Входная диагностическая работа по русскому языку 5 класс
Спецификация
проверочных материалов для входной диагностики знаний
по русскому языку обучающихся в 5-х классах
1. Назначение диагностической работы
Диагностическая работа проводится с целью определения уровня освоения учебного материала по русскому языку у выпускников начальных классов. Оценка освоения опорного материала проводится в начале 1-ой четверти 5 класса с помощью заданий базового уровня и служит показателем возможности успешного продолжения обучения учащихся в основной школе. Диагностическая работа предназначена для контроля достижения планируемых предметных и метапредметных результатов обучающихся в 5 классе.
2. Документы, определяющие содержание и структуру диагностической работы
Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Структура диагностической работы
Работа делится на две части. В первой части представлены 11 заданий, нацеленных на проверку практического усвоения системы языка на уровне актуальных действий, задающих исполнительскую компетентность учащихся. Вторая часть предполагает работу с текстом и включает задания, связанные с чтением как видом речевой деятельности, с адекватным пониманием информации письменного сообщения, с владением разными видами чтения текста.
Общее количество заданий в работе – 14. Все задания с выбором одного ответа из четырёх предложенных.
4. Время выполнения работы
На выполнение всей диагностической работы отводится 45 минут.
5. Дополнительные материалы и оборудование
Не используются.
6. Условия проведения диагностической работы
Строгое соблюдение инструкции по организации проведения независимой оценки знаний обучающихся. При выполнении диагностической работы бланк ответов не требуется.
7. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За верное выполнение каждого задания работы учащийся получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
балл | 0-5 | 6−8 | 9−12 | 13−14 |
8. Распределение заданий диагностической работы по содержанию и проверяемым умениям
Распределение заданий по основным содержательным блокам учебного курса представлено в таблице:
№ | Содержательные блоки | Число заданий в варианте | |
1 | Фонетика и орфоэпия | 2 | |
2 | Состав слова | 1 | |
3 | Лексика | 1 | |
3 | Морфология | 2 | |
4 | Синтаксис и пунктуация | 3 | |
5 | Орфография | 3 | |
6 | Текст | 2 | |
всего | 14 |
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки
обучающихся 5-х классов
Код | Проверяемые элементы содержания |
1.1 | Фонетика. Звуки и буквы. |
1.2 | Языковые нормы. Орфоэпические нормы. |
1.3 | Морфемика и словообразование. Морфемный анализ слова. |
1.4 | Грамматика. Морфология. Морфологический анализ слова |
1.5 | Грамматика. Морфология. Морфологический анализ слова. |
1.6 | Орфография. Правописание падежных и родовых окончаний |
1.7 | Синтаксис. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения |
1.8 | Пунктуация. Знаки препинания в простом осложненном предложении. |
1.9 | Пунктуация. Знаки препинания в простом осложненном предложении. |
1.10 | Орфографический анализ. |
1.11 | Орфография. Правописание корней. Правописание словарных слов. |
1.12 | Речь. Анализ текста. |
1.13 | Лексика. Лексическое значение слова. |
1.14 | Речь. Анализ текста |
5класс
1вариант
1. Укажите слово, в котором совпадает количество букв и звуков.
1) ёлка 2) льют 3) взять 4) поют
2. Укажите, в каком слове ударение падает на второй слог.
1) документ 2) звоните 3) километр 4) повторим
3. Укажите, какое слово является формой слова ПАЛАТА.
1) палаточный 2) у палатки 3) в палате 4) палатный
4. В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны признаки имени существительного
(В) ЧЕХЛЕ?
1) 1-е скл., ед. ч., П. п.
2) 2-е скл., ед. ч., Т. П
3) 2-е скл., ед. ч., П. п.
4) 3-е скл., ед. ч., Т. п.
5. В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны морфологические признаки слова?
1) исправит − наст. вр., ед. ч., 3-е л.
2) исправил − прош. вр., ед. ч., 3-е л.
3) исправить − наст. вр., неопред. ф.
4) исправят − буд. вр., мн. ч., 3-е л.
6. В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны морфологические признаки прилагательного из данного ниже предложения?
Весной тополёк покрылся зелёными листочками.
1) мн. ч., П. п.
2) мн. ч., Т. п.
3) ед. ч., м. р., Т. п.
4) мн. ч., м. р., П. п.
7. В каком случае правильно указаны главные члены предложения?
Гордые лебеди расправляют белоснежные крылья.
1) гордые лебеди
2) лебеди расправляют
3) крылья расправляют
4) белоснежные крылья
8. Укажите предложение с однородными сказуемыми.
1) С восходом солнца одуванчики просыпаются и широко раскрывают свои лепестки.
2) Под лучами горячего солнца посветлели поля, чуть пожелтела нива.
3) Холодными зорями тянется от болота к лесу редкая полоса тумана.
4) Часто прилетают в наш сад на угощенье проворные синицы и свиристели.
9. В каком предложении необходимо поставить запятую? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Над колокольней чернеют грозовые тучи с золотистыми проблесками солнца.
2) Долго раздаются над лесом и озером печальные крики улетающих журавлей.
3) Подсолнечник любит тепло и всегда поворачивает голову к яркому солнечному свету.
4) Ветер принёс в наш сад несколько зёрен подсолнечника уронил их в чернозём.
10. В словах какого ряда все выделенные буквы являются орфограммами?
1) скаЗка, схвАтить
2) гладКий, вАрить
3) ноГти, дерЕвья
4) сёМга, стОлбы
11. В словах какого ряда во всех случаях пропущена буква Е?
1) поч…нить, р…мень, (на) вокзал…
2) стр…ла, пом…дор, (на) улиц…
3) н…бесный, ч…ловек, (в) газет…
4) з…рновой, д…кабрь, (у) дорог…
Прочитайте текст и выполните задания 12–14.
(1) Есть подвиги, за которые не полагается ни орденов, ни медалей: за доброту, милосердие награда одна – память.
(2) Во время Великой Отечественной войны, в 1941 году, когда немцы окружили Ленинград, на позолоченный Адмиралтейский шпиль для маскировки натянули прочный чехол. (3) Зачехлили и трёхмачтовый кораблик-флюгер с надутыми парусами, венчающий шпиль на семидесяти-двухметровой высоте. (4) И сам шпиль, который называют Адмиралтейской иглой, и кораблик на нём – один из дорогих сердцу каждого ленинградца символов города.(5) Однако снаряды, которыми забрасывали Ленинград фашисты, рвались в самом центре осаждённого города, и поэтому к лету 1943 года Адмиралтейский шпиль с флюгером уже посверкивал через множество прорех и дыр.
(6) Двое музыкантов, О.А. Фирсова и М.И. Шестаков, увлекавшиеся до войны альпинизмом, мужественно поднялись на шпиль и залатали прорехи. (7) Шпиль снова стал невидимым. (8) Для людей, ослабленных голодом, работа на высоте – труд неимоверно тяжёлый и очень опасный. (9) И вот, когда многочасовая работа была закончена и вконец уставшие мастера уже стали спускаться вниз, вдруг раздались крики ласточек. (10) Чехол закрыл под карнизом шпиля гнёзда. (11) Что было делать? (12) Да ничего другого, как спасать жизни! (13) Оба музыканта-альпиниста были без сил. (14) Но распороли парусину и снова зашили, освободив гнёзда, а это ещё несколько часов изнурительной работы. (15) Опустились верхолазы на землю едва живые, но счастливые.(16) Ласточки летали над родным городом.
(17) Родные ласточки!
(по В.А. Бахревскому)
12. В каком предложении выражена основная мысль текста?
1) в 1-м предложении 3) в 6-м предложении
2) в 4-м предложении 4) в 17-м предложении
13. В каком предложении содержится слово со значением «вид спорта, цель которого − восхождение на вершины гор»?
1) в 4-м предложении
2) в 6-м предложении
3) в 8-м предложении
4) в 15-м предложении
14. С какой целью музыканты-альпинисты поднялись на Адмиралтейский шпиль в первый раз?
1) для того чтобы потренироваться в восхождении
2) для того чтобы спасти гнёзда ласточек
3) для того чтобы сверху посмотреть на Ленинград
4) для того чтобы залатать прорехи на чехле
5 класс
2вариант
1.Укажите слово, в котором совпадает количество букв и звуков.
1) листья 2) гулять 3) ясли 4) маяк
2. Укажите, в каком слове ударение падает на второй слог.
1) положить 2) приняли 3) ворота 4) алфавит
3. Укажите, какое слово является формой слова ДОРОГА.
1) дорожный 3) на дорожке
2) при дороге 4) за дороженькой
4. В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны признаки имени существительного
(С) МУРАВЬЁМ.
1) 1-е скл., ед. ч., Т. п.
2) 2-е скл., ед. ч., П. п.
3) 2-е скл., ед. ч., Т. п.
4) 3-е скл., ед. ч., Т. п.
5. В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны морфологические признаки слова?
1) попросит – наст. вр., ед. ч., 3-е л.
2) попросят – буд. вр., мн. ч., 3-е л.
3) попросить – наст. вр., неопред. ф
4) попросил – прош. вр., ед. ч., 3-е л.
6. В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны морфологические признаки прилагательного из данного ниже предложения?
В высоких облаках живёт солнце.
1) мн. ч., Т. п.
2) ед. ч., ср. р., Т. п.
3) мн. ч., ср. р., П. п.
4) мн. ч., П. п.
7. В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны главные члены предложения?
Дожди омыли пыльные кроны деревьев.
1) дожди омыли
2) кроны омыли
3) пыльные кроны
4) кроны деревьев
8. Укажите предложение c однородными сказуемыми.
1) В густом ельнике птицы укрываются от стужи и метели.
2) Хлопья снега укрыли землю и нарядили в пушистую шубу лес.
3) По небу неторопливо плывут синие облака с розовыми прожилками
заката.
4) Вдоль опушки растут пышные ёлочки, от них идёт смолистый дух.
9. В каком предложении необходимо поставить запятую? (Знаки препинания не
расставлены.)
1) В середине марта снег ещё лежал сугробами в лесах и тенистых оврагах.
2) Ветер доносит свежий июньский запах разнотравья и речной прохлады.
3) Внезапно чёрная туча обрушилась на голубое поле льна холодным ливнем.
4) Туча поднималась серо-синей стеной медленно поглощала чистую синеву неба.
10. В словах какого ряда все выделенные буквы являются орфограммами?
1) удИвлять, голоДный
2) плОдовый, утюЖка
3) накосИть, дерЗкий
4) холмИстый, сосеДка
11. В словах какого ряда во всех случаях пропущена буква Е?
1) расп…сание, ж…лание, (по) лужайк…
2) нач…ртить, тел…визор, (в) журнал…
3) л…нейный, р…шение, (у) калитк…
4) св…тлячок, г…роизм, (у) сирен…
Прочитайте текст и выполните задания 12–14.
(1) В один из осенних дней, когда с подвозом продовольствия были перебои и солдаты голодали в окопах, рядовой Лукашук нашёл в обвалившейся части траншеи вещевой мешок, доверху набитый овсянкой.(2) Вещевые мешки солдаты прятали в траншеях перед атакой, чтобы легче было, и нередко хозяин мешка не мог вернуться назад — продолжал
наступление или погибал в бою. (3) Потому не зазорно было Лукашуку с солдатами воспользоваться находкой.
(4) Но едва удалось разложить костёр, чтобы сварить овсяную кашу,в траншею спрыгнул незнакомый рыжий солдат. (5) «Ребята, давайте мешок назад! Это я оставил», – сердито проговорил незнакомец. (6) По фронтовому закону если хозяин за мешком вернулся, то делать нечего − надо отдать. (7) Отдали молча, а Лукашук с обидой подумал: «Вон он какой тощий! Это ему дополнительный паёк дали. Пусть лопает!»
(8) Наступила зима, дороги замёрзли, подвоз продовольствия наладился, и про историю с овсянкой забыли…
(9) В одном из ожесточённых январских боёв с немцами Лукашука тяжело ранило. (10) Пуля попала в грудь, и от боли он потерял сознание. (11) Когда солдат очнулся, он, перебинтованный, лежал около палатки- госпиталя на фанерных саночках, к которым были привязаны три тяжело дышавшие собаки. (12) Рядом стоял тощий рыжий солдат-санитар с каской дымящейся овсяной каши. (13) «Где-то я видел его раньше, − подумал Лукашук и вдруг вспомнил: − Овсянка!» (14) Санитар поставил каску с овсянкой в снег. (15) «Молодцы, други мои, успели, спасли, − приговаривал он, гладя собак. − Ну, подкрепитесь − и
вперёд!» (16) Лукашук слабо улыбнулся санитару и сказал: «Так ты не себе овсянку? В том мешке, значит, чья-то жизнь солдатская лежала… Плохо яо тебе подумал… Прости, брат!»
(по А.В. Митяеву)
12. В каком предложении выражена основная мысль текста?
1) в 1-м предложении
2) в 3-м предложении
3) в 15-м предложении
4) в 16-м предложении
13. В каком предложении содержится слово со значением «защитный шлем военнослужащих»?
1) в 4-м предложении
2) в 10-м предложении
3) в 12-м предложении
4) в 16-м предложении
14. Почему голодные солдаты вернули вещевой мешок с овсянкой его владельцу?
1) владелец мешка был очень тощий
2) на всех солдат каши бы не хватило
3) солдаты подчинились фронтовому закону
4) солдатам некогда было варить кашу
multiurok.ru
Диагностическая работа по русскому языку 5 класс
Русский язык. 5 класс. Вариант 9531 1
Диагностическая работа
для мониторинга образовательных достижений учащихся
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Вариант № 9531
Район Город (населенный пункт) Школа Класс
Русский язык. 5 класс. Вариант 9531 2
Инструкция по выполнению работы
В работе по русскому языку две части. В первой – десять заданий, во второй – шесть. Выполнять задания каждой части можно в любом порядке, главное – сделать правильно как можно больше заданий.
Первая часть работы включает десять заданий. Выполнив каждое задание, укажи ответ в листе с заданиями, а затем перенеси его в бланк ответов.
Вторая часть работы включает два небольших текста и по три задания к каждому из них. Прочти текст 1 и выполни задания к нему. Укажи ответы в листе с заданиями, а затем перенеси их в бланк ответов. Таким же образом выполни задания к тексту 2.
Во время работы нельзя пользоваться учебником, рабочими тетрадями, словарем.
Как указывать ответы в листе с заданиями
К каждому заданию даны четыре варианта ответа, только один из них является верным. Обведи кружком номер правильного ответа. Если ты хочешь изменить ответ, то зачеркни крестом выбранную цифру и обведи нужную.
Примеры:
Фамилия Имя
Отчество
Какой знак препинания ставится в конце повествовательного предло- жения?
1) запятая
2) двоеточие точка
4) тире
Какой знак препинания ставится в конце вопросительного предложе- ния?
1) точка
2) запятая вопросительный знак
восклицательныйзнак
Инструкции по заполнению бланков есть в самих бланках.
Время выполнения работы, включая заполнение бланка ответов, –
60 минут.
Обязательно проверь в конце выполнения каждой части работы,
что все ответы перенесены в бланк!
Желаем успеха!
© 2010 Национальное агентство тестовых технологий
© 2010 Национальное агентство тестовых технологий
Русский язык. 5 класс. Вариант 9531 3
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 рядом с номером выполняемого задания (1–10) поставь знак «X» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного ответа.
1 В какомсловевсесогласныезвукиглухие?
1) цветок 2) сказка 3) фея 4) стойка
2 В какомрядуобасловаможноперенести?
1) стричь, наглухо
2) аллея, алоэ
3) парад, успех
4) тембр, заяц
3 В какомрядувсесловаявляютсяоднокоренными?
1) лень, ленивый, неохота
2) часы, будильник, куранты
3) шёлк, шёлковый, шелест
4) шерсть, шерстяной, шёрстка
4 Какоеслововпредложении
РОНЯЕТ ЛЕС БАГРЯНЫЙ СВОЙ УБОР, СРЕБРИТ МОРОЗ УВЯНУВШЕЕ
ПОЛЕ.
стоит в форме винительного падежа мужского рода второго склонения?
1) лес
2) багряный
3) убор
4) поле
5 В какомпредложенииправильноподчеркнутывсеегоглавныечлены?
1) Разноцветные осенние листья укрывают землю лоскутным одеялом.
2) Ёжик любит молоко, ловит мышей и лягушек, смело борется с гадюкой.
3) В небе высоко-высоко над островом спали бело-розовые облака.
4) Ветерподарилдеревьямпрохладуисвежесть.
Русский язык. 5 класс. Вариант 9531 4
6 В какомрядувсесловазаписаныправильно?
1) доверху, звёздный, бескрайнеми
2) радуешь, вогон, негодовать
3) молодёжь, ружьём, о Машеньке
4) кирпич, субота, тучка
7 В какомпредложенииправильнорасставленывсезнакипрепинания?
1) Свежесть росистой травы наполняет вас бодростью дарит радостное настроение на весь длинный день.
2) Как хорошо уметь читать!
3) Журавли летели высоко в небе через поля, через леса через шумные города.
4) Огонь разгорелся, и загудел в плите.
8 В какомсловосочетанииестьприлагательноевединственномчисле,
стоящее в творительном падеже?
1) зеленью деревьев
2) зеленым листиком
3) зелеными красками
4) накрошить зелени
9 Впредложении
НЕДАРОМ ДЕТИ ЛЮБЯТ СКАЗКУ.
глагол стоит в форме
1) первого спряжения настоящего времени третьего лица
2) второго спряжения настоящего времени третьего лица
3) второго спряжения прошедшего времени мужского рода
4) второго склонения настоящего времени третьего лица
10 В какомрядуобасловаимеютударениенапервыйслог?
1) шофер, столяр
2) партер, начал
3) щавель, жили
4) торты, туфля
© 2010 Национальное агентство тестовых технологий
© 2010 Национальное агентство тестовых технологий
Русский язык. 5 класс. Вариант 9531 5
Часть 2
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 рядом с номером выполняемого задания (11–16) поставь знак «Х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного ответа.
Прочитай текст и выполни задания № 11 – 13.
(1)В мелких заливчиках реки, поросших растениями, живёт водяной ослик. (2)Вообще-то это маленький рачок, а называется почему-то осликом.
(3)Живёт ослик мирно, никого не трогает, зато в воде много желающих полакомиться этим рачком. (4)А он ни удрать не может – плавает ослик гораздо хуже своих врагов, ни защититься – нет у него ни сильных челюстей, ни жала, ни другого оружия. (5)Единственный выход – стать невидимкой. (6)Вот и сидит тихонько ослик среди растений. (7)У него и цвет такой, что его трудно заметить в зарослях. (8)Но не будешь же всю жизнь сидеть неподвижно, а двигаться опасно – того и гляди, кто-нибудь схватит: рыба, или хищный жук, или личинка стрекозы. (9)Но водяной ослик и тут приспособился. (10)Схватит его кто-нибудь за длинную ножку, например, или за один из четырёх усиков и… останется ни с чем. (11)Ноги и усики у ослика легко отрываются, а ослик удирает и прячется. (12)Плохо, конечно, без ноги, но ничего, скоро новая отрастёт.
(По Н. Пожарицкой)
11 Какойзаголовокнаиболее точно отражаеттемутекста?
1) Ослик, только водяной
2) Жизнь в мелких заливчиках
3) Ослик
4) Невидимка
12 В какомпредложениисодержитсясловосозначением«скрываться,
стараться себя не обнаруживать»?
1) 7 предложение
2) 11 предложение
3) 3 предложение
4) 4 предложение
13 Осликживетв
1) мелких заливчиках реки
2) лесу
3) траве на лугу
4) аквариуме
Русский язык. 5 класс. Вариант 9531 6
Прочитай текст и выполни задания № 14 – 16.
Во многих частях мира, в Америке, Индии, Иране, Палестине, Северной Африке, Испании, Франции, Англии, Скандинавии, Крыму, на Кавказе, можно встретить гигантские сооружения из огромных каменных плит. Учёные называют их мегалитами, от греческих слов «мегас» – большой и «литос» – камень. Эти сооружения поражают своими размерами. Огромные блоки весом до десяти тысяч тонн плотно подогнаны друг к другу. Они вызывают повышенный интерес у исследователей, поскольку возведены были в доисторические времена, когда ещё не было цивилизации.
Учёные давно занимаются изучением этих странных конструкций. Существует даже их классификация. Среди них наиболее часто встречаются дольмены – каменные дома, похожие на скворечники; тумулюсы – дольмены, спрятанные под землёй или покрытые каменной насыпью; кромлехи – круговые ограды, иногда с плитами-перекрытиями; менгиры – одиночные вертикальные столбы.
Считается, что сооружались они во времена каменного и бронзового веков.
(По А.В. Абрамову)
14 Чтоназываетсямегалитами?
1) сооружения из огромных каменных плит
2) древние сооружения
3) дома из камней
4) пещеры в горах, используемые для жилья
15 Мегалитывызываютповышенныйинтересуисследователей,потомучто
1) были возведены в доисторические времена
2) это сооружения из огромных каменных плит
3) их можно встретить во многих частях мира
4) это странные конструкции
16 Каменныедома,спрятанныеподземлей,называются
1) дольмены
2) тумулюсы
3) менгиры
4) кромлехи
© 2010 Национальное агентство тестовых технологий
© 2010 Национальное агентство тестовых технологий
multiurok.ru
Диагностическая стартовая работа по русскому языку 5 класс
Демонстрационный вариант для стартовой диагностической работы по русскому языку для учащихся 5 класса.
Задание 1 (базовый уровень).
Прочитай слова: новинка, новый, обновка.
Запиши, сколько во всех трёх словах
а) звуков [о] _________________;
б) букв о ____________________.
Задание 2 (базовый уровень).
Найди слово, написание которого не соответствует его произношению. Обведи номер ответа.
1) трамвай; 2) срочный;
3) считалка; 4) ватрушка.
Задание 3 (повышенный уровень).
Прочитай слова: ягода, иней, жильё, подъезд, каюта, зайчик.
Во всех этих словах есть один и тот же звук. Запиши, какой __________.
Задание 4 (базовый уровень).
В каком ряду все слова начинаются с согласного звука? Обведи номер ответа.
1) часы, филин, искра, льдины;
2) яма, ветер, цифра, йогурт;
3) химия, щенок, экран, бублик;
4) мячик, эскимо, живот, яхта.
Задание 5 (базовый уровень).
Найди слово, которое не изменяется. Обведи номер ответа.
1) окно; 2) пальто;
3) небо; 4) зеркало.
Задание 6 (повышенный уровень).
Запиши в нужный столбик таблицы слова.
Слова: метро, дно, кино, пальто, пианино, чучело, добро, золото.
Слова, в которых есть окончание.Слова, в которых нет окончания.
Задание 7 (базовый уровень).
Какое из слов является формой слова РЕЧКА? Обведи номер ответа.
1) река; 2) речной; 3) речкой; 4) речушка.
Задание 8 (базовый уровень).
Ниже приведены несколько утверждений о составе слова. Отметь R правильные утверждения.
¨ 1) Слово может состоять из корня и окончания.
¨ 2) Слово может состоять из приставки и суффикса.
¨ 3) Слово может состоять из приставки, корня, суффикса и окончания.
Задание 9 (базовый уровень).
Ты уже много знаешь о корне, приставке, суффиксе, окончании. Закончи предложения, дописывая нужные слова.
1) Изменяемая часть слова называется ___________________.
2) Части слова, с помощью которых образуются новые слова, называются _____________________ и ______________________.
Задание 10 (повышенный уровень).
Запиши, чем отличаются окончание и суффикс.
Ответ: _________________________________________________________
Задание 11 (базовый уровень).
Выбери схему, которая соответствует слову полóска. Обведи номер ответа.
- ¨ 1)
¨ 2)
¨ 3)
¨ 4)
Задание 12 (базовый уровень).
Прочитай текст. Выпиши из текста объяснение выделенных слов.
В мастерской художника
Как работает художник? Берет кисти, закрепляет бумагу или натягивает на раму холст, выбирает краски.
Чтобы на картине цвели сады, он пробует на листе бумаги нежную акварель – водяную краску: голубую, белую, светло-зеленую, розовую. А если живописец хочет создать портрет человека, он пишет картину на льняном холсте маслом – так художники называют масляные краски.
Ответ. Акварель ____________________________
Живописец __________________________
Масло ______________________________
Задание 13 (базовый уровень).
Отметь R, словосочетание, в котором есть имя существительное женского рода, 3-го склонения, в форме творительного падежа.
¨ 1) гордится книгой; ¨ 2) любуется молодёжью;
¨ 3) пятно на скатерти; ¨ 4) боится мыши.
Задание 14 (повышенный уровень).
У слов: дедушка, юноша, девушка, дядюшка есть общие признаки. Отметь верное утверждение R.
¨ 1) Все эти слова являются именами существительными женского рода.
¨ 2) Все эти слова являются именами существительными мужского рода.
¨ 3) Все эти слова могут изменяться по числам.
¨ 4) Все эти слова относятся ко 2 склонению.
Задание 15 (повышенный уровень).
Даны слова: синяя, горячая, короткая, добрая. Допиши ответы на вопросы.
а). Какой частью речи являются эти слова?
Ответ. Эти слова являются ___________________________________.
б). Что общего есть у этих слов?
Ответ. Все эти слова стоят в форме 1) ___________________________,
2) ___________________________, 3) ___________________________.
Задание 16 (базовый уровень).
Отметь R предложение, в котором есть глагол настоящего времени, единственного числа, 3 лица.
¨ 1) Луч солнца упал на замерзшую лужицу.
¨ 2) Скоро появится на деревьях молодая листва.
¨ 3) Сердце замирает от чудесных звуков песни.
¨ 4) Белые сугробы сверкают на ярком солнце.
Задание 17 (базовый уровень).
Отметь R правильный ответ. Подлежащее и сказуемое в предложении
На старой берёзе строит гнездо чёрный грач.
¨ 1) гнездо строит;
¨ 2) грач чёрный;
¨ 3) грач строит;
¨ 4) на берёзе строит.
Задание 18 (базовый уровень).
Укажи предложение с однородными членами. Отметь ответ R.
¨ 1) После сильного дождя дорога была очень скользкой.
¨ 2) По тонкой ветке скатывается прозрачная капля.
¨ 3) В нашем саду ещё цветут чудесные гладиолусы.
¨ 4) Рыжая собака стояла и смотрела на нас.
Система оценивания диагностической работы
Верное выполнение заданий 2, 3, 4, 5, 7, 11, 13, 14, 16,17,18 оценивается 1 баллом. За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, что указан только один номер правильного ответа. Если отмечены два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается. Верное выполнение заданий 1,6,8,9,10,12,15 оценивается 2 баллами.
заданияответ
№ задания
ответ
1
а) звуков [о]: 2; б) букв о : 4
10
окончание не образует новые слова, оно помогает изменять форму слова, а суффикс помогает образовывать новые слова.
2
3) считалка
11
2)
3
записан звук [й’],
12
акварель – водяная краска, живописец – художник, масло – масляные краски
4
2) яма, ветер, цифра, йогурт
13
2) любуется молодёжью
5
2) пальто
14
3) Все эти слова могут изменяться по числам.
6
дно
чучело
добро
золото
метро
кино
пальто
пианино
15
а) Эти слова являются именами прилагательными; б) Все эти слова стоят в форме 1) женского рода, 2) единственного числа, 3) именительного падежа
7
3) речкой
16
3) Сердце замирает от чудесных звуков песни
8
1) Слово может состоять из корня и окончания и 3) Слово может состоять из приставки, корня, суффикса и окончания.
17
3) грач строит
9
1) окончанием, 2) приставкой и суффиксом
18
4) Рыжая собака стояла и смотрела на нас.
infourok.ru
Диагностическая работа по русскому языку в начале учебного года (5 класс)
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Диагностическая работа в начале учебного года.
Тестовая работа.
1. Базовый уровень.
Обведите кружком букву (или буквы) правильного ответа.
1. Главные члены предложения:
Говорливый ручеёк резво бежал по оврагу.
а) говорливый ручеёк; б) бежал по оврагу; в)ручеёк бежал; г) бежал резво.
2. Пишется раздельно:
а) (за)бежал; б) (за)метный; в) (за)домом; г) (за)лез.
3. Слово по составу разобрано верно:
а) за-шум-е-л; б) за-шум-ел; г) за-шу-мел.
4. Укажите слово 2-го склонения:
а) апрель; б) сирень; в) яблоня; г) мышь.
5. Не является однокоренным слово:
а) водичка; б) водитель; в) водный; г) водяной.
6. Слово с проверяемой гласной в корне:
а) луна; б) месяц; в) облако; г) земля.
7. Укажите лишнее:
а) приставка; б) корень; в) предлог; г) окончание.
8. Нужно писать Ь:
а) сыч; б) тиш; в) камыш; г) дич.
9. В слове ДЕНЬ:
а) 4б,4зв; б) 4б,5зв; в) 4б, 3зв; г) 3б, 4зв.
10. Письмо под диктовку.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Повышенный уровень
1. К данной схеме подберите и запишите слова разных частей речи
( имя существительное, имя прилагательное, глагол).
корень — ……………………, ………………………., …………………………. .
2. В каком случае грамматические признаки указаны неверно? Исправьте.
Напишите букву правильного ответа.
Шёл сентябрь. На чистом небе появлялись тучки.
А) сентябрь – сущ., собств., 1 скл., Им.п.
Б) шёл – гл., прош. вр., ед. ч.
В) на чистом (небе) – прил., ср.р., ед.ч., П.п.
3. Составьте и запишите предложение о своём городе с однородными членами.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________——-
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы
1. Базовый уровень.
Обведите кружком букву (или буквы) правильного ответа.
1. Главные члены предложения:
Говорливый ручеёк резво бежал по оврагу.
а) говорливый ручеёк; б) бежал по оврагу; в) ручеёк бежал; г) бежал резво.
2. Пишется раздельно:
а) (за)бежал; б) (за)метный; в) (за)домом; г) (за)лез.
3. Слово по составу разобрано верно:
а) за-шум-е-л; б) за-шум-ел; г) за-шу-мел.
4. Укажите слово 2-го склонения:
а) апрель; б) сирень; в) яблоня; г) мышь
5. Не является однокоренным слово:
а) водичка; б) водитель; в) водный; г) водяной.
6. Слово с проверяемой гласной в корне:
а) луна; б) месяц; в) облако; г) земля.
7. Укажите лишнее:
а) приставка; б) корень; в) предлог; г) окончание.
8. Нужно писать Ь:
а) сыч; б) тиш; в) камыш; г) дич.
9. В слове ДЕНЬ:
а) 4б,4зв; б) 4б,5зв; в) 4б, 3зв; г) 3б, 4зв.
10. Письмо под диктовку.
Осенний лес.
Особенно красив лес в ранние осенние дни. На золотом фоне листвы выделяются пурпурные пятна клёнов и осин. Кружатся и падают берёзовые жёлтые листья.
Тихо в осеннем лесу. Шелестит под ногами сухая листва. Рядом краснеет шапочка позднего подосиновика. Тонко свистит рябчик, высоко в небе пролетают косяком журавли.
2. Повышенный уровень
1. К данной схеме подберите и запишите слова разных частей речи
( имя существительное, имя прилагательное, глагол).
корень — в лесу, серый, бежит.
2. Где грамматические признаки указаны неверно? Исправьте.
Шёл сентябрь. На чистом небе появлялись тучки.
нариц., 2 скл.
А) сентябрь – сущ., собств., 1 скл., Им.п.
Б) шёл – гл., прош. вр., ед. ч., м.р.
В) на чистом (небе) – прил., ср.р., ед.ч., П.п.
3. Составьте и запишите предложение о своём городе с однородными членами.
multiurok.ru
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ДЛЯ 5 КЛАССА НА НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
5 класс
Инструкция по выполнению работы
На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 45 минут. Работа включает в себя 14 заданий. К каждому заданию даны 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении задания обведите номер выбранного ответа в работе кружком. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните обведённый номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
1. Укажите слово, в котором совпадает количество букв и звуков.
1) льёт 2) конь 3) ёлка 4) взять
2. В каком слове ударение падает на второй слог?
1) алфавит 3) километр
2) звонит 4) повторит
3. Укажите, какое слово является формой слова ОБЛАКО.
1) в облаке 3) облачность
2) на облачке 4) облачное
4. В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны признаки существительного
(В) ДУБРАВЕ?
1) 1-е скл., ед.ч., Т.п. 3) 1-е скл., ед.ч., П.п.
2) 2-е скл., ед.ч., Т.п. 4) 3-е скл., ед.ч., П.п.
5. В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны морфологические признаки слова?
1) спросит – буд.вр., ед.ч., 3-е л. 3) спросить – неопред.ф., наст.вр.
2) спросил – прош.вр., ед.ч., 3-е л. 4) спросят – наст.вр., мн.ч., 3-е л.
6. В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны морфологические признаки прилагательного из данного предложения?
Под старыми березами росли грибы.
1) мн.ч., ж.р., Т.п. 3) мн.ч., Т.п.
2) ед.ч., ж.р., П.п. 4) мн.ч., П.п.
7. В каком случае правильно указаны главные члены предложения?
Современные здания проектируют опытные архитекторы.
1) современные здания 3) опытные архитекторы
2) здания проектируют 4) архитекторы проектируют
8. Укажите предложение c однородными сказуемыми.
1) Пчелы и мохнатые шмели кружились над розовыми цветками душистого горошка.
2) Позже всех других деревьев пробуждается окутывается листвой могучая крона старого дуба.
3) С первыми морозами с золотисто-жёлтой кроны лиственницы осыпается шелковый наряд.
4) Но вот наступает тихий летний вечер, на синем небе зажигаются первые звездочки.
9. В каком предложении необходимо поставить запятую (знаки препинания не расставлены)?
1) С ледяных сосулек стремительно летит вниз быстрая и лёгкая капель.
2) На склоне лесного овражка серебристой струйкой трепещет маленький родничок.
3) Хрустальная вода выпрыгивает из-под земли и образует прозрачный ручеёк.
4) Весело журчит прозрачный ручеёк устремляется в густые заросли кустарника.
10. В словах какого ряда все выделенные буквы являются орфограммами?
1) лёД, стАрый 3) ноС, глАза
2) двоР, лИса 4) вороН, рЕка
11. В словах какого ряда во всех случаях пропущена буква Е?
1) уд…вление, г…рой, (на) полянк… 3) б…глец, б…седа, (у) деревн…
2) зв…зда, п…сок, (в) избушк… 4) т…мнота, лаг…рь, (в) кроват…
Прочитайте текст и выполните задания 12-14.
(1) Летом каждый день как воскресенье, а, как известно, воскресенье бывает не только в городе, но и в деревне.
(2) Не успел Тимоша проснуться – на пруд помчался, посмотреть, какой у природы день отдыха.
(3) Вчера в заводях и вдоль берега плавали среди зелёных круглых листьев кувшинки, да столько – воздух над водой вызолотили! (4) А се-
годня – ни одной! (5) Неведомый злодей ограбил само лето!
(6) Тимоша бросился домой, к бабушке:
– Браконьеры! Весь пруд обобрали, все кувшинки сорвали!
(7) Бабушка внимательно посмотрела на внука и вдруг рассмеялась:
−Ступай, дружочек, ступай обратно!
(8) Тимоша в недоумении спустился с крыльца и побежал назад.
(9) Вот он, пруд. (10) Вот она, пустыня. (11) И вдруг мальчик увидел две кувшинки. (12) Видно, просмотрел. (13) Пошёл вдоль берега: ещё две,
ещё, ещё…(14) Кувшинки появлялись из ниоткуда…
(15) Он сел на пенёк и не отрываясь смотрел на воду. (16) Золотые кувшинки, радуясь, что их ждут, всплывали хороводами.
(17) Десять лет прожил Тимоша на Лушной горе, у пруда, и до сих пор не знал: кувшинки спят под водой, а как солнышко, как свет – всплывают.
(по В. Бахревскому)
12. В каком предложении выражена основная мысль текста?
1) в 1-ом предложении 3) в 16-ом предложении
2) в 3-ем предложении 4) в 17-ом предложении
13. В каком предложении содержится слово со значением «тот, кто занимается охотой или ловлей рыбы в запрещённых местах, в запрещённое время или запрещённым способом»?
1) в 5-ом предложении 3) в 7-ом предложении
2) в 6-ом предложении 4) в 16-ом предложении
14. Зачем после пробуждения Тимоша сразу помчался на пруд?
1) Тимоша хотел проверить, все ли кувшинки целы.
2) Тимоша хотел посмотреть на то, как кувшинки вызолотили воздух.
3) Тимоша хотел посмотреть, какой день отдыха у природы.
4) Тимоша хотел поймать злодеев, обобравших пруд.
infourok.ru
Диагностическая работа по русскому языку в начале учебного года (5 класс)
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Диагностическая работа в начале учебного года.
Тестовая работа.
1. Базовый уровень.
Обведите кружком букву (или буквы) правильного ответа.
1. Главные члены предложения:
Говорливый ручеёк резво бежал по оврагу.
а) говорливый ручеёк; б) бежал по оврагу; в)ручеёк бежал; г) бежал резво.
2. Пишется раздельно:
а) (за)бежал; б) (за)метный; в) (за)домом; г) (за)лез.
3. Слово по составу разобрано верно:
а) за-шум-е-л; б) за-шум-ел; г) за-шу-мел.
4. Укажите слово 2-го склонения:
а) апрель; б) сирень; в) яблоня; г) мышь.
5. Не является однокоренным слово:
а) водичка; б) водитель; в) водный; г) водяной.
6. Слово с проверяемой гласной в корне:
а) луна; б) месяц; в) облако; г) земля.
7. Укажите лишнее:
а) приставка; б) корень; в) предлог; г) окончание.
8. Нужно писать Ь:
а) сыч; б) тиш; в) камыш; г) дич.
9. В слове ДЕНЬ:
а) 4б,4зв; б) 4б,5зв; в) 4б, 3зв; г) 3б, 4зв.
10. Письмо под диктовку.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Повышенный уровень
1. К данной схеме подберите и запишите слова разных частей речи
( имя существительное, имя прилагательное, глагол).
корень — ……………………, ………………………., …………………………. .
2. В каком случае грамматические признаки указаны неверно? Исправьте.
Напишите букву правильного ответа.
Шёл сентябрь. На чистом небе появлялись тучки.
А) сентябрь – сущ., собств., 1 скл., Им.п.
Б) шёл – гл., прош. вр., ед. ч.
В) на чистом (небе) – прил., ср.р., ед.ч., П.п.
3. Составьте и запишите предложение о своём городе с однородными членами.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________——-
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы
1. Базовый уровень.
Обведите кружком букву (или буквы) правильного ответа.
1. Главные члены предложения:
Говорливый ручеёк резво бежал по оврагу.
а) говорливый ручеёк; б) бежал по оврагу; в) ручеёк бежал; г) бежал резво.
2. Пишется раздельно:
а) (за)бежал; б) (за)метный; в) (за)домом; г) (за)лез.
3. Слово по составу разобрано верно:
а) за-шум-е-л; б) за-шум-ел; г) за-шу-мел.
4. Укажите слово 2-го склонения:
а) апрель; б) сирень; в) яблоня; г) мышь
5. Не является однокоренным слово:
а) водичка; б) водитель; в) водный; г) водяной.
6. Слово с проверяемой гласной в корне:
а) луна; б) месяц; в) облако; г) земля.
7. Укажите лишнее:
а) приставка; б) корень; в) предлог; г) окончание.
8. Нужно писать Ь:
а) сыч; б) тиш; в) камыш; г) дич.
9. В слове ДЕНЬ:
а) 4б,4зв; б) 4б,5зв; в) 4б, 3зв; г) 3б, 4зв.
10. Письмо под диктовку.
Осенний лес.
Особенно красив лес в ранние осенние дни. На золотом фоне листвы выделяются пурпурные пятна клёнов и осин. Кружатся и падают берёзовые жёлтые листья.
Тихо в осеннем лесу. Шелестит под ногами сухая листва. Рядом краснеет шапочка позднего подосиновика. Тонко свистит рябчик, высоко в небе пролетают косяком журавли.
2. Повышенный уровень
1. К данной схеме подберите и запишите слова разных частей речи
( имя существительное, имя прилагательное, глагол).
корень — в лесу, серый, бежит.
2. Где грамматические признаки указаны неверно? Исправьте.
Шёл сентябрь. На чистом небе появлялись тучки.
нариц., 2 скл.
А) сентябрь – сущ., собств., 1 скл., Им.п.
Б) шёл – гл., прош. вр., ед. ч., м.р.
В) на чистом (небе) – прил., ср.р., ед.ч., П.п.
3. Составьте и запишите предложение о своём городе с однородными членами.
multiurok.ru
Диагностическая работа для 5-го класса по русскому языку / Открытый урок
СПЕЦИФИКАЦИЯ
итоговой диагностической работы
для учащихся 5 класса по русскому языку
Итоговая диагностическая работа составлена на основании ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.12009г.), Примерных программ ООО по русскому языку (М.: Просвещение, 2009г.)
Предлагаемая работа предназначена для итоговой оценки индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» за курс 5-го класса.
Цель работы: проверка и оценка способности учащихся 5-х классов применять полученные знания для решения разнообразных задач учебного и познавательного характера средствами русского языка.
Задания составлены на материале основных разделов курса русского языка: фонетики, лексикологии, словообразования, морфологии, синтаксиса, правописания, развития речи.
Работа содержит две группы заданий, обязательных для выполнения всеми учащимися. Из 10 заданий проверочной работы 7 относятся к базовому уровню сложности, 3 задания (они помечены *) – к повышенному уровню.
В работе используются задания с выбором ответа из нескольких предложенных, задания с кратким ответом, с развернутым ответом.
Работа содержит подробную инструкцию для учащихся. Дополнительные материалы для проведения работы не требуются.ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Диагностическая работа состоит из 2-х частей, в которых 10 заданий.
На выполнение работы отводится 60 минут.
В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях нужно будет обвести цифру, стоящую рядом с ответом, который ты считаешь верным.
В других заданиях тебе нужно будет записать слово или несколько слов. Есть задание, при выполнении которого потребуется написать небольшой текст.
Одни задания покажутся тебе лёгкими, другие – трудными. Рядом с номерами некоторых заданий стоит звездочка (*) — так отмечены более трудные задания. Если ты не знаешь, как выполнить такое задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, попробуй ещё раз выполнить пропущенные задания.
Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который считаешь верным.
Желаем успеха!
Часть I
Задание № 1
Какие из следующих слов оканчиваются на один и тот же звук? Запиши его.
Ковш, малыш, плющ, ветошь, мышь, роскошь, нож, паж, гараж, ложь, блажь, молодёжь.
________________________________________________________________
Задание № 2
В каком слове пропущена буква О?
1) изл…гать | 3) предл…жение |
2) выр…сти | 4) р…стительность |
Задание № 3
Укажите ответ, в котором выделенные слова являются омонимами.
- В зоопарке мы увидели гиппопотама. – Бегемоты водятся в Африке.
- В небе мы увидели косяк журавлей. – Петя больно ударился о косяк двери.
- Красивые стройные ели росли в лесу. – Самая большая ель росла в центре площади.
Задание № 4*
Объедините в группы слова с одинаковым составом слова. Запиши каждую группу отдельно и выдели морфемы.
Ключ, утреннего, размытый, ветерка, ночь, небольшая.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Задание № 5
Укажите предложение, в котором нужно поставить тире (Знаки препинания не расставлены).
1) Поделись улыбкою своей и она к тебе не раз ещё вернется.
2) Чтение книг моё любимое занятие.
3) Мама прости меня пожалуйста.
4) Книга расширяет кругозор и знакомит с миром.
Часть II
Задание № 6
Прочитайте текст. Озаглавьте его, определите стиль речи.
(1)Первым проснулся тростник. (2)Какое прекрасное утро, а речка спит.
(3)Проснулась у берега ива, вздрогнула от утреннего свежего ветерка, уронила росинку, призадумалась.
(4)«Ах!» – вскрикнула росинка и упала на спину стрекозы.
(5)«Кто меня беспокоит?» – сердито спросила стрекоза.
(6)«Ой!» – испугалась росинка и упала на колокольчик.
(7)«Дзинь-дзинь-дзинь», – зазвенел колокольчик и разбудил ромашку.
(8)Ромашка толкнула незабудку, и зазвенел весь луг.
(9)«Трак-так-так!» – выстрелил за селом трактор.
(10)3ахлопал крыльями петух, закричал испуганно: «Кукареку! Вставайте! Проспали! Кукареку!»
(11)«Вот видишь, кругом все проснулись. (12) Просыпайся, речка», – зашуршал тростник.
(13) «А я не сплю. (14)Я слушаю, как просыпается всё вокруг».
(По В. Бирюкову)
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Задание № 7*
Запишите в каждый столбик таблицы по два примера из текста.
Приставки 1 группы |
Приставки 2 группы |
Приставки 3 группы |
|
|
|
|
|
|
Задание № 8
Выберите вариант ответа, в котором правильно указана грамматическая основа предложения.
Проснулась у берега ива, вздрогнула от утреннего свежего ветерка, уронила росинку, призадумалась.
-
Ива проснулась, вздрогнула, уронила.
-
Проснулась ива, вздрогнула, уронила, призадумалась.
-
Проснулась у берега ива.
-
Ива проснулась.
Задание № 9
Прочтите пропущенный фрагмент текста. Как вы думаете, в каком месте текста он должен стоять?
Брызнули по лугу первые лучи. Потянул у берега ветерок. Рассмеялась речка, шевельнула легкой волной.
1) перед первым предложением
2) после 9 предложения текста
3) после 12 предложения текста
4) после последнего предложения текста.
Задание № 10*
Придумайте продолжение текста, записав 5–6 предложений, в которых дается описание просыпающейся природы.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
(см. файл ниже)
open-lesson.net