Доказательства эволюции 7 класс сухорукова – Урок биологии в 7 классе «Доказательства эволюции животных» + презентация + задания к уроку

Содержание

Урок биологии в 7 классе «Доказательства эволюции животных» + презентация + задания к уроку

Тест ««Строение и функции органов и их систем»

Вариант1

1.Два круга кровообращения и трехкамерное сердце у

А) пресмыкающихся и млекопитающих

Б) земноводных и птиц

В)птиц и млекопитающих

Г)земноводных и пресмыкающихся

2.Передняя конечность позвоночных животных состоит из

А)плечо, предплечье, киль

Б)плечо, голень, кисть

В)плечо, предплечье, кисть

Г) бедро, голень, кисть

3. Органы дыхания земноводных

А) жабры и воздушные мешки

Б) жабры и кожное дыхание

В) легкие и кожное дыхание

Г) легкие

4.Клоаку- расширенную часть задней кишки не имеют

А) млекопитающие

Б)земноводные

В) птицы

Г) пресмыкающиеся

5. Какой отдел головного мозга не существует

А)передний

Б)задний

В)средний

Г)промежуточный

«5» — 5 правильных ответов

«4» — 4 правильных ответа

«3» — 3 правильных ответа

Тест ««Строение и функции органов и их систем»

Вариант2

1.Впервые кровеносная система появляется у

А) пресмыкающихся

Б) земноводных

В)моллюсков

Г) кольчатых червей

2.Задняя конечность позвоночных животных состоит из

А)плечо, предплечье, киль

Б)плечо, голень, кисть

В)плечо, предплечье, кисть

Г) бедро, голень, стопа

3. Органы дыхания птиц

А) жабры и воздушные мешки

Б) легкие и воздушные мешки

В) легкие и кожное дыхание

Г) жабры и кожное дыхание

4.Внутреннее оплодотворение отсутствует у

А) бесхвостых земноводных

Б) паукообразных

В) птиц

Г) пресмыкающиеся

5. Какой отдел головного мозга не существует

А)передний

Б) мозжечок

В)промежуточный

Г) задний

«5» — 5 правильных ответов

«4» — 4 правильных ответа

«3» — 3 правильных ответа

infourok.ru

Конспект урока по биологии в 7 класс на тему «Доказательства эволюции животных. Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира».

Доказательства эволюции животных. Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира.

Цель: выявить, какие доказательства эволюции животных существуют и подтверждают ли они непрерывное развитие природы. Раскрыть понятия о наследственности, изменчивости, борьбе за существование, естественном отборе как движущей силе эволюции.

Задачи:

Образовательная:

  • выяснить значение для науки ископаемых переходных форм как палеонтологических доказательств;

  • раскрыть научное значение обнаружения в развитии зародышей следов далекой истории систематических групп;

  • рассмотреть основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина

Развивающая:

  • продолжение формирования умений вести диалог, находить и выделять главное, правильно и четко отвечать на поставленные вопросы

Воспитательная:

Планируемые результаты:

Предметные: Формирование понятий: палеонтологические, сравнительно – анатомические, эмбриологические доказательства , гомологичные и аналогичные органы, рудименты, атавизмы, умений различать разные виды доказательств эволюции, отличать аналогичные и гомологичные органы по рисункам, описанию.

Метапредметные УУД

Познавательные: знать определения, работать с разными источниками информации, устанавливать причинно – следственные связи, готовить сообщения, презентации .

Регулятивные: самостоятельно определять цели и задачи урока, организовывать выполнение заданий, анализировать и оценивать результаты своей учебной деятельности.

Коммуникативные: строить продуктивные взаимодействия со сверстниками, аргументированно высказывать свою точку зрения, выступать перед аудиторией.

Личностные: сформированность познавательных интересов направленных на изучение живой природы, интеллектуальные умения анализировать сравнивать, делать выводы, эстетическое отношение к живым объектам.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас, и надеюсь, что наш урок он будет плодотворным и принесёт вам новые открытия. 

II. Проверка домашнего задания.

Опрос по вопросам § 47,48

!!! Задание может меняться

III. Мотивация к учебной деятельности.

Урок хотелось бы начать со слов А.В. Яблокова: « Изо дня в день, из года в год нас окружают одни и те же, на первый взгляд, растения и животные: в лугах лежат ковром одни и те же травы, по лугам снуют в поисках нектара одни и те же пчелы, раздается пение одних и тех же птиц. И не сразу на ум может прийти мысль об эволюции, о том, что все живое подвержено непрерывному изменению. Однако кажущаяся неизменность живой природы так же обманчива, как обманчиво ощущение, будто Солнце, движется по небосводу вокруг Земли…». Как вы считаете, ребята, что хотел сказать автор этими словами, на какие природные процессы указывает эта цитата

? (об изменяемости природы с течением времени, о длительности этого процесса в историческом времени). Ребята, здесь нам встретилось слово «эволюция», если вы еще раз внимательно посмотрите на текст, то сможете ответить на вопрос что это за процесс (непрерывное изменение природы). Как вы понимаете, что такое эволюция? Замечательно, а сейчас давайте посмотрим, насколько правильно вы дали определение этому понятию. Эволюция (от лат. evolution – развертывание) необратимый процесс исторического изменения (развития) живого. (Новый термин и определение записывается учащимися в тетрадь). 

Попытки понять, как возникли живые организмы на Земле, почему они так разнообразны, появились у людей в глубокой древности. Сформулировать учение об эволюции удалось английскому ученому-естествоиспытателю Ч.Дарвину в 19 веке. Именно Дарвин впервые сумел не только привести многочисленные доказательства эволюции органического мира, но и объяснил причины этого развития. Об этом ученом и его трудах вы будете узнавать много нового и интересного на последующих уроках биологии. Можно ли наблюдать эволюцию? Жизнь человека коротка, поэтому наблюдать ее невозможно. Эволюция идет несколько миллионов лет, а существование человека ограничивается тысячелетиями. Может сложиться впечатление, что эволюции нет, ничего не изменяется в природе. Но есть науки, которые смогли представить доказательства в пользу эволюции.

Учащиеся определяют тему и цель урока. Учитель корректирует.

— Откройте тетради и запишите тему урока «Доказательства эволюции животных. Чарльз Дарв

ин о причинах эволюции животного мира».

  1. Изучение новой темы.

Сегодня мы с вами рассмотрим основные типы доказательств эволюции: палеонтологические, эмбриологические, сравнительно-анатомические.

Вопросы группы № 1

Прочитать п. 49, стр. 250-252 и ответить на вопросы:

1.Что такое палеонтология?

2.Как образуются ископаемые останки древних животных?

3. Приведите примеры найденного в Европе ископаемого животного? Какие черты есть у этого животного, характерные для пресмыкающихся, а какие для птиц?

4.В чем состоит значение палеонтологии?

Палеонтологические доказательства эволюции 

Палеонтология – наука, изучающая останки древних вымерших животных. Ископаемые остатки сохраняются в различных слоях земной коры в виде отпечатков и окаменелостей. Как бы листая гигантские страницы окаменевшей летописи, мы можем себе представить, как происходило появление, расцвет и вымирание целых групп живых организмов. Многие животные, жившие раньше, не имеют аналогов в современном животном мире – они вымерли, но ученые до сих пор находят их останки, воссоздают их реконструкции и пытаются разгадать причины их вымирания. Наиболее крупными вымершими животными были динозавры (такие реконструкции можно посмотреть в Дарвиновском музее г. Москвы). По окаменевшим находкам, слепкам, останкам костей палеонтологии воссоздают животный мир прошлых эпох. Изучение дошедших до нас палеонтологических образцов из самых глубоких слоев Земли убедительно показывает, что животный мир древнего времени значительно отличался от современного. Палеонтология дает возможность изучить так называемые переходные формы живых организмов и палеонтологические ряды. Большой интерес представляют 

вымершие животные переходных форм, т.е. те животные, которые имели признаки разных классов, например
археоптерикс
 — это животное имело признаки и рептилий и птиц. 

— Ребята, давайте проанализируем и выявим черты сходства, характерные для пресмыкающихся: мощные зубы, длинный хвост, нижние конечности покрыты роговыми чешуями, кроме того они имели очень тяжелый скелет, планировали.

Черты сходства, характерные для птиц: крылья, покрытые перьями, общий вид.

Зверозубый ящер: с пресмыкающимися — тело покрыто роговыми чешуями, общий облик; с млекопитающими – расположение конечностей, зубы (клыки, резцы и коренные). Палеонтологические ряды – это ряды ископаемых форм, связанные друг с другом в процессе эволюции и отражающие ход филогенеза (Новый термин и определение записывается учащимися в тетрадь). Наличие многих последовательно сменяющих друг друга форм позволило построить филогенетический ряд от эогиппуса (предка современной лошади) до современной лошади. Большой вклад в развитие учения о палеонтологических рядах внес Владимир Онуфриевич Ковалевский (1842-1883) — известный русский зоолог, основоположник эволюционной палеонтологии. Автор классической реконструкции филогенетического ряда лошадей. 

Вывод: Ребята, какой вывод вы можете сделать о палеонтологических доказательствах? Палеонтология дает богатый доказательный материал, решает следующие задачи: выявление ранних этапов эволюции жизни; выявление основных этапов развития органического мира; но сведения о самых древних животных обычно неполны, отрывисты, поэтому для доказательства эволюции животного мира используют данные эмбриологии – науки о зародышах.

Вопросы, которые стояли перед группой № 2

Прочитать п. 49, стр. 252 и ответить на вопросы(внимательно рассмотреть рис. 191):

1.В чем значение изучения эмбрионального развития представителей различных групп позвоночных животных?

2.Что позволяет изучение последовательных стадий развития каждого эмбриона? Приведите примеры, работая по рисунку 190.

3.Сделайте вывод о эмбриологических доказательствах эволюции животного мира?

 Эмбриологические доказательства эволюции

Ребята, вы уже знаете, что большинство организмов развиваются из оплодотворенного яйца. Проследим стадии развития зародышей различных организмов. Что вы можете сказать о внешнем виде (сходстве) зародышей на ранней стадии развития? Верно, удивительное сходство! Сравнение особенностей эмбрионального развития представителей различных групп позвоночных, например рыбы, саламандры, черепахи, птицы, кролика, свиньи и человека, показало, что все зародыши на ранних стадиях развития очень сходны между собой. Последующее развитие эмбрионов сохраняет сходство только у близкородственных групп, например — у кролика, собаки, человека, имеющих общий план строения во взрослом состоянии. Дальнейшее развитие приводит к исчезновению черт сходства между зародышами. У каждого представителя вида возникают только ему присущие характерные черты строения. В конце эмбрионального периода появляются признаки, характерные определенному виду животного. Изучение последовательных стадий развития каждого эмбриона позволяет восстановить облик далекого предка. Например, ранние стадии развития зародышей всех классов, в том числе и млекопитающих похожи на зародыш рыб: имеются жаберные щели. По-видимому, далекими предками были рыбы. В следующей стадии развития зародыш млекопитающего похож на зародыш саламандры, следовательно, в ряду их предков были и земноводные. 

Что происходит с зародышами по мере развития, насколько они сходны между собой? Сходство ослабевает, все более четко проявляются черты тех классов, к которым они принадлежат. Какой вывод мы можем сделать, узнав о поразительном сходстве зародышей на ранних стадиях развития? 

Вывод: Таким образом, изучение эмбрионального развития различных групп позвоночных животных показывает родство сравниваемых организмов, выясняет путь их исторического развития и служит доказательством в пользу существования эволюции живых организмов. Сходство зародышей различных систематических групп свидетельствует об общности происхождения, о родстве сравниваемых организмов.

Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства

И так мы переходим к следующей третья группа доказательств- это сравнительно-анатомические доказательства (или морфологические) об этом нам расскажут учащиеся группы № 3

Вопросы, которые стояли перед ними:

Прочитать п. 49, стр. 252- 255 и ответить на вопросы:

1.О чем свидетельствует сходство во внешнем строении позвоночных животных?

2.Что называется гомологичными органами? Приведите примеры.

3.Какие органы называются рудиментарными? Приведите примеры.

4. Что называется атавизмом? Приведите примеры.

Учитель:

Сравнительная морфология — биологическая дисциплина, изучающая закономерности строения и развития органов и их систем путем сопоставления организмов разных систематических групп. (запись в тетрадь).У истоков сравнительной морфологии как науки стояли Ж. Кювье, Ж. Сент-Иллер и другие ученые.

Учащиеся отвечают на вопросы.

1.Сравнивая позвоночных животных различных классов, установлено, что все они имеют единый план строения. Тела земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих состоят из головы, туловища, передних и задних конечностей. Для них характерны сходные кожные покровы и строение систем внутренних органов. Общность плана строения позвоночных свидетельствует об их близком родстве и позволяет утверждать, что современные хордовые берут начало от примитивных предковых организмов, существовавших в очень далеком прошлом.

2. Другим доказательством эволюции животных служат органы, сходные по общему плану строения, но имеющие различные форму, величину и приспособленность к выполнению разнообразных функций. Такие органы называются гомологичными.

3. В пользу общности происхождения позвоночных животных свидетельствуют факты частичной или полной утраты некоторых органов отдельными группами животных. Например, современные киты и дельфины (класс Млекопитающие), удавы (класс Пресмыкающиеся) не имеют задних конечностей. Но небольшие косточки этих конечной есть во внутреннем строении этих животных. Органы, утратившие свою функцию в результате их длительного неприменения, называются рудиментарными.

4. Случаи проявления признаков предков у современных особей называютсяатавизмом. Примеры: трехпалость у современных лошадей, дополнительные пары молочных желез у тех, кто имел всегда одну пару; наличие волосяного покрова на всем теле.

Учитель:

Весомым доказательством эволюции считаются сравнительно-анатомические ряды, показывающие направление исторического развития у видов, относящихся к одному классу, семейству, роду. Например способы размножения яйцекладущих, сумчатых и плацентарных показывают направления развития систем размножения; конечности непарнокопытных показывают возникновение однопалой ноги в связи с изменившимися условиями жизни.

Учитель:

Важное значение для доказательства эволюции имеет «Биогенетический закон», сформулированный известным немецким ученым Э. Геккелем: «Онтогенез есть сжатое и сокращенное повторение филогенеза.» Что такое онтогенез мы с вами изучили на прошлом уроке, давайте запишем новое определение. Филогенез-историческое развитее организма . (запишем в тетрадь, эти два новых определения.)

Физкультминутка:

МЫ УСТАЛИ, ЗАСИДЕЛИСЬ

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Отложили мы тетрадки,

Приступили мы к зарядке. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево, поворот,

А потом наоборот (Повороты корпусом)

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись! ( Приседания)

И в последний раз присели, а теперь за парты сели. (Дети садятся на свои места)

Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира

Почему существует много различных видов животных?

Кто такой Чарлз Дарвин?

Каковы заслуги Чарлза Дарвина перед наукой?

Причины разного уровня организации животных, отличия ныне существующих видов от вымерших, проявления атавизмов давно интересовали ученых и служителей церкви. Наиболее полно объяснил эти явления в своей работе «Происхождение видов» известный английский ученый Чарлз Дарвин (1809—1882).

Согласно учению Дарвина многообразие видов не было создано богом, а образовалось благодаря постоянно возникающим наследственным изменениям и естественному отбору. В процессе выживания наиболее приспособленных особей Дарвин отмечал наличие борьбы за существование, результатом которой является вымирание неприспособленных организмов и размножение наиболее приспособленных.

Наследственность — способность организмов передавать потомкам свои видовые и индивидуальные признаки или свойства. Так, у определенного вида животных рождаются потомки, похожие на своих родителей. Наследственными могут быть и некоторые индивидуальные признаки животных, например цвет шерсти и жирность молока у млекопитающих.

Изменчивость — способность организмов существовать в различных формах, реагируя на влияние окружающей среды. Изменчивость проявляется в индивидуальных особенностях каждого организма. В природе не существует двух абсолютно одинаковых животных. Рожденные детеныши отличаются от каждого из своих родителей окраской, ростом, поведением и другими признаками. Различия у животных, как отмечал Ч. Дарвин, зависят от следующих причин: от количества и качества потребляемой пищи, от колебания температуры и влажности, от наследственности самого организма. Ч. Дарвин выделил две основные формы изменчивости, влияющие на эволюцию животного мира, — определенную, ненаследственную, и неопределенную, или наследственную.

Под определенной изменчивостью Ч. Дарвин понимал возникновение одинаковых изменений у родственных животных в одинаковых условиях среды обитания. Так, густой мех забайкальских белок сменился на редкий при акклиматизации их в лесах Кавказа. Содержание кроликов в условиях пониженных температур приводит к густоте их меха. Недостаток пищи ведет к задержке роста животных. Следовательно, определенная изменчивость есть прямое приспособление животных к изменившимся условиям среды. Такая изменчивость не передается потомкам.

Под неопределенной наследственной изменчивостью Ч. Дарвин понимал возникновение разнообразных изменений у ряда родственных животных при действии одинаковых (сходных) условий. Она наследственна и индивидуальна, так как возникает случайно у одной особи вида и передается по наследству. Примером является появление овец с короткими ногами, отсутствие пигмента в перьевом покрове птиц или в шерсти млекопитающих.

Одной из причин эволюции животного мира Ч. Дарвин считал борьбу за существование, возникающую из-за интенсивного размножения организмов. Родительская пара любого вида животных производит на свет многочисленное потомство. До взрослого состояния от числа появившихся на свет потомков доживут единицы. Многие будут съедены или погибнут практически сразу после появления на свет. Оставшиеся начнут конкурировать друг с другом за пищу, лучшие места обитания, убежища от врагов. Выживут потомки тех родителей, которые наиболее приспособлены к данным условиям жизни. Таким образом, борьба за существование приводит к естественному отбору — выживанию наиболее приспособленных.

  1. Закрепление.

  1. Что изучает палеонтология?

  2. Какие ископаемые останки помогли выяснить происхождение земноводных?

  3. Что такое эмбриология?

  4. Чем отличаются рудиментарные органы и атавизмы; что у них общего?

  5. Что означает понятие «борьба за существование»? Подкрепите объяснение примерами.

Борьба за существование – конкурентная борьба между особями одного или разных видов за ресурсы (пища, территория). К примеру, многие хищники и хищные птицы живут семьями. Каждая пара занимает определенную территорию, на которой она охотиться. Значит, на определенной территории может существовать ограниченное количество особей.

  1. Домашнее задание.

П. 49, 50, вопросы.

  1. Рефлексия.

1.Что узнали нового на уроке?

2. Что из урока вам наиболее запомнилось.

3. Полезна ли вам была информация, полученная на уроке.

Спасибо вам за урок!

infourok.ru

Эволюция и её доказательства. Видеоурок. Биология 7 Класс

Из этого урока вы узнаете о том, какие доказательства эволюционного процесса известны на данный момент, каким образом одни виды живых организмов могли превращаться в другие. Какие следы этого потрясающего процесса мы можем наблюдать на нашей планете и в нашем собственном теле на разных этапах его развития. Вы узнаете, какие животные ходили по Земле в далеком прошлом и что произошло с ними, а также как они связаны с современными существами. Перед вами развернется таинственная история зародыша нашего вида, который начинает свое существование с одноклеточной фазы и превращается в итоге во взрослого человека. Вы удивитесь поразительному сходству внешнего и внутреннего строения всех живых существ и прочим чудесам, возникшим на Земле под влиянием естественного отбора

Слово «эволюция» означает «процесс плавного, постепенного изменения чего-либо». В биологии под эволюцией понимают процесс необратимого исторического развития живой природы. Эволюция сопровождается появлением адаптаций, видообразованием и, наоборот, вымиранием видов, преобразованием отдельных экосистем и биосферы в целом.

Раздел биологии, занимающийся изучением эволюции, называется теория эволюции, или эволюционное учение.

Можно сказать, что единой и общепризнанной теории эволюции на данный момент нет, в связи с тем, что у разных групп живых организмов есть разные способы сохранения и передачи наследственной информации.

Имеется огромное число очевидных доказательств наличия эволюции.

Поскольку система живых организмов строится на основе родства между ними, наука систематика теснейшим образом связана с теорией эволюции. Доказательства эволюции подтверждают происхождение всех живых организмов на Земле через длинную цепочку поколений от единого древнего общего предка.

Существует несколько основных групп доказательств эволюции.

Рассмотрим три группы доказательств эволюции:

1. Палеонтологические и биогеографические

2. Сравнительно-анатомические

3. Эмбриологические

Палеонтология – это наука о древних вымерших организмах.

Палеонтологи по найденным останкам пытаются реконструировать внешний вид, строение и биологические особенности древней флоры и фауны. Ископаемыми останками являются окаменевшие раковины моллюсков, зубы и чешуя рыб, скорлупа яиц, скелеты и другие твердые части организмов (рис. 1–3).

Рис. 1. Ископаемая раковина аммонита

Рис. 2. Окаменелая челюсть мозазавра

Рис. 3. Восстановленный скелет трицератопса

Палеонтологи исследуют не только останки собственно животных и растений. Изучения подлежат также окаменевшие следы, экскременты, отброшенные оболочки и любые другие следы жизнедеятельности древних организмов. Изучение дошедших до нас палеонтологических образцов древнейшего происхождения убедительно показывает, что древний животный мир очень сильно отличался от современного.

Чем более молодым является изучаемый слой осадков, тем больше ископаемые животные из него похожи на современных. Изучение ископаемых древних животных различных геологических эпох убедительно показало, что животный мир постепенно и плавно изменялся.

Родство вымерших и современных организмов также подтверждается и находками т. н. промежуточных, или переходных, форм. Известно, что птицы в свое время произошли от пресмыкающихся, которые являются ближайшими их родственниками. Так, археоптерикс обладал как признаками рептилий, так и признаками птиц (рис. 4). Черты, характерные для пресмыкающихся, – относительно тяжелый скелет, мощные зубы и длинный хвост. Черты характерные для птиц, – крылья покрытые перьями (рис. 5).

 

Рис. 4. Окаменелость археоптерикса

Рис. 5. Реконструкция археоптерикса

По окаменевшим остаткам ученые достаточно полно восстановили облик и строение многих переходных форм – от далеки

interneturok.ru

конспект урока и презентация по теме «Доказательства эволюции животных» 7 класс

МОУ Красносельская средняя общеобразовательная школа

Красносельского муниципального района Костромской области

Конспект урока по биологии

для 7 класса по теме «Доказательства эволюции животных»

Автор: учитель биологии

Христова Любовь Сергеевна

пос. Красное – на – Волге

2012 -2013 учебный год

Урок предназначен для учащихся 7 класса, изучающих раздел «Эволюция».

Цель: Рассмотреть основные доказательства эволюции органического мира.

Задачи:

Образовательные:

— Познакомить учащихся с основными группами доказательств эволюции в животном мире;

— Выявить ключевые понятия доказательств эволюции; расширить кругозор знаний учащихся о разнообразных формах жизни на планете Земля. Развивающие:

— Развивать у школьников умения аргументировать высказываемую точку зрения;

— Формировать у учащихся критическое отношение к точкам зрения, не обоснованным научными фактами; — Продолжение формирования умений учащихся вести диалог, находить и выделять главное, правильно и четко отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательные:

— Воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету, формировать культуру общения, коммуникативные качества.

Оборудование:

1) электронная презентация «Доказательства эволюции животных»,

2) таблицы «Эмбриологические доказательства эволюции», «Биогеографические доказательства эволюции», «Сравнительно-анатомические доказательства эволюции»,

3) окаменелости, отпечатки, слепки, модели.

Ключевые биологические понятия урока: эволюция, палеонтология, переходные формы, эмбриология, рудименты.

Методы обучения: Частично поисковый.

Планируемые результаты: Учащиеся получают представление об основных доказательствах эволюции животных.

Форма организации учебной деятельности: урок с использованием ИКТ (презентация «Доказательства эволюции животных»).

План урока.

  1. Актуализация знаний.

  2. Изучение нового материала: 1) Палеонтологические доказательства эволюции животных. 2) Эмбриологические доказательства эволюции животных. Проведение физкультминутки 3) Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции животных (работа в группах и совместная, сообщение учащегося).

  3. Закрепление изученного материала (проведение тестирования с использованием сигнальных карточек).

  4. Подведение итогов урока.

  5. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Актуализация знаний:

Урок хотелось бы начать со слов А.В. Яблокова: « Изо дня в день, из года в год нас окружают одни и те же, на первый взгляд, растения и животные: в лугах лежат ковром одни и те же травы, по лугам снуют в поисках нектара одни и те же пчелы, раздается пение одних и тех же птиц. И не сразу на ум может прийти мысль об эволюции, о том, что все живое подвержено непрерывному изменению. Однако кажущаяся неизменность живой природы так же обманчива, как обманчиво ощущение, будто Солнце, движется по небосводу вокруг Земли…» (слайд 2). Как вы считаете, ребята, что хотел сказать автор этими словами, на какие природные процессы указывает эта цитата? (об изменяемости природы с течением времени, о длительности этого процесса в историческом времени). Ребята, здесь нам встретилось слово «эволюция», если вы еще раз внимательно посмотрите на текст, то сможете ответить на вопрос что это за процесс (непрерывное изменение природы). Как вы понимаете, что такое эволюция? Замечательно, а сейчас давайте посмотрим, насколько правильно вы дали определение этому понятию (слайд 3) Эволюция (от лат. evolution – развертывание) необратимый процесс исторического изменения (развития) живого. (Новый термин и определение записывается учащимися в тетрадь). Попытки понять, как возникли живые организмы на Земле, почему они так разнообразны, появились у людей в глубокой древности. Сформулировать учение об эволюции удалось английскому ученому-естествоиспытателю Ч.Дарвину в 19 веке. Именно Дарвин впервые сумел не только привести многочисленные доказательства эволюции органического мира, но и объяснил причины этого развития. Об этом ученом и его трудах вы будете узнавать много нового и интересного на последующих уроках биологии. Можно ли наблюдать эволюцию? Жизнь человека коротка, поэтому наблюдать ее невозможно. Эволюция идет несколько миллионов лет, а существование человека ограничивается тысячелетиями. Может сложиться впечатление, что эволюции нет, ничего не изменяется в природе. Но есть науки, которые смогли представить доказательства в пользу эволюции. Выяснить, какие доказательства эволюции животных существуют и подтверждают ли они непрерывное развитие природы – цель нашего сегодняшнего урока.

  1. Изучение нового материала: Сегодня мы с вами рассмотрим основные типы доказательств эволюции: палеонтологические, эмбриологические, сравнительно-анатомические (слайд 5).

1. Палеонтологические доказательства эволюции (слайд 6-15) Посмотрите внимательно на этот слайд (№6), как вы думаете, на чем основываются палеонтологические доказательства?

Палеонтология – наука, изучающая останки древних вымерших животных. Ископаемые остатки сохраняются в различных слоях земной коры в виде отпечатков и окаменелостей. Как бы листая гигантские страницы окаменевшей летописи, мы можем себе представить, как происходило появление, расцвет и вымирание целых групп живых организмов. Многие животные, жившие раньше, не имеют аналогов в современном животном мире – они вымерли, но ученые до сих пор находят их останки, воссоздают их реконструкции и пытаются разгадать причины их вымирания. Наиболее крупными вымершими животными были динозавры (такие реконструкции можно посмотреть в Дарвиновском музее г. Москвы). По окаменевшим находкам, слепкам, останкам костей палеонтологии воссоздают животный мир прошлых эпох. Изучение дошедших до нас палеонтологических образцов из самых глубоких слоев Земли убедительно показывает, что животный мир древнего времени значительно отличался от современного. Палеонтология дает возможность изучить так называемые переходные формы живых организмов и палеонтологические ряды. Большой интерес представляют вымершие животные переходных форм, т.е. те животные, которые имели признаки разных классов, например археоптерикс — это животное имело признаки и рептилий и птиц. — Ребята, давайте проанализируем и выявим черты сходства, характерные для пресмыкающихся: мощные зубы, длинный хвост, нижние конечности покрыты роговыми чешуями, кроме того они имели очень тяжелый скелет, планировали. Черты сходства, характерные для птиц: крылья, покрытые перьями, общий вид.

Зверозубый ящер: с пресмыкающимися — тело покрыто роговыми чешуями, общий облик; с млекопитающими – расположение конечностей, зубы (клыки, резцы и коренные). Палеонтологические ряды – это ряды ископаемых форм, связанные друг с другом в процессе эволюции и отражающие ход филогенеза (Новый термин и определение записывается учащимися в тетрадь). Наличие многих последовательно сменяющих друг друга форм позволило построить филогенетический ряд от эогиппуса (предка современной лошади) до современной лошади. Большой вклад в развитие учения о палеонтологических рядах внес Владимир Онуфриевич Ковалевский (1842-1883) — известный русский зоолог, основоположник эволюционной палеонтологии. Автор классической реконструкции филогенетического ряда лошадей. Вывод: Ребята, какой вывод вы можете сделать о палеонтологических доказательствах? Палеонтология дает богатый доказательный материал, решает следующие задачи: выявление ранних этапов эволюции жизни; выявление основных этапов развития органического мира; но сведения о самых древних животных обычно неполны, отрывисты, поэтому для доказательства эволюции животного мира используют данные эмбриологии – науки о зародышах.

2. Эмбриологические доказательства эволюции (слайд 16-17)

Ребята, вы уже знаете, что большинство организмов развиваются из оплодотворенного яйца. Проследим стадии развития зародышей различных организмов. Что вы можете сказать о внешнем виде (сходстве) зародышей на ранней стадии развития? Верно, удивительное сходство! Сравнение особенностей эмбрионального развития представителей различных групп позвоночных, например рыбы, саламандры, черепахи, птицы, кролика, свиньи и человека, показало, что все зародыши на ранних стадиях развития очень сходны между собой. Последующее развитие эмбрионов сохраняет сходство только у близкородственных групп, например — у кролика, собаки, человека, имеющих общий план строения во взрослом состоянии. Дальнейшее развитие приводит к исчезновению черт сходства между зародышами. У каждого представителя вида возникают только ему присущие характерные черты строения. В конце эмбрионального периода появляются признаки, характерные определенному виду животного. Изучение последовательных стадий развития каждого эмбриона позволяет восстановить облик далекого предка. Например, ранние стадии развития зародышей всех классов, в том числе и млекопитающих похожи на зародыш рыб: имеются жаберные щели. По-видимому, далекими предками были рыбы. В следующей стадии развития зародыш млекопитающего похож на зародыш саламандры, следовательно, в ряду их предков были и земноводные. Что происходит с зародышами по мере развития, насколько они сходны между собой? Сходство ослабевает, все более четко проявляются черты тех классов, к которым они принадлежат. Какой вывод мы можем сделать, узнав о поразительном сходстве зародышей на ранних стадиях развития? Вывод: Таким образом, изучение эмбрионального развития различных групп позвоночных животных показывает родство сравниваемых организмов, выясняет путь их исторического развития и служит доказательством в пользу существования эволюции живых организмов. Сходство зародышей различных систематических групп свидетельствует об общности происхождения, о родстве сравниваемых организмов.

Физкультминутка:

МЫ УСТАЛИ, ЗАСИДЕЛИСЬ

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Отложили мы тетрадки,

Приступили мы к зарядке. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево, поворот,

А потом наоборот (Повороты корпусом)

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись! ( Приседания)

И в последний раз присели, а теперь за парты сели. (Дети садятся на свои места)

ФМ для улучшения мозгового кровообращения:

  1. Исходное положение (и.п.) — сидя на стуле, 1-2 — отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

  2. И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 — поворот головы налево, 4 — и.п. Повторить 6 — 8 раз. Темп медленный.

3 Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства (Слайд 18-26).

Учащиеся делятся на 2 группы, каждая из которых получает задания:

Задание № 1. Рассмотрите рисунки, на которых изображены передние конечности разных животных (рыбы, лягушки, ящерицы и крыла птицы) и человека. Найдите черты сходства в их строении.

Задание № 2. Сравните строение кровеносной системы, рыб, земноводных, птиц и млекопитающих. Укажите черты сходства.

1 группа: Передние конечности имеют единый план строения, состоят из одинакового числа костей: плечо, предплечье, кисть, хотя имеют разную форму и величину. Сходство строения свидетельствует о родстве животных. Доказательство эволюции! Гомологичные органы – органы, сходные по общему плану строения, но имеющие различную форму, величину и приспособленность (передние конечности позвоночных животных). (Новый термин и определение записывается учащимися в тетрадь).

2 группа: Прослеживается усложнение (эволюционные изменения) строения кровеносной системы (от 2-камерного сердца с 1 кругом кровообращения у рыб до 4-камерного сердца и 2 кругов кровообращения у птиц и млекопитающих), общие черты строения: кровеносная система замкнутого типа, сердце, круги кровообращения. Все это свидетельствует о родстве животных и общности происхождения органического мира. Молодцы, хорошо поработали! Но на этом доказательства не заканчиваются! У некоторых животных имеются рудиментарные органы, которые утратили свое первоначальное значение, т.к. длительно не применялись животными: современные киты, питоны не имеют задних конечностей, но они представлены небольшими косточками, значит, когда-то их предки имели эти конечности. (Новый термин и определение записывается учащимися в тетрадь).

Ребята, а кто из вас знает птицу киви? Давайте поближе с ней познакомимся. (Рассказ учащегося, которому было дано индивидуальное задание). Киви — нелетающие птицы, крылья очень плохо развиты – они всего 5 см в длину и почти незаметны среди оперения. Однако у киви сохранилась привычка, отдыхая прятать клюв под крыло. Размеры небольшие, с обычную курицу. Весят от 1,4 до 4 кг. Нормальная температура тела киви — 38 °С, что на два градуса ниже, чем у других птиц, и ближе к температуре тела млекопитающих. На охоту киви выходят примерно через 30 минут после заката. Их корм составляют насекомые, моллюски и земляные черви, а также опавшие ягоды и плоды. (Демонстрация видеоролика о киви – слайд 25). Наличие рудиментарных органов у животных также свидетельствует об эволюционных изменениях. В современной фауне существуют животные, представляющие собой переходные формы, например, утконос и ехидна.

Утконос и ехидна: обитают в Австралии, Новой Гвинее. Имеют ряд признаков пресмыкающихся: температура тела непостоянна – 22 – 30 градусов, размножаются откладкой яиц, которые покрыты ороговевшей скорлупой, как у пресмыкающихся, конечности располагаются по бокам тела, детеныши раскалывают оболочку яйца яйцевым зубом. Но тело их покрыто густой шерстью, а у ехидны иглами, детенышей вскармливают молоком, как и другие млекопитающие. (Демонстрация видеоролика об утконосе – слайд 24). Существование этих животных доказывает, что млекопитающие возникли из отдельной группы рептилий – звероящеров. Ребята, какие выводы вы можете сделать, познакомившись с примерами сравнительно — анатомических (морфологических) доказательств? Вывод: Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства: рудиментарные органы, сходство скелетов, систем органов, сохранившиеся переходные формы свидетельствуют об эволюционных изменениях и историческом развитии всего органического мира!

Ш. Закрепление:

Ребята, а сейчас проверим знания, проведем небольшой тест. Отвечайте на вопросы, пользуясь сигнальными карточками, которые есть у вас на партах (слайд 27-28). (После проведения тестирования, делаются общие выводы урока)

Выводы урока: Данные палеонтологии, эмбриологии, сравнительной анатомии позволяют установить сходство между отдельными группами животных, указывающее на их родство, что очень важно для доказательства эволюции животного мира! (слайд 29).

IV. Домашнее задание: §49, термины наизусть.

Источники информации и литература:

  1. Латюшин, В.В., Шапкин, В.А. Биология. Животные. 7класс: учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Дрофа, 2007.

  2. Биология. Животные 7 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина /авт.-сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2009.

  3. Пепеляева, О.А., Сунцова, И.В. Биология 7 класс. Универсальные поурочные разработки. – М.: ВАКО, 2007.

  4. Д. Эттенборо Живая природа. Пер с англ. – М.: ООО «Мир книги», 2003.

  5. Сайт «Доказательства эволюции» www.darwin.museum.ru/expos/floor3/Evol/defrus.htm

  6. Сайт «Эволюция – Пути и механизмы» http://evolution2.narod.ru/index.htm

  7. Биология 2000 «Обучающая энциклопедия» http://informika.ru/text/database/biology/data/biology39.html

doc4web.ru

Презентация к уроку биологии, 7 класс по теме «Доказательства эволюции»

Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация к уроку биологии, 7 класс по теме «Доказательства эволюции»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Доказательства эволюции

2 слайд Описание слайда:

Доказательства эволюции — научные данные и концепции, подтверждающие происхождение всех живых существ на Земле от общего предка.

3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда:

Доказательства эволюции 1. Палеонтологические Палеонтология — наука об организмах минувших геологических периодов.

5 слайд Описание слайда:

Археоптерикс

6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда:

Доказательства эволюции 2. Сравнительно-анатомические

8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда:

Эмбриологические доказательства

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-685217

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Биология 7 класс Сухорукова, Кучменко

Твитнуть

Поделиться

Плюсануть

Поделиться

Отправить

Класснуть

Запинить

 

Аннотация

Данный учебник продолжает линию учебно-методических комплексов “Сферы” по биологии. Он полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Основой содержания курса “Разнообразие живых организмов” являются положения об экосистемной организации жизни, идеи эволюционного учения. Эколого-эволюционное содержание курса способствует раскрытию роли крупных таксонов в экосистемах. Положения систематики позволяют осмыслить разнообразие жизни как результат эволюции. Главными особенностями этого учебника являются фиксированный в тематических разворотах формат, лаконичность и жёсткая структурированность текста, разнообразный иллюстративный ряд. использование электронного приложения к учебнику позволит значительно расширить информацию (текстовую и визуальную) и научится применять её при решении разнообразных биологических задач и подготовке творческих работ.

Пример из учебника

Искренне надеемся, что знания об экологии и эволюции живой природы, почерпнутые из материала первых двух тем учебника, помогут вам сделать множество удивительных открытий при знакомстве с миром растений, животных, бактерий, грибов и лишайников. Им посвящены следующие три темы учебника. Человек тоже часть природы.
Учебник биологии построен так, чтобы максимально облегчить усвоение нового материала. Перед каждой из шести тем учебника дана рубрика «Самое… самое…». Она отражает наиболее яркие факты, касающиеся данной темы.

Содержание

Работаем с учебником 5
Глава 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
1. Организм 8
2. Вид 10
3. Природное сообщество 12
4. Экосистема 14
Подведём итоги 16
Глава 2. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ.
5. Эволюционное учение 18
6. Доказательства эволюции 20
7. История развития жизни на Земле 22
8. Систематика растений и животных 24
Подведём итоги 26
Глава 3. РАСТЕНИЯ – ПРОИЗВОДИТЕЛИ ОРГАНИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА
9. Царство Растения 28
10. Под царство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки 30
11. Роль водорослей в водных экосистемах 32
12. Подцарство Высшие растения 34
13. Отдел Моховидные 36
14. Роль мхов в образовании болотных экосистем 38
15. Отделы: Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные 40
16. Роль папоротников, хвощей, плаунов в образовании древних лесов 42
17. Отдел Голосеменные 44
18. Роль голосеменных в экосистеме тайги 48
19. Отдел Покрытосеменные, или Цветковые 50
20. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные 52
21. Класс Двудольные. Семейство Бобовые 54
22. Класс Двудольные. Семейство Паслёновые 56
23. Класс Однодольные. Семейство Лилейные 58
24. Класс Однодольные. Семейство Злаки 60
25. Роль покрытосеменных в развитии растениеводства 62
Подведём итоги 64
Глава 4. ЖИВОТНЫЕ – ПОТРЕБИТЕЛИ ОРГАНИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА
26. Царство Животные 66
27. Подцарство Одноклеточные. Роль одноклеточных в экосистемах 68
28. Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные 72
29. Тип Кишечнополостные 74
30. Тип Плоские черви 76
31. Тип Круглые черви 80
32. Тип Кольчатые черви. Роль червей в почвенных экосистемах 82
33. Тип Моллюски 1 86
34. Тип Членистоногие 90
35. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные 92
36. Тип Членистоногие. Класс Паукообразные 94
37. Тип Членистоногие. Класс Насекомые 96
38. Тип Хордовые 100
39. Надкласс Рыбы 102
40. Класс Хрящевые рыбы 104
41. Класс Костные рыбы 106
42. Класс Земноводные 108
43. Класс Пресмыкающиеся 112
44. Класс Птицы 116
45. Птицы наземных и водных экосистем 120
46. Класс Млекопитающие 122
47. Млекопитающие различных экосистем 126
48. Роль птиц и млекопитающих в жизни человека 128
Подведём итоги 130
Глава 5. БАКТЕРИИ, ГРИБЫ – РАЗРУШИТЕЛИ ОРГАНИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА. ЛИШАЙНИКИ.
49. Царство Бактерии 132
50. Царство Грибы 134
51. Роль грибов в природе и жизни человека 136
52. Лишайники 138
Подведём итоги 140
Глава 6. БИОРАЗНООБРАЗИЕ
53. Видовое разнообразие 142
54. Экосистемное разнообразие и деятельность человека 144
55. Пути сохранения биоразнообразия 146
Подведём итоги 148
Заключение 149
Приложения 150

 

Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.

znayka.pro

Ответ Доказательства эволюции животных. Палеонтологические доказательства

№1 Например Окаменелости. Из за них учёные сделали вывод о изменениях животного мира. Находя кости скелетов ископаемых, учёные увидели, что строение животных ИЗМЕНЯЕТСЯ. На окаменелостях тоже самое. На них видно, как изменялись части живых организмов, которые являются как бы прототипами современных.

 

№2 Палеонтология- изучает ископаемые остатки вымерших организмов и устанавливает их сходство и различия с современными организмами. Переходные формы организмов служат свидетельством родства древних и современных организмов

 

№3 Признаки пресмыкающихся —1.удлиненный череп, 2.зубы на челюстях, 3. хвост из костных позвонков,4 пальцы на верхних конечностях;

Признаки птиц—1. перьевой покров, 2. четыре пальца на ногах, верхние конечности превратились с крыльями.

 

№4 Возможно это произошло из-за падения метеорита, всё покрылось облаком пыли, произошла смена климата (наступил ледниковый период)

 

Эмбриологические доказательства

 

№1 Этот факт говорит о том, что все позвоночные произошли от общего предка, что доказывает Дарвинскую теорию эволюции.

 

№2 В конце эмбрионального периода

 

№3 На том основании, что при внутриутробном развитии все млекопитающие проходят стадии рыбок. У зародышей на различных стадиях видны жабры. Глаза как у рыб и так далее. 

 

Сравнительно-анатомические доказательства

 

№1 О том, что произошли от хордовых.

 

№2 Они называются гомологичными. У позвоночных животных гомологичными органами являются крылья птицы, крылья летучей мыши, плавники кита, руки обезьяны (рис.192). Все перечисленные органы – передние конечности, сходного между собой и состоящие почти из одинакового числа костей, мышц, кровеносных сосудов, расположенных по единому планы. Кроме того, у них сходное эмбриональное развитие.

 

Органы, утратившие свою функцию в результате длительного неприменения, называются рудиментарными.

 

Случаи проявления признаков предков у современных особей называются атавизмом. Примерами его могут служить: трехпалость у современных лошадей; дополнительные пары молочных желез у тех, кто имел всегда одну пару; наличие волосяного покрова на всем теле.

 

№3 Чем далее шла эволюция, те связь между материнским организмом и потомственным всё сужалась и сужалась. От развития детёныша «в водоёме, в икре, в миле от матери», до тесной связи через плаценту.


tetrab.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о