спиридонова примкнет к большевикам.

Другие лидеры левых эсеров

Говоря о лидерах эсеров, необходимо упомянуть еще нескольких видных деятелей этой партии. Первый – Борис Камков (настоящая фамилия Кац).

Один из создателей партии ПСР. Родился в 1885 году в Бессарабии. Сын земского врача-еврея, участвовал в революционном движении в Кишиневе, Одессе, за что и был арестован как член БО. В 1907 году бежал за границу, где и проводил всю активную работу. В годы Первой мировой войны придерживался пораженческих взглядов, т. е. активно желал поражения русских войск в империалистической войне. Входил в редакцию антивоенной газеты «Жизнь», а также в комитет помощи военнопленным. Вернулся в Россию только после Февральской революции, в 1917 году. Камков активно выступал против Временного «буржуазного» правительства и против продолжения войны. Убедившись, что он не сможет противостоять политике ПСР, Камков вместе с Марией Спиридоновой и Марком Натансоном инициировали создание фракции левых эсеров. В Предпарламенте (22 сентября – 25 октября 1917) Камков отстаивал свои позиции по миру и Декрету о земле. Однако они были отвергнуты, что привело его к сближению с Лениным и Троцким. Большевики решили выйти из Предпарламента, призвав левых эсеров последовать вместе с ними. Камков решил остаться, но заявил о солидарности с большевиками в случае революционного выступления. Таким образом, Камков уже тогда либо знал, либо догадывался о возможном захвате власти со стороны Ленина и Троцкого. Осенью 1917 года он стал одним из лидеров крупнейшей петроградской ячейки ПСР. После октября 1917 года пытался наладить взаимоотношения с большевиками, заявлял, что в новый Совет Народных Комиссаров должны войти все партии. Активно выступал против Брестского мира, хотя еще летом заявлял о недопустимости продолжения войны. В июле 1918 года начались левоэсеровские движения против большевиков, в которых Камков принял участие. С января 1920 года начинается череда арестов, ссылок, но он никогда не отказывался от верности к ПСР, несмотря на то что когда-то активно поддерживал большевиков. Только с началом троцкистских чисток Сталина 29 августа 1938 года был расстрелян. Реабилитирован прокуратурой РФ в 1992 году.

Другой видный теоретик левых эсеров – Штейнберг Исаак Захарович. Сначала так же, как и другие, был сторонником сближения большевиков и левых эсеров. Был даже народным комиссаром юстиции в Совете народных комиссаров. Однако так же, как и Камков, был ярым противником заключения Брестского мира. Во время эсеровскоско восстания Исаак Захарович находился за границей. После возвращения в РСФСР вел подпольную борьбу против большевиков, в результате чего был арестован ВЧК в 1919 году. После окончательного разгрома левых эсеров эмигрировал за границу, где вел антисоветскую деятельность. Автор книги «От февраля по октябрь 1917», которая издана в Берлине.
Еще одним видным деятелем, который поддерживал связь с большевиками, был Натансон Марк Андреевич. После Октябрьской революции в ноябре 1917 года инициировал создание новой партии – Партии левых эсеров. Это были новые «левые», которые не хотели примкнуть к большевикам, но и не вошли к центристам из Учредительного собрания. В 1918 году партия открыто выступила против большевиков, однако Натансон остался верным союзу с ними, отколовшись от левых эсеров. Было организовано новое течение – Партия революционного коммунизма, членом ЦИК которой являлся Натансон. В 1919 году он понял, что большевики не потерпят никакой иной политической силы. Боясь ареста, уехал в Швейцарию, где и умер от болезни.

Эсеры: 1917 год

После громких террактов 1906-1909 гг. эсеров считают главной угрозой империи. Против них начинаются настоящие облавы со стороны полиции. Февральская революция реанимирует партию, а идея «крестьянского социализма» находит отклик в сердцах людей, т. к. многие желали передела помещичьих земель. К концу лета 1917 года численность партии доходит до одного миллиона человек. В 62 губерниях формируются 436 партийных организаций. Несмотря на большую численность и поддержку, политическая борьба была довольна вялой: так, за всю историю партии проводилось всего четыре съезда, а к 1917 году так и не был принят постоянный Устав.
Быстрый рост партии, отсутствие четкой структуры, членских взносов, учета своих членов приводят к сильному разнобою в политических взглядах. Некоторые ее малограмотные члены и вовсе не видели разницы между ПСР и РСДРП, считали эсеров и большевиков одной партией. Частыми были случаи перехода от одной политической силы к другой. Также в партию вступали целыми деревнями, фабриками, заводами. Лидеры ПСР отмечали, что многие так называемые мартовские эсеры входят в партию исключительно с целью карьерного роста. Это подтвердилось массовым их уходом после прихода к власти большевиков 25 октября 1917 года. «Мартовские эсеры» почти все перешли к большевикам к началу 1918 года.
К осени 1917 года эсеры распадаюстя на три партии: правые (Брешко-Брешковская Е. К., Керенский А. Ф., Савинков Б. В.), центристы (Чернов В. М., Маслов С. Л.), левые (Спиридонова М. А., Камков Б. Д.).

www.nastroy.net

Партия социалистов-революционеров — Энциклопедия Коммунист.Ru

Партия социалистов-революционеров (ПСР, социалисты-революционеры, эсеры) — крупнейшая мелкобуржуазная партия в России в 1901—22 годах. В ходе развития русского революционного движения партия эсеров проделала сложную эволюцию от мелкобуржуазного революционаризма к сотрудничеству с буржуазией после Февральской революции и фактическому союзу с буржуазно-помещичьей контрреволюцией после Октябрьской революции.

Возникновение. Лидеры

Оформилась в конце 1901 года — начале 1902 года в результате объединения ряда народнических кружков и групп: «Южная партия социалистов-революционеров», «Северный союз социалистов-революционеров», «Аграрно-социалистическая лига», «Заграничный союз социалистов-революционеров» и других. В момент возникновения во главе партии стояли М.А.Натансон, Е.К.Брешко-Брешковская, Н.С.Русанов, В.М.Чернов, М.Р.Гоц, Г.А.Гершуни.

Идеология

В первые годы эсеры не имели общепринятой программы. Их взгляды и требования отражали статьи газеты «Революционная Россия», журнал «Вестник русской революции», сборник «По вопросам программы и тактики». В теоретическом отношении взгляды эсеров — эклектическое смешение идей народничества и ревизионизма (бернштейнианства). В.И.Ленин писал, что эсеры ««прорехи народничества… стараются поправить заплатами модной оппортунистической „критики“ марксизма…»[1]

Главной социальной силой эсеры считали «трудовой народ»: крестьянство, пролетариат, демократическую интеллигенцию. Их тезис о «единстве народа» объективно означал отрицание классовых различий между пролетариатом и крестьянством и противоречий внутри крестьянства. Интересы «трудового» крестьянства объявлялись тождественными интересам пролетариата. Основным признаком разделения общества на классы эсеры считали источники извлечения дохода, поставив на первое место отношения распределения, а не отношения к средствам производства, как учит марксизм. Социалисты-революционеры выдвинули идею о социалистическом характере «трудового» крестьянства (сельская беднота и середняки). Отрицая руководящую роль пролетариата в буржуазно-демократической революции, они признавали движущими силами революции демократическую интеллигенцию, крестьянство и пролетариат, отводя главную роль в революции крестьянству. Не понимая буржуазного характера приближающейся революции, эсеры рассматривали крестьянское движение против остатков крепостничества как социалистическое. В Программе партии, написанной В.М.Черновым и принятой на 1-м съезде в декабрь 1905 года — январь 1906 года, содержались требования установления демократической республики, автономии областей, политических свобод, всеобщего избирательного права, созыва Учредительного собрания, введения рабочего законодательства, прогрессивного подоходного налога, установления 8-часового рабочего дня. Основой аграрной программы социалистов-революционеров явилось требование социализации земли, имевшее в условиях буржуазно-демократической революции прогрессивный характер, так как предусматривало ликвидацию революционным путем помещичьего землевладения и передачу земли крестьянам. Аграрная программа эсеров обеспечила им в Революции 1905—07 года влияние и поддержку среди крестьян.

Деятельность партии эсеров

Дореволюционный период

В области тактики социалисты-революционеры заимствовали у социал-демократов методы массовой агитации среди пролетариата, крестьянства и интеллигенции (главным образом среди студенчества). Однако одним из главных методов борьбы эсеров был индивидуальный террор, который осуществляла законспирированная и фактически независимая от ЦК Боевая организация). Основателем и руководителем её с конца 1901 года был Г.А.Гершуни, с 1903 года — Е.Ф.Азеф (оказавшийся провокатором), с 1908 года — Б.В.Савинков.

В 1902—06 годах члены Боевой организации эсеров осуществили ряд крупных террористических актов: С.В.Балмашев убил министра внутренних дел Д.С.Сипягина, Е.С.Сазонов — министра внутренних дел В.К.Плеве, И.П.Каляев — великого князя Сергея Александровича. В ходе Революции 1905—07 годов крестьянские дружины эсеров развернули в деревнях кампанию «аграрного террора»: поджоги усадеб, захват помещичьего имущества, порубки лесов. Боевые дружины социалистов революционеро совместно с дружинами других партий участвовали в вооруженных восстаниях 1905—06 года и «партизанской войне» 1906 года. «Военная организация» эсеров вела работу в армии и во флоте. В то же время социалисты-революционеры были склонны к колебаниям в сторону либерализма. В 1904 году они заключили соглашение с «Союзом освобождения», участвовали в парижской «Конференции оппозиционных и революционных организаций», на которой присутствовали представители только буржуазных и мелкобуржуазных групп.

Участие в Государственной Думе

В 1-й Государственной думе эсеры не имели своей фракции и входили во фракцию трудовиков. Избрание 37 своих депутатов во 2-ю Государственную думу эсеры

kommynist.ru

Лидеры эсеров. История партии эсеров. Партия социалистов-революционеров






Лидеры эсеров. История партии эсеров. Партия социалистов-революционеров



27.09.2017 22:51

Партия социал-революционеров (ПСР) – это политическая сила, объединявшая в себе все ранее разрозненные силы оппозиционеров, стремившихся свергнуть власть. Сегодня распространен миф, что ПСР – террористы, радикалы, которые методом борьбы выбрали кровь и убийство. Это заблуждение сложилось оттого, что в новую силу вошли многие представители народничества, которые действительно выбирали радикальные методы политической борьбы. Однако ПСР не состояла сплошь из ярых националистов и террористов, в ее структуру входили и умеренно настроенные члены. Многие из них занимали даже видные политические посты, являлись известными и уважаемыми людьми. Однако в партии все же существовала «Боевая организация». Именно она занималась террором и убийствами. Ее цель – посеять страх, панику в обществе. Частично им это удалось: были случаи, что политики отказывались от постов губернаторов, так как боялись быть убитыми. Но не все лидеры эсеров придерживались таких взглядов. Многие из них хотели бороться за власть законным конституционным путем. Именно лидеры эсеров станут главными героями нашей статьи. Но сначала скажем о том, когда официально появилась партия и кто в нее входил.

Появление ПСР на политической арене

Название «социал-революционеры» приняли представители революционного народничества. В этой партии они увидели продолжение своей борьбы. Они и составили костяк первой боевой организации партии.
Уже в середине 90-х гг. 19 века стали образовываться эсеровские организации: в 1894 году появился первый Саратовский союз русских социал-революционеров. К концу 19 века подобные организации возникли почти во всех крупных городах. Это Одесса, Минск, Петербург, Тамбов, Харьков, Полтава, Москва. Первым лидером партии был А. Аргунов.

«Боевая организация»

«Боевая организация» эсеров являлась террористической организацией. Именно по ней судят обо всей партии как о «кровавой». На самом деле подобное формирование существовало, однако оно было автономно от Центрального Комитета, часто ему не подчинялось. Ради справедливости скажем, что многие партийные деятели также не разделяли подобные методы ведения борьбы: существовали так называемые левые и правые эсеры.
Идея террора была не нова в русской истории: 19 век сопровождался массовыми убийствами видных политических деятелей. Тогда этим занимались «народники», которые к началу 20 века влились в ПСР. В 1902 «Боевая организация» впервые себя проявила как самостоятельная организация — был убит министр внутренних дел Д. С. Сипягин. Вскоре последовала череда убийств других видных политических деятелей, губернаторов и др. Лидеры эсеров не могли влиять на свое кровавое детище, которое выдвинуло лозунг: «Террор как путь к светлому будущему». Примечательно, но одним из главных руководителей «Боевой организации» был двойной агент Азеф. Он одновременно организовывал террористические акты, выбирал следующие жертвы, а с другой стороны, являлся тайным агентом охранки, «сливал» спецслужбам видных исполнителей, плел интриги в партии, не допускал смерти самого императора.

Лидеры «Боевой организации»

Лидерами «Боевой организации» (БО) были Азеф — двойной агент, а также Борис Савинков, оставивший мемуары о данной организации. Именно по его заметкам историки изучали все тонкости БО. В ней не было жесткой партийной иерархии, как, например, в ЦК ПСР. По словам Б. Савинкова, была атмосфера коллектива, семьи. В ней царила гармония, уважение друг к другу. Сам Азеф прекрасно понимал, что одними авторитарными методами не удержать БО в подчинении, он позволял активистам самим определять внутреннюю жизнь. Другие активные ее деятели – Борис Савинков, И. Швейцер, Е. Созонов – делали все, чтобы организация была единой семьей. В 1904 году был убит другой министр финансов – В. К. Плеве. После этого был принят Устав БО, но он никогда не выполнялся. По воспоминаниям Б. Савинкова, это была лишь бумажка, которая не имела никакой юридической силы, никто не обращал на нее никакого внимания. В январе 1906 года «Боевая организация» окончательно была ликвидирована на партийном съезде из-за отказа ее лидеров продолжить террор, а сам Азеф стал сторонником политической законной борьбы. В будущем, конечно, были попытки ее реанимировать с целью убийства самого императора, но Азеф все время нивелировал их вплоть до своего разоблачения и бегства.

Движущая политическая сила ПСР

Эсеры в надвигающейся революции делали упор на крестьянство. Это и понятно: именно аграрии составляли большинство жителей России, именно они терпели многовековое угнетение. Так считал и Виктор Чернов. К слову сказать, до первой русской революции 1905 года крепостничество фактически сохранялось в России в видоизмененном формате. Только реформы П. А. Столыпина освободили наиболее трудолюбивые силы от ненавистной общины, тем самым создав мощный толчок для социально-экономического развития.
Эсеры 1905 года скептически относились к революции. Они не считали Первую революцию 1905 года ни социалистической, ни буржуазной. Переход к социализму должен был быть мирным, поэтапным в нашей стране, а буржуазная революция, по их мнению, и вовсе не нужна, ибо в России большинство жителей империи — крестьяне, а не рабочие.
Своим политическим лозунгом эсеры провозгласили словосочетание «Земля и воля».

Официальное появление

Процесс формирования официальной политической партии был долгим. Причина заключалась в том, что лидеры эсеров имели разные взгляды как на конечную цель партии, так и на использование методов осуществления своих целей. Кроме того, в стране фактически существовали две независимые силы: «Южная партия эсеров» и «Союз эсеров». Они слились в единую структуру. Новый лидер партии эсеров в начале 20 века сумел собрать всех видных деятелей вместе. Учредительный съезд проходил с 29 декабря 1905 по 4 января 1906 года в Финляндии. Тогда это была не независимая страна, а автономия в составе Российской империи. В отличие от будущих большевиков, которые создавали свою партию РСДРП за границей, эсеры формировались внутри России. Лидером объединенной партии стал Виктор Чернов.
В Финляндии ПСР утвердили свою программу, временный устав, подвели итоги своего движения. Официальному оформлению партии способствовал Манифест 17 октября 1905 года. Он официально провозглашал Государственную думу, которая формировалась через выборы. Лидеры эсеров не хотели оставаться в стороне – они также начали официальную законную борьбу. Проводится широкая пропагандистская работа, выпускаются официальные печатные издания, активно привлекаются новые члены. К 1907 распускается «Боевая организация». После этого лидеры эсеров не контролируют своих бывших боевиков и террористов, их деятельность становится децентрализованной, численность их растет. Но с роспуском боевого крыла происходит, наоборот, рост террористических актов – всего их насчитывается 223. Самым громким из них считается взрыв кареты московского градоначальника Каляева.

Разногласия

С 1905 года начинаются разногласия между политическими группами и силами в ПСР. Появляются так называемые левые эсеры и центристы. Термин «правые эсеры» в самой партии не встречался. Этот ярлык придумали впоследствии большевики. В самой партии было разделение не на «левых» и «правых», а на максималистов и минималистов, по аналогии с большевиками и меньшевиками. Левые эсеры – это и есть максималисты. Они в 1906 году откололись от основных сил. Максималисты настаивали на продолжении аграрного террора, т. е. свержения власти революционными методами. Минималисты настаивали на борьбе законными, демократическими способами. Интересно, но почти так же разделилась партия РСДРП на меньшевиков и большевиков. Лидером левых эсеров стала Мария Спиридонова. Примечательно, что они слились впоследствии с большевиками, тогда как минималисты объединились с другими силами, а сам лидер В. Чернов входил во Временное правительство.

Женщина-лидер

Эсеры унаследовали традиции народников, видными деятелями которых некоторое время были женщины. В одно время, после ареста основных лидеров народовольцев, на свободе остался только один член исполкома – Вера Фигнер, руководившая организацией почти два года. Убийство Александра Второго также связано с именем другой женщины-народовольца – Софьи Перовской. Поэтому никто не был против, когда Мария Спиридонова стала во главе левых эсеров. Далее — немного о деятельности Марии.

Популярность Спиридоновой

Мария Спиридонова – символ Первой русской революции, над ее сакральным образом трудились много видных деятелей, поэтов, писателей. Мария не сделала ничего сверхъестественного, по сравнению с деятельностью других террористов, осуществлявших так называемый аграрный террор. Она в январе 1906 года совершила покушение на советника губернатора Гавриила Луженовского. Он «провинился» перед русскими революционерами во время 1905 года. Луженовский жестоко подавлял любые революционные выступления в своей губернии, был лидером тамбовских черносотенцев – националистической партии, которая отстаивала монархические традиционные ценности. Покушение для Марии Спиридоновой закончилось неудачно: ее зверски избили казаки и полицейские. Возможно, она была даже изнасилована, но эта информация неофициальная. Особо рьяных обидчиков Марии – полицейского Жданова и казачьего офицера Аврамова – настигла расправа в будущем. Сама же Спиридонова сделалась «великомученицей», пострадавшей за идеалы русской революции. Общественный резонанс по ее делу облетел все страницы иностранной прессы, которая уже в те годы любила говорить о правах человека в неподконтрольных им странах.
Журналист Владимир Попов сделал себе имя на этой истории. Он провел расследование для либеральной газеты «Русь». Дело Марии было настоящей пиар-акцией: описывались в газетах каждый ее жест, каждое сказанное на суде слово, опубликовывались письма родным и близким из тюрьмы. На ее защиту встал один из виднейших юристов того времени: член ЦК кадетов Николай Тесленко, возглавлявший Союз адвокатов России. Фотокарточка Спиридоновой распространялась по всей империи – эта была одна из самых популярных фотографий того времени. Находятся свидетельства, что тамбовские крестьяне молились за нее в специальной часовенке, поставленной во имя Марии Египетской. Все статьи о Марии переопубликовывались, каждый студент считал почетным иметь ее карточку в кармане, наряду со студенческим билетом. Система власти не выдержала общественного резонанса: Марии отменили смертную казнь, изменив наказание на пожизненную каторгу. В 1917 году Спиридонова примкнет к большевикам.

Другие лидеры левых эсеров

Говоря о лидерах эсеров, необходимо упомянуть еще нескольких видных деятелей этой партии. Первый – Борис Камков (настоящая фамилия Кац).

Один из создателей партии ПСР. Родился в 1885 году в Бессарабии. Сын земского врача-еврея, участвовал в революционном движении в Кишиневе, Одессе, за что и был арестован как член БО. В 1907 году бежал за границу, где и проводил всю активную работу. В годы Первой мировой войны придерживался пораженческих взглядов, т. е. активно желал поражения русских войск в империалистической войне. Входил в редакцию антивоенной газеты «Жизнь», а также в комитет помощи военнопленным. Вернулся в Россию только после Февральской революции, в 1917 году. Камков активно выступал против Временного «буржуазного» правительства и против продолжения войны. Убедившись, что он не сможет противостоять политике ПСР, Камков вместе с Марией Спиридоновой и Марком Натансоном инициировали создание фракции левых эсеров. В Предпарламенте (22 сентября – 25 октября 1917) Камков отстаивал свои позиции по миру и Декрету о земле. Однако они были отвергнуты, что привело его к сближению с Лениным и Троцким. Большевики решили выйти из Предпарламента, призвав левых эсеров последовать вместе с ними. Камков решил остаться, но заявил о солидарности с большевиками в случае революционного выступления. Таким образом, Камков уже тогда либо знал, либо догадывался о возможном захвате власти со стороны Ленина и Троцкого. Осенью 1917 года он стал одним из лидеров крупнейшей петроградской ячейки ПСР. После октября 1917 года пытался наладить взаимоотношения с большевиками, заявлял, что в новый Совет Народных Комиссаров должны войти все партии. Активно выступал против Брестского мира, хотя еще летом заявлял о недопустимости продолжения войны. В июле 1918 года начались левоэсеровские движения против большевиков, в которых Камков принял участие. С января 1920 года начинается череда арестов, ссылок, но он никогда не отказывался от верности к ПСР, несмотря на то что когда-то активно поддерживал большевиков. Только с началом троцкистских чисток Сталина 29 августа 1938 года был расстрелян. Реабилитирован прокуратурой РФ в 1992 году.

Другой видный теоретик левых эсеров – Штейнберг Исаак Захарович. Сначала так же, как и другие, был сторонником сближения большевиков и левых эсеров. Был даже народным комиссаром юстиции в Совете народных комиссаров. Однако так же, как и Камков, был ярым противником заключения Брестского мира. Во время эсеровскоско восстания Исаак Захарович находился за границей. После возвращения в РСФСР вел подпольную борьбу против большевиков, в результате чего был арестован ВЧК в 1919 году. После окончательного разгрома левых эсеров эмигрировал за границу, где вел антисоветскую деятельность. Автор книги «От февраля по октябрь 1917», которая издана в Берлине.
Еще одним видным деятелем, который поддерживал связь с большевиками, был Натансон Марк Андреевич. После Октябрьской революции в ноябре 1917 года инициировал создание новой партии – Партии левых эсеров. Это были новые «левые», которые не хотели примкнуть к большевикам, но и не вошли к центристам из Учредительного собрания. В 1918 году партия открыто выступила против большевиков, однако Натансон остался верным союзу с ними, отколовшись от левых эсеров. Было организовано новое течение – Партия революционного коммунизма, членом ЦИК которой являлся Натансон. В 1919 году он понял, что большевики не потерпят никакой иной политической силы. Боясь ареста, уехал в Швейцарию, где и умер от болезни.

Эсеры: 1917 год

После громких террактов 1906-1909 гг. эсеров считают главной угрозой империи. Против них начинаются настоящие облавы со стороны полиции. Февральская революция реанимирует партию, а идея «крестьянского социализма» находит отклик в сердцах людей, т. к. многие желали передела помещичьих земель. К концу лета 1917 года численность партии доходит до одного миллиона человек. В 62 губерниях формируются 436 партийных организаций. Несмотря на большую численность и поддержку, политическая борьба была довольна вялой: так, за всю историю партии проводилось всего четыре съезда, а к 1917 году так и не был принят постоянный Устав.
Быстрый рост партии, отсутствие четкой структуры, членских взносов, учета своих членов приводят к сильному разнобою в политических взглядах. Некоторые ее малограмотные члены и вовсе не видели разницы между ПСР и РСДРП, считали эсеров и большевиков одной партией. Частыми были случаи перехода от одной политической силы к другой. Также в партию вступали целыми деревнями, фабриками, заводами. Лидеры ПСР отмечали, что многие так называемые мартовские эсеры входят в партию исключительно с целью карьерного роста. Это подтвердилось массовым их уходом после прихода к власти большевиков 25 октября 1917 года. «Мартовские эсеры» почти все перешли к большевикам к началу 1918 года.
К осени 1917 года эсеры распадаюстя на три партии: правые (Брешко-Брешковская Е. К., Керенский А. Ф., Савинков Б. В.), центристы (Чернов В. М., Маслов С. Л.), левые (Спиридонова М. А., Камков Б. Д.).

www.nastroy.info

Образование партии эсеров

В 90-е гг. XIX в. вновь
активизировалось народничество, в котором существовало несколько различных
течений. Если либеральные народники стремились оказать практическую помощь
крестьянству (организация земледельческих артелей, ссудосберегательных
товариществ и т. п.), то левое крыло избрало нелегальную деятельность -
народнические (эсеровские) группы и кружки действовали во многих городах. В
1896 г. в Саратове возник «Союз социалистов-революционеров» (А. А. Аргунов), с
1897 г. центром его деятельности становится Москва (с этого момента он известен
как «Северный союз эсеров»). Малочисленная, глубоко законспирированная
организация, «Союз» в 1901 г. выпустил два номера газеты «Революционная
Россия». В конце лета 1900 г. в Харькове состоялся съезд представителей
эсеровских групп и кружков Одессы, Харькова, Киева, Екатеринослава и др.,
провозгласивший создание Партии социалистов-революционеров («Южная партия»).
Однако у партии не было ни руководящего центра, ни печатного органа, поэтому
она была объединением скорее символическим, чем реальным.

В сентябре 1901 г.
жандармы разгромили типографию «Союза социалистов-революционеров» в Томске, а в
начале декабря 1901 г. «Союз» вследствие многочисленных арестов его членов
фактически прекратил свое существование. Эти события были тесно связаны
с деятельностью провокатора Е.Ф. Азефа. Еще в начале 90-х гг. он предложив свои
услуги Департаменту полиции, а в 1899 г. прибыл в Россию и поступил в
распоряжение начальника Московского охранного отделения С. В. Зубатова. Азеф
помогал «Союзу» а организации томской типографии, но одновременно дал
возможность охранке выяснить ее местонахождение. С провалом газеты Азеф стал
настойчиво советовать руководителям «Союза» перебраться за границу и там
возобновить издание «Революционной России». За границу выехала сначала одна из
руководителей «Союза», М. Ф. Селюк, затем и сам Азеф. В декабре 1901 г. в
Берлине состоялась их встреча с одним из будущих лидеров партии, Г. А. Гершуни,
в результате которой они пришли к соглашению об объединении «Союза» и «Южной
партии» в единую Партию социалистов-революционеров. Официальным органом партии
эсеров стала газета «Революционная Россия».

Осенью 1901 г. Гершуни приступил к
созданию особой террористической группы, которая получила название «Боевой
организации партии социалистов-революционеров» (БО ПСР). После ареста Гершуни в
мае 1903 г. БО ПСР возглавил Е. Азеф.

В мае 1904 г. в «Революционной России» был
опубликован проект программы ПСР, который вместе с уставом был утвержден на I
съезде партии в декабре 1905 — январе 1906 г. (Финляндия).

Основная заслуга в разработке
теоретической части программы эсеров принадлежит В. М. Чернову. Он вошел в ПСР
в конце 1901 г., являлся членом ЦК партии.

Программа партии эсеров имела много общего
со взглядами революционных народников. Она провозглашала конечной целью партий
экспроприацию капиталистической собственности и реорганизацию производства и
всего общественного строя на социалистических началах. Оригинальность
эсеровского социализма и его национальная особенность заключались в теории
социализации земледелия, основанной на идее некапиталистической эволюции
крестьянских общин к социализму и «прорастании» социализма в деревне раньше,
чем в городе.

Преобразование России в демократическую
республику эсеры намеревались осуществить законодательным порядком, через
учредительное собрание.

Как и народники, эсеры считали
индивидуальный террор одним из основных средств революционной борьбы. Жертвами
эсеровского террора стали: министры внутренних дел Д: С. Сипягин и В. К. Плеве,
харьков-

ский
губернатор князь И. М. Оболенский, уфимский губернатор Н. М. Богданович,
московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович.

 

www.examen.ru

Таблица — политические партии России

Политические
партии России после революции 1905-1907гг.

Название
партии,

Время
возникновения

Направление

Социальный
состав

Лидеры

Программа

  1. РСДРП(Российская социал-демократическая
    рабочая партия)

Организационно
оформилась в 1903г.

социалистическое

РСДРП была
по своему составу партией
пролетарско-интеллигентской,многонациональной. Большевистское
крыло партии насчитывало в 1907 г. около
46 тыс. человек, меньшевистское— более
100 тыс.

В.И. Ульянов (Ленин)
– большевики;

Ю.О. Цедербаум
(Мартов) – меньшевики.

Программа партии состояла из двух
частей. Первая часть («программа-минимум»)
предусматрива­ла решение задач
буржуазно-демократи­ческой революции:
свержение самодер­жавия и установление
демократической республики; всеобщее
избирательное право и демократические
свободы; широ­кое
местное самоуправление, право наций
на самоопределение и
их равноправие; возвращение крестьянам
отрезанных в 1861г. от их наделов
земель, отмену выкупных и оброчных
пла­тежей за землю и возвращение
ранее выплаченных выкупных сумм;
8-часовой рабочий день, отмена штрафов
и сверхурочных работ.

Вторая часть
(«программа-максимум») предусматривала
победу пролетарской революции,
установление диктатуры про­летариата
для социалистического переустройства
общества.

  1. Эсеры(Социалисты-революционеры)

1901-1902гг.

Социалистическое

Ядро партии
составляли учителя, инженеры, агрономы,
вете­ринары, врачи. Численность ПСР
в 1905—1907 гг. была 50— 65 тыс. человек

В.М. Чернов

Программа
партии и ее устав были приняты на I
съезде ПСР,состоявшемся
в конце 1905— начале 1906 г. Своей главной
задачей эсеры провозгласили подготовку
на­рода к революции. они счи­тали,
что в ликвидации самодержавия
заинтересованы все слои населения,
живущие собственным трудом: крестьянство,
проле­тариат и интеллигенция, которых
они объединяли одним поняти­ем —
«рабочий класс». Русскую буржуазию
эсеры, так же как и большевики, считали
реакционной силой.

В разделах
программы ПСР, режим, который должен
быть установлен по­сле свержения
самодержавия, они определяли термином
«наро­довластие». Правом на его
провозглашение обладало только
Уч­редительное собрание. Эсеровская
программа, единственная в России,
предусматривала федеративныеотношения между от­дельными
национальностями, наделяя их безусловным
правом на самоопределение.

Эсеры провозглашали
требование «социализации» земли, т.
е. изъятие ее из товарного обращения
и превращение в обще­народное
достояние. Правом распоряжаться землей
наделялись крестьянские общины,
которые должны были разделить зем­лю
между всеми, «кто ее обрабатывает»,
по трудовой или потребительской норме
(по количеству рабочих рук в семье или
едоков).

  1. Кадеты(Конституционно-демократическая
    партия ).

организа­ционно
оформилась на учредительном съезде,
состоявшемся в октябре 1905
г.

либеральное

Ядро партии составляли университет­ская
профессура, ученые, творческая
ин­теллигенция, преуспевающие врачи,
ад­вокаты, учителя, средние и мелкие
слу­жащие. Вошли в
нее и прозападно настро­енная
буржуазия, либеральные поме­щики.
Численность партии в 1905—1906 гг.
со­ставляла, по разным источникам,
от 50 до 100 тыс. человек.

П. Н. Милюков

Основные положения
программы партии сводились к
уста­новлению конституционного
строя (форма правления — консти­туционная
монархия или республика, как говорили
кадеты, их мало интересовала), к
необходимости увеличения земельной
пло­щади крестьянских наделов с
частичным отчуждением частно­владельческих
земель, к отмене сословных привилегий,
равенст­ву всех перед законом,
установлению свободы личности, слова,
собраний и других демократических
свобод, к признанию права рабочих на
стачки и 8-часовой рабочий день.
Программа по на­циональному вопросу
включала право на культурное
само­определение всех наций и
народностей.

  1. Октябристы(Союз 17 октября )

начала формиро­ваться в ноябре 1905
г. Официально оформилась
в 1906г.

либеральное

Социальный
состав партии был более однородным.
К ней тя­готела крупная, преимущественно
московская торгово-промыш­ленная
и финансовая буржуазия, помещики.
Среди октябристов было немало отставных
военных чинов, представителей
профес­суры, инженеров, управляющих
частными предприятиями. Численность
партии в 1906 г. составляла 50—60 тыс.
человек.

А. И. Гучков.

Главной
своей целью октябри­сты объявили
оказание «содействия правительству,
идущему по пути спасительных реформ».
Октябристы открывали свою программу
требованием сохранения единства и
нераздельности Российского государства,
«его исторически сложившегося
уни­тарногохарактера».

Экономическая
программа рассматривая частную
собственность в качестве основы основ
экономики, они, в отличие от кадетов,
ого­варивали частичное отчуждение
помещичьей земли «на спра­ведливых
условиях вознаграждения, установленных
законной властью» как самый крайний
случай. Снять остроту аграрно­го
вопроса в стране октябристы предлагали
за счет уравнива­ния крестьян в
правах с другими сословиями, принятия
мер, облегчавших выход крестьян из
общины, переселенческой по­литики,
продажи крестьянам государственных
и удельных зе­мель.

5) Монархисты

(Наиболее
крупными политическими организациями
правого толка были: Рус­ское собрание,
Монархистская партия, Союз русского
народа и Русский народный союз имени
Михаила Архангела.)

традиционалистское

Основную
массу членов партии составляли мелкие
торговцы, дворники, из­возчики.
Почетным членом Союза русского народа
в декабре 1905 г. стал Николай II лагерь
насчитывал от 400 тыс. до 3 млн человек.

В.М. Пуришкевич

Выступали за
восста­новление и укрепление
«исконных рус­ских начал». Объявили
себя за­щитниками самодержавного
царя от ре­волюционных посягательств
и провозгла­сили общие для всего
движения лозунги:

«Россия для
русских! За веру, царя и Отечество!
Православие, Самодержавие и Народность!
Долой революцию!

studfiles.net

Российские эсеры. Кто они? | КПРФ Севастополь

Сейчас перед выборами многие партии строят из себя крутых борцов с властью. Например партия «Справедливая Россия» с её лидером С.Мироновым. Вот и давайте разберёмся кто они, и чем отличаются от КПРФ.

В политической истории России, по моему мнению, уже существовала партия «эсеров», во многом напоминающая нынешнюю «Справедливую Россию». Её лидер А.Керенский, после июльского кризиса 1917 года возглавил Временное Правительство, большинство портфелей в котором получили так называемые «социалисты» меньшевики и эсеры.

Его деятельность практически ничем не отличалась от политики Временного Правительства, возглавляемого буржуазными партиями: кадетами и октябристами. Истекавшая кровью и потом, страдающая от голода, рабоче-крестьянская Россия, несмотря на бесчисленные обещания А.Керенского, так и не получила: ни мира, ни земли, ни 8-ми часового рабочего дня. Зато буржуазно-помещичья Россия, наживающаяся на военных поставках, буквально лопалась от фантастических барышей.

Потерявшее доверие трудящихся, Временное «социалистическое» правительство было снесено Великим Октябрём, а переодевшийся в женское платье лидер «эсеров» А.Керенский сбежал в Америку, продав и Россию, и свою политическую партию.

Сегодняшние «эсеры» во многом скопировали и внешнюю атрибутику своих предшественников и их лживую «социалистическую» фразеологию. Кроме того от своих прародителей они переняли и глубокую ненависть к коммунистам.

Кто же поднял эту партию со свалки истории? И кому она понадобилась в современной буржуазной России?

Ещё в начале «демократических» реформ Борис Абрамович Березовский выдвинул идею о создании в России 2-х партийной политической системы. По его замыслу, находящиеся под полным контролем «левая» и правая партии поочерёдно сменяли бы друг друга у руля власти, и создавали бы у населения иллюзию свободных выборов.

К этой идее «Единая Россия» вернулась после своего прихода к власти. На пост Председателя «Справедливой России» и Совета Федерации назначили С.Миронова. При этом последнему была поставлена строго конкретная задача – отчистить любыми путями с политического поля России КПРФ, занять её место и создать базу для перехода на 2-х партийную систему.

Превратившись за одну ночь из либерала-рыночника в левого государственника, С.Миронов сразу заговорил на псевдосоциалистическом языке, допуская дозированную критику в адрес «единороссов». Вместе с тем, этот новоявленный «социалист» обрушился с гневными нападками на коммунистов, обвиняя их в отсталости, ретроградстве и приверженности сталинизму.

Необходимо отметить, что небольшая часть россиян, разочарованных в политике «Единой России», клюнула на эту подсадную утку, и в 2007 году на выборах депутатов Государственной Думы проголосовала за С.Миронова и его партию.

Однако дальнейшему росту оппозиционного имиджа «Справедливой России» стали мешать два серьёзных обстоятельства – это совместное голосование «эсеров» и «едроссов» практически по всем основным вопросам, рассматриваемым Государственной Думой и место Председателя Совета Федерации, занимаемого С.Мироновым, так как он ни разу не предпринял даже попытки заблокировать принятые «единороссами» антинародные федеральные законы, включая: монетизацию льгот, зурабовскую пенсионную реформу, жилищно-коммунальную реформу, введение платного образования и медицины и т.д.

У КПРФ никакого доверия к деятельности «эсеров» нет. Имеются у коммунистов и принципиальные расхождения с «эсерами» по целому ряду важных общественно-политическим вопросам.

Так, например в политике:

1. Коммунисты считают своим главным политическим оппонентом партию «Единая Россия», защищающую интересы олигархов и высших государственных чиновников. «Эсеры» заключили с «Единой Россией» Политическое соглашение о совместных действиях на выборах.

2. Коммунисты положительно оценивают деятельность И.В.Сталина на посту руководителя Советского государства, «эсеры» — дают отрицательную оценку всей его деятельности и поддерживают предложения И.Федотова по десталинизации России и т.д.

В экономике:

1. Коммунисты выступают за национализацию в пользу государства нефти, газа, естественных монополий и земель сельскохозяйственного назначения. «Эсеры» — выступают против.

2. Коммунисты не голосуют за Государственный бюджет России, считая его бюджетом проедания и нищеты. «Эсеры» голосуют – «за».

3. Коммунисты выступают за регулируемую Государством рыночную экономику. «Эсеры» — за невмешательство Государства в экономику.

4. Коммунисты выступают за введение Государственного контроля за ценами: на продукты питания, лекарства, ЖКХ. Эсеры – против. По их мнению, рынок сам всё сам отрегулирует.

В правовой сфере:

1. Коммунисты выступают за введение смертной казни за взяточничество, насильственные преступления и педофилию. «Эсеры» — выступают за отмену смертной казни.

2. Коммунисты выступают за ужесточения наказаний за экономические преступления: взятки, хищение государственных средств, уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах и т.д. «Эсеры» выступают за замену тюремного заключения за эти преступления на штрафные санкции.

В социальной сфере:

1. Коммунисты выступают за бесплатное государственное образование и медицину. «Эсеры» — за платное, страховое.

2. Коммунисты выступают за возврат государства в систему ЖКХ. «Эсеры» — за частную систему ЖКХ.

Таким образом, в связи с вышеизложенным, коммунисты считают партию «Справедливая Россия» второй партией власти, работающей, по нашему мнению, под полным контролем Кремлёвской администрации, созданной для обмана оппозиционно настроенных избирателей.

В.Г.Соловьёв,Секретарь ЦК КПРФ

Похожие новости

comments powered by HyperComments

sevkprf.ru

Эсеры социалисты-революционеры . Зарождение партии эсеров.

Эсеры (социалисты-революционеры). Зарождение партии эсеров.

На рубеже XIX—XX столетий в российском революционном дви­жении преобладали марксисты, социал-демократы. Идеи народ­ников, «Народной воли» представлялись уже далёким прошлым, «вчерашним днём». Однако далеко не все революционные груп­пы в России и эмиграции увлекались марксизмом.

К 1900 г. на общей волне подъёма революционного движе­ния в России и русской эмиграции возникло несколько новых народнических групп. Немалую роль в их создании сыграла ста­рая народница Екатерина Брешко-Брешковская, или, как её ува­жительно называли товарищи, Бабушка.

Революционерка Серафима Клитчоглу назвала её «святым духом революции», витающим по всей России. Бабушка вооду­шевляла и вовлекала в движение не только молодёжь, но и своих старых товарищей.

Ещё более важную роль в возрождении народнического дви­жения сыграл 30-летний учёный-фармацевт Григорий Гершуни. Увлечённый революционно-народническими идеями, Г. Гершуни стал вслед за Е. Брешковской ездить по стране. Но роли их несколько отличались. Под влиянием Бабушки молодёжь объ­единялась в союзы, как они себя называли, социалистов-револю­ционеров. Г. Гершуни связывал эти группы между собой и посте­пенно сколачивал из них единую партию социалистов-револю­ционеров. Побывав за границей, он соединил их и с близкой по духу эмиграцией.

К началу 1902 г. этот процесс в основном завершился. В Рос­сии возникла новая подпольная партия — социалистов-револю­ционеров, или сокращённо — эсеров. В ней состояло несколько сотен человек.

После начала первой русской революции численность партии эсеров резко возросла: от 1,5 тыс. до 65 тыс. человек. 29 декабря 1905 г. в Финляндии на острове Иматра открылся первый съезд партии эсеров. Он продолжался до 4 января. Делегаты приняли программу партии, которая открывалась партийным лозунгом «В борьбе обретёшь ты право своё!». Её стержнем стало отноше­ние к крестьянству, земельный вопрос.

Марксисты в то время считали, что крестьянство в России идёт к своему концу, уничтожению. Земля достанется крупным собственникам, а миллионы мелких крестьян разорятся и пре­вратятся в безземельных батраков. Это облегчит победу социа­лизма в деревне.

Эсеры, как и другие народники, не соглашались с таким предсказанием. Они считали, что необходимо не разрушать, а защищать крестьянскую общину, весь уклад сельской жизни. Бо­лее того, надо пойти навстречу вековым представлениям и жела­ниям крестьян. Ведь крестьяне издавна верили в то, что земля ничья, «вольная», или, как они говорили, Божья. А собирать её плоды может только тот, кто трудится на ней. В программе эсе­ров говорилось: «Партия Социалистов-Революционеров стремится опереться на общинные и трудовые воззрения, традиции и формы жизни русского крестьянства, в особенности на распро­странённое среди них убеждение, что земля ничья и что право на пользование ею даёт лишь труд».

Чаяния крестьян эсеры постарались выразить в своей идее «социализации земли». Эта идея стала их своеобразным откры­тием. Они предлагали сделать землю в полном смысле слова «ничьей», как воздух или воду.

Земля, считали эсеры, должна перейти не в руки единого собственника — государства, а в руки тысяч крестьянских общин по всей стране. В народе социализацию земли воспринимали как главный лозунг эсеров, их символ. Так же считали и они сами.

Кроме одобрения программы на I съезде произошли и дру­гие важные события. От эсеров откололись два течения: умеренное и крайне левое. Умеренное крыло, выступавшее за легальную деятельность, позже образовало Партию народных социалистов, а крайне левое течение создало Союз эсеров-максималистов, Они, в частности, выступали за аграрный террор — «широкую партизанскую войну в деревне» против местных властей и поме­щиков. Эсеры такую тактику отвергали.

Сразу после Февральской революции 1917г. партия эсеров нача­ла бурно расти. Вернулись с каторги и из ссылок старые эсеры, а затем хлынул огромный поток «новообращённых». Эсеры стали самой многочисленной партией в России. Летом их число состав­ляло примерно 700 тыс. человек (они не вели точного подсчёта).

Эсеры вошли в коалиционное Временное правительство, причём В. Чернов стал министром земледелия, а другой эсер А, Керенский вскоре возглавил правительство.

25 мая в Москве после десятилетнего перерыва собрался очередной III съезд партии эсеров. Съезд заявил о своей поддерж­ке коалиционного правительства. Делегаты высказались также по самым жгучим вопросам революции — о мире и земле. Съезд выступил за продолжение войны и «категорически отверг сепа­ратный мир и сепаратное перемирие». По вопросу о земле эсе­ры, конечно, повторили свои старые требования.

Но теперь вопрос стоял уже иначе: как проводить земельную реформу? Снизу, с помощью крестьянского движения, или сверху, по воле правительства? Съезд высказался против стихийного дви­жения, «отверг все частные захваты земель». Эсеры считали, что реформу надо проводить планомерно, решением правительства.

Однако в правительстве долгожданная реформа встречала всё новые и новые препятствия. Недовольство крестьян росло. В августе министр земледелия В. Чернов, потеряв надежду провес­ти желательные меры, подал в отставку.

В то же время среди социалистов-революционеров посте­пенно сложилось левое крыло во главе с Марией Спиридоновой, Борисом Камковым и старым народником Марком Натансоном. Левые эсеры выступали в поддержку стихийного крестьянского движения. До ноября 1917 г. они оставались частью единой Пар­тии социалистов-революционеров.

Октябрьский переворот 1917 г. привёл к расколу среди эсеров. Большинство руководителей партии решительно выступили про­тив Октября. В то же время левое крыло эсеров поддержало Со­ветскую власть. Причины этой поддержки были достаточно ясны: ведь «Декрет о земле» наконец осуществил эсеровскую земель­ную программу. Кроме того, левые эсеры поддерживали сам принцип Советской власти, считая её более близкой народу и крепко связанной с ним.

26 ноября открылся последний IV съезд партии эсеров. Де­легаты определённо высказались за борьбу с большевиками под лозунгом «Вся власть Учредительному собранию!».

А 19 ноября начал работу первый съезд повой партии — ле­вых эсеров. Три недели спустя левые эсеры согласились войти в Советское правительство и получили в нём почти половину порт­фелей (в том числе такие важные, как наркоматы земледелия, юстиции). Два этих съезда окончательно оформили состоявший­ся в партии раскол.

И вот в разгар всех этих тяжёлых для эсеров событий они неожиданно узнали о своей… победе. Их лозунги, в том числе главный — о земельном переделе, принесли им успех на выбо­рах в Учредительное собрание 12 ноября. Но эта победа, за которую 1б лет боролась пар­тия, имела теперь какой-то иллюзорный, символический харак­тер. Ведь победила старая, ещё единая партия, в списках которой товарищами оставались А. Керенский и М. Спиридонова… Мало кого из эсеров эта победа по-настоящему обнадёжила.

В марте 1918 г. левые эсеры разошлись с большевиками по во­просу о подписании Брестского мира. Левые эсеры (как, впро­чем, и многие большевики во главе с Н. Бухариным) выступили за «революционную войну» с Германией. Когда Брестский мир всё-таки одобрили, левые эсеры вышли из правительства.

Левые эсеры рассчитывали дать бой по вопросу о комбедах и Брестском мире на V съезде Советов, который открывался 4 июля. Но вскоре стало ясно, что левые эсеры останутся на нём в меньшинстве. Хотя они и получили очень много мест (353), большевикам досталось ещё больше (773), а другим партиям — всего 28 мест. На выборах голос рабочего «весил» в пять раз боль­ше голоса крестьянина, а поддерживали левых эсеров в основном крестьяне.

24 июня ЦК партии левых эсеров принял тайное решение сорвать Брестский мир с помощью покушений на «виднейших представителей германского империализма», 6 июля, в разгар работы съезда Советов, левый эсер Яков Блюмкин исполнил ре­шение своего ЦК: застрелил германского посла графа Виль­гельма Мирбаха. После такого шага возобновление войны каза­лось неизбежным. В сообщении властей в тот же день говори­лось: «Россия теперь по вине негодяев левоэсерства на волосок от войны,..».

Из посольства Яков Блюмкин направился в военный отряд чекистов, который возглавлял левый эсер Д. Попов. Здесь, в шта­бе отряда в Трёхсвятительском переулке, собрались члены ЦК левых эсеров. Через несколько часов сюда же прибыл председа­тель ВЧК Феликс Дзержинский. Он потребовал немедленно вы­дать ему убийцу германского посла. Конечно, левые эсеры не могли выдать товарища. Они предпочли обезоружить и аресто­вать самого Ф. Дзержинского… Так началось событие, известное как восстание, или мятеж, левых эсеров.

Когда Д. Попов узнал, что левоэсеровские делегаты во главе с Марией Спиридоновой арестованы, он решил действовать. Его отряд открыл беспорядочный артиллерийский огонь по Кремлю. Однако немногие снаряды, упавшие на территорию крепости, особого вреда ей не причинили.

Небольшой отряд во главе с левым эсером Василием Лихобадиным захватил здание Главного телеграфа. Оттуда В. Лихобадин разослал по стране несколько телеграмм. В одной из них он предложил «задерживать всякие депеши за подписью Ленина-Троцкого и Свердлова, признавая их вредными для Советской власти вообще и правящей в настоящее время партии левых эсе­ров в частности».

Большевики бросили против левых эсеров красных латыш­ских стрелков. Утром 7 июля латыши заняли телеграф. Из пушек они обстреляли здание штаба Д. Попова в Трёхсвятительском переулке. 17 выпущенных по зданию артиллерийских выстрелов решили исход борьбы: левые эсеры покинули свой штаб. К по­лдню всё было кончено, «мятежники» разоружены. Вечером того же дня в Трёхсвятительский переулок приехал В. Ленин с Н. Круп­ской. Они осмотрели здание штаба левых эсеров, разбитое пу­шечным огнём…

Через два дня по решению ВЧК 13 чекистов из отряда Д. По­пова расстреляли как «изменников*. Почти всех остальных арес­тованных в тот же день выпустили, а М. Спиридонову освободи­ли спустя пять месяцев. Я. Блюмкина заочно осудили на три года заключения.

Сами левые эсеры позднее утверждали, что никакого восста­ния с их стороны не было, а только самозащита, к которой их вынудили обстоятельства. Так или иначе, июльские события поч­ти уничтожили их партию как значительную политическую силу. Левые эсеры уже никогда не смогли восстановить своё былое влияние.

Социал-демократы. Зарождение социал-демократии.

В России в 90-е гг. XIX в. среди интеллигенции быстро стали распространяться идеи марксизма. Былая народническая вера в крестьянство, в сельскую общину оказалась почти забыта. Теперь революционеры с надеждой смотрели на рабочих, «пролетариев», которых называли «самым передовым классом общества»! Именно среди рабочих они прежде всего искали поддержки. Во многих городах возникли кружки и группы марксистской интеллигенции. Очевидно, следующим шагом должно было стать их объединение.

1 марта 1898 г. в Минске на квартире одного рабочего-железнодорожника тайно собрался съезд социал-демократов. В этом небольшом провинциальном городе революционеры надеялись избежать слишком пристальной полицейской слежки. В съезде, который продлился три дня, участвовали девять предста­вителей марксистских кружков и групп из разных частей России. Его участники назвали основанную ими организацию Россий­ской социал-демократической рабочей партией (РСДРП). Они избрали Центральный Комитет (ЦК) партии из трёх человек и утвердили манифест РСДРП, написанный Петром Струве. В то время этот будущий видный либеральный деятель придерживал­ся марксистских взглядов…

Однако полиция вскоре свела на нет почти все результаты съезда, арестовав большинство его участников и «обезглавив» тем самым новорождённую партию.

Следующий шаг к объединению русских марксистов был сделан в 1900 г. 11 декабря в Лейпциге вышел первый номер со­циал-демократической газеты «Искра». Эпиграфом газеты стала знаменитая строка из стихотворного ответа декабристов А. Пуш­кину: «Из искры возгорится пламя!». Редакция «Искры» объеди­нила два поколения русских социал-демократов: «старых марк­систов» (Георгий Плеханов, Павел Аксельрод, Вера Засулич) и молодое поколение (Владимир Ленин, Юлий Мартов, Александр Потресов). Печатали газету за границей, а в Россию её тайно пе­ревозили специальные курьеры. Здесь «Искру» распространяли подпольно. Редакция газеты надеялась, что на этой основе в Рос­сии возникнет сеть нелегальных партийных комитетов.

Среди социал-демократов шли жаркие споры о том, на ка­кие общественные силы должна опираться их партия. Конечно, марксисты хотели, чтобы их поддерживали рабочие. Но слово «рабочая» в названии партии вызвало немалые споры еще на I съезде: ведь входила в партию пока почти исключительно ин­теллигенция. В. Засулич позднее назвала РСДРП «организацией интеллигентов для пропаганды среди рабочих».

В марте 1902 г. В. Ленин в брошюре «Что делать?» выдвинул новую, непривычную по тем временам идею. Он доказывал, что костяк партии должны составить «профессиональные революци­онеры». Взяв на себя роль своеобразных «доверенных лиц» ра­бочего класса, они смогли бы привести его к победе.

Социал-демократы, конечно, оказались в рядах наиболее деятель­ных участников революции 1905—1907 гг. В частности, и боль­шевики, и меньшевики участвовали в Московском восстании в декабре 1905 г. Однако позднее они несколько разошлись в оценках, данных ими вос­станию.

За годы революции состоялись три съезда социал-демокра­тической партии: в 1905 г. — в Лондоне, год спустя — в Стокголь­ме и в 1907 г. — вновь в Лондоне. На последнем из них делегаты представляли 150 тыс. членов партии. В последующие годы, по­сле окончательного поражения революции, численность партии стала резко сокращаться. Не созывались больше и партийные съезды — вплоть до Февральской революции 1917г.

Среди меньшевиков после роспуска II Думы возникло тече­ние «легалистов» (Павел Аксельрод, Фёдор Дан, Юлий Мартов и др.). Они стремились всемерно расширить легальную деятель­ность партии, «вывести её из подполья». Легалисты считали, что в подполье сейчас делать нечего, а вне его — масса полезной ра­боты. Оппоненты прозвали их «ликвидаторами» за намерение «ликвидировать подполье». В то же время в рядах большевиков появилось противоположное течение «отзовистов» во главе с Александром Богдановым. Они считали невозможным присутст­вие революционеров в «столыпинской» Думе и требовали отозвать депутатов-большевиков. В. Ленин и его сторонники вели борьбу «на два фронта»: одновременно против отзовистов и лик­видаторов.

Некоторые социал-демократы в те же годы неожиданно ув­леклись весьма необычными в революционной среде идеями «бо­гостроительства» и «богоискательства». Так, Анатолий Луначар­ский стал рассматривать социализм как своеобразную форму религии, искал формы нового религиозного культа. Г. Плеханов за это с издёвкой называл его Блаженным Анатолием.

В целом после окончания первой русской революции и по­беды правительства над революционным движением для соци­ал-демократов наступили очень трудные времена. Они пережи­вали острые внутренние разногласия; в партии происходило брожение. Директор Департамента полиции С. Белецкий позд­нее признавался: «Вся задача моего руководства заключалась в том, чтобы не дать возможности партии соединиться».

Оборонцы и пораженцы.

Начавшаяся Первая мировая война немедленно разделила всех социалистов на два течения — «оборонцев» (сторонников вой­ны) и «интернационалистов» (противников войны). Последних часто называли также «пораженцами».

Среди русских социал-демократов позицию «обороны оте­чества» сразу же занял Г. Плеханов. Он заявил, что, когда речь за­ходит о защите страны от внешнего нападения, борьба классов сменяется их сотрудничеством. В 1916 г. Георгий Плеханов, Алек­сандр Потресов и другие меньшевики-оборонцы подготовили и выпустили сборник «Самозащита», где отстаивали эти идеи.

На противоположном — крайне пораженческом — фланге оказались большевики. Правда, и среди них нашлись отдельные оборонцы. Но они не составили какого-то особого течения и вскоре покинули ряды большевиков.

Большевики выдвинули лозунг: «Мир хижинам, война двор­цам!». Они считали, что путь к миру пролегает через гражданскую войну против угнетателей, развязавших всемирное кровопроли­тие.

В июле 1914 г. власти закрыли газету «Правда», а затем и все другие большевистские издания, 6 ноября были арестованы пять думских депутатов-большевиков. Спустя несколько месяцев их судили за пораженчество и приговорили к вечной ссылке в Си­бирь. Подсудимых защищал с немалым красноречием адвокат Александр Керенский, но добиться оправдательного приговора ему не удалось.

Меньшевики в это время размежевались на несколько тече­ний — от крайних оборонцев (Г. Плеханов) до непримиримых к войне пораженцев (Ю. Мартов). Однако меньшевики всё же сохранили легальную фракцию в Думе, которую возглавил Нико­лай Чхеидзе.

В сентябре 1915 г. в швейцарской деревне Циммервальд социалисты из 11 стран подписали манифест, призывавший к пре­кращению войны. Лозунга превратить мировую войну в граж­данскую в нём не было. От социал-демократов России подписи под ним поставили меньшевик П. Аксельрод и большевик В. Ленин.

Впервые недели после Февральской революции 1917г. могло показаться, что между большевиками и меньшевиками возникло не­ожиданное единство. И те и другие «условно поддерживали» Вре­менное правительство, считали, что солдатам на фронте нельзя бросать оружие. Но так продолжалось недолго. Возвращение В. Ленина в Россию и его Апрельские тезисы положили конец этому недолгому единогласию. Н. Чхеидзе заметил тогда: «Вне револю­ции останется один Ленин, мы же пойдём своим путём».

Между тем в первые месяцы после революции численность меньшевиков стремительно росла. Она увеличилась примерно в 10—15 раз и к осени достигла 200 тыс. человек. Николай Чхеид­зе возглавлял самый важный в стране столичный Совет.  Но уже к осени приток в партию новых членов замедлился. Внутри неё росли противоре­чия. Г. Плеханов и его группа уже не относили себя к меньшеви­кам. В августе состоялся съезд меньшевиков, которые образова­ли Российскую социал-демократическую рабочую партию (объ­единённую) — сокращённо РСДРП(о).

Популярность меньшевиков среди населения стремительно падала. Ярким тому свидетельством стали выборы в Учредительное собрание, прошедшие в ноябре. Меньшевики потерпели на этих выборах катастрофическое поражение, не набрав и 3% го­лосов. Большинство поданных за них голосов (около 1,3 млн) было собрано в Грузии…

Кадеты (конституционные демократы). «Союз освобождения».

К 1902 г. в России уже существовали две крупные партии — эсе­ры и социал-демократы. Но за ними шла только меньшая часть интеллигенции. Основная масса интеллигенции выступала за гражданские свободы, но не сочувствовала социализму. В 1902 г, начало оформляться соответствующее политическое течение — либеральное. С 1 июня стал выходить журнал этого направле­ния — «Освобождение». Он пе­чатался за границей и распро­странялся в России.

Год спустя два десятка близ­ких к журналу интеллигентов и земских деятелей отправились в Швейцарию. Они ехали туда в качестве туристов, но привле­кали их не живописные аль­пийские пейзажи. В июле 1903 г. в окрестностях Кон­станца и Боденского озера они основали нелегальную полити­ческую организацию — «Союз освобождения». Вначале рамки «Союза» оставались довольно размытыми, в нём состояли не только либералы, но и некото­рые социалисты.

Движение быстро разрасталось. В январе 1904 г. в Петербурге состоялся учредительный съезд «Союза освобождения». На него прибыли делегаты из 22 городов. Они одобрили програм­му, в которой, по словам Павла Милюкова, одного из основате­лей «Союза», постарались выполнить два условия. Во-первых, вы­разить чаяния «всей русской интеллигенции»; во-вторых, при­близить программу к реальной жизни, сделать её «исполнимой», чтобы она не осталась несбыточной мечтой.

Стержнем программы стало требование гражданских свобод, а также конституции и всеобщего избирательного права. Правда, к последнему пункту относились довольно настороженно

12 октября 1905 г. открылся учредительный съезд Конституци­онно-демократической партии. Несколько позже кадеты приня­ли второе название — Партия Народной свободы.

Почти все видные руководители кадетов вышли из «Союза освобождения». В их числе были учёные, юристы, публицисты, земские деятели. Социалисты позднее называли кадетов «парти­ей буржуазии».

Постепенно определялось политическое лицо новой пар­тии. Как вспоминал П. Милюков, важно было чётко очертить её границы. Поскольку она выступала за гражданские свободы и конституцию, «идеалисты самодержавия» попасть в неё уже не могли. Труднее было также чётко отграничиться от социалистов. Важную роль в этом сыграл принятый в январе 1906 г. пункт про­граммы: «Россия должна быть конституционной и парламентар­ной монархией». Социалисты, боровшиеся за «демократическую республику», конечно, не могли принять это положение.

Первые недели после Февральской революции оказались свое­образным «звёздным часом» кадетов. Их деятельность кипела как никогда. Численность партии выросла до 70 тыс. человек. Вре­менное правительство, образованное 2 марта, вполне можно было назвать «кадетским».

Отношение народных масс к кадетам в это время оставалось достаточно благожелательным. В то же время сразу после Февральской революции кадеты оказались в довольно необычном для себя положении. Ещё ме­сяц назад они были «самой левой» легальной партией — и вот неожиданно оказались «самой правой».

То, чего кадеты столько лет упорно добивались, — полная свобода слова, печати, собраний и т. д. — стало фактом. Консти­туционным демократам приходилось теперь «догонять» требо­вания жизни, которые уходили всё дальше и дальше. В конце марта они обновили свою программу. Вместо пункта о монар­хии появилось положение: «Россия должна быть демократиче­ской парламентарной республикой».

С конца апреля сочувствие кадетам у значительной части населения стало сменяться враждебностью. Прежде всего, недо­вольство вспыхнуло среди солдат. Ведь кадеты твёрдо выступа­ли за «войну до победного конца», считая, что любая иная раз­вязка противоречит интересам России.

Крестьяне тоже начинали враждебно смотреть на кадетов, считая их защитниками интересов помещиков. Кадеты доказыва­ли, что помещики должны получить выкуп за свои земли. Крестья­не, конечно, категорически возражали против этого. Теперь каде­тов поддерживали в основном офицеры, студенты, большая часть интеллигенции. Имущие классы — помещики, промышленники — также видели в лице кадетов своих последних защитников.

После неудачи корниловского выступления среди части на­селения вспыхнуло неподдельное негодование против кадетов.

Для многих солдат и крестьян слово «кадет» превратилось в бранное; их называли не иначе как «врагами народа».

coolreferat.com

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о