Основы экономики
Экономическая наука в некоторой степени специфична, поскольку пытается математическими приёмами обобщать процессы социального характера. Таким образом, она не является ни гуманитарной дисциплиной, как, например, философия, ни точной, как та же математика. Экономика изучает тенденции, принципы и закономерности общественной деятельности в хозяйственной сфере, а также особенности взаимоотношений в системах производства, потребления, обмена и распределения.
Экономическая деятельность, изучаемая рассматриваемой дисциплиной, многоуровневая и может проводиться в разных формах. По уровням различают микроэкономику, макроэкономику и мировую экономику:
- При рассмотрении мировой экономики изучается общая мировая хозяйственная деятельность, тенденции всемирного развития, межгосударственные движения средств и ресурсов.
- Макроэкономика ограничена рынком какого-то отдельного государства со своими стандартами и законодательством. При изучении макроэкономических показателей во внимание берутся общенациональные процессы хозяйствования.
- Микроэкономика, низший уровень экономической иерархии, представлена в виде хозяйственных отношений на каком-либо из рынков, в отдельной отрасли, на конкретном предприятии.
По формам экономической деятельности различают такие системы экономики, как традиционная, административно-командная, рыночная и смешанная. Формы ведения экономической деятельности рассматриваются на макроэкономическом уровне, как внутригосударственные устои, порядки, правила и условия. Особенности каждой из форм таковы:
- Традиционную экономику можно назвать архаической, поскольку для неё характерны черты, которые не присущи современному миру, хотя определённые трансформированные подвиды этой формы экономики есть возможность встретить и до сих пор, к примеру, на некоторых территориях Африки. Все основные активы в такой системе отношений пребывают в общем владении, распределение благ между членами общества осуществляется согласно родоплеменным традициям или социальным иерархиям, что было характерно для полуфеодальных обществ. Основой является натуральное хозяйство, а торговля нерегулярна и ограничена.
- Административно-командная экономика характеризуется сильной позицией государства либо общества. Им принадлежат материальные ресурсы, которые они централизовано распределяют. Свободное предпринимательство исключено или сильно ограничено, а вся хозяйственная деятельность ведётся по указаниям руководствующих органов страны.
- Рыночная экономика предусматривает существование предпринимательских свобод, а роль государственно-общественной составляющей в хозяйственных процессах сведена к необходимому стратегическому минимуму. Сильно развит институт частной собственности, хозяйствование саморегулирует свою деятельность на основании состояния рынка.
- Смешанный тип экономики включает в себя как элементы рыночной, так и административно-командной форм экономики. Преимущественно разрешена самостоятельность предпринимательской деятельности, но она ограничена законодательно, а также частный сектор не владеет основными финансовыми ресурсами страны.
Составляющие экономики
Сложность экономических исследований состоит в том, что они для получения эффективного результата вынуждены учитывать колоссально количество динамичных факторов, многие из которых с трудом поддаются прогнозированию.
Структуру всей экономической деятельности составляют:
1) Общество. Вся деятельность, в том числе и хозяйственная, является делом рук человека. Поэтому человек, действующий согласно определённым естественным принципам, традициям, культурным качествам и нормативным обычаям, составляет ядро экономики. В экономических процессах учитывается не только поведение индивидуума, но и принципы деятельности различных сообществ, которым характерна психология масс со своими особенностями и закономерностями. Общество является производителем, реализатором и потребителем благ.
2) Блага. Это совокупность материальных, эстетических, духовных и различных других объектов и явлений, в чём общество ощущает нужду. Различают понятие экономических благ, которые характеризуется ограниченным количеством по сравнению со свободными благами (воздухом, солнечным светом и т. д.). Для достижения конкретных экономических благ человек или общество должны ограничивать себя в употреблении других благ, экономических или свободных. К примеру, вода – это свободное благо, если человек находится возле водоёма, но у себя в квартире он потребляет воду, как экономическое благо, потому что для достижения его он должен ограничиться в потреблении других материально-финансовых благ.
3) Ресурсы. Это та база, которая позволяет создавать блага для общества. Ресурсы разделяют на природные и человеческие. Первые являются «сырьём» для создания благ, вторые – «инструментом».
4) Производство. Хозяйственный процесс превращения ресурсов в блага.
5) Производительность и затраты ресурсов. Здесь экономическая дисциплина сталкивается не только с действием, но и его качественной характеристикой. Она изучает, насколько оправдывает себя производство благ в соотношении с потребляемыми ресурсами.
6) Капитал. Благодаря производству возможно появление благ, а благодаря хорошей производительности и низким затратам появляется возможность накопления благ. Капитал может быть производственным, потребительским или другим, но его смыслом является возможность превращения накопленных благ в создание новых, качественно отличных.
7) Разделение труда. Экономическая составляющая, позволяющая повысить эффективность производства благ. Такое явление принято называть специализацией, когда один человек нацелен на создание одного конкретного блага в то время, как другие члены общества создают иные блага с целью будущего взаимообмена.
8) Обмен. Отношения субъектов общества по перераспределению произведённых ими благ.
9) Деньги. Явление, которое не существовало в экономических человеческих отношениях изначально, а было внесено со временем, как средство развития. Это специфическая единица блага, являющаяся универсальным посредником при обмене благ разного объёма, качества и т. д.
10) Рынки. Различают рынки благ, рынки природных ресурсов и даже рынки трудовых ресурсов. Это экономические образования, которые являют собой совокупность всех отношений общества по обмену теми или иными благами.
Рыночные понятия в экономике
В первую очередь необходимо определить, чем является сам рынок.
Рынок – это совокупность всех лиц, которые готовы покупать или продавать определённый продукт, при этом. обладая умением и способностью заключать торговые сделки. К примеру, рынок тарелок – это совокупность всех продавцов тарелок и всех тех, кто потенциально может их приобрести, то есть население в целом.
Рынки могут быть розничными и оптовыми, отраслевыми и общими, в любом случае, какую бы территорию или сферу ни охватывал рынок, его составляющими являются продавцы и потенциальные покупатели. Учитывая рассмотренные ранее определения макро- и микроэкономики, можно сделать вывод, что рынок в макроэкономическом понятии этого слова – это совокупность контрагентов в объёме страны, а микроэкономический рынок может рассматриваться в ракурсе отдельного населённого пункта, региона или товарной позиции.
Основополагающими понятиями для рыночной среды являются «спрос» и «предложение».
Спрос – это готовность совокупности потребителей или контрагентов приобрести какой-либо продукт или услугу по указанной цене. Спрос прямо зависит от ценовых предложений (в идеале, чем ниже цена, тем больше спрос), но не только от них. К примеру, на спрос существенно могут влиять такие факторы, как уровень дохода населения, его требования к продукту или традиционные предпочтения, рекламное продвижение и т. д.
Предложение – это противоположная к спросу сторона рынка, то есть фактор продавца, а не покупателя. Предложение являет собой фактический объём продукции от всех производителей и продавцов, который предлагается потенциальному покупателю по определённой цене.
Спрос и предложение взаимозависимы, поэтому стоит отметить наиболее важный принцип работы рынка – если спрос большой, то предложение стремится ему соответствовать, то есть увеличивается. Низкий спрос ведёт к понижению цены на предлагаемое благо и уменьшению количества предложений, высокий спрос, соответственно, наоборот.
Исходя из этого, в экономике существует такое понятие, как рыночное равновесие.
Среда предпринимательской деятельности
Стоит рассмотреть рыночную сферу с точки зрения предпринимательства. Любая предпринимательская деятельность относится к какой-либо области хозяйствования, то есть является отраслевой. Отрасль ограничивается объёмом тех предложений, которые специфичны по каким-либо признакам и реализуются на конкретном рынке.
К примеру, все производители станков для бритья создают «отрасль станков для бритья». Но как правило, производители не ограничиваются производством одного вида товара, поэтому такое определение «отраслей» весьма условно. Принято отрасли разделять по совокупностям схожих функционально или по предназначению видов благ. Каждый субъект предпринимательской деятельности нацелен на завоевание определённых позиций не в общем рынке капиталопотоков, а именно в конкретной области деятельности.
Что касается организационной структуры ведения хозяйственной деятельности, то нужно различить такие понятия, как физическое лицо (предприниматель) и фирма. Можно расширять понятие «фирма» в разных направлениях, будь то компания, концерн или корпорация, но суть заключается в различиях между организационной структурой ведения бизнеса единоличного субъекта и предприятия. Коллективная структура хозяйственной деятельности отличается наличием дополнительного распределения труда, когда функции разделяются между организационными и исполнительными звеньями. Это позволяет достичь большей эффективности и производительности, увеличения круга потребителей и масштабности продаж. Вместе с тем усложняются процессы распределения прибыли и использования капитала в целом.
Значительную роль в ведении предпринимательской деятельности отыгрывают такие экономические понятия, как конкуренция и монополизм. Оба эти явления абсолютно естественны и прогнозируемы, но если конкуренция в общем смысле экономического развития является позитивным фактором, то монополизм – это определённый «тормоз» развития бизнес-процессов.
Конкуренция – это наличие на рынке других производителей или продавцов, которые пытаются реализовать схожую по характеристикам продукцию. Как правило, в общеэкономическом смысле конкуренция является движущим механизмом развития бизнеса, всё время стимулируя конкурирующие стороны предпринимать действия по улучшению качеств продукта либо понижению цен.
Монополизм – это завоевание рынка одной компанией, которая имеет неустранимые преимущества над другими фирмами, предлагающими подобные услуги.
Как правило, монополизм вытекает в диктат условий со стороны фирмы-монополиста, что противоречит развитию здоровой коммерческой среды в целом и может являться предусловием к ценовым злоупотреблениям. Почти во всех странах мира разработаны механизмы борьбы с монополизмом, которые нацелены на удержание здоровой экономической атмосферы в сферах коммерческой деятельности.
Ресурсы в экономике
Ресурсы для создания экономических благ разделяются на природные первичные, вторичные и социальные трудовые. Это исчерпаемые явления в большинстве случаев, то есть они ограничены в количественных и качественных показателях. Если предположить, что такой ресурс, как «вода» неисчерпаем на планете в целом, то он, например, вполне исчерпаем в определённой местности, которая является рыночной сферой интересов конкретного предпринимательского лица.
Вторичные ресурсы, то есть, производимые от первичных, природных, тем более ограничены, их сырьевая зависимость заметна невооружённым взглядом.
Ограниченность ресурсов весьма условна, поскольку часть из них является возобновляемой. То есть эти природные ресурсы хоть и имеют ограниченное количество в конкретный период, но обладают свойством возобновления в каком-то временном диапазоне. Невозобновляемые ресурсы, соответственно, являют собой наиболее ценный объект с точки зрения рыночного спроса.
Трудовые ресурсы экономики являются специфичным видом в цепочке производства благ, поскольку природа их связана не с материальными ценностями, а с человеческим фактором. Тем не менее экономика рассматривает человеческий ресурс в том же прагматичном ключе, что и наличие природных ресурсов, поскольку труд с точки зрения дисциплины – это столь же исчисляемое математически явление, как и другой материальный объект. Производственная цепочка требует эффективности результата, а соответствующий результат возможен только при употреблении качественных ресурсов, в том числе и трудовых.
Вместе с использованием труда, предпринимателю предстоит решить такую экономическую задачу, как оплата труда. Заработная плата, вернее, её средние объёмы, тоже зависят от рынка. Это можно назвать рынком зарплат, поскольку уровни доходов исполнителей зависят не только от конкретной среды их деятельности, но и от общего состояния доходов общества.
Деньги в экономике
Деньги, как уже было указано выше, не являются натуральным благом по природе своего возникновения. Это искусственное явление, средство, внедрённое в экономические процессы ради удобств обмена разными видами благ. К примеру, у одной стороны есть благо в виде автомобиля, которую она желает продать. Другая сторона владеет обширными гектарами полей, которые являются ценностью сами по себе. Но сделка между ними невозможна, поскольку владетеля автомобиля не интересуют поля. Натуральный обмен здесь неуместен, но денежное сотрудничество подойдёт для обеих сторон. Первая сторона продаёт своё имущество за условные экономические активы (деньги), вторая на тех же условиях приобретает.
В настоящее время денежные средства превратились в особую сферу рыночных отношений, они позиционируют своеобразные желаемые блага, хотя, изначально экономически такими не являются.
Развитие денежных отношений привело к тому, что деньги превратились в универсальный заменитель благ, представляя собой такую инвестиционную ценность, которая в любой момент может быть воплощена в удовлетворение необходимых в определённое время нужд. Как правило, современные капиталы создаются аккумулированием денежных средств, а не основных активов, что значительно удобнее с точки зрения динамичности деятельности и ликвидности предприятия.
Особенности этой среды хозяйственных отношений воплотились в создание банков. Такой вид деятельности в бизнесе стал первым из ряда тех, которые сосредоточили своё внимание на увеличении именно финансовых активов.
Сейчас совершенствуются системы безналичного оборота денег, развиваются страховые и кредиторские предприятия, то есть хозяйственная деятельность переросла в среду, когда деньги зарабатываются за счёт денег, а их наличие становится основным показателем предпринимательских возможностей.
Современной альтернативой деньгам в финансовых вложениях являются ценные бумаги. Сами по себе они не являются ценностью, но обладают такие документы нормативно-законодательным обеспечением, поскольку являются документальным подтверждением прав на денежные средства.
Как видится, современная экономика не только отошла от первобытного общества с его натуральным обменом, но и создала механизмы обеспечения обмена благами, которые держатся не столько на самом обмене, сколько на гарантиях и условных обязательствах.
utmagazine.ru
Основы экономики
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники
Инженерно-экономический факультет
Кафедра экономики
Электронный учебно-методический комплекс
по дисциплине
Для студентов специальности
1-28 01 02 Электронный маркетинг
Минск 2013
Предисловие
Особое место среди социально-гуманитарных наук занимает экономическая наука. Это объясняется тем, что жизнь современного человека определяется экономикой. Знание законов и принципов рациональной экономики придает людям уверенность, позволяет им правильно оценивать сложные экономические процессы и самостоятельно принимать оптимальные хозяйственный решения.
Данное учебное пособие – это конспект лекций, составленный на основе типовой программы «Основы экономики» для специальности 1-28 01 02 Электронный маркетинг и стандарта специальности. Включает в себя 6 разделов и 17 тем. В пособии приводятся помимо теоретических положений разнообразные примеры, задачи с решениями по темам курса, цифровые данные (по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь на текущий период), рассматриваются особенности экономического развития Республики Беларусь. В конце пособия расположена рубрика «Это интересно», в которой приведены интересные факты, связанные с изучаемым материалом.
Автор стремится изложить материал максимально доступно, четко, используя особое оформление текста с помощью графических символов, разнообразных шрифтов, многочисленных схем и таблиц, которые призваны наглядно обобщить информацию, облегчая и ускоряя ее восприятие в целом. Также в пособии используются ссылки на великих людей, информация о которых размещена в конце пособия.
Учебное пособие ориентировано на студентов и преподавателей вуза, колледжей.
Раздел 1 введение в экономику: главные вопросы экономики и типы экономических систем
Тема 1 экономическая наука: предмет, методы, функции
Экономика – это умение пользоваться
жизнью наилучшим образом
Джордж Бернард Шоу,
английский драматург
Экономика – очаровывающая наука. И
наиболее привлекательной её делает то,
что её фундаментальные принципы
столь просты, что могут быть
записаны лишь на одном листе бумаги
и так, что каждый может понять их.
И, тем не менее, их понимают немногие
Мильтон Фридмен,
лауреат Нобелевской премии по экономике
Экономика есть искусство удовлетворять
безграничные потребности с помощью
ограниченных ресурсов
Лоренс Питер,
канадско-американский педагог и литератор
Экономическая наука в системе социально-гуманитарных знаний
Что такое «экономика»? Само слово «экономика» происходит от греческого oikonomike – искусство ведения домашнего хозяйства, домоводство. Однако в современном языке оно более многозначно и имеет несколько значений. Во-первых, это хозяйство той или иной страны, города, региона и т.д. Во-вторых, это научная дисциплина, изучающая какую-либо область хозяйственной жизни, например, экономика сельского хозяйства, промышленности и т.д. В-третьих, это система отношений, связанных с процессом производства и потребления, например, социалистическая экономика, экономика переходного периода и т.д.
studfiles.net
7.3. Экономические основы существования классов
Труд, как известно, зависит прежде всего от состояния рабочей силы, но реализация и развитие ее, в свою очередь, зависит от средств труда, овеществивших в себе живой труд и мысль. Вещественное богатство есть поэтому не что иное, как накопленные обществом сущностные силы человека. Не овладев ими, нельзя развить способности и потребности и, следовательно, осуществить процесс труда, ибо живой человеческий труд можно присоединять лишь к существующим средствам производства. Овладение ими есть овладение определенными общественными силами, с помощью которых можно подчинять чужую рабочую силу, присваивать чужой труд. Однако присвоение чужого труда невозможно до тех пор, пока не возрастет существенно избыточность труда. С появлением высокой доли прибавочного продукта создались условия для накопления богатства и разделения труда по отдельным семьям. Развитие семейной собственности в неравных условиях привело к разделению на имущих и неимущих, присвоению чужого труда. Свою роль здесь сыграли алчность, грубый интерес. Конечная причина деления общества на классы заключена в природе труда, его коренном противоречии между результатами и затратами, а непосредственная — в изменении формы собственности, в вытеснении общественной собственности частной. Последнее оказывается возможным благодаря развитию труда, росту его производительности и избыточности. Усложнение труда ведет к его разделению, что, в свою очередь, способствует росту прибавочного продукта. На неразвитой стадии производства, когда люди жили охотой и рыболовством, приручали животных, разделение труда развито очень слабо и ограничивалось расширением естественно сложившегося в семье разделения труда. Общественное разделение труда возникло на той ступени его развития, когда скотоводство отделилось от земледелия, т.е. когда рабочая сила человека стала способной давать значительно больше продуктов, чем это необходимо для существования непосредственного производителя и его семьи. Многообразие видов деятельности и мастерство резко возросли с использованием человеком железа. Разнообразная деятельность не могла уже выполняться одним и тем же лицом; произошло второе крупное разделение труда — отделение ремесла от земледелия. Однако разделение труда становится действительным лишь с разделением его на материальный и духовный труд, в результате чего духовная и материальная деятельность, наслаждение и труд, производство и потребление выпадают на долю различных индивидов. Вместе с действительным разделением труда возникло неравное распределение труда и его продуктов, т.е. появилась частная собственность.
В основе деления общества на классы лежит закон разделения труда. Именно в нем (а не в кооперации труда), как отмечалось ранее, заключен главный источник развития труда. Вследствие разделения труда индивид избирает соответствующую сферу деятельности и тем самым совершенствует свои способности. Без ограничения сферы деятельности нельзя ни в одной области совершить ничего значительного. “Пока труд был еще так малопроизводителен, что давал только ничтожный избыток над необходимыми жизненными средствами, до тех пор рост производительных сил, расширение обмена, развитие государства и права, создание искусства и науки — все это было возможно лишь при помощи усиленного разделения труда, имевшего своей основой крупное разделение труда между массой, занятой простым физическим трудом, и немногими привилегированными, которые руководят работами, занимаются торговлей, государственными делами, а позднее также искусством и наукой. Простейшей, наиболее стихийно сложившейся формой этого разделения труда и было как раз рабство”133.
Противоположность физического и умственного труда — одна из важнейших основ существования классов. В каждой антагонистической формации эта противоположность принимала свой вид. Первоначально разделение труда на умственный и физический имело малосодержательный характер: непосредственные производители отставали в интеллектуальном развитии, не реализовали полностью своих потенциальных возможностей и склонностей, но в процессе своей деятельности, имеющей преимущественно индивидуальный характер, сохраняли целостность развития. Ремесленник имел свое ремесло, так сказать, в пальцах и в мозгу. Только в условиях разделения труда внутри мастерской происходит более полное отделение планирующей работу головы от рук. Углубление противоположности физического и умственного труда способствовало превращению труда в силу, стоящую над людьми и порабощающую их. В результате он стал больше управлять людьми, чем они им. Уже отделение города от деревни облекло сельское население на тысячелетия отупления, а горожан — на порабощение каждого его ремеслом. Развитию одной деятельности приносятся в жертву все другие физические и умственные способности. Такая узость свойственна и представителям господствующего класса: буржуа порабощен своим собственным капиталом и страстью к прибыли, юрист — своими окостенелыми правовыми воззрениями и т.д.
Сложность и богатство общественных отношений, уровень общественного прогресса, развитие сущностных сил человека зависят от многообразия видов труда. Последнее обусловливает также и развитую социальную структуру, увеличивает темпы общественного прогресса. Однако в условиях господства ручного труда, разделенного на те или иные операции, возможно лишь закрепление работника, чаще всего пожизненное, за определенным занятием. С развитием крупного машинного производства, где весь процесс делится на составные фазы не субъективно, т.е. в соответствии с особенностями человеческого организма, а объективно, проблема выполнения каждого частичного процесса и их соединения решается посредством технического применения механики, физики, химии. Свойственные крупной индустрии тенденции вызывают необходимость во всесторонней подвижности рабочего. Но капитализм, в том числе и современный, не разрешает противоречия между новейшей техникой и старым разделением труда. Под влиянием современной НТР устраняются те стороны разделения труда, которые связаны с подавлением и деградацией личности; все в большей мере критерием прогресса становится развитие общественного индивида, чему и подчиняется разделение труда. Важнейшими предпосылками этого процесса Маркс считал превращение труда во всеобщий труд.
Предпосылки нового разделения труда, основанного на универсальном развитии индивидов, и, соответственно, новой социальной структуры складываются в условиях крупной промышленности, точнее, автоматизированной системы машин. По мере ее становления и развития основой производства все больше оказывается развитие общественного индивида, научное понимание им природы и господства над ней. В ходе современной НТР растет потребность в новом слое рабочего класса, заинтересованного в творческом характере своего труда, развитии своих сущностных сил, росте содержательности жизни в целом. Революция в производительных силах воспроизводит и концентрирует противоречия капитализма непосредственно на развитии общественного индивида, все активнее вытесняя традиционных рабочих, связанных преимущественно с физическим трудом, рабочими, сочетающими умственный и физический труд, предприимчивыми, мобильными, с высокой степенью свободы.
Количественную сторону избыточности труда выражает закон неуклонного роста производительности общественного труда. Маркс рассматривал этот закон как всеобщий экономический закон, согласно которому издержки производства постоянно падают, а живой труд становится все производительнее. Рост производительности труда ведет к увеличению массы материальных благ. Производительный труд — это труд, при котором получают максимум продукта при минимуме труда. Вместе с тем рост производительности труда обеспечивает и экономию времени. Тот же самый рабочий день при повышении производительности труда доставляет больше продукта, т.е. изготовление продукта требует меньше труда, чем раньше. Действительное богатство общества, таким образом, зависит не от продолжительности труда, а от его производительности. Постоянная тенденция капитала заключается, с одной стороны, в созидании свободного времени, а с другой — в превращении этого свободного времени в прибавочный труд. В действительности экономия времени есть экономия необходимого труда с целью создания условий для свободного всестороннего развития всех и каждого, а не с целью получения наивысшей прибыли. Поэтому в капиталистическом производстве в качестве его основного регулятора выступает рабочее время, но не свободное.
Современная НТР резко усложняет труд, делает его научным (“всеобщим”). Тем самым создается возможность для устранения противоположности физического и умственного труда и, соответственно, классов. Всеобщий научный труд и означает соединение умственного и. физического труда. В условиях частнокапиталистического присвоения это соединение невозможно, хотя в эпоху современной НТР некоторое существенное сближение происходит благодаря появлению мощных управляющих устройств, аккумулирующих в себе сложный комплекс природных сил, способный определять процесс производства информации. Ликвидация противоположности физического и умственного труда вследствие гигантского роста избыточности труда есть уничтожение той основы, на которой существуют современные классы. Социальная однородность общества, однако, не означает однородности труда. Всеобщий труд — это сложный материальный и духовный труд со свойственной ему дифференциацией. Но последняя будет связана уже не с “частичным индивидом”, а с универсально развитым. Вместе с коренным изменением в будущем разделения труда коренным образом изменится и его распределение: оно также будет связано в первую очередь с развитием сущностных сил человека, а не с интересами производства. Новое разделение труда не будет иметь принудительного характера, вести к классовому расслоению общества, поскольку оно возможно только в условиях подлинно общественной собственности. На его основе возникнет социальная структура из определенных групп людей, различающихся по степени и многообразию развития сущностных сил. Однако это различие будет в рамках социального равенства, одинаковых возможностей для развития всех индивидов, которые генетически неидентичны. Поскольку социальные факторы действуют не на однородный и аморфный материал, а на разнообразную, генетически сложно дифференцированную по многим морфо-физиологическим и психическим свойствам популяцию людей, воспитание и образование также должны быть не стандартными, не одинаковыми для всех, а должны учитывать генетическую неидентичность, т.е. разнокачественность, разнонаправленность задатков, их неодинаковость.
studfiles.net
Экономические основы рынка.
Условия эксплуатации
В результате физического износа стоимость элементов основного капитала не утрачивается. Но эти же элементы подвергаются и моральному износу. Причина – научно-техническийпрогресс. Существует два вида морального износа:
Элементы основного капитала считаются устаревшими если появляется аналогичный элемент, но
более дешевый.
Более производительный за ту же цену.
В результате морального износа стоимость может утратиться мгновенно.
1.Понятие рынка, его характерные черты и причины возникновения
2.Функции и роль рынка в хозяйственной жизни страны. Его ограниченность.
3.Система рынком и их инфраструктура.
4.Общие условия и особенности становления рыночной системы в России.
Понятие рынка, его характерные черты и причины возникновения
Рынок — это одна из самых распространенных категорий.
Рынок – важнейший элемент (категория) товарного производства. Без товарного производства нет рынка, а без рынка нет товарного производства.
Рыночные отношения возникли очень давно. Самое первое и самое простое определение рынка: рынок – это базар, место торговли.
По мере развития товарно-денежныхотношений появилось другое определение рынка: рынок – это форматоварно-денежногообмена.
Когда на рынке стал появляться особый товар – рабочая сила, определение рынка приобрело вид: рынок – это элемент воспроизводства совокупного общественного продукта, это форма движения, реализации его частей.
Современного определение: Рынок сегодня характеризуется как тип хозяйственных связей между хозяйствующими субъектами.
Хозяйственные связи бывают двух видов:
Натурально вещественные
Товарные (осуществляются через посредство рынков)
Для товарных связей важное значение имеют как прямые, так и обратные хозяйственные связи. Прямые хозяйственные связи проявляются как производство, рынок и потребление.
Обратные хозяйственные связи – потребление, рынок и производство.
Попытки заменить обратные хозяйственные связи административным командованием обернулись деформацией рынка или рыночных отношений, хроническим и повсеместным дефицитом, возникновением диспропорций и многочисленными негативными моментами.
Современный рынок можно определить как общественную форму организации и функционирования экономики. Можно определить как самостоятельную подсистему в экономической системе страны.
Рынок в одиночку не может регулировать экономику страны, а делает это вместе с государством. Причины:
государство является прямым участником рыночных отношений с одной стороны и с другой стороны государство оказывает воздействие на функционирование рынка с помощью правовых нома. Рынок как стихийный
регулятор экономики давно ушел в историю, особенно это заметно после 30 годов ХХ века. Государство приходит на помощь рынку в основном там где он просто не может сам справиться: ускорение научно-техническогопрогресса, милитаризация экономики, решение социальных проблем и многое другое.
Рынок нельзя рассматривать как сугубо экономическую категорию. Это очень широкое социально-экономическое,социально-философскоеявление. Потому что рынок как результат естественного исторического развития членов общества включает в себя исторические, религиозные, культурные, национальные, психологические особенности развития народов.
studfiles.net
Экономические основы конституционного строя
Конституция РФ закрепляет принцип экономической свободы (рыночной экономики) в государстве как основы конституционного строя. В закреплении этого принципа видна либеральная направленность российской Конституции в отличие от прежних конституций советского периода. Важнейшие стороны принципа экономической свободы сформулированы в ст. 8 Конституции РФ: 1) единство экономического пространства и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Этот принцип означает, что внутри территории Российской Федерации не допускается установление каких-либо границ или иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ). В соответствии со ст. 74 Конституции РФ ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Такие ограничения вводятся в случае, например, чрезвычайного экологического бедствия в соответствии с Законом «06 охране окружающей природной среды». Введение ограничений свободного перемещения финансовых услуг вообще не допускается; 2) поддержка конкуренции — один из основополагающих принципов рыночной экономики. Поддержка конкуренции обеспечивается предоставлением субъектам предпринимательской деятельности равных прав и возможностей в сфере гражданского оборота, а также ограничением монополистической деятельности на рынке. Регулирование прав предпринимателей в России осуществляется Гражданским кодексом, а регулирование ограничения монополий — Законом Российской Федерации от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Закон, в частности, запрещает действия субъектов, доминирующих на рынке (соглашения между субъектами, доминирующими на рынке), и действия со стороны органов государственной власти (в том числе принятие актов), которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют или могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан; 3) свобода экономической деятельности. Это собирательный принцип, означающий применение диспозитивного метода в регулировании хозяйственной деятельности предпринимателей. Предпринимательской является деятельность, осуществляемая на свой риск. Государство, его органы не вправе вмешиваться в предпринимательскую деятельность, устанавливать какие-либо планы, директивы и т. п. Регулирование предпринимательской деятельности осуществляется двумя основными путями: во-первых, через гражданское законодательство, закрепляющее юридические формы экономических отношений, и, во-вторых, через финансовое законодательство, устанавливающее налоги на доходы от предпринимательской деятельности и иные объекты налогообложения; 4) многообразие и равная защита форм собственности. В Конституции Российской Федерации, в отличие от прежних конституций, устанавливается равенство всех форм собственности, коих выделяется три: частная, государственная и муниципальная. Конституция РФ допускает также «иные формы собственности», однако других видов собственности нет. Кроме того, государственная и муниципальная собственность могут быть объединены под названием «публичная собственность» — собственность, принадлежать всему народу (государственная собственность) или населению определенных территорий (муниципальная собственность), при этом правомочия собственника осуществляются государственными или муниципальными органами. Субъектами частной собственности могут быть физические лица (граждане, иностранцы) и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации).
Равенство форм собственности означает их равный правовой режим, равное содержание права собственности независимо от ее формы. Не допускается установление каких-либо ограничений или благоприятствований для той или иной формы собственности. Равная защита всех форм собственности выражается в их одинаковой защите нормами гражданского, уголовного, административного права. При конкуренции субъектов права государственной и частной собственности не допускается предпочтение какого-либо из них. Конституция РФ (ст. 9) особо выделяет землю и другие природные ресурсы как объекты права собственности. Устанавливается, что данные объекты могут находиться на праве собственности во всех ее формах. Вместе с тем ч. 1 ст. 9 подразумевает возможность ограничения правового режима собственности на землю и природные объекты. Данная норма устанавливает условие осуществления собственности на эти объекты: земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В качестве «народов, проживающих на соответствующей территории» Конституция РФ прежде всего имеет в виду коренные малочисленные народы, пользующиеся особой охраной Конституции РФ (ст. 69). Собственность на землю и другие природные ресурсы ограничена также необходимостью воздерживаться от нанесения ущерба окружающей среде (ст. 36 Конституции РФ).
Конституционно-правовой статус политических партий в России. Одно из наиболее важных мест в институционной основе полит. плюрализма занимают полит. партии, выражающие полит.волю своих членов и содействующие выраже¬нию полит. воли гражд. общ-ва. Партии явл. важнейшим элементом полит. системы любого демокра¬т. гос-ва. Без них сегодня практически невозможно само осуществление гос.власти. В РФ общ-ные отн-ния, возникающие в связи с реализа¬цией гражд. права на объед-ние в полит. партии и особенностями создания, деят-ти, реорганизации и ликвида¬ции полит. партий, регулируются ФЗ от 11 июля 2001 г. «О полит. партиях».Согл. этому з-ну (ст. 3) полит. партия — это общ-ное объед-ние, созданное в целях участия гр-н РФ в полит. жизни общ-ва посредством фор¬мирования и выражения их полит. воли, участия в общ-ных и полит. акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов гр-н в орг.гос.власти и орг.мсу. Партийные системы современных демократ. стран весь¬ма разнообразны, что объясняется соц, национ. историч., религиозными и иными особенностями, свойст¬венными каждому гос-ву. Необходимость многопартийности в демократ. странах и ее специфические черты обусловлены прежде всего тем, что со¬ц. основой многопартийности явл. само общ-во, со¬стоящее из различных соц. слоев и групп с противоречи-выми интересами. И чем сложнее соц. структура общ-ва, тем больше причин для образования различных полит. партий. Кроме того, многопартийность в демократ.общ-ве обусловлена наличием в нем конкурирующих группировок, к-рые борются между собой за влияние в парламентских и др. выборных органах, за то, чтобы провести своих сторонников на выборные должности. Полит. партии имеют программные док-ты, публи¬куемые для всеобщего сведения. Полит. партии вправе вы¬двигать кандидатов в депутаты, вести предвыборную агитацию, пользоваться гос. СМИ. В представит. орг.гос. власти и МСУ разрешается создание организационных струк¬тур полит. партий. В др. гос. орг-х и орг-хмсу, а также в Вооруженных Силах РФ создание организационных структур полит. партий не допускается. Полит. плюрализм — это не только возможность состоять в любой действующей в рамках К РФ партии. Такая возмож-ность гарантирует равные права гр-нам на участие в полит.процессе, независимо от их партийной принадлежности.Федеральный закон «О политических партиях» 11.07.2001 (общая характеристика).Партии явл. важнейшим элементом полит. системы любого демокра¬т. гос-ва. Без них сегодня практически невозможно само осуществление гос-ной власти. В РФ общ-ные отн-ния, возникающие в связи с реализа¬цией гр-нами права на объед-ние в полит. партии и особенностями создания, деят-сти, реорганизации и ликвида¬ции полит. партий, регулируются ФЗ от 11 июля 2001 г. «О политических партиях».Согл. этому закону (ст. 3) полит.партия — это общ. объед-ние, созданное в целях участия гр-н РФ в полит. жизни общ-ва посредством фор¬мирования и выражения их полит. воли, участия в общ-ных и полит. акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов гр-н в орг.гос.власти и органах мсу.Согл. закону, полит. партия должна отвечать след. требованиям: полит. партия должна иметь региональные отделения более чем в половине S-тов Р Ф;в полит. партии должно состоять не менее 10 тыс. членов полит. партии; руководящие и иные органы полит. партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории РФ. Цели и задачи полит.партии излагаются в ее уставе и программе.Основными целями полит. партии являются:формирование общ-ного мнения; полит. образование и воспитание гр-н; выражение мнений гр-н по любым вопросам общ-ной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общ-ности и орг.гос. власти;выдвижение кандидатов на выборах в законод. органы гос. власти и представит. органы мсу, участие в выборах в указанные органы и в их работе.Полит.партия вправе осуществлять свою деят-сть на всей территории РФ.Деят-сть полит. партий основывается на пр-ципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Полит. партии свободны в опред. своей внутренней структуры, целей, форм и методов деят-сти, за искл. ограничений, установ. настоящим ФЗ. Полит. партия создается свободно, без разрешений орг.гос. власти и должн. лиц. Полит. партия и ее региональные отделения подлежат гос.. регистрации в соотв. с ФЗ «О гос-ной регистрации юр. лиц». Решение о гос. регистрации полит. партии и ее региональных отделений принимается соотв. федеральным уполномоченным органом и его территориальными органами. Членство в полит. партии явл. добровольным и индивидуальным.Членами полит. партии м.б. гр-не РФ, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами полит. партии иностранные гр-не и ЛБГ, а также гр-не РФ признанные судом недееспособными. Члены полит. партии имеют право избирать и быть избранными в руководящие органы полит. партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, получать информацию о деят-сти полит. партии и ее руководящих органов, а также обжаловать решения и действия указанных органов в порядке, предусм. уставом полит. партии.
studfiles.net
Финансово-экономические основы
Финансово-экономические основы местного самоуправления
Оглавление
Введение 3
Принципы финансово-экономических основ 4
Введение
Законодательным органам субъектов Федерации в ходе законотворческой деятельности в сфере местного самоуправления предстоит преодолеть большое искушение, вызываемое подчас нескрываемым желанием некоторых краевых, областных руководителей так определить компетенцию муниципальных образований на своей территории, чтобы основной объем властных полномочий и средств подчинения остался все-таки в руках именно краевых, областных органов.
Целью курсовой работы является рассмотрение финансово-экономических основ местного самоуправления.
Исходя из выше поставленной цели курсовой работы вытекают следующие задачи:
Рассмотрение основных положений финансово – экономических основ местного самоуправления;
Рассмотреть понятие муниципальной собственности и раскрыть её нормативную базу;
Определить основные направления местного бюджета.
Принципы финансово-экономических основ
Существование и развитие муниципальных правовых отношений не представляется возможным при отсутствии экономической основы, хотя нормы законодательства прямо и не требуют этого.
Осуществление муниципальной власти обусловливается, с одной стороны, наибольшей близостью к источнику власти (населению муниципального образования), а с другой — нижестоящим положением по сравнению с другими уровнями власти (федеральным и субъектов Федерации), что мы уже рассматривали в предыдущих главах. Эти условия в сочетании с неизжитыми элементами (включая правосознание) административно-командной экономики предопределяют понимание местного самоуправления как «подзаконного» (зависимого) уровня власти. И, как следствие, финансово-экономическое неравенство в отношениях с субъектами Федерации и самой Федерацией. Тогда как сама природа местного самоуправления подразумевает значительную экономическую самостоятельность этого демократического института, посредством которого население решает вопросы местного значения (по собственному усмотрению и под свою ответственность). Поэтому очень важным представляется правильное определение содержания финансово-экономических основ местного самоуправления, а также четкое правовое закрепление всех их элементов и механизмов взаимодействия между ними.
При этом необходимо учитывать, что именно на местном уровне непосредственно реализуется значительная часть конституционных прав и свобод граждан и предоставляются основные социальные блага, гарантируемые государством. Как указано в ст. 7 Конституции РФ, «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». То есть обеспечение бюджетно-финансовой самостоятельности местного самоуправления есть, в том числе и необходимое условие для выполнения конституционных гарантий равенства прав всех граждан на получение стандартного набора социальных благ вне зависимости от территории их проживания.
Содержание финансово-экономических основ местного самоуправления можно определить через совокупность нижеследующих принципов.
Принцип субсидиарности.
Один из основных, один из важнейших принципов организации власти в демократических развитых странах (в частности, странах Европейского Союза). Являет собой форму выражения децентрализации публичной власти, баланса интересов, полномочий и ресурсов различных уровней публичной власти государства. Может быть рассмотрен в двух аспектах.
Вертикальное распределение полномочий между властными уровнями должно быть основано на максимальной близости источника соответствующей потребности и органа определенного уровня власти, удовлетворяющего эту потребность.
При этом п. 3 ст. 4 Европейской хартии местного самоуправления гласит, что «осуществление публичных полномочий должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам».
Например, потребности населения в благоустройстве территории города могут быть наилучшим образом удовлетворены именно муниципальными органами, которые в силу собственного каждодневного столкновения с ними должны лучше кого бы то ни было использовать имеющиеся возможности для решения поставленных задач.
Самостоятельность каждого властного уровня в реализации собственных полномочий, недопустимость произвольного вмешательства в деятельность друг друга.
Относительно местного самоуправления в Хартии это излагается как «полнота и исключительность полномочий органов местного самоуправления».
Данные положения реализуются через четкое и максимально полное законодательное разграничение предметов ведения между уровнями власти в государстве, при этом органы власти, как правило, вправе разрешать вопросы, только прямо отнесенные к их компетенции законом. Жесткое разграничение компетенции позволяет определить так называемые «расходные полномочия» и соответствующие им доходные источники каждого из властных уровней.
Одновременно законодательно устанавливается порядок контроля за деятельностью соответствующих органов власти, привлечения к ответственности должностных лиц данных органов, механизм рассмотрения споров между органами власти различных уровней.
В то же время такой контроль не может препятствовать нормальной деятельности органов власти (любого уровня) и должен основываться на таких демократических элементах, как возможность обжалования решений контролирующих органов, объективного судебного рассмотрения спорных вопросов, обнародования решений, непосредственно затрагивающих права и свободы граждан.
В отношении местного самоуправления необходимо учитывать достаточную самостоятельность муниципального уровня власти. Так, при определении предметов ведения местного самоуправления закон позволяет муниципальным образованиям принимать к своему ведению иные вопросы (помимо перечня, определенного законом), если они не исключены из их ведения специальным актом и не являются компетенцией другого муниципального образования или властного уровня. Однако реализация таких полномочий уже не обеспечивается государством, а осуществляется за счет собственных средств местного самоуправления.
Таким образом, принцип субсидиарности позволяет одновременно экономить средства и ресурсы, повышая эффективность решения государственных задач, а также дает возможность органам власти исполнять свои полномочия в непосредственном контакте с населением, на основе четкого понимания имеющихся проблем, достигать гласности действий органов и должностных лиц, привлекать население к реальному участию в делах государства.
Принцип достаточности (соразмерности).
Данный принцип непосредственно вытекает из принципа субсидиарности, раскрывает его правовую природу в отношении финансово-экономической основы местного самоуправления и должен обязательно соблюдаться при правовом установлении объема полномочий и средств органов местного самоуправления.
«Средства, предоставляемые в распоряжение органов власти определенных уровней, должны соответствовать объему возложенных на них полномочий», или в дословном изложении Хартии: «финансовые ресурсы местных властей должны быть соразмерны полномочиям, предоставляемым им Конституцией или законом». Из данного принципа мы можем извлечь следующее:
Органы местного самоуправления должны располагать собственными финансовыми ресурсами.
Объем предоставляемых ресурсов должен позволять свободно распоряжаться ими при осуществлении собственных полномочий.
Ресурсы должны быть соразмерны указанным полномочиям.
Следует учитывать, что принцип соразмерности может быть соблюден только при четком и достаточно жестком разграничении полномочий между всеми уровнями власти.
Принцип взаимодополняемости (соотношения, соответствия).
«Каждый дополнительный объем полномочий (в том числе делегирование полномочий) на нижестоящий уровень должен сопровождаться передачей данному уровню власти ресурсов, необходимых для их выполнения».
Опять же проистекает из предыдущего принципа. Ведь каким бы ни было жестким закрепление полномочий за каждым из властных уровней, изменение общественных отношений (которое неизбежно и необходимо) обязательно влечет и перераспределение полномочий между властями. Однако подобное перераспределение не должно ущемлять финансовую самостоятельность наделяемого дополнительными полномочиями уровня власти и препятствовать нормальной их реализации. Таким образом, сохраняется необходимый баланс между полномочиями и ресурсами, необходимыми для их осуществления. При этом следует исходить из «разумного соотношения между заданной целью и используемыми средствами». Одним из условий реализации данного принципа также является то, что объем передаваемых средств должен быть эквивалентен сумме средств, которая была бы потрачена на выполнение передаваемых полномочий отчуждающим их властным уровнем. В связи с этим Европейская хартия местного самоуправления закрепляет, что «передача какой-либо функции какому-либо другому органу власти должна производиться с учетом объема и характера конкретной задачи…».
Однако зачастую в сфере указанных отношений рождаются политические конфликты между властными органами, особенно в федеративных государствах, когда власть осуществляется на трех 679 уровнях, каким является и Россия. Поэтому является достаточно важным закрепление данного принципа нормами федерального законодательства, а также предоставление следующих гарантий:
Право на получение компенсаций, определяемых как соответствующие или адекватные.
Право на оспаривание (в том числе в судебном порядке) соответствующих решений о передаче полномочий.
Принцип транспарентности.
Предполагает активное взаимодействие между властями, проведение необходимых согласований и консультаций, достижение предварительных договоренностей по поводу исполнения тех или иных полномочий. Траспарентность подразумевает обязательность проведения переговоров по вопросам перераспределения властных полномочий и ресурсов для их выполнения и осуществление такого распределения на основе объективных критериев, при учете всех позиций. Реализация принципа транспарентности предполагает закрепление в законодательстве права на проведение консультаций, а возможно, и определенных механизмов согласования тех или иных решений. Так, в Европейской хартии местного самоуправления установлено, что «необходимо консультироваться с органами местного самоуправления, насколько это возможно, своевременно и надлежащим образом в процессе планирования и принятия любых решений, непосредственно их касающихся» (п. 4 ст. 6). А также, что «порядок предоставления перераспределяемых ресурсов необходимо должным образом согласовывать с органами местного самоуправления» (п. 6 ст. 9).
В любом государстве должно быть обеспечено единство правового, экономического, социального пространства. Это предполагает согласованные и взаимообусловленные действия всех уровней власти для обеспечения, в первую очередь, максимального равенства условий реализации конституционных прав граждан на территории всей страны. С одной стороны, здесь необходима координация усилий и взаимная ответственность властных субъектов, а с другой — подобное взаимодействие не должно ущемлять самостоятельности органов власти различных уровней. Поэтому представляется верным установление законодательных условий и пределов договорного регулирования в данном случае.
Реализация рассмотренных принципов, на наш взгляд, должна обеспечиваться совокупностью правовых механизмов, закрепляемых в нормах внутреннего законодательства. Ибо перечисленные принципы носят зачастую политический характер, поэтому их эффективное действие зависит в значительной степени от того, насколько четко прописаны в законодательстве рассматриваемые положения.
К таким правовым механизмам в отношении местного самоуправления следует отнести:
— наделение правом самостоятельно разрабатывать, утверждать и исполнять местный бюджет;
— наличие собственных доходов (местные налоги и сборы, закрепляемые на постоянной основе), составляющих не менее 70 % минимального бюджета муниципального образования;
— наделение муниципальной собственностью (включая собственность на природные ресурсы муниципального образования) иправом свободного владения, пользования и распоряжения ею;
— достаточность предоставляемых финансовых ресурсов для осуществления собственных полномочий;
— самостоятельность в определении направлений использования бюджетных и иных средств;
— запрет на изъятие свободных остатков средств местных бюджетов;
— гарантии возмещения ущерба (компенсаций) в связи с принятием государственными органами отдельных решений, увеличивающих расходы или уменьшающих доходы местных бюджетов;
— недопустимость возложения на органы местного самоуправления дополнительных полномочий без соответствующего финансового и материального обеспечения;
— судебная защита финансовых и бюджетных прав муниципальных образований;
— финансовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.
Финансово-экономические основы
Анализ содержания финансово-экономических правовых основ через принципы их формирования позволяет дать их определение. Следует отметить, что основное различие в мнениях относительно определения финансово-экономических основ местного самоуправления заключается в выделении самостоятельных понятий финансовых и экономических основ либо в формулировании единого понятия. Некоторые ученые выделяют понятие финансовых основ как самостоятельный институт муниципального права, нацеленный на регулирование формирования финансовых ресурсов местного самоуправления и управления ими (Ковешников Е.М., Постовой Н.В.). Другие, наоборот, рассматривают единое понятие экономических основ, включающее в себя регулирование всех составляющих муниципальной собственности, в том числе финансов.
Однако, по общему мнению, понятие «финансовых» основ значительно уже, чем «экономических», первое — составная часть второго, они соотносятся как частное и целое, взаимосвязаны и взаимозависимы.
Данная точка зрения воспринята и законодателем при принятии нового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации». Прежний закон включал главу 5 под названием «Финансово-экономическая основа местного самоуправления», имеющую отдельную статью «Экономическая основа местного самоуправления» и статьи, посвященные регулированию вопросов местных финансов. Более того, финансовые основы регулировались отдельным федеральным законом, который утратил силу в связи с принятием Федерального закона 2003г. Глава 8 нового Закона имеет название «Экономическая основа местного самоуправления» и регулирует в том числе местные финансы.
В то же время, выделяя в понятии экономических основ финансовую составляющую, мы подчеркиваем ее особую значимость и необходимость для существования и жизнедеятельности местного самоуправления.
Следует заметить, что помимо указанных существуют иные различия в определении понятия финансово-экономических основ. Например, Кутафин О.Е., Фадеев В.И. определяют финансово-экономические основы местного самоуправления как институт муниципального права через совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих соответствующие общественные отношения.
По мнению других авторов, под финансово-экономической основой следует понимать совокупность регулируемых нормами права общественных отношений.
Мы полагаем более целесообразным рассматривать понятие финансово-экономических правовых основ, что позволяет однозначно отнести их к институту муниципального права и определять в контексте правового регулирования соответствующих отношений. Кроме того, под основами, как правило, понимаются не все без исключения, не исчерпывающая совокупность регулирующих норм, а основополагающие принципы регулирования, что явно отражено в названии федеральных законов 1995 г. и 2003 г. В статье 4 Закона сформулировано понятие правовых основ местного самоуправления, которые определяются через общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, а также нормативные правовые акты разного уровня.
Учитывая данное законодателем общее определение правовых основ, мы бы определили финансово-экономические правовые основы местного самоуправления как систему регулирования отношений (принципы регулирования и совокупность правовых норм), возникающих в связи со свободным владением, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью, самостоятельным осуществлением муниципальными образованиями бюджетно-финансовой, кредитной и инвестиционной политики.
Заключение
Эффективность местного самоуправления определяется, прежде всего, материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении муниципальных образований и составляющими в своей совокупности финансово-экономические основы местного самоуправления.
Как институт муниципального права финансово-экономические основы местного самоуправления представляют — собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципальных образований.
Финансово-экономические основы, обеспечивая хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, служат, прежде всего, удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности. Вместе с тем укрепление и развитие финансово-экономических основ местного самоуправления оказывают влияние на экономическое и финансовое положение в стране в целом. Но при этом следует учитывать, что финансовая и экономическая самостоятельность муниципальных образований во многом обусловлена состоянием экономики нашего общества, его финансов.
Финансово-экономические основы местного самоуправления составляют:
а) муниципальная собственность;
б) местные бюджеты и иные финансовые ресурсы местного самоуправления;
в) имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также, в соответствии с законом, иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
Признание и гарантированность государством местного самоуправления предполагает, что государство берет на себя определенные обязательства по созданию необходимых экономических; финансовых и иных условий и предпосылок для развития местного самоуправления.
Список используемой литературы
Абрамов В.Ф. Местное самоуправление: идея и опыт // СОЦИС. — М., 2010;
Абрамов В.Ф. Местное самоуправление: идея и опыт, СОЦИС. — М., 2012;
Абрамов В.Ф. Местное самоуправление: идея и опыт, СОЦИС. — М., 2011;
Абрамов В.Ф. Местное самоуправление: идея и опыт, СОЦИС. — М., 2011.
Европейская хартия местного самоуправления // Городское управление. 2012;
Европейская хартия местного самоуправления // Городское управление. 2012;
Конституция Российской Федерации. М., 2011;
Местное самоуправление. Политологический подход. Сборник статей. Под ред. В.М.Долгова. — Саратов: Саратовский государственный университет, 2011
Местное самоуправление. Политологический подход. Сборник статей. Под ред. В.М.Долгова. — Саратов: Саратовский государственный университет, 2011;
Поляк Г. Б., Фадеев В. И. Муниципальное право России. — М., 2011;
Поляк Г. Б., Фадеев В. И. Муниципальное право России. — М., 2011;
Широков А.Н. Федеральное законодательство России о местном самоуправлении. — М., 2011;
Широков А.Н. Федеральное законодательство России о местном самоуправлении. — М., 2010;
Шугрина Е.С. Организационные основы местного самоуправления. Учебно-методическое пособие. — Новосибирск, 2011;
Шугрина Е.С. Организационные основы местного самоуправления. Учебно-методическое пособие. — Новосибирск, 2010;
studfiles.net
Основы экономики
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники
Инженерно-экономический факультет
Кафедра экономики
Электронный учебно-методический комплекс
по дисциплине
Для студентов специальности
1-28 01 02 Электронный маркетинг
Минск 2013
Предисловие
Особое место среди социально-гуманитарных наук занимает экономическая наука. Это объясняется тем, что жизнь современного человека определяется экономикой. Знание законов и принципов рациональной экономики придает людям уверенность, позволяет им правильно оценивать сложные экономические процессы и самостоятельно принимать оптимальные хозяйственный решения.
Данное учебное пособие – это конспект лекций, составленный на основе типовой программы «Основы экономики» для специальности 1-28 01 02 Электронный маркетинг и стандарта специальности. Включает в себя 6 разделов и 17 тем. В пособии приводятся помимо теоретических положений разнообразные примеры, задачи с решениями по темам курса, цифровые данные (по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь на текущий период), рассматриваются особенности экономического развития Республики Беларусь. В конце пособия расположена рубрика «Это интересно», в которой приведены интересные факты, связанные с изучаемым материалом.
Автор стремится изложить материал максимально доступно, четко, используя особое оформление текста с помощью графических символов, разнообразных шрифтов, многочисленных схем и таблиц, которые призваны наглядно обобщить информацию, облегчая и ускоряя ее восприятие в целом. Также в пособии используются ссылки на великих людей, информация о которых размещена в конце пособия.
Учебное пособие ориентировано на студентов и преподавателей вуза, колледжей.
Раздел 1 введение в экономику: главные вопросы экономики и типы экономических систем
Тема 1 экономическая наука: предмет, методы, функции
Экономика – это умение пользоваться
жизнью наилучшим образом
Джордж Бернард Шоу,
английский драматург
Экономика – очаровывающая наука. И
наиболее привлекательной её делает то,
что её фундаментальные принципы
столь просты, что могут быть
записаны лишь на одном листе бумаги
и так, что каждый может понять их.
И, тем не менее, их понимают немногие
Мильтон Фридмен,
лауреат Нобелевской премии по экономике
Экономика есть искусство удовлетворять
безграничные потребности с помощью
ограниченных ресурсов
Лоренс Питер,
канадско-американский педагог и литератор
Экономическая наука в системе социально-гуманитарных знаний
Что такое «экономика»? Само слово «экономика» происходит от греческого oikonomike – искусство ведения домашнего хозяйства, домоводство. Однако в современном языке оно более многозначно и имеет несколько значений. Во-первых, это хозяйство той или иной страны, города, региона и т.д. Во-вторых, это научная дисциплина, изучающая какую-либо область хозяйственной жизни, например, экономика сельского хозяйства, промышленности и т.д. В-третьих, это система отношений, связанных с процессом производства и потребления, например, социалистическая экономика, экономика переходного периода и т.д.
studfiles.net