Детектив человек это – Детектив. История жанра детектив. Отличительные признаки детектива. Законы жанра Детектив. Разновидности детективов. Детектив в кинематографе.

Содержание

Детектив — это… Что такое Детектив?

Детекти́в (англ. detective, от лат. detego — раскрываю, разоблачаю) — преимущественно литературный и кинематографический жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление, и детектив описывает его расследование и определение виновных, в таком случае конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающимся победой справедливости.

Определение

Основной признак детектива как жанра — наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Наиболее часто описываемое происшествие — это преступление, хотя существуют детективы, в которых расследуются события, не являющиеся преступными (так, в «Записках о Шерлоке Холмсе», безусловно, относящихся к жанру детектива, в пяти рассказах из восемнадцати преступлений нет).

Существенной особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю, во всяком случае, во всей полноте, до завершения расследования. Вместо этого читатель проводится автором через процесс расследования, получая возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты. Если произведение изначально описывает все детали происшествия, либо происшествие не содержит в себе ничего необычного, загадочного, то его уже следует относить не к чистому детективу, а к родственным жанрам (боевик, полицейский роман и т. д.).

Особенности жанра

Важное свойство классического детектива — полнота фактов. Разгадка тайны не может строиться на сведениях, которые не были предоставлены читателю в ходе описания расследования. К моменту, когда расследование завершается, читатель должен иметь достаточно информации для того, чтобы на её основании самостоятельно найти решение. Могут скрываться лишь отдельные незначительные подробности, не влияющие на возможность раскрытия тайны. По завершении расследования все загадки должны быть разгаданы, на все вопросы — найдены ответы.

Ещё несколько признаков классического детектива в совокупности были названы Н. Н. Вольским гипердетерминированностью мира детектива («мир детектива значительно более упорядочен, чем окружающая нас жизнь»):

  • Обыденность обстановки. Условия, в которых происходят события детектива, в целом обычны и хорошо известны читателю (во всяком случае, сам читатель полагает, что уверенно в них ориентируется). Благодаря этому читателю изначально очевидно, что из описываемого является обычным, а что — странным, выходящим за рамки.
  • Стереотипность поведения персонажей. Персонажи в значительной мере лишены своеобразия, их психология и поведенческие модели достаточно прозрачны, предсказуемы, а если они имеют какие-либо резко выделяющиеся особенности, то таковые становятся известны читателю. Также стереотипны мотивы действий (в том числе — мотивы преступления) персонажей.
  • Существование априорных правил построения сюжета, не всегда соответствующих реальной жизни. Так, например, в классическом детективе рассказчик и сыщик в принципе не могут оказаться преступниками.

Данный набор особенностей сужает поле возможных логических построений на основании известных фактов, облегчая читателю их анализ. Впрочем, не все поджанры детектива в точности следуют данным правилам.

Отмечается ещё одно ограничение, которому практически всегда следует классический детектив — недопустимость случайных ошибок и невыявляемых совпадений. Например, в реальной жизни свидетель может говорить правду, может лгать, может заблуждаться или быть введён в заблуждение, но может и просто немотивированно ошибиться (случайно перепутать даты, суммы, фамилии). В детективе последняя возможность исключена — свидетель либо точен, либо лжёт, либо у его ошибки есть логичное обоснование.

Еремей Парнов указывает на следующие особенности классического детективного жанра:

  • читателю детектива предлагается соучастие в своего рода игре — разгадке тайны или имени преступника;
  • «готическая экзотика» —

    Начиная с инфернальной обезьяны, родоначальника обоих жанров (фантастики и детектива) Эдгара По, с голубого карбункула и тропической гадюки Конан Дойля, с индийского лунного камня Уилки Коллинза и кончая уединёнными замками Агаты Кристи и трупом в лодке Чарльза Сноу, западный детектив неисправимо экзотичен. Кроме того, он патологически привержен к готическому роману (средневековый замок — излюбленные подмостки, на которых разыгрываются кровавые драмы)[1].

    ;
  • схематичность —

    В отличие от научной фантастики детектив зачастую пишется только ради детектива, то есть сыщика! Иначе говоря, преступник подстраивает свою кровавую деятельность под детектив, подобно тому как опытный драматург подгоняет роли под конкретных актёров

    [1].

Типичные персонажи

  • Сыщик — непосредственно занимается расследованием. В качестве сыщика могут выступать самые разные люди: служащие правоохранительных органов, частные детективы, родственники, друзья, знакомые пострадавших, иногда — совершенно случайные люди. Сыщик не может оказаться преступником. Фигура сыщика — центральная в детективе.
    • Сыщик-профессионал — работник правоохранительных органов. Может быть экспертом очень высокого уровня, а может — и обычным, каких много, работником полиции. Во втором случае в сложных ситуациях иногда обращается за советом к консультанту (см. ниже).
    • Частный детектив — для него расследование преступлений — основная работа, но он не служит в полиции, хотя может быть полицейским в отставке. Как правило, имеет чрезвычайно высокую квалификацию, деятелен и энергичен. Чаще всего частный детектив становится центральной фигурой, а для подчёркивания его качеств в действие могут вводиться сыщики-профессионалы, которые постоянно делают ошибки, поддаются на провокации преступника, встают на ложный след и подозревают невиновных. Используется противопоставление «одинокий герой против бюрократической организации и её чиновников», в котором симпатии автора и читателя оказываются на стороне героя.
    • Сыщик-любитель — то же самое, что и частный детектив, с той лишь разницей, что расследование преступлений для него — не профессия, а хобби, к которому он обращается лишь время от времени. Отдельный подвид сыщика-любителя — случайный человек, никогда не занимавшийся подобной деятельностью, но вынужденный вести расследование в силу острой необходимости, например, чтобы спасти несправедливо обвинённого близкого человека или отвести подозрение от себя (именно такими являются главные герои всех романов Дика Фрэнсиса). Сыщик-любитель приближает расследование к читателю, позволяет создать у него впечатление, что «я тоже мог бы в этом разобраться». Одна из условностей серий детективов с сыщиками-любителями (вроде мисс Марпл) — в реальной жизни человеку, если он не занимается расследованием преступлений профессионально, вряд ли встретится такое количество преступлений и загадочных происшествий.
  • Преступник — совершает преступление, заметает следы, пытается противодействовать следствию. В классическом детективе фигура преступника явно обозначается лишь в конце расследования, до этого момента преступник может быть свидетелем, подозреваемым или потерпевшим. Иногда действия преступника описываются и по ходу основного действия, но таким образом, чтобы не раскрыть его личность и не сообщить читателю сведений, которые нельзя было бы получить в ходе расследования из других источников.
  • Потерпевший — тот, против кого направлено преступление или тот, кто пострадал в результате загадочного происшествия. Один из стандартных вариантов развязки детектива — потерпевший сам оказывается преступником.
  • Свидетель — лицо, обладающее какими-либо сведениями о предмете расследования. Преступник нередко впервые показывается в описании расследования как один из свидетелей.
  • Компаньон сыщика — человек, постоянно находящийся в контакте с сыщиком, участвующий в расследовании, но не обладающий способностями и знаниями сыщика. Он может оказывать техническую помощь в расследовании, но главная его задача — более выпукло показать выдающиеся способности сыщика на фоне среднего уровня обычного человека. Кроме того, компаньон нужен, чтобы задавать сыщику вопросы и выслушивать его объяснения, давая читателю возможность проследить ход мыслей сыщика и обращая внимание на отдельные моменты, которые сам читатель мог бы упустить. Классические примеры таких компаньонов — доктор Уотсон у Конан Дойля и Артур Гастингс у Агаты Кристи.
  • Консультант — человек, обладающий выраженными способностями к ведению расследования, но сам в нём непосредственно не участвующий. В детективах, где выделяется отдельная фигура консультанта, она может являться главной (например, журналист Ксенофонтов в детективных рассказах Виктора Пронина), а может оказаться просто эпизодически советчиком (например, учитель сыщика, к которому тот обращается за помощью).
  • Помощник — сам не ведёт расследования, но обеспечивает сыщика и/или консультанта сведениями, которые добывает сам. Например, эксперт-криминалист.
  • Подозреваемый — по ходу расследования возникает предположение, что именно он совершил преступление. С подозреваемыми авторы поступают по-разному, один из часто практикуемых принципов — «ни один из сразу заподозренных не является настоящим преступником», то есть все, кто попадает под подозрение, оказываются невиновными, а настоящим преступником оказывается тот, кого ни в чём не подозревали. Впрочем, данному принципу следуют далеко не все авторы. В детективах Агаты Кристи, например, мисс Марпл неоднократно говорит, что «в жизни обычно именно тот, кого заподозрили первым, и есть преступник».

История детектива

Первыми произведениями детективного жанра обычно считаются рассказы Эдгара По, написанные в 1840-х, но элементы детектива использовались многими авторами и ранее. Например, в романе Уильяма Годвина (1756—1836) «Приключения Калеба Вильямса» (1794) один из центральных героев — сыщик-любитель. Большое влияние на развитие детективной литературы также оказали «Записки» Э. Видока, опубликованные в 1828. Однако именно Эдгар По создал, по словам Еремея Парнова, первого Великого Сыщика — сыщика-любителя Дюпена из рассказа «Убийство на улице Морг». Дюпен впоследствии породил Шерлока Холмса и патера Брауна (Честертон), Лекока (Габорио) и мистера Каффа (Уилки Коллинз). Именно Эдгар По ввёл в сюжет детектива идею соперничества в раскрытии преступления между частным сыщиком и официальной полицией, в котором частный сыщик, как правило, берёт верх.

Детективный жанр становится популярным в Англии после выхода романов У. Коллинза «Женщина в белом» (1860) и «Лунный камень» (1868). В романах «Рука Уайлдера» (1869) и «Шах и мат» (1871) ирландского писателя Ш. Ле Фаню детектив сочетается с готическим романом. Золотым веком детектива в Англии считаются 30-е — 70-е гг. 20 века. Именно в это время публикуются классические детективные романы Агаты Кристи, Ф.Бидинга

[2] и других авторов, которые оказали влияние на развитие жанра в целом.

Основоположником французского детектива является Э. Габорио — автор серии романов о сыщике Лекоке. Стивенсон подражал Габорио в своих детективных рассказах (особенно в «Бриллианте раджи»).

Двадцать правил для пишущих детективы

В 1928 английский писатель Уиллард Хэттингтон, более известный под псевдонимом Стивен Ван Дайн, опубликовал свой свод литературных правил, назвав его «20 правил для пишущих детективы»:

1. Надо обеспечить читателю равные с сыщиком возможности распутывания тайн, для чего ясно и точно сообщить обо всех изобличительных следах.

2. В отношении читателя позволительны лишь такие трюки и обман, которые может применить преступник по отношению к сыщику.

3. Любовь запрещена. История должна быть игрой в пятнашки не между влюбленными, а между детективом и преступником.

4. Ни детектив, ни другое профессионально занимающееся следствием лицо не может быть преступником.

5. К разоблачению должны вести логические выводы. Непозволительны случайные или необоснованные признания.

6. В детективе не может отсутствовать сыщик, который методично разыскивает изобличающие улики, в результате чего приходит к решению загадки.

7. Обязательное преступление в детективе — убийство.

8. В решении заданной тайны надо исключить все сверхъестественные силы и обстоятельства.

9. В истории может действовать лишь один детектив — читатель не может соревноваться сразу с тремя-четырьмя членами эстафетной команды.

10. Преступник должен быть одним из наиболее или менее значительных действующих лиц, хорошо известных читателю.

11. Непозволительно дешёвое решение, при котором преступником является один из слуг.

12. Хотя у преступника может быть соучастник, в основном история должна рассказывать о поимке одного человека.

13. Тайным или уголовным сообществам нет места в детективе.

14. Метод совершения убийства и методика расследования должны быть разумными и обоснованными с научной точки зрения.

15. Для сообразительного читателя разгадка должна быть очевидной.

16. В детективе нет места литературщине, описаниям кропотливо разработанных характеров, расцвечиванию обстановки средствами художественной литературы.

17. Преступник ни в коем случае не может быть профессиональным злодеем.

18. Запрещено объяснять тайну несчастным случаем или самоубийством.

19. Мотив преступления всегда частного характера, он не может быть шпионской акцией, приправленной какими-либо международными интригами, мотивами тайных служб.

20. Автору детективов следует избегать всяческих шаблонных решений, идей.

Как пишет, однако, Еремей Парнов,

Десятилетие, последовавшее за обнародованием условий конвенции Ван Дайна, окончательно дискредитировало детектив как жанр литературы. Не случайно мы хорошо знаем сыщиков предшествующих эпох и каждый раз обращаемся именно к их опыту. Но едва ли сможем, не залезая в справочники, назвать имена деятелей из клана «Двадцати правил». Современный западный детектив развивался вопреки Ван Дайну, опровергая пункт за пунктом, преодолевая высосанные из пальца ограничения. Один параграф (сыщик не должен быть преступником!), впрочем, уцелел[3], хотя его и нарушал несколько раз кинематограф. Это разумный запрет, потому что он оберегает самое специфику детектива, стержневую его линию… В современном романе мы не увидим и следов «Правил»…[1]

Десять заповедей детективного романа Рональда Нокса

Также свои правила для писания детективов предложил Рональд Нокс, один из основателей Детективного клуба:

I. Преступником должен быть кто-то, упомянутый в начале романа, но им не должен оказаться человек, за ходом чьих мыслей читателю было позволено следить.

II. Как нечто само собой разумеющееся исключается действие сверхъестественных или потусторонних сил.

III. Не допускается использование более чем одного потайного помещения или тайного хода.

IV. Недопустимо использовать доселее неизвестные яды, а также устройства, требующие длинного научного объяснения в конце книги.

V. В произведении не должен фигурировать китаец.

VI. Детективу никогда не должен помогать счастливый случай; он не должен также руководствоватъся безотчетной, но верной интуицией.

VII. Детектив не должен сам оказаться преступником.

VIII. Натолкнувшись на тот или иной ключ к разгадке, детектив обязан немедленно представить его для изучения читателю.

IX. Глуповатый друг детектива, Уотсон в том или ином облике, не должен скрывать ни одного из соображений, приходящих ему в голову; по своим умственным способностям он должен немного уступать — но только совсем чуть-чуть — среднему читателю.

Х. Неразличимые братья-близнецы и вообще двойники не могут появляться в романе, если читатель должным образом не подготовлен к этому.

Некоторые виды детективов

Детектив закрытого типа

Поджанр, обычно наиболее строго соответствующий канонам классического детектива. Сюжет строится на расследовании преступления, совершённого в уединённом месте, где присутствует строго ограниченный набор персонажей. Никого постороннего в данном месте быть не может, так что преступление могло быть совершено только кем-то из присутствующих. Расследование ведётся кем-то из находящихся в месте совершения преступления с помощью остальных героев.

Данный вид детектива отличается тем, что сюжет в принципе исключает необходимость поиска неизвестного преступника. Подозреваемые налицо, и работа сыщика заключается в том, чтобы получить об участниках событий как можно больше сведений, на основании которых можно будет выявить преступника. Дополнительное психологическое напряжение создаётся тем фактом, что преступником должен оказаться кто-то из хорошо известных, находящихся рядом людей, никто из которых, обычно, не похож на преступника. Иногда в детективе закрытого типа происходит целая серия преступлений (обычно — убийств), в результате которых количество подозреваемых постоянно сокращается. Примеры детективов закрытого типа:

Психологический детектив

Данный вид детектива может несколько отступать от классических канонов в части требования стереотипного поведения и типичной психологии героев. Обычно расследуется преступление, совершённое по личным мотивам (зависть, месть), и основным элементом расследования становится изучение личностных особенностей подозреваемых, их привязанностей, болевых точек, убеждений, предрассудков, выяснение прошлого. Существует школа французского психологического детектива.

  • Диккенс, Чарльз, «Тайна Эдвина Друда».
  • Достоевский, Фёдор, «Преступление и наказание».
  • Буало — Нарсежак, «Волчицы», «Та, которой не стало», «Морские ворота», «Очертя сердце».
  • Жапризо, Себастьен, «Дама в очках и с ружьем в автомобиле».
  • Калеф, Ноэль, «Лифт на эшафот».
  • Болл, Джон, «Душной ночью в Каролине».

Исторический детектив

Основная статья: Исторический детектив

Историческое произведение с детективной интригой. Действие происходит в прошлом, или же в настоящем расследуется старинное преступление.

См. также Список детективов о дореволюционной России

Иронический детектив

Детективное расследование описывается с юмористической точки зрения. Зачастую произведения, написанные в таком ключе, пародируют и высмеивают штампы детективного романа.

  • Варшавский, Илья, «Ограбление произойдет в полночь»
  • Каганов, Леонид, «Майор Богдамир спасает деньги»
  • Козачинский, Александр, «Зеленый фургон»
  • Уэстлейк, Дональд, «Проклятый изумруд» (Горячий камешек), «Банк, который булькнул»
  • Иоанна Хмелевская (большинство произведений)
  • Дарья Донцова (все произведения)
  • Енэ Рейтэ (все произведения)

Фантастический детектив

Произведения на стыке фантастики и детектива[4][5]. Действие может происходить в будущем, альтернативном настоящем или прошлом, а также в полностью вымышленном мире.

  • Лем, Станислав, «Расследование», «Дознание»
  • Расселл, Эрик Фрэнк, «Будничная работа», «Оса»
  • Хольм ван Зайчик, цикл «Плохих людей нет»
  • Кир Булычёв, цикл «Интергалактическая полиция»(«Интергпол»)
  • Айзек Азимов, циклы Лакки Старр — космический рейнджер, Детектив Элайдж Бейли и робот Дениел Оливо
  • Сергей Лукьяненко, Геном
  • Джон Браннер, Квадраты шахматного города (англ. The Squares of the City, 1965; русский перевод — 1984)
  • Братья Стругацкие, Отель «У Погибшего Альпиниста»
  • Кук, Гленн, цикл фэнтэзи-детективов о сыщике Гаррете
  • Рэндалл Гаррет, цикл фэнтэзи-детективов о сыщике лорде Дарси
  • Борис Акунин «Детская книга»
  • Клугер, Даниэль, цикл фэнтэзи-детективов «Дела магические»
  • Эдгар Алан По — Убийство на улице Морг
  • Гарри Тортлдав — Дело о свалке токсичных заклинаний

Политический детектив

Один из довольно далеких от классического детектива жанров. Основная интрига строится вокруг политических событий и соперничества между различными политическими или бизнес-деятелями и силами. Часто бывает также, что главный герой сам по себе далек от политики, однако, расследуя дело, натыкается на препятствие расследованию со стороны «власть имущих» или раскрывает какой-либо заговор. Отличительной особенностью политического детектива является (хоть и не обязательно) возможное отсутствие полностью положительных героев, кроме главного. Данный жанр нечасто встречается в чистом виде, однако может являться составляющей частью произведения.

Шпионский детектив

Основывается на повествовании о деятельности разведчиков, шпионов и диверсантов как в военное, так и в мирное время на «невидимом фронте». По стилистическим границам очень близок к политическим и конспирологическим детективам, часто совмещается в одном и том же произведении. Основное отличие шпионского детектива от политического состоит в том, что в политическом детективе наиболее важную позицию занимает политическая основа расследуемого дела и антагонистические конфликты, в шпионском же внимание заостряется на разведывательной работе (слежка, диверсия и т. д.). Конспирологический детектив можно считать разновидностью и шпионского, и политического детектива

Полицейский детектив

Описывается работа команды профессионалов. В произведениях этого типа главный герой-сыщик либо отсутствует, либо лишь незначительно выше по своему значению в сравнении с остальными членами команды. В плане достоверности сюжета наиболее приближен к реальности и, соответственно, в наибольшей степени отклоняется от канонов жанра чистого детектива (подробно описана профессиональная рутина с деталями, не имеющим прямого отношения к сюжету, присутствует значительная доля случайностей и совпадений, очень большую роль играет наличие информаторов в преступной и околопреступной среде, преступник зачастую остается неназванным и неизвестным до самого конца расследования, а также может уходить от наказания вследствие небрежности расследования или недостатка прямых улик).

«Крутой» детектив

Описывается чаще всего детектив-одиночка, мужчина лет тридцати пяти-сорока, либо мелкое детективное агентство. В произведениях данного типа главный герой противостоит чуть ли не всему миру: организованной преступности, коррумпированным политикам, продажной полиции. Основные черты — максимум действия героя, его «крутости», подлый окружающий мир и честность главного героя. Лучшие образцы жанра психологичны и содержат признаки серьёзной литературы — например, произведения Раймонда Чандлера.

  • Дэшил Хэммет, цикл о Континентальном детективном агентстве, «Кровавая жатва» — считается родоначальником жанра.
  • Раймонд Чандлер, «Прощай, любимая», «Высокое окно», «Женщина в озере».
  • Росс Макдональд — многие произведения.
  • Честер Хеймс, «Беги, негр, беги».

Криминальный детектив

События описываются с точки зрения преступника, а не разыскивающих его людей. Классический пример: Джим Томпсон «Убийца во мне»

Детектив в кино

Детектив фокусируется на действиях детектива, частного сыщика, либо начинающего сыщика, изучающего загадочные обстоятельства преступления путём нахождения ключей к разгадке, расследования, и искусных умозаключений. Удачный детективный фильм часто скрывает личность преступника вплоть до концовки истории, а затем добавляет элемент неожиданности в процесс ареста подозреваемого. Возможно, однако, и обратное. Так, визитной карточкой сериала Коломбо стала демонстрация событий с точки зрения как детектива, так и преступника.

Неопределённость часто сохраняется как важная часть сюжета. Это может быть осуществлено с помощью звуковой дорожки, углов постановки камеры, игры теней и неожиданных поворотов сюжета. Альфред Хичкок использовал все эти приёмы, время от времени позволяя зрителю войти в состояние предчувствия угрозы и затем выбирал наиболее удачный момент для драматического эффекта.

Детективные повести доказали свою пригодность быть удачным выбором для сценария кинофильма. Сыщик часто является сильным персонажем с ярко выраженными лидерскими качествами, и сюжет может включать элементы драмы, неизвестности, личностного роста, неоднозначные и неожиданные отличительные черты характера.

По крайней мере до 1980-ых, женщины в детективах часто играют двойную роль, имея отношения с сыщиком и часто выполняют роль «женщины в опасности». Женщины в тех фильмах часто изобретательные личности, будучи самоуверенными, полны решимости и нередко двуличны. Они могут служить элементом неизвестности как беспомощные жертвы.

Афоризмы о детективе

  • Благодаря преступникам мировая культура обогатилась детективным жанром.
  • Если не знаешь, что писать, напиши: «Вошел мужчина с револьвером в руке». (Реймонд Чандлер)
  • Чем недогадливее следователь, тем длиннее детектив. (Виктор Романов)
  • Мотивов столько преступлений, что репу чешет детектив. (Георгий Александров)
  • В детективах так: одни копят добро, другие только этого и ждут.
  • От совершения преступления до его раскрытия — все лишь один детективный роман. (Борис Шапиро)

Библиография

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 Еремей Парнов. Сыщик поневоле, или ход конём. Предисл. // Дж. Бреннер. Квадраты шахматного города. М., «Мир», 1984
  2. Бидинг Ф. Смерть шагает по Истрепсу
  3. Это правило было нарушено
    Проверить информацию.

    Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
    На странице обсуждения должны быть пояснения.

    А Кристи в пьесе «Мышеловка», где следствие ведет психически больной убийца выдававший себя за полисмена. Также, в фильме Видок преступником оказывается журналист, идущий по следам Видока.
  4. Детективная фантастика
  5. Detective Fiction: Its Use as Literature and History

Ссылки

dic.academic.ru

Как стать детективом: обучение на детектива

Вопрос о том, как стать детективом, все чаще волнует людей, особенно молодого возраста. Уверяем вас, эта профессия далеко не проста. Возможно, ознакомившись с нюансами этой работы, вы откажетесь от своей затеи.

Особенности профессии детектива

Кто же такой детектив? Это человек, обладающий достаточными знаниями и умениями, чтобы не показать свою сферу деятельности публике. Определитесь, чего же вы действительно хотите: стать хорошим детективом или получить признание, как мировые сыщики наподобие Шерлока Холмса? Во втором случае вы обратились не по адресу, вам нужно штурмовать театральные институты, поскольку о настоящем детективе общественность не узнает. Человеком этой профессии может быть ваш начальник, друг, сосед, любимый.

Розыск, улики и разгадки интересных преступлений – это, бесспорно, звучит красиво и подкупает, но, к сожалению, в реальной жизни дела обстоят иначе.

Мифы о профессии детектива

Итак, вас волнует вопрос о том, как стать детективом. Разберем несколько мифов об этой сфере деятельности, чтобы вы были уверены, что действительно этого хотите.

«Детективы расследуют интересные преступления»

Бесспорно, сыщики занимаются раскрытием преступлений, но не так, как показывают в кино. В большинстве случаев детективы разбирают банальные злодеяния или следят за горе-супругами богатых людей, которые решили завести любовников.

«Детективы много зарабатывают»

Люди этой профессии зарабатывают действительно прилично только в том случае, если они являются идеальными работниками и уже успели зарекомендовать себя в узких кругах, что далеко не просто.

«Сыщики живут интересной жизнью»

Возможно, детективы и живут интересной жизнью, но она сводится к их личным увлечениям. Они, как и люди других профессий, разделяют работу и отдых. Раскрытие преступлений – это их повседневная деятельность, заработок. А интересной жизнь детектива делают путешествия, увлечения, личные достижения.

Еще не передумали становиться сыщиком? Тогда поговорим о том, как стать частным детективом. Без соответствующего обучения, без развития личностных качеств и упорной работы над собой тут не обойтись.

Частный детектив: как стать профессионалом

Поговорим о неприятной для большинства людей стороне профессии — о юридической. Вам обязательно придется оформить статус индивидуального предпринимателя и зарегистрироваться частным детективом. Перед тем как вам выдадут лицензию, вы должны будете представить множество документов и справок, а также несколько ваших фотографий. Но это далеко не все. Вы сможете стать сыщиком только в том случае, если вы:

  • имеете юридическое образование;
  • прошли соответствующие курсы подготовки;
  • имеете стаж работы в правоохранительных органах от 3 лет.

Последний вариант невозможен без, опять же, получения юридического образования. Поэтому вопрос о том, как стать детективом в России, требует вашей осведомленности о законах страны. Но юридическая сторона – не единственная проблема на пути к профессионализму.

Советы от Шерлока Холмса

Поговорим о навыках частного сыска. Во-первых, университетов, которые посвятят вас в детективное дело, не существует. Есть высшие учебные заведения с юридическим уклоном, которые обучат вас юридическим тонкостям, научат профессии следователя, сформируют навыки самообороны. Учиться на детектива вам придется самостоятельно.

Существует множество курсов, которые обещают за короткий срок сделать из вас сыщика с мировым именем. Далеко не все они оправдывают себя. Перед тем как вы решитесь пройти курсы, изучите отзывы о них, чтобы понимать, насколько оправдан ваш шаг.

Теперь поговорим о детективе с мировым именем, о Шерлоке Холмсе. Из книг мы можем вынести несколько бесценных уроков, которые помогут стать хорошим сыщиком:

  • Продвинуться в этой области только с помощью таланта не получится. Вам придется упорно работать над собой.
  • Обращайте внимание не на общую картину, а на детали. Тренируйтесь, стараясь предугадать действия или разгадать желания ваших друзей или близких людей. Дедуктивный метод никто не отменял.
  • Помните, что испытания – это интересно. Не нервничайте, если у вас не получается что-то разгадать. В жизни всегда намного больше вопросов, чем ответов. Будьте терпеливы.
  • Всегда работайте с напарником. Тут срабатывает обычная психология. Нам всегда нужен человек, с которым мы могли бы обсудить детали, которому можно пожаловаться. Нам важно ощущать поддержку.
  • Вы должны зарекомендовать себя как ответственный работник, для которого детективная деятельность – это не просто обязанность, а настоящее увлечение. Только в этом случае к вам будут обращаться люди.
  • Смотрите на все проблемы с разных сторон, не зацикливайтесь только на одном пути их решения.

Теперь поговорим о том, каким должен быть ваш характер.

Что нужно, чтобы стать детективом

Без развития личностных качеств нельзя добиться успеха в любой сфере деятельности. Частный сыск требует особенной работы над собой. Вам обязательно нужно развивать такие качества:

  • Стремление к новым знаниям. Вы должны быть начитаны и знать разные области жизни, а не только концентрироваться на интересующей информации.
  • Развивайте внимательность. Она должна быть отточена до безупречности, иначе вы не сможете сконцентрироваться на деталях.
  • При работе с клиентами и при расследованиях вам не обойтись без вежливости и спокойствия по отношению к окружающим.
  • Вы должны отлично разбираться в психологии. Это важно, поскольку ваша профессия требует навыков разоблачения лжи или моделирования поведения окружающих людей.

Развить эти качества до безупречности очень трудно. Чаще всего успешными детективами становятся люди, которые имеют врожденный талант.

Подводные камни профессии

Конечно, как стать детективом, — это только половина вопроса. Вы должны быть готовы, что в своей деятельности столкнетесь с неприятностями. Чтобы стать хорошим сыщиком, нужно предугадывать их наперед и уметь выкручиваться из любой ситуации. Итак, с чем вы столкнетесь:

  • Вам нельзя приводить как доказательство фото и видео с места преступления, если на это нет разрешения заказчика. Придется искать другие неоспоримые улики.
  • Вы не можете прослушивать разговоры с помощью специальной аппаратуры.
  • Вам нельзя применять оружие даже в случае опасности.
  • Запрещено представляться сотрудником полиции.
  • Даже при требовании клиента вы не имеете права скрывать от правоохранительных органов известную вам информацию.

В работе следует помнить об этих пунктах, чтобы не стать жертвой законодательства, имея благие цели.

В каком случае вам закрыта дорога в частный сыск

Есть определенные ограничения в этой профессии. Найдите другое занятие, если:

  • Вам нет 21 года.
  • У вас психические заболевания.
  • Вы подвергались судимости.
  • Находитесь под следствием.
  • Были уволены из правоохранительных органов на основании компрометирующих обстоятельств.

Не расстраивайтесь, если один из пунктов к вам относится, поскольку есть множество других занятий, которыми вы можете заняться.

Опасность профессии

Вы должны понимать, что частный сыщик подвергает себя опасности, выводя преступников на чистую воду. Если вы выдадите себя, вас могут попытаться устранить или подставить. Именно поэтому важно, чтобы вы всегда были начеку и умели работать скрытно, не оставляя даже малейших следов своего расследования.

fb.ru

Профессия «детектив»

Сотрудники детективных агентств законным способом собирают для своих клиентов информацию, которую просто так не раздобыть. Пропал близкий человек, угнали машину, недоброжелатель огласил конфиденциальные данные, подозрительно ведет себя супруг, ребенок, деловой партнер или кандидат на ответственную должность – с такими запросами обычно обращаются к частным детективам.

Отличие детектива от оперативника и следователя

Оперуполномоченный, он же «оперативник» или в простонародье «опер», – сотрудник полиции, который выслеживает и ловит предполагаемых преступников. Он действует по указанию следователя, который возбуждает дело, организует оперативно-разыскные действия, работает уже с пойманным подозреваемым, передает дело прокурору. Следователь служит в Министерстве внутренних дел (МВД), но, в отличие от оперуполномоченного, сотрудником полиции не является. Их отношения вписываются в схему «начальник – исполнитель» или «офисный работник – работник в поле».

Детектив же вообще не государственный служащий и не может проводить оперативно-разыскные мероприятия: задерживать подозреваемых, допрашивать, проводить следственные эксперименты, изучать чужие вещи и опрашивать граждан без их согласия. Детектив лишь ищет недостающие сведения для клиента. Если в ходе расследования он узнает о произошедших, совершаемых или планирующихся преступлениях, он сообщает о них в полицию и передает ей собранные данные.

Какими делами занимаются детективы

Не всякая компания может позволить себе содержать штат внутренней службы безопасности. На помощь приходят частные детективы, которые готовы проверить, не скрывает ли новый сотрудник что-то важное из своей биографии, не обманывает ли бизнес-партнер по поводу своей кредитоспособности, не используют ли конкуренты интеллектуальную собственность компании-клиента.

Частное лицо тоже может обратиться к детективу, чтобы найти пропавшего человека, украденное имущество, проверить на верность супруга, убедиться, что ребенок не попал в «плохую» компанию. В случае обнаружения противоправных действий детектив обращается в полицию. Иногда частные детективы могут помочь в расследовании уголовных дел – в тесном взаимодействии с оперативниками и следователями.

Кому понравится эта работа

Если вы не впадаете в долгий ступор в сложных ситуациях, во всем и всегда осмотрительны, любите глубоко погружаться в дело. Будьте готовы, что придется часто общаться: войти в доверие к клиенту, располагать к себе незнакомых людей, поддерживать контакты с многочисленными агентами. Если вас это не пугает – все в порядке, если вводит в ступор – лучше подыскать другую профессию.

Что нужно уметь

Детектив ищет информацию в открытых источниках (интернет, СМИ), наводит справки по своей базе контактов, осматривает места, которые могут быть связаны с преступлением. Также он может опрашивать возможных свидетелей, проводить аудио- и видеозапись разговоров, изучать вещи и документы чужих людей, но все это – лишь с их письменного согласия.

Тут пригодятся умения и знания:

  • журналистские – чтобы найти информацию в открытых источниках или получить информацию у незнакомого человека;
  • психологические – чтобы найти подход к людям, распознать обман;
  • юридические – чтобы выявить нарушение прав и самому не преступить закон.

Где можно сделать карьеру

Часто детективами становятся бывшие сотрудники полиции, поэтому можно пойти по такому пути: получаете юридическое образование (среднее профессиональное или высшее), работаете года три в оперативных или следственных структурах МВД, увольняетесь и подаете документы в ОВД для оформления лицензии на частную детективную деятельность. Если ОВД одобрят вашу заявку, у вас появляется лицензия на пять лет – все, вы детектив.

Можно не получать юридического образования, нигде не служить и просто пройти курсы профессионального обучения, но в таком случае у вас мало шансов получить лицензию и найти клиентов на высококонкурентном рынке сыскных услуг.

Куда поступить, чтобы стать детективом

Вам подойдут любые вузы, в которых есть направление подготовки «Юриспруденция». Если решили начать карьеру сыщика со службы в МВД, то поступайте в вуз при МВД России. Их список (без филиалов):

 

Москва

Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации;

Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя.

 

Санкт-Петербург

Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации.

 

Казань

Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации.

 

Екатеринбург

Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации

 

Нижний Новгород

Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации.

 

Уфа

Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации.

 

Ростов-на-Дону

Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации

 

Красноярск

Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации.

 

Омск

Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации.

 

Волгоград

Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации.

 

Воронеж

Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации.

 

Хабаровск

Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации.

 

Краснодар

Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации.

 

Иркутск

Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации.

 

Белгород

Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени И.Д. Путилина.

 

Барнаул

Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Другие профессии из данной тематической группы

www.examen.ru

Детектив (жанр) — это… Что такое Детектив (жанр)?

Детекти́в (англ. detective, от лат. detego — раскрываю, разоблачаю) — преимущественно литературный и кинематографический жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление, и детектив описывает его расследование и определение виновных, в таком случае конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающимся победой справедливости.

Определение

Основной признак детектива как жанра — наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Наиболее часто описываемое происшествие — это преступление, хотя существуют детективы, в которых расследуются события, не являющиеся преступными (так, в «Записках о Шерлоке Холмсе», безусловно, относящихся к жанру детектива, в пяти рассказах из восемнадцати преступлений нет).

Существенной особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю, во всяком случае, во всей полноте, до завершения расследования. Вместо этого читатель проводится автором через процесс расследования, получая возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты. Если произведение изначально описывает все детали происшествия, либо происшествие не содержит в себе ничего необычного, загадочного, то его уже следует относить не к чистому детективу, а к родственным жанрам (боевик, полицейский роман и т. д.).

Особенности жанра

Важное свойство классического детектива — полнота фактов. Разгадка тайны не может строиться на сведениях, которые не были предоставлены читателю в ходе описания расследования. К моменту, когда расследование завершается, читатель должен иметь достаточно информации для того, чтобы на её основании самостоятельно найти решение. Могут скрываться лишь отдельные незначительные подробности, не влияющие на возможность раскрытия тайны. По завершении расследования все загадки должны быть разгаданы, на все вопросы — найдены ответы.

Ещё несколько признаков классического детектива в совокупности были названы Н. Н. Вольским гипердетерминированностью мира детектива («мир детектива значительно более упорядочен, чем окружающая нас жизнь»):

  • Обыденность обстановки. Условия, в которых происходят события детектива, в целом обычны и хорошо известны читателю (во всяком случае, сам читатель полагает, что уверенно в них ориентируется). Благодаря этому читателю изначально очевидно, что из описываемого является обычным, а что — странным, выходящим за рамки.
  • Стереотипность поведения персонажей. Персонажи в значительной мере лишены своеобразия, их психология и поведенческие модели достаточно прозрачны, предсказуемы, а если они имеют какие-либо резко выделяющиеся особенности, то таковые становятся известны читателю. Также стереотипны мотивы действий (в том числе — мотивы преступления) персонажей.
  • Существование априорных правил построения сюжета, не всегда соответствующих реальной жизни. Так, например, в классическом детективе рассказчик и сыщик в принципе не могут оказаться преступниками.

Данный набор особенностей сужает поле возможных логических построений на основании известных фактов, облегчая читателю их анализ. Впрочем, не все поджанры детектива в точности следуют данным правилам.

Отмечается ещё одно ограничение, которому практически всегда следует классический детектив — невозможность случайных ошибок и невыявляемых совпадений. Например, в реальной жизни свидетель может говорить правду, может лгать, может заблуждаться или быть введён в заблуждение, но может и просто немотивированно ошибиться (случайно перепутать даты, суммы, фамилии). В детективе последняя возможность исключена — свидетель либо точен, либо лжёт, либо у его ошибки есть логичное обоснование.

Типичные персонажи

  • Сыщик — непосредственно занимается расследованием. В качестве сыщика могут выступать самые разные люди: служащие правоохранительных органов, частные детективы, родственники, друзья, знакомые пострадавших, иногда — совершенно случайные люди. Сыщик не может оказаться преступником. Фигура сыщика — центральная в детективе.
    • Сыщик-профессионал — работник правоохранительных органов. Может быть экспертом очень высокого уровня, а может — и обычным, каких много, работником полиции. Во втором случае в сложных ситуациях иногда обращается за советом к консультанту (см. ниже).
    • Частный детектив — для него расследование преступлений — основная работа, но он не служит в полиции, хотя может быть полицейским в отставке. Как правило, имеет чрезвычайно высокую квалификацию, деятелен и энергичен. Чаще всего частный детектив становится центральной фигурой, а для подчёркивания его качеств в действие могут вводиться сыщики-профессионалы, которые постоянно делают ошибки, поддаются на провокации преступника, встают на ложный след и подозревают невиновных. Используется противопоставление «одинокий герой против бюрократической организации и её чиновников», в котором симпатии автора и читателя оказываются на стороне героя.
    • Сыщик-любитель — то же самое, что и частный детектив, с той лишь разницей, что расследование преступлений для него — не профессия, а хобби, к которому он обращается лишь время от времени. Отдельный подвид сыщика-любителя — случайный человек, никогда не занимавшийся подобной деятельностью, но вынужденный вести расследование в силу острой необходимости, например, чтобы спасти несправедливо обвинённого близкого человека или отвести подозрение от себя. Сыщик-любитель приближает расследование к читателю, позволяет создать у него впечатление, что «я тоже мог бы в этом разобраться». Одна из условностей серий детективов с сыщиками-любителями (вроде мисс Марпл) — в реальной жизни человеку, если он не занимается расследованием преступлений профессионально, вряд ли встретится такое количество преступлений и загадочных происшествий.
  • Преступник — совершает преступление, заметает следы, пытается противодействовать следствию. В классическом детективе фигура преступника явно обозначается лишь в конце расследования, до этого момента преступник может быть свидетелем, подозреваемым или потерпевшим. Иногда действия преступника описываются и по ходу основного действия, но таким образом, чтобы не раскрыть его личность и не сообщить читателю сведений, которые нельзя было бы получить в ходе расследования из других источников.
  • Потерпервший — тот, против кого направлено преступление или тот, кто пострадал в результате загадочного происшествия. Один из стандартных вариантов развязки детектива — потерпевший сам оказывается преступником.
  • Свидетель — лицо, обладающее какими-либо сведениями о предмете расследования. Преступник нередко впервые показывается в описании расследования как один из свидетелей.
  • Компаньон сыщика — человек, постоянно находящийся в контакте с сыщиком, участвующий в расследовании, но не обладающий способностями и знаниями сыщика. Он может оказывать техническую помощь в расследовании, но главная его задача — более выпукло показать выдающиеся способности сыщика на фоне среднего уровня обычного человека. Кроме того, компаньон нужен, чтобы задавать сыщику вопросы и выслушивать его объяснения, давая читателю возможность проследить ход мыслей сыщика и обращая внимание на отдельные моменты, которые сам читатель мог бы упустить. Классические примеры таких компаньонов — доктор Уотсон у Конан Дойля и Артур Гастингс у Агаты Кристи.
  • Консультант — человек, обладающий выраженными способностями к ведению расследования, но сам в нём непосредственно не участвующий. В детективах, где выделяется отдельная фигура консультанта, она может являться главной (например, журналист Ксенофонтов в детективных рассказах Виктора Пронина), а может оказаться просто эпизодически советчиком (например, учитель сыщика, к которому тот обращается за помощью).
  • Помощник — сам не ведёт расследования, но обеспечивает сыщика и/или консультанта сведениями, которые добывает сам. Например, эксперт-криминалист.
  • Подозреваемый — по ходу расследования возникает предположение, что именно он совершил преступление. С подозреваемыми авторы поступают по-разному, один из часто практикуемых принципов — «ни один из сразу заподозренных не является настоящим преступником», то есть все, кто попадает под подозрение оказываются невиновными, а настоящим преступником оказывается тот, кого ни в чём не подозревали. Впрочем, данному принципу следуют далеко не все авторы. В детективах Агаты Кристи, например, мисс Марпл неоднократно говорит, что «в жизни обычно именно тот, кого заподозрили первым, и есть преступник».

История детектива

Первыми произведениями детективного жанра обычно считаются рассказы Эдгара По, написанные в 1840-х, но элементы детектива использовались многими авторами и ранее. Например, в романе Уильяма Годвина [1756-1836] «Приключения Калеба Вильямса» (1794) один из центральных героев — сыщик-любитель. Большое влияние на развитие детективной литературы также оказали «Записки» Э. Видока, опубликованные в 1828.

Детективный жанр становится популярным в Англии после выхода романов У. Коллинза «Женщина в белом» (1860) и «Лунный камень» (1868). В романах «Рука Уайлдера» (1869) и «Шах и мат» (1871) ирландского писателя Ш. Ле Фаню детектив сочетается с готическим романом. Основоположником франзуского детектива является Э. Габорио — автор серии романов о сыщике Лекоке. Стивенсон подражал Габорио в своих детективных рассказах (особенно в «Бриллианте раджи»).

Некоторые виды детективов

Детектив закрытого типа

Поджанр, обычно наиболее строго соответствующий канонам классического детектива. Сюжет строится на расследовании преступления, совершённого в уединённом месте, где присутствует строго ограниченный набор персонажей. Никого постороннего в данном месте быть не может, так что преступление могло быть совершено только кем-то из присутствующих. Расследование ведётся кем-то из находящихся в месте совершения преступления, с помощью остальных героев.

Данный вид детектива отличается тем, что сюжет в принципе исключает необходимость поиска неизвестного преступника. Подозреваемые налицо, и работа сыщика заключается в том, чтобы получить об участниках событий как можно больше сведений, на основании которых можно будет выявить преступника. Дополнительное психологическое напряжение создаётся тем фактом, что преступником должен оказаться кто-то из хорошо известных, находящихся рядом людей, никто из которых, обычно, не похож на преступника. Иногда в детективе закрытого типа происходит целая серия преступлений (обычно — убийств), в результате которых количество подозреваемых постоянно сокращается — например

Психологический детектив

Данный вид детектива может несколько отступать от классических канонов в части требования стереотипного поведения и типичной психологии героев. Обычно расследуется преступление, совершённое по личным мотивам (зависть, месть), и основным элементом расследования становится изучение личностных особенностей подозреваемых, их привязанностей, болевых точек, убеждений, предрассудков, выяснение прошлого. Существует школа французского психологического детектива.

Исторический детектив

Историческое произведение с детективной интригой. Действие происходит в прошлом, или же в настоящем расследуется старинное преступление.

Иронический детектив

Детективное расследование описывается с юмористической точки зрения. Зачастую произведения, написанные в таком ключе, пародируют штампы детективного романа.

  • Варшавский, Илья, Ограбление произойдет в полночь
  • Каганов, Леонид, Майор Богдамир спасает деньги
  • Козачинский, Александр, Зеленый фургон
  • Уэстлейк, Дональд, Проклятый изумруд (Горячий камушек), Банк, который булькнул
  • Иоанна Хмелевская
  • Дарья Донцова

Фантастический детектив

Произведения на стыке фантастики и детектива. Действие может происходить в будущем, альтернативном настоящем или прошлом, в полностью вымышленном мире.

  • Лем, Станислав, «Расследование», «Дознание»
  • Расселл, Эрик Фрэнк, «Будничная работа», «Оса»
  • Хольм ван Зайчик, цикл «Плохих людей нет»
  • Кир Булычёв, цикл «Интергалактическая полиция»(«Интергпол»)
  • Айзек Азимов, циклы Лакки Старр — космичекий рейнджер, Детектив Элайдж Бейли и робот Дениел Оливо
  • Сергей Лукьяненко, Геном

Политический детектив

Один из довольно далеких от классического детектива жанров. Основная интрига строится вокруг политических событий и соперничества между различными политическими или бизнес-деятелями и силами. Часто бывает также, что главный герой сам по себе далек от политики, однако, расследуя дело, натыкается на препятствие расследованию со стороны «власть имущих» или раскрывает какой-либо заговор. Отличительной особенностью политического детектива является (хоть и не обязательно) возможное отсутствие полностью положительных героев, кроме главного. Одним из видных писателей в этом жанре являеться азербайджанец Чингиз Абдуллаев. Его произведения переведены на многие языки мира. Данный жанр нечасто встречается в чистом виде, однако может являться составляющей частью произведения.

Шпионский детектив

Основывается на повествовании о деятельности разведчиков, шпионов и диверсантов как в военное, так и в мирное время на «невидимом фронте». По стилистическим границам очень близок к политическим и конспирологическим детективам, часто совмещается в одном и том же произведении. Основное отличие шпионского детектива от политического состоит в том, что в политическом детективе наиболее важную позицию занимает политическая основа расследуемого дела и антагонистические конфликты, в шпионском же внимание заостряется на разведывательной работе (слежка, диверсия и т. д.). Конспирологический детектив можно считать разновидностью и шпионского, и политического детектива

Детектив в кино

Детектив — субжанр более общей категории криминальных фильмов. Он фокусируется на действиях детектива, частного сыщика, либо начинающего сыщика в выяснении загадочных обстоятельств преступления путём нахождения ключей к разгадке, расследования, и искусных умозаключений. Удачный детективный фильм часто скрывает личность преступника до концовки истории, затем добавляет элемент неожиданности в процесс ареста подозреваемого. Возможно, однако, и обратное. Так, визитной карточкой сериала Коломбо стала демонстрация событий с точки зрения как детектива, так и преступника.

Неопределённость часто сохраняется как важная часть сюжета. Это может быть осуществлено с помощью звуковой дорожки, углов постановки камеры, игры теней и неожиданных поворотов сюжета. Альфред Хичкок использовал все эти приёмы, время от времени позволяя зрителю войти в состояние предчувствия угрозы и затем выбирал наиболее удачный момент для драматического эффекта.

Детективные повести доказали свою пригодность быть удачным выбором для сценария кинофильма. Сыщик часто является сильным персонажем с ярко выраженными лидерскими качествами, и сюжет может включать элементы драмы, неизвестности, личностного роста, неоднозначные и неожиданные отличительные черты характера.

По крайней мере до 1980-ых, женщины в детективах часто играют двойную роль, имея отношения с сыщиком и часто выполняют роль «женщины в опасности». Женщины в тех фильмах часто изобретательные личности, будучи самоуверенными, полны решимости и нередко двуличны. Они могут служить элементом неизвестности как беспомощные жертвы.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

что за профессия, чем занимается, плюсы и минусы, обучение, требования, описание,для детей, википедия, такой

Среди профессий выделяется немного специфическая, но в отдельном случае очень важная. А потому давайте рассмотрим, что представляет собой специальность детектив кто это, что необходимо для того, чтобы им стать.

Особенности специальности

 

В отличие от образа, что был создан в литературе и в кино, реальность оказывается более прозаичной и не такой романтичной. Стоит сказать, что сама по себе профессия является очень сложной, требующей от специалиста специальных знаний и умений.

Что будет необходимо для того чтобы стать профессионалом?

Чтобы получить возможность работать детективом, может потребоваться:

  1.  юридическое профессиональное образование. Чаще всего ими становятся сотрудники полиции, следователи, которые решили начать собственное дело;
  2.  может потребоваться специфические знания и опыт, которые можно будет получить только на оперативно-следственной или розыскной работе;
  3.  можно не иметь юридического образования и опыта работы в полиции. В этом случае нужно иметь развитую интуицию, ведь ситуации бывают разные и к ним нужно находить свой подход.

Стоит сказать, что расследование уголовных дел не самая частое, чем приходится заниматься детективу.

Для того, чтобы начать зарабатывать на профессии частного детектива придется зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель, пройти процедуру регистрации в УВД по месту жительства, в частности, сдать отпечатки пальцев. Потребуется пройти квалификационный экзамен на профессиональную пригодность. Только на основе экзамена принимается решение относительно выдачи лицензии.

Основные служебные обязанности

Стоит рассмотреть, в каких сферах может быть использован частный детектив:

  1.  может заниматься обеспечением безопасности для отдельных людей или бизнеса;
  2.  вести розыск;
  3.  производить сбор информации;
  4.  вести расследование, случаев неверности одного из супругов;
  5.  ведет поиск похищенного имущества;
  6.  может вести слежку;
  7.  может представлять интересы своего клиента в зале суда или в иных органов государственной власти.

Все это позволяет специалисту зарабатывать не только деньги, но и репутацию.

Что необходимо чтобы стать детективом?

Прежде всего, стоит знать, что есть специальный курс, обучающий на детектива.

Учебная программа имеет несколько важных для дальнейшей работы разделов.

Сюда входит:

  •  навыки и опыт юриста;
  •  проведение тактической и специальной следственной подготовки;
  •  обучают как правильно вести наблюдение за объектом;
  •  позволят отработать навыки ведения опроса;
  •  важной будет психологическая подготовка специалиста;
  •  обучают, как правильно оказать первую медицинскую помощь;
  •  во время обучения проводится подготовка физической формы и занятия в тире с различными видами стрелкового оружия.

Кроме знаний, получаемых во время обучения, очень важными будут личностные качества специалиста.

К ним относят:

  •  уметь мыслить логически;
  •  обладать высокой наблюдательностью;
  •  уметь быть внимательным;
  •  обладать терпением;
  •  следует уметь отслеживать различные виды объектов;
  •  высокая коммуникабельность;
  •  важное качество — уметь разговаривать с различными категориями граждан;
  •  нужно уметь маскироваться.

Все эти качества помогут выполнять свою работу как детектив кто это, мы сейчас и рассмотрели.

oksait.ru

Детектив. История жанра детектив. Отличительные признаки детектива. Законы жанра Детектив. Разновидности детективов. Детектив в кинематографе.

Детектив по праву занимает почетное место среди жанров литературы и кино. Будоражащие воображение хитросплетения сюжета и сохраняющаяся до финальных сцен интрига заставляют его поклонников, затаив дыхание, следить за приключениями героев и пытаться вместе с ним разгадать все тайны. Извечная борьба добра и зла в форме противостояния преступника и представителей закона, как нельзя более живописно раскрывается здесь.

История жанра детектив

Интерес к расследованию преступления и поиску виновных лиц возник в обществе с того момента, как уголовное преследование нарушителей закона стало носить публичный характер. Еще на заре развития цивилизации преследованию и каре подвергались воры, убийцы, мошенники и подобные им. Раскрыть преступление, найти тех, кто его совершил и доказать их вину всегда было не просто и требовало аналитического мышления, смекалки и наблюдательности, присущей избранным.

Первые попытки написать литературное произведение в жанре детектива имели место еще в XVIII веке в опусах Вильяма Годвина, описавшего приключения увлеченного любителя раскрытия интриг. Однако лишь из-под пера Эдгара По в 1840 годах вышли действительно детективные рассказы, повествующие о предприимчивом Дюпене, ловко распутывающим самые хитрые ребусы. Именно тогда излюбленным героем жанра стал одиночка, который, в отличие от полиции, находит ответы на все вопросы и добивается торжества справедливости.

Родиной детектива считается Англия, где творили Агата Кристи, Дойл, Коллинз, Бидинг и другие мастера пера, произведения которых до сих пор актуальны и интересны миллионам читателей по всему миру. Не менее блистательно писали француз Фаню, американцы Шелдон, Чейх и Хейли и многие другие. В отечественной литературе полноценный детектив появился лишь в конце XIX века после снятия цензуры и падения железного занавеса.

Отличительные признаки жанра детектив

Детективу свойственна яркая завязка сюжета, основанного на совершении преступления, когда установить виновного не удалось. Как правило, следствие, идя по горячим следам, оказывается в тупике или задерживают невиновного человека. В борьбу с беззаконием вступает отчаянный сыщик-интеллектуал, который быстро находит истинного преступника и отыскивает достаточные доказательства его вины.

Специфика таких произведений в том, что читатель одновременно с главным героем изучает улики, получает информацию и знакомится с подозреваемыми, пытаясь угадать, кто же из них действительно совершил преступление и по каким мотивам действовал. Если детектив хороший, то правда выясняется на последних страницах книги, а острота сюжета сохраняется до финальной точки.

Что касается основных персонажей, то, помимо злодея и его антипода, непременно присутствует потерпевший, несколько альтернативных подозреваемых, или, как вариант, несправедливо обвиненных лиц, а также ленивые, безынициативные или попросту продажные представители официальных следственных органов. И наконец, невозможно себе представить детектив, лишенный торжества справедливости и внесения ясности во все тайны.

Законы жанра Детектив

Детективный жанр, как никакой иной, подчиняется непреложным законом и стереотипам. Так, во-первых, главное действующее лицо, ведущее расследование, будь это журналист, полицейский или девушка-студентка никогда не окажутся истинным виновником происшествия, в то время, как в жизни такое вполне может иметь место. Во-вторых, самый вероятный преступник обычно оказывается непричастным, а собранные доказательства в итоге указывают на того, кто вовсе не вызывал подозрений изначально.

Во-вторых, в детективах не бывает лишних элементов. Здесь уместен пример с пресловутым ружьем, которое должно выстрелить, раз уж висит на стене. Каждый персонаж выполняет свою роль, а любые мелочи предназначены для наведения читателя на правильный ответ. Распознать в замысловатых случайностях подсказку сумеет лишь очень проницательный человек, которому детективы по-настоящему близки.

В-третьих, совершенное преступление и попытки его раскрыть являются главными в сюжетной линии, даже, если она разбавлена комичными ситуациями, мистикой или любовными историями. Окружающая обстановка и поведение участников действа неизменно понятны и близки каждому в такой степени, что не сложно вообразить самого себя среди героев.

Разновидности детективов

Не смотря на подчиненность жанра четким правилам, существует большое многообразие детективов. Так, сегодня большой популярностью пользуются остросюжетные книги и фильмы, где сыщик проявляет не только тонкое аналитическое мышление и прозорливость, но вполне успешно владеет боевыми искусствами, мастерски водит машину и стреляет из всех видов оружия.

Такие детективы с элементами боевика, а порой и триллера по достоинству оценили мужчины, в то время, как представительницы слабого пола отдают предпочтение классическому и неспешному течению сюжета. Не менее востребованы юмористические детективы, главным действующим лицом которых выступают домохозяйки, постоянно попадающие в череду неприятностей или рассеянные и добродушные следователи.

Особого внимания заслуживают детективы с мистическим оттенком, где преступление совершают потусторонние силы или одержимые психозом люди. Самой распространенной тематикой в такой разновидности жанра являются истории поимки маньяка. Любовные авантюры и детективы с эротическими нотками не менее интересны зрителю и читателю любого пола и возраста, так как, помимо возможности следить за поисками преступника, можно наслаждаться романическими моментами.

Детектив в кинематографе

Детективный сюжет вдохновил многих режиссеров на создание блестящих кинолент и сегодня этот жанр положен в основу миллионов сценариев. Примечательно, что съемки классического детектива не требуют большого бюджета фильма, но, при интригующем и ярком сюжете, виртуозной актерской игре и высоком качестве постановки, неизбежно приносят огромные кассовые сборы.

Экранизации фильмов и сериалов о самых известных сыщиках, будь это реальные люди или вымышленные персонажи, подобно Шерлоку Холмсу или Эркюлю Пуаро, привлекают внимание миллионной зрительской аудитории. Современные трактовки классических произведений отличаются оригинальностью и свежестью, а нынешние герои отечественного и зарубежного кино также собирают толпы поклонников и приносят известность актерам, сыгравшим их.

www.the-xfiles.ru

Что такое детектив в литературе? Характеристика и особенности детективного жанра

Книги — этот уникальный, наполненный тайной и волшебством мир, который влечет каждого из нас. Все мы предпочитаем разные жанровые направления: исторические романы, фэнтези, мистику.

В хорошем детективе человек держит в руке отрубленную голову…

Однако одним из самых почитаемых и, несомненно, интересных жанров является детектив. Талантливо написанное произведение в детективном жанре дает читателю самостоятельно сложить логическую цепочку событий и вычислить преступника. Что, несомненно, требует умственных усилий. Невероятно интересное и увлекательное чтение!

Итак, что такое детектив в литературе и чем он отличается от других жанров?

Написание книги в детективном жанре требует от автора немало усилий. Сюжет требует тщательного обдумывания и не терпит нестыковок в повествовании. Логически построенная цепочка из событий и намеков, яростное противостояние положительного и отрицательного героев, напряжение, которым пропитана книга… Эти факторы делают детектив одним из самых любимых жанров многих книголюбов.

Что такое детектив?

Детектив — это литературное произведение или кинофильм, повествующий о приключениях сыщика. В основе детектива всегда есть тайна, которая раскрывается к концу повествования.

Происхождение термина

Что такое «детектив»? Определение появилось вместе с первыми детективными историями, вышедшими в XIX веке. Термин произошел от латинского слова detectio — «раскрывать», «обнаруживать». Имеет два значения: первое — обозначает детектив как жанр, второе — человека, который занимается расследованием, сыщика.

Термин был заимствован из английского языка в XIX веке.

Первый детектив в истории

Родоначальницей классического детектива считается Агата Кристи с ее мисс Марпл, однако на самом деле это не так. Впервые классический детектив был написан в 40-х годах XIX века популярным писателем Эдгаром Алланом По. Все три его рассказа — «Убийства на улице Морг», «Тайна Мари Роже» и «Похищенное письмо» — до сих пор считаются классикой, мотивам которых следуют авторы по сей день.

Есть преступление — есть детективная история

Не меньше Эдгара По историями в детективной жанре прославилась Анна Кэтрин Грин. Будучи дочерью юриста, она умела не только придумывать увлекательные истории, но и максимально точно описывала процесс расследования. Ее первая работа под названием «Дело Ливенуорта» стала бестселлером. В Сенате штата Пенсильвания авторство Анны было поставлено под сомнение: может ли женщина написать столь реалистичную детективную историю?

Однако и до XIX века в литературе встречались отдельные мотивы детективного жанра. Вероятно, элемент детектива возник одновременно с появлением первых законов и их нарушений. Его можно найти даже в древней литературе. Но впервые попытка написать полноценный детектив была предпринята Вильямом Годвином в XV веке, который описал приключения увлеченного любителя тайн.

Позже философ-анархист У. Годвин в своем романе «Калеб Уильямс» (1974) описал сыщика-любителя. Немалую долю в развитие детективного жанра внесли мемуары Э. Видока. Подробнее его увлекательную биографию мы рассмотрим ниже.

Знаменитый Сэм Спейд Дэшила Хэммета — типичный представитель нуарного детектива. Именно он стал одним из родоначальников этого направления, которое позже подарило зрителям цепочку сериалов о Коломбо. Что такое нуарный детектив? Это обитатель узкого детективного жанра, который имеет свои отличительные черты. Обычно это ироничный, разочаровавшийся во всем на свете сыщик среднего возраста. Часто носит плащ и шляпу, как знаменитый Коломбо.

Обсуждая, что такое детектив в литературе, нельзя не упомянуть и знаменитейшего в литературе сыщика — Шерлока Холмса, созданного Артуром Конан Дойлом. До сих пор авторы детективов стараются максимально отдалить своих персонажей от идеального образа Холмса.

Особенности детективного жанра

Что такое детектив как художественный жанр и какими особенностями он отличается? Его элементы узнаваемы сразу, с первых страниц повествования.

  1. Автор излагает свои мысли четко и больше обращает внимание на окружающую обстановку, нежели на самих героев. Детективы подчас написаны несколько сухо и сдержанно, чего не наблюдается в произведениях других литературных жанров. Исключения составляют женские детективные романы, в которых много эмоций и юмора. Это объясняется тем, что основная задача детектива — расследование главной тайны, логического сопоставления фактов.
  2. Автор описывает обыденную обстановку. Читатель уверенно ориентируется в событиях повествования и знает всех персонажей, которые фигурируют в истории. Однако встречаются исключения, когда единственно не упомянутый персонаж — преступник. Он появляется в конце истории, во время раскрытия преступления, совершенного им.
  3. В детективе почти всегда есть преступление. Автор активно вовлекает читателя в процесс его расследования. Ему известны все факты, которые позволяют самостоятельно складывать головоломку событий. Конечно, такую возможность предоставляют не все авторы, порой о личности преступника невозможно догадаться до последних страниц книги.
  4. Логичность. Логическую цепочку, которую построил автор, не нарушают никакие посторонние события. Все моменты, описанные в книге, имеют отношение к расследованию и не упоминаются просто так.

Кроме того, в детективе присутствует определенный «набор» персонажей.

Типичные персонажи в литературном детективе

Автор пишет детективную историю ради сыщика. Иными словами, преступник подстраивает свою кровавую деятельность под детектива, который расследует преступление. Однако следует заметить, что не во всех поджанрах детективного романа имеется преступление. Например, в пяти из восемнадцати рассказов о Шерлоке Холмсе, написанных Артуром Конан Дойлом, не было преступлений. Однако сохранился факт расследования загадки.

Сыщиком зачастую является служащий полиции, частный детектив или любитель. Последний особенно любим читателями, так как его образ близок и понятен им. Читая подобный детектив, читатель уверен: окажись он на месте сыщика, действовал бы точно так же. Сыщик-любитель часто встречается в авантюрном детективе. Что такое детектив в авантюрном жанре? Это приключенческий роман с детективной линией в духе Дэшила Хэммета. Такие романы изобилуют событиями, это мир экзотики и геройств, тайн и авантюр.

Преступник нередко фигурирует в романе. Он может находится под личиной подозреваемого, свидетеля или даже потерпевшего. Он всячески противодействует следствию, заметает следы. Часто автор знакомит читателя с преступником, но таким образом, чтобы он не догадался о его личности. Ведь именно интрига, кто же на самом деле является главным злодеем, в 90 % случаев заставляет читателя дочитать роман до конца.

И, конечно, потерпевший, который нередко и сам оказывается преступником в классическом детективе.

Кроме того, в романе можно встретить помощника детектива, свидетеля и других второстепенных персонажей.

Самый знаменитый сыщик в истории

В литературном жанре самыми известными сыщиками являются: Шерлок Холмс, мисс Марпл, Эркюль Пуаро, Огюст Дюпен. Однако и в реальной жизни были знаменитые детективы, которые оставили свой след в истории. Среди них — Алан Пинкертон и Эжен Франсуа Видок.

Последний знаменит невероятно бурной биографией. В 14 лет на уроке фехтования он убил своего преподавателя, и хотя эта была роковая случайность, Эжен решил бежать в Америку. Однако его призвали в армию. Вскоре он дезертировал и попал в плохую компанию. Эжен грабил и убивал в составе банды, неоднократно был пойман полицией, но каждый раз убегал, за что был прозван в преступном мире Королем риска.

Спустя года Эжен понял, что эта жизнь не для него, он сам отправился в полицию и предложил свои услуги по ловле преступников. Он утверждал, что только преступник может понять преступника. Эжену действительно удавалось распутывать даже самые сложные криминальные дела. Он стал прототипом многих сыщиков литературного жанра.

fb.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о