Дума сроки деятельности партийное представительство основные решения роль – Государственные Думы в России (1906 – 1917 гг.)

Параграф 5. Политическая жизнь страны после манифеста 17 октября 1905 г.

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык

resheba.me

Деятельность политических партий в Государственной думе

Торжественное открытие I Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 г. в Таврическом дворце в Петербурге. Из избранных в Думу 499 делегатов на первом заседании присутствовало 436 депутатов из Европейской губернии Российской империи.

В «Тронной речи» Николая I по поводу открытия Думы прозвучала надежда на то, что депутаты сохранят верноподданнические чувства, и их благостная деятельность во имя государства и народа будет сочетаться с преданностью его законному правителю.

В первый же день депутатов заставили принести обет верности императору и поставить подписи под соответствующей присягой.

Партийный состав I Государственной думы был сложным.

Первый фланг (по степени доверенности к правительству) представляли октябристы, прогрессисты, партия демократических реформ и автономисты. На левом же фланге ведущей парламентской фракцией стали кадеты – 34%, их успех в известной мере объяснялся и тем, что революционные партии (эсеры, социал-демократы) бойкотировали выборы, и кадеты, таким образом, представляли на них самую левую оппозиционную силу.

Беспартийные крестьянские депутаты, несмотря на неравные условия выборов, составили более 40% всех депутатов.

«Крестьянская трудовая группа», объединившая беспартийных крестьян, была создана по инициативе депутата от крестьянской курии, крестьянина А.Ф. Аладьина.

До открытия Думы на крестьян открыло охоту Министерство внутренних дел. Было организовано правым октябристом Ерогиным общежитие для крестьянских депутатов. Прекрасное помещение, отличный стол должны были привлечь крестьян к октябристам. В общежитие же приходили пропагандисты, проводившие монархическую пропаганду.

Крестьянское общежитие получило среди депутатов название «Ерогинской живопырни». Она оказала малое воздействие на настроение её обитателей. Безуспешными оказались попытки кадетов привлечь крестьян на свою сторону. «Господская партия» – решили крестьяне; так как обсуждавшиеся на заседании фракции вопросы о думской тактике, о бюджете, были им непонятны.

Монархические организации («черносотенные») в I Думе представлены не были, а из числа социал-демократов делегировали делегатов в Думу лишь немногочисленные организации, не принявшие участие в бойкоте (лидер группы социал-демократов в I Думе И. Жордания).

Председателем Думы был избран кадет С.А. Муромцев. 

Между Думой и правительством сразу же наметились разногласия.

5 мая 1906 года Думой почти единодушно был принят «Ответный курс» на речь царя по случаю открытия Думы. Документ был составлен в духе кадетской программы, включая важнейшие общеполитические требования:

  • создание ответственного перед Думой Министерства;
  • введение всеобщего избирательного права;
  • упразднение Государственного Совета;
  • отмена смертной казни;
  • амнистия политическим заключённым и ссыльным;
  • практическое осуществление основных гражданских свобод и пр.

По настоятельному требованию крестьянских депутатов в думский адрес было внесено требование решения аграрного вопроса на принципах отчуждения частновладельческих земель, удельных монастырских и церковных земель.

Однако Николай II отказался принять президиум Думы, который должен был вручить ему адрес и поручил ответить на него главе правительства И.Л. Горемыкину. 13 мая 1906 года он выступил в Думе с правительственной декларацией. На все основные требования думского адреса правительство ответило отказом, причём наибольшее раздражение вызвало у него предложение по разрешению аграрного вопроса.

Правительство ясно дало понять, что не допустит выхода Думы за рамки предоставленных ей полномочий. Дума ответила требованием отставки правительства и замены его «министерством, пользующимся доверием Государственной думы». В ответ министры, во главе с И.Л. Горемыкиным объявили Думе «бойкот», процесс разработки и отправки в Думу для обсуждения законопроектов был приостановлен. В ответ на бойкот правительства Дума ответила градом запросов и принялась обсуждать свои собственные законопроекты, прежде всего по аграрному вопросу, который был в центре внимания I Думы.

8 мая 1906 года был внесён законопроект по земельному вопросу от кадетской партии за подписью 42 депутатов. 19 мая 1906 года свой аграрный законопроект внесли трудовики.

Общим в двух проектах было требование образования государственного земельного фонда для обеспечения безземельных и малоземельных крестьян землёй (в пользование).

Но кадеты исключали из числа отчуждаемых помещичьих земель значительное количество «образцовых имений с большой урожайностью и помещичьи имения, где местное и пришлое население находило заработок». Кадетская программа также предполагала плату владельцам за отчуждаемую землю.

Трудовики предлагали обратить в земельный фонд земли не только помещичьи, но и другие категории земель – т.е. фактически – национализацию земли, плата помещикам за землю не предусматривалась, т.е. крестьянская фракция оказалась левее кадетской, вопреки надеждам верховной власти.

Правительству же аграрные проекты трудовиков и даже кадетов представлялись слишком радикальными. Решение Думы о выпуске своего обращения к стране по аграрному вопросу, принятое в ответ на правительственное заявление (опубликованное 20 июня 1906 года) и категорически отвергающее идею отчуждения помещичьих земель, давало повод обвинить Думу в революционности и распустить её.

9 июля 1906 года был обнародован царский манифест о роспуске Думы. Для смягчения негативной реакции был одновременно отправлен в отставку И.Л. Горемыкин. Новым председателем Совета министров был назначен П.А. Столыпин, сохранивший так же пост министра внутренних дел.

Левые депутаты Думы (кадеты) собрались после её роспуска в Финляндии в Выборге, откуда обратились к населению с призывом в знак протеста отказаться платить налоги и уклоняться от призыва в армию. Отклика у народа идея гражданского неповиновения не нашла. По возвращении в Петербург депутаты, подписавшие воззвание (167 человек), были приговорены к 3-х месячному тюремному заключению и лишены права баллотироваться на выборные должности. В результате чего в составе II Думы не оказалось деятелей кадетской партии «первой величины».

Однако, боясь нового всплеска революции и продолжая «заигрывать» с либералами, царь объявил о созыве II Думы, с сохранением прежнего закона о выборах.

Первый русский парламент просуществовал 72 дня, успев провести лишь одну сессию, приняв 391 запрос о «незакономерных действиях правительства». Разгон I Думы означал также конец переговоров о создании первого буржуазного правительства в России (прежде правительством рассматривался проект создания Совета Министров с включением кадетов).

В то время по Петербургу гуляла эпиграмма, сочинённая Ф. Куликовым:

Свобод российских не понять,
Чужим аршином не измерить.
У них особенная стать.
В свободы наши надо верить!

По оценке одного из лидеров кадетской фракции В.А. Оболенского:

«История парламентов не только в мирные времена, но даже в периоды революций не знала такого удивительного политического расхождения между законодательной палатой и правительством, какое существовало между I Ду- мой и русским правительством».

II Дума работала с 20 февраля 1907 года по 3 июня 1907 года. Состав её оказался ещё более «левым». Участие в выборах приняли меньшевики и эсеры. Всего было избрано 448 депутатов.

Таким образом, усилилось значительное левое крыло, увеличилось количество «правых», кадеты же оказались своеобразным «центром».

Председательствовал во II Думе кадет Ф.А. Головин.

В условиях проводимого П.А. Столыпиным курса «успокоения страны», кадеты были вынуждены изменить тактику и перейти от «штурма» к тактике «правильной осады самодержавия», избегая при этом влияния на кадетскую фракцию как со стороны крайне правых, так и левых течений (тактика «бережения Думы от разгона»). По отношению к «новому курсу» партия кадетов раскололась на сторонников отказа от всякой законодательной инициативы, проявление умеренности и поддержки правительства П.А. Столыпина, и сторонников сближения с революционно – демократическими партиями (левое крыло).

Октябристы безоговорочно поддерживали все начинания П.А. Столыпина.

Большевики и трудовики ставили на обсуждение острые вопросы:

  • о помощи голодающим;
  • о помощи безработным;
  • о преследовании профессиональных рабочих, организаций и т.п. Большевики проводили тактику «левого блока»- соглашения с левыми партиями против правых и кадетов, под давлением демократических избирателей народнические фракции (эсеры, энесы) пошли на блокирование с большевиками.

Основным вопросом во II Думе оставался аграрный. В ходе аграрных прений со своей программой выступил П.А. Столыпин.

Программа Столыпина встретила резкое противодействие не только со стороны левых партий, но и критику кадетов. Они считали, что осуществление её будет революционизировать массы, «вызовет социальную борьбу богатых и бедных в самых злобных формах» (П.Н. Милюков).

Левые партии предложили аграрный проект трудовиков, близкий по сути эсеровской программе социализации земли.

В кадетском проекте были значительные изменения («вправо») по сравнению с проектом, внесённым в I Думу: предусматривалось большее количество имений, земля в которых не подлежала отчуждению. За отчуждённую землю должны были платить помещику крестьяне (а не правительство). Этот аграрный проект вызвал возмущение крестьянских депутатов II Думы.

Несмотря на «смягчение» курса кадетов и усиление правого крыла, компромисса между Думой и правительством снова не получилось. Царизм, расправившись с основными силами революции, пошёл на роспуск II Думы, всё ещё слишком оппозиционной.

Обвинив фракцию социал-демократов в попытке покушения на царя и подготовке государственного переворота, арестовав «заговорщиков», 3 июня 1907 года правительство по указу царя объявило о роспуске II Государствен- ной думы, и изменении системы выборов в новую, III Думу.

Итак, законодательная инициатива и энтузиазм российских парламентариев вновь столкнулись со стремлением правящих кругов ограничить права Думы.

Роспуск II Думы иногда называют третьеиюньским государственным переворотом, а установившуюся в 1907 году политическую систему – третьеиюньской монархией.

Акт 3 июня был совершён в нарушении Манифеста 17 октября и Основных законов 1906 года, отмена которых не могла произойти без санкций Государственной думы, он означал по сути возврат к прежней форме правления – абсолютной монархии.

Новый избирательный закон делал ставку на помещиков и крупную буржуазию.

Из рабочих могли участвовать в голосовании только самостоятельные квартиросъёмщики, представительство крестьян было сокращено почти вдвое. Кавказ и Польша также смогли прислать в III Думу меньше депутатов, чем по результатам предшествующих выборов. Население сибирских и среднеазиатских губерний было лишено права голоса. Общее число членов Думы сокращалось до 442.

Новое положение о выборах позволило создать такую Думу, которая стала послушным и легкоуправляемым сверху органом.

В ней резко сократилось число оппозиционно – настроенных к самодержавию депутатов, зато увеличилось число верноподданнических избранников – крайне правых, умеренно правых, и создан прочный октябристский центр крайне правых черносотенцев. Например, лидер В. Пуришкевич заявил с думской трибуны: «Правее меня только стена».

Третьей Государственной Думе удалось отработать срок полностью, 5 лет (1907-1912). Председателем Думы был избран октябрист А.И. Гучков. За 5 лет «послушная» Дума утвердила 2197 законопроектов, большинство из которых составляли законы о сметах различных ведомств и казённых учреждений.

Аграрный вопрос в III Думе рассматривался в форме поддержки столыпинской реформы, так как кадеты, октябристы и монархисты в Думе ставили перед собой ту же задачу, что и правительство – не допустить новую революцию.

Только социал-демократы, отрицательно относившиеся к столыпинским преобразованиям, не питали конституционных иллюзий и использовали Думу в своих пропагандистских целях.

IV Дума была последней (1912-1917).

По мере того, как росло понимание, что верховная власть не в состоянии решить социально-экономические и политические задачи, стоявшие перед страной, что Россия приближается к новой революции, партии думского большинства меняли свою парламентскую тактику, перехода от политики благожелательного нейтралитета и поддержки правительства к политике конфронтации с ним. Происходило усиление оппозиционных выступлений, как справа, так и слева. В этой ситуации создавались условия для ликвидации самодержавия путём «бескровной парламентской революции».

Созданный в IV Думе под руководством лидера кадетов Н.Н. Милюкова «прогрессивный блок» в сентябре 1915 года выступил с предложением сформировать новый состав министров, который бы учитывал мнение думского большинства. По сути, и царю предлагался почётный компромисс — за ним сохранялось право назначения министров.

Однако Николай II упустил шанс сохранить монархию, закрыв заседание Думы. С думской трибуны всё отчетливее звучали призывы к созданию подотчетного парламенту правительства, придание Думе реальных законодательных функций.

Но изменений в государственной структуре не происходило.

14 декабря 1916 года П.Н. Милюков снова выступает, подчеркивая, что неуступчивость самодержавия фатальна, так как надвигается более грозная революция, чем в 1905 году.

В условиях нарастания политической нестабильности, в первые дни февральских революционных событий царь издаёт указ о роспуске «вышедшей из повиновения» IV Думы (25 февраля 1917 года).

В ночь на 28 февраля из революционно настроенных депутатов Думы был создан Временный комитет членов Государственной думы, которым по соглашению с Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов 2 марта 1917 года сформировано Временное правительство.

Одной из его функций являлась организация выборов Учредительного собрания – высшего органа народного представительства в новой демократической и парламентской республике России. Так завершилась деятельность первого российского парламента.

Возможно, вам будет интересно также:

bookaa.ru

История России 1 курс / Особенности становления российского парламентаризма Деятельность первых Государственных дум

Особенности становления российского парламентаризма. Деятельность первых Государственных дум

Манифест 17 октября объявил об обещании царя ввести новые принципы в государственное устройство и в общественную жизнь страны. Реализация такого обещания потребовала принятия целой се рии соответствующих законов. Их подготовка стала главной заботой правительства С. Ю. Витте в течение последующих нескольких ме­сяцев. Поскольку объявление о созыве Государственной думы состо­ялось, постольку потребовалось срочно разработать избирательный закон. 11 декабря 1905 г. первый в истории России закон о выборах в высшее законодательное учреждение был подписан Николаем II. За­кон устанавливал, что в выборах депутатов должны принимать уча­стие все сословия российского общества. Но равенства избирателей закон не устанавливал. Предусматривалось, что процедура избрания должна проходить по отдельным избирательным категориям, или ку­риям, примерно так же, как уже несколько десятилетий избирались гласные земств. Только к трем прежним куриям (частных землевла­дельцев, городских собственников и крестьян) добавлялась четвертая, рабочая - для крупных промышленных центров. Закон устанавливал, что самое большое представительство должно быть у крестьянской курии - 43 % всех депутатских мандатов. От дворянской курии долж­но было избираться 32 % депутатов, от городских избирателей - 22 %, а от рабочей курии - 3 %. С одной стороны, закон не позволял раство­рить в массе избирателей голоса имущих сословий, а с другой - он делал очевидную ставку на крестьянство. В правительстве тогда все еще продолжало бытовать мнение, что крестьяне в большинстве сво­ем сохраняют верность престолу и могут сыграть роль опоры в борь­бе против левой интеллигентской оппозиции. Развитие политических событий очень скоро опровергло такие расчеты. Весной 1906 г. прошли выборы, и 27 апреля начались заседания I Государственной думы. Но вместо положенных по закону пяти лет дума проработала всего 72 дня и 9 июля того же года была распущена. Главная причина быстрого роспуска заключалась в том, что ни дума, ни правительство не проявили желания сотрудничать. В думе, полный состав которой насчитывал 524 депутата, самую большую фракцию составили кадеты. У них было более 150 мест. Значительное число голосов (более 100) получила фракция трудовиков. Так назвали себя депутаты, занявшие платформу, близкую к эсерам. Значительная часть беспартийных депутатов также склонялась к левой или леволибераль-ной позиции. Большинство думы сразу же предъявило правительству жесткие требования: признать верховенство законодательной власти над властью исполнительной и передать думе право формирования кабинета, проведение всеобщей политической амнистии, в том чис­ле и для участников террористических акций, проведение аграрных реформ, включающих перераспределение земельной собственности в пользу крестьянства. Правительство, которое к открытию думы воз­главил откровенный консерватор И. Л. Горемыкин, со своей стороны смотрело на народных избранников с большим подозрением. Сам премьер считал создание думы политическим недоразумением и ни на какие компромиссы идти не желал. В конце концов Николай II счел открытое противостояние двух ветвей власти опасным и по совету министра внутренних дел П. А. Столыпина издал указ о роспуске и проведении выборов во II Думу. Одновременно был отправлен в от­ставку И. Л. Горемыкин, а пост Председателя Совета министров был поручен П. А. Столыпину с сохранением за ним ключевой должности министра внутренних дел. Большая часть депутатов от кадетов от тру­довиков объявила роспуск думы преступной акцией правительства и на совещании в Выборге обратилась к народу с призывом о граждан­ском неповиновении, включая отказ от уплаты налогов и уклонение от призыва на военную службу. Но выборгское воззвание большого влияния на ход событий не оказало, массы народа большого сожале­ния о роспуске думы не выражали. Вторая Государственная дума, заседания которой открылись 20 февраля 1907 г., оказалась еще более левой, чем первая. В выборах на сей раз приняли участие все революционные партии. Кроме того на настроении избирателей сказался роспуск Первой думы, а также на­дежды крестьянства на получение дополнительных земельных наде­лов. В итоге самую большую фракцию теперь представляли трудовики (вместе с сочувствующими у них было почти 160 мест), требовавшие немедленной национализации всех частных земельных владений. Еще 65 мандатов получили социал-демократы. Таким образом, чис­ло депутатов, поддерживавших социалистические взгляды, приблизилось к 230, что составляло почти половину всего состава Думы. Представительство кадетов несколько уменьшилось; у них осталось около 100 мандатов. Такой состав не сулил никаких перспектив на сотрудничество с правительством. И хотя П. А. Столыпин на сей раз представил Думе обширную программу законодательных инициатив, большинство депутатов ни о каком сотрудничестве не помышляло. Убедившись, что конструктивного сотрудничества достичь не удастся, премьер предложил царю распустить и вторую Думу, а при избрании состава третьей существенно изменить избирательный закон в пользу «ответственной» части общества. Поскольку по «Основным законам» император не имел права на самостоятельное изменение избиратель­ных правил, постольку предложение П. А. Столыпина содержало при­зыв к нарушению только что установленного государственного поряд­ка. По логике главы правительства политическая целесообразность должна была взять верх над формальной законностью. В противном случае, полагал он, расшатывание государственного организма может принять очень опасный оборот. Сначала, убеждал П. А. Столыпин, необходимо добиться умиротворения страны и только потом следует проводить абсолютно необходимые реформы. В плохо управляемом государстве, утверждал он, начинать преобразования нельзя, они мо­гут иметь разрушительные последствия. 3 июня 1907 г. Николай II подписал указ о роспуске II Думы. Третьеиюньский переворот означал окончание Революции 1905-1907 годов. Од­новременно объявлялось о созыве третьей Государственной думы, но по новому избирательному закону Избирательное право перерас­пределялось в пользу граждан, обладавших имущественным и обра­зовательным цензами. П. А. Столыпин полагал, что широкие массы народа еще не обладают необходимой политической культурой, не могут сделать сознательного и правильного выбора. Поэтому пред­ставительство от крестьянской курии сокращалось почти в два раза. Сильно уменьшалось число депутатов от рабочих и от национальных меньшинств. В итоге правительству удалось получить благоприятные для себя результаты. Выборы в III Государственную Думу проходили осенью 1907 г., ее работа началась 1 ноября 1907 г. Она стала единственной в истории Российской Империи, которая отработала отведенный ей срок -5 сессий.  Большинство мест в III Государственной думе, получили правые либералы (октябристы), а также правомонархиче-ские фракции. Кадеты сохранили за собой около 100 мест, но поме шать законотворческой работе они уже не могли. Третья дума отрабо­тала весь пятилетний срок и приняла почти 2000 законов. Основные вопросы, стоявшие перед III Государственной Думой: аграрный, рабочий, национальный. Выборы в IV Государственную Думу проходили осенью 1912 г. В расстановке сил остался расклад предыдущей Думы, октябристы по прежнему выполняли функции «центра», однако больший вес стали иметь прогрессисты.

Однако Дума 4-го созыва стала играть меньшую роль в жизни страны, так как правительство пропускало через нее лишь второстепенные законы, оставляя за собой решение главных законодательных задач.

События 3 июня 1907 г. подвели итоги первой русской революции. По характеру своему это была демократическая революция, закон­чившаяся введением в России начал конституционного строя, основ многопартийности и гражданских (хотя еще и весьма ограниченных) свобод. Движущими силами революции были крестьянство, рабочий класс и демократическая интеллигенция. Наряду с этим, левые соци­алистические силы считали, что революция окончилась поражением, так как она не ликвидировала монархию и не уничтожила частную собственность на средства производства.

studfiles.net

4. Становление российского парламентаризма.

Обстановка в стране после поражения Московского восстания. Поражение московского восстания и последовавшие за ним репрессии обозначили заметный спад революционной волны. 80 % территории страны находилось фактически на военном положении. В феврале 1906 года количество бастующих рабочих было в 7 раз меньше, чем в январе, а политических стачечников в 41 раз меньше. Пошло на убыль также крестьянское движение. Если за октябрь-декабрь 1905 года произошло 1590 крестьянских выступлений, то за январь-апрель 1906 года - только 286.

4 марта 1906 года правительство опубликовало "Временные правила о профессиональных обществах". Организация стачек законом запрещалась, но разрешалась профсоюзная деятельность, которой царизм надеялся отвлечь рабочих от борьбы с самодержавием и капиталистами. К началу 1907 года в России существовало до 600 профсоюзов, в том числе "профсоюзы" безработных.

Спад революции вызвал снижение революционного энтузиазма у либералов. В отличие от революционных партий, кадеты считали, что Россия пошла по пути конституционного развития.

Дума: надежды и реальность. После поражения декабрьского вооруженного восстания многие возлагали надежды на мирный путь решения насущных проблем через Думу.

Дума - это первый опыт представительного ( т.е. путем избрания представителей различных слоев общества) правления в России. С ней связывали переход России на путь буржуазного парламентаризма и конституционного строя. Дума мыслилась как законодательный орган с подчинением ей исполнительной власти. Она должна была юридически закрепить разнообразные права и свободы граждан. наконец, по мнению многих, Дума должна была стать средством недопущения революционного движения.

В разгар Московского восстания был опубликован указ о выборах в Государственную Думу. По этому указу выборы не были всеобщими. Несмотря на то, что избирательное право получили те, кто его раньше не имел, и прежде всего рабочие, его были лишены женщины, 63 % мужчин и большая часть населения окраин.

Избирательное право не было равным. Все выборщики делились на курии - сословно-цензовую систему представительства. Для буржуазии существовала двухступенчатая система выборов, для рабочих - трехступенчатая, для крестьян - четырехступенчатая. Это позволяло отсеивать неугодных кандидатов в ходе промежуточных выборов.

20 февраля 1906 года Государственный Совет был преобразован в верхнюю законодательную палату, находящуюся между Думой и царем. Половина членов Госсовета назначалась царем, половина избиралась, причем 3/4 мест было у помещиков. Рабочие и крестьяне в Госсовете представлены не были.

За несколько дней до открытия Думы правительство опубликовало "Основные государственные законы", в которых за царем оставался титул самодержца.

Состав Первой Думы. Аграрный вопрос в Думе. Первое совещание Думы открылось 27 апреля 1906 года. Места в ней распределились следующим образом: октябристы - 16, кадеты - 179, трудовики - 97, беспартийные - 105, представители национальных окраин - 63, социал-демократы - 18.

Трудовики - парламентская группа в которую входили крестьяне, а также сельские учителя, фельдшеры, уездные врачи, статисты и т.д. Многие из них были связаны с эсерами и Всероссийским крестьянским союзом.

Рабочие по призыву РСДРП и эсеров в основном бойкотировали выборы в Думу, хотя впоследствии Ленин признал тактику бойкота этой Думы ошибочной.

57 % членов аграрной комиссии были кадетами. Они внесли в Думу свой законопроект, где шла речь о принудительном отчуждении "за справедливое вознаграждение" той части помещичьих земель, которые обрабатывались на основе полукрепостнической отработочной системы или сдавались крестьянам в кабальную аренду. Кроме того, отчуждались государственные, кабинетные и монастырские земли. Вся земля переходит в государственный земельный фонд, из которого крестьяне будут наделяться ею на правах частной собственности. Земельные комитеты, по мнению кадетов, должны состоять на 1/3 из крестьян, на 1/3 - из помещиков и на 1/3 - из представителей власти.

По проекту трудовиков, вся земля передается в общенародный земельный фонд, т.е. в руки тех, кто ее обрабатывает собственным трудом трудовики тоже допускали выкуп, хотя некоторые из них считали, что вся земля должна перейти крестьянам бесплатно.

В итоге обсуждения аграрная комиссия признала принцип "принудительного отчуждения земель". В целом же прения по аграрному вопросу разворачивались между кадетами и трудовиками с одной стороны и царским правительством - с другой.

Думский кризис. 13 мая 1906 года глава правительства И.Л.Горемыкин выступил с декларацией, в которой в резкой и оскорбительной форме отказал Думе в праве подобным образом разрешать аграрный вопрос. Думе было отказано также в расширении избирательных прав, в ответственном перед Думой министерстве, в упразднении Госсовета, в политической амнистии.

Дума негодовала. Это был сокрушительный удар по иллюзии "народного представительства". Кадеты предупреждали, что появление министерства переносит центр тяжести народного сочувствия от партии "народной свободы" к партиям революционным.

Дума выразила правительству недоверие, но уйти в отставку последнее не могло (так как было ответственно перед царем) и не хотело. В стране возник думский кризис.

Часть министров высказались за вхождение кадетов в правительство. Милюков поставил вопрос о чисто кадетском правительстве, всеобщей политической амнистии, отмене смертной казни, ликвидации Госсовета, всеобщем избирательном праве, принудительном отчуждении части помещичьих земель и др. Даже Трепов согласился почти на все условия, кроме амнистии, но царь поступил иначе. Горемыкин подписал указ о роспуске Думы и сразу же ушел в отставку. Его преемник П.А.Столыпин расставил близ Таврического дворца солдат, повесил большой замок на двери, а по стенам расклеил царский манифест о роспуске Думы.

В ответ на это около 200 депутатов подписали в Выборге обращение к народу, где призвали его к пассивному сопротивлению властям: "... ни копейки в казну, ни одного солдата в армию". За это они были приговорены к 3 месяцам тюрьмы и лишению права быть куда либо избранными.

Июльский политический кризис в стране. Наступление реакции. Разгон Первой Думы был воспринят революционными партиями как сигнал к выступлению, активным действиям. Меньшевики хотя не провозглашали курс на вооруженное восстание, но призвали армию и флот присоединиться к народу; большевики усилили подготовку к всенародному восстанию, которое, по их мнению, могло начаться в конце лета - начале осени 1906 года. 14 июля в Гельсингфорсе состоялось совещание революционных партий ( социал-демократическая фракция и трудовая группа Думы, ЦК РСДРП, ЦК партии эсеров, и т.д.). Они призвали крестьянство к захвату помещичьих земель, к борьбе за созыв Учредительного собрания.

В июле 1906 года поднял восстание гарнизон в Свеаборге. В восстании участвовало до 2 тысяч солдат и матросов крепости. Им помогали отряды финской Красной гвардии. 18 и 19 июля шла ожесточенная артиллерийская перестрелка между мятежной крепостью и верными правительству войсками. К Свеаборгу подошла эскадра, которая прямой наводкой начала обстрел восставших солдат и матросов. Несмотря на поддержку матросов Кронштадта, восстание в Свеаборге 20 июля было подавлено, а его руководители казнены.

Дальнейшие события в 1906 году были связаны с председателем Совета министров Петром Аркадьевичем Столыпиным. Он проделал типичный для людей его круга путь чиновника от служащего министерства земледелия и государственных имуществ до высших государственных постов. Мало кому известный в стране гродненский, а затем саратовский губернатор в 1906 году стал министром внутренних дел, а через 2 месяца возглавил правительство.

Столыпин выступил инициатором ряда важнейших решений. В июле 1906 года вышло правительственное сообщение, в котором говорилось о недопущении посягательства на помещичью земельную собственность. В августе-сентябре Столыпин издает ряд указов по крестьянскому вопросу, а 9 и 15 ноября он формирует основные положения аграрной реформы, получившей название столыпинской.

12 августа 1906 года произошло покушение на Столыпина, которое было организовано и осуществлено «Союзом социалистов-революционеров максималистов», на даче премьера на аптекарском острове в Петербурге. Пострадали более 100 человек: 27 человек погибли на месте, 33 — тяжело ранены, многие потом скончались. Пострадали также дети Петра Аркадьевича, его четырнадцатилетняя дочь и трёхлетний сын. Ответом на террор стал подписанный 19 августа 1906 года Столыпиным указ о введении военно-полевых судов. Введенный как временный документ без одобрения распущенной ранее Думы, он был представлен на рассмотрение Думы только весной 1907 года, но даже не рассматривался. За 8 месяцев действия указа было казнено 1100 человек. Закрывались профсоюзы, преследовались революционные партии, начались репрессии против печати.

Вторая Дума. Аграрный вопрос в Думе. 20 февраля 1907 года открылась Вторая Дума. С начала 1907 года наметился небольшой рост стачечного и крестьянского движения. Социал-демократы и эсеры отказались от тактики бойкота, использовали предвыборную кампанию для пропаганды своих идей. В Думу пришли 65 социал-демократов, 104 трудовика, 37 эсеров, представители других левых партий и сочувствующие им беспартийные - всего 222 человека. Вместе с тем в Думу было избрано 54 черносотенца и октябриста, а кадеты потеряли 80 депутатских мест. Таким образом, Вторая Дума оказалась еще более левой, чем Первая Дума, но здесь заметнее было и политическое размежевание.

Центральным вопросом в Думе остался крестьянский. Трудовики и другие левые группы предложили 3 законопроекта, суть которых сводилась к развитию свободного фермерского хозяйства на свободной земле. Социал-демократы поддержали законопроект трудовиков. Кроме того, они предлагали резолюции в защиту рабочих, пострадавших от безработицы. Социал-демократы возглавили в Думе “левый блок”.

Кадеты находились в Думе в изоляции, равно опасаясь и “правых”, и “левых”. Они меняют тактику, стремясь “беречь Думу во то бы то ни стало”. На практике это значило не обострять отношений с правительством, не выдвигать острых законопроектов. Председателем Думы был избран кадет Ф.А.Головин.

Кадеты пересмотрели свою аграрную программу, убрали пункт о государственном земельном фонде и переложили половину выкупа за землю на крестьян, которые желали ее приобрести в частную собственность.

1 июня 1907 года Столыпин, используя фальшивку, решил избавиться от сильного левого крыла и обвинил социал-демократов в “заговоре” с целью установления республики. 3 июня 1907 года царь подписал манифест о роспуске Думы и об изменении избирательного закона. В тот же день были арестованы некоторые члены социал-демократической фракции.

Государственный переворот 3 июня 1907 года означал конец революции.

studfiles.net

Партийной состав четырех Государственных Дум начала XX века (таблица)


Вплоть до начала прошлого века в Российской империи не было представительного законодательного органа. Впервые такой орган, названный Государственной Думой, был утвержден личным распоряжением императора Николая II в августе 1905 года. Создание Государственной Думы стало ответом на первую российскую революции и способствовало кратковременному успокоению общества, поскольку создало видимость активной деятельности правительства в направлении привлечения к управлению страной народных избранников.

Государственная Дума должна была стать законосовещательным и законодательным органом, подчиняющемуся Государственному совету Российской Империи. Первое совещание Государственной Думы прошло в конце апреля 1906 года. Чтобы стать депутатом Государственной Думы гражданам необходимо было быть выбранным в качестве представителя одной из четырех курий – землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. Правом выбора были наделены меньше половины крестьянского населения страны, по причине чего всероссийский крестьянский союз объявил бойкот данным выборам. Но подобные действия со стороны представителей крестьянского населения не имели успеха и Дума начала работу в том составе, в котором была избрана.

Время работы Думы составило всего 72 дня, она была распущена императором 8 июля 1906 года, как не оправдавшая надежд на принесение мира и спокойствия в общество.

Партийный состав 1—IV Государственных Дум

1-й

2-й

3-й

4-й

Правые (монархисты, черносотенцы)

22

144

184

Октябристы

16

32

148

99

Прогрессисты

28

47

Кадеты

179

99

54

58

Национальные меньшинства

63

80

26

21

Трудовики

97

104

14

10

Социал-демократы

18

65

19

14

Эсеры

37

Беспартийные (и мелкие партии)

105

79

9

9

Всего

478

518

442

442

histerl.ru

Четвертая Государственная Дума 1 января 1912

Четвертая Государственная Дума начала работу 15 ноября 1912 года. С началом Первой мировой войны регулярный характер работы Думы нарушился. В ходе Февральской революции 1917 г. члены Думы 27.2 (12.3).1917 образовали Временный комитет Государственной Думы для водворения порядка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами. 2(15).3.1917 г. комитет объявил о создании Временного правительства.

ОТ ТРЕТЬЕЙ К ЧЕТВЕРТОЙ ДУМЕ

Из мемуаров П.Н. Милюкова

Убийство Столыпина 2 сентября 1911 года было естественным концом того этапа в истории нашей внутренней политики, который представлен Третьей Государственной Думой. Если тут нельзя поставить достаточно явственной зарубки, то прежде всего потому, что короткое интермеццо председательствования Коковцова несколько затушевало политический смысл нового поворота. Могло казаться, что переход от Третьей Думы к Четвертой есть простое продолжение того, что установилось за предыдущие пять лет. Но мы уже знаем, что и там ничего не "установилось", а "продолжалась" лишь внутренняя борьба между сторонниками старого и нового строя. С появлением Четвертой Думы эта борьба вступила в новую стадию. Сразу нельзя было предсказать, что эта стадия будет последней, ибо не было еще на лицо того третьего фактора, который склонил развязку борьбы в сторону обратную той, к которой стремилась власть. Этим фактором, решившим спор между страной и властью, была война.

Оставляя этот фактор пока в стороне, можно было, однако, уже сразу предвидеть, что в Четвертой Думе борьба между самодержавием и народным представительством будет вестись при иных условиях, нежели она велась в Третьей Думе. Там была сделана последняя попытка установить между борющимися силами хотя бы видимость некоторого равновесия. Здесь эта видимость исчезла, и борьба пошла в открытую. В Третьей Думе наступающей стороной была власть; общественность, слабо организованная, только оборонялась, едва удерживая занятые позиции и идя на компромисс с властью. Суть перемены, происшедшей в Четвертой Думе, заключалась в том, что компромисс оказался невозможным и потерял всякое значение. Вместе с ним исчезло и то среднее течение, которое его представляло. Исчез "центр", и с ним исчезло фиктивное правительственное большинство. Два противоположных лагеря стояли теперь открыто друг против друга. Между ними, чем далее, тем более, распределялся наличный состав народного представительства. Трудно сказать, чем кончилась бы эта борьба, если бы противники были предоставлены самим себе.

Было более или менее известно, что вопрос о влиянии правительства на выборы сводился, прежде всего, к вопросу о правительственных субсидиях. Впоследствии В. Н. Коковцов сообщил и точные данные. Уже в 1910 г. Столыпин начал подготовку, потребовав от министра финансов на выборы четыре миллиона. "Все, что мне удалось сделать, - говорит Коковцов, - это рассрочить эту сумму, сокративши ее просто огульно, в порядке обычного торга, до трех с небольшим миллионов и растянуть эту цифру на три года 1910-1912"…

И что это была за кампания! Все сколько-нибудь подозрительные по политике лица бесцеремонно устранялись от участия в выборах. Целые категории лиц лишались избирательных прав или возможности фактически участвовать в выборах. При выборах присутствовали земские начальники. Нежелательные выборы отменялись. Предвыборные собрания не допускались, и самые названия нежелательных партий запрещалось произносить, писать и печатать. Съезды избирателей делились по любым группам для составления искусственного большинства. Весь первый период выбора уполномоченных первой стадии прошел в темную. Мелкие землевладельцы почти поголовно отсутствовали; зато, по наряду от духовного начальства, были мобилизованы священники, которые и явились господами положения. В 49 губерниях на 8764 уполномоченных было 7.142 священников, и лишь для избежания скандала было запрещено послать в Думу более 150 духовных лиц; зато они должны были голосовать повсюду за правительственных кандидатов.

Следующая стадия выбора выборщиков проходила более сознательно, но тут и вступали в силу все приемы политического давления. Только в городах - и особенно в пяти больших городах с отдельным представительством - возможно было открытое общественное влияние на выборы. Здесь и проходили депутаты, известные своей оппозиционностью, и были забаллотированы октябристы (которых в то же время забаллотировывали и справа). Нарисовать сколько-нибудь полную картину организованного насилия на этих выборах было бы совершенно невозможно. Но что же получилось в результате? Взглянем на сравнительную таблицу партийных группировок в Третьей и в Четвертой Думе (См. приложение 2-ое.).

На первый взгляд, разница не так велика, - за исключением перехода голосов от октябристов к правым (-35 +40) и уплотнением за их же счет, обеих оппозиционных партий (+15). В действительности, не только моральное, но и реальное значение этих перемен очень велико.

ПОСЛЕДНИЙ ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Четвертая и последняя из Государственных Дум Российской империи действовала в период с 15 ноября 1912 по 25 февраля 1917. Она избиралась по тоже же избирательному закону, как и Третья Государственная Дума.

Выборы в IV Государственную Думу пришлись на осень (сентябрь-октябрь) 1912. Они показали, что поступательное движение российского общества идет по пути утверждения в стране парламентаризма. Предвыборная кампания, в которой активно участвовали лидеры буржуазных партий, проходила в обстановке дискуссии: быть или не быть конституции в России. Даже некоторые кандидаты в депутаты из числа правых политических партий выступали сторонниками конституционного строя…

Заседания IV Думы открылись 15 ноября 1912. Председателем ее был октябрист Михаил Родзянко. Товарищами председателя Думы были князь Владимир Михайлович Волконский и князь Дмитрий Дмитриевич Урусов. Секретарем Государственной Думы – Иван Иванович Дмитрюков. Товарищами секретаря Николай Николаевич Львов (старший Товарищ Секретаря), Николай Иванович Антонов, Виктор Парфеньевич Басаков, Гайса Хамидуллович Еникеев, Александр Дмитриевич Зарин, Василий Павлович Шеин.

Основными фракциями IV Государственной Думы являлись: правые и националисты (157 мест), октябристы (98), прогрессисты (48), кадеты (59), которые по-прежнему составляли два думских большинства (в зависимости от того, с кем в этом момент блокировались октябристы: октябристско-кадетское или октябристско-правое). Кроме них, в Думе были представлены трудовики (10) и социал-демократы (14). Партия прогрессистов оформилась в ноябре 1912 и приняла программу, которая предусматривала конституционно-монархический строй с ответственностью министров перед народным представительством, расширение прав Государственной думы и т.д. Появление этой партии (между октябристами и кадетами) стало попыткой консолидации либерального движения. В работе Думы приняли участие большевики во главе с Розенфельдом Л.Б. и меньшевики во главе с Чхеидзе Н.С. Они внесли 3 законопроекта (о 8-часовом рабочем дне, о социальном страховании, о национальном равноправии), отклоненных большинством…

В результате выборов, в Четвертую Государственную Думу, в октябре 1912 года правительство оказалось в еще большей изоляции, так как октябристы отныне твердо встали наравне с кадетами в легальную оппозицию.

В атмосфере растущего в обществе напряжения в марте 1914 состоялись два межпартийных совещания с участием представителей кадетов, большевиков, меньшевиков, эсеров, левых октябристов, прогрессистов, беспартийных интеллигентов, на которых обсуждались вопросы координации деятельности левых и либеральных партий с целью подготовки внедумских выступлений. Начавшаяся в 1914 мировая война временно притушила разгоравшееся оппозиционное движение. На первых порах большинство партий (исключая социал-демократов) высказалось за доверие правительству. По предложению Николая II в июне 1914 Совет министров обсуждал вопрос о преобразовании Думы из законодательного органа в консультативный. 24 июля 1914 Совету министров были предоставлены чрезвычайные полномочия, т.е. он получил право решать большинство дел от имени императора.

На экстренном заседании IV Думы 26 июля 1914 лидеры правых и либерально-буржуазных фракций выступили с призывом сплотиться вокруг «державного вождя, ведущего Россию в священный бой с врагом славянства», отложив «внутренние споры» и «счеты» с правительством. Однако неудачи на фронте, рост стачечного движения, неспособность правительства обеспечить управление страной стимулировали активность политических партий и их оппозиционность. На этом фоне Четвертая Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.

В августе 1915 на совещании членов Государственной думы и Государственного совета был образован Прогрессивный блок, в который вошли кадеты, октябристы, прогрессисты, часть националистов (236 из 422 членов Думы) и три группы Государственного совета. Председателем бюро Прогрессивного блока стал октябрист С.И.Шидловский, а фактическим руководителем – П.Н.Милюков. Декларация блока, опубликованная в газете «Речь» 26 августа 1915, носила компромиссный характер, предусматривала создание правительства «общественного доверия». В программу блока входили требования частичной амнистии, прекращения преследований за веру, автономии Польши, отмены ограничения в правах евреев, восстановления профсоюзов и рабочей печати. Блок был поддержан некоторыми членами Государственного совета и Синода. Непримиримая позиция блока по отношению к государственной власти, ее резкая критика привели к политическому кризису 1916, ставшему одной из причин Февральской революции.

3 сентября 1915 после принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну ее распустили на каникулы. Вновь Дума собралась только в феврале 1916. 16 декабря 1916 была вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 в канун февральского отречения Николая II. 25 февраля 1917 была опять распущена и больше официально не собиралась, но формально и фактически существовала. Четвертая Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства, при котором она фактически работала в форме «частных совещаний». 6 октября 1917 Временное правительство постановило распустить Думу в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание.

Энциклопедия «Кругосвет»

<href="#part-8">http://krugosvet.ru/enc/istoriya/GOSUDARSTVENNAYA_DUMA_ROSSISKO_IMPERII.html?page=0,10#part-8

ЧЕТВЕРТАЯ ДУМА И ПРАВИТЕЛЬСТВО

Государственная дума стала настолько существенным фактором русской жизни, что правительство не могло не интересоваться исходом предстоящих выборов. Столыпин в свое время предполагал оказать широкую поддержку умеренно правым партиям, в особенности националистам. В. Н. Коковцов считал, наоборот, что вмешиваться в выборы следует как можно меньше. Общее заведование выборами было возложено на тов. министра внутренних дел А. Н. Харузина; ведение избирательной кампании было предоставлено местной инициативе губернаторов. Только в одном отношении была сделана более серьезная попытка повлиять на выборы. Закон 3 июня предоставлял решающее значение курии землевладельцев. Там, где крупных помещиков было мало, большинство принадлежало уполномоченным от мелких землевладельцев, а среди них, в свою очередь, преобладали сельские священники, считавшиеся как бы владельцами церковных участков земли. Обер-прокурор Синода через местных архиереев предложил духовенству принять возможно более активное участие в выборах. Результат этого предписания получился неожиданно внушительный: на съездах мелких землевладельцев повсюду стали избираться священники; в двадцати губерниях они составили свыше 90 процентов уполномоченных, а в общем итоге 81 процент! Печать забила тревогу. Стали писать, что в новой Думе будет чуть ли не двести священников. Забеспокоились и крупные землевладельцы. Но духовенство, в общем, политикой интересовалось мало; явившись на выборы по указанию епархиального начальства, оно не составило какой-либо особой партии и далеко не всегда голосовало за правых. Священники только забаллотировали несколько видных октябристов, защищавших в 3-й Думе законопроекты о свободе совести. Сам председатель Г. думы М. В. Родзянко прошел только благодаря тому, что правительство, вняв его просьбам, выделило священников в особую курию по тому уезду, где он баллотировался в выборщики.

Первая официальная статистика новой Думы как будто подтверждала эти сведения: правых числилось 146, националистов - 81, октябристов - 80, всей оппозиции - 130… Но как только депутаты съехались, выяснилась совершенно иная картина: агентство огульно зачислило чуть не всех крестьян и священников в правые, тогда как многие из них были октябристами, а то и прогрессистами… Существовавшее на бумаге правое большинство растаяло. Оказалось, что если несколько пострадали октябристы (их осталось около 100), то усилились к.-д. и прогрессисты; националисты раскололись, от них влево отделилась «группа центра»; в итоге правое крыло почти не возросло.

Еще существеннее был тот факт, что октябристы на этот раз проходили по большей части, вопреки желанию властей. Тот же самый результат, который в 1907 г. был победой правительства, оказывался в 1912 г. успехом оппозиции. Это не замедлило сказаться на выборах президиума. Октябристы вошли на этот раз в соглашение с левыми. М. В. Родзянко был переизбран председателем против голосов националистов и правых; товарищем председателя был избран прогрессист.182 В своей вступительной речи Родзянко говорил об «укреплении конституционного строя», об «устранении недопустимого произвола» - причем правые демонстративно покинули зал заседаний. Меньшиков писал в «Новом Времени» про «опыт с левой Думой». При обсуждении декларации В. Н. Коковцова Дума (15.XII. 1912) приняла левым большинством 132 против 78 формулу прогрессистов, которая заканчивалась словами о том, что Гос. дума «приглашает правительство твердо и открыто вступить на путь осуществления начал манифеста 17 октября и водворения строгой законности». Третья Дума таким тоном с властью никогда не говорила.

При всем том в новой Думе не было ни определенного большинства, ни желания вести систематическую борьбу с правительством, тем более что события внешней политики в конце 1912 г. заслоняли внутренние конфликты.

С.С. Олденбург. Царствование императора Николая II

http://www.empire-history.ru/empires-211-66.html

Литература и ссылки

Стенографические отчеты заседаний IV Государственной думы.

http://leb.nlr.ru/edoc/315311/%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82%D1%8B

Члены Государственной думы: портреты и биографии. Четвёртый созыв, 1912—1917 г.

http://dlib.rsl.ru/viewer/01003800761

Выборы в I-IV Государственные Думы Российской империи (Воспоминания современников. Материалы и документы.) / ЦИК РФ. Под ред. А. В. Иванченко. — М., 2008.

Кирьянов И. К., Лукьянов М. Н. Парламент самодержавной России: Государственная Дума и её депутаты, 1906—1917. Пермь: Изд-во Пермского университета, 1995.

http://vivovoco.astronet.ru/VV/BOOKS/DUMA/INTRO.HTM

Ю.П. Родионов. Становление российского парламентаризма в начале ХХ века

http://duma.tomsk.ru/page/8346/

Глинка Я.В. Одиннадцать лет в Государственной думе. 1906—1917. М., Новое литературное обозрение, 2001.

histrf.ru

Партии в Государственной думе Российской империи

Ввиду радикального, по мнению императора и его окружения, характера деятельности Дума была досрочно распущена.

Вторая Государственная дума действовала с 5 марта (20 февраля по старому стилю) по 16 (3 по старому стилю) июня 1907 года в течение одной сессии. В ее состав вошли 518 депутатов: 104 трудовика, 98 кадетов, 76 автономистов, 65 социал-демократов, 50 беспартийных, 37 социалистов-революционеров (эсеров), 32 октябриста, 22 монархиста, 17 представителей казаков, 16 народных социалистов, один представитель партии демократических реформ. Председателем думы был избран представитель партии кадетов Федор Головин. По составу депутатов Вторая дума оказалась значительно радикальнее своей предшественницы, хотя, по замыслу царской администрации, она должна была быть более лояльной к самодержавию. Кадеты пытались создать думское большинство, сблокировавшись с трудовиками, октябристами, Польским коло, мусульманской и казачьей группой. Выдвинув лозунг "бережения Думы", кадеты пошли на сокращение своих программных требований. Они сняли с обсуждения вопросы о смертной казни, политической амнистии; добились принципиального одобрения бюджета, таким образом, укрепив доверие к царскому правительству со стороны его западноевропейских кредиторов.

Предлогом для разгона Думы стало обвинение социал-демократической фракции в военном заговоре. В ночь на 16 (3 по старому стилю) июня социал-демократическая фракция была арестована, а затем предана суду.

Третья Государственная дума проработала весь пятилетний срок — с 14 (1 по старому стилю) ноября 1907 года по 22 (9 по старому стилю) июня 1912 года, состоялось пять сессий. В первую сессию дума насчитывала 154 октябриста и примыкавших к ним, 97 умеренно-правых и националистов, 28 "прогрессистов", 54 кадета, 50 крайне правых депутатов, 19 социал-демократов, 14 трудовиков, 11 представителей Польского коло, 8 представителей мусульманской группы, 7 представителей литовско-белорусской группы. Председателем Третьей Государственной думы был избран октябрист Николай Хомяков, которого в марте 1910 года сменил крупный купец и промышленник октябрист Александр Гучков, а с 1911 года — октябрист Михаил Родзянко. Итоги голосования зависели от позиции партии "Семнадцатого октября", ставших вместо кадетов фракцией "центра". Если октябристы голосовали с правыми, создавалось правооктябристское большинство (примерно 300 депутатов), если совместно с прогрессистами и кадетами — октябристско-кадетское большинство (более 250 депутатов). В целом октябристы поддерживали политику правительства Петра Столыпина. В зависимости от обстоятельств они блокировались с монархистами или кадетами. Этот механизм получил название "октябристского маятника".

Четвертая Государственная дума просуществовала с 28 (15 по старому стилю) ноября 1912 года по 10 марта (25 февраля по старому стилю) 1917 года. Официально она была распущена 19 (6 по старому стилю) октября 1917 года. Были проведены пять сессий. Деятельность Четвертой Государственной думы проходила в условиях Первой мировой войны (1914-1918) и революционного кризиса, завершившегося свержением монархии.

В Четвертой Государственной думе сохранились правооктябристское и октябристско-кадетское большинства, задававшие тон в предыдущей Думе. Среди 442 депутатов националистов и умеренно-правых было 120, октябристов — 98, правых — 65, кадетов — 59, прогрессистов — 48, три национальные группы (польско-литовско-белорусская группа, Польское коло, мусульманская группа) насчитывали 21 депутата, социал-демократы — 14 (шесть большевиков, семь меньшевиков, один депутат, не являвшийся полноправным членом фракции, примыкал к меньшевикам), трудовики — 10, беспартийные — 7.

Председателем Государственной думы был октябрист Михаил Родзянко. Октябристы играли в Государственной думе роль "центра", образуя, в зависимости от ситуации, правооктябристское (283 голоса) или октябристско-кадетское (226 голосов) большинство. Характерным для Четвертой Государственной думы явился рост промежуточной между октябристами и кадетами фракции "прогрессистов".

Октябристско-кадетское большинство проявило себя в ряде оппозиционных правительству голосованиях, в попытках проявить законодательную инициативу. Однако законодательные инициативы октябристов и кадетов застревали в думских комиссиях или проваливались Государственным советом.

Поражения русских войск весной и летом 1915 года вызвали рост оппозиционных настроений в Государственной думе. 1 августа (19 июля по старому стилю) 1915 года открылась четвертая сессия Четвертой Государственной думы. Лишь крайне правые депутаты полностью поддерживали правительство, большинство фракций Государственной думы и часть фракций Государственного совета выступили с критикой правительства, потребовали создания правительственного кабинета, пользующегося "доверием страны". Переговоры между думскими фракциями привели к подписанию формального соглашения о создании Прогрессивного блока из 236 депутатов. Вне блока остались правые и националисты. Трудовики и меньшевики, хотя не входили в блок, но фактически поддерживали его.

Программа Прогрессивного блока предусматривала создание "правительства доверия", частичной амнистии за политические и религиозные преступления, отмены некоторых ограничений в правах национальных меньшинств, восстановления деятельности профсоюзов. Создание "правительства доверия", состав которого фактически должен был согласовываться с Государственной думой, означало ограничение властных полномочий императора Николая II, что было для него неприемлемо. 16 (3 по старому стилю) сентября 1915 года Государственная Дума была распущена на каникулы и возобновила свои заседания 22 (9 по старому стилю) февраля 1916 года.

Открывшаяся 14 (1 по старому стилю) ноября 1916 года пятая сессия Четвертой Государственной думы начала свою работу с обсуждения общего положения в стране. Прогрессивный блок потребовал отставки председателя совета министров Бориса Штюрмера, которого обвиняли в германофильстве. 23 (10 по старому стилю) ноября Штюрмер вышел в отставку. Новый глава правительства Александр Трепов предложил Думе рассмотреть несколько частных законопроектов, в ответ Государственная дума выразила недоверие правительству, к ней присоединился Государственный совет. 29 (16 по старому стилю) декабря 1916 года Государственная дума была распущена. В день возобновления ее заседаний, 27 (14 по старому стилю) февраля 1917 года, представители думских партий организовали демонстрации к Таврическому дворцу под лозунгом доверия Государственной думе. Демонстрации и забастовки дестабилизировали ситуацию в Петрограде и приняли революционный характер. Указом

10 марта (25 февраля по старому стилю) 1917 года заседания Думы были прерваны.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 

ria.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *