Экономическое законодательство – Экономическая категория и экономические законы, экономические принципы. Сущность экономических категорий и законов

1.3. Российское экономическое законодательство.

Общественные отношения, в которые вступают предприниматели в процессе осуществления хозяйственно-экономической деятельности, регулируются законодательством о предпринимательстве. В начале 90-х годов прошлого столетия в Российской Федерации развернулась бурная законотворческая деятельность, направленная на правовое регулирование предпринимательских отношений.

Для того чтобы развивать российскую экономику и привести ее с учетом национальной специфики к рыночным отношениям, нужны эффективные правовые нормы о предпринимательстве и маркетинге. Об этом говорят постоянно руководители государства, экономисты и юристы, и этому придается сейчас большое значение как в государственном масштабе, ибо именно развитие этого направления права определяет развитие отечественной экономики, так и на уровне отдельных промышленных предприятий, представляющих основу рыночной системы хозяйства

1.

Сформированная в настоящее время система законодательных актов, принятых на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации, определяет общие условия предпринимательской деятельности и порядок этой деятельности в отдельных сферах — банковской, страховой, строительной, транспортной, спортивной и др.

Регламентируя предпринимательскую деятельность, государство стремится установить правовые основы единого для всей Российской Федерации рынка, Для этого принимаются не только кодифицированные законы, в которых сосредотачиваются в основном однородные правовые нормы, образующие одну отрасль права, но и законы, включающие нормы разных отраслей права. Законодатель вынужден учитывать объективно существующие взаимосвязи разнородных общественных отношений, регулируемых разными отраслями права.

Таким образом, нормативные правовые акты о предпринимательстве часто носят комплексный характер. Из этого следует, что когда законодатель регулирует деятельность, например, обществ с ограниченной ответственностью, то поскольку они вступают в отношения, регулируемые гражданским, административным, финансовым, земельным, экологическим правом, принимаемый закон приобретает комплексный характер. В рамках этого закона нормы разных отраслей права, взаимодействуя друг с другом, обеспечивают регулирование отношений в определенной сфере общественной жизни. Объединяющим фактором для группировки разно-отраслевых норм в данном случае выступает деятельность обществ с ограниченной ответственностью.

В конечном счете, система нормативно-правовых актов должна быть удобной для пользователей, и законодатель должен учитывать служебную роль принимаемых им законов.

Нормативные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, объективно приобретают характер комплексных законодательных актов и потому, что в этой сфере общественной жизни особенно важно обеспечить разумный баланс между общественными (публичными) и частными интересами хозяйствующих субъектов. Правовой формой, адекватно отражающей такие частные интересы предпринимателей, как свобода экономической деятельности, свобода договора, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, традиционно являются нормы гражданского права. Что касается публичных интересов, например заботы об интересах потребителей, экологической безопасности и т.д., то для их выражения используются нормы административного, финансового, экологического права. Эти нормы привносят в правовое регулирование определенные ограничения, во многом связанные с тем, что Российская Федерация является социальным государством.

Одной из базовых концепций, лежащих в основе правового регулирования предпринимательской деятельности, является концепция социальной рыночной экономики. В действующей Конституции РФ она прямо не отражена, однако закрепленная в ст. 7 Конституции характеристика Российской Федерации как социального государства предполагает именно социально ориентированную рыночную экономику.

Главным источником, регулирующим предпринимательскую деятельность, является Конституция РФ — юридический фундамент всего действующего законодательства. Она, как отмечалось, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории страны. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Для предпринимательской деятельности особое значение имеют те конституционные нормы, которые содержат вышеназванные принципы. В них закреплены также конституционные гарантии и конституционные ограничения, распространяющиеся на предпринимательскую деятельность.

Вторым по своей значимости выступает Гражданский кодекс РФ, имеющий статус федерального закона. Этот документ определяет, прежде всего, общие условия для предпринимательской деятельности. Надо сказать, что ряд его статей регулирует не только горизонтальные, но и вертикальные отношения, например нормы о заключении договоров в обязательном порядке. Кроме того, в некоторых случаях ГК РФ определяются внутрифирменные отношения, что также лежит вне гражданско-правового поля. Следовательно, он представляет собой комплексный нормативно-правовой акт. ГК РФ содержит множество норм, регулирующих элементы маркетингового комплекса, предпринимательские договоры, а также различные виды современного бизнеса (лизинг, перевозки, туризм, строительство и т.д.).

Помимо ГК РФ важнейшим звеном в системе источников, регулирующих предпринимательскую деятельность, являются другие федеральные законы. Перечислим некоторые федеральные законы, определяющие общие условия порядка предпринимательской деятельности: отношения предпринимателей с потребителями регулируются нормами Закона РФ «О защите прав потребителей» ; отношения, возникающие в сфере товарной политики, — Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Законом РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» ; ценообразование — например, Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»; конкурентные отношения — ФЗ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»; получение, использование и распространение рыночной информации — Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», Законом РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», Законом РФ от 23 сентября 1992 г. № 3523-I «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», Патентным законом РФ от 23 сентября 1992 г. № 3517-1; продвижение продукции обслуживается в основном Федеральным законом от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе».

Правовое обеспечение предпринимательства в различных сферах деятельности, определяемых областью рынка, видом товара, типом потребителей, в частности, осуществляется: Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Законом РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле», Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Законом РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»; Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»; Федеральным законом от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

Естественно, нормы, регулирующие экономический оборот и предпринимательство, содержатся не только в ГК РФ и иных федеральных законах, но и в подзаконных актах — указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, которые также играют важную роль в регулировании предпринимательской деятельности.

В ряду подзаконных нормативных актов, опосредующих предпринимательские отношения, в частности, находятся: Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», которые регулируют ценообразование; Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 553, Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1025; Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 103, регулирующие сферу сбыта.

Поскольку Россия по своему государственному устройству является федерацией, то помимо актов федерального уровня в систему источников, регулирующих предпринимательство, входят и акты субъектов Российской Федерации. Иерархия их по юридической силе в основном идентична федеральной. Среди таких актов можно упомянуть Правила размещения средств наружной рекламы и информации в г. Москве, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 22 января 2002 г. № 41-ПП.

В сфере предпринимательской деятельности находят широкое применение корпоративные (локальные) нормативные акты. Такие акты регулируют хозяйственную деятельность на уровне предприятий и принимаются их учредителями либо самими предприятиями. Например, режим коммерческой тайны в организации может регламентироваться локальным нормативным актом — положением о коммерческой тайне.

Для наибольшей эффективности работы каждой структурной единицы предприятия разрабатываются и издаются специальные документы, регулирующие внутрихозяйственные отношения, определяющие сферу деятельности, права, обязанности и ответственность подразделений и персонала, например, положения о службе маркетинга и других подразделениях компаний, а также стандарты предприятий, должностные инструкции, приказы высшего руководства, направленные на регулирование предпринимательской деятельности.

Одним из важнейших направлений локального регулирования становится нормативное обеспечение маркетинговой деятельности на уровне предприятия. Так, в Акционерном московском обществе «Завод имени И.А. Лихачева» (АМО «ЗИЛ») принят Стандарт предприятия, действие которого распространяется на подразделения головного завода и дочерние предприятия АМО «ЗИЛ». Данный документ устанавливает основные принципы управления производством посредством активного использования маркетинга как основной составляющей научно-производственного и сбытового процессов.

Перечислим некоторые рекомендации, необходимые для формирования данного документа.

Стандарт предприятия должен содержать следующие начальные положения.

1. Область применения, в которой следует очертить сферу действия документа, его мотивировку.

2. Нормативные ссылки, где следует указать перечень нормативных документов, конкретизирующих соответствующие отсылочные нормы Стандарта предприятия.

3. Понятийный аппарат, используемый в Стандарте с соответствующими дефинициями, раскрывающими применяемые маркетинговые термины в целях избегания неясностей и превратных толкований положений рассматриваемого документа.

4. В качестве общих положений необходимо охарактеризовать сущность, цели и функции маркетинга.

Немаловажными являются вопросы комплексного изучения рынка: сбор маркетинговой информации, анализ рынка и прогноз рынка (предвидение перспектив развития спроса, товарного предложения и пен), которые следует урегулировать в соответствующей статье.

Неотъемлемым компонентом Стандарта должна быть регламентация разработки рыночной стратегии, определяющая стратегию роста и политику в области качества и включающая вопросы планирования маркетинга.

В целом Стандарт предприятия способствует ориентации предпринимательской деятельности на маркетинг как комплексную систему организации производства и сбыта товаров на фирменном уровне, направленную на возможно более полное удовлетворение потребностей спроса потребителей.

Кроме нормативных актов к рассматриваемым источникам следует отнести обычаи делового оборота, применяемые исключительно в сфере предпринимательских отношений. Согласно ст. 5 ГК РФ «обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». Не подлежат применению лишь такие обычаи, которые противоречат обязательным для участников предпринимательской деятельности положениям законодательства или договору.

Обычаи делового оборота применяются наряду с законодательством и заполняют его пробелы. Юридическое значение обычаев состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативно-правовых актов и договора. Обычаи широко применяются во внешнеторговом предпринимательстве, в сфере морских перевозок (см., например, ст. 134—135 Кодекса торгового мореплавания РФ)1.

Наряду с внутренними законами и иными нормативными правовыми актами источниками, регулирующими предпринимательство, служат общепризнанные принципы и кормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Что касается общепризнанных принципов и норм международного права, то они содержатся в уставах ООН, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, документах других международных организаций по наиболее общим и глобальным вопросам международного правопорядка, в многосторонних договорах (конвенциях), решениях Международного Суда. Международные договоры могут быть как двусторонними, например, о торговле, экономическом сотрудничестве двух государств, так и многосторонними, например Евразийская патентная Конвенция (Москва, 9 сентября 1994 г.). Парижская конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта) 1883 г.). В качестве примеров источников международного частного права, регулирующих предпринимательство, можно назвать Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, II апреля 1980 г.), Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс» 1990 г.2

Российское законодательство о предпринимательской деятельности восприняло многие положения международного права и международных договоров. Нормы международных документов обычно применяются к предпринимательским отношениям с участием иностранных физических и юридических лиц. Они определяют их правовой статус, права иностранцев на имущество, находящееся на территории России, порядок совершения внешнеэкономических сделок, порядок применения правовых последствий причинения вреда иностранцам и иностранцами на территории России и многое другое. Вместе с тем они подчас применимы и к отношениям между российскими физическими и юридическими лицами, например, в сфере транспортного предпринимательства при международных перевозках грузов, пассажиров и багажа, выполняемых российскими перевозчиками. По общему правилу, международные договоры Российской Федерации применяются к предпринимательским правоотношениям непосредственно. Однако для применения некоторых из них требуется издание внутригосударственного акта, так называемая имплементация. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, что предусмотрены национальным законодательством, то в соответствии со ст. 15 Конституции РФ применяются правила международного договора. Необходимо также отметить, что международные договоры, заключенные СССР, по общему правилу, обязательны для Российской Федерации как его правопреемника, если специально не было объявлено о прекращении действия этих договоров.

Вопрос о возможности признания источником права судебной и арбитражной практики длительное время считался дискуссионным. В понятие судебной и арбитражной практики включаются решения и определения нижнего эшелона судебной системы — судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также постановления пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ. Судебная практика глубоко взаимодействует с юридической наукой и законодательством о предпринимательской деятельности. Она не только воспринимает концепции, идеи, вырабатываемые доктриной, но и сама сталкивается с необходимостью обобщений, аналитического осмысления накапливаемых материалов. Это воплощается в руководящих разъяснениях высших органов судебной системы. Но при всем своем значении ни судебные прецеденты, ни постановления пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ не являются источниками права; они представляют собой не что иное, как средство достижения единообразного толкования, понимания и применения источников, регулирующих предпринимательскую деятельность.

Итак, речь идет о комплексном правовом регулировании устойчивой группы общественных отношений. Представляется, что в перспективе необходимо принять Предпринимательский кодекс. Создание кодифицированного нормативно-правового акта в данной сфере, системно излагающего законодательную базу, поддерживается учеными-экономистами и практическими работниками в предпринимательской сфере.

Современное отечественное законодательство, регламентирующее предпринимательскую деятельность, достаточно унифицировано для использования международных учений о предпринимательских отношениях и их правового обеспечения в российском правопорядке, реципирующем в основном специфику европейского континентального права, применяя его положения с учетом наших национальных особенностей.

studfiles.net

8. Состояние российского экономического законодательства.

Смотреть ДОКЛАД СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ стр. 16

О совершенствовании российского экономического законодательства :  В свете вступления России в ВТО. 

Зубович, М. М. 2002

1. Правовая среда переходной российской экономики в основном создана. Вместе с тем, имеются объективные трудности в правовом регулировании экономики, к числу основных из них можно отнести:

1.1. Конфликт нормативной правовой базы и поведения субъектов хозяйствования, ведущий к следованию неписаным нормам, отличающихся также неустойчивостью и локальностью

1.2. Импорт нормативной базы своим негативным следствием имеет абстрактный характер норм, несоотнесенность их с реальными интересами экономических операторов.

1.3. Неэффективность (декларативность) экономического права, обусловленная зачастую неэффективностью юридических санкций.

1.4. Относительная выгодность отклонений от требований правовых норм, которой способствует невключение в национальных условиях механизмов социального остракизма правонарушителя.

1.5. И, наконец, на региональном уровне конфликт нормативной базы многих региональных законодателей и федерального экономического законодательства.

2. Экономическое законодательство России, как бы то ни было, работает, при этом, постоянно обновляется и совершенствуется. Об этом свидетельствуют как количественные, так и качественные его характеристики.

Количественно – за 12 лет российских реформ – принят третий закон о приватизации, третий – АПК РФ, на выходе – третий закон о банкротстве и т.д.

Качественно  совершенствование экономического законодательства глобально идет по пути дальнейшей либерализации правового регулирования. Направление качественного совершенствования российского экономического законодательства в целом совпадает с направленностью, духом «конституции экономической свободы», как порой называют Соглашения ГАТТ/ВТО.

Диалектика здесь очевидна. Инициатива законодателя приводит к жизни правовые нормы, создающие новые рыночные механизмы. Становление, развитие рыночных отношений в России, в свою очередь, позволяет сделать адекватным рыночным условиям российское экономическое законодательство.

Вот почему, на наш взгляд, архиважен для сегодняшней России новый импульс дальнейшего развития правовой системы, иногда говорят: «экономика России нуждается в обновленной правовой среде». Без этого импульса весьма вероятна «пробуксовка» действующей экономико-правовой системы при переходе на более высокий уровень либерализации.

Последние годы (с середины 90-х) основным требованием к разрабатываемым и принимаемым экономико-правовым актам стало их соответствие в целом унифицированным правилам, действующим в рамках ВТО, ибо каждый участник ВТО должен «обеспечить соответствие своих законов, нормативных актов и административных решений своим обязательствам», вытекающим из Соглашений ГАТТ/ВТО (пункт 4 статьи XVI Марракешского соглашения о создании Всемирной Торговой Организации). Россия же вступила в переговорный процесс по ВТО в 1995 году, имея при этом статус наблюдателя с 1992 года прошлого века.

Подтверждением серьезности проводимой работы может служить история принятия Федерального закона «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами», законопроект которого был отклонен 25 августа 1996 года Президентом РФ по мотиву частичного несоответствия ГАТТ. Когда же Госдума РФ преодолела вето президента, то при повторном рассмотрении Совет Федерации его не одобрил. В результате указанный Закон был доработан и стал соответствовать «основным положениям и принципам» ВТО.

Работа по совершенствованию этого Закона продолжается. Только что внесены изменения в редакцию его статьи 17, отчасти смягчившие применение защитных мер по ограничению или запрету экспорта товаров (Федеральный закон от 24 июля 2002 г. №110-ФЗ), да и сама норма введена сроком лишь на три года.

Наряду с учетом в российских правовых новеллах принципов и основных положений ВТО, наблюдалась и прямо противоположная тенденция «нелояльного» законотворчества, состоявшая в усилении внимания к государственному регулированию экономических отношений. Достаточно сказать, что в пакете законопроектов Госдумы РФ в настоящее время находится 64 «неправительственных» законопроекта, включающих в своем названии словосочетание «государственное регулирование»

3. Думается, что правовая система России не потребует кардинальных изменений: несмотря на то, что в Иркутской области много природного газа, превращать ее в Сектор Газа с обособленной таможенной территорией, имеющей право самостоятельного вхождения в ВТО (п.1 ст.12 Марракешского соглашения о создании Всемирной Торговой Организации), пока никто не собирается. Напротив, нарастающие интеграционные процессы, по всей видимости, должны привести к созданию нового укрупненного субъекта РФ, включающего в себя бурятскую автономию. Федеральная власть, после некоторых колебаний, вновь продолжает рассматривать развитие Сибири как основу для развития России в целом, отрицая отношение к Сибири лишь, как только к сырьевому придатку проектом Стратегии развития Сибири.

Однако нельзя и согласится с оценками такого рода: «…чтобы практически полностью привести действующее законодательство в соответствии с нормами ВТО, осталось внести изменения в примерно 10–12 федеральных законов».

 Такая легковесная (если не сказать пропагандистская) оценка не согласуется и с опытом присоединения к ВТО других стран, принадлежащих ранее к социалистическому «лагерю». Так, скажем Болгарии, вступившей в ВТО в декабре 1996 года, по оценкам болгарских же специалистов для гармонизации правовой базы требовалось принять около 900 новых (или существенно измененных действующих) нормативных правовых актов, к концу второго года после вступления Болгарии в ВТО в работе находилось 126 правовых документов.

Наверное, точнее все-таки будет утверждать: потребуются не кардинальные, но все-таки весьма существенные изменения экономико-правовых актов. Направления реформирования федерального экономического законодательства сегодня обсуждаются как юристами-профессионалами, так и представителями бизнеса  на  различных уровнях. Так, 23 апреля 2002 г. состоялись Парламентские слушания «Вступление России в ВТО: проблемы и законодательное обеспечение». 14 мая 2002 г. прошло заседание «Круглого стола» на тему « Об условиях вступления РФ в ВТО и о его последствиях для агропромышленного комплекса страны».

Участники обсуждений называют федеральные законодательные приоритеты: таможенное законодательство (новая редакции Таможенного кодекса РФ), внешнеэкономическое законодательство (новые федеральные законы о лицензировании экспорта и импорта товаров, о защитных мерах при импорте товаров), экономическое законодательство (новый федеральный закон «О государственной помощи»), «техническое» законодательство (новый федеральный закон «Об основах технического регулирования в РФ») и др. Вместе с тем, не всегда участники обсуждений единодушны в своих предложениях, и, как представляется, не всегда правы.

4. Укажем наиболее актуальные, на наш взгляд, направления реформирования экономико-правовых актов:

a) Законодательство об основах взаимоотношений власти и бизнеса.

Предложения о глобальном урегулировании отношений государства и предпринимателей высказывались, прежде всего, последователями концепции хозяйственного права. В частности, обращалось внимание на необходимость закрепления основных принципов, норм и институтов предпринимательского права, в том числе условий ответственности власти в предпринимательских отношениях. Предлагаемый уровень регулирования – федеральный предпринимательский (хозяйственный) кодекс.

На наш взгляд, принятие предпринимательского (хозяйственного) кодекса представляется весьма проблематичным. Помимо нежелательного перенесения акцентов на государственное регулирование экономики, предпринимательский кодекс способен вызвать дополнительные наслоения в правовом регулировании, еще большую рас согласованность в понятийном аппарате. Даже, если бы законодатель пошел на это, то эффект урегулирования вряд ли оправдал ожидания: бюрократия не преминет воспользоваться новизной (читай — «несовершенством»), дискуссионным характером самой концепции кодекса для блокирования возможного положительного регулирующего воздействия его норм на общественные отношения с участием предпринимателей.

Вместе с тем, необходимое для обуздания, как бюрократии, так и бизнеса, игнорирующего общественные интересы, глобальное урегулирование отношений власти и бизнеса целесообразно было бы, на наш взгляд, осуществить в ходе будущей конституционной реформы в рамках отдельной главы Конституции России (например, главы «Экономические отношения»).

Думается, что нужно учесть положительный опыт других стран эффективно решающих вопросы экономического регулирования в своих конституциях. Многие новейшие конституции закрепляют современные принципы экономической системы: социально ориентированную экономику, социальную роль частной собственности, координацию частной деятельности в общественных интересах. Конституционное закрепление социальной ориентированности экономики и на этой основе непрерывное развитие социального законодательства (от законов о социальной защите до социального кодекса), «обеспечивающего финансирование и организацию государством социальной деятельности»[9], создает необходимую юридическую предпосылку для экономических экспериментов государства, вступающего в те или иные международные организации.[10] Или, скажем, Китайская Народная Республика, успешно решает проблему привлечения иностранных инвестиций в экономику республики, опираясь на конституционный статус таких инвестиций (ст.18 Конституции КНР).

Основа отношений предпринимателей и государства построена на взаимодействии, взаимосвязи интересов той и другой стороны. В правовой науке появились исследования способов воздействия предпринимательства на государство.[11] Очевидно, что должно быть дезавуировано чрезмерное влияние на власть олигархических структур, сделать это можно путем совершенствования правовых возможностей в этой сфере предпринимательских объединений (ассоциаций), конкретизации форм общественной защиты прав предпринимателей, предусмотренной в ст.16 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»

b) Таможенное и внешнеэкономическое законодательство.

Общепризнанно и первостепенно существенное обновление Таможенного кодекса России.

Весьма серьезного редактирования потребует Федеральный закон 1995г. « О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Так, в нем может быть обновлено правовое регулирование свободных экономических зон. Думается, что совсем отказываться от этого закона пока нельзя, так как для национального предпринимателя он может играть роль доступного источника правовой информации о нормативной основе внешнеторговой деятельности. Впрочем, на смену этому закону вполне мог бы прийти Торговый кодекс России (не путать с предпринимательским или хозяйственным кодексом, способным усилить избыточное государственное вмешательство в дела бизнеса противопоказанное для государства-члена ВТО).

Федеральный закон 1998г. «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» также потребует новой редакции в плане дальнейшей конкретизации в его правовых нормах не только «основных принципов и норм», но и исключений из них в духе Соглашений ГАТТ/ВТО.

Скажем, пункт 2 ст.4 этого Закона сегодня закрепляет: «Специальные защитные меры в отношении какого-либо товара применяются на недискриминационной основе независимо от страны происхождения товара». Правовой же механизм Соглашений ГАТТ/ВТО более тонкий, гибкий. Так, в соответствии с п.4 ст.6 Соглашения по текстильным изделиям защитные меры в отношении товаров, указанных в приложениях к этому соглашению, могут применяться в переходный период на так называемой «пострановой индивидуальной основе»

Должен быть закреплен и реализован в действующем внешнеторговом законодательстве принцип запрета нетарифных барьеров, установленный в ГАТТ. Таможенная пошлина (в том числе антидемпинговая, компенсационная, специальная и др.) должна стать основным средством торговой защиты, но в качестве исключения нетарифные барьеры могут выдвигаться в отдельных сферах, например, в аграрном секторе. Представляется необходимым сохранение сложившегося в практике внешнеэкономической деятельности протекционизма в отношении нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей промышленности России.

с) Антимонопольное законодательство.

Деятельность наших монополистов порой может быть охарактеризована опять же русским словом «беспредел», осуществляемым к тому же под покровительством властей (чего стоит хотя бы отключение электро- и тепло энергии, практикуемое монополистами в жилых домах, больницах, школах?).

Беспредельны административные акты самой власти, создающие барьеры в едином экономическом пространстве России. Например, правительство Бурятии напрямую квотирует алкогольную продукцию, допускаемую на региональный рынок. Такое квотирование нарушает принцип единства экономического пространства России и является совершенно недопустимым в едином экономическом пространстве ВТО.

Антимонопольные меры окажутся малоэффективными в условиях высокой монополизации экономики России. Поэтому первооснова здесь в реформировании самих монополистов. В этом плане, необходимо укрепление гражданско-правовой базы реорганизации, необходима разработка (на базе отечественной и зарубежной практики реструктуризации) федерального закона «О реорганизации». Правовые ограничения монополистов могут быть проведены и в долгожданном федеральном законе «О холдингах». С другой стороны, внесение определенности в правовой статус индивидуального предпринимателя как представителя именно малого бизнеса в специальном законе (напр.: «Об индивидуальном предпринимательстве») будет способствовать созданию конкурентной среды, противостоящей действиям естественных, да и «противоестественных» монополистов.

d) «Техническое» законодательство (о стандартизации, сертификации и т.п.).

Если не изменить ситуацию «мутный поток» ведомственных нормативно-технических требований может захлестнуть не только российских, но и иностранных предпринимателей на территории России. Меры технической политики, конечно же, важны для обеспечения здоровья нации, но побочным действием их применения может стать ограничение торговли.

Один из девизов Байкальского экономического форума – «Бизнес и здоровье нации». Вот почему надо задуматься: насколько эффективно действующее «техническое» законодательство стоит на службе здоровья россиян?

Сегодня число такого рода документов (стандартов, технических условий, инструкций и положений) достигает 60-ти тысяч и продолжает расти день ото дня. По экспертным оценкам значительная часть этих «технических» требований не выполняется на практике. Наряду с тысячами формальных (по сути – необязательных) требований нормативно-технических документов, хозяйствующими субъектами заодно нередко игнорируются требования действительно важные, нарушение которых приводит к негативным социальным последствиям.

 Какой же выход? Думается, в перенесении акцента на обязательность действительно важных основополагающих требований, закрепляемых на уровне преимущественно федеральных законов (с соответствующим усилением юридической ответственности за их неисполнение), и отказе от основной массы несущественных, и de facto необязательных. На этой правильной позиции стоит правительственный законопроект «Об основах технического регулирования в РФ», принятый в первом чтении Госдумой РФ.

e) Правовые акты об интеллектуальной собственности.

Ведомственное блокирование принятия Части четвертой Гражданского кодекса РФ, содержащей проект Раздела У11 «Исключительные права (интеллектуальная собственность)», на наш взгляд, серьезно снижает потенциал регулирования в этой сфере. К примеру, весьма своевременным оказалось бы регулирование исключительного права на фирменное наименование (ст. 1328 проекта Части четвертой ГК РФ). Как известно, сегодня эти вопросы регулируются Положением о фирме, подписанным М.И. Калининым в 1927 году(!). Но главное в том, что включение норм об интеллектуальной собственности в Гражданский кодекс повлекло бы применение к этим отношениям общих правил этого кодекса.

К сожалению, в Рекомендациях по итогам Парламентских слушаний 23 апреля 2002 г. также предлагается путь внесения поправок в ряд федеральных законов, вместо кодифицированного регулирования отношений интеллектуальной собственности.

f) Торговое законодательство.

Действенной мерой было бы принятие Торгового кодекса РФ, отражающего общие правила «игры» в торговом обороте.

К примеру, Единообразный торговый кодекс США, закрепляет в разделе «Продажа» основные базисные условия поставки товаров (ФОБ, СИФ и др.), применяемые в США также как и в международной практике (Международные правила толкования торговых терминов ИНКОТЕРМС).

В качестве возможного варианта – модель Украины, где указом Президента Украины от 4 октября 1994 г. ИНКОТЕРМС придана обязательная юридическая сила на территории государства. Кстати, сила закона придана ИНКОТЕРМС в Испании и в Ираке, а в Польше он признан торговым обычаем.

Интересно отметить, что на региональном уровне наметилась тенденция к созданию «Торговых кодексов», под которыми в регионах (Санкт-Петербург, Алтайский край и др.) разумеют «свод правил торговли», включающий правовые нормы разного уровня (федерального, регионального) и разной отраслевой принадлежности (гражданского, уголовного и административного законодательства)

Наверное, возможна (наряду с разработкой федерального торгового кодекса) инициатива федерального законодателя по предложению регионам формирования такого рода комплексных сводов правил торговли.

5. Думается, является своевременной и верной постановка вопроса в Рекомендациях указанных Парламентских слушаний и «круглого стола» об участии регионального законодателя в гармонизации экономического законодательства субъекта РФ. К сожалению, конкретизация, которая была бы весьма полезной для субъектов РФ, на этот счет в Рекомендациях отсутствует. Хотя она вполне возможна. Например, может быть названо конкретное направление – инвестиционное законодательство регионов. В настоящее время в ряде регионах уже приняты законы, посвященные стимулированию инвестиций в экономику регионов. Так, в Иркутской области действует Закон «Об областной государственной инвестиционной политике и стимулировании инвестиционной деятельности» от 8 июля 2002 г. Весьма эффективной может стать стабилизационная оговорка, в силу которой областные нормативные правовые акты, ухудшающие условия инвестирования «серьезных» инвесторов, к ним не применяются в течение всего срока окупаемости проекта, но не более 5 лет (ст. 20 этого закона).

От федерального законодателя зависит определение границ правового поля, на котором может «развернуться» региональный законодатель, не рискуя при этом превысить свою компетенцию в области экономического правотворчества.

6. В заключение следует поддержать основный тезис о целесообразности вступления России в ВТО.

Как видно, предстоит серьезная работа по совершенствованию экономического законодательства, однако такое совершенствование вполне реально, для него существует весьма длительный переходный период, в течение которого присоединившиеся к ВТО страны, как показывает практика, успешно «гармонизируют» свои правовые системы.

Конечно, по большому счету, оценить целесообразность присоединения к Соглашениям ГАТТ/ВТО должны представители экономической науки и специалисты, непосредственно участвующие в переговорном процессе по условиям присоединения России. Однако, на это можно взглянуть и глазами юриста. Во-первых, весьма привлекательным с юридических позиций является лишение ВТО правотворческой функции, в этой организации отсутствует производное право в сфере многосторонней торговли   и ВТО остается под жестким контролем всех ее членов. При этом каждому государству принадлежит один голос, независимо от его экономического и промышленного веса.

Во-вторых, для юриста, вступающего в новые правоотношения, всегда актуален вопрос о правовой модели будущего выхода из этих отношений. Применительно же к участию в ВТО напомним скептикам, что выход из ВТО весьма несложен: он будет зависеть от волеизъявления самой России, которая, в случае критичной обременительности взятых обязательств, всегда сможет заявить о своем выходе из организации и, по истечении 6 месяцев, покинет ВТО. Кроме того, выход из ВТО «означает одновременный выход из Многосторонних Торговых Соглашений», об этом однозначно говориться в статье XV Марракешского соглашения о создании Всемирной Торговой Организации. Получается, что выйти из ВТО легче, чем, скажем, расторгнуть брак… Правда, прецедентов такого выхода, как нам известно, не существует: ни одна из стран–участниц ВТО до настоящего времени почему-то не воспользовалась этим правом.

studfiles.net

Экономические законы. Микроэкономика

Экономические законы

Среди экономических законов особое значение имеют законы:

  • конкуренции;
  • разделения труда;
  • перемены труда;
  • спроса;
  • предложения.

Закон конкуренции

Под конкуренцией понимается соперничество предприятий, выпускающих одинаковую продукцию, с целью привлечения потребителей именно к ϲʙᴏей марке. Конкуренция будет одной из важнейших концепций рыночной экономики, обосновывающей закономерности капиталистического способа производства. Цель конкуренции — обеспечить условия для получения максимальной прибыли и достижения экономической эффективности производства.

На разных исторических этапах развития общества закон конкуренции принимал различные формы. В российском обществе частным проявлением закона конкуренции выступал закон социалистического соревнования, характерный для советского периода. При этом было бы ошибкой идеологизировать закон социалистического соревнования, полагая, что он будет сугубо советским достоянием. Проблему соревнования как эффективной формы самовыражения личности рассматривали еще социалисты-утописты Т. Мор (1478-1535), Т. Кампа- нелла (1568-1639), Ш. Фурье (1772-1837), К. Сен-Симон (1760-1825). Распространение закона социалистического соревнования в России происходило в начале XX в. Ленин в ϲʙᴏей работе «Очередные задачи Советской власти» (1918) сформулировал базовые принципы ϶ᴛᴏго закона: живая сила примера, гласность; новая организация труда, договор как основа развертывания социалистического соревнования. При ϶ᴛᴏм Ленин считал развитие соревнования в экономической сфере неотъемлемым условием развития социалистического общества, возлагая на него функцию экономического механизма развития нового общества. Как показала история, закон социалистического соревнования не смог в полной мере выполнить ϲʙᴏих регулятивных функций, поскольку исходил из влияния власти на зависимых от нее индивидов. В законе о социалистическом соревновании заложено противоречие между «желанием индивида проявить себя в трудовой деятельности и стремлением помочь трудовому коллективу. Разрешение ϶ᴛᴏго противоречия ожилалось на личностном уровне». По мнению многих специалистов, замена закона конкуренции законом социалистического соревнования существенно ослабила возможности взаимодействия законов разделения и перемены труда, так как закон разделения труда оказался лишенным естественных стимулов развития, а действие закона перемены труда сузилось и свелось преимущественно к совмещению профессий на производственных (поточных) линиях, оϲʙᴏению смежных профессий, отраслевым видам переобучения.

Сферой действия закона о конкуренции будет все общественное производство, тогда как источником саморазвития выступает социальное противоречие между стремлением каждого человека максимально реализовать себя в борьбе за выживание и сопротивлением общественной среды. Интенсивность конкуренции на рынках товаров и услуг в условиях рыночной экономики постоянно возрастает, а виды конкуренции, точнее, конкурентной борьбы усложняются, становятся разнообразнее и принимают все более опосредованный характер. Результаты конкурентной борьбы зависят от субъектов конкуренции, а также конкретных финансово-экономических условий развития общества.

При анализе социальных отношений в сфере экономики и финансов полезно учитывать виды конкуренции: совершенная (или «чистая»), монополистическая, олигополистическая (конкуренция между немногими), чистая монополия. В наибольшей степени тесное взаимодействие законов разделения и перемены труда обеспечивает совершенная конкуренция, предполагающая отсутствие контроля над ценой, эластичный спрос, отсутствие ограничения ϲʙᴏбодного предпринимательства и развития бизнеса. Есть и такой вид конкуренции, как конкуренция количествами — конкуренция на олигополистическом рынке, когда предприятия варьируют не цены, а объемы производства (количества). Впервые ϶ᴛᴏт вид конкуренции был рассмотрен Антуаном Курно в 1838 г.

В связи с усилением конкуренции на рынках труда и товаров и в то же время высоким уровнем бедности российского населения, введением монетизации социальных льгот усиливается интерес к социологическому анализу «проблемы зайца» — проблемы минимизации потерь общества, связанных со стремлением населения потреблять как можно больше публичных товаров, распределяемых бесплатно. При этом вследствие несовершенной конкуренции на российском рынке товаров и услуг, стремления производителей к быстрому обогащению последним невыгодно увеличивать «публичные товары», кᴏᴛᴏᴩые могут распределяться бесплатно среди бедных и нищих слоев населения.

Таким образом, с позиций социологического подхода конкуренция — ϶ᴛᴏ социальный процесс экономического развития производителей товаров и услуг, сопровождающийся столкновением интересов субъектов конкуренции (социальных организаций, институтов, индивидов), приводящий к возникновению конфликта интересов и поведения конкурирующих сторон и оказывающий прямое или косвенное воздействие на состояние рынка, а также на экономическое поведение производителей и потребителей.

Не стоит забывать, что важными социальными показателями процесса конкуренции будут:

  • конкурентоспособность, проявляющаяся во взаимодействии конкурирующих сторон — субъектов экономической деятельности;
  • добросовестность конкуренции, связанная с нормами данныеки и культуры конкурирующих субъектов.

Закон разделения труда

Закон разделения труда определяет динамику разделения труда на различные виды в зависимости от критериев — труд умственный и физический; промышленный и аграрный; управленческий и исполнительский и т.д. Этот закон будет основой для деления общества на социальные группы, занятые ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими видами труда. Французский социолог Эмиль Дюркгейм в ϲʙᴏей работе «О разделении общественного труда» (1893) отмечал: «Хотя разделение труда существует не со вчерашнего дня, но только в конце прошлого века общества начали осознавать ϶ᴛᴏт закон, кᴏᴛᴏᴩый до того времени управлял ими почти без их ведома». Отметим тот факт — что в современных условиях развития рыночной экономики возрастает роль науки как компонента производства, а разделение труда все сильнее зависит от развития системы образования.

В контексте развития современной концепции «экономики знаний» социологи рассматривают статусность различных видов труда, их совмещение, появление новых профессий и видов трудовой деятельности, расширение сектора третичного образования, кᴏᴛᴏᴩому в рамках российской системы образования ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙуют среднее и высшее профессиональное образование, а также поствузовское образование (аспирантура и докторантура). Поствузовское образование должно сыграть решающую роль в формировании интеллектуального потенциала и развитии новых видов интеллектуального труда.

Дня социологического анализа важной проблемой будут социальные последствия разделения общественного труда, в частности процесс формирования российского среднего класса, интегрирование в его структуру представителей разных социально-профессиональных слоев квалифицированных специалистов.

Закон перемены труда

Закон перемены труда непосредственно связан с законом разделения труда и будет «всеобщим законом общественного производства». Этот закон возник в ходе Промышленной революции XVI11-XIX вв., когда усилилась зависимость вида труда от технического прогресса и его внедрения во все виды производства.

Данный закон демонстрирует подвижность функций работника, потребность в смене рода деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Предприятие исходя из запросов производства и интересов работодателя может неоднократно менять персонал, добиваясь формирования качественной рабочей силы. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что закон пробудет в переходе от одного вида деятельности к другому и предполагает наличие у индивида способности к такому переходу. Перемена труда развивает способности и профессиональные навыки работника. При ϶ᴛᴏм овладение рядом специальностей не просто расширяет диапазон трудовой деятельности человека (наемного работника), но повышает его конкурентоспособность на рынке труда. В конечном счете в законе перемены труда заключено требование замены работников, обладающих ограниченными трудовыми и профессиональными навыками, работниками с высоким уровнем профпригодности для быстроменяющихся запросов технизирующегося производства. Инструментами достижения таких мобильных качеств работающего выступают профессиональное образование, система повышения квалификации и переквалификации. Действие ϶ᴛᴏго закона в полной мере пробудет на рынке труда, в качественной характеристике рабочей силы и связывает рынок труда с рынком образовательных услуг.

В условиях российской рыночной экономики можно выделить три формы функционирования закона перемены труда:

  • изменение вида трудовой деятельности в рамках имеющейся профессии;
  • изменение вида работы;
  • сочетание основного вида трудовой деятельности с другими ее видами.

Изменение структуры российского рынка труда и занятости в ϲʙᴏю очередь изменило характер спроса. При общем резком падении в начале 1990-х гг. трудовой мобильности в производственной сфере, сокращении занятости инженерно-технических работников увеличился запрос рынка труда на специалистов финансово-экономического профиля, юристов, менеджеров, работников сферы торговли.

Мировой рынок труда в условиях глобализации порождает необходимость во все возрастающей миграции трудовых ресурсов, адаптации работников к запросам национальных рынков трудовых ресурсов, нуждам работодателей и потребителей. Эти процессы порождают новое явление — флексибилизацию — повышение гибкости работодателей в использовании рабочей силы. Флексибилизация как одна из форм проявления закона перемены труда демонстрирует способность организации адаптировать ϲʙᴏе производство к спросу на рынках товаров и услуг с учетом их качества и количества, а также обеспечивать необходимое качество рабочей силы для нужд производства. Социальные аспекты флексибилизации и социальные последствия ее развития представляют непосредственный интерес как предмет социологического анализа.

Закон спроса и предложения

Законы спроса и предложении — фундаментальные экономические законы рыночной экономики. Стоит заметить, что они отражают действие двух рыночных сил — спроса и предложения. Результатом их взаимодействия будет «соглашение сторон о купле-продаже товара и/или услуги в определенном количестве и по определенной цене».

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

Экономические законы

Экономические законы — наиболее существенные, устойчивые объективные взаимозависимости и причинно-следственные связи в экономических процессах и явлениях. Экономические законы — законы развития отношений производства, распределения, обмена и потребления. Как и законы природы, экономические законы имеют объективный характер, выражают не зависящие от воли и сознания людей взаимосвязи и отношения.

Экономические законы возникают вместе с возникновением человеческого общества, в процессе производственной деятельности людей. В этом их главное отличие от законов природы, действие которых не связано со становлением и развитием человеческого общества. С изменением материальных условий жизни общества, с заменой одних производственных отношений другими перестают действовать одни экономические законы и возникают новые.

Каждому общественному строю производства присуща своя система особых, или специфических, экономических законов. Сущность данных производственных отношений в их целостности выражается основным экономическим законом данного общественного строя. Другие законы выражают существенное в содержании тех или иных отдельных сторон производственных отношений. Например, в капиталистическом обществе, основным экономическим законом которого является закон производства и присвоения прибавочной стоимости, с необходимостью возникают закон капиталистической конкуренции и анархии производства, всеобщий закон капиталистического накопления (см. Накопление капитала, закон средней (общей) нормы прибыли, закон цены производства и другие законы капиталистического производства. В социалистическом обществе, где господствует общественная собственность на средства производства, вместе с возникновением основного экономического закона социализма возникают закон планомерного, пропорционального развития народного хозяйства, закон распределения по труду и др.

Экономические законы в реальной жизни действуют не изолированно друг от друга, они тесно взаимосвязаны, влияют друг на друга и тем самым глубоко и комплексно выражают сущность данных производственных отношений в их развитии. Кроме особых (специфических) законов той или иной ступени развития производственных отношений существуют законы, общие для всех ступеней развития человеческого общества. Объясняется это тем, что в общественно-производственных отношениях сохраняются существенные, постоянные, необходимые связи, которые не зависят от специфического характера этих отношений и присущи им на всех ступенях развития общества.

Общим экономическим законом является, например, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Общим является также закон экономии труда, проявляющийся в разных общественно-экономических формациях в конкретно-исторических формах. Помимо общих и особых (специфических) экономических законов существуют законы, которые свойственны ряду ступеней развития общественного производства. К ним относится, например, закон стоимости, действующий в тех формациях, где существует производство товаров.

Каждая формация развивается как по особым (специфическим), так и по общим экономическим законам, которые тесно связаны между собой. Особые законы действуют на тех или иных ступенях экономического развития и определяют его характер и содержание вплоть до перехода на новую ступень. Общие законы связывают в единый процесс развитие всех общественно-экономических формаций. Несмотря на то что экономические законы действуют независимо от сознания и воли людей, люди не бессильны перед ними. При определенных условиях они могут познать эти законы и использовать их в своих интересах.

Изучение законов экономического развития общества — важнейшая задача политической экономии. Политическая экономия «есть наука о законах, управляющих производством и обменом материальных жизненных благ в человеческом обществе» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 150). Познание и использование экономических законов во всех досоциалистических формациях крайне ограничено в силу господства частной собственности на средства производства и обусловленного им разобщения производителей.

Особое значение приобретает познание и сознательное использование экономических законов в социалистическом обществе. Ф. Энгельс указывал, что в социалистическом обществе «законы их собственных общественных действий, противостоявшие людям до сих пор как чуждые, господствующие над ними законы природы, будут применяться людьми с полным знанием дела и тем самым будут подчинены их господству» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 294—295). Экономическая система социализма, основу которой составляет общественная собственность на средства производства, может успешно функционировать и развиваться лишь при условии сознательного использования экономических законов.

Экономические законы всесторонне используются коммунистическими и рабочими партиями социалистических стран и государственными органами в разработке экономической политики, в процессе хозяйственно-организаторской деятельности. Большое внимание уделяется организации массового экономического образования трудящихся, с тем чтобы они, будучи вооружены знанием экономических законов, могли целенаправленно бороться за повышение эффективности производства и качества работы. «Ошибочно думать, будто с экономическими законами имеют дело только большие ученые и руководители, — говорил на XV съезде ВЛКСМ Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев. — Эти законы, если их понять правильно, диктуют логику поведения не только администратору, инженеру, ученому, технику, но и каждому рядовому рабочему, колхознику» (Ленинским курсом. Речи и статьи, т. 1, с. 383).

Массовая экономическая грамотность, обеспечиваемая в нашей стране системой экономического образования трудящихся, выступает в качестве важного условия повышения научного уровня хозяйствования, роста инициативы, активности трудящихся в управлении производством, в осуществлении программы повышения эффективности общественного производства и качества работы во имя дальнейшего роста благосостояния трудящихся.

Опубликовано 26 апреля 2012 14:11:08.


economics.pp.ua

4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ

4.1. Экономические законы.


Если в результате экономического анализа удалось обнаружить прочные причинно-следственные связи, то появляется основание говорить о наличии ЗАКОНОМЕРНОСТИ, т.е. о подчиненности происходящих процессов действию экономических законов. Под ЭКОНОМИЧЕСКИМ ЗАКОНОМ понимается устойчивая, повторяющаяся причинно-следственная связь между экономическими процессами, проявляющаяся как объективная необходимость.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ — это законы развития производственных отношений (или отношений собственности) в их взаимосвязи с развитием производительных сил.

Экономические законы, как и законы природы, имеют объективный характер. Однако они существенно отличаются от законов природы, т.к. возникают, развиваются и действуют лишь в процессе экономической деятельности людей — в производстве, распределении, обмене и потреблении. Кроме того, в отличие от законов природы, экономические законы не вечны.

4.2. Систематизация экономических законов.
Система экономических законов включает четыре их типа.

    1. Это ОБЩИЕ экономические законы, т.е. законы, присущие всем общественным способам производства (закон роста производительности труда, закон экономии времени и т.д.)
    2. ОСОБЫЕ — законы, которые действуют в нескольких общественно-экономических формациях ( закон стоимости, закон спроса и предложения).
    3. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ экономические законы, которые действуют с условиях одного общественного способа производства. Важнейший из них — основной экономический закон, который выражает связи в процессе взаимодействия между производительными силами и отношениями собственности.
    4. ЧАСТНЫЕ — законы, которые действуют лишь на одной из стадий общественного способа производства. Напр., закон образования монополии концентрацией производства, который действует на высшей стадии развития капитализма, т.е. с начала 20-го столетия.

4.3. Экономические категории.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ — это теоретические выражения, мысленные формы производственных отношений, экономических явлений и процессов, которые реально существуют. Это специфические понятия, в которых отражаются экономические признаки предметов, явлений, процессов.

Они теоретически отображают прежде всего отношения собственности в их взаимодействии с развитием системы производительных сил. Поскольку содержанием последних выступает взаимодействие человека с природой в процессе труда, то одной стороной экономической категории есть отдельные участки этого взаимодействия. Такими категориями, в частности, являются труд, предметы труда, способы труда, потребительская стоимость, продукт труда и т.д. Другой стороной экономической категории есть отношения между людьми по поводу присвоения разных объектов собственности, результатов труда. Отдельные участки этих отношений выражаются в категориях: деньги, цена, стоимость, ЗП, прибыль, рента и т.д.

Кроме того, каждый закон группирует вокруг себя определенное количество экономических категорий, Напр., закон стоимости раскрывается с помощью таких категорий, как необходимое рабочее время, рыночная стоимость, цена и т.д.

Так как экономические категории являются теоретическим выражением отдельных сторон отношений собственности в их взаимодействии с развитием производительных сил, то появление новых форм собственности характеризуется появлением новых экономических категорий. Так, в 18-м веке отношения между людьми по поводу купли-продажи отображала категория ⌠рынок¦. Рядом с ней в 20-м веке существуют категории ⌠регулированный рынок¦, ⌠монополизированный рынок¦, государственный рынок¦, ⌠мировой рынок¦.

www.examen.ru

Персональный сайт — 7. Состояние российского экономического законодательства.

Состояние российского экономического законодательства.

 

Можно констатировать, что сегодня правовая среда рос­сийской экономики в основном создана. Вместе с тем, имеются объективные трудности в правовом регулировании экономики, к числу основных из них можно отнести:

Конфликт нормативной правовой базы и поведения субъектов хозяйствования, ведущий к следованию неписаным нормам, отли­чающихся также неустойчивостью и локальностью.

Импорт нормативной базы порождает негативное последст­вие — абстрактный характер норм, несоотнесенность их с реаль­ными интересами экономических операторов.

Неэффективность (декларативность) экономического права, обусловленная зачастую неэффективностью юридических санкций.

Относительная выгодность отклонений от требований право­вых норм, которой способствует невключение в национальных условиях механизмов социального остракизма правонарушителя.

И, наконец, на региональном уровне — конфликт норматив­ной базы многих региональных законодателей и федерального экономического законодательства.

Экономическое законодательство России, как бы то ни было, работает, при этом постоянно обновляется и совершенствуется. Об этом свидетельствуют как количественные, так и качествен­ные его характеристики. Количественно — за годы российских ре­форм принят третий закон о приватизации, третий закон о бан­кротстве, третий АПК РФ и т. д.

Качественно — совершенствование экономического законо­дательства глобально идет в целом по пути дальнейшей либерали­зации правового регулирования. Направление качественного со­вершенствования российского экономического законодательства в целом совпадает с направленностью, духом «конституции эконо­мической свободы», как порой называют Соглашения ГАТТ/ВТО.

Диалектика здесь очевидна. Инициатива законодателя при­водит к жизни правовые нормы, создающие новые рыночные ме­ханизмы. Становление, развитие рыночных отношений в России, в свою очередь, позволяет сделать адекватным рыночным услови­ям российское экономическое законодательство.

Вот почему важен для сегодняшней России новый импульс дальнейшего развития правовой системы (иногда говорят: «экономика России нуждается в обновленной правовой среде»). Без этого импульса весьма вероятна «пробуксовка» действующей экономико-правовой системы при переходе на новый качествен­ный уровень либерализации.

Такой импульс возможен при присоединении России к Все­мирной Торговой Организации (ВТО), ибо каждый участник ВТО должен «обеспечить соответствие своих законов, нормативных актов и административных решений своим обязательствам», вы­текающим из Соглашений ГАТТ/ВТО (см. п. 4 ст. XVI Марракеш-ского соглашения о создании Всемирной Торговой Организации).

Необходимо понять, что развитие предпринимательского законодательства (как комплексной отрасли законодательства) на современном этапе допускает, прежде всего, возможность его частичной кодификации. Сегодня обсуждаются варианты коди­фикации по отдельным направлениям предпринимательской дея­тельности — например, предлагаются разработка и создание Инве­стиционного кодекса РФ, Банковского кодекса РФ, Туристского кодекса РФ, Торгового кодекса РФ. Если же говорить о долгосрочной перспективе, по мере по­степенной кодификации предпринимательского законодательства по отдельным отраслям экономики, может быть разработан и принят Предпринимательский кодекс РФ.

dexter900.narod.ru

Персональный сайт — Введение в экономическое право

Тема №5: Введение в экономическое право.

5.1 Понятие и предмет экономического право

5.2. Субъект и принципы экономического права

5.3. Система и источники экономического права.

 

1. Традиционным для правовой науки и правопорядка многих развитых европейских стран является разделение права на публичное и частное.  Такое различие было обосновано еще древнеримскими юристами. По словам древнеримского юриста Ульпиана публичное право есть то, которое относится  к положению римского государства, а частное, которое относится к пользе отдельных лиц. Экономическое право – это комплекс общих и специальных норм гражданского права (частного права), определяющих правовое положение лиц, признаваемых по закону предпринимателями, а также регулирующих отношения между этими лицами или с их участием по поводу осуществления ими предпринимательской деятельности. Экономическое право в РМ необходимо рассматривать  не как самостоятельную отрасль права, а как часть гражданского, частного права. Иначе говоря экономическое право – это подотрасль гражданского права, выраженная в совокупности специальных гражданских правовых норм, подчинённых общим нормам гражданского права, совместно регулирующих специфические гражданские правовые отношения между лицами признанными по закону предпринимателями и с их участием в процессе и по поводу осуществления ими предпринимательской деятельности. Гражданско-правовые нормы, которыми урегулированы отношения между предпринимателями можно условно классифицировать на 3 группы:

В первую группу таких норм входят нормы, регулирующие отношения, в которых участвуют исключительно предприниматели.

Ко второй группе норм экономического права относятся нормы, предполагающие (презумирующие) участие предпринимателя в качестве одного из субъектов регулируемых ими отношений.

К третьей категории норм следует включить общие нормы гражданского права, распространяющие свое действие на всех без исключения субъектов гражданского права, в том числе и на лиц, обладающих статусом предпринимателя.

 

Предметом правового регулирования всякой отрасли права является определенный круг общественных отношений, которым свойственен определенный, специфический и самостоятельный характер. Важнейшей характеристикой экономического оборота как специфической части гражданского оборота является его преимущественная возможность к возмездности, что объясняется наличием предпринимателя основной цели, а именно получение прибыли от осуществляемой им предпринимательской деятельности. Предметом отрасли гражданского права являются имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения, основанные на взаимном равенстве сторон этих отношений и их имущественной самостоятельности. Предмет экономического права как подотрасли гражданского права являются те же имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения, но в которых участвуют лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Предпринимательская деятельность ( предпринимательство) – это инициативная деятельность, осуществляемая самостоятельно от своего имени на свой риск и под свою имущественную ответственность, легальная деятельность физических и юридических лиц зарегистрированных в качестве предпринимателей, целью которой является извлечение прибыли от производства и реализации продукции, выполнение работ, оказание услуг. Для предпринимательской деятельности специфичны следующие признаки:

1. Предпринимательство представляет собой общественно полезную и легальную деятельность.

2. Предпринимательство – это инициативное и самостоятельная деятельность

3. Предпринимательство – это деятельность, осуществляемая от своего имени

4. Предпринимательство – это деятельность, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность.

5. Предпринимательство – это деятельность, осуществляемая гражданами и юридическими лицами, которые официально зарегистрированы в качестве коммерсантов, предпринимателей.

6. Предпринимательство – это деятельность, которая носит профессиональный, систематический характер, что создаёт предпринимателю постоянный источник доходов.

7. Предпринимательство – это естественно целенаправленная деятельность.

 

2. Субъекты экономического права признаются все участвующие в предпринимательском обороте лица, отношения между которыми урегулированы, нормами экономического права как подотрасли гражданского права. Лица, участвующие в экономическом обороте- это субъекты гражданского права. А именно: физические лица, юридические лица, а также публично-правовые образования. Участник экономического оборота делится на 2 группы.

В первую входят профессиональные участники предпринимательского оборота, т.е. лица, обладающие статусом предпринимателя.

Ко второй относятся непрофессиональные участники оборота, не обладающие статусом коммерсантов.

 

Субъективный состав отношений экономического оборота характеризуется обязательным участием в нем предпринимателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Предприниматель является квалифицированным профессиональным участником коммерческого оборота, т.к. участвует в нем постоянно, осуществляя предпринимательскую деятельность, направленную на цели обеспечения собственной экономической выгоды. Среди непрофессиональных участников экономического оборота, вступающих во взаимоотношения с предпринимателями, выделяются такие категории как физические лица, как правило выступающие в качестве потребителей.

 

ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА

Принципы права — основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.

Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам, правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними.

Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип индивидуализации наказания в уголовном праве, /к межотраслевым — принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве.

Основные принципы гражданско-правового регулирования:

1)      Принцип равенства участников регулируемых отношений – согласно ему субъекты регулируемых отношений формально находятся на равных позициях. Эти лица признаются обладателями автономной воли, имущественно самостоятельны, независимы друг от друга и взаимно не соподчинены. Согласно этому принципу, государство и административно-территориальные единицы принимают участие в частноправовых отношениях на равных началах с остальными субъектами.

2)      Принцип неприкосновенности собственности. Собственность, как базовый институт рыночного хозяйства, всегда находится под особым регулированием и охраной государства. Суть принципа неприкосновенности сводится к гарантированности защиты и эффективности осуществления права собственности, которое может принадлежать различным субъектам, а не к разграничению собственности на виды, типы и формы.

3)      Принцип свободы договора. Договор в условиях рыночных отношений является основной правовой формой закрепления деловых отношений коммерсантов ,а также способом реализации интересов лиц, вступающих в отношения с коммерсантами для удовлетворения собственных нужд. Данная правовая форма обслуживает движение и оборот товаров, финансов, работ ,услуг, информации.

4) Принцип недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела. За участниками частного оборота признаются автономия воли и имущественная самостоятельность, что предполагает недопустимость произвольного вмешательства в их частные дела, в первую очередь со стороны государства.

5) Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав. В соответствии с данным принципом каждое лицо имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления любой легальной деятельности, в том числе и предпренимательской.

6) Принцип обеспечения восстановления нарушенных прав и судебной защиты. Конституцией и законодательством РМ гарантировано право на защиту и восстановление нарушенных прав, при этом основным методом защиты и восстановления нарушенных прав является судебный.

7) Принцип добросовестности участников регулируемых отношений

 

 

источники права.

 

Под источником права подразумевается форма выражения юридической нормы, которую принимает право  в совокупности своих норм. Выражение « источники права» являются специальным юридическим термином, применяемым для обозначения форм выражения юридических норм, следовательно, источниками права являются официальные государственные документы, в которых дается описание юридических норм.

Понятие « источник права» тесно связанно  с правотворческой деятельностью путем прямой непосредственной формулировки юридических норм  в различных нормативных актах или придания приданием юридической  силы , определенным правилам поведения , появившимся другим способом( как обычай, судебный прецедент, акт о негосударственных органах и т.д.), которые этими полномочиями или признанием становятся источниками права.

   Существует определенная дифференциации источников права:

1.нормативный акт

2.правовой обычай

3.судебный прецедент.

Источник (форма) права — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения права, другие проводят между ними разницу, определяя источник как явление, порождающее нормы права, а форму выражения — как некий «контейнер норм», не совпадающий по своей сути с источником.

Самым первым источником права следует считать правовой обычай.

Термин «источник права» также употребляется некоторыми учёными в значении «правовой памятник», а также для обозначения моральных истоков права.


Различают источник права в материальном и формальном (юридическом) смысле. Источник права в материальном смысле — это сами общественные отношения, то есть материальные условия жизни общества, система экономических отношений, существующие в обществе формы собственности и т.п. Источник права в формальном (юридическом) смысле — это способ закрепления и существования норм права. В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле[1]:

Состав и система источников права, существующих в той или иной стране определяется историческими особенностями и принадлежностью правовой системы этой страны к той или иной правовой семье(англосаксонской, романо-германской, социалистической и т.д.). Так, в англосаксонской правовой системе в отличие, например, от романо-германской существенное значение имеют правовые прецеденты (судебные или административные). Нередко при решении судебных споров английскими судами требуется доказательство древних обычаев существующих в данной местности. Врелигиозных правовых семьях правовое значение могут иметь богословские доктрины.

 

volkofff-1990.narod.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *