Контрольный диктант по теме ««Повторение пройденного в 5-6 классах»»
Технологическая карта урока русского языка
Тема урока: Контрольный диктант по теме ««Повторение пройденного в 5-6 классах»»
Тип урока: Урок контроля ЗУН по теме
Цели урока:
Личностные: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные: адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным)
Предметные: знать основные нормы русского литературного языка; уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии.
Опорные понятия, термины: нормы русского литературного языка, орфограмма, пунктограмма
Домашнее задание: повторение теории и правил по темам
Ход урока
Создает положительный настрой учащихся на урок.
Готовятся к уроку.
Личностные: Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Следование в поведении моральным и этическим требованиям
Регулятивные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
2. Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Дополняет ответы учащихся по повторению орфограмм и пунктограмм
Отвечают на вопросы
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли
Эвристическая беседа, работа с учебником
3. Целеполагание и посторенние проекта выхода из затруднения
Диктант.
Каждый день мы открываем для себя новое. На наших глазах зеленая роща одевается в золото и багрянец, листья переливаются удивительными красками. «Ребята, журавли летят,» — вскрикивает Артемка.
Вот перед нами куст шиповника. От ягоды к ягоде тянутся серебряные паутинки с мельчайшими янтарными капельками утренней росы. Мы рассматриваем куст и почти не дышим. Капельки двигаются, будто сползают на середину, сливаются одна с другой. Почему же они не становятся большими и не падают на землю? Капельки росы испаряются, на глазах уменьшаются в объеме и исчезают. «Это солнышко пьет росинки», — шепчет Лариса.
Вот так возле куста шиповника детям открылся изумительный ручеёк живого слова. Ведь слово содержит в себе не только обозначение вещи. В нем звучит аромат цветов, запах земли, музыка родных полей, все богатство человеческих чувств и переживаний.
(По ВСухомлинскому)
Слушают текст диктанта, обсуждают содержание.
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.
Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связываю успехи с усилиями, трудолюбием
Ознакомление с текстом диктанта, обсуждение трудных мест. Беседа по вопросам.
4. Практическая деятельность
1. Выделите корни с безударными проверяемыми гласными в словах предложения
На наших глазах зеленая роща одевается в золото и багрянец, листья переливаются удивительными красками..
2. Синтаксический разбор предложения, схема.
«Ребята, журавли летят,» — вскрикивает Артемка (1 вариант),
На наших глазах зеленая роща одевается в золото и багрянец, листья переливаются удивительными красками. (2 вариант)
3. Проведите фонетический разбор существительных ручеек (1 вариант), чувств (2 вариант)
Работают с текстом диктанта. Под руководством учителя выполняют ГЗ. Проверяют правильность выполнения работы
Регулятивные: контролируют действия, замечают допущенные ошибки; осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления
Письмо под диктовку, выполнение ГЗ. Проверка диктантов. Подбор своих примеров
5. Итог урока (Рефлексия учебной деятельности
Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников
Определяют свое эмоц. состояние
Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.
Личностные: Понимать личную ответственность за результаты деятельности
Самооценка на основе критерия успешности.
Регулятивные : Оценивают свою работу на уроке
Заключительная беседа по вопросам
Домашнее задание. Признаки, определение текста
infourok.ru
Тексты диктантов для 7 класса
Контрольный диктант по теме «Причастие»
У моря
Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.
Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.
Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. (117 слов)
Контрольный диктант по теме «Деепричастие»
В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав. Днем волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. Волки нехотя поднимались, тыкались в нее холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу.
Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, затряслись старики. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей.
Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. Снег в лучах луны блестел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звезды, упавшие с неба. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне.
Контрольный диктант по теме «Наречие»
Первая гроза
Я надолго запомнил этот ясный по-весеннему и теплый по-летнему день. Кое-где уже появились едва-едва заметные зеленые листочки. По-новому выглядел город. Во-первых, чуть-чуть дул ветерок, во-вторых, почти все окна открыты настежь, в-третьих, солнце светило по-царски, но не горячо, а ласково, по-доброму. На дорожках было видимо-невидимо воробьев, и они по-прежнему сновали вверх и вниз.
Но неожиданно небо потемнело. Небрежно, неряшливо поползли растрепанные тучи. Сначала мелькнула неяркая молния и разрезала надвое темно-серое небо. Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где-то кто-то вдребезги расколол стеклянную посуду.
И хлынул ливень, точь-в-точь занавес опустился на землю и закрыл все вокруг. Пропал куда-то город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды.
Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел по-праздничному весело. (120 слов) (По А. Иллюминаторской)
Контрольный диктант по теме «Предлог»
Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. Прежде всего необходимо стараться в течение дня выполнять то, что намечено. С начала сентября приучите себя к этому и старайтесь делать это в продолжение всего учебного года. Посоветуйте так же поступать и своим товарищам.
Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение требует больше времени. Зато останется свободное время на любимые предметы, увлечения.
Если вам что-либо не понятно, не обращайтесь сразу за разъяснениями к старшим, а загляните в словарь, в справочную литературу. Это трудно, зато полезно. За то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.
В свободные часы больше читайте. Во время чтения выписывайте отдельные интересные мысли, высказывания. Полезно также понравившиеся вам стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память. (128 слов)
Контрольный диктант по теме «Частица»
С. И. Ожегов — известный лексикограф. Кто не знает его «Словаря русского языка»! Работу над кратким толковым словарем, содержащим около семидесяти тысяч слов, ученый начал в 1940 году. Началась война, и многие ученые-филологи ушли на фронт. Ожегов тоже собирается на фронт, но по состоянию здоровья ему было отказано в просьбе. В течение почти девяти лет ученый работал над словарем, не прекращая работы и в годы войны.
Наверное, нет в нашей стране человека, не знающего этого справочника, ни разу в жизни не пользовавшегося им, не державшего в руках этот объемистый том в тысячу страниц.
В пределах одного тома в нем с достаточной полнотой отражен основной состав лексики современного русского языка. Это обеспечило долговечность книги, намного пережившей своего составителя.
Словарь Ожегова — настольное пособие для людей, любящих русский язык. (123 слова)
Итоговые контрольные диктанты
I
Вставало солнце, растопляя сентябрьские туманы, расчищая небо. На земле снова начиналось лето. Так продолжалось в течение целой недели.
Опираясь на палку, выломанную из старой заброшенной засеки, шагал он лугами, сосняком, мысленно не переставая благодарить встретившуюся старушонку, открывшую ему этот полузабытый способ передвижения по родной земле.
Первую ночь он провел возле порожистой речонки, да чересчур загляделся на играющую на вечерней заре рыбешку. Ночлег под открытым небом, под звездами вошел у него в привычку. Питался он сухарями, размоченными в ручье, печеной картошкой, ягодами.
Он был по-настоящему счастлив. Никогда прежде не доставляли ему столько радости такие пустяки, как запах дыма, шорох падающей с дерева сухой прошлогодней шишки, полыхающая на солнце рябина. Когда он по утрам слышал прощальные песни журавлей, у него на глазах выступали слезы. (122 слова) (По Ф. Абрамову)
II
Дом стоял несколько в стороне. Окна его были покрашены масляной краской, а небольшое крылечко сбоку еще пахло сосной. Двери были раскрыты настежь, но хозяев в доме не оказалось. Направо от двери стоял некрашеный стол, слева виднелась массивная печь.
Вскоре с улицы прибежала Наташа, встретившая меня так, как будто мы с ней были старые знакомые. Она радушно предложила мне чаю и ранней малины, но я попросил ее сначала показать мне сад, выращенный чуть ли не под самым Полярным кругом.
Мы вышли из дома. Сад лепетал тополиной листвой. Перешагнув за калитку, я неожиданно увидел яблоньки, малинник, густо усыпанный кое-где уже поспевающей ягодой. Почувствовав смолистый аромат, я повернул голову налево и увидел кедры. Они были иссиня-черные, по-медвежьи угрюмы и неприветливы. Наташа ласково и как-то застенчиво потрепала одно дерево. (125 слов) (По Ф. Абрамову)
III
Преодолев подъем, Даша спустилась к морю. Вода по-прежнему была прозрачной. Сквозь нее в глубине можно было рассмотреть растения подводного мира. В зарослях водорослей проносились непуганые стайки рыбешек, молниеносно исчезавших из виду. Слева она увидела огромный камень, обвешанный водорослями. Вдоль берега тянулось углубление, заполненное водой. Казалось, это была та же ямка, в которой девочка когда-то нашла камень удивительной формы.
Впервые оказавшись здесь, Даша, покачивая ручонками, сначала опустила одну, затем другую ногу и на цыпочках вошла в воду. Не заходя вглубь, нагнувшись над отшлифованными морским прибоем камнями, в течение нескольких секунд в ничем не нарушаемой тишине она наблюдала за хорошо видимой подводной жизнью. Тут-то она и заметила его. Бледно-голубой камень с прожилками, будто искусно нарисованными художником, поразил ее.(116 слов)
IV
Я пробирался нетоптаной тропинкой через поле. Несмотря на ненастье, настроение было легкое. Увидев поблизости копну сена, привалился к обдерганному коровами подножию, наблюдая за вороной, летавшей по серому небу. Отдохнув, зашагал к деревне и вскоре очутился в чужом огороде.
Дождь копошился в опавших тополиных листьях, усеявших грядки. На них еще голубели крепкие студеные кочаны. Свежо пахло поздней капустой и усталой землей, отработавшей свое. На подсолнухе, забытом у межи, по-зимнему тенькала синица. Прицепившись к растрепанной голове подсолнуха, она теребила его решетку.
Я отыскал в плетне калитку и, боясь, что меня облает не маленькая незлобивая собачонка, а цепной пес, протиснулся за скрипучую деревянную калитку. Навстречу мне шла хозяйка с нарубленным хворостом, чтобы растопить еще не топленную печь. (115 слов) (По Е. Носову)
V
Мы расположились на берегу небольшой речонки, решив сначала ненадолго остановиться здесь. Но в течение короткого времени небо сплошь покрылось облаками. Пришлось отыскать недалеко от берега в лесу полянку, окруженную со всех сторон березками. Решили заночевать здесь, потому что тут было удобно установить палатки и разложить костер.
Между тем облака, сбившиеся в кучу, медленно превращались в грозовую тучу, застилавшую все небо. Края ее были как будто посеребрены каким-то чудесным светом. Небо затянулось тяжелой пеленой, нахмурилось по-осеннему, и начался не умолкающий ни на минуту ливень. Лишь к утру он прекратился. Заголубело небо, очистившееся от туч, но земля еще хранила следы непогоды. Справа и слева от палаток, переливаясь в лучах солнца, блестели лужицы. (110 слов)
VI
Далеко-далеко жили-были снежинки. Родились они в облаке, пролетавшем высоко-высоко над землей, и каждая из них была по-своему красива.
Одна была похожа на блистающие искорки, другая напоминала серебристо-белый иней, третья сверкала, будто драгоценный камень.
Земля нетерпеливо ожидала появления снежинок. Ей тоже хотелось одеться по-праздничному. Но ветер, не давая снежинкам медленно спускаться на землю, закружил их в воздухе, подбрасывая, заставляя плясать под свою неугомонную музыку.
Несмотря на старания ветра, снежинки опускались на землю, покрывая ее сверху белым покрывалом. За снежным потоком не было видно ни поля, ни леса, ни речонки. Одни путешественницы ложились на склоне оврагов, другие располагались на ночлег в лесу. Были и такие, которые неосторожно опускались посреди дороги.
На земле, волшебно преображенной, расстилался белый ковер. (115 слов) (По М. Ильину, Е. Сегалу)
VII
Зеленых предгорий, поросших лесами, здесь не было и в помине. Горы показались неожиданно. Они начинались отвесной скалой, вздымавшейся ввысь. Ветер, вода в течение минувших веков немало потрудились над ней. Во многих местах были отчетливо заметны пласты разнородного камня, то лежавшие ровно, то немыслимо перекошенные и изломанные. Кое-где они напоминали искусно сделанную каменную кладку.
Стена, выходившая на север, никогда не освещалась солнцем, поэтому граница вечных снегов здесь спускалась низко. Задолго до нее деревья начинали мельчать и редеть, затем совсем пропадали. Под стеной лежала травянистая пустошь, и по ней тянулась дорога. Она тоже старалась не прижиматься вплотную к стене. Но жизнь ничто не может остановить. Даже по самой стене ползли вверх цепкие кустики, выросшие из семян, занесенных сюда птицами или ветром. (119 слов) (М. Семенова)
Различные виды диктантов для 7 класса также можно найти по следующим ссылкам:
Источник:
- proshkolu.ru — разные виды диктантов ко всем темам, изучаемым в 7 классе.
Дополнительные источники:
- school-collection.edu.ru — ссылки на диктанты для 7 класса;
- rus.1september.ru — статья «Виды словарных диктантов»;
- rus.1september.ru — статья «Виды диктантов»;
- rus.1september.ru — статья «Творческие диктанты на уроках изучения орфографии»;
- irgali.narod.ru — нормы количества слов в диктантах, нормы оценки диктантов.
Дополнительно на Геноне
xn--b1aaickutcb0a.org
Контрольные диктанты по русскому языку 11 класс
11 класс
Контрольный диктант (нулевой срез).
Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям государственного стандарта Республики Казахстан
Диктант
Лицо природы.
Вся природа содержится в душе человека. Но в природе не весь человек. Какая-то ведущая часть человека, владеющая словом , вышла за пределы природы.
Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу.
В природе вода лежит , и ее зеркало отражает небо , горы и лес. Вся история культуры и есть рассказ о том, что увидел человек в зеркале, и все наше в том, что еще в этом зеркале увидит.
Природа нам развертывается, как перспектива прошлого самого человека, но когда усилием воли постараешься войти в нее, то тут же распадаешься на свое прошлое, то есть природу, и на себя, как человека.
Значит, не будущее, а настоящее- это точка опоры рычага, отрывающего человека от природы и перебрасывающего в будущее.
Каждый из нас, путешествуя, непременно открывает для себя вдали что-то новое. И, вернувшись домой, открывает свои глаза на знакомое и тем самым обогащает и расширяет свою родину.
Все эти солнца и звезды, поверхности вод и земля подозрительны тем, что их прекрасное лицо всегда обращено к лицу человека. Восторгаясь лицом природы, спрашиваешь себя: « Не любуешься ли ты лицом самого человека, отраженным в этих водах и звездах, в огне и цветах?»
Человек, любующийся природой, не нарцисс, а «гадкий утенок», впервые благодаря природе понимающий в себе лебедя.
(214 сл.)
(По М. Пришвину)
Грамматические задания.
Произвести синтаксический разбор предложения
1вариант Какая-то ведущая часть человека, владеющая словом, вышла за пределы природы.
2вариант Каждый из нас, путешествуя, непременно открывает для себя вдали что-то новое.
2 Выполнить морфологический разбор
1вариант природу, открывает, прекрасное.
2вариант человека, вышла, гадкий.
Выписать 3 слова , в которых букв больше, чем звуков.
Выписать 3 слова, в которых звуков больше, чем букв.
Выписать 5 слов с безударной гласной в корне слова. Проверить эту гласную ударением.
Объяснить правописание приставок в словах текста: развертывается, предел, распадаешься, расширяет, прекрасное.
Написать сочинение-рассуждение по фразе текста: «Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку…»
Контрольный диктант за первое полугодие.
Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям государственного стандарта Республики Казахстан
Диктант.
Чем измеряется добро?
Один из лучших физиков нашего времени, Игорь Евгеньевич Тамм, был человеком большой правдивости и честности. Его сотрудники вывели единицу измерения честности и назвали ее «тамм». Чем больше Таммов, тем порядочнее, бескорыстнее человек.
Говорят, что добро – это не наука, а действие. На людей, для которых эта фраза стала девизом, можно положиться в час испытаний. Часто у них не бывает времени для выбора, и в решающий миг совесть приказывает спасти, защитить, заступиться. И человек без колебаний бросается в огонь и воду.
Что же чувствует человек, отдающий себя другим? Может, это стремление к подвигу, героизму, возвышению в глазах окружающих? Нет, насущная необходимость делать людям добро. Человек жертвует собой ради этого, но он счастлив: значит, жизнь прожита не напрасно.
А научное измерение доброты и порядочности подтверждает, что самоотдача ради общего блага – самый верный способ почувствовать себя настоящим человеком.
(135 слов)
Грамматические задания.
Выполнить синтаксический разбор предложения.
1 вариант: А научное измерение доброты и порядочности подтверждает…
2 вариант: Часто у них не бывает времени для выбора…
2. Объяснить знаки препинания.
1 вариант: 2 абзац;
2 вариант: 3 абзац.
3. Выписать предложение с разными видами связи и построить его схему.
4. Сочинение-миниатюра ( 8-10 предложений ). Рассуждение « Как ты
понимаешь, что значит быть «настоящим человеком».
Контрольный диктант за год.
Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям государственного стандарта Республики Казахстан
Диктант
Степь.
На север простиралась степь. Много степи. У нее было начало здесь, у подножия гор. Но едва ли угадывался конец.
Зимою на ее немеряных просторах с гиком и свистом казаковали снежные ураганы; в погожие дни под обманным солнцем доверчивого путника обжигали морозы; птица замерзала на лету. Теряли в ногах силу и впадали в немощь седогривые каскыры…
Летом степь томилась от жажды. Глубокие трещины разрывали ее грудь; испарялась из мелкодонных озер вода, и они превращались в раскаленные пустые казаны; умирали подземные родники, высыхали травы. Птицы и звери, люди и скот устремлялись к оазисам, которые из последних сил сохраняла для них в лощинах и впадинах милостивая степь. Тогда взоры людей обращались к горам. Но горы привечали только летом, а степь была верной и постоянной, как любящая и терпеливая мать.
Горные джайляу казались праздниками. Для тех, кто пас табуны и отары, и для тех, кто владел ими. Праздники приходили и уходили. Жизнь складывалась из буден, переполненных трудами и заботами; для одних- о хлебе насущном, для других- о прибыльной продаже косяка необъезженных коней на каркаралинской ярмарке. И поэтому чаши на весах Вечности не знали покоя, они то медленно, то стремительно менялись местами во Времени и Пространстве.
Так утверждает отстоянное вечностью от мутных наносов народное предание. Горами его не заслонить, не спрятать под степным покрывалом. Оно выше гор, шире степи.
(220 сл.)
(Д. Снегин)
Грамматические задания.
1 Произвести синтаксический разбор предложения
1 вариант Птицы и звери, люди и скот устремлялись к оазисам, которые из последних сил сохраняла для них в лощинах и впадинах милостивая степь.
2 вариант Но горы привечали только летом, а степь была верной и постоянной, как любящая и терпеливая мать.
2 Разобрать по составу слова
1 вариант подножия, немеряных, переполненных
2 вариант предание, обманным, необъезженных
3 Выписать предложение, соответствующее схеме
4 Выписать из 3абзаца изобразительно-выразительные средства языка.Какова их роль втексте?
5 Опишите свое видение степи.
infourok.ru
Итоговый контрольный диктант для 7 класса по русскому языку
Итоговый контрольный диктант
В тайге темнеет быстро. И все-таки темнота застала нас врасплох. Раздвигая тяжелые колючие ветви и нащупывая ногой следующую кочку, мы продвигались вперед. Было совершенно темно, но от прожорливых комаров и мошек, летавших вокруг нас, спасения не было так же, как и днем.
Целый день мы шли вниз по течению реки, но река исчезла в темноте где-то слева, и нам приходилось идти наугад. К. счастью, до ближайшей охотничьей избушки, в которой мы рассчитывали устроить ночевку, оставалось совсем недалеко. И действительно, когда мы поодиночке перешли по узкой жердочке, брошенной через топкий лесной ручей, и поднялись в гору, мы оказались перед избушкой.
Не теряя ни минуты, в душе радуясь, что расчет наш оправдался и мы в пору добрались до места, мы без устали рубили хвою, пилили ножовкой небольшие ветки и клали их крест-накрест. Вот и готова наша пахучая, но не очень мягкая постель! Товарищ мой уже не смотрит исподлобья и даже начинает читать стихи, которые учил когда-то на память, сначала шепотом, а потом и в голос, вовсе не подозревая, как он смешон в эту минуту.
С тихим шорохом ветер раскачивает вершины старых кедров, как будто предвещая на завтра дождь, и где-то вдали кричит какая-то ночная птица.
Грамматические задания.
1 вариант.
1. Разбор по составу слов раздвигая, от прожорливых, оправдался.
2. Морфологический разбор слова летавших.
3. Синтаксический разбор предложения
Раздвигая тяжелые колючие ветви и нащупывая ногой следующую кочку, мы продвигались вперед.
2 вариант.
1. Разбор по составу слов раскачивает, брошенной, до ближайшей.
2. Морфологический разбор слова не теряя.
3. Синтаксический разбор предложения
Целый день мы шли вниз по течению реки, но река исчезла в темноте где-то слева, и нам приходилось идти наугад.
infourok.ru
контрольные диктанты 7 класс | Методическая помощь учителю
Если хочешь душу леса постигнуть, разыщи какой-нибудь ручей. Я иду песчаным берегом неширокого безымянного ручья и вот я уже вижу, слышу, думаю.
На мелком месте вода встречает преграду в корнях елей, от этого журчит и распускает пузыри. Эти пузыри быстро мчатся по течению и у нового препятствия сбиваются в причудливый белоснежный ком.
Все новые преграды приходится преодолевать воде, но ничего ей от этого не делается, только собирается в серебряные струйки и течет дальше. На месте большого завала вода бьет ключом. Кружатся, тонут и вновь выплывают в водовороте семена елей и осин.
Ручей выбежал из леса и на полянке развалился небольшим озером, по берегам которого разрослись ярко-желтые первоцветы. Их бутончики касаются блестящей гладкой поверхности.
Весь проход ручья через лес – это путь длительной борьбы с многочисленными препятствиями.
Однажды из своих вещей дед извлек большую шкатулку. Она оказалась заполненной всевозможными предметами. Здесь были ржавые наконечники стрел, древние монеты, каменные изображения людей, окаменелые раковины и куски дерева. Все это он сохранил на память. Смысл сказанного я понял несколько дней спустя.
Однажды вечером дед поставил на пол свою большую шкатулку. Откинул крышку, вынул из шкатулки один предмет и, держа его в руках, начал свой долгий и интересный рассказ.
С ним была связана часть его жизни, проведенной в путешествиях. В первый вечер дед достал маленькую коробочку с засушенным насекомым и рассказал нам о песчаных пустынях, где беспощадно палит солнце, а к самому небу поднимаются смерчи.
В следующий вечер маленькая трубка, выточенная из кости моржа, перенесла нас на далекий восток. Перед нашими глазами вставало беспокойное море, маленькие скалистые острова, занятые птичьими базарами, парусное судно, скрипящие на все лады даже при небольшом ветре.
Долгими зимними вечерами по рассказам деда я познакомился с многообразной природой нашей родины.
(По Е. Спагненбергу)
Он вынул из-за голенища (1) привязанный на ремешок складной ножик, окинул внимательным взором (2) задумчиво шептавшиеся кусты (3) и решительно подошел к стволу (4) качавшемуся над кручей.
б) Подожженный – страдательное причастие прошедшего времени
в) Сгущенка – е под ударением в суффиксе существительного
г) Плащом – о под ударением в окончании существительного
Контрольный диктант №3
по теме «Деепричастие»
Зазимок
Еще не пахнуло по-настоящему холодом. Еще стояли зелеными ивы в густой листве. И вдруг с низкого темного неба медленно посыпал тихий-тихий снег.
Сначала падали едва заметные пушинки, которые, едва касаясь теплой земли, тут же таяли, превращаясь в обильную холодную росу.
Но вот крупные хлопья снега белыми ватными клочьями закружились, заплясали в тяжелом влажном воздухе. И за какие-то полчаса побелело поле. Под тяжестью влажной белизны упали луговые травы. Пестрым лоскутным одеялом лежало только что вспаханное поле.
Кругом было серо, влажно, тихо. Природа готовилась отойти к длительному зимнему сну и сосредоточенно молчала. И только беспокойный стрекот откуда-то взявшейся вдруг сороки нарушал эту тишину. Она, как бы удивлялась, извещала:
— Люди добрые, пташки небесные! Смотрите, зима! Зима!
Сидя на заборе, она беспрерывно стрекотала и старательно при этом кланялась на все четыре стороны света, приветствуя первый снег, приход зимы, белое обновление природы.
(По А. Рыжову)
Тест по теме «Деепричастие»
- 1.Не пишется слитно.
а) Сильно не/доумевая
б) Не/припомнив сюжета
в) Дом не/построен
г) Не/написанное вчера письмо
- 2.Правильно построено предложение с деепричастным оборотом.
а) Подойдя к воротам, мне стало страшно.
б) Светящийся след тянулся за катером, тая в отдалении.
в) Петя переплыв прибрежную глубину и добрался до отмели.
г) Дверь скрипя и покачиваясь от ветра.
- 3.Пунктуационная ошибка в предложении.
а) Ничего не различая впереди, мы медленно пробирались в темноте.
б) Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.
в) Один лунный луч, просочившись сквозь годами не протираемое окно, скупо освещал угол.
г) Марфинька боязливо заглянула вниз, и вздрогнув, попятилась назад.
- 4.Все глагольные формы употребляются с винительным падежом зависимого слова.
а) Варить, варивший, варившись
б) Положить, положив, положенный
в) Устроить, устроив, устроивший
г) Привезти, привезший, привезенный
- 5.Ошибка в определении морфологических признаков.
а) Пробежав – деепричастие, совершенный вид
б) Мытый – причастие, страдательное, настоящего времени, совершенного вида
в) Взлетевший – причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида
г) Испекши – деепричастие, совершенный вид
- 6.Ошибка в характеристике текста.
Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык. Мы приняли в дар блистательный и неслыханно богатый язык наших классиков, и мы должны сохранить для потомков народные истоки русского языка.
а) Средство связи предложений – однокоренные слова
б) Тип речи – рассуждение
в) Способ связи предложений – параллельный
г) Стиль речи – публицистический
Контрольный диктант №4
по теме «Наречие»
Огоньки
Как-то давно, темным осенним вечером, случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки, впереди, под темными горами мелькнул огонек.
Мелькнул ярко, сильно, очень близко. Я обрадовался, что близко ночлег, и сказал об этом гребцу. Он повернулся, посмотрел через плечо на огонь, буркнул, что еще далеко, и опять молча (апатично) налег на весла.
И долго еще мы плыли (дальше) по темной, как чернила, реке. Ущелья и скалы выплывали, надвигались и уплывали, теряясь в бесконечной дали. Огонек все стоял впереди, одновременно близко и далеко.
Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, и этот живой огонек. Много огней и раньше и после манили меня своей близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится сильнее налегать на весла.
Но все-таки впереди – огни!
(По В. Короленко)
Тест по теме «Наречие»
- 1.Мягкий знак не пишется.
а) Обнаруж..те
б) Навзнич..
в) Сбереч..
г) Горюч..
- 2.Дефис не пишется.
а) По..видимому
б) Нежданно..негаданно
в) Кое..что
г) На..лету
- 3.Пишется о.
а) Справ..
б) Издавн..
в) Досыт..
г) Затемн..
- 4.Пишется одна н.
а) На улице безветре..о.
б) Небо было загроможде..о клочьями белых облаков.
в) Эта девушка несдержа..а.
г) Все возбужде..о спорили.
- 5.Указать прилагательное в сравнительной степени.
а) Стало тише на опушке леса.
б) Все жалобней выл щенок.
в) Брат выше сестры.
г) Они жили дальше от школы.
- 6.Найти неверное утверждение:
а) Наречия могут обозначать цель и причину действия.
б) Наречия, как и деепричастие, неизменимая часть речи.
в) Сравнительная степень наречия может иметь простую и составную формы.
г) Наречие никогда не выступает в роли определения.
Контрольный диктант №5
по теме «Предлог»
Несмотря на начало сентября, было по-летнему жарко. Чай накрыли в гостиной, выходившей распахнутыми настежь окнами в еще не убранный от опавших листьев сад.
В помещении вдоль стен стояла полированная старинная мебель, обитая бордовым плюшем. Благодаря ажурным накидкам и белоснежной домотканой скатерти, расшитой причудливым орнаментом, комната выглядела по-праздничному торжественной. Золоченая и посеребренная посуда была начищена до блеска, а посередине стола возвышался, отражая солнечные лучи, кувшин в виде цветка. Вокруг него были расставлены невысокие, но изящные бокалы из граненого хрусталя.
В течение часа разговор не смолкал. Говорили в основном насчет поездки, которая вопреки опасениям, закончилась благополучно. В заключение чаепития кто-то из присутствующих, развеселившись, предложил осмотреть живописное озеро, разлившееся вследствие недавно прошедших дождей.
(По И.В. Сорокиной)
Контрольная работа
по теме «Союз»
- 1.Расставить знаки препинания. Обозначить все союзы, подчинительные отметить буквой П, сочинительные – буквой С. Выполнить синтаксический разбор выделенного предложения. Выполнить морфологический разбор союза.
Долго после этого мы ехали не останавливаясь по белой пустыне в холодном, прозрачном и колеблющемся свете метели. Откроешь глаза – та/же неуклюжая шапка и спина занесенные снегом торчат передо мной та/же невысокая дуга под которой мерно двигается все на одном расстоянии голова коренной с черной гривой мерно подбиваемой в одну сторону ветром. Из-за спины виднеется та/же гнедая пристяжная4. Посмотришь вниз – тот/же сыпучий снег разрывают полозья и ветер упорно уносит его в одну сторону. Впереди, на одном и том/же расстоянии, убегают передовые тройки. Справа и слева все белеет и3 мерещится. Напрасно глаз ищет нового предмета: ни столба ни стога ни забора – ничего не видно. (Л. Толстой)
- 2.Тест
1. Однородные члены могут соединяться при помощи подчинительных союзов
2. Найдите сочинительный союз:
а) чтобы;
б) если;
в) также;
г) потому что;
д) хотя.
3. Найдите подчинительный союз:
а) либо;
б) зато;
в) так как;
г) тоже;
д) или.
4. Части сложноподчиненного предложения могут быть соединены при помощи
а) сочинительного союза;
б) подчинительного союза;
в) интонации.
- 3.Расставить знаки препинания. Назвать ряды однородных членов, составить схемы, объяснить знаки препинания.
За сто лет прошедших со дня гибели города ветры дожди и снега постарались снести его с лица земли и во многом им это удалось. Но каменные дома все(таки) остались стоять хоть и без крыш и окон. Выветрились но не совсем пропали мостовые вдоль которых рядами стояли обломанные высокие пни без коры. Лучше всего сохр..нился старый замок на холме над городом. Ему было уже больше тысячи лет но стены сложе..ые из могучих каме..ых плит стойко выдержали нап..дения ветра и дождя. (По К. Булычеву)
Контрольный диктант
№7 по теме «Частица»
Летний вечер
Тих и ласков теплый летний вечер. Ни утомительного зноя, ни духоты в покойном воздухе. Еще не спустились на землю сумерки, а в небе уже одна за другой незаметно появляются бледные звезды, еще не успевшие разгореться. Присмиревший ветерок изредка прошумит над землей, повеет в лицо неожиданной прохладой. Тогда поднимается неясный шелест в листве деревьев. О чем-то неведомом зашепчут они между собой, не обращая внимания на одинокого путника. На что ни кинешь взор, на чем ни остановишь его, все радостно встречает вечернюю прохладу. Сумерки становятся гуще, заметнее. На темном небе непрерывно вспыхивают все новые неяркие звезды. Далекие и непонятные, тихо застыли они в необъятной выси и, кажется, с недоумением смотрят на неугомонную жизнь на земле.
Как хорош этот прекрасный вечер! Ничто не нарушает его спокойствия. Нельзя не залюбоваться этой чудесной картиной природы.
xn--b1aec8ajgn3e.xn--p1ai
33.docx — Русский язык 10 класс Итоговый …
Дата: Класс: 10 урок 33
Тема: Контрольный диктант
Цель урока: обобщение и систематизация полученных знаний в течение года;
проверить
соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям государственного стандарта
Республики Казахстан; воспитание гуманного отношения ко всему живому на планете
Земля;
Привитие бережного отношения к истории и истокам всего человеческого
3 мин.
5 мин.
30 мин.
Деятельность учителя
I. Организационный момент.
Приветствует учеников, проверяет
готовность к уроку, желает успеха.
II. Мотивация к изучению нового.
С помощью наводящих вопросов, учитель
подводит учащихся к теме нового урока.
III. Актуализация знаний
Постановка цели урока. Диктует
ученикам текст. Предлагает ученикам
выполнить грамматическое задание.
Деятельность обучающихся
Ученики осмысливают
поставленную цель.
Ученики отвечают на вопросы
учителя.
Под диктовку учителя
записывают диктант.
Выполняют грамматическое
задание.
наглядности
Сборник
диктантов
Диктант
Лицо природы.
Вся природа содержится в душе
человека. Но в природе не весь
человек. Какаято ведущая часть
человека, владеющая словом ,
вышла за пределы природы.
Чтобы понимать природу, надо
быть очень близким к человеку,
и тогда природа будет зеркалом,
потому что человек содержит в
себе всю природу.
В природе вода лежит, и ее
зеркало отражает небо, горы и
лес. Вся история культуры и есть
рассказ о том, что увидел
человек в зеркале, и все наше в
том, что еще в этом зеркале
увидит.
Природа нам развертывается,
как перспектива прошлого
самого человека, но когда
усилием воли постараешься
войти в нее, то тут же
распадаешься на свое прошлое,
то есть природу, и на себя, как
человека.
Значит, не будущее, а
znanio.ru
Приложение 2. Диктанты | Поурочные планы по русскому языку 7 класс
Приложение 2. Диктанты
14.12.2011 245222 2469Приложение 2. Диктанты
1. Диктант по теме «Причастие»
Гроза
Незабываемое, неизгладимое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая заря, еще не затянутая черной приближающейся тучей, озаряла розовым светом нашу спальню. Через окна, еще не закрытые на ночь, комната наполнилась удивительно свежим, чуть влажным воздухом. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь, не прекращавшийся около часа. Окна были не занавешены. Сквозь них постоянно видны были молнии, невиданные по красоте и яркости. Не смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии непрекращающегося страха. Казалось, какая-то сила снесет наш домик, стоящий на высоком берегу и ничем не защищенный от ветров.
Когда мой испуг прошел, я тихо уснул в своей кроватке, не постеленной на ночь из-за суматохи, вызванной грозой,-»
Утром ничто не напоминало вчерашнюю непогоду. Ярко сияло солнце, сверкала не просохшая после дождя трава, заливались от избытка чувств птицы.
(136 слов)
Грамматическое задание
1. Подчеркнуть
встретившиеся в тексте причастия и причастные
обороты как члены предложения.
(Сказуемое: не занавешены.
Определения: незабываемое, неизгладимое; еще не затянутая черной приближающейся тучей; еще не закрытые на ночь; не прекращавшийся около часа; невиданные по красоте и яркости; не смолкавшие ни на минуту; непрекращающегося; стоящий на высоком берегу и ничем не защищенный от ветров; не постеленной на ночь из-за суматохи, вызванной грозой; не просохшая после дождя.)
2. Сделать морфологический разбор слов:
1-й вариант — не просохшая, 2-й вариант — не закрытые.
2. Диктант по темам «Причастие» и «Деепричастие»
Выпив чашку чая, Наташа шумно вздохнула, забросила косу за плечо и начала читать книгу в жёлтой обложке. Мать, стараясь не шуметь посудой, наливая чай, вслушивалась в плавную речь девушки. Но скоро, утомившись следить за рассказом, стала рассматривать гостей. Павел сидел рядом с Наташей. Он был красивее всех. Наташа, низко наклонясь над книгой, часто поправляла сползавшие ей на виски волосы. Взмахивая головою и не понижая голоса, говорила что-то от себя, не глядя в книгу, ласково скользя глазами по лицам слушателей.
Хохол навалился широкой грудью на угол стола, косил глазами, стараясь рассмотреть издерганные концы своих усов. Весовщиков сидел прямо, упираясь ладонями в колени… Не мигая глазами, он упорно смотрел на свое лицо, отраженное в блестящей меди самовара. Маленький Федя, слушая чтение, беззвучно двигал губами, точно повторяя про себя слова книги. А его товарищ согнулся, поставив локти на колени, и задумчиво улыбался. В комнате было как-то особенно хорошо.
(145 слов) (A.M. Горький) Грамматические задания
1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.
2. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу:
1-й вариант -утомившись, 2-й вариант — наклонясь.
3. Сделать морфологический разбор слов:
1-й вариант — взмахивая, 2-й вариант -упираясь.
3. Диктант по темам «Причастие» и «Деепричастие»
Отлет гусей
С деревьев осыпались листья, и садоводы стали зарывать в землю виноградные лозы. Именно тогда над станицей полетели дикие гуси. Им предстояло совершить далекий, трудный путь, и летели они неторопливо, выдерживая строй. Утром и днем в холодноватой чистой синеве неба видны были темные точки улетающих на юг гусиных стай и слышалось звонкое гоготанье. Иногда порыв встречного ветра сбивал летящих сзади молодых гусей. Они ломали линию строя, и старый вожак, замедлив размеренный лёт, звал их резким, гортанным криком. Они возвращались на свои места, и стая летела дальше.
И всё же, бывало, на озере или где-нибудь на мелководье оставалась обессилевшая старая гусыня. Ей трудно было поспеть за стаей, и она летела одна, часто опускаясь на землю и отдыхая от полёта. Отдохнув немного, она пыталась догнать стаю, тяжело взмахивая крыльями.
(128 слов)
Грамматические задания
1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.
2. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу:
1 -й вариант — выдерживая, 2-й вариант — замедлив.
3. Сделать морфологический разбор слов:
1-й вариант — опускаясь, 2-й вариант — отдыхая.
4. Диктант по темам «Причастие» и «Деепричастие»
Ночное приключение
В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие в резиновой лодке. Никому ничего не сказав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух — всё это нехорошо воздействовало на нас.
В течение нескольких минут мы колебались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперед.
Мы плыли медленно по течению реки, почти не работая веслами. Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защелкал соловей, за ним другой. Мы восхищались соловьиным пением и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде. Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костер и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение.
(154 слова)
5. Диктант по темам «Предлог» и «Союз»
Я сделал длинную прогулку по обрывам над морем и лег в камышовое кресло на балконе.
Ночная бездонность неба переполнена разноцветными висящими в нем звездами, и среди них воздушно сереет прозрачный и тоже полный звезд Млечный Путь, двумя неравными дымами склоняющийся к южному горизонту, беззвездному и поэтому почти черному. Балкон выходит в сад, усыпанный галькой, редкий и низкорослый. С балкона открывается ночное море. Бледное, млечно-зеркальное, оно недвижно, молчит. Будто молчат и звезды. И однообразный, ни на секунду не прерывающийся хрустальный звон стоит во всем этом молчаливом ночном мире, подобно какому-то звенящему сну…
Особый, предрассветный покой царил еще и во всем том огромном человеческом гнезде, которое называется городом. Молчаливо и как-то по-иному, чем днем, стояли многооконные дома с их многочисленными обитателями.
(119 слов) (По И.А. Бунину) Грамматические задания
1. Озаглавьте текст.
2. Выполните морфологический разбор предлога и союза (по выбору).
6. Итоговый диктант Демографический переход
Рост населения нашей планеты — серьезная проблема. Она затрагивает самые глубокие проблемы истории, деликатные вопросы природы человека и общества, ценности и верования, утвержденные многовековыми традициями. Установление взаимопонимания между гуманитарными и точными науками совершенно необходимо при изучении общества. Человечество, являясь открытой системой, пока далеко не исчерпало своих ресурсов.
Грядущее нельзя предвидеть, не поняв развития в прошлом, которое через настоящее неразрывно связано с будущим. Когда речь идет о громадных промежутках времени и всех людях, населяющих планету, невольно возникает вопрос, почему это важно для каждого из нас. Крупные по своему масштабу явления истории неминуемо отражаются на жизни каждого. В настоящее время стремительных изменений мир проходит через демографический переход — превращение, никогда прежде не переживавшееся человечеством.
Численность человечества на много порядков больше, чем численность сравнимых с ним видов животных. В живой природе передача информации от поколения к поколению и ее распространение в пределах популяции происходит генетически. Только человек обладает способностью к передаче информации путем социального наследования. Информационное взаимодействие, связанное с речью и сознанием как общественными явлениями, выраженными в культуре, технике и науке, определяет динамику развития человечества на всем пути его развития.
В тысяча семисотом году число жителей на Земле было в десять раз меньше, чем сегодня, а за последние триста лет произошло его утроение. Ежедневно население Земли растет на двести пятьдесят тысяч человек, и этот прирост практически весь приходится на развивающиеся страны. Такие темпы роста характеризуют как демографический взрыв, способный потрясти планету. Однако в последние годы численность населения стабилизируется. Ученые предсказывают смену количественного роста качественными формами развития человечества.
(244 слова) (По СП. Капице) 7. Итоговый диктант
Приятного аппетита!
Истинное удовольствие от обеда или ужина мы получаем, если едим не спеша, за красиво сервированным столом, соблюдая элементарные правила этикета.
Если суп горячий, не надо дуть в тарелку или на ложку, пытаясь охладить его. Слегка помешивая суп ложкой, подождем, пока он остынет. Когда супа останется совсем немного, слегка приподняв левой рукой тарелку и наклонив ее от себя, аккуратно доедим его.
Для кушаний, приготовленных из мяса, нужна помощь ножа и вилки. Вилку держим в левой руке, нож — в правой, слегка подправляя им отрезанные один за другим кусочки. Весь кусок мяса сразу резать не принято. Без ножа обойдемся, если блюдо, например котлеты или рыба, без труда расчленяется вилкой.
Сколько бы ножей и вилок ни лежало на столе, начинайте с самых дальних от тарелки приборов. По мере того как подаются новые блюда, меняются используемые ножи и вилки.
Если вы прервали на время, но не закончили еду, положите нож и вилку на тарелку крест накрест. Вилку кладут выпуклой стороной вверх, нож — острием влево. Закончив есть, не отодвигайте от себя тарелку, а положите на нее нож и вилку параллельно друг другу, повернув их ручками вправо. Вилка должна лежать зубцами вверх.
Хлеб берут рукой и кладут на тарелку, специально для него предназначенную. Хлеб едят, отламывая от него небольшие кусочки.
Помешав чай или кофе, не оставляйте ложечку в чашке, а положите на блюдце. Не следует также макать в напитки печенье.
Вам, наверное, не безразлично, что будут думать о вас друзья и знакомые после встречи за столом, захотят ли они пригласить вас снова к себе. Хорошие манеры прежде всего говорят о вашем уважении к обществу, в котором вы находитесь.
(263 слова)
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
tak-to-ent.net